Годовалый ребенок стал плохо кушать. Если ребенок плохо ест. Причины плохого аппетита у детей. Сколько еды нужно ребенку на самом деле

Естественно, что причины снижения аппетита у ребенка могут быть различными в зависимости от его возраста, пола, времени года, состояния здоровья и т.д. (список причин может быть неограниченно велик). И все-таки, наиболее часто резкое падение аппетита отмечается у детей, возраст которых приближается к годовалому или недавно перевалил за этот рубеж.

В подавляющем большинстве случаев оказывается, что Матушка Природа сама позаботилась о том, чтобы поместить малыша на ограниченную диету. Дело в том, что если бы ребенок и на втором году жизни продолжал бы питаться в том же объеме (и темпе), что и на первом (и, соответственно, продолжал так же интенсивно прибавлять в весе и росте), то он вскоре мог бы превратиться в создание, напоминающее более всего Винни-Пуха из известного мультфильма (или маленького мистера Пиквика из знаменитой книги Диккенса).

Принято считать, что на первом году жизни стандартный ребенок - если такие дети вообще существуют - обычно утраивает массу тела, имеющуюся при рождении. На втором же году жизни дети прибавляют лишь примерно четвертую часть от веса, имеющегося к годовалому возрасту. Поэтому снижение аппетита у детей, столь беспокоящее большинство родителей, - всего лишь естественная реакция организма ребенка, способствующая его дальнейшему нормальному физическому развитию.

На аппетит могут оказывать влияние и другие факторы, которых насчитывается великое множество. Как это ни парадоксально, но все возрастающий интерес к окружающему миру чаще всего мешает нормальному приему пищи. Если на первом году жизни прием пищи был как бы частью естественного существования ребенка, то по пересечении "годовалого Рубикона" кормление превращается (с точки зрения ребенка) скорее в досадный перерыв в "полной тайн и неожиданностей" жизни считающего себя самостоятельным и независимым малыша.

Уже упомянутая независимость может привести к выработке у ребенка специфических вкусовых предпочтений. Кроме того, даже такое тривиальное явление, как прорезывание зубов, вполне может стать причиной значительного снижения или даже полного отсутствия аппетита. Перечисленные причины далеко не полностью объясняют отказ от у детей раннего возраста.

Что делать, если ребенок мало ест?

Формирование правильного пищевого стереотипа - это не столько борьба с ребенком, сколько хитроумная педагогическая комбинация с соблюдением некоторых обязательных правил.
  • Всегда ориентируйтесь на аппетит ребенка. Пускай он от души угощается, когда голоден, и спокойно относитесь к его вялому "ковырянию" в тарелке, когда у него нет аппетита. Никогда не кормите его насильно!
  • Избегайте пищи, которая балует ребенка. Даже поедание сравнительно небольшого количества "пустых" продуктов (конфет, жареных или рафинированных блюд) заполняет желудок ребенка, не оставляя места для нормальной питательной пищи, в которой он нуждается.
  • Ограничьте "перекусы". Аппетит у ребенка обязательно улучшится, если вы несколько ограничите количество "перекусов" в течение дня, хотя отменять их полностью - неправильно и нефизиологично. При этом имеет смысл позаботиться, чтобы даваемые маленьким детям закуски были витаминизированными, не слишком сладкими и калорийными.
  • Не давайте слишком много питья. Избыточное потребление жидкости занимает значительную часть полезной емкости желудка маленького ребенка и создает у него ложное ощущение сытости. Хотя аппетит "малоежек" может существенно улучшиться, если предлагать им в небольшом количестве фруктовый сок во время приема пищи для запивания.
  • Не пытайтесь излишне сдабривать пищу жирами и углеводами. Добавление в пищу большого количества масла или сахара (с высоким содержанием калорий) не способствует нормализации аппетита малыша. Наоборот, детям со сниженным аппетитом больше показаны богатые белком продукты, поскольку именно белок обеспечивает в должной мере процессы развития ребенка.Квота таких "белковых" продуктов, как творог или мясо, может быть несколько увеличена в рационе питания с соответствующим уменьшением доли других блюд.
  • Следите за тем, чтобы ребенок тщательно разжевывал пищу. Не столь важно, что это несколько удлиняет процесс приема пищи, зато увеличивается и выработка желудочного сока, способствующего улучшению аппетита. Кстати, и кулинарные особенности приготовления пищи также во многом оказывают влияние на процессы образования и выделения желудочного сока: пища для детей раннего возраста должна быть более нежной и требует более длительного приготовления, чем для более старших детей и взрослых.
  • Не забывайте о прогулках. Прогулки на свежем воздухе способствуют нормализации аппетита и позволяют обеспечить большую двигательную активность и соответствующий расход энергии.
  • Поддерживайте хорошее настроение у ребенка. Аппетит во многом зависит от настроения. Вряд ли плачущий или капризничающий малыш может быть одновременно хорошим едоком. Поэтому старайтесь, чтобы эмоции растущего человечка были преимущественно положительными.
  • Будьте последовательны и настойчивы (но не назойливы). Не сдавайтесь. Тот факт, что сегодня ребенок категорически отказывается от предложенной ему каши или мясного пюре, ни в коей мере не означает, что и завтра он поступит так же. Нужно регулярно предлагать ему различную пищу и, скорее всего, малыш постепенно смирится с неизбежностью потребления предлагаемого питания. А насильное кормление ребенка может вскоре привести к формированию отрицательного рефлекса на прием пищи.

Потеря аппетита при болезни

Некоторые рекомендации,когда ребенок заболел:
  • Ребенку нужно давать пить побольше жидкости, особенно если заболевание сопровождается рвотой или поносом. Жидкость не должна быть слишком холодной или горячей. Не следует давать газированных напитков и жидкостей с сильным вкусом, раздражающих слизистую оболочку желудка и кишечника.
  • Не давайте коровьего молока и других молочных продуктов, если у ребенка имеются признаки гастроэнтерита.
  • Хотя обычно не возникает необходимости в соблюдении строгой ("инвалидной") диеты, тем не менее избегайте "тяжелых" и богатых белком продуктов, когда у ребенка отмечается расстройство желудка.
  • Предложите малышу что-нибудь из его любимых продуктов питания (чтобы его подбодрить), но количество еды должно быть значительно меньше, чем обычно. Хотя, поскольку организм ребенка в этот период ослаблен, вполне вероятно, что он сам не захочет есть слишком много.
К сожалению, не всегда сниженный аппетит отражает безобидные и совершенно естественные особенности организма растущего ребенка. Снижение или потеря аппетита нередко оказываются одним из первых признаков его нездоровья. Тем не менее не стоит драматизировать ситуацию и проявлять по этому поводу излишнее беспокойство, поскольку обычно болезнь (как правило, это тривиальная простуда, именуемая ОРЗ) не затягивается на слишком длительный срок.

