Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Страхи детей и пути их преодоления

Занимаясь воспитанием ребёнка, большинство родителей выполняют привитые обществом функции: играют с ним, учат, хвалят, ругают за провинность, отдают в детский сад, потом в школу, ну а затем отпускают во взрослую жизнь, надеясь что сделали всё, для того чтобы вырастить сильную и уверенную в своих силах личность.

К сожалению, не все родители обладают мудростью помочь ребёнку в моральном плане. Дети, которые привыкли самостоятельно решать все свои психологические проблемы, вырастают недоверчивыми и хладнокровными людьми.

Близость с родителями играет главную роль в становлении личности ребёнка. Особенно её не хватает тем детям, которые страдают от чувства страха и тревоги. В жизни ребёнка страх появляется с самого раннего детства и даже может остаться с ним навсегда. Чтобы не дать страху пустить корни и прочно обосноваться в детской психике, необходимо ознакомиться с его причинами и понять, как с ними бороться.Рассмотрим самые частые страхи у малышей.

1.Боязнь одиночества

Не нужно воспринимать недавно родившегося ребёнка так, будто он неспособен что-либо понять. Примерно с 3 месяцев младенец отлично осознает, что рядом находятся родные люди. Громкий плач после ухода матери является самым явным тому подтверждением. Ребёнок начинает плакать и беспокоится именно из-за страха перед одиночеством. Когда мама рядом ему ничего не страшно, но стоит ей отойти на какое-то время малыш изводится криком.

Наверняка многим мамочкам знакома подобная ситуация. Если младенца не успокаивать нежным голосом и не брать на руки, это травмирует его, а в дальнейшем спровоцирует к появлению других страхов.

2.Страх перед чужими людьми.

По достижению ребёнком 6 месяцев заботливые родители могут обнаружить у него страх к незнакомым людям. Сидя на руках у матери, малыш может крепко сжимать её своими руками, при появлении незнакомца. Ребёнок будет всячески отворачиваться от него, и пытаться спрятаться. Если незнакомый человек попытается взять его на руки он станет сопротивляться и даже может заплакать.

Обуславливается этот страх инстинктом самосохранения. Малыш опасается вреда от постороннего человека. Большинство родителей игнорируют этот фактор и не придают значения такому беспокойству. Однако если боязнь не проходит до трёхлетнего возраста она может плохо повлиять на дальнейшее поведение ребёнка в социуме. Необходимо дать понять ребенку, что окружающие не желают ему зла и привить здоровое отношение ко всем людям.

Малыши до трёх лёт могут испытывать страхи, провоцируемые инстинктами. Дети в возрасте от трёх до шести лет начинают бояться уже вполне конкретных вещей.Давайте обратим внимание на самые известные страхи детей дошколят:

1.Выдуманные персонажи

Магия, чудовища, волшебники и злодеи – всё это становится реальным в воображении маленького фантазёра. Родители любят поощрять это и с радостью пускают в ход всяческие страшилки, которыми можно мотивировать ребёнка на определённое поведение. Говоря о каком-либо злодее, родители имитируют испуганный голос, а ребёнок, ещё не до конца осознавая свой страх, копирует его у взрослых. По мере взросления его страх может увеличиваться, а далее и вовсе переключиться с выдуманного персонажа на реальный типаж определённого человека.

Чтобы не дать пострадать детской психике, необходимо обозначить рамки выдуманного и реального мира . Напуганному ребёнку нужно дать понять, что он любим и находится под защитой своих родителей. Отличным способом для борьбы с подобным страхом считается рисование. Нужно мягко предложить ребёнку нарисовать того, кого он боится, а затем в юмористической форме обсудить готового персонажа. Выраженный на бумаге страх уже не будет казаться таким пугающим, а добродушная семейная атмосфера поможет с лёгкостью забыть о страшном чудище.

Также следует попросить ребёнка нарисовать его будущее. Задумываясь о том, кем бы ему хотелось стать, малыш обязательно нарисует себя в одиночестве или же рядом с близкими людьми. В любом случае, пугающего объекта на рисунке не будет и это поможет ему осознать то, что в реальности этого персонажа не существует.

2.Боязнь смерти

Когда ребёнок взрослеет и начинает больше понимать окружающий мир, в его сознание врывается страх смерти. Чаще всего он бывает замаскирован под другими видами страха: боязнь животных, людей, сказочных существ, стихий или болезней. Ребёнок может не понимать того как он появился на свет, но тот факт, что все рано или поздно умирают становиться для него ясным очень рано. Причиной возникновения такого страха нередко бывает и мнительность родителей. Дети склонны подражать поведению отца или матери, а также беспрекословно верить их наставлениям. Чрезмерная опека ребёнка от всего, что может хоть как-то навредить, вместо защищённости подарит ему лишь новые страхи и предрассудки.

Чтобы помочь ребёнку преодолеть страх смерти необходимо создать внутри семьи более крепкие и доверительные отношения. Родители не должны ругаться друг с другом перед малышом или использовать в разговорах повышенные тона. Важно показать ребёнку, что его любят и понимают. Ребёнок не должен видеть похорон в таком маленьком возрасте. Однако если семья пережила смерть одного из родственников, не нужно переставать говорить о нём перед малышом. Таким образом, ребёнок поймёт, что после смерти человек не пропадает бесследно, а остаётся в сердцах любящих его людей. Это понимание уменьшит страх ужасающего факта смерти. Обычно этот страх исчезает, после того как ребёнок начинает ходить в школу.

3.Страх ошибок

Невинный страх не оправдать ожидания родителей может повлиять на характер будущей личности. Взрослые часто не осознают всю силу своих замечаний и могут ранить ими ребёнка. Если в семье любая оплошность или проступок всегда сопровождается язвительным комментарием или даже оскорблением ребёнок всю жизнь будет испытывать страх перед ошибкой. Это может сильно затормозить его развитие и привить ощущение дискомфорта в общении с людьми.

К счастью, пока ребёнок маленький этот страх можно устранить. Нужно перестать ругать малыша за ошибки и позволить ему самостоятельно разрешать ситуации, которые возникают из-за них. Таким образом, ребёнок не только прекратит бояться неудач, но и наберётся смелости решать мелкие, но крупные для его мира проблемы. Самостоятельность в некоторых вопросах позволит ему обрести уверенность в себе, а также покажет что ошибки – это естественный процесс жизненного пути.

Родители не должны оставлять без внимания детские страхи. Ведь они исполняют роль сигналов, которые ребёнок неосознанно посылает во взрослый мир, чувствуя себя нелюбимым или расстроенным.

Каждому из нас знакомо чувство страха. Детские страхи возникают в определенные возрастные периоды и, как правило, со временем проходят. Страхи, сопровождающие детей в процессе взросления, не являются отклонениями от нормального развития, так как представляют собой этапы познания окружающего мира.

Всегда ли взрослые понимают причины детских страхов? Страх ребенка вызывает у них удивление.

В детстве я очень боялась темноты. Однажды утром перед новым годом мама уехала в город за новогодними игрушками, а папа ушел в свой гараж, который находился в нашем дворе. Он объяснил мне и моей маленькой сестре, что скоро вернется. В тот момент меня охватил страх, что за окном темнеет, а рядом нет родителей. Я взяла тяжелый замок и разбила окно. Папа даже не успел дойти до гаража, как услышал треск стекла. Вечером приехала мама и обнаружила меня с перебинтованными руками. Родителям показалось мое поведение очень странным.

Многие детские страхи можно заранее предотвратить, если знать их психологические особенности.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

По мнению доктора психологических наук А. И. Захарова,

«страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока».

