Двухшаговый кракелюр в декупаже: секреты кракле. Одношаговый кракелюр в декупаже: лаковый мастер-класс, двухшаговый кракелюр, пошаговое фото и как пользоваться

Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Тут пигмент серебряный.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Кракелюр красивый получается.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Вот так получается на досочке.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Вот он в работе.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

Благодаря технике кракелюра можно придать эффект старины современным и новым изделиям. Достигается такой эффект за счет растрескивания красочного слоя. Естественно, это придает шарма и изысканности произведению. Чтобы добиться образования сеточки трещин на изделии, необходимо нанести специальные кракелюрные лаки, а подчеркнуть и выделить фактуру трещин можно с помощью затирания их масляными красками, битумами, бронзаторами, тушью или пастелью. Несмотря на то, что кракелюр дает видимый эффект состаривания, тем не менее, трещины, образовавшиеся естественным путем, отличаются от искусственно нанесенных. Поэтому профессионалы всегда смогут на взгляд отличить старинное произведение искусства от его современного собрата и подделки.

Кракелюр мастер-класс

Несмотря, на видимую сложность, сделать кракелюр довольно просто, с этой техникой может справиться даже начинающая мастерица. Главное – запастись необходимыми материалами, достаточным количеством свободного времени, желанием и чуточкой фантазии. Итак, приступим, мы будем использовать двухшаговый кракелюр. Вам понадобится:

  • Основа, на которой вы будете делать кракелюр (шкатулка, ваза, баночка, доска и т.д.);
  • Акриловый лак;
  • Художественные кисти;
  • Шеллак;
  • Гуммиарабик;
  • Битум и золотая пудра для затирания трещин.

Опытные мастерицы советуют приобретать шеллака в два-три раза больше, чем гуммиарабика. Дело в том, что во время работы именно шеллака затрачивается значительно больше, поэтому, чтобы затем не тратиться, докупая необходимое количество шеллака в маленьких фасовках, лучше купить сразу большую баночку этого средства.

Последовательность работы :

Красиво состаривание смотрится в сочетании с декупажем. Кракелюр декупаж – это когда кракелюрная сеточка наносится на поверхность, на которой предварительно были наклеены мотивы из салфеток.

  • Возьмите трехслойную салфетку с понравившимся вам рисунком. Аккуратно снимите нижние два слоя, оставляя целым только слой с рисунком.
  • Разведите обычный клей ПВА с водой в соотношении 1:1.
  • Приложите мотив из салфетки к поверхности изделия, смочите кисточку в водно-клеевом растворе и равномерно покройте салфетный рисунок этим раствором. Следите за тем, чтобы на салфетке не образовывались трещины, и чтобы не деформировалась форма.
  • После высыхания салфетки, покройте рисунок акриловым лаком. После этого сверху можно наносить эффект кракелюра.

Не у всех мастериц и любителей hand мастериц есть возможность покупать необходимый кракелюрный лак, поскольку средство это довольно дорогостоящее. Поэтому умелые руки придумали отличный заменитель профессиональным средствам, и начали использовать обычный клей ПВА для создания кракелюрной сеточки.

Кракелюр своими руками из клея ПВА

Вам понадобится :

  • Изделие, которое будет обрабатываться;
  • Клей ПВА;
  • Краска водоэмульсионная;
  • Художественные кисти;
  • Мотивы салфеток при желании;
  • Акриловый лак.

Последовательность выполнения работы :


Конечно, следует понимать, что описанные выше техники могут сделать только взрослые люди, но ведь детям так нравится участвовать в создании прекрасного. Они любят помогать мамам-мастерицам рисовать картины, вышивать салфетки, делать аппликации и другие подделки. И, естественно, они хотят познать технику кракле. Но не будешь же давать ребенку в руки шеллак и гуммиарабик. Выход есть – создавайте вместе с детьми красивые подделки­ с помощью самой банальной яичной скорлупы, которая придаст изделию вид состаривания и трещин.

Кракелюр с яичной скорлупой

Вам понадобится :

  • Изделие, которое будет декорироваться;
  • Бумага;
  • Клей ПВА;
  • Салфетки с мотивами;
  • Яичная скорлупа;
  • Акварельные краски;

Последовательность изготовления пошагово :

Как видите, ничего сложного в этой технике нет, каждый ребенок с легкостью и удовольствием справится с поставленной задачей. А если проявить немного фантазии, то по данной технологии можно изготовить множество интересных подделок-подарков на различные праздники всем родным и близким. ­

А еще я покажу, как у меня не очень хорошо вышло вживление, а точнее как ужасно это получилось и почему. Не всегда же выходит все гладко как по маслу, бывают и такие случаи, когда что-то не получается. Вот собственно моя история.

