Физическое и духовное здоровье человека в чем заключается? Психическое здоровье, социальное здоровье, духовное здоровье - индивидуальная программа оздоровления

На занятии с применением диалогических методов дети знакомятся с понятием «духовное здоровье», размышляют о его взаимосвязи с физическим здоровьем. Занятие направлено на осознание личной ответственности за свое здоровье и способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия на тему

«Духовное здоровье»

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п. Коминтерн»

Шепелина Салтанат Закаровна

Пояснительная записка.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «…воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению». Я считаю, что духовно-нравственное развитие и воспитание школьников - это основа образовательного процесса в целом, в том числе – это основа формирования ценностного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни. Поэтому занятие, посвященное духовному здоровью, будет очень актуальным.

Данную разработку можно использовать для проведения классного часа (4 кл. и старше). Кроме того, материалы разработки можно использовать на уроках по предметам «основы безопасности жизнедеятельности» и «основы здорового образа жизни» (региональный компонент). Можно включать тему «Духовное здоровье» в качестве вводного урока по этическому блоку программы по озож в нескольких классах и рассматривать это понятие, постепенно наполняя его новым содержанием. В полном объеме материал урока можно использовать в 7 классе, где по действующей программе предусмотрено изучение понятия «здоровье духовное».

Материал также может быть использован и на занятии кружка здорвьесберегающей направленности.

По типологии урок заявлен как «открытие новых знаний». С понятием «духовное здоровье» дети знакомятся в ходе эвристической беседы при доминирующей роли учителя, а вот его влияние на здоровье физическое открывают в ходе самостоятельной работы в группах.

Разработка будет полезна классным руководителям, учителям, преподающим основы здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Дидактическое обоснование

Тема: Духовное здоровье

Цель: на основе осознания понятия «духовное здоровье» способствовать совершенствованию личности школьников.

Задачи:

Формирование понятия «духовное здоровье», уяснение его влияния на здоровье физическое;

Развитие речи, мыслительных операций анализа, синтеза, конкретизации;

Воспитание стремления к укреплению своего духовного здоровья.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые технологии, методы и приемы: технология развития критического мышления; эвристическая беседа, самостоятельная работа, рассказ учителя; анализ высказываний мудрых, кластер, синквейн.

Формы организации детей: коллективная, групповая, парная

Ход урока

I этап. Вызов (актуализация опорных знаний, мотивация, формулирование темы).

Сегодня мы продолжим разговор о здоровье – величайшей ценности для человека. Прежде чем определить тему нашего занятия, давайте вспомним, что мы уже знаем о составляющих здоровья.

Используется прием «кластер». Дети уже много знают, о том, как беречь здоровье физическое. Они называют эти факторы. Учитель проводит стрелки от слова «физическое» и прикрепляет таблички с напечатанными словами.

Здоровье

Физическое?

двигательная активность;

Правильное питание;

Закаливание;

соблюдение правил личной гигиены;

Безопасное поведение;

Отказ от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

А сейчас мы поработаем с высказываниями мудрых и они помогут нам определить тему нашего урока и начать ее обсуждение.

1слайд. Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Джон Локк

Прочитайте 1ое высказывание. О чем говорится в нем? (…) «Здоровое тело» – это о здоровье физическом, а «здоровый дух» - как вы понимаете это словосочетание? (…) Речь идет о важнейшем компоненте здоровья человека – его духовном здоровье. Итак, тема нашего урока (кл. часа) – духовное здоровье . Кластер дополняется: духовное.

II этап. Осмысление

Что же подразумевается под этим понятием? Давайте снова обратимся к высказываниям мудрых:

2ой слайд:

Упавший духом гибнет раньше срока.

Омар Хайям

Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.

Эпиктет

О чем же говорится в этих высказываниях? (…) .

По мере ответов детей продолжается построение кластера (духовное здоровье - красота души, сила духа, душевное здоровье). Далее работа продолжается в виде беседы с наводящими вопросами, уточнениями и дополнениями учителя:

Человек – существо сложное. Для полного счастья ему нужно сначала удовлетворить свои самые необходимые, жизненные потребности – в пище, в крыше над головой, в тепле. Но как только все они удовлетворены, человеку хочется чего-то большего – успеха, признания, положительных эмоций, творчества, любви . Это духовная сфера жизни человека.

Может ли человек, не понимающий, для чего он живет, добиться успеха в жизни? (...) Значит, наличие смысла и целей в жизни – важнейшая характеристика духовной сферы человека. А в чем состоят эти цели, и как он их добивается - это уже характеристика его духовного здоровья.

Предположим, у двух молодых людей одна цель – поступить учиться на престижный факультет института. Один, не рассчитывая на свои силы, идет на платное отделение, а другой упорно готовится, и, пусть даже не с первого раза, но поступает благодаря собственным знаниям. Кто добьется больших успехов в профессии, а, значит, и признания? (…) Тот, кто больше знает и умеет добиваться поставленных целей. Благодаря чему он достигнет успеха? (...) Благодаря силе воли, упорству, трудолюбию, т.е. определенным чертам характера. Характер, конечно у всех разный. Можно ли его изменить – от каких-то черт избавиться, какие-то выработать в себе? (…) Работа над собой, самовоспитание или самосовершенствование – также важнейший показатель духовного здоровья человека.

