Что такое «синдром отличника»? И нужно ли с этим бороться? Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма

– комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

    Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

    Причины синдрома отличника

    Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

    • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
    • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
    • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
    • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

    Патогенез

    Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

    Симптомы синдрома отличника

    Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

    У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику , ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией . «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

    Осложнения

    Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики , обсессивно-компульсивное расстройство , психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония , астма и другие.

    Диагностика

    Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства . Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

    • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром , психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
    • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
    • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

    Лечение синдрома отличника

    Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

    • Когнитивно-поведенческая . В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
    • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
    • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

    Прогноз и профилактика

    При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

Замечено, что дети, которые недостаточно упорно учились в школе, оказываются более смышлеными и успешными в реальной жизни, чем отличники. Казалось бы, что же плохого в желании всегда и во всем достигать успеха и быть первым? Ничего, пока это желание имеет приемлемые рамки. Если же это становится самоцелью, такой человек зависим от мнения общества, и болезненно переносит любую критику или недостаток внимания. Синдром отличника это то, что во взрослой жизни называют перфекционизмом – когда человек не способен принять неидеальность своих результатов в чем-то и очень сильно страдает из-за этого.

Код по МКБ-10

F84 Общие расстройства психологического характера

Причины синдрома отличника

Корни этой патологии уходят глубоко в детство, однако влияют на дальнейшую жизнь не в меньшей степени. И если у ребенка это исправить относительно легко, то чем старше, тем сложнее избавиться от такого синдрома.

Проблемы, к которым может привести патологический синдром отличника

Синдром отличника опасен эмоциональным и психическим истощением, особенно для детей. Опасность в том, что у ребенка развивается неготовность потерпеть поражения, принимать трудности и, конечно, неуверенность в себе. Это ведет к тому, что ребенок будет добиваться результата во вред себе и своему здоровью, а поскольку невозможно всегда выигрывать во всем, это неизменно приведет к депрессии.

Симптомы синдрома отличника

Синдром отличника у ребенка проявляется в том, что он очень тяжело, горестно переживает любую отметку, отличающуюся от самой высокой. Недостаточно хорошо выполненное задание становится причиной трагедии и отсутствия желания продолжать учебу дальше.

Дети с синдромом отличника способны легко пожертвовать развлечениями и общением с друзьями ради первенства в учебе.

Поскольку главной мотивацией в учебе для ребенка с патологическим синдромом отличника служат не знания, а достижение любой ценой самой высокой оценки, а также одобрение и восхищение окружающих, такой ребенок отличается зависимостью от мнения других людей и нестабильной самооценкой. Когда его похвалят, она сильно завышается, но стоит покритиковать – он расстраивается и может даже обидеться. Также симптомом служит болезненная ревность ребенка к похвалам и высоким отметкам других детей.

Ребенок, которому в детстве родители не дали чувства защищенности и принятия таким как он есть, не показали что его любят безусловно, а не за достижения, вынужден разбираться с проблемой нестабильной самооценки. Даже будучи взрослыми, таким людям очень сложно осознать, что с ними дружат не из-за выгоды, или полюбили не за соответствие идеализированному стандарту супруга/отца/друга/работника, а за их личные достоинства, которых они сами чаще всего даже не осознают.

Синдром отличника у взрослых зачастую проявляется в комплексе нескольких признаков:

  • повышенное чувство ответственности;
  • чувство вины за возможную неудачу;
  • завышенные требования к окружающим людям;
  • неумение расставить приоритеты, попытка быть успешным во всех сферах;
  • неумение проигрывать.

Диагностика синдрома отличника

Необходима дифференциальная диагностика патологии от желания самореализоваться. В настоящее время проблема нормального и патологического типов синдрома отличника или перфекционизма осве­щена в нескольких сравнительных исследованиях, однако отсутствие психо­диагностической методики, позволяющей диф­ференцировать типы перфекционизма, выступает основным препятствием для четкой дифференциальной диагностики.

