Гражданско-патриотические ценности в акмеологических исследованиях. Ценности патриотического воспитания. Воспитание толерантности: сущность и средства

1. От понятия патриотизма к патриотическому воспитанию.

Сегодня в нашей стране делается попытка сформировать новую общественную идеологию, в основу которой положены патриотические ценности. Стали появляться новые, современные определения патриотизма, отражающие явления, не зависящее от времени, страны, социально- экономической и политической ситуации.

Патриотизм – это:

чувство привязанности к стране рождения и проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы;

одна из мощных скреп любой социальной организации, с разложения которой (самопроизвольного или искусственно вызванного) начинается его гибель;

способность восстановить страну как мировую державу;

олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющие духовно- нравственную основу личности, формирующие её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно - нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно- исторический и другие компоненты.

А.Д.лопухов в своей работе о сущности патриотизма объединил разные представления о нём. В этом смысле его определение носит интегрированный характер:

«Патриотизм – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество:

Социальное чувство (любовь к Отечеству).

Патриотические идеологические установки (выражение интересов своего народа).

Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).

Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, т.е. осознание личностью своей принадлежности к определённому этносу (необязательно по принципу тождества расы или национальности).

Морально – нравственные установки, патриотическое мировоззрение.

Вектор патриотического поведения, предполагающий готовность личности к практическим патриотическим действиям.»

Таким образом, патриотизм базируется на патриотических духовно- идеологических ценностях и является системно- комплексным качеством личности, обеспечивающим её готовность к патриотическим социальным действиям в интересах общества.

В современной литературе рассматривается не только структура, но и уровни патриотизма:

1. Общегосударственный. На этом уровне патриотизм выражается в конкретной патриотически направленной внешней или внутренней политике государства, преобладании патриотической идеологии.

2. Социально – групповой. В соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества и господствующей в нём идеологией отдельные социальные группы формируют свою систему взглядов, отражающую интересы данной социальной группы.

3. Личностный. На этом уровне формами проявления патриотизма являются патриотические чувства, патриотические духовные ценности, патриотическое мировоззрение , этническая самоидентификация, практическое патриотическое поведение.

Как система качеств личности патриотизм включает в себя 3 основных структуры:

Чувственно- эмоциональную, включающую чувства:

Любви к малой родине;

Веры в силы и возможности своего народа;

Гордости за принадлежности к своей нации;

Осознания величия и роли Отечества в истории;

Готовности к защите Родины;

Сопричастности к проблемам государства и народа;

Взаимной привязанности в рамках этноса, социальной группы;

И другие.

Духовно – ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:

Высокую жертвенность на благо Отечества;

Способность ставить интересы Отечества выше личных;

Глубокое уважение к духовно – нравственному наследию народа;

Преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;

Верность системе национально – конфессиональных духовных ценностей.

Практически –деятельностную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:

Готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;

Конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;

Преобладание ценностей общегосударственного уровня в списке ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;

Соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;

Самоидентификацию личности с определённым этносом и высокую степень внутринациональной сплочённости;

Осознанность национально- государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.

Если переносить понятия патриотизма в сферу педагогической деятельности по воспитанию у учащихся патриотических качеств, то мы можем увидеть соответствующие направления и аспекты. Прослеживаются следующие содержательные линии:

Национально – патриотическое воспитание - воспитание личности на основе духовно- нравственных и культурно – исторических ценностей своего народа, культурной идентификацией, преемственностью национально – исторических ценностей, формированием национального самосознания;

Гражданско – патриотическое воспитание- формирование глубокого понимания конституционного долга, выстраивание высоконравственного отношения к социально значимым требованиям государства, законопослушность, стремление действовать на благо страны;

Военно - патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная скоординированная деятельность государственных органов. Общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Рассматриваются разнообразные аспекты деятельности по патриотическому воспитанию учащихся:

духовно – нравственный – формирование у личности высоконравственных ценностей, идеалов и готовности руководствоваться ими в качестве поведения;

исторический - познание своих исторических корней, места и роли России в мировом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России, героического прошлого предыдущих поколений россиян;

политико - правовой – ознакомление с законами государства, правами и обязанностями гражданина России, понимание смысла происходящих в стране политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;

психологический – формирование высокой психологической устойчивости личности, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, способности преодолевать при необходимости тяготы и лишения в процессе служения на пользу обществу и государству;

профессионально –деятельностный – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально – трудовых качеств.

В связи с этим в настоящее время существует достаточно разнообразные формы и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся в разных образовательных учреждениях. Это разнообразие оправдывается многими условиями, имеющимися в учреждениях, возможностями педагогического коллектива и социальной среды, спецификой целей и задач педагогической деятельности.

культура межнационального общения

совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. К.м.о. является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.

Понятие К.м.о. вошло в научный оборот в начале 1980-х гг. В содержательном плане она включает: знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму.

И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения - способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей. Основными чертами и критериями высокой культуры межнационального общения являются: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому; чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира; неразрывный и постоянный интерес к культуре, своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе - отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению культуры межнационального общения.

Человеку с развитой культурой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.

Терпимость Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права. Терпимость – это понятие, означаю­щее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав чело­века, не означает терпимого отношения к социальной несправедливо­сти, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, по­ведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного че­ловека не могут быть навязаны другим.

Воспитание является наиболее эффективным средством преду­преждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свобо­ды, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.

Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи; в связи с этим необходимо содейство­вать разработке методики преподавания терпимости на систематической и рациональной основе, вскрывая культурные, социальные, эко­номические, политические и религиозные источники терпимости, вы­ступающие в качестве главных причин насилия и отчуждения. Поли­тика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимо­сти в отношениях как между отдельными людьми, так и между этни­ческими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на про­тиводействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденно­сти по отношению к другим. Оно должно способствовать формирова­нию у молодежи навыков независимого мышления, критического ос­мысления и выработки суждений, основанных на моральных ценно­стях.

