Детсад проект нравственно патриотическое воспитание дошкольников. Воспитательно – образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов. Кроме того, ряд указов Президента России

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речивому развитию № 32 г. Каменск-Шахтинский

Проект по патриотическому воспитанию

«Я часть России»

(подготовительная группа)

Воспитатели: КошмановаЕ.Н.

Фокина Г.М.

Актуальность проекта


Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»

Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи проекта:
- закрепить знания о государственной символике РФ;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- воспитывать интерес к истории своей Родины;
- расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством;
- закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
- расширять знания о малой родине;
- воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;
- прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
- расширять предметно-развивающую среду;
- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать активную жизненную позицию;

- расширять словарный запас
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Срок реализации
- 2015-2016 учебный год
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»

Ожидаемый результат:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России.

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства

Формы работы:

Работа с детьми - непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздники , чтение художественной литературы, беседы , игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество, наблюдение, прогулки.

Работа с родителями – консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений

Подготовительный этап:

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Основной этап:

Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь-Октябрь
I Блок – Семья. Детский сад.
Беседы:
«Традиции моей семьи» , «Права ребёнка на имя», «Мамочка моя» , «Мой любимый детский сад» .

Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Развлечение: «День знаний»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Описательный рассказ: «Моя мама»
Подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели»
Экскурсии:
Прогулка по улицам города, на игровую площадку
Работа с родителями:
Консультации - «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Родительское собрание: «Готовимся к школе»
Ноябрь-Декабрь
II Блок Малая Родина
Беседы: «День пожилых людей», «Мой город» , «Ростовская область»
рассматривание символики городов Ростовской области, своего города.
Художественное творчество: аппликация «Открытка для бабушки»
Экскурсии:
В детскую библиотеку, МБОУ СОШ №12
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры: «Совушка», «Золотые ворота», «Со вьюном хожу»
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Январь-Февраль

III Блок Защитники отечества. Масленица.
Беседы: «День Защитника Отечества», «Военные» , «Наша родная армия»,
«Масляная неделя»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
Праздники: «День защитника отечества»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»

Март-Апрель

IV Блок Народное творчество
Беседы: «Народные промыслы» , «Устное народное творчество» , «Русская матрёшка» , «Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,
Чтение художественной литературы: «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Подвижные игры: «Гори гори ясно», «Золотые ворота» , «Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»
Май
V Блок Россия
Беседы: «История возникновения России» , «Государственные символы России», «Президент России», «Богатства России»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».
Художественное творчество:
Рисование «Кремль»
Рисование по сказкам А.С. Пушкина
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Подвижные игры: «Горелки с платочком», «Дедушка - рожок», хороводная игра «Перелёт птиц»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Беседы: «Москва – столица России», «Башни Кремля» , «История праздника Новый год» , «Праздник – это весело»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Красная книга России, открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Рисование «Новый год»
Граттаж – «Зима в деревне»
Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.
Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима»
Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»
Подвижные игры: «Пирожок» , «Гуси - лебеди» , «Два мороза»
Праздник: «Новый год у ворот»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в формировании патриотических чувств»

Наталия Прилуцкая
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого–с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь,эта любовь переходит в любовь к Родине, прошлому и настоящему,ко всему человечеству»

Цель : формирование духовно-нравственного отношения к родному городу,дому,семье;воспитание гуманной личности ,достойных будущих граждан России.

Задачи :

Привитие чувства любви к своему родному краю,своей малой родине на основе приобщения к родной природе,культуре и традициям.

Формирование чувства привязанности к своему дому,детскому саду,своим близким.

Расширение представлений о России,как о родной стране,о Шатуре,как о родном городе.

-Воспитание патриотизма ,уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания :изодеятельность,художественное слово.

Участники проекта :воспитатель старшей группы ,родители,дети старшей группы.

Тип проекта :комплексный,долгосрочный.

Реализация проекта :с сентября 2014 года по май 2016 год.

Проблемы, на решение которых направлен проект :

Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

Недостаток знаний о своей семье,о Родине;

Советы педагогов не всегда представляют для родителей особую значимость;

Родители,ссылаясь на свою занятость,не всегда выполняют рекомендации педагогов.

Разобщённость между семьёй и детским садом.