Один из показателей духовного здоровья на нашей схеме мы обозначили как душевное здоровье. Чтобы не было повтора – «духовное здоровье – душевное здоровье» давайте уточним и исправим - эмоциональное или душевное равновесие. Человек находится в эмоциональном равновесии, когда у него на душе спокойно: нет тревог, нет переживаний, нет отрицательных эмоций. Длительное переживание отрицательных эмоций способно вызвать различные заблевания – неврозы, язвы, болезни кожи и сердечно-сосудистой системы.

Человек, находящийся в эмоциональном равновесии, умеет контролировать свои мысли и поступки, управлять своими эмоциями. Он умеет понимать окружающих. Он умет правильно оценить ситуацию и найти достойный выход из нее.

Человеку нужно осознавать, что постоянно сожалеть о прошлом и бояться будущих ошибок бессмысленно. Прошедшие события уже никак нельзя изменить, а будущее целиком зависит от настоящих действий . Кто понимает это – тот п онимает личную ответственности за собственную жизнь и развитие. Не нужно обвинять во всем судьбу. Все, что рано или поздно происходит, как плохое, так и хорошее, чаще всего является результатом собственных решений человека и сделанного им выбора.

Индийские учёные провели опрос людей, перенесших клиническую смерть. Они рассказывали, придя в сознание, что Светоносное Существо на роковом пороге задает человеку два вопроса: «Научился ли ты любить людей?» и «Научился ли ты получать знания?». Индийские ученые предположили, что возможно в этом кроется смысл человеческой жизни. Действительно, сильный духом человек любит людей , он никогда не отвечает местью на любое совершенное зло. Это не означает, что не следует добиваться справедливости и заслуженного наказания. Просто сила духа предполагает умение признавать собственные ошибки, понимать мотивы и чувства другого человека, прощать даже серьезные проступки.

А что касается получения знаний – об этом очень хорошо сказано в русской пословице «Век живи, век учись». Кроме того, получение знаний - это один из способов самосовершенствования, о котором мы уже говорили. Учеными доказано, что люди, постоянно занятые умственным, творческим трудом, обладают более крепким здоровьем и дольше живут.

Давайте теперь определим взаимосвязи между компонентами духовного здоровья, между компонентами духовного и физического – проведем стрелки и обоснуем. (Примеры возможных детских рассуждений: если человек любит людей, он не будет обвинять их в своих неудачах, это связано с пониманием личной ответственности за свое развитие; если человек знает о вреде курения и имеет сильный характер, он не начнет курить; красота души – это доброта, милосердие, т.е. любовь к людям, положительные черты характера и т.д.)

Здоровье

Физическое Духовное

двигательная активность; красота души

Правильное питание; сила духа

Закаливание; смысл жизни

соблюдение правил личной гигиены; самовоспитание

безопасное поведение; эмоциональное равновесие

Отказ от употребления алкоголя, ответственности за свою жизнь и развитие

наркотиков, курения. любовь к людям

получение знаний

Итак, можно сделать вывод, что духовное здоровье человека – это здоровье его разума, это его ценности, убеждения и его отношение к окружающему миру.

Также как и физическое, духовное здоровье может быть крепким и слабым. Если физическое здоровье зависит от состояния органов, то духовное - от того, видит ли человек смысл своей жизни, в чем он состоит, как он их добивается; хочет ли он добиться признания со стороны окружающих и какими способами он это делает, какие у него желания, с добротой или со злом смотрит на жизнь, на людей и т. д.

Поработаем в группах. Каждая группа получит по 2 высказывания великих людей о духовном здоровье. Ваша задача:

  1. Объяснить, как вы поняли эти высказывания.
  2. Привести примеры из жизни, из книг или фильмов или просто свои рассуждения, подтверждающие эти высказывания.
  3. Сделать выводы.

Высказывания для 1 группы:

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

Гиппократ

Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.

Бокаччо Д.

Высказывания для 2 группы:

Надежда выздороветь - половина выздоровления.

Вольтер

У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.

После обсуждения в группах дети делятся своими мыслями, примерами, выводами. (Если учащиеся затрудняются, учитель может наводящими вопросами натолкнуть на соответствующие мысли, например: Какие люди чаще всего начинает злоупотреблять алкоголем, и тем самым губят свое физическое здоровье? (Не нашедшие смысла своей жизни, слабохарактерные, не увлеченные каким-либо интересным занятием и т.д.).

Основные выводы, к которым нужно подвести детей:

- духовно здоровые, сильные духом люди быстрее выздоравливают;

Необходимо заниматься самовоспитанием, тренировать свою душу.

