Главным показателем воспитанности. Отношение к самому себе. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

Уровень воспитанности школьников.

Самооценки обучающихся;

Оценки родителя.

1. Поведение в семье:

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

3. Отношение к старшим:

4. Отношение к сверстникам:

-

2. Воспитание чувства ответственности и гражданственности, нравственности и гуманизма у учащихся.

3. Осознание школьниками своих учебных, общественных и трудовых обязанностей как долга перед обществом и коллективом.

Микроисследование №1.

Анкета для учащихся 1-4 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

6. Отношение к самому себе:

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Высокий уровень

Выше среднего уровня

Средний уровень

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Высокий уровень.

Выше среднего.

Средний уровень.

Низкий уровень.

Микроисследование №2.

Анкета для учащихся 5-9 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Проявление уважения к старшим;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

Готовность бескорыстно помогать другу;

Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

5. Поведение на улице и в общественных местах:

Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

Бережное отношение к экологии.

6. Отношение к самому себе:

Соблюдение правил личной гигиены;

Аккуратность и бережливость в одежде;

Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

Выполнение режима дня и утренней зарядки;

Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки классного руководителя;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Оценивание общего уровня воспитанности школьника

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Характеристика каждого уровня воспитанности

Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

Микроисследование №3.

Анкета для учащихся 10-11 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Проявление уважения к старшим;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

Готовность бескорыстно помогать другу;

Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

5. Поведение на улице и в общественных местах:

Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

Бережное отношение к экологии.

6. Отношение к самому себе:

Соблюдение правил личной гигиены;

Аккуратность и бережливость в одежде;

Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

Выполнение режима дня и утренней зарядки;

Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки классного руководителя;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Оценивание общего уровня воспитанности школьника

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Характеристика каждого уровня воспитанности

Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

Планомерная работа по психодиагностике процесса личностного развития учащихся, как показывает опыт многих школ, где такая психодиагностика проводится, дает свои плоды в воспитании учащихся. Однако этого недостаточно. В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». Для того чтобы учащиеся занялись более тщательно самопознанием и самовоспитанием, одной психодиагностики недостаточно. Анализ показал, что одной из причин, сдерживающих процесс личностного развития, является принятая в наших школах система показателей, по которым эта работа оценивается. В настоящее время единственным таким показателем остается успеваемость учащихся. Поэтому неудивительно, что все силы учащихся и учителей тратятся на достижение высокой успеваемости любыми средствами, порой безнравственными, калечащими ум и судьбы, детей.

Отсутствие критериев оценки, других качеств школьника и уровня его воспитанности явно не способствует его личностному развитию. А.Н.Леонтьев писал: «...жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным воспитательным и даже образовательным задачам, который исходит из требований к человеку: каким человек должен быть в жизни и чем он должен быть для этого вооружен, какими должны быть его знания, его мышление, чувства и т.д.».

И.-В.Гете как-то сказал: «Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать».

Несколько лет тому назад я начал эксперимент по оценке воспитанности учащихся в школе НПЦ «Ломоносов» (г. Жуковский Московской области), первые результаты которого опубликованы. Для оценки воспитанности учащихся разработаны следующие показатели:

1. Поведение в семье. Активное участие в делах и проблемах семьи; переживание совместно с другими ее членами невзгод и радостей; полное самообслуживание; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; забота о младших и старших членах семьи; правильное реагирование на замечания; вежливость в обращении со всеми членами семьи; проявление инициативы в поздравлении и изготовлении подарков по случаю дней рождения, юбилеев и других праздников; активное участие в проведении семейных праздников и их подготовке.

2. Поведение в школе. Дисциплинированность и внимательность на уроках, активное участие в проведении уроков, в обсуждении пройденного учебного материала, старательность в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной работе; разумное отношение к успехам и неудачам в учении; проявление чувства ответственности за порученные общественные дела; дисциплинированное поведение на переменах; повседневное выполнение «Правил для учащихся»; бережное отношение к школьному и классному имуществу; активное участие в общественных делах класса и школы; старательное выполнение поручений классного коллектива; умение руководить и подчиняться.