Предполагаемый результат :

Владеть понятием «семья» ,"Малая родина","Моя страна";

Знать информацию о своей семье,профессии родителей;знать улицы своего города;

Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи и иметь представления о родственных отношениях;

Итоговая деятельность «Моя семья» ,"Моя малая родина";

Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме

Этапы работы над проектом :1 этап :«Подготовительный» (Сентябрь–октябрь)

Разработка этапов проектной деятельности ;

Сбор семейных фотографий и оформление альбома"Моя семья","Отдых с семьей на природе";

Разработка бесед,конспектов ООД;

Разработка сюжетно-ролевых игр;

Создание предметно-развивающей среды;

Разработать консультации,родительские собрания. Оформить уголок для родителей :памятки,подбор полезной информации;

просмотр с детьми мультфильмов :«Мама для мамонтёнка» ,«Осторожно, обезьянки!»

2 этап :«Практический» (Ноябрь–март)

Совместная деятельность :

Беседы :«Моя семья» ,«Мои бабушка и дедушка» , «Улицы нашего города» , «Достопримечательности нашего города» , «Как я помогаю дома»

Творческое рассказывание :«Выходной день в моей семье» ,«Мои близкие» ,«Наши любимые питомцы» ,«Лето на даче» ,«Наше путешествие» .

Чтение художественной литературы :Толстой «Рассказы для маленьких детей» ,«Мальчик-с пальчик» ,Осеева «Сыновья» ,Линдгрен «Малыш и Карлсон» ,русская сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ,ненецкая сказка «Кукушка»

Разучивание стихотворений :Благинина «Посидим в тишине» ;

Проведение пальчиковой гимнастики «Наша дружная семья»

Разучивание пословиц и поговорок о семье,дружбе.

Дидактические игры :«Как мы помогаем родным» ,«Кому,что нужно для работы» ,«Моя квартира» ,«У кого сегодня день рожденья?» ,лото «Моя семья» ,упражнения «Кто ты для бабушки?» ,«Огорчиться ли мама, если…» .

Игры-драматизации по сказкам :«Репка» ,«Хаврошечка» ,«Красная Шапочка» ,«Гуси-лебеди»

ООД : «Моя семья» , "Мой город".

Сюжетно-ролевые игры :«Дочки-матери» ,«Семья» ,«К нам пришли гости» ,«Дом» ,«Мебельный салон» , «Салон одежды для дома»

Классификация предметов домашнего обихода (посуда,мебель,бытовая техника, продукты питания)

Создание макета «Моя улица»

Конструирование «Дом,который построил я сам»

Рисование «Мой дом» ,«Моя семья» ,«Улицы нашего города» ,«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»,«Весёлое лето» ,«Мы на отдыхе"

Выставка детских рисунков «Весёлое лето»

3 этап «Итоговый» (Апрель–май)

1. Итоговая ООД «Моя семья»

2. Родительское собрание «Семейные традиции»

Решение проблемы :Повышение компетентности родителей в вопросах семейного воспитания .

Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций .

Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Результат, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей : милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Сотрудничество с семьёй :

Презентация-выставка «Семейные увлечения»

Беседы о своей семье,родственниках, профессии родителей,своем городе.

Создание альбома «Моя семья»

Составление генеалогического дерева.

Фотогазета «Летний отдых всей семьёй.

Родительские собрания : «Играют дети – играем вместе» , «Семейные традиции»

Особенности проекта :

Опора на личный опыт детей,полученный в семье;

Доступность материала для дошкольников ;

Максимальная включенность родителей и оказание практической помощи в работе по ознакомлению детей с семьёй,семейными ценностями;

Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие ,они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички : все это Родина.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Дошкольный возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма

Мир ребенка начинается с его семьи.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитываем в них гуманное отношение к своим близким.

В нашей группе созданы фото-альбомы "Моя семья", "Отдых с семьей на природе"

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в Шатуре, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Шатуры.

В ООД, экскурсиях, беседах даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.

Воспитываем гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

Воспитывая любовь к своему городу, подводим к пониманию, что город Шатура – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего :

Повсюду люди трудятся для всех;

- везде соблюдают традиции : Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

Люди берегут и охраняют природу;

Есть общие национальные и общественные праздники.

Эту истину знаю от роду.

И её никогда не таю :

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.

Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаются детям любовь к родной природе, закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируются чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Любить свой город – значит и любить природу в нем.

Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи : дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как : долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

«Никто не забыт, ничто не забыто» . «Нет земли краше, чем Родина наша!»

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение , гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения : пословицы, поговорки.

Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам

Мы испытываем трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, потому что у нас в детском саду нет мини-музея «Русская изба» дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.

Поэтому предлагаем родителям посетить Шатурский музей.

«Охранять природу – значит охранять Родину» .(М. Пришвин)

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Это березовая роща, и живописные тропинки у озер. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок»

Октябрьского района

630017 г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 194/9

ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Календарь интересных дат»

Аксюкова Наталья Михайловна,

воспитатель первой квалификационной категории,

Никишина Оксана Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Новосибирск, 2017

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма».

В. А. Сухомлинский

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим?

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

Воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно сделать, чтобы заинтересовать детей, привлечь их к совместной деятельности, направленной на формирование нравственно-патриотических качеств.

В нашем ДОУ ежегодно проходят и традиционные мероприятия: это совмест-ные с родителями спортивные соревнования в каждой группе детского сада, ежемесячные Дни игры, досуги, посвященные государственным и народным праздникам, и многое другое. Главное их назначение в том, чтобы создать у детей положительное эмоциональное настроение, чувство радости и в конечном счете благотворно воздействовать на личность ребенка. Заглянув в наш Календарь знаменательных событий и памятных дат, можно увидеть, что кроме общеизвестных праздников существует масса интересных дат, которые могут стать поводом для познавательных досугов и совместных проектов взрослых и детей. Все вместе - дети, родители, педагоги - из большого числа мероприятий выбрали те, которые показались им самыми интересными.

Общение с родителями, на наш взгляд, является особенно важным. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями - залог успешной деятельности ДОУ.

Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь, правила: ничего не делать "для галочки", ведь любая работа должна приносить чувст-во удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей нам удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с детьми.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Проект направлен на формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста и совершенствования предметно-развивающей среды, которая создаёт условия для их развития, через интересные события и даты.

В результате реализации проекта будут созданы условия для проявления каждым ребёнком своих творческих способностей и интересов, развития познавательного интереса, формирования у детей нравственно-патриотических качеств в различных видах деятельности. Повысится квалификация педагогов. Будет обеспечена психологическая подготовка родителей и детей, необходимая для успешного обучения в школе. Будут созданы детьми совместно с родителями и педагогами картины, альбомы. Коридоры сада и группа украсятся выставочными работами.

Проект будет реализовываться сотрудниками МКДОУ ЦРР д/с №501: воспитателями, воспитателем по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом познавательного цикла, вовлечены в совместную деятельность родители воспитанников, старший воспитатель ДОУ. Проект рассчитан на один год (подготовительная к школе группа). Предполагаемая стоимость проекта 41280рублей.

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок», сдано в эксплуатацию в декабре 1990 года.

Лицензия: регистрационный № 10190 от 16.02.2017 г.

Заведующая: Теркулова Ольга Петровна, Почётный работник общего образования РФ.

Педагогический состав:

С высшей квалификационной категорией - 6 человек

С первой квалификационной категорией - 25 человек

Образовательный уровень:

Высшее педагогическое образование - 25 человек

Средне-специальное педагогическое образование - 13 человек

В детском саду 330 воспитанников на 14 групп в возрасте от 1,6 до 7 лет, из них 18 детей с нарушением слуха.

Функционирует: 8 групп общеразвивающих, 4 логопедических; 2 специализированные группы для слабослышащих детей и детей кохлеарными имплантантами.

В качестве ведущих направлений создание и совершенствования развивающей среды является:

Выполнение требований санитарно-эпидемиологической службы;

Создание полноценной социальной среды развития ребёнка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения со взрослыми;

Создание «домашних» уголков;

Выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;

Создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей;

Оборудование и использование участка, позволяющее организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов активности;

Полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребёнка;

Создание музыкальной среды;

Наряду с имеющимися типовыми помещениями в детском саду (музыкальный и спортивный залы, бассейн) выделены и оснащены оборудованием специальные помещения для разных видов деятельности: кабинет познавательного цикла, кабинет психологической разгрузки в сочетании с игровой сенсорной комнатой, сурдокабинет, кабинеты логопедов, зимний сад, малая тренажёрная комната.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придаётся большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под нравственно-патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребёнка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит свою страну, в которой он родился и растёт, её историю, культуру и язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС ДОУ к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе совместной деятельности основанной на знакомстве с «Календарём интересных дат» у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с окружающими его людьми.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных .

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома .

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д.С. Лихачёв

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств, расширение представлений о международных и всероссийских праздниках, развитие толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам.

Задачи:

Создать культурно - образовательную среду в детском саду;

Объединить усилия семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам формирования у старших дошкольников нравственно - патриотических чувств;

Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;

Формировать краеведческие знания у детей;

Расширять и уточнять знания детей о традициях, международных и всероссийских праздниках;

Развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

Воспитывать нравственно - патриотические качества: гуманизма, гордости, ответственности за сохранение и приумножение богатств, своего родного края, страны.

МЕТОДЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Сроки

Ответственные

Результат

Подготовительный

Август

Намечены этапы и планы реализации проекта

Диагностический

Август-сентябрь

Психолог, воспитатели

Анкетирование детей, родителей

Информационный

Сентябрь

Старший воспитатель, воспитатель

Подбор литературы, «Календарь знаменательных событий и дат», родительское собрание

Развивающий

На протяжении всего проекта

Воспитатели

Родители

Подготовка и проведение разноуровневых занятий, ознакомление с традициями, международными и всероссийскими праздниками; развитие толерантности, чувства сопричастности; привлечение детей к активному участию в подготовки

Совместная деятельность родителей и детей в создании поделок, альбомов, участие в подготовке и проведении праздников

Организационный

На протяжении всего проекта

Воспитатели

Старший воспитатель

Сбор, оформление альбомов, выставок. Обогащение развивающей предметно- пространственной среды.

Помощь в подборе диагностического материала, осуществление контроля за проведением диагностики и её анализ. Подбор методического материала по проблеме. Подготовка и проведение конкурсов, выставок.

Этап контроля

На протяжении всего проекта

Старший воспитатель

Контроль над созданием развивающей предметно-пространственной среды

МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Составление этапов и плана реализации проекта

Август

Старший воспитатель, воспитатели

Анкетирование родителей

Педагогическая диагностика мотивационной сферы дошкольников

Август-сентябрь

Август-сентябрь

Старший воспитатель, психолог, воспитатели

Мини-проект «Школа пешеходных наук»

Август

Воспитатели

Проект «Скоро в школу мы пойдём»

Сентябрь- май

Старший воспитатель, психолог, воспитатели, педагог познавательного цикла

Мини-проект «Международный день животных»

Октябрь

Воспитатели

«День пожилого человека»

Октябрь

Проект «Сердечко для мамы»

Ноябрь

Воспитатели

Мини-музей «Загадочный мир кошек» (День домашних животных)

Ноябрь

Воспитатели

Проект «Новый год шагает по планете»

Декабрь

10.

Мини-проект «День именинника»

Январь

Воспитатели

11.

Краткосрочный проект «Зарница»

Февраль

Старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, воспитатели

12.

Март

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели

13.

Мини-проект «Масленица»

Март

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог познавательного цикла, воспитатели

14.

Краткосрочный проект «День птиц»

Апрель

Педагог познавательного цикла, воспитатели

15.

Проект «День Победы»

Апрель - май

Старший воспитатель, педагог познавательного цикла, музыкальный руководитель, воспитатели

16.

Мини-проект «День защиты детей»

Июнь

17.

Проект «Мы живём в России»

Май-июнь

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

Будет создана культурно - образовательная среда в детском саду;

При объединении усилий семьи, педагогов и социальных партнеров будут сформированы у старших дошкольников нравственно - патриотические чувства;

У детей будет развит интерес к настоящему и прошлому своего народа, расширены знания детей о традициях, международных и всероссийских праздниках;

Будут сформированы краеведческие знания у детей;

Пополнится пособиями (альбомами, настольными играми) развивающая предметно-пространственная среда ДОУ;

Оформятся стены группы и фойе ДОУ рисунками и картинами;

Будут созданы условия для проявления нравственных качеств дошкольников в различных видах деятельности.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет осуществляться с помощью различных методов:

Экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);

Социологические опросы педагогов и родителей;

Анализ результатов конкурсов, выставок творческих работ.

