Индийская свадьба: обряды, церемонии и ритуалы Индии. Прекрасные традиции индийской свадьбы. Очень красиво и вдохновляюще

Индийская свадебная церемония является уникальным и красочным зрелищем. Свадебные обряды в Индии отличаются неукоснительным соблюдением древних обычаев, которые включают множество обрядов и священных ритуалов.

Свадебные традиции Индии уходят корнями в глубину веков …

Индийская свадебная церемония

Все ритуалы отличаются традиционностью. Даже современные браки не возможны без разрешения родителей жениха – именно они подыскивают для своего сына подходящую невесту, а затем договариваются о будущей свадьбе с ее родителями.

От невесты мало что зависит, родители могут выдать ее замуж даже за незнакомого ей мужчину, и она обязана повиноваться – таковы традиции.

Свадебные церемонии в Индии обходятся очень дорого – родители тратят на свадьбу от 5 000 до 20 000 рупий, все зависит от обеспеченности семьи. Самые дорогие свадьбы устраивают в штате Пенджаб. Как правило, между помолвкой, когда жених надевает на палец невесты обручальное кольцо, и свадебной церемонией проходит около двух напряженных месяцев.

За этот период родители невесты должны собрать приданое для своей дочери, в которое входят: золотые украшения, множество сари (повседневных и праздничных), другая одежда, кухонная утварь, текстиль и многое другое. В некоторых районах на юге Индии церемония обручения не проводится.

Родители невесты и жениха сначала изучают гороскопы молодых. И лишь тогда, когда звездные предначертания молодых совпадают, родители невесты зовут будущих родственников на смотрины.

За два дня до свадьбы невесте нельзя покидать свой дом. Ее жилище украшают гирляндами цветов, фольгой и разноцветными лампочками.

Свадебный индийский ритуал – Восхваление желтого цвета

В день свадьбы ни жениху, ни невесте не разрешено ничего есть до самого начала свадебной церемонии. В доме жениха проходит обряд свадебных танцев и песен, исполняемых девушками из числа его родственниц.

Затем проходит небольшой, но очень важный ритуал - Восхваление желтого цвета (“Гайе холуд”). Этот цвет в Индии ассоциируется с солнцем и является символом верности.

Во время ритуала все присутствующие в доме наносят желтую краску себе на лоб, а затем осыпают друг друга специальным желтым порошком.

После окончания церемонии в доме жениха, отец новобрачного торжественно перечисляет имена всех родственников, ушедших в мир иной, словно призывая их стать свидетелями бракосочетания и сообщая им о том, что их потомок связывает себя узами брака. Затем участники церемонии медленно шествуют к дому невесты, чтобы там также провести этот ритуал.

Индийская свадебная церемония: начало торжества – приезд жениха

Свадебное торжество начинается вечером в доме невесты. Жених приезжает туда в назначенное время, сопровождаемый толпой друзей и родственников. Обычно на торжестве присутствует около 700 гостей.

Родители невесты обязаны обеспечить всех жильем и угощением. На руки невесты надевают традиционные ярко-красные браслеты, которые она должна носить целый месяц после свадьбы.

К приезду жениха родители невесты строят маленький храм («Веди»), который предназначен для совершения свадебного обряда. Его покрывают тентом и украшают четырьмя пальмами, установленными в углах постройки. Храм украшают множеством желтых цветов, символизирующих солнце и богатство.

Жених обычно приезжает к дому невесты верхом на лошади - его свадебный наряд щедро расшит золотым шитьем, он подпоясан огненным кушаком, а на голове красуется яркий тюрбан. Позади жениха, на украшенной лошади, сидит его юный друг в таком же наряде.

Жених заходит в храм, становится на уложенный по центру плоский камень, и ждет появления невесты, которую в скором времени выносят в деревянном паланкине.

Индийская свадебная традиция: роспись хной

Невеста просто ослепительна во время церемонии - богатое, ярко-красное сари, вышитое золотыми нитями, множество золотых украшений и расписанные хной руки и ноги.

Традиционными свадебными рисунками для невесты считаются павлины и романтические пары. Тыльную сторону рук невесты расписывают в индийском стиле, узор которого частый и мелкий, а на внешнюю сторону рук наносят арабский рисунок, состоящий из более крупных цветов.

Невеста вправе выбрать любой рисунок для росписи. Часто в хну мастерицы по росписи добавляют блестки или пищевые красители, рисунок становится гораздо праздничнее и колоритнее.

С невестой в паланкине носильщики семь раз обходят кругом жениха, а потом они останавливаются и просят новобрачных посмотреть друг другу в глаза. Этот взгляд называется “Шубхо дришти” и переводится как «самый первый взгляд».

В центре храма зажигают огонь. Краешек сари невесты привязывают к кушаку жениха – это символизирует брачный союз и их привязанность друг к другу. Новобрачные садятся ближе к огню, а затем поднимаются, и, взявшись за руки, обходят семь раз вокруг огня.

Далее свадебная процессия отправляется к месту церемонии бракосочетания, где священник, после произнесения молитвы и клятвы верности молодых, соединяет руки брачующихся яркой гирляндой цветов. Новоявленный муж наносит красную краску в пробор и на лоб своей жены.

Кстати, женщины на юге Индии не выкрашивают пробор в красный цвет и не рисуют на лбу красную точку – знак замужества. Таким знаком для них служит золотая цепочка на шее. Снять ее - очень плохое предзнаменование.

Индийские свадебные традиции: празднование свадьбы в “бозаргане”

После окончания церемонии все гости отправляются на празднование свадьбы в специальное помещение – «бозарган». Празднование сопровождается веселым представлением с песнями и танцами.

После окончания официальной церемонии гости отправляются на празднование свадьбы в “Бозарган»

Веселье продолжается всю ночь, а наутро гости провожают молодую жену в дом ее мужа, где для молодых уже приготовлено множество подарков и ждет благословение родителей. В этот день не происходит никаких церемоний – все отдыхают.

Лишь на следующий день в дом мужа приходят родственники жены – они приносят дорогие подарки, а для них молодые супруги устраивают праздничный обед и развлечения.

Нравится

В Индии считается, что муж и жена объединяют свои судьбы на последующие семь жизней - так гласит ведический закон. Молодой человек не должен брать в жены девушку, замеченную в ранних связях с другими мужчинами. Испокон века в Индии девушка, собирающаяся под венец, должна быть девственницей и никак иначе. Девушка, вступившая в связь с иным мужчиной, находясь в статусе незамужней, автоматически становится изгоем. И если она в будущем все-таки выходит замуж - ее дети, ее муж и все ближайшие родственники становятся изгоями, то есть недостойными людьми.

Целомудренная индийская девушка сравнивается с чистым не вспаханным полем. Ее будущий муж и является тем самым пахарем и сеятелем, который будет "обрабатывать" поле, сеять зерна и получать плоды. По ведическим законам тот, кто первым "вспахал" и "обработал" поле - является его хозяином.

Женщина не может второй раз выйти замуж.

