Эмоциональная привязанность матери к ребенку. Сильная привязанность к матери у ребенка. Эмоциональный и физический контакт

Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т.е. всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств. Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый контакт ребенка и взрослого. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.

Привязанность проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств.

Чувство страха, охватывающее ребенка, когда он остается один, означает, что он эмоционально заостренно воспринимает отсутствие матери. Иногда это чувство приобретает такое травмирующее значение, что может послужить основанием для последующего развития страха одиночества, потери расположения близкого человека. Реакция страха в семимесячном возрасте указывает на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка и должна всегда приниматься во внимание взрослыми.

Беспокойство от ухода матери отражает возникновение общности с ней, когда ребенок уже осознанно воспринимает себя и мать как единое целое. В этом – начато развития групповых, или социальных, отношений, и первой такой группой для ребенка является он и мать. Пройдет еще год с небольшим, и ребенок научится определять себя в первом лице.

Поэтому когда происходит формирование «я», максимально представленное в 2 года, ребенок наиболее интенсивно привязан к матери. Она нужна ему как опора, как образ уже сложившегося «я», как источник чувства безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем. А уже в 1 год и 2 месяца ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение нескольких месяцев выявляется повышенная застенчивость при встречах с незнакомыми людьми. В большей степени страх перед незнакомыми людьми присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матери детям и чаще возникает у мальчиков.

Беспокойство, испытываемое даже нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев, может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятном стечении обстоятельств (наличие травмирующего жизненного опыта у ребенка, наличие страхов и тревожность окружающих его близких людей) тревога перерастает в тревожность, а страх в боязливость, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера.

Излишне ранняя и поэтому травмирующая разлука с матерью служит одним из источников развития невроза. Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет испытывают некоторое беспокойство при помещении их в ясли. Но это беспокойство особенно заметно от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев: в этот период ребенок очень эмоционально воспринимает отделение от матери, и при этом настороженно относится к появлению замещающих ее посторонних лиц.

Дети с тенденцией последующего развития неврозов крайне болезненно реагируют даже на временный, но неожиданный для них уход матери и появление иначе относящихся к ним взрослых. Отвечая беспокойством, плачем, нарушениями сна и аппетита, а то и состояниями вялости и апатии, такие дети теряют уже приобретенные навыки, начинают отставать в речевом и умственном развитии.

Нередко уже в возрасте 1 года и старше у активных по темпераменту детей появляется негативизм как своеобразная форма протеста. В яслях они чаще всего сидят в стороне, плачут или упорно молчат и не вступают в контакт с более шумными сверстниками, которые их скорее пугают и раздражают, чем притягивают и вызывают интерес. Ведь даже в норме до двух, а то и до трех лет ребенок более предпочитает общение с хорошо знакомыми взрослыми, чем со сверстниками.

В середине второго года жизни дети уже не пугаются незнакомых взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще и до 2,5 лет, особенно мальчики, обнаруживают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже знают, что мать вернется.

Разлука с мамой означает, по существу, начало невроза из-за наличия выраженного эмоционального расстройства, с которым сам ребенок не может справиться. Стресс начинает проявляться соматическими заболеваниями, в том числе и хорошо знакомой любому воспитателю картиной бесконечных ОРЗ.

При наличии выраженной, а тем более устойчивой аффективной реакции на помещение в ясли целесообразнее всего дать рекомендацию матери, по возможности, еще побыть с ребенком дома до 2,5-3 лет. Передавать ребенка на воспитание родственникам (особенно живущим в другом городе) крайне нежелательно, так как он с трудом переносит изменение сложившегося стереотипа отношений и объекта привязанности в 2,5 года.

Необходимо учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность.

ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ И ОБРАЗ СЕБЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Н.Н. АВДЕЕВА

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 96 - 03 - 04496.

Изучение привязанности ребенка к матери одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать - дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение . В частности, было показано, что эмоциональные связи ребенка с матерью усиливаются благодаря наличию взаимодействия в первые часы жизни ребенка, а разлука матери и ребенка в этот период может привести к негативным эффектам. Однако другие исследования не подтвердили установления специфических эмоциональных связей между матерью и новорожденным сразу после рождения. Х.Р.Шеффер обратил внимание на то, что новорожденный имеет определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности устанавливать эмоциональную связь с кемлибо. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж.Боулби своей теорией привязанностей, согласно которой привязанности к матери, отцу или комунибудь другому не являются врожденными или результатом раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это - гуление, улыбка и ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции эти формы носят адаптивный характер, так как обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания.

Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж.Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. В первые 6 мес. привязанности младенцев носят диффузный характер; после начинает явно проявляться привязанность к определенным

людям, обычно первым объектом привязанности является мать .

Формирование такой привязанности жизненно необходимо для развития ребенка , . Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации , . Выбор объекта, а также сила и качество привязанности во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку , , .

В отечественной психологии изучение привязанностей ребенка к взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции М.И.Лисиной. Избирательные привязанности ребенка к взрослому рассматривались как продукт общения, зависящий от его содержания , . В работе С.Ю.Мещеряковой изучалось развитие системы аффективноличностных связей ребенка со взрослым на первом году жизни. Было показано, что эти связи возникают в первом полугодии жизни ребенка в ситуативноличностном общении и являются основным психологическим новообразованием этого возраста . Другим важнейшим продуктом общения, также зависящим от характера, содержания общения является образ себя ребенка , .

Целью настоящего исследования было установление связи между привязанностью ребенка к матери и его образом себя. В качестве объекта исследования выступала пара мать - ребенок. В задачи исследования входили: изучение образа себя ребенка, типа его привязанности к матери, образа себя матери, ее представления о ребенке, а также оценка матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней.

Таким образом, в паре мать - ребенок изучались психологические характеристики обоих партнеров с целью выявления дополнительных (помимо содержания взаимодействия и общения) параметров, влияющих на развитие образа себя ребенка и его привязанности к матери.

В исследовании использовались четыре группы методик, направленных на изучение: 1) образа себя ребенка, 2) типа аффективной привязанности ребенка к матери, 3) образа себя матери, 4) представления матери о своем ребенке. Образ себя ребенка выявлялся с помощью регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом, в пяти различных ситуациях. В первой ситуации регистрировалось свободное поведение ребенка перед зеркалом, во второй - перед началом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек с ярким рисунком, в третьей - блестящие бусы, в четвертой ситуации сзади к нему подходила мать, в пятой - позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игрушка, отражавшаяся в зеркале. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Продолжительность одного опыта составляла 3 мин.

