Тема 12. Пособия по безработице
Понятие пособий по безработице. Безработные и занятые граждане
Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице. Прекращение, приостановка выплаты и снижение размера пособия по безработице
1. Понятие пособий по безработице. Безработные и занятые граждане
Пособие по безработице - это вид социального обеспечения, состоящий в ежемесячном предоставлении гражданам, признанным в установленном порядке безработными, денежных средств с целью компенсации утраченного заработка.
Безработными признаются граждане: а) трудоспособные; б) не имеющие работы и заработка; в) зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; г) ищущие работу и готовые приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Безработными не могут быть признаны граждане:
а) е достигшие 16-летнего возраста;
б) которым в соответствии с законодательством РФ назначены пенсии;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее неработавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
е) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
ж) занятые граждане:
Работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме участвующих в общественных работах граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности)); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивиду-альную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;
Зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами под лежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспо-собностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;
являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Одним из видов гарантированной государством материальной поддержки является назначение и выплата безработным гражданам пособия по безработице.
Пособие по безработице - это периодические денежные выплаты из средств Государственного фонда занятости
населения РФ, предоставляемые гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в целях материального обеспечения безработного и нетрудоспособных членов его семьи в период поиска подходящей работы.
Основными нормативными актами, регулирующими условия и порядок предоставления данного пособия, являются Закон РФ от 19.04,1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения) и Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 №458.
Закон о занятости населения предусматривает предоставление государством социальных гарантий и компенсаций безработным гражданам. Организационно-правовой формой и методом социальной защиты безработных стало
государственное социальное страхование по безработице.
Оно охватывает все трудоспособное население и предоставляет защиту в случае безработицы всем застрахованным независимо от причины увольнения. В соответствии со ст. 31 Закона о занятости населения пособие по безработице выплачивается только тем лицам, которые признаны безработными. Условия признания граждан безработными определены в ст. 3 данного Закона.
Обязательным условием признания граждан безработными, начисления и выплаты им пособия по безработице является их регистрация в органах службы занятости по мету жительства. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации они признаются безработными с первого дня предъявления соответствующих документов.
Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохожения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью соответственно 25 и 29 лет, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.
При этом общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Размеры пособия по безработице. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы; имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
а) в первом (12-месячном) периоде выплаты: - в первые три месяца - в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
В следующие четыре месяца - в размере 69%; - в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума;
б) во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:
а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты - в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;
Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию и признанным безработными, пособие по безработице начисляется:
а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты - в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;
б) во втором (шестимесячном) периоде выплаты - в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.
Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Решение об этом принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
Признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным Законом о занятости населения;
Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению
органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
Переезда безработного в другую местность;
Попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
Осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
Назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, либо
трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой
пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
Отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
Смерти безработного.
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
Отпуска по беременности и родам;
Выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
Призыва безработного на военные сборы; привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной
службе, исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
Неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
Отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
Отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
Отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию;
Явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ (порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством РФ);
Увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
Нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
Самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. 27.
Право социального обеспечения. Шпаргалка Белоусов Михаил Сергеевич
29 ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ, РАЗМЕРЫ
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (ч. 2, 3 ст. 31 настоящего Закона).
Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати месяцев в суммарном исчислении в течение восемнадцати календарных месяцев.
Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать двадцати четырех календарных месяцев в суммарном исчислении в течение тридцати шести календарных месяцев.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (ч. 1 ст. 30 настоящего Закона).