Воспитание толерантности: сущность и средства

Сложные социально-поли­тические условия совре­менной российской дей­ствительности, в том числе об­разовательной среды с ее внут­ренним и внешним простран­ством, актуализировали пробле­му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Воспитание толерантности – общее дело многих го­сударственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и от­ветственность в работе с ними ложится именно на об­разовательную среду, на педагогов – учителей, воспита­телей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.

Им в этом труднейшем деле остро необходимы:

– во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;

– во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;

– в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрыв­ности личностного и профессионального.

О педагогической сущности толерантности

Известно, что толерантность понимается как спо­собность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа со­циального, у каждой общности, неизменно «сопри­касающейся» с другими общностями.

Естественно, не составляют исключения дети и их сообщества (класс, кружок, компания и т. д.). Особен­ность толерантности детей связана с тем, что она скла­дывается с рано появляющейся у детей способностью не только восприятия окружающего, но и своеобраз­ной ценностной селекцией «социальных» впечатлений, оценкой различных факторов окружающего. Толерант­ность – объективно динамичный феномен, за которым -ценностные основания, нравственно-психологические ориентиры, которые тоже динамичны. Так создаются объективные возможности и пространство воспитания, т. е. целенаправленного создания социально-педаго­гических условий изменения личности.

Названные и другие особенности в существенной мере определяются источниками, прямо или опос­редованно формирующими и питающими толерантность ребенка. Среди них на первом месте, разумеется, семья, т. е. живой пример семейных приоритетов: отноше­ний взрослых, их мнений, суждений, поступков. Едва ли не столь же существенны влияния образователь­ной среды ребенка, несущей свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды обязательной и свободной деятельности. Весьма действенны и такие источники, как личные впечатления от отдельных лю­дей (память ума и сердца), читаемых книг, потока «об­разцов», навязчиво транслируемых СМИ... Все эти и другие источники и создают, формируют разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем и их опыт толерантности. Тот и другой, естественно, есть и у педагогов, но среди его источников – профес­сиональное образование и профессиональный опыт.

Опыт толерантности и есть не что иное, как реа­лизованное отношение: множество источников стихийно влияет на формирование толерантности как качества личности и развитие толерантности как свое­образного состояния человека, его действительно­го отношения к тем или иным явлениям жизни. Сти­хийность не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности – целенаправленной орга­низации позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими – иными по взглядам или поведению – людьми, их сообществами, иначе говоря – со-сушествования разного. Каким бы это разное ни было, в любом слу­чае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого в наибольшей мере знать не только источники, но и факторы, зоны, содержащие саму возмож­ность того, что вызывает необходимость толерантности.

Всякого рода зон, сложных для ребенка, для со­общества детей, а значит и для педагога, немало: религиозная, этническая, психологическая, ценно­стная, коммуникативная, поведенческая... Каждая из них может оказаться реальной сферой возникнове­ния негативизма, отторжения, кажущейся (а то и ре­альной) несовместимости.

Так, в зоне религиозной наиболее вероятны, по край­ней мере, две опасности: сугубо личностная – внутрен­нее или внешнее неприятие верующих, веры в Бога; со­циально окрашенная – неприятие представителей иных конфессий. Еще больший негативный потенциал может быть в зоне этнической: обострившиеся, особенно в последние годы, межнациональные отношения – на уров­не какотдельныхдетей, групп, таки этносов в целом, будь то отношение к беженцам, вынужденным переселенцам, людям «кавказской национальности» или с иным цветом кожи.

Психологическая зона сложна тем, что является самой тонкой, деликатной, по-своему труднодоступной педагогу, ибо связана с порой трудно объяснимым ду­шевным приятием или неприятием ребенком личностных параметров того или иного человека – сверстника или взрослого.

Зона ценностная – приемлемость или осуж­дение значимых смыслов, установок, образцов, испове­дуемых сверстниками (взрослыми), группами сверстни­ков, общественными объединениями; это – сфера миро­воззрения, если допустима такая характеристика дет­ства.

Известные трудности связаны и с зоной коммуни­кативной, когда кто-то не приемлет тот или иной круг общения, особенно вынужденного (в одном классе, круж­ке и пр.) или чью-то манеру общения, его содержание, интонацию, стиль.

Наконец все эти зоны будто пересе­каются, воплощаются в пространстве зоны поведенчес­кой – в реальном проявлении остальных: взаимоотно­шениях субъекта толерантности и различных ее объек­тов. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его орга­низация – основное поле деятельности педагогов, на ко­тором только они и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный.

Помимо реальных и возможных содержательных границ толерантность имеет и качественные границы, которые педагогу важно знать. Диапазон этих границ широк: от полного приятия, согласия, в широком смыс­ле дружественности в отношении того или иного объек­та – до безразличия, равнодушия, так сказать, прямо­го или опосредованного контакта без отношения (когда глядят и не видят!) – до скрытого или явного непри­ятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мыс­ли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетер­пимости, конфликта, в худшем случае – агрессии.

Нельзя не сказать и об этических, ценностных гра­ницах, требующих понимания и особенно четкой нрав­ственной позиции, толерантности педагога в процессе воспитания этого качества у детей. Имеются в виду гра­ницы, за пределами которых то, что требует нетерпи­мости, что должно быть неприемлемо, с чем нельзя рав­нодушно сосуществовать: предательство, преступле­ние, терроризм... Толерантность – не равнодушие, с труд души! Она должна подвигнуть растущего человеке на альтернативу толерантности – действенное непри­ятие, доступную возрасту и статусу реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо, будь те разрушение природы или издевательство над слабым неуважение старости или национальная вражда... Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов... толерантности.