Поведение людей, испытывающих страх, может быть самым разным. Одни теряют чувствительность, ощущают дрожь, заторможенность оцепенение. У них может отмечаться угнетение психики и безучастность к ситуации. Такое поведение носит пассивно-оборонительный характер.

У других наблюдается двигательная активность, возбуждение, говорливость, готовность к бегству, отсутствие внимания и сосредоточения… Эту реакцию называют активно-оборонительной формой страха.

Известный психолог Е. П. Ильин считает страх и защитным механизмом и социальным барьером:

«Человек — биологическое существо, для которого состояние страха необходимо, так как позволяет ему выживать в природных условиях. Но человек является и социальным существом, которому страх мешает достичь поставленных целей».

Психологи не приходят к общему мнению даже по поводу причин страха.

Американский психолог К. Э. Изард предлагает различать внешние (вызванные окружающими событиями) и внутренние (вызванные сформированными образами об опасности) причины страха.

Согласно мнению английского ученого Дж. Боулби, существуют две группы причин страха: природные стимулы (боль, высота, одиночество, внезапное приближение) и их производные (темнота, боязнь животных, незнакомых людей…).

А. С. Зобов разделяет опасности, порожденные страхом на 3 группы:

  1. Реальные (угрожающие здоровью и благополучию человека)
  2. Мнимые (несуществующие в реальности, но воспринимаемые как угроза успеху и стабильности)
  3. Престижные (связанные с утратой социальной роли в коллективе)

Различают острый (возникает в определенной ситуации) и хронический (определяется свойствами личности) страх.


Особое внимание заслуживают внушаемые страхи, источником которых являются люди. Очень важно знать .

Психолог А. И. Захаров доказывает, что некоторые страхи (ситуативный и личностный) могут проявляться вместе, дополнять и усиливать друг друга. По его мнению, ситуативный страх (вызванный конфликтом, тревожным состоянием, неудачей…) передается как эпидемия от паники группы людей (семьи, коллектива, общества). Личностный страх, обусловленный характером, повышенной мнительностью человека, связан с новой обстановкой и незнакомыми людьми.

Конструктивные страхи имеют защитное значение, помогая избежать взаимодействия с опасным объектом, приспособиться к экстремальной ситуации.

Обычный (естественный) страх кратковременен и с возрастом исчезает. Он не оказывает влияния на поведение человека, на взаимоотношения с другими людьми, не воздействует на ценностные ориентации.

Невротический страх, как результат неразрешимых переживаний, отличается длительным течением, постоянством, напряженностью, неблагоприятным влиянием на формирование личности. Такое состояние присуще чувствительным людям, страдающим эмоциональными затруднениями в отношениях с родителями, коллегами, детьми. Их представление о себе искажено из-за недостаточного опыта общения и неуверенности в себе. Патологический страх является неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводит к психопатологиям.

Профессор Ю. В. Щербатых выделяет три группы страхов.

  • Природные страхи , угрожающие жизни человека. К ним относятся солнечные затмения, гроза, появление комет, землетрясения, извержения вулкана, животные.
  • Социальные страхи , вызываемые изменением социального статуса. Их формы проявления зависят от возраста, профессии, особенностей исторической эпохи. Они возникают в определенных обстоятельствах и могут быть связаны с возможностью войны, неблагополучием и болезнями близких, бедностью, сменой руководства, ростом преступности, падением рубля, изменениями в личной жизни, выступлением перед публикой…
  • Внутренние страхи , вызванные фантазией и не имеющие никаких оснований для беспокойства. Это могут быть страхи собственных мыслей и желаний, идущие вразрез с принятыми в обществе моральными установками.

Проявление страхов у детей зависит от возраста и уровня развития. У новорожденных малышей возникают природные страхи (разлука с матерью, незнакомые звуки, неизвестная обстановка…), в основе которых лежит инстинкт самосохранения. С восьмимесячного возраста дети боятся посторонних людей. Страх темноты и животных появляется у ребенка в трехлетнем возрасте и достигает максимума к 4 годам. С трех до пяти лет его пугают сказочные персонажи и замкнутое пространство. Дошкольники испытывают страх высоты, воды, дорожно-транспортных происшествий, школы…)

Для младших школьников характерны мнимые (страх животных, недовольства взрослых, темноты) и престижные (страх получить плохую отметку, выступать перед аудиторией) страхи. В этом возрасте происходит формирование чувства ответственности. И многое зависит от установок родителей. Нельзя связывать школьника бесконечными условностями и запретами, ругать за любое нарушение дисциплины или получение плохой оценки. Любое несоответствие требованиям и ожиданиям родителей воспринимается ребенком как крах жизни или безвыходная ситуация. Запуганный школьник находится в постоянном психическом напряжении. Он отличается от своих сверстников нерешительностью, скованностью, неуверенностью.


У младших школьников, страдающих под гиперопекой родителей, страх ухода в школу может выражаться в болезненном состоянии. Бывают случаи, когда сами родители непроизвольно внушают свой страх детям. Переживая за ребенка, они контролируют каждый его шаг, делают за него домашние задания, формируя в нем неуверенность в знаниях.

Любимые, любознательные, активные и уверенные в себе дети не чувствуют страх перед школой и стремятся самостоятельно справиться с новыми трудностями и отношениями со сверстниками.

Трудности адаптации в классе и школе, страх перед учителем, боязнь не оправдать надежды родителей, быть отверженным ощущает ребенок и с завышенной самооценкой, так как он еще не умеет выстраивать отношения с незнакомыми людьми.

До 9 лет школьник может бояться физического наказания в семье, собственных неудач в учебе или спортивной игре, собственных неблаговидных поступков, замеченных кем-либо, ссоры с родителями, высоты, аттракционов, болезней…

В подростковом возрасте появляется страх показаться некрасивым, неумным, неудачным.

Любые возрастные страхи поддаются коррекции и проходят бесследно. Патологические страхи (эмоциональный шок) тормозят развитие ребенка и формируют такие качества личности, как некоммуникабельность, замкнутость, безынициативность, безволие.

Специалисты утверждают, что непреодоленные в детстве страхи мешают человеку во взрослой жизни и передаются его детям.

При конфликтных семейных отношениях или неправильном поведении родителей страхи сопровождают детей длительное время и проявляются в затянувшихся психических расстройствах.

Диагностировать страх в дошкольном возрасте достаточно трудно, так как дошкольники не любят говорить об этом. Наличие страхов можно заметить по поведению (капризам, беспокойству во сне..) и привычкам детей (накручивать волосы на палец, грызть ногти, кусать губы…)

Коррекция детских страхов

Выяснить причину детских страхов и преодолеть их помогают методики, опирающиеся на типичные особенности детской психики.

Рисование.

Согласно этой методике ребенку дается тема для рисования (детский сад, школа, семья) и маленькое задание – нарисовать свой страх. Источник страха определяется по расположению фигур, цвету, четкости линий на рисунке… Детям, равнодушным к рисованию, можно предложить метод, аналогичный первому — «Лепка». Дети боятся рисовать и лепить предмет страха, поэтому родители должны быть очень внимательными и терпеливыми. Не стоит настаивать, если ребенок отказывается рисовать страх. Предложите ему эту игру в другой раз. Узнав причину страха, предложите малышу нарисовать предмет страха смешным. Побеседуйте и проанализируйте рисунок вместе с ребенком. Между рисованием или лепкой важно отвлечь ребенка веселыми подвижными играми, прогулками, рассказами…, чтобы он почувствовал себя защищенным, счастливым, любимым.

Чтение или придумывание сказок.

Этот метод подходит пятилетним детям и старше.

Сказки подбираются и сочиняются в соответствии с детским страхом. Важно попросить ребенка самому придумать конец и помочь преодолеть страх.

