Грудничок не любит на руках. Ребенок не хочет сидеть на руках. Почему дети просятся на ручки

Ребёнок отказывается спать в собственной кроватке, всеми возможными способами выражая протест против укладывания в колыбель. Он плачет, капризничает, кричит, вызывая раздражение и чувство беспомощности у родителей.

Почему младенец погружается в сладкий сон лишь в маминых объятиях? Не говорит ли это об определённых нарушениях? Что делать, если грудной ребёнок засыпает только на руках? Вопросов достаточно много, вот почему проблеме «ручного» малыша стоит посвятить отдельный материал.

Общеизвестна высокая потребность новорождённого ребёнка в кормлении и сне. В «спящем» состоянии малыш может проводить до 20 часов в сутки. Однако засыпают крохи по-разному.

Одни ребятишки погружаются в «объятия Морфея», как только попьют маминого молока, других же приходится убаюкивать, укачивая на ручках, пока они не соизволят закрыть глаза.

Таким образом, процесс укладывания новорождённого или малыша постарше начинает превращаться не в приятный ритуал, а ежедневную каторгу. Причём проблемы случаются и днем, и ночью.

Основные признаки неполадок со сном выглядят следующим образом:

  • новорождённый ребёнок категорически не желает засыпать самостоятельно, поэтому матери приходится выдумать некоторые хитрости – например, долго укачивать его;
  • младенец может заснуть на ручках практически мгновенно, однако всегда пробуждается, как только мама пытается уложить его в собственную постельку;
  • новорождённый вроде бы засыпает, но лишь когда ощущает близкое присутствие матери, стоит ей отдалиться, как он мгновенно пробуждается.

В особо тяжёлых случаях матери вынуждены дремать в сидячем положении, придерживая на руках своего малыша. О полноценном отдыхе речи не идёт, поскольку женщины опасаются уронить ребёнка и травмировать его.

Чтобы понять, как отучить ребёнка засыпать на руках, необходимо разобраться в подоплёках подобного поведения. Обычно причины нежелания ложиться в кроватку общие для многих ребятишек.

Почему ребёнок спит на руках?

Основополагающая, можно даже сказать, фундаментальная причина подобного поведения – желание ребёнка находиться рядом с мамой. Родившись, малыш попадает в чуждый ему мир, изобилующий незнакомыми ароматами, звуками и предметами.

И новорождённый, и даже младенец в 2 или 3 месяца чувствует определённый дискомфорт и страх, находясь вне материнской утробы. Успокоение наступает лишь в том случае, если мама прижимает его к себе, а он имеет возможность слышать, как стучит её сердце.

По мнению психологов, постоянное ощущение материнского присутствия позволяет ребёнку вырасти более самодостаточным и уверенным в собственных силах. У него с раннего детства формируется базовое доверие к миру, чувство безопасности и высокая самооценка.

Психология деток в 2 или 3 месяца такова, что при закрытии глаз они перестают воспринимать окружающий мир. А вместе с действительностью исчезают не только предметы, но и мать – самый родной для грудничка человек на земле.

Результатом подобных психологических особенностей младенцев становятся следующие беспокоящие некоторых мам закономерности:

  • ребёнок закрывает глазки → исчезает окружающий мир → кроха начинает испытывать страх → ощущает запах и объятия матери → испуг проходит;
  • младенец лежит в кроватке → мама стоит рядом → он на подсознательном уровне борется со сном, чтобы не потерять мать → глазки закрываются, мама пропадает → ребёнок плачет, привлекая к себе внимание.

Кроме того, желанием засыпать исключительно на маминых ручках может стать банальное недомогание – колики, повышенное газообразование, простуда. Всё это приводит к усилению детской тревожности и стремлению побыть рядом с матерью.

Нередко можно встретить советы, что, мол, хватит идти на поводу у грудных ребятишек. Нужно просто уложить ребёнка в кроватку, а потом смело выйти из комнаты и не прислушиваться к громким крикам и рёву, ведь это всего лишь детский каприз.

Подобное мнение не совсем правильное. Малыш в 2 или 3 месяца – крайне зависимое от матери существо, причём не только в физиологическом, но и психологическом плане. Двухмесячный ребёнок ещё не в состоянии понять, что ушедшая в соседнюю комнату мама вернётся через 5 — 10 минут.

Инстинкты заставляют его «думать», что он остался один-одинёшенек. Даже ребёнок в 3 года, выпустив из глаз мать в магазине или на пляже, начнёт рыдать, поскольку это событие для него крайне травмирующее. Чего уж говорить о трёхмесячном карапузе.

Однако существует и другая крайность – при первом же детском писке родители бросаются к кроватке, вытаскивают ребёнка и начинают судорожно укачивать, стремясь добиться полного его спокойствия.

Такие родительские реакции также не всегда адекватны ситуации, поскольку детский плач – совершенно естественный и, более того, единственный способ общения с окружающим миром. Возможно, малыш просто подал голос, показывая, что ему неудобно, но совсем скоро успокоится.

