Искусственное вскармливание. Особенности искусственного вскармливания деток до года Все про искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

Женщина, не.имеющая молока для своего ребенка, не должна испытывать чувства вины. К сожалению, современные женщины живут в таких сложных экологических условиях, что все чаще встречаются случаи полного отсутствия грудного молока. Иногда молоко вообще не появляется при первых родах (особенно если они наступают в очень молодом возрасте), но приходит, при вторых родах.

В такой ситуации предпочтительнее было бы кормить ребенка донорским молоком хотя бы до 3 месяцев, но о том, почему донорское молоко в большинстве случаев недоступно и неприемлемо.

Кормить ребенка качественной смесью в данном случае полезнее и надежнее. Главное условие искусственного вскармливания: смеси, которые вы будете использовать, должны быть максимально приближены по составу к материнскому молоку (адаптированные смеси до полугода).

При внезапном прекращении грудного вскармливания большинство младенцев относительно легко перестраивается на молочные смеси. Иногда вначале появляется расстройство пищеварения, в этом случае проконсультируйтесь с педиатром. Преимущество искусственного вскармливания, без сомнения, состоит в том, что оба родителя могут кормить ребенка попеременно. Это облегчает нагрузку на мать, особенно в послеродовой период. Телесный контакт с ребенком тоже не страдает: как и при кормлении грудью, вы можете притянуть ребенка к себе и дать ему благотворное ощущение своей близости. Если к тому же вы позаботитесь и о зрительном контакте с малышом, то ваши с ним отношения только выиграют.

Теперь готовить молочные смеси предстоит вам или вашему партнеру. Возможно, вы, как и многие мамы, спрашиваете себя, кормите ли вы ребенка в соответствии с его потребностями. Помните, что ваш малыш сам хорошо умеет давать понять, когда он голоден и когда сыт.

Правила искусственного вскармливания ребенка

Помните, что суточный объем пищи при искусственном вскармливании должен быть таким же, как при естественном вскармливании, однако режим кормления в этом случае другой. Молочные смеси усваиваются медленнее, чем материнское молоко, поэтому промежутки между кормлениями нужно увеличить (примерно 3,5 часа).

Не нужно давать ребенку больше пищи, чем он должен получать в соответствии с возрастом и массой тела. Так в 2 месяца объем выпиваемой смеси должен составлять в среднем примерно 850 мл (у некоторых детей - 650-700 мл, у других - целый литр), постепенно увеличивайте объем пищи до 1 литра.

Хотя большинство детей к моменту введения прикорма (4,5-5 месяцев) получает около 1 литра смеси, некоторые из них благополучно обходятся меньшим количеством еды. Здесь, как и при грудном вскармливании, главный показатель не количество съеденного за день, а самочувствие ребенка, его прибавка в весе.

Ребенок на искусственном вскармливании особенно уязвим для таких болезней, как ожирение и нарушение обмена веществ, поэтому перекорм представляет реальную угрозу для его здоровья. Если ребенок съедает слишком много, то попробуйте сделать отверстие в соске поменьше - возможно, ребенок слишком быстро опустошает бутылочку и не может за это время ощутить сытость.

Ребенка-«искусственника» нужно обязательно допаивать, водой или отварами фруктов, так как при искусственном вскармливании потребность в дополнительной жидкости возрастает.

Дополнительная жидкость помогает малышу лучше усваивать смесь и снимает некоторые кишечные проблемы. Например, при искусственном вскармливании дети нередко страдают от запоров. Особенно часто это происходит на первых порах при переходе с грудного молока на смесь. Дети, которые начали питаться смесями с самого начала, усваивают смеси лучше.

Переходить на прикорм (в виде овощного пюре или каш) деткам-«искусственникам» следует в более ранние сроки, чем «естественникам», однако также не нужно слишком спешить. Для не сформировавшейся до конца системы пищеварения малыша, особенно растущего на смесях, ранний прикорм может нанести немало вреда. Если ребенок нормально ест смесь и хорошо прибавляет в весе, имеет нормальный уровень гемоглобина в крови и не страдает от рахита, не нужно спешить с прикормом месяцев до четырех с половиной или даже до пяти.

Если у ребенка плохой аппетит, начните вводить прикорм уже с четырех месяцев. Можно ему давать, например, гречневую кашку, сваренную по такому рецепту: вначале приготовить отвар из яблок (без соли и сахара) и на нем сварить очень жиденькую (консистенции жидкой сметаны или даже еще жиже) кашу из размолотой крупы (которую следует размолоть почти до муки). Готовить такую кашку можно и на овощном отваре, и на разведенной смеси. Коровье молоко не стоит давать ребенку как минимум до 10 месяцев (после этого можно дать специальное «детское» молоко), а лучше «продержаться» без коровьего молока до 1-1,5 лет, особенно если ребенок - аллергик.

ОБСУЖДАЯ ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ, мы затронем три основных вопроса.

  1. Как понять желания ребенка, чтобы наилучшим образом выполнять свои обязанности в кормлении.
  2. Что наливать в бутылочку.
  3. Способы сохранить инвентарь в чистоте и рабочем состоянии.

Способ кормления новорожденного не менее важен, чем качество его пищи. Настройтесь на то, что говорит вам младенец, поймите, чего он хочет, и тогда малыш будет хорошо кушать, правильно развиваться и позитивно относиться к себе и окружающему миру. Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании, используйте специальную смесь для новорожденных. Новорожденные очень чувствительны к питанию, поэтому еда должна им полностью подходить. Подбирайте такую молочную смесь, которая хорошо переваривается, удовлетворяет все потребности ребенка в питательных веществах и не нарушает хрупкого баланса в его организме.

Грудное молоко и стандартные искусственные смеси в достаточной мере удовлетворяют этим условиям. Другие искусственные смеси, такие как частично ферментированные и смеси для недоношенных детей, являются специализированными и призваны удовлетворять потребности младенцев, нуждающихся в дополнительном уходе.

Хотя современное искусственное вскармливание удобно и безопасно, техника приготовления смесей не терпит небрежности. Вода должна быть чистой и обеззараженной, инвентарь отвечать санитарным нормам и быть удобным как для ребенка, так и для того, кто кормит. Надо ли говорить, что смесь следует готовить в точном соответствии с инструкциями по применению.

Вы сможете лучше удовлетворить потребности ребенка, если внимательно отнесетесь к собственным нуждам. Вам нужно часто и регулярно посещать врача, иметь рядом опытно го учителя или помощника, чтобы обрести ситуационную и моральную поддержку. Вам ко многому предстоит приспособиться и эмоционально, и физически. Вам нужно будет многому учиться, и вы не раз почувствуете себя озадаченным и сбитым с толку. Теоретические знания и практика это вещи разные. Вы будете тревожиться, но это нормально: в таком состоянии мы лучше воспринимаем информацию. Однако если вы слишком волнуетесь, учеба пойдет туго. Обращайтесь за помощью, принимайте помощь и поддержку, если их предлагают, и тогда выполнение родительских обязанностей будет проходить легко и радостно.

Пищевые взаимоотношения ребенка

Любовь и уважение к ребенку - важные составляющие процесса кормления. А чтобы он был успешным, вы должны знать своего малыша и делать то, что ему нужно. Взаимоотношения ребенка с вами и окружающим миром, а также его развитие в значительно степени зависят от того, что происходит во время кормления. Этот процесс дает вам возможность лучше познакомиться со своим ребенком в течение первых месяцев его жизни. Своими действиями вы сообщаете малышу, что он является значительной персоной, что вы уважаете его и готовы на все, чтобы ему угодить. Кормление удовлетворяет также и вас: ведь вам очень важно знать, что вы можете удовлетворить потребность ребенка и сделать его счастливым.

