Христианская жизнь. Что говорит Библия о сексе и браке

Спрашивает Ольга
Отвечает Виталий Колесник, 07.07.2011


Ольга пишет: "Здравствуйте, у меня вопрос. Мой муж говорит, что по Библии обязанности жены и мужа четко определены. Муж только обеспечивает и охраняет семью, а на жене всё хозяйство и дети, и что он имеет, грубо говоря, право сидеть на диване и ничего дома не делать. И если он что-то мне и поможет, то это лишь акт его доброй воли... Что по этому поводу говорит Библия? Сейчас то другое время, мне кажется..."

Здравствуйте, Ольга!

Библия действительно проводит некоторое различие между мужчиной и женщиной, они разные по структуре тела, особенностям мышления, способностям, и у них разные задачи и обязанности, прежде всего, перед Богом, а так же перед ближним.

Когда был сотворен Адам, то Бог сказал следующее: "Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника , соответственного ему" (). Однако что интересно, то, говоря о женщине, как о помощнице мужчины, Бог не имел ввиду, что Он сотворит ее для грубой, повседневной, черновой работы по дому. В Писании есть рекомендация мужьям: "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь , как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах" (1 Петр. 3:7) И слово помощник так же не подразумевает, что женщина ниже статусом мужчины. В Писании мы видим, что Бог так же называется помощником человека (см. ; 53:6; 117:7; 145:5), и это значит, что Он помогает человеку в тех случаях, когда тот сталкивается с проблемой, которая ему не по силам. И следует признать, что есть определенная работа, с которой женщина может справиться лучше, чем мужчина.

В Писании так же сказано, что мужчина является главой семьи, Павел пишет: "Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе " (). Сказано "повинуйтесь", но при этом есть оговорка "как прилично в Господе", и что это значит? Какое это повиновение? Рабское? Уважительное, как к другу?

Часто Библия пишет об отношениях Бога со своей Церковью, как об отношениях мужа и жены. Апостол Павел проводит следующую параллель: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" () и так же сказано: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (). Как же Христос, как Жених, заботился о своей невесте Церкви?

Еще будучи маленьким мальчиком, Он был в подчинении у своих родителей: "И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них " (). Другими словами, Христос, как Царей царей и Господь господствующих, живя в доме своих земных родителей, помогал им в ведении повседневного домашнего хозяйства до тех пор, пока Бог Отец не призвал Его на совершение миссии.
Когда Христос начал совершать свою миссию, то Его ближайшим окружением были, прежде всего, апостолы. Как Он проявлял свое главенство среди них и чему учил? Мы читаем Его слова: "Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий" (). И Христос, скажем так, не мерялся на палочку с апостолами кто должен кому больше послужить. Например, когда на Вечере ученики Христа смотрели друг на друга и ожидали кто же начнет служить другим, омывая ноги, Иисус сам встал и омыл всем ученикам ноги, совершив работу слуги. И тем самым Он показал им что значит быть главой.
Так же, например, после того, как Иисус был воскрешен и ожидал на берегу моря учеников с ловли рыбы, Господь не стал сидеть, сложа руки, но развел костер и приготовил ужин (см. ). И можно еще увидеть множество примеров того, как Иисус не избегал простой, домашней работы, а наоборот проявлял инициативу и заботу в отношении ближних. Почему Сын Божий все это делал для своей Церкви? Почему Он шел на такие жертвы, и даже умер за свою Церковь? Писание говорит, что: "...Бог есть любовь" ()

Мудрый Соломон пишет принцип, которым желательно руководствоваться каждой женщине, которая хочет быть добродетельной женой (см. ). Однако в той же главе сказано, что: "Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли" (). В древности, уважаемым мог быть только мужчина, который хорошо ведет свое домашнее хозяйство.
Новый Завет дает нам следующий пример того, каким должен быть муж, как Божий священник: "...хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью…" (). А это говорит о том, что муж должен принимать активное участие в жизни собственной семьи.

Конечно, в Писании не сказано конкретно кто должен в доме решать те, или иные хозяйственные вопросы, об этом уже супруги в своей семье договариваются сами в меру своих талантов и способностей. Однако в Писании даются определенные рекомендации, принципы построения семейных отношений, изложенные выше, и так же сказано: "Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (). И конечно же, добродетельными супругами в отношении, прежде всего, друг друга, мужчина и женщина смогут быть только тогда, когда они по настоящему откроют свои сердца перед Богом, который есть Любовь, и будут руководствоваться в своей совместной жизни принципами любви, изложенными в главе.

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Дом и семья, брак":

Господь сотворил мужчину главой семьи. Какими качествами должен обладать муж? Каковы же роли и обязанности мужа, согласно Библии? Каков же образ идеального мужа? Наглядно всё это можно представить в таблице.

