Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук. Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Количество детей с речевой патологией постоянно растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении развития лексико-грамматического строя, связной речи.

Кроме того, дети с нарушением речи часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. Все это сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности. Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук).

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат». Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук очень важно, и педагоги должны уделять этому особое внимание.

Для развития моторики рук важно использовать не только сухое проговаривание стихотворного материала, но и пропевание, музыкальное сопровождение движений, так как это стимулирует слуховую активность детей, заставляет детей координировать свои движения с темповыми особенностями музыки.

С использованием музыкальных средств у дошкольников вырабатывается метро-ритмическая пульсация, а с ней и четкость, выразительность, координированность движений кистей и пальцев рук.

Ниже приведены игры для совершенствования тонких движений пальцев и кистей рук с использованием темпо-метро-ритмики.

1. Покатай между ладошек.

Цель: самомассаж ладоней.

Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш.

Описание упражнения

Под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперед-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из рук

2. Веселые ладошки.

Цель: развитие общей и ручной моторики, самомассаж ладоней

Описание упражнения

Дети сидят на ковре, широко расставив ноги. Педагог вместе с детьми поет песенку и выполняет соответствующие движения руками:

Хлоп!

(Хлопнуть в ладоши.)

Раз!

Еще

(Хлопнуть в ладоши.)

раз!

(Легко ударить себя по коленям.)

Мы похлопаем сейчас.

(Хлопки в ладоши.)

А теперь скорей, скорей!

Шлепай, шлепай веселей!

(Наклонившись вперед, быстро в такт мелодии шлепать ладошками по ковру перед собой.)

3. Собираем разбираем.

Цель:

Оборудование: пирамидка (матрешки, кубики, вкладыши).

Описание упражнения

Ребенок сначала разбирает, а затем собирает по кольцу пирамидку, соблюдая величину колец.

В первый раз задание выполняется под замедленную музыку. Затем под музыку в нормальном темпе и, наконец, под музыку, исполняемую в ускоренном темпе.

Аналогично проводятся игры с матрешками, вкладышами, игрушками-гнездами, кубиками.

4. Мы художники

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие художественного вкуса.

Оборудование: мозаика (пластилин, книжка-раскраска).

Описание упражнения

Дети под спокойную музыку выкладывают узор из мозаики. После окончания работы дети рассказывают, что они изобразили на своих мозаичных картинах, и сравнивают свои работы.

Аналогично может проводиться лепка из пластилина на свободную или заданную тему, а также раскрашивание или штриховка картинок-раскра­сок (следите за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш в руке).

5. Кто быстрее.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера.

Оборудование: стаканчики или коробочки с мелкими предметами (пуговицами, фасолью или элементами мозаики), прищепки.

Описание упражнения

Вариант 1

Двое детей под энергичную музыку перекладывают из одной емкости в другую мелкие предметы. Побеждает тот, кто первым выполнит задание.

Вариант 2

Дети снимают, а затем вновь при­стегивают прищепки на края коробо­чек. Побеждает тот, кто первым вы­полнит задание.

6. Чья машинка будет первой.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, скорости и синхронности их движений.

Оборудование: две игрушечные машинки на веревочках. Концы веревок привязаны к палочкам (по середине). Палочки должны иметь длину 20 см, а в сечении быть не менее двух см.

Описание упражнения

Два ребенка сидят на стульях, поставленных рядом, и держат в руках палочки. Машинки на веревочках стоят перед ними на расстоянии двух метров. Под задорную музыку дети начинают наматывать на палки свои веревочки - машинки приближаются к соревнующимся детям. Чья машинка приедет первой, тот из детей победит в соревновании.

7. Ловкие ручки

Цель: развитие подвижности и силыпальцев рук, точности их движений; закрепление в речи звука Р.

Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребенка и один для педагога.

Описание упражнения

Дети сидят за столом, поют а акапелло или проговаривают вместе с педагогом слова, одновременно выполняя различные действия с мячом.

Эта ручка - правая,

(сжать мячик правой рукой)

Эта ручка - левая,

(переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой)

Я на мячик нажимаю

(перекладывать мячик их руки в руку, каждый раз его сжимая)

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,

(мячик катать между ладонями)

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

(катать мячик по столу правой ладо­нью)

Сильные, умелые!

(катать мячик по столу левой ладонью)

8. Ha горе

Цель: развитие подвижности кистей рук, скорости и синхронности их движений; закрепление в речи звука Р.

