Интеллектуальное развитие ребенка. Способы развить интеллект самостоятельно Как развивать ребенка в 7 лет интеллектуальные

На сегодняшний день существует множество методик раннего . Всем известны специальные программы, составленные такими людьми как: Мария Монтессори, Глен Доман, Николай Зайцев, Сесиль Лупан, Масару Ибука. Каждая мама в праве сама решить, пользоваться ли ей какой-то из этих методик от начала и до конца или же взять за основу лишь некоторые части. Вопрос о том, нужно ли добиваться от малыша суперзнаний, чтобы вырастить настоящего вундеркинда, до сих пор остается открытым. Да и далеко не у каждой мамы есть свободное время для изучения огромного количества литературы, посвященной этой теме. Мнения всех специалистов сходятся лишь в одном: заниматься развитием интеллекта у крохи действительно нужно, но вовсе необязательно мучить малыша регулярными изнуряющими занятиями. Есть способ проще.

Зона ближайшего развития ребенка

Теоретически заниматься с малышом можно как угодно: можно демонстрировать ему кубики с буквами, когда он еще даже не умеет ходить, или вручать ему лист бумаги и карандаши, как только кроха научился держать что-то в руках. Но парадокс в том, что все эти попытки почему-то не вызывают у малыша какого-либо интереса: нарисовав каляку-маляку, кроха забрасывает карандаши в дальний угол, а кубики с буквами ему оказывается намного веселее грызть, чем изучать, что же это такое на них написано. Почему так происходит, в чем кроется ошибка родителей?

Дело в том, что все эти занятия не попали в зону ближайшего развития малыша. Специалисты разделяют интеллект ребенка на две зоны: зона активного умения и ближайшего развития. В первую попадают те навыки, которые ребенок уже хорошо усвоил, а во вторую - те, которыми подрастающий человечек овладеет лишь в ближайшее время. К примеру, сегодня малыш еще только научился брать в руки кубики, а через несколько дней, благодаря подсказкам родителей, он уже поймет, что их можно складывать друг на друга. Время, которое проходит с момента освоение первого навыка до освоения следующего, индивидуально для каждого малыша. Кто-то осваивается быстрее, кто-то медленнее.

Задача родителей в данном случае — предугадать следующий навык, который кроха сможет освоить и помочь ему в этом. К примеру, ребенок взял игрушечную пирамидку и стряхнул с нее все кольца. В данный момент - это зона его активного развития, а вот зоной ближайшего развития для него будет возможность эти кольца самостоятельно надевать обратно. Внимательная мама может помочь малышу быстрее освоить этот навык: покажет крохе, как одеваются кольца и по очереди подаст ему нужные по размеру части.

Всем родителям стоит запомнить, что ребенок развивает свой интеллект познавая новое, делая собственные открытия, опираясь на достигнутые навыки, обучаясь в игровой форме и подражая примеру взрослых.

Собственная система обучения

Помня о зоне ближайшего развития и внимательно наблюдая за своим крохой, можно построить собственную систему обучения вашего ребенка. Главное – не переборщить с уроками. Многие мамы и папы в буквальном смысле перегружают малыша новой информацией, которую он не в силах усвоить так быстро. Ежедневные долгие занятия утомляют ребенка. Ему только что показали, как детали конструктора складываются в определенную фигуру, сразу после этого сунули карандаши и научили, ими цветные линии, а потом еще достали картинки с разными животными и объяснили, какие звуки они издают. Малышу трудно усвоить столько новых навыков за раз, поэтому не стоит его перегружать. Кроха не успевает переварить новый опыт, задать вопросы и погрузиться в эксперименты с новыми открытиями, как ему уже суют следующие. В большинстве случаев такой педагогический переизбыток вынудит малыша возненавидеть все эти занятия, поскольку они не оставляют ему свободного времени для обдумывания и осмысления. Делайте все постепенно, опираясь на темп ребенка и его желание узнавать что-то новое, ни в коем случае не навязывая ему те знания, в которых он пока еще не нуждается. Ориентируйтесь на среднестатистические зоны ближайшего для определенного возраста.

1 год

К годовалому возрасту малыши уже могут держать равновесие и стоять на ножках, поэтому лучшими играми для них станут такие, которые будут развивать навыки ходьбы. Включайте музыку и поддерживая ребенка ходите или подпрыгивайте вместе с ним. Если кроха уже начал ходить, но пока еще делает это неуверенно, ставьте перед ним цели, до которых он может дойти: пусть на его пути до мамы появится стульчик, кукла и плюшевый медведь.

