Есть ли у ошо дети. Что говорил ошо о детях. ОшоВоспитание нового ребенка в уважении, свободе, заботе

Отец Ошо, Бабулал (по-домашнему его называли Дадда, что значит «старший брат», родился в 1908 г., в Тимарни, маленьком городке штата Мадья Прадеш. Предки Бабулала принадлежали к джайнистской секте Дигамбара. Предки Бабулала с отцовской стороны были последователями маленькой секты, называемой Таран Пантх. Секта была основана в шестнадцатом столетии святым по имени Таран Свами, который был современником индийских святых Кабира и Нанака.

Таран Свами, сам джайнист течения Дигамбара, был выходцем из секты Парвар, которая первоначально располагалась в Мадья Прадеш. Таран Свами выступал против идолопоклонства, которое было широко распространено среди джайнистов секты Дигамбара. Он проповедовал поклонение невидимому и неосязаемому божеству, критиковал джайнистов Дигамбара за их приверженность материальному и убеждал их вместо этого обратиться к духовным ценностям, которым учил Махавир, основатель джайнизма. Из-за своих взглядов Таран Свами столкнулся с жесткими преследованиями со стороны общества. Однако некоторые джайнисты, а также и неджайнисты восприняли учение Тарана Свами и стали считать его своим гуру. Предки Дадды были среди них.

Учение Тарана Свами было записано в четырнадцати книгах. Говорят, что Ошо, который читал эти книги в детстве, долго находился под впечатлением от прочитанного. Дед Ошо происходил из большой семьи, первоначально принадлежавшей общине городка под названием Басода. Басода была поражена чумой, и ее население целиком погибло от эпидемии. Семья Ошо также потеряла нескольких членов. Многие, включая отца Дадды и его дядю, вместе с семьями спаслись бегством в Тимарни, где жили свойственники дяди Дадды. Одна из тетушек Дадды тоже жила в Тимарни. Она одолжила отцу Дадды несколько рупий, чтобы тот смог купить ткани, с которых начал свой небольшой бизнес. Он переезжал на лошади от деревни к деревни и торговал тканями. Позднее та же самая тетя сосватала отцу Дадды невесту, а также помогла снять для новобрачных дом.

По мере того как семья росла, ее материальное положение становилось все более сложным. Отец Дадды решил покинуть Тимарни и попытать счастья где-то в другом месте. Однажды он погрузил все свое имущество в тележку и отправился с семьей в Кучваду, небольшой городок в Мадья Прадеш, где жили родственники его жены. Между Тимарни и Кучвадой располагался город Гадарвара. Не будучи очень большим, этот город был вполне процветающим - поскольку в то время являлся местным центром торговли зерном. Отец Дадды решил попробовать начать свое дело в этом городе, и в 1934 г. семья поселились в Гадарваре. (Ошо в то время было уже три года.)

Дадда и его отец усердно работали на благо своего дела. Дед Ошо любил свою торговлю тканями и старался внести в нее человеческое начало. Ошо с удовольствием вспоминает об этом:

«Я помню моего старого деда. Он был торговцем тканями, и я, и вся семья были озадачены тем, до какой степени он любил свое дело. Он мог часами заниматься с покупателями. За что-то, что стоило десять рупий, он мог попросить пять, сам понимая, что это полная бессмыслица. И его покупатели тоже знали об этом; они понимали, что это должно стоить около десяти рупий, а торговаться начинали с двух рупий. Потом следовала длившаяся часами торговля… Мой отец и дядя злились… Но у него, у дедушки, были собственные покупатели. Придя, они спрашивали - где Дадда, где дедушка? Потому что торговаться с ним было игрой, представлением, в котором мы теряли рупию-две, чуть больше или чуть меньше, но разве это главное? Покупатели получали от этого удовольствие».

Члены семьи Ошо оказали на него громадное влияние. Оба брата Дадды, Амритлал и Шикхарчанд, младший, были в ней важными людьми. Образованность Амритлала и его деятельность рано стали жизненным примером для Ошо, который для самовыражения начал писать стихи. Однако ближе Ошо был к своему младшему дяде, Шикхарчанду. Шикхарчанд был активным членом Партии Конгресса и с воодушевлением разделял прогрессивный образ мыслей. Он верил в идеи социализма и отвечал за их пропаганду в Гадарваре. Эти идеи также оказали влияние на Ошо. Вместе с Шикхарчандом он провел несколько встреч с молодыми людьми и убедил их последовать социалистическим идеям. Из-за активного участия в политической деятельности Шикхарчанд не смог продолжать учебу после окончания средней школы. Впоследствии он стал учеником Ошо, своего собственного племянника.

Но, возможно, наибольшее влияние на Ошо оказал его отец, Дадда. Ошо часто в своих лекциях приводил в пример его личные качества. Его отец был необычайно милым человеком. Он был хорошо известен жителям Гадарвары тем, как легко справлялся со своими многочисленными обязанностями главы большого семейства, делового человека и уважаемого гражданина Гадарвары. Его простота, доброта, мудрость и подкупающее чувство юмора бросались в глаза и производили впечатление на всех, кто имел с ним дело.

Дадда очень хотел получить законченное образование, но ему пришлось отказаться от этой мечты, поскольку после четвертого класса он начал помогать отцу в торговле. Однако он решительно поддерживал своих младших братьев в намерении закончить школу - даже против воли их отца, который хотел, чтобы младшие братья тоже занимались семейным бизнесом. Дадда тайком снабдил Амритлала деньгами для того, чтобы тот мог закончить среднюю школу и поехать в Джабалпур продолжать обучение в колледже. Это привело к разладу в семье.

В 1932 г. Амритлал присоединился к движению за независимость Индии под руководством Махатмы Ганди и попал в тюрьму. Когда отец Дадды и другие члены семьи узнали об этом, они были потрясены - сама мысль о том, что кто-то из членов семьи находится в тюрьме, глубоко их огорчила и испугала. Дед Ошо был очень сердит и упрекал Дадду за то, что тот помог Амритлалу уехать, - а иначе бы Амритлал не попал в тюрьму, говорил отец. Но Дадда остался при своем мнении и поддерживал других в стремлении продолжать образование. Действительно, несмотря на все препятствия, он сделал все, чтобы его дети получили дипломы врача, инженера и ученого.

Дадда обладал двумя замечательными качествами: способностью любить и глубоким уважением к природе. Его повседневная жизнь включала прогулку вдоль реки ранним утром, а потом купание в реке в течение нескольких часов. Ранние воспоминания Ошо об отце связаны с этими ежедневными прогулками. Он подробно рассказывал об этом:

«Первое, что я помню о нем: как он будит меня в три часа утра. Я был тогда совсем маленьким, и для меня три часа ночи было временем сна… А он будил меня в три часа утра и вел на прогулку… Это было его первым даром мне - брахма махурта (священное время перед восходом солнца). Сначала мне это очень не нравилось. Я буквально тащился за ним, но постепенно я начал видеть и чувствовать красоту этих ранних утренних часов… Мало-помалу я пришел к пониманию, что эти мгновения раннего утра нельзя пропускать. Возможно, Бог никогда в другое время не бывает так близок к Земле, как в мгновения раннего утра».

Другие качества, делавшие Дадду очень приятным человеком, это его дружелюбие и щедрость. Ошо с теплотой вспоминает, каким гостеприимным, отнюдь не являясь богачом, был его отец. Каждый день он приглашал кого-то на обед, даже если для этого приходилось занимать деньги. Кажется, смыслом его жизни было делиться чем-то с другими. Дадда также активно участвовал в помощи бедным, в финансовом отношении или еще каким-либо доступным ему образом. Он обладал прогрессивным складом ума и был готов пренебречь общепринятыми нормами поведения, даже если это грозило ему остракизмом.

Но прежде всего Дадда был высоко духовным человеком. Как рассказывал Амритлал, Дадду очень уважали за искреннюю религиозность. Дадда часто посещал храмы, держал посты, а также читал священные книги. Но это было только небольшой долей его духовных поисков. Внутренне он искал того, что выходило за границы храмов, чтения книг или соблюдения ритуалов.