Границы имеют не только внутреннюю, но и внешнюю сторону. Поэтому важно подчеркнуть, что толерантность – отношение, проявляемое к реально происходящему как в микросреде ребенка, детского сообщества, так и в макросреде, вне непосредственного с нею контакта, но могущему вызвать их реакцию и оценку.

В педагогическом плане ситуация осложняется тем, что у ребенка (группы, класса) и учителя (вое питателя, вожатого) могут быть разные точки зрения, т. е. разные, порой полярные, ценности, представления, а значит, и отношение к объектам толе­рантности. И круг таких объектов, а следовательно и противоречий в оценках и отношениях, может быть сколь угодно широк и многопланов – от молодежно­го сленга и взгляда на моду до жизненных ценнос­тей и содержания перспектив.

Между тем, противоречивость, несовпадение, альтернативность позиций требует толерантности... от обеих сторон по отношению друг к другу. В дости­жении устойчивости, укреплении, обогащении таковой и состоит главная педагогическая задача. Ее ре­шение в значительной мере обусловлено тщательным диагностированием ценностных оснований, процесса и динамики результатов воспитания толе­рантности. Это общее и естественное условие осо­бенно актуально именно в данном случае.

О путях и средствах воспитания толерант­ности

Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание мо­жет и не менять этого отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего в опыте личности. Поэтому и воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем бо­лее такой опыт есть у школьников, обладающих раз­ными характерами, темпераментами, представлени­ями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужден­ных принимать (а то и терпеть!), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе...

Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения. Наличие или создание такого поля – серьезная удача педагога!

И эта удача и развиваемая, и самораз­вивающаяся. Организация жизнедеятельности ребят создает ситуации, побуждающие толерантность и от­дельного ребенка, и сообщества (группы, коллектива), т. е. создается образ жизни, продуцирующий толерант­ность, снимающий саму в ней необходимость. Иначе говоря, происходит ее самопроявление, от которого, что называется, полшага до сформированного и устой­чивого навыка толерантности, становящейся чертой личности, параметром сообщества, достаточно серь­езным, чтобы выходить за пределы данного места и данного времени, в среду и в будущее.

Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть. Готовность – это внутреннее со­стояние, мотивация, желание и способность положитель­ного отношения к объекту; а подготовленность – практи­ческие умения коммуникации и понимания, умения ра­зобраться, постараться понять другого и его обстоятель­ства, динамичную – обновляющуюся или новую – среду.

При этом важно, что толерантность актуальна и как качество, без которого невозможна полнота существо­вания человека в полисубъектной среде: терпимость формируется прежде всего преодолением нетерпимо­сти, как истинное добро – не в словах, а в действитель­ном творении добра и непременном преодолении зла.

Именно поэтому многообразие пространства бытия ребенка открывает единственно реальную возможность успешности процесса воспитания толерантности: ког­да он включен в общую систему учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Сколь ни своеобразен этот процесс, сколь ни специфичны его задачи и содержание, факторы и технологии, – он орга­нически включен в данную систему, испытывает ее вли­яния и сам на нее влияет. У них общие человеческий и социальный фон, общие ситуации и условия – школа.

Александрова Арина Алексеевна
педагог-организатор МБОУ «Гимназия №1»

Гражданско-патриотические ценности и

их формирование у обучающихся в процессе

внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство –
силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский

В нашем современном российском обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей дать детям лучшие знания, право выбора лучшей и сильной школы, модной или по-другому самой передовой, современной Программы для ребенка. При этом чаще отодвигая на второй план научить ребенка способности чувствовать, думать, творить и любить.

Научить любить семью, школу, природу, Родину;

научить любить и уважать традиции, культуру, историю;

научить любить свои истоки.

А ведь «Я-гражданин», «Я-патриот» начинается с семьи.

Да, время диктует свои законы, свои правила. Задача нового стандарта – развернуть школу на воспитание. Именно на школу возложено воспитание Гражданина – Патриота, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Много вопросов возникает у меня, как педагога-организатора:

Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?

Какая духовная сила, какие умения и способности нужны будут завтрашним взрослым для жизни в цивилизованном обществе?

Я работаю с учащимися младшего школьного возраста. Формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей является важным направлением в моей деятельности. Так как начальная школа является особым местом воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну, за школу, потому что дети в младшем школьном возрасте отличаются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учим, что говорим, в безусловность и необходимость нравственных норм. И поэтому, я, как педагог- организатор, вношу немалую лепту в воспитание юного поколения, именно гражданина и патриота.

Цель гражданско – патриотического воспитания: создание условий для формирования и развития гражданско- патриотической культуры личности ребенка.

Патриотизм - это духовность, нравственность, гражданственность и социальная активность личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Исходя из этого, определяю задачи:

  • формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине;
  • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству;
  • воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам страны;
  • создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

В нашей гимназии №1 имеется хорошая база для развития внеурочной деятельности на основе требований ФГОС. Создана единая система учебной, воспитательной деятельности, дополнительного образования для создания развивающей среды по воспитанию и социализации младших школьников и выстроена в соответствии с новыми подходами и требованиями к внеурочной деятельности в условиях нашего города.

Какого выпускника мы должны выпускать в рамках новой образовательной программы? Какой конкретный результат моей деятельности должен соответствовать портрету выпускника начальной школы? Воспитать ГРАЖДАНИНА- ПАТРИОТА. Давайте рассмотрим конкретнее, какой он, выпускник начальной школы?