Музыкальная терапия.

Для этого метода используют классическую музыку, оказывающую успокаивающее действие. Лучше всего совмещать музыку с танцами. Ребенок познает красоту музыки и учится выражать свои эмоции с помощью движений.

Цветотерапия.

Детская комната должна быть оформлена в успокаивающей цветовой гамме.

Детские страхи нужно вовремя предотвращать. В профилактике детских страхов важная роль отводится, прежде всего, родителям.

Это нужно знать:

Семья должна помочь ребенку поверить в себя и научить противостоять всем трудностям.

Только усугубляют детские страхи.

Дети должны полагаться на родителей, как на источник любви, авторитета и безопасности.

Это интересно

  • Психологи утверждают, что отрицательное значение страха проявляется гораздо чаще, чем положительное.
  • Страх держит человека в постоянном напряжении, порождает неуверенность и не позволяет личности развиваться в полную силу.
  • Страх ограничивает свободу поведения человека и в то же время защищает от опасности, вынуждает учитывать возможные риски.
  • Чаще других подвергается страхам , привыкший к чрезмерной опеке.
  • Девочки из-за высокой чувствительности испытывают больше страхов, чем мальчики.

Дети легко подвергаются страху и чужому влиянию. Родители должны знать, . Защитите их от агрессии извне (компьютерных игр, фильмов ужасов, травли в школе…) Учите детей управлять самой сложной эмоцией — страхом.

Избегайте стрессовых ситуаций в семье, не выясняйте свои отношения при детях.

Помните, что причиной детских страхов являются родители, заставляющие детей почувствовать вину. Не наказывайте и не унижайте ребенка, если он что-то неправильно сделал или сказал.

Цените потребность ребенка в тесном контакте с вами, проводите с ним как можно больше времени (в прогулках, чтении книг, играх…), наслаждайтесь этим общением.

В процессе формирования личности страх выступает как средство воспитания. Воспитание устойчивости к страху должно быть направлено не только на избавление от него, но и на выработку умений владеть собой в неожиданной ситуации.

Очень часто родители и педагоги используют страх как фактор регулирования поведения и обучения. Уважаемый читатель, как вы относитесь к обучающей и воспитывающей роли страха?

В мире нет ребенка, который ничего не боялся бы, даже младенцы до года подвержены страхам. Как утверждают психологи, детские страхи и ночные кошмары - нормальное явление на этапах развития и социализации ребенка, так что родителям не нужно переживать, если их ребенок вдруг стал бояться заходить в темную комнату или отказывается читать сказку про чудовище.

Не стоит забывать, что любая боязнь рано или поздно может перерасти в патологию. Чтобы этого не допустить, родителям следует знать основное моменты, относящиеся к детским фобиям, а именно: какими они бывают, что может послужить причиной их возникновения и как помочь крохе справиться с подобной проблемой.

Само по себе наличие страхов не является патологией и свойственно каждому ребенку. Причина - бесконечно богатая фантазия малыша. Чтобы страхи не стали фобиями и не проявились во взрослом осознанном возрасте, нужно повнимательнее рассмотреть их

Почему ребенок начинает испытывать страх?

В книге профессора и доктора психологических наук Захарова Александра Ивановича «Дневные и ночные страхи у детей» говорится о том, что пока ребенок еще маленький, он не способен выстраивать цепочку логических рассуждений. Как следствие, малыш верит тому, что рассказывают родители, а любую их реакцию в той или иной ситуации полностью переносит на себя.

На детских площадках можно часто услышать взволнованные крики: «Не беги так быстро - упадешь!», «Слезай оттуда - ударишься!», «Не трогай собаку - укусит!», или «Не перестанешь баловаться, отведу тебя к полицейскому!». Именно такие эмоциональные и порой слишком резкие запугивания и предупреждения о возможной опасности со стороны родственников и становятся основной причиной возникновения детских страхов. Самое интересное, что чаще всего дети пугаются не того, что случилось, а чересчур бурной реакции на происходящее у близких и родных ему людей.


Некоторые страхи могут быть вызваны гиперопекой мамы, которая сама диктует ребенку негативную реакцию. В большинстве случаев сам по себе страх у ребенка появляется только после личного негативного опыта (например, укус насекомого или собаки)

Другие причины возникновения фобий у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Кроме влияния родителей существуют и другие причины, приводящие к появлению детского страха:

  1. Конкретный инцидент, который напугал ребенка. Например, укус животного, болезненный укол в кабинете врача, авария на дороге или неудачное падение с велосипеда. Безусловно, стойкий страх появляется далеко не у каждого ребенка. К возникновению фобии более предрасположены мнительные, неуверенные в себе и стеснительные детки.
  2. Детское воображение. Все маленькие фантазеры мастерски умеют придумывать монстров в шкафу или под кроватью, приведений, призраков и других разных чудовищ. Однако одни дети через время уже и не вспомнят о страшной выдумке, а некоторые будут плакать и начнут панически бояться оставаться в одиночестве.
  3. Эмоционально нестабильная обстановка в семье. Постоянные скандалы, ссоры, крики и отсутствие взаимопонимания между членами семьи, а также гиперопека или недостаток психологической поддержки негативно сказываются на состоянии малыша, вызывая в нем непроходящее чувство тревоги, в будущем способное перерасти в детский страх.
  4. Взаимоотношения в кругу сверстников. Если кроху часто унижают, оскорбляют и насмехаются в садике или школе, у него может развиться социальная фобия. Он станет наотрез отказываться идти на занятия или в группу.
  5. Неврозы. Страхи у детей, несвойственные их возрасту или переходящие в патологию, являются неврозами (рекомендуем прочитать: ). Диагностировать и лечить подобные серьезные расстройства могут исключительно врачи.

Чтобы выяснить причину детского страха, нужно внимательнее посмотреть на близкое окружение ребенка, объективно оценить обстановку внутри семьи. Дети очень чувствительны и склонны к преувеличению, потому любая ссора для них может стать потрясением.

Разновидности детских страхов

В настоящее время существует четыре основных вида фобий у дошкольников, деток 6-8 лет и старше. Большинство специалистов в этой области придерживаются классификации детских страхов согласно определенным характеристикам:

  • предмет боязни;
  • продолжительность и интенсивность;
  • особенности протекания детского страха;
  • причины, спровоцировавшие появление.

Навязчивые и бредовые страхи

Навязчивые страхи напрямую связаны с обстоятельствами, которые привели к их появлению, то есть подобные детские страхи возникают в абсолютно определенных случаях. Например, акрофобия - страх высоты или клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства.

Появление у малыша бредового страха бывает достаточно сложно объяснить, а тем более выяснить причину, по которой возникло подобное расстройство. Среди бредовых страхов можно встретить боязнь носить конкретную обувь, раскрывать зонтик или даже играть с определенной игрушкой. Однако родителям, чей малыш столкнулся с проблемой бредового страха, не следует сразу паниковать. Бывает, что источник детского страха находится на поверхности. Например, кроха может панически бояться надевать куртку, потому что однажды, застегивая молнию, случайно защемил себе кожу.


К бредовым страхам относится и страх высоты либо открытого пространства. Такие фобии, тем не менее, вполне могут перейти вместе с малышом во взрослую жизнь

Сверхценные и ночные страхи у детей

Наиболее распространенные страхи у детей дошкольного возраста - это сверхценные страхи. Практически в 90% случаев из 100 именно они беспокоят малыша. Чаще всего дети дошкольного и младшего школьного возраста боятся темноты, одиночества, смерти, сказочных персонажей и животных (подробнее в статье: ). Малыши абсолютно уверены в оправданности своих страхов, искренне веря, что в темном месте прячется страшный монстр или что находиться одному без родителей небезопасно. Постепенно такие убеждения начинают доминировать в сознании крохи и носить статус сверхценной идеи.