Для оценки привязанности ребенка к матери была использована модифицированная методика М. Эйнсворт. В эксперименте изучалось поведение ребенка в непривычной ситуации, при разлуке с матерью, степень воздействия такой ситуации и то, насколько легко удавалось матери успокоить малыша после слабого стресса, как изменялась в этих условиях познавательная активность ребенка. Эксперимент состоял из семи трехминутных эпизодов, во время которых регистрировалось поведение ребенка: эмоциональные проявления, вокализации и действия (ориентировочноисследовательские, игровые, инициативные).

В качестве привлекательной игрушки использовалась ярко раскрашенная маска клоуна, а в качестве пугающей - управляемая машина необычной

формы с выдвигающимися деталями, издающая при работе жужжание. Ключевыми являются эпизоды № 2, 3, 6 и 7 (табл. 1), когда мать оставляет ребенка с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и пугающей игрушкой, а затем возвращается. В качестве показателей привязанности ребенка к матери используется степень огорчения малыша после ухода матери и особенности поведения ребенка после ее возвращения.

Таблица 1

Эпизоды непривычной ситуации

Начало эпизода

Присутствующие во время эпизода

К матери и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый

Мать, ребенок и незнакомый взрослый

Мать уходит из комнаты

Ребенок и незнакомый взрослый

Мать возвращается в комнату, незнакомый взрослый уходит

Ребенок и мать

Мать уходит, возвращается незнакомый взрослый с яркой привлекательной новой для ребенка игрушкой

Ребенок, незнакомый взрослый и привлекательная игрушка

Незнакомый взрослый уходит, в комнату возвращается мать

Ребенок, мать и привлекательная игрушка

Мать уходит, в комнату возвращается незнакомый взрослый с пугающей игрушкой

Ребенок, незнакомый взрослый и пугающая игрушка

Незнакомый взрослый уходит, приходит мать

Ребенок, мать и пугающая игрушка

Образ себя выявлялся у матери с помощью стандартизированного интервью, включающего вопросы, касающиеся общей и конкретной самооценки, материнской компетентности, удовлетворенности внешним обликом, степени идентификации с ребенком и близкими родственниками, переживанием сходства или отличия от других людей.

Представление матери о своем ребенке оценивалось по данным анкетирования. Анкета содержала вопросы, направленные на выявление представлений матери о способностях, возможностях своего ребенка, чертах личности, характере, достоинствах и недостатках. Кроме того, были получены данные об ее ориентации преимущественно на уход за ребенком или создание условий для развития его навыков, умений, личности, а также выявлены ценностные ориентации воспитания, проблемы и трудности во взаимоотношениях с ребенком, оценка матерью степени своей привязанности к ребенку и того, в какой степени сам ребенок привязан к ней и другим близким людям.

При экспериментальном изучении образа себя у ребенка в опытах с зеркальным отражением регистрировались различные психические проявления детей: характеристики взгляда (направление, длительность), эмоциональные проявления (количество, адресованность,

длительность и интенсивность), вокализации (аналогичные показатели), а также поведение перед зеркалом (направленное на себя или на зеркало). Все количественные данные преобразовывались в условные единицы, полученные умножением количества на длительность и интенсивность, сложением произведений, вычислением среднего арифметического по всем пробам. Аналогично оценивались поведенческие проявления детей в опытах, направленных на изучение привязанности ребенка к матери.

Обработка данных стандартизированного интервью и анкетирования матерей производилась посредством начисления баллов по заранее разработанным шкалам с целью оценки показателей образа себя матери и показателей представления матери о своем ребенке. Это позволило использовать метод корреляционного анализа для установления парных корреляций между уровнем развития образа себя ребенка и уровнем развития образа себя матери, ее представлением о ребенке, оценкой своей привязанности к ребенку и оценкой его привязанности к себе.

В опытах принимали участие восемь пар (мать - ребенок) из полных семей, возраст детей составлял от 14 до 18 мес.

Суммарные количественные показатели образа себя ребенка, образа себя матери, представления матери о ребенке представлены в табл. 2.

Таблица 2

Суммарные показатели образа себя у ребенка, образа себя у матери, представления матери о ребенке для каждой из восьми пар мать - ребенок

Образ себя у ребенка

Образ себя у матери

Представления матери о ребенке

При анализе таблицы прежде все обращает на себя внимание разброс показателей образа себя ребенка от 121 - 125 баллов в верхнем пределе до 34- в нижнем, при минимальной выраженности образа себя в данной выборке. Разброс показателей образа себя матери и представления матери о своем ребенке выражен не так ярко, но и здесь максимальные величины более чем в 2 раза превышают минимальную выраженность показателей.

Качественный анализ поведения ребенка перед зеркалом в различных ситуациях свидетельствует о противоположных типах поведения для детей с высокими количественными показателями образа себя и низкими, минимальными показателями.

Дети с развитым образом себя удовольствием подолгу рассматривают себя в зеркале, часто улыбаются

своему отражению, играют с ним, надевая и снимая платочек и бусы, красуются перед зеркалом.

Дети с несформированным образом себя, наоборот, не рассматривают себя в зеркале, бросая на свое отражение лишь короткие настороженные взгляды, улыбаются только в пробе, где в зеркале видно отражение матери и ребенка, причем более яркая улыбка адресована отражению матери. Дети этой группы быстро снимают с головы платочек, бросают его на пол или отдают матери, не примеряя снова и не подходя к зеркалу. Бусы оказываются для них привлекательными сами по себе, как интересный предмет, с которым они некоторое время играют, сняв с шеи, размахивая и постукивая, отходят от зеркала и больше к нему не возвращаются.

Качественный анализ образа себя у матери также выявляет два полюса, на одном из которых матери с невысокой общей самооценкой, осознающие себя не очень счастливыми, удачливыми, способными, хорошими матерями и хозяйками с оптимизмом смотрящими в будущее. Жизнь приносит им больше огорчений, чем радостей, и они готовы к худшему, полагаясь на случай и удачу. Матери с высокими показателями образа себя в целом имеют высокую общую самооценку, оценивая себя как счастливых, благополучных, довольных собой, своим материнством, своей родительской компетентностью. Они больше уверены в себе, с оптимизмом смотрят в будущее, стремятся планировать свою жизнь контролировать события, происходящие в ней.

Качественная картина представления матерей о своих детях также содержит два разных типа для высоких и низких количественных показателей. Высоким показателям соответствует ориентация на личностные качества ребенка, его достижения, особенно в социальноэмоциональной сфере, положительная оценка новых умений, способностей малыша. Матери этой группы говорят о том, что с ребенком становится все интереснее по мере того, как он растет и развивается. Они также задают много вопросов о том, как создать наилучшие условия для развития ребенка.