Последние десять лет своей жизни он провел в регулярных, с трех до шести часов утра, медитациях. Он так глубоко погружался в медитацию, что мать Ошо начинала беспокоиться и пыталась разбудить его ко времени начала утренней беседы Ошо, которая обычно начиналась в восемь утра. (Последние десять лет жизни Дадда провел в общине Ошо в Пуне.) В некоторых случаях Дадда проводил в такой глубокой медитации несколько часов подряд и даже пропускал беседы.

Что касается матери Ошо, Сарасвати, ее всегда видели в качестве радушной хозяйки, чтимой на ее любезное гостеприимство, а также за то, что она была во всем помощницей своему мужу, который до самозабвения любил развлекать гостей, родственников и всех других людей. Она была простым человеком и покинула свое тело как просветленная личность 17 мая 1997 г.

В течение всей жизни люди расспрашивали Сарасвати об Ошо и о том, как он жил в юности. Она рассказывала обо всем откровенно и без высокомерия. Отвечая на вопросы, которые ей все время задавали, она выражала свои чувства следующим образом:

«Я не знаю, как он (Ошо) мог появиться на свет в такой простой семье, как наша. Люди по-прежнему задают так много бессмысленных вопросов, а Ошо говорит так мудро, и мы здесь все до такой степени удивлены тому, как он мог родиться в такой простой семье! Если бы мы, родители, были более образованны, то смогли бы лучше описать все то, что мы знаем о его жизни… сказали бы о нем еще много хорошего… Но мы не можем. Мы теряемся, когда нам задают этот вопрос. Люди засыпают нас вопросами, а мы даже не знаем, что им ответить».

Сарасвати была единственным ребенком в семье и поэтому была очень дорога своим родителям. Они жили в Кучваде, маленькой животноводческой деревне, расположенной в прекрасной горной долине Видхья штата Мадхья Прадеш. Ее отец был довольно зажиточным человеком, обладавшим солидным капиталом. Вдобавок к ферме он владел небольшой бакалейной лавкой. В то время браки между детьми в Индии не были редкостью, и матушка Ошо вышла замуж еще ребенком. Ошо вспоминает:

«Моя мать вышла замуж, будучи семи лет от роду. Я спрашивал ее несколько раз - расскажи мне, что ты тогда чувствовала? Она сказала: „Я не понимала, что происходит. Я просто радовалась происходящему. Я бегала повсюду и смотрела на то, что происходит, пока меня не забрали назад в дом. И меня заперли там на целый день, пока шла сама церемония, потому что я лезла к музыкантам, слушала музыку, глазела на лошадей. (По традиции, считается дурным предзнаменованием, если невеста увидит жениха до окончания брачной церемонии.) А потом за мной пришли…“ И отца я тоже спрашивал - что ты чувствовал? Он ответил - не знаю, мне просто очень нравилось, что меня катают на лошади. (Жених приезжает в дом невесты верхом под музыку местных музыкантов.)».

В результате союза этих двух любящих, простых и честных людей в доме ее родителей в Кучваде 11 декабря 1931 г. Сарасвати произвела на свет очень красивого и здорового мальчика.

Мать Ошо припоминала, что через несколько дней после рождения сына она получила предзнаменование, что тот будет обладать великой душой. Когда она была на шестом месяце, за ней, чтобы увезти в Кучваду, где она должна была рожать, приехал ее двоюродный брат. Это было время самых сильных муссонных дождей, и река Нармада, которая пробегает между Тимарни и Кучвадой, вышла из берегов. Лодочник отказался перевозить их через реку.

Беспомощные, мать Ошо и ее кузен провели три дня у реки, ожидая, когда вода спадет. На третий день мимо проходил высокий, внушительного вида монах и увидел их, ожидающих переправы. Монах сказал все еще не желавшему перевозить людей лодочнику, что чрево этой благородной женщины носит великого человека, который скоро появится на свет. Он убедил лодочника, что он и его пассажиры останутся невредимы, поскольку им поможет душа этого будущего великого человека. Лодочник поверил монаху и поплыл через опасную, бурлящую реку. Слова монаха оказались верными. Все переправились через поток без какого бы то ни было вреда или затруднений.

Сарасвати была невероятно рада рождению сына. Ее родители тоже были очень счастливы, особенно новоиспеченный дед. Изящное телосложение и красота ребенка убедили дедушку, что в мальчике воплотился некто, кто был в прошлой жизни властителем, и дед, неожиданно для самого себя, назвал его «Раджа», что означает «царь».

Отец Сарасвати так сильно любил внука, что не разрешал ей увозить его назад, в Тимарни, где она жила вмести с Даддой и семьей его отца, занимавшимися хлопотной торговлей тканями. Ошо описывает это так:

«Мои ранние детские годы прошли в доме деда и бабушки с материнской стороны, которых я очень любил… Они чувствовали себя очень одинокими, поэтому и хотели меня воспитывать. Вот я и оставался с ними до семи лет. Я принимал их за моих отца и мать. Они были очень богаты, и у них было все, что нужно. Поэтому я рос как принц. Я стал общаться с моими настоящими родителями только после смерти дедушки и бабушки с материнской стороны… Я любил только их и получал от них только любовь».

Каждый раз, когда Раджу (Ошо) привозили повидаться с отцом и его семьей, для всех них это было радостное событие. Младший дядя Ошо, Шикхарчанд, рассказывал об одном невероятном событии. Когда Раджу привезли в Тимарни в первый раз, Шикхарчанд был первым, кому удалось взять на руки и подержать шестимесячного ребенка. Он приветствовал прекрасное дитя с бесконечной радостью. Позднее он дал Радже новое имя - Раджниш Чандра Мохан. До поступления в школу мальчика называли Раджа; после этого он принял свое официальное имя - Раджниш.

Рождение Ошо было неординарным событием. Это было рождением священной души, которая до этого уже ходила по земле в поисках истины. Его последнее рождение состоялось за 700 лет до этого в горах, где у этого человека была своя школа, привлекавшая как учеников из разных традиций, так и самых дальних мест.

Мастер (Ошо в его предыдущем рождении) тогда прожил сто шесть лет. Незадолго до кончины, чтобы достичь просветления, он постился в течение 21 дня. Но перед тем, как окончательно раствориться в вечности, у него была возможность получить еще одно рождение. Он считал учеников своей семьей; среди них было много таких, которые все еще были на пути к пониманию Истины и нуждались в помощи.

Он также видел громадные возможности в слиянии Востока и Запада, тела и души, материального и духовного. Он видел возможность создания нового человека, человека будущего, полностью независимого от его прошлого. Он, подошедший вплотную к достижению того, над чем так упорно трудился в течение всех предыдущих жизней, решил еще раз вернуться в человеческое тело - только из любви и сострадания к своим людям. Он обещал своим ученикам вернуться, разделить с ними его Истину и довести их разум до состояния осознанности.

Завораживающее повествование о предыдущем рождении Ошо вышло на свет совершенно случайно; сам Ошо не обратил на него внимания. Много лет назад, когда его мать была в Пуне, в гостях у мистера Рамлала Пунгалия, ученика Ошо, он спросил ее, не помнит ли она чего-то особенного о детстве ее сына. Сарасвати рассказала ему, что сразу после рождения Ошо не плакал и отказывался от молока, что было совершенно непохоже на других детей.

Я поднял тот же вопрос во время интервью с матерью Ошо в октябре 1979 г., спросив, не припомнит ли она чего-то еще в связи с тем, что она рассказывала мистеру Пунгалия. Она описала этот случай следующими словами:

«Да, он отказывался от молока три дня подряд. Я ужасно беспокоилась, но не знала, что делать. За ним присматривала моя мать. Она поила его водой и уговаривала меня не волноваться. На четвертый день она хорошенько искупала его, и он начал сосать молоко». Я спросил, не капризничал ли ребенок в течение этих трех дней? Она ответила: «Нет, совершенно нет, все эти три дня он был здоров».