РЕСУРСЫ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА)

Смета предполагаемых расходов

Основные расходы

Всего

Имеется

Требуется

Оборудование:

Компьютер pintel ( r ) Celeron

® CPU 2.20 GH

Лазерный принтер

XEROXPHASER 3130 PCL

Копировальный

аппарат CANONFC 206

Фотопринтер EPSONMP-DM1

27539.16

7113

9809

3800

24709.7

27539.16

7113

9809

3800

24709.7

Всего по оборудованию:

72970,86

72970,86

00

Расходные материалы:

Тонер для принтера

Тонер для копировального

аппарата

Краска для заправки СНПЧ

Бумага офисная белая

Бумага цветная

Бумага для рисования

Наборы цветной бумаги

Клей карандаш

Карандаши (простые,

цветные)

Краски (гуашь, акварель)

Кисточки

Ватманы

Краска для фотопринтера

Фотобумага

Картон

400

680

400

3000

1500

2000

300

500

1500

1000

500

500

500

500

400

680

400

3000

1500

300

500

1000

500

500

500

500

Всего по расходным материалам:

13280

00

13280

Призовой фонд:

Грамоты, благодарственные письма

8000

8000

Всего по призовому фонду:

8000

00

8000

Пополнение и обновление материально-технической базы:

Методическая литература

Настольно-печатные игры

Аудиовизуальные средства:

(видео, аудио диски, МР3)

2500

8000

2500

8000

Всего по материально-технической базе:

10500

00

10500

Транспортные расходы:

Закупка и доставка расходных

материалов, грамот

1500

1500

Всего по транспортным расходам:

1500

00

1500

Оснащение методического кабинета:

Ксерокопирование, распечатка

материалов из интернета

8000

8000

Всего по оснащению методического кабинета:

8000

00

8000

Всего по основным расходам:

114250,86

72970,86

41280

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Работа ДОУ по формированию нравственных качеств, предусматривает, прежде всего, создание оптимальных условий для развития ребёнка - патриота и реализации этих качеств в зависимости от реальных потребностей города, региона, страны и самой личности, способной к саморазвитию и самовоспитанию.

Реализация проекта позволит:

Воспитанникам:

- способствовать приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.

Родителям:

Получить возможность принять активное участие в жизни группы и ДОУ.

Воспитателям:

Разработать систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию;

Повысить свою квалификацию по воспитанию нравственных качеств.

Дошкольному образовательному учреждению в целом:

- создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств, развития толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам, и обеспечения возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК»


«СКОРО В ШКОЛУ МЫ ПОЙДЁМ»



«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ»


«СЕРДЕЧКО ДЛЯ МАМЫ»


«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КОШЕК»



«НОВЫЙ ГОД ШАШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ»


«ДЕНЬ ИМЕНИННИКА»


«ЗАРНИЦА»





«МАСЛЕНИЦА»



«ДЕНЬ ПТИЦ»


«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»



Юлия Татаркина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты-будущее всего Отечества»

Татаркина Юлия Витальевна

Пед. стаж в МАДОУ «Умничка №96» : 5 лет

г. Набережные Челны

Технологическая карта проекта :

Творческое название проекта :

«»

Тип проекта : тематический

Возраст детей : Старший дошкольный возраст .

Участники проекта : дети, родители воспитанников , воспитатели групп , музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта : Долгосрочный, с сентября по май

…«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»…

Л. С. Лихачев

Актуальность :

Родина, Отечество . …В корнях этих великих слов заложены близкие каждому образы : матери и отца, словом родители, те, кто дают жизнь новому, ни чего не знавшему существу и находятся рядом, закладывая в нём истоки будущей личности.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества . Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве , тогда когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств , к которым, и относиться чувство патриотизма , включающее в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, а также толерантное отношение к другим людям. Ключевую роль в формирование патриотических чувств играет семья , т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности ребёнка и общества функций : репродуктивную, воспитательную , хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка . Так с малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества . Для того, чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества , нам взрослым необходимо научить его любить своих родителей, а им в свою очередь окружить заботой, любовью и вниманием.

Научить любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок

Научим его так любить – значит, сумеем воспитать гражданина , которому можно доверить страну.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА :

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего , познанием человека и отечества , чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества .

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы . Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности .

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю» . Дошкольный возраст , по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения . Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Проект «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества » включает в себя 18 тематических блоков. Каждый блок рассчитан на 2 недели итогом, которого

является сплочённая деятельность с родителями, в результате которой проходят совместные мероприятия, такие как праздники, экскурсии, а также выполнения домашнего задания : беседы с детьми, участие в мини – проектах праздниках , выставках, изготовления стенгазет и костюмов и т. д.

