Дипломная работа "организация работы с родителями как одно из средств коррекции внутрисемейных отношений". Характеристика семьи. Образец характеристики на семью

Социальная педагогика трактует понятие «семья» как малую социальную группу, основанную на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между родителями, родителями и детьми, проживающую вместе и ведущую общее хозяйство.

А. В. Мардахаев говорит о том, что семья – это социально малая группа людей, объединенная кровно-родственными или иными, приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью».

В широком смысле слова, семья – это объединение людей разных поколений, испытывающих взаимное тяготение, связанных общим бытом и заботящихся друг о друге.

Н. Листаренко понимал понятия «семья» с различных точек зрения:

Философия рассматривает семью с точки зрения смысла. Сущности, любви, радости;

Социология заостряет внимание на анализе семьи как общественном институте, основанном на браке и выполняющем определенные функции, исследует причины расторжения браков, ищет пути укрепления семьи;

Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства;

Правоведение исследует брачно-семейные отношения;

Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи;

Психология охватывает комплекс вопросов о воспитании будущих родителей, половом созревании, семейном благополучии, взаимоотношениях в семье;

Педагогика исследует воспитательный потенциал семьи, общие основы и специфику семейного воспитания, семью как воспитательный коллектив.

От внутрисемейного уклада жизни зависит какой вырастет ребенок: добрый или эгоистичный, честный или лживый и т. д. Итак, семья нужна прежде всего ребенку. А дети – это завтрашний день общества, поэтому семья – первейшее условие существования и развития общества.

Семья относится к числу таких явлений, интерес к которой всегда был устойчивым и массовым. Она активно участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям необходимых навыков, то есть является одним из факторов, обеспечивающих преемственность.

В семье не только удовлетворяются, но и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источников социальных идеалов и критерием поведения. При этом семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие, как супружеская и родственная любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейную солидарность. Можно сказать, что семья имеет познавательное и огромное нравственно-воспитательное значение, служит одним из средств формирования всесторонне развитой личности и общественных отношений.

Она предполагает единство духовных интересов и стремлений всех ее членов, однако они не всегда являются абсолютными. Соответственно, психологические отношения в семье могут включать в себя разногласия и конфликты. Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, которое проявляется, прежде всего, во внутрисемейных отношениях.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. И. В. Гребенниковым выделено 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать их ребенок.

· Состав семьи (родители, братья, сестры, родственники);

· Характеристики старших членов семьи (состояние здоровья, уровень образования, увлечения, вкусы, ценности).

Цели семейного воспитания:

1) Привитие младшим поколениям социально-бытовых навыков

2) Обучение навыкам культуры общения

3) Подготовка к определенной профессии.

Надо хорошо знать своего ребенка, примерно понимать его поступки, интересы, предвидеть, как, с кем и в каких обстоятельствах он ведет себя. Это позволит определять, какой прием, воспитания и в какой ситуации окажет на него желаемое воздействие. Решать эту сложную задачу родителям проще, чем кому-либо, так как в повседневной семейной жизни многие черты личности человека раскрываются наиболее полно и многообразно. Родители, которые используют это преимущество, совершают меньше ошибок в воспитании своих детей/

Межличностные отношения – психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии – антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга.

Нередко, в семьях, где есть ребенок, у родителей складывается неправильное впечатление об отношениях со своим ребенком. Как и взрослый человек, каждый ребенок – своеобразная личность, утверждают психологи. Под психологическим складом личности они разумеют неповторимое сочетание свойств темперамента, черт характера, особенностей ума, преобладающих интересов. Вот об этом-то, к сожалению, очень мало задумывается значительная часть родителей. К тому же не секрет, что в воспитательном обиходе многих семей средства воздействия на детей не отличаются многообразием, глубоко продуманным содержанием в зависимости от поведения, особенностей личности ребенка.

Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку. Различают общий, характерный и конкретный стили воспитания.

Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло, холодность) и степень контроля за его поведение (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретами).

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер):

Уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;

Полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);

Степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;

Степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;

Строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;

Устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного мира, ценностных ориентаций – вся эта подвижная и изменяющаяся атмосфера эмоций, чувств определяет отношение к ребенку, и то место, которое он занимает в системе внутрисемейных отношений.