На сегодняшний день, для определения типа перфекционизма у взрослого человека (нормальный, патологический) используется дифференциальный тест перфекционизма, который предусматривает опрос на 45 и/или 24 пункта, где испытуемый определяет степень согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Для прохождения этого теста нужно желание и честность в ответах. В конце подсчитываются балы, и определяется результат.

Лечение синдрома отличника

Поскольку не бывает чисто детских проблем, в них обычно замешана его семья. Как правило, такое обостренное отношение к своим успехам - это проявление установки родителей в отношении ребенка «мы тебя любим только в том случае, если ты полностью соответствуешь нашим ожиданиям, а мы ждем, что ты будешь самым лучшим». Таким образом, родители пытаются удовлетворить собственное тщеславие, возможно, компенсировать собственную недостаточную самооценку. А ребенок инстинктивно очень боится потерять родительскую любовь, и он будет прикладывать все усилия, чтобы сохранить ее, поскольку сама оценка как такова для ребенка менее значима, нежели для взрослых.

Если ребенок принес домой плохую оценку, имеет смысл, прежде всего, поговорить с ним, обсудить, почему не получилась более высокая оценка и выяснить его чувства по этому поводу. Если ребенку все равно, тогда следует задуматься о методах воспитания, ведь он не критичен к себе. Если же он огорчен, нужно помочь ему справиться с этим, и поверить в свои силы.

Если вы наблюдаете у своего ребенка симптомы зарождающегося патологического перфекционизма, старайтесь больше проявить к нему свою любовь на доступном для него языке:

  • чаще обнимайте его, без повода;
  • уделяйте внимание, интересуйтесь происходящим в его жизни;
  • слушайте его, узнавайте его чувства к тем вещам, которыми он с вами делится, помогайте советом, если он вас об этом просит;
  • говорите ему слова поддержки, дайте ему понять, что он более важен для вас, нежели его результаты, что его неудачи не определяют вашего отношения к нему;
  • проводите вместе свободное время, занимайтесь вместе чем-то, что его увлекает;
  • не сравнивайте его с другими детьми, лучше покажите прогресс или регресс с ним прежним.
  • если он уделяет слишком много времени занятиям, предлагайте ему отвлечься, погулять с друзьями.

Взрослым людям, заметившим в себе признаки этой патологии, рекомендуется иногда специально нарушать устоявшиеся привычки и личные стереотипы, а также избавиться от страха неудачи:

  • позвольте окружающим время от времени замечать ваши ошибки, помните, что вы живой человек, и можете ошибаться;
  • следите за тем, чтобы не перекладывать вину за ваши промахи на обстоятельства или других людей. Например, опоздав на работу, будьте честными, если вы поздно вышли из дома, то в вашем опоздании не виновен не водитель транспортного средства;
  • запишитесь на курсы, которые вам интересны, но вы из-за страха неудачи не решались пойти;
  • старайтесь относиться к своим промахам с юмором;
  • попросите прямолинейного откровенного друга поговорить с вами о ваших ошибках. Анализируйте неудачные моменты с ним, слушайте его точку зрения;
  • поэкспериментируйте с одеждой, - если вас привыкли видеть только в деловом стиле, наденьте в выходной день старые потертые джинсы и помятый свитер, или не наносите макияж и пройдитесь по городу. Позвольте себе свободные дни, когда можно надеть удобную одежду, не задумываясь о производимом впечатлении на незнакомых вам людей.
  • делегируйте дела, ели позволяет служебное положение, и не стесняйтесь просить помощи или совета, если вы некомпетентны в чем-то;
  • помните, - невозможно нравиться абсолютно всем. Не забывайте хвалить себя за достижения, даже самые маленькие и прощать себе ошибки. Все можно исправить, а ваше здоровье важнее.

Если вам выполнение этих советов дается с трудностью, лучшим выходом будет, если вы обратитесь за помощью к хорошему, проверенному специалисту.