Наоборот, низким показателям материнского представления о ребенке соответствуют ориентация преимущественно на уход за ребенком, на первом месте в качестве позитивных изменений в развитии отмечают навыки, умения (пьет из чашки, умеет сам надеть трусики и т.д.), а не личностные качества (любознательный, интересуется книжками, хорошо играет и сочувствует мне, если я расстроена, и т.д.). Говоря о развитии ребенка, матери этой группы акцентируют внимание на возрастании трудностей во взаимодействиях с ребенком ("лучше было, когда был маленький и целый день спал в коляске, а сейчас везде лезет, мешает делать дела "), отмечают больше негативные, чем позитивные изменения в его личности, характере ("стал упрямый, настаивает на своем, кричит, требует ").

Данные об уровне развития образа себя у ребенка показали корреляционную зависимость как от уровня развития образа себя матери, так и от ее представления о ребенке. Соответствующие коэффициенты корреляции представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели корреляционной связи образа себя у ребенка с образом себя у матери и представлением матери о ребенке для восьми пар мать - ребенок

Сравниваемые

результаты

Образ себя у матери

Образ себя у ребенка

Анализ табл. 3 показывает, что образ себя у ребенка зависит в наибольшей степени от представления матери о нем, а также и от образа себя у матери: чем выше образ себя у матери и ее представления о своем ребенке, тем выше показатели образа себя у ребенка.

Количественные показатели типа аффективной привязанности ребенка к матери представлены в табл. 4.

Таблица 4

Показатели аффективной привязанности ребенка к матери (в условных единицах) в эпизодах № 2, 3, 6, 7

Эпизод № 2

Эпизод № 3

Эпизод № 6

Эпизод № 7

Действия

Действия

Действия

Действия

Примечание. Знаком " " отмечены отрицательные эмоциональные проявления.

Начнем с сопоставления поведения детей в эпизодах, когда мать уходит из комнаты и ребенок остается наедине с незнакомым взрослым (№ 2), а затем незнакомый взрослый уходит и в комнату возвращается мать (№ 3).

Анализ таблицы показывает, что в эпизоде № 3 по сравнению с эпизодом № 2 снижается активность детей первой, третьей и четвертой пар. При этом у первой и третьей пар высокие показатели положительных эмоциональных проявлений детей в эпизодах с незнакомым взрослым снижаются до нуля, когда он покидает комнату, а мать возвращается. Качественных анализ поведения детей показывает, что в присутствии матери pe6eнок начинает искать незнакомого взрослого: бежит к двери, зовет его, стучит по двери рукой.

Таким образом, дети первой группы в присутствии незнакомого взрослого ведут себя более активно и радостно, чем в присутствии матери. У всех остальных детей, наоборот, активность при возвращении матери выше, хотя и среди них можно выделить разные группы. Так, дети из шестой и седьмой пар (вторая группа) проявляют ярко выраженные отрицательные эмоции в присутствии незнакомого взрослого, а при возвращении матери - слабо выраженные положительные эмоции и невысокий уровень активности.

Качественный анализ поведения детей свидетельствует о том, что в присутствии незнакомого взрослого их активность полностью затормаживается, они громко плачут, призывая мать, а когда она возвращается, большую часть времени дети сидят, стоят, прижавшись к матери, забираются к ней на колени, пряча лицо. После уговоров дети начинают играть в предлагаемые матерью игрушки, слабо улыбаются, лепечут. Однако их ориентировочноисследовательские, инициативные и игровые действия в присутствии матери не достигают даже среднего уровня (двух баллов).

В третью группу входят дети из второй, пятой и восьмой пар. Они существенно усиливают свою активность при возвращении матери и не проявляют отрицательных эмоций, оставаясь с незнакомым взрослым. У всех трех детей этой группы в присутствии матери усиливаются положительные эмоциональные проявления и показатели ориентировочноисследовательских инициативных и игровых действий.

Качественный анализ показывает, что эти дети достаточно доброжелательно и активно ведут себя в присутствии незнакомого взрослого: улыбаются, инициируют его к общению, обследуют комнату, играют с предметами. Однако активность существенно увеличивается, когда в комнату возвращается мать: ребенок подходит к ней, инициирует ее к общению и игре, ярко улыбается и лепечет. Ребенок из восьмой пары в присутствии незнакомого взрослого проявляет минимальную активность, а при возвращении матери подбегает к ней, прижимается, забирается на руки, через некоторое время начинает совершать исследовательские и игровые действия, улыбается слабо, робко, стараясь держаться поближе к матери.

Перейдем к сопоставлению эпизодов № 6 и 7 эксперимента. Рассмотрим показатели поведения детей в ситуации, когда мать выходит из комнаты, оставляя ребенка с незнакомым взрослым и пугающей игрушкой (эпизод № 6), а затем возвращается, а незнакомый взрослый уходит (эпизод № 7). Из табл. 4 видно, что активность всех детей в эпизоде № 6 в присутствии незнакомого взрослого и пугающей игрушки существенно ниже (более чем в 2 раза) по сравнению с эпизодом № 7, где ребенок и пугающая игрушка находятся в присутствии матери, возвратившейся в комнату. В эпизоде № 6 в пугающей ситуации только один ребенок из второй пары проявляет положительные эмоции.

Дети из шестой и седьмой пар проявляют отрицательные эмоции (хныканье, громкий плач), а остальные - не выражают ярких эмоций, при общей тенденции проявлять настороженность, легкую степень тревожности. У детей первой, второй и третьей пар отмечается слабая активность, а все остальные дети демонстрируют "замирание ", прекращая всякую деятельность, стоят на месте, не сводя взгляда с пугающей игрушки. В следующем эпизоде № 7, когда комнату покидает незнакомый взрослый и возвращается мать, активность детей возрастает, нарастает количество вокализаций,

более чем в 2 раза - количество инициативных, ориентировочноисследовательских и игровых действий, направленных на пугающую игрушку. Качественная картина поведения детей показывает, что в присутствии матери дети перестают бояться незнакомой игрушки с необычными свойствами и начинают активно исследовать ее, инициируя мать к изучению возможностей игрушки и совместной игре.

Только дети из седьмой и восьмой пар проявляют в присутствии матери отрицательные эмоции, продолжая хныкать, дети слабо инициируют мать к игре, неохотно исследуют пугающую игрушку, предпочитая держаться от нее подальше, забираются на руки к матери, не отпуская ее до конца эпизода.