Необходимо тонко чувствовать своего ребёнка, его крик, поскольку мотив плача бывает разным. Кто-то плачет действительно только в «экстренных» ситуациях и нуждах. Другие же с «младых ногтей» становятся манипуляторами, заставляя маму подходить по первому же писку.

Что же делать маме, если ребёнок спит только на её руках? Ориентироваться на его особенности:

  • если он громко и подолгу кричит, нужно брать его на ручки, нежно разговаривать, осторожно покачивать. Такие действия обязательно успокоят даже самого беспокойного малыша;
  • если он засыпает на ручках, но неплохо переносит перекладывание в кроватку, нужно почаще петь ему колыбельные, чтобы он ощущал материнскую близость.

Как отучить ребёнка засыпать на руках?

Что в таком случае делать матери? Неужели ей придётся отказаться от прочих домашних дел и обязанностей, чтобы постоянно убаюкивать малыша и не спускать его со своих рук? Согласитесь, это крайне тяжело, тем более что кроха постепенно набирает массу тела.

Чтобы грудничок спокойно засыпал в кроватке, необходимо насытить его нужду в контакте с мамой днём (и ночью) любыми способами. Опытные мамы и специалисты приводят несколько рекомендаций:

  1. Для постоянного ощущения маминого тела можно носить ребёнка в слинге. Такое приспособление поможет также снять нагрузку со спины и освободить руки для выполнения домашних работ.
  2. Ещё один действенный метод – совместный сон. В первые недели жизни ребёнка специалисты советуют ставить детскую кроватку рядом с родительской постелью, чтобы малыш ощущал материнскую близость и чувствовал комфорт и безопасность.
  3. Новорождённого лучше пеленать перед засыпанием. Положение с прижатыми к туловищу руками и ногами похоже на внутриутробное состояние, а это создаёт у малыша ощущение безопасности. В таком случае ребёнок засыпает гораздо быстрее и реже пробуждается.
  4. Если ночью, выматывая маму постоянными капризами и плачем, можно изменить распорядок. На время не следует укладывать малыша днём, в таком случае он скорее заснёт вечером. Важно лишь не переусердствовать с дневной активностью.

Также следует побеспокоиться о приобретении удобной кроватки с приятным на ощупь постельным бельём. А чтобы ребёнку удалось поскорее привыкнуть к своей личной мебели, можно в неё положить материнскую вещь. Кроха почувствует знакомый аромат и быстрее заснёт.

Для приучения к самостоятельному засыпанию необходимо создать у малыша привычку к темноте. Например, днём окошки в комнате плотно занавешивают. В результате у ребёнка вырабатывается рефлекс – темно, значит, нужно засыпать.

А вот к укачиванию следует относиться крайне настороженно. Младенец может привыкнуть к таким движениям и вообще перестанет спать без предварительного качания.

Если ребёнок и в 3, и в 6 месяцев продолжает кричать при укладывании в кроватку и проситься обратно на мамины ручки, а никакие вышеописанные способы не работают, следует обратиться за психологической помощью.

Среди самых популярных советов специалистов выделяют несколько полезных рекомендаций:

  1. Не следует резко отказывать малышу в нежности, отклоняя его просьбу взять на ручки. Как уже было сказано, тактильный контакт позитивно отражается на развитии детей.
  2. Необходимо совершенствовать детское любопытство и мышление, наклоняя кроху над различными предметами и поднося его, например, к полкам. В этом случае ребёнок перестанет интересоваться исключительно материнскими руками.
  3. Важно демонстрировать любовь и нежность не просто объятиями, но и ласковым массажем, поцелуями, прикосновениями и прочими поглаживающими движениями.
  4. Изо дня в день необходимо учиться отличать манипуляционный плач от слёз, которые вызваны вполне объективными причинами (голод, мокрые пелёнки, испуг и т.д.).
  5. Если спящий малыш внезапно заплакал и вскрикнул, не следует незамедлительно брать его на ручки. Скорее всего, он самостоятельно успокоится через две или три минутки.
  6. Попробуйте установить чёткий дневной распорядок, который сформирует хорошую «традицию» засыпать в строго определённое время. Для этого полезно купать кроху и делать ему массаж перед засыпанием.
  7. Особую пользу несут продолжительные гуляния на свежем воздухе. Несмотря на то что о высокой активности говорить рано, новые впечатления помогут крохе заснуть поскорее и без укачивания.

Стараясь максимально насытить день ребёнка информацией и физической активностью, важно не переусердствовать. Иначе малыш может перевозбудиться и вообще не сомкнуть глазки. Вот почему необходимо за пару часов до ночного сна отказаться от шумных игр.

Как переложить малыша в кроватку?

Нередко бывает так, что дети вроде бы уже уснули на материнских ручках, однако при попытке переложить их в кровать резко пробуждаются. При этом некоторые крохи не плачут, а просто внимательно рассматривают уставшую маму и окружающую обстановку.

