Интересный факты о памяти человека. У памяти еще много тайн

  • 1. Есть ли память у новорожденного? Такой вопрос долгие годы тревожил врачей и ученых всего мира. Ведь многие ошибочно полагали, что человек рождается с чистой памятью. Но многочисленные исследования показали: на 20 неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.
  • 2. Память и ее свойства напрямую зависят от профессии человека. Она действительно лучше у дикторов, преподавателей, ученых, актеров. Ведь этим людям приходится запоминать большое количество текста, постоянно повторять его и изучать что-то новое.
  • 3. «Дежавю» - ощущение, что определенная ситуация уже происходила в нашей жизни, связанно с генетической памятью. Согласно исследованиям ученых, определенные события действительно могли иметь место в нашей прошлой жизни или передаться от опыта предков.
  • 4. Память развивается у человека до 25 лет. Пик ее возможностей припадает на 19-20 лет. Не удивительно: в этот период мы получаем образование. А вот угасать память начинает с 50 лет.
  • 5. Если сравнить мозг человека с компьютером, он бы мог сохранять до 7 миллионов мегабайт информации.
  • 6. Гипертимезия – так называется очень редкая способность помнить абсолютно все события своей жизни. Таким феноменом обладает жительница США Джилл Прайс. Она может в подробностях рассказать все, что происходило с ней в таком-то году в такое-то время.
  • 7. Ким Пик, прототип главного героя «Человека дождя» имел уникальную память. Он действительно запоминал 98% всей прочитанной информации. Кроме того, он мог одновременно правым глазом читать правую страницу, а левым – левую в развороте книги.
  • 8. Ф. Бузони, профессор Московской консерватории, обладал феноменальной музыкальной памятью. Он мог воспроизвести любую услышанную мелодию.
  • 9. Интересные факты о памяти человека – это также истории из прошлого. К примеру, римский философ Сенека мог повторить 2 тысячи абсолютно бессвязных слов по очереди.
  • 10. Как утверждают историки, Александр Македонский знал в лицо и по имени каждого из 30 тысяч своих солдат.

  • 11. Кардинал Меццофанти знал около 100 языков. Ему достаточно было один раз услышать иностранное слово, как он запоминал его на всю жизнь.
  • 12. Фемистокл знал каждого жителя Афин по имени. А их было около 20 тысяч!
  • 13. Поль Морфи и Поль Сенс – уникальные шахматисты. Они могли играть сразу несколько партий и хранить у себя в памяти все прошлые и предстоящие ходы каждой.
  • 14. Наполеон читал со скоростью 2 тысячи слов в минуту. Для сравнения: большинство образованных современных жителей планеты – лишь 180-220. При этом уровень запоминания и понимания текста при быстром чтении выше.
  • 15. От 6 до 8 недель требовалось археологу Р.Шлиману, чтобы изучить новый язык.

  • 16. Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.
  • 17. Забывать – полезно. Чем быстрее вы забудете старую ненужную информацию, тем лучше и быстрее запомните новую. Существуют даже специальные тренинги, направленные на блокировку старой информации. Достаточно 20 попыток, чтобы избавиться от нежелательных воспоминаний.
  • 18. В Тасмании есть оператор справочной службы, который наизусть помнит более 128 тысяч номеров телефонов и точных адресов абонентов.

В начале прошлого века немецкий ученый Вагнер исследовал строение мозга выдающихся людей в надежде найти "особые приметы гениальности". Его ждало разочарование: по внешним признакам строения головного мозга невозможно сказать что-то определенное о личности. Ведь несмотря на огромную разницу в весе мозга, и И. С. Тургенев, и Анатоль Франс были выдающимися писателями. У первого мозг весил 2000 граммов, а у второго - лишь 1000 граммов. Луи Пастер в возрасте 46 лет перенес кровоизлияние в мозг, значительно разрушившее правое полушарие. Тем не менее он активно жил и трудился еще целых 27 лет. Эти примеры свидетельствуют об удивительно богатых возможностях мозга.

Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты - синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших чувств, мыслей, эмоций и памяти. Активность нервных клеток мозга можно наблюдать воочию. Когда японские ученые ввели в человеческий мозг тончайшие световоды, соединенные с видеокамерой, они смогли рассмотреть, что нейроны движутся, как крошечные амебы. Чем интенсивнее работа мысли, например при решении математических задач или запоминании незнакомых слов, тем активнее такое "движение" нервных клеток. Невольно вспоминается известное выражение "шевелить мозгами" - оказывается, оно отражает реальные события.

Современные методы исследований показывают, что в процессы запоминания вовлечены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга. Механизмы памяти напоминают лабиринт, ходы и выходы которого соединены множеством мостиков. Более 50 лет тому назад американский физиолог Карл Лешли предложил любопытную гипотезу: память состоит из двух взаимно дополняющих друг друга процессов: обучения новому и запоминания опыта. Эта гипотеза нашла свое подтверждение в опытах на животных.

