Художественные кисти. Изготовление кистей для живописи. Как сделать кисточки для художника. Из чего делают кисти для рисования

Кисть - самое острое оружие на земле (китайское выражение)

Эта статья - "История и производство кистей на западе" - диссертация мисс Лулу Велтер. Мы печатаем ее с разрешения институту изучения музейного дела в государственной академии изобразительного искусства в Штутгарте.

Работа разделена на три основные части:
1. объяснение понятий и историческое отступление
2. изучение материалов с точки зрения исторического и современного подхода.
3. история и искусство изготовления кистей.
(части 1 и 2 были опубликованы в номерах 2 и 3 / 2005г.)

Немецкая щетина считалась мягкой и обладающей средней прочностью, белая, серая и серовато-коричневая встречалась намного чаще, чем черная. Самыми распространенными видами были гессенская и баварская жесткая щетина. Чистая черная или белая щетина ценились дороже, чем красная, желтая или серо-коричневая.

До середины 18в. в Германии свиней обычно угоняли в лес, где животные искали пищу в земле под присмотром пастуха. Такая же система была распространена и в России до введения коллективных хозяйств в 1917г. Под влиянием природных условий у свиней, выращиваемых на открытом воздухе, щетина была более длинная и прочная. В возрасте трех-четырех лет они давали до 2кг годной к употреблению щетины, известной своим качеством.

Тем не менее, когда способ выращивания свиней в теплом хлеву получил распространение, количество и качество щетины начало снижаться.

В 1784г. Кройниц писал: "Многие люди думают, что щетина тех свиней, которых откармливали в лесу, была лучшего качества, но это неверно, поскольку кончики волосков часто расщеплялись, когда животные искали корм под кустами. Щетина свиней, выращенных в хлеву, лучше." (Возможно, он не знал о явлении расщепленных кончиков?)

В 18в. в Германию начали завозить русскую щетину. Торговля щетиной не была новым направлением для России; щетину экспортировали в Англию с начала 15в.

С 1740г. ввозимую щетину стали разделять по качеству. В начале 19в. Английские торговцы щетиной создали первые мастерские по обработке щетины в Санкт-Петербурге, где щетину подготавливали, а т.е. обрабатывали четырьмя разными способами:
1) Русский способ: тщательный отбор
2) Польский способ: поверхностный отбор
3) Тиктинский способ: отбор, промывание и сушка
4) по-парижски: отбор, кипячение и сушка (=обработка)

Когда в Советском Союзе после 1917г. была введена система центрального планирования экономики, щетину собирали, обрабатывали под контролем государства и экспортировали государственной торговой компанией - "Госторг".

Тем не менее, свиней выращивали не только ради щетины. Сегодня их окармливают на забой в течение 9 месяцев, и направленность на мясо может подорвать получение достаточного количества качественной щетины.

Щетина сегодня

Китай является лидером по торговле щетиной. Китайская щетина впервые появилась на американском рынке в 1859г. Виды щетины называются по месту происхождения, названию торговой компании или фирмы по обработке. Следующие виды наиболее известны:

Тиентсин (Тяньцзинь)

Черная и серая, тонкая структура, маленькая вершинка, очень прочная и мягкая, узкий диаметр и маленькие расщепления.

Ханкоу (Ханькоу)

Средняя прочность, маленькая вершинка, сужающийся кончик, длинные расщепления, очень жесткая.

Чангкинг (Чунцин)

Высококачественная черная, белая и, высшего сорта - коричневая. Намного длине, чем Тиентсин, слегка сужается. Очень жесткая, длинные расщепления, очень блестящая. Применение - изготовление художественных кистей.

Щетина уже сама по себе целая наука. На рынке представлено множество видов, и их свойства необходимо изучать, если вы не хотите допустить ошибки. Многие компании изготавливают на заказ по индивидуальным требованиям смеси видов щетины.

С 1950-х в Китае также основной целью выращивания свиней стало мясо, что означает, что животных забивают в раннем возрасте. Поэтому длинная щетина стала редкостью.

Обработка щетины

Обработка щетины - процесс, в ходе которого материал из сырья становится готовым к использованию продуктом.

Отбор сырья

После доставки щетину сортируют по цвету - белая, черная или серая, при этом учитывается и длина волоса.

Срезание

Отобранный материал помещается в специальную машину, отделяющую пучки щетины от кусочков кожи, на которых они держаться. На этом этапе удаляется также пыль и мелкие частицы.

Промывание

Затем очищенный материал помещается в отмочной бак с химическими препаратами, чтобы подготовить его к промыванию. Очень важна плотность воды, чем мягче вода, тем слабее используются пластифицирующие добавки. Щетина промывается в машине и постепенно центрифугируется.

Выравнивание щетины

Волоски щетины выравниваются в прочесывающей машине, т.е. ложатся параллельно друг другу.

Прочесывание

Пух с подшерстка и волосков вычесывается.

Выравнивание

Так как щетина обладает естественным изгибом от 4 до пяти см, пучки плотно связываются, чтобы снизить его проявление или устранить совсем.

