Глинские чтения в московской духовной академии. Глинские чтения Глинские чтения

По приглашению дирекции Всероссийского форума «Глинские чтения» руководитель пресс-службы Раифского Богородицкого монастыря принял участие в VII Всероссийском духовно-просветительном форуме, который проходил с 27 по 29 июля в Московской Духовной академии. Организаторами форума выступили историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского», Фонд Святого благоверного князя Александра Невского, Московская педагогическая академия. Девиз чтений – «Православное воспитание как основа русской педагогической мысли».

Направления работы конференции: теоретические основы и практический опыт использования отечественного наследия в целях воспитания и образования молодежи: духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования; труды схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Минобразованием РФ; нравственные идеалы и духовная безопасность России; патриотическое и духовное-нравственное воспитание защитников отечества; отечественная история, филосоия и педагогика в прошлом и настоящем; русская словесность и Православие…

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам «Глинских чтений»:

УЧАСТНИКАМ VII ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ФОРУМА «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую участников форума «Глинские чтения», по традиции собравшихся в стенах древней Троице-Сергиевой Лавры для обсуждения проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Отрадно сознавать, что в наше время растет интерес педагогов к опыту коллег, взявшихся за трудное, но столь необходимое для нашей страны дело воспитания молодежи в духе светлых, проверенных веками идеалов Православия.

Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование» восходит к понятию «образ Божий», который, по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке. А это значит, что невозможно добиться желаемого результата в отрыве от решения воспитательных задач, сводя образование лишь к получению определенной суммы знаний. Без благодатного воспитательного воздействия на души и сердца детей и юношества не может быть и полноценного образования. Усилия воспитателей, какими бы благородными мотивами они ни руководствовались, не будут иметь прочной основы, если они не опираются на фундамент высших ценностей, дарованных нам Богом. Еще святитель Московский Филарет (Дроздов) предупреждал: «Небрегут о детях, если старательнее учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души бессмертной».

На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского большой вклад в развитие отечественной педагогики всегда вносили монастыри, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В результате православная педагогика дала нашей стране таких выдающихся теоретиков и практиков школьного дела, как святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский, М.В.Ломоносов, Н.В.Гоголь, К.П.Победоносцев, К.Д.Ушинский, С.А.Рачинский. Традиции, заложенные Православием, в той или иной форме продолжали влиять на развитие педагогики даже во времена гонений на Церковь и религию.

Надеюсь, что участники Глинских чтений и в дальнейшем будут стремиться вносить свой посильный вклад в благое дело образования и воспитания подрастающего поколения.

Помощь Божия да сопутствует всем вам в предстоящих трудах.

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ



С 27 по 29 июля 2015 года на площадке Московской духовной академии (город Сергиев Посад Московской области) прошёл XXIV Международный образовательный форум «Глинские чтения» , посвящённый 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира .

Тема чтений - «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

В рамках форума состоялись круглые столы, посвящённые обсуждению проблем духовно-нравственного воспитания в начальной, средней, высшей и профессиональной школах, теме нравственного идеала, подготовке учителя, работе библиотек, прошло Пленарное заседание.

В последний день форума, 29 июля, состоялась панихида на могиле схиархимандрита Иоанна (Маслова) , одного из глинских старцев.

В чтениях приняли участие педагоги, учёные, священнослужители, работники культуры из многих регионов России, а также из стран СНГ.

Организатор чтений - Московская педагогическая академия (ректор - Елена Олеговна Крылова ).

Ведущий форума - доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов .

В Глинских чтениях приняла участие делегация московских педагогов.

Программа Чтений

ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

Посвящается 1000-летию преставления
святого равноапостольного князя Владимира

В целях реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и развития просветительских традиций, заложенных святым князем Владимиром, 27 - 29 июля 2015 года традиционно проводится Международный образовательный форум «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ, Министерства спорта РФ и Росмолодежи.

Тема форума: «Духовные и нравственные основы образования и воспитания» .

Направления работы форума

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи. Отечественные традиции педагогики. Воспитание в семье и школе. Нравственный потенциал русского языка: роль языковой среды в воспитании детей и молодежи. Духовно-нравственная составляющая профессиональной подготовки учителя. Теоретические основы и практический опыт использования святоотеческого наследия в образовательных учреждениях России. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Министерством образования РФ, в современной системе образования.

