Детское психоневрологическое отделение. Система коррекции речи у дошкольников и младших школьников в условиях детского отделения психиатрической больницы в процессе ручной деятельности Научно практический центр детской психоневрологии им сухаревой

Трудности в работе с детьми, которые имеют психические заболевания, мотивируют логопеда подавать речевой материал нетрадиционными методами. С помощью введения в логопедические занятия ручного труда, более того, сделав ручную деятельность ведущей, можно с успехом развивать, корригировать, обогащать речь детей с особенностями развития и здоровья.

Начиная работать логопедом в детском отделении психиатрической больницы, я столкнулась с рядом трудностей: это и разнородность речевых нарушений, это отсутствие мотивации к обучению, это разный интеллектуальный уровень, это тяжесть проявления психического заболевания и т.д.

В процессе работы я обнаружила, что найти к этим детям подход можно через ручную деятельность .

Ручной труд всегда был главенствующим в коррекционных образовательных учреждениях, также он необходим и при развитии, коррекции речи. Он способствует налаживанию контакта, доверительного отношения к логопеду, на групповых занятиях делает группу сплоченной, он мотивирует детей на речь.

При изготовлении различных поделок, игрушек из различных материалов развивается не только мелкая моторика, которая очень страдает у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей – инвалидов, но и обогащается словарь, развивается связная речь, усовершенствуется диалоговая речь, дети учатся пересказывать, отвечать полными предложениями на вопросы, возможна и коррекция звукопроизношения, особенно продуктивно происходит автоматизация звуков в речи.

В процессе изготовления тех или иных вещей, дети отвечают на вопросы логопеда, а затем подробно рассказывают о том, какое действие производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал используют и т.д.

Кроме этого улучшается внимание, ребёнок становится более спокойным, уравновешенным, развивается память, расширяется кругозор, становятся более доступными логико-грамматические конструкции (сравнения, отношения последовательности).

В ходе работы были разработаны несколько основных проектов, которые стали базисными, они постоянно пополняются с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, а также особенностей заболевания детей.

1. Проект «Весёлая матрёница».

Работа с нитками, тканью – это творческая работа ребёнка, в процессе которой он создаёт полезные, эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр. Основная работа это плетение косичек, сматывание клубочков, завязывание узелков, изготовление помпонов, простые куклы.

Данный проект связан с устным народным творчеством, соответственно это прослушивание и пересказ различных сказок, пение русских народных песен, игры-драматизации, настольный театр, пальчиковый театр с проигрыванием сказок детьми, разучивание потешек, прибауток, частушек, разгадывание загадок, объяснение пословиц, поговорок. К проекту разработано перспективное планирование, по длительности – проект долгосрочный.

2. Проект «Бумажная страна».

В основе работа с бумагой. Чаще всего это коллективная работа, соотнесена с определённым временем года, праздником. Вместе с детьми изготавливаются большие полотна-картины из скрученной бумаги, чаще разноцветных салфеток. Данный вид работы требует большого терпения, усидчивости, слаженности коллектива, аккуратности.

В данном проекте логопедическая работа строится с учётом темы работы. Например: при подготовке к новому году изготовляется тематическое панно, соответственно в процессе работы логопедом будут отработаны такие темы как: «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодние традиции», «Животные зимой» и т.д. К проекту разработан календарно-тематический план с основными логопедическими задачами, по длительности является долгосрочным.

3. Проект «Макарономания».

В основе лежит работа с различными видами макарон. Данный вид работы очень нравится детям, он более творческий, индивидуальный. В этот проект входят такие виды работы как нанизывание макарон на шнурок (различные бусы), аппликация, раскрашивание макарон и готовых поделок. Основные темы: это «Растения», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Времена года». При выполнении этого вида работы хорошо прорабатывается грамматический строй речи. Также проект снабжён тематическим планом и является долгосрочным.

Все эти проекты постоянно пополняются, корригируются с учётом особенностей, речевыми возможностями детей. Дети с удовольствием идут на занятия, результативность работы при использовании ручного труда увеличивается.

