Физическое воспитание. Понятие системы физического воспитания

Значение спорта в жизни подрастающего человечка огромно. Не является открытием то, что каждый адекватный родитель осознаёт необходимость укрепления здоровья своего ребёнка. Именно поэтому папы и мамы стараются тщательно организовывать режим дня и питания ребёнка, всячески физически развивать его, нередко записывая в и секции. Всё это верно, ведь спорт – отличное увлечение для ребёнка. Помимо того, что занятия физкультурой и спортом приносят огромное удовольствие не только ребёнку, но и всей семье, спорт – это ещё и польза для здоровья, позитивное влияние на развитие волевой и эмоциональной сферы малыша. А ещё спортивные игры, занятия и тренировки отвлекают от увлечения компьютером или телевизором, предлагая провести время иначе. Как правильно физически воспитывать и развивать ребёнка, не навредив его здоровью, узнаете из нашей статьи.

Важность физического воспитания в семье

Суть физического воспитания состоит в педагогической составляющей, направленной на формирование физических качеств человека, изучение движений, получение физкультурных знаний и формировании потребности в занятиях. Физическое воспитание ребёнка - важный компонент, без которого невозможно всестороннее формирование личности. Так что родителям, цель которых - воспитать здорового и активного ребёнка, предстоит важная и тщательная работа. Ни детский сад, ни школа, а именно родители прививают осознанное отношение малыша к сохранению здоровья. Если вы хотите видеть рядом уверенного, крепкого, не подверженного заболеваниям, довольного ребёнка – без приучения к физической культуре с раннего возраста никак не обойтись.

Цели и задачи физвоспитания детей

С какой целью применяется физическое воспитание? Прежде всего, для того, чтобы создать условия, при которых ребёнок будет здоровым, жизнерадостным, жизнестойким, физически совершенным, сильным, гармонично развитым, творческим. Физическое необходимо осуществлять с учётом возрастных, психологических и физиологических параметров: только при таких условиях оно принесёт пользу.

Оздоровле­ние детей - одна из ключевых задач в системе физического воспитания. Задачи оздоровительного характера обеспечивают:

  • укрепление здоровья детей и охрану их жиз­ни
  • психосоматическое развитие
  • укрепление сопротивления организма ребёнка с помощью закаливания
  • повышение устойчивости к разным болезням и вредоносным воздействиям окружающей среды
  • повышение работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи призваны:

  • содействовать выработке правильной осанки
  • способствовать своевременному окостенению опорно-двигательного аппарата
  • правильно формировать изгибы позвоночника
  • развивать своды стопы
  • укреплять и развивать связочно-суставный аппарат;
  • гармонично развивать телосложение;
  • регулировать рост и массу костей;
  • развивать мышцы всех систем организма.

Немаловажным аспектом физического воспитания являются образовательные задачи , которые включают:

  • работу по формированию двигательных умений и на­выков
  • воспитание силы, быстроты, ловкости, гиб­кости, глазомера, выносливости
  • развитие равновесия и совершенствование координации движений.

Воспитательные задачи призваны формировать ребёнка как личность путём формирования в процессе занятий его моральных и волевых качеств.

Воспитательные задачи обеспечивают:

  • воспитание поло­жительных качеств характера (дисциплины, воли к победе, организованности, отзыв­чивости, честности, самостоятельности и т.п.)
  • развитие культуры чувств, формирование эстетического отношения к физическим упражнениям
  • пополнение словарного запаса
  • активизацию памяти, мышления, воображения, творческого начала.

«Интересно знать, что именно благодаря физическому воспитанию происходит становление характера ребёнка и формируется его нравственное отношение к миру».

Взаимопроникновение всех задач физического воспитания может обеспечить цельный подход к воспитанию гармоничной личности ребёнка: здорового и физически развитого, смелого и настойчивого в достижении целей, трудолюбивого, умеющего видеть прекрасное. Физическое воспитание влияет не только на развитие тела, но и духовного мира ребёнка.