Годовалые детки любят таскать различные предметы, бросать и катать их. Используйте это, придумав интересную игру. В этом же возрасте можно показывать малышу различные звуки, а также учить его делать цветные отпечатки на бумаге с помощью пальчиковых красок.

1,5-2 года

В период с полутора лет до двух малыши уже понимают , поэтому в занятиях с ними можно использовать разноцветные кубики, игрушки и прочие развивающие материалы. Наглядно покажите крохе, что такое «красный и синий», «большой и маленький». Лучше для этого использовать одинаковые по типу, но разные по цвету и форме игрушки (два одинаковых по размеру, но разных по цвету мяча, или плюшевые зайцы разных размеров), чтобы малыш мог провести сравнение.

К полутора-двум годам детки уже понимают простые просьбы взрослого, поэтому можно просить их выполнить несложные действия: принести листок бумаги или мячик, положить игрушку на стол и так далее. В этом же возрасте можно смело заниматься с ребенком творчеством: рисовать, наклеивать простые аппликации.

Обязательно на этом этапе развивать мелкую моторику крохи. Этому поспособствует перекладывание различных мелких предметов, нанизывание бусин или прищепок на веревочку, выкапывание из горки крупы крошечных игрушек из киндер-сюрпризов и так далее.

Необязательно начинать в этом возрасте серьезные уроки счета, достаточно лишь называть малышу простые числительные (один, два, три, четыре, пять) и вместе с ним пересчитывать ступеньки лестницы, кубики или карандаши.

2-3 года

В этом возрасте дети начинают активно говорить и стремиться к диалогу. Постепенно , называя окружающие его предметы, чтобы он мог увидеть их и запомнить. Составляйте простые словесные конструкции, которые малыш легко запомнит и сможет повторить. Можете включать музыку петь вслух веселые детские песенки. Именно в этом возрасте малыши активно повторяют за взрослыми, и уже через пару-тройку дней ваша кроха будет увлеченно повторять слова песни за вами.

Можно показать малышу, какие цвета можно получить путем смешивания красок, и попросить его поэкспериментировать с ними на бумаге. Отличное занятие для развития мелкой моторики – это лепка из мягкого пластилина и соленого теста. Маленький экспериментатор с удовольствием ознакомиться с различными конструкторами, паззлами и мозаиками. Главное – не торопить события, поскольку кроха, двигаясь навстречу новым открытиям, сам подскажет вам подходящие ему занятия.

Виктория Грицук

Несколько простых советов помогут улучшить работу детского мозга и добиться больших успехов в учебе.

«Уже нет сомнений, что для здоровья детей и взрослых важен сбалансированный рацион, - говорит Эдвард Ф. Групп III, доктор медицины и мануальной терапии, практикующий натуропат. - Все просто: для полноценной работы организму нужны всевозможные полезные вещества, мозг - не исключение, ему тоже требуется «топливо», и получает он его из пищи».

Множество научных исследований показывают, что правильный рацион и здоровые привычки питания «очень важны, чтобы в подростковом возрасте использовать весь потенциал мозга, способствовать психическому развитию и сохранить хорошее самочувствие».

Еда играет значительную роль в обеспечении достаточного прилива крови в мозг. Активнее всего в его работу включаются витамины А, E, С, D и группы В, а также некоторые минералы - магний, натрий, калий и кальций. Витамин В12 обеспечивает активность здоровых клеток (нейронов) мозга, а другие витамины группы В - ниацин, рибофлавин, тиамин и В6 - важны для выработки нейромедиаторов, то есть они обеспечивают согласованную работу клеток.

Существенную роль в развитии мозга и функционировании его нормальных процессов играет докозагексаеновая кислота (ДГК), которая находится в наших «серых клеточках». Научно доказано: ДГК улучшает способность освоения новой информации . Ученые обнаружили, что мультивитаминные и минеральные комплексы «способны значительно улучшать функции мозга здоровых детей». Однако ученые акцентируют внимание не на положительном влиянии обогатителей питания, а на том, как несбалансированный рацион влияет на мозг. Такой прием не случаен - питание современного человека достаточно скудное. Большей части людей не хватает витамина В12 , а уровень меди в организме слишком низок, что «может негативно влиять на мыслительную деятельность». Витамин D , который также важен для нормальной работы мозга, не поступает с пищей в достаточном количестве. Нехватка этого витамина - «частое явление как у взрослых, так и у детей», его дефицит связывают с когнитивными нарушениями, деменцией, слабостью мышц, депрессией и болезнью Альцгеймера.