В грудном возрасте установление позитивных пищевых взаимоотношений с ребенком зависит от разделения ответственности:

  • вы ответственны за то, что предлагаете ребенку в качестве еды;
  • он отвечает за то, сколько ему съесть.

Таким образом, чтобы искусственное вскармливание стало эффективным, прежде всего вы должны выбрать подходящую молочную смесь. В выборе ориентируйтесь на нужды вашего ребенка, после чего вам остается только следовать его желаниям. Он знает, сколько ему есть и как часто. Мало того, ребенок сам определяет скорость и длительность кормления. На раннем этапе ваша задача как родителей -понять, что говорит вам ваш малыш. Еду ребенку давайте сразу, как только он попросит (именно в этот момент малыш полностью проснулся, но не перевозбужден), кормите его плавно и непрерывно, обращая внимание на его сигналы о скорости, темпе и продолжительности кормления. Другими словами, делайте все, чтобы малыш был счастливым.

Искусственное питание: переедание у детей

В отличие от детей, которых кормят грудью, при искусственном кормлении детей в первые дни часто возникает проблема переедания. С некоторыми детьми это происходит из-за того, что они так быстро выпивают свою бутылочку, что их природный сосательный инстинкт не удовлетворен, и они плачут, когда у» них забирают бутылочку. Матери часто считают, что это означает, что ребенок еще голоден, и дают им еще питание. Таким образом, быстро появляется привычка к перееданию, и ребенок каждую неделю набирает много веса. Если это будет продолжаться, ребенок быстро приходит к тому, что молока недостаточно для удовлетворения аппетита. Однако он еще слишком маленький, чтобы давать ему твердую пищу (меньше шести месяцев).

Вполне нормально, если некоторым детям на некоторых кормлениях требуются дополнительные 30 мл молока. Однако необходимо обратить особое внимание, если ребенок каждый день требует более 150 мл дополнительно и регулярно набирает более 240 г в неделю. Когда мои дети на искусственном вскармливании начинают слишком увлекаться сосанием, я использую прохладную кипяченую воду и пустышки между кормлениями, чтобы удовлетворить их потребность сосать.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок может переедать, обсудите эту проблему со своим консультантом или терапевтом.

Не допускайте

  • излишнего разбавления смеси для кормления;
  • плохой гигиенической обработки бутылочки, ведущей к гастроэнтериту;
  • нарушения питания из-за рецидивирующих инфекций;
  • дефицита железа и витаминов.

Выбор молока для искусственного вскармливания

Вы можете использовать коровье или буйволиное молоко. Сухие молочные смеси приемлемы для питания малыша, но это слишком дорогая затея. В настоящее время молоко, поступающее в торговлю под контролем правительственных сельскохозяйственных агентств, является либо коровьим, либо модифицированным (измененным по составу) буйволиным молоком.

Приготовление жидких смесей

Нет необходимости разбавлять свежее коровье молоко для кормления малыша. Некоторые педиатры на первые 2 - 3 месяца кормления новорожденного предлагают готовить следующую смесь: 2 части молока разбавлять 1 частью воды и на 100 мл полученного раствора добавлять 1 ч. л. сахара. Если использовать сухие смеси, имеющиеся на рынке (Lactogen, Milkcare и т.п.), то нужно остановить ваш выбор на известной торговой марке, и вы должны четко следовать инструкциям производителя по приготовлению данного продукта.

Объем молока , требующегося ребенку в сутки, составляет около 150 мл/кг массы тела и около 30 мл/ кг на одно кормление. Конечно, число кормлений и количество потребляемого молока для разных детей может различаться.

Обработка бутылочек для кормления

Купите, как минимум, три бутылочки. После каждого кормления тщательно мойте бутылочку и ее съемные части водой с мылом, используя ерш для мойки бутылочек и щетку для мойки сосок.

После того как вы вымыли бутылочки с мылом, возьмите емкость для стерилизации, в которую можно поместить 3 - 4 бутылочки, наполните ее водой; поместите в этот стерилизатор бутылочки, пластиковые ободки и крышки для сосок, поставьте его на огонь и доведите воду до кипения. Подержите стерилизатор в состоянии кипения 10 минут, затем положите в него соски и дайте покипеть еще 5 минут. Теперь снимите его с огня и закройте крышкой. Когда вода в нем остынет, вы можете чистой рукой достать бутылочку. Снова мыть обработанные бутылочки перед использованием не нужно. Когда все три бутылочки будут использованы, описанный процесс стерилизации можно повторить. Никогда не оставляйте бутылочку без крышки для соски.

Нельзя кормить из соски спящего или лежащего на спине ребенка.

Если вы налили молоко для малыша в бутылочку, необходимо использовать его в течение 45 минут.

Никогда не используйте повторно оставшееся молоко - это любимое место размножения бактерий!

Из бутылочки ребенка обычно кормят от шести до восьми раз в течение суток. Если кто-то в семье страдает аллергией, то желательно использовать гипоаллергенное детское питание. Это существенно снижает риск развития аллергии у малыша. Кроме того, вам следует остановить свой выбор на начальных молочных смесях (формула 1), которые по своему составу ближе всего к материнскому молоку и не содержат дополнительных углеводов в форме сахара или крахмала. Начальными смесями, как и грудью, ребенка можно кормить по требованию.

От последующих смесей (формула 2 и 3) лучше всего полностью отказаться. И не только потому, что их неправильное приготовление может вызвать у ребенка серьезные проблемы со здоровьем. В этих молочных порошках содержится так много дополнительного сахара и крахмала, что дело легко может дойти до перекармливания. В организме ребенка закладываются долговременные жировые отложения, избавиться от которых ему порой бывает очень непросто.

Необходимые принадлежности

Для кормлений молочными смесями вам понадобятся следующие принадлежности:

  • 6 бутылочек;
  • 6 сосок с маленькими отверстиями;
  • паровой стерилизатор или высокая кастрюля для кипячения бутылочек, крышек и сосок;
  • ершик для бутылочек;
  • 6 чистых, проглаженных кухонных полотенец (глажка сокращает количество бактерий);
  • термос для кипяченой воды, чтобы вы и в дороге могли подготовить бутылочки для кормления;
  • подогреватель для бутылочек;
  • 8 марлевых пеленок для защиты вашей одежды.

Во время кормления ребенок вместе с питанием получает порцию вашей любви, внимания и телесного тепла.

Приготовление молочной смеси

Применение детского питания в соответствии с указаниями на упаковке не вызывает никаких затруднений. Важно только подготавливать бутылочки с питанием непосредственно перед кормлением, употреблять разведенную смесь в течение часа и не хранить остатки. Так вы сможете предотвратить зарождение в питании опасных для ребенка микроорганизмов. К тому же бутылочки и соски перед использованием необходимо стерилизовать. Для разведения смеси всегда берите кипяченую воду. Перед тем как дать бутылочку ребенку, проверьте температуру молочной смеси - она должна примерно соответствовать температуре тела. Капнув одну каплю на внутреннюю сторону запястья, вы сразу заметите, если молочко будет слишком горячим. Чтобы не греть воду каждый раз перед кормлением, рекомендуется хранить запас кипяченой воды в чистом термосе. Это практично, особенно для ночных кормлений.