Принципы

Чтобы правильно организовать занятия физкультурой и спортом вашего ребёнка, следует принять во внимание принципы, на которых строится физическое воспитание:

1. Активность и сознательность. Одним из важнейших требований является закрепление у детей правильного отношения к физической активности. Здесь большую роль играет деятельность родителей, в задачу которых входит воспитание положительного восприятия занятий физическими упражнениями. Такой подход будет содействовать формированию заинтересованности и чёткой убеждённости ребёнка, что спорт - это хорошо.

2. Наглядность. Ребёнку важно увидеть своими глазами спортивные занятия, тренировки, . Именно таким образом спорт может увлечь ребёнка. А ещё, физкультура и спорт строятся на необходимости правильно воссоздавать движения, которые показывает тренер.

3. Индивидуализация и доступность. Подбираем физические управления, ориентируясь на индивидуальность ребёнка, его возраст и состояние здоровья, его желания и возможности.

4. Систематичность. Помним, что занятия должны быть регулярными, а нагрузки должны рационально чередоваться с отдыхом.

5. Динамичность. Усложняем нагрузку постепенно - по мере готовности маленького спортсмена.

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

«Совет. Чтобы правильно организовать физическое развитие ребёнка, важно уделять этому внимание с самого начала его жизни. Малышу нужно закрепить режим дня, предложить виды активности в соответствии с возрастом, научить обслуживать себя самостоятельно. Меняйте формы физического воспитания по мере роста ребёнка».

Учёные многократно доказывали позитивное влияние физической активности на развитие детского организма. К сожалению, далеко не все папы и мамы признают это. Слабая двигательная активность, усугубленная неправильным питанием, способствует появлению у ребёнка многочисленных недостатков: сутулости, слабо развитой мускулатуры, частой подверженности заболеваниям, ожирения и многих других. Чтобы этого избежать, необходимо заниматься с малышом физкультурой, начав как можно раньше.

На что необходимо обратить внимание при физическом воспитании детей-дошкольников?

Прежде всего, на формирование базовых движений , которые обычно дошкольники быстро схватывают. Родителям необходимо прививать детям такие умения и навыки, учитывая возрастные нормы:

  • к 3-м месяцам: малыш должен прямо держать голову
  • к 6-ти месяцам: кроха двигает ручками, хватает предметы, лежит на животе, опираясь на руки, ползает, переворачивается
  • к 11-ти месяцам: ребёнок должен уметь прямо сидеть и стоять, лежать и самостоятельно ложиться, ходить с опорой
  • к 1-му году: малыш должен ходить без опоры
  • к 3-му году: ребёнок активно ходит, бегает, лазает
  • к 4-му году: может хорошо прыгать с небольшой высоты, метать и ловить предметы, кататься на детском велосипеде,
  • к 5-6 годам: выполняет большинство базовых движений - бегает, лазает по лесенке, преодолевает преграды и проч.

Второй важный аспект при физическом воспитании дошкольников - это формирование заинтересованности ребёнка к занятиям физической культурой . Дошкольный возраст - чудесный период для приучения ребёнка к физкультуре, однако при этом следует учитывать определённые условия:

  1. Доступность заданий. Успешное выполнение несложных упражнений будет стимулировать ребёнка к достижению более высоких результатов.
  2. Поощрение. Положительная оценка - отличная мотивация к новым успехам.
  3. Ликбез. При физических занятиях просвещаем ребёнка и развиваем его , сообщая полезную и интересную информацию о физкультуре, возможностях человеческого организма.
  4. Зарядка. С 4-5 лет приучите малыша ежедневно делать гигиеническую гимнастику: по 5-7 минут, меняя упражнения раз-два в месяц. Занимайтесь по утрам вместе с ребёнком - желательно, в игровой форме, например, имитируя движения животных или забавных персонажей.

«Совет. Постарайтесь, по возможности, до поступления в школу приучить ребёнка любить прогулки, играть в активные игры, плавать, ездить на велосипеде, кататься на роликах, лыжах и коньках».

Средства для детей школьного возраста

Физическое воспитание школьника направлено не только на усовершенствование умений, ловкости, меткости, быстроты и силы, но и на развитие интеллектуальных способностей. Благодаря физической активности у ребёнка школьного возраста активизируются обменные процессы, повышается выносливость, что позитивно влияет на состояние здоровья, а значит и самочувствия. И в этом возрасте нужно уметь правильно организовать занятия физкультурой и спортом.