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Тематические классные часы, конкурсные программы, встречи, проекты, краеведческий материал школьного музея становятся основой понимания детьми своеобразия родного края, его природы, истории, традиций, значимость Родины, России. Вся эта деятельность формирует у учащихся интерес к изучению истории, воспитывает чувство гордости за свой город, округ, за традиции, социальные, культурные, спортивные достижения.

День знаний, Посвящение в первоклассники, праздник «С Днем рождения, Гимназия!», конкурс чтецов «Ямал, мой край родной», встреча с ветеранами ВОВ, конкурс фотографий о Ноябрьске, выпуск газеты, посвященной дню рождения гимназии «Наша гимназическая семья», праздник «Посиделки в горнице», конкурсные программы, где есть всегда задания о России, округе, городе, гимназии.

Особое внимание в начальной школе уделялось ходу Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. На карте России была нарисована схема передвижения олимпийского огня, мы с ребятами отмечали маленькими олимпийскими флажками города - участников факельного шествия, а также велся учёт олимпийских медалей на пьедестале почета, вывешивались фотографии спортсменов, завоевавших медали. Это было почетно для ребят и радостно и интересно.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Стандарт в первую очередь ориентирован на семью. Семья и школа – это партнёры. Незаменимыми помощниками в воспитательной работе и таком её направлении, как патриотическое воспитание, становятся родители. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Главное, воспитание патриотизма нужно начинать с любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке.

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя и воспитание дружелюбного отношения к детям других национальностей. Формирование представлений о жизни и труде разных народов позволяет подвести к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи. На классных часах ведутся беседы на морально-этические темы, о культуре поведения, об охране жизнедеятельности, о правилах дорожного движения.

Игра «В поисках клада» для учащихся и родителей 1-2-х классов, выставка фотографий «Мамочка, любимая моя!», сочинений «О маме моей», игра семейных команд «С семьей по России», праздник «Посиделки в горнице» и многое другое.

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Воспитание такого гражданина происходит и тогда, когда младший школьник приобщается к искусству страны, народному творчеству, когда он знакомится с людьми, прославившими Родину: художниками, композиторами, спортсменами, космонавтами, и героями, защищавшими страну. Наша задача, поддерживать интерес и увлечение детей, стремление к активному образу жизни. Это - новое поколение, которое отличается своим рвением, упорством, своими знаниями и умениями достигает цели в жизни.

Концерт, посвященный Международному Дню музыки, Международный день танца, это интеллектуальные игры на разные темы, конкурсы рисунков «Чудесные краски осени», «Любимые сказки А.С.Пушкина», встреча с выпускниками гимназии, отслужившими в армии и т.д.

  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

Да, задача учителей – научить детей учиться. Поиск необходимой информации для подготовки к мероприятиям, выполнения заданий в них с использованием литературы, энциклопедий, интернет-ресурсов, умение применять на практике все это подразумевает собственную деятельность - самоподготовку. Самоорганизация, самосовершенствование, стремление к лидерству – все эти качества я стараюсь воспитывать в своих воспитанниках.

Поделки разные, новогодние игрушки своими руками, защита проектов; участие в концертной программе, в конкурсах и соревнованиях, защита презентаций и т.д.

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Люблю, когда дети проявляют самостоятельность, в том или ином вопросе, где-то командой, имеется в виду без классного руководителя. Наблюдается, что и классные руководители, назначив старшего среди детей, дают возможность самостоятельно принимать решения. Дети чувствуют себя ответственными, взрослыми. Самостоятельность ребенка, осознание ценности семьи, принадлежности к народу, Отечеству, почитание нравственных устоев семьи, как любовь, почитание родителей, взаимопомощь, забота о младших, ответственность перед старшими, страной – очень важные качества, необходимые для нашего выпускника.

Конкурсы для мальчиков, игры и викторины по правам ребенка, участие в акциях «Помощь другу», «Посылка ямальскому солдату», «Письмо солдату»,

участие в мероприятиях к 8 Марта, участие в спортивных состязаниях, традиционный день Дублера.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Во всех школьных делах только позитивная взаимосвязь всех учеников и взрослых. Наличие гражданского мнения у ребят, чувства такта, желание работать вместе – это то, что двигает нас с ними вперед и вперед.

Воспитываем гражданина, доброго, позитивного, умеющего анализировать свои поступки и действия, уверенного в себе, умеющего работать в команде.

Считаю, что одной из главных форм внеклассной работы, является классный час, форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений с окружающим миром, навыки межличностных взаимодействий и преодоления конфликта. Во время таких встреч я учу своих ребят умению говорить логично и чётко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению.

Беседы с классом, игры командные, круглые столы, викторины, традиционный День дублера.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Через школьные дела в рамках ЗОЖ, месячника оборонно-спортивной работы приобщаем детей к ЗОЖ, даем ценность занятий спортом и здоровых увлечений с целью личной безопасной жизни каждого и комфортного состояния их, формирование устойчивой мотивации “на здоровье” учащихся, родителей, учителей.

Соревнования между командами классов, викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, акции по ЗОЖ, спортивные часы, защита презентаций о спорте, это традиционные соревнования с привлечением родителей «Равнение на папу!», «Мама, папа, я-спортивная семья!», ЗОЖ, беседы о ЗОЖ, выставка работ «Мое увлечение», «Я и спорт» и т.д.

Специфика проведения мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию предусматривает эмоциональное воздействие, т.е. важен эмоциональный фактор, эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на результативность. Чувство гордости, сопричастие к великому, соучастие в чем-то важном – всё это окрыляет, вдохновляет, направляет ребенка, заставляет задуматься об очень важном и нужном – о своем месте в обществе, о свое значимости, главное активизирует его в жизни.