Завершающим звеном данного проекта является проведение праздника для детей и родителей : «Наша Родина – Россия» . На итоговом мероприятии активными участниками будут не только дети, но и родители, взявшие на себя роль «Творческой группы»

Идея проекта :

Установить взаимные доверительные отношения между педагогами и родителями по формированию патриотических качеств личности ребёнка в разных видах деятельности.

Активизировать и обогатить воспитательные умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Цель проекта :

1. Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

2. Воспитание гражданина и патриота своей страны , любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.

Задачи :

Создать благоприятные условия для успешной реализации проекта .

Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста .

Разработать систему перспективного планирования мероприятий.

Формировать в сознании взрослых и детей патриотические ценности : любовь к своей семье, родному дому.

Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях : “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, терминами родственных отношений, развивать связную речь детей.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Возрождать нравственные традиции в современной семье.

Формы работы :

С детьми :

Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

Выставки детских работ;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок;

Творческая речевая активность;

Утренники, развлечения, конкурсы;

проведение подвижных игр; игр – драматизаций;

проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;

чтение художественной литературы;

сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов совместно с родителями.

С родителями :

Анкетирование;

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта ;

Дни открытых дверей;

Экскурсии, посещение музея, выставок

Фотоконкурсы

Праздники;

Семейные мини – проекты

Подготовка к внедрению проекта .

1. Изучить методическую, художественную и детскую литературу;

2. Подобрать иллюстративный материал;

3. Провести подборку музыкальных композиций по теме проекта ;

4. Организовать ООД по теме проекта ;

5. Анкетирование родителей. Опрос детей.

6. Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества »

Система и последовательность работы по проекту :

1. «Имя - великое сокровище» ; «Именины – праздник каждый год»

2. «Дом, в котором я живу» ; «Семейный круг»

3. «Мой любимый детский сад» ; «День матери»

4. «Мы помощники» ; «Все профессии нужны – все профессии важны»

5. «Новый год – семейный праздник» ; «Папа, мама, я – спортивная семья»

6. «Зимние забавы» ; «Мой папа Защитник Отечества » ;

7. «Мама – первое слово» ; «Встреча с прошлым»

8. «Наша Родина – Россия» ; «Мой город Набережные Челны – Великий Автоград»

9. «Великий День Победы» ; «Без труда ни куда»

Предполагаемый результат :

1. Дети пополнят знания по разделам проекта .

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами , являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной , духовно- нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта .

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно- патриотическому воспитанию детей .

Заключение

В настоящее время проект актуален и особенно труден, он требует большого такта и терпения, так как в молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и значительными, и зачастую вызывают лишь недоумение. При внедрении проекта по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно- нравственных традиций могут возникнуть проблема не желание со стороны родителей быть его участником, поэтому главным условием проекта является добровольное участие, но также стоит помнить, что компетентность педагога должна быть на высшем уровне при внедрении проекта и участие всех его запланированных лиц. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта , внимания и чуткости к каждому ребенку. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов и родителей воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации. Именно дошкольный возраст - благоприятный период воспитания : патриотизма , любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств , которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом , умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно -образовательного пространства для воспитанников , которое поддерживается в ДОУ и семье.

Используемая литература :

1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина »

2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»

3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»

4. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду »

5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»

6. «Мой родной дом» Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников .

7. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду »

8. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном упреждении : планирование, разработки занятий и мероприятий»

Интернет-ресурс :

1.http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко» .

Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 44 «Малыш»

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников

«Мы – будущее России»

Составила

Старший воспитатель

Чекан Г.С.

г.Подольск 2014г.

России не станет тогда, когда не станет последнего патриота.

Н. М. Карамзин.

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.

Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что

история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.

Цель проекта:

Разработка системной модели воспитания гражданина – патриота Родины, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.

Задачи проекта:

Создать развивающую среду в группах для более целостного восприятия детьми Родины;

Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

Формировать элементарные знания о правах человека;

Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями города Подольска;

Воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.

Расширять представления о городах России;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей.

Формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Вид проекта: информационный, исследовательский

Образовательная область: работа с детьми и родителями

Участники проекта:

Администрация

Специалисты

Воспитатели

Родители

Дети

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок по патриотическому воспитанию дошкольников в группах.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты

занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного патриота.

4. Подборка художественной литературы “Наша Родина”.

Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию:

Беседы и занятия с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Чтение художественной литературы.