Какие средства в этом помогут?

  • зарядка, гимнастика, упражнения
  • занятия разными видами спорта
  • прогулки, экскурсии
  • турпоходы.

Прививаем здоровый образ жизни

Главное, что следует понять родителям: не следует принуждать ребёнка к занятиям, гораздо лучше - воспитать привычку жить здоровым образом жизни. Как это сделать родителям?

  1. Воспитывайте привычку соблюдать режим.
  2. Учите и проводить активные игры.
  3. Вырабатывайте ежедневную потребность к физическим упражнениям.
  4. Учите проявлять интерес к миру спорта, достижениям выдающихся спортсменов.
  5. Учите испытывать и проявлять положительные эмоции при занятиях.
  6. На своём примере показывайте, как хорошо быть активным и здоровым, не имея вредных привычек.

Выбираем спортивную секцию


Ко всем родителям частенько приходит мысль: «Когда и в какую спортивную секцию определить ребёнка?» Что при этом необходимо учесть - читайте в рекомендациях.

1. Подготовка. Цель занятий в спортивных секциях – укрепить здоровье ребёнка, сделать его более выносливым, сильным, а не навредить ему дополнительными нагрузками. Поэтому, перед тем, как отдать ребёнка в «большой спорт», обследуйте его в поликлинике на предмет, нет ли у него противопоказаний к тем или иным занятиям. Учитывайте пожелания маленького спортсмена: обычно дети говорят, что им нравится.

2. Учитывайте возрастные нормы для нагрузок ребёнка.

К примеру, с рождения до двух лет подойдут такие виды физических занятий как массаж, детская гимнастика, детский фитбол или плавание вместе с мамой.

В два-три года – занятия на шведской стенке и канате, подвижные игры, велосипед и самокат, игры на спортивных площадках, плавание с родителями в водоёмах и бассейне.

В три-четыре года – уже можно записать на художественную или спортивную гимнастику, в секцию восточных единоборств, спортивных танцев, фигурного катания, акробатики.

В пять-шесть лет – попробуйте футбол, хоккей, теннис (большой или настольный), лёгкую атлетику.

В семь-восемь лет – подходят все секции командных видов спорта, единоборства, бокс.

С десяти лет – смело можно определять в секцию верховой езды и конного спорта, велоспорта, фехтования, горнолыжного и конькобежного спорта, парусного спорта. Для мальчиков этого возраста уже можно начать занятия тяжёлой атлетикой.

3. Цель. Не пытайтесь сделать сразу из ребёнка чемпиона – это чревато перегрузками и вредом для здоровья. Ваша цель – оздоровить ребёнка, укрепить его здоровье, а не, наоборот, подорвать. Будьте разумными.

Смотрите видео с советами о том, как в каком возрасте отдать ребёнка в спортивную секцию, какой вид спорта предпочесть


Выводы

Помните, что цель физического воспитания - это укрепление здоровья ребёнка, раскрытие его потенциала, воспитание характера. Создайте благоприятные условия для успешного физического развития вашего ребёнка. Пусть он полюбит спорт. Такие условия обеспечат крепкое здоровье, всесторонне развитие малыша, гармонию с внутренним «Я», успешную социализацию и открытие новых горизонтов для развития способностей.


Содержание
Введение………………………………………………………… ……………………...3
Глава 1.Становление советской системы физического воспитания……………..….5
1.1.Первые шаги советской системы физической культуры………………...7
1.2.Роль и значение деятельности П.Ф. Лесгафта в становлении системы физического воспитания…………………………………………………… …………8
Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации……………..9
2.1.Понятие о системе физического воспитания и ее структуре в стране…..9
2.2.Цель и задачи физического воспитания…………………………………11
2.3.Основные черты системы физического воспитания………………….…13
2.4.Общие принципы системы физического воспитания……………………14
Заключение…………………………………………………… ……………………...16
Литература…………………………………………………… ……………………….17

