Характеристика гостей фамусовского дома. Цели их приезда (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова). Дом и гости фамусова в комедии "горе от ума"

Комедия «Горе от ума» вызвала много шума в русской драматургии. Автор затронул огромное количество вопросов, которые волновали народ в 20-х годах 19 века. Основной проблемой произведения является противостояние настоящего и прошлого.

Главный герой Чацкой представляет собой будущее поколение, которое жаждет перемен. Его образ противопоставлен Фамусову и его единомышленникам. Фамусовское общество - консерваторы, которые бояться перемен. Эти люди составляют элиту дворянской Москвы. Для них всех характерно корыстолюбие, чинопочитание и невежество.

Первым в доме появляется самый важный для хозяина гость - Скалозуб. Он думает исключительно о военной карьере и является сторонником устоявшегося порядка. Цель бала - поиск богатой невесты. Фамусов желает выдать свою дочь Софию за Скалозоба. По его мнению, молодой человек - «золотой мешок».

Порог дома переступает чета Горичей. Чацкий был знаком с Платоном Михайлович еще до того, как он женился. Он был веселым и бодрым человеком. Но свадьба подменила его, и теперь он «муж-слуга». Его супруга Наталья Дмитриевна не позволяет ему даже «рта открыть». Сам Платон Михайлович с таким положением дел уже смерился и осознает, что жена изменила его.

Затем в доме появляется семейство Тугоуховских. Княгиня желает найти достойного жениха для своих дочерей, поэтому старается угодить князьям. Заприметив Чацкого, она отправляет мужа пригласить жениха к себе.

К гостям присоединяются бабушка с внучкой графиней Хрюминой. Внучка никак не может найти себе мужа и постоянно сетует на жизнь. Когда они вошли, девушка начала жалеть о столь раннем приезде. Ей не с кем потанцевать и познакомиться. Чацкого возмущает такое поведение внучки, и он обращается к ней с возмущенной речью.

Также порадовал своим присутствием один из самых порочных людей - Загорецкий. О нем шепчут: «вор», «лгунишка» и «мошенник». Однако, несмотря на это, двери фамусовского общества для него открыты. Он пытается услужить человеку, который может ему помочь и это злит Чацкого.

Не пропустила такое мероприятие и шестидесятилетняя Хлестова, которая знает себе цену и имеет свое мнение. Для нее крепостной - это собака, которой можно помыкать. Однако даже ей Чацкий смог выразить свое возмущение.

Последним в дом входит Репетилов. Герой использует хорошее отношение к себе авторитетных людей для своего блага. Он дискредитирует идеи настоящего времени и устраивает тайные собрания раз в неделю.

На балу присутствуют и другие люди, ничем не лучше названных. Для них важны сплетни, богатство, карьера, слухи, но ни в коем случае не обыкновенные человеческие блага. Среди таких людей Чацкий выгодно отличается. Он против крепостного права, низкопоклонства, услужливости, засилья иностранцев и так далее. Увидев этих людей, главный герой потерял надежду обрести единомышленников.

На балу у Фамусова собиираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но всех объединяют крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.

До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина - Скалозуб. Этот типичный солдафон, который думает только о военной карьере.
Повоод для приезда на бал - найти богатую невесту.
Фамусов же, видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он -"и золотой мешок, и метит в генералы".

Пеервыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная моосков­ская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женить­бы - они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под "каб­лук", стал "мужем-мальчиком, мужем-слугой".
Гоорич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: "Теперь, брат, я не тот".

На бал приеезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспо­коена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чаацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как тоолько она понимает, что Чаацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: "Князь, князь! Назад! ".
В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: " Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, -
Тот и жених. "

На балу появляются графини Хрююмины. Это озлобленная на весь окру­жающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой.
Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едваа приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано: "Ну бал!. . И не с кем говорить, и не с кем танцевать! ".
Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого: " Не­счастные!
Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?
За то, что смели предпочесть оригиналы спискам! "

Заагорецкий - это едва ли не самый порочный человек из присутствую­щих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят "отъявленный мошенник, плут, лгунишка он, картежник, вор".
Но, неесмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты. Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент.