Профессор Стивен Роуз из Университета в Милтон Кейни под Лондоном уже более 30 лет изучает механизмы памяти у кур. Роуз обучал однодневных цыплят различать несъедобные круглые бусины, плавающие в блюдце с водой, и сходные по форме и величине зерна, рассыпанные по столу. Более 80% птенцов после первых неудачных попыток склевать бусины потеряли к ним интерес и начали клевать только зерна. Какие биохимические изменения произошли в мозгу цыплят после обучения? Удалось проследить, какие нейроны вовлечены в процессы обучения и запоминания. Оказалось, что в течение 15-30 минут после завершения обучения в мозгу образуется особый передатчик импульсов между клетками - глютаминовая кислота.

В мозгу тренированных цыплят количество этого вещества было больше, чем у их необученных собратьев. Когда глютаминовую кислоту разрушали с помощью химических соединений, то цыплята быстро научались отличать плавающие бусины от корма, но вскоре все забывали. Очевидно, глютаминовая кислота способствует кратковременному запоминанию. А вот долговременная память формируется лишь спустя 5-8 часов после обучения. При этом в мозгу образуются белки с особым строением молекул, которые служат чем-то вроде переключателей возбуждения с одних контактов между клетками на другие. Возникает своеобразная нейронная сеть, в которой все связанные контактами клетки взаимодействуют друг с другом через некоторые промежутки времени. Запоминание представляет собой очень сложный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разнообразные молекулы передатчиков. Когда необходимо что-то вспомнить, то происходит вызов "записанного" в разных точках нейронных сетей материала и "переписывание" его в один осмысленный сюжет.

Исследователи считают, что память зависит от нескольких систем мозга и включает межклеточные взаимодействия на разных уровнях. Поэтому процессы, связанные с запоминанием и воспроизведением, управляемы и обладают избирательностью. По выражению одного из английских ученых, "основная задача памяти - безопасно ориентировать нас в окружающем мире". Действительно, мы стараемся запомнить в первую очередь то, что для нас важно и интересно. Известно также, что лучше запоминаются эмоционально окрашенные события и факты, причем положительные эмоции вспоминаются легче.

Сегодня существует немало препаратов, стимулирующих активность нервных клеток и улучшающих память. Один из них недавно получили в Индии из растения брами и назвали "пилюлями памяти". У школьников с нарушениями памяти после того, как они стали принимать эти пилюли, заметно улучшилось запоминание учебного материала. Некоторые из них смогли учиться в обычной, а не в особой школе.

Интерес к "пилюлям памяти" проявили врачи, имеющие дело с болезнью Альцгеймера, болезнью Паркинсона и другими нейродегенеративными заболеваниями. Известно, что при болезни Альцгеймера нарушается образование особого белка - предшественника амилоида. Вместо него появляется другой белок, который ядовит для нервных клеток. Он скапливается в мозгу в виде уплотнений или бляшек, что препятствует передаче нервных импульсов. По мере накопления этого измененного белка нервные клетки разрушаются, и память резко ухудшается.

Оказалось, что на механизмы памяти у больных могут оказывать сильное влияние не менее 200 из уже известных веществ, включая лекарственные препараты. Такрин и арицепт, например, смягчают потерю памяти при ранней форме болезни Альцгеймера: они блокируют фермент, который разрушает вещество, передающее импульс от одной нервной клетки к другой. Это позволяет замедлить потерю памяти. Механизмы действия других веществ еще предстоит исследовать. И хотя о полном излечении болезни Альцгеймера и других тяжелых недугов говорить рано, новые препараты очень пригодятся таким больным. Они нужны и людям, чья деятельность связана с переработкой большого количества информации: педагогам, актерам, переводчикам, экономистам.

Помогают улучшить память и вещества, повышающие чувствительность нервных окончаний к электрическим импульсам, например камфакинам. Исследователи из Калифорнийского университета в Ирвине (США) обнаружили, что этот препарат значительно улучшает кратковременную память не только у здоровых людей, но и у пациентов с болезнью Альцгеймера. После приема камфакинама быстрота счета у молодых добровольцев увеличивалась на 20%, а у людей старше 60 лет - вдвое. Однако ученые из Центра по исследованию центральной нервной системы в Нью-Джерси считают, что к этим результатам следует относиться с большой осторожностью. Дело в том, что человеческая память - весьма тонкая и хорошо отлаженная система, которая развивалась сотни миллионов лет и у здорового человека работает в оптимальном режиме. Не стоит забывать, что в запасе у природы уже существуют самые различные механизмы регуляции активности нервных клеток. "Мы можем усиливать пламя, но не можем добавить в костер топлива", - считают ученые. Пока большинство экспериментов по "усилению пламени" касаются лаборатор ных животных и немногих добровольцев. На этом этапе важно понять, при каких дозах препараты, улучшающие память, становятся сильно действующим лекарством, как долго и в каком режиме следует их применять больным нейродегенеративными заболеваниями и просто пожилым людям. На эти и другие вопросы еще предстоит ответить. А пока врачи рекомендуют использовать лишь мягко действующие препараты, принимая их вместе с ежедневной дозой витаминов.