Секции и «круглые столы

  1. Духовно-нравственное воспитание в семье и дошкольных учреждениях.
  2. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе (1-4 классы).
  3. Духовно-нравственное воспитание в средней школе (5-11 классы).
  4. Духовно-нравственное воспитание в региональной системе образования.
  5. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в учреждениях профессионального образования.
  6. Нравственный потенциал русского языка. Язык как средство нравственного совершенствования.
  7. Нравственный идеал. Значение житийной и святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений.
  8. Библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.
  9. Духовно-нравственная подготовка учителя.

XXVII Международный образовательный форум "Глинские чтения" прошел в Московской духовной академии с 27 по 29 июля. Чтения были приурочены ко дню памяти старца Глинской пустыни, педагога, просветителя, схиархимандрита Иоанна (Маслова) (6.01.1932 - 29.07.1991).

Целью форума является внедрение нравственных основ и традиционных духовных ценностей в современную систему образования. Заявленными темами форума стали духовно-нравственное воспитание в семье и образовательных учреждениях. Кроме того, рассматривались вопросы нравственного потенциала русского языка, значения житийной и святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений.

Глинские чтения представляют собой высокую духовную площадку для профессионального самообразования, роста и духовно-нравственной подготовки в первую очередь учителя. Форум объединяет педагогов, ученых и руководителей органов управления образованием в сфере духовно-нравственного и патриотического образования.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) родился 6 января 1932 года в деревне Потаповка Сумской области в благочестивой крестьянской семье. С 12 лет Иван начал работать в колхозе. Пас коров, пахал, сеял, косил, собирал плуги, научился делать повозки. В школу ходил за 6 километров в село Сопич. Благодаря природной одаренности Иван учился очень хорошо. В 1951 году Ивана призвали в армию.

В 1954 году он ушёл в Глинскую пустынь. Сначала Иван несколько месяцев нес в монастыре общие послушания, затем ему дали подрясник, а в 1955 году зачислили в обитель по указу. В то время в обители подвизались такие великие старцы, как схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов). Настоятель обители вскоре благословил Иоанна отвечать на многочисленные письма, поступавшие в обитель от тех, кто просил совета, духовного наставления и помощи.

Так Иван начал свое самоотверженное служение Богу и ближним, ведя жизнь самую скромную, строгую и смиренную. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, затем был заведующим аптекой и одновременно клиросным. 8 октября 1957 года, накануне празднования преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, молодой послушник был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола.

В 1961 году после закрытия монастыря отец Иоанн по благословению старца Андроника поступил в Московскую духовную семинарию. В 1962 году он был рукоположен в Патриаршем Богоявленском соборе в сан иеродиакона, а 31 марта 1963 года - в сан иеромонаха. После окончания семинарии он продолжил обучение в Духовной академии. Еще в годы учебы в академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того, он исповедовал богомольцев. Именно здесь в полной мере раскрылись способности и пастырские дарования отца Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником.

В 1969 году отец Иоанн окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за сочинение «Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) и его эпистолярное наследие». Отец Иоанн был оставлен профессорским стипендиатом в Московских духовных школах, преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей. С 1974 года он начал преподавать литургику в семинарии.

С 1974 года в различных изданиях опубликовано более ста работ отца Иоанна. Венцом его научно-богословской деятельности в Московских Духовных школах является магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»,которую он защитил 11 марта 1983 года, получив звание магистра богословия. В 1991 г. отец Иоанн закончил уникальный труд - докторскую диссертацию «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках».

В 1991 году отцом Иоанном был закончен «Глинский Патерик», включающий 140 жизнеописаний Глинских подвижников. Благодаря своим богословским трудам отец Иоанн известен не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель.

В 1985 году магистр богословия был направлен из Троице-Сергиевой Лавры духовником в Жировицкий Успенский монастырь. Недолго пришлось ему трудиться на новой ниве пастырского делания. В июне 1990 года он приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе, перед очередным отъездом в Белоруссию, недуг окончательно приковал его к постели. Страдания то усиливались, доходя до критических состояний, то ослабевали. Схиархимандрит Иоанн не переставал принимать духовных чад даже если после очередной беседы терял сознание.


29 июля 1991 года в понедельник в 9 часов утра старец Иоанн причастился. В 9.30 старец мирно отошел ко Господу в полном сознании.