Успешный ученик, отличник, «всем ребятам пример» - завидная роль, но тяжелая ноша. Простившись со школой, бывшие отличники далеко не всегда способны сделать успешную карьеру и построить личное счастье. Психологи уверены, что дело здесь в некоторых важных компонентах успеха, которые не измеряются оценками в дневнике.

Если вы видели хоть один голливудский фильм про жизнь студентов колледжа, то вам, несомненно, знаком этот типаж: красавец, отличник, капитан футбольной сборной, председатель дискуссионного клуба и король выпускного бала. А потом... потом камера отъезжает в сторону, и мы полтора часа следим за душевными метаниями школьного аутсайдера, а лучший из лучших так и остается второстепенным персонажем, который нужен режиссеру, только чтобы оттенять проблемы главного героя.

Отличник, как правило, не вызывает у нас ни тревоги, ни сочувствия - он просто молодец, и у него все хорошо. Мало кто вспоминает, что у успеха тоже есть своя цена, и иногда она оказывается непомерно велика. Что же такое пресловутый «синдром отличника» и как распознать его у успешного ребенка?

Отметки в обмен на любовь

Первые простые и внятные подтверждения успешности дает ребенку система школьных оценок: «Учись на пятерки и тебя похвалят». «Синдром отличника проявляется у успешных детей обычно уже в младших классах, - уверена психолог Анна Петровская, специалист по детско-родительским взаимоотношениям. - Причем, поскольку девочки в этом возрасте зачастую более аккуратны и усидчивы, они и преуспевают чаще, так что справедливо говорить о синдроме отличницы, а не отличника».

На первых порах заработать похвалу и одобрение способному и усидчивому ребенку оказывается совсем несложно. Но со временем задача усложняется. Прописи пройдены, а творческие задания уже невозможно выполнять по шаблону. Однако отличницы в глубине души уверены: не получишь пятерку - никто не будет тебя любить и уважать.

«Парадоксально, но недостаточная уверенность в себе - характерная проблема многих успешных детей и подростков, - подтверждает Анна Петровская. - Учеба выступает здесь как своеобразный компенсационный механизм, способ привлечь к себе внимание, заработать хорошее отношение окружающих. И совсем не обязательно, что учеба как таковая приносит ребенку удовольствие».

Детская установка «сделай на отлично и получи одобрение», как это ни странно, во взрослой жизни может иметь катастрофические последствия. В частности, при построении личных отношений. Пытаясь следовать стереотипу хорошей жены (вкусный обед, чистота в квартире, выглаженные рубашки) или мужа (высокий заработок, помощь по дому, воскресные прогулки с детьми), бывшие отличники и отличницы ждут эмоционального отклика - нежности, восхищения. И если партнер не готов на эмоциональную оценку или принимает все как должное, то возникает почва для конфликта. Особенно когда «трудовые подвиги» ради соответствия неким стереотипам, так же как и «гранит науки» в школьные годы, не приносят им самим никакого удовольствия.

Ребенок, которому в семье не дали понять и почувствовать, что его любят не за пятерки и победы на олимпиадах, что родительская любовь безусловна неизбежно сталкивается с проблемой заниженной самооценки. Во взрослой жизни отличникам бывает очень сложно осознать, что их выбрали и полюбили не за соответствие стереотипу «идеального супруга», а за их личные неповторимые достоинства, которых они зачастую не признают и не ценят.

Проблема: заниженная самооценка.

Что делать: постарайтесь сместить акцент с отметок на сам процесс учебы. Спрашивайте не о том, какие оценки сегодня он получил, а что нового узнал, что его удивило или порадовало.

Совет психолога: «Обсуждая очередную пятерку, хвалите ребенка не за саму отметку, - советует Анна Петровская, - а за трудолюбие, усердие, прилежание. Покажите, что вы гордитесь им самим и его работой, а не тем, как оценивают его окружающие».

