Игры народов саами. Саамские игры. Саамская игра «Утушка»

Чистякова Екатерина Сергеевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 12 "СКАЗКА"
Населённый пункт: пгт. Никель, Мурманская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей"
Дата публикации: 18.11.2017
Раздел: дошкольное образование

«Подвижные игры коренных народов Крайнего

Севера в физическом развитии детей»

Консультация для педагогов

Подготовила:

инструктор

по физическому воспитанию

МБДОУ д/с № 12

Чистякова Е.С.

Движение – это

главное проявление жизни ребенка. Неподвижность

детей приводит

понижению

жизнедеятельности

организма,

замедлению

роста, задержке умственного развития.

В условиях Крайнего Севера полную потребность детей в активных

движениях

обеспечить

климатические

региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в

отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкие

температуры

осенне-зимний

ограничивают

возможность

двигательной

деятельности,

необходимой

нормального

ф у н к ц и о н и р о в а н и я

о р г а н и з м а,

п р и в е с т и

гиподинамии, «моторному голоду».

В последнее время наблюдается тенденция на ухудшение состояния

здоровья детей проживающих

районе Крайнего

вызывает

озабоченность и тревогу. В поиске эффективных средств по решению задач

укрепления здоровья детей мое внимание привлек богатый опыт коренного

населения Крайнего Севера, в частности народов – саамы.

народные

важнейший

передачи

богатства

традиции

поколения

направлена

познание

окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а

также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в

материальную,

духовную

культуру

народа, проникаются его духом.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного

Проживая

экстремальных

условиях,

Крайнего

научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как

естественные

закаливания.

народным

подвижным

обогащаем

физические

активизируем их речь новыми словами, названиями спортивных состязаний,

игр. Детям всегда интересно узнавать что-то новое о родном крае. И наша

задача, сделать так, чтобы этот интерес не терялся.

проводить

саамские игры, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных

атрибутов. Правила таких игр дети хорошо запомнят и усвоят. Находка

данной темы состоит в том, что много знакомых нам игр, у народов Севера

играются немного иначе. Например: «Море волнуется» очень похоже на

саамскую игру «Солнце», «Веселые ребята» на «Смелые ребята и т.д.

Основной

направленностью

промысловая,

приобщение

трудовой

деятельности

рыболовству,

собирательству, ведению домашнего хозяйства). Самым главным, тотемным

животным, которому была подчинена все жизнь саамов является северный

олень. Саамы так сами про себя и говорят, что они «олений народ». Зимой

саамы-пастухи

оленьими

Олени для саамов это пища, одежда и кров.

Суровые жизненные условия Севера, требуют от народа саамы, чтоб

возраста

активно развивали

важнейшие

физические качества,

воспитывали

специфические

двигательные

психологически

закаляли.

возрастного

привлекаются к хозяйственной помощи родителям, но и ведется специальное

обучение и воспитание мальчиков как будущих кормильцев семьи. В них

стараются

выработать

мужественность,

выносливость,

трудолюбие,

правдивость, преданность семье. Девочка – будущая хранительница очага,

воспитывается

хозяйственность,

женственность,

ловкость,

быстрота, хороший глазомер. Что касается более младшего населения, детей

3-4 лет, здесь большинство игр способствуют развитию навыков ходьбы, бега,

а также других видов движений и носят подражательный характер. С 3 - 4 лет

дети получают от родителей лыжи, размеры которых соответствуют возрасту

и росту ребенка. Охотно играют в прятки, зимой роют в снегу ходы и

прячется в них.

Все игры коренных жителей Севера связаны с прыжками, метанием,

способствуют

упражнению

основных

движения,

формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости,

кроме того, развивают силу, ловкость, координацию движений, гибкость.

Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться

в заданном ритме и темпе.

Подвижные

организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке.

С их помощью педагог воспитывает у детей положительное отношение к

прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение,

активность. Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать

их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к

кататься

разносторонность воздействия на детский организм делают народные игры

севера незаменимым

средством

воспитания

подрастающего

поколения. Использование таких игр в определенной системе и в сочетании с

средствами

обеспечивает

эффективность

воспитания

важных черт характера ребенка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад №29 «Сказка»

Физкультурный досуг для детей средней группы
«В гости в саамскую деревню»

Разработала:
инструктор по ФК:
Щепелина В.А.

Ковдор

2017 г.