Патриотические праздники: «День города», «День народного единства», «День воинской славы – битва под Москвой», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День космонавтики», «Праздник весны и труда», «День Победы», «День защиты детей», «День России».

Экскурсии.

Русские народные игры.

Организованное наблюдение окружающей действительности. (наблюдение за тем, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает).

Труд в природе (ведь охранять природу - значит охранять Родину, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы).

Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их патриотической компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения патриотической направленности для родительского уголка.

Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам патриотического воспитания.

Выпуск газет, фотогазет, патриотических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

Комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у дошкольников и состояния патриотического воспитания в семье;

Обобщение опыта детского сада и семьи в организации патриотического воспитания;

Сбор информации, анализ и участие в мероприятиях патриотической направленности.

2. Основной: реализация комплекса мероприятий согласно плана.

3. Заключительный: выявление результативности реализуемого проекта посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

Перспективный план работы с детьми.

ме-сяц

Мероприя-тие

Вид деятельности

Цель

октябрь

«День города»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города Подольска

Раскрыть историческое понятие «город»; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты; продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу; развивать речь, обучая составлению рассказов; проводить совместную работу с родителями, знакомив детей с устным народным творчеством через стихи, пословицы и поговорки о Родине, родной земле.

Работа с семьей

Выпуск газеты «Памятные места нашего города»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Мой любимый город Подольск»

Игровая деятельность

Дидактические игры «Мой город», Сюжетно-ролевые игры «Стоитель», «Водитель автобуса»

ноябрь

«День народного единства»

Познавательное развитие

Тематические занятия «Ах, Россия, родная Россия». Беседы, рассматривание иллюстраций, экскурсии.

Расширять представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь и нравственно- патриотические чувства к Родине, способствовать сохранению памяти об исторических событиях нашей страны. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки). Совместно с родителями организовать музей с несколькими экспозициями, разными по тематике, но объединенными одной целью - воспитание патриотизма.

Работа с семьей

Создание мини-музея «Наша любимая и необъятная Родина»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Народные обычаи и традиции»

Спортивное развитие

Соревнование «Перетягивание на палках»

Игровая деятельность

Подвижые игры «Ручейки и озера», «Олени и пастухи»,

Дидактические игры «города России», «Символы России»

декабрь

«День воинской славы – битва под Москвой»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций, отражающие жизнь людей в военные годы.

Продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.

Познакомить с Днем воинской славы России – 5 декабря 1941 года – битва под Москвой. Воспитывать чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.

Пополнить словарный запас детей.

Работа с семьей

Организация занятий с приглашением родителей, рассказывающих детям о военном времени.

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Во славу Отечества Российского»

Спортивное развитие

Спортивная эстафета мира и «Пробег памяти»

Конструкторская деятельность

Конструирование снежной стены из снега «Защита крепости»

февраль

«День защитника Отечества»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.

Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества. Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов. Активизировать в речи детей слова обозначающие рода войск, качества характера присущие солдатам. Развивать внимание, память, мышление. Формировать всесторонне развитую личность ребенка через социокультурную сферу (художественно-музыкальный образ, эстетическое оформление). Развивать физические качества детей, способствовать развитию и укреплению всех органов и систем детского организма при помощи разнообразных физических упражнений. Развивать умение работать в команде. Воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий. Обеспечить высокую двигательную активность.

Работа с семьей

Создание альбомов «Мой папа (дедушка)» с иллюстрациями и фотографиями.

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Мой папа (дедушка)– герой!»

Изготовление подарков

Изготовление открыток для пап и дедушек «Корабль» («Самолет», Вертолет»)

Спортивное развитие

Спартакиада «Мы сильные, смелые, ловкие»

Конструкторская деятельность

Конструирование военной техники.

Музыкальная деятельность

Развлечение «Непобедимая и легендарная наша Армия»

Экскурсионная деятельность

Экскурсия в городскую библиотеку на выставку литературы, посвященной Дню Защитника Отечества и Великой Отечественной войне.

Игровая деятельность

«Наша армия» - разрезные картинки, лото, пазлы на военную тематику, сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Пограничники», «Мы – военные» и т.д.

март

«Междуна-родный женский день»

Познавательное развитие

Тематические занятия «Подвиг матери – хранительницы нравственного очага семьи». Беседы и рассматривание иллюстраций.

Расширять представления детей о весеннем празднике – «Международный женский день», о семье, расширять и активизировать словарь детей по теме «Семья. 8 марта. Рассказ о маме».