Описание упражнения

Дети стоят полукругом. Руки опущены и сжаты в кулаки. Дети вместе с педагогом поют а капелло и выполняют движения кулаками.

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

(один кулак поставить на другой)

А на той горе лужок,

(ритмично ставить кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками)

А на том лужке дубок.

9. Играем на дудочке.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи звука Р.

Описание упражнения

Дети стоят или сидят на стульчиках перед педагогом, поют а капелло потешку вместе с педагогом. Одновременно с пением, педагог и дети выполня­ют движения пальцами, имитируя игру на дудочке; кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообраз­ные движения. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная.

10. Играем на пианино

Цель: развитие подвижности, ко­ординации движений пальцев рук.

Описание упражнения

Дети сидят за столом, поют вместе с педагогом а капелло песенку. Одно­временно с пением педагог и дети выполняют движения пальцами, ими­тируя игру на пианино: кисти обеих рук чуть округлены, пальцы опираются на стол. На каждый слог пропеваемой песни синхронно поднимаются и опус­каются одноименные пальцы на обеих руках (начиная с большого до мизин­ца, а затем в обратном порядке). На­чинать «играть» каждую новую строчку следует с большого пальца. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Жи-ли у ба-бу-си

1 2 3 4 5 4

Два ве-се-лых гу-ся:

1 2 3 4 5 4

О-дин се-рый, дру-гой бе-лый,

1 2 3 4 5 4 3 2

Два ве-се-лых гу-ся.

1 2 3 4 5 4

Условные обозначения: большой палец - 1, указательный - 2, сред­ний - 3, безымянный - 4, мизи­нец - 5.

11. Солнышко-ведрышко

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи шипящих звуков.

Описание упражнения

Дети сидят на стульчиках, поют а капелло потешку и выполняют следу­ющие движения пальцами рук. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Солнышко,

(поставить вертикально ладони рук и растопырить пальцы, как лучики)

Ведрышко

(сложить ладони чашей),

Выгляни в окошечко.

(сложить ладони домиком и загля­нуть под них, как в окошечко)

Твои деткиплачут,

(прикрыть лицо ладонями.)

По камешкам скачут.

(постучать кончиками пальцев по ко­леням.)

12. Смешные человечки

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; автоматизация в речи звука С.

Описание упражнения

Дети стоят парами лицом друг к другу выполняют совместные движения и поют а капелло слова стишка. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Бежали мимо речки

(каждый ребенок «бежит» пальцами обеих рук по внутренней поверхности рук другого ребенка - от локтя вверх к плечам)

Смешные человечки

Прыгали, скакали,

(каждый ребенок «прыгает» пальцами обеих рук по внутренней поверхности рук другого ребенка - от локтя вверх к плечам)

Солнышко

(каждый ребенок показывает другому ладони с растопыренными пальцами.)

встречали.

(дети дважды хлопают по ладоням друг друга)

Забежали на мосток,

(дети переплетают друг с другом пальцы соответственно правых и ле­вых рук, изображая мостик.)

И с мосточка в речку

(Дети отводят в стороны, соединенные руки, расцепляют пальцы и бросают руки вниз.)

Скок!

13. Ладонь - кулак

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.

Описание упражнения

Вариант 1

Дети стоят или сидят на стульчиках перед педагогом и под музыку вслед за ним выполняют движения кистями рук. Исходное положение рук: левая кисть сжата в кулак, пальцами к себе, а правая ладонь упирается вытянутыми пальцами в нее. Затем кисть пра­вой руки сжимается в кулак, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулачок левой. Движения должныбыть быстрыми и точными. Постепен­но темп музыки, а соответственно и движений рук, может нарастать.

Вариант 2

Дети сидят за столом перед педагогом и под музыку вслед за ним выполняют движения кистями рук.

а) Исходное положение кистей рукна столе: обе ладони лежат рядом тыльной стороной кверху.

Под ритмичную музыку обе ладони одновременно то сжимаются в кулаки, то разжимаются.

б) Исходное положение кистей рук на столе: левая рука сжата в кулак, а правая положена на стол ладонью.

Под ритмичную музыку кисти рук совершают противоположные движения, то сжимаясь в кулак, то разжимаясь в ладонь. Постепенно темп музыки, а соответственно и движений рук, может нарастать.

14. Ладошки

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности их движений.