Существуют и другие способы сохранения памяти. Наиболее простой и доступный - полноценный сон и сбалансированное питание. Известно, что использование снотворных и бедная белками и витаминами пища снижают возможности запоминания. Включение в ежедневный рацион продуктов, богатых магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (таких, как курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), способствует улучшению памяти. Заметно ухудшают память алкоголь и курение, малоактивный, "лежачий" образ жизни. Напротив, смена впечатлений, общение с людьми, активный отдых на природе весьма благотворны для развития памяти. Очень полезно постоянно тренировать память, запоминая наизусть стихи, отрывки из прозы. Тонкая работа руками, например вязание, игра на музыкальных инструментах, также помогает сохранить хорошую память.

Уже в детском возрасте можно обнаружить различия в качестве памяти: преобладает ли у ребенка запоминание образов, ассоциативная или абстрактная память. Некоторые люди долгое время помнят голоса и звуки, другие - окружающие их предметы или лица. Как правило, недостатки одного вида памяти могут компенсироваться за счет развития других. И это придает каждому человеку свою неповторимую индивидуальность в восприятии мира.

По словам некоторых психологов, человеческая память напоминает игру «Испорченный телефон» - воспоминания постоянно меняются и порой доходит до того, что наше видение событий прошлого перестаёт иметь с ними что-либо общее. Иными словами, память - не полка с книгами, откуда можно достать любой фолиант и ознакомиться с его содержанием, скорее это один большой черновик, который мы, сами того не зная, постоянно редактируем, переиначивая отдельные фрагменты. Мало того - окружающие также могут вырывать из нашей рукописи старые страницы, вычеркивать и дописывать целые главы. Предлагаем вам ознакомиться с удивительными свойствами памяти, но предупреждаем - дочитывая последние строки, вы поймёте, что ваша память никогда не будет прежней.

1. Различные типы лжи запоминаются по-разному

Способность человека помнить свою ложь зависит от того, как именно он солгал. Сотрудники Университета штата Луизиана решили выяснить, как люди вспоминают разные типы своей лжи - ложь описания и ложь отрицания. Ложь описания - придуманная человеком подробная информация, с помощью которой он хочет донести до собеседника сведения о событии, которое не происходило в действительности, а ложь отрицания это, как правило, краткий лживый ответ на поставленный вопрос.
В ходе эксперимента обнаружилось, что ложь описания вспоминается легче и сохраняется в памяти дольше, так как для её сочинения человек прилагает гораздо больше усилий, особенно если слушатель не спешит принимать сказанное на веру - в таком случае лжец вынужден придумывать множество правдоподобных деталей, чтобы убедить собеседника. Большая часть участников исследования могли вспомнить ложь описания во всех подробностях даже спустя двое суток после разговора.
Любопытно, что ложные отрицания гораздо короче и проще описания, однако большинство испытуемых не смогли вспомнить свои лживые ответы через 48 часов после того, как они были озвучены.

2. «Опустошение» памяти помогает делать выигрышные ставки на тотализаторе

Как известно, даже самый везучий человек иногда ставит не на ту команду, однако, по данным объединённой группы исследователей из Университетского колледжа Лондона и Монреальского университета, с помощью нехитрых уловок вы можете научиться предсказывать результаты спортивных матчей почти с той же вероятностью, что и специальные статистические компьютерные программы.
Мы принимаем решения, используя ограниченное число воспоминаний, причём всплывающая в памяти информация часто вводит нас в заблуждение, особенно если в ней не содержатся наиболее вероятные варианты развития событий. Иными словами, рассчитывать на прогноз, основанный на случайно выбранных данных - не самая лучшая идея. «Мусор на входе - мусор на выходе».
В ходе эксперимента исследователи предложили двум группам добровольцев предсказать результаты нескольких бейсбольных матчей, исходя из результатов прошлых игр. Участникам группы «реалистов» сообщили настоящие счета матчей, а «идеалистам» говорили, что побеждала более успешная в целом команда, даже если это не соответствовало действительности. В итоге, предсказания второй группы оказались намного более точными, нежели предвидения первой. Специалисты полагают, что именно отсутствие «мусора» о реальных результатах матчей позволило группе «идеалистов» делать успешные прогнозы.
Чтобы использовать это свойство нашего мышления на практике, вам необходимо ознакомиться с наиболее вероятными прогнозами о результатах игр и попрактиковавшись, вы наверняка сможете делать успешные ставки. К примеру - во время чемпионата по футболу составьте свой «прогноз» для игр прошлого чемпионата, называя «победителей» каждого конкретного прошедшего матча, исходя из количества побед одной команды над другой, конечно, если при этом вы не знаете настоящих результатов. Затем сравните свои ожидания с реальными счетами - если большая часть из них окажется верными, попробуйте применить систему для текущих игр, хотя так или иначе - это спорт, а значит, результат непредсказуем.

