Комедия «Горе от ума» вызвала много шума в русской драматургии. Автор затронул огромное количество вопросов, которые волновали народ в 20-х годах 19 века. Основной проблемой произведения является противостояние настоящего и прошлого.
Главный герой Чацкой представляет собой будущее поколение, которое жаждет перемен. Его образ противопоставлен Фамусову и его единомышленникам. Фамусовское общество - консерваторы, которые бояться перемен. Эти люди составляют элиту дворянской Москвы. Для них всех характерно корыстолюбие, чинопочитание и невежество.
Первым в доме появляется самый важный для хозяина гость - Скалозуб. Он думает исключительно о военной карьере и является сторонником устоявшегося порядка. Цель бала - поиск богатой невесты. Фамусов желает выдать свою дочь Софию за Скалозоба. По его мнению, молодой человек - «золотой мешок».
Порог дома переступает чета Горичей. Чацкий был знаком с Платоном Михайлович еще до того, как он женился. Он был веселым и бодрым человеком. Но свадьба подменила его, и теперь он «муж-слуга». Его супруга Наталья Дмитриевна не позволяет ему даже «рта открыть». Сам Платон Михайлович с таким положением дел уже смерился и осознает, что жена изменила его.
Затем в доме появляется семейство Тугоуховских. Княгиня желает найти достойного жениха для своих дочерей, поэтому старается угодить князьям. Заприметив Чацкого, она отправляет мужа пригласить жениха к себе.
К гостям присоединяются бабушка с внучкой графиней Хрюминой. Внучка никак не может найти себе мужа и постоянно сетует на жизнь. Когда они вошли, девушка начала жалеть о столь раннем приезде. Ей не с кем потанцевать и познакомиться. Чацкого возмущает такое поведение внучки, и он обращается к ней с возмущенной речью.
Также порадовал своим присутствием один из самых порочных людей - Загорецкий. О нем шепчут: «вор», «лгунишка» и «мошенник». Однако, несмотря на это, двери фамусовского общества для него открыты. Он пытается услужить человеку, который может ему помочь и это злит Чацкого.
Не пропустила такое мероприятие и шестидесятилетняя Хлестова, которая знает себе цену и имеет свое мнение. Для нее крепостной - это собака, которой можно помыкать. Однако даже ей Чацкий смог выразить свое возмущение.
Последним в дом входит Репетилов. Герой использует хорошее отношение к себе авторитетных людей для своего блага. Он дискредитирует идеи настоящего времени и устраивает тайные собрания раз в неделю.
На балу присутствуют и другие люди, ничем не лучше названных. Для них важны сплетни, богатство, карьера, слухи, но ни в коем случае не обыкновенные человеческие блага. Среди таких людей Чацкий выгодно отличается. Он против крепостного права, низкопоклонства, услужливости, засилья иностранцев и так далее. Увидев этих людей, главный герой потерял надежду обрести единомышленников.
На балу у Фамусова собиираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но всех объединяют крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.
До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина - Скалозуб. Этот типичный солдафон, который думает только о военной карьере.
Повоод для приезда на бал - найти богатую невесту.
Фамусов же, видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он -"и золотой мешок, и метит в генералы".
Пеервыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная моосковская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женитьбы - они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под "каблук", стал "мужем-мальчиком, мужем-слугой".
Гоорич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: "Теперь, брат, я не тот".
На бал приеезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чаацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как тоолько она понимает, что Чаацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: "Князь, князь! Назад! ".
В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: " Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, -
Тот и жених. "
На балу появляются графини Хрююмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой.
Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едваа приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано: "Ну бал!. . И не с кем говорить, и не с кем танцевать! ".
Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого: " Несчастные!
Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?
За то, что смели предпочесть оригиналы спискам! "
Заагорецкий - это едва ли не самый порочный человек из присутствующих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят "отъявленный мошенник, плут, лгунишка он, картежник, вор".
Но, неесмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты. Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент.
На бал приеезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными.
Хлестова берет с собой на бал "арапку-девку да собачку". Для нее крепостной человек - все равно, что собака.
Саамым последним на бал является Репетилов. Этот человек выступает как ни к чему не годный болтун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение.
На балу множество других представителей фамусовского общества. Гриибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого.
В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского общества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни. Чаацкий выгодно отличается от всех. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день.
Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: "...из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет. "
Дом и гости Фамусова в комедии "Горе от ума"
Дома новы, да предрассудки стары…
Москва, начало XIX столетия.
Заглянем в гости к московскому дворянину, Павлу Афанасьевичу Фамусову.
Дом выглядит довольно зажиточным и гостеприимным. В нем есть
парадные сени с большой лестницей, два этажа, множество антресолей,
просторный бальный зал, обставленным диванчиками и софами. Большие часы
своим звоном приветствуют всех еще в самом начале действия. Здесь
проживают Фамусов с дочерью Софьей, секретарь Молчалин. Многочисленная
челядь (Лиза, Петрушка, Филька и Фомка…) с раннего утра топчется по
дому: «все метут и убирают».
Интересно, какая атмосфера царит в этом благополучном доме, чем живут его хозяева и многочисленные гости?
Хозяин этого респектабельного дома – Фамусов Павел Афанасьевич, почтенный московский дворянин, пользующийся расположением столичных кругов. На первый взгляд – добродушный, остроумный, веселый человек, радушный и гостеприимный хозяин.
