Если ваш малыш сангвиник. Характеристика детей разных типов темперамента

Темперамент – это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения.

Свойства темперамента врожденные и начинают проявляться с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризует такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация.

Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной деятельности.

Существует четыре основных типа темперамента – сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический .

Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания.

Зная их, можно достичь очень многого, а именно:

Можно научиться прогнозировать поведение ребенка в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребёнка и себя от многих трудностей;

Можно научиться устранять факторы, способные "повредить" его юную душу;

Можно научиться использовать в "мирных целях" как положительные черты темперамента, так и отрицательные.

Ребенок- Сангвиник

Это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Такой малыш внимательно слушает и живо откликается на все, что привлекает его внимание. У ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует. Его может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у маленького непоседы быстро появляются и так же быстро высыхают. Он приятен в общении, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазёр. Он не только быстро движется, но и быстро говорит, быстро включается в новую игру или занятие. Для малыша характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Такой ребёнок легко сходится с людьми, хотя и не отличается устойчивостью в своих привязанностях, интересах. Не забывайте, "непостоянство" – не порок, а свойство темперамента сангвиника. Дети – сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребёнок постарается её прекратить. Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться.

Какие проблемы могут быть с ребенком сангвиником:

Одна из главных и основных проблем – это то, что сангвиники легко попадают под чужое влияние, которое с одинаковым успехом может быть как положительным, так и отрицательным;

Если даете ребенку какое-нибудь неинтересное и монотонное задание, будьте готовы к тому, что он может его просто напросто забыть и заняться чем-то более интересным и увлекательным;

Друзья ребенка сангвиника могут быть самыми разнообразными и не всегда соответствовать привычному для вас кругу людей.

Как правильно воспитывать

Ребёнка – сангвиника:

1. Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро, и он требует новых, чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что нужно срочно скупить весь отдел игрушек в ближайшем магазине. Просто научитесь находить новые качества у уже имеющихся, и придумывать новые игры с ними.

2. Контролируйте ребенка и приучайте к ответственности с раннего детства. Делать это нужно мягко, но настойчиво, поскольку в противном случае он легко может стать маленьким лгунишкой.

3. Похвала должна быть только заслуженной. У сангвиников зачастую достаточно сильно завышена самооценка, поэтому излишняя похвала может отрицательно сказаться на формировании личности.

4. Чтобы развить собранность и аккуратность, которые ребенку сангвинику просто необходимы, с раннего детства учите его доводить начатое дело до конца.

5. Непостоянство ребенка – это просто особенность темперамента, но и ее можно подкорректировать. Помогите малютке в этом, и он вырастет надежным, общительным и жизнерадостным человеком.

Удачи Вам!

Дети с самого первого дня не похожи друг на друга. И дело не только в цвете глаз. Различаются также реакция, скорость адаптации к окружающему миру и двигательная активность. Это и есть первые проявления темперамента у ребёнка. Хотя эта особенность человека является врождённой, яркие признаки будут видны только в дошкольном возрасте. С пяти-шести лет можно будет уже определить ведущий тип темперамента.

Ещё в Древней Греции ученые делили всех людей на четыре большие группы: флегматики, меланхолики, сангвиники и холерики. Современные психологи установили, что чистые темпераменты в жизни практически не встречаются, чаще они искусно переплетены в каждом ребёнке, однако можно выделить преобладающие черты. Для того чтобы разобраться, какой у вашего малыша тип темперамента, развить его лучшие качества, понаблюдайте за поведением крохи в различных ситуациях.

Примеры поведения

Ребёнок падает на детской площадке: холерик будет винить других и гордиться своими травмами; сангвиник вскрикнет на мгновение и тут же забудет об этом; флегматик стойко стерпит и продолжит играть как ни в чем не бывало; меланхолик будет страдать, как будто рушится мир.