Если супруг по какой-то причине умирает, женщина навсегда остается вдовой. Второй раз замуж в Индии выходят очень редко, это скорее исключение из правил. Все рожденные женщиной дети будут являться собственностью первого "пахаря", то есть того, с кем она в самый первый раз вступила в половой контакт. О совместной жизни (гражданский брак) между молодыми людьми до свадьбы в Индии речи не может быть - это позор и недостойное поведение для молодых людей.

Помолвка и церемония Тилак

Как и в любой другой стране, в Индии все начинается с помолвки. Жениха дочери подыскивают ее родители. Они ищут богатую семью, живущую в достатке и уважении, приходят в дом сватов (без девушки) и заводят разговор о сватовстве. Если родители и родственники парня согласны - назначается дата свадьбы. Отец девушки и ее братья красным порошком (смесь куркумы и шафрана) ставят на лоб будущего зятя тилак - красную точку, символизирующую одобрение и принятие его в семью. На домах обоих семей красной краской выводится символ радости и всего самого прекрасного. Родители парня в свою очередь передают будущей невестке богатые подарки, это чаще всего расшитые золотыми нитями сари и драгоценные украшения.

Свадьбу в Индии оплачивает семья невесты

Так заведено Ведами, что за все угощения и приготовления к свадьбе отвечает именно семья невесты. Со стороны жениха девушка получает лишь подарки и украшения, но все остальные хлопоты, касаемо торжества и расходов, ложатся на плечи отца семейства невесты. Все последующие дни, начиная от помолвки и вплоть до самой свадьбы, в обоих семьях принято употреблять и угощать гостей исключительно овощными и молочными блюдами, мясо - запрещено!

Церемонии Сангит и Сухагин

Церемония Сангит проводится в доме невесты, это что-то вроде девичника, но очень целомудренного и абсолютно безалкогольного. Семья невесты готовит сладкие угощения, созываются все близкие и дальние родственники женского пола обоих семейств, устраивается веселье. Девушки, женщины поют и танцуют под аккомпанемент небольших барабанов и бубенцов. Веселье длится долго и только по окончании подаются угощения.

Во время церемонии Сухагин все взрослые женщины собираются в доме невесты и молятся об одном - чтобы будущая невеста не пережила своего мужа, а умерла в будущем раньше него. По законам Индии женщина, пережившая мужа, несет на себе "клеймо" позора. Она причисляется к низшей касте, ее не приглашают в гости, она не выходит замуж и становится изгоем. Она не имеет права носить украшения, всегда должна облачаться только в белые одежды и не должна веселиться. Женщина, умирающая раньше своего мужа называется "сухагин". Ее тело поддается кремации, но перед этим оно облачается в самые красивые одеяния и дорогие украшения. Вот почему перед свадьбой все женщины молятся о том, чтобы не пережить своего мужа, в этом и заключается церемония Сухагин.

Менди - нанесение узоров хной

Следующим важным обрядом в Индии становится покрытие ладоней и стоп девушки узорами. Рисуют их хной под тихое пение женщин, собравшихся в доме невесты. Чем темнее узоры - тем лучше. Пока рисунки держатся на ладонях новобрачной - она не должна прикасаться к домашним делам в доме своего мужа после свадьбы. Хна смывается не раньше, чем через месяц, поэтому все это время в своем новом доме девушка должна только отдыхать и радоваться статусу замужней.

Свадебный наряд - золото и красное платье

Золото и красное платье

В день свадьбы девушка надевает специально сшитый для этого дня красный наряд, щедро украшенный золотом. На запястья рук и ног надеваются браслеты, в левую ноздрю вставляется колечко, а на шею надевается золотое ожерелье. Волосы смазываются благовонными маслами, заплетаются в косу. Пробор украшается свежими цветами и драгоценными камнями. На лбу ставится красная точка, а вдоль линии бровей рисуются небольшие узоры золотом.

Жених облачается в узкие брюки и широкое платье. В дом к невесте он приезжает на слоне или автомобиле. На входе в дом его встречает мать девушки, она рисует будущему зятю на лбу красную точку - тилак. Парень проходит в дом. Далее жених с невестой обмениваются цветочными гирляндами (церемония Вар Мала). Руки молодых связываются нитями, отец невесты омывает ладони молодоженов чистой водой - этот обряд называется Канья Даан. Низ одежды новоиспеченных супругов связывается крепко и даже после свадьбы сей узел не должен быть развязан. Молодые обходят три раза жертвенный огонь под пение мантр и только после этого они становятся мужем и женой (ритуал Агни Париная).

На свадьбе молодые кормят друг друга сладкими угощениями. Молодой муж одаривает супругу драгоценностями и наносит ей на пробор специальный красный порошок. По окончании застолья они направляются к нему в дом. На пороге невестку встречает свекровь. Девушка должна опрокинуть ногой заранее поставленный свекровью на пол кувшин с рисом и монетами, затем она становится обеими ногами в низкий таз с красной краской и проходит в свой новый дом, оставляя следы на выстланном белом полотнище.

Дает интервью Валерий Кравцов из Латвии, который на днях выдал свою дочь за сына бывшего бедного крестьянина, а ныне - богатого индийского землевладельца:

Валерий Кравцов: - Свадьба в Индии - это какое-то безумие. Когда у индуса рождается дочка, он начинает копить на ее свадьбу. При этом дочку можно толком и не кормить, и не учить. Соберут кучу денег, грохнут все на свадьбу, и дочь потом может опять жить впроголодь и не учиться.

Юрий Алексеев: - А какой там порядок цен?

В Дели - дороже, чем в Москве. Я спрашивал спикера парламента Дели: а почему так дорого у вас? Он говорит: Валера, Москва - маленький город. А в Дели только сосчитанных жителей - 20 миллионов, плюс еще столько же несосчитанных. Плюс еще пригороды - там еще столько же. В Индии года три назад была перепись, они насчитали 1,2 миллиарда и бросили считать - надоело. Они же не ограничивают рождаемость, как китайцы.

- Где познакомились ваши молодые?

Они вместе учились в Англии, в Кардифе, в университете. Диана – на юриста, а Рахул – инженер-механик.

- Жену прокормит?

Ну, у них своя земля, он будет работать на себя, они строят доходные дома, сдают их в аренду. Они люди богатые, поскольку в Дели земля - самое ценное.

- Что это за плакат?

Когда мы ехали по Дели, я вдруг обнаружил такие плакаты в районе, где была свадьба. В Индии это общепринятая практика, не приглашение, а как бы информация, что такое событие состоится.

- А гости приходят по приглашениям или вся родня, кто узнал о событии?

Да, только по приглашениям. Они разослали их тысячи. И почтой, и курьерами…

Это первый обряд – обручение. В принципе, обручение должно пройти за год до свадьбы. Но так как мы – европейцы, нам сделали исключение, обручили всего за 10 дней до свадьбы.