Подведение итогов – процедура, которая дает возможность участникам высказать свое мнение о мероприятии, ответить на эти вопросы, позволяет сделать выводы мне. Кроме этой таблицы, я применяю для подведения итогов цветные карточки: желтая – на 5, синяя – на 4, коричневая – на 3; иногда, просто проговариваем, что больше понравилось, а что меньше. Но после каждого проведенного дела стараюсь посетить класс с кл. рук. и обобщаю участие класса, подвожу итоги, нацеливаю на будущее.

В феврале и марте месяце в начальной школе было проведено анкетирование по уровню воспитанности. Результаты позволяют говорить о том, что гражданско-патриотическое воспитание в гимназии ведется эффективно, в организацию которой включены и учебная и внеучебная деятельность. Главное, в детях заложено начало понимания таких понятий: Гражданин и Патриот.

Ну, а мы должны стремиться в своей педагогической деятельности к такому результату:

Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющего созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями.

И в заключение, вспомним стихотворение Александра Евгеньевича Гаврюшкина

Десять правил маленького россиянина

Расскажу вам десять правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.

Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь прожив,
Безымянным стал солдатом,
Свою голову сложив.

Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Собирательным героем
Он возвел на пьедестал.

Правило один, конечно,
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.

Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.

Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать,
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.

Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.

Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб
Навсегда уйдет беда.

Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.

Завещал седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.

Правило восьмое: бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.

Вот девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!

Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.
(А. Гаврюшкин)

Ценности патриотического воспитания

воспитатель,

МБДОУ детский сад № 15

комбинированного вида «Дюймовочка»

Отсветы давней войны

Мне через годы видны.

Отзвуки страшной войны

Мне через годы слышны.

Да не притупится зренье,

Пусть будет слух идеальный

И у других поколений

Родины многострадальной.

Валерий Черкесов

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Задача воспитания патриотизма у детей в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Начинать работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо с дошкольного учреждения.

Воспитательно-образовательная работа в нашей группе направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитание потребности защищать Родину.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях Великой Отечественной войны и труда.

Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.

Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с давних времен до нашего времени. Читая дошкольникам о защитниках Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, понимания социальных явлений и т. д.).

Необходимо задуматься над тем, как возродить потерявшую в последние годы актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны.

В Старом Осколе много исторических мест, связанных с Великой Отечественной войной.

В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью и подвигами героев-земляков.

В военных действиях участвовали и старооскольцы, которые проявили массовый героизм, несгибаемую волю к победе, мужество и стойкость. За подвиги Родина наградила их орденами и медалями, присвоила звание героя Советского Союза.

Работая воспитателем, я уделяю большое внимание нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. С младшей возраста рассказываю детям о родном крае - малой родине. В группах постарше тематика расширяется. Даю доступные пониманию детей сведения о Российской армии, о воинах, которые охраняют и защищают нашу Родину. В непосредственной образовательной деятельности и во время развлечений, посвященных Великой Отечественной войне, воспитываю уважение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях.

Так же рассказываю о Старооскольцах – Героях Советского Союза, вот их имена: , , ,

(г. г) – майор.

Принимал активное участие при форсировании рек Чарны и Одер для захвата плацдармов на их берегах.

(г. г.) – старший лейтенант.

В годы Великой Отечественной войны совершил 113 боевых вылетов, провел 50 воздушных боев, сбил лично 14 вражеских самолетов.

(г. г.) – рядовой.

Когда выбыл из строя командир расчета 107-ого гвардейского полка, рядовой принял командование орудием на себя. В этом бою его отряд сжег 2 танка, уничтожил 4 пулеметных точки и свыше взвода солдат противника. Сам уничтожил 16 гитлеровцев, подбил самоходное орудие, уничтожил 5 пулеметных точек и до двух взводов фашистских солдат и офицеров.

(г. г.) – лейтенант.

Участвовал в Курской битве, в освобождении города Орел. При форсировании реки Днепр, преодолевая противостояние противника, Хмелев с группой смельчаков повел свою роту в атаку, захватив при этом 4 орудия с боеприпасами , и соединился со своей частью.

(г. г.) – командир саперного взвода.

Героический подвиг совершил при форсировании Днепра. При переправе на правый берег, взвод обнаружил минное поле. В течении часа обезвредил 530 мин, а лично Болтенков – 50. Захватив пулемет противника, он истребил 11 солдат и офицеров. Петр Михайлович участвовал в освобождении городов Белгорода, Харькова. Награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За отвагу» и еще семью медалями.

(г. г.) – младший лейтенант.

Особенно отличился в боях при форсировании Днепра и расширении плацдарма на его правом берегу. Награжден орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды и семью медалями.

(1– генерал майор авиации.

В Великую Отечественную войну решительный и бесстрашный летчик совершил 185 боевых вылетов и нанес врагу большие потери в живой силе и технике. Награжден тремя орденами Красной Звезды, орденом Александра Невского и семью медалями.

(1– подполковник.

Во время Великой Отечественной войны сражался на Северо-Западном и Калининском фронтах. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

За героизм, проявленный при прорыве линии Маннергейма, командиру 5-го пограничного полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

(1– капитан.

Во время Сталинградской битвы летчик совершил 24 боевых вылета, без прикрытия истребителей. Военный летчик охранял караваны судов в Баренцевом море, бомбил вражеские военные корабли. Сражался в небе Украины и Белоруссии.

(1– младший сержант.

Младший сержант получил задание обеспечить переправу наших войск в районе города Кебен. Высадив десант на берегу реки Одер, отделение Репкина под непрерывном обстрелом переправило через реку батальон пехоты, 10 пушек, 2 танка и много другого вооружения и боеприпасов. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

(1– лейтенант.