Идея декора

Жила у меня такая заготовка-шкатулка фолиант. Однажды родилась идея и была она такова.

Основание шкатулки покрасить в тепло-коричневый цвет, а на верхней части, т. е на крышке сделать вживление в дерево. Картинка у меня была на белом фоне с красивой лошадкой, и думаю, если бы у меня получилось осуществить свою идею, то было бы ощущение, что лошадка нарисована на деревянной поверхности. Эх, смотрим что получилось.

Для имитации листов книги, я провела обжиг газовой горелкой и технику браширование. Верхнюю часть заклеила молярным скотчем, чтобы не испачкать, пока буду тонировать нижнюю часть.

Прокрашиваю основание, включая брашированную часть шкатулки.

После просушки ошкуриваю. Получился вот такой красивый благородный цвет.

Декупаж

Перед вживлением картинки, как правило, необходимо подготовим поверхность.

В этом случае ее покрываю 2-3 слоями акрилового лака и шлифую наждачной бумагой №800-1000.

Наклеиваю распечатку методом вживления.

Подробно как это сделать правильно можно подглядеть .

Вот какая бяка получилась на этой работе.

Сняв полностью бумажный слой и покрыв влажную поверхность акриловым лаком, картинка все равно осталась мутной, словно покрытая белой пеленой. Бумажного слоя на ней точно нет.

Ошибкой было то, что здесь я применила фотобумагу. Какую именно я уже сейчас не помню, но с ней я больше не экспериментирую. Для вживления картинки применяю только распечатки на офисной бумаге. Как выбрать принтер для декупажницы Марат очень подробно описал в этой статье .

Выход из ситуации был таков. Ошкурив всю поверхность и покрыв акриловым грунтом, наклеила истонченную распечатку.

Края обжигаю газовой горелкой и покрываю 2 тонкими слоями акрилового лака.

Двухшаговый кракелюр

1 шаг. Лак патинирующий (№678) на основе органических растворителей темно-желтого цвета. Наносится кистью.

Часто водить по лаку не нужно. От частых мазков кистью лак не успеет растечься и начнет подсыхать полосами. Если он загустел, можно добавить в него чуть-чуть уайт спирита и очень хорошо перемешать. Сушиться 1 шаг до липкости (от 1 до 3 ч.).

Т. е это, то состояние лака, когда он еще липкий, но при этом он не пачкает пальцы. Или, грубо говоря, то состояние, когда по лаку “можно пробежаться мокрыми ногами” и не оставить следов. Нет, нет бегать по лаку не нужно, просто тронем в каком-нибудь уголочке пальцем и посмотрим, остается ли на пальце состав. Если нет, но поверхность липкая — это тот самый момент, когда нужно наносить второй шаг.

2 шаг. Кракелюрный лак(№688) –состав на водной основе светло желтого цвета.

Наношу его сначала кистью, а затем втираю в поверхность пальцами до того момента, когда пальцы уже перестают скользить по поверхности.

Оставляю до полного высыхания и проявления трещин. Феном не сушить, получите мелкую сеточку.

Я сушу работу в ванной. Там нет сквозняков и влажно.

В трещинки втираю масляную краску, но можно их проявлять и сухим пигментом (пастель, тени, пигментный порошок).

Как смыть второй шаг? Держим работу под струей воды комнатной температуры. Вы заметите как желтизна будет немного исчезать, но не полностью, т.к первый шаг тоже не много желтит.

Пальцами помогать ни в коем случае нельзя. Задев масляную краску, получите очень грязную работу.

Вот такие выразительные трещинки получились.

После полной просушки покрываю алкидным матовым лаком.

Края немного запатинировала битумным лаком. Внутри обшила шкатулку бежевой бархатной тканью и получилась вот такая “старинная” вещь.

Пусть мой опыт с вживлением картинки поможет начинающим декупажницам избежать ту ошибку, которую совершила я и пусть у вас получатся самые красивые трещинки на ваших работах. Буду рада вашим комментариям. До скорой встречи, пока, пока!

Старинные вещи обладают определённой загадочностью, они несут в себе глубокую историю известную только им. Как нестерпимо хочется заглянуть в прошлое, приподнять обволакивающую завесу таинственности и узнать, кто держал эту вещицу в руках, какой путь она проделала и свидетелем каких важных событий она была. Большинство людей, окружая себя старинными предметами, пытаются создать атмосферу тепла, уюта, таинственности и очарования. Любители старины могут многими часами бродить по блошиным ранкам и антикварным лавкам в поисках старых вещей. Но, к сожалению, цены на такие предметы слишком высоки и не каждый может себе позволить потратить из семейного бюджета значительную сумму.

