Интересное занятие по фэмп в подготовительной группе. Занятие по фэмп в подготовительной группе «задание от мудрой совы. Вопросы для разбора задачи

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений.

Тема:

«Приглашение в сказку»

Воспитатель:

Голуб Алёна Сергеевна

Г. ПЕТРОПАВЛОВСК - КАМЧАТСКИЙ 2015

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи : упражнять детей в работе по клеткам; совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 20; называть числа в прямом и обратном порядке; формировать умение определять большее и меньшее число используя знаки - «больше», «меньше», «равно»; Закрепить знание о задаче, ее структуре; формировать умение на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание при решении использовать знаки действий «плюс», «минус», «равно»; закрепить умения называть последующее и предыдущее число, обозначать цифрой; формирование знаний о последовательности дней недели, месяцев; формирование умений определять время по часам с точностью до 1 часа; учить решать примеры с числами первого десятка;

Оборудование : плакат с цифрами от 1 до 20; магнитная доска; бабочки из картона с точками на крыльях; «замок» с составом чисел 4, 6, 5, 7, 10; «бревнушки» с числами; интерактивная доска с заданиями (карточки с пропущенными числами; домики: желтый - прямоугольный, синий - квадратный, оранжевый - прямоугольный, зеленый - квадратный; плакат с примерами, фломастеры.

Раздаточный материал : листы в клетку; простой карандаш; карточки с пропущенными числами.

Ход занятия:

Дети входят в группу. На ковре встаём в круг, берёмся за руки.

Воспитатель:

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг, дружат все друзья вокруг.

- «Лети лети лепесток, через запад на восток..». Из какой сказки эти слова? Сколько лепестков было у цветка? Какие сказки вы знаете, где встречается число семь?

Предполагаемые ответы детей:

Сказка «Цветик-семицветик». У цветка было семь лепестков. Сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».

Воспитатель:

Ребята я приглашаю вас сегодня в сказку, вы согласны? Повторяем слова из сказки «Цветик - семицветик»: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток… Вели, чтобы ребята оказались в сказке! Итак, летим к сказке, а на чем, вы узнаете, когда выполните графический диктант. Вы готовы?

Дети:

Да. Готовы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

Для начала проведем разминку для наших пальчиков.

Упражнения для пальчиков «Непосильный труд»

Нитку вдеть - для пальца непосильный труд,

Но зато два пальца платьице сошьют.

Три- в тетради нашей пишут хоть куда.

Десять - поле пашут, строят города.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель:

Наши пальчики готовы к графическому диктанту. От красной точки начинаем рисовать:

1 клетка по диагонали вправо вверх; 6 клеток вправо; 2 клетки по диагонали вправо вверх; 6 клеток вниз; 2 клетки по диагонали влево вверх; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вверх.

На чем мы с вами отправляемся в путь?

Дети:

На ракете

Воспитатель:

На ракете летим в сказку. В одной далекой сказочной стране жил-был Волшебник. Он был очень добрый. Настолько добрый, что всем доверял. И вот попал он в плен к злому колдуну. Не стало доброго волшебника. Затужили все: и звери, и птицы, и люди. Нам надо пойти и освободить его. Вы готовы? Если вы готовы, отправляемся в путь-дорогу дальнюю, через дремучий лес. А чтобы не скучно было, давайте представим, что лес - наши числа. Вот они, на мольберте. Называйте их по порядку.

Дети встают из-за столов, подходят к мольберту, называют числа от 1 до 20 и в обратном порядке.

Воспитатель:

Вот и закончился лес. Но, смотрите, здесь что-то страшное произошло - на лесной опушке заколдованные бабочки. Не могут они взлететь - у них на крыльях неодинаковое количество пятнышек, поэтому они не взлетают. У бабочек должно быть одинаковое количество пятнышек, сколько на левом крылышке, столько и на правом. Надо восстановить недостающие пятнышки на крыльях у бабочек.

Дети подходят к столу с бабочками, дорисовывают недостающее количество пятнышек на крылышках.

