Использование этических бесед и ситуаций для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Детские рассказы содержащие ситуации моральног

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.

Игровые ситуации

Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.


Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?


Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Проблемные ситуации

1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.

В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания старших дошкольников.

Появление в дошкольной педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей дошкольного возраста .

Концептуальная идея А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни, амплификации развития ребенка за счет обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и специфически детскими видами и способами деятельности потребовала разработки особых, дошкольных путей конструирования образовательного процесса детского сада. С этой целью в рамках нашего исследования была разработана методика использования образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников.

Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).

Методика предполагает использование ситуаций, способствующих обогащению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста за счет ознакомления с нравственными качествами: щедрость, отзывчивость,честность, вежливость, аккуратность. Все эти качества актуальны для современного детского сообщества: способность оказать бескорыстную помощь, проявить заботу, щедрость, вежливость, быть честным и аккуратным привлекают детей, способствуют налаживанию положительных взаимоотношений, тогда как противоположные качества детьми порицаются. Также наша методика предполагает воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам и правилам поведения и общения, а также создание ситуаций, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации нравственного содержания.

Главным средством нравственного воспитания в нашей методике является художественная литература.

Литературное произведение позволяет показать ребенку все стадии совершения нравственного (или безнравственного) поступка - от замысла до конечных последствий, проследить причины, мотивы, выявить чувства переживания всех участников ситуации, тогда как в реальности ребенок может наблюдать только отдельные фрагменты той или иной ситуации, поэтому правильно понять и оценить ее дошкольнику гораздо сложнее. Самое сложное для дошкольника - это оценка собственного поведения. Ребенок может описать свои чувства, когда его обидят, и на этой основе оценить поступок обидчика, но с трудом соотносит чувства окружающих со своим поведением. Это позволило нам определить логику работы: от анализа поступков литературного героя к анализу нравственных проявлений в детском сообществе, к анализу собственного поведения.

Вокруг литературного произведения организуется цепочка образовательных ситуаций: беседа о прочитанном, инсценировка отрывков произведения, творческий пересказ от лица литературного героя, слушание музыки, подбор музыкальных отрывков к характерам различных персонажей, рисование эмоций, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом ребенка, организация различных реальных ситуаций нравственного содержания.

В своей методике мы использовали два типа беседы о прочитанном произведении.

В первом случае беседа направлена на выявление главной идеи произведения, анализ образа литературного героя, его нравственной позиции, установление различных связей между событиями в тексте, оценку поступков персонажей с позиции нравственности, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом детей (почему герой так поступил, что он чувствовал, что почувствовали другие герои, можно ли было поступить по-другому, «Если бы ты встретил этого героя, что ты мог бы ему посоветовать?», «А в жизни бывают такие ситуации? Приведи пример», «Если бы ты был этим героем, как бы ты поступил?» и так далее).

Целью беседы второго типа является подготовка к последующей деятельности - творческому пересказу, инсценировке. Поэтому наряду с выявлением и оценкой нравственной позиции героев в процессе беседы совместно с детьми восстанавливается логика событий в тексте относительно каждого персонажа, составляется план будущего пересказа или инсценировки. Инсценировка отрывков произведения помогает развивать умение принять на себя роль литературного героя, занять его нравственную позицию и донести его образ до зрителей.

Инсценировка - знакомая и интересная для детей деятельность, поскольку похожа на игру.

Они с удовольствием принимают в ней участие, и даже не самые активные дети хотят исполнить какую-нибудь роль. Использование различных атрибутов и элементов костюмов помогает ребенку войти в роль и почувствовать переживания своего персонажа. Этому также способствуют отсутствие необходимости дословного воспроизведения текста, возможность говорить «от себя», сохраняя только идею содержания и образ героя. Самое главное - донести до зрителей характер героя, его эмоции, поэтому в предварительной беседе особое внимание уделяется не только нравственной стороне поступков того или иного персонажа, но и его чувствам, переживаниям.

Творческий пересказ от лица литературного героя помогает детям осознать нравственную позицию персонажа, его чувства, мысли, мотивы поступков и переживания. Это более сложная для детей деятельность, так как ограничивается только речью. Ребенку необходимо донести до слушателей образ и чувства своего персонажа с помощью языковых и интонационных средств выразительности и собственных суждений, отражающих самостоятельное осмысление ребенком идеи произведения.

Инсценировка и творческий пересказ от лица литературного героя помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл их поступков и в смысл произведения. Тем самым повышается эмоциональная отзывчивость ребенка по отношению к описываемым событиям и самим героям, он активно сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

Такие игровые ситуации, как «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Портрет героя», творческие этюды на имитацию эмоциональных состояний , способствуют развитию умения определять положительные и отрицательные качества персонажа, аргументированно оценивать его поступки, с помощью вербальных и невербальных средств выразительности передавать эмоциональное состояние героя.

Обращение к личному опыту детей посредством таких игровых ситуаций, как «Я похож, я отличаюсь», «За что меня можно хвалить, за что меня можно ругать», «Кто я? Какой я?» , способствует развитию самоанализа и адекватной самооценки детей, умения определять собственные положительные и отрицательные качества или конкретные поступки и соотносить их с характером и поступками литературного героя.