3. Отношение к старшим. Вежливость в общении; разумное выполнение поручений старших; оказание посильной помощи нуждающимся в ней; вежливое обращение к старшим при встрече и прощании.

5. Поведение на улице и в общественных местах . Соблюдение правил дорожного движения; любовь и бережное отношение к природе, животным; соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте; ученик должен уступать место в транспорте старшим и женщинам.

6. Отношение к самому себе . Постоянная занятость полезным делом; нежелание тратить время на безделье; аккуратность и бережливость в одежде и обуви; стремление выполнять режим дня и утреннюю зарядку, быть всегда честным и правдивым, не брать чужих вещей без разрешения, быть добрым к людям, прощать их ошибки, если они их признали, не быть завистливым к чужим успехам, искать и находить те виды деятельности, в которых самому сопутствует успех, постоянно анализировать свою деятельность и поведение, честно признаваться в своих ошибках и проступках и стараться исправить содеянное, быть нетерпимым ко лжи, обману, воровству; не иметь дурных привычек (курение, сквернословие и др.), определить главные свои интересы и склонности, развивать способность к той деятельности, которая представляет главный личный интерес, научиться преодолевать чувство страха, научиться заставлять себя делать то, что надо, а не то, что хочется; выработать привычку, доводить начатое дело до конца, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, заниматься систематически и упорно самовоспитанием, физическим самосовершенствованием, всегда иметь опрятный внешний вид, проявлять постоянный интерес к литературе, искусству, смотреть телевизор лишь ограниченное время и только наиболее интересные передачи, быть в курсе всех важнейших политических новостей в стране и в мире; готовность прийти на помощь с риском для себя, открыто критиковать товарищей и самого себя, всегда отстаивать свое мнение с помощью логической аргументации, а не силой, благодарить за справедливую критику и делать все для исправления своих недостатков.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы учащихся.

В первой половине учебного года эти показатели в каждом классе подробно обсуждаются на классных собраниях, и после обсуждения записываются учащимися для лучшего запоминания в свои тетради.

Для подготовки учащихся средних и старших классов к оценке своей воспитанности уже в младших классах дети пишут сочинения на такие темы: «Какой я ученик», «Мои хорошие и плохие качества», «Как я себя веду дома и на улице», «Хорошие и плохие качества моего соседа по парте» и др. А во второй половине учебного года начинается процедура оценивания воспитанности учащихся, начиная с IV или V класса. Она состоит из следующих этапов:

1. Классные руководители просят родителей каждого ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету:

а) какие положительные качества характерны для Вашего сына (дочери)?

б) какие отрицательные качества Вы у него (нее) заметили?

в) какие качества Вы стараетесь воспитывать у Вашего ребенка и насколько это Вам удается?

г) имеет ли Ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?

д) насколько Ваш ребенок способен к самообслуживанию?

е) есть ли у Вашего ребенка режим дня и как он его выполняет?

ж) как он относится к другим членам семьи, оказывает ли нужную им помощь?

з) принимает ли он активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

2. Каждый ученик пишет характеристику, в которой должен в соответствии со своими возрастными возможностями охарактеризовать себя по всем показателям воспитанности.

3. На классном собрании в присутствии классного руководителя и психолога проводится обсуждение уровня воспитанности каждого ученика класса. При этом классный руководитель просит учащихся в своих выступлениях сначала указывать хорошие, добрые качества обсуждаемого ученика и только затем – его недостатки и плохие качества. Собрание ведет командир класса, а психолог или классный руководитель ведут протокол собрания. Если класс большой, то обсуждение проводится на нескольких классных собраниях.

4. На воспитательном совете (педагогическом консилиуме) всех учителей, работающих с данным классом, в присутствии школьного психолога обсуждаются все имеющиеся документы на каждого ученика (результаты психодиагностики), анкеты родителей, самохарактеристики, протокол собрания класса; на основе этих материалов определяется оценка уровня воспитанности каждого ученика: высокая, средняя, низкая.