Но вскоре перед нами предстает образец алчности, самолюбия, невежества. "Собрать все книги бы да сжечь!" - восклицает он. Являясь «управляющим» казенного дома, Павел Афанасьевич почти не занимается делами, но ждет от службы повышения чина, денег, орденов.
Косность и моральная «затхлость» царят в его доме.
К Фамусовым часто съезжаются гости. "Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!” Кто же они – цвет московской знати того времени?
Первыми появляется чета Горичей. Жена хвастливо подчеркивает, что ее
мужу прочили место коменданта Москвы. Платон Михайлович когда-то служил
с Чацким, разделял его взгляды. Ныне же находится целиком под каблуком у
жены и тайно вздыхает о своей прежней славной жизни.
Затем нагрянула многочисленная семья Тугоуховских. Семейство
озабочено поиском богатых женихов для шести дочек. Княгиня очень
гордится своим титулом. Она, как и Фамусов, сторонница браков по
расчету: ее интересуют только богатые и титулованные женихи.
У графинь Хрюминых – та же цель. Графиня-внучка находится в
постоянных поисках жениха и уже успела озлобиться. Уничижительно
относится почти ко всем гостям. С удовольствием приняла участие в травле
Чацкого, который сравнил ее с «французской модисткой».
Барыня Хлестова – жестокая крепостница, "Фамусов в юбке”,
невежественная и ворчливая старуха. Она яростно защищает "прошедшего
житья подлейшие черты”, выступает против всего нового, что может
угрожать привычной жизни.
Антон Загорецкий - лгун и отъявленный мошенник. Он всегда готов
«прислуживаться», только бы расположить нужного ему человека. Все гости
хорошо его знают, но принимают у себя дома «мастера услужить».
Последним появляется Репетилов – очень яркий образ. Он напускает
на себя таинственность и значимость с его "тайными собраниями по
четвергам» и «секретнейшим союзом», а на самом деле является никчемным
болтуном, разглагольствующим о передовых идеях.
Гости Фамусова ведут праздную жизнь – развлекаются на балах,
веселятся и сплетничают, играют в карты. Им чужды идеи просвещения, им и
так хорошо в их убогом мирке, где имеют значение мундиры и титулы,
богатство и количество крепостных. Силой своего таланта Грибоедов
изобразил их так ярко и четко, что для всех читателей дом Фамусова и его
гости предстают живой картиной барской Москвы первой четверти XIX
столетия.
"Горе от ума" сочинение, Фамусов (Сочинение "Горе от ума").
Великая, царственная Москва XIX века. В ее цветущих садах и парках, в ее пышных домах и залах разгуливает аристократическая верхушка. Знать безудержно и безрассудно веселится, даже не подозревая о том, что в это время один из русских писателей решил создать пьесу, и ее героями он выбрал каждого из них, приверженцев крепостничества и единовластия Екатерины II. Пьеса будет дописана, и любой из представителей высшего московского общества сможет узнать в каком-то из ее героев себя.
А. С. Грибоедов собрал в доме Павла Фамусова разных персонажей, являющихся воплощением характерных черт людей высшего света. Это хитрые, ловкие дельцы, такие как Загорецкий. Это такие люди, как Молчалин, с молчаливого позволения которых творится беспредел в окружающем нас мире. Это карьеристы и глупцы, погрязшие в роскоши и лицемерии, потерявшие при этом свое человеческое обличие.
Фамусов - знатный барин, дворянин, беззаботно живущий в своей обители. Его жизнь довольно разнообразна: взятки, лесть, прислуживание тем, кто выше рангом, вольное и хамское обращение с теми, у кого нет ни званий, ни богатств. И вот, в эту размеренную и спокойную жизнь врывается правда в обличии Александра Чацкого. Покой Фамусова нарушен уже после первой беседы с Александром. Фамусов очень настороженно, со страхом размышляет о речах Чацкого: «Он вольность хочет проповедать!». Не по душе несдержанные высказывания Чацкого и дочери Фамусова - Софье.
Автор собирает всю разношерстную московскую публику в доме Фамусова. Всех знатных гостей тут же оценивает Чацкий, высмеивая неприкрытые пороки каждого. Лицемерие высшего общества, пустая болтовня женщин и нескончаемый поток сплетен раздражает и гневит его. Это общество отказывается слушать и слышать нового человека - образованного, с чистой душой, открыто заявляющего о своих взглядах на жизнь.
Софья, на которую Чацкий возлагал свои последние надежды, предала его. Софье не нужна его любовь, и она с легкостью объявляет его сумасшедшим. А высший свет только того и ждал - легче признать чье-либо сумасшествие, чем свою глупость.
Чацкому ничего не остается, кроме как покинуть дом Фамусова, и он уезжает, побежденный московским окружением. Но все-таки покой в доме и сердцах гостей был нарушен. Фамусовы, Загорецкие, Скалозубы, Молчалины - это собирательные образы, в которых автор отобразил лживую, лицемерную, развращенную бездельем верхушку общества екатерининской эпохи. В этих людях сочетается масса различных качеств: безмерная любовь к своему ребенку и полное безразличие к другим близким людям, отсутствие чувства долга и тяга к обогащению любыми способами. Тем не менее, таких людей, для которых просвещение - страшное зло, ставят в пример в «фамусовском» обществе. Но автор дает нам надежду на то, что всегда найдется обличитель, который откроет людям глаза на пороки того или иного общества.