Позднее Ошо объяснил это необычное обстоятельство сам:

«Это правда. Семьсот лет назад, в моей предыдущей жизни существовала 21-дневная духовная практика, которую следовало выполнить перед смертью. Я должен был покинуть мое тело после полного 21-дневного поста, но я не смог завершить его… Когда в той жизни мне оставалось жить три дня, меня убили… и эти три дня были упущены. В этой жизни эти три дня были наверстаны (когда Ошо начал сосать молоко только на четвертый день)».

Это убийство, согласно Ошо, не было актом вражды или неприязни.

«Много раз в разных беседах я говорил, - сказал Ошо, - что как Иуда долго пытался убить Иисуса, не испытывая к Иисусу враждебности, так и тот человек, что убил меня, не был настроен враждебно, просто его таковым сочли и относились как к моему врагу».

Ошо продолжает:

«Это убийство оказалось полезным. На момент смерти эти три дня остались свободными. После всех моих отчаянных попыток достичь просветления в той жизни я стал способен достичь его в этой жизни. После того как я прожил двадцать один год, это стало возможным в течение тех трех дней. Для каждого из тех трех дней мне пришлось прожить по семь лет этой жизни».

Воспоминание о предыдущей жизни Ошо приоткрывает нам всю значимость того, существует ли после смерти возрождение и существует ли какое-то основание под теорией реинкарнации. Разъяснение Ошо основано на его личном опыте и делает это разъяснение особенно значимым для тех, кто идет по дороге духовности, а также для тех, кто трудится на ниве парапсихологии и измененных состояниях сознания.

Каким образом человек возрождается в новом теле? Как возрождается Будда? Как возродился Ошо? Каким образом он отмерил промежуток времени в семь веков между его предпоследним рождением и этим? Это те вопросы, на которые Ошо дал обстоятельные ответы.

«У меня есть способность к внутреннему видению, - говорит Ошо, - каждый Будда обладает внутренним видением. Когда на свет появляется человек, подобный Будде, он рождается полностью осознающим себя. Даже находясь в утробе матери, он уже осознает себя».

Что касается Ошо, смерть в норме происходит в бессознательном состоянии, состоянии, в котором умирающий полностью неспособен осознавать или наблюдать наступление смерти. Наблюдение за умиранием возможно только, если умирающий имеет большой опыт глубокой медитации, при которой он мог видеть свое тело отделенным от сознания. Ошо объясняет, что значит умирать и возрождаться, полностью осознавая это:

«Если вы в вашей текущей жизни способны умирать, пребывая в полном сознании, то есть не теряя сознания, когда вы умираете, вы наблюдаете каждую стадию умирания, вы ощущаете каждый шаг и остаетесь в полнейшем осознании того, что ваше тело умирает, разум улетучивается, а потом вы вдруг видите, что вы уже находитесь вне тела и ваше сознание его покинуло. Вы видите лежащее мертвое тело и то, что вы плаваете вокруг него… Если вы способны осознавать это, когда вы умираете, это одна часть рождения, одна его сторона. Если в этой части вы чувствуете себя осознанно, вы будете осознавать себя и во время зачатия. Вы будете виться около пары, занимающейся любовью, находясь в абсолютном сознании. Вы войдете в утробу совершенно осознанно. Ребенок будет зачат в осознании того, что происходит.

…Находясь в течение девяти месяцев в материнской утробе, вы будете все осознавать. И не только вы осознаете, что происходит. Но когда дитя, подобное Будде, находится в утробе матери, меняется и личность матери. Она тоже становится более сознательной… мать немедленно ощутит свою большую осознанность».

Говоря о своем собственном опыте, Ошо соглашается со святыми, такими как Будда и Махавир, в том, что два величайших вида страдания - это рождение и смерть. Ошо делает шаг вперед и добавляет, что боль при рождении намного острее и существеннее, чем при смерти. Он продолжает, начиная с того, что:

«Если вы доверяете мне, я скажу вам, что боль (при новом рождении) гораздо сильнее, чем при умирании… И так оно и должно быть, потому что рождение дает начало смерти… Рождение есть начало страданий, смерть - их окончание. Рождение должно быть болезненнее - и так оно и есть! И после девяти месяцев полного покоя, расслабленности, безмятежности, ничегонеделания следует неожиданный удар - тебя выбрасывают наружу, оттуда, куда ты больше никогда не вернешься, это такой удар по нервной системе. Никогда более!»

Ошо при повторном рождении пришлось столкнуться со сложностями. Самое большое препятствие - это найти подходящую утробу.

«Для каждой личности, достигшей определенной степени развития, - говорит он, - достаточно сложно выбрать себе для следующего рождения подходящих родителей».

Ошо поясняет, что во времена Махавира и Будды, когда люди в целом имели более высокие духовные качества и обладали более продвинутыми в развитии душами, найти подходящих родителей было легче. В случае Ошо решающим обстоятельством было время ожидания до появления подходящих родителей. В Дадде и Сарасвати он встретил идеальных родителей вследствие их духовных качеств, любящей натуры и высокой степени осознанности.

Ошо ждал 700 лет, чтобы подыскать себе для нового рождения подходящую пару, он объясняет, как он вычислил этот промежуток в 700 лет. Однако он сначала пояснил различие между исчислением природы времени, которое продвинувшаяся в развитии душа находится в теле, и тем, сколько она является чистым сознанием:

«Отсчет начинается только с тела. Вне тела срок существования не имеет значения, семь лет прошло или семь веков. Только с обретением тела разница начинает иметь смысл».

Следовательно, чтобы вычислить промежуток между последней смертью и следующим рождением, он применял косвенный способ: он исчислял время, потраченное на то, чтобы осмыслить, кем был в прошлых жизнях и кем бы он мог стать далее после нового рождения.

«Полагаю, что я знаю ту выдающуюся личность, которой я был в течение моей жизни семьсот лет назад. В тот промежуток времени, пока у меня не было тела, она могла родиться десять раз. Таким образом, существуют воспоминания о ее десяти прошлых рождениях. Единственно исходя из этих воспоминаний, я могу вычислить, сколько лет я находился без тела».

Поясняя разницу между временем, которое личность находится в теле и в «нетелесном» состоянии, Ошо говорит:

«Это несколько похоже на следующее: в один прекрасный момент я засыпаю и вижу сон. Во сне я вижу, что прошли годы, а через некоторое время вы будите меня и говорите, что я задремал… Во сне эти несколько лет могли пролететь мгновенно. Временная шкала времени сна иная… Если, очнувшись от сновидения, тот, кто этот сон видел, не имеет возможности определить, когда он заснул, тогда будет трудно определить продолжительность времени его сна. Это можно сделать только с помощью часов, например, если в предыдущий раз я проснулся в одиннадцать часов, а сейчас встал, когда на часах только одна минута двенадцатого. Другими словами, я могу узнать это только потому, что вы тоже были здесь со мной (в одно и то же время со мной); другого способа узнать это нет. Следовательно, только таким образом было определено, что прошло семьсот лет».

Ошо делает упор на то, что в отношении духовного роста людям чрезвычайно важно знать об их прошлых жизнях, чтобы они могли начать свои поиски с того места, где они закончили их в прошлом. Так они смогут сберечь значительные запасы энергии и время, предназначенные для поисков Истины в текущей жизни. Он объясняет:

«Таким образом, то немногое, что я рассказал вам о моей предыдущей жизни, происходит не от того, что она имеет какую-то ценность или вам надо что-то обо мне знать.

Я рассказал это только потому, что вы размышляете о самих себе и нацелены на поиски своих прошлых жизней. Те моменты ваших прошлых жизней, которые вы узнаете, станут для вас духовной революцией и эволюцией. Потом вы начнете с того места, на котором закончили в предыдущей жизни; в противном случае вы потеряетесь в бесконечных жизнях и никуда не придете. Каждая следующая жизнь станет повторением предыдущей».

Ошо рос как всякий обычный ребенок, и все же в нем было нечто совершенно уникальное, отличавшее его от других детей. С самого раннего возраста одной из выдающихся черт его характера была нацеленность на эксперимент. Его интерес к людям, его тонкие наблюдения человеческой натуры, его творческое отношение к действительности и его собственные поиски «настоящего» являлись факторами, непосредственно и прямо определившими его полную экспериментами жизнь.