Воспитатель:

Вот и освободили вы бабочек. Теперь они могут взлететь в любое время. Они очень благодарны вам ребята. А теперь тихо! Мы подходим к замку Колдуна. Сейчас он спит. Но в любую минуту может проснуться, выглянуть в окно и увидеть нас. Если он нас увидит, он может заколдовать нас: окутать паутиной или облаком лени. Я предлагаю побыстрее закрыть окна на нижних этажах замка. Секрет: в пустое окно надо поставить такую цифру, чтобы в сумме получилось число стоящее на башне замка. (Состав числа 4, 5, 6, 7, 10.)

На мольберте висит плакат замка, дети подходят и подбирают нужные числа в окошки.

Речевая гимнастика.

«В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка. (дети шагают)

Стоит задом наперед. (дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

Воспитатель:

Закрыли все окна башни? Все на месте?

А теперь молча, чтобы колдун не услышал, идем дальше. Ой смотрите! Впереди огненная река. А через нее Колдун построил мост. Но он очень хитрый - любое бревнышко может провалиться. Только одно бревно правильное и надежное. Найдите его.

Дети по очереди разбирают «бревнышки» определяют правильность поставленных знаков «больше», «меньше», «равно». Находят правильное «бревнышко» и переходят огненную реку.

Воспитатель:

Перейти-то мы перешли. Только что же вы так шумели? Проснулся Колдун! Ох! Чувствую лень - это он облако лени напускает на нас, чтобы мы забыли про доброго Волшебника, не стали его искать. А чтобы этого не произошла, нам надо решить задачи на сложение и вычитание. Вот эти задачи.

1. У Вовы было 6 шаров, 2 шара лопнуло. Сколько шаров осталось у Вовы?

2. Над полянкой летало 4 бабочки, затем к ним прилетело еще две бабочки. Сколько бабочек стало на полянке?

Дети садятся на стульчики перед интерактивной доской, решают задачи.

Воспитатель:

Вот и освободились мы с вами от облака лени. А перед нами белочка и зайчик. Спорят они: каких цифр не хватает у них на карточках, определить не могут. Помогите им, ребята.

Дети определяют «соседей» чисел.

Воспитатель:

Звери убежали. А перед нами четыре дома. В каком доме поселился добрый Волшебник? Сорока на хвосте новость принесла, что Волшебник живет не в оранжевом и не в квадратном доме. В каком же?

Дети:

Волшебник живет в желтом домике.

Воспитатель:

Закройте глаза. Чувствуете, как добрый Волшебник гладит вас по головкам в знак благодарности? Он приглашает вас на угощенье во второй месяц лета, в третий день недели, ровно в три часа дня.

Дети называют второй летний месяц - июнь; третий день недели - среда; дети рассказывают и показывают, что большая стрелка будет стоять на двенадцати, а маленькая на три.

Воспитатель:

Добрый Волшебник прислал вам эти воздушные шары. Решите примеры и вы прочтете, что он вам передает.

Дети к каждому предмету находят карточку с ответом, расставляют по порядку и читают слово: «МОЛОДЦЫ»

Воспитатель:

Я поздравляю вас с окончанием нашего долгого, но интересного пребывания в сказке. Что вам больше всего понравилось? Кому вы сегодня помогли? Какие препятствия вы преодолели, спасая доброго Волшебника?

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы ДОУ


Данный материал будет полезен для воспитателей предшкольных групп, для педагогов дополнительного образования.
Тема : Лесные приключения.
Цель: обобщение знаний детей.
Задачи: Закрепить знания порядкового счета от 1 до 20, решение примеров на сложение и вычитание, находить правильное решение, развивать логическое мышление, закрепить знания детей о геометрических фигурах и их особенностях, ориентировке во времени; развивать внимание, память, мелкую моторику, воспитывать познавательный интерес, взаимопомощь.
Оборудование : конверт с письмом, карта-схема, карточки задания на каждого ребенка, карандаши, Мишка – сюрприз, танграмы, мяч.

Ход занятия.