Заподозрив, что ребенок нездоров, за ним нужно внимательно понаблюдать в течение нескольких часов. При этом особое внимание уделяют бледности, изменениям поведения (это может быть как избыточная возбудимость, так и излишняя апатия), необычной для малыша утомляемости. Разумеется, нелишне будет измерить ребенку температуру тела (лучше неоднократно). При необходимости нужно своевременно обратиться к детскому врачу.

В отдельных случаях потеря аппетита может объясняться некоторыми специфическими проблемами со здоровьем ребенка, среди которых - состояния пищевой непереносимости или аллергии к определенным продуктам питания, которыми родители "пичкают" малыша. Обратитесь к педиатру, а не пытайтесь самостоятельно выявить и устранить пищевой аллерген. В результате таких самодеятельных действий можно лишить ребенка некоторых незаменимых компонентов питания, необходимых для полноценного развития малыша.

Если малыш успел "нахвататься"...

Иногда может оказаться, что ребенок "нахватался" чего-либо съестного (неоднократно перекусил между основными приемами пищи), поэтому аппетит за столом может быть сниженным. Поскольку указанные "перекусы" могли быть очень даже питательными (и калорийными), то в этом случае не стоит беспокоиться.

Если же время от времени ребенок отказывается от еды без всякой видимой причины, то это не должно вызывать большого беспокойства. Ваш ребенок практически всегда будет съедать столько пищи, сколько ему надо. Если же все время настаивать на том, чтобы ребенок "хорошо поел" (в вашем представлении), то прием пищи грозит превратиться в яростную битву и, скорее всего, этот бой вы проиграете.

Не следует маскировать нелюбимую пищу путем смешивания ее с другой. Также не стоит торговаться, обещая любимую пищу лишь после того, как ребенок справится с ненавистной ему едой.

Никогда не показывайте ребенку, насколько для вас важно, чтобы он поглотил предложенную ему пищу. Ребенок, осознавший это обстоятельство, вполне может начать манипулировать вами.

Маленькие консерваторы

Дети раннего возраста чрезвычайно консервативны в своих пищевых привычках и пристрастиях. По этой причине расширять их рацион питания нужно очень осторожно. В частности, если вы собираетесь предложить малышу новый вид пищи, постарайтесь дождаться для этой цели момента, когда ребенок проголодается. Такой подход значительно увеличит вероятность того, что новое питание будет благосклонно воспринято ребенком.

Молодым родителям следует быть готовым к тому, что начиная со второго года жизни (или с конца первого) многим малышам нравится активно демонстрировать отказ от какой-то еды. Для этого возраста достаточно типична любовь лишь к немногим блюдам. Ребенок может в течение нескольких дней или недель питаться, например, исключительно фруктами или кефиром, а затем внезапно "переключиться" на мясо и сыр. При этом родителям не следует быть слишком строгими и требовательными, добиваясь всеми средствами, чтобы малыш потреблял неполюбившиеся ему виды пищи. Ни один из продуктов питания не может считаться абсолютно незаменимым и поэтому практически любой из них может быть с успехом заменен другим. Гораздо продуктивнее будет сосредоточить усилия на том, чтобы попытаться максимально разнообразить рацион питания малыша. Это в определенной мере обеспечит поступление большинства необходимых растущему ребенку питательных веществ.

Настоящая проблема возникает лишь в том случае, если ребенок длительно и систематически полностью отказывается от всех видов продуктов, необходимых для обеспечения полноценности его рациона, - например, от любых овощей, фруктов или зерновой пищи. В этом случае имеет смысл изменить кулинарные особенности приготовления блюд или проявить изобретательность (нарезая пищу в виде необычных геометрических фигурок и т.д.), что очень нравится маленьким детям.

Необходимые продукты для ребенка

Пища не может служить способом для манипулирования малышом. Основное правило, определяющее стратегию подхода к кормлению маленьких детей, можно сформулировать следующим образом: "НЕ НРАВИТСЯ - НЕ ЕШЬ!"
Еще в начале 80-х годов американский педиатр Клара Дэйвис провела знаменитый эксперимент, позволив группе детей в возрасте одного года свободно выбирать еду из большого ассортимента предложенной пищи. Надо сказать, что при этом родители не принимали ни малейшего участия в процессе кормления малышей. Результаты указанного эксперимента были просто ошеломляющими. Оказалось, что ВСЕ дети потребляли так называемую "хорошо сбалансированную диету". Под этим термином педиатры понимают диету, которая ежедневно включает продукты питания из четырех основных пищевых групп. Обычно дети, достигшие годовалого возраста, уже оказываются в состоянии самостоятельно построить свой рацион питания, обеспечивающий физиологическое потребление всех необходимых для организма пищевых веществ. При этом не так уж важно, в какое время суток или в какое кормление даются указанные продукты.

Важно регулярно следить за такими показателями физического развития малыша, как масса тела и рост. Если вы находитесь в затруднении от того, что не знаете, как трактовать физическое развитие ребенка, попросите педиатра оценить его параметры (по специальным таблицам).

На определенном этапе развития многие маленькие дети являются "плохими едоками", но в большинстве случаев проблема исходит со стороны родителей малыша, ожидающих, что ребенок будет следовать определенным пищевым стереотипам (которые он временно отвергает). При гибком и естественном подходе эта проблема обычно вскоре исчезает.
4 группы продуктов, необходимых ребенку

  1. Мясные продукты (мясо, птица, рыба, яйца).
  2. Овощи и фрукты (в любом виде)
  3. Молоко и молочные продукты (коровье молоко, сыр, йогурт, творог, кефир и т.д.).
  4. Хлеб и зерновые продукты (хлеб, печенье, каши из различных видов крупы или муки, включая рис)

Владимир Студеникин,врач-педиатр,доктор медицинских наук

Приведем наиболее частые заблуждения родителей детей-«малоежек».