Кипячение

Затем щетина помещается в бак и кипятится два часа. Эта процедура смягчает чешуйки щетины и одновременно очищает и дезинфицирует ее.

Быстрая сушка позволяет чешуйкам оставаться в той форме, в которой они были связаны. Высушенная один раз, щетина остается выпрямленной. После кипячения ее складывают на поддоны и сушат при температуре 120°С. Температура должна постоянно контролироваться, так как пересушенная щетина становиться ломкой

Смешивание

Высушенные пучки развязывают, трясут, прочесывают, снова трясут, а затем "вытаскивают". Чтобы получить смесь волоса, пучки раскладываются на рабочем месте тонкими слоями, и одна пригоршня щетины кладется на другую. Сегодня для смешивания используются машины. Преимущество состоит в том, что материал в смеси обладает равномерным цветом и одинаковой прочностью.

После того как пучки разных размеров и степени заострения развязаны, их помещают на мешальную машину ровным рядом в одном направлении. В машине используются несколько лент, двигающихся назад и вперед, которые захватывают волоски и перемешивают их. Это происходит, когда одна партия щетины спадает с одной ленты на другую, где уже находится другая партия и т.д., пока все полностью не перемешается (но волоски остаются в одном направлении). Это перемешивание занимает примерно десять минут.

Сортировка щетины

После того, как щетина была разложена, ее сортируют по длине; если эта операция выполняется вручную, ее доверяют только специалисту. Маленький пучок берется в руку вместе с палочкой для замера, в другой руке нож. С помощью ножа работник достает самые длинные волоски. Они называются "верхушки". Затем он вытягивает менее длинные и продолжает, пока не дойдет до самых коротких, называемых "основа". Выщипывание происходит по пучкам с разницей в 5мм. На сегодняшний день эта операция практически везде автоматизирована. В зависимости от требований может выщипываться материал длиной от 50 до 55мм. Смесь щетины помещается в машину, где выщипывается необходимое количество щетины (определяемое по весу), чтобы получить материал для изготовления кисти необходимого размера.

Далее следует операция, при которой убираются все неприкрепленные волоски. Если она производится вручную, ножом проводят по верхушке. В то время как заостренные волоски проскользнут по нему, толстые кончик зацепится. Если операция производится механически, пучки щетины раскладываются вниз вершинкой на крутящуюся просверленную металлическую пластинку. Вершинки попадают в так называемый просеиватель и выхватываются.

Упаковка

Щетина связывается нитью или обжимается манжетой и упаковывается в бумагу.

(Продолжение следует)

ИСТОРИЯ И ПРОИЗВОДСТВО КИСТЕЙ - ЧАСТЬ 3

Волос делится на две категории, а именно жесткий или длинный волос и тонкий волос. Жесткий или длинный волос берется с гривы или хвоста лошадей и кисточек на хвостах скота.

Тонкий волос берется от различных пород пушных зверей, в соответствии с немецкими индустриальными нормами DIN 68346 он должен иметь естественную верхушку. Нижняя часть волоса, расположенная ближе к шкуре, не считается тонким волосом.

Волос - тонкий, эластичный, волокнистый выступ или вырост эпидермиса животного. Выступает из эпидермиса, но растет из волосяного мешочка, расположенного глубоко в коже.

У большинства видов волос естественное заострение от кожи к вершинке, в то время как у других, к примеру, у волоса лошади или человека, нет тонкой вершинки.

Волос состоит из внутренней коры, которую составляют веретенообразные клетки, и внешней оболочки, называемой кутикула. В каждой клетке находится множество фибрилл (тонких волоконец- прим.пер.), расположенных параллельно оси волоса, а между ними есть мягкий материал, называемый матриксом. Волос растет из волосяного мешочка. Волосяной мешочек отвечает за механическую прочность волоса. Он состоит из чешуеобразных слоев.

В человеческом волосе обычно 6-8 слоев кутикулы. В шерсти только один, а в волосе других животных может быть намного больше.

Мех животных обычно состоит из следующих видов волоса:

Сенсорные волоски

Это очень чувствительные волоски, имеющих рецепторную функцию, растут вокруг глаз, на морде и на лапах, на животе и боках большинства млекопитающих.

Защитные волоски

Верхний слой волос, состоящий из более длинных и прочных, прямых волосков, торчащих сквозь подшерсток. У большинства млекопитающих этот видимый слой содержит больше всего пигментов.

Подшерсток

Это нижний слой, состоящий из шерстинок. Они короче, уплощеннее, изогнутее и гуще, чем волосы верхнего слоя.

Только защитные волоски важны для производителей кистей, точнее только защитные волосы, взятые с хвоста животного в зимний период, тем не менее, иногда применяется и волос с тела, а также с ушей скота.

Применение волоса в древности

К сожалению, не известно, волос какого животного использовался для создания кистей, найденных в Альтамире. В древнем Китае и Японии использовали волос лани, а также енота, лисы, куницы, зайца, кошки и козы. Кроме того, говорят, что в 4-м веке использовали мех китайских крыс.