Пояснительная записка :
1.Не секрет, что интерес к истории, культуре, природе родного края угасает год от года. Не все взрослые могут ответить на вопрос: Кто такие саамы? Где живут, чем занимаются? А ведь это народ с многовековой историей.
В нашем детском саду ведется большая работа в рамках регионального компонента. Проведение спортивного досуга для детей средней группы является частью работы по ознакомлению с историей саамской культуры, природой северного края, бытом коренного населения Кольского Заполярья, знакомством с национальными саамскими играми.

2. Возраст участников спортивного досуга : дети 4-5 лет

3. Цель : Воспитание патриотизма, любви к родному краю через использование традиций и культуры саамского народа.

4. Задачи:
1.Закреплять знания детей обитателей водоемов, животных Севера, знания детей о северных ягодах.
2.Закреплять знания детей об особенностях саамской культуры, их обычаях и традициях.
3.Повышать двигательную активность через использование подвижных игр народов Севера.
4. Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, пропагандировать здоровый образ жизни.

5. Планируемые результаты:

В ходе спортивного досуга дети покажут знания:
- водоемы Севера, обитатели водоемов (рыбы озерные, речные, морские)
- флора и фауна Кольского Севера
- животные Севера
- название частей одежды и обуви кольских саамов
- подвижные игры народов Севера: «ловля оленей», «гонки на оленьих упряжках», «сугроб», «рыбак и рыбки», «хейро»

6. Предварительная работа :
1. Рассматривание иллюстраций «Одежда кольских саамов» Р.С. Чебатурина
2. Разучивание саамских подвижных игр
3.Чтение отрывков из книги «Семилетний стрелок из лука», эскимоской сказки «Почему куропатки смеются»
4. Чтение стихов о Кольском Севере О. Вороновой, сборник «Чахкли»
5.Беседы о северных ягодах, рассказ по В.Ференцу «Осень в тундре» (книга для чтения А.Ф. Бойцовой)
6. Рассматривание картины «Оленья упряжка», чтение стихотворения «Северный олень» М. Шульгина
7.Знакомство с водоемами Севера, их обитателями.
8. Подборка музыки для игр, составление слайд –шоу.
9.Чтение отрывка из книги В. Суслова «В краю поющих сугробов»

7. Оформление зала к проведению досуга:
1.Оформление центральной стены детскими работами: саамские варежки – койбицы.
2.Использование мультимедиа – слайды с фотографиями природы Севера, национальными саамскими костюмами, саамов, оленей и др.

8. Инвентарь для проведения игр и эстафет:
1. 2 кольцеброса, малые обручи по количеству детей.
2. Стойки для метания
3. Дорожки со следами, 2 мягких модуля
4. Обручи, мягкие мячи для метания в цель
5. Картинки северных рыб по количеству детей
6. Картинки животных Севера.
7. Веревка для игры «рыбак и рыбки»
8.Национальные саамские костюмы для детей
9.Костюм «Солнце» для взрослого
10.Мячи мелкие желтого и красного цвета (ягоды)
11. Ткань белая для игры «сугроб»
12. Снежки из ткани

Ход спортивного досуга:
Дети сидят на стульчиках.
Звучит музыка, цветоэффект «северное сияние», слайды с картинками природы Севера и саамской тематикой.
Входят ведущая и 2 ребенка в национальных саамских костюмах.
Вед: Здравствуйте уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Хотим пригласить вас вместе с нами отправиться в путешествие к истокам Севера.
«Да, только здесь, на Севере моем.
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
игра сполохов на небе ночном.
Нехоженными кажутся леса,
Бездонными – озерные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны».
1 реб.
Неспроста говорят, что наш Север богат
Наши горы и озера хоть кого покорят.
2 реб.
Заполярье – край северной сказки,
Заполярье- край белых ночей,
Заполярье – брусника, морошка,
Заполярье – круг добрых людей.