Ночные страхи получили свое название в результате того, что боязненные состояния у ребенка проявляются ночью в период сна. От ночных кошмаров страдают около 2-3% детей. Подобные ночные состояния сопровождаются метаниями, криками, стонами и плачем. Иногда ребенок может говорить во сне - например, просить не трогать, отпустить его или что-нибудь убрать. Чаще кроха зовет маму к себе, но при этом ее не узнает. В течение нескольких минут карапуз успокоится и продолжит спать, а утром даже не вспомнит, о ночном происшествии. В редких случаях на фоне ночных страхов у ребенка наблюдается сомнамбулизм.


Монстры или сказочные существа, которые «навещают» ребенка ночью или в его фантазиях, являются для сознания малыша абсолютно реальными

Возрастные особенности фобий у ребенка

В действительности возникновение детского страха - это неотъемлемая и вполне естественная составляющая взросления. В определенном возрасте наличие конкретных фобий является нормой - таким образом ребенок готовится к встрече с реальным миром. Ниже представлена таблица, в которой распределены детские страхи в соответствии с возрастом малыша.

Возрастные рамки проявления детского страха:

Возраст ребенка Что пугает детей
0-6 месяцев громкие звуки, например, упавший стул, резкие движения, отсутствие мамы рядом или неожиданные перемены в ее настроении
7 месяцев - 1 год громкие продолжительные звуки, например, работа блендера или гудение пылесоса, незнакомые чужие люди, нестандартные ситуации или смена привычной окружающей обстановки
1-2 года получение травмы, так как в этом возрасте кроха осваивает новые двигательные умения, долгое расставание с мамой или папой (поход в детский сад лучше отложить)
2-3 года отчуждение с близкими родственниками на эмоциональном уровне, ночные кошмары, явления природы - как гроза, гром и молния
3-5 лет смерть собственная или родителей, вследствие чего дети начинают бояться всего, что может к ней привести: болезней, пожаров, аварий, укусов змей
5-7 лет сказочные персонажи и выдуманные чудовища, что приводит к тому, что ребенок стремится не оставаться в полном одиночестве; школьные фобии, связанные с поступлением в первый класс
7-8 лет опоздание на урок, невыполнение домашнего задания, получение плохой оценки или выговора, непринятие сверстниками, темные места, подвалы и чердаки, катастрофы
8-11 лет неудачи в учебе и спортивных состязаниях, преступники, наркоманы, пьяные люди, физическое насилие тяжелые заболевания
11-13 лет возможность выглядеть неудачником, уродливым или глупым в глазах окружающих, особенно среди своих друзей и одногодок, насилие, носящее сексуальный характер

Диагностика страхов у детей

Прежде чем бороться с фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Заметив в поведении ребенка некую нервозность, излишнюю капризность, нарушение сна и возникновение навязчивых привычек, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Он проведет диагностику с последующей коррекцией выявленного детского страха.

Когда дети еще совсем маленькие, они не способны точно описать и объяснить, что именно их тревожит. В этом и заключается главное затруднение психологической диагностики детских страхов. Для качественного диагностирования применяются привычные для малышей виды деятельности:

  1. Рисование. Это могут быть рисунки как на заданную, так и абсолютно произвольную тему. Анализируя полученные картинки, специалисты обращают внимание на расположение элементов, четкость линий, штриховку и цветовую гамму, которую использовал малыш при рисовании. Ребенка старшего возраста уже можно попросить изобразить испытуемый страх.
  2. Придумывание сказки. Крохе пяти лет можно предложить придумать сказку о любимом герое или собственный конец истории, которая была прервана на самом страшном месте.
  3. Разговор по душам. Доверительная беседа актуальна для ребенка старше 4 лет. Узнайте, не боится ли ребенок каких-нибудь конкретных предметов, явлений, смерти, людей, персонажей из сказки, или ему снятся ночные кошмары. В процессе разговора не акцентируйте внимание на волнующих ребенка моментах, пусть беседа протекает в спокойной обстановке. Не забывайте морально поддерживать и позитивно настраивать малыша.

Для диагностики психического состояния ребенка успешно используются рисунки. По цветовой гамме, расположению элементов и их размерам специалист может легко узнать, что тревожит малыша

Как помочь ребенку избавиться от страха

После выявления и диагностирования детского страха наступает этап лечения и коррекции с помощью специалистов. В современной психологии существует большое разнообразие подходов и методов того, как бороться с детскими страхами. Они могут быть применены отдельно, последовательно или одновременно. Важным аспектом любой терапии и коррекции является согласованность с желаниями малыша. Если карапузу не нравиться рисовать, не стоит слишком настаивать и тем более заставлять.

Сказкотерапия и игротерапия

Читая со своим ребенком сказки, вы тем самым способствуете познанию им устройства мира и помогаете ему разобраться в собственных чувствах. Выбор сказочной истории непосредственно зависит от характера проблемы. Старайтесь читать и преподносить все таким образом, чтобы на протяжении всей сказки кроха чувствовал себя сильным и смелым. Для сказкотерапии прекрасно подойдут рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсона. Не исключен также вариант сочинения родителями собственной захватывающей истории.

Идеальный способ побороть фобию – обыграть ситуацию или обстоятельства, которые травмируют психику ребенка. В игровой форме дети более расслаблены, а детские страхи не так ярко выражены и с ними легче справиться. Кроме избавления от боязни, различные инсценировки и игры-драматизации способны преодолеть замкнутость, стеснительность и неуверенность в своих силах.


При прослушивании сказки ребенок отождествляется с персонажем и переживает его состояния, эмоции. Важно подбирать такие истории, которые помогут малышу побыть смельчаком и героем

Изотерапия и песочная терапия

Такой метод берет начало еще на этапе диагностики, только теперь ребенок рисует свой страх, а специалист делает его анализ. Есть два замечательных способа завершения сеанса изотерапии:

  1. Сделать изображенного монстра или злодея смешным. Например, дорисовать Бабе Яге нелепую шапку или кровожадному Бармалею вручить воздушные шарики.
  2. Сжечь рисунок, объяснив крохе, что вместе с рисунком уничтожается и страх.

Использование песка для рисования имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным рисованием:

  • подходит даже для детей до 7 лет;
  • в процессе песочной терапии ребенок сильнее раскрывается и более эффективно прорабатывает собственные чувства и страхи (см. также: );
  • плюс ко всему при работе с песком у крохи улучшается память и мелкая моторика, а также снимается внутреннее напряжение.

Рисование на песке - очень глубокая терапия, которая помогает ребенку лучше соединиться со своими ощущениями и дополнительно развивает его мелкую моторику, успокаивает

В первую очередь родителям следует знать, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах:

  1. Наказывать кроху, если тот чего-то боится.
  2. Смеяться над малышом и обвинять в притворстве или глупости.
  3. Специально создавать условия, провоцирующие боязнь, с целью ее преодоления. Например, если ребенок боится собак, принуждать его их гладить.
  4. По возможности не давать постоянно смотреть одни только фильмы ужасов или читать страшные истории.