Роль мужа в семье, согласно Библии

Стих из Библии Качества мужа, его роль
1 Кор. 11:3 «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог» Любит Господа. Покорный Богу. Праведен.
Безупречен. Глава жене. Глава в семье.
1 Тим. 3:4-5 «Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью»… Имеет власть, руководство, Божий страх. Управляющий домом, справедливый наставник, Способен учить. Мудрый.
Еф. 5:18 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». Трезвый. Воздержан. Божий сосуд.
Водимый Духом Святым. Не пристрастным к табаку, вину или наркотикам.
1 Петра 2:9 «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас…» Избранный Богом, отделённый от мира,
Посвященный Богу. Знающий Слово
Царственный священник, великодушен.
Божий благовестник, не любящий спорить.
Кол. 3:19 «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Любит и уважает жену. Не гневливый.
Не суровый, добрый, нежный, интересный
Еф. 5: 31 «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Приоритет – жене. Великодушен. Дисциплинирован. Принцип отделение от родителей. Един с женой.
1 Тим. 3:2 «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив»… Имеет только одну жену. Ведёт трезвый образ жизни, честный, приветливый и гостеприимный, непорочен, целомудрен. Не сребролюбив. Не эгоистичен.
1 Тим. 2:13,14 «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена»… Несёт ответственность за жену, её служение и предстояние пред Богом.
Кол. 3:21 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Отец – пример для подражания детям, ответственный за их учёбу. Добродетелен. Не оскорбляющий. Не злой. Справедлив.
1 Петр. 3:7 «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Верный, благоразумный, общительный
Чуткий, нежный, заботливый. Трудолюбив.
Хранящий жену от непосильного бремени Умеющий сочувствовать, внимательный,
Ответственный за духовную жизнь в браке
Прит. 13:25 «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Наказание детей должно основываться на любви к ним. Глава в семье. Ответственный за воспитание детей, непорочен, целомудрен. Мужественен. Смирен
Псал. 102:13 «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». Обязанности отца основаны на любви, Он имеет любовь подобную любви Господа.
Милосердный. Хороший муж/отец.
Еф. 5:23 «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» Глава жены. Заботится о нравственной чистоте и непорочности жены. Способен учить. Духовная зрелость. Благочестив.

Любить свою жену – Божий приказ мужу. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.2:28).Любить свою жену постоянно любовью «Агапе», так, чтобы она это чувствовала (Прит.31:28,29).

Главенство мужа – Божье повеление

Главенство в семье – это любящее и нежное руководство. Божий порядок таков: «… Жене глава — муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Муж является главой по отношению к своей жене, как Христос является главой по отношению к Церкви. Главенство Иисуса Христа представляет собой не только власть, оно включает в себя искреннюю заботу о церкви». (29) Главенство Христа над Церковью должно отражать главенство мужа над женой. Оно включает в себя жертвенность, наставничество, руководство, самоотречение, заботу, ответственность за семью, жену, детей, за их духовное состояние и материальное благополучие. Всё это Господь возлагает на мужа. В 1 Послании Тимофею 3:4-5 написано: «…Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? Бог хочет, чтобы муж научился управлять своей семьёй. Для этого необходимо знать способности своих домочадцев, любить их, дать им свободу для самовыражения. Муж должен знать и делать в семье то, что хочет Господь, и быть участником во всех сферах семейной жизни. Особую помощь надо оказать жене, чтобы она могла раскрыть и реализовать свои таланты. Муж в семье – глава, пример для подражания детям: пример благочестия, целомудрия, посвящённости Богу. Ему запрещено пить вино. Пьянство ведёт человека к распутству. В Послании Ефесянам 5:18 написано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». А в книге Притч 23:31-34: «Не смотри на вино… впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты».

Муж – священник в семье

Девять мест Священного Писания раскрывают экзегетику священства.

Места Писания Экзегетика священства
1. Исх.29:9 «…священство по уставу на веки»… Священниками избирались мужчины из потомства Аарона. Посвящение Богу.
2. Исх.29:45 «Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом»… Священник посредник между Богом и человеком. Священнодействовать – предстоять пред Богом в служении. Молится за себя, за семью, за народ.
3. Лук.1:21,22 « Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; Народ ждал откровения от Бога.
Людям необходимы знания о Боге.
В Боге – спасение и удовлетворение духовных запросов личности.
4. Ин14:6. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Путь к Богу возможен только через Христа.
Это стало возможным только в Новом Завете.
5. Ин.1:12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими»… Поверившим в Иисуса Христа и Принявшим Его как Господа и Спасителя, даётся власть быть Божьим чадом.
6. 1 Тим. 2:5 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» Иисус Христос посредник между Богом и людьми.
7. Евр.9:11 «…Христос, Первосвященник будущих благ»… Иисус Христос Первосвященник.
8. 1 Пет.2:9. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»… Человек, верующий во Христа становится избранным, взятым Богом в Его удел. Святым. Царственным священством, для того, чтобы возвещать людям Слово Божье, Благовествовать о спасении в Иисусе Христе.
9. Гал.3:28,29 «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Во Христе нет не мужского ни женского пола, поэтому царственным священством становятся как мужчины, так и женщины. Они по обетованию Божьему – наследники жизни вечной.