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я рада сегодня всех вас приветствовать. Давайте поприветствуем друг друга словами: Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом. Напомнит вам как важно в жизни делиться счастьем и добром.
На адрес нашего детского сада пришло письмо от старичка – лесовичка. Давайте сейчас его прочитаем.
«Дорогие, ребята! Приглашаю вас к себе в гости. Но знайте, что путь в мой дом таит в себе много препятствий. Я верю, что вы справитесь. И вас ждет замечательный сюрприз!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, отправляемся в путь. На чем же можно отравиться в гости? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в путь пешком. А чтобы нам не сбиться в пути нам поможет карта.(обратить внимание детей на маршрут).
Ну, что вперед.
Воспитатель: Первый пункт «Ягодная поляна». Нужно помочь Маше собрать ягоды, чтобы она смогла приготовить для Лесовичка ягодное варение.
Задание № 1 : Соединить по порядку ягоды с цифрами от 1 до 20. (взаимопроверка). Молодцы, ягодку мы собрали, варение Маша сварить и угостит Лесовичка вкусны варением.

Отправляемся дальше. Ребята, скажите, а что растет в лесу? (ответы детей)
Правильно. В лесу растут грибы. Лесовичок очень любит грибы. Давайте. Мы для него приготовим сюрприз, в качестве подарка мы принесем ему корзинки с грибами.
Задание №2. Собери грибы в корзинку.
Молодцы. Корзинки наши наполнены.
А теперь немного поиграем. Игра: «умники и умницы».
Вопросы: Какая фигура называется квадратом? Назовите предметы в группе похожие на квадрат. В феврале на нашем участке расцвели 3 ромашки и 2 розы. Сколько всего цветов расцвело на нашем участке? На крыльце играли 5 мышат. Прибежала кошка и села на крыльцо. Сколько всего зверят оказалось на крыльце? У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
Молодцы! Отправляемся дальше. Следующий пункт – здоровье. Физминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели и их лучики прогрели.
Бабочки летали, крылышками махали.
Дружно хлопнем 1, 2, 3, 4, 5 нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели.
В руках ландыши запели.
Отдохнули? Тогда в путь. Пункт: Кто живет в лесу? Работа с танграмами.
Рита, кого ты повстречала в лесу? Ваня, а ты кого повстречал?
Молодцы!
Мы подошли к конечному пункту нашего путешествия. Нам здесь встретился художник. Он рисует картины-пейзажи. Его картины очень любит Лесовичок. Но вот беда - художник в своих картинах перепутал времена года между собой. Помогите. Пожалуйста, решить проблему.
Задание: выделить признаки времен года: Осень. Зима, Весна, Лето.
Молодцы! Задания все выполнили, подарки приготовили.
А вот и домик Лесовичка. Странно, но Лесовичка пока еще нет дома. Но что же это? Да это же верный друг- Мишутка. А Мишутка встречает нас не с пустыми руками. В его лукошке волшебные цветы цветики – семицветики! Ребята, а почему именно с этими цветами нас встречает Мишутка? (рассуждения детей). Да, вы правы!
Рефлексия: Ну, вот наши приключения закончились и нам пора возвращаться в детский сад. Ребята. Что вам понравилось? Какие трудности вы испытали? А что было легко?
Спасибо всем за внимание!
Фотоприложения:



Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе № 24

Тема: «Путешествие в математику»

Цель : Формирование элементарных математических представлений.

Задачи

Обучающие:

  • Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу.
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
  • Закрепить знания о последовательности дней недели;
  • Повторить структуру задачи.
  • Закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач;
  • Закрепить умение составлять число 7 из двух меньших чисел.
  • Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
  • Закрепить умение детей выкладывать числовые карточки в нужном порядке.
  • Формировать навыки определения время по часам с точность до часа.
  • Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на листе в клетку.

Развивающие:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
  • Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методы и приёмы:

Практические : использование сюрпризных моментов

Наглядные :(использование демонстрационного и раздаточного материала);

Словесные: (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Словарная работа: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели.

Материалы и оборудование: «письмо», конверты с заданиями, счетные палочки, простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка, карточки с заданиями), листочки в клетку

Демонстрационный материал:

Цифры от 1 до 10, «Паровоз», набор геометрических фигур, пирамидка, картина с изображением бабочек и цветов, картинки с изображением овощей, карточки с цифрами, математическая лесенка, цветок «Ромашка» для закрепления знаний о составе чисел.