Родителям будет полезно знать, как приучить ребёнка . Психолог расскажет, какие способы приучения существуют и как избежать распространённых ошибок.

  • прежде чем убаюкивать ребёнка на руках, нужно подсунуть ему под щёку пелёнку таким образом, чтобы он смогла обхватить и часть лица, и плечо, и одну сторону живота;
  • когда младенец закроет глазки, нужно посидеть с ним примерно 5 — 10 минуток. Вероятно, он ещё не спит, а только дремлет, поэтому стоит подождать, когда его сон будет более крепким;
  • убедившись в «серьёзных намерениях» малыша, нужно переложить его в колыбель вместе с пелёнкой таким образом, чтобы его головка щекой продолжала находиться на ткани, как и при убаюкивании.

Не забывайте пеленать ребятишек на ночь. Когда мама держит малыша на ручках, тот находится в тесном и замкнутом пространстве, а когда укладывает в кровать, ребёнок чувствует излишнюю свободу. Верхние и нижние конечности начинают двигаться, в результате чего кроха пробуждается даже против своей воли.

В качестве вывода

Безусловно, регулярно держать бутуза на ручках очень утомительно, поскольку кроха с каждым днём становится ещё более упитанным. Именно поэтому необходимо обеспечивать тесную связь мамы с ребёнком другими, менее обременительными способами.

Специалисты рекомендуют почаще прижимать малыша к себе. Например, ночью можно его укладывать в кроватку, расположенную рядом с родительской постелью, носить в слинге. В этом случае после укладывания крохи спят спокойнее и не так часто пробуждаются.

Такие меры позволяют родителям реже применять ручки для того, чтобы «принудить» ребёнка к засыпанию. Малыш, насытившись взаимодействием с матерью в течение дня, быстро закрывает глазки, не боясь остаться без её тепла и запаха.

Ну и ещё важно понимать, что засыпание на ручках – это не навсегда. Совсем скоро ребёнок перерастёт данную привычку, и уже мама станет с ностальгией вспоминать о том, что её кроха когда-то крепко прижимался к ней, а не убегал, стараясь стать более самостоятельным и независимым.

Возраст ребёнка: 2 месяца

Мой ребёнок постоянно хочет быть на руках

Здравствуйте. Мой ребёнок постоянно хочет быть на руках (идёт 3 месяц). Один лежать не хочет, даже когда с ним пытаюсь поговорить или занять погремушками, капризничает пока не возьму на руки. Засыпает тоже на руках. Если проснётся и увидит, что он не у меня на руках, а один лежит в кроватке - слезы. С бабушкой всё по другому. Может и час полежать посмотреть погремушки и поговорить. Скажите, когда нужно отучать малыша от рук и как укладывать спать в кроватке, а не на руках. Свободного времени совсем нет. Первый ребёнок. Спасибо за ответ.

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия.

Желание грудного ребенка оставаться на руках у матери естественно. Некоторые психологи даже называют первый год жизни ребенка «стадией донашивания»: малыш из утробы перемещается на руки к маме, оставаясь при этом в максимальном контакте с ней. И эта близкая связь в первые месяцы очень важна для его физического и психологического развития. Только оставаясь рядом с Вами, он может чувствовать себя в безопасности, а это ощущение – основа его благополучия на всю дальнейшую жизнь. В связи с этим, невозможно определить точный возраст «отучения от рук», но лучше этого не делать, если ребенок сам к этому не готов. Обычно эта стадия заканчивается, когда развиваются навыки самостоятельного передвижения – ползания и ходьбы.

Связь с Вами в данный момент гораздо больше необходима ребенку, чем связь с другими родными. С ними он может сблизиться и позже, а вот Вы ему жизненно необходимы. И то, что малыш ведет себя по-разному с Вами и с бабушкой, означает, что он развивается нормально и уже различает Вас и других людей.

Конечно, постоянный контакт с ребенком требует от Вас много сил, времени и терпения. Чтобы предотвратить Ваше эмоциональное выгорание , важно находить подходящие для Вас способы отдыха, расслабления, просить конкретной помощи родных или друзей. Необходимо придумать конкретные, простые и доступные занятия, доставляющие Вам радость и удовольствие. Используйте для отдыха моменты, когда малыш спокойно остается с бабушкой. Также Вы можете в любое время получить поддержку по телефону доверия 8-800-2000-122. Звонок на него анонимный и бесплатный с любого телефона.

Важно, чтобы малыш был полностью уверен, что Вы всегда рядом, что на Вас можно положиться, что Вы всегда придете на помощь или защитите его. Дать ему такое ощущение Вы можете, только если сами будете здоровой, полной сил и энергии, психологически гармоничной. Когда его уверенность в Вас будет прочной, он сам перестанет постоянно проситься на руки, чтобы удостовериться в Вашей надежности.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

Мамы жалуются: «Он висит на мне весь день!», «Я даже в туалет не могу сходить одна!», «У меня спина отваливается таскать его целыми днями!». Малыш не отлипает, в манеже вопит, в стульчике не сидит, хочет постоянно быть на руках.