Что же делать родителям, чтобы избавить ребенка от детского страха? Могут пригодиться следующие советы:

  1. Иногда надо просто выслушать кроху и попытаться разобраться в его чувствах. Рассказывая вам о своих переживаниях, ребенок не только выплеснет накопившиеся эмоции, но и даст вам возможность понять, в чем кроются причины его страха. Главное - не переусердствовать, допытываясь у малыша, чего и почему он боится - это только усугубит ситуацию. Следует избегать прямых вопросов, если ребенок не захотел этого сам. Лучший вариант - занять наблюдательную позицию и задавать только наводящие вопросы.
  2. Обязательно говорить, что вы любите и всегда при необходимости встанете на защиту карапуза.
  3. Также нелишним будет найти дополнительных защитников в виде одеяла, фонарика или фигурки любимого героя.
  4. Попробовать доступно объяснить реальное происхождение и суть явления или предмета, вызывающего страх у малыша.
  5. Смотреть добрые мультфильмы и читать книжки вместе. Например, замечательный мультик «Крошка Енот» покажет крохе, что многие страшные монстры в реальности оказываются фантазией.
  6. Нарисуйте страх на бумаге и вместе придумайте способ его уничтожения.

Важно помнить: для того, чтобы появился страх, порой хватит мгновения, а вот работа над его преодолением может занять годы и потребовать намного больше сил у всей семьи. Если ничто не помогает побороть боязнь у ребенка, не откладывайте консультацию с психотерапевтом. Фобии, которые продолжают преследовать ребенка после 10 лет, в итоге могут привести к развитию неврозов, наркомании и алкоголизму.

Детские страхи - нормальное явление, ведь так ребёнок проявляет эмоции, привыкает к окружающему миру и социализируется. Некоторые психологи считают, что малышам незнакомо это чувство, но по мере взросления в дошкольном и школьном возрасте наблюдается бояться разных вещей. Появление тревожности имеет свои причины. Их необходимо выяснить, ведь со временем любой страх может перерасти в настоящую фобию, которая останется и во взрослой жизни человека. Коррекция поведения крохи осуществляется разными способами, большинство из которых доступно родителям в домашних условиях.

Многие взрослые часто задаются вопросом: почему малыши ничего не боятся, ведь они могут сделать то, от чего у мужчины или женщины замирает сердце и возникает паника. Это происходит по одной простой причине - у младенцев не развит инстинкт самосохранения так, как у мамы, папы и детей старшего возраста. Однако по мере взросления происходит большой скачок психоэмоционального развития ребёнка, и именно на этом этапе у него начинают формироваться страхи .

Страх - это сильная эмоция человеческого организма, которая формируется вследствие работы инстинкта самосохранения.

Причины появления страхов могут быть разными

Многие психологи и педагоги занимаются изучением формирования тревоги, чувства опасности и боязни чего-либо у детей. Они обращают внимание родителей, что сами по себе эти эмоции не является патологией, поэтому не стоит считать их бредовыми. Это совершенно нормальное явление, которое свойственно многим малышам вследствие их богатой фантазии. Но взрослые должны следить, чтобы небольшой страх не перерос в фобию. Вот это состояние - уже не норма, оно требует консультации со специалистами и длительной коррекции.

Почему ребёнок начинает бояться: все причины появления страхов

Некоторые специалисты отрицают возможность логических суждений со стороны маленьких детей, объясняя это тем, что малыши всерьёз воспринимают любую информацию. Например, родители сказали: «Не трогай собаку, она тебя укусит!». Сын или дочь не понимают, что животное не обязательно будет вести себя агрессивно, это возможно, но не всегда так происходит. Однако в сознании крохи уже сформировался стереотип: все собаки кусаются, если их трогать, поэтому их надо бояться, они опасны. И таких примеров множество. Ребёнок ещё не может связать логические цепочки и усвоить, что не все слова взрослых нужно понимать буквально, это всего лишь предостережение.

Во многих случаях дети боятся не чего-то конкретно, а наказания, которое может последовать от родителей или других взрослых. Именно поэтому мама и папа должны спокойно объяснять крохе, почему нельзя делать что-то, а не сразу ругать ребёнка.

Существуют и другие факторы появления детских страхов:

  • богатая фантазия. Один раз услышав, что в тёмной комнате есть что-то страшное, малыш сразу начинает бояться. Это касается многих фраз и разговоров, которые ребёнок воспринимает как правду. То же самое относится к увиденному: посмотрев страшный мультфильм, кроха может испугаться и думать, что это произойдёт с ним в реальности;
  • действие, которое произошло с ребёнком. Чаще всего причиной появления тревог становятся определённые события. Например, кроху поцарапала кошка, и после этого он стал бояться, ведь животное снова может причинить боль;

    Бояться начинают не все дети. Некоторые, упав с велосипеда, сразу же садятся на него снова. Появление страха во многом зависит от характера: стеснительные, мнительные и замкнутые в себе малыши опасаются чаще других.

  • напряжённая обстановка в семье. Дети очень эмоциональны, они способны повторять настроение родителей и проектировать его на себя. Поэтому ссоры, крики, скандалы между взрослыми негативно влияют на психологическое состояние крохи. Он становится замкнутым, раздражительным, постоянно чувствует тревогу по любому поводу. Если ситуация не изменится, такие ощущения могут со временем перерасти в страх;
  • отсутствие друзей. По мере взросления ребёнок нуждается в социализации. Этот процесс начинается со взаимоотношений с другими детьми сначала на площадке, затем в садике и школе. Но если с крохой никто не хочет дружить, смеются над его попытками войти в коллектив, у него развивается социальная фобия. Из-за этого малыш боится идти играть с ребятами, а посещение учебного заведения превращается в нескончаемый поток истерик и нервных срывов;
  • проблемы в работе нервной системы. В некоторых случаях у ребёнка появляется боязнь, которая ничем не обоснована. Это ненормальное состояние, патология, поэтому обязательна консультация у психолога. Только специалист сможет диагностировать заболевание и поставить правильный диагноз. Такой страх развивается на фоне неврозов, и для психокоррекции понадобится работа с малышом нескольких специалистов.

Боязнь темноты - один из самых распространённых страхов у детей

Что представляет собой синдром детских патологических страхов

Медики также выделяют состояние под названием синдром детских патологических страхов. Оно характеризуется боязнью различных предметов, действий и явлений и возникает необоснованно, без какой бы то ни было причины. Приступ начинается с плача, недовольства и перерастает в сильнейшую истерику и панику. Длится он долго, в некоторых случаях дети могут сутками испытывать необъяснимую тревогу. Этот синдром считается патологией, и психологи связывают его с психическими отклонениями в развитии ребёнка, которые берут начало ещё в раннем возрасте, но заметно проявляются к шести-семи годам.

Видео: психолог о возникновении детских страхов

Методы диагностики страхов у детей

Возникновение боязни медики рассматривают как своеобразную защитную функцию организма, которая может дать о себе знать в определённом возрасте, а затем со временем проходит. Иногда достаточно недолгого разговора, чтобы объяснить, чего не стоит опасаться, и дети тут же забывают о своих проблемах. Однако существуют и патологические страхи, проявляющиеся в виде состояния ужаса и шока. Они негативно влияют на скорость развития ребёнка. Специалист поможет понять, считается ли появление тревоги у малыша нормой или нет.

Чтобы вникнуть в состояние ребёнка, нужно провести диагностику его страхов. Это поможет выяснить причину развития боязни и затем помочь крохе преодолеть тревогу. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который подберёт метод оценки поведения малыша, разработает программу лечения и даст рекомендации родителям, что делать в дальнейшем.

Специалисты обращают внимание, что формирование страха - совершенно нормальное явление. Таким образов организм ребёнка проходит адаптацию к окружающему миру, ведь многое ему ещё незнакомо и непонятно.

Детские психологи используют разные методики для диагностики боязни у детей:

  • разговор с ребёнком. Специалист тщательно продумывает вопросы, чтобы ещё больше не напугать кроху. Важное условие успешного терапевтического воздействия - доверительная атмосфера, в которой малыш чувствует себя защищённым и начинает открывать все свои секреты;

    Диагностировать детей очень сложно: они боятся говорить о своей тревоге. Поэтому один неосторожный вопрос или не та интонация в голосе могут испортить взаимоотношения со специалистом, кроха замкнётся в себе и не станет больше идти на контакт.