Правило черной королевы

«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» - сообщила Алисе в Зазеркалье Черная Королева. Как ни удивительно, но отличникам похвалы достаются гораздо реже, чем менее удачливым сверстникам. Ведь их успехи воспринимаются как должное, зато редкие провалы становятся центром всеобщего внимания, в то время как с завзятыми троечниками все обстоит как раз наоборот. Паническая боязнь ошибиться, стремление во что бы то ни стало быть лучшим во всем может довести до настоящего невроза.

«Можно выделить два принципиальных момента, которые подводят очень способных ребят, - рассказывает Александр Овсянников, специалист центра по работе с одаренными детьми. - Это неспособность выделить приоритеты и неумение проигрывать. Ребенок (с помощью родителей) должен выделить что-то основное, наиболее важное и перспективное и сосредоточить на этом направлении свои усилия. Разумеется, увлечения подростка могут со временем меняться, но их не должно быть бесконечно много! Однако на практике, стремясь завоевать внимание и одобрение родителей, он покоряет все новые и новые вершины, добиваясь зачастую обратного результата - интерес к его успехам падает».

Во взрослой жизни этот аспект «синдрома отличника» становится настоящим стрессовым фактором, особенно для женщин. Не умея выделять главное, жена и мама может довести себя до изнурения, пытаясь содержать дом в безупречном порядке и одновременно выстроить карьеру. Ведь отказ от любой мелочи, будь то воскресная выпечка собственного изготовления или подготовка дополнительных слайдов для презентации, воспринимается как настоящее поражение - все должно быть сделано идеально! Сперва для этого жертвуют отдыхом, затем сном, затем общением с близкими.

Проблема: неумение выделить приоритеты.

На что обратить внимание: ваш ребенок взял приз на певческом конкурсе, выиграл олимпиаду по математике, стал чемпионом по плаванию, а теперь еще и сообщил, что записался на курсы японского языка? Если он коллекционирует награды и медали во всем подряд - подумайте, может, это послание «я хороший», предназначенное для вас?

Что делать: говорите с ребенком о перспективах, связанных с его увлечениями, постарайтесь помочь ему выбрать наиболее значимые из них.

Совет психолога: «Идеально, если вы разделите интересы с сыном или дочерью, разумеется, на доступном для вас уровне, - советует психолог Анна Петровская. - Если он увлекается спортом - ходите с ним на соревнования, где принимают участие его кумиры, если рисует - на выставки, музицирует - на концерты».

Наука проигрывать

Зачастую отличник так боится ошибиться, дать неверный ответ, проиграть, что это превращается в настоящую фобию. Стремясь обезопасить себя от провала, ребенок, с одной стороны, тратит невероятные усилия на то, чтобы выучить задание, с другой - боится отойти от заданного учителем шаблона. Но в старших классах (или на университетской скамье) он действительно может оказаться в худшем из своих кошмаров - быть поверженным бывшим троечником, который берется за ум и начинает буквально фонтанировать блистательными идеями и оригинальными решениями нестандартных задач. Вспомните свое детство - если в первом классе в отличницах ходили исключительно девочки, то на выпускном вечере зачастую оказывалось, что гордостью класса и победителями всевозможных олимпиад стали их одноклассники-мальчики.

«Поражение - не менее важный обучающий фактор, чем победа, - уверен педагог Александр Овсянников. - Оно стимулирует развитие, заставляет искать новые пути, рисковать. Это лучший из всех возможных уроков - оно позволяет узнать и свои слабые стороны, и сильные стороны соперника. Тот, кто боится проиграть - фактически уже проиграл». Страх выйти за рамки, принять нестандартное решение зачастую мешает при построении карьеры. Существует распространенное мнение, что собственный бизнес открывают троечники, не боящиеся рисковать, а бывшие отличники нанимаются к ним на работу. Это, конечно, несколько утрированно, как и всякое обобщение, однако в известной мере иллюстрирует реальную проблему.

Проблема: неумение проигрывать.

На что обратить внимание: если ребенок перед состязанием или экзаменом по хорошо знакомому предмету излишне нервничает, не может спать, доводит себя зубрежкой несправедливых судей и нечестных соперников - возможно, он просто не умеет проигрывать.