По возвращении домой вы продолжаете давать ребенку ту же смесь, которой его кормили в родильном доме. Если через несколько дней вы заметите, что у ребенка она плохо усваивается, обратитесь к педиатру, который порекомендует вам другую молочную смесь.

Сухие и жидкие смеси . Существуют молочные смеси в жидком виде; они не требуют приготовления: их достаточно налить в стерилизованную бутылочку. Однако этот продукт стоит дороже, чем смесь в виде порошка.

Подогрев смеси. Вы можете подогревать смесь на водяной бане, в специальном устройстве для подогрева бутылочек и даже в микроволновой печи - это не опасно, но не всегда удобно: там она может перегреваться. Всегда проверяйте температуру смеси, капнув на тыльную сторону ладони несколько капель, прежде чем давать ее ребенку, чтобы он не обжегся.

Разводите смесь перед употреблением . Детскую смесь нельзя готовить впрок; ее нужно разводить непосредственно перед употреблением, в противном случае она становится благоприятной средой для размножения бактерий. Собираясь на прогулку или готовясь на ночь, наливайте в стерильную бутылочку теплую воду, а порошок добавляйте в нее в последний момент.

Нужна ли стерилизация? Стерилизовать бутылочки не обязательно. Важно мыть руки перед приготовлением смеси, а после кормления вымыть бутылочку и соску и немедленно их вытереть.

Средняя норма: 6 бутылочек в день. Никогда не принуждайте ребенка допивать содержимое бутылочки, если он не хочет: раз отказывается, значит, сыт. Как правило, ребенок в возрасте 1 месяца питается около 6 раз в день и иногда один раз ночью. Разные виды смеси выпиваются не всегда в одном и том же количестве и в течение дня распределяются по-разному. Если ваш ребенок просит бутылочку ночью, значит, в его организме еще не имеется достаточного резерва, который позволил бы ему обойтись без ночного кормления. Как правило, если он не допивает содержимое бутылочки до конца, значит, порция для него велика; если же он выпивает все до последней капли, значит, вы можете дать ему еще немного молочной смеси. В принципе, лучше предложить больше, чем меньше нужного. Ночное требование бутылочки будет постепенно сдвигаться во времени и в конце концов переместится на утро.

Вздутие животика

Для лучшего разведения порошка водой зачастую приходится сильно трясти бутылочку. В результате в молочной смеси образуется множество воздушных пузырьков, которые попадают в животик ребенка и вызывают вздутие. Если же после встряхивания дать бутылочке постоять пару минут, то большая часть пузырьков выйдет наружу. После каждого кормления ребенок должен срыгнуть. Для этого придайте малышу вертикальное положение, приложите его к своему плечу и слегка похлопайте его по спинке. Проглоченный воздух выйдет через рот и уже не станет причиной болезненного вздутия или колик.

После каждого кормления...

После кормления подержите ребенка в вертикальном положении, чтобы он срыгнул. Если этого не происходит, легонько похлопайте его по спине. Если при кормлении он беспокойно двигается, возможно, он испытывает потребность срыгнуть. Как только он это сделает, ему станет легче, и он продолжит пить. Не беспокойтесь, если при срыгивании выходит немного смеси: значит, он выпил слишком много и быстро.

Внимание!

Никогда не давайте ребенку остаток смеси, не допитой ранее.

Также помните, что до годовалого возраста ребенок не должен оставаться с бутылочкой один: он гложет подавиться.

Подходить к такому решению и врачу, и маме малыша следует очень ответственно. Необходимо постараться максимально длительно сохранить любое, пусть даже небольшое количество маминого молока и прикладывать кроху к груди. Ведь смешанное вскармливание – более приемлемый вариант питания, чем исключительно искусственное вскармливание. К тому же смешанное вскармливание сохраняет надежду, что, возможно, удастся вернуться к кормлению ребенка грудью.

Когда ребенка переводят на искусственное вскармливание?

Причинами перевода ребенка на исключительно искусственное вскармливание в первую очередь являются медицинские противопоказания к кормлению грудью.

Со стороны мамы к ним относятся: открытая форма туберкулеза, ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), особо опасные инфекции (например, сибирская язва, столбняк), крайне тяжелое состояние мамы при хронических заболеваниях сердца, печени, почек и др.

Со стороны ребенка абсолютным противопоказанием к грудному вскармливанию являются фенилкетонурия, галактоземия, лейциноз. При этих наследственных заболеваниях организм малыша «неправильно» перерабатывает некоторые компоненты молока, и они превращаются в токсины. В настоящее время все без исключения дети обследуются на данные заболевания сразу после рождения (анализ берут в роддоме).

Искусственные смеси понадобятся и в случаях, когда молока у кормящей мамы недостаточно.

Если мама в силу обстоятельств вынуждена разлучиться на какое-то время с малышом, а сцеженного или замороженного молока оказывается недостаточно, придется также воспользоваться искусственной смесью.

Правила искусственного вскармливания

А теперь перечислим основные правила, которые нужно соблюдать при кормлении ребенка искусственными смесями. Следуя им, вы избежите большинства «побочных эффектов» такого питания, и кроха будет радовать вас здоровьем и хорошим настроением.

1. Покупайте искусственные смеси только в крупных торговых центрах и специализированных магазинах. Всегда обращайте внимание на целостность упаковки, срок годности и условия хранения продукта.

2. Храните вскрытую банку или коробку с искусственной смесью в сухом и прохладном месте, но не в холодильнике: смесь отсыреет и будет плохо растворяться. Не используйте для приготовления питания малышу порошок из пачки, открытой более 3 недель назад.

3. Чтобы приготовить смесь для искусственного вскармливания, всегда строго следуйте инструкции по применению на упаковке. Воду для приготовления смеси необходимо кипятить. Это касается также специальной бутилированной детской воды. Идеальная температура молочной смеси – 36–37°С. Для получения такой температуры нужно кипяченую, охлажденную до 50–60°С воду налить в бутылочку. Мерной ложкой отмерьте нужное количество молочной смеси, обязательно убрав излишек. Порошок насыпьте в воду и быстро размешайте до полного растворения. Готовить смесь можно прямо в бутылочке. Затем необходимо несколько капель смеси капнуть себе на запястье: содержимое должно быть близко к температуре тела, то есть практически не ощущаться. Если смесь получилась слишком горячей, можно остудить бутылочку в холодной воде.

4. Все предметы, необходимые для искусственного вскармливания, как и детскую посуду, нужно сразу после кормления промывать под струей теплой воды, удаляя остатки смеси ершиком для бутылочек и сосок. После этого посуду необходимо стерилизовать. Это можно делать в специальных стерилизаторах или кипячением в течение 10–15 минут. Далее все принадлежности для кормления охлаждаются до комнатной температуры и выставляются на чистое полотенце. Использовать стерильную посуду при кормлении ребенка нужно как можно дольше, минимальный срок – до 1 месяца жизни малыша. Для детей постарше допустимо просто тщательно мыть все принадлежности для кормления и ополаскивать их кипяченой водой.

5. Во время кормления держите ребенка в полувертикальном положении. Чтобы уменьшить заглатывание воздуха, наклоняйте бутылочку так, чтобы молоко заполняло соску, а воздух поднимался ко дну бутылочки. После кормления подержите малыша «столбиком» до отхождения воздуха, чтобы он не допустить срыгивания.