В 994г. Гераклиус упоминал кисти, сделанные из волоса осла. А в 1100г. нашей эры в своей работе "Shedula Diversarum Artium" монах Теофилус фон Хельмаршаузен описывал кисти из хвостового волоса куниц и "гризиумов", белок, кошек и грив ослов. Термин "гризиум" уже не встречается в современных энциклопедиях, вероятнее всего он обозначал гризонов (Grison Vittatus).

Ченнини придерживался точки зрения, что только хвостовой волос белки годится для изготовления кистей. В других работах упоминается хвостовой волос барсука, причем внимание обращается на тот факт, что использоваться должен только волос с кончика хвоста, а не с боков. В то же время многие предпочитали волос с нижней части конечностей быка или верхней челюсти мула.

Валентин Больтц в. Руффах в 1549г. упоминал хвостовой волос белки и хорька.
В 1620г. де Майернс отмечал, что кисти изготавливались из меха выдры и белки.
В 1633г. Виченте Кардуччо говорил о волосе белки, мангуста, козы и собаки.
А Франциско Пачеко в 1649 - о волосе козы, мангуста и соболя.
Антонио Паломино у Веласко в 1724г. рекомендовал использовать хвостовой волос козы, собаки, белки, кошки, мангуста и особенно барсука.
Дж. М. Грёкер в 1729г. упоминал волос хорька, горностая и, как и Валентин Больц, белки.

Понятию "рыбий волос" (fish hair) даются различные интерпретации. Бергер переводил "poil de poisson" как волос рыбы (выдры). Об испанском слово "peje" Велиц говорил, что оно могло означать форму кисти, напоминавшую рыбу. Меррифилд предполагал, что "рыбий волос" мог означать волос тюленя.

В начале 20-го века фирма по производству кистей Комет подразумевала под этим понятием смесь волоса козы, медведя и хорька. Тем не менее, высказываются предположения, что оно могло быть просто неверное заимствование староанглийского слова fitch - хорек.

Применение волоса в наши дни

Колонок - это особая порода норки, принадлежит к семейству куньих: группе млекопитающих с мускусными железами, живущих одно время на Кольском полуострове в западной части России и служивших источником отличного волоса красного соболя.

На сегодняшний день на этой территории не осталось колонков. Этот вид находится на грани вымирания и является охраняемым в России. Тем не менее, название "колонок" до сих пор используется для обозначения волоса азиатской норки и сибирской куницы, обитающей в Сибири, северной Корее и Китае. Ее называют также сибирский горностай, сибирская ласка или гималайская ласка - рыжеватый родственник ласки от 48 до 66см от головы до хвоста с пушистым хвостом длиной от 12 до 25,5см.

Окрас сибирской куницы - бледно-коричневый на спине, ниже постепенно переходящий в еще более светлый, желтоватый.

Защитные волоски, взятые с хвоста самца колонка, обладают показателями качества, лучшими для изготовления кистей для живописи. Часть волоса, наиболее близкая к коже, светлая, постепенно волос темнеет по направлению к вершинке. Волос колонка очень тонкий, но в то же время у него прочная тонкая вершинка, и он обладает высокой эластичностью. Волос достаточно толстый в середине и заостряется к вершинке. Так как его прочность и эластичность проявляются лучше всего между серединой и вершинкой, при изготовлении кисти половина волоса остается в обойме.

Благодаря прочности, упругости, капиллярности качественного волоса колонка кисти из него считаются лучшими для акварели и других видов искусств, требующих, чтобы кисть достаточно долго удерживала воду, и вершинка в намоченном состоянии оставалась тонкой.

Один грамм волоса колонка стоит дороже золота, причем длинные волосы (50мм) значительно дороже коротких (25мм). Волосы длиннее 55мм встречаются редко, да и проигрывают в качестве.

Волос колонка иногда смешивают с волосом ласки. И отличить эту смесь нелегко не только любителю, но зачастую и профессионалу.

Используется для:

  • изображения символов
  • каллиграфии
  • акварели
  • письма легким маслом

(продолжение следует)


Учащиеся иногда пытаются изготовлять кисти самостоятельно, но, не зная технологии этого специфического производства, делают кисти, мало пригодные для работы.
Выше мы описали виды кистей, применяемых в живописи, где указаны материалы, из которых они производятся.
При изготовлении кистей в первую очередь необходимо заготовить соответствующий волос или щетину животных. В описании кистей нами указаны животные и те части их волосяного покрова, где волос имеет нужную длину и упругость, необходимую для качественных кистей.
Заготовлять волос для кистей рекомендуется в марте - апреле, когда происходит линька животных. Стричь волос надо на небольшом участке, сразу же сортировать его по длине, упругости и связывать в пучки.


Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и ставят в узкий стаканчик, с плоским дном, например в узкую баночку подрезанной частью вниз.
От легкого постукивания дном баночки все волоски пучка осядут и выровняются. После этого волосяной пучок перевязывают и вычесывают из него ненужные волоски. Для вычесывания пользуются металлической расческой с острыми зубцами.
Вычесанный пучок дополнительно перевязывают


Подготовленный волосяной пучок обезжиривают в авиационном бензине или бензине, применяемом для зажигалок. Для этого его кладут в банку с бензином и плотно закрывают крышкой. Пучок выдерживают в бензине не менее 2-3 суток, после чего его несколько раз промывают в чистом бензине и кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. Обработка алюмокалиевыми квасцами делает волос негигроскопичным.
После кипячения просохший волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают при температуре 140-150° в течение 50-60 минут.
Время закаливания пучков волоса зависит от вида волоса. Так, пучки из волос собаки или коров закаливают в течение 1 часа 20-30 минут. Тонкий волос требует более высокой температуры закаливания.
Для определения температуры можно пользоваться следующим простым способом: если бумага, в которую обернут волосяной пучок, слегка пожелтеет, это значит, что температура для закалки недостаточна, т. е. она ниже 150°; если бумага приобретет цвет светлой охры, это будет означать, что температура близка к 150°, т. е. достигнута температура, необходимая для закалки волоса; если бумага обуглится, это указывает на слишком высокую температуру, т. е. выше 150°, такая температура непригодна для закалки волоса - перегрев сделает его ломким.
После того как температура печи будет отрегулирована, приступают к закалке. Лучше всего пучки волос класть на сетку или подвешивать в печи, чтобы они равномерно прогревались горячим воздухом.
Прокалив волосяные пучки, их снова прочесывают и уравнивают концы волосков кисти, придавая пучку конусообразную форму. Прочесав пучок, из него затем удаляют короткие или непригодные волоски. Для этой операции пользуются бритвой. Пучок кладут обрезанной частью к ладони, при этом придерживают его пальцами и бритвой, как бы подрезая волоски, и удаляют ненужные. Затем пучок раздвигают и из середины вынимают ненужные волоски пинцетом.
Обрезанный волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаливают.
Дли определения качества закалки волос пучок смачивают водой; на волосках, недостаточно прогретых, будут образовываться завитки. Такой пучок смачивают водой и снова прокаливают.
Проверяют качество закалки волоса по его цвету. Так, при достаточной закалке белый волос приобретает желтоватый оттенок. Волосы черные или темного цвета проверяют путем вкладывания в пучок нескольких контрольных белых волосков, пожелтение их будет указывать на достаточную степень закалки волоса.
Подготовив волос, приступают к вязке кистей. Перед изготовлением кисти из пучка берут некоторое количество волоса (в зависимости от номера кисти), опускают его в заранее заготовленную коническую формочку, сделанную из жести или пластмассы. При этом формочки должны иметь коническое дно. Такие формочки должны заготавливаться в зависимости от различных номеров кистей.
Вложив пучок, путем постукивания но формочке подравнивают заготовку для кисти. Затем вынимают пучок, перевязывают его, после этого пучок перевязывают еще 2 раза.
Затем отрезают лишний волос и нерабочую сторону пучка тщательно прокрывают лаком и вставляют в металлический капсюль (обойму). Капсюли изготовляют цельнотянутые или соединяемые внахлестку (с пропайкой соединения) из черной (холодного проката) или белой жести или из латуни, величина капсюля зависит от номера кисти. Капсюли из черной жести и из латуни никелируют. Ручки изготовляются из древесины березы, осины, бука или ольхи, шлифуются, покрываются бесцветным лаком или окрашиваются в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с широкою конца капсюля водостойким -лаком или синтетическим клеем. Клей (лак) проходит до самого конца волоса (щетины), заключенного в капсюль.
После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой. Капсюль на ручке дополнительно закрепляется путем обжима.
Длина выпущенного волоса определяется по его упругости. При этом правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенный волос делает кисть растрепанной, а недостаточно выпущенный будет набирать мало краски.
Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.
Ручка готовой кисти покрывается лаком.

Вы задумывались над тем, как изготовлена кисть, которую вы держите в руках? Нет? Это и не важно, но подозреваю, что очень интересно. Я уже некоторое время исследую всякого рода производства. Недавно мы на работе, всем коллективом узнавали как изготавливаются сушки. Следующими были сосиски:) Это все очень занимательно и интересно. А потом я подумал, почему бы не продолжить писать о производстве художественных материалов.

«Отзывчивое сердце, намётанный глаз, твердая рука… и лучшая кисть» - так известный художник из Германии Ансельм Фейербах(1829-1880) определил первую необходимость каждого художника. С древних времён и до сегодня основным способом выразить себя остаётся рисование, а точнее живопись. Кисти относятся к наиболее древним инструментам, которые мы использовали для самовыражения и передачи образов для будущих поколений. В пещерах Альтамиры, что в Испании группа исследователей обнаружила художественную мастерскую, где рядом с красками находились самые разные кисти, возраст которых, по сведениям Музея кистей и щёток в Бекхофене, Германия достигал до 20 тысяч лет!

Кисть представляла собой кость, в которую вставляли пучок волоса. Как видим, принцип изготовления кистей не так сильно изменился. Но все же цивилизация принесла художникам ощутимую пользу. Первые мануфактуры избавили их от необходимости самостоятельно изготавливать кисти, химическая промышленность подарила им кисти из синтетических материалов, которые служат достойным дополнением, а подчас и альтернативой кистям из натурального волоса.