В Великой Отечественной войне участвовал с первых дней. Сражался на Юго-Западном, Северо-Кавказском, 4-м Украинском фронтах.

Лейтенант участвовал в форсировании Керченского пролива, личным примером воодушевлял бойцов, умело использовал огневые средства своей роты. Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды.

Именами этих людей названы улицы, стадион и микрорайоны нашего города. Например: улица и микрорайон Хмелева, улица и стадион имени Ватутина, микрорайон Жукова, микрорайон Конева и др.

В 2011 году городу присвоено звание «Город воинской славы» и воздвигнута в эту честь стела. Многие дети ходили с родителями полюбоваться на нее. Провела опрос-беседу о том, что запомнилось детям, после посещения обелиска.

При отборе приемов и методов работы с дошкольниками необходимо учитывать то, что у них еще не сформированы понимание социальных явлений, «чувства истории». Поэтому нужно выбирать наиболее доходчивые формы донесения до детей знаний о защитниках Отечества.

Целесообразно проводить эту работу систематически.

Ее формами являются:

Ø Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам и площадям, носящим имена героев Великой отечественной войны, в сочетании с рассказом воспитателя о войнах-героях. 9 мая мы всегда ходим возлагать цветы к памятнику погибших солдат, который находится недалеко от нашего детского сада. Воспитывая при этом умение соблюдать ритуалы у памятников и обелисков и т. д.

Ø Экскурсии к памятным местам, мемориалам в честь героев Великой Отечественной войны. Содержанием таких экскурсий могут стать: наблюдение с детьми ритуальных моментов, возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. В подготовительной группе мы с детьми посещаем мемориальный комплекс в Атаманском лесу. Наблюдаем смену караула около Вечного огня, рассматриваем пушки, читаем имена захороненных воинов.

Ø С этой целью так же привлекаем родителей. Предлагает им побывать с ребенком у определенного памятника, расположенного в районе проживания, или посмотреть другие памятники города, посвященные Великой Отечественной войне.

Ø Предлагаем родителям показать детям (если есть) хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет, и рассказать кем, и за что получены: ребенок должен знать свои корни и гордиться, что в их семье был близкий человек (дедушка или бабушка) участником Великой Отечественной войны, благодаря которому страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство.

Ø На музыкальных занятиях используем технические средства обучения – слушание музыкальных произведений и песни военных лет.

Такие, как: «Священная война» (муз. А, Александрова, сл. Лебедева-Кумача), «Катюша», «Враги сожгли родную хату» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского), «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) и др.

Ø Рассматриваем старинные фотографии участников войны, дедушек и бабушек наших воспитанников.

Ø В группе у нас создан альбом «Наши земляки - защитники Отечества».

Ø В книжном уголке имеются произведения художественной литературы о героях Великой Отечественной войны.

Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьезной, вдумчивой работы. Важно довести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Литература

1. , «Солдаты свободы», Старый Оскол, издательство «Ямская степь», 2005 г.

2. Валерий Черкесов, «Минерам было по шестнадцать», Белгород, издательство Шаповалова, 2005 г.

3. Александр Чиченков, «Белгородчина в Великой Отечественной войне г. г.», Белгород, издательство Константа, 2005 г.

4. Мария Борисовна Зацепина, «Дни воинской славы» (патриотическое воспитание дошкольников), Москва, Мозаика-Синтез, 2010 г.

5. «Дошкольникам о защитниках Отечества» (методическое пособие по патриотическому воспитанию В ДОУ), Москва, Творческий центр Сфера, 2005 г.

6. Альбом «Герои – Старооскольцы» - к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

1

Статья посвящена научному анализу проблемы поиска ценностных оснований современного российского общества, определяющих национальное самосознание и особенности исторического пути России в общемировых глобализационных процессах. Сопоставляется место и значение феноменов «духовность», «гражданственность», «патриотизм» в общественном сознании россиян. Особое внимание уделено анализу роли религии в формировании русского типа культуры и типа ментальности русского народа. Обосновывается связь проблемы воспитания духовности, гражданственности и патриотизма с проблемой ценностных ориентаций российского общества, а также целей и смыслов педагогической деятельности. Обосновано, что основой патриотизма является духовность, понимаемая как соборность, религиозность русского самосознания, в то время как гражданственность, в отличие от патриотизма, предполагает выход за рамки эмоционально-ценностной сферы общественного сознания в сферу политико-правовую.

религиозно-этическое просвещение

духовно-нравственное воспитание

гражданско-патриотическое воспитание

ценностные ориентации

национальное самосознание

гуманизм

патриотизм

гражданственность

духовность

1. Валеева Л.Д. Антропоцентрическая модель педагогики: проблема формирования глобального сознания личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4; URL: www..11.2015).

2. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. Роль эстетического в становлении личности // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 2. - С. 1038-1041.

3. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. http://archive.kremlin.ru/text/appears/2000/07/28782.shtml

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). http://минобрнауки.рф/документы/922

В первой главе Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, через призму которой должны оцениваться все цели и результаты человеческой деятельности. Таким образом, гуманизм выступает одним из базисных принципов в утверждении конституционных основ российской государственности.

Предположительно в 1043 году, то есть за 950 лет до принятия действующей Конституции России, митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» ввел в употребление словосочетание «русский народ», заменив им привычное «русская земля»: этим понятием утверждается онто-генетическое единство русского народа, объединенного не столько общностью территории и хозяйственного уклада, сколько общей идеей поиска и реализации Божественной Благодати. В то время как идейно-смысловое содержание искомой «Благодати» претерпевает культурно-историческую трансформацию, формально принцип духовного единства русского народа как ценностного основания российской государственности остается неизменным вот уже почти тысячу лет. На эту незыблемость духовных основ нации неоднократно указывал в Ежегодных Посланиях Федеральному Собранию президент В.В. Путин, отмечая, что «культурные традиции, общая историческая память - это основа единства России... При всем обилии мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности» .