Описание упражнения

Дети сидят или стоят. Вместе с педагогом дети поют песенку и выполняют соответствующие движения руками:

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки,

(хлопать в ладоши)

Хлопали в ладошки,

Отдохнем немножко. Да!

(опустить руки на колени)

Ладушки плясали, Деток забавляли,

(вращать кистями)

Ля-ля-ля-ля, ля-ля,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля. Ля!

(опустить руки на колени)

По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Транскрипт

1 Картотека игр по развитию мелкой моторики ВОСПИТАТЕЛЬ: Константинова О.Н. Цели: стимулирование речевой активности детей, развитие речи; развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов; развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего; подготовка кисти руки к письму; развитие сенсомоторной координации рук; влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом); формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»; развитие внимания, восприятия, мышления; развитие творческих способностей. Игры с карандашом. Оборудование: карандаш 1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев. 2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу. Работа с резинкой Оборудование: резинка, коробка 1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.). 2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях». Волшебный мешочек.

2 Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек. Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание, память, свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной. Игры с шариками. Оборудование: разнообразные шарики 1.Попасть шариком в цель (в игрушку). 2. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. 3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем. 4. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони. Игры с бусинками. Оборудование: бусинки, ниточки 1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием. 2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры. 3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине. 4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток. Игры со шнурками. 1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку: перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»; «прошагать» по лесенке из шнурка; 2. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

3 3. Различные шнуровки. 4. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок». Игры со счётными палочками. Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов. 1. Выкладывание геометрических фигур. 2. Составление узоров. 3. Выкладывание предметов. Игры по развитию тактильной памяти. Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений. Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью Мех Наждачная бумага Байка (фланель) Капли воска Верёвка зигзагами Целые палочки Поломанные палочки Бархат Вельвет Фольга Целлофан 1.«что на что похоже» Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

4 2.«Кто какой на ощупь» Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации. 3.«Улетай, горе» Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка. Игры с прищепками. Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур. Цель: 1.Развитие мелкой моторики. 2. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений); 3. развитие чувства ритма; 4. развитие конструктивного мышления; 5. формирование положительного настроя на работу. Работа с мозаикой Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур. Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте. Макароны, горох, фасоль, разные семечки. 1.«Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого. Усложненный вариант: попросите ребенка брать горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. 2.Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы. 3.«Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

5 4."Кто больше соберет фасоли?" собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках. 5.«Бусы для любимой бабушки» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок. 6.«Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку:"давай покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки. Найди приз! Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое). Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики. Пуговицы Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок 1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы. 2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры. 3. Цель: Игра развивает внимание, восприятие. Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью 4. Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию. Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше. Игра "Пуговица ". Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

6 Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.


Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста». Подготовила и провела: воспитатель Алтафова Н.Г. Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных

Игры и упражнения в сенсорном развитии ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ «Цветочная поляна» Задачи. Формировать умение называть основные цвета и величину предметов (большой, маленький); включать движения рук в

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Игра «Куклу на прогулку» Цель: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде. Материал: кукла, коробка с одеждой. Ход

СПЕЦИАЛЬНОЕ И КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ Викторова Ольга Евгеньевна канд. пед. наук, старший преподаватель Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» г. Новокузнецк,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребёнка «Детский сад 179 «Рябинушка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь» Подготовили воспитатели группы

Игры шнуровки и развитие ребенка Терентьева И. Ю., учитель - дефектолог ГБУ ДПО СО «Центр специального образования» г. о. Самара Игры со шнуровкой зарекомендовали себя как один из эффективнейших тренажеров

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ЧТОБ КРАСИВО ГОВОРИТЬ НУЖНО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ» Цель семинара-практикума: Знакомство воспитателей с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики

Дидактические игры для детей от 2 до 3 лет Мы предлагаем вам серию игр с предметами и серию игр на изучение формы, цвета и величины. Игры с предметами Цели игры: Игры с предметами развивают мелкую моторику;

Развитие мелкой моторики в домашних условиях Консультация для родителей. Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них, образно говоря,

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой

Развитие осязания и мелкой моторики рук Тема: Пальчиковые игры с предметами разной фактуры. Цели: Задачи: Образовательные: учить характерной передаче образов движениями рук и пальцев; снять напряженность

Собрание в группе «Смешарики» по теме: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Дата проведения: 12.05.2017г. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них,