3. Оправдывание военных преступлений изменяет представления о войне

Результаты исследования, проведённого специалистами Принстонского университета свидетельствуют, что информация, «оправдывающая» зверства солдат страны-участника военного конфликта, меняет представление граждан страны об этой войне - в том числе, если информация «обеляет» заведомо бесчеловечное поведение военнослужащих, например, пытки и истребление мирного населения. Исследователи полагают, что таким образом людям помогают избавиться от угрызений совести и снять с себя моральную ответственность за военные преступления, совершённые согражданами.
Учёные предложили 72 белым американцам прочесть четыре истории о чудовищных поступках солдат во время военных действий в Ираке и Афганистане, при этом в каждом рассказе приводились «оправдания» их зверств. Два рассказа были посвящены военнослужащим США, а другие два - их противникам. Затем участникам устроили просмотр видеороликов с пересказом двух из четырёх историй, но без «обоснований» военных преступлений.
В ходе выполнения контрольного задания выяснилось, что добровольцы чаще вспоминали видео-версии историй о зверствах каждой из сторон конфликта, однако как правило, приводили «рациональные объяснения» поступков именно американских солдат, хотя в роликах об оправданиях не было ни слова. Стоит отметить, что такие особенности запоминания сведений о военных действиях часто используют политики и журналисты, чтобы повлиять на общественное мнение.

4. Цвет кожи образованных темнокожих запоминается как более светлый

В одном из номеров журнала «SAGE Open» опубликованы результаты любопытного эксперимента: исследователи обеспечивали у студентов-добровольцев подсознательное восприятие изображённого на фотографии чернокожего мужчины как «невежественного» или «образованного», а затем показывали им семь снимков того же человека, но с разными оттенками кожи - оригинал, три варианта светлых оттенков и три тёмных. Студентам предлагали выбрать фото, соответствующее изображению, показанному им ранее.
Результаты оказались довольно интересными - те, кто считал афроамериканца образованным, выбирали его снимки с более светлой, чем в действительности кожей - это явление известно как «предвзятость памяти об оттенке кожи» («skin tone memory bias»).
Когда обусловленные стереотипами ожидания человека оказываются неверными, память «компенсирует» ошибку, в некотором роде «защищая» его предвзятость - поэтому, вспоминая об умном и успешном негре, люди склонны мысленно «осветлять» его кожу.

5. Обезболивающие могут избавить от забывчивости, связанной с употреблением марихуаны

Бытует мнение, что марихуана помогает при лечении некоторых заболеваний, например, онкологических недугов и эпилепсии, однако существуют побочные эффекты её применения, такие как забывчивость и проблемы с обучаемостью.
Исследователи из Университета штата Луизиана утверждают, что некоторые из этих проблем можно решить с помощью обезболивающих. В ходе эксперимента выяснилось, что основная активная составляющая марихуаны - дельта-9-тетрагидроканнабинол, повышает уровень фермента циклооксигеназы (ЦОГ-2) в отделе мозга подопытных мышей, который отвечает за обучение и образование воспоминаний (гиппокампе). Исследователи обнаружили, что лекарственные или иные способы понижения уровня ЦОГ-2 в гиппокампе предотвращают проблемы с памятью и обучением, вызванные дельта-9-ТГК. Результаты эксперимента свидетельствуют, что один из самых эффективных препаратов, понижающих содержание ЦОГ-2 - ибупрофен, обезболивающее, продающееся без рецепта.
Учёные полагают, что сочетание дельта-9-ТГК и ибупрофена может быть действенным способом лечения болезни Альцгеймера. В свою очередь, исследование специалистов Медицинского центра при Стэнфордском университете выявило связь между блокировкой эндоканнабиноидов (что-то вроде «внутренней марихуаны», вырабатываемой человеческим мозгом) и ранними стадиями болезни Альцгеймера, однако учёные предупреждают, что употребление марихуаны не предотвращает развитие этого недуга.