Прогулка отменяется: холерик начинает митинг протеста; сангвиник любит перемены и найдет альтернативное занятие; флегматику всё равно, но о прогулке он не забудет; меланхолик знал, что это случится, думает, что это было сделано специально.

В детском саду появился новый воспитатель: холерик видит в новом педагоге возможного соперника, проверяет на стойкость; сангвиник наслаждается ситуацией; флегматик не замечает изменений в течение нескольких дней – называет нового воспитателя именем прежнего педагога; меланхолик глубоко несчастен, поначалу видит в воспитателе врага.

Дано трудное поручение: холерик активизируется и быстро решает задачу; сангвиник рад и считает поручение интересным, но сдается, если возникают проблемы; флегматик медлит, размышляет, планирует, с трудом завершает задание; меланхолик воспринимает поручение как ещё одну тяжёлую ношу, но трудится над решением.

Ребёнок-холерик

Ваш дошкольник озорной и непоседливый. Это неугомонный забияка, который постоянно участвует в ссорах и скандалах, а чаще всего сам их организует. Речь ребёнка торопливая, очень эмоциональная и выразительная, с проглатыванием отдельных слов.

Движения маленького холерика резкие и энергичные. Новая информация усваивается стремительно, но уже через полчаса вылетает из головы. Он часто невнимателен, ему не хватает элементарной усидчивости.

По натуре холерик командир, но из-за вспыльчивости постоянно конфликтует со сверстниками. Он часто играет на публику и нуждается в постоянных зрителях, от которых ждёт ответной реакции.

Такой ребёнок не любит ждать и не умеет подавлять свои желания. Предпочитает шумную возню. Засыпает малыш долго из-за многочисленных впечатлений.

Как воспитывать маленького холерика

1. Направляйте бешеную энергию ребёнка в мирное русло. Например, запишите его в спортивную секцию, где он научится контролировать себя и свои силы.

2. Исключите из окружающей среды возбуждающие факторы: больше спокойных мультфильмов, сказок, размеренных игр.

3. Приучайте доводить начатое дело до логического завершения, воспитывайте сдержанность и настойчивость.

4. Исключите использование физической силы как меры воздействия. Помните, что агрессивность порождает агрессивность. Замечания произносите спокойным, но строгим голосом.

5. Уделяйте особое внимание воспитанию вежливости и хороших манер.

Ребёнок-сангвиник

Маленький сангвиник – это дружелюбный, жизнерадостный ребёнок, любящий общение. Будучи открытым и разговорчивым, он просто обожает новые знакомства и впечатления.

Малыш легко вливается в детский коллектив и без проблем адаптируется к непривычной обстановке. В ясельной группе он практически не плачет при расставании с матерью. Сангвиник хорошо ладит с другими детьми, избегает ссор и конфликтов. Но ему комфортно лишь тогда, когда он нравится всем без исключения.

Ребёнок-солнышко обожает активные, подвижные игры. Его любопытство воистину безгранично. «Объять необъятное» – его девиз. Он стремится узнать обо всем на свете, и это у него получается. Мгновенно переключаясь с одного объекта на другой, способен заниматься одновременно несколькими делами. Но если ему скучно, то он уже не может сконцентрироваться ни на одном предмете.

Как воспитывать маленького сангвиника

1. Этот милый ребёнок может пообещать, но не выполнить обещанного. Проверяйте, сдержал ли он данное вам слово.

2. Учите малыша доводить начатое дело до логического завершения. Формируйте устойчивые интересы и привязанности.

3. Обращайте внимание на качество выполняемой работы. Из-за многообразия интересов он может выполнять задания небрежно и поверхностно.

4. С осторожностью относитесь к похвале, иначе можете вырастить настоящего зазнайку.


Ребёнок-меланхолик

Послушные и мягкие меланхолики часто бывают застенчивыми, а одной из главных черт темперамента является нерешительность. Она проявляется во всем: мимике, движениях и речи. Будучи эмоционально неустойчивым, ребёнок остро реагирует на любую мелочь, способную вывести его из равновесия.