Введение
Система физического воспитания представляет единство идеологических, научно – методических основ, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан.
Единая государственная система была создана в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. В царской России только богатые слои общества имели возможность заниматься физическими упражнениями.
Отечественная система физического образования, разработанная П. Ф. Лесгафтом, не пользовалась поддержкой. Но несмотря на политику царского правительства, препятствующего участию трудящихся масс в занятиях спортом. Развивались самобытные национальные виды спорта и из народа выходили замечательные, всемирно известные русские спортсмены – одиночки: борец Поддубный, конькобежцы Струнников, Седов, Ипполитов, гребец Свешников и др.
С установлением советской власти были созданы условия для разработки единой системы физического воспитания, отвечающей интересам народа. Её развитие шло самобытным путём. При этом учитывалось всё прогрессивное, созданное в нашей стране и за рубежом.
В разработке советской системы физического воспитания детей дошкольного возраста большой энтузиазм проявляла группа научных работников и методистов: Е. Г. Леви- Гориневская, М.М.Конторович, А. И. Быкова, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова и др. Ими были созданы программы для детского сада, учебные пособия для воспитателей и учащихся педагогических училищ.
Уточнению системы физического воспитания детей дошкольного возраста большое внимание уделялось в Научно-исследовательском институте физического воспитания и школьной гигиены.
Преподаватели дошкольных факультетов педагогических институтов создали программы и учебные пособия для учащихся дошкольных педучилищ и студентов институтов. Это позволяет более квалифицированно обеспечивать подготовку воспитателей детских садов, а также организаторов дошкольного воспитания.
Таким образом, большая работа по совершенствованию советской системы физического воспитания детей проводится Научно- исследовательским институтом дошкольного воспитания АПН, институтами педиатрии, гигиены, педагогическими, медицинскими институтами, учебными и научно – исследовательскими институтами физической культуры и др. Исследования ведутся в тесном содружестве с практическими работниками дошкольных учреждений.
Целью реферата является изучение данной темы: Система физического воспитания.
Для раскрытия данной темы поставлены задачи:

    Рассмотреть становление советской и Российской системы физического воспитания.
    Определить цель и задачи системы физического воспитания.
    Раскрыть понятие системы физического воспитания в стране и её структуре.

Глава 1. Становление системы физического воспитания.
Становление советского физического воспитания происходило на базе того, что уже было достигнуто в этой области деятельности людей. Однако в рамках нового государственного устройства принципы советской физической культуры должны были быть иными, чем в западноевропейских странах. Поэтому стали предлагаться различные пути и направления по содержанию советской системы физического воспитания. «Социалистическое направление» сводилось к использованию только «благоприятной и полезной игровой деятельности». Приверженцы «медицинского направления» отвергали занятия боксом, футболом, тяжёлой атлетикой, гимнастикой и т. д., так как считали их вредными для ослабленного здоровья трудящихся. Их кредо были гигиенические упражнения и лечебная физическая культура, пеший туризм. Специфическую форму советской системы физического воспитания предлагали сторонники «Пролеткульта» - физическая культура у них была представлена подражательными действиями рабочих движений (загребание угля, сгорание, пиление и т. п.) и называлась «трудовой гимнастикой».
Следует также отметить, что несмотря на все трудности постреволюционного периода, правительство молодого советского государства начало осуществлять эффективную организационную деятельность в сфере развития и подъёма физической культуры. Были созданы управленческие структуры, без которых руководить советской системой физического воспитания было бы невозможно. Начиная с 1936г., высшая структура управления получила наименование Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта (ВКФКС).
В период с 1917 по 1940гг. успешно развивались научно-методические основы советской системы физического воспитания. Уже в первые годы советской власти начала решаться проблема подготовки научно-педагогических кадров. В 1919-1920гг. приступили к работе два первых высших учебных заведения; институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта в Петрограде и Центральный институт физической культуры в Москве. В этих вузах в 20-е годы начались серьёзные научные исследования в области физического воспитания. Огромное значение, в плане развития научно-методических основ советской системы физического воспитания, имело открытие издательства «Физкультура и спорт».