Другие питательные вещества, необходимые мозгу, - магний, йод, Omega 3, витамин Е, фолиевая кислота, белки и железо . И пока ученые акцентируют внимание на важнейшей роли питательных веществ в работе «серых клеточек» мозга, содержание витаминов и минералов в продуктах питания стремительно уменьшается.

Многим людям не хватает витамина В12, а уровень меди в их организме слишком низок, что «может серьезно влиять на функции мозга».

2 Приготовьте завтрак по правилам

Перед тем как отправить ребенка в школу, обычно родители дают своему школьнику завтрак. И это правильно: наблюдения показывают, что «пропущенный утренний прием пищи ухудшает мышление и способность к обучению». В странах, где в школах предусмотрен завтрак, у учеников не только улучшаются память, внимание, креативность, математические и вербальные способности - утренняя трапеза также положительно влияет на достижения в учебе и когнитивные функции. Завтрак особенно важен для детей в возрасте от 4 до 10 лет: как показывает томография, глюкоза (главное топливо мозга) в этом возрасте перерабатывается вдвое быстрее, чем у подростков.

Однако отказ от утреннего приема пищи - обычная привычка 40% подростков развитых стран. Но даже у тех, кто не пропускает завтрак, меню оставляет желать лучшего. Например, американские тинейджеры предпочитают с утра холодные сухие хлопья и фруктовый сок. Углеводы, которые содержатся во фруктах и зерновых продуктах (хлеб, хлопья), быстро превращаются в глюкозу, которая питает мозг. Более того, углеводы способствуют выделению нейромедиатора серотонина, это помогает успокоиться накануне важной проверочной работы. Но большая часть сухих хлопьев не имеет никакой ценности - они основательно переработаны, содержат генетически модифицированную муку и кукурузу, а также много сахара. Одна порция хлопьев в день в течение года добавляет в рацион ребенка 4,5 кг сахара. И речь идет не только о хлопьях. Ради прибыли производители отказываются от качества и питательных веществ во многих продуктах. Тот же состав фруктовых соков тоже нельзя назвать полезным. Яблочный сок, созданный для рынка широкого потребления, содержит примерно столько же сахара, сколько банка сладкой газировки: в коле содержится 10 стол. ложек сахара, а в соке - 8. В целом соки ежедневно пополняют рацион американских подростков до 22 стол. ложек сахара (британских тинеджеров - до 18,5), а детей в возрасте от 4 до 10 лет-до 15 стол. ложек сахара.

Подобный рацион вызывает резкий подъем уровня сахара в крови и заставляет поджелудочную железу выбрасывать много инсулина. Он быстро утилизирует простые углеводы, всосавшиеся из съеденного батончика или выпитого стакана газировки, и поскольку дальнейших поступлений сахара не происходит, снижает уровень глюкозы в крови ниже допустимого предела. Результат - слабость, головокружение, сложности с концентрацией, тревога и усталость через 20–30 минут после того, как ребенок съел сладкое. К тому же постоянный высокий уровень сахара уменьшает способность мозга ощущать сытость, что может привести к перееданию и ожирению.

Большое количество сахара - не единственный враг для IQ. Под подозрением также находятся зерновые, из которых делают хлопья, сухарики и кексы. Невролог Дэвид Перлмуттер, доктор медицины, автор бестселлера Grain Brain, который получил приз Лайнуса Полинга за работу в науке питания, обнаружил: даже если человек всю жизнь ест, казалось бы, ценные зерновые продукты (даже экологически чистые), в организме могут появиться воспалительные процессы, которые способны вызвать синдром дефицита внимания, болезнь Альцгеймера, депрессию и другие проблемы со здоровьем.

Что лучше есть утром?

Лучший завтрак состоит из... яиц. Он готовит из них разные блюда: вегетарианский омлет, итальянский фриттата, дополненный соленым лососем, и т.п. Долгое время яйца считались вредными для здоровья (так же, как и все продукты, повышающие уровень холестерина), однако, на самом деле это отличный источник белков. Кроме того, яйца содержат необходимые организму аминокислоты, витамины А, D, В12, железо, холин, ненасыщенные жирные кислоты и холестерин - не зря 25% человеческого мозга состоит именно из него.