Дидактическая игра «Найди свой домик» Цель: развить у детей умение различать цвет, геометрические фигуры, умение сравнивать схемы (геометрические фигуры), ориентироваться в пространстве, зрительное восприятие,

Протокол обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей Учащегося (-йся) Класс Возраст: Дата проведения: 1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого,

Мастер-класс для родителей воспитанников группы раннего возраста «Развивающие игры» Автор-составитель: Симанкова Ирина Владимировна, воспитатель. Цель: формирование представлений у родителей о развивающих

Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать? Мелкая моторика это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших

Развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук детей с нарушением зрения. Многогранный жизненный опыт детства есть благодатнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества

Презентация «Развиваем мелкую моторику развиваем речь». Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «ЦРР детский сад 57» г.находка Пуртова Надежда Николаевна 2013 Развитие ручного праксиса имеет большое значение

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической

Развитие сенсорики у детей раннего возраста(дидактические игры, сделанные своими руками) Мешочки для развития мелкой моторики. Сшили 14 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой

Игры мелкой моторики и задания для развития Ваш малыш растет и вы, стремясь быть хорошими родителями, стараетесь дать ему самое лучшее. Хотим мы обычно одного: что бы ребенок быстрее начал говорить, быстрее

Мастер-класс «Развиваемся играя» (Изготовление учебно-методических пособий для воспитателей и родителей). Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.

Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторики. Игры

«Играем пальчиками и развиваем речь» Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских

АЛЬБОМ ПОСОБИЙ ИЗ НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. Подготовила: Савостьянова Л.Н. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.

Математический уголок в средней группе. Подготовила: воспитатель Калашян О.В. ГРУППА «Бусинки» «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает

Рамки-застёжки. Рамка с пуговицами. Материал: деревянная рамка 30x30 см, на рамку натянута ткань, состоящая из двух половинок. На одной половинке прорезаны пять вертикальных петель, а на другой пришиты

Собрание-практикум для родителей «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр» Сенсомоторное развитие дошкольника это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних

Консультация для родителей «Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет. Проблема: Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 играют очень важную роль. Поэтому для похода в магазин игрушек

Составитель: Литягина Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования МБУДО ЦДОД РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ) Игры и упражнения

Многофункциональная игра по ФЭМП по познавательно речевому развитию «Занимательные пингвины» Автор игры воспитатель средней группы 2 Фирсова Ольга Геннадьевна - вторая квалификационная категория. «Занимательные

РАБОТА С СЕНСОРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Блоки цилиндров (При работе с упрощенными блоками-пятерками аналогично) Материал: Четыре деревянных бруска с выемками по сторонам (для удобства переноски и уменьшения массы).

План работы по самообразованию воспитателя 2016 2017г. г. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика

Составитель: педагог психолог Киретова Ю.В. Тема занятия «Путешествие по волшебной комнате» Цель: развитие эмоционально личностной сферы и процессов восприятия у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Игры с крупой» Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того она способствует развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть

Игры, развивающие логическое мышления. 1.Классификация. «Чудесный мешочек». В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. а)педагог показывает деталь, которую надо найти. б)педагог только называет

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность

Круглый стол для родителей «Развиваем мелкую моторику у дошкольников» «Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В.А.Сухомлинский Одним из показателей и условий хорошего

Давайте поиграем Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве

Подготовка руки к рисованию и письму Одной из предпосылок успешного обучения является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти. Поэтому необходимым элементом подготовки ребёнка

Маленькие дети - очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь всё, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет массу удовольствий. Своё понимание

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ 1 р.п. Самойловка» ГДО КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей воспитанников групп детей младшего дошкольного возраста ГДО на тему: «Игры и упражнения для развития

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 307 Красноармейского района г. Волгограда «Геометрическая фигура треугольник» (для детей 5-6 лет с ЗПР) Конспект непосредственно

Проект по сенсорному развитию. Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры» Продолжительность проекта: сентябрь май. Тип проекта: познавательно игровой. Участники

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Подготовили воспитатели старшей группы 2: Козлова Е.Д. Булыгина Н.А. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1» г. Сыктывкара Составитель: Мальцева А. В., воспитатель высшей кв. категории Начать игры с пластилином нужно через знакомство

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях 1. В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует

Игры для детей и родителей Игры направленные на развитие психических процессов у детей 3-5 лет I. Развитие памяти и внимания 1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять количество наращивать