Его поиски привели к его необыкновенным озарениям относительно окружавшего его мира и человеческой души. С каждым озарением он все ближе и ближе подходил к пониманию, «что есть что».

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Новая семья и семья военная В 1943 году, когда освободили Миргородский район, двух сестер Василия взяла на воспитание средняя сестра их матери, а маленького Васю с братом забрала младшая. Муж сестры был заместителем начальника Армавирского летного училища. В 1944 году его

Из книги Красный истребитель. Воспоминания немецкого аса Первой мировой войны автора Рихтхофен Манфред фон

МОЯ СЕМЬЯ Семья Рихтхофен ранее не принимала активного участия в войнах. Фон Рихтхофены всегда жили в деревне. Мало кто из них не имел поместья. Если же кто-то не жил в деревне, то, как правило, состоял на государственной службе. Мой дед и все предки до него имели

Из книги Моя жизнь с отцом Александром автора Шмеман Иулиания Сергеевна

Моя семья Я прерву свой рассказ для того, чтобы рассказать и о своей семье. Ведь после той судьбоносной встречи на лестнице церкви Св. - Сергиевского института мы провели вместе сорок три года, пока 13 декабря 1983 года Александр не оставил нас, чтобы пребывать «в месте

Из книги Штурмовик автора Кошкин Александр Михайлович

Семья Кошкин Александр Михайлович родился в 1960 году в селе Дубровка Николаевского района Ульяновской области в семье рабочих.Отец, Михаил Иванович, после увольнения из действующей армии в 1948 году, работал шахтером в Кузбассе, рабочим в колхозе, нотариусом в райцентре.

Из книги Одиссея Пола Маккартни автора Бокарев Владимир

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

СЕМЬЯ …Царствование Николая I.1825 Родился в с. Ольховатке Воронежской губ. Острогож. уезда от Георгия и Ефросинии Чеховых.1830 Помню, что мать моя пришла из Киева и я ее увидал.1831 Помню сильную холеру, давали деготь пить.1832 Учился грамоте в с <ельской>. школе, преподавали по

Из книги Леонид Кучма [Настоящая биография второго Президента Украины] автора Корж Геннадий

2. Семья Людмила Кучма Поначалу отношение украинцев к Людмиле Кучме было скорее прохладным. Но ее умение общаться с людьми и безупречный стильный гардероб изменили первоначальное мнение. Помогло и то, что если было нужно, она переходила на украинский. В поездках по стране

Из книги Информационные технологии в СССР [Создатели советской вычислительной техники] автора Ревич Юрий Всеволодович

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

Семья «Семья – это очень серьезно, семья человеку заменяет всё. Поэтому, прежде чем завести семью, необходимо как следует подумать, что для вас важнее: всё или семья» Ф. Раневская Фаина Раневская родилась в Таганроге в зажиточной еврейской семье. Ее отец Гирш Хаймович

Из книги Мемуары последней Императрицы автора Романова Александра Фёдоровна

Семья и дом Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что

Из книги Меня зовут Вит Мано… автора Мано Вит

Из книги Моя мать Марина Цветаева автора Эфрон Ариадна Сергеевна

Из книги Мемуары Ники и Аликс автора Романов Николай (II)

ЕЕ СЕМЬЯ Марина Ивановна Цветаева родилась в семье, являвшей собой некий союз одиночеств. Отец, Иван Владимирович Цветаев, великий и бескорыстный труженик и просветитель, создатель первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств,

Из книги Бунин без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

ЕЁ МУЖ. ЕГО СЕМЬЯ В один день с Мариной, но годом позже - 26 сентября ст. 1893 года - родился ее муж, Сергей Яковлевич Эфрон, шестым ребенком в семье, где было девять человек детей.Мать его, Елизавета Петровна Дурново (1855–1910), из старинного дворянского рода, единственная дочь

Из книги автора

Семья Николай II Николай IIКакую радость мне доставило твое милое письмо. Мой «старик» положил его в моем купе на стол, где я и нашел его после обеда, а вечером перед тем, как лечь спать, такой приятный сюрприз от нашего Малыша. Крохотный башмачок и перчаточка так сладко им

Из книги автора

Семья Предки Иван Алексеевич Бунин:Рождение никак не есть мое начало. Мое начало и в той непостижимой для меня тьме, в которой я был от зачатия до рождения, и в моем отце, в матери, в дедах, прадедах, пращурах, ибо ведь они тоже я .Вера Николаевна


Ошо О Детях

Выбрала отрывки, которые позволят попробовать следовать Идее ОШО: воспитать в себе нового ребенка!

**********
Разумные, чувствительные, творческие люди по-прежнему стремятся ощутить тот рай, который они когда-то знали и о котором у них, к сожалению, остались лишь слабые воспоминания. Они снова начинают искать его.

Поиск рая - это новый поиск детства. Конечно, ваше тело уже никогда не будет детским, однако ваше сознание может быть таким же чистым, как сознание ребенка. В этом весь секрет мистического восхождения: стать опять как ребенок, невинным, незасоренным знанием, ничего не знающим, сознающим все, что происходит вокруг, с огромной любознательностью и чувством таинственного, которое невозможно утратить.

*Непоседливость

Каждый миг жизни должен быть наполнен драгоценным творчеством. Не важно, что вы творите - пусть даже это будет дворец из песка на морском берегу, - но, что бы вы ни делали, все должно базироваться на вашей непоседливости и радости.

*Разумность

И в этом вся функция медитации: забраться поглубже в себя. Это метод погружения в себя до тех пор, пока вы не встретитесь с живой водой разума, пока вы не обнаружите источники своего собственного разума. Только когда вы вновь обнаружите в себе ребенка, только тогда вы поймете, почему я опять и опять подчеркиваю, что дети действительно разумны.

Прохожий спрашивает мальчика:
- Сынок, можешь сказать, сколько времени?
- Конечно, только зачем оно вам? Оно ведь постоянно меняется!

Маленький Пьерино возвращается из школы в приподнятом настроении.
- Малыш, ты выглядишь просто счастливым. Тебе нравится школа?
- Не говори глупостей, мама. Просто не стоит путать поход в школу и возвращение домой!

В гостиной после обеда отец делится воспоминаниями с сыновьями:
- Мой прапрадед принимал участие в войне Роз, мой дядя воевал против кайзера, мой дедушка воевал в Испании против республиканцев, а отец во Второй мировой войне сражался с немцами.
- Черт, - ответил самый младший. - Что происходит с этой семьей? Они ни с кем не могут найти общего языка!

*Невинность

Маленькие дети невинны, но они не приобретали невинность, она естественна. Они невежественны, но их невежество лучше, чем так называемое знание, потому что знающий человек просто прикрывает свое невежество словами, теориями, идеологиями, философиями, догмами, кредо. Он пытается спрятать свое невежество, но царапни его чуть-чуть, и вы не обнаружите внутри ничего, кроме мрака, ничего, кроме невежества.

Невинность - это и смелость, и ясность видения. Невинному нечего бояться. То же касается и ясности видения, ибо нет ничего более ясного, более чистого, чем невинность. Вопрос заключается в том, чтобы защитить свою невинность. Ее нельзя достигнуть. Ей нельзя обучиться. Она - не проявление таланта, как в рисовании, музыке, поэзии, скульптуре. Она скорее похожа на дыхание, с которым вы рождаетесь.

Невинность присуща природе каждого. Все рождаются невинными. Как можно родиться иначе, чем невинным? Вы появились на свет как чистая доска, на которой ничего не написано. У вас нет прошлого, только будущее. Вот что означает невинность. Вначале попытайтесь понять все качества невинности.

Необходимо, чтобы каждая семья училась у детей. Вы очень спешите обучать их. Никто у них не учится, но им есть чему вас поучить. Вам же их учить нечему. Из-за того, что вы старше и сильнее, вы начинаете их подгонять под себя, не задумываясь о том, кто вы есть на самом деле, чего вы достигли, каков ваш статус в мире духа. Вы бедны - и вы хотите того же для ваших детей?

Никто не утруждает себя размышлением, иначе учились бы у детей. Дети несут в себе очень многое из другого мира, ведь они только что появились. Они по-прежнему несут тишину матки, тишину самого существования.