В отношении семьи Бог ставит разграничения, утверждает главенство мужа над женой, и жене повелевает быть послушной мужу. Рассмотрим роль священника, согласно первому посланию Тимофея. Послание Тимофею было написано для Ефеской Церкви. Цель написания послания: как нужно поступать в доме Божьем (3:15). В созданную в Ефесе Апостолом Павлом Церковь пришли люди с различной мотивацией. Одни, действительно, искали Бога, другие – из-за корыстных побуждений. Корыстолюбцы выдвинулись и сделались законоучителями. Они занимались «баснями и родословиями бесконечными», уклонились в пустословие, отступили от веры. Этим людям поверили некоторые женщины. Молодые вдовы (5:11-15), незамужние женщины (4:3) внимали духам обольстительным и учениям бесовским (4:1). Некоторые верующие жены стали подражать тем, кто стал вольготно относится к благочестию (благоговение, почтение к Богу) думая, что служение Богу должно обогащать. Из контекста послания видно, как они стали посещать собрания, и как они вели себя дома: учили мужей с целью захвата главенства, другие захватили главенство в свои руки, стали непокорны своим мужьям. Они украшались драгоценностями, дорогими одеждами, приходили в церковь с неприличными причёсками, вели себя вызывающе. Что же теперь делать верующим мужьям? Они в сомнении. Апостол Павел говорит мужьям: «Не гневайтесь, молитесь. Бог даст вам мудрости и научит: как поступать в доме Божьем и как навести порядок в своем доме. Изучайте вместе с женами здравое учение Господа Иисуса Христа (6:3). Оно меняет жизнь человека и его взгляды». Чем ближе муж и жена к Господу, тем крепче и стабильнее семья. Муж подотчётен Богу, потому что Бог поставил над семьей главой Христа, потом мужа как главу и священника (1 Кор11:3). Итак, муж – священник в доме. Огромная ответственность лежит на нём. Муж очень хорошо должен знать Слово Божье для того, чтобы научить домочадцев истине. Это – домашний врач и домашний психолог. Он должен знать состояние всех членов семьи, чтобы вовремя оказывать им помощь. Бог дал жену мужчине как подарок, который очень ценен в Его очах.

Роль жены в браке

Теперь рассмотрим: какой же должна быть жена? Библия повествует о многих добродетельных жёнах, но самый яркий пример образцовой жены описан в тридцать первой главе Книги Притч. Господь сотворил жену «помощницей мужу, соответственно ему». Каковы же обязанности жены? Каков образ идеальной жены? И чему должны подражать наши современные жёны, женщины третьего тысячелетия? Наглядно всё это можно представить в таблице.

Жена – помощница мужу, согласно тридцать первой главе Книги Притч

Стих из тридцать первой главы
Книги Притч
Качества жены, её роль
10. «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» Любовь к Богу. Святость. Добродетельность. Простота в общении. Талантливость.
11. «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка»; Доверие. Благонадёжность. Уверенность. Значимость. Многоценность. Общительность.
12. «она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». Мудрость во взаимоотношении. Любовь и уважение к мужу. Почтение. Смирение
13. «Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками». Профессионализм и трудолюбие. Старательность.
14. «Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой». Попечение о доме. Дальновидность и трудолюбие.
15. «Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем» Умение планировать день, видеть главное. Умение готовить пищу. Жертвенность.
16. «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник». Желание и умение работать с растениями и с землей. Мудрость в сельском хозяйстве.
17. «Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои». Способность отвечать взаимностью на любовь. Умение оградить мужа от неприятностей.
18. «Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью». Прилежность. Жертвенность.
Увлеченность, радость, удовлетворение трудом.
19. «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено». Умение делать ручную работу. Внимательное отношение к домочадцам.
20. «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся». Сострадательность. Милосердие. Мудрость в благотворительности. Умение служить.
21. «Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды». Трудолюбие. Заботливость. Смелость. Бережливость. Экономичность. Чуткость.
22. «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее». Внешняя красота и гармоничность. Созидание уюта. Изящность. Мудрость в одежде.
24. «Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским». Мудрость в торговле. Трудолюбие. Знание рынка. Грамотность. Финансовая поддержка.
25. «Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее». Знание семейной нужды. Жизнерадостность. Оптимизм.
26. «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее». Приветливость. Скромность, любовь, доброта, нежность. Кротость и мудрость в слове. Знание Писания. Умение учить. Духовная зрелость.
27. «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности». Умение вести домашнее хозяйство. Умение дорожить временем. Внимательность.
28. «Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее»: Жена и мать, достойная любви, благодарности и похвалы от мужа и детей. Признательность.
29. «»много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их»». Счастливая жена, достойная признательности и ободрения. Чистота и порядочность.
30. «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Жизнь, угодная Богу. Благоговение. Смирение и великодушие. Божий страх.
31. «Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее»! Жена, достойная признательности и чести.
Благочестие.

Обманчивость миловидности и суетность красоты

Женщин часто называют представительницами прекрасного пола. Говоря о «прекрасном», люди имеют в виду внешнюю красоту. Что же говорит Библия о миловидности? В книге Притч 31:30 написано: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Многие люди стараются своей миловидностью завоевать благорасположение к себе. И если человек надеется на себя и смотрит на миловидность, он может обмануться. Почему же миловидность обманчива? Миловидность – это очарование, элегантность, приятность, благорасположение – הך. Человек может претвориться и показать себя, будто он добр, любвеобилен, но всё это может быть обманом. Обман по-еврейски ложь, притворство — רקשׁ. Многие люди обольщаются миловидностью, они считают её духовным проявлением и даже не подозревают её обманчивости, не зная, что миловидность это — качество души. Почему же не надо брать во внимание внешнюю красоту? Красота – изящество – דיפי по-еврейски. Если человек не знает Господа, у него нет чувства меры, тогда красота ведёт к гордости, распутству и безрассудству. Господь упрекает таких людей через пророка Иезекииля 16:13-16, говоря:

«Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и

узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и

елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия…Но ты

понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала

блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему. И взяла из одежд

твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них»…

Сама по себе внешняя красота, данная Богом – прекрасна, если женщина относится к ней правильно, как к Божьему дару и довольна той красотой, которую дал ей Бог. Но красота в книге Притч – суетна. По-еврейски значит – пустота, тщета, напраслина – הבל. Телесная красота – не главное потому, что она со временем исчезнет. «Вы заключаете брак не с телом, а с человеком…» (30) Очень ценна в очах Господа внутренняя красота – красота души прощенной Иисусом Христом.

«Красота без добродетели может, конечно, занять мужа дней на десять, двадцать

любви исчезнет при обнаружении злобы. Но женщины, обладающие душевным

благородством, тем более с течением времени раскрывают благородство своей

души, тем сильнейшую любовь возжигают в сердцах своих мужей. Красота

телесная через привычку становится обыкновенной, а красота души на каждый

день обновляется и больший возжигает в себе пламень… Не в теле красота, но

красота тела зависит от… характера, который отпечатывает душа в формах тела». (31)

«Самый правильный страх»

Главное в этой фразе не «миловидность и красота», но «…жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». «Бояться» по-еврейски значит – почитать, уважать, благоговеть ירא. Благоговение – глубокое почтение Господа. Благоговеть пред Богом может только душа, рождённая свыше, спасённая Христом Иисусом. Душа, которая идёт путем освящения (1Фес.4:3) и имеет плоды Духа Святого. «…А жена да боится своего мужа». Это – библейское отношение жены к мужу. Муж не применяет унижение для подчинения себе жены. Здесь не говорится о страхе наказания, но раскрывается любовь к мужу.

«Когда жена так высоко ценит мужа, что боится причинить ему боль неверным действием и поступить своевольно, вопреки его желанию, когда она боится огорчить любимого человека и нанести ущерб семье. Это – самый правильный страх…Он подобен, страху огорчить Господа». (32)

Так как написано: «Начало мудрости — страх Господень…» (Пс.110:10). И это располагает сердце мудрой жены быть послушной мужу. Самое главное требование Бога к жене – покорность и повиновение мужу во всём. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Петра 3:1). Это самое весомое благословение в браке, которое открывает «простор для Божьего действия» (33) и созидания семьи по Небесному образцу. Нужно сделать всё возможное, чтобы центром семьи был Христос. Благоговение тесно связано с добродетельностью. (Еф.5: 33)

Добродетельность

«Кто найдет добродетельную жену цена ее выше жемчугов» (Прит.31:10). «Добродетельная жена — венец для мужа своего»…(Прит.12:4). «Добродетельная» с еврейского — תיל сила, мощь, способность, богатство, достоинство, благородство, мужество, храбрость, доблесть. А по-гречески άβαρης необременительный, тот, кто не в тягость, не приносящий трудности. Может ли человек увидеть качества добродетельности в другом человеке? Это качество даёт человеку Бог при рождении свыше, когда человек устремляется к Источнику вечной Любви. Любовь к Богу – это путь к добродетели. При истинном и искреннем покаянии, Бог даёт человеку Свои качества и Свою небесную любовь. Когда супруги полюбят Источник Любви, тогда и только тогда, доверяясь Творцу, они получат такое замечательное качество как добродетель. В Послании к Филиппийцам написано:

«…Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто,

что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том

помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то

исполняйте, — и Бог мира будет с вами». (Фил.4:8-9).

Добродетель ещё по-гречески «δύναμις» – могущество, способность, возможность. «Она воздаёт ему добром, а не злом во все дни жизни своей» (Прит.31:12). Любящая и мудрая жена делает только доброе для мужа. Поэтому «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Прит.31:11). Уверенность – это обоюдное доверие, умение хранить тайны друг друга и секреты других людей. Без страха Божьего этого не достичь. Добродетель – это Господне благословение для всей семьи и для других людей.

Труд жены. Забота жены о семье

В труде на благо семьи раскрываются таланты и способности жены. В тридцать первой главе Книги Притч описана очень энергичная, деятельная жена, у которой много удивительных качеств. «Дары, которые развились и нашли должное применение для помощи мужу, её помыслы, её сердце обращено к мужу, она готова жить для него, она охотно делает физическую работу на дому как домохозяйка или домашний инженер». (34) Жена призвана освободить супруга от напрасных тревог и позаботиться о домашних делах. «…С охотою работает своими руками» (Прит.31:13). «Она чувствует, что занятие ее хорошо» (Прит.31:18). Слово «чувствует» переводится с еврейского как отведать, вкусить, побробовать. А первоначально – узнавать, распознавать, различать – מעם. Как хорошо, когда жена знает, что делать и делает то, что нужно делать! Тем самым она доставляет пользу всем членам семьи. На все времена года приготовлено все самое необходимое: «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Прит.31:19,21). «Добродетельная жена всё умеет и делает сама» и «в этой невидимой силе её работы кроются видимые блага для её семьи». (35) Изящность и трудолюбие, забота и бережливость, внимательное отношение к нуждам домашних, строгость, правильный взгляд на вещи – отличительные черты добродетельной жены.