5. Эти оценки сообщаются ученикам и их родителям. С отдельными учениками, получившими низкую или среднюю оценку, проводится наедине беседа. Ученику указывается, какие недостатки в его воспитанности требуют коррекции и что он должен сделать, чтобы изжить эти недостатки.

Опыт оценки уровня воспитанности учащихся показал, что процедура и оценка воспитанности благотворно влияет на процесс личностного развития учащихся, на активизацию их самопознания и самовоспитания. Кроме того, этот процесс несколько затемняет оценку успеваемости, что также полезно для изживания внешней мотивации некоторых учащихся и формирования внутренней мотивации учения.

Воспитанность представляет собой свойство личности, которое характеризуется совокупностью сформированных и социально значимых качеств, в общем отражающих отношение индивида к миру, к людям и к самому себе.

Оценка воспитанности школьника

Степень воспитанности учащегося определяет уровень сформированности личностных качеств ребенка в соответствии с особенностями возраста. Общая оценка воспитанности школьника определяется на основе определенных оценочных показателей:

  1. Поведение ребенка в семье:
  • степень интереса к делам и проблемам семьи;
  • вежливое обращение по отношению к членам семьи;
  • реакция на замечания в семье;
  • проявление уважения по отношению к старшим по возрасту;
  • проявление заботы о младших членах семьи;
  • выполнение данных поручений и обязанностей в семье.
  • Поведение ребенка в школе:
    • внимательность в процессе учебной деятельности;
    • старательность при выполнении домашних заданий;
    • трудолюбие, усердие, аккуратность в учебной деятельности;
    • проявление ответственности при выполнении общественных дел;
    • бережное отношение к материальным средствам обучения;
    • адекватное отношение к успехам и неудачам в учебной деятельности;
    • соблюдение дисциплины на переменах.
  • Отношение к старшим по возрасту:
    • вежливое и уважительное общение со старшими;
    • выполнение поручений и просьб старших;
    • оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • Отношение к сверстникам:
    • активное участие в коллективной деятельности;
    • готовность к бескорыстной помощи;
    • стремление не подвести членов коллектива;
    • стремление делиться своими эмоциями с членами коллектива сверстников.
  • Поведение в общественных местах:
    • соблюдение порядка и чистоты в общественных местах;
    • бережное отношение к природе.
  • Отношение к себе:
    • соблюдение личной гигиены;
    • аккуратность и бережливость к личным вещам;
    • самокритичность;
    • выполнение режима дня;
    • правдивость, честность, принципиальность.

    Диагностирование по данным критериям проводится в начале и конце учебного года. Во второй половине октября и первой половине апреля соответственно. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Высокий уровень воспитанности оценивается в пять баллов и подразумевает яркое проявление воспитанности. Уровень выше среднего оценивается в четыре балла и свидетельствует, что воспитанность проявляется в целом, но имеет отклонение от нормы в частных случаях. Средний уровень воспитанности соответствует оценке три балла и говорит о том, что воспитанность проявляется недостаточно или время от времени. Слабое проявление воспитанности оценивается двумя баллами и соответствует низкому уровню. Остановимся подробнее на каждом из этих уровней.

    Высокий уровень воспитанности школьника проявляется в активной поддержке учителя, сотрудничество с ним в различных сферах школьной жизнедеятельности. Такой ребенок положительно реагирует на требования старших по возрасту людей, проявляет стремление к учению и общественной деятельности. Школьник с высоким уровнем воспитанности самостоятелен.

    Уровень выше среднего свидетельствует о том, что нравственные установки соответствуют моральным требованиям общества. Ученик выборочно реагирует на требования, сотрудничает с педагогом только при совпадении общих и личных интересов. Такие школьники достаточно болезненно воспринимают замечания и часто не доводят начатое дело до конца. Самовоспитание у них не носит систематического характера.