Таблица 1.2 Стили семейного воспитания

№1. Стиль семейного Воспитания.

Демократический (сотрудничество)

Его характеристика

Разумная любовь; взрослые учитывают интересы и желания ребенка, это учит ребенка считаться с интересами взрослых. Запреты обосновываются. Контроль носит разумный характер. Между родителями и детьми в семье – взаимное участие и поддержка. Требования справедливые, с обоснованием запретов.

Последствия для ребенка

Тип личностного развития ребенка – оптимальный. У ребенка вырабатывается чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина; полноценное общение.

2. Авторитарный (диктат) Абсолютная власть родителей над ребенком. Ребенок лишен права голоса. Его желания и мнение не учитываются, жестко подавляются. Он должен подчиняться: желать то, что желают родители; делать то, что от него требуют. Эмоциональная близость чаще отсутствует, хотя не исключается. Требования жесткие, без объяснения причин. От родителей только упреки и угрозы. Тип личностного развития ребенка, с одной стороны – пассивный. Отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка. С другой – агрессивный. Превращение в тирана (подобно родителю). Ребенок становится лицемерным.
3 Гиперопека (гаперпротекция) Родители проявляют сверхзаботу о ребенке, ограждают его от любых забот и трудностей, все берут на себя.

Вариант 1: гиперопека потворствующая – ребенку все можно, у него минимум обязанностей, его никогда не наказывают (власть ребенка).

Вариант 2: гиперопека доминирующая – ребенок также в центре внимания родителей, ему уделяют много сил и времени, однако при этом он лишен самостоятельности, ему многое запрещено (власть родителей).

Тип личностного развития ребенка – несамостоятельный. С одной стороны - зависимость от других, эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность, инфантилизм; демонстративность,

несдержанность в негативных эмоциях. С другой – завышенные притязания, трудности в отношениях со сверстниками.

4 Гиперсоциальное воспитание (повышенная моральная ответственность) Родители понимают родительскую любовь как требовательность и требуют от ребенка быть примером во всем, совершенством. При этом потребностям самого ребенка уделяют мало внимания. Зато много думают о мнении окружающих. Чрезмерная озабоченность будущим, социальным статусом, учебными успехами. Тип личностного развития ребенка – тревожно-мнительный. С одной стороны - ребенок будет во всем сомневаться, неуверенность в себе, в своих возможностях. С другой – ребенок будет требовать такого же отношения от его окружения; избирательность в круге общения и в своих потребностях.
5 Гипоопека (гипопротекция, невмешательство) Родители не интересуются ребенком, не контролируют его, проявляя равнодушие и безразличие; недостаток тепла. Ребенок предоставлен сам себе, он «закрыт» для общения с родителями. Ребенок вырастет несамостоятельным и замкнутым. Часто одинок; с трудом идет на контакт со сверстниками и окружающими его людьми; агрессивен из-за нехватки внимания родителей. Делает все, что ему дозволено, не понимая последствий.
6 Неприятие эмоциональное отвержение Родители испытывают негативные чувства в отношении ребенка – неприязнь, нелюбовь. Он не такой, какого они хотели; или помеха в жизни родителей; или напоминает какие-то отрицательные моменты из жизни родителей. Ребенок мечтателен, жестокий по отношению к окружающим, возникают трудности в общении; наблюдаются невротические расстройства.
7 Эгоцентрическое воспитание Родители относятся к ребенку как к сверхценности. Он – единственный смысл их жизни, кумир. Собственные интересы игнорируют и приносят в жертву ради ребенка. В результате ребенок сам к себе начинает относиться как к сверхценности. Эгоист, не учитывает мнения других, ему они безразличны; думает, что он лучше всех, что делает все правильно. Требует повышенного внимания по отношению к себе; любит быть в центре.
8 Сотрудничество (гармоничный тип) Взрослые учитывают интересы и желания ребенка, это учит ребенка считаться с интересами взрослых. Запреты обосновываются. Контроль носит разумный характер. Между родителями и детьми в семье – взаимное участие и поддержка. Ребенок чувствует себя комфортно, активно взаимодействует с родителями, сверстниками и окружающими; самостоятельный, уверенный в себе; легко идет на контакт.