6. Грамотно подходите к определению объема питания для вашего ребенка. Это очень важно. Определить, сколько искусственной смеси нужно малышу, поможет педиатр. Если у ребенка снижен вес, в том числе по причине болезни или недоношенности, объем питания должен рассчитывать врач.

Калорийный метод Маслова для расчета объема питания у доношенного ребенка

Определяем калорийность суточного объема питания. Калорийность суточного объема питания на 1 кг массы тела ребенка должна составлять:

  • 1–3 мес. – 120 ккал/кг/сут;
  • 3–6 мес. – 115 ккал/кг/сут;
  • 6–9 мес. – 110 ккал/кг/сут;
  • 9–12 мес. – 105 ккал/кг/сут.

Умножаем цифру, соответствующую возрасту ребенка, на вес, измеренный в килограммах.

Определяем суточный объем питания. Для этого калорийность суточного объема питания делим на калорийность 1 л смеси, готовой к употреблению. Калорийность смеси всегда указывается на ее упаковке. В среднем эта цифра составляет 800 ккал/л.

Определяем объем одного кормления. Для этого необходимо суточный объем питания разделить на общее число кормлений.

Пример. Если ребенок в возрасте одного месяца весит 4 кг, то для него калорийность суточного объема питания будет составлять 120х4= 480 ккал/сут. Далее определяем суточный объем питания 480/800=0,6 л (600мл) смеси в сутки. Если малыш ест 8 раз в день, в одно кормление он должен получить примерно 75 мл смеси. Имейте в виду, что ребенок на первом году жизни не должен получать в сутки более 1000–1100 мл пищи (включая прикормы во втором полугодии). Если в промежутках между кормлениями вы даете ребенку воду, то ее объем не учитывается в общем объеме питания.

Калорийный метод расчета питания очень прост и точен. Однако не забывайте, что пересчет количества смеси нужно делать раз в 3–4 дня, потому что вес ребенка постоянно увеличивается. Если у вас нет домашних весов, просто придерживайтесь рекомендаций вашего врача относительно объема питания.

Ошибки при искусственном вскармливании

Самая частая ошибка – перекорм ребенка . Большинству женщин здоровый малыш представляется пухленьким младенцем в симпатичных складочках. Желание хорошо накормить ребенка очень естественно. Однако при искусственном вскармливании избыточное питание чревато многочисленными проблемами. Имейте в виду, что «свободное вскармливание» приемлемо лишь для детей, кормящихся грудью. Если же ребенок получает молочную смесь, то избыток питательных веществ ведет к нарушению обмена веществ и избыточной массе тела.

Другая распространенная ошибка – необоснованная замена одной смеси на другую . Каждая мама стремится дать своему ребенку все самое лучшее. Однако не стоит менять привычное для ребенка питание только потому, что новая смесь кажется вам более полезной, современной и т. д. Замена смеси может стать настоящим стрессом для организма малыша. И нет гарантии, что новое питание не вызовет каких-либо признаков непереносимости.

Следующий момент касается использования уже приготовленной искусственной смеси . Многие мамы готовят молочную смесь заранее (например, для ночных кормлений). Поступать так категорически нельзя, так как смесь является прекрасной питательной средой для микробов. По этой же причине недопустимо хранить оставшуюся после кормления искусственную смесь до следующего раза. Таким образом, всегда готовьте свежую порцию непосредственно перед кормлением и сразу же выливайте остатки.

Грубейшая ошибка – вскармливание ребенка грудного возраста молоком домашних животных (коровьим, козьим) . Состав молока животных настолько отличается от женского, что его употребление в этом возрасте может привести к аллергии, нарушению обмена веществ, способствовать развитию ожирения, сахарного диабета, анемии и др.

Как выбрать смесь для искусственного вскармливания?

Безусловно, любая, даже самая современная молочная смесь уступает женскому молоку. Но если малыш не может получать естественное питание, необходимо обеспечить его адекватным искусственным. Большинство искусственных смесей производят на основе коровьего молока, но есть также смеси на основе козьего молока и на основе белков сои. Такие смеси являются лечебными. Смеси могут быть сухими и жидкими, готовыми к употреблению, а также пресными и кисломолочными. Главная проблема, встающая перед родителями на этом этапе – правильно подобрать смесь. В этом вам поможет педиатр, наблюдающий малыша. Если молочная смесь не подошла ребенку и у него появились признаки непереносимости продукта (беспокойство и плач после кормления, упорные срыгивания, запоры, кожные аллергические реакции), то нужно снова обязательно обратиться к доктору. Помните, что бесконтрольная смена одной смеси на другую недопустима. В преобладающем большинстве случаев частая смена питания усугубляет ситуацию и приводит к усилению признаков непереносимости и появлению новых симптомов.

Лечебные смеси

Наряду с традиционными молочными искусственными смесями для кормления здоровых грудничков имеются продукты для детей с непереносимостью белка коровьего молока, лактазной недостаточностью, нарушением усвоения жиров, склонностью к срыгиваниям, для недоношенных детей. Помните, что лечебную смесь может назначить только врач после постановки соответствующего диагноза.

Правильно организованное вскармливание детей первого года жизни обеспечивает их гармоничное физическое и психическое развитие, своевременное созревание морфологических структур, устойчивость ребенка к инфекциям и является важным фактором среди профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение детской заболеваемости.

С рождением ребенка разрывается тесная гуморальная связь между матерью и плодом. Грудное вскармливание восстанавливает единство системы мать-дитя, и чем раньше после родов ребенок прикладывается к груди, тем прочнее и быстрее восстанавливается эта связь. Именно первые часы жизни новорожденного являются тем критическим периодом, когда происходит максимальное по интенсивности инфицирование окружающими микроорганизмами и вирусами.

Многочисленными исследованиями установлена положительная роль раннего прикладывания к груди в ликвидации возможных негативных последствий этого периода. Необходимость раннего прикладывания к груди отражена в международных документах (декларация ВОЗ и ЮНИСЕФ)1, а также в методическом указании «О раннем прикладывании новорожденных к груди матери».

Ранним прикладыванием к груди называется кормление новорожденного в первые 20-30 мин, но не позже 2 ч после его рождения первичным молоком - молозивом. Этот уникальный продукт, выделяющийся в первые 2-3 дня лактации, содержит все необходимые пищевые ингредиенты и факторы иммунологической защиты.

Период между рождением ребенка и первым прикладыванием к груди определяется от момента отделения последа и временем, необходимым для проведения туалета новорожденного, обработки пуповины, взвешивания и пеленания, а также объективной оценки состояния ребенка и роженицы. В соответствии с принятыми рекомендациями2, к груди матери прикладывают здоровых доношенных детей с оценкой по шкале Апгар не ниже 7 баллов.

См.: декларация и Программа ВО3/ЮНИСЕФ 1994-1995 «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб»

2 См.: Информационное письмо по вопросам поддержания грудного вскармливания МЭ и МП РФ № 13-16/09 от 13 апреля 1994 г.

Существуют противопоказания к раннему прикладыванию к груди как со стороны матери (оперативное родоразрешение, предлежание плаценты, большая кровопотеря в родах, резус-несовместимость и др.), так и со стороны ребенка (асфиксия новорожденных, внутричерепная родовая травма, пороки развития, гемолитическая болезнь новорожденных и др.).