Такими непреходящими ценностями, составляющими ментальный каркас русского самосознания, выступают, прежде всего, духовность, патриотизм, гражданственность. Именно эти ценности служат фундаментом духовной целостности русского народа, цельности национального духа и самосознания.

Глобализация общественной жизни человека XXI века актуализирует проблему формирования нравственного самосознания народа, способного к усмотрению единого ценностного основания культурно-исторической, идейно-смысловой целостности народа. Формирование этой нравственной способности является важнейшей функцией культуры, религии, искусства, образования. «Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важные - духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, ... - начало нового духовного подъема», - отметил В.В. Путин .

Духовные ориентации личности в мире ценностных абсолютов формируются в различных сферах социума: семья, образовательная среда, различные неформальные объединения, трудовые коллективы, сфера массовой информации, сфера искусства, досуга, среди которых ведущая роль в становлении ценностных ориентаций личности отводится системе образования. Именно в системе образования, формирующей ценностные ориентации и мировоззренческие основы жизнедеятельности юных граждан, закладывается образ будущего страны, определяется ее исторический путь и судьба. В связи с этим решение задач духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, ориентирующего молодежь на такие ценности общечеловеческого порядка, как гуманизм, любовь, свобода, верность, ответственность, долг, добро, справедливость, честность, честь, составляет стратегические приоритеты образования, обозначенные в утвержденной Федеральным законом Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года. В государственном документе отмечено, что формулирование заявленных в качестве приоритетных целей образования детерминировано потребностью преодоления социально-экономического и духовного кризиса российского общества, создания основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

В полном соответствии с Национальной доктриной образования задача духовно-нравственного воспитания детей нашла свое отражение в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, в котором определены критерии результативности и эффективности образовательного продукта - «1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» .

Одним из направлений развития воспитания в нашей стране, как указано в утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является совершенствование гражданского воспитания, включающего, в частности, «...развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности...» .

Коллективизм, социальная солидарность в мирочувствовании русского народа определяются термином «соборность», где общество - не политический, а духовный организм, живая, эмоциональная динамичность, организующаяся не столько по законам государства, сколько по законам Божьим. Соборность - одна из ключевых черт самосознания русского народа. Тем самым включение религии в арсенал утверждаемых государством средств формирования духовной культуры молодежи и детства вполне оправдано, поскольку находит свое обоснование в ментальных пластах русской культуры и позволяет воссоздать целостный чувственно-понятийный образ российского народа, увязать его традиции исторического прошлого с ценностными ориентациями на новое качество будущего. Парадигмальным основанием религиозно-этического просвещения, позволяющим соблюсти принцип светскости образования, выступает культурно-исторический подход. Таким образом, опасения педагогической и родительской общественности по поводу того, что ребенок будет включен в идейно-символическое поле той или иной религии, оказываются беспочвенными: речь идет не о практике религиозного воспитания, а о духовно-нравственном воспитании посредством этического и религиозного просвещения. В сфере смыслов и ценностей религия и нравственность не только не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга, приводя мысль человека к осознанию солидарности человеческих существ, базирующейся на неких абсолютных единых основаниях жизни.

После распада СССР в условиях общекультурного кризиса системы ценностей и смысложизненных ориентиров произошли коренные изменения, прежде всего, в ценностном сознании молодежи, в котором ценности коллективизма и социальной солидарности заменяются утилитаристскими и гедонистическими ценностями индивидуального бытия. Патриотизм как фундаментальная социально-политическая и нравственная ценность вытеснился из сферы осознаваемого национального интереса «на задворки» коллективного бессознательного. В то время как в России деформация патриотизма приобрела форму некой аполитичности, депатриотизма и нигилизма (что выразилось, в частности, в негативной оценке ключевых вех отечественной истории), в некоторых республиках бывшего Советского Союза и стран социалистического лагеря под флагом возрождения национального и религиозного самосознания патриотизм стал приобретать черты национализма и ксенофобии. Для преодоления обеих опасных тенденций российская политическая, научная, педагогическая общественность настаивает на необходимости принципиально иных принципов формирования патриотического, духовно-нравственного, гражданского самосознания современной молодежи в условиях становящегося гражданского общества.

Структурообразующим принципом, обеспечивающим единство ценностных оснований русской культуры, выступает принцип гуманизма, человеколюбия в его не столько отвлеченно-формальном, сколько конкретно-чувственном проявлении. Любовь в ментальном пространстве русской культуры, пронизанной и напоенной духом православия, понимается как сила усмирения человеческой гордыни и себялюбия, умиротворения души и объединения человеческого рода именем единого Бога. Любовь истинного христианина - это духовная любовь к человечеству, к родной земле, это жалостливое участие к судьбе каждого человека, вписанного в общий контекст судьбы своего народа, страны, мира. Русский человек открыт миру, принимает и вбирает в себя мир во всем его многообразии, будучи готовым к взаимодействию с другими культурами. Такая живая, деятельная любовь, наполненная духовно-нравственным содержанием, в русском самосознании выступает основой патриотизма.