Малыш должен съедать весь положенный по возрасту объем пищи.

Данное утверждение является неверным. Существуют усредненные по возрасту (без учета индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей) рекомендации по объему, калорийности и распределению пищевого рациона малыша в течение суток. Но ваш ребенок попадет в число этих «средних» малышей. Вполне возможно, что кроха унаследовал от родственников замедленный или ускоренный обмен веществ, что также выражается в повышенном или пониженном аппетите, избирательный вкус (ребенок отказывается есть некоторые продукты) или пониженный аппетит. В силу возрастных особенностей желудочно-кишечного тракта или каких-то заболеваний у ребенка возможно снижение ферментной активности пищеварительной системы, а значит, замедление процессов пищеварения и снижение аппетита. Любая вирусная или бактериальная инфекция, а также другие заболевания крохи также сопровождаются снижением аппетита.

Повышенные энерготраты требуют компенсации, поэтому подвижные дети отличаются хорошим аппетитом, а «флегматики», как правило, «малоежки». Объем предлагаемой пищи зависит от аппетита детей. Нужно с пониманием относиться к ребенку со сниженным аппетитом: если он не всегда съедает порцию, рекомендованную по возрасту, то не стоит настаивать - ему можно временно организовать пятый прием пищи в качестве дополнительного легкого ужина не позже 21 часа или второго завтрака.

Среднесуточный объем и калорийность рациона для ребенка 1 года составляет 1000 мл/сут., 1000-1100 ккал/сут.; для ребенка 1,5--2 лет суточный объем пищи составляет 1200--1300 мл, а калорийность – 1200--1300 ккал/сут.; для ребенка 3 лет суточный объем пищи составляет 1500 мл, а калорийность – 1500 ккал/сут. Увеличение объема потребляемой в течение суток пищи малышом связано с тем, что емкость желудка с возрастом у ребенка увеличивается. У годовалого ребенка она равна 250--300 г, у трехлетнего – 350--400 г, а у четырехлетнего – 450--500 г.

Если в тарелке остается еда, то ребенка необходимо заставить все доесть.

Это огромное заблуждение родителей, нередко приводящее к избыточному весу у ребенка. Потребность малыша в еде – это потребность в энергии, которую он расходует. Здоровый детский организм сам регулирует аппетит: если ребенок хорошо и много двигается, не перегревается, занят умственной работой, то и аппетит у него хороший. Растратив всю полученную за предыдущий прием пищи энергию, малыш, как правило, съедает всю положенную по возрасту порцию. А в случае низких энегротрат возможен отказ от еды. И тогда в случае регулярного насильного кормления детей, оставляющих в тарелке еду, преобладает избыток питательных веществ, которые не будут преобразованы в энергию, что чревато избыточным развитием жировой ткани, ведущее к ожирению. Поэтому аппетит в прямом смысле нужно «нагулять» - стимулировать ребенка побольше двигаться, играть с ним в подвижные игры и желательно на свежем воздухе.

Для достижения цели подойдут любые методы – мультфильмы, сказки, игры и т.п.

Недопустимо отвлекать внимание ребенка от еды, а именно это и происходит за просмотром мультфильмов, игрой: ребенок не только не видит пищу, но даже плохо чувствует ее запахи. А значит, не запускается процесс пищеварения – не начинают вырабатываться пищеварительные соки и ферменты. Происходит это потому, что органы желудочно-кишечного тракта работают рефлекторно, и для их точной и сложной работы нужно сначала увидеть пищу и почувствовать ее запах. Это и называется рефлекторной фазой пищеварения. Уже через несколько секунд после того, как мы почувствуем запах еды, значительно усиливается отделение пищеварительного сока поджелудочной железой, происходит выход желчи в двенадцатиперстную кишку, усиливаются секреторные процессы в желудке (образование желудочного сока) и кишечнике, усиливается перистальтика (сокращения). Отвлекая внимание ребенка от еды, мы снижаем или полностью снимаем рефлекторную фазу пищеварения: малыш проглатывает еду, не замечая ее вкуса, цвета и запаха. Недостаточное количество ферментов и пищеварительных соков, а также медленная работа желудочно-кишечного тракта приводят к задержке процессов пищеварения. А это, в свою очередь, может привести к возникновению многих проблем – нарушению обменных процессов, в том числе ожирению, воспалительным заболеваниям, например гастриту - воспалению слизистой желудка - и функциональным нарушениям органов желудочно-кишечного тракта - изжоге, отрыжке и пр.

Надо во что бы то ни стало накормить ребенка полезным, но, на его взгляд, невкусным или нелюбимым продуктом – «запихнуть» в него творог, кашу и т.п.

Это неправильно. Навязывание детям нелюбимых ими продуктов или блюд может привести не только к «физическим» проблемам – снижению аппетита, но и к психосоматическим проблемам – развитию анорексии (отказ от еды за счет выраженного снижения или отсутствия аппетита). Даже у малышей могут складываться предпочтения в еде. Не стоит насильно засовывать не полюбившийся продукт ребенку в рот: механизмы физической защиты вызовут рвотный рефлекс, а если данная манипуляция будет повторяться с завидной периодичностью, в дальнейшем один вид или запах, постоянно сопровождающий «засовывание» невкусной еды, будет вызывать тошноту и рвоту. Зная, что ребенок не любит конкретное блюдо, лучше предложить более-менее приемлемый для малыша продукт, дать ему возможность отдохнуть от нелюбимого блюда (например, ненавистной каши), тогда возрастает вероятность того, что в дальнейшем он будет относится к ней более доброжелательно. Необходимо разнообразить ассортимент блюд из нелюбимых, но полезных продуктов – замаскировать их под подливку, сделать из них котлетки. Можно добавить в кашу или творог кусочки фруктов, изменив тем самым их вкус, и т.п.

Для стимуляции аппетита между приемами пищи надо дать ребенку что-то соленое или кислое.

