Игра в ассоциации для детей. Как объяснить ребенку что такое ассоциации

Спионерила из ФБ сегодня, ну не могу удержаться. Уж очень показательная история с массой положительных эмоций:) Такое было наверно у каждого в том или ином варианте:) Звонит муж, уехавший за субботним мамонтом, и задумчиво, явно докручивая какую-то мысль, сообщает: - Ты хотела утку. Что лучше, филе или ножки? - ?!?!????? Я? Утку? Нет, не хотела, но если хочешь, купи. - Ты утром говорила про утку. Покупать? - (судорожно вспоминаю, когда в последний раз говорила про утку) слушай, ну месяц...

Пыталась объяснить ребёнку разницу между фруктами и овощами 3х летке. Просто запомнить что есть фрукт и что есть овощь не может.Презентации на эту тему не помогли. (Я поставила себя на её место, я тоже бы не запомнила сразу столько всего) Вроде бы сразу всё поняла, когда я сказала, что всё что няня кладёт в суп это овощи, а то что няня никогда не кладёт в суп - фрукты. Ей это объяснение понравилось и уже ей стало легче ориентироваться. А вы как объясняете? или просто стараетесь, чтобы ребёнок...

Обсуждение

Прочитал сыну,а он говорит-а, что курица то-же овощ?

26.10.2017 06:32:14, Васильев Р.Ш.

С точки зрения ботаники, фрукт, то что с семечками (косточками), а овощ - без. Есть еще классификация с точки зрения кулинарии, тогда много фруктов считается овощами (огурцы, кабачки, помидоры и т.п.)

...(Как правило, такие вещи находят при переездах, когда выгребают содержимое всех ящиков и полок.) Эту проблему тоже можно решить, формируя мгновенные ассоциации. Скажем, у вас есть очень красивая и дорогая перьевая ручка, которую вы хотите сохранить для детей и внуков. Вы кладете ее в ящик шкафа под свитера. В тот момент, когда вы это делаете, представьте себе, что ручка потекла, залив чернилами ваш любимый свитер. Будьте уверены, что в следующий раз, когда захотите полюбоваться на ручку, то будете точно знать, что она лежит под свитерами. Надо всего лишь связать предмет с тем местом, куда вы его кладете. Попро...

Ребенок это слышит с утра до вечера. Родители, которые произносят подобные фразы, не отдают себе отчета в том, что тем самым представляют ребенку мир, полный опасности и негатива... что на самом деле далеко от истины. Ведь кто говорит, что ребенок упадет, обожжется или простудится? Только родители. Однако как только фраза была произнесена, она с гораздо большей вероятностью подтверждается. Если родители будут относиться к ребенку, как к уязвимому неженке, то он обязательно таким и станет, можете не сомневаться. Так зачем же тогда использовать будущее время, эти пессимистические предсказания, когда можно вместо этого сказать:...

Обсуждение

В словах содержится большая сила, нужно следить за своей речью и не только в общении с ребенком. Только не надо утрировать, вместо "Не лезь туда - упадешь" достаточно сказать "Осторожней, это опасно" или предложить пойти в другое место. Вариантов уйма, главное, не произносить утверждения о том, что ребенок, упадет, заболеет и т.п.

Полезно, каждый день слышишь от чужих родителей: будешь ходить без шапки, не пей холодное - горло заболит.. не сиди около окна - продует каждый день в течение нескольких лет ребенок становится запрограммированным и болеть будет чаще.

Рассказывайте ребенку, как внутри вас растет его братик или сестричка. Только, отказывая карапузу в просьбе "на ручки", лучше сослаться на больную спину или уставшие руки, а не на живот. Иначе ребенок невзлюбит братика или сестренку еще до рождения. Вернувшись из роддома, объясните старшему ребенку, что новорожденный тоже живой человечек, довольно скоро он подрастет, и будет хорошим компаньоном для игр. Но пока он не научиться ходить, его надо защищать и охранять. Не ждите, пока ребенок попытается засунуть малышу в ухо игрушку или сделать что-нибудь в этом духе. Тактично пресекайте подобное поведение. Если старший с "опасной" игрушкой направляется к младшему, предложите ему сменить орудие на более безобидную погремушку. Самое главное - не оставл...
...Старший ребенок должен чувствовать, что мама по-прежнему интересуется его проблемами и успехами. При разнице в возрасте между детьми более пятнадцати лет особых проблем, как правило, не возникает ни с чьей стороны. Здесь основная трудность - возраст матери и связанный с этим риск, но это уже отдельный разговор. Мнение врача гинеколога Российской ассоциации "Планирование семьи" - Алесиной Инны Леонидовны: Принимая столь важное решение необходимо руководствоваться целым рядом факторов: психологическая атмосфера в семье, финансовое положение и здоровье всех членов семьи, а особенно будущей мамы. Именно хорошее физическое состояние матери обеспечивает наиболее благоприятные условия для нормального течения следующей беременности. Считается, что...