1.1. Первые шаги советской физической культуры.
Принципиально новый этап развития физической культуры начался с 1917г., после победы Великой Октябрьской социалистической революции, результатом которой было рождение нового государственного устройства – впервые провозгласившего власть класса неимущих. Все сферы деятельности былина направлены на улучшение жизни народных масс: крестьян, рабочих, бедной интеллигенции. Таким образом, на протяжении семи десятков лет, в СССР была создана одна из самых эффективных систем физического воспитания. Физическая культура и спорт стали доступны всем.
В основу советской системы физического воспитания был положен опыт и теоретические труды основоположников социализма, научного коммунизма.
Огромный вклад в этом учении принадлежит Сен – Симону, Шарлю Фурье, Роберту Оуэну и идеологам рабочего класса Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. Шарль Фурье считал, что главным пороком буржуазной системы воспитания является его недоступность для детей трудящихся. Ш. Фурье была разработана система, по ого мнению предполагающая всестороннее воспитание: с 3 до 9 лет трудовые игры, физическое закаливание, основы механики, подвижные игры; с 9 до 16 лет – образование, сочетаемое с физической и трудовой деятельностью. Роберт Оуэн открыл школу, где они получали общее образование, занимались физической культурой и получали основы производственного труда. Робертом Оуэном были построены специальные площадки для игр, военных упражнений, гимнастики.

1.2. Роль и значение деятельности П. Ф. Лесгафта в становлении системы физического воспитания.
В основу советского физического воспитания была положена научно – методическая и практическая деятельность великого русского учёного П. Ф. Лесгафта, которому принадлежит учение об общественном значении физической культуры. Учебное заведение было общественным и демократичным, в нём обучались люди различного вероисповедания, имущественного ценза, социального положения. Вся жизнь самого педагога – учёного, ого взгляды и поступки, были сформулированы в жизненном кредо Лесгафта – «никогда и ни в чём не допускать насилия». Позже, советский физиолог Л. А. Орбели назовёт систему физического воспитания П. Ф. Лесгафта « очеловеченной гимнастикой», а за выдающиеся заслуги учёного первый советский специальный вуз будет носить его имя. Свою теорию физического воспитания П. Ф. Лесгафт изложил в труде «Руководство по физическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста». В этой книге он раскрыл принцип научной обоснованности физического воспитания на базе используемых обязательно педагогических, психологических, медико-биологических методов исследования; разработал принципы и подходы профессиональной подготовки специалистов; обосновал возрастные подходы; представил квалификацию физических упражнений. А также установил и обосновал связь физического и умственного развития; показал важную роль двигательных действий во всех сферах жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, культурной).

Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации.
2.1 Понятие о системе физического воспитания в стране и её структуре.
Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.
Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.
В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся.
2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Её теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.
3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.)
Программно – нормативные основы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиями основной деятельности участников физкультурного движения (учёба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.
В программно – нормативных основах находят конкретное воплощение основные принципы физического воспитания (принципы всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности, прикладной и оздоровительной направленности).
4.Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно – самодеятельные формы организации, руководства и управления.

2.2. Цель и задачи физического воспитания.
Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность. Обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач специфических и общепедагогических.
К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.
Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:
- оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
- укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
- совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
- многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности – в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.
Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма, может быть, достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что, в конечном счете, приводит к естественно – нормальному, неискажённому формированию телесных форм.
Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.
К специальным образовательным задачам относят:
- формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
- приобретение базовых знаний научно – практического характера.
Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.
Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижение на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п.
К общепедагогичесГолощапов,Б.Р. История физической культуры и спорта.-М.:Академия,2001.- 146с.ким относят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.
и т.д.................

Арендный блок

Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленностьчеловеческой деятельности.

В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

  1. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.
  2. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей. Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.

В программно-нормативных основах находят конкретное воплощение основные принципы физического воспитания (принципы всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности, прикладной и оздоровительной направленности).

4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в ] занятия физической культурой через систему добровольных / спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др.

Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2

Налоговые правоотношения

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм НП. Законными представителями налогоплательщика. Объекты налоговых правоотношений

Отчет о прохождении ознакомительной практики

Фондовая биржа Фондовые Биржи Украины. Ознакомительная практика - особенно важная часть процесса подготовки специалистов любой специальности.