Одиночество меланхолика не страшит. Он предпочитает играть в спокойные игры. К новому коллективу привыкает долго и любит держаться в тени. Ребёнок опасается перемен и изменений в привычном укладе. В незнакомых ситуациях он чувствует себя растерянным и работает ниже своего потенциала.

Движения малыша неуверенные и суетливые. Речь тихая, но выразительная. Однако не следует считать его неудачником. Благодаря интуиции и умению улавливать настроение других людей из него может получиться великолепный писатель, артист или психолог.

Как воспитывать маленького меланхолика

2. Будьте нежны и внимательны с малышом. Не скупитесь на проявление тёплых чувств. Чаще используйте прикосновения и объятия.

3. Любая ситуация соперничества и конкуренции является для него стрессом. Старайтесь их избегать.

4. Всячески стимулируйте ребёнка проявлять инициативу. Давайте ему несложные поручения, развивая тем самым самостоятельность, общительность и активность. Например, предложите ему самому расплачиваться за покупки в магазине.

5. Давайте посильные задания. В ходе работы делайте перерывы, стараясь избегать переутомления.

Ребёнок-флегматик

Если смотреть на маленького флегматика со стороны, то кажется, что время рядом с ним остановилось. Ребёнок чаще всего спокоен и невозмутим. Он не очень любит перемены и с трудом привыкает к детскому коллективу.

Речь малыша нетороплива, без ярких жестов и мимики. Так как флегматик медлителен, ему требуется много времени, чтобы запомнить новую информацию. Однако полученные знания прочно закрепляются в детской памяти.

Чувства ребёнка ровные, глубокие и постоянные. Он предан своим друзьям, хотя их у него немного. Предпочитает тихие игры с двумя-тремя игрушками. В отношениях со сверстниками чаще ведомый, обижается редко. В детском возрасте флегматик миролюбив, не любит соревнований и риска.

Малыш засыпает очень быстро, а вот добудиться его намного сложнее. После пробуждения он поначалу бывает вялым и ворчливым.

Как воспитывать ребёнка-флегматика

1. Не подгоняйте ребёнка, пусть он работает в своем темпе. Старайтесь выработать у него способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

2. Развивайте интерес к двигательной активности через игры, в которых необходимы точность, ловкость и быстрота движений.

3. Поощряйте ребёнка выражать эмоции в полной мере. Пусть плачет, если ему грустно, или смеется, когда он испытывает радость.

4. Развивайте навыки общения, поощряйте инициативу при установлении контактов в коллективе сверстников.

5. Старайтесь развивать любознательность через чтение интересных книг, просмотр познавательных кино- и мультфильмов, посещение музеев. Обязательно обсуждайте впечатление от увиденного.

При воспитании ребёнка помните, что нет хороших или плохих типов темперамента; каждый из них имеет как негативные, так и позитивные черты. Старайтесь опираться на сильные стороны, чтобы добиться наилучшего эффекта от воспитательных мер.


Статьи по теме: Воспитание детей

LinaZ 30.10 14:14



И вообще, родители должны хорошо знать темперамент своего чада, тогда и проблем не будет в воспитании.