Обсуждение

Меня зовут Олеся мне 12 лет мои родители развелись когда я была маленькая но я общаюсь со всеми после мама нашла другого живот четвертый год мама беременна но мне не говорит но я это знаю ей не говорю должен родится братик он будет мне родной но я очень боюсь что будет дальше когда он родится и получается что у нас с ним будет тринадцать лет разницы в возрасте так как скоро у меня день рождения,что делать как смирится и можно ли маме сказать что я всё знаю???

19.12.2016 07:01:06, Олеся

У нас с сестрой разница в 10 лет. я старшая, мама родила меняв 30, а сестру 40. При чем сестру можно было назвать вундеркиндом - она научилась читатьв 4-5 лет, и после этого совершенно самостоятельно брала учебники за младшие классы, кники инструкции к конструкторам и училась всему сама. когда пошла в первый класс, то знала наверное программу 3-го. Это я на счет поздних детей...

А отношения - я очень любила с ней играть, была ужасно счастлива что она появилась- никогда не было даже намека на ревность.

Мы стали отдаляться друг от друга наверное когда я пошла в институт, а она в школу. У нее появились свои интересы, друзья. А я вышла замуж. Теперь у нас тоже отличные отношения - лучшие подруги.

01.12.2008 14:10:41, Ирина

Моисей и Мойша это одно и тоже? и вообще можно так назвать ребёнка ведь я не еврей. с чем имя ассоциируется?

Вот столкнулись с неожиданной проблемой, ребенка тестировала психолог для принятия в подготовительный класс школы, попросила выделить слово, не укладывающееся в ряд и объяснить почему, ряд был такой: Василий, Петр, Федот, Иванов. Ребенок выделил, что "лишнее" Иванов, но объяснил это тем, что Иванов - это врач, а все остальные нет:) Так вот, в связи с этим вопрос как научить ребенка отличать имена, фамилии и отчества друг от друга, для меня это уже настолько естественно, что я не могу...

Обсуждение

Ребенок 7 лет но может понять какая фамилия, имя и отчество у него. Путает понятия. Что только не пробовала. Уже третью неделю бьемся

27.10.2018 18:22:11, Анна кушнова

Ну, для того чтоб отличать, надо просто знать, что есть что. :)) На примерах оно довольно быстро проясняется. Берёте свою семью, называете полностью всех её членов, ребёнок сам уловит, что фамилия -- общая у всех. Если это так;).

У нас пока проблема с объяснением того, почему имена не переводят на другой язык:))).

Знаете, что такое ассоциативная память? Я точно не знаю, но объясню как я это понимаю, а вы меня поправите. Стоит мне услышать знакомый аромат и тут же вспоминаются события, произошедшие в то время, когда я впервые этот аромат услышала. Так запах заварный пирожных ассоциируется с моей тетей, которая замечательно их готовила, а запах сирени - с моим первым свиданием в бот. саду в мае. Еще музыка вызывает у меня подобные воспоминания. Вот нарыла записей прошлых лет, сижу и погружаюсь в свои...