Оценка привязанностей по методике М. Эйнсворт предполагает выявление трех основных групп детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, тянулись к ней, когда она возвращалась, и легко успокаивались, получили название "надежно привязанные ". Детей, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая особого внимания и на ее возвращение, определили как "индифферентных " и "ненадежно привязанных ". И наконец, детей, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, цеплялись за нее, но сразу же отталкивали, назвали "аффективными " и "ненадежно привязанными ". В соответствии с данной классификацией ближе всего к индифферентным и ненадежно привязанным детям при сравнении эпизодов № 2 и 3, дети из первой группы (первой, третьей и четвертой пар). Отметим, что поведение этих детей не полностью совпадает с моделью М. Эйнсворт, так как дети более активно и более радостно ведут себя в присутствии незнакомого взрослого по сравнению с матерью. Однако при сопоставлении эпизодов № 6 и 7, когда в ситуации присутствует пугающая игрушка, дети этой группы активнее обследуют ее, играют в присутствии матери, а не постороннего взрослого, хотя у них не наблюдается близкий контакт с матерью в эпизоде № 7, когда она возвращается в комнату. Дети ограничиваются инициативными действиями, приглашая мать к игре, привлекая ее внимание к пугающей игрушке.

К аффективным и ненадежно привязанным, по классификации М.Эйнсворт, можно отнести детей из второй группы (шестой и седьмой пар), хотя таких проявлений, как отталкивание матери после ее возвращения, у них не отмечалось. При сопоставлении эпизодов № 6 и 7 к детям этой группы можно присоединить и ребенка из восьмой пары, которого не удается успокоить после возвращения матери.

К надежно привязанным ближе всего дети из второй и пятой пар, которые устойчиво повышают свою активность и проявляют больше положительных эмоций в присутствии матери в эпизодах, как № 3, так и № 7.

При выявлении образа себя у матери и ее представления о ребенке дополнительно изучалась оценка матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней (по трехбалльной шкале). Эти оценки сопоставлялись с показателями образа себя ребенка (табл. 5, 6) и типом его привязанности к матери.

Таблица 5

Показатели образа себя у ребенка, типа его привязанности к матери, оценки матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней

Образ себя у ребенка

Тип привязанности ребенка к матери

Оценка матерью своей привязанности к ребенку

Оценка матерью привязанности ребенка

Надежно привязанный

Индифферентный, ненадежно привязанный

Индифферентный, ненадежно привязанный

Надежно привязанный

Аффективный, ненадежно привязанный

Таблица 6

Показатели корреляционной связи образа себя у ребенка, оценки матерью своей привязанности к ребенку и ее оценки привязанности ребенка

Сравниваемые результаты

Образ себя у матери

Представление матери о ребенке

Образ себя ребенка

При анализе табл. 5 обращает на себя внимание тот факт, что более высоким показателям образа себя соответствует индифферентный, ненадежный тип привязанности, а наиболее низким показателям образа себя - аффективный ненадежный тип привязанности.

Матери ненадежно привязанных индифферентных детей оценивают преимущественно свою привязанность к ребенку более высоко, чем его привязанность к себе. У ненадежно привязанных, аффективных детей, наоборот, матери оценивают привязанность ребенка к себе как более высокую, в этой группе матерей собственная привязанность к ребенку оценивается как слабая или средняя.

Результаты уровня изучения развития себя ребенка обнаружили корреляционную зависимость от показателей оценки матерью своей привязанности к ребенку и отрицательную связь с оценкой матери привязанности ребенка (табл.6).

Данные табл. 6 указывают на то, что уровень развития образа себя у ребенка зависит от степени привязанности матери: чем больше привязанность,

тем выше уровень развития образа себя. Одновременно показатели образа себя тем выше, чем ниже, по оценкам матерей, уровень привязанности ребенка к матери.

Таким образом, проведенное исследование показало, что между развитием образа себя у ребенка и его привязанностью к матери существует определенная связь, выражающаяся в том, что высокому уровню развития образа себя соответствует большая самостоятельность ребенка, меньшая зависимость его от матери, более выраженная активность в незнакомой или стрессовой ситуации (в присутствии незнакомого взрослого, пугающей игрушки). В соответствии с классификацией М. Эйнсворт детей с развитым образом себя можно условно отнести к двум группам: "индифферентные " и "надежно привязанные ". Матери таких детей имеют достаточно устойчивый образ себя, высокую самооценку, положительное эмоциональное самоощущение. В их представлении о ребенке доминируют положительные оценки личностных качеств, достижений детей, позитивно оцениваются изменения в поведении по мере развития ребенка. Свою привязанность к ребенку они преимущественно оценивают как более сильную по сравнению с привязанностью ребенка к себе. Дети с низкими показателями развития образа себя проявляют высокую степень зависимости от матери, демонстрируют "цепляющееся поведение " в незнакомой ситуации, при слабом стрессе испытывают чувство страха, опасности. Они плачут не только тогда, когда расстаются с матерью, но и находясь рядом с ней. Такое поведение условно соответствует типу "аффективной, ненадежной привязанности ". Матери детей этой группы имеют преимущественно заниженную самооценку, невысокие показатели образа себя, у них отмечается эмоциональное неблагополучие, неуверенность в своих силах, своем будущем. В представлении о ребенке у таких матерей преобладает ориентация на уход за ребенком, как позитивное отношение они чаще отмечают развитие у малыша навыков, а не личностных качеств, отмечают больше негативные изменения в его поведении. С развитием ребенка связывают нарастание трудностей, с которыми не знают, как справляться. Привязанность ребенка к себе они оценивают как чрезвычайную, а свою привязанность к ребенку оценивают как слабую или среднюю.

1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр. психол. 1996. № 4. С. 5 - 14.

2. Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. канд. дис. М., 1975.

3. Мозг и поведение младенца. М., 1993.

4. Развитие личности ребенка. М., 1987.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М., 1989.

6. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // Amer. Psychologist. 1991. V. 46. P. 331 - 341.

7. Bowlby J. Attachment and loss: Loss, sadness and depression. V. 3. L.: Hogarth, 1980.

8. Gassidy J. The ability to negotiate the environment: An aspect of infant competence as related to quality of attachment // Child Devel. 1986. V. 57. P. 331 - 337.

9. Klaus M., Kennel J. An infant bonding: 2d ed. St. Lois, 1982.

10. Main M., Cassidy J. Categories of responses in reunion with the parent at age 6: Predictable infant attachment classifications and stable over 1month"s period // Devel. Psychol. 1988. V. 24. p. 415 - 426.