Чтобы избежать однообразия, невролог советует не забывать про закуски, приготовленные из необработанных орехов, кокосовых хлопьев, свежих ягод (желательно из клубники и черники) и молока.

7 продуктов, которые стимулируют работу мозга ребенка

Американский ученый в области питания Джиль Касл рекомендует продукты, которые усиливают когнитивные возможности.

Авокадо. Богат полезными жирными кислотами Omega 3, которые усиливают прилив крови в мозг. Его мякоть можно намазывать на хлеб или, разрезав плод на две части, слегка посыпать гималайской солью.

Черника. Эта ягода-отличный источник флавоноидов, поэтому улучшает память, внимание, логические мышление. Горстку черники смешайте с натуральным греческим йогуртом, налейте смесь в бутылку и дайте ребенку в школу. А если чернику залить молоком, можно получить отличный десерт!

Темный шоколад. Флавонолы, которые содержат бобы какао, усиливают приток крови в мозг, поэтому активизируют мыслительную деятельность и улучшают настроение.

Яйца. В одном желтке содержится примерно 200 мг холина, а он очень важен для детей до 8 лет. В яйцах также есть железо, фолат (фолиевая кислота) и витамин А.

Жирная рыба. Ненасыщенные жирные кислоты Omega 3, которые содержатся в морепродуктах (лосось, скумбрия, сардины), повышают способность решать проблемы и концентрироваться на сложной задаче, а также улучшают память.

Орехи. Являются отличным источником мононенасыщенных жирных кислот, в их составе также много витамина Е, который защищает мозг от дегенеративных болезней.

Оливки. Мононенасыщенные жирные кислоты, которые содержат оливки, обеспечивают приток кислорода в мозг. Более того, масло из этих плодов - отличный источник ценных антиоксидантов.

3 Убедитесь, что ребенок хорошо высыпается

«На эффективность работы мозга влияют многие факторы, в том числе физическая активность, хороший сон и сбалансированный рацион », - говорит доктор наук, сертифицированный и лицензированный специалист по питанию в Коннектикуте Джиль Касл. Достаточное количество сна настолько важно для успехов в учебе, что в 2014 году специалисты Академии педиатров США разработали рекомендации для начальных и средних классов (с 6-го по 12-й), в которых настойчиво советовали руководству школ начинать занятия не раньше 8.30.

«Существуют доказательства, что у подростков, которые хорошо высыпаются, риск лишнего веса, депрессии ниже, чем у их ровесников, которые страдают бессонницей. Более того, они показывают лучшие результаты проверочных тестов и в целом живут более активной жизнью», - поясняет Юдит Овенс, доктор медицины, член Академии педиатров США и автор вышеупомянутого заявления.

Следите, чтобы ваш ученик не все время проводил за уроками - в графике детской жизни должно найтись время играм на свежем воздухе.

4 Не забывайте про физическую активность

Следите, чтобы ваш ученик не все время проводил за уроками - в графике детской жизни должно найтись время прогулкам, играм, внешкольным увлечениям. При этом ребенок должен отдыхать не у планшета, проверяя странички в социальных сетях и расставляя лайки понравившимся постам, а в активном режиме на свежем воздухе. Из детей, у которых не было времени на прогулки, вырастают не вылезающие из офисов трудоголики или лентяи, которые прирастают к дивану, а на улицу - ни ногой. Такой образ жизни укорачивает ее и наполняет ее болезнями.

, улучшает интеллектуальное развитие ребенка и помогает ему быстрее адаптироваться к новым обстоятельствам. Вот только занятия нужно выбирать грамотно. Например, детям, которым чтение дается с трудом, лучше подойдут задания, развивающие координацию и ощущение времени.

Очень важны спонтанные игры , особенно для учеников начальной школы. Они помогают быстрее справляться с трудностями, способствуют саморегуляции, улучшают вербальные навыки и понимание причинно-следственной связи. Поэтому в японских школах после каждых 50 минут урока следует 10-минутный перерыв (у нас в стране переменки тоже обязательны). В 2013 году представители Академии педиатров США заявили: «Безопасная и контролируемая перемена улучшает когнитивные, социальные, эмоциональные и физические способности, является необходимым компонентом в развитии ребенка, а также уменьшает напряжение, которое создает учебный процесс». А в теплое время года проводить переменки лучше на улице.


Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?:

1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
2. От образа жизни мамы в период беременности;
3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
5. От социального статуса семьи;
6. От характера и темперамента малыша;
7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?:

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Стадии интеллектуального развития:

1. Конец первого и начало второго года жизни. В это время малыши изучают окружающий мир с помощью тактильных анализаторов (они стремятся все потрогать);
2. От 4 до 6 лет - этап становления наглядно-образного мышления;
3. Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием словесно-логического мышления.
Каждый предыдущий этап интеллектуального развития является фундаментом для последующего этапа. Родителям необходимо принимать активное участие в развитии интеллектуальных способностей на каждом этапе развития своего ребенка.

Способы развития интеллекта:

1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
4. Математика и точные науки;
5. Чтение;
6. Изучение иностранных языков;
7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания.   Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
6. Расширяйте круг общения детей;
7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Как определить уровень интеллекта ребенка?:

Для определения интеллекта ребенка существуют специальные тесты, которые дают достоверную информацию о том, опережает, отстает или соответствует норме интеллект вашего ребенка.

Задания для оценки интеллекта ребенка:

1. «Давай вырежем такую же фигурку». Ребенку необходимо вырезать фигурку, которая изображена на бумаге;
2. «Кому чего не хватает». Ребенку демонстрируют предметные картинки, на которых не хватает какой-то детали. Малыш подбирает картинку, на которой изображена недостающая деталь;
3. «Что здесь лишнее?». Предназначено для детей 4-5 лет. Им показывают картинку, на которой изображено несколько предметов, в чем-то похожих по содержанию. Но среди них имеется один предмет, который не подходит. Нужно его назвать.

Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
Предлагайте ребенку "полезные" игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
Используйте многофункциональные игрушки;
Не перегружайте ребенка;
Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!


С началом обучения в школе жизнь ребёнка меняется. Если в дошкольном детстве основным занятием были игры, то теперь на первый план выходит учебная деятельность. Кроме того, именно в 6-7 лет начинает формироваться социальное «Я» ребенка, ведь он играет новую для себя общественную роль школьника. Успеваемость в школе сильно влияет на детскую самооценку, так как по этому критерию оценивают и учителя, и родители, и сверстники. Развитие интеллекта детей 7 лет - одна из важнейших задач для родителей и педагогов: в этом возрасте формируется наглядно-схематическое мышление и способность концентрировать внимание на решении задачи.

Особенности интеллекта у детей 7-9 лет

Семилетний возраст - это довольно сложный период для малыша. В это время ребёнок идет в школу и постигает новый, неизведанный ему мир. В 7 лет у детей идет нагрузка не только на психику, но и на мозг. Ведь теперь каждый день они узнают новую информацию, которую необходимо запомнить и понять. А для этого нужно развивать интеллект.

Ребёнок в 7-9 лет меняет свое сознание, переоценивает ценности. Если раньше для него было важно посмотреть мультфильм после детского сада, то теперь одна из главных задач - это сделать уроки после школы. Конечно, он ещё будет играть, но игра уже не основная его деятельность. Ей на смену приходит учёба.

В этот период дети максимально эффективно задействуют такие свои качества как запоминание, наблюдение, поиск, усваивание нового материала. Они становятся более усидчивыми и сконцентрированными. Даже гиперактивные дети учатся держать себя в руках.

В 7 лет язык превращается в средство общения и мышления ребёнка. Оценка событий становится осмысленной, целенаправленной, анализирующей. Память развивается в две стороны: произвольно и осмысленно.

Способы развития интеллекта у детей 7-9 лет

При правильном подходе интерес к чтению и математике можно пробудить у малыша уже в 4 года. При этом важно понимать, что принесут пользу только те занятия, которые будут интересны самому ребёнку. В этом заключается секрет успеха ментальной арифметики: она увлекательна даже для непоседливых малышей. Сначала дети проводят вычисления на специальных счётах, а затем учатся быстро считать в уме и оттачивают этот навык на онлайн-тренажёрах. Кроме того, логические задачи и головоломки, раскраски, настольные игры, книги, прописи - все это играет важную роль в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста.