*Обусловленность

Каждый ребенок рождается с такими великими возможностями и потенциалом, что, если не мешать и помогать развивать их индивидуальность без помех, у нас будет прекрасный мир, у нас будет невероятное число гениев. Гениев мало, но не потому, что гении редко рождаются, вовсе нет, а потому, что очень трудно избежать сетей общественного сознания. Лишь один раз в века кому-то удастся избежать его когтей.

Те немногие, кто шел за Гаутамой Буддой, были настоящими буддистами. Однако в мире сегодня миллионы христиан и миллионы буддистов, но все они ненастоящие, псевдо-последователи. Они вынуждены притворяться - их к этому принудили. Они окутаны определенной религиозной идеологией, затем их окутывают определенной политической идеологией: им говорят, что они индусы, что они иранцы, что они китайцы, что они немцы; им навязывается определенная национальность.

А человечество едино, и Земля одна. Однако политики не хотят единения - еще бы, ведь в объединенном мире им придется исчезнуть вместе со своими взглядами. Куда же им податься тогда - всем этим президентам и премьер-министрам? Они могут существовать только в разделенном мире.

Каждый ребенок рождается разумным, чистым, искренним , а мы начинаем заваливать его всяким мусором.

У него есть больше прав, чем у его родителей, ведь он только начинает свою жизнь. Разум родителей уже затуманен, они уже стали калеками, они уже не могут без костылей. У него есть право оставаться самим собой. Ему нужно уединение, но родители не позволяют ему этого, они очень боятся детского уединения. Они постоянно суют свой нос в его дела, им хочется во все вставить свое слово.

Ребенок нуждается в уединении, ибо все прекрасное растет в уединении. Запомните это самый фундаментальный закон жизни. Корни находятся под землей, и, если вы их вытащите на поверхность, они начнут сохнуть.

Ему нужно уединение, полное уединение. Ребенок развивается в утробе матери в темноте, в уединении. Все растущее нуждается в уединении. Взрослому уже не так нужно уединение, потому что он уже вырос, а вот ребенку оно очень нужно. Но его никогда не оставляют наедине с собой.

Ребенку нужно много уединения, как можно больше, максимум свободы, чтобы он мог развивать свою индивидуальность без помех. Но мы постоянно врываемся в его жизнь. Родители спрашивают: "Чем ты занимаешься? О чем ты думаешь?" Их интересуют даже мысли. Они хотят заглянуть даже в ум.

Ребенку необходима огромная свобода. Родители могут только помогать ему, но не вмешиваться. Пусть делает то, что хочет. Нужно лишь следить за тем, чтобы он не повредил себя или других, этого вполне достаточно. Излишек этого всего будет отвратительным.

Детям нравится, когда их оставляют в покое, для их роста необходимо пространство. Да, родители должны быть начеку, должны быть внимательными, чтобы ребенок не поранил себя, но то вмешательство, о котором мы вели речь, негативно, родителям нельзя во все совать свой нос. Они должны привить ребенку стремление к истине, но не свое трактование этой истины. Нельзя ребенка учить правде, но нужно учить искать ее. Нужно учить поиску, нужно учить стремлению к исследовательству, нужно учить приключениям.

Ребенок не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Мы учим его этому. Мы учим его по своим меркам. Одно и то же может быть правильным в Тибете и неправильным в Индии, одно и то же может быть хорошим у вас в доме и плохим в доме соседа. Но вы заставляете ребенка верить вам: это правильно, делай так. Ребенка хвалят, когда он делает это, и ругают, когда он этого не делает. Когда он ходит за вами, вы довольны, вы гладите его; когда он не ходит за вами, вы злитесь и мучаете его, бьете его, не кормите его, не любите его.

Понаблюдайте за любым ребенком. Каждый сопротивляется, борется до конца, доставляет столько хлопот родителям, каждый ребенок очень старается избежать этого уродливого механизма. Но, в конце концов, родители побеждают, потому что они сильнее. Это просто вопрос силы и бессилия.

Не удивительно, что, став взрослыми, дети начинают мстить родителям. Эта реакция естественна. Очень трудно простить ваших родителей, вот все общества и учат уважать их. Не можете простить их, то хотя бы уважайте их; не можете любить их, то хотя бы уважайте их. Однако это уважение фальшиво, формально. Глубоко внутри вы остаетесь недовольны.

*Воспитание нового ребенка

Реальное лицо ребенка настолько ценно, что любая проблема - чепуха. Оно настолько бесценно, что, сколько бы вы за него ни заплатили, это по-прежнему дешево; вам оно достается бесплатно. И однажды вы увидите реальное лицо вашего ребенка, первозданное, такое же красивое, с каким он появился на этот свет, с той же невинностью, ясностью, радостью, весельем, живостью... Чего же вам еще нужно?

Вам нечего дать ребенку, вы можете только взять. Если вы действительно хотите сделать ребенку подарок, то единственным подарком будет невмешательство. Рискните, разрешите ему познавать неизвестное, неизведанное. Это нелегко. Страх сковывает родителей - кто знает, что случится с ребенком?

Дети заслуживают всяческого уважения, они такие свежие, такие невинные, они так близки божественному духу. Настало время уважать их, а не заставлять их уважать всяких проходимцев, плутов, мошенников, полных дерьма, и только потому, что они пожилые.

Я бы сделал все наоборот: уважайте детей, ибо они ближе к источнику, а вы дальше. Они все еще оригиналы, а вы - копии под копирку. Понимаете ли вы, куда может привести уважение к ребенку? Благодаря любви и уважению вы спасете их от неправильных поступков, не из-за страха, а благодаря любви и уважению.

Все происходит легче, когда вы любите. Не спрашивайте "как", потому что тогда вы будете искать метод, методологию, технику, а любовь - это не техника.

Любите своих детей, наслаждайтесь их свободой. Пусть они ошибаются, помогайте им разобраться, где они допустили ошибки. Скажите им: "Ошибаться не страшно, делайте побольше ошибок, потому что через ошибки мы учимся. Но не делайте одну и ту же ошибку, потому что это глупо".

Каждый ребенок знает, что родители видят мир по-другому. Это абсолютно точно. У него другие ценности. Он собрал камешки на морском берегу, а родители говорят: "Выбрось. Почему ты зря тратишь время?" Для него они такие красивые. Он видит разницу. Он видит, что у них разные ценности. Родители гоняются за деньгами, а он хочет собирать бабочек. Он не понимает, почему вы так заинтересованы в деньгах. Что вы будете с ними делать? А родители не понимают, что он будет делать с бабочками или цветами.

Каждому ребенку становится известна эта разница. Его нужно оставить в покое. Это вопрос некоторой смелости, присущей и детям. Но в обществе отвергается даже такое прекрасное качество, как детская смелость.

Есть семьи на земле, совсем немного, не более одного процента, которые действительно красивы, действительно взаимовыгодны, в них есть место росту, нет главенства, борьбы за власть, нет собственности; семьи, где не унижают детей, жена уважает мужа, а муж уважает жену, где есть любовь и есть свобода, где собираются вместе только из-за радости, а не по каким-то корыстным мотивам, где нет политики. Да, такие семьи существовали на земле и они все еще есть. Таким людям не надо ничего менять. В будущем они будут продолжать жить в семьях.

Но для большинства семья - это ужас. Спросите психоаналитиков, и они вам скажут: "Все умственные расстройства имеют семейную причину. Все психозы, неврозы имеют семейную причину. Семья создает умственных калек".

*Подростки

Почему новое поколение стало такой проблемой для родителей?

Потому что новое поколение более разумно. Отсюда все проблемы. Естественно, новое поколение должно быть умнее. Так развивается эволюция. Каждое новое поколение будет умнее предыдущего. Ваши дети будут мудрее вас, а ваши внуки мудрее детей.

Почему мы испытываем страх, и даже негодование по поводу того, что нам нужно брать ответственность на себя самих?

Потому что с самого детства вас учили не нести ответственность. Вас учили зависимости. Вас учили быть ответственными перед отцом, перед матерью, перед семьей, перед родиной, перед всякой чепухой. Однако вам не говорили, что нужно быть ответственным перед собой, что никто не возьмет на себя вашу ответственность.