Наслаждение трудом – Божий дар

Нужно научиться творчески подходить к любой работе, даже если она является повседневной рутиной. Тогда любая работа будет приносить радость и глубокое удовлетворение. Труд приносит жене радость и глубокое удовлетворение. «Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее» (Прит.31:25).

Она живет по принципу: Екл 5: 17-18

«Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться

добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни

жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И если какому

человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них

и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий».

Увлеченность, радость и наслаждение трудом – это Божий дар. Но кто не имеет этого дара, тому надо просить его у Господа. Просить, чтобы Сам Господь поменял отношение к работе. Только тот, кто любит свою половинку, способен наслаждаться жизнью. В книге Екклесиаста 9:9 написано об этом: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь … потому что это — доля твоя в жизни…». Все желания жены должны быть направлены к мужу. У добродетельной жены нет времени на и пустую созерцательность и лень. «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (Прит.31:27). Мудрая жена искусно планирует день, согласуя свою трудовую деятельность с мужем. Супруга заботиться о том, как можно получить прибыль из всего того, чем она занимается. «Она делает покрывала и продает…» (Прит.31:24). И делает это она для того, чтобы в семье были средства для «служения милосердия» (36) и благотворительности.

Служение благотворительности

«После того, как жена обеспечила свой дом, она помогает бедному и нуждающемуся, она сострадательна и милосердна» (37)… «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся» (Прит.31:20). «Семья и служение неразделимы». (38) Сердце жены открыто для милосердия и духовного служения, а значит, открыто для Бога. Правильные взаимоотношения с Богом, послушание мужу, придают жене уверенности и оптимизма. Открытое сердце для мужа и семьи результат правильных отношений: любовь и сострадание к бедным людям. Бог берет под защиту бедных и повелевает отверзать руку для них. Во Второзаконии 15:11 написано: «…ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей». И она помогает им. Когда сердце свободно от материальной зависимости, тогда благотворительность по Господнему повелению приносит радость.

«Осознание того, что ты поглощен деятельностью или на тебе лежит

ответственность, которая по-настоящему важна, результаты которой имеют

непреходящий характер и будут длиться вечно, которая в основе своей показывает

осмысленное влияние на другого человека»… (39)

Следование принципу верных приоритетов в семейных отношениях

В природе каждой женщины заложено особое желание делать всё, чтобы нравиться мужу. «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее» (Прит.31:22). «Ковры, её одежда, виссон и пурпур – отражают ту атмосферу уюта и тепла в доме, мудрость в одежде – создают единство во всём и приносят обновление любви и дружбы в супружескую жизнь». (40) Это хорошо, но в притче говорится, какой принцип должен стоять в первую очередь. Сначала муж, потом дети, внутренняя красота и внешняя, дом, муж. Этот принцип повторяется и в других местах Библии. В послании Титу 2:4-5: «…чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Когда жена выглядит привлекательно, мужу приятно потому, что он понимает: жена хочет нравиться ему. Очень важно, когда жена выбирает правильные приоритеты в семейных отношениях. Во многих семьях создаются конфликтные ситуации, когда жена меняет приоритеты. Особенно ярко это наблюдается при рождении ребенка. Всё своё внимание мать приковывает к первенцу, а муж остаётся без внимания. Это может его привести к ревности. До рождения первенца вся любовь жены была направлена к мужу, но теперь не так. Муж на какое-то время становится одиноким. Это одиночество он хочет заполнить, муж может найти друзей, подругу. Бог дал указание жене: жена ни на минуту не ослабляй своей связи с мужем, потому что муж должен «прилепиться» к жене, а не к ребенку. Наступит в семейной жизни тот момент, когда дети оставят дом, покинут родителей, но останутся опять вместе только муж и жена. Тот внутренний конфликт, который был у мужа в момент рождения ребенка, трудно забыть. Поэтому нужно жене уделить должное внимание вначале мужу, потом детям, только потом красоте, обустройству дома, и в конечном итоге, возвратится в послушании к мужу. Таков принцип верных приоритетов, согласно Писанию. «Она имеет правильные ценности, она правильно расставила приоритеты, она питается мудростью от Бога, потому светильник ее не гаснет и ночью, она всегда выбирает правильный путь, даже в трудные времена». (41)

Достоинство похвалы и почтение жены

«Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит.31:28, 29). В этих словах – отношение детей к матери и мужа к жене. Всё добро, что сделала жена в жизни, принесёт плод. Это благодарность и похвала. «Муж рад за такую жену, он постоянно хвалит её перед другими и в её отсутствии». Добродетельная жена достойна и почтения детей. Многие люди говорят: «Если будешь хвалить жену, она может возгордиться, и ничего не будет делать в доме». Но это неверное понимание психологии человека. Бог хочет, чтобы человека хвалили, если он этого достоин. Похвала – это не лесть, если она исходить от искреннего сердца. Хвалить надо именно жену, а не подруг в её присутствии. Муж хвалит свою жену в присутствии других людей: «…да прославят ее у ворот дела ее» (Прит.31:31). Мужу надо благодарить и славить Бога за жену и за детей, которых даровал Господь, потому что «кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Прит.18:22). Бог хочет слышать хвалу и прославление Себя в Своём творении, ибо Он достоин славы и хвалы. Человек, прославляющий Господа, не останется в стыде. Бог благословляет семью и прославляет семью среди других людей. А «благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Прит.10:22).