Итак, проводим еще одну стрелку в нашем кластере: физическое и духовное здоровье взаимосвязаны.

И в подтверждение я бы хотела вам рассказать об удивительной женщине, нашей современнице, которой духовное здоровье и работа над его укреплением помогли преодолеть страшное заболевание.

Рассказ учителя: « В Киеве живет удивительная женщина Ривиль Кофман, которая, заболев страшной болезнью, в результате которой теряется чувствительность нервных клеток, не должна была выжить. Ее пять лет лечили в больницах. Печень Ривиль уже расслаивалась от побочных эффектов лекарств. Зрение падало, речь становилась сбивчивой, передвигалась она преимущественно на костылях. По прогнозам врачей в ближайшее время их пациентку ожидала слепота, немота, полная неподвижность и смерть. Но уход от жизни не входил в ее планы. И она начала работать над собой. С точки зрения медицины Ривиль занялась глупостями. Она боролась с болезнью творческим мышлением. В своем воображении она купалась под струями небесного водопада, вымывавшими болезнь из каждой клеточки. Каждый день она представляла, как рота бравых солдатиков специальными насосами чистит ее печень, высасывая из нее склеротические бляшки. Разговаривала со своим организмом, убеждала больные клетки жить в гармонии со здоровыми. Это было гораздо сложнее, чем выпить таблетку. Она представляла себя на операционном столе на небесах. Консилиум хирургов-ангелов принял решение менять печень Ривиль не всю и полностью, а по частям. И она фантазировала о том, как долька за долькой орган восстанавливается. Когда спустя пару лет ее направили на УЗИ, врач не поверил своим глазам: печень была здорова.

«Я поверила в свои внутренние силы, в то, что мой организм - это красивая машина, которая устала от заправок плохим бензином, - объясняет Ривиль. - И начала работать со своим телом сама. Всегда просыпалась в хорошем настроении, здоровалась со всеми своими органами, чем, кстати, занимаюсь и по сей день. Делала утреннюю зарядку своих мыслей и органов. Я завела дневник добрых дел, и стала искать тех, кто слабее меня, кому могу помочь».

Больше года прикованная к постели Ривиль, увидела по телевизору репортаж о детях, больных лейкозом. И их глаза... Так в жизни безнадежно больного человека появилась цель. «Их надо заставить улыбаться! - сказала Ривиль дочке Юле, - и я знаю, как я это сделаю!» Когда, прикованная к кровати, она задала себе вопрос: «Какое важное дело ждет меня на этом свете, ради чего стоит бороться со смертью?», она поклялась сама себе, что встанет на ноги – будет всю жизнь спасать неизлечимо больных детей. Ведь они сами не могут понять, что с ними происходит, что от них хочет болезнь. Поэтому им надо помочь. «Пальцы еще меня плохо слушались, но я смастерила первых двух кукол и направилась с ними в детское онкоотделение (больница для больных раком – примечание учителя ) Киева. Позже эти визиты вошли в систему. Разговаривала с детьми, расспрашивала о самочувствии, улыбалась, песни пела вместе с ними, показывала представления, сочиняла сказки. Одна из них - о бешеной раковой клетке баракабале, пришелице с другой планеты, которую все боятся, но она на самом деле сама боится нас». Больничная жизнь ребят, проходящих химиотерапию, не блещет радостными событиями и разнообразием. Добрая фея Ривиль со своими постановками вырывала детвору из угнетающей атмосферы. Она работала со всеми вместе и с каждым по отдельности, и результаты потрясали.

Ривиль не позволяла близким себя жалеть, перестала себя считать больным человеком. Вскоре к ее ногам вернулась чувствительность. «Главный принцип победы над болезнью - не ставить ее на трон, иначе она завоюет всю вашу территорию, будет требовать жертв и поклонения».

Стимулом, который шаг за шагом отдалял Ривиль от ее страшного диагноза, была сама жизнь, желание делать что-то хорошее и полезное».

А меня поразило еще то, что именно болезнь подтолкнула ее к тому, чтобы помогать больным детям. Ведь она поняла, что может бороться с болезнью, а маленьким детям в этой борьбе нужна помощь. Так что получилось взаимовлияние духовного и физического здоровья.

III этап: Рефлексия

Работа в парах. Давайте составим синквейны по теме нашего занятия. У каждой пары получится свой синквейн. Они помогут нам определить, что самое важное для себя узнали вы по теме сегодняшнего урока (кл. часа, занятия).

Выслушиваются составленные синквейны с краткими комментариями типа «Замечательно. Интересно. Логично».

Примеры синквейнов:

Духовное здоровье Духовное здоровье

Добрый, сильный духом Умный, отзывчивый

Любить, узнавать, воспитывать Учиться, уважать, сочувствовать

Духовное здоровье – это красота души Духовное здоровье – это здоровье ума

Душа Ум

Если дети не спросят о третьей стрелке в кластере «Здоровье», учитель может сам нацелить детей на поиск информации (в старших классах): о третьей составляющей человеческого здоровья вы можете узнать в Интернете, а затем мы обсудим этот вопрос в классе.