Обсуждение

Интересно, что когда я сыну сообщаю, что он что-то получит завтра,а не сегодня:), он хнычет "сиво-одня", т.е. разницу давно уж понимает. Сам не использует в речи. Я говорю, "вот ты поспишь.." Но он днем не спит. А "вчера", мне кажется, тоже не понимает. Утро-день-вечер вроде понимает. Ну, мы все к солнышку привязываем (вот только где оно в Питере:)

05.03.2002 12:21:30, ЛяМур

Моему сейчас 2г. 5м. У нас "вчера" - это любое прошлое, все, что было 5 минут назад, вчера, месяц назад - все "вчера". Будущее еще не употребляет. Планирую сделать ему такой плакатик: Круг разделен на 7 секторов-дней недели. К каждому дню - прикрепить какое-нибудь событие (Например, понедельник - уборка квартиры, ...., суббота - поездка для развлечений (зоопарки, парки отдыха и пр.), и все такое) И чтобы этот круг вращался. А в качестве крепежа - выделение в рамочки трех верхних секторов (самый верхний - "сегодня", левее - "вчера", правее - "завтра") и каждый день крутить. Хочу попробовать - может поможет разобраться с пониманием дней недели и заодно - вчера, завтра, послезавтра. Только вот не знаю - не получится ли впечатление, что все время проживаем одни и те же 7 дней? :) - втор. сырье:)). Как избавиться?

Коллекция дидактических игр для развития мышления у дошкольников.

Мышление

О МЫШЛЕНИИ

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Можно с уверенностью сказать, что мышление - основной познавательный процесс (мышление связано со всеми познавательными процессами, поэтому их тоже необходимо развивать) . Но именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление.

Последовательные ступени интеллектуального развития:

1.Наглядно-действенное мышление

2.Наглядно-образное мышление

3.Словесно-логическое мышление.

1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:
* Анализировать - разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
* Синтезировать - объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнивать - сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
* Классифицировать - группировать предметы по признакам.
* Обобщать - объединять предметы по общим существенным признакам.
* Конкретизировать - выделять частное из общего.
* Абстрагировать - выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Задачи на развитие операции мышления. Развитие способностей к анализу и синтезу, сравнению абстрагированию, обобщению, классификации. Задачи на развитие форм абстрактного мышления, понятие, суждения, умозаключения.Задачи на поиск общего, на поиск предметов с противоположными свойства Логические задачи для расширения возможностей мыслительной деятельности (развитие построения точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями,) задачи на поиск предметов со сходными свойствами, задачи на поиск предметов-звеньев,

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников

Игры на развитие логического мышления

1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.

«Разложи предметы»

Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.

Ход игры:

Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

«Летает – не летает»

Ход игры:

Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

Игру можно проводить на прогулке.

«Съедобное – не съедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».

«Будь внимательным»

Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.

2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию.

«Новоселье у матрешек»

Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.

Игра «Что тяжелее?»

Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее посеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.

По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»

Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?»

Ход игры:

Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?

Рассказы – загадки.

«Что было ночью?»

«В д.с воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».

«Дождливая погода»

«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».

«Не покатались»

«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».

Продолжи предложения:

  • Мы включили свет, потому что … .
  • Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
  • Дети надели теплую одежду, потому что … .
  • Щенок громко залаял,потому что … .
  • Алеша выглянул в окно и увидел … .
  • Таня проснулась утром и … .

Также для развития логического мышления я использую игры сделанные из дерева: «Сложи квадрат», «Головоломки», «Уни- кубы», «Палочки Кюизенера», «Рамки вкладыши Монтессори» и магнитный 3D конструктор

Игра «Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову».

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

Игра «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Игра «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игра «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что.

Если переходить улицу на красный свет, то.

Автобус остановился, потому что.

Игра «рассказ наоборот»

Детям младшего школьного возраста (играть могут одновременно несколько человек) предлагается попробовать сочинить рассказ или сказку наоборот. Предположим, один говорит: «И началась у них с тех пор счастливая и спокойная жизнь». Другой: «Вернулись братья в свою деревню». Третий: «Наконец поняли они, что мир лучше ссоры. Четвертый: «Сколько в одиночку старались мост построить, а ничего не выходит» и т.д.

Игра «Ассоциация»

Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик . Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.

Щенок играет в мячик.

Щенок прыгает как мячик.

Щенка надо кормить, а мячик - нет.

Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.

У щенка глаза круглые, как мячик.

Дети любят играть со щенком и мячиком.

Рыбка - червячок

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка - малинку,

Воробушек - рябинку,

Рыбка - червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова - сено, собака - кость, мышка - сыр, кошка - молочко и т. д.

Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.

Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка - заяц, зерно - птица, лошадь - сено.

Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.

Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.

Раз, два, три лишний уходи

Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ - синтез)

Необходимый инвентарь: картинки.

Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл - самолет; трамвай, автобус, электричка - КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина - такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?

Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.

Небылицы

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: мяч.

Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза - небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», - игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» - мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» - игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» - мяч ловить не нужно и т. д.

Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

Сладкоежки

Игра помогает формировать зрительный контроль; развивает восприятие величины

Необходимый инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок.

Как играем: покажите ребенку несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница? Почему он так решил?

Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу или песке следы взрослого человека, а где ребенка? А где следы птички и собаки?

«Сели мы на саночки»

Игра учит подбирать нужные предметы для каждого времени года; отстаивать свое мнение

Необходимый инвентарь: картинки времен года, сопутствующих предметов к ним.

Как играем: покажите картинки времен года и сопутствующих этому сезону предметов. Например: санки, лыжи, коньки, ледянки, резиновые сапоги, зонтик, мяч, сачок, корзинка, ведерко, лопатка, формочки и пр. Ребенок должен правильно соотнести предметы с временами года. Попросите объяснить, почему санки нельзя положить к летней картинке, а велосипед - к зимней и т. д.

Закрепляем: вспомните стихи и песни про времена года: «По малину в сад пойдем...», «Сели мы на саночки, взяли мы коньки...». Когда собираетесь на прогулку, спрашивайте, почему вы взяли с собой сегодня именно эти игрушки?

Усложняем: сыграйте в словесную игру «Наоборот». Называйте сначала время года, потом его атрибут. Например: лето - самокат, зима - санки, весна - бумажный кораблик, а осенью что? И т. п.

Да - нет, говорите

Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов

Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.

Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает - да, бывает - нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если малышу сложно угадать.

Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.

Загадочные умники

Игра учит делать выводы, доказывать их правильность

Как играем: вы знаете, что умение отгадывать загадки, формирует логическое мышление? Итак, загадываем:

Лижет дочку языком, будет телочка здорова.

Кормит также молочком, кто же мама? (корова)

Когда ребенок ответит, спросите его, как он определил, что же это корова? Вот тут и начинается самое интересное! Если ребенок ответит, что корова кормит молоком теленка, скажите, что многие животные кормят молоком детей. А главная подсказка - это теленок! Только у коровы теленок. Далее:

В клетке пестрая головка,

Чистит перышки так ловко.

Что за птичка, угадай,

В клетке верно... (попугай)

В клетке обычно держат попугая, у него пестрая голова ит. д.

Поощряйте ребенка, меняйтесь ролями: ребенок загадывает - вы отгадываете.

Закрепляем: загадывать загадки можно по 5-10 минут каждый день. А может, ребенок придумает свою загадку? Например, вот загадка ребенка 4,5 года: «По лесу ползет, иголки на себе несет».

А если завести книжку и туда зарисовывать свои загадки? Назвать ее «Загадай-ка».

Внимание: при загадывании загадки нужно обращать внимание на отличительную черту предмета, явления: если это дождь, то он идет с неба, из тучи, ведь дождик можно устроить и из лейки. Например, придумываем: «Водичка льется с неба, как из лейки» (аналогия) и т. д.

Ребятушки-загадушки

Игра учит определять предмет по его характерным признакам

Необходимый инвентарь: игрушки.

Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями - это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.

Закрепляем: играть можно на улице, в дороге.

Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т. д.

Математические круги

Игра учит работать с пересекающимися и непересекающимися множествами

Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, мелкие предметы, геометрические фигуры.

Как играем: положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам, например: деревянные игрушки в одном, пластмассовые - в другом или большие красные круги в одном, маленькие синие - в другом. А если в другом должны лежать все круги, среди которых будут большие красные. Как их разложить? Помогите ребенку пересечь обручи и положить в пересечение большие красные круги. Можно положить маленький обруч внутри большого - в большом большие квадраты, в маленьком - маленькие.

Закрепляем: раскладывать можно предметы, картинки. А сделать круг из веревки или скакалки.

Парные картинки

Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует произвольную память

Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр).

Как играем: положите перед ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справо от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках?

Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет.

Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа - ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные.

Отрицалки

Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения

Необходимый инвентарь: опорные картинки.

Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.

Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные картинки, например - рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.; аналогично при других задачах.

Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.

Усложняем: увеличиваем количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три мяча: желтый, синий и красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У кого из детей желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?».

Внимание: вы купили родственникам подарки? Поиграйте. Загадайте загадку: «Я купила папе и дедушке брюки, джинсы и свитер. Дедушке я купила не джинсы и не брюки. Что я купила папе, а что дедушке?». Таких житейских примеров много, используйте их для игры и с пользой для ребенка.


Добрый день, дорогие читатели!

Наверное, каждому из вас знакома игра в ассоциации: когда один человек называет слово, а другой – ассоциацию к нему. Мы с дочкой (2г 8м) придумали свою игру в ассоциации для детей , которая позволяет развить не только ассоциативное мышление, но и память, внимание.

Игра в ассоциации также:

  • развивает связанную речь;
  • учит ребенка описывать предметы;
  • учит обобщению;
  • помогает изучать иностранные языки.

Правила игры в ассоциации для детей

Для игры в ассоциации вам потребуется несколько разных предметов. Это могут быть мягкие игрушки, куклы, наборы карточек, маленькие игрушки от киндер-сюрприза, машины разных марок. Исходите из того, что на данный момент интересно ребенку.

Суть игры состоит в том, что мама загадывает один предмет и начинает описывать его, а задача ребенка угадать задуманное. Потом мама и ребенок меняется местами.

В игре может быть несколько уровней сложности.

Самый простой вариант, когда все предметы лежат перед ребенком. Мама при этом просто выбирает один из них и рассказывает о нем. Угадать ребенку в этом случае будет легче всего. Да и самому предмет описать проще, ведь он видит его.

Другой вариант, когда все игрушки остаются перед глазами ребенка, а один прячется за спину. Так отгадывать и описывать уже сложнее. Чтобы дать описание, ребенок должен хорошо помнить игрушку, а это уже тренировка памяти.

И самый сложный вариант, когда вы с ребенком предварительно изучаете игрушки, участвующие в игре, потом убираете их с поля зрения ребенка, а один предмет прячете за спину и даете ему описание. Для большего интереса этот предмет можно поместить перед собой и накрыть платком.

Как мы играем в ассоциации

Игра приносит Анютке огромное удовольствие. Мы играем по второму и третьему варианту. Предметы для игры в ассоциации она приносит сама очень разные. Иногда они остаются прямо перед глазами (но не в ряд, а расставленные в разных местах в пределах комнаты), а иногда мы убираем. Чтобы играть было веселее, я порой специально ошибаюсь, удивляюсь, и веду себя очень эмоционально.

Описывать игрушки начинаю я, Анютка отгадывает. Ей, конечно, рассказать о предмете сложнее, но с каждым разом получается все интереснее и интереснее.

Сначала описание дочки было коротким:

«Анечка, кого же ты спрятала, опиши, пожалуйста?»

«Кота!» — довольно отвечает Аня.

«А какой он?» — я задаю наводящий вопрос.

«Ну, он желтый, с лапами» — отвечает дочка.

К игре можно подключить изучение английского языка: новые слова запоминаются моментально. Как? Очень просто: мама начинает отгадывать название игрушек на английском языке: a cat? a dog? Кстати, Аня очень быстро переключается, и тоже начинает отгадывать на английском. А если не знает, то тут же спрашивает: «а как бык будет на английском?» Так что, если вы не знаете где выучить английский — игра вам поможет запомнить много новых слов.

Вот такая простая и веселая игра. И не просто игра, а отличный инструмент мамы для .

Попробуйте! Вам понравится!

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

Что такое образное мышление у ребенка?

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка - это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк - это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное "сотрудничество" между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше - действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово "прививка", у него возникают ассоциации "боль" - "терпение" - "ограничения" - "тревога" - "боль", а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Развитие ассоциативного мышления у детей

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие "цветы"), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

  • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка ;
  • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
  • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
  • по причинно-следственным связям: гром – молния;
  • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
  • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
  • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

  • Тематические . Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство ).
  • Фонетические . Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом ).
  • Словообразовательные . Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный ).

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина . Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина .

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий . Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт . Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо . Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена .

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.