Интересные задания для 3 лет. Как сделать детские карточки более долговечными. Уход и режим

Занятия для детей 3 — 4 лет (часть 1)

Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Окружающий мир»

В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток.

Задание для ребенка : Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что нарисовал не правильно, почему?

Ребенок в возрасте 3-4 лет обычно уже знает, что разным транспортом управляют разные люди. Подскажите ему название профессий «машинист», «танкист», чтобы эти слова обогатили словарный запас вашего малыша.

Задание для ребенка: Подбери пару. Каким транспортом управляет тот или иной водитель?

Ребенок должен ответить на ваши вопросы. Важно представить все в форме игры.

Задание (вопросы) для ребенка:

1. Утром солнце встает, а вечером… (садится)

2. Прошёл дождь, и на асфальте появились… (лужи)

3. У берёзы листья, а у сосны… (иголки)

4. Зимой часто идёт белый, пушистый… (снег)

5. Вода течет из крана. А когда она замерзает, то превращается в …(лёд)

6 . Лёд мягкий или твердый? (твердый). Он может литься, как вода? (нет). Он холодный или тёплый? (холодный). А вода холодная или теплая? (бывает холодная и теплая).

Ребенок в 3,5-4 года должен отличать животных, которые могут жить в городских квартирах от животных, живущих в деревне.

Занятие с ребенком: посмотри внимательно, какие из этих животных живут в деревне.

Учим ребёнка распознавать дерево по его листьям. Изучаем названия цветов.

Задание для ребенка : посмотри на листья, с какого дерева они упали (береза, клен, ива)? Как называются эти цветы (ромашка, роза, тюльпан, василек)?

Ребенок 3-4 лет конечно уже знает диких животных (по сказкам, картинкам, стихам). Он должен уметь описать животное и рассказать некоторые его особенности.

Занятие с ребенком : На картинке нарисованы животные, назови их. Кто из них, где живет, что любит кушать, какого цвета шкурка, кто больше? А как называются «ноги» волка (лапы)? А нос слона (хобот)? У какого животного самая большая шея, уши, зубы?

Ребенок в 3-4 года должен уметь отделить овощи от фруктов и озвучить то, что одни плоды относятся к овощам (растут в огороде) , а другие к фруктам (растут на деревьях).

Задание для ребенка: На чудо — дереве выросли плоды. Назови их. Посмотри и скажи, какие плоды не растут на деревьях. А где они растут?

Ребенок в возрасте 3-4 лет уже знает о том, что есть взрослые и малыши. А вот как они правильно называются?

Занятие с ребенком : Скажи пожалуйста, кто нарисован на этой картинке (животные, звери)? Обрати внимание, что это родители и их малыши. Ты знаешь, как они называются? (слон (слониха) — слоненок, медведь (медведица) — медвежонок, кот (кошка) — котенок, тигр (тигрица) — тигренок).

Ребенок 3,5-4 лет уже должен знать слова вежливого обращения и уметь их правильно употреблять.

Занятие с ребенком: вопрос — ответ. Попросите малыша ответить на ваши вопросы.

  1. Утром ты проснулся и пошел чистить зубы, по пути ты встретил маму. Что ты ей скажешь? (с добрым утром).
  2. В детском саду девочка Таня угостила тебя яблоком, а ты ей сказал… (спасибо).
  3. У тебя есть друзья? Как их зовут? Если твой друг попросит ему помочь, что ты сделаешь? (помогу).
  4. Ты ходишь в детский садик? В какое время суток ты приходишь в детский сад (утром), а когда тебя забирают родители (вечером).
  5. Что ты говоришь своим родным, когда ложишься спать (спокойной ночи).
  6. Ты пришел в гости к другу, что ты скажешь, когда увидишь его? (привет, здравствуй).
  7. Мама попросила тебя помочь ей убрать комнату, что ты сделаешь? (помогу, соберу игрушки и т.д).
  8. Бабушка вязала тебе носочки, и у нее упал клубок с пряжей, что ты сделаешь? (подниму его).

Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Логика»

Дети 3-4 лет уже способны группировать предметы на основе главного признака. Занятие построено на основе малого количества групп, которые ребенок постоянно встречает в обыденной жизни.