Картотека игр по сенсорному развитию детей дошкольного возраста Сенсорное развитие ребенка это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление

Особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Арион М.Г. Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 206 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» СОСТАВИЛ Воспитатель Детского сада 206 ОАО «РЖД» /Давыденко Е.А../ ПРИНЯТО Совет

Во что играть с детьми 4-5 лет. Игра это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. А ведь произвольность это не только действия по правилам,

Составила: воспитатель СП «Детский сад Планета детства» Корчемкина М. И. Цель игры. Закрепление умения находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Задачи: Развивать словесно-логического

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛЕВОРУКОСТИ (по книге М.М. Безруких «Леворукий ребенок») I. «Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад «Ромашка» / Ведерникова Г.А. Протокол 1 от 29 августа 2016 г. Рабочая программа дополнительного

Проект по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста 1 МАДОУ «Десткий сад комбинированного вида 1 г.шебекино Белгородской области» «Умелые пальчики» Подготовили: воспитатели Якушева С.А.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ? У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ 55 Попова Елена Юрьевна Тема проекта: «Развитие мелкой моторики» «Ум ребёнка находится на кончиках

ВСЁ О МОЗАИКЕ Воспитатель Сергеева А.С. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми и удачливыми в жизни. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить максимум

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга (методика проведения занятий для старшей группы) Составитель: воспитатель

Дети с рождения знают, что такое ножницы. Ведь они постоянно видят, как взрослые подрезают им ногти. Естественно, что процесс пользования этим приспособлением вызывает у них явный интерес. Но, родители

Программа по развитию мелкой моторики. «Золотое зёрнышко» Пояснительная записка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов,

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей третьего года жизни Группа 1 «Почемучки» деток второй младшей группы Воспитатель: Торговская Любовь Александровна Арсеньев 2014г.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 для детей раннего возраста Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей Тема: «Математика-это интересно!»

Диагностика подготовительной к школе группы. Диагностический материал. Экспресс диагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Субтест 1 «Лесенка» (Самооценка) Субтест 2 «Вырежи круг» (мелкая моторика)

Методика обследования познавательного развития ребенка 3-4 лет МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГРАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ Приступая

Зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией?

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство - в двигательном поведении.

Таким образом, осязание и мелкая моторика:

Помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

Навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

Позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

Способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе

Основной формой взаимодействия на ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым.

Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями. Содержание занятий определяется программой. Каждый педагог помнит о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, эти дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.

Оригинальность данных пособий заключается в следующем:

предназначены для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;

сделаны из простого подручного материала;

просты и удобны в обращении;

доступны, яркие, многофункциональны;

имеют высокую развивающую возможность, технологичность.

Многофункциональность пособий заключается в том, что их используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

Вот некоторые из них: «Тактильное лото», «Бусы», «Кто где живет», «Волшебные резиночки», «Посадил дед репку», «Кто что ест», «Геометрическое тактильное лото», «Теремок», «Выложи из палочек».

Тактильные ощущения

«Змейки», «Найди гараж», «Аквариум», «Мишки».

Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.

Массаж рук

Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движения пальцев рук.

Оборудование: Массажные резиновые мячики с шипами.

Ход работы: Педагог предлагает ребенку покатать мячик между ладонями.

Покатать мячик по столу (правой потом левой рукой).

Ритмичные сжимания и разжимания пальцами рук.

Ритмичное поглаживание каждого пальчика, сжимание и разжимание кулачков.

Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Материал: игрушка курочка с кармашками, киндер коробочки с различными наполнениями.

Ход игры: рассмотреть курочку, у которой много яичек.

Курочка моя, Умница моя,

Вот пшено, водичка!

Дай ты мне яичко, Умница моя!

Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри.

«Волшебная коробочка»

Цель: учить различать структуру поверхности предметов, с помощью осязания различать геометрические тела (круг-шар, квадрат-куб и т.д.)

Ход игры: Воспитатель помещает в коробочку предметы разной структуры, предлагает ребенку найти тот или иной предмет.

Мелкая моторика

«Волшебные резиночки»,

Цель: Развитие мелкой моторики, учить поочередно, действовать правой и левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев.

Контейнеры с широким дном 2-4 шт, крупа (манка, гречка, фасоль, ракушка, горох), бусинки.