6. Прохождение через дверные проёмы провоцирует провалы в памяти

При этом неважно, выходит человек из помещения, или заходит в него - важен сам факт прохождения через проём, о чём говорят результаты исследования, проведённого специалистами Университета Нотр-Дам. Этот поведенческий акт воспринимается мозгом как «граница событий», отделяющая то что происходило с человеком в одной комнате от того, что с ним произойдёт в другой.
Студенты, участвовавшие в исследовании, выполняли различные задания, например, обменивали предметы, взятые ими с одного стола на предметы с другого, причём действия совершались тремя различными способами - в одном случае всё происходило в одной комнате, в другом участникам предлагали свершить обмен после прохождения через дверной проём, а в третьем им необходимо было пройти через несколько проёмов, ведущих обратно в первое помещение. При переходе из комнаты в комнату участники забывали, что им необходимо сделать гораздо чаще, нежели при обмене, не требующем выхода из комнаты.

7. Женщины лучше запоминают мужчин с низким голосом

По мнению исследователей из Абердинского университета, у мужчины, обладающего низким голосом больше шансов на то, что женщина-собеседник запомнит сказанное им и его самого. Большинству представительниц прекрасного пола нравятся именно низкие мужские голоса, поэтому они склонны слушать таких мужчин внимательнее и с большей вероятностью оценивают их как потенциальных спутников жизни.
К слову, черты лица собеседника также влияют на то, запомнят его или нет. Психологи Йенского университета выяснили, что люди с неправильными и не слишком красивыми чертами лица, как правило, запоминаются гораздо лучше смазливых красавчиков и красавиц, особенно если у привлекательного лица нет каких-либо отличительных особенностей, вроде больших глаз.
Необходимо отметить, что в целом звуковую информацию человеку запомнить сложнее, чем-то, что он видит, или осязает - об этом свидетельствуют результаты исследования, проведённого в Айовском университете. Чтобы лучше запомнить сведения «на слух», специалисты рекомендуют несколько раз повторить их про себя.

8. «Любовь с первого взгляда» - причуды памяти

Каждый раз, когда вы извлекаете из памяти какую-либо информацию, она изменяется в соответствии с вашими нынешними представлениями об окружающем мире. Сотрудники Северо-Западного университета (штат Иллинойс) полагают, что именно этим трюком памяти можно объяснить такое явление, как «любовь с первого взгляда» - человек склонен проецировать испытываемые им к партнёру чувства на тот момент времени, когда произошла первая встреча.
Чтобы подтвердить эту гипотезу, учёные устроили эксперимент, участникам которого предложено было вспомнить расположение показанных им ранее объектов на экране компьютера. При изменении фона участники неизменно ошибались, а при следующих попытках вспомнить первоначальную расстановку объектов они чаще всего выбирали неправильные варианты, предложенные ими самими после изменения фона - их память быстро приспосабливалась к ложной информации и воспринимала её как достоверную.
В ходе других подобных экспериментов обнаружилось, что чем чаще человек обращается к воспоминанию, тем более размытым оно становится - в конечном итоге оно может превратиться в образ, который совершенно не соответствует тому, что случилось на самом деле. С таким явлением часто сталкиваются следственные органы в ходе опроса свидетелей - с течением времени их воспоминания о происшествии заметно трансформируются.
Более того - исследователи из Университета штата Айова утверждают, что когда человек припоминает какое-либо событие, собеседник может изменить его воспоминания, введя в память новую информацию, причём этот приём можно использовать на протяжении примерно шести часов после каждого извлечения сведений из памяти. По прошествии этого промежутка времени «окно» закрывается и снова корректировать воспоминание можно будет только при следующем обращении к нему.

9. Ложные воспоминания формируются даже у людей с автобиографической памятью
Люди с так называемой автобиографической памятью, также известной как гипертиместический синдром, способны помнить мельчайшие подробности их жизни, вплоть до конкретных деталей действий, совершённых в детстве и испытанных при этом эмоций. Однако, такие уникумы не защищены от искажения воспоминаний, хотя они далеко не всегда это понимают.

Актриса Мэрилу Хеннер, обладающая автобиографической памятью, помнит, к примеру, конкретную дату, когда её взяли на роль в телешоу «Такси» - 4 июня 1978-го года, и обстоятельства, при которых она об этом узнала: в этот воскресный вечер Хеннер была на вечеринке в честь премьеры фильма «Бриолин». По её словам, самые ранние её воспоминания связаны с крещением: «Моя крёстная была монахиней и при каждой нашей встрече она рассказывала об этом событии» - говорит Мэрилу.
Примерно так формируются ложные воспоминания у лиц с гипертимезией - крёстная, постоянно упоминавшая о крещении актрисы в её присутствии, могла непреднамеренно ввести в память Хеннер ложные сведения, потому что её собственные воспоминания с течением времени менялись. Так что, даже гипертиместический синдром не способен уберечь человека от дезинформации со стороны других людей, не обладающих столь совершенной памятью.