Раздаточный материал:

Карточки – цифры на каждого ребенка, комплект геометрических фигур на каждого ребенка, карточки с предметами, на каждого ребенка.

Ход занятия

Ребята у нас сегодня гости давайте поздороваемся.

Воспитатель .

Утренний сбор

Колокольчик наш звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

Топнем левою ногой,

Щелкнем правою рукой.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом .)

Педагог: Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое занятие нам предстоит.

Загадка

Она – царица всех наук

Без неё мы – как без рук

Научит думать и решать

И много действий совершать (математика)

Правильно. Это Математика очень важная и нужная наука.

Педагог: Ребята! Прежде чем начнем наше занятие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Это кто, за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино) .

Хотите узнать, о чём он пишет?

Дети: Да!

Чтение письма:

« Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик мне нужно выполнить задания. Я боюсь. Что я не справлюсь. Пожалуйста, помогите! Задания находятся в конверте в коробочке с письмом. Первое задание в конверте под номером 1.»

Воспитатель: - Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Дети: Да!

Задание №1 . “Математическая разминка”

1.Вспомнить порядковый счет от 10 до 1

2.Назовите соседей чисел 3,5,7,9

3.Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3

4.Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8

5.Назовите последующее число чисел 2, 5, 9.

6.Сколько ушей у двух кошек?(4)

7.Сколько дней в неделе? (7)

8. Сколько глаз у светофора? (3)

9. Сколько пальцев на одной руке? (5)

10. Сколько лап у двух собак? (8)

11. Сколько пальцев на двух руках? (10)

12. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

13. Что длиннее неделя или месяц

14. Что длиннее 1 час или 60 минут

15. Сколько месяцев в году

16. Назовите сказки, где упоминается цифра 7.

17. Сколько всего частей в сутках, перечисли их

18. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?

19. Что длиннее 12 месяцев или год

20. Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5)

Задание № 2.За столами

Работа с ножницами: Вырезать геометрические фигуры.

Ориентировка на листе бумаги.

Задание: 1. В Середину листа приклеить жёлтый круг.

2. В правом верхнем углу расположите красный квадрат.

3. В левом нижнем углу расположите зелёный квадрат.

4. В правом нижнем углу расположите прямоугольник.

5. В левом верхнем углу синий квадрат.

Молодцы с заданием справились. Уберите на край стола листочки с заданием, клей, салфетки.

Задание № 3. Состав числа «7». Игра «Ромашка».

- Ребята, ветер сорвал листочки с цветочка и разбросал. Нам нужно собрать все листочки. Осталась одна середина и на ней обозначена цифры. Нам нужно собрать листочки, на которых, написаны числа и обозначают состав числа 7.

Задание №4 . «Веселые задачки»

Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи.

1. Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро смело!

Сколько всех их прилетело? (7)

2.«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:

2 матрёшки, Буратино,

И весёлый Чиполлино.

3. Шесть весёлых медвежат,

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал. А теперь ответ найди. Сколько мишек впереди?

4. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)

5.Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели)

6. Сколько рогов у 3-х коров? (6)

Педагог: Структура задач . Из каких частей состоит задача? Для этого соберем пирамидку

Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)

Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)

Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)

Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)

Послушайте задачу: “ На столе лежало 3 огурца и 2 помидора.

Сколько всего овощей лежало на столе?”.

Где в задачи условие? Условие, это то, что нам уже известно.(на столе лежало 3 огурца и 2 помидоры).

Педагог: “Сколько всего овощей?”

Ответы детей: Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.

Педагог: Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей?

Ответы детей: Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 2 = 5

Педагог: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением.

Ответы детей: Всего 5 овощей.

“Минутка для отдыха”

«Ходят стрелочки по кругу».

Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.

На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные слова.

Мы - часы, наш точен ход,

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

Дети останавливаются и садятся

с ближайшей карточкой рядом.

Воспитатель. Пять часов!

(Должны встать дети, сидящие возле

карточек с цифрами 5 и 12) .