Сагай - знакомство с семьей

Это следующий обряд – Сагай, за три дня до свадьбы. Его смысл – знакомство семей. Тут нас принимают в семью жениха – Соланки. На обряд приходят все мужчины рода, все важные деятели. Тут я в кругу индийских политиков. В Индии очень легко отличить политика. Если на человеке безрукавка коричневого цвета, это – член государственного парламента. А если безрукавка светлая – это член муниципального парламента.

- И они везде так ходят?

Да, видимо, они не так много вредят народу, что ходят безбоязненно в своей парламентской форме. А в чалме – старейшина 360 деревень, где проживает 4,2 млн. человек. Он, как я понял, старейшина в семье.

А здесь – часть моей новой семьи по мужской линии. Все в кадр не вошли, там еще справа – столько же. Передо мной в такой затрапезной шапочке – брахман. Он ведет обряд. А напротив, в сером костюме и кепочке, – самый старый мужчина в роду.

- А что там происходит?

В данный момент я одариваю жениха и его родню. По ритуалу нужно подарить одежду и еду (фрукты) близким родственникам. Потом все мужчинам рода – деньги.

- Всем?! Там же их сотни! Вы не разорились?

Нет, это чисто ритуальное дело, размер подарка в пересчете на наши деньги - около 5 латов. Но - каждому! Их там всего было где-то 250 человек.

- А как вы там понимали, что нужно делать? Знаете хинди?

Нет, конечно. Но вечером накануне к нам на квартиру приходил брахман, он провел инструктаж. Куда подойти, кому первому что дать, короче, всю процедуру расписал. Ну и по ходу помогал. А вообще у них все эти процедуры – несложные, все очень понятно, человечно и дружелюбно.

Но хоть и с улыбками, хоть и демократично, но вот это мероприятие - Сагай - и было самым серьезным и массовым. Именно здесь было 3,5 тысячи гостей. Оно считается даже важнее самой свадьбы. Тут на тебя смотрят все, поскольку ты претендуешь с ними породниться. От того, как ты войдешь в семью, зависит, как будет относиться семья к невесте. Более того: как я понял, на Сагае могут и не принять в семью.

- А на что больше-то всего смотрели?

Будете смеяться, все очень пристально смотрели на мой значок на лацкане – такой маленький красный значок "Центра согласия", я его в суете забыл отстегнуть от парадного костюма. У индусов даже самая маленькая деталь всегда несет особый смысл. Так меня все спрашивали: это орден? Я отвечал: да, это – Орден Согласия! (Смеется.)

- Вас там о чем-то спрашивали, экзаменовали?

Нет, но очень внимательно рассматривали подарки, их все даже переписали и сфотографировали.

- А что в этот момент делают женщины?

Там за павильоном накрыты столы, женщины развлекаются с гостями. Но невесты нет, невесту никто не должен видеть до свадьбы. И жена моя тоже не поехала – испугалась. Уж больно мероприятие серьезное: оно начинается в 12 дня и заканчивается в 10 вечера. Честно сказать, я сам смог продержаться только до пяти. Когда закончилась «официальная часть», я поехал домой.

Ночь хны - девичник и мальчишник

Это за день до свадьбы – так называемая «Ночь хны». В чем фишка: всем женщинам разрисовывают руки, а невесте еще и ноги:

Это чисто молодежное мероприятие, девичник и мальчишник. Обычно девчонки гуляют отдельно, мальчишки – отдельно, но нам, как европейцам, их совместили.

Вот такие узоры из хны. Считается, чем ярче получается узор, чем дольше он не сходит – тем лучше будут отношения между невестой и свекровью. Хна держится примерно месяц.

- Такой сложный рисунок… Это же сколько времени расписывают?

Примерно час. Невесту расписывают два художника, работают очень быстро. Узор имеет смысл. Скажем, у семьи Соланки на родовом гербе два павлина, потому на ногах они их изобразили. А остальные женщины наносят себе небольшие узоры:

Это расписанные женщины. Слева направо: география - Шанхай, Брюссель, Лиепая (моя вторая дочь), Санкт-Петербург, Лиепая (моя жена). Остальные - подруги невесты.

Вот так выглядит свежий рисунок. Женщины должны сидеть не шевелясь два часа и сохнуть.

А пока женщины сохнут, мужчины отмокают…

Свадебный городок

А это - центральный вход в свадебный городок. Там строится целый город для одной свадьбы.

Это - ложи для старейшин…

А это - центральный шатер для членов семьи. Он весь драпирован тканью, мне сказали, что ткани пошло – 23 километра!

- 23 километра! А вы не интересовались, во сколько им это все вылилось?

Ну как не интересовался? Я даже участвовал в расходах, но потянул только небольшую часть. Сколько – не скажу, не буду пугать нашу маленькую Латвию.

- А внизу – это ковер?

Нет, трава! И эта трава – чуть ли не самое дорогое на всей свадьбе. В самом Дели такой кусок свободной земли стоит бешеные деньги. И те, кто владеет такой землей – истинные богачи. Они сдают ее в аренду под свадьбы и имеют бешеные деньги. За сезон на таком куске они зарабатывают 8 млн. фунтов.

А это - специальный павильон только для поздравлений, осыпания молодых лепестками цветов и фотографирования. Фотопавильон по-нашему.

А это - крытый павильон в ожидании гостей.

Сама свадьба

По традиции жених на белой кобылице едет на встречу с невестой. Именно на кобылице – это олицетворяет доминирование мужского над женским.

Перед женихом танцуют мужчины семьи, призывая опомниться – не делай этого! Танцуют часа два, чтобы хорошенько подумал. Даже деньги предлагают, чтобы не женился.

А это - встреча жениха женщинами невесты. По центру – будущая теща, слева в голубом – моя вторая дочь, дальше – моя мама. Справа – подруги невесты.

Будущая теща рисует на лбу жениху красную точку – принадлежность к индуизму. И прилепляет на эту точку несколько рисинок – такой аналог русского «хлеб-соль». И вручает блюдо, на котором разные кушанья, символизирующие изобилие.

- А там еще спички лежат – это тоже имеет смысл?

Да, жених потом передает чашу брахману, который этими спичками зажигает как бы семейный очаг.

Жених готов, ждет невесту.

Теперь ведем невесту к жениху. Слева в смокинге – мой младший сын.

- А где вы брали сари для женщин?

Ой, это интересно. Нас родственники жениха спросили: вы хотите быть в европейском или в сари? Мои женщины – смелые, захотели в сари. Остальные не осмелились и потом пожалели. Потому что всем сари подарили, а к сари, оказывается, еще и драгоценности прилагаются – их им тоже подарили. (Смеется.)

Невеста готова! Шесть килограммов украшений – фамильные драгоценности. Эти драгоценности переходят от матери жениха из рода в род. Они старинные, золото у них не наше, оно – чистое, такое желтое, тусклое и мягкое. Сари на невесте – тоже целое состояние, вся вышивка сложнейшая, ручной работы.

- А нос ей тоже прокололи?