Что делать: помните, что любой экзамен - это стресс, хвалите и поддерживайте ребенка вне зависимости от того, насколько успешно он выдержал испытание. Не акцентируйте внимание на поражении, смотрите в будущее: когда эмоции улягутся, обязательно обсудите с ребенком, что нужно сделать в следующий раз, чтобы сдать экзамен.

Совет психолога: «Малышу полезны всевозможные игры с элементом случайности: с подбрасыванием кубика и подсчетом очков, лото, детское домино, - советует психолог Анна Петровская, - выигрывать и проигрывать нужно учиться с детства».

Если друг оказался вдруг...

Если ребенок не только хорошо учится, но и преуспевает в музыке, спорте или участвует в театральных постановках, то он обычно довольно популярен среди сверстников. Однако многих привлекает не столько дружба с конкретным человеком, сколько сам статус лидера. Рядом с таким одноклассником более слабый сверстник чувствует себя сильным, успешным и защищенным. Однако у самих лидеров популярность вызывает смешанные чувства.

«Находиться на вершине общественного признания приятно, - поясняет Анна Петровская. - Страх утратить привлекательную позицию и самому оказаться зависимым от чужого расположения бывает очень велик: ребенку кажется, что без своих успехов и побед он будет не интересен и не важен сверстникам. Это порождает ложную социальную установку: вместо того, чтобы искать друзей, с которыми объединяют общие интересы, устанавливать с ними эмоциональную связь, приобретать опыт сотрудничества, он ищет способы укрепить свой авторитет, зафиксировать превосходство».

С другой стороны, сам ребенок зачастую осознает ущербность такой дружбы. Он воспринимает происходящее как потребительское отношение к себе, но не видит выхода из сложившейся ситуации. Подростка с тонкой душевной организацией это может привести к настоящей депрессии.

У взрослых «отличников» часто сохраняется неумение организовать партнерские взаимоотношения. Они нуждаются в начальстве, которое бы хвалило и одобряло их действия (вместо учителей и родителей), они могут мобилизовать подчиненных, используя имеющиеся лидерские навыки, но у них нет опыта эффективной работы в команде.

Проблема: ребенку дискомфортно среди сверстников.

На что обратить внимание: слишком много или слишком мало друзей. Уже в младшем школьном возрасте в детском коллективе формируются стабильные отношения, и если у ребенка каждую неделю появляется новый лучший друг, а на день рождения к нему стремится попасть весь класс - это говорит о том, что он запутался в своих чувствах.

Что делать: поощряйте отношения с теми из приятелей, с кем его связывает совместная деятельность - члены спортивной команды, актеры театральной студии, участники научного кружка. Командная работа, в которой ребенок становится то ведущим, то ведомым, позволит ребенку освоить различные социальные роли и подарит настоящих друзей.

Совет психолога: «Возможности родителей в этом плане не очень велики: нельзя достать для ребенка друга из кармана и во многом приходится полагаться на естественный ход событий, - рассуждает Анна Петровская. - С другой стороны, семья может практически все: если дома ровная, доброжелательная, уважительная атмосфера, если к голосу каждого члена семьи прислушиваются, а мнение учитывается, то у ребенка сформируется правильное представление о семейных и дружеских взаимоотношениях, которое он пронесет через всю жизнь».

Впрочем, в такой семье у ребенка вряд ли возникнет «синдром отличника». Ведь несчастными всеобщих любимцев делает только недостаток нашей безусловной родительской любви. Так что просто любите их еще чуть-чуть больше.

Попытка Билла Гейтса продолжить семейную традицию и стать адвокатом закончилась отчислением из Гарварда за неуспеваемость и прогулы. Хотя в школе Билл вошел в десятку лучших учеников США, набрав на выпускных экзаменах фантастически высокое количество баллов (1590 из 1600), разработал собственный курс основ программирования и даже преподавал его сверстникам в привилегированной частной школе «Лейксайд». Трудно представить, как выглядели бы сегодня наши компьютеры, если бы у Гейтса оказался «синдром отличника» и он бы принялся за изучение юриспруденции с тем же рвением, что и за программирование. Но Гейтс не побоялся отказаться от блестящей карьеры в пользу новаторского бизнеса и, между прочим, был поддержан семьей.