Раннее прикладывание к груди оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние матери, становление и продолжительность всего периода лактации.

У детей, приложенных к груди матери в течение первого часа после рождения, отмечаются меньшая физиологическая потеря массы тела, значительное снижение частоты инфекционно-воспалительных заболеваний в первый год жизни, ОРВИ, а также снижение аллергических проявлений.

Высокий уровень иммуноглобулинов класса А в молозиве обеспечивает защиту организма от бактерий энтеропатогенной группы; иммуноглобулины классов б и М создают сопротивляемость к стафилококкам и вирусам. При раннем прикладывании к груди матери у новорожденных отмечается количественное преобладание бифидофлоры над сопутствующей микрофлорой уже на 4-е сутки жизни.

Секрет молочных желез, выделяющийся на З-4-й день лактации, называется переходным молоком, которое постепенно переходит в грудное.

На 1-м году жизни различают три типа вскармливания ребенка: естественное, смешанное и искусственное.

Под естественным вскармливанием подразумевают кормление ребенка грудным молоком, постепенное введение пищевых добавок и прикорма, перевод на общий стол в конце 1-го года.

Основные принципы успешного грудного вскармливания:

а) обучение матери правильной технике грудного вскармливания; б) прикладывание ребенка к груди матери в первые 20- 30 мин после родов; в) совместное пребывание матери и ребенка в одной палате; г) осуществление свободного вскармливания - по желанию ребенка, а не в строго определенные часы; д) вскармливание до 4,5-5 месяцев Жизни только грудным молоком; е) исключение средств, имитирующих материнскую грудь (соски-пустышки).

В конце 1-й недели жизни ребенок получает грудное молоко, которое содержит в оптимальных количествах и соотношениях ингредиенты, необходимые для нормального роста и развития организма. К ним относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, ферменты, гормоны, специфические и неспецифические вещества, убивающие микроорганизмы.

Содержащиеся в материнском молоке макрофаги, иммунные антитела, лизоцим повышают сопротивляемость детей к различным заболеваниям, в том числе к желудочно-кишечным. Благодаря биологической близости строения белков грудного молока к белкам сыворотки крови часть этих белков всасывается слизистой оболочкой желудка и переходит в кровь в неизмененном состоянии. Грудное молоко включает в себя бифидогенные факторы, формирующие нормальную микрофлору кишечника. Ребенок при грудном вскармливании получает стерильное молоко оптимальной температуры, а контакт с матерью во время кормления способствует физическому и психическому развитию малыша. Грудное вскармливание значительно снижает возможность возникновения ряда острых и хронических заболеваний (диспепсия, ОРВИ), пищевой аллергии (атопический дерматит), рахита.

В 1 л грудного молока содержится от 11 до 15 г белков, 35-38 г жиров, 70-75 г углеводов. Энергетическая ценность 1 л молока составляет 2717-2930 кДж (690-700 ккал). Состав грудного молока и его количество зависят от состояния здоровья женщины, ее конституциональных особенностей, характера питания и от соблюдения режима.

Недостаточность грудного молока восполняют коровьим, на основе которого приготавливают подавляющее большинство продуктов детского питания. Коровье молоко по своему составу значительно отличается от грудного. В грудном молоке количественные соотношения между белками, жирами и углеводами близки к 1: 3: 6, тогда как в коровьем - 1: 1: 1. Такое соотношение основных пищевых ингредиентов в грудном молоке обеспечивает его лучшее переваривание и наиболее полное всасывание органических и неорганических соединений. В грудном молоке больше мелкодисперсных белков (альбуминов) и меньше трудноперевариваемого казеиногена оно створаживается более мелкими и нежными хлопьями, что увеличивает поверхность, доступную для воздействия желудочного сока, и требует меньшего напряжения ферментативных систем ребенка.

Высокое содержание ненасыщенных жирных кислот, которые обеспечивают низкую точку плавления жира, облегчает переваривание и усвоение жирового компонента грудного молока. Основным углеводом грудного молока является бета-лактоза. В отличие от альфа-лактозы коровьего молока она способствует развитию микрофлоры, оказывающей благотворное влияние на процессы пищеварения.

В грудном молоке такие важные для кроветворения элементы, как железо, медь, кобальт и др., содержатся в большем количестве, чем в коровьем. По сравнению с коровьим грудное молоко значительно богаче такими ферментами, как каталаза, липаза, амилаза, что также способствует более быстрому и лучшему его усвоению.

В первую неделю после рождения число кормлений новорожденного составляет от 8 до 20 раз в сутки, включая ночные прикладывания к груди. В этот период кормление осуществляется «по требованию», а не в строго определенные часы с ночным перерывом.

В Настоящее время доказано преимущество «свободного» вскармливания, или вскармливания «по требованию ребенка», в отличие от прошлых лет, когда было принято кормление строго по часам, с соблюдением сначала 3-, а затем 3,5-часового перерыва между кормлениями. «Свободное» вскармливание в 1,5 раза увеличивает объем лактации в первые 3 мес и ее продолжительность (И.Я. Конь).

Длительность прикладывания к груди не следует строго ограничивать, так как кормление, помимо насыщения пищей, должно удовлетворять потребность ребенка в контакте с матерью. При полном опорожнении одной молочной железы во время кормления следует предложить вторую, а следующее кормление нужно начинать с той, которой закончилось предыдущее. Во время кормления для избежания трещин ребенок должен охватывать ртом не только сосок, но и ареолу.

При организации грудного вскармливания следует учитывать суточную потребность ребенка в молоке, которая зависит от его массы тела, состояния здоровья и возрастных потребностей в основных пищевых ингредиентах и энергии (табл. 14).

Таблица 14

Количество грудного молока на одно кормление

Ориентировочно количество необходимого новорожденному грудного молока можно рассчитать по формуле Финкильштейна-Тура: количество молока за сутки равно дню жизни ребенка, умноженному на 70 или 80. Если масса тела при рождении не превышает 3200 г, то число дней умножают на 70, если более 3200 г - то на 80.

В случае если масса тела ребенка соответствует средним возрастным нормам, то суточный объем пищи составляет для ребенка в возрасте от 10 дней до 2 мес 1/5 массы тела (600-900 мл), от 2 до 4 мес - 1/6 (900- 1000 мл), старше 6 мес - 1/8 (1000-1100 мл), к концу первого года - 1/8 или 1/9 массы тела (1000- 1200 мл).

По мере развития желудочно-кишечного тракта и усиления деятельности пищеварительных желез количество пищи на один прием постепенно увеличивают, а частоту кормлений уменьшают.

Продолжительность кормления не должна превышать 20-30 мин. Если ребенок за этот срок высасывает мало молока (определяют взвешиванием его до и после кормления), то надо сцедить остаток молока и докормить ребенка с ложечки1.

Допускается использование молокоотсоса, желательно с механизмом «рычажного» типа. Для сбора самопроизвольно выделяющегося молока между кормлениями к молочной железе прикладывают «ракушку».

Если масса тела увеличивается недостаточно, ребенок становится беспокойным или, наоборот, вялым, следует обратиться к врачу, который после определения химического состава питания, количества белков, жиров и углеводов, получаемых ребенком на 1 кг массы тела, внесет соответствующие коррективы в питание.