Понятия родительская позиция и родительская установка, и реакция используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка менее однозначна.

Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

Таким образом, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленны к жизни в коллективе .

Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом .

Демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов .

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они

иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться .

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Таким образом, родительские установки и реакции влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка - наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимоназванных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций;
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику "Тест-опросник родительского отношения" Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
  2. Адрес и общая характеристика помещения.
  3. Материальная обеспеченность ее членов.
  4. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
  5. Какие проводились.

Карта обследования - это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.

Воспитательное значение внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка. Методы воспитания детей

Семья – это результат, и, пожалуй, еще в большей степени творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Семейное воспитание – дело чрезвычайно тонкое и деликатное, ведь семья сейчас рассматривается педагогикой как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка.

Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична, поэтому в воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, их устремления, семейные традиции, вся атмосфера семьи. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт.

В современном обществе семья выполняет и немало функций, таких как экономическая, коммуникативная, репродуктивная, воспитательная, организация досуга и отдыха.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства долга, потребности и умения быть гражданином, соблюдать нормы поведения; обогащение их интеллекта, эстетического развития, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью.

Также заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимают внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствует правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей межу ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы показателем зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями, знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно времени уделяют своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.

В формировании личности ребенка большую роль играет правильный выбор методов воспитания.

Методы семейного воспитания – это способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Самые распространенные из них приведены ниже.

Методы формирования нравственного сознания:

Разъяснение . Оно направлено на формирование у воспитанника знания того, какое поведение от кого требуется, как и почему он должен вести себя так, а не иначе.

Внушение , посредством которого идеи воспитания преобразуются в личностный план воспитуемого. Внушение обеспечивается с помощью словесных средств воздействия (замечание, совет, просьба). Пример . Этот метод имеет большое место в жизни ребенка, потому что не имея достаточного опыта, устойчивых привычек, дети подражают поступкам взрослых, рассматривая их как образец для себя.

Методы формировани я общественного поведения и опыта общественных отношений:

Приучение – это организация планомерного регулируемого выполнения детьми определенных действий в целях превращения его в привычную форму общественного поведения.

Упражнение – это метод направлен на формирование навыков и привычек нравственного поведения путем многократных повторений поступков, действий.

Методы поощрения и наказания (методы стимулирования поведения и деятельности):

Поощрение – это способ выражения обществом (семьей) положительной оценки поведения и деятельности ребенка. Оно вызывает у детей положительные эмоции, вселяет уверенность в своих силах и возможностях. Наказание – это такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение поступков и действий, противоречащих нормам общественной (семейной) морали, вызывает стремление к улучшению своего поведения.

Методы контроля и самоконтроля:

Наблюдение . Важно отслеживать наличие тех или иных особенностей ребенка, качеств его характера, черт личности для того, чтобы вовремя начать формирование необходимых ему навыков и правил поведения, либо наоборот – предотвратить появление отрицательных черт. Оценка и самооценка поведения . Обязательно давать положительную, либо отрицательную оценку действиям и поведению ребенка (с необходимым комментарием) и приучать его самостоятельно адекватно оценивать свои поступки.

Чтобы оказать полноценную помощь своему ребенку, правильно выбрать методы воспитания, родителям необходимы знания об особенностях психофизического развития детей. Они должны принимать ребенка таким, какой он есть, и адекватно оценивать его возможности и потребности. Воспитатель и родитель должны стать единомышленниками и помощниками, чтобы создать гармоничные условия для воспитания и развития.

Список использованной литературы:

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М, 1993.

Баркан А.И. Его величество ребенок. – Киев, 1988

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2001.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1986.

Ткачева В.В. Гармония внутрисемейных отношений. – М., 2000.