Тест по экономике, тема 9

Ответы на тесты. Фактический уровень безработицы. Фаза промышленного цикла. Выберите один ответ. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение. экономический спад, экономический подъем

Физическое воспитание характеризуется двумя направле-ниями: обучением двигательным действиям и развитием фи-зических качеств , благодаря чему происходит формирование у человека системы знаний и двигательных на-выков, необходимых для максимального использования в про-цессе жизнедеятельности.

Современное физическое воспитание молодёжи, имеющее валеологическую и профессиональную направленность, — это социально значимый педагогический процесс, нацелен-ный на создание у будущих специалистов устойчивой мо-тивации и потребности к ЗОЖ, физическому совершенство-ванию, приобретению знаний, личному творческому ис-пользованию средств и методов повышения уровня профессиональной психофизиологической подготовленности к со-временным видам труда, предъявляющим повышенные требования к здоровью специалиста, к его нервно-эмоциональной сфере.

Профессиональная направленность физического воспитания

Современная профессиональная деятельность требует от спе-циалиста не только глубоких теоретических знаний, но и психо-физической подготовленности, которая включает в себя целый ряд качеств, базирующихся на физических, психических и ду-ховных возможностях человека:

  • высокую профессиональную ра-ботоспособность;
  • наличие резервных физических и функциональ-ных возможностей организма, необходимых для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объёму и интенсивности труда;
  • способность к полному восстановлению в заданный отрезок времени;
  • стремле-ние к достижению цели.

Поэтому преподавание физической куль-туры в учебных заведениях должно быть направлено прежде всего на фор-мирование физических, физиологических и психических ка-честв, способствующих достижению и поддержанию достаточ-ной готовности к успешной профессиональной деятельности.

Валеологическая направленность физического воспитания

Целью физического воспитания явля-ется формирование ЗОЖ и основ физической культуры лич-ности человека. Весь процесс физического воспитания направлен на повы-шение уровня здоровья молодёжи, от которого зависят её интеллектуальный и физический потенциал; работоспособ-ность; формирование жизненных, социальных и профес-сиональных мотиваций.

Цель системы физического воспитания заключается в фи-зическом совершенствовании и содействии гармоничному раз-витию людей, способных успешно осваивать и выполнять со-циально значимые виды деятельности, активно участвовать в прогрессивных преобразованиях в обществе .

Перед курсом физического воспитания с оздоровительной, социальной и профессиональной направленностью стоят вос-питательные, образовательные, развивающие и оздоровитель-ные задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья молодёжи;
  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью;
  • ознакомление с научно-практическими основами ЗОЖ и ролью физической культуры в становлении личности про-фессионала;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к фи-зической культуре, физическое самосовершенствование и самовоспитание потребности в регулярных занятиях физи-ческими упражнениями и спортом;
  • овладение системой профессионально и жизненно значи-мых практических умений и навыков, обеспечивающих со-хранение и укрепление здоровья, психическое благополу-чие; развитие и совершенствование психофизических спо-собностей, качеств и свойств личности, самоопределения в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физи-ческой подготовленности, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкуль-турно-спортивной деятельности для достижения жизнен-ных и профессиональных целей.

Цель конкрети-зируется в группах задач: оздоровительных , образовательных , воспитательных .

Разделение задач на оздоровительные, образовательные и воспитательные довольно условно, так как в целостном процессе физического воспитания они решаются во взаимосвязи с учётом целевых установок.

Оздоровительные задачи

В группе оздоровительных задач выделяют три основ-ные:

  • повышение морфофункциональных (имеющих отноше-ние одновременно к структуре и функции системы) показате-лей организма человека;
  • обеспечение адекватного возрасту развития физических качеств;
  • повышение устойчивости ор-ганизма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Образовательные задачи

В группу образовательных задач входят следующие:

  • формирование специальных знаний в области валеологии, ЗОЖ и двигательной активности;
  • формирование двигатель-ных умений и навыков для успешного их использования в про-цессе жизнедеятельности;
  • формирование гигиенических зна-ний и навыков при организованных и самостоятельных заня-тиях физическими упражнениями.