Действительно, соленая и кислая пища стимулирует повышенное слюноотделение и аппетит. А как известно, именно в ротовой полости начинается процесс пищеварения, и от того, насколько хорошо будет смочена слюной, а значит, расщеплена ферментами пища, зависит ее дальнейшее качество усвоения в пищеварительном тракте. Кислая пища еще больше «закисляет» желудочное содержимое, что ускоряет процессы переваривания, а значит, и эвакуации пищи. Чем быстрее пища переваривается, тем быстрее наступает чувство голода. Поэтому в питании детей со сниженным аппетитом допускается использование соленых блюд – вымоченной сельди, соленых огурцов и пр. Небольшой кусочек (7-10 г) филе сельди можно предложить ребенку старше 2,5 лет не чаще 1 раза в неделю. Разнообразить рацион солеными, но не маринованными огурцами можно в том же возрасте, с той же частотой и в том же количестве. Но можно их давать только в основной прием пищи, а не в перерывах, иначе ребенок в дальнейшем откажется от основного приема пищи. В большей степени это обусловлено тем, что после соленой или кислой пищи очень хочется пить, и за оставшиеся 1,5--2 часа до основного приема пищи ребенок утолит жажду, заполнив желудок водой: создастся чувство наполнения и временного утоления голода. К нужному времени чувство голода еще не обострится и малыш откажется от еды.

Как улучшить аппетит у ребенка:

1.Правильный режим питания (количество приемов пищи и объем порции в соответствии с возрастом
крохи).
2.Исключение перекусов между основными приемами пищи.
3.Правильный распорядок дня (питание, сон и бодрствование по определенному режиму дня).
4.Активные физические нагрузки – подвижные игры, длительное пребывание на свежем воздухе.
5.Исключение всех моментов, отвлекающих ребенка от процесса приема пищи.
6.Ограничение сладостей в рационе.
7.Совместное с ребенком приготовление пищи, украшение блюд и сервировка стола.
8.Использование красивых кухонных приборов, посуды, привлекающей внимание ребенка..

Можно кормить ребенка, пока он играет или бегает, лишь бы ел.

Абсолютно неверное решение проблемы. Именно детский возраст является благодатной почвой для закладывания определенных навыков, формирования правильных стереотипов. Для хороших и физиологически правильных процессов пищеварения необходимо, чтобы у ребенка было свое место для приема пищи, свои тарелка, ложка, чашка. Соблюдение определенных правил приема пищи приучает ребенка к дисциплине, что в дальнейшем ему очень пригодится. Кроме того, ребенок должен учиться есть самостоятельно, пользуясь столовыми приборами, а не руками, аккуратно принимать пищу. Для закрепления навыков нужны ежедневные тренировки. А пробежки мимо стола не способствуют соблюдению определенных правил, и у ребенка не вырабатываются правильное пищевое поведение и привычки. Кроме того, физическая активность во время еды недопустима, так как нельзя исключить несчастные случаи: ребенок может подавиться куском пищи, что приведет к возникновению удушья, или захлебнуться. Во избежание различных проблем со здоровьем и нежелательных поведенческих реакций малыша предпочтительно кормить ребенка правильно с самого раннего возраста (с начала введения прикорма), причем не только обучая его определенному порядку приема пищи, но и показывая правильный пример поведения за столом со стороны взрослых.

Каждый раз после еды можно обещать ребенку что-то вкусное, но совсем не полезное (сладости, выпечку и пр.).

Данное поведение родителей является неправильным. Существует категория детей-сладкоежек – они идут на любые условия, лишь бы получить желаемое угощение, и надо остерегаться избыточного поступления простых углеводов в их организм. Но это необходимо не только для сладкоежек, но и абсолютно для всех детей. Именно для утилизации глюкозы (образуется при переваривании углеводов) поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин. Повышенная нагрузка на эндокринный орган может привести к нежелательным последствиям – развитию сахарного диабета (заболевание, при котором нарушено усвоение глюкозы организмом за счет снижения выработки инсулина, основного участника данного процесса). Кроме того, все сладкие продукты отличаются высокой калорийностью, и ребенок, съев всю порцию еды и уже получив должное количество энергии с пищей, поглощая сладости, значительно превышает калорийность суточного рациона. А при регулярном избыточном питании развивается избыточный вес, а в дальнейшем – ожирение, влекущее за собой большие проблемы со здоровьем, ведь нет практически ни одной системы в организме, которая бы не страдала от лишнего веса. Сладости, кондитерские изделия, выпечка не должны регулярно присутствовать в рационе малыша, их можно давать изредка, лучше в полдник и не больше 10 г, после 3-летнего возраста, так как сладкие продукты перебивают аппетит. В противном случае ребенок с плохим аппетитом, получив вдоволь сладостей, откажется от очередного и последующих приемов пищи.

Едва только мама слышит от своего ребенка протест «Я кушать не хочу!» - мгновенно в ее голове начинают роиться тревожные мысли: раз ребенок плохо ест - он наверняка заболел... И вот уже мама кричит «Караул!» и несется за помощью к подругам и докторам. Но на самом деле - так ли уж катастрофично отсутствие аппетита у детей? И в каких именно случаях отказ от еды действительно угрожает здоровью ребенка?

Для большинства мам плохой аппетит у ребенка - это реальный повод для беспокойства и паники: раз ребенок плохо есть - он наверняка болен! Но так ли это на самом деле?...

Нет аппетита у ребенка - есть проблема у родителей

Беспокойство мам по поводу отсутствия у их детей аппетита - когда ребенок плохо ест, или же некоторое время не ест вовсе - вполне объясним. Дело в том, что практически у любой женщины, едва она только становится матерью, «просыпаются» два сильнейших инстинкта: накормить и согреть свое дитя.

Поэтому мамы всего мира постоянно бессознательно стремятся к тому, чтобы их дети были сыты и не мерзли - то бишь женщины из века в век, подчиняясь древнейшей своей природе, кормят и кутают своих ребятишек вплоть до студенческой поры и далее.

