Духовно нравственное воспитание молодежи имеет. Нравственное и духовное воспитание современной молодежи. Основы духовной культуры

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Исмаилова Регина,

Украинец Ольга студентки 2 курса

факультета экономики и технологии

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Научный руководитель:

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Духовно-нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой не только для образования и науки, но и для общества в целом. Культурное развитие общества зависит в первую очередь от того воспитания, которое получает сегодняшняя молодежь. Нельзя сказать, что до настоящего времени эта проблема не ставилась, однако сейчас ее актуальность растет с каждым днем.

П. И. Ковалевский писал: «В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе - значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» .

Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании - сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.

Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу .

Духовно-нравственное воспитание молодежи предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.

В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов .

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!» .

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете» .

В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Главную роль в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи играет социальная, политическая, духовная сфера жизнедеятельности общества, т.е. семья, государство, образование, наука и религия.

Таким образом, одним из важнейших условий культурного развития современного общества является духовно-нравственное воспитание молодежи, которое комплексно должно осуществляться семьей, государством, образованием, наукой и религией.

Список используемой литературы

  1. Опыт построения исповеди. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Свято-Успенский монастырь. М.: «Отчий дом», 2008.
  2. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания, Поломникъ, 1999.
  3. Чехов А.П. Сборник сочинений. В 12-ти т. Т. 11. - М., 1956. - С. 83-84.

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?

В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни.

Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.

Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние.

Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим».

Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным.

Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям.

Нравственное воспитание в педагогике

Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами. Задачи нравственного воспитания подростков:

  • Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
  • Формирование позиции личности и нравственных чувств;
  • Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.

Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

Видео с YouTube по теме статьи:

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Эти проблемы обозначил российский президент В. В. Путин в послании Федеральному собранию в 2012 году. Для целей настоящего Федерального закона «Об образовании» применяется одно из главных понятий -образование. Каждый ребенок должен приобрести знания, умения, навыки, ценностные установки в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания - основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Духовность и нравственность - это два понятия, которые очень тесно взаимосвязаны между собой. В словаре В. Даля Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля. Нравственность определяется как синоним морали, которое в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Такое золотое правило дал нам Господь более 2000 лет назад. Об этом мы читаем в 7 гл. Евангелия от Матфея.

Что мы видим сейчас в современном обществе?

Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

· христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

· педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

· целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

· любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

· интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Приступив к работе в качестве классного руководителя в группе 2б, заметила, что с 2002 по 2011 год произошли серьезные изменения в нравственном облике людей и не в лучшую сторону. Сквернословие исходит из уст большинства девушек, некоторые имеют солидный стаж курильщицы. Пиво для большинства является безобидным напитком, который может служить для лечения некоторых болезненных недугов, для просветления мозгов. Пирсинг - это очень безобидно и красиво. Жить гражданским браком разрешают родители. Вот такие приходят студенты со своими взглядами, нормами и установками. Поэтому, реализацию духовно-нравственного воспитания вижу в нравственно-эстетическом аспекте:

  • формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Необходимым условием эффективной организации воспитательного процесса по духовно -нравственному воспитанию студентов является сотрудничество. Для этого устанавливается благоприятный климат в группе, расширяются горизонты сотрудничества, что позволяет взаимодействие с преподавателями – предметниками, родителями, психологом, педагогами дополнительного образования, медицинским работником.

Использую разные формы работы: беседы, дискуссии, общественно-полезный и творческий труд, подготовка и проведение открытых классных часов, участие в спортивных мероприятиях, индивидуальную работу со студентами, работу с родителями.

Каждую неделю в группе проводились тематические классные часы: «Что в имене тебе моем», «О скверне и слове», «Прощение или месть», «Обмен комплиментами», «Правила общения», «Приветливость всем открывает сердца», «Отчизны верные сыны», «Дети войны», «Классическая музыка и ее влияние на душу человека», «Культура речи молодежи», «Вирус сквернословия», «Стыдно ли трудиться», «Нравственность в молодежной среде» «Деньги- плохой хозяин или хороший слуга», «Закон и совесть», «Представления о красоте», «Подари мне жизнь», и др. Неоднакратно проводятся беседы о вреде курения с демонстрацией роликов, организуем диспуты о вреде наркотиков, алкоголя. На втором курсе студенты сами готовили и классные часы. Совместно с классным руководителем студентка выступила в роли ведущей на внеклассном мероприятии «Мы хотим жить, мечтать, любить», для ребят 1 АФ группы.