Естественное вскармливание является наилучшим для детей грудного возраста, но уже с 4-го месяца жизни дети нуждаются в дополнительном введении в рацион питания витаминов, некоторых минеральных солей (цинк, медь, железо), органических кислот и др.

Сначала в питание вводят соки, а через 2-3 недели - фруктовые пюре, содержащие витамины А, В, С и D и микроэлементы. Кроме того, соки, фруктовые и овощные пюре, а в дальнейшем творог, каши, мясо, рыба, кисломолочные продукты дают для тренировки ферментных систем кишечника (поджелудочной железы, печени и т.д.) и моторики желудочно-кишечного тракта. Такая тренировка нужна для того, чтобы постепенно ребенка старше 1 года перевести на «взрослый» стол. Более раннее введение соков может сопровождаться их непереносимостью, аллергическими реакциями и диспепсическими нарушениями.

Соки начинают давать по каплям, чтобы не вызвать острого расстройства пищеварения, и, постепенно увеличивая их объем доводят до 30-50 мл в день (в 2-3 приема) для детей первых 6 мес и до 60- 100 мл - для детей от 6 мес до 1 года. Не рекомендуются клубничный и земляничный соки, так как они могут быть причиной проявления у детей экссудативно-катарального диатеза (атопический дерматит). Это положение относится и к сокам из манго, гуавы, папайи и др. до 9 мес не следует вводить в питание и виноградный сок, который способствует усиленному брожению пищи в кишечнике.

Приготавливают соки из свежих овощей и фруктов непосредственно перед употреблением, а также используют консервированные, которые выпускаются промышленным способом. Консервированные соки подразделяются на осветленные (без мякоти) и неосветленные (содержащие мякоть плода). Сначала детям дают осветленные соки. В них есть минеральные соли, микроэлементы, витамины, но в неосветленных соках их несколько больше. Соки следует давать после еды, так как они содержат большой процент углеводов и употребление их перед едой снижает аппетит. Первым рекомендуется давать детям яблочный сок. Он характеризуется низкой кислотностью и невысокой потенциальной аллергенностью, содержит витамин С и наиболее богат железом. Сливовый и морковный соки оказывают легкое послабляющее действие, а гранатовый, черничный и черносмородиновый - закрепляющее.

Важным источником витаминов А, D, В1 В2, РР и микроэлементов является яичный желток. Вначале, с 6-7 мес, вводят 0,25 г небольшими порциями, растирая с грудным молоком, а к 12 мес ребенок может ежедневно получать 0,5 г желтка. для наименьшей аллергизации организма и профилактики вирусных заболеваний ребенку дают желток куриного яйца, сваренного вкрутую.

Начиная с 5-6 мес в рацион включают творог, который по сравнению с молоком содержит меньше натрия и калия (они удаляются с сывороткой), но много железа, кальция.

Прикорм. для нормального развития (прибавки массы тела, роста, прорезывания зубов и т.д.) ребенку до 5 мес достаточно только грудного молока (если рацион питания матери полноценный). К 5-му мес жизни у ребенка возрастает возможность переваривать и усваивать новые виды пищи. Кроме того, в этот период детский организм начинает испытывать большую потребность в таких минеральных веществах, как соли железа, меди, кобальта, кальция, фосфора, магния, а также в других компонентах: в частности, в сложных углеводах (клетчатка), которые способствуют правильному функционированию желудочно-кишечного тракта.

Грудное молоко уже не может полностью удовлетворить потребности ребенка в питательных веществах. Поэтому независимо от количества молока у матери здоровый ребенок старше 5 мес должен получать прикорм. Если своевременно не начато прикармливание ребенка, то у него могут наступить задержка в росте и развитии, нарушение обмена веществ. Более раннее (с 4 мес) введение прикорма рекомендуется при анемии, рахите, упорных срыгиваниях, позднее - при острых заболеваниях, особенно при кишечных расстройствах, а также в жаркое время года.

Первым видом прикорма может быть овощное пюре, лучше приготовленное из сочетаний разных овощей. Оно особенно полезно при рахите, атопическом дерматите, гипотрофии. для приготовления пюре используют картофель, морковь, капусту, томаты, свеклу. Картофель богат крахмалом и беден кальцием; с морковью в организм поступают каротин, соли калия; в капусте много кальция, магния, аскорбиновой кислоты; цветная капуста содержит железо, кобальт, цинк; томаты богаты каротином, аскорбиновой кислотой, солями железа, меди, кобальта, марганца; свекла содержит кобальт. В тыкве, капусте, кабачках меньше углеводов, чем в других овощах, поэтому их используют при кормлении детей с излишней массой тела.

В первый день введения прикорма до прикладывания ребенка к груди матери ему дают 5-10 г овощного пюре. Если стул ребенка остается нормальным, а общее самочувствие хорошим, на следующий день количество новой пищи увеличивают до 30-50 г. В течение первой недели постепенно одно из грудных кормлений полностью заменяют овощным пюре. В дальнейшем, через 2-3 недели, в рацион включают молочные каши из круп или крупяной муки (рисовой, гречневой, кукурузной, овсяной, манной). Не следует начинать кормление с манной и геркулесовой каш, так как эти крупы содержат глютен (растительный белок), который может вызвать у детей глютеновую энтеропатию, т. е. непереносимость белка.

С 5-5,5 мес в рацион ребенка вводят 1 -4 г сливочного масла. Если первым прикормом была каша, то в качестве второго при- корма ребенку обычно дают овощное пюре, которым в течение недели полностью заменяют еще одно кормление грудным молоком. Таким образом, ребенок к 6-6,5 мес получает два кормления в виде прикорма (овощное пюре и каша) и три кормления грудным молоком.

Для повышения секреторной активности желез пищеварительного тракта с 7 мес в рацион детей вводят суп на мясном бульоне (не более 50 мл в день) и сухарик из белого хлеба (2-З г). В 7 мес ребенок в виде второго прикорма получает обед, состоящий из супа, овощного пюре и протертого свежего яблока. С 7,5-8 мес назначают третий прикорм - кефир или цельное молоко с печеньем. В этом же возрасте начинают давать мясо (до 30 г в день):

Вначале фарш (вареное мясо, дважды провернутое), с 10 мес - фрикадельки и к концу года - паровую котлету. Полезны печень, мозги, рыба.

Кисели детям первого года жизни не рекомендуются, так как они сильно обогащают пищу углеводами, а питательная ценность их незначительна. Более целесообразно давать свежие или консервированные фрукты, ягоды, соки, богатые витаминами и минеральными солями.

Постепенно новой пищей заменяют одно за другим кормления грудью, и к 10- 11 мес жизни здорового ребенка можно отлучать от груди. В летний период грудное кормление желательно сохра-. нить до спада жары, однако кормить грудным молоком детей старше 1 года нецелесообразно.

Смешанное и искусственное вскармливание. Эти виды вскармливания назначают только при наличии существенных показаний. Основанием для перевода на смешанное или искусственное вскармливание служит недостаточное количество грудного молока у матери (гипогалактия), его полное отсутствие, а также некоторые заболевания ребенка. При недостатке грудного молока не следует воздерживаться от введения дополнительного рационального докорма. Своевременное назначение его предупреждает развитие гипотрофии и способствует нормальному росту и развитию ребенка.