Задание для ребенка : покажи, где на картинке нарисована одежда. А теперь посмотри что общего у оставшихся предметов? Ребенок должен не просто показать предметы из одной группы, но и назвать эту группу (мебель, посуда, транспорт).

Это занятие направлено на установление ребенком логической связи между «парными» предметами.

Задание для ребенка : подбери пару каждому предмету, который ты видишь на рисунке.

Занятие с ребенком 3-4 лет «Вопрос – ответ». Задавайте вопросы только, если ребенку интересно на них отвечать.

Задание для ребенка : закончи фразу, которую я скажу или ответь на вопрос.

  1. Когда кушают, берут ложку, а когда пьют берут …
  2. Ночью темно, а утром …
  3. Птица летает, а рыбка…
  4. Самолет летит по небу, а кораблик плывет по…
  5. Если горит красный свет светофора нужно стоять, а если зеленый…
  6. Штаны и кофта – одежда, а суп и каша…
  7. У людей руки и ноги, а у кошки…
  8. Мёд сладкий, а лимон…
  9. Бабочка летает, а кузнечик…
  10. У уточки много утят, а у курочки…

Дети в возрасте 3-4 лет часто фантазируют, используя свое воображение. Добавим к нему логику. Хорошо если ребенок аргументировано объясняет, почему он так или иначе подумал (например, собака рассказывает веселую историю, потому что она улыбается).

Занятие с ребенком : Расскажи, о чём говорят животные? С кем говорит кошка и о чем, как ты думаешь, почему? А что рассказала сорока? и т.д.

Это занятие с детьми 3- 4 лет на развитие внимания.

Задание для ребенка :

  1. Сравни предметы на рисунке и выбери лишний предмет в каждом ряду, объясни свой выбор (например, все чашки в полосочку, одна с кружочками или у всех елочек одна половинка желтая, а у одной нет).
  2. Найди в каждом ряду точно такой же предмет как первый. (1=4, 1= 3, 1=4, 1=2).

Ребенок 3-4 лет уже должен понимать, какие предметы одежды для чего предназначены, даже если сам он еще не умеет одеваться. Важно, чтобы предметы одежды «надевались» по порядку (то есть сначала носки, а затем сапоги). При этом малыш должен говорить, как называется тот или иной предмет одежды.

Задание для ребенка : девочка Катя собралась идти на улицу гулять. На улице сегодня холодно. Помоги Кате одеться, чтобы она не замерзла.

Занятия с ребенком 3-4 лет на закрепление навыков приема пищи.

Задание для ребенка : Вася хочет покушать. Помоги ему сделать все правильно.

1. Чем нужно налить суп в тарелку? (поварешкой)

2. Чем кушают суп? (ложкой)

3. В сковороде жареная картошка. Во что Вася должен ее положить и чем будет ее кушать? (в тарелку, вилкой)

4. Вася хочет пить. Во что он нальет чай? (в кружку, стакан)

5. Мальчик любит, чтобы чай был сладким. Что ему для этого нужно сделать? (положить сахар в чай и размешать ложечкой)

6. Вася вкусно покушал. Что он скажет маме? (спасибо)

7. Что нужно сделать с посудой после обеда? (вымыть, помыть посуду) Вася поможет маме? (да, конечно)

Задание для ребенка : покажи и назови, кто где живет.

Занятие с детьми 3-4 лет «Что больше»

Задание для ребенка : посмотри на картинку, какая рыбка больше? А какая собачка меньше? и т.д.