11. Pipp S., Eastrerbrooks M.A., Harmon RJ. The relations between attachment and knowledge of self and mother in one to threeyear old infants // Child Devel. 1992. V. 63. P. 738 - 750.

12. Scheffer H.R. The child"s entry into the social world. Orlando, FL: Acad. Press, 1984.

13. Srouff L.A., Egeland В., Kreutzer N. The fate of early experience following developmental changes: Longitudinal approaches to individual adaptation in childhood // Child Devel. 1990. V. 61. P. 1363 - 1373.

Поступила в редакцию 11.Х 1996 г.

источник неизвестен

Девочки, есть Архи Важная Тема о привязанности наших крошек к нам в младенчетве и ее влиянии на всю их последующую жизнь! Эта статья очень доступно и наглядно освещает этот вопрос! Прочтите - не пожалеете!!!
"Девочка 2-х лет постоянно плачет, когда мама уходит из дома. А когда мама возвращается, девочка, хотя и радуется ей, но может и заплакать, сердито выговаривая маме за то, что ушла. На консультации у психолога мама спрашивает, что происходит с ребенком, почему дочка плачет при каждом расставании с матерью?

Для того, чтобы понять, что происходит с двухлетним ребенком, при разлуке с мамой, даже, если она расстается с малышом ненадолго, обратимся к важнейшему психологическому образованию – эмоциональной привязанности ребенка к матери.

Привязанность формируется постепенно. У младенцев старше 6 месяцев начинает явно проявляться привязанность к определенным людям. Обычно, хотя и не всегда, это мать, выступающая как первый объект привязанности. В течение месяца или двух после появления признаков привязанности к матери большинство детей начинают проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам.

Каковы признаки привязанности? Привязанность ребенка проявляется в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке).

Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога, или она произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и. отвернувшись от игрушки, поползет к матери. Но, если мать улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

Поведение родителей и привязанность
Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать эмоциональную привязанность, выбор объекта, а также сила и качество привязанности в большой степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.

Что же наиболее важно во взаимоотношениях родителей и ребенка для развития привязанности? Прежде всего, это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие, соответствующее познавательным способностям и настроению ребенка. Для иллюстрации рассмотрим две ситуации.

Петя, мальчик полутора лет, играет на полу с игрушками. Мать заканчивает работу по хозяйству, подходит к ребенку и наблюдает за его игрой. "Какая красивая машинка и кубики. У тебя получился настоящий гараж, молодец Петя!" – говорит мать. Петя улыбается и продолжает играть. Мама берет книгу, начинает читать. Прошло несколько минут. Петя берет детскую книжку, подходит к матери, и пытается забраться к ней на колени. Мать сажает малыша на колени, откладывает свою книгу и говорит: "Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?" Петя отвечает "да", мать начинает читать.

Другой двухлетний мальчик, Саша, играет с игрушками. Закончив свои дела, мать говорит ему: "Подойти ко мне, я почитаю тебе интересную книжку". Саша оборачивается, но не подходит к матери, а продолжает увлеченно катать машинку. Мать подходит к сыну берет на руки и говорит: "Давай почитаем". Саша вырывается и протестует. Мать отпускает его, и Саша возвращается к своим игрушкам. Позднее, закончив игру, Саша берет детскую книжку подходит к маме, пытается влезть к ней на колени. "Нет, - говорит мать, - ты не хотел читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята".

В первой ситуации мать была отзывчива и внимательна к ребенку, она ориентировалась на его потребности (дала возможность доиграть в игру), чутко реагировала на инициативу ребенка (просьбу почитать книжку).

Во второй ситуации мать больше склонна "подстраивать ребенка под себя", не считаясь с его потребностями и желаниями.

Психологи установили, что необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка к матери или отцу являются их теплота, мягкость, нежность в отношениях с ребенком, подбадривание и эмоциональная поддержка. Родители, к которым дети сильно привязаны, давая ребенку указания, произносят их мягко с теплотой, часто хвалят ребенка, одобряют его действия.

В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения с ребенком у малыша складывается определенный тип привязанности к отцу и матери.

Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт. Этот эксперимент получил название "Незнакомая ситуация" и состоит из нескольких трехминутных эпизодов во время которых ребенок остается в непривычной обстановке один, наедине с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и матерью. Ключевыми являются эпизоды, когда мать оставляет ребенка сначала с незнакомцем, потом одного. Через несколько минут мать возвращается к малышу. О характере привязанности ребенка к матери судят на основании степени огорчения малыша после ухода матери и поведения ребенка после ее возвращения.

В результате исследования были выделены три группы детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, получили название "надежно привязанные". Дети, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение, были названы "индифферентными, ненадежно привязанными". А детей третьей группы, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали "аффективными, ненадежно привязанными".

Последующие исследования показали, что тип привязанности ребенка к родителям влияет на дальнейшее психическое и личностное развитие ребенка. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Надежная привязанность ребенка к матери в первые годы жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

Дети с ненадежной привязанностью (аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво по сравнению с детьми с надежной привязанностью.

Каким же образом привязанность, закладывающаяся в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем?

В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые "рабочие модели себя и других людей". В дальнейшем они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать. Внимательные, чувствительные, заботливые родители формируют у ребенка чувство базисного доверия к миру, создается позитивная рабочая модель окружающих. Дисгармоничные отношения, для которых характерны нечувствительность к инициативе, пренебрежение интересами ребенка, навязчивый стиль отношений, наоборот, приводят к формированию негативной рабочей модели. На примере взаимоотношений с родителями ребенок убеждается в том, что другие люди, так же как и родители не являются надежными, предсказуемыми партнерами, которым можно доверять. Результатом взаимодействия и общения с родителями является также "рабочая модель себя". При позитивной модели у ребенка формируется инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, а при негативной – пассивность, зависимость от других, искаженный образ Я.

С точки зрения известного американского психолога П. Криттенден для понимания того, как формируются привязанности важно учитывать преобладающий тип переработки и интеграции информации ребенком.