Смешанным вскармливанием считается такое, при котором дети получают не только грудное молоко, но и дополнительное питание (докорм). Объем докорма вскармливанием должен составлять более 1/5 суточного рациона пищи и соответствовать недостающему количеству грудного молока. докорм следует отличать от коррекции питания при естественном вскармливании, когда недостающее количество отдельных пищевых ингредиентов компенсируется введением творога, растительного масла, сахарного сиропа и др.

При искусственном вскармливании грудное молоко или полностью отсутствует, или по объему составляет менее 1/5 суточного рациона. В настоящее время при смешанном и искусственном вскармливании используют молочные смеси, в которых с учетом особенностей пищеварения и обмена веществ ребенка изменен состав коровьего молока, являющегося основой используемых смесей.

Все молочные смеси разделяются на две группы - адаптированные и неадаптированные, а также специализированные продукты для лечебного питания. В каждую из этих групп входят сладкие и кисломолочные продукты. Предпочтение следует отдавать адаптированным молочным смесям, которые по своему составу в значительной степени приближены к грудному молоку. Адаптация коровьего молока к грудному заключается в снижении концентрации белка и некоторых солей, а также выравнивании аминокислотного, жирно-кислотного, витаминного и минерального составов. Создание таких смесей стало возможным благодаря специальной обработке молочной основы с добавлением сливок, солей железа, витаминов, бифидобактерий и других ингредиентов.

К числу сладких относятся смеси «Хайнц», «Беби», «Семилак», «Туттели», «Бона», «Пилти», «Энфамил 1», «Энфамил 2», «Нан», «Ням-ням» и ряд других, которые хорошо усваиваются даже новорожденными и могут быть рекомендованы в качестве докорма или самостоятельного кормления детей первых месяцев жизни. В этих смесях содержатся все необходимые белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы. При использовании адаптированных смесей все виды прикорма назначают в те же сроки, что и при естественном вскармливании. Необходимо также учитывать наличие или отсутствии в этих смесях витамина D. Если, как, например, в молочных смесях «Туттели», «Пре-Гумана» витамин D отсутствует, то необходимо предусмотреть дополнительное введение этого препарата с целью профилактики рахита.

Кисломолочные (ацидофильные) смеси по своему составу почти не отличаются от аналогичных сладких смесей, но имеют ряд преимуществ. Они способствуют повышению секреторной деятельности желудка, развитию нормальной кишечной флоры, улучшают усвояемость белка и кальция, нормализуют перистальтику кишечника. Благодаря высокому содержанию молочной кислоты, образующейся из лактозы в процессе брожения молока, вытесняется патогенная микрофлора кишечника, которая способна вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта у детей. Повышенное по сравнению со сладкими смесями содержание витаминов С и группы В увеличивает питательную ценность кислых смесей. Эти смеси используются при вскармливании недоношенных детей, на 1 -м году жизни, а также для профилактики желудочно-кишечных заболеваний.

К адаптированным кисломолочным смесям, выпускаемым нашей промышленностью, относятся «Биффилин» (на основе заквасок с бифидобактериями), «Малютка» (на основе закваски с ацидофильной палочкой), «Агу-1» для детей первого полугодия и «Агу-2» для детей второго полугодия жизни.

К неадаптированным смесям относятся такие, в которых белок коровьего молока не подвергается специальной обработке. Это кефир и его разведения, ацидофильное молоко, «Биолакт», «Мацони», «Нарине» и др. Однако, несмотря на все достоинства, кисломолочные продукты в значительной степени по своим количественным и качественным характеристикам уступают адаптированным молочным смесям, которые и следует использовать при вскармливании детей.

Объем докорма при смешанном вскармливании определяется с учетом количества грудного молока, которое получает ребенок. Для этого в детских учреждениях в течение 1 -2 суток ребенка взвешивают до и после каждого кормления. Недостающее количество грудного молока восполняют смесями. докорм дают или сразу после кормления грудью (наиболее благоприятно для ребенка), или в виде отдельных самостоятельных кормлений. Перевод ребенка со смешанного вскармливания на искусственное, как правило, переносится им легко, так как грудное молоко из рациона вытесняется постепенно. Если ребенка необходимо перевести с естественного на искусственное вскармливание за короткий срок, то такой переход надо осуществлять крайне осторожно, поскольку адаптация пищеварительной системы к новому виду питания требует определенного времени.

Прикорм при смешанном и искусственном вскармливании с помощью адаптированных молочных смесей вводят в те же сроки, что и при естественном вскармливании, при использовании неадаптированных смесей - на месяц раньше. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие детей грудного возраста, особенно при смешанном и искусственном вскармливании, является их вскармливание по аппетиту. Это значит, что часы кормления и количество пищи в каждое кормление определяются аппетитом ребенка. Нельзя насильно давать малышу всю назначенную пищу или отказывать ему в дополнительном ее количестве. В тех случаях, когда ребенок систематически съедает меньше назначенного, врач должен внести соответствующие коррективы в его рацион.

Смеси желательно давать детям с ложки. Если для дачи жидкой пищи используют соски, то они должны иметь не одно большое, а несколько мелких отверстий, так как при этом небольшие струйки пищи, попадающие в ротовую полость, лучше обрабатываются слюной. Смеси готовят на один день и до кормления ребенка хранят в холодном темном месте. Сухие смеси приготавливают согласно инструкции, которая помещена на каждой коробке со смесями. Бутылку со смесью перед кормлением подогревают в водяной бане (температура воды +50 °С) в течение 5 мин или в электронагревателе для детского питания до температуры +37 °С.

Во время кормления ребенка держат на коленях, головку его кладут на левое, слегка приподнятое предплечье кормящего. Для предупреждения обильного срыгивания (рвоты) надо следить за тем, чтобы при получении пищи ребенок не заглатывал воздух. для этого горлышко бутылки должно быть все время заполнено смесью. После еды, продолжительность которой не должна быть меньше 8 мин, рекомендуется 2-3 мин подержать ребенка в вертикальном положении, чтобы лучше выходил воздух, попавший в желудок вместе с пищей. С первых дней жизни ребенка надо стремиться к тому, чтобы прием пищи вызывал у него приятные эмоции. Поэтому перед кормлением малышу следует показать бутылочку с пищей, ласково поговорить с ним, приучать его активно хватать губами соску, а во время сосания держать ручками бутылочку. После приема детьми пищи соски промывают проточной водой и кладут на 1 ч в раствор соды (чайная ложка питьевой соды на стакан кипяченой воды). Только после этого их перекладывают в специально предназначенную сухую посуду.

Использование концентратов и консервов в питании детей первого года жизни. Все консервированные продукты, выпускаемые для детей первого года жизни, можно условно разделить на 2 группы. К первой относятся молочные продукты, используемые при смешанном и искусственном вскармливании (адаптированные и неадаптированные молочные смеси). Вторую группу составляют консервированные продукты, которые применяются для коррекции питания или прикорма при всех видах вскармливания. Кроме молочных и крупяных консервированных продуктов, промышленностью выпускается большой ассортимент фруктовых, ягодных и овощных консервов, а также консервы из говяжьего мяса, птицы и рыбы.

Консервы для детского питания производят из высококачественного сырья. В современных условиях с учетом экологической обстановки следует использовать консервированные продукты. При их изготовлении соблюдаются строгие требования, предъявляемые как к процессу изготовления, так и к качеству готовой продукции. Некоторые консервированные продукты по своей пищевой ценности превосходят блюда, приготовленные в домашних условиях, и содержат всю необходимую информацию о энергетической ценности (калорийности) продукта, количестве в нем витаминов и микроэлементов.