Ярослава 03.11 14:52
Цитата
LinaZ пишет:
Энка, не так-то просто холерику в жизни! Моя дочь - чистый холерик. И из-за её споров у неё порой бывают конфликты с другими людьми. Ведь мало того, что она великая спорщица, так она ещё и неуравновешенная личность.
Легче всего флегматикам. У меня отец был флегматиком. Уравновешенный - пушкой не прошибёшь! Я ни разу не слышала, чтобы он голос повышал. И брат такой же. Всё, что написано про флегматика - относится к нему. Правда, с небольшим уклоном в сторону сангвиника. Умница, каких сейчас мало. Хотя уже пошёл четвёртый десяток.
Очень сложно быть меланхоликам. Они близко к сердцу принимают абсолютно всё, но в то же время ничего не хотят сделать, чтобы улучшить свою жизнь. Сужу по своей маме.
И вообще, родители должны хорошо знать темперамент своего чада, тогда и проблем не будет в воспитании.
Что за немного странные рассуждения? Как-то Вы всех поделили и рассуждаете, что проще, а что нет. Всем бывает и легко, и трудно. Просто легче, когда понимаешь свои недостатки, или ребенка. Знаешь, с чем работать. И надо чтоб родители не давили. Я вот в детстве была чистым флегматиком. Родители нарадоваться не могли, и ни к чему не принуждали. А вот бабушка презрительно косилась в мою сторону, и говорила, что дети должны быть активными. А я какая-то больная, наверное. Хорошо хоть эти ее "Фи!" практически не доходили до моих ушей. Узнала о таком отношении намного позже, но все равно неприятно.
А ведь часто бывает, что родители придумали свой идеал ребенка и подгоняют под него. А это невозможно. Хорошо, что Вы здраво относитесь к темпераменту дочки.)

В воспитании очень важно учитывать то, к какому типу темперамента относится ваш ребёнок: сангвиник, холерик, флегматик он или меланхолик ? Темперамент – это индивидуальные свойства психики, выражающиеся в скорости мыслительных процессов и динамике поведения. Свойства эти врождённые, поэтому изменить их практически невозможно, только если слегка подкорректировать или маскировать от окружающих.

Особенности характера детей формируются на основе темперамента. Чем раньше родители поймут, к какому типу темперамента относится ребёнок, тем эффективнее смогут общаться с ним, понимать его реакции и направлять поведение в нужное русло.

В чистом виде типы темперамента встречаются нечасто, но у каждого человека какой-то один всё же оказывается доминирующим. Приведём характеристики детей с разными типами темперамента.

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться. Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке. Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

Воспитание холерика

Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.

  1. Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
  2. Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
  3. С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес к содержанию и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
  4. Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
  5. Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
  6. Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
  7. Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.

  1. Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
  2. Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости. Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
  3. Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
  4. Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата. Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи. Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
  5. Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
  6. Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
  7. Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
  8. Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
  9. Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.

Особенности детей-флегматиков

Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину. Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке. Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.

Как воспитывать флегматиков?
Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.

  1. Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
  2. Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
  3. Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
  4. При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
  5. Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
  6. Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
  7. Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.

Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента

Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.

Особенности воспитания меланхолика

Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.

  1. Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
  2. Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
  3. Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
  4. С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
  5. Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
  6. Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
  7. В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
  8. Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
  9. Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.

Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.

Кто ваш ребенок – холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик

в своё время гиппократ разделил людей по темпераменту на четыре типа: «кровь» - тёплое начало - сангвиники, «слизь» – холодное начало - флегматики, «желчь» – влажное начало - холерики и «черная желчь» - сухое начало - меланхолики.

в зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека, но не предопределяют их. так, у людей с одинаковым темпераментом, могут быть совершенно разные черты характера.

темперамент (с латинского языка) переводится как «надлежащее соотношение частей».

темперамент проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, манере общения и поведения.

в реальности чаще всего эти четыре темперамента встречаются в смешанном виде. но всё же, исходя из преобладающего стиля поведения и способа взаимодействия с окружающими, практически любого ребенка можно отнести к определенному темпераментному типу.

темперамент закладывается еще до рождения и начинает проявляться буквально с первых дней жизни ребенка. одни младенцы сутки напролет спят в своих колыбельках, другие наоборот, то и дело беспокоятся, плачут и чего-то требуют. некоторые дети готовы дни напролет виснуть на маминых ручках, в то время как их собратья, научившись ходить, основное время отводят самостоятельному исследованию окружающего мира.

темпераментные свойства изменить нельзя. если ребенок тихий и необщительный, он таким и будет на протяжении всей жизни. единственно, со временем, под влиянием определенных воспитательных и обучающих факторов, обретая жизненный опыт, человек может заставить себя вести по-другому: например, стать более общительным, но только на тот момент, когда ему это надо.