Способы переработки информации: аффективный (эмоциональный) или когнитивный (умственный) определяют стратегии поведения ребенка по отношению к близким. Если взрослый адекватно реагирует на инициативы и чувства ребенка, поведение малыша "закрепляется" и будет воспроизводиться в аналогичной ситуации. В случаях, когда проявления ребенка отвергаются или вызывают неприятные для него последствия, поведение получает негативное подкрепление и впоследствии будет скрываться. Такой ребенок будет избегать открытого выражения своих эмоций и потребностей, как бы скрывает свое состояние, переживания, его привязанность является "избегающей". Дети, которые в годовалом возрасте проявляли "избегающий" тип привязанности, обычно имели опыт отвержения со стороны матери при попытках эмоционального, аффективного взаимодействия с ней. Такая мать редко берет ребенка на руки, не проявляет нежности, отстраняет его при попытке обнять и приласкаться. Если малыш протестует против такого поведения матери, то к отвержению прибавляется ее гнев на ребенка. Так малыш усваивает, что результаты эмоциональных проявлений, любви по отношению к матери могут вызвать непредсказуемые и опасные последствия, и научается быть сдержанным.

В случае, когда мать не принимает ребенка, но демонстрирует положительные эмоции в ответ на его поведение, т.е. ее аффективные реакции неискренни, предвидеть последствия своих эмоциональных проявление ребенку еще труднее. Такие родители сначала подтверждают потребность в близости и контакте с ребенком, но, как только он отвечает им взаимностью, они отвергают контакт.

Некоторые матери искренни, но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны для ребенка. Невозможность предсказать их поведение вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева. С точки зрения теории научения ребенок такой матери оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного подкрепления, которая только усиливает поведение даже при возможных отрицательных последствиях для ребенка. Примерно к 9 месяцам младенец уже может сфокусировать выражение своих переживаний на другом человеке, таким образом, гнев становится агрессией, направленной на объект привязанности. Страх и желание эмоциональной близости (потребность в любви) также становятся "эмоциями" направленными на другого. Но без определенной и стабильной стратегии поведения окружающих поведение ребенка остается неорганизованным и тревожно-амбивалентным.

Таким образом, к концу младенчества дети с "уверенным" типом привязанности усваивают множество средств общения. Используют как интеллект, так и аффект, разнообразные эмоции. У них складывается внутренняя модель, которая интегрирует информацию из обоих источников и образцы поведения, максимально обеспечивающие безопасность и комфорт ребенка. "Избегающие" дети научаются организовывать свое поведение без использования аффективных сигналов, они пользуются в основном интеллектуальной информацией. Эмоциональное поведение "тревожных, амбивалентных детей подкрепляется, но они не научаются интеллектуальной организации поведения, которая могла бы компенсировать непоследовательность их матерей. Они не доверяют интеллектуальной информации и используют преимущественно аффективную. Таким образом, различия в способах интеграции при различных типах привязанности может быть объяснено характером индивидуального опыта ребенка в его межличностных отношениях с матерью.

Сформированная в первые годы жизни привязанность к близким является достаточно устойчивой. Большинство детей демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возрасте в контактах со сверстниками. Во взрослой жизни в межличностных отношениях также можно увидеть характерные черты первичной привязанности. С определенной долей условности можно говорить о видах, качестве привязанности у взрослых. Так, отношения, которые устанавливаются с лицами противоположного пола, также как и отношение к пожилым родителям можно определить как надежные, двойственные и избегающие. Для первого типа характерны хорошие отношения между родителями и взрослыми детьми, основанные на доверии, понимании, помощи родителям. При этом у детей отмечается надежная привязанность к родителям в первые годы жизни. В случае второго типа – взрослые вспоминают о своих родителях только тогда, когда они заболевают. В раннем возрасте у них отмечается двойственная, аффективная привязанность. При третьем типе взрослые дети почти не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них. В раннем детстве для них характерна ненадежная привязанность избегающего типа.

Влияние различий в качестве привязанности на романтические межличностные отношения взрослых исследовались американскими психологами. Испытуемыми в этом исследовании были участники газетного опроса. Тип привязанности определялся по тому, к какой категории относили себя читатели газеты, оценивая свои взаимоотношения с людьми. Предлагалось ответить на вопросы, касающиеся самой значительной любви в жизни. Задавались и дополнительные вопросы о том, как развивалась их любовь во времени, и о детских воспоминаниях, касающихся отношений с родителями и между родителями.

Результаты исследования показали, что имеет место своего рода преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов: ранний стиль привязанности к матери, как правило, переносится и на романтические межличностные отношения взрослых. Так, надежная привязанность оказалась связанной с переживанием счастья, дружбы и доверия, избегающий стиль- со страхом близости, эмоциональными взлетами и падениями, а также с ревностью. А аффективная - двойственная привязанность к матери в детстве соответствовала навязчивой поглощенности любимым человеком, желанию тесного союза, сексуальной страсти, эмоциональным крайностям и ревности. Кроме того, эти три группы различались своими взглядами на любовь, т.е. ментальными моделями романтических отношений. Люди с надежной привязанностью смотрели на любовные чувства как на что-то относительно стабильное, но также постепенно развивающееся и затухающее, и скептически относились к романтическим историям, изображенным в романах и кино, в которых от любви теряют голову. Те, кто избегал тесной привязанности в любовных отношениях, относились скептически к прочности романтических отношений и считали, что очень редко удается найти человека, в которого можно влюбиться. Респонденты с аффективно-двойственной привязанностью считали, что влюбиться легко, но трудно найти истинную любовь. Кроме того, взрослые с надежной привязанностью по сравнению с другими двумя группами сообщали о более теплых взаимоотношениях с обоими родителями, так же как и о более теплых отношениях между родителями.

Исследование, проведенное со студентами колледжа подтвердило характер этих взаимосвязей, а также позволило установить, что различия касаются и того, как представители данных трех групп описывают самих себя. Молодые люди с надежной привязанностью считали, что с ними легко общаться и большинство окружающих им симпатизируют в то время как те, у кого отмечалась аффективная, двойственная привязанность описывали себя как людей, неуверенных в себе, которых часто не понимают и недооценивают. Близкими к этим последним были ответы студентов с избегающим типом привязанности.

В дальнейших исследованиях было показано, что стиль привязанности, складывающийся в раннем детстве, оказывает очень широкое воздействие на взаимоотношения человека с другими людьми, а также связан с его отношением к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечались большая зависимость от похвалы, страх отвержения и, кроме того, они допускали, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Избегающие привязанности взрослые используют работу, чтобы избегать социальных взаимодействий. Даже когда в финансовом отношения дела у них идут хорошо, они менее удовлетворены своей работой, чем люди с надежным уверенным стилем привязанности.

В последнее время исследователи выделяют еще один тип привязанности – отвергающий эмоциональную близость. Индивиды с таким паттерном привязанности чувствуют себя некомфортно при установлении близких отношений и предпочитают не зависеть от других, но при этом все-таки сохраняют позитивный образ Я.