Ход работы:

Педагог предлагает вспомнить сказку Ш. Перро «Золушка»

Ты, помнишь, как злая мачеха заставляла Золушку перебирать крупу, которую она смешала? Золушка очень устала, давай ей поможем? Нужно смешанную крупу разобрать по «тарелочкам» … И тогда она точно успеет на бал!

Игру можно усложнить, предложив сортировать крупу по схеме.

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.).

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

«Выложи из палочек»,

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире. Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Материал: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, зайчик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. При этом можно использовать художественное слово.

«Кто что ест»

Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи. При этом воспитатель интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.

«Игры с крышками», «Кто где живет?»

«Посадил дед репку»

Цель: закреплять знание содержания сказки «Репка», умение воспроизводить последовательность действий героев; развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить содержание сказки, воспроизвести последовательность действий героев, закрутить крышки в правильной последовательности.

Игры с мозаикой

Игры - шнуровки

«Одень девочку (мальчика)

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр-шнуровок, в которые детки с удовольствием играют. Так же я предлагаю ребятам выложить по контуру рисунка шнурок, повторить узор на ковролине. Ребятам очень нравится игра с катушками (наматывать шнурок на деревянную катушку). В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, развивается усидчивость.

Игры с песком

Важными для ребенка оказываются даже простые манипуляции с песком: как с сухим, так и с мокрым. Сначала я знакомлю ребят со свойствами песка (прикасаемся к песку ладошками и тыльной стороной руки, набираем его в руки, пропускаем сквозь пальцы, ощущая его тепло или прохладу, сухость или влажность).

Рисовать на песке пальчиками, палочками.

Закапывать и игрушки, камешки, потом их находить

Находить на ощупь в песке различные предметы (по типу чудесного мешочка).

Так же как крупу просеивать через сито.

И конечно, из песка можно моделировать (дороги, дома, различные ландшафты и населять их игрушками).

Игры с песком эффективно влияют на развитие мелкой моторики (пальчиковой манипуляции), тренируют координацию движений, их точность и аккуратность (при построении песочных замков, пирамидок); развивают осязание через обогащение тактильного опыта.

Игры с водой

Всем детям нравится плескаться в воде! Для развития осязания очень хорошо упражнение «найди стаканчик с такой же водой» (вода различной температуры). Ребята с огромным удовольствием играют в такие игры как:

«Выловим из воды»;

«Выжимание губки»;

«Капельки» (пипеткой накапать в ячейки воду (её можно подкрасить).

Пальчиковые игры

Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Пальчиковые игры я организую во вводной части образовательной деятельности или после напряжённой зрительной работы в качестве активного отдыха.

Так же провожу массаж и гимнастику с использованием массажных шариков различных диаметров и массажных колец. Мы перекатываем между двух ладоней шестигранный карандаш, шишки, грецкие орехи.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Дидактическое пособие "Колобок" для игр с фасолью

Дидактическое пособие своими руками для детского сада

Описание материала: материал будет полезен педагогам и родителям с целью организации игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познаёт мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. В данном случае предложены игры с фасолью.

Игра «Угостим колобка витаминками»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Средства: 2-е пластиковые баночки с крышками, фасоль.
Изготовление пособия:
1. Берём 2-е пластиковые баночки с крышками.



2. На одной из крышек изображаем колобка с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки.



3. От старой мягкой игрушки отрезаем ноги, руки. Обрабатываем у них края с помощью иголки и нитки. В одной из баночек делаем отверстия небольшого размера для рук и ног. Вставляем в них готовые детали. Приклеиваем на голову кепку.



4. Делаем отверстие во рту колобка.
5. Во вторую баночку насыпаем фасоль.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что фасоль-это витаминки для колобка. Дети с удовольствием угощают колобка витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.


Игра «Настроение колобка»

Цель: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.
Средства: персонаж колобок; карточки с пиктограммами: радость, грусть, удивление; фасоль.
Ход игры:
- Ребята, когда колобок был голодный, какое настроение у него было? (грустное)
- А когда он увидел, сколько у нас для него угощения, что с колобком произошло? (он удивился)
- Когда колобок наелся, какое настроение у него стало? (весёлое)
- Перед вами лежат карточки с изображением частей лица колобка. Попробуйте выложить из фасоли рот, чтобы получилась эмоции грусти, радости и удивления.
- Ребята, изобразите эмоции грусти, удивления и радости на своём лице
/ дети с помощью мимики лица изображают эти эмоции/



Игра «Волшебные мешочки»

Цель:
Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закреплять понятия «много», «один».
Средства: персонаж колобок, три воздушных шарика («Волшебные мешочки»), фасоль, поднос.