В чем причина?

«Не приучай к рукам, потом на шею сядет!». «Поплачет и успокоится, нечего его баловать». Кто не слышал этих рекомендаций? Но все эти советы появились в очень жестокий период нашей истории: сначала революция, потом война, отсюда и ясли с четырех месяцев, и пятидневка…

Для того, чтобы дети не привязывались, а мамы не бросали работу для ухода за младенцами, и были придуманы эти методы, разрывающие самую важную и глубокую связь в психике человека: взаимную детско-материнскую любовь.

Последствия этой травмы в будущем: жестокость по отношению к себе и другим, нечуткость к чужим потребностям и границам, отказ от ответственности за свою жизнь. Базовое доверие к миру, без которого невозможно взросление и опора на себя, не формируется в отсутствии заботливого и любящего взрослого рядом с младенцем.

Поэтому главный совет такой: младенец до 6 месяцев должен бодрствовать рядом с мамой или другим близким взрослым. Тогда малыш спокоен и тратит энергию на развитие и рост. А когда кроха подрастет, есть свои правила и хитрости.

6-12 месяцев

Вечный двигатель! Это время активного освоения своих физических возможностей: малыш научился переворачиваться, сидеть, теперь его невозможно оставлять без присмотра на кровати. Поэтому так хочется посадить его в манеж или в стул, зафиксировать и немного расслабиться. Но его эволюционная задача совсем другая! Он хочет карабкаться, ползти, все трогать… И это нормально!

Что может предпринять мама?

✓ Вместо манежа - коврик или толстое одеяло на пол (не для тепла, а чтобы лоб не разбил, когда будет терять равновесие).
Несколько небольших игрушек, менять которые лучше каждые 10 минут.

✓ Коврик можно тянуть в другую комнату за собой, вместе с крохой, это так весело!

✓ Если ребенок очень просится на руки, не поднимайте его к себе «на верхний этаж», а присядьте или прилягте рядом с ним, позвольте лазить по себе, используйте эти моменты, чтобы самой поделать упражнения. Даже самая простая «качалочка» (вы лежите на спине, ноги согнуты в коленях и подняты под прямым углом, на голени положить малыша животиком вниз и качать вперед-назад) дарит массу положительных эмоций. Или присядьте к столу, часть кухонных работ можно выполнять сидя, все время подсовывайте малышу различные по форме и тактильным свойствам предметы и кусочки.

✓ Хорошая идея: прыгунки (не ходунки!), но не дольше, чем 15–20 минут. Главное - не поддавайтесь искушению дать крохе гаджет для игр .

Ребенок в возрасте 6–12 месяцев НЕ МОЖЕТ оставаться один дольше, чем несколько минут. Не сводите с него глаз! Секунда - и он уже перевернулся, дополз до края кровати и свалился. Или резво дотянулся до ваших колечек, оставленных на тумбочке, засунул их в рот, в нос. Потянул за край шторы, уронил цветок в горшке, и хорошо если только на пол, а не себе на голову.

Да, это утомляет. Но поверьте, это время довольно быстро закончится. Приглашайте друзей, няню, соседку последить за младенцем, чтобы вы могли передохнуть, но не оставляйте его одного надолго.

12–18 месяцев

Главная ошибка родителей: они начинают водить своего топотыжку за две ручки, потому что он очень хочет ходить, а его опорно-двигательный аппарат еще не готов. Вот тут ваша спина скажет вам: «До свиданья, увидимся у мануального терапевта!». Рекомендации все те же: не поднимать наверх и не помогать ходить, чаще садиться на пол, стимулировать ползание, спокойно выдерживать вопли и требования - здоровье важнее.

Я предложила маме проводить час перед сном в Алешиной комнате, в основном обнимаясь и ласкаясь. И укладывать его долго, не стремясь сбежать. Потому что это основная причина его плохого поведения: он все время вас караулит, чтобы мама была рядом и не уходила, а вы все время стараетесь поскорее сбежать, чтобы заняться своими делами. Не сказать, что Алеша сразу стал как шелковый, все же у мальчика есть проявления СДВГ, но дело явно пошло на поправку.

На приеме мама с сыном 4 лет. , от мамы не отходит, цепляется за ноги, приходит ночью, ноет, постоянно требует внимания. Мама истощена, есть еще 1,5-летняя малышка. Оказалось, что в раннем младенчестве Алеши родители с месяца , в другой комнате. «Свекровь сказала, так лучше для всех, мы будем высыпаться, он быстрее отучится от ночных кормлений. Но он кричал ночи напролет до полугода. Потом привык, но днем стал невыносим, все время бдит, не отпускает меня никуда, даже в туалет!».

Ох уж эти гаджеты!