Особое внимание уделяю проблеме женского алкоголизма. Девушка несет огромную ответственность за здоровье своих будущих детей. Как известно, если обеспечить студента работой, времени и сил на выполнение глупостей не хватит. Большинство студентов посещают кружки и секции: Изостудия Колорит, фитнес, волейбол, теннис, «Народный хор», «Человек и его здоровье». Студенческое самоуправление дает возможность проявить себя. Студенты состоят в педагогическом отряде «Колибри».

В мае прошли спортивные соревнования по легкой атлетике, в котором участвовали 15 студентов группы. К 26 апреля была оформлена выставка «Радиация и здоровье» в рамках проведения предметной недели. Танцевальная группа девушек участвовали в «Студенческой весне», а также в представлении, посвященном Дню Победы 9 мая.

Участие в общеколледжных мероприятих. Уборка территории, уход за комнатными цветами. При высокой внутренней дисциплине эти маленькие росточки в виде различных дел превратятся в плоды знаний и умений, которые необходимы при работе с детьми. Девочки, живущие в общежитии посещают занятия о. Василия священнослужителя Свято- Успенского храма г. Усмани. Ездят по святым местам.

И все -таки вредные привычки - это формирование устойчивых связей в коре больших полушарий. И чтобы добиться угасания таких условных рефлексов необходимо длительное время и упорная работа над собой.

Но только ли мы, педагоги несем ответственность за поведение студентов в обществе? Конечно же, нет. Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - результат такого подхода.

Большая часть того, что молодежь слышит и видит в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Дети живут по примеру своих родителей. Важно, чтобы студентки это четко осозновали и вступали в семейную жизнь не с пороками а с добродетялими.

В заключении выступления хочется отметить, что в современное время, когда в соседней стране властью признается фашизм и активизируются националисты, необходимо продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию нашей молодежи, опираясь на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире.

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Эти проблемы обозначил российский президент В. В. Путин в послании Федеральному собранию в 2012 году. Для целей настоящего Федерального закона «Об образовании» применяется одно из главных понятий -образование. Каждый ребенок должен приобрести знания, умения, навыки, ценностные установки в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания - основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Духовность и нравственность - это два понятия, которые очень тесно взаимосвязаны между собой. В словаре В. Даля Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля. Нравственность определяется как синоним морали, которое в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Такое золотое правило дал нам Господь более 2000 лет назад. Об этом мы читаем в 7 гл. Евангелия от Матфея.

Что мы видим сейчас в современном обществе?

Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

  • христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
  • педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
  • целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
  • любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
  • интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  2. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  3. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  4. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Приступив к работе в качестве классного руководителя в группе 2б, заметила, что с 2002 по 2011 год произошли серьезные изменения в нравственном облике людей и не в лучшую сторону. Сквернословие исходит из уст большинства девушек, некоторые имеют солидный стаж курильщицы. Пиво для большинства является безобидным напитком, который может служить для лечения некоторых болезненных недугов, для просветления мозгов. Пирсинг - это очень безобидно и красиво. Жить гражданским браком разрешают родители. Вот такие приходят студенты со своими взглядами, нормами и установками. Поэтому, реализацию духовно-нравственного воспитания вижу в нравственно-эстетическом аспекте:

  • формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Необходимым условием эффективной организации воспитательного процесса по духовно -нравственному воспитанию студентов является сотрудничество. Для этого устанавливается благоприятный климат в группе, расширяются горизонты сотрудничества, что позволяет взаимодействие с преподавателями – предметниками, родителями, психологом, педагогами дополнительного образования, медицинским работником.

Использую разные формы работы: беседы, дискуссии, общественно-полезный и творческий труд, подготовка и проведение открытых классных часов, участие в спортивных мероприятиях, индивидуальную работу со студентами, работу с родителями.