Соответственно, когда ребенок теряет аппетит и плохо ест, подсознание мамы тут же начинает «бить тревогу» - с малышом что-то не так! Вот почему отсутствие аппетита у детей так болезненно воспринимается их мамами (и еще острее - бабушками). Это подтверждает и распространенное повсеместно народное клише: если ребенок толстый и хорошо ест - он здоровый, крепкий и счастливый, а если малыш - худощавый и кушает через раз, значит он - болезненный «доходяга», мимо которого не пройдет ни одна «болячка».

В действительности же это совершенно не так! Шансы на здоровую, активную и счастливую жизни одинаковы у обоих - и у прожорливого упитанного бутуза, и у тоненького малоежки.

Если ребенок бодр и весел, если у него нет никаких тревожных симптомов (кроме того, что ребенок плохо и нерегулярно ест), если он не демонстрирует никаких серьезных отставаний в росте и развитии, то и никакой проблемы отсутствия аппетита у такого малыша тоже нет.

Ребенок плохо есть или не хочет есть вовсе? Ну и не надо его пичкать едой насильно! Отложите всю еду до следующего приема пищи. Главное правило здесь - никаких перекусов! Потому что нередко дети плохо едят на завтрак, в обед и на ужин исключительно лишь потому, что прекрасно питались в перерывах - печеньем, яблоками, бананами, конфетами и т.п.

Проблема избирательного аппетита у детей: котлеты не буду, а печенье - давай!

Нередко у ребятишек старше 2-3 лет резко проявляется так называемый избирательный аппетит. Как правило, во время завтрака, обеда и ужина они едят очень плохо и отказываются от пищи, а вот в перерывах охотно «точат» за двоих - сушки, сухарики, фрукты, хлеб, сладости и т.п. Со временем подобный избирательный аппетит становится серьезной проблемой для родителей, которые поднимают вопрос: «Как наконец накормить ребенка здоровой, полезной едой?»...

В этом случае поможет одно из главных правил питания детей после года: при любых проблемах, связанных с кормлением ребенка (плохо ест, иногда не есть вовсе, страдает недостаточной ферментацией, и т.п.), совершенно не допустимы никакие кормления в промежутках между основными приемами пищи.

Иными словами, если в вашем режиме значится: завтрак - 8:30, второй завтрак - 11:00, обед 13:30, полдник - 16:00, и ужин 19:00, то никакие приемы пищи в другое время строго недопустимы. Ни одной печенюшки, ни одной морковки, ни одного банана не должно быть съедено в «неурочное» время.

Заметьте, это не обязательное правило для всех детей, а только для тех, кто плохо ест (капризничает, плюется, отказывается от еды полностью, ) во время завтраков, обедов и ужинов. А если малыш без капризов нормально кушает в течение дня, то и в перерывах между основными кормлениями он может с аппетитом перекусывать без каких-либо ограничений.

Если ребенок плохо ест, задумайтесь – он не хочет или не может?

Не во всех случаях мы может однозначно сказать, что ребенок отказывается от еды именно потому, что он не хочет есть - то есть у него нет аппетита.

Бывают такие ситуации, когда отказ ребенка от еды связан как раз с тем, что малыш не может есть. А это принципиальная разница!

Отрадно, что дети старше двух лет уже худо-бедно, но могут уже как-то сообщить родителям о том, что они не могут есть, потому что их что-то беспокоит (например, всякое начало еды вызывает у них некие болезненные процессы или ощущения).

  • Проблем в системе ЖКТ. Например, у него запор, или и т.п. В этих случаях почти каждая попытка утолить голод будет вызывать у ребенка острую боль.
  • Затрудненного носового дыхания (например, ). Даже детям старшего возраста и взрослым очень сложно принимать пищу в обычном режиме и с аппетитом, когда дышать носом практически невозможно. А представьте, каково грудничку, который не может нормально сосать мамину грудь или бутылочку просто потому, что он не может одновременно и дышать, и есть.
  • Неадекватный вкус еды (как обычная еда, как и грудное молоко могут иметь неприятный для ребенка вкус - быть слишком соленым, горьким или чрезмерно кислым).
  • Неадекватная консистенция или температура пищи (слишком твердая или слишком жидкая, излишне горячая или наоборот - недопустимо холодная и т.п.)
  • Большинство перечисленных причин, приводящих к тому, что ребенок на протяжении некоторого времени плохо ест, у детей среднего и старшего возраста определяются без труда и мгновенно - достаточно просто поговорить с малышом. С грудничками же ситуация более сложная - они не едят и плачут, совершенно без каких-либо пояснений, что приводит молодую маму в предъинфарктное состояние. В этом случае диагноз поможет поставить педиатр по итогу осмотра малыша. А стало быть - если уже более двух суток вы не можете накормить младенца, не раздумывая идите на прием к врачу.

    Что делать если ребенок плохо ест из-за болезни

    И в этом случае, как и во всех предыдущих, нет никаких оснований воспринимать отказ ребенка от еды за трагедию. Во время острого периода болезни (и даже обычного недомогания) резкая потеря аппетита практически у всех живых существ - это биологическая целесообразность. Организм «отвлекается» от пищеварения, мобилизуя все силы на борьбу с болезнью. Пройдет день-два-три, и малыш сам вернется к нормальному режиму питания с повышенным аппетитом.

    Другое дело - питье! Вот за количеством потребляемой жидкости во время болезни (например, во время , любой и т.д.) родители должны следить строго - ни в коем случае нельзя допустить обезвоживания ребенка.

    Поэтому если кормить малыша против его воли однозначно не следует, то вот поить все ж таки нужно в любом случае, даже если он и не испытывает явной жажды.

    Сколько еды должен съедать ребенок

    Несмотря на то, что этот вопрос крайне часто задают родители лечащим врачам своих детей, ни один специалист ни разу еще не ответил на него конкретно и однозначно - ведь все люди, и в особенности , индивидуальны. Один ребенок может в два года съедать полтора кг еды в день, но усваивать из этого объема лишь 200 г. А другой - малоежка - может съедать 300-400 г пищи и при этом усваивать ее почти без остатка. При этом и тот и другой будут чувствовать себя «на отлично» - скакать, безобразничать, веселиться и расти примерно одинаково.