Давно мы не публиковали чего-нибудь эдакого для деток помладше. Наши девочки взрослеют на глазах, им книги подавай, кумоны, настольные игры, конструкторы и так далее. Короче, выросли они из разных карточек и простых заданий для малышей. А карточки это ведь красиво и интересно, поэтому иногда буду делать и выкладывать новые материалы для малышей:) Скачать карточки с цифрами-монстриками | pdf Ещё карточки для малышей: “Противоположности” “Считаем домашних животных” Цветочный алфавит…

Когда в нашей семье родилась Серафимка, я очень активно интересовалась методикой Монтессори. Я узнала про низкое спальное место и другие принципы создания развивающей среды для малыша, а ещё я узнала про Монтессори-мобили и чёрно-белые карточки. Тогда я нашла много контрастных картинок, распечатала их и повесила как гирлянду около того места, где Сима проводила время, пока не спала. Сейчас у многих моих друзей появились новорожденные дети и я вспомнила, что было бы неплохо…

Как научить ребёнка не путать противоположные понятия (антонимы): холодный-горячий, высокий-низкий, сладкий-солёный, пушистый-колючий, гладкий-шершавый и другие? 1. Нужно много показывать понятия в сравнении. Например, классическая игра: “Смотри, этот мячик большой, а этот маленький”. 2. Давать ребёнку исследовать противоположные понятия на ощупь: “Потрогай, этот стакан холодный, а в этой чашке горячий чай”. 3. Рассказывать сказки, в которых есть сравнения, например: “Три медведя”, “Дюймовочка”, “Рукавичка” и т.д. 4. Выполнять задания на сравнения, в которых необходимо что-то…

В “Школе малышей” начинается новая тема “Цветы”. Для изучения алфавита с малышами мы сделали комплект карточек с буквами, покрытыми цветами. Вы можете играть ими в слова, показывать малышу по буквам, прятать и находить, давать ребенку несколько букв на выбор и просить показать названную вами. Цветочный алфавит для детей | pdf формат

Чтобы учить цифры и счёт с ребенком, стоит использовать разные пособия. Тогда он не будет ассоциировать счёт только с конкретной игрой. Прекрасно, если Вы будете прыгать по кочкам с цифрами, смотреть их на картинках, считать разные предметы (как реальные, так и на картинках), строить башни с цифрами и т.д. Мозг ребенка изначально настроен на запоминание количества на глаз. Развивая это умение, Вы поможете малышу легче научиться счёту, а в дальнейшем…

С малышами от 2,5 лет можно играть в мемори. Эта игра развивает зрительную память. Для игры в мемори распечатайте лист в 2-х экземплярах. Чтобы карточки получились более плотными, наклейте напечатанные листы на картон или заламинируйте их, или обклейте широким скотчем. Затем вырежьте все карточки. После этого приступайте к игре. Эти карточки можно использовать с детьми разного возраста. Правила игры “мемори”: Разложите 18 карточек рубашкой вверх. Каждый игрок переворачивает по 2…

Перед тем как начать разработку этого блока, мы долго взвешивали все "за" и "против" компьютерных занятий для детей 3-4 лет.

С одной стороны, мы поддерживаем мнение, что для ребёнка в этом возрасте очень важно играть в реальные (а не в виртуальные) игрушки, рисовать, лепить, складывать кубики и собирать соответствующие возрасту конструкторы...

С другой стороны, компьютерные технологии так быстро и так активно входят во все сферы нашей жизни, что полностью отрицать возможность их использования в развитии малышей было бы не правильно.

Поэтому мы решили добавить на наш сайт задания и упражнения, которые будут способствовать развитию внимания, памяти, мышления детей 3-4 лет.

Задания блока «Развитие» направлены на развитие внимания, памяти, логического мышления, речи ребёнка. Упражнения не разделены на соответствующие темы, как для детей более старших возрастов, а даются все вместе, чтобы каждое занятие было максимально интересным и разнообразным. При этом задания различаются по уровням сложности, и даже внутри одного уровня идут от более простых к более сложным, что способствует разностороннему развитию малыша.

Развитие детей 3-4 лет происходит в игре, поэтому, разрабатывая задания для детей младшего дошкольного возраста, мы постарались, чтобы они были увлекательными, веселыми и полезными одновременно. Каждое задание содержит красочные картинки, озвученный текст вопроса и объяснение правильного ответа.

В случае неправильного или неполного ответа ребёнка, после объяснения ему предлагается выполнить аналогичное задание. За выполнение заданий маленькому ученику присваиваются награды - кубки, медали, грамоты. К каждому заданию можно возвращаться неограниченное число раз.