Игра повторяется несколько раз.

Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше занятие.

Воспитатель:- А теперь откроем следующий конверт.

Задание 5 . А теперь я из конверта достаю самое последнее задание. Чтобы помочь Буратино вернуть ключик. Нам ребятки, надо нарисовать золотые ключики. На столе лежат листочки и следующее задание.

Графический диктант «Ключик»

Работа детей на листочках в клетку.

Отправляем ключики в конверте с мл. воспитателем. Подводим итог занятия 1.

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось помогать Буратино? Какие задания мы выполняли? Покажите карточку того цвета, как вы себя оцениваете.(красный, синий. Зелёный). Трудно было, выполнять задания или нет.

Ответы детей: подводят итог.

Воспитатель: Какие молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Вы помогли Буратино в трудной ситуации и справились со всеми заданиями.

Заключение

Занятие прошло на должном уровне, дети с поставленными задачами справились. На занятии дети обобщили знания и закрепили умения по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, решать примеры и простые арифметические задачи на сложение и вычитание. На занятии были использованы различные виды игровой деятельности.

Самоанализ занятия. На занятии присутствовало 15 детей с разным уровнем знаний. При построении и организации занятия были учтены индивидуальные особенности развития детей данной группы.

Занятие проходило в форме математического путешествия с элементами сказки в оптимальном темпе, все части были связаны друг с другом.

Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточен.

Была проведена предварительная работа в разных видах деятельности.

Для активизации работоспособности детей, снижения утомляемости применены следующие приемы: обязательная смена деятельности детей во время занятия, игровые моменты. Так же для достижения поставленных целей и задач, были применены следующие методы: словесный (художественное слово, наглядный, объяснительно – побуждающий, что помогло мотивировать процесс познания.

Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей. На занятии старалась поддерживать благоприятную психологическую атмосферу через заинтересованность детей, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся знания у детей.

Считаю, что все поставленные задачи удалось реализовать. Дети были активны. Чувствовали себя раскрепощено, со всеми заданиями справились. Получили удовлетворение от достигнутых результатов.


Интегрированное занятие по ФЭМП

в подготовительной группе на тему:

«Помощники Незнайки».

Выполнила: Малькова Кристина Игоревна – старший воспитатель МБДОУ детского сада «Золотая рыбка» р.п. Мокшан

Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

Программное содержание.

1.Обучающие задачи:

- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;

Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;

Продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;

Записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20;

Упражнять в счете в пределах 20;

Закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки,

Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.

2. Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Развивать смекалку, воображение;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

3. Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов);

Наглядный (использование иллюстрации);

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Поощрение, анализ занятия.

4. Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал : мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «», «

Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки.

Ход учебного занятия.

Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».

Воспитатель: - Поможем Незнайке?

Дети: Да!

(Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).

Игра «Круглый год».

Какое сейчас время года? (Весна)

Назови соседей весны. (Зима, лето)

Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)

Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль. (Январь)

Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. (Ноябрь)

Назови соседей зимы. (Осень, весна)

Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).

Назови соседей лета. (Весна, осень).

Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).

Назови все месяцы по порядку: сентябрь...

(Дети передают мяч друг другу).

Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).

А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).

Сколько всего месяцев в году? (12)

Сколько всего времён года? (4)

Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: - Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке.

(У воспитателя карточка с цифрой 5).

Сколько взяли зайчиков? (5)

Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5)

Что любят кушать зайчики? (Морковку).

Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).

Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).

Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).

Как получили число 10?

Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.

Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство.

Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?

Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.

Воспитатель: - Молодцы.

Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.

Обратите внимание на дом.

Скажите, как он называется? (многоэтажный).

Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы.

Назовите № дома. (№10).

Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.

Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)

На каждом этаже сколько квартир? (Две).

Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.

Вика, засели цифры в квартиры на первый этаж.

(1 и 9, а вместе 10).

(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).

1 и 9, а вместе 10

2 и 8, а вместе 10

3 и 7, а вместе 10

4 и 6, а вместе 10

5 и 5, а вместе 10

Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).

Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав Десять из него!

Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:

    Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).

    У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).

    Сколько лап и двух медвежат? (8).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.