Итак, образ добродетельной жены, описанный в тридцать первой главе Книге Притч –

«Это и азбука стремлений жены, и поэзия счастья семейной жизни. Но чтобы жизнь в браке стала такой поэзией, жёны вынуждены постоянно тренировать себя в прозе, много трудиться над своими качествами, не мечтать о романтическом браке, а созидать духовным, душевным и физическим трудом ту романтику в браке, которая приносит радость, силу и вдохновение». (42)

Чтобы быть счастливой в браке, нужно каждой современной женщине стремится к достижению этого идеала образцовой жены.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей ; она будет называться женою , ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт.2:22-24)

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.

Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее.

Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их.

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Притчи 31:10-31)

Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.

Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.

Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.

Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.

И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, - и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. (Притчи 5:1-23)

Чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров. (Притчи 6:24-35)

Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя.

Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.

Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.

Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.

Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее, в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.

И вот - навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.

Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему: «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои; поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и - нашла тебя; коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу; кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».

Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.

Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень - на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они - на погибель ее.

Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.

Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти. (Притчи 7:1-27)

Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство. (Притчи 11:16)

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная. (Притчи 11:22)

Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. (Притчи 12:4)

Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. (Еккл.9:9)

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.

Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. (1Пет.3:1-14)

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. (1Кор.7:3,4)

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей]. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. (1Кор.7:10-17)

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. (1Кор.11:3)

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога. (1Кор.11:7-12)

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. (Кол.3:18-21)

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

В семье необходима требовательность к себе самой и снисходительность к другим. Атмосфера в семье зависит от жены.
Мудрая жена «устрояет», выражаясь библейским языком, дом свой.
«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
Она воздает ему добром, а не злом во все дни жизни своей».
«Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.»
(Притчи Соломона 31:10,30)
Добродетельная жена — слава мужа:
«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.»
(Притчи Соломона 18:22)>
По жене можно оценить мужа. В процессе совместной жизни каждый из супругов узнает правду о себе самом и взаимно совершенствуется. Счастливыми поодиночке в семье не бывают. Жена, как и муж, живет интересами своей семьи и друг друга.
В глазах Божьих семейные отношения — это великое служение. Мы в руках Божьих и находимся под защитой и под покровом Божьим. Мы защищены от искушения. Жена — под двойным покрытием — мужа и Бога.
Дьявол знает, что семья — это оазис среди хаоса и поэтому пытается вмешаться в семьи и навести свой порядок.
В Эдемском саду дьявол заставил жену и мужа поменяться ролями. Адам превратился в пассивного наблюдателя.
Бог создал женщину мудрой помощницей мужа. Семья защищена от внешних искушений, если жена покрыта авторитетом мужа.
Послушание жены мужу не должно быть под принуждением мужа. Это не должно звучать как рабство. Жена, понимающая истину, добровольно признает авторитет мужа. Это проявляется в ее уважительном отношении к мужу. В христианской семье каждый живет интересами своего ближнего.
Мудрая жена поддерживает своего мужа мудрым советом. Мужья, послушные Богу, никогда не убоятся, не отступят в трудный момент. Сильнее всего любовь проверяется повседневной жизнью, где каждый день, — как жене, так и мужу, приходится отказываться от своих требований, пренебрегать своими правами, думать, в первую очередь, не о себе, а о своем спутнике жизни.
Любовь супругов выражается не только их словами, но и их поступками. Даже если супруги в чем-то не согласны друг с другом, даже если один из них обидел другого — надо стремиться как можно скорей попросить прощения.
Но бывает и по-другому. Слово Божье дает оценку недопустимым отношениям между мужем и женой:
«Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женой в пространном доме.»
(Притчи Соломона 21:9)
«Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.»
(Притчи Соломона 15:4)
Преданность — это начало христианского основания для семьи. Чтобы ни происходило в жизни, именно преданность необходима для того, чтобы семья не распалась. Многое в семье зависит от женщины:
«Добродетельная жена — венец для мужа своего, а позорная — как гниль в костях.»
(Притчи Соломона 12:4)
Бог предупреждает:
«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.»
(Притчи Соломона 11:22)
Есть библейские принципы, которые могут помочь создать семью такой, какой ее хочет видеть Бог. Настоящее решение сможет подсказать только Бог, если молиться, читать Слово Божье и искать мудрого совета у Господа.

Женщина – жена и мать в свете Библии

Семья муж и жена «И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни [жизни], ко благу своему и благу детей своих после них» Иер. 32:39.

Оставив родительские семьи и прилепившись друг к другу, муж и жена в глазах Божьих становятся одной плотью и одним сердцем . В браке двое являются одним целым и в то же время – они две личности: муж и жена. В этом состоит одна из тайн брака, и счастье в этом удивительном единстве достигается тогда, когда оба прекрасно осознают свое назначение в браке, ценность каждого в глазах Бога и с любовью исполняют свои обязанности. Заметим, что муж и жена имеют равную ценность перед Богом, Который определил им разное назначение.