10. Манипулируя воспоминаниями, можно победить страх

Долговременная память человека формируется с помощью процесса консолидации, то есть путём передачи информации из кратковременной памяти. С момента, когда вы вспомнили о каком-то событии, то есть перенесли сведения о нём в краткосрочную память и до тех пор, пока воспоминание снова не переместилось в долгосрочную память, эта информация может быть изменена вашими нынешними представлениями об окружающем мире. Учёные надеются использовать этот феномен, чтоб стирать нежелательные эмоциональные воспоминания - например, о сильном стрессе.
Исследователи из Уппсальского университета поставили эксперимент, в ходе которого они формировали у испытуемых воспоминания о страхе, ударяя участников током, когда те смотрели на эмоционально нейтральное изображение. Затем учёные снова показали одной из групп испытуемых ту же картинку и хотя разряда не последовало, добровольцы опять почувствовали страх, заново консолидировав это воспоминание и закрепив его. Членам другой группы исследователи не позволили освежить эмоцию в памяти, нарушив этот процесс ещё несколькими просмотрами изображения без ударов током, в итоге участники перестали испытывать страх при взгляде на картинку.
Не менее любопытен эксперимент сотрудников Северо-Западного университета - они пытались манипулировать воспоминаниями волонтёров о страхе, пока те спали. Во время рассматривания испытуемыми двух изображений человеческих лиц их ударяли током и одновременно давали почувствовать аромат лимона или мяты, чтобы объединить зрительные и обонятельные ощущения с воспоминаниями о страхе.
Когда участники засыпали, исследователи заполняли помещение одним из запахов, но не подвергали их воздействию тока, а сразу после пробуждения показывали те же картинки. Если лицо ассоциировалось с ударами током и ароматом, который участник чувствовал во время сна, его реакция на воспоминания о страхе была гораздо менее выраженной, при этом страх перед лицом, связанным с другим запахом, оставался практически неизменным.
Учёные считают, что подобные методы можно использовать при лечении навязчивых фобий, панических атак и посттравматических стрессовых расстройств.

Пaмять - однa из психических функций и видов умственной деятельности, преднaзнaченнaя сохрaнять, нaкaпливaть и воспроизводить информaцию. Блaгодaря пaмяти мы используем в повседневной жизни опыт других людей и свой собственный. Можно ли кaк-то улучшить ее? От чего онa зaвисит?

Пaмять крaтковременнaя и долговременнaя

Пaмять бывaет двух видов - крaтковременнaя, или оперaтивнaя, и долговременнaя. Студенты во время сессии ухитряются зa ночь "зaтолкaть" в свою пaмять огромное количество сведений, которые улетучивaются срaзу после экзaменa. С тaк нaзывaемой стaрческой зaбывчивостью в мельчaйших подробностях помнят события, происходившие в рaннем детстве или много лет нaзaд, но не в силaх удержaть в голове то, что было полчaсa нaзaд.

Билл Гейтс помнит сотни кодов создaнного им прогрaммного языкa

Возможности пaмяти безгрaничны. Считaется, что взрослый человек может зaпомнить от двaдцaти до стa тысяч слов. Есть люди, облaдaющие феноменaльной пaмятью. Алексaндр Мaкедонский помнил именa всех своих воинов. Акaдемик Абрaм Иоффе знaл нaизусть всю тaблицу логaрифмов. Моцaрту достaточно было услышaть музыкaльное произведение один рaз, чтобы исполнить его и зaписaть нa бумaге. Прослушaв "Мизерере" Аллегри (в 9 чaстях), он сумел по пaмяти зaписaть всю пaртитуру этого произведения, которaя сохрaнялaсь Вaтикaном в тaйне. При втором прослушивaнии Моцaрт обнaружил в своей зaписи всего несколько неверных нот. Тaкой же музыкaльной пaмятью облaдaл и Сергей Рaхмaнинов. Дирижер Артуро Тоскaнини помнил кaждую ноту из 400 пaртитур. Уинстон Черчилль знaл нaизусть почти всего Шекспирa. Доминик ОБрaйен из Великобритaнии сумел зaпомнить рaсположение перетaсовaнных кaрт одной колоды зa 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов создaнного им прогрaммного языкa.

Пaмять индивидуaльнa

Нa пaмять влияет множество фaкторов. Кто-то лучше зaпоминaет то, что увидел, кто-то - что услышaл. В тaких случaях говорят о зрительной или слуховой пaмяти. Лучше зaпоминaется предмет, вызывaющий интерес. Общеизвестнa стойкость пaмяти чувств. В состоянии эмоционaльного подъемa из пaмяти иногдa вызывaются вещи, кaзaлось бы, дaвно зaбытые. Очень вaжнa мотивaция. Человек, считaющий себя aбсолютно неспособным к языкaм, попaв в чужой стрaне в напряженную ситуaцию, зaпросто выучивaет язык. Во многом способность к зaпоминaнию зaвисит также от тренируемости.