Точная дата появления первых кистевязальных мануфактур неизвестна. В Европе первыми были французы, которые производили кисти ещё в XVIII веке(основание современной компании «SAUER» - Франция восходит к 1730 году). Со временем такие производства стали появляться и за её пределами. В качестве подмастерья Йохан Каспар Бюлер(1751-1799) обучался этому ремеслу во Франции, затем вернулся в Германию, а два его сына, также приобщавшиеся к этому мастерству, поселились в Бекхофене на Хайде(Германия) в 1810 году. Так в Германии возникла школа изготовления кистей. Немцы считают, что развитие кистевязальных мануфактур в Бекхофене связано с выгодным расположением города и частым проведением базарных дней. Я уверен, что и в России в те годы также были опытные кистевязы, но их мастерские не превратились в фабрики. Такие умельцы есть и по сей день, они продолжают обслуживать региональные народные промыслы, производя кисти по старинке, кустарно. Поскольку такие кисти имеют особые характеристики, которыми не обладает серийный товар, на них всегда будет устойчивый спрос.

Очень правдивой также представляется история появления фабрик по производству кистей одновременно во многих странах мира. В довоенной Германии существовало огромное количество мануфактур, где изготавливались кисти и щётки. Евреи обеспечивали эти мануфактуры сырьём и помогали сбывать товар. С приходом к власти национал-социалистов они эмигрировали из Германии, не захотев и на чужбине бросать своё доходное дело. В результате появилось множество фабрик по производству кистей во всём мире. Так утверждается в каталоге Музея кистей и щёток в Бекхофене. Стоит указать на некоторые совпадения. Именно в этот период в Кирове появилась первая артель по производству художественных кистей, где применялись технологии, похожие на немецкие. И про приезжего, который помог изготовить первые кисти, 20 лет назад мне рассказывали старожилы.

Процесс производства кистей, разработанный немцами, оказался настолько совершенным, что его этапы за последние полсотни лет практически не изменились. Технологии производства совершенствуются, но, как и прежде, можно выделить шесть основных этапов:

1. Подготовка натурального волоса. Для этого необходимо вымыть волос(обезжирить), затем рассортировать его по длинам, удалить неподходящие волоски из общего пучка и, наконец, выпрямить его. При необходимости волосу придаются дополнительные свойства упругости или мягкости.

Современные производители кистей во всём мире сами волос не подготавливают, а покупают уже готовый полуфабрикат в Китае, но потом дорабатывают его. Из-за «железного занавеса» производители кистей в России в своё время были вынуждены организовать собственное производство по подготовке натурального волоса. Сейчас это наше конкурентное преимущество, так как раскладка волоса по длинам в России производится без применения специальных механических зажимов, используемых в Китае(зажимы, напоминающие множество приплюснутых пружин, обламывают вершинки волоса). Именно из-за того что наши кисти имеют более качественный волос, они так ценятся у профессионалов.

Кустарный производитель кистей в России каждый хвостик, ещё сырой после мойки, расчёсывает и вручную раскладывает для сушки. Тем самым он добивается прямолинейности волоса уже на стадии сушки хвостов. Конечно, такой ручной труд невозможен на большом предприятии. Но если нужен идеальный мазок, следует делать именно так. Вот из-за таких мелочей крупная компания никогда не сможет изготавливать кисти высшего качества. Это возможно только на небольших семейных предприятиях, таких как, например, немецкое HABICO.

2. Формирование мазка с помощью специальных форм — сбоек, которые нельзя изготовить кустарно. Для их производства необходимо специальное оборудование. Мазок также мож

но формировать, сбивая его на комель(противоположная сторона вершинки волоса). Этот способ продолжают использовать российские кустари-кистевязы . Мазок собирается из волосков разной длины, поэтому внутри мазка образуются пустоты, в которых прекрасно удерживается краска. Такие кисти(самовязки) используются в народных промыслах для получения длинных, тонких линий. Аналогичным способом собирают мазок дешёвых кистей в Китае. Загуммированные, они имеют прекрасную вершинку. Но если с кисти снять гуммир, мазок будет похож на метлу. Чем такой мазок лучше или хуже собранного в сбойке, я надеюсь, «Художественный совет» расскажет в какомнибудь следующем номере.

3. Изготовление обоймы(её иногда называют гильзой или капсюлем). Она по-прежнему делается из листовой или рулонной жести, имеющей покрытие, или штампуется из листового металла либо из трубки. Французы называют дату — 1730 год, когда стало возможно изготовление металлических обойм. Но до сих пор в Европе для производства кистей очень часто применяют гусиные перья. Такие кисти называют французскими.

4. Закрепление волоса в обойме. В России это делали с помощью канифоли, что позволяло художнику укорачивать или удлинять выставку волоса уже у готовой кисти. Только нагрев обойму, волос можно было двигать. Сейчас, когда в свободной продаже есть любые кисти, потребность в этом отпала.