I . Равная ценность мужа и жены перед Богом

Подобно тому как бессмысленно говорить, что ценнее для человека – воздух или вода; или что ценнее в человеке – голова или сердце, так бессмысленно говорить и о разной ценности жены и мужа:

1. Равная и высочайшая ценность души человека определяется тем, что за каждого человека умер Господь и дал каждому верующему возможность быть Его дитем: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» Ин. 1:12.

2. Равная ценность мужа и жены перед Богом отражена в Священном Писании: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского : ибо все вы одно во Христе Иисусе» Гал. 3:26-28.

Господь отрицает все этнические, социальные и, в том числе, половые различия в связи с духовными отношениями с Иисусом Христом. Все во Христе – равные наследники вечной жизни как дара благодати.

3. Господь Иисус Христос высокоценит женщину , и именно Он, придя на землю, восстанавливает ее первозданную ценность . Некоторые до сих пор считают, что женщину нельзя учить, что ее интеллектуальный уровень очень низкий. Некоторые раввины в своих лицемерных молитвах даже благодарили Бога за то, что не родились женщиной. Но Христос отвергает все человеческие предрассудки:

– Он беседует с самарянкой (Ин. 4:5-29 );

– вступает в разговор и исцеляет дочь хананеянки (Мф. 15:21-28 );

– позволяет женщине выразить любовь через возлияние мира (Лк. 7:36-50 );

– является по Своем воскресении Марии, прежде чем остальным (Ин. 20:11-16 ).

Истина, что через женщину произошло грехопадение, но истина и в том, что через нее же Бог подарил и Спасителя миру.

II . Назначение жены в семье

Несмотря на то, что мужчина и женщина имеют одинаковое положение по отношению к Богу и общению с Ним , имеют одинаковые возможности обладать дарами Святого Духа , любовью и благодатью Господа, наследием в вечности, Бог предусмотрел для них разное предназначение в браке. Посредством любви и взаимопонимания эти различия позволяют достичь полноты богатства в единстве мужа и жены.

И это единство не значит одинаковость, а разнообразие не значит противоречие. Какой же должна быть богобоязненная жена? Какую роль Библия отводит для замужней женщины?

1. Помощница

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» Быт. 2:18.

Эта роль жены подразумевает лидерство мужа, его потребность в жене, ее положение «правой руки», соработницы и их совместный труд (как физический, так и духовный). Как верная помощница жена должна:

поддерживать мужа в его начинаниях ;

вдохновлять и молитвенно благословлять мужа ;

помогать раскрыть мужу все его лучшие способности ;

поднимать его значимость.

2. Мать

Жене сказал:… будешь рождать детей» Быт. 3:16.

Материнство, чудо рождения детей – особый, удивительный дар от Господа, который приближает женщину ближе всего к Творцу и дает ей возможность острее всего ощутить и познать ответственность и глубину переживаний за рожденное дитя.

Ведь забота о детях, проявление радости материнства, любовь ко всему, что связано с рождением и воспитанием детей, придает женщине особую внутреннюю красоту и прелесть.

Ответственность. Адам и Ева – грех вошел. Два сына – Каин и Авель. Убийство одного другими. Кто из родителей не сумел привить любовь к брату? Кто показал пример подлости, злости и ненависти? Все списывается на общество, на дурной пример в школе, на улице... все начинается в СЕМЬЕ.

Роль матери:

Материнство – это важнейшая роль, которую Бог определил многим женщинам. Послание к Титу 2:4-5 говорит женщинам об их обязанности любить своих детей: «Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». В книге пророка Исаии 49:15 говорится: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?»

Дети – это Божий дар (Псалмы 126:3-5 ). В послании к Титу 2:4 мы находим греческое слово « phileoteknos ». Это слово обозначает особое чувство материнской любви . Смысл этого слова заключается в оказании поддержки детям, заботе о них, в их воспитании, в нежных объятиях с ними, в удовлетворении их потребностей, в помощи им. Библия указывает нам на материнскую любовь как нашу обязанность, а также упоминает о некоторых моментах, которые должны исполняться как матерью, так и отцом :

присутствие – утром, днем и вечером (Второзаконие 6:6-7 );

Причастность – взаимодействие, обсуждения, совместные размышления над жизнью (Ефесянам 6:4 );

обучение – Библии и библейскому мировоззрению (Псалмы 77:5-6; Второзаконие 4:10; Ефесянам 6:4 );

тренировка – помощь ребенку в овладении определенными навыками и в развитии своих сил (Притчи 22:6 );

дисциплина – учить детей чтить Бога и строить свою жизнь соответственно (Ефесянам 6:4; Евреям 12:5-11; Притчи 13:24; 19:28; 22:15; 23:13-14; 29:15-17 );

воспитание – предоставление постоянной вербальной поддержки, права на неудачу, одобрение ребенка, безоговорочная любовь к нему (Титу 2:4; 2 Тимофею 1:7; Ефесянам 4:29-32; 5:1-2; Галатам 5:22; 1 Петра 3:8-9 );

пример – жизнь в соответствии со своими словами, чтобы быть достойным примером для наследования детьми (Второзаконие 4:9, 15, 23; Притчи 10:9; 11:13; Псалмы 36:18, 37 ).