С самого начала своей жизни ребенок активно познает законы жизни и включается в социальную жизнь общества. Для того, чтобы он смог хорошо вписаться в общество, его нужно воспитывать и многое объяснять, ведь не зря говорят, что невозможно рассматривать личность вне системы взаимоотношений с обществом, которое и определяет его отношение к окружающему миру. С самого начала на ребенка влияют различные воспитательные структуры – ясли, детский сад, школа и, конечно же, родители и его взаимоотношения с родителями. Общение ребенка со взрослыми имеет огромное значение на формирование его психического состояния. Именно семья формирует характер ребенка и его будущее поведение во взрослой жизни.

Влияние семьи на ребенка огромно – она определяет и закладывает его будущую личность. Однако роль семьи в формировании личности ребенка не одинакова на различных этапах его жизни. Наиболее сильно семья может повлиять на ребенка в период его начальной социализации. Именно в этот период у ребенка создается первооснова характера, на основе которой в последствии можно создать позитивно социализированную личность.

Внутрисемейные отношения представляют из себя малую группу, которая постепенно приобщает ребенка к жизни в обществе, а также расширяет его кругозор и опыт. Однако не стоит забыть и о том, что семья далеко не однородна – она не однородна по полу, возрасту, а зачастую и по профессиональной принадлежности ее участников.

В любой семье внутрисемейные отношения обладают множеством особенностей, которые способны обеспечить духовный потенциал ребенка. К потребностям ребенка, которые удовлетворяет общение в семье можно отнести:

1. Первостепенная потребность в общении

2. Личные и задушевные связи, основанные на любви

Так же важно помнить, что семья влияет на человека в течение всей его жизни, в то время как другие институты влияют только временно. Обычно в семье, которая обладает прочными контактами и в которой к ребенку относятся с уважение, воспитывает в детях коллективизм, чуткость, внимательность, самостоятельность и доброжелательность. В авторитарных семьях развитие этих качеств несколько затруднено.

При воспитании ребенка всегда важно помнить о родительской любви и о том, насколько ребенок в ней нуждается. Родительская любовь – это самый сильный источник развития ребенка, в том числе и в духовном плане. Родительская любовь создает в ребенке положительный взгляд на мир, формирует заботливость, чуткость и любовь к людям.

Если в семье царит атмосфера любви и взаимопонимания, то отношения ребенка с родителями отличается эмоциональной насыщенностью и удовлетворяет потребность ребенка в положительных эмоциях. Если ребенок растет в атмосфере заботы, любви и сплоченности, то это сильнейшим и самым положительным образом влияет на его психику и формирует у него способность к сопереживанию и сочувствию.

Таким образом, внутрисемейные отношения – это отношения ребенка с родителями, которые оказывают на него воспитательный эффект и удовлетворяют его потребность в общении. Внутрисемейные отношения – это важный элемент воспитания, потому что они выступают в качестве связи и отношений, возникающих между ее членами.

Международный университет природы, общества и человека «Дубна

Кафедра психологии

Курсовая работа на тему:

«Внутрисемейные отношения»

Выполнила: студентка гр. 2052
Николаева Анна
Проверила: преподаватель
Сахарова Наталья Алексеевна

Дубна, 2010

Оглавление
Введение 3
I. Теоретическая часть. 5
5
5
6
1.4 Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов 9
1.5 Внутрисемейные отношения 12
1.6 Семьи с нарушением внутрисемейный отношений 17
II. Практическая часть 20
2.1 Методика «Цветовой Тест Отношений» А. М. Эткинда 20
2.2 Методика «Рисунок семьи» 21
2.3 Методика PARI 23
Заключение 26
Библиография 27
Приложение 1 28

Введение
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Вопросу взаимоотношения в семье всегда уделялось и уделяется значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой.
Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.
Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни.
Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникают душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувство материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Тема курсовой работы «Внутрисемейные отношения». Тема достаточно актуальна так, как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Отличительной чертой воспитательной работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.
Целью работы является исследование особенности внутрисемейных отношений.
Задачи:
а) Проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования
б) раскрыть понятие семьи как системы
в) выявить особенности семейных взаимоотношений
г) определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка
При выполнении работы используется: метод сбора информации, анализа, обобщения. Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по проблеме исследования. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы при работе психологов и педагогов с родителями.
Работа состоит из двух частей: теоретической, где проводится анализ научного материала и обобщение данных, и практической, где исследуется зависимость развития ребенка от характера взаимоотношений в семье и используемой системы воспитания.