Согласно ч. 1 ст. 30 настоящего Закона пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение двенадцати месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее двадцати шести календарных недель на условиях полного рабочего дня (рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (рабочей недели) с пересчетом на двадцать шесть календарных недель с полным рабочим днем (рабочей неделей) и признанным безработными, начисляется:
1) в первом (двенадцатимесячном) периоде выплаты:
а) в первые три месяца – в размере 75 % их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
б) в следующие четыре месяца – в размере 60 %;
в) в дальнейшем – в размере 45 %, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30 % величины указанного прожиточного минимума;
2) во втором (двенадцатимесячном) периоде выплаты – в размере 30 % величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Выплата пособия не производится в следующие периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы; привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Эти периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ Из книги Финансы: Шпаргалка автора Автор неизвестен31. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Для получения права на выплаты по страхованию по безработице безработный должен пройти регистрацию на бирже труда как ищущий работу. Одновременно с решением о признании гражданина безработным службой занятости
Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич7 ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР Основные характеристики пенсии по старости:1) пенсия – это ежемесячная выплата;2) пенсия – это денежная выплата;3) пенсия выплачивается в целях компенсации гражданам утраченного заработка или иного
Из книги Гарантии и компенсации. Новые правила автора Бобкова Оксана9 ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ ДЛЯ ГРАЖДАН И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР Пенсии по инвалидности делятся на трудовые, которые назначаются застрахованным гражданам, и на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые назначаются
Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен11 ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ Пенсия за выслугу лет – это особый специальный вид пенсии. Она назначается, как правило, независимо от достижения пенсионного возраста тем, кто длительное время был занят определенной профессиональной
Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ15 СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР Социальная пенсия устанавливается нетрудоспособным гражданам, которые по каким-то причинам не приобрели права на другой вид пенсии (п. 4 ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).Основания для назначения социальной
Из книги Все о правах работника и обязанностях работодателя автора Богданова Н.17 СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР В тех случаях, когда граждане не имеют средств вобъеме прожиточного минимума, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособия, субсидии и разнообразные компенсации), бесплатные или
Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна25 ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ИВЫПЛАТЫ, РАЗМЕР Пособие по временной нетрудоспособности – это определенная денежная выплата, которая осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ и компенсирует
Из книги автора30 МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЗРАБОТНЫМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ, РАЗМЕР Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной
Одним из самых сложных явлений социально-трудовой сферы, органически связанным с рынком труда и занятостью населения, является безработица. Как результат функционирования рынка труда безработица оказывает огромное влияние на все стороны жизни страны. Природа, причины и последствия безработицы до сих пор исследуются учеными разных направлений: экономистами, социологами, психологами и др. В практике государственного управления регулированию рынка труда с целью снижения безработицы всегда отводится одно из основных мест.
Понятие безработицы
— социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.
По методологии МОТ безработными считаются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Из их общей численности выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством о занятости.
В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.
В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:
- улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;
- формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;
- повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;
- наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.
В этой связи большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям (табл. 2.5).
Фрикционную, добровольную и сезонную безработицу относят к естественной безработице, являющейся необходимой для формирования резерва рабочей силы, составляющего потенциал трудовых ресурсов общественного производства.
Институциональная безработица является следствием несовершенства механизма регулирования рынка труда. Так отсутствие широкого доступа к информации о состоянии рынка, соотношении спроса и предложения рабочей силы создает препятствия для трудоустройства граждан, ищущих работу.
Упрощение на законодательном уровне порядка предоставления и увеличение размера пособия по безработице может снизить интерес части безработного населения к поиску места работы или доходного занятия, порождая тем самым иждивенческие настроения. Вместе с тем, как показала практика середины 1990-х гг., усложнение процедуры получения статуса безработного повлияло на уровень активности граждан, ищущих работу, следствием чего стал, к примеру, бурный рост индивидуального предпринимательства.
Структурная и технологическая безработица, по сути, могут быть отнесены к одному виду, так как причинами и той, и другой является снижение спроса на конкретный труд, вызванное развитием организационных, технических и технологических инструментов и методов управления производством.
Циклическая безработица является следствием экономического кризиса, порождаемого сложной совокупностью макроэкономических факторов и блокирующего не только формирование спроса и предложения рабочей силы, но и функционирование рынка как такового.
Термин «региональная безработица» применяется для характеристики состояния рынка труда конкретного территориального образования (области, города, района). Анализ региональной безработицы позволяет выявить специфические черты, свойственные местному рынку труда, что необходимо для выработки адекватных мер регулирования занятости и безработицы.
Экономическая безработица является одним из результатов конкуренции на товарных рынках. Появление сильных конкурентов всегда приводит к разорению, в частности, мелких производителей, вынужденных, в свою очередь, отказываться от услуг наемных работников.
Причинами маргинальной безработицы является низкая конкурентоспособность на рынке труда некоторых категорий населения: молодежь, впервые выходящая на рынок труда, женщины, лица с ограниченной трудоспособностью, граждане старшего возраста. Анализ безработицы в этих группах населения необходим для выработки мер, реализующих их права на трудоустройство.