Патриотизм в христианском понимании коренится не столько в разуме, сколько в сердце как духовном средоточии жизни человека. Сердце здесь выступает «вместилищем» души, онтологическим базисом нравственных, познавательных, творческих способностей и действий человека, будучи неким глубинным механизмом объединения индивидуально-психических и мыслительных процессов, своего рода духовным эквивалентом мышления. Таким образом, патриотизм - это безусловное, неотрефлексированное, интуитивно-чувственное принятие ценности своего родного края, иррациональное чувство любви к своей земле, обществу, народу, в то время как рационализированное, выстроенное в политико-правовом контексте понимание принадлежности к государству, уважение основ государственности, сознательное участие в политической жизни государства, составляет основу социального чувства гражданственности . Если патриотизм (πατέρας - греч. отец), будучи обращенным к Отчизне (отец), Родине (род, родители, народ, природа), можно сказать, внедрен в бессознательные пласты психики, сущностен для человека и дан ему от рождения в своей чувственной явленности, то гражданственность обращена к государству, к его политико-правовым установлениям, добровольно и сознательно принимаемым законопослушным гражданином в обмен на государственные гарантии и блага.

Задача формирования гуманизма, патриотизма и гражданственности как ценностных приоритетов в самосознании молодежи не замыкается сферами молодежной политики и системы образования: она имеет сквозной характер и лежит в основе всех качественных изменений в прогрессивном общественном развитии. Ведь чтобы человек мог наиболее полно проявить свой человеческий потенциал добра, творчества, любви, то есть стать более человечным, общество должно быть нацелено не только на духовно-нравственное саморазвитие и воспитание человека, но и на создание гуманных условий его самореализации. Как не любить и не гордиться Отечеством, которое создает человеку свободное пространство саморазвития, свято стоит на защите его достоинства и обеспечивает достойный уровень жизни?

Благодаря демократическим преобразованиям в российском обществе все сферы социального бытия, выйдя из-под всевластия коммунистической идеологии, оказались под властью денег. Процессы коммерциализации затронули даже сферы образования и искусства, то есть те социальные институты, которые по своей сути призваны противопоставлять утилитаристским и потребительским ориентациям людей идеалы гуманизма, патриотизма и высокой духовности. «Творчество с его эстетическим характером есть один из видов «пограничной ситуации», погружающей человека в переживание подлинного бытия, позволяющей ощутить личности экзистенцию, дающей тот опыт трансцендентного, который и составляет нашу духовность» . Между тем массовая культура с ее суррогатами человеческих норм и форм бытия несет в себе угрозу дегуманизации личности, расшатывания основ национального и культурного своеобразия, этических, эстетических и этнических критериев должного и ценного.

Способность человека подниматься над своими узкопрагматическими интересами во имя утверждения высших нравственных ценностей определяется как духовность, то есть духовность есть реализованная человеком любовь к ценностям нравственного порядка. Духовность в этой связи вбирает в себя понятие гуманизма: если духовность - это любовь к ценностям, то гуманизм есть любовь к важнейшему элементу в ценностной иерархии - человеку. В то же время гуманизм, как уважение и любовь к человеку, осознание ценности человеческой жизни и достоинства, его счастья, самосовершенствования, физического, психологического и духовного здоровья, выступает понятием большей степени общности по отношению к понятию патриотизма . Если гуманизм предполагает любовь к человеку вне зависимости от его национальной, государственной, конфессиональной принадлежности, то патриотизм оказывается перенесением принципа гуманизма на почву социального бытия, будучи формой уважения и любви к своей Родине, народу, его традициям, ценностям, духовному наследию в целом. Таким образом, понятия духовности, гуманизма, патриотизма фиксируют разворачивание спирали любви от ее абстрактных безличных форм к конкретным формам и нормам бытия человека как существа национального.

Итак, в основе и духовности, и гуманизма, и патриотизма лежит любовь , которой сейчас так мало в мире прагматизма. Современное общество - это общество потребления, где главным критерием успешности и результативности жизненного пути является уровень дохода. Между тем любовь противостоит прагматизму и расчету: если мерилом любви становятся деньги, о любви не может быть и речи. Легко любить богатую сильную Родину - но бедная слабая Родина еще более нуждается в нашей любви, ибо только искренняя безусловная любовь делает и человека, и Родину, и государство сильнее.

Построение образовательного пространства на основе принципа любви противостоит попыткам «возврата и внедрения прагматических моделей, которые главной в процессе воспитания делают культуру потребителя, а не хранителя и ретранслятора всемирных материальных и духовных ценностей» . Прагматизм, выхолащивающий высший смысл человеческой активности, обрекает человечество на скатывание в бездну лжебытия, где реальность подменяется симулякрами, ценность - ценой, уникальное место человека в ценностном составе бытия - его социальным статусом в иерархической системе распределения материальных благ и властных полномочий.

Формирование чувства любви к Родине, долга, ответственности перед обществом, осознание себя самозначимой единицей общества и государства, развитие способности и потребности в оценке социального мира и самого себя через призму высших духовных абсолютов, позволяет человеку преодолеть отчуждение от своей родовой сущности, от природы, от общества, от государства. Только такое слияние с обществом, где Я равно целому, сливаясь с ним, но не растворяясь в нем, где соблюден принцип гармонизации процессов индивидуализации и коллективизации, делает человека счастливым: недаром слово «счастье» можно расшифровать как «со-часть». Чувство принадлежности на правах равного самоценного партнера к чему-то большему, значимому, первичному, ценному по определению, утверждает человека в собственной ценности, придавая глубинные основания его личному бытию. Формирование такого счастливого человека, способного жить в обществе и трудиться на его благо, ощущая генетическое и идейное родство с коллективной общностью, является целью системы образования .

Рецензенты:

Фатыхова А. Л., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, г. Стерлитамак;

Маджуга А. Г., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Сабекия Р.Б., Аскарова Г.Б. ДУХОВНОСТЬ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23616 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»