Утром 31 июля собором клириков была совершена заупокойная литургия, которую возглавил наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Елевферий (Диденко). В 12 часов дня гроб был вынесен на площадь перед Троицким собором, где при стечении богомольцев была отслужена лития, погребен отец Иоанн на Старом кладбище в Сергиевом Посаде.

По материалам сайтов "Луки.ру" и "Глинские чтения"

27–29 июля в г. Сергиев Посад на базе Московской духовной академии состоялся XXVII Международный образовательный форум «Глинские чтения». Тема форума – «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

Мероприятие было приурочено ко дню памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова) (1932–1991) – ученого-богослова, выдающегося педагога, доцента Московской духовной академии, нашего современника. Жизнь и духовное служение отца Иоанна связаны с Беларусью: с 1985 по 1991 год он служил в Свято-Успенском Жировичском мужском монастыре духовником обители.

Глинские чтения прошли при участии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации. В качестве организатора выступила Московская педагогическая академия.

В мероприятии приняли участие более 500 человек из России, Беларуси, Латвии, Украины, Эстонии. Наши участники были представлены библиотечными специалистами, педагогами, священнослужителями из Минска, Полоцка, Пинска, Молодечно и других регионов страны.

27 июля, в первый день форума, состоялись заседания секций и круглых столов, посвященных духовно-нравственному воспитанию в семье, дошкольных учреждениях, учреждениях общего среднего и профессионального образования, просветительской роли библиотек.

Национальную библиотеку Беларуси на форуме представила главный библиотекарь научно-исследовательского отдела библиотековедения Ольга Александровна Рынкевич , выступившая в качестве модератора секции «Библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи». В заседании приняли участие специалисты публичных, школьных, приходских библиотек из России и Беларуси. Во время работы секции обсуждались вопросы сотрудничества светских и церковных библиотек по вопросам духовно-нравственного просвещения и воспитания, повышения квалификации библиотечных специалистов, работающих с православной литературой.

28 июля Ольга Александровна выступила на пленарном заседании форума с докладом «Просветительская работа библиотек по формированию православного мировоззрения по трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова) (на примере библиотек Беларуси)». В своем выступлении она осветила деятельность Национальной библиотеки Беларуси, ее роль в деле сохранения национального духовного наследия, проанализировала итоги взаимодействия публичных, школьных и приходских библиотек в рамках программ сотрудничества Министерства культуры Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской православной церкви, рассказала об использовании трудов отца Иоанна в просветительской деятельности библиотек Беларуси. Доклад вызвал большой интерес у участников мероприятия.

В ходе работы международного образовательного форума «Глинские чтения» участникам была предоставлена возможность познакомиться с системой работы библиотек по духовно-нравственному просвещению и воспитанию подрастающего поколения, обменяться опытом.

Глинские чтения этого года были посвя­щены замечательной дате – 1000-летию преставления святого равноапо­стольного князя Владимира, заложившего просветительские тради­ции, став­шие основами нашей цивилизации. В целях продолжения традиций святого князя, а также реализации «Стратегии развития воспитания в Россий­ской Федерации на период до 2025 года» проводилась работа форума. Его темой стала «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие в Международном педагогическом форуме

«Глинские чтения – 2015»

Традиционно в конце июля, когда отмечается день памяти православного педагога и богослова схиархимандрита Иоанна (Маслова) на территории Свято-Троице-Сергиевой Лавры в Московской Духовной Академии прошёл один из самых значимых и влиятельных педагогических форумов «Глинские чтения». В его работе приняли участие педагоги всех ступеней образования, врачи, журналисты, деятели культуры, военного ведомства, представители духовенства, музейные и библиотечные работники, словом, все, кому не безразлично воспитание детей и молодежи – будущего нашей страны.

Всего в работе Чтений приняли участие около восьмисот человек почти из всех уголков России и из Белоруссии. Чтения этого года были посвящены замечательной дате – 1000-летию преставления святого равно-апостольного князя Владимира, заложившего просветительские традиции, ставшие основами нашей цивилизации. В целях продолжения традиций святого князя, а также реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» проводилась работа форума. Его темой стала «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

Денисенко И.М.

у портрета

Схиархимандрита

Иоанна (Маслова)

Информационная справка: XXIV Международный образовательный форум «Глинские чтения» прошёл при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ. Его организаторами являются Фонд святого благоверного князя Александра Невского и Московская Педагогическая Академия. Чтения носят название Глинской пустыни, которая занимала особое место в ряду православных монастырей и была центром духовного просвещения России. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) стал последним старцем, прошедшим школу монашества в Глинской пустыни. Он является выдающимся педагогом, богословом и пастырем XX столетия, оставившим большое педагогическое и богословское наследие.