Формы безработицы и их характеристика
Форма безработицы |
Характеристика |
Причины возникновения безработицы |
|
Фрикционная |
Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы с более благоприятными условиями труда и пр. |
Институциональная |
Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы |
Добровольная |
Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать |
Структурная |
Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства |
Технологическая |
Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда |
Циклическая |
Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом |
Региональная |
Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств |
Экономическая |
Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе |
Сезонная |
Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях |
Маргинальная |
Безработица среди слабо защищенных слоев населения |
Продолжительность безработицы, мес. |
|
Краткосрочная |
|
Продолжительная |
|
Длительная |
|
Застойная |
|
Внешняя форма проявления безработицы |
|
Открытая |
Включает всех незанятых граждан, ищущих работу |
Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности не работающих, а также тех. чей труд не является необходимым |
Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является се структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социально-демографическим признакам:
- пол (с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин);
- возраст (с выделением молодежной безработицы и безработицы среди лиц предпенсионного возраста);
- трудовое занятие (рабочие, руководители, специалисты, неквалифицированные работники и другие);
- уровень образования;
- уровень доходов и обеспеченности;
- причины увольнения;
- ментальные группы.
Основные показатели, характеризующие безработицу
Полную картину безработицы может отразить совокупность показателей, наиболее важными из которых являются уровень безработицы и продолжительность безработицы.
Уровень безработицы (УБ) - удельный вес численности безработных (Б) в численности экономически активного населения (ЭАН), выраженный в процентах:
УБ = (Б / ЭАН)*100%.
Уровень безработицы может быть рассчитан как по методологии МО Г, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. В первом случае это периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит Федеральная служба государственной статистики. Обследование населения по проблемам занятости в Российской Федерации проводится во всех регионах с квартальной периодичностью на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения в возрасте от 15 до 72 лет. Эта методика апробирована во многих странах мира и позволяет с высокой степенью достоверности получать данные о реальном состоянии рынка труда, субъектами которого также являются граждане, не состоящие на учете в государственной службе занятости населения, которые ищут работу собственными силами или прибегают к услугам коммерческих организаций.
Федеральной службой по труду и занятости РФ уровень безработицы определяется на основе численности официальных безработных, зарегистрированных в ее органах в установленном порядке. Эта информация необходима для оценки состояния официального рынка труда, определения динамики обращений граждан в службы занятости и планирования статей бюджета, направляемых на выплату пособий, проведение обучения безработных и другие программы стимулирования занятости.
Продолжительность безработицы — величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены. Для России, как и для многих развитых стран мира, чрезвычайно актуальна проблема длительной и застойной безработицы.
При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественногоуровня) безработицы - оптимального для экономики резерва рабочей силы, способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства.
Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы, который в экономически развитых странах с 1980-х гг. оценивается в 7%.
Типы поведения безработных на рынке труда
По типу поведения на рынке труда можно выделить четыре группы безработных.
Профессиональный тип. Для безработных данного типа в процессе поиска работы существенное значение имеет возможность проявить свои способности, деловые качества, повысить квалификацию, а также сама работа, предполагающая разнообразие, содержательность, возможность творчества. Являясь носителями профессионального типа экономического поведения на рынке труда, потерю работы они расценивают как неприятность, не испытывая при этом особых огорчений. Достаточно высоко оценивают свою конкурентоспособность, верят в себя и свои силы и поэтому самостоятельно и активно ищут работу, в том числе требующую более высокой квалификации. Готовы приступить к работе, как только появится что-нибудь подходящее и даже с переездом в другой город; предпочтение отдают работе в финансовых и управленческих структурах, а также сферах науки, образования и организации досуга.
Инструментальный тип. Это безработные, которым безразлична форма трудоустройства, лишь бы она обеспечивала приемлемый материальный статус. Исследования показали, что безработные данного типа ориентированы прежде всего на высокую зарплату, денежные компенсации, премии, порядок и хорошую организацию труда, удобный график работы, близкое расположение работы от места проживания. Если предлагаемая работа не соответствует их ожиданиям, они от нее отказываются. Если условием трудоустройства является перемена места жительства, либо смена профиля деятельности и переобучение на другую профессию, безработные этого типа, как правило, отказываются от работы, так как надеются еше найти занятие по своей специальности. Большинство из них не соглашаются заняться собственным делом.
Хозяйственный тип - носитель активного рыночного типа экономического поведения. В основном, с одной стороны, это руководители всех рангов всех типов предприятий и организаций (имеющие некоторый опыт организаторской и управленческой деятельности), с другой — продавцы, кассиры, буфетчики. Их объединяет общность в трудовых ценностях — это люди, стремящиеся «быть хозяином на своем рабочем месте», работать самостоятельно с ориентацией на расширение связей и знакомств. Они чаще, чем остальные, стремятся к организации собственного дела, самостоятельно ищут возможности для получения новой профессии и переобучения. Для лучшего трудоустройства готовы переехать в другой регион и даже за пределы России. Если поиски работы затягиваются, они могут заняться огородничеством, садоводством, будут подрабатывать, где придется. При выборе видов деятельности отдают предпочтение сфере услуг, организации отдыха, досуга и общественного питания.