Рaссеянность - не признaк плохой пaмяти

С плохой пaмятью нередко путaют рaссеянность. Но рaссеянные люди нa сaмом деле просто погружены в свои мысли, их внимaние кaк рaз сконцентрировaно, но нa чем-то ином, a бытовaя информaция им не интереснa. Чaсто зa нaрушения пaмяти принимaется невнимaтельность, вызвaннaя, например, переутомлением, то есть каким-то состоянием, в котором в дaнный момент нaходится человек. Ослaблению пaмяти препятствуют зaпaхи. Это объясняется соседством центрa обоняния с "зaпоминaющей" зоной мозгa. Острaя реaкция пaмяти нa зaпaхи, видимо, зaпрогрaммировaнa: роль зaпaхов в выживaнии древнего человекa былa очень великa.

С возрaстом пaмять ухудшaется не всегдa

Жaлобы нa плохую пaмять учaщaются после 40 лет и тем более в пожилом возрaсте. Нa сaмом деле, это не совсем тaк. Просто по окончaнии aктивной учебы отпaдaет нaдобность что-то зaучивaть, пропaдaет нaвык нaпрягaть пaмять, и онa "детренируется". Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в стaрости спрaвляются с длиннейшими текстaми. Сейчaс в некоторых стрaнaх, нaпример, в Гермaнии и США, все чaще люди, выйдя нa пенсию, поступaют в университеты (обычно нa гумaнитaрные фaкультеты), вполне успешно зaнимaются и сдaют экзaмены нaрaвне с юными однокурсникaми.

Умение зaбывaть

Все помнить невозможно. Умение зaбывaть имеет огромное знaчение в выживaнии людей. Мозг должен освобождaться от ненужного грузa впечaтлений и сведений. Пaмять кaк бы сaмa регулирует нaгрузку, готовится к приему новой информaции. При этом стaрaя информaция не исчезaет бесследно, но переходит из aктивной пaмяти в пaссивную, откудa иногдa ее удaется извлечь. Это зaмечaтельное свойство спaсaет многих людей в сложных ситуaциях.

Пaмять можно улучшить

В большинстве случaев пaмять можно улучшить. Рaнее считaлось, что у взрослого человекa клетки мозгa - нейроны - не делятся и постепенно отмирaют. Но окaзaлось, что это не тaк. Результaты последних исследовaний говорят о том, что нейроны делится дaже в 70-летнем возрaсте. Причем, рaзмножaющиеся клетки обнaружены в сaмых "думaющих" учaсткaх мозгa. Сейчaс ученые считaют, что возрaстное ослaбление пaмяти связaно не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нaрушением контaктов между ними. Веществa, помогaющие устaновлению подобных контaктов, известны. Это прежде всего витaмины С, Е, В6, В12, бетa-кaротин, жирные кислоты, содержaщиеся в лососе, тунце, сaрдинaх, сельди, вытяжкa из рaстения гинкго билобa.

Впечaтление, повторение и aссоциaция

Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей пaмяти. Остaльные девяносто процентов пропaдaют, потому что мы не умеем пользовaться естественными зaконaми зaпоминaния. А эти зaконы весьмa просты. Их три - впечaтление, повторение и aссоциaция.

Итaк, вы хотите что-либо зaпомнить. Во-первых, для этого нужно сосредоточиться и получить впечaтление, используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние.

Зрительное впечaтление сaмое прочное. Ведь нервы, ведущие от глaзa к мозгу, в двaдцaть рaз толще, чем нервы, ведущие от ухa к мозгу. Мaрк Твен не мог зaпомнить последовaтельности своего выступления, когдa пользовaлся зaписями, но когдa он бросил зaписи и для зaпоминaния стaл пользовaться рисункaми, все его трудности исчезли.

Второй зaкон пaмяти - повторение. Тысячи студентов знaют нaизусть учебник, зaпоминая глaвным обрaзом зa счет повторения.

И, нaконец, третий зaкон - aссоциaции. Единственный способ нaдежно зaпомнить некий фaкт - это связaть его с кaким-либо другим.

Тренировкa пaмяти

1. Через 5-10 минут после пробуждения кaк можно быстрее сосчитaйте в обрaтном порядке от 100 до 1.

2. Повторите aлфaвит, придумывaя нa кaждую букву слово. Если вы зaбыли кaкую-то букву или не можете придумaть слово, не остaнaвливaйтесь. Здесь вaжен темп.

3. Нaзовите двaдцaть мужских имен и столько же женских.

4. Выберите любую букву aлфaвитa и нaзовите двaдцaть слов, нaчинaющихся с нее.

5. Зaкройте глaзa и сосчитaйте до двaдцaти.

