Элементы народного творчества для воспитания детей. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста. Роль устного народного творчества в воспитании детей

Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет

воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности.

Мы ставим такие цели и задачи:

Развитиеэмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества;

Развитие фантазии, творческих способностей и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации;

Воспитание у детей патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций;

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха;

Создание речевой среды соответственно возрасту

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, когда материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Наша задача – сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей.

Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни и область народного духа. Такой литературой являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Она своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, одновременно способствует накоплению чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.

Также мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки, прибаутки, песенки, заклички, сказки, считалки, хороводные игры, рус. нар. танцы.

Потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Расти, косонька, до пят,

Все волосенки вряд,

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Потешки развивают моторику, координацию движений, воображения.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик встал и съел,

Потому и растолстел.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жизни. У нас создана картотека потешек. Мы их используем во всех режимных моментах и во всех возрастных группах.

Сказки помогают детям отличить добро и зло. Из сказок дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяюткругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, упорство достижения цели. Сказка осуждает такие человеческие свойства человеческого характера как лень, жадность, трусость, одобряет трудолюбие, смелость, верность. В младшей группе мы используем сказки «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц». Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети воспринимают. Например, сказка «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «У страха глаза велики» высмеивает трусость. Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка»).

Считалки – это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Они распределяют роли, а не авторитет взрослого. Мы учим ребенка в игре быть находчивым, ловким, а так же координации движений. Требования считалки разнообразны и редко повторяются, например: «На златом крыльце сидели» нужно ответить на вопрос «Кто ты такой». Или

Катилась торба с высокого горба,

Здесь воспитываются и воля, и благородство, и доброта.

Далее идут пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают влияние не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной деятельности. Например, одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут», замечаю неаккуратность, «Поспешишь – людей насмешишь». Часто во время трудовой деятельности дети ленятся выполнять работу, можно применить такую пословицу – «Труд человека кормит, а лень портит», или «Одна пчела много меда не натаскает». Во время наблюдений можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т. д.

Пословицы и поговорки надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений: «Апрель водой славен, почками красен», «Гусь как воевода в красных сапогах».

Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Они развивают мышление, пытливость, наблюдательность.

Скороговорки – веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество. Каждое действие, указание в скороговорке имеет смысл:

«Серый зайка, зубки прячь, не капуста это – мяч»,

«Ежик желтой сыроежке рад, как белочка орешкам».

Заклички – обращение к природе, животным с просьбой или требованием. Это небольшие песенки для распевания группой детей. Они дают возможность ребенку в поэтической форме выразить свое эмоциональное отношение к природе, развивают речь, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.

Само слово «заклички» побуждают детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало»

Солнышко, появись

Красное, покажись,

Чтобы год от года

Была у нас погода

Противоположным свойством обладают пестушки. Их проговаривают напевно, ласково. Их мы используем при укладывании детей спать.

Тише, куры, не шумите

Моего Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Так же мы используем хороводные игры. У нас создан каталог хороводных игр.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, которые мы отмечаем у нас в детском саду и приглашаем родителей.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. На занятиях по изодеятельности мы знакомим детей с Дымковской игрушкой, Филимоновской, с деревянной расписной ложкой, а потом и сами рисуем эти узоры.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, сказки, музыки и театра. Именно такой представляется нам стратегия развития культуры ребенка, как основы его любви к ближним и своей Родине.

Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.


Татьяна Сидорова
Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста »

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей .

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста , а именно : он должен хорошо знать возрастные особенности детей , видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л. С. Выгодский) . Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией .

Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова , а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа , получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты» .

В проект вовлекла (кроме себя) детей и их родителей . Цель проекта в том, чтобы выявить и изучить особенности . Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству . Обогатить речь, воображение, чувства детей . Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами .

Но, прежде, я разработала критерии для проведения диагностики у детей .

№ Фамилия, имя

ребенка Узнает потешки, загадки по первой фразе Знает содержание сказок Знает героев сакзок Умеет различать добрые и плохие поступки героев сказок Знает и играет в русские хороводные игры Использует в своей речи вежливые слова

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май

Диагностика (в начале года) показала следующие результаты :

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 4 ребенка (15%)

(добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 14 детей (54%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 8 детей (31%)

Исходя, из результатов диагностики, составила годовой план работы по теме самообразования.