5. Этапы производства ручки также остались без изменений. Её по-прежнему изготавливают из древесины и наносят на неё лакокрасочное покрытие или пропитывают. Практически никто из мировых производителей кистей сам ручки к кистям не производит. Для этого есть фирмы, которые специализируются на таком производстве. Это разумно, так как в деревообработке при массовом производстве, чем меньше ручного труда, тем выше качество и ниже цена. Каждая такая фирма обеспечивает более десятка потребителей по всему миру. В России рыночные отношения ещё только формируются, и каждый производитель кистей вынужден иметь свой цех деревообработки, что сильно увеличивает стоимость товара. По этой же причине в магазинах можно встретить кисти с шершавыми ручками, которыми можно занозить руки. 6. Ну и, наконец, последний этап — закрепление мазка на ручке, в лучшем, классическом, варианте с помощью механического обжима обоймы на ручке. Аналог цанги — приспособления для крепления обоймы, применяемого производителями кистей сегодня, существовал в Германии ещё 100 лет назад. А в России первая цанга появилась всего лишь 20 лет назад. Эта технология пришла к нам, естественно, из Германии.

На первый взгляд ничего не изменилось. С течением времени только совершенствовались станки, с помощью которых изготавливается художественная кисть, разработаны новые клеи, краски, материалы для производства обойм и их покрытия. На кистях делают маркировку с необходимой информацией, а кисти стали отправлять в удобной для покупателя упаковке. Конечно, мазок качественных кистей по-прежнему собирается вручную. Но для получения некоторых видов таких мазков кистевязу необходимо иметь специальное оборудование, стоимость которого превышает 3 тысячи евро, и инструменты. Оборудование год от года совершенствуется, а навык и умение у кистевяза приходят с годами. Кистевяз сможет стать профессионалом не раньше чем через пять лет. Вот пример: 18 лет назад наша фирма помогла приобрести автомат для производства шовных обойм одному известному подмосковному предприятию по производству кистей. Они тогда буквально поштучно вырезали и загибали каждую обойму, и мы вызвались помочь им в автоматизации этого процесса. Во время наладки и запуска станка возник разговор о том, сколько мазков в среднем делает один кистевяз за смену. Оказалось, у кировчан результат в пять раз выше! Рыночные отношения лишили надежд на выживание фабрики, которые выпускают кисти кустарно. К сожалению, этот производитель оказался в их числе.

В 2008 году компания «Живописные кисти» закупила новые станки по производству ручек для кистей, однако их полностью разобрали, а ряд узлов заменили на более совершенные, уже собственной конструкции. Полная замена станков на этом участке происходит уже в третий раз за последние восемь лет. И так во всём: если производитель хочет выпускать товар высокого качества, он должен иметь оборудование лучше, чем у конкурентов.

Некоторые считают, что наши кисти сделаны в Германии. Естественно, они изготавливаются в России, но на станках и по технологиям, разработанным в Германии. Конечно, профессионал всегда найдёт ряд отличий между нашими, кировскими кистями и кистями, произведёнными в Западной Европе или Китае. Например:

1. Обойма, выпускаемая в Германии, имеет никелевое покрытие, которое быстро тускнеет и приобретает свинцовый оттенок. На наших кистях вы увидите белую хромированную или золотую анодированную обойму. Эти покрытия более стойкие к агрессивной среде.

2. У российских художников традиционно более высокие требования к качеству мазка, поэтому, протестировав кисть на восьмёрку, вы сразу увидите, насколько лучше кировские кисти(Тест на восьмёрку — это когда одновременно берут две кисти или более, и рисуют восьмёрочку. Кисть, которая дольше не потеряет влагу и не растопорщится, будет лучше служить художнику). Конечно, улучшая определённые свойства материала, нельзя не ухудшить какие-то другие параметры. Наш волос прекрасно работает на изгиб, как стальная проволока, но если проволоку перегнуть, она сломается. Художник, привыкший ухаживать за кистями, никогда не променяет кировские из колонка или белки на аналогичные, сделанные в Китае или в Германии, так как он ими не получит такого результата, как работая нашими.

3. Наши кисти и кисти европейских производителей имеют более качественное механическое крепление ручки к обойме, чем их аналоги, произведённые на фабриках с низкой культурой производства.

4. По кончику ручки можно определить, где изготовлена кисть.

5. Индустрия производства кистей в Европе ориентирована на любителей, которым необходимо, чтобы кисть была яркая, а ручка блестела. Наш потребитель — художник, который считает, что кисть не должна ни отвлекать его внимание, ни скользить в руках во время работы.

6. В России для закрепления волосяного пучка применяют клей, не стойкий к ацетону. Мы на своём предприятии заменили его на другой, выдерживающий воздействие ацетона не менее двух часов. Китайцы и европейцы применяют в производстве клеи, вредные для здоровья людей, чтобы художник мог использовать в работе любой растворитель. Мы у себя на предприятии не применяем такие клеи.

7. Производителя можно определить по штрих-коду . На всех кистях, выпускаемых нашей компанией, первые девять цифр будут такими: 460706978…

8. Российские производители имеют более узкий ассортимент кистей, чем европейские коллеги. Это вызвано тем, что учителя рисования в период своего становления были очень ограничены в выборе товаров для художников. Теперь в России есть любые кисти, но как их использовать, художники не знают! Естественно, нет спроса, поэтому мы их не производим.