    При среднем уровне воспитанности школьник положительно реагирует только на устойчивые требования, стремится избегать контроля и не стремится помогать учителю. Учащийся с таким уровнем воспитанности не понимает ценности образования для развития своих способностей, тем самым сужая круг своих интересов. Личные интересы в такой ситуации ставятся выше общественных. Знания учащихся часто бывают поверхностны.

    Низкий уровень воспитанности требует повышенного внимания со стороны педагогов и родителей. Школьники с данным уровнем воспитанности равнодушно относятся к общественной жизни, не видят социального смысла в учебе и трудовой деятельности. Наблюдается систематическое неподчинение требованиям. Учебные, трудовые и жизненные навыки у таких детей не сформированы и носят поверхностный характер.

    В процессе проведения оценки уровня воспитанности школьников на первом этапе проводится анкетное исследование родителей, а на втором этапе формируется диагностическая карта личностного развития школьника. В ней фиксируются крупные достижения и недостатки личности, увлечения, специфические умения, поведение, положение в школьном коллективе, способность к выполнению поручений, трудовая активность, уровень самооценки.

    В процессе диагностики требуется особое внимание обращать на проявление воспитания в оценках, суждениях, поступках и действиях обучающихся.

    Педагоги используют разные формы исследований для коллективной и индивидуальной оценки уровня воспитанности.

    Задачи мониторинга уровня воспитанности

    Основные задачи мониторинга уровня воспитанности заключаются в следующем:

    • социализация школьника, адаптация к самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, сохранению традиций;
    • создание условий для реализации индивидуальных особенностей детей;
    • воспитание свободной, талантливой и активной личности, инициативного, самостоятельного, просвещенного и культурного человека, проявляющего в жизни доброту, честность, милосердие, способного сострадать.

    В любой деятельности важен результат, в том числе и в оценке воспитанности школьников. Результат считается достигнутым, если:

    • сформирована личность, способная к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией;
    • воспитано чувство ответственности, гражданственности, нравственности и гуманизма у школьников;
    • школьники осознают учебные, общественные и трудовые обязанности.

    Можно и нужно использовать различные тесты и средовые методики для определения уровня воспитанности, но ничто не подтвердит уровень воспитанности человека лучше, чем его поступки. Основу мониторинга воспитанности составляют наблюдение за поступками, действиями, отношениями школьников, выявление и анализ их мотивации.

    Нецелесообразно устанавливать единые критерии эффективности воспитательного процесса для всех школ и коллективов. Они могут разрабатываться участниками процесса с учетом целей и задач проводимой работы. Данные критерии служат в первую очередь инструментом самоанализа и самооценки школьников, педагогов, родителей. Они должны быть конкретными, доступными для измерения и понятными для детей и взрослых.

    Аннотация: рассматриваются проблемы критериев и уровней воспитанности личности учащегося, анализируются различные подходы к определению уровня воспитанности, рассматриваются трудности, связанные с определением уровня воспитанности личности.

    Ключевые слова: личность, воспитанность, критерий, уровни воспитанности, количественный подход, качественный подход, направленность личности, моральные нормы. Учет и оценка уровня воспитанности - необходимое звено системы воспитательной работы. Успех в любой сфере деятельности во многом зависит от правильного учета и объективной оценки достигнутых результатов, лишь опираясь на достигнутое, можно успешно двигаться вперед. Сказанное полностью относится к воспитательной деятельности. Чтобы ставить реальные воспитательные задачи, правильно спланировать и организовать процесс воспитания, педагог должен знать результаты воспитательной работы. Не зная уровня воспитанности, педагог работает вслепую.