Последнее время в декорировании интерьера большое распространение получило искусственное состаривание вещей. Проявив немного фантазии, можно самостоятельно превратить практически любой предмет в изысканный “старинный” шедевр. С помощью вполне доступных инструментов и материалов каждому под силу создать своими руками интерьер с антикварной тематикой. А если применить технику состаривания в декупаже, то можно сделать поистине роскошные и неповторимые предметы.

Кракелюры – это тонкая сетка трещин, которая появляется в невысохшем состоянии от быстрой и неоднородной усадки связующего вещества или испарения разбавителей, в высохшем состоянии – от механических воздействий, усушек и повторных набуханий. В технике декупаж кракелюры формируются благодаря специальным кракелюрным лакам.

Одношаговый декупаж-кракелюр представляет собой технику состаривания декорируемой поверхности при помощи однокомпонентного лака. Работать с ним легче и более доступно для новичков, чем с двухкомпонентным кракелюром. В завершённом виде кракелюр имеет вид потрескавшейся со временем краски. Для того чтобы добиться такого эффекта, нам понадобятся следующие инструменты и материалы: объект декорирования, понравившиеся бумажные мотивы, краска акриловая двух контрастных тонов, акриловый лак, специальный клей для декупажа или клей ПВА и однокомпонентный кракелюрный лак. Также могут пригодиться и дополнительные средства, такие как фен для ускоренной сушки, мелкозернистая наждачная бумага для ошкуривания слоёв высохшего бесцветного акрилового лака, патина и акриловые краски для растушёвки поверхности и подрисовки мотивов.

И так, для создания изысканного шедевра в технике декупаж, состаривание с использованием одношагового кракелюра нужно последовательно совершить определённые действия:

1. В случае необходимости рабочую поверхность следует очистить, загрунтовать и хорошенько просушить;

2. Затем необходимо покрыть её любой из выбранных акриловых красок (именно этот цвет впоследствии будет просматриваться сквозь получившиеся трещины). Дать краске высохнуть. Можно оставить на час-два для самостоятельного высыхания или значительно сократить время, воспользовавшись феном;

3. Нанести слой однокомпонентного кракелюрного лака в местах, где по замыслу должны быть трещины. Чем толще накладываемый слой лака, тем крупнее получатся трещины. Отложить работу до частичного подсыхания, поверхность должна быть чуть-чуть липковатой. Процесс сушки можно ускорить посредством фена;

4. Затем покрыть кракелюрный лак слоем краски контрастного цвета. Нужно отметить, что ни в коем случае нельзя в качестве второго слоя использовать краски перламутровых и металлических оттенков, так как их консистенция и состав не позволят растрескать кракелюрному лаку красочный слой. Полностью высушить поверхность. Для ускорения процесса и получения более явственного эффекта можно воспользоваться феном с холодным воздухом. Фен нужно держат на расстоянии не менее 50 сантиметров над поверхностью;

5. Подготовленные бумажные мотивы приклеить специальным клеем для декупажа или клеем ПВА к украшаемому предмету и дать хорошо просохнуть. Для придания готовому изделию налёта старины, можно затонировать места сколов и углы при помощи патины. Затем готовую аппликацию покрыть несколькими слоями бесцветного акрилового лака.

При работе с кракелюрным лаком, следует придерживаться нескольких правил и соблюдать определённые особенности. Во-первых, чем толще второй слой краски, тем крупнее получатся трещины. Во-вторых, краска не должна быть чересчур густой или чересчур жидкой для более лёгкого и обильного нанесения. В-третьих, не стоит проводить кистью по одному и тому же месту несколько раз, так как реакция краски с лаком происходит довольно быстро и есть риск закрасить появившиеся трещины. Кроме этого существует небольшая хитрость, заключается она в том, что если верхний слой кракле немного развести водой, то лак больше порвётся.

В зависимости от способа наложения верхнего слоя краски могут получиться разнообразные узоры трещин. Если краску наносить с помощью губки, то на поверхности образуется сеточка квадратных трещин. В случае если для покраски используется кисть, мазки которой ведутся осторожно в одном направлении, тогда выйдут удлинённые постоянные трещины, напоминающие растрескавшуюся краску на дереве.

На этом можно закончить. Используя технику декупаж, состаривание и одношаговый кракелюр можно создать вещь, внешне похожую на предметы старины. Благодаря перечисленным несложным действиям вы почувствуете себя настоящим ценителем старины и почитателем антиквариата, не затратив при этом значительных денежных средств и больших усилий.

Ещё один способ - .

Примеры работ вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе .

В стремлении иметь красивый и уютный дом сегодня многие все чаще уходят от безликих интерьеров и типовой мебели к предметам, изготовленным или украшенным самостоятельно. И если вязаные или вышитые салфетки, вазы из красивых стеклянных бутылок, декоративные тарелки в технике декупаж есть почти у каждого мастера, то переделанная или украшенная мебель — это редкость. Существует много техник украшения мебели своими руками. Одной из таких техник является кракелюр.

Рисунок 1. Даже заурядный советский шкаф благодаря технике кракелюр способен стать предметом антиквариата и органично вписаться в дизайн помещения.

Кракелюр — это техника, которая позволяет придать слою краски, покрывающему поверхность мебели, искусственно состаренный, потрескавшийся вид.

На многих предметах искусства, например керамических вазах и тарелках, живописных полотнах, окрашенной древесине, трещины со временем появляются естественным путем. Это доказывает их возраст и делает предметом антиквариата. Но искусственное состаривание при помощи кракелюра способно преобразить даже самые заурядные вещи, например советский шкаф или комод, в стильный предмет интерьера (рисунок 1).

Одношаговый кракелюр

Рисунок 2. Чтобы предмет интерьера стал более красочным и красивым, можно использовать технику одношегового кракелюра и росписи.

Это способ декорирования мебели, который доступен каждому, кто может держать в руках кисть. В итоге получается мебель в стиле прованс или кантри, очень милая, особенно если дополнить ее декупажем или росписью, яркая и необычная (рисунок 2). Для того чтобы сделать одношаговый кракелюр, нужно иметь акриловую краску двух контрастных цветов и лак для кракелюра.

  1. Прежде всего нужно очистить поверхность мебели от старого покрытия. Покупать специальную грунтовку для дерева не нужно, акриловые краски можно наносить без грунта. После того как поверхность очистили, ее нужно покрыть слоем краски. Именно такого цвета будут трещины на вашей мебели, можно использовать цвета металлик.
  2. После того как слой краски высохнет полностью, всю поверхность нужно покрыть кракелюрным лаком. От толщины его слоя будет зависеть, насколько широкими будут ваши трещины. После нанесения лака поверхность должна полностью высохнуть.
  3. Затем можно приступать к нанесению второго слоя краски. Она обязательно должна быть матовой, с глянцевой или краской металлик кракелюрный лак в реакцию не вступит. Наносить краску нужно быстро и в один слой, если провести кистью по тому месту, где уже образовались трещинки, они исчезнут. Направление мазков должно быть везде одинаковым, иначе трещины будут идти в разных направлениях, а это выглядит неопрятно.
  4. После полного высыхания верхнего слоя краски можно приступать к дальнейшему декорированию, например росписи или декупажу, или покрыть весь предмет мебели слоем защитного лака. Лучше выбирать матовый, особенно если нижний слой краски — металлик.

Вернуться к оглавлению

Двушаговый вариант

Рисунок 3. Если хочется украсить поверхность, то необходимо сразу нанести рисунок, а лишь затем наносить специальный лак.

Подобный способ состаривания более сложен, он требует некоторых навыков и специальных знаний. Предназначен в основном для поверхностей, имеющих красивую текстуру, которую нужно подчеркнуть и состарить (рисунок 3). Чтобы получить двушаговый кракелюр на мебели, необходимо иметь патинирующий лак на основе растворителя, кракелюрный на водной основе, битумный лак или масляную краску желаемого цвета и лак на основе смол.

  1. На очищенную от старого покрытия поверхность дерева наносят слой патинирующего лака. Он со временем желтеет и придает обработанной им поверхности старый вид. Слой нужно делать достаточно толстым, чтобы дерево не впитало его весь. После того как вся поверхность обработана, нужно дать ей просохнуть.
  2. Нанесение кракелюрного лака нужно производить в правильный момент. Если наносить кракелюрный лак на полностью высохший предыдущий слой, то трещины не появятся. Если слой патинирующего лака будет слишком влажный, то кракелюрный будет стекать, а трещины будут неопрятными и расположенными только в некоторых местах. Чем толще будет нанесенный слой лака для кракелюра, тем более крупные будут трещины.
  3. Когда вся поверхность мебели обработана кракелюрным лаком, следует дождаться его полного высыхания, прежде чем приступать к дальнейшим работам. Ускорить процесс можно при помощи строительного фена, но воздействие высокой температуры может увеличить размер трещин, если это нежелательно, то лучше предпочесть естественное высыхание.
  4. Поскольку оба лака прозрачные и наносились на неокрашенное дерево, то трещины также получились прозрачными. Чтобы их «проявить», нужно втереть в них масляную краску желаемого оттенка или битумный лак.
  5. Заключительный этап работы с мебелью подразумевает нанесение лака на основе смол, который будет защищать мебель. Его можно заменить патинирующим или совсем ничего не наносить.