Библия нигде не говорит о том, что каждая женщина должна стать матерью. Но она говорит, что каждая женщина, благословленная на материнство , должна отнестись к этому со всей серьезностью и ответственностью. Женщины играют уникальную роль в жизни своих детей. Материнство не может быть рутинным и неприятным . Как мать вынашивает своего ребенка, как кормит и опекается ним в младенческом возрасте – так же мать и играет важнейшую роль во всей его последующей жизни , будь он подростком, молодой особой или уже взрослым человеком. Несмотря на то, что роль матери со временем всё же видоизменяется, – ее любовь, опека, наставления и одобрение неизменны!

3. Хранительница домашнего очага

«Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» Пр. 31:10-31

«Домашний очаг» предполагает особый уют в семье , добрую атмосферу и тепло человеческих отношений . Формировать и хранить эту атмосферу, заботиться о порядке и чистоте в доме – первейшая задача жены .

Надо признать, что сегодня эта роль становится все менее популярной и привлекательной. В мире не модно быть хорошей женой, но модно и престижно быть деловой и независимой женщиной.

Задача христианок – не подражать миру, а угождать Богу , потому что именно Господь предназначил для жены эту прекрасную роль , выполнить которую она сможет тогда, когда будет любить мужа, любить детей, быть попечительной и добродетельной управительницей в своем доме . Это очень сложное и творческое служение, это больше, чем работа, это – образ жизни, почерпнутый из небесных и вечных истин .

III . Качества благочестивой жены

Для выполнения своего предназначения в семье каждая жена должна стремиться вырабатывать у себя и совершенствовать те качества характера , которые угодны Христу и драгоценны перед Богом.

1. Послушание мужу

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» Еф. 5:22-24.

послушание – это огромное благо для жены и благословение для всей семьи в целом. Это значит:

почтение, уважение мужа;

средство защиты и безопасности под авторитетом и властью мужа ;

не рабство, а свобода ;

не пассивность, а активное участие во всех семейных делах ;

не греховная покорность, но послушание в истине Слова Божьего .

2. Мудрость

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.

Мудрая жена является лучшим собеседником , лучшим слушателем , лучшим ценителем своего мужа .

Именно она способна проявлять нежную заботу , уметь утешать , ободрять и вдохновлять его . С мудрыми женами мужья становятся мужами веры , которые «известны у ворот, когда сидят со старейшинами земли».

Мудрость жены – это ее способность распоряжаться материальным достатком, создавать порядок и уют в доме.

3. Умение понимать мужа и удовлетворять его потребности

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.

Как важно для жены вовремя заметить трудности мужа, понять причину и оказать ему помощь. Жена удовлетворит потребности мужа, если поможет ему обрести уверенность в себе.

4. Женственность

Сегодня мир пытается навязать идеал женщины, который совершенно далек от библейского понимания, – она ни в чем не уступает мужу, не имеет слабостей , умеет постоять за себя, может всеми прекрасно руководить, несгибаемая, волевая и даже жестокая.

Женственность подразумевает:

– нежность, мягкость;

– красота внешняя и внутренняя;

– кротость, скромность;

– искренность, открытость;

– доброта, снисходительность;

– любовь к материнству.

5. Верность и благочестие

Верность жены состоит не только в том, чтобы не изменять мужу, но и быть ему помощницей в трудных ситуациях, ограждать мужа от нападок других, никогда не предавать его даже в малых делах и обстоятельствах, не унижать авторитет мужа перед другими. Проявление такой верности укрепляет семью и делает мужа более сильным. Жена-христианка не должна подражать греховному миру, а посвятить себя Богу, жить угодно Ему, богобоязненно и в чистоте сердца.

6. Радость и оптимизм

«Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25 ; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13 .

Радость состоит не в отсутствии трудностей и проблем, но в присутствии Бога, в Его помощи. Радость – это один из плодов Духа Святого, поэтому в доме всегда особенно тепло, когда жена полна оптимизма и радости. И, напротив, недовольство, ропот, унылый дух разрушают всю семью.

7. Контроль над языком

«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.

Открывает уста свои с мудростью.

Множество семейных проблем возникают из-за отсутствия контроля над языком, из-за многословия, упреков, сплетен, из-за того, что за пределы семьи выносятся ее внутренние вопросы. Важно научиться не разносить сведения подругам, близким, родителям, а решать все проблемы с Богом и мужем.

8. Миролюбие и прощение

«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.

Мира мало желать – его надо творить, взаимно прощая и принимая друг друга. Не должно замыкаться в себе, носить в сердце обиды, наказывая мужей молчанием или неисполнением своего супружеского долга, но, распиная свою гордость, в кротком духе искать примирения. Такое состояние сердца возможно по-настоящему только в Господе.

9. Быть в постоянном общении с Богом

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» Фил. 4:6, 7.

Как много любви, тепла, света, кротости, смирения, прощения может иметь от Господа жена, любящая Слово Божье и молитву!

Просить благословения на своего неверующего мужа , увеличить поток благодати на мужа-христианина, защитить своих детей и семью от зла, изменить свой характер, получить силы у Бога и мир в сердце – всего этого можно достичь с помощью молитвы , это самое сильное и действенное средство жены в семье.

Ведь даже малая, но искренняя вера может иметь результатом действие всемогущего Бога.