  • рисование. Медик может попросить нарисовать что-то на определённую или произвольную тему. После того как ребёнок закончит, рисунок изучают. В расчёт берётся и тематика, и цветовая гамма, которая была выбрана, и расположение, размер фигур на листе бумаги;
  • сказки, анкеты или тесты. Этот способ больше подходит для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослый может попросить придумать окончание истории, ответить на некоторые вопросы;
  • лепка. Этот метод используется реже всех остальных и подходит детям, которые отказываются разговаривать с психологом и не любят рисовать картинки.

Большинство детских страхов легко поддаются корректировке

Тест на выявление чувства страха у мальчиков и девочек

Многие психологи разработали различные тесты, с помощью которых можно определить наличие боязни и степень её проявления. Большой популярностью пользуется методика Александра Захарова и Марины Панфиловой «Страхи в домиках» для детей старше трёхлетнего возраста.

  1. Взрослый рисует на чистом белом листе два дома: один красным цветом, другой - чёрным.
  2. Затем предлагает ребёнку поиграть в игру: в чёрном домике живут только страшные страхи, а вот в красном - нестрашные.
  3. И начинает перечислять малышу вслух по очереди 29 видов различных пугающих предметов и явлений.
  4. Ребёнок, в свою очередь, отвечает, в какой из домиков он разместит каждое название.
  5. Специалист отмечает себе только ту боязнь, которую кроха поместит в дом чёрного цвета.

Эта методика подходит для детей, которые плохо отвечают на вопросы психолога и не любят рисовать

Все страхи в этом тесте можно разделить на определённые группы:

  • медицина (боль во время процедуры, инструменты, например, шприцы, врачи);
  • боязнь смерти;
  • явления и предметы (громкие звуки, автомобиль, гром, вода и т. д.);
  • животные (дикие, домашние, микробы, насекомые);
  • темнота и кошмары;
  • выдуманные персонажи (герои мультфильмов или сказок);
  • люди (другие дети, посторонние и собственные родители);
  • действия (наказание, физическое насилие);
  • пространство (боязнь замкнутых помещений, высоты, глубины).

В зависимости от полученного результата, медики диагностирую состояние малыша и определяют схему действий, чтобы научить ребёнка как справиться с тревожностью и боязнью.

Анкета для родителей на определение наличия детских страхов, фобий и панических состояний

Помимо различных тестов, сказок и других методик, существуют анкеты, которые содержат определённое количество вопросов. На основании ответов родителей, психолог оценивает какова ситуация и даёт рекомендации маме и папе, как вести себя в создавшейся ситуации. Приведённый ниже опросник подходит для детей в возрасте от 4 до 10 лет.

  1. Ребёнок не может долго заниматься одним делом, быстро устаёт и часто отвлекается.
  2. Несколько раз за короткое время меняется настроение: плач может резко перейти в смех и обратно.
  3. Малыш часто огорчается и расстраивается по любому поводу и без.
  4. Любая неудача вызывает плач, истерику, которая может длиться продолжительное время.
  5. Плохое настроение - постоянный спутник ребёнка.
  6. Задания вызывают беспокойство и напряжение.
  7. Беспокойство проявляется часто повторяющимися действиями: сосёт палец, грызёт ногти, постоянно теребит что-то в руках.
  8. Не может засыпать самостоятельно, просыпается несколько раз за ночь, плачет во сне или кричит.
  9. Не может быстро реагировать во многих ситуациях.
  10. Боится незнакомых людей и не любит играть с другими детьми.
  11. Не может самостоятельно принимать решение, не уверен в своих силах.
  12. Часто меняет своё мнение, с ним сложно договориться, т. к. через минуту, пять или час с истерикой кроха будет доказывать, что хочет совершенно другого.
  13. Перед новым заданием, знакомством испытывает недомогание, расстройство пищеварения, боль в голове и неприятные ощущения в области живота.
  14. Наблюдается повышенное потоотделение, особенно перед чем-то новым.
  15. Отсутствуют любимые блюда или лакомства, у малыша постоянно плохой аппетит.

На все вопросы можно дать один из трёх вариантов ответов:

  • да - 2 балла;
  • иногда - 1 балл;
  • нет - 0 баллов.

Таблица: определение уровня тревожности по результатам анкетирования

Количество баллов Характеристика
0 - 5 Ребёнок в порядке. Такой результат - норма для детей этого возраста.
5 - 9 Проблемы малыша находятся на начальной стадии. В первую очередь, ребёнку не хватает родительского внимания.
10 - 14 Определяется повышенная тревожность, некоторые страхи, но их легко скорректировать без помощи психолога. Главное, чтобы мама и папа уделили этому достаточно внимания.
15 - 19 Малыш боится многого, находится в состоянии постоянной тревожности. Если не повлиять на ситуацию сейчас, возможно развитие неврозов.
20 - 30 Критическое значение. У ребёнка наблюдаются фобии, возможно развитие синдрома патологических детских страхов. Требуется длительная коррекционная терапия.

Какие бывают виды детских страхов у дошкольников и школьников

Все боязни ребёнка можно разделить на несколько типов:

  • реальные. Они возникают благодаря инстинкту самосохранения и помогают малышу избежать многих опасных ситуаций. Конечно, такие страхи есть у каждого человека, но взрослые научились их контролировать, чтобы не поддаваться панике и эмоциональному шоку. Задача родителей в этом случае, направить понимание малыша в нужное русло, попытаться понять причину возникновения тревожного состояния и помочь убрать его, чтобы впоследствии оно не переросло в патологию;

    К этому виду также относятся навязчивые страхи. Они возникают как следствие определённых случаев, произошедших с ребёнком. Например, кроха чуть не утонул в ванне, поэтому он стал бояться воды, и купание превращается в истерику. Если вовремя не помочь малышу, такая проблема может перейти в аквафобию, с которой в состоянии справиться только психолог.

  • невротические. Самые опасные страхи, которые могут быть связаны с расстройством психики. Проблема заключается в том, что очень сложно определить причину появления боязни. Поэтому родителям рекомендуется обратиться к специалисту, который с помощью определённых методик оценит состояние крохи и будет работать над исправлением ситуации;
  • сверхценные. Они наиболее распространены среди детей. Практически все ребята в тот или иной период боятся темноты, отрицательных героев сказок или фильмов, животных, одиночества и т. д. Чем больше ребёнок остаётся наедине с проблемой, тем сильнее страх проникает в сознание и заполняет все мысли маленького человека. Он становится навязчивой идеей, которая влияет на эмоциональное состояние крохи негативным образом;

    Психологи приводят такой пример: маленькие дети неразлучны с матерью. Но по мере взросления они должны быть готовы на некоторое время остаться с другим взрослым, которого они знают, например, с папой или бабушкой. При это ребёнок ведёт себя нормально, как всегда. Если же в сознании крохи доминирует сверхценный страх, у него начинается истерика, т. к. мамы нет рядом. Это не просто капризы, в мыслях малыша уже есть определённая установка: вдали от самого родного человека опасно, что-то плохое может случиться в любой момент.

  • ночные. Они возникают только в тёмное время суток, в остальном ребёнок ведёт себя совершенно нормально. Но с приближением ночи заметно ухудшается настроение, появляется тревога, кроха начинает внезапно плакать, не хочет спать один или в полной темноте. В некоторых случаях дети могут без проблем засыпать самостоятельно, но ночью они плачут во сне, вскрикивают, зовут на помощь. Утром малыши часто и не помнят, что им снилось.