Использованные источники информации:

http://www.wisdoms.ru/49.html

  • http://googleframe.net/tijaq.cgi?18
  • http://womanadvice.ru/sila-duha#ixzz3YoYWRF4

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М., «Просвещение», 2009. С12.


    О проблеме здоровья стало модным говорить везде: В СМИ, на телевидении, в учебных учреждениях. Многие действительно понимают и принимают такую ценность, но что традиционно вкладывается в это понятие - здоровье или, как принято сегодня говорить, индивидуальное здоровье человека? Его физическая и духовная сущность в чём состоит? Стоит понять, правильно ли мы в целом определяем для себя понятие «индивидуальное здоровье».

    Здоровье общественное и индивидуальное. В чём отличие?

    Понятие общественного здоровья достаточно широкое и включает в себя понятие о благополучии и благосостоянии общества. От того, какой показатель имеет индекс здоровья социума, зависит состояние психологического климата социума. В народе иногда можно слышать определения «больное общество», «заражённый социум», «неблагополучный климат коллектива» - эти словосочетания напрямую отражают состояние и проблемы функционирования определённого коллектива или его части, но не отдельного члена этого коллектива. Понятие индивидуального здоровья отличается конкретизацией и предметным отнесением к определённому человеку, имеет несколько составляющих, прежде всего, таких как духовное и физическое здоровье.

    Без учёта всех компонентов понятие будет неполным. В связи с понятие характеризуется как позитивное состояние индивидуальной личности, находящейся в гармонии между всеми составляющими понятия индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность.

    Физическое благополучие, его место в комплексной системе здоровья

    Эмоциональный комфорт личности напрямую зависит от физического комфорта. Под понятием физического здоровья, в узком смысле, подразумевается отсутствие заболеваний и соматических расстройств организма. В более широком смысле физическое здоровье обеспечивается двигательным тонусом, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, сочетанием умственного и физического труда с умением отдыхать, исключением из употребления различных психоактивных веществ.

    У человека может не быть в анамнезе заболеваний, патологий систем и органов, но общий тонус организма при этом значительно снижен, сон нарушен, умственная активность непродуктивна. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что физическое и духовное здоровье человека находятся в дисгармонии, которая постепенно приведёт к возникновению психосоматических осложнений и впоследствии к заболеваниям уже на физическом уровне.

    Факторы, влияющие на физическое здоровье личности

    Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий. Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам. В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.

    Духовное здоровье человека

    Под понятием духовной составляющей индивидуального здоровья принято понимать способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом адекватную модель поведения и оптимальный эмоциональный фон. Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и правильной ориентацией в нём. Достичь совершенства духовного здоровья человек может:

    • научившись жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром одновременно;
    • научившись прогнозировать и моделировать жизненные ситуации;
    • сформировав стиль собственного реагирования.

    Духовное и физическое здоровье человека, находясь в тесной взаимосвязи, совместно влияют на показатель общего самочувствия: расстройство духовного здоровья влечёт за собой ухудшение физических показателей и наоборот.

    Факторы, формирующие духовную составляющую здоровья человека

    Понимать, что такое и следовать ему дано не каждому: многие, зная правила, тем не менее, предпочитают жить без правил. Поэтому первым и главным фактором, влияющим на духовное здоровье, является установка на здоровый образ жизни. Человек склонен повторять те типы поведения, которые приносят удовольствие, поэтому отказаться от некоторых пищевых привычек, вредных стереотипов бывает достаточно трудно. Естественно, что выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности и напрямую зависит от индивидуального образа жизни.

    Не менее важным фактором при выборе стиля жизни является окружение, демонстрирующее разные модели существования и формирующее устойчивые стереотипы поведения у отдельных членов. Окружение, как известно, напрямую влияет на индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность зависят от уровня мотивации к следованию правилам здорового образа жизни.

    или умение жить в социуме

    Под понятием понимается способность человека адаптироваться в природной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение угрожающих и нестандартных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать, сообразуясь со своими возможностями. Понятие социальной адаптации включает в себя полную приспособленность человека к условиям коллектива. Физическое, социальное и духовное здоровье каждого члена общества составляет общее социальное благополучие коллектива. В здоровом социуме нестандартные ситуации возникают значительно реже и носят, как правило, природный характер.

    Факторы, влияющие на социальное здоровье

    Важным социальным фактором является состояние окружающей среды, в которой проживает человек. Загрязнение природных ресурсов приводит к повышению стрессового фона организма, физическим нарушениям в состоянии человека, снижению эмоционального фона. Не менее важным фактором есть также доступность качественного медицинского обслуживания, что значительно снижает риск возникновения и осложнений у людей. На этом фоне значительно повышается или понижается уровень физического благополучия, эмоционального стресса, страдает духовная составляющая здоровья. Духовное и физическое здоровье в совокупности с социальным и составляет индивидуальное здоровье личности. При этом все три составляющие являются одинаково значимыми и взаимодополняющими.