I. Теоретическая часть.

1.1 Семья - социальный институт

Семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности .
Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности, процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках .
Выделение института семьи из других институтов общества (государства, бизнес, образование, религия и др.) не случайно. Именно семья признается всеми исследователями как основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием для социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям и получает основы образования и воспитания.

1.2 Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности .
Опека в семье – система отношений, где родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя . Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей .
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

1.3 Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, в чувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителям и называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».
Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
-Принимать активное участие в жизни семьи;
-Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
-Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
-Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
-Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
-Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться

1.4 Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов

Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, поскольку семья как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них она включает в себя хозяйственно экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и др. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В преобразованном виде семья аккумулирует в себе всю их совокупность.
Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии человека обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, и таким образом создается возможность раннего включения ребенка в их систему.
Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а следовательно, ее воспитательных возможностей.
Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами
Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Психологические наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать).
Наиболее важным обстоятельством для психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органичного слияния биологического и в системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и содержания супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, ее воспитательные возможности. Степень нравственно- эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Сравнительные исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в таких семьях значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из семей с более низкой степенью демократичности отношений.
Существенное влияние на ребенка оказывает также согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда "трудные" дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. В семье с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается.
Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в процессе подражания и сопереживания нравственных позиций родителей, Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.
Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.
Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями - их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.
Ученые отмечают, что уникальной характеристикой внутрисемейных отношений - супружеских и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Прежде всего потому, что неповторимые интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям и т.д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения. В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяет его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения.
Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни. поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

1.5 Внутрисемейные отношения

На сегодня в психологии достаточно распространенной является позиция, с которой семья рассматривается как система. При таком подходе проблема одного из членов семьи - уже не его личная проблема, а проблема семейной системы. В ней можно выделить ряд подсистем, которые желательно различать.
В качестве основных подсистем в семье следует различать супружеские отношения (муж - жена), родительские (родитель - ребенок), детские (старшие дети - младшие дети), а также отношения между семьями родителей супругов и их собственной. Неразличение супругами этих подсистем также является причиной ухудшения брачно-семейных отношений.
Супружеская и родительская подсистемы
А) Супружеские отношения - это отношения непосредственно между мужем и женой, а родительские опосредованы ребенком (рис. 6).


Рис. 6. Схема семейной системы
Если бы не было ребенка, то не было бы и родительских отношений. Отсюда следует вывод о том, что в супружеских отношениях муж и жена сами решают, согласно их договоренностям, кто из них «хороший», а кто «плохой». Муж может сказать жене: «Ты плохая жена». На родительском же уровне сказать: «Ты плохая мать» - может только сам ребенок. Поэтому здесь критика супругами друг друга как родителей, возможно, не имеет оснований.
Важно, чтобы у ребенка были отдельные отношения с каждым из родителей. Если мать начинает говорить отцу о том, как воспитывать ребенка, то она начинает образовывать отдельное «Мы» с ребенком и вставать между ним и отцом. Поведение каждого из родителей - это вопрос личной ответственности. В родительских отношениях каждый занимается собой как родителем. После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя.
Другая крайность - когда родитель постоянно сообщает ребенку, например, дочери, какой она должна быть, чтобы ее «взяли замуж». В этом случае, если отец (или мать) знает, какой должна быть «настоящая жена» и воспитывает дочь соответственно этому («Иначе тебя никто замуж не возьмет»), происходит усиление супружеских отношений между отцом (матерью) и дочерью. Если в этом случае критерии супружеского поведения задает мать, то именно она и является для дочери образцом «настоящего мужа».
Если же мать говорит дочери, какого мужа она достойна, то значит, мать неосознанно ищет другого мужа для себя. В этом случае, чтобы отдать «должное» матери, девушки иногда выбирают мужа согласно ее характеристике. У такого мужа будут очень хорошие отношения с тещей, но сама девушка в браке будет чувствовать себя свободной.
Б) Между супружескими и родительскими отношениями должна проходить четкая граница. Происходящее между супругами не должно касаться детей. Тем более нельзя рассказывать об абортах или о том, что «папа тебя не хотел». Не надо спрашивать ребенка о том, надо ли выходить замуж или разводиться. Надо поступать так, как считаете нужным. Серьезные проблемы возникают, когда кто-либо из родителей начинает вовлекать ребенка в свой конфликт с супругом. Например, мать рассказывает дочери, какой папа плохой муж (рис. 7).