Работа форума началась 27 июля . После регистрации участники Чтений разошлись на секционные заседания. Это, прежде всего, секции духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в семье и на всех ступенях образования, а также секции, обсуждающие нравственный потенциал русского языка, нравственный идеал и опыт поколений, роли библиотек в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Также работала одна из новых секций, посвящённых духовно-нравственной подготовке учителя. На секциях участники форума делились опытом работы, обсуждали стратегию воспитания детей и молодёжи в свете государственной политики.

Перед пленарным заседанием

Я, Денисенко Ирина Михайловна, учитель ГКОУ РО школы-интерната VI г. Волгодонска Ростовской области, приняла участие в работе секции «Духовно-нравственное воспитание в средней школе (5-11 классы). В этот раз особое внимание было уделено обсуждению темы «Милосердие». В настоящее время слово милосердие употребляется редко, и многие дети его даже и не слышали вовсе. Было отмечено, что учителя и

медики должны быть апостолами Божиими, которые, как раз, и призваны нести милосердие своим подопечным. Так же было сказано, что необходимо начинать с себя. Если мы в своё время слушали своих родителей, то и наши дети будут слушать нас. Нужно как можно больше уделять внимания своим немолодым родителям – дети всё это видят… Обнимать и целовать необходимо и родителей, и уже взрослых детей. Нужно помнить, что крик, гнев, раздражение – это проклятие своих близких… Следует отдавать себе отчёт как это отзовётся в тех, кого невольно проклинаешь, и в тех кто это делает.

У Покровского храма МДА

К сожалению, духовно-нравственный потенциал российских семей остаётся по-прежнему не на должном уровне. Поэтому работать приходится не только с подопечными, но и их родителями. И чтобы работа продвигалась успешно и в нужном направлении, необходимо изучать святоотеческое педагогическое наследие. Это наследие столь велико, что жизни одного человека не хватит на его изучение. Нам же нужно не только изучить

его, а и применять на практике. Этому и подчинены задачи форума «Глинские чтения». А этому, в свою очередь, предшествует огромная работа Московской Педагогической Академии и патриотического Фонда святого благоверного князя Александра Невского. Тщательно изучая святоотеческие труды, ведётся выборка всего самого лучшего, объясняется сообразно нашего времени. Издания Московской Педагогической Академии рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации в современной системе образования.

28 июля – 1000-летний юбилейный день памяти святого равноапостольного князя Владимира начался праздничной литургией. Затем весь день с перерывом на обед продолжилось пленарное заседание в актовом зале МДА. Его традиционно вел Маслов Николай Васильевич, доктор педагогических наук, президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского. Он рассказал о значимости жизни святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Далее были представлены очень интересные доклады, как сотрудников Московской Педагогической Академии, так и других людей, трудящихся на фронте просвещения. Ректор МПА Крылова Е.О. рассказала о познавательных силах ума. Узнать самого себя – главная задача человека. Так с тех пор как человек принял решение обращать внимание только на видимое, он перестал обращать внимание на свои мысли. А ведь по свидетельству Игнатия Брянчанинова, мысли делятся на правильные и неправильные. Добрые мысли несут покой душе и желание делать добро и наоборот. Следовательно, качество жизни зависит от образа мыслей. Наши предки это прекрасно знали. Так раньше ребёнку при обучении ставили оценку «хор.» за хорошее поведение, хорошие оценки и послушание, но оценку «отл.» он получал, если к этому прилагались ещё и нравственные поведение и даже мысли. Полнота жизни человека зависит от чистых и правильных мыслей. От них же зависит совесть и нравственный выбор людей. Злые и порочные мысли мучают душу человека. Здесь важным моментом является то, что не все мысли нужно считать своими (часть которых внушается человеку тёмными силами). Поэтому нужно работать над своими мыслями. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) говорил, что мы всю жизнь находимся в окопах, постоянно отстреливаясь от злых мыслей. Вся жизнь человека – это мысленная мастерская. Поэтому нужно думать о хорошем, чтобы не думать о плохом. Нужно размышлять о прекрасном, и плохие мысли уйдут. Для этого предназначена новая книга Маслова Н.В., в которой он собрал произведения XVIII-XX вв., которые помогают расширить представления о мире, о человеке, учат любви и добру к людям, природе, Отечеству. Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи может стать хорошим помощником на различных занятиях. Добрые мысли совершенствуют все силы ума, в том числе и волю. Задача учителя научить выбирать добро, но для этого нужно сначала узнать, что такое добро.