Давайте вспомним, из чего состоит задача.

Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

(На доске появляется таблица).

УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).

ВОПРОС (то, что нужно найти).

РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать,

чтобы ответить на вопрос).

ОТВЕТ (результат от ответа

на поставленный вопрос).

Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).

А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).

Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).

Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.

Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).

Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).

Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).

- …, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2=)

- …, сколько надо взять палочек? (8)

- …, сколько надо добавить палочек к 8? (2)

Сколько стало палочек? (10)

Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).

Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).

Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?).

Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).

Нужно записать решение задачи.

Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1=)

Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

Света, сколько надо взять палочек? (9)

Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? (1)

Сколько осталось палочек? (8)

Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров).

Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.

Работа со вторым десятком.

(Дети встают перед фланелеграфом полукругом).

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до 20.

Саша, выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.

Соня, посчитай обратно от 20 до 11.

Миша, найди число 15 и покажи сколько в нём десятков и единиц. (ребенок обводит указкой десятки и единицы).

Один десяток, это сколько счетных палочек? (10 палочек).

Даша, найди число 20 и расскажи про него.

(2 десятка и 0 единиц).

2 десятка, это сколько счетных палочек? (20 счетных палочек).

Молодцы.

А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».

Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её.

(Ребенок находит ошибку и исправляет ее. Теперь этот ребенок становится ведущим).

Воспитатель: - А сейчас тихонечко займите свои места.

Перед вами у каждого карточка с двухзначными числами. Сравните эти числа с помощью арифметических знаков.

(Дети выполняют задание).

(По окончании дети с воспитателем проверяют по образцу правильность выполнения задания. Образец на доске). 17=17

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.

А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.

Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:

1 – вправо

2 – вправо

1 – влево

3 – вправо

1 – влево

1 – вверх

1 – влево

1 – вправо

2 – вправо

6 – влево

1 – вверх

1 – влево

1 – вверх

1 – вправо

12 – вверх

Что получилось? Как ты догадался, что это заяц? (У зайца длинные уши и маленький хвостик.)

Дорисуйте зайчику глазик.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в зайчиков. Наденьте шапочки. (У воспитателя на столе маски зайчат).

Воспитатель: - Были ребятки, а стали зайчатки. Встаньте вкруг и проговаривайте вместе со мной.

К нам сегодня в детский сад

Прискакали зайчики.

Полюбили очень их

Девочки и мальчики.

Пригласили их плясать,

Дружно ножки выставлять,

Присядь вправо, присядь влево,

А затем кружись ты смело.

И ладошки у ребят

Словно листики шуршат.

Воспитатель: - Молодцы. Снимите шапочки. Были зайчатки, стали ребятки.

Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке.

Что же мы сегодня нового узнали?

Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)

Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко.

А сейчас покажите, какое у вас настроение.

У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!

Конспект НОД

по ФЭМП в подготовительной группе «Веселая математика»

Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

Закрепить прямой счет до 10, обратный от 10 до 0;
-закрепить представления о числовом ряде,уметь называть соседей числа, последующее и предыдущее число.

Познакомить с образованием числа 7; - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание;
- закреплять умение решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
- закрепить знания о днях недели, весенних месяцах;
- формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
- уметь сравнивать два числа с помощью знаков. - развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материал : ИКТ, презентация,карточки с заданиями, карточки монетки разного цвета, листы бумаги в клеточку, карточки с цифрами, музыкальное сопровождение.

План занятия.

I. Вводная часть.

Повторение дней недели (по счету);
- закрепление времени года, весенних месяцев (по счету).

II. Основная часть.

Д/и «Цифры потерялись».

Логическая задача «Какая фигура лишняя в ряду?»

Логические задачи – шутки.

Физминутка.

Познакомить с числом 7. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел.

Решение примеров на сложение и вычитание.

Пальчиковая гимнастика.

Графический диктант.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Ребята, здравствуйте, давайте встанем с вами в круг и поприветствуем друг друга. Повернемся направо и улыбнемся соседу, а теперь повернемся налево и улыбнемся соседу слева. А теперь скажем все вместе

Здравствуйте!!!