    В то же время родители могут по некоторым признакам понять, что в питании ребенка есть некоторые «пробелы» - например, организму малыша не хватает каких-то определенных веществ, витаминов или микроэлементов, или не хватает объема пищи для роста и развития и т. п. Вот эти «приметы»:

    • Ребенок существенно отстает от .
    • У ребенка очевидные и постоянные проблемы с кожей, ногтями или волосами.
    • Ребенок малоактивен - неохотно двигается, быстро утомляется и т. п.

    Заметив подобные симптомы, родители должны обратиться за консультацией к врачу.

    Родителей всегда слишком сильно волнует вопрос - достаточно ли много съедает их ребенок ежедневно. На самом деле, эти тревоги в подавляющем большинстве случаев неоправданы. Близкие малыша должны обращать внимание отнюдь не на то, сколько ест их любимец, а на то, как он себя чувствует.

    Напомним: ребенок может есть в неправдоподобно маленьких объемах, и при этом быть жизнерадостным, прыгучим и веселым малышом. А может и наоборот - с завидным аппетитом съедать половину семейного бюджета, но при этом постоянно испытывать недомогания и .

    Проблема плохого аппетита у детей - это вообще не проблема детей. Если они хорошо себя чувствуют, отказ от еды не грозит их здоровью ровным счетом ничем. Это почти всегда - надуманная и утрированная тревога домочадцев ребенка, в особенности его бабушек и мамы...

    Нам, родителям, часто кажется, что ребенок мало ест. Особенно переживают по этому поводу бабушки и дедушки. Они думают, что их внук худенький, бледненький, потому что плохенько кушает, и стараются накормить посытнее да побольше.

    Такое мнение естественно. Всеобщее утверждение, что хороший аппетит ─ признак крепкого здоровья, прочно живет в сознании. В старину на Руси по еде выбирали работников. По принципу: много ест ─ будет много работать.

    Прибавка в весе

    С новорожденными ситуация другая. Дети рождаются с инстинктом сосания, их маленький организм еще не научился переедать, поэтому грудничок поглощает столько, сколько требуется, не больше. Если родителям кажется, что новорожденный мало ест, проверьте, прибавляет ли малыш в весе.

    В педиатрии утверждены специальные нормы, оговаривающие, на сколько граммов малыш прибавляет в весе каждый месяц, каждую неделю, каждый год. Сверяясь с нормами, родители поймут, правильно ли питается ребенок, хватает ли ему молочка или пора вводить прикорм. В таблицах расписаны прибавки веса в течение месяца для мальчиков и девочек, которые растут и развиваются не одинаково.

    Прибавка в неделю почти не заметна, всего 70-190 г, но месячный грудничок вырастает уже на 760-1340 г. За 2 месяца малыш прибавляет 1720-2640 г. Потом скорость привеса немного замедляется и за 3 месяца составляет 2420-3540 г. А к 4 месяцам малыш прибавляет всего 2980-4270, хоть и кушает хорошо, и намного больше, чем в первые дни. Поэтому нам кажется, что ребенку недостаточно питания.

    Нормы привеса рассчитаны на среднестатистического ребенка, не стоит следовать им с точностью до грамма. Каждый человек индивидуален по внешним параметрам, отличаются и внутренние процессы. Если грудной малыш с хорошим самочувствием бодр и активен, прибавка в весе наблюдается, значит, у родителей нет повода для беспокойства.

    Малыш плохо кушает

    Иногда бывает, что новорожденный плохо ест. Такое бывает нечасто, но в некоторых семьях случается, что ребенок действительно слабо сосет или вообще отказывается от груди. Когда кроха плохо кушает или не берет грудь ─ страшно для малыша, для мамы да и для всех членов семьи. Голодный младенец хочет кушать, кричит от голода, быстро худеет и слабеет.

    Малыш может мало есть, но если он ведет себя активно, не капризничает, не плачет, то скорее всего с ним все в порядке

    Иногда ребенок рождается слабеньким, особенно недоношенный. Такой малыш много спит и почти ничего не ест. Педиатры советуют в таком случае перейти на свободный метод вскармливания, то есть кормить, когда проснется. Не будите спящего младенца: во сне кроха набирается сил. Постепенно малыш окрепнет, и питание наладится.

    Маловесного детку кормите не по часам, а по требованию. Пусть ест понемножку, сколько съест, потом научится есть больше. Чтобы помочь малютке, сцеживайте молоко. Сцеженным молочком докормите ложечкой или другим способом.

    Если нет врожденных патологий и недомоганий, малыш кушает столько, сколько требуется организму. Если ребенку недостаточно еды, он плохо себя чувствует, вопрос решается с лечащим врачом. Педиатр осмотрит, соберет анамнез, назначит лечение. По показаниям рекомендуется сдача анализов и консультации врачей-специалистов.

    Почему новорожденный мало ест: основные причины

    При повышении температуры, простуде, при коликах, инфекциях, отитах, стоматитах малыш ест мало или вообще отталкивает еду. При этом он может быть голоден, но сильная боль или повышенная температура, делающая кроху вялым, бездвижным, не дает насытиться. Получается, что съедает малыш немного, ему не хватает сил для роста, нет прибавки в весе. Поэтому он куксится, плачет, выглядит слабеньким.


    Будет ли аппетит у малыша хорошим зависит от многих факторов: от его настроения, от вкуса грудного молока, от правильности захвата грудничком соска, от запахов вокруг и даже от психологического климата в доме

    Кроме патологий и заболеваний, существует множество других причин плохого аппетита малыша, у каждого крохи ─ своя проблема.