    Он или завышает требования к воспитаннику и ставит перед ним непосильные задачи, или снижает требования. Чтобы избежать этого, необходимо наряду с общими задачами воспитания решать и индивидуальные задачи: у одного учащегося преодолевать неверие в свои силы, у другого - изжить неорганизованность и т. д. Это можно сделать только на основе хороших знаний положительных и отрицательных сторон воспитанника. Без этого в воспитательной работе легко скатиться на путь шаблона и уравниловки в подходе к учащимся. Следует отметить, что выявление уровня воспитанности - это не самоцель, а важное средство, обеспечивающее возможность управления воспитательным процессом, повышения его эффективности. Учет результатов воспитания дает возможность педагогу видеть плоды своих усилий, обнаруживать упущения, недочеты и, следовательно, устранять их. Благодаря такому учету в центре внимания педагога оказываются не мероприятия, изредка носящие случайный характер, а реальное состояние развития его воспитанников. Это имеет значение для индивидуализации процесса воспитания, для научно обоснованного планирования воспитательной работы.

    Критерии оценки уровня воспитанности. Критерий в широком смысле означает то, на что следует равняться, с чем сравнивать те или иные результаты деятельности. Поэтому любые критерии должны содержать те или иные параметры. В определении этих параметров в психолого-педагогической литературе имеются различные подходы . I. Количественный подход в определении уровня воспитанности. П. П. Блонский отмечет, что поведение человека можно измерять такими количественными показателями, как «сколько раз» и «как долго». Например, мы говорим, что наблюдаемый 20 минут читал, 7 часов спал, 10 минут обдумывал и т. д. Разумеется, при определении уровня воспитанности нельзя исходить только из количественных характеристик. Но и нельзя отрицать, что количественные показатели в какой-то мере определяют те или иные черты личности. 2. Качественный подход в определении уровня воспитанности. Н. И. Монахов в работе «Изучение эффективности воспитания» предлагает определять уровень воспитанности исходя из отношения человека к различным сторонам действительности: к труду, коллективу и т. д. Отсюда он выводит такие показатели уровня воспитанности, как трудолюбие - коллективизм и т. д. 3.

    Определение уровня воспитанности на основе направленности личности. Некоторые педагоги, считают возможным использовать единственный показатель, характеризующий уровень воспитанности личности. Таким показателем они считают направленность личности. При этом, по их мнению, коллективистской направленности личности должен соответствовать высокий уровень воспитанности, а индивидуалистической направленности низкий уровень. Конечно, направленность составляет важный компонент психологической характеристики личности, и изучение ее имеет существенное значение для выявления уровня воспитанности. Но может ли одна направленность достаточно полно и всесторонне характеризовать такое сложное явление, как воспитанность школьника, личность которого постоянно и интенсивно развивается, причем далеко не всегда равномерно? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к определению направленности личности. Направленность представляет собой систему потребностей, интересом взглядов, идеалов, выступающих в качестве мотивов индивидуального поведения и определяющих специфическое отношение личности и выполнению своих ролей.

    Из этой характеристики направленности видно, что суть ее проявляется прежде всею в отношениях к коллективу, к обществу. Но эти отношения далеко нс охватывают все богатство личностных проявлений. Кроме того, как установлено психологами, направленность личности начинает более или менее четко проявляться лишь в подростковом возрасте, примерно с 10-12 лет. Следовательно, если руководствоваться этим показателем, то воспитанность примерно трети школьников вообще не может быть изучена. Но дело не только в этом. Каждая личность представляет собой неповторимое сочетание, единство большого числа разнообразный качеств и черт, отражающих ее отношение к окружающему. Попытка свести все это к одной направленности противоречит современным тенденциям развития науки о воспитании.

    Любое сложное явление требует разностороннего анализа. В воспитании личности нельзя ограничиться одним показателем. Такой односторонний (узкий) подход может ввести в заблуждение педагога: общая положительная направленность личности может затушевать имеющиеся у нее недостатки, и в случае отрицательной направленности значительно затрудняется применение принципа воспитания с опорой на положительное. 4.Определение уровня воспитанности на основе знаний учеником моральных норм, правил поведения. Простейшее средство выявления этих знаний анализ ответов на прямо поставленные вопросы: «Какой поступок можно назвать героическим и почему?».