Профессионал сможет определить, насколько качественно изготовлена кисть, даже по тому, как загуммирован мазок. Если предлагается его размачивать перед началом работы или мазок вообще не гуммировали, это кисти низшей ценовой группы, от сомнительного производителя. Надо помнить: щетина гуммируется крепче, и для его снятия придётся сильнее сжать мазок пальцами, лампемзели и плоская белка вообще не гуммируются. Естественно, продвинутые производители не рекомендуют магазинам выставлять стаканчики с водой. Они гарантируют качество.

Производители сейчас дорожат своим именем как никогда. Покупая кисти одного и того же производителя, вы всегда будете иметь одинаковое соотношение цены и качества. Исключением могут быть только оптовые компании, торгующие товаром под своим брендом. Они размещают заказы у разных производителей, где дешевле. Естественно, и характеристики товара также будут разными. Особенно часто в таких кистях вместо белки можно видеть чёрную пони или вместо качественной щетины — щетину малярную. Поэтому мы были вынуждены зарегистрировать свой товарный знак ROUBLOFF. У вас теперь есть возможность покупать настоящий российский товар.

В период глобализации происходит смешение школ производства кистей. Европейские компании, 24 Художественный Совет ж и з н ь в и с к у с с т в е где знают, что в Кирове смогли сохранить ручную обработку волоса, мечтают получить кировский мазок из волоса белки и колонка для своих кистей. Обычно головки кистей из волоса щетины покупают в Китае, только на разных фабриках. Известные европейские фирмы получают мазки из синтетики из Японии. Высокая стоимость рабочей силы и отсутствие местного сырья изменили роль Германии в этой сфере. А где будет находиться мировой центр производства кистей: в Индии, Мексике, Китае или в России — покажет время.

Сейчас в производстве кистей происходит революция из-за появления синтетического волоса. Достижения химиков расширили возможности «кисточников». Теперь производителю не нужно отвлекаться на обработку натурального волоса: промывку, раскладку по длинам, смешивание. Он может заказать синтетику у производителя с теми характеристиками, которые ему необходимы. Цвет, упругость и длина волоса - всё будет именно таким, как он закажет. Этот волос можно хранить, не опасаясь моли. Стоимость натурального сырья постоянно растёт, а цена на волос синтетики год от года снижается. На сегодняшний день она вдвое меньше, чем на волос белки, и в десять раз ниже, чем на колонок! Поэтому в ближайшее время кисти из волоса белки и колонка будут исчезать, их заменят дешёвые кисти из волоса синтетики, которые по своим потребительским свойствам будут превосходить натуральный волос. Надеемся, это позволит художникам создавать новые и новые шедевры, а мы со своей стороны сделаем всё возможное, чтобы снабжать их кистями высокого качества, а также полной информацией о них.

Журнал« Художественный Совет», Ноябрь—Декабрь 2008

Видео о производстве не художественных кистей.

Cтатья и некоторые фото взяты

Старые мастера самостоятельно изготавливали и краски и кисти. Технология изготовления кистей не сложная, но ответственная и требует деликатности. Дело это необычное, поэтому мало кто знает секреты такого ремесла. Однако, сделать кисти можно даже в домашних условиях. Итак, в чем же заключается технология изготовления художественных кистей?

1. Заготовка волоса или щетины.

В волосяном покрове животных есть пух и прямой волос, который толще пухового и жестче. О том, из какого волоса и каких животных делают классические кисти для живописи я писал . Заготавливая волос, нужно сортировать его по длине. Волосяной пучок должен состоять из волоса, приблизительно, одинаковой длины. Кончики волос ни в коем случае нельзя обрезать. Почему это важно я писал .

2. Формирование основы будущей кисти.

Далее, волоски в волосяном пучке выравнивается в каком-нибудь маленьком сосуде цилиндрической формы. Дно у такого сосуда должно быть плоским. Волос опускается своей подстриженной частью к донышку цилиндра. Теперь, его необходимо подровнять, аккуратно постукивая дном цилиндра о стол. Волоски осядут и выровняются. После этого, их связывают в пучок и прочесывают мелкозубчатой расческой для удаления ненужных волосков.

3. Обезжиривание и дубление.

Обезжиривание производится замачиванием волосяного пучка в бензине на протяжении 3-х суток. После этого, он промывается чистым бензином и просушивается. После чего, заготовку следует прокипятить в 10% растворе алюмокалиевых квасцов. Это называется дублением. Дубление нужно для того, чтобы сделать волос не гигроскопичным, пластичным и прочным.

4. Закаливание.

Эта процедура необходима для придания волосу упругости. Волос кисти для живописи должен быть в меру упругим и жестким, в меру эластичным. Для закаливания, волос будущей кисти обертывают в не плотную бумагу, например, в газетную и перевязывают нитью. Далее волос закаливается в печи, горячим воздухом температурой в 150 градусов. Делается это на протяжении примерно часа. Время и температура не одинаковы для различных видов волоса и зависят от их разновидности. Температуру можно определить по цвету бумаги: если она станет слегка желтоватой, то температура недостаточна. Если станет коричневой, то температура более 150 градусов. В этом случае волос станет ломким, поэтому превышать температуру не следует. После первичной закалки, волос прочесывают удаляя ненужные волоски и повторяют закалку. Проверяют качество закалки смачиванием будущей кисти в воде. Если волоски на поверхности пучка будут кудрявиться, то закалка недостаточна.