    • При неправильном положении малыша во время кормления или неправильной форме соска количество съеденного резко уменьшается. Когда сосок захватывается не полностью, в ротик и желудок попадает воздух вместо молока, получаются газы, колики, проблемы с животиком, а насыщения нет.
    • Как ни парадоксально это звучит, но у грудничка может быть плохое настроение. Случается, он проснулся, громко плакал, звал маму, а мама не пришла сразу. Кроха испугался, разволновался. Теперь он не может сосать, ему нужно дать время успокоиться, только потом кормить.
    • Есть такие счастливые мамочки, у которых молочка очень много, оно сильно брызжет в маленький ротик. Кроха не справляется с таким потоком, просто захлебывается, кашляет, не может глотать. Таким мамочкам желательно сцедить немножко молока, чтобы ослабить напор. Тогда малютка спокойно покушает.
    • Кормящая мамочка внимательно выбирает продукты для своей диеты, чтобы молочко получалось сладеньким и вкусным. Если пробуете новое блюдо, возьмите одну маленькую ложечку, не больше. Не пугайте карапуза, ведь вкус и запах грудного молока напрямую зависит от питания мамы. Исключите из меню острое, пряное, алкогольное. Откажитесь от курения: это вредно вам и губительно для мозга младенца.
    • Известно, что пока мамочка кормит грудью, беременность не наступает. Поэтому супруги не предохраняются в этот период, но сбои все-таки бывают. Наступившая беременность делает молоко горьким, для крохи неприемлемым. Грудничок отказывается от такого питания, мама , срочно вводит прикорм. С этого дня заканчивается грудное вскармливание, начинается период искусственного кормления.
    • несет еще одну проблему. Даже при отличном, вкусном молочке у мамы ребенку не захочется напряженно сосать грудь, если в соске на бутылочке отверстие достаточно большое, еда высасывается легко, без усилий, без напряжения.
    • Еще один момент, отталкивающий малютку от груди, ─ это косметика и парфюмерия. Со времени внутриутробной жизни крошка знает родной запах мамы. Поэтому пользуйтесь постоянно одними и теми же средствами гигиены. Если пробуете новый парфюм, делайте это очень осторожно, чтобы новый аромат не чувствовался, а слегка угадывался. Крошечному ребенку свойственно опираться на чувства, в том числе на обоняние. Малыш может не узнать вас по запаху и не принять вашу грудь и даже бутылочку с соской из ваших рук.
    • Не раз сказано и написано, что важным фактором правильного, полноценного развития новорожденного является здоровый психоэмоциональный климат в семье. Когда в семье раздоры, крики, скандалы, а то и драки, вряд ли малыш будет обладать отменным аппетитом. Постарайтесь наладить взаимную любовь и добросердечность, обращайтесь к грудничку ласково, нежно, подходите к нему только в добром, спокойном расположении.

    Проблемы в питании до годика и после

    Начиная с шестого месяца после рождения и до года, малышу постепенно вводят прикорм. Мамино молочко ─ самое вкусное и полезное питание на свете, но со временем малыш вырастает до другой пищи. К этому времени желудочно-кишечный тракт формируется в почти взрослый, готовый переваривать более грубую пищу. Поэтому только на мамином молочке малышу голодно. С этого времени кроху докармливают.


    Частыми причинами «малоежства» детей является их перекорм мамами и бабушками, а также то, что они просто не успевают проголодаться как следует

    Здесь начинаются проблемы. Вот некоторые из них:

    • Многие мамы долго ищут «свою» смесь, которая бы подошла малышу, не вызвала у него аллергии, понравилась бы ему. Но, перед тем, как сделать выбор, большинству приходится перепробовать как минимум несколько марок.
    • Длительное грудное вскармливание. Часто оно приводит к тому, что в 8-9 месяцев малыш вообще не воспринимает прикорм и ничего не ест, кроме грудного молока.
    • Малыш отказывается есть вроде бы привычную для него пищу - смесь или прикорм, который мама уже пробовала с ним. Она недоумевает, почему не ест, что с этим делать. В течение месяца хорошо кушал, открывал ротик, а теперь отказывается. Причины банальны: или слишком большая порция (мама перекармливает малютку), или карапуз просто не успел проголодаться. С возрастом режим у детей меняется, а родители не всегда успевают это фиксировать: кормят и кладут спать детей по привычному для них ритму, тогда как кроха уже «перерос» его. Так что, следует уменьшить порции, не кормить, когда не хочет, иначе и за год малыш не приучится к новой пище.

    Важно: педиатры и специалисты по детскому питанию уверены, что чрезмерно большими порциями и насильственным кормлением отбивается пищевой интерес к новой еде. Вряд ли такое положение изменится через два месяца или год.

    Потом начинаются другие проблемы. Не думайте, что отметите юбилейную дату 1 год, и все проблемы уйдут в прошлое. Теперь вы предлагаете взрослому карапузику другую пищу ─ твердую. Если 3-4 месяца он ел из бутылочки, то теперь начинает кушать ложечкой пюрешки, кашки. Если малыш не научился в год есть твердую пищу, помогите ему. Предложите мягкую пищу: банан, клубничку, вкусное пюре, котлетку. Пока у него немного зубов, разминайте вилкой твердые продукты и давайте понемножку.

    В заключение

    Итак, мы рассмотрели некоторые аспекты питания новорожденных. Если есть проблемы, не откладывайте, обращайтесь к врачу. Если с малышом и мамой все в порядке, то отстранение от еды временно, вскоре пройдет. Научитесь понимать кроху, чаще берите на ручки, разговаривайте, пойте песенки, чаще гуляйте с малышом. Вскоре малютка научится хорошо кушать и снова будет радовать вас хорошим аппетитом.

    Когда ребенок ест мало и редко, это, конечно, сильно беспокоит родителей. Каждый прием пищи становится серьезным испытанием для их нервной системы, не говоря уже о том, что малыш не получает достаточно витаминов и питательных веществ. В этой статье Вы найдете практические советы от психологов нашего центра.

    Сходите к врачу

    Первый шаг – проверьте здоровье ребенка. Одна из основных причин низкого аппетита – плохое самочувствие. Дети часто не хотят есть, когда у них повышена температура, болит животик или режутся зубки. Если отказы от еды носят эпизодический характер во время болезни, ничего страшного. Но когда малыш постоянно жалуется на дискомфорт и плохо ест, обязательно посетите педиатра. Низкий аппетит может оказаться симптомом заболевания.

    Дети также плохо едят, когда нервничают, слишком устали или недавно перенесли сильный стресс. Что можно предпринять в данной ситуации? В спокойной обстановке поговорите с малышом, выясните, что его беспокоит, скорее всего, вы сможете помочь ему найти решение волнующей его проблемы. Учите его управлять своими эмоциями, повышайте его самооценку и уверенность в себе. Если он не научится делать это в детстве, во взрослом возрасте ему придется тяжело.

    Сколько еды нужно ребенку на самом деле?