Несмотря на убедительные данные, об устойчивости стиля привязанности, есть доказательства и того, что в зависимости от жизненных обстоятельств он может изменяться. Кроме того, один и тот же человек может иметь несколько паттернов привязанности: один в отношениях с мужчинами, другой –с женщинами или один для одних ситуаций, другой – для других.

Возвращаясь к обращению к психологу матери с дочкой раннего возраста, с которого началась эта статья можно так ответить на поставленные вопросы. У девочки сложилась ненадежная двойственная привязанность к матери. По-видимому мама была недостаточно чувствительна, внимательна к дочери на первом году жизни. Во взаимодействии с ней не всегда позитивно отвечала на инициативу ребенка, не стремилась успокоить, если малыш плакал, не всегда отвечала на улыбку и лепет, мало играла. Вот поэтому у девочки не сформировалась уверенность в позитивном отношении к себе матери, в том, что она нужна ей, любима. При расставании с мамой даже на короткое время девочка плачет, как будто не уверена, вернется ли к ней мать. Психологи говорят о том, что у ребенка в подобном случае не сформировано базовое доверие к миру, а отношения с другими людьми, также как и с матерью кажутся ему небезопасными. Как можно скорректировать ненадежную привязанность? Как правило, это требует квалифицированной психологической помощи. Однако общий совет – будьте внимательны к потребностям своего ребенка, учитывайте его интересы, принимайте его таким, какой он есть и чаще выражайте ему свою любовь и привязанность".

Движение - это Жизнь!!!

21 05.2016

Добрый день, дорогие читатели блога! Надеюсь, ваши детки не доставляли вам хлопот в последнее время. Думаю, что малыши радовали родителей новыми проявлениями и выражением своей любви.

Скажите, можно ли прожить день и ни разу не поцеловать малыша? У вас так получается? У меня – нет. Мне все время хочется прижимать к сердцу моих маленьких пчелят, поправлять им крылышки и не отпускать к дальним цветам! Вы понимаете, о чем я? Думаю, да. Но пчелки, в свою очередь, тоже не готовы отпустить меня хотя бы на кухню для приготовления обеда.

И нам становится ясно, что формирование привязанности у ребенка – это появление и укрепление тесной эмоциональной связи, которая при расставании способна сохраняться. Мы испытываем тревогу, когда вынуждены оставить нашего непоседу с чужими людьми, если нам срочно нужно отлучиться из дома. Это нормально для нас, беспокоиться за малыша. Но часто мы и не подозреваем, насколько тяжело ребенку даются эти несколько часов пребывания без родителей. И это тоже вариант нормы. Ведь малыш привязан к вам всей душой, и для него это испытание.


N . B . А вам приходилось оставлять вашего кроху с соседкой или у знакомых? Какое чувство вы при этом испытывали? Каково ваше личное отношение к появлению в доме няни сразу после рождения ребенка? Как вы считаете, когда нужна няня?

Связи крепкие, разные и оттого прекрасные

Привязанность не появляется ниоткуда, она развивается и формируется с самого начала жизненного пути у каждого человека. Уточняем, что говорим о традиционных семьях, где рождение ребенка – событие, окрашенное в позитивные цвета.

Таким образом, если привязанность имеет способность к развитию, логично предположить, что она также имеет определенные особенности и формы этого развития. В данном случае речь идет об этапах формирования привязанности. Рассмотрим их в контексте каждого возрастного периода.

  • От рождения до 3 месяцев. В период раннего младенчества малыш не разделяет взрослых, но посредством комплекса социальных проявлений (улыбка, протягивание рук, цепляние) он старается воздействовать на маму (чаще всего) и пытается стать с ней неразлучным (привязать к себе).

На этом этапе маме важно осуществлять развивающий уход за новорожденным. Здесь формирование отношений происходит с помощью внедрения тактильного воздействия через кожу (прикосновения), слух (ласковый голос) и зрение (улыбка, открытый взгляд). То есть в процессе формирования близости с малышом задействуются все органы чувств и эмоциональная сфера. Для эмоционального комфорта и усиления тактильного контакта мамы и младенца, многие применяют совместный сон с новорожденным.

  • От 3 до 6 месяцев. Ребенок уже отличает своих от чужих. Он выделяет обычно один объект любви, тот, на кого малыш рассчитывает в любой момент времени, человека, который адекватно и быстро реагирует на зов. Конечно, это чаще всего привязанность к матери.

Продолжается развитие отношений на уровне телесного контакта и позитивных эмоциональных ощущений. Возраст до 6 месяцев крайне важен для формирования привязанности в силу того, что ребенок не сможет полноценно развиваться, не имея эмоциональной опоры.

  • От 6 месяцев до 3 лет. Здесь я бы разделила период от 1 года до 2 лет, затем до 3 лет, как это сделал канадский психолог Гордон Ньюфелд , создавший в 1999 году теорию взросления на основе привязанности. По его теории, на 2 году жизни формируется тип привязанности через подражание значимому взрослому. Отсутствие такого процесса приводит к нарушению адекватного развития. В этом возрасте могут формироваться навыки учитывать состояние другого человека и в соответствии с этим менять свое поведение.

От 2 до 3 лет малыш учится выделять себя как самостоятельного члена семьи и определять свою принадлежность ей. Появляются понятия «мое», «я мамин», «мама моя». Если ощущение принадлежности не сформировано, ребенок дезориентируется в мире, это находит проявление в поведении. Тогда малыш ищет для себя другого значимого человека или группу. Либо пытается противостоять всем, выбирая позицию «против всех».

  • От 3 до 6 лет. Немного разделим этот пункт, остановимся более конкретно на каждом возрастном этапе. Итак, в 3 – 4 года малышу важна его значимость для взрослого. На этом этапе появляется цель «заслужить» любовь, им нужно подтверждение того, что их любят. Такие дети, став взрослыми, переносят подобную модель поведения через «заслуживание» любви на объект интереса.

На 5 году жизни у детей формируется привязанность эмоциональная, когда, говоря о чувствах, малыш действительно передает их родному человеку. К 6 годам у ребенка формируется самый сложный тип привязанности – через понимание. Этот уровень необходим для полного раскрытия себя перед близкими. Малыш учится делиться своими переживаниями и секретами, чтобы близкие могли лучше его понять. Если подобное понимание не формируется, в будущем ребенок определяет отношение к себе семьи в нескольких словах: «Они меня не понимают».

N . B . О чем это говорит? Как такого не допустить?