К числу консервированных продуктов, которые применяются в питании ребенка первых месяцев жизни, относятся самые разнообразные фруктовые и ягодные соки, гомогенизированные пюре из сочетания различных исходных продуктов (соки осветленные, с мякотью, фруктово-овощные пюре). Эти продукты обеспечивают детский организм дополнительным количеством витаминов, органических кислот, микроэлементов, а также клетчаткой, которая активирует функцию кишечника, благоприятно влияет на его микрофлору.

Во втором полугодии жизни ребенку можно давать консервы из мяса, птицы и рыбы (пюре мясное, куриное, мясное с творогом, мясное с овощами, мясное с крупами, рыбно-овощное и т.п.). Для детей 10- 12 мес выпускаются более крупно измельченные пюреобразные продукты.

Мясные консервы готовят из говядины, телятины, так как в ней мало соединительной ткани, которая плохо усваивается детьми. При изготовлении консервов из птицы используют мясо цыплят и индюшат. В таком мясе небольшое содержание жира и оно легкоусвояемо. Рыбные консервы готовят из филе нежирных сортов рыб.

Кормление ребёнка – очень ответственный процесс. И начинается всё с выбора смеси. Чем накормить новорождённого или месячного ребёнка? Для малышей первого полугодия жизни она должна быть высокоадаптированной, то есть максимально похожей на .

Эта смесь называется «начальной», а на упаковке будет изображена единичка. Для детей старше шести месяцев предназначены «последующие» смеси, состав которых отвечает потребностям подросшего организма.

В них больше белка, жиров и микроэлементов. Упаковки обозначены цифрой «2».

Если ребёнок часто и больше положенного срыгивает, поможет антирефлюксная смесь. При нарушении переваривания пищи на помощь придут кисломолочные смеси, смеси с содержанием полезных бактерий.

При выборе смеси желательно посоветоваться с врачом. При покупке смеси надо обратить внимание на срок годности и целостность упаковки.

Также существуют смеси, в которые входят специальные компоненты, обладающие конкретным лечебным эффектом. Так, если в семье кто-то страдает аллергией, целесообразно начать с гипоаллергенной смеси.

Специально подготовленная посуда

Бутылочки, которые используются для кормления, должны быть заранее вымыты с ёршиком и простерилизованы. Это можно осуществить путём кипячения их в течении 5 — 10 минут или с помощью специального стерилизатора. Бутылка, в которой разводится смесь, должна быть сухой.

Соску следует подбирать с тем расчётом, что смесь из неё будет вытекать не струйкой, а по каплям. Это обеспечит активное сосание, а не просто проглатывание льющейся смеси. Что немаловажно для развития челюстно-лицевого аппарата.

Режим питания и распорядок

Это очень важный пункт. Грудничок получает свою еду по требованию. Сколько же раз надо питаться ребёнку на ИВ? График зависит от возраста. Так, новорождённый кушает 7 — 9 раз за сутки, ребёнок 2 — 5 месяцев – 6 — 7 раз, полугодовалому ребёнку необходимо питаться 5 — 6 раз в сутки.

Для этого сначала надо определить суточный объём пищи. То, сколько должен кушать малыш, зависит от его веса и возраста. Так, до двух месяцев ребёнку необходим объём пищи в размере 1 ̸ 5 от его веса, в 2 — 4 месяца – 1 ̸ 6, в 4 — 6 месяцев 1 ̸ 7 от массы тела, старше шести месяцев – 1 ̸ 8.

Например, ребёнок в 1 месяц весит 4,5 килограмма, тогда в сутки ему необходимо 900 миллилитров смеси. Необходимо помнить, что этот объём не должен превышать 1 л.

Чтобы определить объём смеси, необходимый для одного кормления, разделим суточный на необходимое число кормлений. Это будет 100 — 130 миллилитров смеси.

Бывает, что ребёнок съедает чуть меньше или больше. Небольшая разбежка возможна. Нельзя допускать систематический перекорм или недокорм. Для ребёнка это чревато ожирением или .

Объёмный метод, описанный выше, наиболее простой и удобный в использовании. При необходимости или при наличии проблем с весом доктор может рассчитать для конкретного ребёнка объём определённой смеси каллоражным методом и с учётом возрастной потребности в белках, жирах и углеводах.

Как приготовить смесь?

Необходимо использовать только кипячёную воду. В бутылочку заливается необходимый для одного кормления объём воды температурой в 50˚С и насыпается положенное количество смеси (подробно указано на упаковке). Всё тщательно встряхивается и перемешивается.

Как кормить смесью?

Как правильно кормить ребёнка? Перед кормлением необходимо убедиться в оптимальной температуре приготовленной смеси. Для этого капните ею на запястье (на ладонную поверхность). Её температура не должна ощущаться кожей.

Вымойте руки с мылом. Займите комфортное положение. В этом помогут специальные подушки, с использованием которых можно с удобством расположить и себя, и ребёнка. В таком случае кормление станет приятным отдыхом для кормящего и источником необходимого тактильного контакта для малыша.

Поэтому лучше взять его на руки. Если ребёнок склонен к чрезмерному срыгиванию, держать его лучше вертикально. В иных случаях – полувертикально.

Переверните бутылочку вверх дном, чтобы смесь полностью заполнила соску и горлышко, а воздух устремился к донышку. Это воспрепятствует заглатыванию воздуха ребёнком и развитию колик.

Необходимо следить, чтобы смесь из соски капала, а не лилась. Со временем соски изнашиваются и нуждаются в замене.

Если осталась готовая смесь

По правилам оставшуюся после кормления смесь надо вылить. Но немного храниться она всё-таки может. При один — два часа и не более полусуток в холодильнике. Перед тем, как покормить этой смесью, её необходимо подогреть до приемлемой температуры.

Допаивание

Искусственное питание ребёнка необходимо дополнять жидкостью – водой, слабыми отварами шиповника и чая (не обычного, который мы с вами пьём ежедневно, а детского, травяного).

В жару и в помещении с сухим воздухом величину выпитого необходимо увеличивать на 50 — 100 мл. Также стоит следить и за состоянием здоровья ребёнка.

Деткам, которые вскармливались смесью, прикорм начинают вводить раньше, чем грудничкам. С 4 — 4,5 месяцев им уже начинают давать , с 5 – кашу.

Как узнать, что смесь ребёнку не подходит?

Зачастую подобрать смесь с первого раза не получается. Что об этом будет свидетельствовать?

  • нарушение пищеварения;

Если после приема пищи ребёнок много срыгивает и ̸ или начинается понос или запор, смесь не подходит. Когда нарушения есть, но они незначительны, её можно на неделю оставить. Если за это время ничего не изменится, питание надо менять;

  • аллергические проявления.

Самый первый признак аллергии – сыпь (дерматит). Это могут быть как единичные её элементы, так и сливающиеся пятна по всему телу.

Чаще развиваются реакции на смеси на основе коровьего молока. Заменить их можно на смеси на основе гидроизолята белка и изолята сои или на смеси, которые приготовлены на основе ;

  • дефицитные состояния.

Развитие у ребёнка железодефицитной анемии, гипотрофии или иного заболевания, связанного с недостатком определенных веществ, требует подбора специальной смеси с лечебным эффектом.

Полноценное и адекватное питание залог гармоничного роста и развития вашего малыша!

10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.