Второе мое наблюдение касается новых реалий: гаджетов и соцсетей. Когда я начинаю расспрашивать мам, чем им так мешает младенец на руках, оказывается, что мама-то хочет спокойно пообщаться в сети, а малыш не дает. Крохе без вашего внимания становится скучно, грустно, неудобно, и он опять хочет к вам. И даже когда мама вроде бы занимается ребенком, но в руке у нее смартфон, малыш не получает внимания и начинает капризничать, стараясь переключить маму на себя. Та злится, сажает его в стульчик, сует в руки игрушку. Ребенок повышает громкость - и через пять минут мы имеем полноценный скандал в благородном семействе.

Маме-кудеснице удается удерживать ребенка на коврике или в стульчике, только если непрерывно и заинтересованно общаться с ним. Редко малыши сами послушно играют в кубики, хотя бывают и исключения. Как это примерно может выглядеть? Вы готовите, вещая в режиме «в эфире Детское Радио», каждые две минуты подкладываете крохе новый предмет, присаживаетесь рядом, весело что-то воркуете и не забываете повеселить и пощекотать малыша. Идете ванную? Пусть малыш проползет этот метр, ведь так намного интереснее.


Развивать малыша, четко следуя какой-то одной методике, вовсе не обязательно. Большую пользу принесут комплексные развивающие занятия для детей.

Ребенок растет, как цветок: хорошо удобрите почву и будете регулярно поливать - получите роскошную розу. Но не сразу. Младенец, напитавшийся вашим вниманием и уверенный в собственной безопасности, в должный момент станет играть самостоятельно и будет отпускать вас не только в туалет, но и в соцсети. Но это произойдет только если он будет абсолютно уверен, что вы никуда не денетесь.

Для ребенка важно ваше присутствие рядом, ваше внимание. Это не значит, что вы должны быть постоянным аниматором и транспортным средством. Ищите способы обращаться с малышом, чтобы он получал ваше тепло и заботу, но не висел на вас круглосуточно.



Дорогие читатели! В вопросах, задаваемых мне, вы часто спрашиваете, нормально ли, что ребёнок в том или ином возрасте не умеет делать что-то, не произносит те или иные звуки, что-то не умеет и т.д. Поэтому следующие несколько статей я решила посвятить нормам психомоторного и речевого развития ребёнка от рождения до 5 лет. Отдельно будут отмечены параметры развития недоношенных детей.

Начать разговор мне хотелось бы не с момента рождения, а с момента развития плода, т. к. это самый важный момент в развитии ребёнка.

Самые современные исследования показали, что, начиная с 4-го месяца беременности, человеческий плод обладает сознанием. Он “знает”, что делается вокруг, чувствует, слышит и по-своему всё понимает. Когда ему что-то не нравится, он ворочается, бьётся ногами. Американские специалисты после многолетних исследований подготовили информацию о “сознании” человеческого плода четвертого месяца беременности, предлагаю эти данные вашему вниманию.


  • Плод обладает чувством вкуса и, как все дети, любит сладкое. Введение, например, глюкозы в плодные воды ускоряет его глотательные движения, а впрыскивание йода, наоборот, замедляет их, причем личико плода кривится от отвращения.
  • Плод реагирует на раздражители извне. Например, прикосновение к губам вызывает у него сосательные движения.
  • 5 месячный плод двигает головкой, если её погладить рукой, поливание живота матери холодной водой вызывает в нем гнев, и он бьет ножками.
  • Плод дублирует действия и даже настроение матери. Когда мать спокойна и в хорошем настроении, отдохнувшая, то и плод ведет себя спокойно.
  • Ещё не родившиеся дети запоминают целые слова и выражения.
  • Плод реагирует на свет. Яркий свет, направленный на живот матери, вызывает у него желание спрятаться. Он переворачивается в животе, зажмуривается.
  • Еще не родившиеся дети реагируют на слова матери и интонацию. Когда к ним обращается мать или отец, они успокаиваются, ритм их сердца приходит в норму. Врачи, в том числе и логопеды, советуют матери как можно чаще разговаривать с ребёнком.
Отдельно остановлюсь на влиянии курения. Оказывается, что ребёнок знает о желании матери закурить. И он настолько не переносит курения, что стоит матери только подумать о курении, как сердечные сокращения плода увеличиваются в несколько раз. А откуда он может знать о желании матери закурить? Это просто: желание получить дозу никотина нарушает гормональную систему матери.

Также задолго до рождения ребёнка начинают формироваться его мышцы. Установлено, что уже на 8 неделе беременности начинают сокращаться мышцы плода. К 20 неделе отмечается удивительно “богатый репертуар” целенаправленных движений, включая движения руками, ногами, головой. Это не новость, потому что будущие матери задолго до рождения ребёнка чувствуют его физическую активность, ощущают, как он ворочается в своем маленьком мирке, шевелится и толкается.

На 10 неделе плод начинает двигать конечностями, еще через 2 недели крутит головой, еще через неделю открывает рот, высовывает язык, делает попытки самостоятельно дышать и глотать.

К 15 неделе он совершает действие, от которого многих младенцев отучают месяцами, - начинает сосать собственный палец.