Однако, мы обращаем ваше внимание, что выполнение подобных упражнений онлайн у детей 3-4 лет не должно занимать более 10-15 минут в день. Даже если ребенку интересно, и он хочет продолжать занятие, лучше его закончить до того, как наступит утомление и интерес потеряется. Можно заранее договориться выполнять 2-3 задания за одно занятие. Такой подход позволит достичь наилучших результатов и надолго сохранить интерес к развивающим занятиям.

Мы надеемся, что наши онлайн-занятия помогут детям получить новый увлекательный опыт и будут способствовать их гармоничному развитию.

Подробнее о развитии детей 3-4 лет читайте в разделе

На дошкольный возраст ребенка приходится период интенсивного психического развития. Формирование логического мышления – очень важный и сложный момент в жизни ребенка.

Он начинается примерно в 1,5 года, но уже в 3-4 года переходит на качественно новый уровень.

Можно ли уже в столь раннем возрасте развивать логику?

Помочь развить основы логики хорошо помогут логические игры для детей 3-4 лет.

Давайте поподробнее остановимся на некоторых из них.

В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности.

Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению.

Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции.

Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки.

Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку».

Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями.

Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой.

Особенности развития логики в 3-4 года

Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь.

В процессе этих действий человек использует определенные приемы:

  • определение состава, структуры и организации частей и элементов целого;
  • ориентация на существенные признаки явлений и предметов;
  • определение взаимосвязей между явлениями и предметами;
  • обнаружение тенденций и закономерностей развития;
  • построение гипотез и обнаружение следствий;
  • осознанная аргументация логических операций.

Конечно, трехлетний ребенок не обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для выполнения всех этих функций. Но процесс образования данных логических приемов через наглядно-действенное мышление и последующее их совершенствование и является развитием логического мышления.

Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин.

О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие.

Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов.

И, так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей.

В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный характер.

Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет

Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом.

Первые логические игры

Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы.

Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх.

Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года.

Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры.

Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет».

Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.

Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой.

Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.

Игры для развития сообразительности и находчивости

Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие.

Игры для развития интеллекта

Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в продаже в виде наборов карточек. В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку – японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.

Речевые игры для развития логики

Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.

Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.

Пример лингвистической задачи для развития логики

«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла!
— Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»

После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.

Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое. Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово. Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.

Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.

Графические игры

Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики». С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.

Предлагаем вам позаниматься с ребенком по очень хорошей книге «Логика 3-4 года. Тестовые задания»:

Компьютерные игры для развития логики

В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию.

Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.

Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».

При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила: 1. Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия.
2. Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием.
3. После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.

Книги с играми для развития логики

Различные сборники игр можно приобрести и в печатном варианте. Сегодня книжные магазины предлагают широкий ассортимент книг с играми для развития логики для детей разных возрастов, а также сборники графических заданий. Много книг о развитии интеллекта и логики написал знаменитый московский педагог Л.Я.Береславский. Он работает в этом направлении более 15 лет и является автором нескольких уникальных методик обучения. Все эти книги можно купить и в Интернет-магазинах. Вот некоторые из них:

  • Л.Береславский, А.Береславская «Современные игровые методики развития интеллекта», Москва, 2010
  • Л.Береславский, А.Береславская «Логика в стране азбуки», Москва, 2005
  • Л.Береславский «Детство интеллекта. Система игр и упражнений», Москва, 2000
  • Л.Береславский «Азбука логики. Как помочь ребенку учиться легко и с удовольствием», Москва, 2001
  • И.Топоркова, С.Щербинина, С.Гаврина «Большая книга развития логики для детей 3-6 лет», Академия Развития, 2009
  • А.Уорд «Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация», Центрполиграф, 2012

Как видно, логические игры сами по себе очень разнообразны и задействуют различные виды мышления. Их, несомненно, следует использовать для детей 3-4 лет с целью развития интеллекта и логики, так как такое развитие возможно лишь в процессе практики и постоянной тренировки уже знакомых логических приемов. Также логические игры включают в себя элементы для развития речи, воображения, мелкой моторики, памяти, а комплексный подход в развитии ребенка гарантирует формирование многосторонней развитой личности.