Сейчас вам нужно будет постараться не вмешиваться в чужую жизнь, вот что такое ответственность. Вы не разрешаете другим вмешиваться в вашу жизнь, но и сами следите за тем, чтобы не вмешиваться в чужую. Вы не допускаете, чтобы кто-то руководил вашей жизнью, вы не хотите, чтобы ваша жизнь стала путешествием с гидом. Путешествие с гидом - это совсем не путешествие. Вы сами хотите найти дорогу. Вы хотите брести в лесу без карты, вам тоже хочется быть первооткрывателем, вам тоже хочется найти белые пятна.

*Примирение с родителями

Родители совершали свои ошибки двадцать, тридцать лет назад, а вы сердитесь сейчас. Ваш гнев никому не поможет; он только добавит боли. Я хочу объяснить вам механизм воспитания детей; вы должны понять: то, что случилось, должно было произойти. Поведение ваших родителей обусловлено их родителями. Трудно разобраться, кто должен нести ответственность. Так происходит от поколения к поколению.

Ваши родители повторяют путь своих родителей. Они - жертвы. Почувствуйте сострадание к ним и радуйтесь, что вы не повторите то же самое в своей жизни. Если вы захотите иметь детей, вы испытаете радость оттого, что вы в состоянии разорвать порочный круг, положить этому конец. Вы не повторите этих ошибок в воспитании своих или чужих детей.

*Пожалейте родителей.

Они старались, они сделали все, что было в их силах, но они не знали, как работает психология. Вместо того чтобы учиться, как стать матерью или отцом, их учили, как стать христианином, марксистом, портным, сантехником, философом - все это хорошо и в жизни необходимо, но при этом отсутствует главное. Если вы планируете завести детей, то вам, прежде всего, необходимо научиться быть отцом и матерью.

А гневаться на беспомощных людей просто неправильно. Это несправедливо и, более того, вредно для вас. Вы можете помочь им только одним: стать личностью, о которой я говорю, более сознательной, осознающей, любящей. Видя вас, они изменятся сами. Видя ваше радикальное изменение, они задумаются над своими ошибками. Другого пути нет. Вы не сможете изменить их разумом. Они станут спорить с вами, а спор не может никого изменить. Только харизма, личный магнетизм в состоянии изменить людей. Тогда все, к чему вы прикасаетесь, становится золотым.

Не тратьте напрасно силы и время на гнев и борьбу с прошлым, которого уже нет, направьте всю свою энергию на то, чтобы чудесным образом изменить себя. Когда ваши родители увидят это, они будут тронуты новыми качественными изменениями в вас, которые не могут не произвести впечатления, - ваши свежесть, понимание, необусловленная любовь, доброта даже там, где, казалось бы, нужно сердиться.

*Медитация

Медитация - это природное состояние, которое было нами утеряно. Это потерянный рай, но его еще можно вернуть. Посмотрите в глаза ребенка, посмотрите, и вы увидите невероятную тишину и чистоту. Каждый рождается в состоянии медитации, но его стараются приспособить к жизни в обществе: его учат думать, считать, быть аргументированным и логичным; его учат словам, языкам, понятиям. Постепенно он теряет контакт со своей чистотой. Общество его загрязняет и отравляет. Он становится эффективным механизмом, он перестает быть человеком.
Нужно лишь одно - восстановить утраченное. Вам это уже было знакомо, и вы удивляетесь, когда впервые познаете состояние медитации, - оно кажется вам известным. И это так, вы знали его раньше. Вы просто забыли. Бриллиант затерялся в куче мусора. Но если вы разгребете все, то найдете его - ведь бриллиант принадлежит вам.

На самом деле его нельзя потерять, его можно только забыть. От рождения мы умеем медитировать, но затем теряемся в умствованиях. Однако наша душа спрятана глубоко, как подземное течение. Достаточно немного копнуть, чтобы обнаружить, что источник все еще есть, источник свежей воды. Найти его - величайшая радость жизни

*От ума к сердцу

Переходите от думанья к чувствованию. Лучше всего начать дышать от сердца.
В течение дня, когда вспомните, глубоко вдохните; почувствуйте расширение в середине грудной клетки. Почувствуйте, что вся Вселенная вливается в вас, в ваше сердце, и именно посередине - не слева, не справа... а точно посередине. Именно здесь находится центр сердца.
Мы не говорим о физическом сердце. Это совсем другое; мы говорим о неосязаемом теле.
Глубоко вдохните, минимум пять раз; вдохните, наполните сердце. Почувствуйте его посередине... Вселенная вливается в сердце... энергия, жизнь, божественность, природа... все вливается.
Затем сильно выдохните, опять из самого сердца, почувствуйте, что вы выдыхаете обратно во Вселенную то, что ранее вдохнули. Почаще повторяйте упражнение в течение дня.
Вы станете более чувствительным, более осознающим. У вас обострится обоняние, вкус, зрение, ощущения, слух; все станет ярче. Вы почувствуете, как жизнь пульсирует в вас.

*Возвращенный рай

Наша главная задача здесь - вернуть утраченное детство.

Когда я говорю "утраченное детство", то я имею в виду вашу чистоту, ваши глаза, полные удивления. Вы ничего не знали, ничего не имели, но чувствовали себя на вершине мира. Необходимо вернуть, восстановить те золотые моменты удивления, радости, когда не было волнения, напряжения, переживания.

Естественно, второе детство намного важнее первого. В первом невинность исходила от незнания, то есть она не была чистой, не принадлежала вам: это естественное качество любого ребенка. Второе детство - это ваше большое достижение, оно никак не является естественным. Во втором детстве вы становитесь невинным без незнания, оно появляется благодаря сумме ощущений. Оно зрелое, сознательное.

Вы блаженны, если чувствуете это. Второе детство - это как раз экзистенциональное значение медитации, отсюда начинается великая дорога домой - в дом, который вы никогда и не покидали, его невозможно покинуть, потому что это вы сами. Куда бы вы ни пошли, вы всегда там себя найдете.

Поиск самой вашей сердцевины - это, с одной стороны, величайшая невинность, а с другой - величайшая мудрость, когда-либо существовавшая на земле.

Стремитесь погулять с 2-3-летним ребенком, общайтесь с ним, смотрите, что он делает, как он идет, как он всем интересуется. Как сильно, каждую секунду он интересуется бабочкой, или цветком, или лающей собакой. Только ребенок знает, как надо жить, или еще тот знает, кто вновь стал таким же. А все остальное - страдания и ад.

Итак, представляйте себя трехлетним ребенком. Пусть это станет вашей реальностью, а ваш хронологический возраст - это социальный феномен, просто фасад. Снаружи будьте взрослым, а внутри - ребенком. Наедине с собой отбросьте эту взрослость, она не нужна. Ведите себя как ребенок. Играйте с малышами - это здорово.

Иногда возьмите их на прогулку, на берег моря или куда угодно, в сад; ведите себя так, как они, не заставляйте их вести себя по-взрослому. Следуйте за ними, и вы обнаружите в себе новое понимание мира.

Иногда вам станет страшно вести себя как ребенок, ведь вы становитесь таким чувствительным, открытым, что любой может вас обидеть. Вы опять становитесь беззащитным... но эта беззащитность прекрасна. Избегая этих ран, мы становимся жесткими, твердыми, как сталь, безжалостными. Такое поведение безопасное, но оно мертвое.

Сейчас вы находитесь в прекрасном состоянии! Оставайтесь в нем, постоянно тянитесь к нему. При любой возможности становитесь ребенком.


О том, как воспитывать детей, знают каждые молодые родители в ожидании ребенка. Но стоит только малышу вырасти из пеленок, они хватаются за голову с хрестоматийной фразой: «Ну, что мне с тобой делать?!» Ответ на этот вопрос искал «Первый Липецкий» в высказываниях философа, индийского духовного лидера Бхагавана Шри Раджниша, более известного миру под именем Ошо.