Тип социального иждивенца. Безработные данного типа не способны к самостоятельному решению проблем занятости, основные надежды с трудоустройством у них связаны с государством. Для них характерна установка «жить на пособие государства», «уйти на пенсию». Они надеются на государственную поддержку, и в случае безработицы большинство из них обратится в службу занятости. При поиске работы их привлекает возможность иметь гарантированную работу, стабильность, даже если зарплата не столь высока, проявляя тем самым приспособленческий, потребительский, иждивенческий тип экономического поведения. Такие безработные отличаются сравнительно невысоким уровнем профессионального образования и низкой квалификацией. Главная жизненная ценность для них — стабильность положения и уверенность в завтрашнем дне, они считают, что безработицы быть не должно, согласны на любую работу, даже ниже по уровню квалификации и оплаты труда. Они в большей степени, чем другие типы, считают, что их положение существенно изменилось в худшую сторону, на рынке труда ощущают себя менее уверенно и более тревожно. В случае потери работы значительная часть из них будет сидеть дома, воспитывать детей, а также ждать, когда служба занятости подыщет им работу; часть из них согласна сменить профиль своей деятельности, но сами для этого они ничего делать не собираются.
В силу ст. 37 Конституции РФ каждый житель нашей страны имеет право на защиту от безработицы. Одной из гарантий безработным гражданам является выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
Пособие по безработице представляет собой ежемесячную денежную выплату, осуществляемую органами службы занятости гражданину, признанному безработным, за счет средств федерального бюджета вместо утраченного или не полученного в связи с безработицей заработка (дохода) в целях поддержания жизнедеятельности безработного и стимулирования его к труду. Пособие по безработице исчисляется в процентном отношении к среднему заработку безработного либо в размере фиксированных величин пособия по безработице, устанавливаемых ежегодно Правительством РФ, является основным или одним из основных источников средств существования безработного гражданина.
Функции пособия по безработице. С экономической точки зрения пособие по безработице выполняет обеспечительную и производственную функции. Обеспечительная состоит в том, что пособие по безработице служит основным или одним из основных источников средств существования безработных граждан, средством удовлетворения их потребностей и подержания жизнедеятельности, а производственная оказывает положительное воздействие на экономические процессы, происходящие в обществе, и имеет несколько подфункций.
Стимулирующая подфункция включает мотивационный механизм, побуждающий безработных граждан, являющихся трудоспособными, к поиску работы (занятости). Этому способствуют дифференциация размеров пособия по безработице, сроки его выплаты. Подфункция перераспределения рабочей силы отражает механизм выведения одними работодателями излишней рабочей силы из производственных процессов на рынок труда, на котором другие ведут поиск новых работников. Одновременно работники, используя механизмы защиты от безработицы, могут осуществлять поиск новой работы.
Социальная функция пособия по безработице служит предупреждению, смягчению или устранению неблагоприятных последствий, связанных с безработицей, а именно защищает безработного гражданина от угрозы нищеты, болезней. С помощью пособия человек, оставшись без работы, может вести достойное существование, удовлетворять свои основные потребности, поддерживая трудоспособность. Компенсационная подфункция основана на взаимосвязи между размером пособия по безработице и размером заработной платы работников перед увольнением, учитываемом при его назначении, а также взаимосвязи между размером пособия и снижением его реальной стоимости в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. В первом случае имеется в виду компенсация утраченного заработка с помощью механизма исчисления размера пособия по безработице, во втором - индексация размера пособия .
При определении размеров пособия по безработице законодатель делает акцент на компенсирующем характере пособия применительно к тем безработным гражданам, которые проживают в местностях, в которых применяется районный коэффициент.
Политическая функция пособия по безработице основана на том, что пособие является одним из инструментов социальной политики государства, целями которой являются предотвращение снижения жизненного уровня населения, поддержание материального положения трудоспособного населения, снижения роста социальной напряженности в обществе.
Социально-психологическая функция пособия по безработице направлена на обеспечение у трудоспособных граждан уверенности в том, что в ситуации, связанной с поиском работы, они будут социально защищены. Особое значение эта функция приобретает в период кризисных явлений в экономике.
Демографическая функция пособия по безработице отражает роль пособия в демографических процессах, которые происходят в обществе.
- Обратите внимание: максимальная и минимальная величины пособия по безработице, определяемые ежегодно Правительством РФ, в течение 2009-2016 гг. не изменялись.