Нет, это прищеплено. Кстати, насчет драгоценностей. Часть их – настоящие, а часть заменили на бижутерию. То есть подарили настоящие, но когда обряжали на свадьбу – самые дорогие заменили «подделками». Они объяснили, что слишком дорогие вещи надевать в публичное место просто опасно. Они сразу говорили: вот это лучше не надевайте, вот это можно надевать, а это – нужно надевать. Там свой какой-то протокол.

А вот соединение «хрупкой Европы и могучей Индии». Тут их свели, они надели друг на друга гирлянды из живых цветов – и дальше пошел процесс фотографирования. Часа три - друг с другом, с гостями, прием подарков. Но они еще не муж и жена. Самого обряда еще не было, это как бы их «первое знакомство».

Фото с родителями жениха

А это - соединение отцов жениха и невесты - Рамеша Соланки и Валерия Кравцова.

- У отца жениха в руке – кошелек?

Точно! Он так и ходил с ним, без конца открывая и расплачиваясь то с тем, то с другим. Он был главный распорядитель. Более того, он очень часто подзывал меня и давал мне какую-то сумму и говорил: надо дать тому или тому. Опять же - по свадебному протоколу.

- Валерий, признайтесь, вы себя не чувствовали там бедным родственником ?

Да я и понял, что по их понятиям, мы – нищие. Меня спасло то, что я год отсидел в Сейме. И меня всем представляли как экс-члена парламента. А для них член парламента – это практически живой бог. Они же меряют на свою страну, с полутора миллиардами населения… Мое дело было молчать и делать важный вид. (Смеется.)

А вот уже сам обряд. Молодые дают семь клятв друг другу, три клятвы - жених и четыре - невеста. Три клятвы – как бы стандартные, как и у нас: быть верным, не оставлять в беде и прочее. А дополнительная, четвертая клятва невесты – замечательная. Звучит она примерно так: «Я никогда себе не позволю кричать на мужа при людях» . Нашим женщинам тоже бы такую клятву неплохо ввести. (Смеется.)

А вот это – самый важный момент. Отец жениха снял золотой перстень, отдал жениху, тот зачерпнул перстнем красную краску и наносит невесте на пробор.
Пробор в волосах, окрашенный красной краской, означает – женщина замужняя. Именно в этот момент она становится его женой.

- А кстати, дочка на хинди-то говорит?

Уже немного говорит, у нее это пятый язык. Выучит, ей языки, в отличие от меня, даются легко. Жить-то она будет теперь в Дели.

А это - брахман их связал, и они семь раз обходят очаг. Три круга ведет невеста и четыре круга - жених.

Свадебный обряд закончился, жених с невестой опять пошли в свой «фотопавильон», а старейшины, брахман (который в коричневой шапочке), папа жениха и мы – садимся, и нас начинают одаривать. На Сагае одаривали мы, а тут – нас. Дарят те самые украшения, которые сказали, что не надо надевать.

- Вы хоть их как-то оценивали?

Да когда? Не до того было. Я коробками принял и коробками сдал дочке.

А вот гости закусывают. Эта часть стола - вегетарианская. Интересно, что у нас по традиции жених с невестой – во главе стола, все гости вокруг них, а в Индии - совершенно по-другому. Для гостей построен целый город, они там едят, пьют, развлекаются, а жених с невестой – в одном углу, родители – в другом, их никто и не видит, и не беспокоит. Честно сказать, мне понравилось – не надо скакать тамадой.

- Вам, кстати, на вкус как индийская пища пошла?

Она достаточно простая, крестьянская, почти как латышская. У нас серый горох, а у них любимые бобы – дал, которые они готовят в разных модификациях. Конечно, у них там все остро – даже мороженое бывает с перцем и чай с перцем… В жару это идет. Главное – не пить их воду. А если честно, пока я наверх их овощей вискарика не налью, мой желудок на индийской вегетарианской еде не работает.

- На русский желудок лучше – водочка…

Конечно, но я всю водку, которую привез, раздарил.

- Свадьба, как я понял, была безалкогольная, традиционная. А сами-то они в гражданской жизни употребляют?

Очень мало. У индусов нет к алкоголю сопротивляемости, как у нас, северных народов. Им два глотка – и они с катушек слетают. Несколько раз выпили – и в алкоголизм… Так что им лучше не пить вообще.

Это уже свадьба закончилась, молодых сажают в машину, но невесту в первую брачную ночь в дом мужа сопровождают брат и сестра. Молодые в первую ночь вместе не спят, с молодой женой рядом находятся ее близкие родственники. В эту ночь задача жены – познакомиться с домом мужа. Раньше по традиции невеста не могла до свадьбы вообще входить в дом будущего мужа.

На следующий день молодую жену родственники забирают и привозят в дом ее родителей, где она должна рассказать, что видела в доме мужа. И уже на вторую ночь молодую жену муж забирает к себе окончательно.

А это – улица семьи Соланки в Дели, примерно 25 домов. Улица закрывается воротами, у ворот стоят охранники с ружьями, а на ночь даже сторожевых собак спускают.

Видео улицы:

Камни Индии – изумруды, рубины… К свадьбе это не относится, но меня на форуме ИМХОклуба просили рассказать про камни. Мы были у семьи ювелиров, которая обслуживает семью Соланки. Когда они показывали эти сокровища, сзади меня стоял такой маленький индус с огромной «аркебузой» - ствол диаметром сантиметра четыре. (Смеется.)

- А про семью, с которой породнились, подробности узнали? Как разбогатели?

На российской военной технике.

20 лет назад Россия поставляла в Индию много военной техники, а папа жениха был тогда простым крестьянином. Но он какой-то волею судеб попал на аэродром работать механиком по обслуживанию МиГов. Прошел какие-то курсы обычного механика. Но по тем временам крестьяне жили в полной нищете, а механик получал приличные деньги – для деревни просто фантастические. И он умно ими распорядился – начал скупать землю. И если честно, даже перестарался. Он ее скупил слишком много, и когда Дели расширился до их деревни, правительство даже не смогло у него выкупить всю землю. Оно часть земли отобрало – выкупило за копейки, а часть земли у него осталась. И эта земля сейчас – огромное состояние. Но началось это состояние именно с российской военной техники.

И последнее: слоны, куда же без них в Индии?

Одним из самых важных и ярких событий в жизни индийцев является свадьба. Это не только союз двух людей, но и соединение душ. В Индии свадебные ритуалы и традиции восходят к давним временам главенства арийской культуры, и практически не изменились с тех пор. Ни распространение в Индии других религий, ни смена правителей, ни колонизация не смогли полностью вытеснить ведические традиции из свадебных ритуалов.