Каждую неделю в группе проводились тематические классные часы: «Что в имене тебе моем», «О скверне и слове», «Прощение или месть», «Обмен комплиментами», «Правила общения», «Приветливость всем открывает сердца», «Отчизны верные сыны», «Дети войны», «Классическая музыка и ее влияние на душу человека», «Культура речи молодежи», «Вирус сквернословия», «Стыдно ли трудиться», «Нравственность в молодежной среде» «Деньги- плохой хозяин или хороший слуга», «Закон и совесть», «Представления о красоте», «Подари мне жизнь», и др. Неоднакратно проводятся беседы о вреде курения с демонстрацией роликов, организуем диспуты о вреде наркотиков, алкоголя. На втором курсе студенты сами готовили и классные часы. Совместно с классным руководителем студентка Брыкина К. выступила в роли ведущей на внеклассном мероприятии «Мы хотим жить, мечтать, любить», для ребят 1 АФ группы.

Особое внимание уделяю проблеме женского алкоголизма. Девушка несет огромную ответственность за здоровье своих будущих детей. Как известно, если обеспечить студента работой, времени и сил на выполнение глупостей не хватит. Большинство студентов посещают кружки и секции: Изостудия Колорит, фитнес, волейбол, теннис, «Народный хор», «Человек и его здоровье». Студенческое самоуправление дает возможность проявить себя. Топчиева Н., Жовчак В. состоят в педагогическом отряде «Колибри».

В мае прошли спортивные соревнования по легкой атлетике, в котором участвовали 15 студентов группы. К 26 апреля была оформлена выставка «Радиация и здоровье» в рамках проведения предметной недели. Танцевальная группа девушек участвовали в «Студенческой весне», а также в представлении, посвященном Дню Победы 9 мая.

Участие в общеколледжных мероприятих. Уборка территории, уход за комнатными цветами. При высокой внутренней дисциплине эти маленькие росточки в виде различных дел превратятся в плоды знаний и умений, которые необходимы при работе с детьми. Девочки, живущие в общежитии посещают занятия о. Василия священнослужителя Свято- Успенского храма г. Усмани. Ездят по святым местам.

И все -таки вредные привычки - это формирование устойчивых связей в коре больших полушарий. И чтобы добиться угасания таких условных рефлексов необходимо длительное время и упорная работа над собой.

Но только ли мы, педагоги несем ответственность за поведение студентов в обществе? Конечно же, нет. Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - результат такого подхода.

Большая часть того, что молодежь слышит и видит в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Дети живут по примеру своих родителей. Важно, чтобы студентки это четко осозновали и вступали в семейную жизнь не с пороками а с добродетялими.

В заключении выступления хочется отметить, что в современное время, когда в соседней стране властью признается фашизм и активизируются националисты, необходимо продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию нашей молодежи, опираясь на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные.


#молодежь #нравственность #духовность

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодёжи. В статье дано теоретическое обоснование ключевых понятий проблемы, отражены различные подходы современных теоретиков и практиков к воспитанию личности. Статья адресована педагогическим работникам, исследующим и реализующим идеи духовно-нравственного воспитания студентов.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное воспитание молодёжи, нравственность, ответственность.

Основным направлением модернизации высшего образования является организация деятельности вуза как социокультурного института, главная функция которого способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении .

Актуальность исследования проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, в обществе наблюдается деформация системы нравственных ценностей, забвение правил культурного поведения, цинизм . Возможная потеря российским обществом нравственных ценностей и ориентаций, моральных критериев поведения диктует необходимость осознания приоритета духовно-нравственного воспитания молодёжи. Во-вторых, основополагающими направлениями деятельности университетов в процессе обновления современной системы образования в России . Одним из требований ФГОС является обеспечение духовнонравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