Вед.
Да, действительно. На Крайнем Севере живут люди, влюбленные в свой край, самые замечательные, добрые, отзывчивые.
Ребята, а вы знаете, как называют коренных жителей Севера (Саамы).
Правильно. Это - саамы.
Живут саамы в саамских поселениях, занимаются оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Женщины занимаются хозяйством, шьют одежду из оленьих шкур, изготавливают сувениры.
Входят 2 девочки в саамских костюмах.
1 реб. Всем ребятам – северянам,
шлют саамы свой привет.
2 реб. И, конечно, приглащают
в гости поскорей.
Вед. Ну, что, ребята, принимаем приглашение? (Да).
Тогда давайте собираться в путь. Дорога туда дальняя, как вы думаете, на каком транспорте можно быстрее всего добраться? (ответы детей). Правильно, на самолете можно быстрее всего добраться до саамского поселения.
Звучит музыка «самолеты», дети встают в колонну по 1, заводят моторы и изображают полет самолета. Выполняют бег змейкой по залу.
Приземляются около саамской деревни.
Вед. Вот мы и добрались. Посмотрите, вот саамское поселение,
кто здесь живет? – Саамы. Давайте рассмотрим, как одеты они:
Дети отвечают на вопросы:
- как называется верхняя одежда саамов? – малица
- как называются рукавички саамские – койбицы
- как называется обувь – пимы
жилище саамов? – чум
Из чего все это изготавливается? – из оленьих шкур.
Как называют людей, которые разводят оленей? – оленеводы
Вед.
Ребята, ни один праздник не обходится без оленя, ведь он кормилец саамов….Каждый оленевод умеет ловко заарканить оленя, давайте – ка попробуем его поймать.
1 эстафета: «ловля оленей» (дети встают в 2 команды, бегут до стойки, бросают на рога оленя обруч)
затем предлагается выполнить задание родителям.
Вед. Молодцы, показали свою ловкость и сноровку, поймали оленя (Фигурка оленя в руках).
Вот он северный олень, белый словно снег,
Пусть сугробы до колен, легок его бег.
Я сожму в руке хорей, только брошу взгляд,
Только лихо крикну «Эй»…все скорее и скорей нарты полетят.
(спросить – что такое «хорей»., «нарты»).
Вед. «Гонки на оленьих упряжках» - любимое занятие у саамских ребятишек.
Давайте и мы посоревнуемся.
2 эстафета: Гонки на оленьих упряжках (в парах, один изображает оленя, стоя в обруче, второй – каюра с хореем в руке).
Вед. Молодцы! Замечательные состязания у нас получились. Олени были быстрые, каюры- самые ловкие и смелые.
Вед. А теперь отгадайте –ка загадку:
Много рыбы у нее, много зверя у нее,
Не скупа- наоборот, все нам щедро отдает (тундра)

Много снега выпало в тундре, сугробы огромные, но ребятишкам все нипочем.
Игра «сугроб». «Хорошо упасть в сугроб, шишку не набьешь,у сугроба все бока мягкие, как облака».
Звучит музыка, дети бегают, прыгают через сугробы, по остановке музыки 2 ведущих накрывают белой тканью 1 или 2 играющих. Необходимо угадать, кто оказался в сугробе.
Вед. Ребята, знаете пословицу: Делу- время, потехе – час!
Предлагаю вам сейчас быстро все сугробы смести и убрать, чтоб мы могли продолжить наши игры.
Пришло время нам позаботиться о пропитании, предлагаю вам отправимся на охоту.
Дети встают в 2 команды, выполняют следующее задание:
- пройти по узкой дорожке со следами, перепрыгнуть через бревно,
встать в обруч и, взяв мягкий мяч, попасть в цель (в обруче висит мишень),
Ведущий читает загадку, нужно зрителям угадать, кого охотник подстрелил.
Затем показывает картинку.
Вед. Молодцы! Славно поохотились, будет еды на целый год, и шкурки для одежды есть.
А вот как без рыбы обойтись? Может мы с вами на рыбалку отправимся?
Игра « рыбак и рыбки» (по типу игры «удочка»; Дети встают в круг, в руках картинки рыб, тот, кого поймали, называет какая у него рыба, кладет в корзинку и садится на стульчик)
Вед. Сколько рыбы наловили, вот удачная рыбалка была сегодня.
Зима на Севере холодная, как приятно было б попить чай с вареньем.
Ребята, а какие же ягоды растут на севере? (ответы детей, взрослые могут дополнить)
А теперь отгадайте загадки:
Растет на болоте Аленка
в оранжевой рубашонке.
Кто не пройдет,
всяк поклон отдает (морошка).
Бусы красные висят,
из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Звери, птицы и дети (брусника).
Вед. Отправляемся за ягодами.
Дети встают в 2 команды: у направляющих в руках корзинки, по сигналу бегут, берут 1 ягоду (мяч), возвращаются, перекладывают в большую корзину, передают эстафету следующему, (одни собирают морошку, другие собирают бруснику - мячи желтого и красного цвета).
Молодцы, теперь у нас будет вкусное варенье к чаю.
Вед.
После трудового дня любят саамы силой померяться.
Игра «перетягивание на палках» (пары). Дети садятся на пол парами, ноги упираются стопами, руками держаться за палку. По сигналу ведущего начинают перетягивать палку на себя. Кто перетянул на себя соперника, тот сильнее.
Вед. Молодцы! Настоящие силачи…
Вот только темнеет на севере рано, полярная ночь….солнышка совсем почти не видно.
1 реб. читает стих про полярную ночь:
Ночь полярная настала,
В небе солнышка не стало.
Сколько ламп не ставь в окно,
А на улице темно.
Ребята, давайте позовем солнышко, вдруг оно нас услышит и придет…сразу веселее нам станет.
Дети произносят закличку:

Солнышко покажись,
Обогрей и улыбнись.
К нам на праздник приди,
Да тепло принеси.
Входит Солнце (взрослый в костюме солнца):
Привет вам солнечный, друзья,
Вас очень радо видеть я,
Как только вы меня позвали,
Я сразу появилось в зале.
Саамская игра «Хейро»: Дети встают в круг, держась за руки, взрослый в костюме Солнца сидит в центре круга. Дети, двигаясь по кругу приставным шагом, произносят «хейро». Солнце, постепенно поднимаясь, разводит руки- лучики в стороны, старается коснуться играющих, дети приседают.
Вед. Спасибо тебе, солнышко, с тобой сразу стало веселее и теплее, полярная ночь закончилась.
А нам ребята, пора возвращаться в детский сад.
Входят девочки – саамки, вносят угощение - северные ягоды в корзинке.
Ребята благодарят…звучит музыка, дети проходят по кругу и идут в группу.
Вывод:
Проведенное мероприятие показало, что интерес к истории и культуре родного края возрастает. Дети в увлекательной форме показали знания саамской культуры, обычаев, подвижных игр. Родители дали высокую оценку данному мероприятию.

Используемая литература:
- «Праздники и развлечения с детьми на Севере» сборник сценариев, Мурманск 2002, составитель Н.А. Ковалева
- Физкультурные занятия в ДОУ с учетом особенностей Заполярья, практическое пособие, Мурманск 2001, составитель В.М. кузнецова
- «Саамская этнопедагогика» Л.С. Белеева Мурманск 1991 г. Учебное пособие
- « Милее сердцу края нет» З.Д. Максимова, национально – региональный компонент Государственного образовательного стандарта, методическое пособие для воспитателей ДОУ, Мурманск 2004

Светлана Миронова

Добрый день,уважаемые коллеги и гости моей странички!Сегодня я хочу вам рассказать о том ,как мы знакомились с устным народным творчеством народа саами ,который с древних времён проживает в северных районах Финляндии,Норвегии и России,то есть,у нас на Кольском полуострове. Ещё народ саами называют лопарями . В переводе на русский язык это значит жители края (окраины) земли или олений народ. Саами очень ценят в людях доброту,находчивость,смелость и трудолюбие. Именно поэтому в сказках и легендах этого немногочисленного народа заключаются мудрость и надежды на светлую и хорошую жизнь,вера в победу добра над злом.

Мы в своей группе разработали краткосрочный проект"По мотивам саамских сказок ",целью которого было

Ознакомление с устным народным творчеством саами (сказки ,легенды,загадки) ;

Расширение кругозора детей о жизни , особенностях быта,культуре и традициях малого народа;

Воспитание интереса и бережного отношения к творчеству и культуре коренного народа севера;

Воспитание любви к своей малой родине,уважения к людям других национальностей.

Предлагаю вашему вниманию названия сказок ,которые можно прочитать детям :

-Сказки северного сияния .

Олешек Золотые рожки.

-Сказка о солнце .

Дочь луны и сын солнца.

Хозяйка травы.

Ребята и медведь.

Талла-медведь и великий колдун.

Славный охотник Лаурикадж.

Богатырь Ляйне.

Почему озеро назвали Гирвас.

Как ягоды в тундре свой цвет получили. ит. д.

Но особенно детям понравились сказки "Девочка варежка" и "Сампо Лопарёнок. Именно этим сказкам мы посвятили свои работы. Всех приглашаю к просмотру результата нашего творчества .

Беги,мой оленёнок

С ветвистыми рогами,

По тундре,занесённой

Пушистыми снегами,

И лёд пусть будет звонок

Под быстрыми ногами. (Топелиус Сакариса)









Благодарю за внимание! До новых встреч!