К подготовке и проведению такого важного события как свадьба жители Индии подходят с особым вниманием и благоговением. Считается, что этот полный сакрального смысла обряд Виваха связывает мужчину и женщину не только на эту жизнь, но и на семь следующих, и является одним из шестнадцати санскар, то есть важнейших таинств в жизни человека. Одно из основополагающих мест в этом таинстве занимает целомудрие невесты. Заключение брака с девушкой, потерявшей девственность, практически не возможно, так как это по убеждению индийцев не имеет смысла. Люди все же заключившие такой брак и их потомство становятся изгоями. Это происходит от того что согласно ведическим поверьям женщина – это поле (кшетра), мужчина – хозяин поля, сеющий на нем свои семена (кшетрин). Первый, кто посеял свое семя на поле, становится владельцем его и всех тех плодов, которые это поле принесет в будущем. А тот кто засеет поле вторым как вор, воспользовавшийся тем, что ему не принадлежит. Поэтому и считается, что дети, рожденные у женщины, вступившей в брак не невинной, будут принадлежать ее первому мужчине, а не мужу.

Развод и второй брак для индийских женщин практически невозможны и изредка встречаются лишь в низших кастах, таких как шудр – четвертой низшей касты, к которой относятся слуги, рабочие, крестьяне и т.п.; и аччхуты – не входящие в систему четырех варн, представители низших каст.

Женщину, которая повторно вышла замуж или живет с мужчиной без брака, называют согласно традиции парапурва или пурва . Слово очень созвучное с «пурва», встречается во многих индоевропейских языках и имеет приблизительно один и тот же отрицательный смысл, и происходит тоже от этого слова «пурва».

Свадьба для индийцев — не только союз людей, но и судьбоносное событие, во многом определяющее всю последующую жизнь. Именно поэтому перед заключением союза для будущих жениха и невесты составляется гороскоп. Это необходимо, чтобы убедится, что их характеры хорошо подходят друг к другу и их супружеская жизнь будет удачной.

По древней ведической традиции обряд свадьбы проводится у священного жертвенного огня родовым жрецом (пурохит, брахман). Жилища жениха и невесты украшают знаком свастика. «Свасти» или «су-асти» в буквальном переводе с санскрита значит «это есть хорошо». Это древнее арийское выражение, имеющее специальный символ, означает благополучие, успех и счастье. Согласно ведическим верованием муж для женщины занимает особое положение – он ее господин и повелитель, которому она должна подчиняться и служить, словно божеству, и без которого ее существование лишено всякого смысла. Ритуалы, проводимые у священного огня, олицетворяют приятие женщиной, того, что ее муж становится для нее подобным божеству, и то, что мужчина принимает самый ценный в своей жизни подарок, данный ему Богом – свою будущую жену.

Индийская свадьба всегда шикарна и отмечается с размахом. По традиции все расходы, связанные со свадебным торжеством, лежат на родителях невесты. Подготовка к свадьбе начинается задолго до самой свадьбы, а проведение собственно свадебных церемоний и обрядов занимает четыре-пять дней.

Традиционная индуистская свадьба имеет обычно три части – это подготовительные ритуалы до свадьбы, сама свадебная церемония и традиционные ритуалы после свадьбы. В течение всего времени, связанного с приготовлением и проведением свадьбы употребление мяса, рыбы и яиц строго запрещено, поэтому меню праздника составляют лишь вегетарианские блюда, в основном молочные и овощные. Следует отметить, что, так как Индия это страна с множеством религий, каст, и культур, то свадебные обычаи в ней отличны в зависимости от местности и религиозной или культурной принадлежности семей будущих мужа и жены. Так ритуалы, связанные с проведением свадьбы, на севере Индии имеют отличия от проводимых на юге. По мере приближения к южным районам страны в свадебных ритуалах все больше встречается элементов дравидской культуры.

Невеста на свадьбе – это олицетворение красоты и для того чтобы все внимание гостей было приковано только к ней, ее наряжают в роскошный свадебный наряд. В нем есть шестнадцать обязательных элементов, которые называются Солах Шрингар и являются неотъемлемой частью свадебного убранства девушки. К ним относится следующее:

Свадебный наряд . Традиционной одеждой для невесты является сари, сальвар камиз или ленга чоли. Но в различных районах Индии могут быть и другие виды одежды. В соответствии с ведическими представлениями, свадебная одежда невесты должна быть красного цвета. Таким и является классический свадебный наряд в Индии, но иногда могут встретиться и наряды бордового, золотистого, оранжевого и зеленого цвета. Интересен тот факт, что невесты у древних славян тоже одевались в красное и от этого пошло выражение «красна девица», которое означает: красивая, скромная, невинная как невеста.

Но есть и цвета, запретные в свадебном наряде – это белый и черный. Белый цвет с древних времен считается в Индии траурным и цветом вдовства. А черный цвет олицетворяет невежество, нечистоту и тьму.

Следует заметить, что белый цвет являлся траурным у всех индоевропейских народов с древности, черный цвет появился лишь с приходом христианства. А в христианство этот цвет, как и обычай занавешивать зеркала в доме усопшего, пришел из иудаизма. Традицию носить черное в знак траура ввела в XVI веке королева Англии Анна. С этого времени во многих странах мира траурные одежды черного цвета.

Свадебная прическа Кешапашарачана . Эта свадебная прическа по традиции представляет собой волосы, заплетенные в косу, украшенные цветами и ювелирными украшениями. Длинные волосы неотъемлемый атрибут внешности каждой индийской женщины еще с древних времен. В соответствии с ведическими поверьями, благочестивая женщина должна иметь длинные волосы, обязательно заплетенные в косу. Распушенные волосы допускаются только у маленьких девочек, до половой зрелости. Взрослая же женщина может распускать свои волосы лишь при близости с супругом и для совершения омовения. Появление прилюдно с распущенными волосами считалось позором и грехом, только блудницы и рабыни носили свои волосы расплетенными.

Интересен тот факт, что на Руси подобное так же считалось позором и даже существовало выражение «распутная» и «распутница», а значит можно предположить, что и древние славяне когда-то имели ведические верования.

Каджал (анджана) . Это черная подводка для глаз, делающая взгляд невесты привлекательным и загадочным.

Бинди. Красная точка в центре лба является священным знаком замужества женщины. Иногда бинди может быть дополнен маленькими белыми точками или узорами над бровями.

Синдур. Окрашенный в красный цвет во время свадебной церемонии пробор невесты.

Мангтика. Специальное ювелирное украшение на проборе невесты.

Натх. Колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Так же как и бинди и синдур, оно является символом замужества.

Карн Пхул. Особые очень красивые свадебные серьги, традиционно инкрустированные множеством драгоценных камней, из-за чего бывают довольно тяжелыми.

Хаар. Это свадебное ожерелье, сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями. Дизайн хаар может быть различным в зависимости от области Индии. Во многих семьях это украшение передается по наследству.

Баджубанх (бааджубанд). Браслеты, надеваемые на руки выше локтя.

Менди. Изящные узоры, украшающие руки и стопы невесты.

Чудиян. Это браслеты по традиции красного цвета, которые надевают на запястья.

Итар. Ароматические масла, которыми умащивают невесту.

Камарбанд (камербанд). Особый золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, надеваемый для поддержания свадебного наряда.