Классические примеры «гениальных троечников» - это Альберт Эйнштейн, который с грехом пополам едва окончил Цюрихское высшее техническое училище, и Томас Эдисон с четырьмя классами образования, которого школьный учитель называл «безмозглым». Два выдающихся гения были не замечены и не оценены во время обучения, потому что категорически не умели «играть по правилам». Эдисон на старости лет часто повторял: «Неужели вы думаете, что я изобрел бы что-нибудь, если бы ходил в школу!»

Текст: Ирина Ильина

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет комплекс отличника. Вам станет известно, по каким причинам он возникает, и как этому противостоять. Вы узнаете, каких последствий можно ожидать при запущенном состоянии в детском возрасте.

Что собой представляет

Синдром отличника являет собой стремление быть самым лучшим, с обязательным присутствием похвалы. Чаще всего наблюдается у лиц женского пола, которые отлично учились в школе, участвовали в конкурсах или соревнованиях. Что касается мужчин, то такой синдром чаще всего развивается на подсознательном уровне, и продиктован мнением, что он будет достоин любви и похвалы только тогда, когда сможет со всем идеально справиться.

Основные проявления

  1. Такой человек будет сильно расстраиваться, если не успевает справиться с элементарной задачей.
  2. Характерна излишняя ответственность. Такие люди хватаются одновременно за выполнение нескольких заданий, например, приготовление еды, ведение хозяйства, постоянное наблюдение за ребенком.
  3. Чтоб не чувствовать себя угнетенным, им нужно выполнять все максимально хорошо.
  4. Зависимость от мнения людей вокруг. Потребность в их одобрении своих поступков.
  5. Отсутствие возможности воспринимать себя таким, какой есть, и ценить за это.
  6. Отсутствие умения проигрывать с честью. Острое реагирование на такие ситуации.
  7. Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни.
  8. Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии.
  9. Страх совершить рисковое дело. Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое.

Возможные причины

Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование. Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве. Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины.

  1. Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии.
  2. Похвала без надобности.
  3. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним. Тем самым вызовут желание становиться все лучше.
  4. Взрослые не хвалят за достижения, они только ругают за провалы. Ровесники дразнятся, начинают злорадствовать.
  5. Родители сами решают, с кем лучше дружить, подбирают круг общения, состоящий только из успешных детей.

Последствия во взрослом возрасте

Синдром отличника у взрослых, появившийся в детстве, может вызвать серьезные проблемы уже во взрослой жизни. Давайте рассмотрим, что именно может произойти.