    Здоровье как главная ценность

    Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому. Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно.

    Современная притча о богатом человеке повествует о том, как молодой бизнесмен скопил огромное состояние и жил только рад наживы и денег. Однажды за ним пришёл Ангел смерти и велел собираться. Бизнесмен просил дать ему немного времени, ведь он не успел главного в жизни, но Ангел был неумолим. Тогда молодой человек решил купить немного времени и предложил миллион, потом два, затем всё своё состояние за несколько дней жизни. Купить жизнь не удалось, так как деньги не имеют ценности в успешный бизнесмен отправился за Ангелом, не завершив главного в своей жизни. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность находятся в гармонии тогда, когда человек правильно расставляет приоритеты и следует им.

    Гармонично развитая личность - залог здоровья?

    Учитывая то, что три составляющие индивидуального здоровья взаимодействуют и дополняют друг друга, можно утверждать, что залогом здоровья человека будет внутренняя и внешняя гармония. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность не могут быть совершенными без социального благополучия, в свою очередь, социально адаптированным не может быть человек с нарушенным физическим или духовным началом. Здоровый питание, эмоциональный комфорт, позитивный психологический настрой, правильная расстановка приоритетов - залог гармонично развитой личности, имеющей совершенное физическое, духовное, социальное здоровье. Человека такого сейчас найти трудно. Но в ваших руках стать им.

    Здоровье определяется не только физическими показателями. Дух, душа, тело ― три составляющих здоровья. Если они гармонично развиты, то человек счастлив и здоров. При абсолютно здоровом теле может страдать душа. Это происходит из-за агрессивных и негативных мыслей. По этой причине в организме могут появляться заболевания. Чтобы избавиться от них, нужно изменить душевное состояние.

    Что такое душевное здоровье

    Духовное здоровье ― светлый образ мышления, чистая и добрая душа. Оно проявляется в отсутствии злых мыслей, зависти, ревности и ненависти. Это способность наслаждаться жизнью, быть в гармонии с окружающими и самим собой. Духовно здоровые люди реализуют свои способности, преодолевают стрессы, обычные для современной жизни, продуктивно работают и вносят свой вклад в общество. Улучшить душевное здоровье помогает религия, духовные практики, саморазвитие и чтение необходимой литературы. Если в семье ребенку привили жизненные ценности и нормы морали, то ему будет легче идти по жизненному пути и саморазвиваться.

    Для обретения душевного здоровья потребуется долгая работа над собой и своими привычками:

    • совершение добрых дел;
    • отказ от общения с агрессивными людьми;
    • созерцание прекрасного, изучение искусства;
    • размышления о своем предназначении;
    • проявление любви к окружающему миру, защита животных и окружающей среды;
    • уважение к окружающим.

    Вот лишь небольшой перечень того, что потребуется сделать для достижения цели. Душевное здоровье помогает определить жизненные ценности и переосмыслить образ жизни.

    Понятие душевной смерти

    Духовная смерть означает грехопадение. Человек жив физически, но его душа мертва. Когда человек сворачивает с праведного пути, он отдаляется от Бога. Смерть ― это разделение. Физическая смерть ― отделение души от тела. Душевная смерть, которая имеет большее значение, является отделением души от Бога. Господь сказал Адаму, что в тот день, когда он съест запретный плод, он «умрет». Адам пал, но его физическая смерть не произошла сразу. Когда Адам и Ева услышали голос Господа, они «спрятались от присутствия Господа Бога». Общение прекратилось. Они были духовно мертвы.

    Человек без Христа духовно мертв. Иллюстрация этого ― восхождение Иисуса Лазаря в Иоанна. Физически мертвый Лазарь ничего не мог сделать для себя. Он был не восприимчив ко всем стимулам, не обращал внимания на жизнь вокруг, остался вне всякой помощи или надежды, кроме помощи Христа, который стал «Воскресением и жизнью». По призыву Христа Лазарь был наполнен жизнью и ответил соответствующим образом. Точно так же мы были «мертвы», не способны спастись, бессильны воспринимать жизнь Бога, пока Иисус не призвал нас к себе.

    Душевные причины болезней

    Люди сами себе создают негативное окружение, которое отражается на здоровье. Существуют духовные причины у большинства болезней, лежащие в их основе. Вот некоторые из них. Они могут помочь определить ключевые области эмоционального воздействия на тело.

    Алкоголизм: чувство бесполезности, вины, неадекватности.

    Аллергии: непринятие собственной силы.

    Болезнь Альцгеймера: отказ от борьбы с миром. Безнадежность и беспомощность.

    Аменорея: неприязнь к себе. Отказ быть женщиной.

    Анемия: страх жизни. Нет уверенности в себе.

    Астма: невозможность дышать для себя. Подавленный плач.

    Болезнь Крона: стресс. Волнение. Нет чувства уверенности.