На бал приеезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными.
Хлестова берет с собой на бал "арапку-девку да собачку". Для нее крепостной человек - все равно, что собака.

Саамым последним на бал является Репетилов. Этот человек выступает как ни к чему не годный бол­тун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение.

На балу множество других представителей фамусовского общества. Гриибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого.
В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского об­щества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни. Чаацкий выгодно отличается от всех. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день.
Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: "...из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день про­быть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет. "

Дом и гости Фамусова в комедии "Горе от ума"


Дома новы, да предрассудки стары…

Москва, начало XIX столетия.
Заглянем в гости к московскому дворянину, Павлу Афанасьевичу Фамусову.
Дом выглядит довольно зажиточным и гостеприимным. В нем есть парадные сени с большой лестницей, два этажа, множество антресолей, просторный бальный зал, обставленным диванчиками и софами. Большие часы своим звоном приветствуют всех еще в самом начале действия. Здесь проживают Фамусов с дочерью Софьей, секретарь Молчалин. Многочисленная челядь (Лиза, Петрушка, Филька и Фомка…) с раннего утра топчется по дому: «все метут и убирают».
Интересно, какая атмосфера царит в этом благополучном доме, чем живут его хозяева и многочисленные гости?

Хозяин этого респектабельного дома – Фамусов Павел Афанасьевич, почтенный московский дворянин, пользующийся расположением столичных кругов. На первый взгляд – добродушный, остроумный, веселый человек, радушный и гостеприимный хозяин.

Но вскоре перед нами предстает образец алчности, самолюбия, невежества. "Собрать все книги бы да сжечь!" - восклицает он. Являясь «управляющим» казенного дома, Павел Афанасьевич почти не занимается делами, но ждет от службы повышения чина, денег, орденов.

Косность и моральная «затхлость» царят в его доме.

К Фамусовым часто съезжаются гости. "Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!” Кто же они – цвет московской знати того времени?

Первыми появляется чета Горичей. Жена хвастливо подчеркивает, что ее мужу прочили место коменданта Москвы. Платон Михайлович когда-то служил с Чацким, разделял его взгляды. Ныне же находится целиком под каблуком у жены и тайно вздыхает о своей прежней славной жизни.
Затем нагрянула многочисленная семья Тугоуховских. Семейство озабочено поиском богатых женихов для шести дочек. Княгиня очень гордится своим титулом. Она, как и Фамусов, сторонница браков по расчету: ее интересуют только богатые и титулованные женихи.
У графинь Хрюминых – та же цель. Графиня-внучка находится в постоянных поисках жениха и уже успела озлобиться. Уничижительно относится почти ко всем гостям. С удовольствием приняла участие в травле Чацкого, который сравнил ее с «французской модисткой».
Барыня Хлестова – жестокая крепостница, "Фамусов в юбке”, невежественная и ворчливая старуха. Она яростно защищает "прошедшего житья подлейшие черты”, выступает против всего нового, что может угрожать привычной жизни.
Антон Загорецкий - лгун и отъявленный мошенник. Он всегда готов «прислуживаться», только бы расположить нужного ему человека. Все гости хорошо его знают, но принимают у себя дома «мастера услужить».
Последним появляется Репетилов – очень яркий образ. Он напускает на себя таинственность и значимость с его "тайными собраниями по четвергам» и «секретнейшим союзом», а на самом деле является никчемным болтуном, разглагольствующим о передовых идеях.
Гости Фамусова ведут праздную жизнь – развлекаются на балах, веселятся и сплетничают, играют в карты. Им чужды идеи просвещения, им и так хорошо в их убогом мирке, где имеют значение мундиры и титулы, богатство и количество крепостных. Силой своего таланта Грибоедов изобразил их так ярко и четко, что для всех читателей дом Фамусова и его гости предстают живой картиной барской Москвы первой четверти XIX столетия.