Паял. Браслеты из серебра с множеством маленьких колокольчиков, одеваемые на ноги и издающие при ходьбе нежный мелодичный звон.

Аарси. Одеваемое на большой палец особое кольцо-зеркальце.

Свадебные одежды жениха так же красивы и изящны. Обычно он состоит из удлиненного сюртука, который застегивается полностью до воротника (шервани), и бывает различных цветов и украшен вышивкой. Шервани обычно надевают с узкими штанами (чириданы). Так же надевают туфли с загнутыми носами, расшитые бисером (джути) и особый тюрбан (пагди или сафа). В некоторых районах Индии лицо жениха закрывают подвески из бусин или цветов (сехра).

Одетые в потрясающе красивые наряды, жених и невеста просто ослепительны.

Началом всех свадебных церемоний является помолвка (тилак, тикка, саган, сагаи), проводимая в соответствии с предписаниями, изложенными в Ведах. Обычно она проходит за месяц до самой свадьбы. Но в настоящее время такой перерыв не принципиален и дата назначается исходя из желания сторон. Индийское общество патриархально и особо почитает мужчину и его семью как мужское начало (пурушу). И мечта любых родителей найти дочери достойного мужа, который будет заботиться о ней всю жизнь. Поэтому в церемонии тилак участвуют лишь мужская половина обеих сторон. Отец невесты, в сопровождении родственников придя в дом жениха, совершает особый ритуал – ставит на лоб жениха тилак. Это священный знак из кумкума, означающий что семья невесты принимает этого мужчину как будущего зятя. После этого брахман (жрец) проводит особый ритуал поклонения богам, который называется пуджа. После чего все мужчины из семьи невесты, участвующие в церемонии, по очереди ставят на лоб жениха тилак и дарят ему подарки, как проявление своего уважения и симпатии. Затем все переходят к угощениям. Невесте от семьи жениха предают подарки. Так же обычно в этот день назначают точную дату свадьбы.

Так же во время тилака в некоторых регионах Индии проходит церемония обмена кольцами, которая называется чунни чадана (мангни, мисри).

За пятнадцать дней до свадьбы начинают проводить ритуал поклонения Ганеше – Барни Бандхвана. В нем участвуют обе семьи и до самой церемонии свадьбы просят убрать все препятствия для ее проведения.

Следующим событием в подготовке свадьбы является Сангит. Это самая радостная и веселая церемония, предназначенная для женщин. Женщины из семьи невесты приглашают всех родственниц и женщин со стороны жениха, и собравшись вместе поют песни, танцуют, желают счастья и благополучной семейной жизни невесте. Оканчивается этот праздник разнообразным и вкусным угощением, которое готовят родственницы невесты. Ранее по традиции это был праздник лишь для женщин из семьи невесты, проводимый только в некоторых районах Индии. Однако в настоящее время это торжество распространено повсеместно, а так же допускается участие в нем мужчин. Несмотря на то, что это очень веселое торжество, часто у матери невесты выступают слезы от осознания предстоящей разлуки.

Еще одной традиционной церемонией в доме невесты является сугахин (сумангали, садхаба). Во время нее возносят молитвы за женщин, которые умерли раньше своих мужей и тем самым выполнили свой долг. Таких женщин зовут сухагин (сумангали, сухаг). Девушка, вышедшая замуж, становится сухагин, то есть той, чей муж здравствует.

Здоровье и долголетие мужа находится по ведическим поверьям в руках его жены. Поэтому, чтобы он был всегда доволен и рад, женщина должна всегда хорошо выглядеть, быть веселой и исполнять его желания, а проявления грусти или гнева не допустимы.

Все замужние женщины Индии мечтают умереть в состоянии сухагин. В этом случае ее хоронят с особыми почестями, нарядив словно невесту в сари, надев на руки браслеты, нанеся на пробор синдур, а стопы покрыв специальной красной краской алта, то есть с признаками замужества. Остаться же вдовой для женщины большое горе не только из-за потери любимого, но и потому что в Индии очень пренебрежительно относятся к овдовевшей женщине, порицают ее. После кремации тела мужа вдова смывает с пробора синдур, ломает свои свадебные браслеты и одевает белое траурное сари. С этих пор она не должна наряжаться и веселиться. Вдов не принято приглашать на торжества, их не допускают к религиозным обрядам, а их социальный статус самый низкий.

Следующей в ряду свадебных церемоний идет церемония нанесения хной узоров на руки и ноги невесты (менди). Менди – одно из важных составляющих наряда невесты.

Эта церемония проходит в доме невесты в присутствии родных и подруг. Иногда этот день отмечают с таким же размахом, как и сангит. Считается, что чем темнее узоры, тем сильнее женщину будет любить ее муж. После нанесения менди невеста уже не должна покидать свой дом до самой свадьбы. После же церемонии свадьбы молодая жена не делает никакой работы по дому, пока узоры не исчезнут.

За день или в сам день свадьбы проходит церемония Халди – на лицо, руки и ноги жениха и невесты наносят пасту из куркумы, считается, что это придаст коже сияние. Так же в этот день в домах жениха и невесты проводят обряд поминания предков – Шрадху.

И вот, наконец, одевшись в свадебные одежды, верхом на украшенной лошади или слоне, в сопровождении родных и друзей, жених отправляется к месту проведения свадебной церемонии. В наши дни свадебная процессия жениха предоставляет собой кортеж автомобилей. Встречает жениха мать невесты, совершив арати – церемонию поклонения, она ставит на лоб жениха тилак, призванный защитить его от зла. После этого жених проходит к свадебному шатру мандапу, украшенному тканями, цветами, листьями банана или кокоса. Четыре опоры, на которых стоит шатер, символизируют родителей жениха и невесты, которые поддерживают своих детей. По прибытии невесты проводится Вар Мала (Джай Мала) – церемония обмена цветочными гирляндами. Этот обряд дошел до наших дне в своем неизменном виде и означает бракосочетание. Стоя друг к другу лицом жених и невеста по пение мантр обмениваются гирляндами, это означает, что они приняли друг друга как жену и мужа.

Еще одним важным ритуалом является Канья Даан. Канья в переводе значит «девственница», а «даан» — дар. Во время этого ритуала отец невесты соединяет правые руки жениха и невесты и под пение мантр поливает их ладони священными водами, что символизирует передачу своей дочери жениху. При этом отец невесты просит жениха помочь достичь дочери главных целей жизни (тривага). К ним относятся дхарма, то есть соблюдение божественного закона и выполнение морально-этического долга, артха или польза, выгода, обеспечивающая материальное благополучие, кама – удовольствия, желания, любовь.

Так же чтобы укрепить узы брака, брахман связывает подолы одежды жениха и невесты узлом, который не развязывают даже после свадьбы. Этот обряд называется Гатхабандхан.

Ладжа Хома – это подношение жертвенному огню зерен риса, которое проводится в свадебном шатре. Невеста кладет свою ладонь на ладонь жениха, а ее брат сыплет рис так, что попадая на ладонь невесты, часть падает на ладонь жениха. После этого невеста сыплет рис в огонь и просит бога смерти и справедливости Яму (Ямараджа) дать ее мужу счастье, здоровье и долгую жизнь.