Другой докладчик Нефёдова Ю.В., кандидат педагогических наук
методист МПА, рассказала о значении языка. Язык необходимо беречь, он постоянно меняется, меняются значения слов. За последнее столетие из русского языка безвозвратно ушло несколько сотен слов. Но, если пространство не заполнено добром, оно заполнится злом. На незасеянном поле добрыми семенами вырастут сорняки. А ведь наш язык – это дар Божий, который мы перестали ценить, и, соответственно, заполняем его непотребными словами. Язык может исцелить душу, а вот сквернословие убивает её. Для того, что бы восполнить пробелы в духовно-нравственных понятиях, коллективом авторов под редакцией д.п.н. Маслова Н.В. составлен «Толковый педагогический словарь». Главным отличием которого является то, что он составлялся по святооческим трудам. По этому словарю можно сформировать мировоззрение. Работа со словарём помогает человеку познать себя и разобраться в себе.

В докладе Дорониной Т.Г., заведующей методическим центром г. Брянска был рассмотрен такой познавательный процесс как внимание. Ни каждого впускай в свой дом и в ум тоже. Было сказано, что внимание очень тесно связано с самопознанием.

Соловьёва О.С., педагог-психолог, сотрудник Академии медико-биологических наук рассказала о том, что в информационном потоке мы получаем самую различную информацию, в т.ч. богоборческую, агрессивную, аморальную. Душа становится подобной захламлённой комнате, в которой очень трудно найти что-то необходимое.

Иноземцева З.П., кандидат исторических наук, заслуженный деятель культуры РФ сказала, что реализация «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» будет сопряжена с большими трудностями, так как произошла деформация понятийного аппарата. Возвращение к истинной духовности возможно только с возвращением к святоотеческому наследию.

29 июля – день памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова) начался заупоконой литургией и панихидой в Покровском храме Московской Духовной Академии. После переезда на кладбище к могиле схиархимандрита Иоанна (Маслова), где также была отслужена панихида, и поминального обеда в трапезной академии состоялось заключительное пленарное заседание. Первоначально были просмотрены фильмы о Глинских подвижниках.

Выступление владыки Феодосия

Затем владыка Феодосий, архиепископ Полоцкий и Глубокский рассказал о торжественном приеме от имени Президента России по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В.В. Путин сказал о князе Владимире: «Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-

цивилизации». В конце встречи Президент России выразил особые слова благодарности «представителям других традиционных религий России за то, что вы сегодня вместе с нами. Нас ничего не разделяет, а объединяет очень многое: единство нравственных ценностей и общее любимое нами Отечество».

Далее на пленарном заседании Глинских чтений обсуждались вопросы веры и духовности, а также добродетели, которыми всегда отличался российский народ. Было сказано, что всё зависит от человека, но ничего не бывает без Бога. Маслов Н. В. отметил, что жизнь показала несостоятельность учений, как советской системы, так и разных демократических всевозможных систем, которые в Европе сегодня применяются. Они не дают людям пользу, они, в конечном итоге, приносят людям вред. И только Россия сегодня обладает таким огромным потенциалом – педагогикой святых отцов, которую мы успешно претворяем в современное законодательство. Не нарушать современный закон, но дать содержание, необходимое для настоящего поколения, для будущего поколения. Вот этим занимаются «Глинские чтения».

Каждый раз, бывая в святом месте – Свято-Троице-Сергиевой Лавре, происходит возрождение всех сил души. Есть возможность осмыслить свою жизнь, поисповедоваться в грехах, причаститься Святых Христовых Тайн. Сам форум дает огромный багаж для дальнейшей работы с молодым поколением. Поэтому очень хочется выразить огромную благодарность всем устроителям международного образовательного форума «Глинские чтения», а также моему директору ГКОУ РО школы-интерната VI вида г. Волгодонска Татьяне Яковлевне Белоусовой, и выразить надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Денисенко Ирина Михайловна, учитель высшей категории ГКОУ РО школы-интерната VI вида г. Волгодонска Ростовской области