В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей ста­рым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего». На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие. До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина - Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков. Повод для приезда на бал - найти богатую невесту. Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он - «и золотой мешок, и метит в генералы». Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная москов­ская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женить­бы - они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под « каб­лук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспо­коена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - Тот и жених. На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окру­жающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «мод­ным лавкам». Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого: Не­счастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам? За то, что смели предпочесть оригиналы спискам! Загорецкий - это едва ли не самый порочный человек из присутствую­щих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят отъявленный мошенник, плут, Лгунишка он, картежник, вор. Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты. Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Чац­кий не смог не высказать свое мнение: И оскорбляться вам смешно б; Окроме честности, есть множество отрад: Ругают здесь, а там благодарят. На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек - все равно, что собака. Даже такой властной и своевольной барыне Чацкий смог досадить своей репликой: Не поздо­ровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал. Самым последним, к «шапочному разбору», на бал является Репетилов. Этот человек, опошляющий, дискредитирующий идеи времени, он с его «сек­ретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шу­мят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный бол­тун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репе­тилов использует благосклонность авторитетных людей в «секретнейшем союзе», но все эти люди не могут принести обществу реальное обновление. На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Они сами не верят этому. Но их интересует, что об этом говорят другие. В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского об­щества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни. Чацкий выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабристов. Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Он восстает против крепостнического права, засилья ино­странцев, магической власти женщин в обществе, низкопоклонства, слу­жения лицам, а не делу. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день - и потерял надежду найти единомыш­ленников. Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: ...из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день про­быть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

"Горе от ума" сочинение, Фамусов (Сочинение "Горе от ума").

Великая, царственная Москва XIX века. В ее цветущих садах и парках, в ее пышных домах и залах разгуливает аристократическая верхушка. Знать безудержно и безрассудно веселится, даже не подозревая о том, что в это время один из русских писателей решил создать пьесу, и ее героями он выбрал каждого из них, приверженцев крепостничества и единовластия Екатерины II. Пьеса будет дописана, и любой из представителей высшего московского общества сможет узнать в каком-то из ее героев себя.

А. С. Грибоедов собрал в доме Павла Фамусова разных персонажей, являющихся воплощением характерных черт людей высшего света. Это хитрые, ловкие дельцы, такие как Загорецкий. Это такие люди, как Молчалин, с молчаливого позволения которых творится беспредел в окружающем нас мире. Это карьеристы и глупцы, погрязшие в роскоши и лицемерии, потерявшие при этом свое человеческое обличие.

Фамусов - знатный барин, дворянин, беззаботно живущий в своей обители. Его жизнь довольно разнообразна: взятки, лесть, прислуживание тем, кто выше рангом, вольное и хамское обращение с теми, у кого нет ни званий, ни богатств. И вот, в эту размеренную и спокойную жизнь врывается правда в обличии Александра Чацкого. Покой Фамусова нарушен уже после первой беседы с Александром. Фамусов очень настороженно, со страхом размышляет о речах Чацкого: «Он вольность хочет проповедать!». Не по душе несдержанные высказывания Чацкого и дочери Фамусова - Софье.

Автор собирает всю разношерстную московскую публику в доме Фамусова. Всех знатных гостей тут же оценивает Чацкий, высмеивая неприкрытые пороки каждого. Лицемерие высшего общества, пустая болтовня женщин и нескончаемый поток сплетен раздражает и гневит его. Это общество отказывается слушать и слышать нового человека - образованного, с чистой душой, открыто заявляющего о своих взглядах на жизнь.

Софья, на которую Чацкий возлагал свои последние надежды, предала его. Софье не нужна его любовь, и она с легкостью объявляет его сумасшедшим. А высший свет только того и ждал - легче признать чье-либо сумасшествие, чем свою глупость.

Чацкому ничего не остается, кроме как покинуть дом Фамусова, и он уезжает, побежденный московским окружением. Но все-таки покой в доме и сердцах гостей был нарушен. Фамусовы, Загорецкие, Скалозубы, Молчалины - это собирательные образы, в которых автор отобразил лживую, лицемерную, развращенную бездельем верхушку общества екатерининской эпохи. В этих людях сочетается масса различных качеств: безмерная любовь к своему ребенку и полное безразличие к другим близким людям, отсутствие чувства долга и тяга к обогащению любыми способами. Тем не менее, таких людей, для которых просвещение - страшное зло, ставят в пример в «фамусовском» обществе. Но автор дает нам надежду на то, что всегда найдется обличитель, который откроет людям глаза на пороки того или иного общества.