Колесникова Т.В.,
логопед

Специализация:

Детская психиатрия

Описание:

В настоящее время ДПБ№6 и Московский городской центр охраны психического здоровья детей и подростков представляют собой основное специализированное учреждение психиатрического профиля в городе. Его главной задачей служит оказание высококвалифицированной психиатрической и психоневрологической помощи детям и подросткам. Наряду с этим проводится постоянная работа по изучению и внедрению в практику современных методов диагностики и лечения, в том числе апробация новейших лекарственных препаратов, осуществляется организационно-методическое руководство детскими психиатрическими и психоневрологическими учреждениями города. Больница служит базой для специализации и повышения квалификации специалистов самого различного профиля - врачей, психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, среднего медицинского персонала, работающих в учреждениях здравоохранения Москвы и России. В структуре больницы функционирует 12 лечебно-диагностических отделений, рассчитанных на детей в возрасте от 3 до 18 лет. В острых отделениях проходят лечение дети и подростки с тяжелыми формами психических заболеваний (такими, как шизофрения , депрессия , умственная отсталость, органические расстройства личности и др.), а также выраженными расстройствами поведения, приводящими к серьезному нарушению учебной, психологической и социальной адаптации. Подострые отделения больницы предназначены для лечения более мягких, в том числе пограничных, форм психических расстройств (разнообразные нарушения невротического уровня , стертые формы психопатий , легкая степень органического поражения центральной нервной системы и т.п.). Кроме того, в составе больницы имеется отделение диагностики и лечения эпилепсии , оснащенное самой современной аппаратурой, требующейся для проведения всего спектра необходимых обследований (электроэнцефалография , ночной и дневной ЭЭГ-мониторинг , трехмерная ЭЭГ, реоэнцефалография и т.д.). Есть и отделения, специализирующиеся на оказании помощи детям дошкольного возраста с различными психопатологическими нарушениями. В лечебно-диагностических отделениях работают высококвалифицированные врачи, имеющие большой практический опыт. При необходимости для консультаций могут быть привлечены ведущие специалисты (педиатры, хирурги, эндокринологи, кардиологи и т.д.) лучших лечебно-профилактических учреждений и научно-исследовательских институтов.

Практические программы:

Консультативная помощь в Поликлиническом консультативном психиатрическом отделении ДПБ №6 оказывается детям от 3-х до 18-ти лет по направлению

  • участковых детских и подростковых психиатров ПНД г.Москвы
  • детских психиатров специализированных психоневрологических учреждений (спец.санатроий, ЦВЛ, спец.дет.сады, спец.коррекционные школы и интернаты) г.Москвы.
  • детских психиатров различных клиник, мед.центров, научно-исследовательских институтов г.Москвы.
  • Министерство здравоохранения РФ (для иногородних)
  • Департамента здравоохранения г.Москвы(для иногородних и жителей Московской области).

Запись на прием к врачу осуществляется ежедневно по будням с 9 до 18 (сб.: с 9-14, вс.:выходной) в регистратуре.
При оформлении амбулаторной карты для жителей г.Москвы необходимо иметь:

  • направление районного психиатра;
  • выписку от районного психиатра по месту жительства
  • паспорта законного представителя ребенка (матери или отца) или опекуна
  • страховой полис ОМС

Присутствие законного представителя ребенка (матери или отца) или опекуна обязательно.

При оформлении амбулаторной карты в день приема необходимо иметь:

для жителей г.Москвы:

  • направление психиатра;
  • выписку от психиатра
  • паспорт законного представителя ребенка (матери, отца, опекуна при наличии распоряжения суда о назначении опекунства) с постоянной регистрацией в г.Москве
  • свидетельство о рождении ребенка
  • страховой полис ОМС

для иногородних (включая жителей МО) необходимо иметь:

  • талон Департамента Здравоохранения г.Москвы на консультацию (госпитализацию).
    Получить талон можно по адресу:г.Москва, Шемиловский пр-д., д.4а, стр.4, приемная Департамента Здравоохранения г.Москвы, с 9 до 18 ч.
  • паспорт законного представителя ребенка (матери, отца, опекуна при наличии распоряжения суда о назначении опекунства)
  • свидетельство о рождении ребенка
  • педагогическую характеристику (из дет.сада или из школы)
  • выписки из других лечебных учреждений