Уважайте детей. Дети заслуживают самого большого уважения, на какое вы только способны, потому что они так свежи, так невинны, так близки к божественному. Пора отдать им уважение, а не заставлять их уважать испорченных и развращённых людей - хитрых, лживых - просто потому, что они старше. Не заставляйте их уважать вас, потому что вы их папочка или мамочка. Дети будут слушать вас более внимательно, если вы уважаете их.

Любите своих детей и наслаждайтесь их свободой. Давайте им совершать ошибки , помогайте им увидеть, где они совершили ошибку. Скажите им: «Ошибайся, в этом нет ничего плохого, делай как можно больше ошибок, потому что только так ты чему-нибудь научишься. Но не повторяй одну и ту же ошибку снова и снова, потому что это оглупляет».

Помните: дети не взрослые, не ожидайте от них взрослых поступков. Они дети! У них совершенно иное видение, другая перспектива. Позвольте им быть детьми, потому что они никогда не будут ими снова. Теряя детство, каждый чувствует ностальгию, каждый чувствует, что те дни были райскими. Не мешайте своим детям.

Сама идея о том, что дети - ваша собственность, неверна. Они рождены через вас, но они не принадлежат вам. У вас есть прошлое, у них есть только будущее. Они не будут жить в соответствии с вами. Они должны жить, следуя самим себе - в свободе, в ответственности, в опасности, в сомнениях.

Родители жестоки, потому что хотят, чтобы дети были богатыми, знаменитыми, уважаемыми. Они хотят, чтобы дети осуществили их несбывшиеся мечты. Дети должны быть их продолжением. Вот откуда идёт жестокость. Отец начинает форсировать развитие ребенка в соответствии со своими желаниями. Он забывает, что ребёнок имеет свою собственную душу, индивидуальность, что у него свой собственный внутренний путь к расцвету. Это разрушает ребёнка.

Иногда вам сложно принять видение детей, потому что вы сами потеряли его. Ребёнок пытается залезть на дерево - что вы будете делать? Вы немедленно испугаетесь - он может упасть, он может сломать ногу, или что-то ещё может случиться. И из-за своего страха вы торопитесь остановить ребёнка. Если бы вы знали, какая это радость влезть на дерево, вы бы помогли ребёнку научиться лазить по деревьям.

Родители любят послушных детей. Знайте, что послушные дети - самые глупые. Непослушный ребенок - самый толковый, но учителя его не любят, общество не дает ему уважения, его проклинают. Ему остается либо пойти на компромисс с обществом, либо жить с чувством какой-то вины. Естественно, он будет чувствовать, что не принес счастья родителям, не принес им радости. Хорошенько запомните, что родители Иисуса не были рады ему, родители Гаутамы Будды не были рады Гаутаме Будде. Эти люди были такими понятливыми, такими независимыми - как таких можно было любить?

Да, родители должны быть начеку, должны быть внимательными, чтобы ребенок не поранил себя, но то вмешательство, о котором мы вели речь - негативно, родителям нельзя во все совать свой нос. Они должны привить ребенку стремление к истине, но не свое трактование этой истины. Нельзя ребенка учить правде, но нужно учить искать ее. Нужно учить поиску, нужно учить стремлению к исследовательству, нужно учить приключениям.

Каждый ребенок рождается с такими великими возможностями и потенциалом , что если не мешать и помогать развивать его индивидуальность без помех, у нас будет прекрасный мир, у нас будет невероятное число гениев. Гениев мало, но не потому, что гении редко рождаются, вовсе нет, а потому, что очень трудно избежать сетей общественного сознания. Лишь один раз в века кому-то удастся избежать его когтей.

Любите ребёнка потому, что он - жизнь, гость из неизвестного, который свил гнездо в вашем доме, в вашем существе. Будьте благодарны. Если вы действительно любите ребёнка, вы не будете навязывать ему свои идеи.

О детях. Ошо. Разумные, чувствительные, творческие люди по-прежнему стремятся ощутить тот рай, который они когда-то знали и о котором у них, к сожалению, остались лишь слабые воспоминания. Они снова начинают искать его.

Читать книгу О детях онлайн

Разумные, чувствительные, творческие люди по-прежнему стремятся ощутить тот рай, который они когда-то знали и о котором у них, к сожалению, остались лишь слабые воспоминания. Они снова начинают искать его.

Поиск рая - это новый поиск детства. Конечно, ваше тело уже никогда не будет детским, однако ваше сознание может быть таким же чистым, как сознание ребенка. В этом весь секрет мистического восхождения: стать опять как ребенок, невинным, незасоренным знанием, ничего не знающим, сознающим все, что происходит вокруг, с огромной любознательностью и чувством таинственного, которое невозможно утратить.

Качества ребенка

Детский опыт сопровождает мудрых людей всю жизнь. Они жаждут его снова - той же невинности, того же изумления, той же красоты. Сейчас он подобен далекому эху, сладкому сну.

Однако все религии рождаются из неувядающего детского стремления к чуду, правде, красоте, жизни, танцующей повсюду. В пении птиц, в красках радуги, аромате цветов, где-то глубоко внутри себя ребенок вспоминает о потерянном рае.

Не случайно во всех религиях мира есть притча о том, как когда-то человек жил в раю и по какой-то причине был вынужден покинуть его. Это разные истории, разные притчи, но они подчеркивают простую истину: эти истории поэтическим способом рассказывают о том, что человек был рожден в раю, а затем потерял его. Отсталые, глуповатые люди совсем забыли об этом.

Но разумные, чувствительные, творческие люди по-прежнему стремятся ощутить тот рай, который они когда-то знали и о котором у них, к сожалению, остались лишь слабые воспоминания. Они снова начинают искать его.

Поиск рая - это новый поиск детства. Конечно, ваше тело уже никогда не будет детским, однако ваше сознание может быть таким же чистым, как сознание ребенка. В этом весь секрет мистического восхождения: стать опять как ребенок, невинным, незасоренным знанием, ничего не знающим, сознающим все, что происходит вокруг, с огромной любознательностью и чувством таинственного, которое невозможно утратить.

Непоседливость

Никто не позволяет ребенку танцевать, петь, кричать и прыгать. По банальным причинам: что-то может разбиться, намокнет одежда, если он выбежит под дождь, - из-за подобных пустяков уничтожается великое качество души - непоседливость. Послушного ребенка все хвалят - родители, учителя, - а непоседливого все ругают. Его непоседливость может быть абсолютно безвредной, но его ругают из-за потенциальной угрозы непослушания. Если беспрепятственно позволять ребенку так резвиться, то он вырастет в бунтаря. Его будет трудно приструнить, нелегко заставить стрелять в других и уничтожить его самого.

Из ребенка-бунтаря вырастет бунтарь-подросток. Тогда его будет трудно заставить жениться и выбрать какую-то профессию, невозможно будет заставить выполнять невыполнимые желания и устремления родителей. Такой ребенок пойдет своей дорогой. Он будет жить так, как ему подсказывает внутренний голос, а не в соответствии с чужими идеалами. Вот почему с самого детства подавляется непоседливость. Она никогда не могла проявиться в полную силу. Вот вы и начинаете медленно выращивать в себе мертвого ребенка. Этот мертвец убивает в вас чувство юмора - вы не можете от души посмеяться, вы не можете поиграть, вы не можете радоваться мелочам жизни. Вы становитесь таким серьезным, что ваша жизнь, вместо того чтобы расшириться, начинает сужаться.

Каждый миг жизни должен быть наполнен драгоценным творчеством. Не важно, что вы творите - пусть даже это будет дворец из песка на морском берегу, - но, что бы вы ни делали, все должно базироваться на вашей непоседливости и радости.

Разумность

Разум не является чем-то приобретенным, это врожденное качество, оно является неотъемлемой частью самой жизни. Не только дети разумны, животные по-своему разумны, деревья по-своему разумны. Конечно, у них другой разум, потому что у них другие потребности, однако все, что живет, - разумно, и сейчас это установленный факт. Жизнь не может быть оторвана от разума, быть живым и быть разумным - синонимы.

Но человек находится в затруднении по простой причине - он также осознает свою разумность. Это - уникальная черта человека, его привилегия, его прерогатива, его слава, но она может быстро превратиться в агонию. Человек осознает, что он разумный, это осознание приносит свои проблемы. Первая из проблем заключается в том, что создается эго.