В-третьих, негативным воздействием информационнокоммуникационных средств. Новые информационные возможности нередко вводят студентов в мир абстракций , препятствующий овладению ими реальным опытом нравственного поведения, проявлению заботы об окружающих людях, достижению гармонии личных и общественных интересов. Идеи реализации духовно-нравственного воспитания находятся в центре внимания многих современных теоретиков и практиков педагогической деятельности. Проблема духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в истории педагогики и образования не нова. Начало её изучения положено в работах Сократа, Платона, Аристотеля, Леонардо да Винчи и других мыслителей прошлого. Философские основы нравственности и духовности, их сущность, закономерности и условия формирования рассматриваются в трудах К. А. Альбухановой-Славской, Ш. А. Амонашвили, А. С. Аскольдова, Н. М. Борытко, А. И. Введенского, Е. В. Губановой, О. Г. Дробницкого, А. И. Ильина, А. А. Козлова, Л. Д. Кудрявцева, К. К. Платонова, И. С. Соловцовой и др. Психолого-педагогические закономерности, условия и факторы духовно-нравственного развития личности были исследованы в работах исследователей: Ж. Пиаже, Л. Кольберга, Д. Реста, К. Гиллиган, Д. Кребса и др. . Социальная значимость проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи определяет актуальность исследуемой темы. В литературе по данной проблеме наблюдается неоднозначная трактовка понятий «духовность», «нравственность», «мораль», «духовнонравственное воспитание». Как одно из следствий неоднозначности понимания феноменов нравственности и духовности - разные взгляды на технологическую составляющую духовно-нравственного воспитания, на пути, методы и средства его реализации.

Проанализируем различные определения ключевых понятий проблемы. Грамотное, социально ответственное поведение является первостепенной задачей воспитания молодёжи . Социально ответственное поведение тесно связано с понятием нравственности. Нравственность в философском понимании - характеристика поведения и деятельности субъекта (человека, социальной группы) в отношении соответствия нормам, не имеющим правового закрепления.

В этом же соотношении определяется мораль; иногда это понятие разделяется по субъекту: общественная мораль, нравственность индивида. К. К. Платонов видит различие межу нравственными и моральными явлениями в том, что первые - это явления реального мира, а вторые представляют собой психические явления. Личности присущи моральные свойства; она переживает свои и чужие поступки как моральные или аморальные. Но для других людей объективно эти же поступки являются нравственными или безнравственными актами объективного поведения. Нравственность учёными понимается многообразно: как личностное образование, как регулятор поведения субъекта, как совокупность его требований к самому себе, как целостная система ценностей, идеалов и воззрений на должную социальную жизнь. Понятие нравственности тесно связано с понятием «ответственности», «нравственно-экономической ответственности».

Нравственноэкономическая ответственность - это интегративное качество личности, отражающее способность человека понимать соответствие результатов своих действий в процессе экономической деятельности принятым в обществе нравственным нормам, сознательно и самостоятельно принимать обязательства перед обществом и самим собой за результаты экономической деятельности . Как синонимичные понятия «нравственность», «духовность», «моральность» используются в исследовании Н. М. Борытко и И. С. Соловцовой. К развитию теоретических представлений о сущности и содержании духовно-нравственного воспитания выделяют два подхода: нормативный и идеальный. Нормативный подход означает приобщение человека к заданным нормам и ценностям общества, рассматриваемым как обязательными для исполнения. Правила и нормы жизни рассматриваются как причинно-следственные детерминанты поведения, функциональноролевые механизмы взаимодействия. Идеальный подход ориентирован на существующий в обществе идеал (Бог, царь, известная личность в истории или собирательный образ). Идеал предполагает актуализацию культурных, ценностно-смысловых детерминант самоопределения и самореализации личности.

В движении к идеалу реализуются межличностные механизмы взаимодействия, коммуникативные, эмоциональные, смысловые аспекты. Рассмотрим аксиологический и культурологический подходы к духовно-нравственному воспитанию. Аксиологический подход при организации работы по духовно-нравственному воспитанию предполагает реализацию принципа ценностно-смыслового содержания познавательной деятельности. Культурологический подход в духовно-нравственном воспитании предполагает: ознакомление студентов с предметами материальной и духовной культуры; осмысление и переживание нравственной ценности, носителем которых являются объекты окружающей жизни; формирование желания сохранить и приумножить духовно-нравственный ресурс культурных ценностей своей семьи, университета, родного края, общества; формирование стремления следовать нравственным правилам и идеалу в повседневной жизни. Указанный подход предполагает реализацию принципа культуросообразности.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи актуальна на сегодняшний день. Духовно-нравственное воспитание молодёжи должно быть одним из основополагающих направлений деятельности образовательных организаций. Только в этом случае возможно становление гражданской идентичности молодёжи как основы развития гражданского общества.