В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «». Поставила цель : выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества . Поставила задачи : воспитать чуткое отношение к народному творчеству ; обогатить речь, воображение, чувства детей ; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами ; и выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей . И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание » , «Ребенок в детском саду» , ресурсов интернета, Программной разработки образовательных областей «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» во второй младшей группе и Комплексно-тематического планирования по программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы : «Роль потешек в развитии ребенка» , «Использование фольклора в работе с детьми » , «Устное народное творчество как средство духовно нравственного развития личности ребенка», «Роль сказки в воспитании детей » , «Влияние сказки на психику ребенка» , «Театрализованные игры как средство развития речи детей ».

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь , стихотворный ритм , богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала фланелеграф, демонстрировала картинка (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми . Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей . В декабре для родителей показали ролик «Потешки в жизни нашей группы» . Родители с удовольствием смотрели на все режимные моменты под сопровождение детьми потешками.

Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика) .

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками . Был обустроен небольшой уголок ряженья с русскими национальными костюмами для кукол. Русские народные сказки и читались , и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам , собирали разрезные картинки и складывали лото. Большим успехом пользовались дидактические игры : «Угадай сказку» , «Из какой сказки герой» . К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки и даже некоторые из них показали малышам. А родители нам помогли в группе оформить театральный уголок. Были закуплены раскраски по русским народным сказкам . Так же родители вместе с детьми выполнили домашнее задание (нарисовали сюжет из самой любимой сказки – была оформлена выставка рисунков).

Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы : «Роль фольклора в развитии детей » , Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам », «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша» .

В конце года, в конце проекта состоялась презентация (для родителей) на тему проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста ».

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества . Моя работа состояла в том , что я рассказывала текс (с использованием иллюстраций, показывала, видеофильмы; демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки) ; игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро , заботу и любовь к живому (игрушке) . С помощью потешек я научила детей видеть , что такое хорошо, и что такое плохо. В конце проекта дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Дети стали менее агрессивны. Дети стали собраннее , самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Загадки использовала в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение) . Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.

Большое внимание уделяла русским народным сказкам . Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными , трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

Много времени проводила с детьми, играя в хороводные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности. Из детей , которые старались быть в тени других детей , получились хорошие ведущие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей .

Посещаемость детей стала более стабильной, дети идут в детский сад с большим желанием. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед. Это видно по результатам диагностики, которую я проводила в конце учебного года, (по окончании годового проекта по теме самообразования) .

Результаты диагностики по реализации годового проекта по самообразованию :

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 8 детей (31%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 17 детей (65%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 1 ребенок (4%) .

Большинство детей стали проявлять интерес к речевому общению. Аргументируют суждения и пользуются формой речи – доказательства с помощью взрослого

Дети стали проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений. Верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания и чувства.

В процессе работы с детьми я рассмотрела роль устного народного творчества в развитие речи дошкольников , в деле воспитания человека , его личности. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к фольклору. При знакомстве ребенка с прекрасным миром народного творчества , мы открываем для него жизнь общества и окружающей его природы. Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании , в воспитании любви к Родине , к ее великому народу и интереса к людям других национальностей. Фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского языка : выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, народных сказок о животных , насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок . Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на :

Речевой звуковой поток, ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков;

Активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей .

Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Произведения народного творчества всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей , и они с удовольствием используют их в своей деятельности.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста .

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 2000. - 400c.

2. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения . – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 1999. – 168с.

4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание . – 1991. - №9. – С. 16-20.

5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост . А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

6. Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования . Обруч. Москва, 2010год- С. 119-127.

7. Зимина И. . – 2005. - №1. – С. 18-28.

8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005. - №5. – С. 28-35.

9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005. - №8. – С. 26-31.

10. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт . -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – Спб : Детство-пресс, 2001. – 400с.

11. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание . – 1991. - №11.

12. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание . – 2009. - №4. – С. 42-46.

13. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание . – 1993. - №9. – С. 11 - 18.

14. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание . – 2008. - №2. – С. 124-127.

15. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание . – 2009. - №5. – С. 24-28.

16. Ребенок и книга : Пособие для воспитателя детского сада / Л . М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2000. – 128с.

17. Родной край : Пособие для воспитателей дет . сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985. – 238

18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду : конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.

19. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка ». – М.: Академия, 2007. – 368 с.

20. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. – М., 1948., стр. 298

21. Ушинский К. Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.

22. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание . – 1988. - №5, С. 13-17

23. Чуковский К. И. От двух до пяти. http://www.gumer.info.

Ирина Севастьянова

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры . Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа , его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров .

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства . Устное народное творчество , музыкальный фольклор, народно -прикладное искусство должны найти большое отражений в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Народное искусство , являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности обладает большими воспитательными возможностями . Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа , частью которого оно является.

В связи с этим в нашей оздоровительной группе МБДОУ № 14 был создан уголок народного творчества . Большую помощь в сборе экспонатов для нашего уголка, оказали родители оздоровительной группы. За что им огромное спасибо.

Вот посмотрите что у нас получилось.


Публикации по теме:

Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

План самообразования «Устное народное творчество в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие инновационной.

Устное народное творчество благотворно влияет на воспитание детей, развивает творческие, познавательные, коммуникативные способности. Дети.

Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников» Обоснование проблемы. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра, духовно обогатить.

Значение народных традиций в воспитании детей

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.

В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно-исторический подход, связь народного творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры .

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений .

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости - памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории.

Преподавание декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании продиктовано жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатывается самими мастерами в процессе их художественной практики, и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению.

Преподавание декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ребенка .

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. Обучение декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения.

Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить.

Вывод: Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

tagPlaceholder Tags: фольклор , народное , искусство , дополнительное , образование , творчество

  • #1

    Традиции и обычаи нужно всегда соблюдать!

  • #2

    juliet (Monday, 10 December 2012 14:11 )

    Народные традиции веками вырабатывали и создавали каноны правильного, разумного поведения, поэтому важно передавать их нашим детям в процессе воспитания

  • #3

    Нельзя ребенка не знакомить с традициями своего народа. Он как губка впитает все самое полезное и все самое хорошее. Если только родители и родные будут ему это показывать.

  • #4

    Богатая культурными традициями история нашего народа начинает забываться,на смену идет их подмена...

  • #5

    И нам нужно обязательно стремиться к тому, чтобы дети не забыли свои корни и знали настоящее.

  • #6

    У каждого народа свои методы воспитания.
    К худшему пока не приводило. если с ранних лет начинать воспитывать.

  • #7

    Евгений согласен с тобой,вреда от традиций воспитания детей нет.Когда у меня будут дети,я буду соблюдать все традиции своего народа и воспитаю настоящего человека!!

  • #8

    Традиции - дело безусловно хорошее. Но нужно всегда подходить с точки зрения здравого смысла, а не бездумно им следовать.

  • #9

    достаточно интересная статья

  • #10

    Дети всегда долны помнить своих родитнлей и свято соблюдать традиции предков.

  • #11

    Традиции - это народная ценность, когда народ утрачивает свои ценности - он вырождается.

  • #12

    Отличный сайт, качественно оформлен с грамотным содержимым. Информация просто потрясает!

  • #13

    Хорошая статья, но у каждого народа есть свои традиции воспитания, и их нужно соблюдать!!!

  • #14

    Удивительно, что совершенно неграмотные люди так чувствовали и понимали природу, знали о ее тайнах намного больше, чем мы сейчас со всеми своими научными достижениями и открытиями. И традиции, нажитые предками веками исчезают. Нам-то они за ненадобностью. Жалко.

  • #15

    Статья очень познавательная и будет полезной для молодых родителей. Мне очень понравилась!!!

  • #16

    Роман (Thursday, 11 April 2013 17:46 )

    Отличноя стотья традицыи надо знать инезабывать

  • #17

    Я сама являюсь мамой и считаю,что это очень нужно для большего развития ребенка,а тем более когда дети делают что-то своими руками!Спасибо за статью

  • #18

    Понравился сайт очень хорошей оформление рекомендую:)

  • #19

    Такой яркий вызывающий сайт...не возможно стороной обходить...и интересных вещей столько))

  • #20