Эго существует только у человеческих созданий, и оно начинает расти параллельно развитию ребенка. Родители, школы, колледжи, университеты - все они старательно укрепляют эго по той простой причине, что человек веками вел борьбу за существование, и сильно укоренилась идея, глубокая подсознательная установка о том, что только сильное эго сможет выиграть в борьбе за жизнь. Жизнь просто превратилась в борьбу за существование. Ученые сделали ее еще более убедительной своей теорией о том, что выживают сильнейшие. Мы всячески помогаем ребенку укреплять его эго, и именно отсюда исходит проблема.

По мере укрепления, эго начинает обволакивать разум толстым слоем мрака. Разум - свет, эго - тьма. Разум деликатен, эго - грубо. Разум подобен цветку розы, эго - скале. Если хочешь выжить, как говорят так называемые знатоки, то ты должен быть твердым, как скала, лишенным чувствительности. Ты должен стать крепостью, настоящей цитаделью, чтобы отбивать все атаки снаружи. Тебе нужно стать непробиваемым.

Но тогда вы становитесь закрытыми. И тогда ваш разум начинает умирать, ведь для того, чтобы расти, увеличиваться и скользить, ему нужно открытое небо, ветер, воздух, солнце. Чтобы оставаться живым, ему нужно постоянно двигаться; остановившись, он медленно превращается в мертвую субстанцию.

Мы не разрешаем детям быть разумными. Прежде всего потому, что в таком случае они стали бы чувствительными, деликатными, открытыми. Разумные люди увидели бы всю ложь общества, государства, церкви, образовательной системы. Они начали бы бунтовать. Они бы стали личностями, их было бы трудно запугать. Их можно уничтожить, но нельзя поработить. Их можно растерзать, но нельзя заставить идти на компромисс.

С одной стороны, разум очень нежен, как цветок розы, с другой - у него есть своя сила. Однако эта сила тонкая, не грубая. Эта сила - сила бунта, бескомпромиссного отношения. Душа не продается.

Понаблюдайте за малыми детьми, и тогда вы не будете спрашивать меня - вы сами увидите их разумность. Да, они многого не знают. Если хотите, чтобы они были знающими, они не будут разумными. Если задать им вопрос информационного характера, они будут выглядеть глупыми. Но задайте им вопрос не на знания, требующий немедленного ответа, и вы увидите, что они намного разумнее вас. Разумеется, ваше эго не может позволить вам этого, но если это случится, то вы окажете им неоценимую услугу. Это поможет вам, это поможет вашим детям, потому что, видя их разумность, вы сможете у них многому поучиться.

Если общество попытается все же уничтожить ваш разум, оно не сможет сделать это полностью, оно лишь покроет его многослойной информацией.

И в этом вся функция медитации: забраться поглубже в себя. Это метод погружения в себя до тех пор, пока вы не встретитесь с живой водой разума, пока вы не обнаружите источники своего собственного разума. Только когда вы вновь обнаружите в себе ребенка, только тогда вы поймете, почему я опять и опять подчеркиваю, что дети действительно разумны.

Мать готовит маленького Педро к вечеринке. Закончив расчесывать ему волосы, она поправила воротник и сказала:

Ну, иди, сынок Повеселись там... и веди себя хорошо!

Да ну, мам, - ответил Педро. - Ты сейчас решай, что мне делать!

Вы поняли смысл? Мать говорит:

Повеселись там... и веди себя хорошо!

А ребенок гениально отвечает:

Ты сейчас решай, что мне делать! Если я буду веселиться, то не смогу хорошо себя вести.

Мальчик очень хорошо видит противоречие, а его мать - нет.

Прохожий спрашивает мальчика:

Сынок, можешь сказать, сколько времени?

Конечно, только зачем оно вам? Оно ведь постоянно меняется!

Перед школой повесили новый дорожный знак "Внимание. Не раздавите школьника". На следующий день под ним кто-то по-детски нацарапал "Подождите учителя!"

Маленький Пьерино возвращается из школы в приподнятом настроении.

Малыш, ты выглядишь просто счастливым. Тебе нравится школа?

Не говори глупостей, мама. Просто не стоит путать поход в школу и возвращение домой!

Медленно идя в школу, мальчик молится:

Господи, умоляю, помоги мне в школу добраться без опоздания, умоляю тебя, помоги прийти в школу вовремя.

Ошо, или Бхагаван Раджниш, один из известнейших «реактивных гуру» планеты, наговорил томов двадцать разнообразной всячины.

Было время , его словам внимали с фанатизмом сектантов.

Было время - огулом обвиняли в пропаганде сексуальной распущенности, роскоши и даже биотерроризме.

Как любое более или менее значительное явление, Ошо неоднозначен и разнолик. Но вот в чем ему не откажешь - так это в умении кратко сформулировать очевидные, но нам самим незаметные истины.

Вот, например, что Ошо говорил о детях и родителях:

Ты слишком беспокоишься о том, как сделать ее счастливой , а поскольку у тебя не получается, ты становишься несчастной, а когда ты несчастна, то и она становится несчастной. Несчастье очень заразно - это болезнь.

Если вы несчастны, то все, кто вас окружает, имеет к вам отношение, особенно дети, становятся несчастными. Дети очень впечатлительны и хрупки.

Расслабься немного. Пусть дочь будет в детской среде, поиграет с детьми, а ты не спрашивай ее о счастье или несчастии. Лучше самой быть счастливой. Она будет счастлива, если увидит тебя счастливой.

Вы видели когда-нибудь ребенка, собирающего ракушки или камни? Только посмотрите на его страстность, посмотрите, как он увлечен, как он потерян. Это экстаз, это чудо, это весь религиозный опыт. Все дети религиозны, и все дети счастливы - при условии, что их не делают несчастными родители.

Раньше дети боялись родителей, теперь родители боятся детей - страх остается! Дело сдвинулось с точки, а страх остался; но отношения могут существовать, только когда нет страха. Любовь возможна только при отсутствии страха.

Нужно понять одно: родительский стиль жизни, как правило, становится образцом для подражания. То же, что делала твоя мать по отношению к тебе, и ты будешь делать по отношению к своему ребенку. Это естественно, и не нужно беспокоиться об этом, главное - все это осознавать.

Не перестарайся - вот что, я думаю, ты сейчас делаешь . Ты полагаешь, что всего недостаточно - ты не даешь достаточно любви, достаточно заботы, но ты можешь дать лишь то, что имеешь!

Как ты можешь дать больше? Делай максимум возможного, и если ты не можешь дать больше, то не отчаивайся, иначе твоя депрессия только навредит ребенку.

Уходящие поколения думают, матери думают, что они идут на великие жертвы ради детей. Они это открыто показывали. Это очень вредно, потому что любовь не должна быть долгом, об этом не говорят.

Вы любите потому, что счастливы. Вы ничем не жертвуете ради ребенка, вы делаете это потому, что вам нравится это делать.

Ребенок вам ничем не обязан, он не должен вам платить той же монетой. Тебе нравится быть матерью, значит, ты должна быть благодарна ребенку.

Иногда сердиться полезно. Ребенок должен знать, что его мать тоже человек, и она тоже может рассердиться. Если вы сердитесь, то и ребенок будет сердиться. Если вы никогда не злитесь, то ребенок будет чувствовать вину. Как злиться на мать, когда она всегда такая милая?

То, что хорошо в детстве, может быть очень опасным, когда детство заканчивается. Например, если ребенок вопит, то это можно понять, если он кричит, то это можно понять; однако если ему сорок или пятьдесят и он вопит и кричит, то это понять нелегко; он сам будет себя чувствовать неловко.

Лучший способ контролировать детей? Они будут хорошо себя вести, если вы впустите в жизнь немного хаоса.

Прыгайте, танцуйте и пойте, и они подумают: «Что случилось с мамой? Она что, с ума сошла? Если узнают соседи, что они подумают?» Они начнут контролировать вас и пытаться вас утихомирить!

Лучше всего контролировать их так: делайте то, что вам хочется, и разрешайте им то, что им хочется.

VELVET: Анна Северинец

  • Разделы сайта