эмоционально стабильные типы темпераментов

сангвиники (том сойер, маугли, тимур (из произведения а.гайдара)) – отличаются склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, активностью, энергичностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.


открыты
отзывчивы
непринужденны
жизнелюбы
малочувствительны
легко адаптируются
быстро переключаются
непостоянны
увлечены
не злопамятны
несобранны
эмоциональны

сангвиники любят узнавать всё новое и легко усваивают информацию. они быстро переключается с одного на другое и способны заниматься сразу несколькими делами. их живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами.

флегматики (крокодил гена, дядя федор, деда шер) – отличаются спокойствием, уравновешенностью, медлительностью, постоянством, упрямством, немногословностью, безынициативностью.

Миролюбивы
в меру общительны
работоспособны
упорны
исполнительны
осмотрительны
вдумчивы
терпеливы
основательны
ровны
спокойны
малоподвижны

флегматики медленно, но прочно усваивают новые знания. их речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики. такие дети быстро засыпают и с трудом просыпаются. флегматики плохо приспосабливается к незнакомой обстановке.

эмоционально нестабильные типы темпераментов

х олерики (незнайка, карлсон, машенька (из нового мультфильма «маша и медеведь»)) – отличаются повышенной возбудимостью, неутомимостью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью, быстротой реакций.

Подвижны
энергичны
инициативны
выносливы
принципиальны
чувствительны
беспокойны
шаловливы
непоседливы
агрессивны
раздражительны
неуравновешенны
изменчивы
оптимистичны
самостоятельны
любят преодолевать преграды

холерики говорят выразительно и эмоциональны, но отрывисто, быстро и с проглатыванием отдельных слов. движения этих детей стремительны, резки, энергичны. новую информацию усваивают быстро, но также быстро и забывают. такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. засыпают холерики с трудом, под впечатлением событий дня.

меланхолик (ослик иа, шрэк, тётя мотя) отличается повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Малообщительны
тревожны
неуверенны
мнительны
сдержанны

Веселый и беззаботный малыш-сангвиник наделен особыми чертами. У него довольно широкое личико с четко очерченным подбородком.

Он пытливо смотрит вокруг, впитывает окружающую атмосферу каждой клеточкой своего тела. Сангвиники буквально цепляются за жизнь, они активны и невероятно любопытны, в любом процессе задействуют все органы чувств. Отличительной особенностью сангвиника является то, что он непоколебимый оптимист. Наметив какую-либо цель, малыш настойчиво будет стремиться к ее реализации. Неудачи или преграды, безусловно, расстраивают его, но не сбивают с выбранного пути.

Благодаря повышенной активности в течении дня, малыш быстро умаивается и мгновенно засыпает вечером. Ночью его мозг активно работает, такой ребенок может бубнить что-то во сне, вскакивать, прикрикивать и через несколько минут снова погружаться в объятия Морфея, как ни в чем не бывало. В принципе ночной сон малыша-сангвиника достаточно спокойный, но именно такие шалуны не дают родителям ни малейшего шанса побездельничать в кровати с утра.

Ребенок просыпается рано и сразу требует внимания к себе. Его вряд ли займут , ему нужны родители, с которыми можно общаться и новые впечатления. Днем такой малыш спит недолго, а просыпаясь, не нуждается в том, чтобы полежать, разглядывая потолок, ему сразу куда-то нужно ползти или идти.

Сангвиник - это исследователь, который имеет острый, пытливый ум. Он постоянно стремится на встречу к приключениям, быстро находит решение для сложных задач, пытается продумать варианты, как обойти родительские запреты и получить желаемое.

Будучи совсем крошечным сангвиник не терпит дискомфорта и недовольства. О том, что он у него что-то болит, он голодный, мокрый или грязный, тут же узнает весь дом. , требуя идеальных условий и успокоения. Малыш наблюдает за всем, что происходит вокруг, изучает звуки, движения, «сканирует» поведенческие навыки.