Кульминация свадебного обряда — это ритуал Агни Париная (Мангалпхера, Мангалфера) или обход священного огня три раза по часовой стрелке, что символизирует три главных человеческих ценности в жизни: дхарму, артху и каму. Держась за правую руку невесты жених ведет ее за собой вокруг священного огня. В некоторых районах Индии в последнем кругу наоборот невеста ведет жениха, что означает ответственность женщины за исполнение камы в жизни ее мужа. Иногда в эту церемонию добавляют четвёртый круг, который символизирует мокшу, то есть освобождение от материального мира.

Далее жених и невеста делают семь шагов с правой ноги на север, каждый из которых призывает Бога благословить их пищей, здоровьем, духовными силами, потомством, процветанием, счастьем и долгой семейной жизнью. Этот ритуал называется Саптапали. Иногда его совмещают с Агни Париная, тогда молодожены обходят вокруг огня семь раз.

Заключительным свадебным ритуалом является Синдурдана (Сухааг, Субхагья Чинья), когда жених наносит на пробор невесты красный порошок, как символ принятия ее своей женой. После чего дарит ей свадебное золотое ожерелье, символизирующее его любовь. Затем молодожены угощают друг друга сладостями, в знак заботы друг о друге. После этого их благословляет брахман, родители и родные. По окончании всех свадебных церемоний всех гостей ждет праздничное угощение.

После окончания праздника молодая жена прощается со своими родителями перед отъездом в дом мужа. Это очень эмоциональный момент для всех радостный и грустный одновременно. Получив благословление от родных и друзей молодожены уезжают. В настоящее время это автомобильная процессия, а раньше молодая жена отправлялась в дом мужа на паланкине.

У дома молодоженов встречают сестры и тети мужчины с глиняным сосудом, наполненным соленой водой, пред тем как пара ступит в дом, его разбивают о землю, что бы отвести зло от молодого мужа.

Далее в доме новобрачную встречает мать мужа. Она проводит арати – ритуал, когда перед входом молодая жена опрокидывает правой ногой кувшин с рисом и монетками, это символизирует достаток. Потом девушка встает босыми ногами в поднос с красной краской, которая окрасит ее стопы. Входя в дом, она оставляет на белой ткани, специально расстеленной на полу, красные следы, что является символом удачи, а на ее стопах остается красная каемка (алта) – признак замужества

У индийского брака есть особенность, отличающая его от других – формируют молодую семейную пару не молодые, а родители жениха. Они выбирают сыну будущую жену, ведут переговоры с ее родителями о предстоящей свадьбе. Девушка может вообще не знать своего суженого, но ей остается только покориться родительской воле. Эта традиция сформировалась несколько тысячелетий назад, но с тех пор ничуть не изменилась, несмотря на большое количество в Индии каст и культур.

Помолвка – ашир-вад­

По традиции, в Индии, прежде чем назначить свадьбу, родителями молодых тщательно изучаются их гороскопы, выбирается оптимальная для этого события дата, будущие родственники приглашаются на смотрины.­

После того, как между родителями заключена договоренность о свадьбе, организовывается встреча молодых, вернее, две встречи – сначала дома у невесты, а потом у жениха. Эти встречи носят в Индии название «ашир-вад». Родители благословляют брак, совершается помолвка. Согласно свадебным традициям Индии, молодожены готовят друг другу подарки, также их щедро одаривают родители, ближайшие родственники. От помолвки до свадьбы проходит около двух месяцев.

Традиции накануне дня свадьбы

Разнообразие свадебных традиций впечатляет: каждый обычай имеет свой смысл и сопровождается определенными действиями. Красота индийских песен, танцев, шелест тканей, обилие цветов и благовоний, изысканные национальные блюда – индийцы не жалеют средств и сил для организации торжества.

Встреча гостей

Свадьба в Индии – это особое торжество, к нему долго готовятся, тратят много денег. Если семья обеспеченная, на свадьбу расходуется от 15 до 20 тысяч долларов. Приглашается 700-800 гостей, которых нужно обеспечивать жильем, а еще угощением много дней, ведь свадьба со всеми прелюдиями длится больше недели.

По давней традиции за четыре дня до свадьбы домой к девушке съезжаются все ее родственники, сооружают во дворе свадебный навес, украшенный гирляндами цветов, кокосов, бананов, ярких огней. Жители Индии такой навес называют «пандал». Посредине под навесом устанавливают большую чашу с рисом, поверх риса кладут большой цветок кокосовой пальмы – символ счастья, вокруг чаши горят огни.

Минди-девичник

Церемония «минди» предполагает разукрашивание национальным орнаментом рук и ног невесты при помощи хны. Согласно свадебной традиции в Индии, узоры девушкам наносятся на ладони и выше, охватывают руки до локтя. В результате вырисовывается что-то вроде своеобразных перчаток. После этого на руки девушке надевают золотые кольца, браслеты. Руки и стопы выбраны не случайно: на руках нанесены линии судьбы человека, а также на руках и ногах отражаются все семь чакр.­Как это выглядит, показано на фото.

Родные, подружки девушки стараются сделать свадебные узоры как можно темнее: по традиции считается, что тогда будущий муж будет крепче ее любить. Процедура длится почти весь день: во время разрисовывания невесты молодые девушки и опытные женщины разговаривают с ней о том, что сулит брак, как правильно вести себя с будущим мужем, как построить счастливую семью. Поэтому считается, что чем сложнее рисунок, чем больше времени его выполняли, тем больше секретов супружеской жизни узнала невеста.

Согласно традициям Индии, невесте с нанесенными узорами уже не подобает покидать дом до самой свадьбы, ее жилье украшают яркими праздничными гирляндами из цветов, лампочек, фольги. После бракосочетания молодая жена не выполняет никакой домашней работы, пока узоры не сойдут полностью.­

Санджит-предсвадебный ужин­

Среди жителей Индии существует традиция: за пятнадцать дней да начала свадьбы индусы проводят ритуал поклонения Ганеше – богу богатства и изобилия. Представители обеих семей просят Ганешу поспособствовать проведению свадьбы, убрать все препятствия к ней.

Санджит – это сугубо женская предсвадебная церемония, одна из самых радостных и веселых в Индии. Гостеприимные женщины из семьи невесты приглашают на ужин женщин со стороны жениха. Вся доброжелательная компания песнями, танцами, тостами желает семейного счастья и благополучия невесте. Приготовленный родственницами невесты праздничный стол изобилует вкусными блюдами. Ужин длится долго, женщины веселятся от души.

Церемония гайе холуд

Это традиция восхваления желтого цвета, который в Индии считается символом солнца, обозначает супружескую верность. Начинается она дома у жениха: участники церемонии красят себе лбы желтой краской, а потом желтым порошком обсыпают друг друга. После нужно обязательно сообщить усопшим родственникам, что их потомок женится. Это делает отец жениха, перечисляя всех предков, словно приглашая их стать свидетелями знаменательного события.