    Психологи и педиатры советуют взглянуть на сложившуюся ситуацию по-новому. Например, выясните, действительно ли Ваш ребенок слишком мало ест. Согласно статистике среди детей до 7 лет истинных малоежек только 20%.

    Маленький ребенок, пока у него не сформировались пищевые привычки, просит есть, только когда голоден. Его аппетитом управляет инстинкт. Если у малыша все хорошо со здоровьем, то он съест ровно столько, сколько нужно его организму, и лишние порции только навредят. Когда он становится старше, то начинает ориентироваться не на потребность организма в пище, а на социально-психологическую обстановку, жизненный опыт, эмоции.

    Как определить, сколько реально нужно еды ребенку? Педиатры и психологи советуют руководствоваться простым правилом: малыш обязательно должен съесть столько ложек каждого блюда, сколько ему исполнилось полных лет. Иными словами, двухлетний карапуз обязан съесть не менее двух ложек супа и двух ложек второго на обед. Если ребенок начинает капризничать, договоритесь с ним ориентироваться на это правило. Это сделает прием пищи предсказуемым и более комфортным и для малыша, и для мамы.

    В вопросах детского питания мамы часто забывают считать калории, а между тем это очень важно. Если Вы внимательно проанализируете рацион малыша, может оказаться, что он получает намного больше калорий, чем ему требуется.

    • В возрасте 6 – 12 месяцев малышу нужно 800 ккал;
    • В 1 – 3 года требуется 1300 – 1500 ккал;
    • В 3 – 6 лет суточная норма – до 2000 ккал;
    • В 6 – 10 лет – до 2400 ккал.

    А теперь проверьте, сколько калорий содержится в детском творожке, фруктах, каше, котлетке и другой еде, которую обычно съедает ребенок. Вполне возможно, что Вы заставляете его есть лишнее, и он отказывается инстинктивно.

    Пять способов от психолога накормить малоежку полезной едой

    Как поступить в ситуации, когда педиатр говорит, что все в порядке, Вы проверили рацион питания, инстинкт самосохранения никуда не пропал, но ребенок все равно отказывается есть? Значит, есть какие-то внешние проблемы. Справиться с ними помогут советы наших психологов.

    1. Не давите на ребенка

    Дети чутко реагируют на эмоции взрослых, особенно на негативные. Относитесь к недоеденной трапезе спокойно: не съел – значит не голодный. Если для малыша это не является важной проблемой, то и Вам не следует бить тревогу. Не стремитесь накормить его любой ценой.

    • Никогда не пытайтесь насильственно накормить ребенка, не угрожайте (типа «Не съешь – вылью тебе на голову») – не ломайте его волю.
    • Никогда не ругайте ребенка, когда он ест, за плохой аппетит, посаженное на одежду пятно или поведение – прием пищи будет ассоциироваться с отрицательными эмоциями.
    • Никогда не пихайте ложку, если ребенок упорно закрывает рот и отодвигает тарелку, он наелся и перекармливать его не нужно.
    • Никогда не наказывайте ребенка едой.

    Учитесь отличать капризы от сытости. Сохраняйте спокойствие. Лучше поставьте на видное место блюдо с полезными перекусами — фруктами и нарезанными овощами. Когда ребенок проголодается, он сам подойдет и поест. Инстинкт самосохранения не обманешь.

    2. Сделайте из приема пищи семейный ритуал

    Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогают детям чувствовать себя в безопасности. Как сделать традицию из обычного обеда? Очень просто. Постелите на стол красочную скатерть или клеенку, поставьте красивую посуду, разложите салфетки. Садитесь ужинать или обедать всей семьей. Выключите телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка. Разговаривайте за столом: как прошел день, что интересного произошло, о планах на завтра. Пусть ребенок видит, что прием пищи – это что-то интересное, спокойное и приятное, конечно, ему самому захочется принять участие в семейной трапезе.

    3. Подайте положительный пример

    Хотите, чтобы ребенок питался правильно и в одно и то же время? Тогда сами поступайте также:

    • ешьте сами, только когда голодны – после сна, в обед, после прогулки
    • старайтесь, чтобы завтрак, обед и ужин были в определенное время,
    • ограничивайте прием пищи по времени – 20-30 минут, порции должны быть небольшими;
    • старайтесь не перекусывать между трапезами, а если делаете это, то выбирайте фрукты и овощи;
    • отдавайте предпочтение здоровой разнообразной пище, ударяться в модные пищевые «религии» необязательно;
    • следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно овощей, мяса, фруктов, рыбы, злаков;
    • предлагайте продукты по возрасту, регулярно готовьте новые блюда.

    Согласитесь, нечестно требовать от малыша того, чтобы он съедал полностью тарелку супа, когда Вы сами обедаете аппетитным бутербродом или перебиваете аппетит шоколадкой. Наши пищевые привычки формируются в детстве, и какими они будут у ребенка, зависит только от Вас.

    4. Подавайте блюдо красиво

    Скучную кашу мало кто любит, а вот если выложить на ней ягодами веселую рожицу, то кушать ее намного веселее и интереснее, правда? Для того чтобы необычно оформить привычное блюдо, не нужно много времени. Сосиски с «волосами» из спагетти, мышка из творога с глазками-изюминками и сырным хвостиком, машинки из болгарского перца приведут в восторг любого «малоежку». Заведите малышу собственную посуду, пусть на дне тарелки или чашки будет веселая картинка: чтобы ее увидеть, придется все съесть.

    5. Находите компромисс

    Если ребенок не хочет есть овощи, предлагайте фрукты, отказывается от курочки – приготовьте свинину или говядину, не любит вареные овощи – запеките их, может, даже с той же курочкой или котлеткой. Предлагайте пищу несколько раз, но только без раздражения и злости в голосе. Всегда найдется блюдо, которое ему особенно нравится, которое он съест с удовольствием. Попробуйте привлечь ребенка к готовке. Поручите ему то, что он в состоянии сделать: посыпать пиццу сыром, слепить колобок из теста и т. д. Обязательно поблагодарите за помощь при всех.

    Самое главное, говорят психологи, запаситесь терпением. Как правило, к 10-12 годам дети-малоежки начинают есть хорошо. Ваша задача – помочь ему сформировать правильное пищевое поведение, чтобы в будущем у него не возникло проблем со здоровьем.