Детские страхи нельзя оставлять без внимания, чтобы не усугубить ситуацию

Иногда мама и папа сами виноваты в развитии страхов у своих отпрысков. Когда они постоянно находятся в состоянии тревожности, малыш перенимает такое поведение на себя. То же самое касается и чрезмерной опеки взрослых над ребёнком. Если присутствует слишком много запретов, ограничен выбор, нет возможности самореализоваться, тогда дети замыкаются в себе и бояться сделать что-то не так. Поэтому специалисты настоятельно советуют родителям следить за своим поведением по отношению к крохе.

Видео: разные страхи малышей и пути их преодоления

Проявление страхов в возрасте от года до 11 лет

Особенности проявления боязни различаются в зависимости от возраста ребёнка. По мере взросления страхи могут меняться: одни проходят, а другие появляются. И такое положение вещей считается абсолютно нормальным, ведь так малыш готовится в самостоятельности и жизни в социуме.

Таблица: возрастные особенности появления детских страхов

Возраст Проявление боязни
С рождения до полугода Малыш тревожится не из-за конкретных вещей, а звуков и действий, например, громкого стука, неожиданного движения в свою сторону. Боится остаться без мамы, т. к. привык, что она постоянно рядом.
7 - 12 месяцев Ребёнок так и продолжает пугаться громкого звука и других неожиданных явлений. Но в этом возрасте начинает проявляться боязнь незнакомых людей и обстановки.
1 - 2 года Около года кроха начинает осваивать самостоятельное хождение, поэтому может появиться страх получить травму во время падения. Некоторые малыши опасаются других детей и ни в какую не хотят играть с ними.
2 - 3 года Дети начинают боятся потерять родителей, остаться одни. Причиной стресса и невроза может послужить недовольство мамы или папы по отношению к ребёнку, их развод или частые скандалы.
3 - 5 лет Впервые появляется страх смерти. Ребёнок боится не только умереть сам, но и потерять родителей в буквальном смысле, поэтому страшится всего, что может привести к гибели человека: пожар, наводнение, гроза, авария и другие явления.
5 - 7 лет Малыш понимает всё больше, но ещё не различает, где вымысел, а где реальность. Поэтому объектами боязни становятся герои мультфильмов и рассказов. Некоторые ребята боятся идти в школу.
7 - 8 лет Больше всего дети подвержены школьным страхам: получение плохой оценки, неодобрение учителя и родителей, отсутствие друзей. Многие ученики начальных классов опасаются темноты и закрытых помещений. Также появляется боязнь физического насилия.
8 - 9 лет Остаётся страх перед физическим наказанием. Ещё мальчики и девочки опасаются остаться последними в классе и ничего не добиться.
9 - 11 лет Дети начинают страшиться незнакомых людей определённой категории: неряшливого вида, в состоянии алкогольного опьянения и т. д. Также появляется чувство лидерства, и ученики боятся проиграть в соревнованиях.

Педагогические методы коррекции детских страхов

К коррекции детских страхов психологи подходят постепенно: сначала проводится диагностика, а только потом профессионал разрабатывает стратегию и план действий, определяет метод, с помощью которого можно будет перебороть боязнь у малышей. Современная психология предлагает множество разнообразных способов, которые применяются одновременно, отдельно друг от друга или последовательно .

Следует обратить внимание, что метод, выбранный психологом, должен нравиться ребёнку. Если малыш капризничает, начинает плакать или отказывается выполнять задания, нужно подобрать другой способ. Заставлять или ругать кроху категорически запрещается.

Арт-терапия в преодолении проблемы

Арт-терапия очень распространена, т. к. дети любят рисовать. Её суть заключается в изображении страха ребёнка. Психолог предлагает малышу воспроизвести на бумаге то, чего он боится больше всего, а затем вместе с автором анализирует получившуюся картинку. Например, чудовище можно запереть навсегда, посадив его клетку, из которой оно не выберется. Во многих случаях отличное решение - дополнение рисунка смешными элементами, тогда кроха визуально понимает, что бояться нечего.

Родители могут быть рядом с ребёнком, но не помогают ему рисовать объект тревоги. Также взрослые не должны принимать решение по поводу того, что делать с рисунком: если малыш захочет порвать его, пусть сделает это, но не стоит настаивать и заставлять кроху избавляться от изображения.

Арт-терапия считается самым популярным методом коррекции детских страхов

Игротерапия для достижения психологического комфорта

Это отличный способ помочь ребёнку написать положительный сценарий развития событий. В игровой форме вместе с психологом малыш рассказывает о своих опасениях. Специалист задаёт наводящие вопросы, аккуратно подводя разговор к позитивным моментам. Например, чудовище сидит в шкафу. Можно представить, что монстр сам боится темноты и плачет, хочет к маме. Теперь он не такой страшный.

Многие ребята раскрывают настоящие таланты, вживаясь в роль и преодолевая стеснительность. По окончании терапии психолог может посоветовать записать ребёнка в театральную студию.

Сказкотерапия: роль сказки в индивидуальной психокоррекции

Дети любят сказки, ведь в них добро всегда побеждает зло. Для того чтобы помочь малышу побороть страх, нужно выбирать такие рассказы, которые не только заинтересуют ребёнка, но и помогут почувствовать себя самым смелым и сильным, способным помочь друзьям и родителям. Можно сочинить свою историю и обсуждать её с крохой.

Сегодня взрослые могут заказать специальную книгу сказок, в которой главным героем будет сын или дочь. На страницах этого издания печатают фото малыша.

Сказки с фото ребёнка помогут малышу преодолеть свои страхи

Разговоры об объектах страха с детьми школьного возраста

Беседа об объекте страха подойдёт для детей младшего школьного возраста. Они уже умеют чётко формулировать свои мысли и понимают, что истерики и паника не доставляют удовольствия и сильно выматывают, просто самостоятельно ничего не могут поделать со своим состоянием. Специалист ведёт диалог в уютной обстановке, не пугает ребёнка, а предоставляет свободу выбора: не заставляет его рассказывать всё и сразу. Наводящие вопросы, чёткие разъяснения и аргументы психолога помогут мальчику или девочке понять свой страх и разобраться с ним.

Доверительный разговор с психологом - хороший способ победить страх у школьников

Коррекция детских страхов с использованием аффирмации

Аффирмация представляет собой специальный способ, с помощью которого в сознание ребёнка устанавливается определённый образ. Добиться такого эффекта можно с помощью фразы, которую психолог многократно повторяет, работая с малышом. Например, если кроха будет часто слышать, что кошка хорошая, со временем он в это поверит и перестанет её бояться.

Аффирмация - это обязательно короткая фраза, которая состоит из одного-двух предложений без усложнения. Ребёнок должен слышать только понятные слова и словосочетания.

Методика рисования песком

Сегодня работа с песком набирает огромную популярность. Даже дети, которые не любят или ещё не умеют рисовать, с удовольствием окунаются в это занятие. Этот вид творчества не только развивает мелкую моторику, но и помогает снять напряжение, малыш расслабляется, поэтому специалист более глубоко прорабатывает страхи крохи.

Во время работы с песком малыш успокаивается и тренирует память

Музыко- и танцетерапия в работе психологов

Суть методики заключается в подборе специальных мелодий, которые обладают успокаивающим действие, расслабляюще влияют на нервную систему ребёнка и настраивают на контакт со специалистом. Данный вид терапии часто совмещается с другими: малыш может слушать музыку и рисовать в одно и то же время. А вот танцевать любят не все дети, поэтому мастер своего дела тщательно изучает, подходит ли этот способ для того, чтобы убрать страх.