Публикации по теме:

Экологическая сказка «Дедушкин огород» для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказки «Репка» Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей через театрализованную игру Ведущий: На пенечке дед сидит И с тоскою в огород.

Осенний праздник получился насыщенным и интересным не только для зрителей, но и для самих участников представления. Все роли кроме осени.

Коллективная лепка - важнейшее условие развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для.

Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК» с детьми старшего дошкольного возраста Добро пожаловать на сказочную викторину! Сегодня.

Викторина «Карусель сказок» для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка сценария образовательного мероприятия по приобщению дошкольников к литературе Викторина «Карусель сказок» (Для детей.

Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.

Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Цели урока:

  • познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
  • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1) , кроссворд (Приложение 2) , публикация (буклет) (Приложение 3) .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!

  • Прочитайте стихотворение. О чём оно?
  • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
  • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
  • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)

3. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: "Заполярье - край удивительный”

  • Почему так называется земля?
  • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.

4. Знакомство с особенностями быта саамов.

На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)

Слайд 1. Работа по карте.

Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»

Слайд 3. «Какие были жилища?»

1-й ученик:

Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

2-й ученик:

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

3-й ученик:

Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.

Слайд 4 «Каким трудом занимались?»

Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?

4-й ученик:

Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?

Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»

Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.

Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»

5-й ученик:

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

6-й ученик:

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

7-й ученик:

Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

Слайд 8. «Узелки на память»

  • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
  • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
  • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

5. Физкультминутка.

Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.

Вступительная беседа.

Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка - произведение северного народа?

Словарная работа.

  • Погост – саамская деревня.
  • Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
  • Чудь – враги саамов.
  • Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
  • Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
  • Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
  • Распадок – узкая долина в сопках.

(Используется словарик саамских слов)

Чтение сказки «вслух».

Беседа о прочитанном.

  • Где живут чахкли? Чем владеют?
  • Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
  • Как жилось чахкли в семье у охотника?
  • Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
  • Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
  • Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?

7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)

Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.

Рисунок 1

Чахкли.

Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.

Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь - он эхом ответит,
И звук улетит за версту.

Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика - нет и следа.

Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.

Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?

А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.

8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».

Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.

Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?

Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)

10. Саамская игра «Утушка».

Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?

Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».

Все игроки ходят по кругу и поют песню:

Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень!

Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.

11. Саамское чаепитие.

Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».

Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».

12. Итог занятия.

Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?

Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
  2. Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
  3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
  4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
  5. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
  6. Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.

Описания Якутских, Долганских, Нганасанских, Эвенкийских, Хантыйских, Нанайских, Ненецких, Корякских и других игр

Ястреб и утки (Кырбый уонна кустар)

На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более - в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета.

Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на другом - две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп.

Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для ястребов и уток, например:

Нет, бедняжка ястребок, -

Не поймать меня, дружок!

Ястреб Нет, поймаю я тебя, Не надейся на себя

Шилохвосты. Я - известный шилохвост,

Сила есть и большой рост.

А бедняжки ястребка

Не страшусь я никогда.

Ястреб. Поймаю, проглочу,

Проглочу, поймаю!

Нырки. Быстро летающую

Нырку-утку

Тебе не поймать,

Тебе не поймать.

Ястреб. Поймаю, поймаю,

Проглочу, проглочу!

Правила игры . Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый)

Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель).

Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Соколиный бой (Мохсоцол охсупуута)

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры.

Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

Игра в мяч

Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.

Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.

Игра с перетягиванием (Быа тардыпыыта)

Играющие садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного (торут - корень). Торут берется за что-нибудь неподвижно укрепленное. На площадке это может быть столб. Остальные стараются общими силами оторвать его. Эта игра похожа на русскую «Репку».

Правила игры. Победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его. Количество участников определяется заранее. Игру надо начинать по сигналу.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 - 4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Пятнашки (Атак тэпсиитэ)

Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.

Правила игры. Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

Каюр и собаки

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

Летящий диск (Тэлэрик)

Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом.

Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука.

Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие -куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Перетягивание на палках (Мас тардыпыыта)

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.

Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

Сокол и лиса (Мохоцол уонна сапыл)

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Один лишний (Биир ордук)

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

Солнце (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры . Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Олени и пастухи

Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасываня маута.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины -

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика

Ручейки и озера

РыбакиИгроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры . Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб),

Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30 - 40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Ледяные палочки (Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считаете пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Охота на волка

Охотник встает в 4 - 5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Нанайская борьба

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

Волк и жеребята (Боро у очна кулуннар)

Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят.

Лошадки огораживают чертою поле - пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк.

Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.