(1 слайд. На ИКТ появляется изображение Незнайки, который говорит:

«Дорогие ребята, я пошел в школу, а для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Мне так много всего задают, а помочь некому... Помогите мне, пожалуйста».

Ребята, давайте поможем Незнайке.

1 задание. Ответьте на вопросы:

2 слайд. Изображение весны.

Какое время года? (весна)

Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Какой месяц сейчас идёт? (март)

Сколько дней в недели? (семь)

Назови их;

Какой сегодня день недели? (четверг)

Какой четверг по счету? (четвертый)

Вчера какой был день недели? (среда)

Завтра какой будет день недели? (пятница)

2 задание. - Ребята, Незнайка предлагает нам поиграть в игру «Цифры потерялись»

3 слайд. Цифры разбросаны..

Предложить детям подходить к доске и передвигать цифры на место…

Посчитайтесь по порядку, а теперь в обратном порядке.

Назови предыдущее и последующее число, числа 5,7,9,8,

сравни числа 5 и 3;

Сравни числа 4 и 4;

Какие бывают числа? (четные и нечетные)

Вы справились с заданием.

3 задание. Решить логическую задачу «Какая фигура лишняя в ряду?»

4 слайд. Изображены 2 ряда геометрических фигур)

Какая фигура лишняя, почему ты так думаешь?

Вы справились и с этим заданием Незнайки.

4 задание. «Друзья, все предыдущие логические задачи были серьезные, а есть еще и задачки – шутки. Будьте внимательны и вы обязательно справитесь с ними».

5 слайд. Игра «Задачи – ловушки».

Воспитатель читает задачи, дети отвечают и объясняют.

Вот медведица идет,

Медвежат своих ведет.

Сколько здесь всего зверей?

Сосчитай-ка поскорей! (3)

Вот грибочки на лужайке

В жёлтых шапочках стоят.

2 грибочка, 3 грибочка.

Сколько вместе будет?..? (5)

Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле? (8)

На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (5 яблок)

В вазе 3 тюльпана и 4 нарцисса. Сколько тюльпанов в вазе? (3 тюльпана)

Наступила долгожданная зима. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом – ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (зимой деревья не цветут).

У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8 ножек)

В.- Молодцы! Решив все задачи…

Физминутка. «Зарядка» на ИКТ звучит бодрая музыка

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

5 задание. Какой состав числа 7?

6 слайд. Изображение кинотеатра.

Чтобы ответить на этот вопрос Незнайки, мы сегодня познакомимся с составом числа 7.

Незнайке нужно купить билет -стоит 7 монеток. На столе лежат карточки на них нарисованы кружки двух цветов. - это монетки. Подберите монетки так, что бы у вас было 7 монеток. (Дети работают с карточками и показывают результат)

Вопросы детям:

Выложите по порядку все варианты состава числа семь у себя на столах.

Как только дети закончат работу, еще раз предложите им рассказать, как можно составить число семь из двух меньших чисел.

Молодцы! Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 7?

6+1, 5+2, 4+3 и 7 единиц)

Молодцы, теперь Незнайка, обязательно попадет в кино!

6 задание . Решите примеры

7 слайд. На доске записаны примеры, предложить решить примеры устно.

5+2=? 3+4=? 9+1=?

8-1=? 6-3+? 7-2=?

Пальчиковая гимнастика.

Как-то маленький удав
Захотел залезть под шкаф
Он под шкафом растянулся,
А потом в клубок свернулся.

7 задание . А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.

8 слайд. Изображение Незнайки, он читает задание, а дети выполняют сидя на своих местах.

Поставьте карандаш на точку и рисуйте: семь клеток направо,три клетки вниз, семь клеток налево, три клетки вверх.

Посмотрите и сравните получившийся у вас рисунок с образцом

9 слайд. На ИКТ появляется изображение прямоугольника

Воспитатель: Молодцы, ребята!

10 слайд. Счастливый Незнайка благодарит их за помощь и убегает в школу…
Итог занятия.

Рефлексия: -Вот и выполнили вы все задания Незнайки. Что же мы сегодня нового узнали? Какие задания с вами выполняли? (ответы детей).