    Такие вопросы, задаваемые как в устной, так и в письменной форме, дают возможность в известной мере выявить круг представлений учащихся о той или иной области поведения человека. 5. Определение уровня воспитанности по оценочным суждениям. К методам оценочных суждений относятся тематически ориентированные сочинения, диспуты, дискуссии, прямые и косвенные устные вопросы и др. Вопрос может требовать свободно аргументированного ответа (открытые вопросы) или выбор ответов из числа предложенных (закрытые вопросы). Такие сочинения, как «Честь и достоинство человека: как я их понимаю» Могут отражать внутреннюю позицию юношей и девушек, их сомнения, колебания, раздумья. Диспуты, дискуссии или любая форма коллективных обсуждений, где воспитанник должен открыто занять определенную позицию, позволяют судить о его взглядах и убеждениях.

    Диагностическое значение имеет и «позиция умолчания», стремление отдельных воспитанников остаться в стороне от споров, уклоняться от ответа на прямо поставленный вопрос, занять нейтральную позицию. Личная беседа воспитателя с воспитанником, нацеленная на выявление его позиций и отношений, может дать многое воспитателю при условии, если она хорошо подготовлена, если будут проходить без спешки в неформальной обстановке. 6. Определение уровня воспитанности по действиям и поступкам личности. Основной метод изучения человека в действии это наблюдение за ним в различных ситуациях и проявлениях. Эти ситуации могут быть естественными и искусственными, создаваемыми воспитателем в диагностических целях. Конечно, далеко не все виды деятельности и общения воспитанников могут оказаться в поле зрения воспитателя.

    О некоторых действиях, поступках, нормах или линиях поведения воспитатель узнает косвенно, получая устную и письменную информацию от других лиц. В естественных ситуациях проявляются отношение учащихся к учебе, дисциплинированность и культура поведения, а также их отношение к труду, насколько оно ответственно. Наблюдения за спортивной игрой дает возможность увидеть проявления чувства товарищества и коллективизма, умение сдерживать свои эмоции, достойно реагировать на поражение. При посещении театра, выставки и других культурных центров изучается восприимчивость учащихся к прекрасному, их вкусы и направленность интересов.

    В искусственных ситуациях ученик ставится в такое положение, когда наиболее отчетливо могут проявиться личностные качества. К таким ситуациям, в частности, относятся общественные поручения, где сталкиваются личное и общественное. Отказ от поручений или недобросовестное их выполнение является определенным показателем уровня воспитанности, чувства ответственности школьника .

    Большое диагностическое значение имеет в остроконфликтных ситуациях, где трудно скрывать свои чувства и мысли. 7. Другие подходы к определению уровня воспитанности. Среди других подходов следует выделить шкалирование, составление стандартизированных характеристик и др. Так, сущность использования метода независимых характеристик заключается в обобщении сведений об учащихся, полученных через товарищей, учителей, родителей и других лиц. Такие сведения помогут преодолеть субъективизм в оценке личностных качеств учащихся, составить о них объективное представление. При этом в собранном материале могут быть различные, даже противоречивые оценки личности. Важно хорошо разобраться в этом, выявить причины этих расхождений. Составление независимых характеристик учащимися на своего одноклассника организуется классным руководителем в доброжелательной обстановке. Приведем определение уровня воспитанности как педагогического понятия.

    Под воспитанностью в педагогическом смысле подразумевается комплекс свойств личности, который характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее разностороннее развитие. К общественно значимым качествам, в частности, относятся: патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманность, честность, правдивость, единство слова и дела, прямота, добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность, принципиальность, целеустремленность, активность, любознательность, эстетическое развитие . Под уровнем воспитанности следует понимать наличие у человека знаний, нравственных норм и умений применять эти знания в практике его повседневного поведения . Трудности в определении уровня воспитанности связаны с множеством факторов. В учебно-воспитательном процессе результаты воспитания проявляются не сразу после проведения того или иного воспитательного мероприятии. В этом выражается одна из трудностей в определении их уровней.