    Волдыри: сопротивление самому себе.

    Вирус Эпштейна-Барра: ощущение, что вы недостаточно хороши для окружающих. Отсутствие внутренней поддержки. Стресс.

    Глухота: отторжение, упрямство, самоизоляция.

    Гепатит: устойчивость к изменениям. Страх, агрессия, ненависть.

    Дисменорея: агрессивное отношение к самой себе. Непринятие своего женского тела.

    Диарея: страх. Отторжение.

    Запор: неполное освобождение. Прочная связь с воспоминаниями из прошлого. Иногда скупость.

    Кровяное давление. Повышенное: долговременные эмоциональные трудности, которые не были преодолены. Пониженное: отсутствие любви и заботы в детстве.

    Катаракта: неспособность видеть очевидные вещи в близком окружении.

    Колит: неуверенность. Сложно отпустить то, что закончено.

    Конъюнктивит: злость и неприятие того, что сейчас происходит в жизни.

    Кашель: потребность высказаться, быть услышанным.

    Лихорадка: агрессия. Сгорание.

    Менструальные проблемы: отказ от женского предназначения.

    Нарколепсия: экстремальная боязнь. Попытка сбежать от происходящего вокруг. Нежелание здесь находиться.

    Невроз: беспокойство, борьба. Сомнение в правильности образа жизни.

    Наркомания: бег от самого себя. Опасение. Непонимание того, как полюбить себя.

    Остеопороз: размышления, что в жизни нет поддержки. Психическое давление.

    Озноб: умственное сжатие, отстранение и готовность отступить.

    Панкреатит: злость и раздражение от того, что жизнь потеряла смысл.

    Болезнь Паркинсона: тревога и желание подчинить себе всех.

    Прыщи: небольшие вспышки агрессии.

    Рак: ненависть, стресс.

    Рвота: насильственный отказ от идей. Боязнь нового.

    Судороги: страх.

    Сыпь: раздражение. Незрелый способ привлечь к себе внимание.

    Тошнота: фобия. Отклонение от идеи или опыта.

    Избавиться от этих недугов поможет обращение к Богу и саморазвитие.

    Духовное целительство

    Душевное целительство направлено на исцеление души, поднятие духа и оздоровление тела. Духовный целитель помогает людям направить свои силы к источнику жизни - Богу. Целитель помогает себе, другим или даже планете приблизиться к соглашению с Божественной правдой, подлинным светом с большим спокойствием, любовью, равновесием и гармонией. Духовное исцеление помогает людям разными способами, иногда неожиданными. Оно помогает человеку справиться с тяжелым состоянием.

    В своей работе духовный целитель использует методы воздействия:

    • медитацию;
    • молитву;
    • духовные практики.

    Такие методы, как ритуалы, церковные службы, обряды, также являются целительством. Эти способы действенны, они проникают в душу и могут полностью очистить ее.

    Когда нужно помогать человеку духовными средствами

    Поскольку ищущие Бога совершают высокодуховную практику, их могут атаковать негативные энергии высокого уровня, намеревающиеся препятствовать их развитию. Энергетики ищущего человека становится недостаточно, чтобы отразить такие нападения. Поэтому необходимо усилить энергию духовными средствами исцеления в следующих ситуациях:

    1. если человек слаб, у него не получится самоисцелиться;
    2. если человек физически не способен защитить себя: находится без сознания;
    3. если у него не было практики в определенном методе лечения.

    Кто становится исцеляющим

    Целителем становится:

    • святой, развитый в духовном отношении человек;
    • монах;
    • личность, имеющая божий дар.

    Когда духовные целители постоянно применяют нравственную практику, они защищены от отрицательной разрушающей энергии. Ценным даром духовного излечения, который они распространяют на учеников, становится передача своей духовной практики, чтобы их последователи сумели помочь себе на душевном уровне. Такой метод напоминает пословицу: «Не давай человеку рыбу, а дай ему удочку», он помогает учащемуся стать самостоятельным.

    Душевная практика

    Духовный (истинный) опыт становится неотъемлемой частью духовной жизни. Духовный человек ― тот, кто признает свои грехи, исповедует их и кается. Он искренен в своей вере.

    Христианское учение утверждает, что Бог обитает во всех христианах и они могут познать его непосредственно через веру в Иисуса. Подобный опыт можно разделить на три этапа: аскетический, созерцательный и «единый», на котором Бог становится к верующему «лицом к лицу». Третья стадия, обычно называемая созерцанием, относится к единению с Богом. Опыт союза меняется, но он всегда в первую очередь связан с воссоединением с Божественной любовью. Основная мысль заключается в том, что Бог ― совершенная доброта и любовь.

    Религиозные традиции предлагают широкий спектр конфессиональных практик, чтобы получить духовный опыт:

    • расширенные упражнения, часто применяемые в большом общинном кругу; используются в различных племенных и неоязыческих религиях;
    • молитва;
    • медитация. Медитативные практики используются для успокоения ума и достижения гармонии. Медитация сосредоточена на дыхании, концепциях, мантрах, символах.