Медитация как способ преодолеть боязнь

Этот способ используют не все детские психологи. Для того чтобы заниматься с ребёнком медитацией, у специалиста должны быть определённые знания и навыки. Суть метода - выполнять с малышом ряд психологических упражнений, которые позволяют проникнуть глубже в себя, понять причину своих страхов и на уровне мышления побороть их.

Медитация не подходит малышам, ведь они не поймут принципа её действия. Эффективнее всего заниматься со школьниками.

Если у ребёнка проявляются признаки психоза, паники и неврозов, медитация может не подойти в качестве способа коррекции страхов. Дело в том, что для выполнения упражнений необходимо полностью сосредоточиться, но не все дети могут это сделать.

Психотерапия для борьбы с детскими страхами: советы специалистов

Занятия с психотерапевтом включают в себя совместную работу не только с ребёнком, но и тренинги с родителями. В зависимости от степени проявления боязни (начальная стадия или фобия) врач выбирает способ коррекции и приступает к работе. Психотерапия представляет собой систему воздействия на психику малыша, чтобы избавить его от ощущения страха, тревожности и неврозов .

Психотерапевты отмечают, что родителям необходимо изменить своё поведение и прислушиваться к ряду советов:

  • мама и папа должны показывать свою любовь к малышу, окружать его заботой и проявлять понимание;
  • не стоит отмахиваться от ребёнка: ежедневное родительское внимание и проведение вместе времени - залог гармоничного психологического развития крохи;
  • нельзя запрещать детям общаться с ровесниками, им необходимо социально адаптироваться;
  • малыш нуждается в играх, которые должны присутствовать в жизни малыша каждый день;
  • никогда нельзя пугать детей: каждая фраза взрослых воспринимается ребёнком буквально.

Видео: как избавиться от страха

Польза детских страхов

Психоэмоциональное развитие ребёнка предусматривает формирование различных страхов как проявление инстинкта самосохранения. Если кроха не будет понимать, что можно, а что нельзя, он станет беспомощным перед действиями других людей или различными явлениями. Поэтому появление боязни является нормальным состоянием, а вот если малыш ничего не боится, тогда стоит задуматься.

Как только организм распознаёт критическую ситуацию, в кровь поступает доза адреналина. Вследствие этого мозг начинает мыслить быстрее и ярче, что способствует принятию решения. Если бы ребёнок не испытывал страх, добиться такого состояния не получилось бы.

Социальная адаптация детей также невозможна без опасений и проявления страха. Эмоции ребёнка напрямую зависят от восприятия ровесников: малыш хочет познакомиться с другими детьми и обрести новых друзей. Многие мальчики и девочки боятся потерять друга или подругу, поэтому стараются анализировать ситуации, самостоятельно принимать решения и готовятся жить в мире, где мама не будет рядом постоянно.

Литературные произведения, статьи и книги

Чтобы лучше понять природу детских страхов, родители могут изучить литературу психологов и медиков, в которой подробно рассказывается о причинах и способах решения различных ситуаций.

  1. Зигмунд Фрейд, «Психоанализ детских страхов». В своей книге автор описывает совместную работу отца мальчика со специалистом для достижения наилучших результатов, начиная с определения причины появления боязни и рассмотрения схем действия в конкретном случае.
  2. Г. Эберлейн, «Страхи здоровых детей». Доктор медицины из Австрии в своей работе описывает различные формы и виды страхов, которые без проведения коррекции приводят к неврозам, а также расстройству сна и речи. Автор рассказывает родителям, какие методы можно использовать для борьбы с боязнью, а также профилактики её появления.
  3. Книга отечественного психолога Александра Захарова рассказывает о страхах, которые могут присниться ребёнку ночью Зигмунд Фрейд проводит анализ детских страхов, даёт их описание и предлагает пути избавления
    Статья Кочетовой Юлии, опубликованная в электронном журнале «Психологическая наука и образование», раскрывает вопросы коррекции детских страхов В своей книге Ольга Никольская рассказывает как вылечить страхи у аутистов

    Появление страхов в детском возрасте - обычное явление. Но взрослые не должны пропустить момент, когда небольшая боязнь начнёт постепенно перерастать в патологическое состояние. В дошкольных учреждениях и школах с детьми работают психологи, они проводят диагностику несколько раз в год. Если в развитии малыша наблюдаются отклонения, специалист обязательно информирует родителей и даст некоторые советы. Мамы и папы обязаны прислушиваться к этим рекомендациям, чтобы не усугубить ситуацию и помочь крохе побороть свои проблемы.

    Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу затронуть проблему, которая волнует многих родителей: детские страхи. Откуда они берутся и что с этим делать?

Мало на свете людей, которые бы совсем ничего не боялись. Кто-то боится змей, насекомых, а кто-то темноты и зубных врачей. Одни ни за что на свете не полетят на самолёте, а другие с криком кидаются прочь от тараканов или лягушек.

Иногда причиной страха становятся не объекты, а целые ситуации: темнота, замкнутое пространство, одиночество, неизвестность.

Но детские страхи - дело особое. Они возникают постепенно или вдруг в жизни ребёнка, вызванные какими-либо травмирующими психику переживаниями, а иногда сознательно сформированы взрослыми. Как часто приходиться слышать на детской площадке от мамы:" Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде или вызову полицию, чтобы тебя забрали!", или "Сейчас вызову скорую помощь, чтобы врач поставил тебе укол огромным шприцом!" А как часто взрослые пугают детей "бабайкой" или "бабой Ягой".

Основные страхи детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1. боязнь собак (или кошек), насекомых, пресмыкающихся.
2.Ночные страхи (боязнь вымышленных чудовищ, темноты)
3.Боязнь чужих людей (в том числе врачей и милиционеров)
4.Боязнь оставаться одному дома (или в комнате).

Эта проблема не обошла стороной и нашу семью. Старший сын в дошкольном возрасте боялся собак и кошек. Начался этот страх после того, когда его легонько укусила маленькая домашняя собачка, во время игры с ней. А когда его поцарапала бабушкина кошка, стал бояться и всех кошек. В этом случае сын сам приобрёл психотравмирующий опыт.

А бывают случаи, когда родители, желая оградить ребёнка от опасности, часто преувеличивают: "Отойди от собаки, а то укусит!" Именно по этой причине, мне кажется младший сын боится собак, потому что во время прогулок, папа всегда пытался уберечь ребёнка от "агрессии собак".

Как реагировать родителям на страхи детей и как помочь их преодолеть

Самое главное попытаться понять вашего ребёнка, на слёзы и истерики реагировать спокойно, не обзывать трусом или слабаком, а попробовать отвлечь и успокоить.

Если ребёнок боится темноты, лучше в комнате оставить горящим ночник, посидеть с ним рядом, пока не уснёт.

Можно попросить нарисовать малыша свой страх на бумаге, а потом этот рисунок разорвать на кусочки или разрезать ножницами или сжечь, тем самым символизируя, что страх ушёл.

Попробовать использовать сказкотерапию, игротерапию (рассмотреть ситуацию в игровой форме).

Ещё помогает юмор: предложите ребёнку нарисовать чудовище, привидение или собаку в вычурном образе, с нелепыми и смешными чертами, чтобы это было весело. Поощряйте идеи малыша, смеясь и радуясь вместе с ним.

Обычно детские страхи проходят сами к восьми-девяти годам. Но если страх превратился в фобию и с возрастом не проходит, то лучше показать ребёнка психологу.

Сегодня я рассказала, какие основные детские страхи существуют, и как помочь ребёнку их преодолеть.
Я желаю всем родителям, чтобы они не сталкивались с этой проблемой. Ваша чуткость, внимательность, любовь и поддержка помогут преодолеть малышу его ужасные страхи.