Познакомить детей с историей праздника – 8 Марта, воспитать уважительное отношение ко всем женщинам, закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Работа с семьей

Фотовыставка «Моя любимая мамочка (бабушка)»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Моя мама»

Изготовление подарков

Изготовление открыток для мам

Музыкальная деятельность

Организация утренников «Люблю свою маму (бабушку) родную»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Профессии», дидактические игры «Кем работает моя мама»

апрель

«День космонавти-ки»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций с изображениями космоса, ракет, космонавтов.

Познакомить детей с историей возникновения праздника день космонавтики. Формировать у детей дошкольного возраста представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Развивать кругозор детей. Воспитывать патриотические чувства (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственные ценности.

Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожим на них, развивать познавательные интересы у детей.

Работа с семьей

Изготовление поделок из природного материала «Полет в космос»

Изобразительная деятельность

Выставка работ детей по аппликации и лепки «Космос»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты», дидактические игры «Рассади инопланетян по космическим кораблям», «Дай названия созвездиям»

Спортивное развитие

Игровые упражнения «Построй ракету», «Полоса препятствий», «Отлёт космического корабля».

май

апрель

«Праздник весны и труда»

Познавательное развитие

Литературная викторина «Люблю тебя мой край родной».

Расширять, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда. Знакомить с обычаями и традициями русского народа . П рививать интерес к труду, рабочим профессиям;
показывать важность труда, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Работа с семьей

Организация совместного развлечения с родителями «Первомай»

Изобразительная деятельность

Выставка детских рисунков « С тёплым ветром, травушка, подружись, золотому солнышку поклонись, чтобы цвела яблонька на горе, чтоб гулялось весело детворе!»

Спортивное развитие

Спортивные эстафеты между детьми «Смелые, ловкие, быстрые»

Музыкальная деятельность

Организация праздника «Весна красна!»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Профессии», дидактические игры.

«День Победы»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы о войне. Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции. Формировать мнения о недопустимости повторения войны.

Дать детям понятие о героизме.

Уточнить знания детей о земляках-героях.

Развивать у детей чувство гордости за свой народ. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали солдат во время Великой Отечественной войны.

Приобщать детей к общественным праздникам.

Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Работа с семьей

Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) «Мы за мир!»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Есть такая профессия – Родину защищать!»

Спортивное развитие

Спортивный досуг «У наших ребят – замечательный парад»

Музыкальная деятельность

Праздник «День Победы» с парадом и игровой имитацией возложения цветов к вечному огню и минутой молчания.

Экскурсионная деятельность

Экскурсия в краеведческий музей г.Подольска.

Изготовление подарков для ветеранов

Апликация (оригами) «Цветы»

Конкурс для детей и воспитателей «Патриотическое воспитание». Изготовление атрибутов для оформления зала к дням воинской славы.

июнь

«День защиты детей»

Познавательное развитие

Тематические занятия, беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов.

Формировать у детей элементарные представления о своих правах и свободе, развивать уважение и чувство терпимости к другим людям и их правам.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека

Разъяснять общественные нормы и правила поведения

Работа с семьей

Создание книги-раскладушки «Дети – наше будущее»

Изобразительная деятельность

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»

Спортивное развитие

Спортивный праздник «Спорт это сила и здоровье»

Музыкальная деятельность

Проведение развлекательного мероприятия «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!».

«День России»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы «Государственная символика России. История написания Гимна, Флага, Герба». Рассматривание иллюстраций

Формировать гражданско-патриотические чувства, чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице нашей Родины; формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова.

Работа с семьей

Составление журнала «Известные писатели нашего края».

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Моя Родина»

Спортивное развитие

Эстафеты «Веселый мяч», «Веселые наездники», «Найди фигуру»

Игровая деятельность

Игра - викторина. «Берегите землю, берегите».

Ожидаемые результаты:

1. Получение целостной картины состояния патриотического воспитания детей

2. Сформированность у детей патриотизма как личностного качества.

3. Активизация деятельности в рамках патриотического воспитания.

4. Изменение социальной и гражданской позиции детей, самовыражение через социально-полезную, творческую деятельность.

5. Определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию дошкольников.

6. Создание исторических экспозиций на основе местного материала в процессе организованной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Литература:

1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006.

2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005.

3. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

5. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007.

6. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.

7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.

8. Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва: Новое образование, 2011.