Воспитательные задачи

Группа воспитательных задач включает:

  • формирова-ние социальных, нравственных, интеллектуальных, волевых качеств, познавательной активности;
  • воспитание этических и эстетических представлений на основе двигательной деятель-ности.

Воспитательный эффект зависит от личности преподавате-ля физического воспитания, тренера, его профессионализма и морально-этических качеств, так как сами по себе физиче-ские упражнения общего и спортивного характера желаемого воспитательного эффекта не дадут. Движения, музыка, добрые отношения сотворчества в процессе физического воспитания — наиболее доступные и простые факторы воспитания личности и приобщения её к красоте.

Средства физического воспитания включают физические упражнения , гигиенические факторы и оздоровительные силы природы . Все категории средств применяются во взаимосвязи, ком-плексно.

Физические упражнения

Физические упражнения являются основными средства-ми, так как без них направленное воздействие на физический потенциал человека невозможно. Таким образом, физические упражнения — это двигательные действия, которые используют для целенаправленного воздействия на человека. Для физического воспитания характерен комплексный подход в выборе и применении многообразных видов физических упражнений.

Гигиенические факторы

Гигиенические факторы — это совокупность факторов, влияющих на работоспособность и здоровье человека. К ним относятся: режим труда и отдыха, рациональное питание, личная гигиена, должное гигиеническое состояние мест за-нятий физическими упражнениями и проведения соревнова-ний. Материал с сайта

МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ

СЕМЬИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Факультет олимпийского и профессионального спорта

Кафедра теории физического воспитания,

олимпийского спорта и образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Теория и методика физического воспитания

ТЕМА: СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ВЫПОЛНИЛА:

студентка 44 группы

Лунёва Елена Викторовна

ПРОВЕРИЛ:

Овчаренко Л.И.

Донецк 2008


План

1. Физическое воспитание как социальная система.

2. Принципы системы физического воспитания.

3. Основы системы физического воспитания.

4. Основные направления системы физического воспитания.


1. Физическое воспитание как социальная система

Физическое воспитание представляет собой социально обусловленный, педагогически организованный процесс овладения ценностями физической культуры.

Социальная обусловленность физического воспитания заключа6ется в том, что в ходе его достигается социально значимая цель, т.е. цель, которая является существенно важной как для развития самого человека, так и для прогресса общества в целом. Кроме того, это означает, что физическое воспитание протекает в рамках определенной социальной организации, которая располагает необходимыми возможностями для обеспечения интересов общества в этом направлении.

Такая социальная организация носит название системы.

Система физического воспитания представляет собой упорядоченную относительно цели деятельности совокупность элементов физической культуры.

Как и в любой другой социальной системе, в физическом воспитании можно выделить: 1) определенный состав и структурную организацию образующих его элементов; 2) функции; 3) характер взаимосвязи с другими системами общества.

В состав системы физического воспитания могут войти самые различные элементы физической культуры, т.е. любые факторы материальной и духовной культуры, связанные с «производством» физически совершенных людей. Однако, неотъемлемыми ее элементами становятся только те, которые имеют непосредственное отношение к физическому воспитанию. Без них система не может существовать как единый социальный организм (управление, кадры, научное обеспечение и т.д.).

В процессе деятельности между элементами системы устанавливаются определенные связи. Образующие основу структуры системы.

Главным фактором существования всякой системы является ее функционирование.

Функции выражают объективно присущие системе возможности в преобразовании человека, природы и общества. В функции системы физического воспитания входит деятельность по обеспечению физического совершенствования людей.

Различают внешние и внутренние функции.

Внешние функции системы физического воспитания направлены на людей. Их объект – человек; предмет – здоровье, физические силы и способности людей. Внутренние функции – это взаимодействие элементов системы, обеспечивающих внешнее функционирование (обеспечение физкультурными кадрами, помещениями, финансирование и т.д.). Здоровый человек несет больше пользы обществу.

Система физического воспитания тесно связана с другими системами общества: экономикой, культурой, наукой, политикой.