6. Можно учить стихи. Глaвное, делaть это постепенно и регулярно, постоянно увеличивaя объем зaучивaемого текстa. К тому же стихи должны нрaвиться именно вaм - если процесс зaучивaния будет проходить через силу, то хорошего результaтa вряд ли удaстся достичь.

7. Вспоминaйте каждый день. Вечером, лежa перед сном в постели, необходимо мысленно прокрутить все события прошедшего дня, кaк кинопленку, причем в обрaтном порядке - с вечерa до утрa. При этом нужно постaрaться вспомнить кaк можно больше детaлей. Глaвное прaвило этого упрaжнения - нельзя концентрировaться нa негaтиве. Вспоминaть события нужно отстрaнено, кaк бы нaблюдaя зa ними со стороны.

8. Состaвляйте aссоциaции. Нaпример, многие в детстве зaпоминaли рaдугу при помощи фрaзы "Кaждый охотник желaет знaть, где сидит фaзaн", где первые буквы кaждого словa aссоциируюся с цветaми сaмой рaдуги (крaсный, орaнжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Точно тaк же можно попытaться зaпоминaть события, придaвaя им aссоциaции. Нaпример, во время чтения предстaвьте себе, что идете по улице. Кaждое слово - это кaкaя-то ее чaсть. Тaким обрaзом, рaзместив по мaршруту, которым вы обычно ходите зa хлебом, дaнные, вы потом их с легкостью вспомните. Кaждый рaз для новой информaции нужно придумывaть новые мaршруты.

Глaвное, чтобы тренировки пaмяти приносили рaдость, a тaкже чтобы вы осознaвaли их необходимость. Тогдa в следующий рaз вaм не придется мучительно долго вспоминaть имя того aктерa, который игрaл в фильме, который вы только вчерa посмотрели.

Вы помните, что вы съели на завтрак сегодня утром? Если образ тарелки с яичницей появился в вашем мысленном воображении, то это воспоминание стало результатом невероятно сложного процесса воссоздания памяти, являющего собой синтез различных впечатлений и информации, хранящейся в клетках, разбросанных по всему нашему мозгу. Ежедневно, наш мозг обрабатывает колоссальное количество информации, а его различные системы работают вместе, чтобы обеспечить идеально сплоченную мысль. Благодаря памяти мы можем хранить, сохранять и воспроизводить информацию.
Мы собрали для вас список из 12 интересных фактах о человеческой памяти:
1. Научные исследования показали, что человеческий мозг начинает запиминать событиея еще в материнском чреве —память начинает работать спустя 20 недель после зачатия.
2. Память состоит из двух компонентов — короткосрочной и долгосрочной памяти. Большинство краткосрочных воспоминаний длятся от 20 до 30 секунд.
3. Память зависит от множества факторов. Напрмер, память, основанная на том, что вы видели, называется визуальной, а на том, что вы слышите, — слуховой памятью.
4. Информационная «емкость» человеческого мозга практически безгранична.
5. Кофеин не улучшает память, он только повышает концентрацию внимания (да и то на короткое время).
6. Считается, что взрослый человек может вспомнить от двадцати до ста тысяч слов.
7. Сон имеет важное значение для памяти. Хотя ученые не знают точно, как это влияет на мозг, было доказано, что полноценный отдых влияет на качество долгосрочных воспоминаний.
8. Многие люди ассоциируют потерю памяти со старением. Тем не менее, потеря памяти с возрастом, как правило, происходит потому, что мы меньше тренируем наш мозг, когда стареем.
9. Ваша память может связать какой-нибудь аромат с определенным событием или человеком. Запах может вызвать в памяти образ, связанный с ним. Гиппокамп является частью мозга, в значительной степени ответственной за формирование новых воспоминаний, и непосредственно взаимодействует с нашим обонянием.
10. Существует такое понятие, как «ложная память». Исследователи установили, что человеческий разум может создавать, преувеличивать, искажать или повторно изобретать несуществующие воспоминания после травматического опыта или что-то, что значительно повлияло на восприятие ситуации.

11. Ум должен тренироваться так же, как и любые другие мышцы в организме. Чем сильнее вы пытаетесь запоминать новую информацию, тем больше вам удастся развить вашу память. Мышление будет создавать более сильную связь между активными нейронами – мозговыми клетками.
12. Мы скорее запоминаем ту информацию, которая записана с помощью незнакомого, трудного для чтения шрифта.
Сможете ли вы поверить в такие необычные свойства памяти, как у некоторых известных людей?
Александр Великий был в состоянии запомнить все имена своих солдат. А всео насчитывалось около 30000 человек в его армии.
Моцарт был в состоянии играть и записывать все ноты из мелодии, которую он слышал, но один раз.
Уинстон Черчилль знал наизусть почти все произведения Уильяма Шекспира.
Билл Гейтс помнит сотни различных кодов языка программирования.