Литература:

1. Гордеева Д.С., Демцура С.С., Федорова К.А. Функциональные области финансовой логистики // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. - С. 94-96.

2. Демцура С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики // Наука ЮУрГУ: сборник трудов 67-ой научной конференции. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2015. - С. 612-620.

3. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научнопрактической конференции. - Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. - С. 135-152.

4. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А., Демцура С.С. Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 87-89.

5. Косенко С.С. Формирование нравственно-экономической ответственности старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 22 с.

6. Саламатов А.А., Косенко С.С. К проблеме содержания школьного экономического образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2005. - № 3. - С. 195-200.

7. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края: монография. - Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2015. - 392 с.

А. А. Сугутина Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия

Уссурийский государственный педагогический институт

по педагогике

Тема: Духовно – нравственное воспитание современной молодежи.

Выполнила:

Головня Анастасия Алексеевна

студентка 2-го курса

факультета начальных классов

Г. Уссурийск. 2010.


Введение

2. Роль политической системы

3. Воспитание нравственности и духовности

Заключение


Введение

На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки- воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться) .Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).

Души современных подростков разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие Никандров считает: “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности.” Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогда когда будет четко определенная стратегия духовного воспитания можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников.

Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой?

Наверное церковь и государство, а также семья.


1. Роль церкви в воспитании молодежи

Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. Киселев изложил это так:-“Он “упростил” свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники.За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте.”2 К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное к власти машин в прямом и переносном смысле, потому - что человек утративший способность сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом выполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернуться к Богу услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия.

Факт крещении Руси в 988 году явился судьбоносным для формирования всей Российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру к себе к Богу. А ведь: ”Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу” . Значит Русский народ уже более 1100 лет воспитывается в духе православной веры. В истории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент – церковь. Опора на устоявшиеся традиции которые способствуют укреплению и единению страны – основа духовно–нравственного воспитания.“Дж. Гасфилд, сорок лет назад заинтересовавшись проблемой “японского чуда”, показал, что опора на устоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ее силы и отнюдь не мешает использовать новые достижения, которые прямо с ценностями не связаны.” На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитание педагогическое обязательно должно опираться на Православие. Ушинский считал нехристианскую педагогику вещью немыслимой, безголовым уродом.

В истории развития России и христианства не раз наблюдались попытки свернуть с пути истины, предать забвению русские православные ценности. И поставить на первый план ценности запада. Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Почему? Вероятнее всего потому что европейцы индивидуалисты которые стремятся развить предприимчивость, расчетливость и т.д., а Русские люди коллективисты которые способны думать и о других а не только о себе.

Социалистический строй отвергал православие, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути являются воплощением идей записанных в Новом Завете. Следовательно социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств как порядочность, честность, открытость, доброта. К сожалению эти качества в современной России редчайшее явление. И это как раз последствия периода “лихих девяностых”.

Однако использовать веру только как инструмент воспитания неправильно. Вера это прежде всего состояние души, а не способ запихать в человека как можно больше норм и правил подкрепляемых запугиванием расплаты на том свете.

2. Роль политической системы

Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет государство и политический строй.

Приоритетной задачей государства и политического строя по моему мнению является актуализация системы общенациональных ценностей. “В этой связи принятие новой редакции Закона “Об образовании” в 2007г.- взвешенное и необходимое политическое решение. Духовно - нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.”

3. Воспитание нравственности и духовность

На мой взгляд духовность – это красота внутреннего мира человека1. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека2, можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности3.

“Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями.”1

“Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренний мир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое.”. 2

“Духовность и нравственность как производные от внутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющий человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору “здесь и сейчас”,открывая ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.”.3


Заключение

Итак, изучив данную проблему,ее причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно –педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон “Об образовании”

Однако несмотря на это все еще остается острым вопрос с засилием в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Очень надеюсь на то что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше не поправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей и без возвратного перерождения людей в роботов.


Список используемой литературы

1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3 (статья).

2.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20 (статья).

3.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” - Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

4.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

5.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).

6.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008. - № 9. - с. 22 (статья).