В 7 лет ребёнку сложно перестроиться и войти в ритм школьной жизни. Восприятие по-прежнему происходит через игру, поэтому при возникновении трудностей в освоении школьного материала привнесите игровой элемент. Для расширения словарного запаса полезна игра в слова, для улучшения навыков счёта в уме - игра в магазин и занятия ментальной арифметикой. С интересом расспрашивайте малыша о прочитанных книгах - пересказывая сюжет, дети тренируют память и способность выстраивать развернутое высказывание из нескольких предложений.

Как помочь развитию интеллекта у ребёнка 9 лет? В этом возрасте ребёнок уже вполне самостоятелен для выбора игр и занятий.

Пользу принесут:

  • сложные головоломки;
  • настольные игры, пазлы, модели для сборки самолётов, кораблей, замков и др.;
  • логические игры, требующие просчёта нескольких ходов вперед, например, шахматы;
  • активные игры и занятия спортом.

Ментальная арифметика и развитие интеллекта у детей 7-9 лет

Если развитие ребёнка происходит гармонично, то ярко проявляются и его природные таланты. Ментальная арифметика развивает и умственные способности, и творческий потенциал. В нашей «Академии развития интеллекта SMARTUM» проводятся занятия для детей от 5 до 16 лет.

Ментальная арифметика - это уникальная методика, которая пришла к нам из Древнего Востока. С помощью древних счётов, которые называются абакус, дети учатся очень быстро считать в уме. Сначала они считают на абакусе, пальцами перебирая костяшки. Когда этот процесс освоен, то счёты убирают и представляют их в своем воображении. В это же время пальцы рук всё равно работают в воздухе, что помогает развитию мелкой моторики.

Главная задача ментальной арифметики - это развить левое и правое полушария мозга так, чтобы они работали одновременно. Ведь чем крепче связь между двумя полушариями мозга, тем сильнее развиваются интеллектуальные способности ребёнка.

Благодаря ментальной арифметике у детей улучшается память, развивается образное мышление, формируется концентрация внимания. Дети успешнее учатся в школе и с интересом впитывают новую информацию. Они становятся более уверенными в себе, проявляя среди сверстников лидерские качества.

Интеллектуально развитые, умные личности всегда были в большой цене. Человек, характеризующийся хорошим багажом знаний в разнообразных сферах, имеет преимущество перед другими людьми, что приводит к успеху в профессиональной деятельности. Следует различать развитый интеллект и начитанность. Ведь можно знать много увлекательных сведений, однако не уметь их анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Сегодня появилось множество способов развития интеллекта, использовать которые можно с самого раннего возраста.

Интеллект ребёнка

Зная о том, что человеческая психика - это способность воспринимать определённым образом окружающий мир и реагировать на него, то несложно и понять, что же такое интеллект. - качество психики, охватывающее все стороны деятельности человека: и умственную, и эмоциональную, и физическую. Это способность адаптироваться к разнообразным ситуациям на основе своего уровня развития. Иными словами, хорошо развитый интеллект - это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием.

«Знаете ли вы, что развитие интеллектуальных способностей ребёнка - неотъемлемая часть гармоничного развития, которое включает духовное и физическое воспитание?»

Многие родители зададутся вопросом: зачем развивать интеллект у ребёнка? Ответ очевиден: для того, чтобы ребёнок стал способным быстро, легко и эффективно обучаться, успешно использовать приобретённые знания, совершать открытия в будущем или научиться делать то, чего не могут другие. Следовательно, развитию интеллекта нужно уделять внимание с раннего детства.

Этапы развития интеллекта

Прежде всего, уровень интеллекта (коэффициент умственного развития, IQ) проявляется в мыслительной способности ребёнка. Мышление напрямую связано с физической активностью. Передвигаясь, ползая, бегая, топоча по лужам или играя с песком, малыш познаёт окружающую его действительность, развивая мозг. Именно в связи с этим не следует ограничивать двигательную активность крохи, позволяя ему самостоятельно познавать мир. Запреты и ограничения тормозят мозговую деятельность малыша.

Младшие школьники будут интеллектуально развиваться, играя в настольные либо компьютерные логические игры. Игра - великолепный способ для организации обучения чему угодно. Согласитесь, гораздо лучше, когда развитие интеллектуальных способностей проходит в ненавязчивой обстановке.