Еще через 3 недели он начинает активно исследовать руками собственное тело-голову, туловище, конечности.

К 20 неделе плод обладает хорошо координированными движениями, шевелит пальцами как рук, так и ног и даже(!) двигает ресницами.

И это только первая половина беременности, самая ответственная половина, когда идет формирование всех систем организма будущего ребенка!

Но вот малыш родился. Вас выписали, и Вы пришли домой. У молодых мам, да и у тех у которых есть дети, всегда возникают вопросы: правильно ли развивается наш малыш, все ли так?

Нейродвигательное развитие от 0 до 1 месяца


Периметр черепа новогожденного равен 34-35 см, а вес мозга - 335 г.

При появлении на свет новорожденный целиком и полностью зависимое существо. Физические и умственные способности развиваются медленно и строго в установленном порядке. Это развитие обусловлено достоянием, унаследованным ребенком и влияниями, оказываемыми на него извне. Душу новорожденного трудно понять. Когда речь идет о нейродвигательном развитии новорожденного, некоторые утверждают, что речь идет о существе, обладающим только рефлексами. Невозможно с уверенностью сказать насколько умен или будет умен новорожденный. Все его движения отличаются автоматизмом и кажутся нескоординированными; по крайней мере, в первые дни жизни это рефлекторные движения, то есть движения, имеющие своей целью сохранение жизни (например, сосательные движения). Это действия, в которых сознание совершенно не участвует. В первые дни жизни его главные занятия - спать и есть, через несколько дней ребенок начинает поворачивать голову к свету, которого он вначале избегал. Наблюдая за новорожденным, мать должна отмечать множество мелких признаков в развитии ребенка.

Положение туловища и конечностей

А. Лежа на спине (спинной декубитус)
Все 4 конечности в согнутом и симметричном положении. Голова обычно повернута в сторону. Туловище следует за поворотом головы (“целиком”). Верхние конечности - рядом с туловищем, слегка согнуты в локтевом суставе. Пальцы рук частично сжаты в положении “пронации” (слегка открыты ладонью вниз), большой палец приведен к ладони. Нижние конечности согнуты следующим образом: бедра на животе, голени на бедрах (благодаря сгибанию колен). Состояние сгибания конечностей частично напоминает внутриутробное положение, является повышенным тонусом сгибательных мышц конечностей.
Если новорожденный лежит в положении слишком выраженной флексии (сгибания) или экстензии (вытянутости), неподвижно, “оцепенело” (тело вытянуто, без какого-либо сгибания нижних или верхних конечностей) это означает, что речь идет о нарушении в его развитии. В таком случае необходима срочная консультация и обследование у невролога.

Б. Лежа на животе (вернтральный декубитус)
И в этой ситуации преобладает согнутое положение. Колени помещаются под туловищем или рядом с ним. Начиная со 2 или 3 недели, новорожденному удается повернуть голову и даже поднять её на короткое время, с тем, что бы положить её на другую сторону. Изредка он пытается делать ползущие движения; эти движения становятся более активными, когда мы притрагиваемся к ступням новорожденного, ножки согнуты в коленях.
Если в этом положении ребенок совсем не может двигать голову, которая остается с “подбородком, упавшим на грудь”, если ребенок не может поворачивать голову в сторону, не может свободно дышать, то необходимо показать ребенка врачу и чем быстрее, тем лучше, т.к. есть опасность удушья.

В. Подтягивание в положении лежа на спине.
Если новорожденного берут за ручки и слегка подтягивают вверх и вперед, плечи остаются согнутыми, а голова откидывается назад. Когда ребенок достигает вертикального сидячего положения, голова падает вперед и болтается с одной стороны в другую.

Симметричность

Положение и движения новорожденного почти симметричны. У некоторых замечается легкое движение головы в “любимую” сторону. Симметричность положения между правой и левой конечностью сохраняется почти постоянно, будь то верхние или нижние конечности. Если мать замечает асимметричность между двумя гомологическими конечностями, это может иметь патологическое значение.

Рефлексы

Ребенок рождается с определенными первичными рефлексами. Эти рефлексы исчезают к 3-4 месяцам по мере того, как их место занимают произвольные движения.

Рефлекс Моро (по имени немецкого педиатра, который описал этот рефлекс в 1917 г)
Появляется только тогда, когда новорожденный не спит. Если сильно ударить о стол, на котором лежит ребенок (или другие резкие и внезапные движения), то возникает рефлекс Моро. Новорожденный выпрямляет свое туловище, отдаляет руки от грудной клетки, вытягивает их, разгибает пальцы, иногда кричит. В следующий момент происходит возвращение к положению покоя. Только врач может определить симметричность рефлекса.

Рефлекс хватания
Если мать проводит пальцем по ладони новорожденного, его пальцы сжимаются внезапно с такой силой, что новорожденного можно поднимать над поверхностью. Если проводить пальцем под ступней, то можно почувствовать, как он сгибает пальцы ног.