Ход игры:
- Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в шарики разное количество семян фасоли. Давайте найдём фасоль? /давайте/
- Ребята, покажите шарик, в котором спряталось одно семя фасоли.
- А в каком шарике спряталось много семян?
- Давайте найдём шарик, где нет ни одной.
/ дети ощупывают шарики тактильным методом, находят фасоль и отвечают, какое количество фасоли в каком шарике спряталось /



Колобок хвалит детей за находчивость и ловкость.

Игра «Прятки»

Цель: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Средства: персонаж колобок, миска с фасолью, фигурки из киндер-сюрпризов или пуговицы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям опять поиграть с колобком в прятки. Колобок «прячет» в миске с крупой фигурки, а дети их отыскивают с помощью рук.



Игра «Волшебное сито»

Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
Задачи: развивать мелкую моторику рук; аккуратность.
Средства: персонаж колобок, миска с крупой (фасоль и манка, сито с ручкой, 2-е чашки.
Ход игры:
- Ребята, колобок нечаянно перемешал в миске два вида крупы: манку и фасоль и просит нас помочь ему разобрать их в разные чашки.
- Поможем колобку? (да)
- Как же выбрать из миски фасоль? (с помощью пальцев рук)
/ дети пробуют разделить крупу вручную/

Дидактические игры для детского сада

Дидактическая игра «Разноцветные косточки» на развитие мелкой моторики своими руками

Айдарова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Солнечный зайчик»» г. Саратова
Дидактическая игра «Разноцветные косточки» предназначена для педагогов в работе с дошкольниками младшей и старшей возрастной категории. Также игру могут использовать родители с детьми в домашних условиях.
Цель:
- закрепление знаний основных цветов (желтый, синий, красный);

Развитие мелкой моторики;
- развитие творческого воображения, образного мышления, конструктивных навыков.
Всем известно насколько важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Ведь от того насколько ловкими и умелыми будут маленькие ручки зависит развитие речи и мышления. Способов, которые совершенствуют мелкую моторику, много, один из таких - это использование различных дидактических игр. Я предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Разноцветные косточки», которая развивает мелкую моторику рук ребенка и,которую можно изготовить своими руками.
Для изготовления данной игры нам понадобятся обычные косточки от вишни и абрикоса. Для того чтобы дети не только развивали мелкую моторику рук при выкладывании изображения, но и закрепляли знания основных цветов, предлагаю косточки покрасить в желтый, синий, красный цвета краской распылителем в баллончиках.


Еще нам понадобятся стаканчики – непроливайки, они удобны, так как имеют отверстие в крышках, и крышки разных цветов, в данном случаи с желтой, синей и красной крышкой, как цвета косточек.
В игре используются два вида карточек - схем.

Карточки-схемы для выкладывания изображения из косточек вишни (круглой формы) и из косточек абрикоса (овальной формы).

Карточки можно сделать также своими руками. Можно выложить из косточек изображение и сфотографировать, вот карточки - схемы и готовы. Еще один вариант – вырезать дыроколом кружочки (желтого, синего и красного цвета) и наклеить на лист картона, в виде схемы, в определенной последовательности, это может быть изображение орнамента, предмета и многое другое.
Ход игры:
Первый вариант (для детей младшего дошкольного возраста).
Перед детьми стоят стаканчики – непроливайки и косточки круглой формы, трех цветов, вперемешку.

Детям предлагаем разложить косточки в свои домики, то есть в соответствии с цветом (желтые косточки в стаканчик с желтой крышкой и так далее).

После выполнения задания предлагаем детям назвать цвета косточек и предметы такового цвета (например: желтый – лимон, солнце, цыпленок и так далее). Обращайте внимание детей на то, что цвета косточек не случайны. Желтый, синий и красный это основные цвета, то есть те цвета, которые нельзя получить при смешивании двух цветов.
Второй вариант (для детей младшего и старшего возраста).
Детям раздают карточки-схемы, цветные косточки и предлагают выложить из косточек изображение (орнамент) по карточке. После выполнения задания детям предлагается выложить из косточек свои необычные картины (изображение предмета, орнамент и так далее).