Рис. 7. Схема процесса нарушения
границ семейных подсистем
Например, девушка утверждает, что ее папа был «плохой». «Он постоянно пил, маме денег не давал, гулял направо и налево и т. д». Если вслушаться, то это речь не дочери, а ее матери как жены. Оказавшись вовлеченной в конфликт, дочь взяла на себя сторону матери. Теперь она смотрит на отца не своими глазами, а глазами своей матери. За счет того, что супружеские и родительские уровни оказались смешаны, отрицание дочерью роли «мужа» у родителя приводит к отрицанию его в роли «отца». Плата за смешение отношений состоит в том, что девочка психологически осталась без отца. Ее неудовлетворенное детское состояние будет приводить к тому, что, даже став взрослой, она под видом мужчины неосознанно будет искать себе нового, «хорошего» отца.
Если происходит смешение супружеских и родительских отношений, то у ребенка возникает впечатление, что это его семья, и он равноправный, наряду с супругами, член семьи. Подобный вариант может быть усугублен, когда, например, жена отдает предпочтение ребенку, а не мужу. Ребенок, в этом случае, считает себя не на равных, а даже выше мужа. Например, критика при детях пьющего мужа может сформировать у ребенка чувство превосходства над отцом, которое усиливается наблюдением за его беспомощным состоянием. Все это приводит к повышению ответственности ребенка («Я теперь за папу») и, как следствие, усилению «супружеских» отношений с матерью (рис. 8).


Рис. 8. Схема процесса обесценивания отца
Это не зависит от пола ребенка, более того, часто такое переплетение вызывает формирование мужественной установки у девочки. Она тоже может выполнять роль «функционального» мужа. Но так как сексуальные отношения с родителем культурой запрещены, то дочь под видом замужества находит мужчину-«донора». После рождения ребенка, как правило, происходит развод, и дочь приносит его (ребенка) своим родителям.
В) Развод возможен только на супружеском уровне, но не на родительском. Наглядным примером смешивания двух под систем является такая фраза, как: «Когда мои папа и мама развелись…» Страх детей при разводе взрослых заключается, прежде всего, в опасении потери одного из родителей, потому что детям трудно разделять супружеский и родительский уровень. Ребенку важно объяснить, что развод происходит у мужа и жены, а как папа и мама они с ним не расстанутся.
Путаница этих отношений создает проблему и у супругов. Это выражается в словах: «Я бы давно от нее ушел, но у нас же дети!» Но развод - это изменение отношений только на супружеском уровне, а родителями они остаются навсегда.
Г) Супружеские отношения имеют приоритет над родительскими. Сточки зрения системной теории, если в ней появляется новый элемент, то он должен считаться с теми, которые были до него. Появившийся раньше имеет преимущества перед тем, кто приходит позже.
Из этого следует, что любовь к ребенку должна идти через любовь к партнеру, то есть партнерские отношения имеют приоритет перед родительскими. Ошибкой бывает то, что если в партнере что-то не ладится, родитель начинает искать недостающее в ребенке. Происходит путаница: отец ищет в ребенке то, что не соответствует отношениям с супругой - ребенок приходит в замешательство. Самое приемлемое, это когда отец любит в ребенке свою жену, также и у жены - любовь к сыну идет через мужа. Отец должен показывать дочери, что он жену ценит больше, чем ее: «Вырастешь, станешь такой же красивой, как мама». Партнерские отношения должны давать силы на родительские.
Нередко на вопрос, кто вам дороже: муж или ребенок, очень многие женщины отвечают: «Ко
и т.д.................