    Желаем вам достигнуть гармонии с собой и прийти к душевному оздоровлению.

    Духовное здоровье человека это его позитивные мысли, умение жить в гармонии как с самим собой, так и с окружающими его людьми, и, конечно, умение жить в гармонии с природой. Духовное здоровье подразумевает отказ как от вредных привычек, так и от негативных мыслей.
    Духовное здоровье современников
    К сожалению, в наше время не так часто можно встретить человека, обладающего духовным здоровьем в полном смысле этого слова. И, причин, которые назовет любой человек, для отсутствия духовного здоровья, очень много. Это могут быть и проблемы в личной жизни, и неуверенность в стабильности работы, и непростая экономическая ситуация в стране - все эти проблемы вызывают мрачные мысли, от которых не так легко избавиться. А если человек имеет слабость «заедать» все проблемы вкусными, но не совсем полезными продуктами (некоторые предпочитают «запивать» алкоголем), то, становится очевидно, что ни о каком здоровом образе жизни и речи быть не может. И, вряд ли такой человек захочет провести пару часов в спортзале или в выходные отправиться на природу: лучше поесть перед телевизором или выпить пару бутылок пива. И, такие «решения» той или иной проблемы могут привести к серьезным заболеваниям, не только органов пищеварения, но и нервной системы.
    И, если проанолизировать образ жизни такого человека, то можно легко убедиться, что причины болезней и несчастий исходят от самого человека, вернее, от его негативных мыслей.

    Немного истории
    Если обратиться к истории, то вряд ли можно найти такой период, когда простые люди были полностью довольны своей жизнью. Однако, наши предки были намного здоровее нас не только в духовном плане, но и в физическом, хотя никто из них не посещал спортзал, не считал калории, и не ходил на прием к психологу.(Эти блага цивилизации появились сравнительно недавно).Тогда невольно возникает вопрос: как в большинстве своём неграмотные люди, говоря современным языком, умели сдерживать свои эмоции и вели более здоровый образ жизни, в отличае от нас, жувущих в 21 веке?
    Конечно, я не могу утверждать, что моё мнение единственное и правильное, но мне кажется, что духовное здоровье наших предков было воспитано верой в Бога.
    После Крещения Руси православие постепенно распространилось на территории страны, и люди верили в Иисуса Христа, соблюдая заповеди Божьи. Первые 4 из них содержат в себе обязанности любви к Богу, а остальные 6 призывают к любви ко всем людям (иными словами, к позитивным мыслям и добрым делам).

    Если вдуматься, то простые слова этих заповедей не утратят свою актуальность никогда. (Не подумайте, что я призываю всех читателей немедленно уверовать в Бога.Религия - это лично дело каждого), но все - таки, считаю, что прочитать их стоит. Кратко напомню своими словами:
    Любить и уважать родителей
    Не убивать
    Не изменять (имеется ввиду супружеская измена)
    Не воровать
    Не доносить
    Не завидовать
    Нарушение любой из этих заповедей ведет к негативным мыслям, и, как следствие, к стрессу.
    И, раз зашел разговор о Православной вере, то нельзя обойти молчанием такую тему, как соблюдение постов. В течение года, церковь приписывает несколько раз отказываться от мясной и молочной пищи, а кушать только растительную. С первого взгляда это кажется очень сложно и, наверное, в чем - то глупо, но, ведь, во всем мире имеется большое число вегатарианцев, которые полностью отказались от мяса и чувствуют себя прекрасно.

    Для примера могу сказать следующее: в начале весны у православных начинается самый длинный пост, который заканчивается праздником Пасхи. Но, если посмотреть на это с другой стороны, то, ослабленному за зиму организму весной просто необходимо как можно больше витаминов, которые в содержатся во фруктах и овощах. А отказ от мясо - молочной продукции подразумевает употребление в пищу большего количества растительной пищи.

    Подведем итог
    Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: если человек соблюдает элементарные жизненные правила (так можно сказать «светским» языком о перечисленных заповедях), то, у него будет намного меньше негативных мыслей, которые ведут к нервным стрессам и неправильному образу жизни. И, вообще, человек не должен совершать такие поступки, за которые ему будет стыдно даже перед самим собой - это и есть одно из составляющих духовного здоровья.
    Здоровый духовно человек даже в мелочах стремится находиться в полной гармонии с окружающим миром. Он не будет хамить, не будет ругаться с окружающими, даже находясь в лесу, здоровый духовно человек не будет оставлять после себя мусор или непотушенный костер, так как знает, что такие поступки противоестественны.

    Очень хочется, чтоб как можно больше людей осознали, что духовное здоровье не менее важно, чем здоровье физическое, так как духовно здоровый человек замечает вокруг себя намного больше позитивных моментов, и бывает намного счастливее, чем тот, который не может жить в согласии с самим собой и окружающим миром.

    Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

    Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

    Вот как сказано о единстве духовного и физического здоровья в книге американского диетолога Поля Брегга «Построение мощной нервной силы»: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из–за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой – зеленый. После трагического сражения кто–то взглянул на обе стороны щита: одна сторона была красная, другая – зеленая. Есть также две стороны щита здоровья – физическая и духовная – и они обе важны. Обе эти стороны – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

    Духовное здоровье определяется системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем; тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому–либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципу. Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

    Физическое здоровье обеспечивается высокой двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, оптимальным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Вот как об этом сказал А. Шопенгауэр: «Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».

    Общественное здоровье – это общественная, социально–политическая и экономическая категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и зависят одно от другого.


    РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ–ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

    Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья.

    Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:

    Устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;

    Ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;

    Обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.

    Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.

    Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

    Под семьей понимается малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

    В современном обществе семья представляет собой морально–правовой союз мужчины и женщины и состоит из супругов и детей. Формы образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются определенным социальным и культурным нормам, которые вырабатываются обществом в ходе исторического развития. Нормы в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

    В Российской Федерации 1 марта 1996 г. введен в действие Семейный кодекс РФ. Его содержание основывается на принципах укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, на ответственности перед семьей всех ее членов, на недопустимости произвольного вмешательства кого–либо в дела семьи, на беспрепятственном осуществлении членами семьи своих прав.

    Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности для удовлетворения повседневных потребностей и развития своей личности. Семья наиболее успешно выполняет репродуктивную функцию: рождение и воспитание детей. Именно в ней родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения в окружающем мире, в обществе, взаимодействию с другими людьми, здесь они передают им трудовые навыки. В семье решаются досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

    Высокий уровень репродуктивного здоровья предполагает наличие у человека устойчивой мотивации создания благополучной семьи и привлекательность личностной модели хорошего семьянина, а также умение выбрать достойного спутника жизни, с которым он может создать счастливую семью.

    К сожалению, анализ статистических данных и результатов опросов молодежи в России свидетельствует о том, что за последнее время семья и семейные отношения резко теряют свою привлекательность. В нашей стране растет число детей, которые живут и воспитываются в неполных семьях или родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Падает значимость и ценность счастливой семейной жизни. Среди молодых людей заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений. Из этого можно сделать вывод, что уровень важной составляющей здоровья человека и общества – репродуктивного здоровья за последнее время значительно снизился, и этот процесс продолжается.

    Семья, как важнейшая социальная ячейка общества и государства, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Качество выполнения этой функции с определенной степенью достоверности можно оценить, используя данные статистики. По данным Минздрава России и Госкомэпиднадзора России, лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % – хронически больны. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает количество детей и подростков с нарушениями органов зрения, в 3 раза – с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз – с нарушением осанки, в 4 раза – с нервно–психическими расстройствами. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. С другой стороны, по данным МВД России, быстрыми темпами растет среди несовершеннолетних преступность. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14–17 лет составляет 11,8 %. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде.

    Многие государства рассматривают демографический потенциал в качестве основной гарантии выживания в условиях мирового и регионального соперничества и борьбы за существование. Лучшие умы России тоже связывали будущее с ростом численности ее народонаселения. Так Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XX в., определял вероятную численность населения России в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР и некоторые другие процессы внесли существенные коррективы в этот прогноз.

    По состоянию на 2001 г. численность населения России составила 144,8 млн человек и продолжает сокращаться. Основной причиной этого является естественная убыль населения, которая заключается в превышении числа умерших и погибших людей над числом родившихся. Главным фактором, определяющим этот процесс, является низкая продолжительность жизни населения России. Она составляет для мужчин 59,8 года, для женщин – 72,2 года и, по долгосрочным прогнозам, еще достаточно долго останется близкой к этому уровню.

    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ

    Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

    Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %). Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно–кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

    Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации). Изменение генов под воздействием окружающей среды – мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из–под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

    В последнее время активно изучаются вещества (антимутагены), которые способны остановить вредное действие мутагенов. Некоторые из них делают мутагены малоактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему противодействия мутагенам. Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

    Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пищевых продуктах витамин А отсутствует. Однако многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся провитамином А. В организме каротин превращается в витамин А, обеспечивает нормальный рост, образование зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени, глазах.

    Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно молодых ростках злаков. Богаты этим витамином растительные масла: подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е выполняет роль биологического антиокислителя, он препятствует развитию процессов образования токсичных для организма свободных радикалов и нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

    Витамина С много в продуктах растительного происхождения: плодах шиповника, капусте, лимонах, апельсинах, черной смородине, других фруктах и ягодах. Витамин С участвует в окислительно–восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

    Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень воздействия на организм мутагенов и, следовательно, помогают сохранить здоровье в загрязненной окружающей среде. Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда лучше, чем наборы природных поливитаминов, содержащиеся в продуктах. Наиболее доступные продукты растительного происхождения, содержащие витамины А, Е и С, представлены втаблице 8.