Кормление сангвиника также прерывисто и неспокойно, как и все, до чего прикасается маленький шалун. Можно сказать, что его интересует не еда, а процессы, которые происходят вокруг этого действа. Что мама взяла в руки, что это заблестело, куда она это положила, как открыла, что высыпала - все это занимает ребенка гораздо больше, чем поглощение пищи. Он может съесть целую горсть печенья, умять тарелку ягод или конфет.

Ребенок ест достаточно много, но предпочитает делать это быстро, чтобы встав из-за стола быстро отправиться за пределы кухни и убедиться в том, что он не пропустил ничего важного и интересного. Как только он делает первые попытки к ползанию или , малыш обязательно направится в те уголки своего жилища, которые ранее были недоступны, он соберет все крошки на полу, обязательно потискает собаку, нажмет кнопки на папином компьютере или разбросает мамину обувь. Ему нужно знать все! Это вечный двигатель, свалить с ног которого может только усталость.

За сангвиниками нужен «глаз да глаз», . Многие родители по-настоящему устают из-за тотального контроля и характеризуют свою жизнь с маленьким непоседой словами: «ни минуты покоя».

Сангвиники практически никогда не бывают полными, несмотря на обильное питание. Это происходит по причине их повышенной физической активности, ползать, прыгать, бегать, скакать - вот что нужно малышу такого типа темперамента. Такой ребенок скорее худощав и поджар, не всегда набирает в весе, так как этого хотелось бы родителям.

Сангвиник очень энергичен, его внутренних сил и энергии хватает на нескольких детей, он лидер, главный выдумщик и заводила в играх и бытовых «шкодах». Малыш очень любит жизнь, у него колоссальная потребность в действиях и движении.

Родители сангвиников ошибочно полагают, что таким активным и «непослушным» детям нужны рамки, поэтому предпочитают ограничивать природную непоседливость малыша. Важно понимать, что внутри такого ребенка кипит, «вулканирует» жизненная энергия и если она не будет иметь выхода это чревато будущими проблемами. Ограничения злят и расстраивают ребенка, он выражает признаки беспокойства, вредничает, проявляет протестное поведение. Единственное что получают родители это ребенка который постоянно провоцирует их своими выходками.

Энергию сангвиника нужно направлять, причем обязательно в мирное русло. Это означает что вам нужно не только следовать за ребенком, подкладывая подушки там где он может упасть, а еще и направлять его, ориентировать его интересы. Тут нужно проявлять изобретательность, причем ежеминутно.

У сангвиника не должно быть слишком много игрушек на виду, он не может концентрироваться, поэтому предлагайте что-то новое, но периодически, причем усвоенный материал стоит временно скрыть с детских глаз. Вместе стройте и ломайте, прыгайте и бегайте, складывайте пирамидки и пазлы. Сами делайте это с неподдельным восторгом, чтобы разбудить интерес ребенка. С сангвиниками очень хорошо работает то, как вы преподносите информацию. Ваше восторженное лицо и заговорщический голос «А давай, сегодня прятаться под столом!» (лепить из теста, кувыркаться, тихонько сидеть, как мышки, петь песню тоненьким голосом, строить домик и пр.). В общем, все что только взбредет вам в голову - то, что нужно непоседе.

Если ребенок капризничает, скорее всего ему скучно, либо он чувствует ваши запреты и не разделяет их. Ребенок далеко не всегда может выразить собственные чувства словами, поэтому старайтесь говорить фразы: Я понимаю, как тебе обидно, потому что ты хотел полежать на песке. Мы обязательно сделаем это летом, когда будет тепло». Позволяйте ребенку расстраиваться и выплескивать свои чувства. Правильно говорите слово .