Завершив обряд дома у молодого человека, вся процессия направляется к дому девушки, где «гайе холуд» повторяется сначала.

Свадебная церемония

Сама свадьба по индийским канонам и традициям невероятно красива. Сказка, оживающая перед глазами, заставляет трепетать сердца даже тех, кто давно не верит в чудеса. Красивые молодые люди, белая лошадь, как исполнение девичьей мечты, и многое другое. Вот как проходит свадьба по-индийски.

Приезд жениха

Мечта каждой девушки – суженый на белом коне! По свадебной традиции в Индии приезжает к своей избраннице жених – на белой лошади, украшенной красными и желтыми гирляндами. В сопровождении свидетеля, гостей, музыкантов с громкими песнями, плясками жених прибывает домой к девушке. Встречают его только мужчины – отец и дядя невесты, все женщины убегают с дороги, чтобы не попадаться жениху на глаза, это считается плохой приметой.

Младшему брату невесты предоставляется честь встретить жениха у самых ворот. По традиции он моет ему ноги, целует его, как родственника.

Шубхо дришти – самый первый взгляд

Сама свадьба в Индии начинается вечером дома у девушки. Для совершения обряда, согласно традициям строится специальный шатер. Его покрывают тентом, по углам ставят четыре пальмы. Шатер украшается живыми ароматными цветами, преимущественно желтых тонов.­

Жених, стоя на камне, ожидает, пока вынесут деревянный паланкин с его суженой. Носильщики обносят невесту семь раз вокруг жениха и ставят. Гости просят парня и девушку обратить взгляд друг на друга, то есть совершить свадебный обряд шубхо дришти – первый взгляд.

Венчание

По всем традициям венчание в Индии совершается натощак, молодым запрещается что-либо кушать до завершения обряда.

Для венчания сооружается маленький свадебный храм «веди» из пяти бамбуковых палок, которые сверху накрываются тентом. Внутри храма зажигается огонь. Один конец сари невесты привязывают к кушаку жениха, чтобы объединить их навеки. Молодожены садятся возле огня.­

Брахман (священник) читает молитвы, поет священные мантры, дает слово молодым для произнесения клятвы, после чего связывает руки молодой пары свадебной гирляндой из цветов, соединяя их души навеки, на все семь поколений. Как велит традиция, молодожены обходят вокруг огня семь раз. Отныне жених считает девушку своей женой, что подтверждает нанесением красной краски ей на лоб и пробор. Окрашенный красным пробор жители Индии называют «синдур».

Празднование в бозаргане

После венчания все гости направляются к специальному помещению – бозаргану, где сами себе устраивают веселое свадебное зрелище со своеобразными индийскими танцами, песнями, которое длится до утра.

По окончании свадебного веселья молодые все еще остаются ночевать дома у невесты, по традиции молодых укладывают спать в разных комнатах.

Провожают молодую жену в дом ее мужа

Утром второго дня гости уводят молодоженов, на которых все еще надеты свадебные наряды, домой к мужу, где родители еще раз благословляют молодых, дарят им подарки. На второй день свадьбы никаких событий не происходит, все отдыхают после вчерашнего праздника.­

Согласно традиции, в Индии молодая жена может вернуться домой к своим родителям только спустя месяц, нанести им первый визит.

Приезд в дом мужа родственников жены

Отдохнув после свадьбы, на третий день родственники молодой жены по традиции приезжают с подарками домой к мужу, где для них уже накрыт праздничный стол и их снова ждут свадебные развлечения.

Что дарят согласно традициям?

В качестве свадебного подарка от родственников жители Индии охотно принимают золотые изделия, бытовую технику, мобильные телефоны, кухонную утварь, красивые картины, статуэтки, часы, деньги. Количество денег обязательно должно быть нечетным, например, не 200 рупий, а 205. В Индии существует традиция, что нечетное число принесет им удачу и достаток.

Чем ближе родственные связи, тем шикарнее будет свадебный подарок. Упаковываются подарки в бумагу «счастливых» цветов – желтой, красной, зеленой. При гостях молодые никогда не открывают подарки. Среди жителей Индии считается неприличным дарить алкогольные напитки, а также изделия из бычьей и свиной кожи.­

Образ индийской невесты и жениха

Индийские невесты чрезвычайно красивы, их наряды очень богаты. По традиции, свадебное сари в Индии шьется из хлопка, шелка, шифона различных оттенков красного цвета либо золотистого. У индусов красный цвет издревле символизирует чистоту, невинность.­Белый цвет жители Индии считают траурным.

Сари невесты украшается изящной вышивкой, бахромой, стразами, роскошными аксессуарами. Поддерживает свадебное сари золотой пояс. Блузка шьют либо простую, под цвет сари, либо золотистую, из парчи. Ее также оформляют вышивкой, бисером.

На шее у девушки – золотое ожерелье, передающееся по наследству от матери к дочери. Также украшают невесту золотые серьги, браслеты на руках и ногах. Браслеты бывают с орнаментами, эмалью, резьбой. Ювелирные украшения для свадьбы в Индии подбираются дорогие, очень редко используется бижутерия.

По всем традициям у индийской невесты есть одно отличительное свадебное украшение – большая серьга в крыле носа, от которой тянется цепочка к уху, как показано на фото.

Придерживаясь древней традиции, на свадьбу молодой девушке впервые рисуют хной бинди – красную точку на лбу, символизирующую в Индии замужнюю женщину. Бинди бывает различной формы – круглой, овальной и даже треугольной. Свадебный макияж подчеркивает особенную глубину глаз девушки, ее брови с четко очерченными волосками.­

Волосы по традиции укладываются красивой свадебной прической, украшенной цветами и золотыми изделиями. Пенджабские девушки и женщины чрезвычайно скромны и застенчивы, их волосы постоянно собраны, среди них считается верхом неприличия ходить с распущенными волосами. Это могут себе позволить в Индии только девушки легкого поведения или жена наедине с мужем.

Жених в Индии тоже выглядит очень нарядно. По традиции, его узкие штаны и белый с красным свадебный сюртук расшиты золотым шитьем. Подпоясывает его красивый красный кушак. На ногах у него туфли с загнутыми носами, расшитые бисером. Голову увенчивает свадебный тюрбан из яркой ткани. Все это расшито бисером, бусинками, вышивкой, блестит и переливается на солнце. В некоторых районах Индии издавна существует традиция лицо жениха наполовину прикрывать подвесками из бусин или цветов.

Индийская свадьба – не просто праздник или традиция, это слияние двух больших семей, поэтому отмечают ее с особенной пышностью, соблюдением огромного числа свадебных ритуалов. Изучить их все не так-то просто. В видео ниже вы можете полюбоваться красотой индийской свадьбы:

Если вас заинтересовала информация о свадебных традициях в Индии, поделитесь своими впечатлениями и отзывами в комментариях.