Рефлекс кардинальных точек
Назван так, потому что его исследование состоит в нескольких поочередных стимулированиях (прикосновениях) вокруг рта: правый уголок губ, под нижней губой, левый уголок губ, над верхней губой. Ответная реакция появляется тем быстрее, чем больше времени прошло от кормления. Язык и губы двигаются к затронутой точке, увлекая иногда в это движение и голову. Когда рефлекс кардинальных точек абсолютно правильный, новорожденный хорошо сосет и глотает.

Автоматическая ходьба
Новорожденного держат за туловище под руки в вертикальном положении. При контакте ступней с поверхностью стола (пола) соответствующая конечность сгибается, а другая выпрямляется. Из этого поочередного сгибания и выпрямления нижних конечностей при легком наклонении туловища вперед получается перемещение, напоминающее ходьбу.

Если все рефлексы и реакции преувеличены, отсутствуют или асимметричны, необходимо обратиться к неврологу.

Речь

Новорожденный может издавать малое количество непроизвольных звуков, ларингеальных или гортанных, особенно ночью. Он кричит перед кормлением, но успокаивается после того, как его накормили. Если звонит колокольчик, ребенок успокаивается и становится внимательнее.

Социальный контакт

У новорожденного личико почти неподвижно (без мимики). Временами по нему “проходит” улыбка без видимой причины. Иногда ребенок будто смотрит на мать. Легко пугается шума. Двигательная активность и “массовые” движения уменьшаются, если внимание ребенка отвлекается. Малыш успокаивается, когда его берут на руки, утешают, когда он слышит знакомый голос, благодаря теплоте от контакта с материнским телом или кормлению грудью. Когда ребенок спокоен, он ритмично открывает и закрывает рот.

Эмоциональное поведение

Спустя 7-10 дней после рождения, если новорожденный не спит и спокоен, он кажется внимательным, лежит с открытыми глазами; временами появляется “улыбка”.

Часто у грудных детей имеются выраженные проблемы с сосанием, глотанием, они поперхиваются, часто отдыхают, когда их кормят и кормление затягивается на 30-40 минут, а то и дольше. Мамы объясняют это или торопливостью малыша или тем, что много молока.
Но на самом деле нарушения эти связаны с дискоординацией работы отдельных мышц вследствие кислородного голодания (гипоксии) ствола головного мозга.

В заключение хочу сделать вывод и подытожить написанное, обратив ваше внимание на то, что нет мелочей в развитии ребенка. Каждая мелочь может свидетельствовать о нарушении в развитии.

Что должно насторожить родителей новорожденного:

  • нарушение тонуса мышц (он очень вялый или наоборот повышен так, что трудно разогнуть ручки и ножки);
  • неравномерное движение конечностями (одна ручка или ножка менее активна);
  • дрожание ручек или ножек при плаче или без него;
  • частые срыгивания, поперхивания при сосании;
  • нарушения сна (ребенок вскрикивает, часто просыпается);
  • кривошея (головку держит с наклоном в одну сторону);
  • плохая опора на ножки, косолапость.
Тема следующей статьи -

Мамы жалуются: «Он висит на мне весь день!», «Я даже в туалет не могу сходить одна!», «У меня спина отваливается таскать его целыми днями!». Малыш не отлипает, в манеже вопит, в стульчике не сидит, хочет постоянно быть на руках.

В чем причина?

«Не приучай к рукам, потом на шею сядет!». «Поплачет и успокоится, нечего его баловать». Кто не слышал этих рекомендаций? Но все эти советы появились в очень жестокий период нашей истории: сначала революция, потом война, отсюда и ясли с четырех месяцев, и пятидневка…

Для того, чтобы дети не привязывались, а мамы не бросали работу для ухода за младенцами, и были придуманы эти методы, разрывающие самую важную и глубокую связь в психике человека: взаимную детско-материнскую любовь.

Последствия этой травмы в будущем: жестокость по отношению к себе и другим, нечуткость к чужим потребностям и границам, отказ от ответственности за свою жизнь. Базовое доверие к миру, без которого невозможно взросление и опора на себя, не формируется в отсутствии заботливого и любящего взрослого рядом с младенцем.

Поэтому главный совет такой: младенец до 6 месяцев должен бодрствовать рядом с мамой или другим близким взрослым. Тогда малыш спокоен и тратит энергию на развитие и рост. А когда кроха подрастет, есть свои правила и хитрости.

6-12 месяцев

Вечный двигатель! Это время активного освоения своих физических возможностей: малыш научился переворачиваться, сидеть, теперь его невозможно оставлять без присмотра на кровати. Поэтому так хочется посадить его в манеж или в стул, зафиксировать и немного расслабиться. Но его эволюционная задача совсем другая! Он хочет карабкаться, ползти, все трогать… И это нормально!

Что может предпринять мама?

✓ Вместо манежа - коврик или толстое одеяло на пол (не для тепла, а чтобы лоб не разбил, когда будет терять равновесие).
Несколько небольших игрушек, менять которые лучше каждые 10 минут.