5. Вязка кисти.

После всех процедур, волосяной пучок развязывают и помещают в конус соответствующего размера кончиками волос вниз. Далее постукивая конусом по столу, нужно выровнять волос. Волосяной пучок должен приобрести коническую форму (если кисть должна быть круглой или эллиптической). После придания нужной формы, из волоса вычесывают короткие и ненужные волоски. Затем волосяной пучок окончательно перевязывают нитью. Перевязанный участок пропитывают клеем.

6. Закрепление волос в капсюле.

Капсюль — это металлическая часть кисти, похожая на трубку конической формы. Волосяной пучок помещают в капсюль с его широкой стороны, после чего волос, находящийся внутри капсюля заливается клеем. (Кстати, капсюли можно использовать от старых и испорченных кистей, предварительно очистив его от клея и волоса.) Длину волоса будущей кисти необходимо регулировать в зависимости от ее предназначения. Слишком длинный волос делает кисть мягкой и неспособной хорошо держать форму, но зато гибкой и удерживающей большое количество краски. Коротко выпущенный волос наоборот, сделает Вашу кисть жесткой и неподатливой.

7. Закрепление капсюля на ручке.

В заключении, капсюль надевается на деревянную ручку. Предварительно, в капсюль закапывают клей. После этого капсюль запресовывают на деревянной ручке. Ручку кисти можно тонировать, красить и покрывать лаком.

Если все правильно сделать, то кисть получится не хуже заводской. Поэтому, пожелаю Вам успехов в этом редком ремесле!

Андрей Бяков, генеральный директор компании «Живописные кисти»:
«Кисти для художников отличаются от школьных кистей настолько же, насколько «Мерседес» отличается от «Жигулей». Для производства качественных кистей используется другое сырье, другие технологии и станки тоже нужны другие. Кистевяз, проработавший 10 лет на производстве школьных кистей, попадая на производство кистей для художников, снова превращается в ученика. Переучивать такого мастера бывает иногда сложнее, чем взять нового человека с улицы. Каждый хочет иметь качественную кисть, но если кисть нужна для разового потребления и результат при этом не имеет большого значения, то кисть нужна дешевая, одноразовая! Ведь и на «Жигулях» в нашей стране ездит людей больше, чем на «Мерседесах».Любая кисть состоит из трех основных частей: волосяного пучка, металлической обоймы и деревянной ручки (черенка).
Волосяной пучок – это рабочая часть кисти из натурального или синтетического волоса, собранного в пучок определенной формы и размера. Волосяные пучки для кистей вяжутся вручную, только так получается действительно качественный художественный инструмент. Именно себестоимость волосяного пучка главным образом влияет на конечную цену кисти. Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма для кистей изготавливается из металла. Обоймы бывают шовные и цельнотянутые. Для школьных кистей иногда используется шовная жестяная обойма, для художественных более дорогая – медная цельнотянутая.Даже у такого «расходного материала» как школьная кисть могут быть другие конкурентные преимущества, помимо цены: прежде всего, товарно-привлекательный внешний вид, этим производители сегодня озабочены не в последнюю очередь. Эстетический вид товара – то, что способно выделить его среди аналогов на прилавке. «Гамма», например, сделала определенный шаг в сторону розницы: выпустив для школы белку с первого по десятый номер, четыре номера колонка, пони, щетину, козу и пять номеров синтетики, позаботилась о том, что каждый вид кисти имел свой цвет ручки: пони – красная, белка и колонок – «маренное» дерево» и так далее. Кисти, предназначенные для продажи отдельными номерами, для удобства заключены в специальные прозрачные «пеналы».Поскольку розница, особенно розница формата самообслуживания, очень любит наборы, в блистере или пленке с европодвесом, они есть в ассортименте практически каждого производителя. «Гамма»: набор «Малыш» – кисти из щетины, набор «Школьник» – кисти из волоса пони, набор «Лицей» – синтетические кисти. «Питер Арт Сервис»: наборы «Цветик» – кисти из волоса белки, колонка, свиной щетины, лисы, пони козы (каждый из наборов имеет подробную аннотацию и снабжен таблицей, благодаря которой можно безошибочно подобрать номер и тип кисти для выполнения конкретной работы»), наборы «Сонет» – по 3 и 5 штук. ООО «Художественные материалы»: 38 наборов разного уровня – от дошкольника до профессионала, от недорогих до подарочных в инкрустированных шкатулках. Самыми популярными школьными наборами являются «Школьник», «Малыш» и «Радуга». Быстрыми темпами растут продажи наборов-ассоциаций «Зебра», «Светофор», «Триколор».Несмотря на все сложности, производители кистей заявили, что готовы к школьному сезону 2010 года.