Ещё более интересно, как интеллектуально развивать подростков. Школьная программа усложняется год за годом, и поэтому первые экзамены могут стать настоящим испытанием для школьников, имеющих интеллектуальные сложности. Юношеский возраст характеризуется изменениями в физической и психической сферах, а также некоторым снижением познавательного интереса. Вот тут родителям надо хорошенько подумать, как простимулировать интеллектуальное развитие подростков, не только заставляя их побольше читать.

Факторы интеллектуального развития

«А знаете ли вы, что грудное вскармливание младенца активизирует его умственное развитие?»

Умственное развитие ребёнка зависит от определённых факторов:

1. Генетические факторы. Имеется ввиду та , которую ребёнок получает от родителей при рождении. От этих факторов немало зависит уровень, качество и направление интеллектуального развития ребёнка.

2. Факторы, которые возникают во время беременности матери. То, какой образ жизни был у беременной, отражается на умственном развитии ребёнка. К примеру, задержке умственно развития будущего ребёнка могут влиять:

  • неполноценное питание
  • недостаток йода в организме матери
  • болезни во время беременности
  • приём лекарственных средств
  • употребление алкоголя, наркотических веществ, табакокурение.

3. Факторы внешней среды. Нарушения в умственной деятельности малышей могут возникнуть вследствие:

  • плохого питания детей
  • недостатка общения
  • ограничения двигательной и познавательной активности
  • неполной семьи.

4. Фактор многодетной семьи. Исследования показали, что первенцы более умственно развиты в отличие от остальных детей в семье. Однако в многодетных семьях дети лучше развиваются в социальном плане: они легко приобретают навыки общения и быстрее адаптируются в обществе.
5. Фактор социального положения семьи. Дети из очень бедных семей не всегда радуют своей школьной успеваемостью родителей.
6. Фактор влияния школы. В большинстве общеобразовательных школ учителя до сих пор считают хорошим такого ученика, который спокоен, отвечает на вопросы так, как от него требуется, ничего не делает без спросу. Этим характеристикам не соответствуют дети с высоким творческим потенциалом: те, которые проявляют нестандартный подход к решению заданий. Только индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к образованию будут стимулировать умственное развитие детей в школе сегодня.
7. Фактор личностных качеств ребёнка. На развитие умственных способностей влияет и то, каким характером и темпераментом обладает ребёнок. Вдумчивые дети внимательны к выполнению сложных задач, однако они не уверенны в себе и боятся неудач. Легковозбудимые дети несколько поверхностны, но способны спонтанно проявлять творческие импульсы.
8. Фактор личностных качеств родителей. Хорошо, когда родители интеллектуально развиты, успешны, уверенны в себе, любят свою работу: в таких условиях дети быстрее развиваются. Однако это не главное условие для того, чтобы вырастить умного ребёнка. Главное в воспитании - забота родителей и вера в силы детей.

Интеллект дошкольников

«Это интересно. Мозг ребёнка формируется до трёх лет на 80%. Постарайтесь не пропустить этот момент для формирования интеллекта малыша».

Увидев игрушку впервые, малыш её тщательно исследует: осматривает, крутит, трясёт, пробует на вкус, прислушивается к ней. Зная об этой «исследовательской» природе маленьких детей, нужно предлагать им игрушки, стимулирующие их мыслительную способность:

  • блочные конструкторы
  • игрушки, которые можно разбирать
  • простые бытовые предметы, с которыми можно играть.

Как ещё малыш может изучать мир, развивая мозг?

  1. Постарайтесь покупать не все игрушки. Игрушки можно изготовить собственными руками, трансформировать бытовые предметы в игрушки: так будет интереснее их изучать.
  2. Привлекайте ребёнка к совместному творчеству. Изготовьте игрушку вместе с ребёнком и поиграйте с ним.
  3. Разрешайте ребёнку использовать в качестве игрушки разные предметы, которые его заинтересовали. Естественно, в разумных рамках: они должны быть безопасны.
  1. Множество игрушек рассеивают внимание. Поэтому лишние игрушки лучше убирать.
  2. Дети любят многофункциональные игрушки.
  3. Игрушки из магазина обычно быстро надоедают малышу.
  4. Ребёнка больше заинтересуют сложные игрушки, которые можно исследовать бесконечно.

Наряду с играми в игрушки, занимайтесь с ребёнком дидактическими (обучающими) играми, играйте на улице в спортивные игры, читайте и обучайте малыша чтению, начните постигать с крохой азы иностранного языка, занимайтесь рисованием и лепкой, музыкально развивайте ребёнка. Не нужно перегружать ребёнка. Идеально, когда занятия проходят в игровой форме, увлекательны и приносят удовольствие. Только тогда интеллект дошкольника будет развиваться естественно и гармонично.