Работы психологов о привязанности

Очень доступно и достоверно об этапах формирования привязанности сказано в уже упомянутом труде Г. Ньюфелда. Изучение вопроса о поведении детей, проведение сравнительного анализа трудов других ученых дало толчок канадскому психологу и психотерапевту для создания его взгляда на привязанность у детей.

Он определяет процесс взросления как естественный и природный, если для этого созданы благоприятные условия. Но процесс этот замирает и останавливается, если условия не благоприятны. Пройдя все этапы формирования привязанности, ребенок легко вырастает во взрослую гармоничную личность. Если же на любом из этапов, особенно начальных, формирование привязанности нарушается, взросление откладывается, или перерождается в неадекватно сформированное отношение к себе и окружающим.

А вот автор книги «Как любовь формирует мозг ребенка» Сью Герхардт , утверждает, что любовь необходима малышу с рождения, особенно в первые годы жизни, как средство развития мозга. Поддержание эмоциональных связей и родительская любовь формируют развитие личности на всех уровнях. Это крайне полезная информация для родителей, которые опасаются испортить ребенка любовью и избаловать его. Нет ничего лучше для развития детской психики, кроме понимания того, что ребенку необходима родительская любовь.

В этом же контексте можно порекомендовать к прочтению книгу психолога Л. Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». Мы говорим о той самой безусловной любви, которая способна творить чудеса и двигать горы. Автор доступным языком дает ответы на многие родительские «Почему?» и в простой форме помогает осознать наши действия по отношению к собственному ребенку. Выбор концепции воспитания любовью, несомненно, правильный выбор в тяжелое время черствости и безразличия людей друг к другу.

Как диагностировать привязанность

Одним из самых применяемых методов диагностики привязанности считается методика Эйнсворт. В ней присутствуют психологические тесты для родителей на определение чуткости по отношению к ребенку, и задания для детей и родителей на оценку типа привязанности. Для испытуемых создаются ситуации, при которых происходит явное выражение эмоций и проявление чувств. Методика поддается обработке на основе полученных результатов. По окончании проведения эксперимента формулируется вывод об уровне и форме привязанности у ребенка.

К сожалению, методы диагностики не дают ответа на вопрос как распознать нарушение привязанности. В ситуации подозрения можно воспользоваться только методом наблюдения, как основным, за ребенком в различных жизненных ситуациях. Описывается его отношение к знакомым и незнакомым людям и проводится анализ реакций на те или иные ситуации.

Перед обследованием необходима консультация врача для исключения неврологических расстройств, способных исказить результат диагностики.

Нарушение привязанности можно заметить уже в возрасте около 1 года и сделать определенные выводы о причинах и разработать методы коррекции.

Стоит упомянуть, что раннее разлучение ребенка с матерью и отсутствие эмоционального и телесного контакта являются главными причинами нарушения привязанности у детей. Особенно, если говорить о детях, усыновленных новыми родителями. Сформировать и вернуть привязанность возможно лишь у ребенка в возрасте около 6 месяцев. Но крайне мало, почти нет, случаев такого раннего усыновления малышей из домов-приютов.

А с возрастом, когда ребенок привык разделять свои чувства между несколькими взрослыми людьми, которые осуществляют уход за ним (воспитатели, нянечки), для его приемных родителей часто оказывается неприятным сюрпризом то, что их сын или дочь легко может согласиться на контакт с любым взрослым. То есть, такие дети не делают различия между вновь обретенными родителями и соседями по площадке. А причина тому – нарушение формирования привязанности в раннем младенчестве.

Тест для родителей. Хотите проверить, сформирована ли привязанность у вашего ребенка? Вы можете провести тестирование в домашних условиях, выбрав методику Эйнсворта. Или отметив «галочкой» пункты, где вы ответили бы «Да».

  • Ребенок отвечает на вашу улыбку
  • Нет страха во взгляде, может отвечать вам глазами
  • Стремится к близости, особенно в минуты страха или боли.
  • Ищет утешения у вас
  • При разлуке беспокоится (в рамках возрастных особенностей)
  • Играет с вами в совместные игры
  • Не допускает незнакомых людей, боится их
  • Выполняет ваши просьбы и прислушивается к советам

Укрепляем узы

Привязанность ребенка можно укрепить по-разному. Главное – иметь, что укреплять. Итак, можно рассмотреть различные варианты игр и действий, укрепляющих привязанность. Мы перечислим по несколько для каждой возрастной категории.

От рождения до 1 года.

Обеспечивать как можно более частый телесный контакт с ребенком:

  • практиковать совместный сон,
  • кормить на коленях,
  • позволить кормить себя,
  • улыбаться и гладить руками лицо друг друга,
  • организовать совместное купание в ванне,
  • поддерживать контакт «кожа к коже», выкладывая ребенка на живот.

1-3 года.

Применять те же методы и добавлять новые:

  • совместные дела (поход в супермаркет, приготовление обеда, сортировка и стирка вещей, уборка и др.),
  • оказание доверия (помочь составить список покупок, везти тележку в магазине, выкладывать из сумки продукты и пр.).
  • можно носить одинаковую одежду или ее элементы, позволить побыть на месте мамы или папы за рулем, на работе и пр.

3-5 лет.

Не забывать об особенности привязанности как принадлежности, избегать проявлений ревности. Добавить любые совместные игры по возрасту и интересам вашего ребенка. Любая деятельность будет полезна для него, если она совместная.

5-7 лет.

Самый сложный период формирования привязанности. Малыш доверяет нам свои секреты. Давайте не останемся в долгу, расскажем о своих чувствах.

Учите ребенка определять свои эмоции и говорить о них, определяя их словами.

Если вдруг произошел взрыв, извинитесь перед ребенком, объясните, что вы чувствовали в этот момент. Не нужно скрывать от детей свои чувства, так он научится выражать свои собственные эмоции, а значит, и справляться с ними будет легче.

Не забывайте подписываться на обновления блога. Будьте всегда на должном уровне знаний в отношении ухода за вашим малышом. Делитесь вашими советами и опытом с другими родителями. Владейте и обменивайтесь информацией.

Держите крепче теплую ладошку, однажды проскользнувшую в вашу руку. И благодарите судьбу, которая подарила вам счастье быть необходимым и любимым просто так, за то, что вы есть.

Посмотрите вебинар с Людмилой Петрановской о привязанности и обязательно прочтите ее книгу, она того стоит!

Привязанность ребенка – это один из самых драгоценных даров, данных нам природой. Нам только нужно научиться ее правильно развивать и поддерживать. Во имя наших детей. Во имя их счастливого будущего.

Крепкой вам привязанности и всего вам доброго! До скорой встречи.

  • Разделы сайта