    Следующая трудность связана с тем, что не всегда воспитанность проявляется в явной форме. В общем виде результаты воспитания проявляются как во внешней, так и во внутренней форме, которые скрыты от глаз воспитателя. При этом внутренняя позиция личности не всегда совпадает с ее внешними проявлениями, словами, поступками, действиями. Иногда внешние проявления личности противоречат подлинно внутренним переживаниям. В зависимости от доминирующих мотивов те или иные показатели уровня воспитанности могут превратиться в свою противоположность. Трудности в выявлении уровня воспитанности выражаются также в том, что помимо индивидуального своеобразия необходимо учитывать и возрастные

    особенности. То, что наиболее актуально и важно для одного возраста, в другом возрасте может замещаться, дополняться другими ценностями. Для характеристики воспитанности большое значение имеют такие общечеловеческие качества, как гуманность, доброжелательность, отзывчивость; правдивость, честность, скромность, прилежание, бережливость, трудолюбие, наличие устойчивых навыков и привычек правильного поведения и др .

    Правильно оценить уровень воспитанности ученика - это значит дать объективную оценку его поведения в различных жизненных ситуациях, на занятии, во внеурочное время, в процессе общественно полезной деятельности. Выявление уровня воспитанности, разумеется, не может быть одномоментным явлением. Оно требует длительного времени и применения разнообразных методов и приемов: наблюдения, сопоставительного анализа и т.д. При использовании различных методов необходимо проявлять осторожность, такт, ни в коем случае нельзя использовать полученную информацию во вред учащимся, а некоторые сведения необходимо сохранять в тайне .

    Важно найти такие критерии уровня воспитанности, которые бы позволили правильно оценить не только поступки, но и мотивы этих поступков. Те или иные мотивы выступают часто в двух аспектах: в качестве стимулирующего фактора активных действий ученика и в качестве фактора, направляющего поведение, поступки личности. Конечно, очень трудно проникнуть во внутренний мир учащихся, узнан, что происходит в умах и сердцах. Но надо стремиться к этому. Это важно дни преодоления субъективизма в оценке воспитанности личности.

    Список литературы

    1. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. 2-е изд., стер. Серия: Антология мысли. М., 2016. 164 с.

    2. Кириллова Т. В. Цель воспитания приобщение к общечеловеческим духовным ценностям // Народная школа. 1996. № 4. С. 1-5.

    3. Кириллова Т. В., Кириллова О. В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионально-педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: www.science-education.ru/120-16179 (дата обращения: 25.12.2014).

    4. Кириллова Т. В., Кириллова О. В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионально-педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 820.

    5. Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике: коллективная монография / Л. А. Абрамова [и др.] / под ред. О. В. Кирилловой, Е. Г. Шубниковой. Чебоксары, 2014.

    6. Превентивная и пенитенциарная педагогика: исторический анализ и современные технологии: коллективная монография / Р. И. Блок [и др.] / под ред. О. В. Кирилловой, Т. В. Кирилловой. Чебоксары, 2015. 7. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: опыт экспериментального исследования. М., 1981. 144 с.

    ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА КИРИЛЛОВА

    Вопрос №12. Воспитание. Критерии и уровни воспитанности. Классификация воспитательных воздействий. Психологические механизмы воспитательных воздействий.

    Воспитание в социальном смысле

    В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

    В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

    В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

    В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

    Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

    Важнейшая задача воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

    · Умственное;

    · трудовое;

    · физическое воспитание

    Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

    Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

    Критерии воспитанности. Прежде всего, необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий.
    В.И. Журавлев , например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся. А показатели - как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний.
    В "Большом энциклопедическом словаре «критерий определяется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки»
    Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство - необходимый инструмент оценки, но сам он оценкой не является. Но, как отмечает А.К. Маркова, "выбор критерия во многом определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной и в то же время приоритетно наиболее значимой для психолога деятельности. В этом случае он может быть представлен как научно обоснованная "модель", характеризующая сущность профессиональной деятельности практического психолога, совокупность знаний о ней, через которую она максимально выражена, или же, как сумма знаний о реальных достижениях и возможностях оптимизации этой деятельности".