  1. На рабочем месте. Такому человеку будет очень тяжело видеть рядом с собой более успешных людей. Он будет изо всех сил стараться заслужить одобрение своего начальника. Ради этого он перестанет спать, отдыхать — все ради «красного словца». А когда это случится и его начнут превозносить над сотрудниками, то коллеги будут остро реагировать, станут обсуждать за спиной и, мягко говоря, ненавидеть. Такие люди чаще всего способны выполнять однообразную работу по заданному алгоритму, а не креативные и творческие задания.
  2. На личном поприще. В этом вопросе синдром особенно остро проявляется у женщин. Девушка будет стараться стать идеальной, захочет научиться готовить лучше мамы парня, будет вымывать квартиру по нескольку раз на день, чтоб любимый увидел, какая она хозяйка. Но, когда молодой человек все это воспринимает, как должное, не хвалит девушку, то неизбежен скандал. Ведь, она так старалась, все для того, чтоб он выразил свое восхищение. Естественно, что далеко не каждый парень станет терпеть такое отношение к своей персоне, и чаще всего просто разорвет напряженные отношения, а девушка останется одна со своим синдромом.
  3. Воспитание малышей. Такие родители крайне требовательно относятся к своим отпрыскам. Они хотят, чтоб их ребенок был идеальным, самым умным, сильным и красивым. Папа или мама с синдромом записывают ребенка сразу на несколько кружков, на занятия по изучению языка, в спортивные секции, ведь малыш должен во всем преуспевать. Родители крайне остро реагируют на плохую успеваемость отпрыска, и совершенно не прислушиваются ко мнению ребенка, если тот не хочет посещать тот или иной кружок. Из-за своего тотального контроля и постоянной занятости в работе, ведь там нужно быть лучше всех, они совершенно не уделяют время общению с малышом, не интересуются его переживаниями и страхами, не оказывают поддержку. Дети, имеющие крепкую психику, когда становятся старше – устраивают серьезные акции протеста, начинают делать все наперекор, что порой приводит к самым страшным последствиям и серьезным проявлениям. Ребята со слабой психикой просто начнут подражать воле родителей, со временем сами приобретут данный синдром.
  4. Взаимоотношения в обществе. Им крайне сложно создавать круг общения, находить друзей. Ведь, их сущность постоянно конкурировать с сильными, стараясь их превзойти, и критиковать слабых, показывая свое превосходство. Поэтому друзья у таких людей не задерживаются. А новые знакомства считаются успешными в основном в случаях, когда другом становится действительно слабый человек, который полностью согласен с этим определением.

При знакомстве с «отличником», вы услышите много лестных слов о себе самом, указывающих на его успешность. А, если решите сделать замечание или скажите, что достижения не существенны и ничего не стоят, то увидите болезненную реакцию и сильную обиду.

Способы избавления

В этом вопросе на помощь может прийти психология, профессиональная консультация со специалистом или вы попробуйте справиться своими силами. Действенными могут оказаться следующие методы.

  1. Нужно разделять дела по мере их важности. В первую очередь, делать то, что необходимо срочно выполнить. Если не успеть, например, помыть пол на кухне, это не станет концом света.
  2. Очень важно выделять время на отдых. Большое значение отыгрывает полноценный сон и питание.
  3. Стараться становиться перед зеркалом и хвалить себя за свои достоинства. Но не за победы, которые достались тяжелым трудом.
  4. Ввести семейные правила, обязующие ежедневное обнимание и похвалу без учета каких-нибудь достижений. Очень важно донести до человека с данным синдромом то, что он и так лучший, его сильно любят.
  5. Можно попробовать дать волю экстриму. Отправиться на аттракционы или в веревочный парк.
  6. Нужно заняться новым делом. Определиться с хобби . Будьте готовы к определенным неудачам. Ведь все мы люди и этого не избежать. Важно переждать этот момент и понять, что нет ничего страшного в совершении ошибок и отсутствии превосходства над другими людьми.
  7. Обратить внимание на творческое саморазвитие. Особенно это касается рисования. Благодаря творчеству сможете расслабиться, начнете проявлять свои эмоции при помощи кисти.
  8. Не бояться совершать ошибки, пробовать идти против правил.
  9. Если вы видите, что «отличник» начинает тревожиться, сильно переживает, то в такие минуты необходимо его поддержать.
  10. Пробовать полностью измениться внешне. Это могут быть изменения в прическе, в цвете волос у женщин, в модной одежде.
  11. Общение с психологом. Специалист объяснит, что более важно, как планировать свой день, расставлять приоритеты. Расскажет, насколько человек с синдромом усугубляет свою жизнь, осложняя ее. Доктор научит, как избавляться от страха общения с окружающими. На сеансы можно ходить, как индивидуально, так и с семьей.

Теперь вы знаете, что никто не застрахован получить синдром отличницы или отличника. Вы должны понимать, что взрослой жизни предшествовало подобное поведение в детском возрасте. Если у вас самих маленький ребенок, сделайте все, чтоб не допустить развитие подобного комплекса.