Будучи одной из сфер проявления общественных отношений она развивается под влиянием изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни (современный период). Ей присущ конкретно исторический характер. Именно поэтому она выступает и как вид и как тип общественной практики.

Как вид отражает специфику данного вида воспитательной деятельности, как тип – несет в себе все основные свойства социальной системы общества.

2. Принципы системы физического воспитания

а) Принцип оздоровительной направленности обязывает педагога так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

Реализуется этот принцип путем выполнения основных требований:

Средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

Физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями детей;

Врачебно-педагогический контроль должен быть обязательным элементов учебно-воспитательного процесса;

Соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное использование солнца, воздуха и воды – все это следует учитывать при организации каждого занятия физическими упражнениями.

б) Принцип всестороннего развития личности.

В физическом воспитании этот принцип предусматривает выполнение двух основных требований: 1) решение задач физического воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием; 2) содержание физического воспитания следует планировать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооружение специальными знаниями.

в) Принцип связи с трудовой и оборонной практикой выражает прикладную направленность всей системы воспитания, призванный воспитывать всесторонне подготовленных людей «которые умеют все делать». Получение человеком всесторонней подготовки удовлетворяет не только его личные потребности, но и запросы общества.

Связь физического воспитания с жизнью отражена в физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь.

Реализация этого принципа осуществляется через выполнение следующих требований: 1) содержание физического воспитания должно предусматривать формирование, прежде всего, жизненно важных двигательных умений в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т.п. Это требование воплощено в содержании физкультурно-оздоровительного комплекса РБ и учебных программах по физическому воспитанию; 2) всесторонним физическим воспитанием необходимо создавать настолько широкую подготовленность человека. Чтобы его общий уровень физической работоспособности позволял осваивать самые разнообразные трудовые и военные действия; 3) максимально использовать занятия физическими упражнениями для трудового и патриотического воспитания.

Для реализации принципов необходимы определенные условия, т.е. соответствующая экономическая, материально-техническая, социальная и культурная база. Практическая деятельность по их реализации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы.

3. Основы системы физического воспитания

Социально-экономические основы.

Система физического воспитания тесно связана с другими социально-экономическими системами общества: экономикой, политикой, наукой и культурой. Будучи одной из сфер проявления общественных отношений, происходящих в данных системах.

Объективной основой этих связей является включенность системы физического воспитания в общественное производство. Однако, воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно в создании общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу опосредованное воздействие через субъекта производственных отношений – человека.

Своими различными формами система физического воспитания включена во все основные виды социальной деятельности человека. Система физического воспитания удовлетворяет не только его биологические потребности в движении, но и социальные – формирование личности, совершенствование общественных отношений (физкультурная и спортивная деятельность подчиняется строгим правилам и нормам поведения).

Реализуя свои воспитательно-педагогические функции, система физического воспитания способна решать задачи нравственного, эстетического, трудового и интеллектуального развития.

Система физического воспитания является развитой сферой экономических отношений.

Будучи сложной по своему организационному строению (сочетание принципов государственного и общественного руководства), она сочетает в себе и различные по происхождению источники финансирования и материально-технического обеспечения: государственный бюджет, общественные фонды, средства предприятий, профсоюзов, кооперативных обществ, спонсорская помощь и др.

В экономическом плане система выступает как отрасль народного хозяйства, включающая в себя развитую сеть производств материального и нематериального характера. В сфере материального производства труд работников отрасли имеет материальную, вещественную форму: спортивные сооружения, инвентарь, обувь, одежда. Но эта сфера носит обслуживающий характер по отношению к главной сфере системы физического воспитания – непроизводственной, направленной на физическое совершенствование человека.

Правовые основы .

Система физического воспитания опирается на определенную совокупность нормативных актов, регулирующих ее функционирование. Эти акты имеют различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции). Особое место среди них занимает Конституция, в которой закреплено право людей на физическое воспитание. Имеются и другие нормативные документы, определяющие деятельность организаций и учреждений, обеспечивающих физическое воспитание (детские сады, школы, ПТУ, вузы и т.д.).