✓ Коврик можно тянуть в другую комнату за собой, вместе с крохой, это так весело!

✓ Если ребенок очень просится на руки, не поднимайте его к себе «на верхний этаж», а присядьте или прилягте рядом с ним, позвольте лазить по себе, используйте эти моменты, чтобы самой поделать упражнения. Даже самая простая «качалочка» (вы лежите на спине, ноги согнуты в коленях и подняты под прямым углом, на голени положить малыша животиком вниз и качать вперед-назад) дарит массу положительных эмоций. Или присядьте к столу, часть кухонных работ можно выполнять сидя, все время подсовывайте малышу различные по форме и тактильным свойствам предметы и кусочки.

✓ Хорошая идея: прыгунки (не ходунки!), но не дольше, чем 15–20 минут. Главное - не поддавайтесь искушению дать крохе гаджет для игр .

Ребенок в возрасте 6–12 месяцев НЕ МОЖЕТ оставаться один дольше, чем несколько минут. Не сводите с него глаз! Секунда - и он уже перевернулся, дополз до края кровати и свалился. Или резво дотянулся до ваших колечек, оставленных на тумбочке, засунул их в рот, в нос. Потянул за край шторы, уронил цветок в горшке, и хорошо если только на пол, а не себе на голову.

Да, это утомляет. Но поверьте, это время довольно быстро закончится. Приглашайте друзей, няню, соседку последить за младенцем, чтобы вы могли передохнуть, но не оставляйте его одного надолго.

12–18 месяцев

Главная ошибка родителей: они начинают водить своего топотыжку за две ручки, потому что он очень хочет ходить, а его опорно-двигательный аппарат еще не готов. Вот тут ваша спина скажет вам: «До свиданья, увидимся у мануального терапевта!». Рекомендации все те же: не поднимать наверх и не помогать ходить, чаще садиться на пол, стимулировать ползание, спокойно выдерживать вопли и требования - здоровье важнее.

Я предложила маме проводить час перед сном в Алешиной комнате, в основном обнимаясь и ласкаясь. И укладывать его долго, не стремясь сбежать. Потому что это основная причина его плохого поведения: он все время вас караулит, чтобы мама была рядом и не уходила, а вы все время стараетесь поскорее сбежать, чтобы заняться своими делами. Не сказать, что Алеша сразу стал как шелковый, все же у мальчика есть проявления СДВГ, но дело явно пошло на поправку.

На приеме мама с сыном 4 лет. , от мамы не отходит, цепляется за ноги, приходит ночью, ноет, постоянно требует внимания. Мама истощена, есть еще 1,5-летняя малышка. Оказалось, что в раннем младенчестве Алеши родители с месяца , в другой комнате. «Свекровь сказала, так лучше для всех, мы будем высыпаться, он быстрее отучится от ночных кормлений. Но он кричал ночи напролет до полугода. Потом привык, но днем стал невыносим, все время бдит, не отпускает меня никуда, даже в туалет!».

Ох уж эти гаджеты!

Второе мое наблюдение касается новых реалий: гаджетов и соцсетей. Когда я начинаю расспрашивать мам, чем им так мешает младенец на руках, оказывается, что мама-то хочет спокойно пообщаться в сети, а малыш не дает. Крохе без вашего внимания становится скучно, грустно, неудобно, и он опять хочет к вам. И даже когда мама вроде бы занимается ребенком, но в руке у нее смартфон, малыш не получает внимания и начинает капризничать, стараясь переключить маму на себя. Та злится, сажает его в стульчик, сует в руки игрушку. Ребенок повышает громкость - и через пять минут мы имеем полноценный скандал в благородном семействе.

Маме-кудеснице удается удерживать ребенка на коврике или в стульчике, только если непрерывно и заинтересованно общаться с ним. Редко малыши сами послушно играют в кубики, хотя бывают и исключения. Как это примерно может выглядеть? Вы готовите, вещая в режиме «в эфире Детское Радио», каждые две минуты подкладываете крохе новый предмет, присаживаетесь рядом, весело что-то воркуете и не забываете повеселить и пощекотать малыша. Идете ванную? Пусть малыш проползет этот метр, ведь так намного интереснее.


Развивать малыша, четко следуя какой-то одной методике, вовсе не обязательно. Большую пользу принесут комплексные развивающие занятия для детей.

Ребенок растет, как цветок: хорошо удобрите почву и будете регулярно поливать - получите роскошную розу. Но не сразу. Младенец, напитавшийся вашим вниманием и уверенный в собственной безопасности, в должный момент станет играть самостоятельно и будет отпускать вас не только в туалет, но и в соцсети. Но это произойдет только если он будет абсолютно уверен, что вы никуда не денетесь.

Для ребенка важно ваше присутствие рядом, ваше внимание. Это не значит, что вы должны быть постоянным аниматором и транспортным средством. Ищите способы обращаться с малышом, чтобы он получал ваше тепло и заботу, но не висел на вас круглосуточно.