    Н.Е. Щуркова так определяет, что такое показатель: "то, что доступно восприятию, то, что "показывает" наличность чего-либо"

    Среди основных показателей воспитанности ею выделяются следующие:

      • внешний вид ребенка;
      • мимический и пластический образ;
      • речь;
      • поведение, складывающееся из отдельных поступков;
      • избирательная деятельность;
      • реакции на социальные явления;
      • система его взаимоотношений с окружающими;
      • качественность его предметной деятельности;
      • идеалы

    На основе критериев воспитанности и воспитуемости А.К. Маркова выделяет следующие уровни воспитанности и воспитуемости.

    Уровни воспитанности .
    Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальноемировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.
    Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

    Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия , при помощи которых одни люди - воспитатели - воздействуют на других людей - воспитанников - с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

    Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого.

    Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

    Р. С. Немов предлагает несколько классификаций методов воспитания : они делятся на прямые и косвенные, осознанные и неосознанные, когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Прямые методы воспитания включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого , осуществляемое в прямом общении друг с другом .



    Косвенные методы содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов воспитателя и воспитываемого (через чтение книг, ссылки на мнение авторитетного человека и т. п.).
    По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания методы делятся на осознанные и неосознанные.

    Осознанные методы характеризуются тем, что воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее.

    При использовании неосознанных методов воздействия воспитуемый принимает воспитательные влияния без сознательного контроля со своей стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.
    Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, ее преобразование . Сами знания человека о мире не только формируют его как личность (воспитывающая функция обучения), но и оказывают решающее влияние на его поведение. В современных условиях значение этой области воспитательных воздействий существенно возрастает.

    Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные эмоциональные состояния , облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту, осуществляющему воспитательное воздействие. Отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитуемого от воспитателя, блокируют оказание воспитательного воздействия. Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека, вынуждают его действовать определенным образом и обеспечивают соответствующие положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, тогда как при использовании других методов изменения сначала происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение. Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей делать акцент на каких-либо избранных воспитательных воздействиях, добиваясь нужного результата.
    Каждое из рассмотренных средств воспитания имеет свои сильные и слабые стороны . Например, достоинством прямого воспитательного воздействия одного человека на другого является то, что при этом используются психологические механизмы заражения, подражания и внушения . В данном случае воспитатель может обойтись и без слов, ему достаточно продемонстрировать образец поведения и обеспечить его полное и правильное принятие воспитуемым. Это средство является к тому же единственно возможным на ранних этапах детского развития, когда ребенок еще не понимает обращенную к нему речь, но большое значение имеет и на последующих возрастных этапах. В педагогике его называют воспитанием на личном примере . Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения : воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам, и только в те моменты, когда находится в непосредственном личном контакте с ним.
    Косвенное воспитательное воздействие через книги, СМИ и другие системы передачи информации может быть разносторонним и сколь угодно длительным, его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний (перечитать книгу, еще раз посмотреть фильм). Но такое воспитание по сравнению с прямым воздействием имеет меньше ресурсов живой эмоциональной силы. Кроме того, ограничением его применения является то, что оно применимо лишь к детям, уже владеющим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного и прочитанного .
    Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами . Однако оно также ограничено в применении к детям раннего дошкольного возраста, у которых еще не сформировалась рефлексия . Неосознанное воспитательное воздействие имеет место раньше, чем осознанное, но его достоинства и недостатки трудно оценить на практике по причине недостаточной контролируемости сознанием.
    Ни одна из рассмотренных классификаций не дает однозначного ответа на вопрос, что же является общим для всех методов воспитания. Все методы направлены на жизненный опыт и отношения детей, проявляющиеся не только в предпринимаемых ими поступках, но и в их осмыслении, определении своей позиции, осознании своих успехов и ошибок.