Поэтому переключайте внимание ребенка-сангвиника на какие-то другие интересные занятия, особенно на прогулке - догонять собачку, собирать каштаны, делать букеты из листьев, рисовать мелками, ходить и даже прыгать по лужам. В запасе у должны быть свежие идеи и несколько интересных игровых предметов, не обязательно игрушек (палочки, веревочки, угольки для рисования, мячик и пр.).

Чтобы не мешать сангвинику развиваться и любить жизнь благодаря оптимизму, бьющему через край, нужно помогать малышу концентрироваться и действовать не порывисто, а последовательно. Подпитывайте детскую любознательность, учите малыша не только получать удовольствие от траты собственной энергии, но и правильно ставить цели.

Основные характеристики ребенка сангвиника

  • Очень подвижный, выражает свои чувства и переживания порывистой речью, резкими жестами, движениями.
  • Не системный, может быть несобранным, рассеянным.
  • Быстро увлекается, может потерять ощущение реальности.
  • Несколько легкомысленный и непостоянный.
  • Без труда приспосабливается к новым условиям, быстро находит друзей и компании по интересам.
  • Общительный, но входящую информацию воспринимает поверхностно.
  • Жизнерадостный и доброжелательный.
  • Не обидчивый за счет хорошего чувства юмора и самоиронии, любит шутить, в том числе над собой.
  • Непоколебимый оптимист.
  • С трудом концентрируется, не очень усидчив.
  • Не всегда проявляет настойчивость.
  • Не может сидеть на одном месте, устает от однообразия, утомляется, скучает и в конечном итоге теряет интерес к занятию.
  • Если увлекается, становится очень деятельным и работоспособным.

Воспитание для ребенка сангвиника

Поскольку сангвиник очень активный, легкий и довольно беспечный, ему в отличии от представителей других темпераментов действительно нужен контроль, но дружелюбный и конструктивный.

  • Будьте справедливы, но контролируйте его действия и поступки.
  • Соблюдайте порядок в своих требованиях и сами не делайте того, что запрещено, на глазах у малыша.
  • Проявляйте умеренную строгость и требовательность. При этом сохраняйте в отношениях искреннюю теплоту и заботу. Если вы перейдете к функции тотального контроля, без доверия, ребенок замкнется.
  • Возьмите за правило проверять качество проделанной работы, малыш сангвиник не всегда способен сконцентрироваться, потому допускает нелепые ошибки или делает все на «тяп-ляп». Если задание выполнено небрежно, просите ребенка исправить ошибки и довести начатое до конца. При этом не воспрещается помогать, или выполнять задание вместе с малышом.
  • Ориентируйте ребенка не только на результат, он должен понять, что процесс - тоже важная часть его работы, к которому также нужно приложить усилия и концентрацию.
  • Поскольку малыш шутник и весельчак, он не всегда может выстраивать гармоничные отношения с другими детьми, его поступки могут быть дерзкими, а шутки довольно колкими. Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка относиться к другим людям с вниманием и уважением.
  • Старайтесь объяснить малышу, что в жизни важны длительные и устойчивые отношения.
  • Сангвиника нужно мотивировать. В идеале, делать это, призывая его оказать кому-то необходимую помощь.
  • Ребенка нужно научить концентрировать внимание, для этого важно сформировать устойчивость детских интересов. Не позволяйте ребенку бросаться от одного занятия к другому, пока он не получит результата. К примеру, если ребенок ходит на плавание, но через две тренировки говорит, что особого рвения к данному виду спорта у него нет, это далеко не всегда так. Возможно малыш просто отвлекся на что-то другое и потерял интерес временно, а потом станет сожалеть о содеянном. Тем не менее, вы должны прислушиваться к ребенку и если ваши наблюдения и ощущения говорят о том, что ребенку действительно нравится что-то другое, не заставляйте, а переориентируйте его. Но частая смена занятий не идет на пользу маленькому сангвинику.
  • Нужно предугадывать желания ребенка и по возможности, прерывать его действие до того момента, как он примет решение сделать это сам.

При покупках в

  • Разделы сайта