Смотрите видео о том, как можно развивать умственные способности малышей

Особенности интеллектуального развития школьников

Ведущим видом деятельности у младших школьников становится учёба. На основе этого вида деятельности у детей активно развивается мышление, сопутствующие особенности (анализ, планирование и прочие), потребность в обучении и мотивация к нему. От того, насколько интересно осуществляется учебная деятельность, насколько она успешна, зависит развитие личности ученика. В процессе учебной деятельности дети овладевают способностью учиться и использовать теоретические знания. относится к периоду интенсификации интеллектуального развития. Умственное развитие стимулирует и другие качества ученика. Благодаря этому приходит осознание необходимости учебной деятельности, осуществляется запоминание произвольное и намеренное, развивается внимание и способность сосредотачиваться и т. д. Успешность интеллектуального развития в этом возрасте зависит от личности и деятельности учителя, его умения творчески подходить к обучению детей, использовать современные методы обучения, направленные на стимулирование всех познавательных процессов, учитывать индивидуальные особенности учеников.

Интересно, что у детей школьного возраста формируется склад ума. У одних склад ума аналитический, у других учеников - наглядно-образный, а у третьи характеризуются наличием как образных, так и абстрактных элементов. Чтобы гармонично развивать умы школьников, учителю необходимо воздействовать как на логическую, так и на образную составляющую ума, преподнося учебный материал объёмно.

Успешной учёбе способствует наличие таких составляющих мышления школьников:

  • уметь мыслить: анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать информацию, формулировать суждения и умозаключения;
  • уметь критически мыслить, имея несколько вариантов решения проблемы;
  • уметь выделять главное, видеть цель.

Чтобы успешно развивать мышление в школьном возрасте, лучше всего использовать идеи развивающего обучения. Эта педагогическая технология предполагает, что задания имеют проблемный характер, что и стимулирует активное развитие интеллекта ученика.

Диагностика интеллекта

Зная уровень развития умственного развития ребёнка, можно правильно подобрать для него методы обучения. Для определения уровня IQ, используют специальные . Для малышей - яркие картинки, рассматривая которые и отвечая на вопросы, ребёнок демонстрирует определённый уровень своего интеллекта. Дошкольники могут проходить диагностику с помощью специальных заданий и опросников.

Для проверки IQ школьников используют психологические тесты. Они построены в виде блоков, направленных на исследование интеллекта в разных сферах. Ориентируясь на результаты, можно узнать, как он воспринимает информацию лучше всего.

Способы развития интеллекта

Что может улучшить умственные качества ребёнка?

  1. Игры, развивающие мозг. Это могут быть шахматы или шашки, головоломки, логические, психологические и настольные игры.
  2. Математика и точные науки. Математика учит структурировать понятия, относиться ко всему с порядком.
  3. Чтение. Хорошая художественная книга всегда даст почву для размышления. Читайте ребёнку, учите читать самостоятельно, обсуждайте прочитанное.
  4. Обучение. Процесс обучения ценен сам по себе, так как он активизирует развитие всех способностей человека.
  5. Изучение иностранного языка.
  6. Познание нового. Читайте с ребёнком энциклопедии и справочники, смотрите образовательные фильмы и передачи, заходите на . Создайте условия, в которых ребёнку будет интересно каждый день открывать для себя нечто новое. Так будет расширяться кругозор и эрудиция. Пусть ребёнок будет любознательным.

Как стимулировать интеллект?

  • постоянно задавайте ребёнку вопросы
  • употребляйте слова «Думай», «Будь внимательнее», «Вспоминай»
  • гуляя, отдыхая, давайте ребёнку задания (понаблюдать, посчитать, разгадать загадку)
  • учите ребёнка доводить начатое дело до конца
  • обсуждайте вместе с ребёнком результаты его деятельности, выявляйте недостатки, размышляйте, как сделать лучше.

Выводы

Развивайте ребёнка гармонично. Одних книг недостаточно, чтобы сделать ребёнка умным. Создайте дома целую систему интеллектуального развития малыша. Занимайтесь вместе, уделяя внимание всестороннему развитию умственных способностей. Пусть занятия будут нескучными и приносят пользу.