Организация таких игровых ситуаций, как «Раскрасим настроение», «Музыкальные комиксы», «Волшебный художник» , способствует развитию умений отражать собственные представления, впечатления и эмоциональное состояние в цвете и изображении, понимать образ, «нарисованный» музыкой, и передавать его с помощью рисования, пониманию того, что настроение и характер можно изменить разными средствами и способами, что можно конструктивно управлять своим настроением и поведением, повышает эмоциональную отзывчивость детей.

Например, цепочка образовательных ситуаций по произведению Дж. Родари «Мышка, которая ела кошек».

Режимный момент: «Мышка, которая ела кошек».

Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным.

Режимный момент: «Хвастунишки».

Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным, развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей.

Режимный момент: творческие этюды по произведению.

Цель: развивать умение мимикой, жестами и позой передавать эмоциональные состояния и настроение человека или животного, распознавать эмоциональные состояния по невербальным признакам.

Самостоятельная деятельность: сюжетное рисование «Хвастунишки».

Цель: развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей и своем собственном, с помощью изображения передавать свои представления, впечатления, эмоции.

Наибольшее значение для нравственного воспитания детей имеют практические ситуации, в которых дети реально разрешают различные жизненные проблемы.

В организации практических ситуаций задача воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим.

Поэтому необходимо как можно чаще организовывать ситуации, в которых дети могли бы практиковаться в нравственно направленной, общественно полезной деятельности :

  • помощь дежурным,
  • помощь воспитателю в подготовке к занятиям,
  • помощь малышам,
  • изготовление открыток или поделок для поздравления близких людей с каким-либо праздником,
  • составление плей-листа для малышей (подбор музыкальных произведений, соответствующих хорошему или спокойному настроению, расслабляющей музыки),
  • сочинение рассказов или «свода правил поведения» для журнала,
  • подготовка мини-спектаклей по произведениям нравственного содержания для детей сада.

Организуя такие ситуации, важно сначала апеллировать к собственному желанию детей оказать помощь (кто хочет).

Если никто не проявляет инициативы, то можно просить о помощи (помоги, пожалуйста). Необходимо обязательно акцентировать внимание детей на положительных эмоциях, которые испытывают те, кому ребенок помогает, как важно для них, что он сам вызвался.

Пример организации цепочки образовательных ситуаций на основе сказки «Три медведя».

НООД: «Три медведя».

Цель: познакомить детей с правилами вежливого поведения в гостях, воспитывать вежливое, уважительное отношение к чужому дому, чужим вещам, формулировка правил вежливого гостя и гостеприимного хозяина.

Режимный момент: творческие этюды на передачу эмоциональных состояний.

Цель: развивать умение по внешним проявлениям (жесты, мимика, поза) определять настроение и состояние человека или животного.

Самостоятельная деятельность: «Винни-Пух в гостях у Кролика».

Цель: уточнить и обобщить представления детей о правилах вежливого поведения в гостях.

Режимный момент: «Приходите в гости к нам».

Цель: уточнять и закреплять правила вежливого поведения и общения, обобщить правила вежливого, гостеприимного хозяина, воспитывать стремление радовать окружающих и самому радоваться, когда делаешь что- о приятное для других, воспитывать вежливое, уважительное отношение к людям.

Предварительная работа:

  • распределение ролей и подготовка мини-спектакля,
  • изготовление приглашения.

Наблюдаем за тем, как дети общаются с малышами, соблюдают ли они правила гостеприимства. По мере накопления нравственного опыта дети лучше понимают нравственный смысл заданных ситуаций, постепенно начинают осознавать, что если литературный герой или реальный человек совершает плохой поступок, это еще не значит, что он совсем плохой и злой: он мог просто ошибиться по незнанию или под влиянием негативных эмоций.

Представленная в методике логика организации работы способствует развитию постепенного, более глубокого осознания нравственных качеств, пониманию поведения, эмоционального состояния, переживаний героя и обеспечивает возможность постепенного перенесения нравственной позиции литературного героя в собственное поведение. Дети проявляют интерес к произведениям нравственного содержания, стремятся давать нравственную оценку поступкам героев мультфильмов и кинофильмов, делиться своими впечатлениями от похода в кинотеатр, театр, от просмотра новых мультфильмов и чтения новых книг. Рассказывая о своих впечатлениях, дети все чаще используют оценочные характеристики, а не только описывают основные моменты сюжета, охотно делятся своими впечатлениями с воспитателем. Дети все больше проявляют инициативу и не только откликаются на призыв о помощи, но и сами ее предлагают, проявляют отзывчивость, заботу по отношению к окружающим.

Таким образом, наша методика позволяет обеспечить не эпизодическое знакомство с нравственными качествами и правилами поведения и общения, а полное погружение ребенка в проблему: и интеллектуальное, и эмоциональное, и деятельностное.

Литература:

  • Бабаева Т. И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду. Методические советы к программе «Детство». - СПб., 2002.
  • Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб., 2002.
  • Бабаева Т. И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками / Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. - СПб., 2008.

Материал предоставлен , сентябрь 2014.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Камышлов, 2016

Сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения/ сост. Э. Емельянова – Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2016. 17 с.

Рецензент: Устьянцева Л.Д. - преподаватель педагогических дисциплин

Сборник включает в себя ряд педагогических ситуаций, для работы с учащимися 2-3 классов, которые решаются как на уроке, так и вне урока.

Данный сборник может быть использован студентами и так же может быть полезен учителям начальных классов, классным руководителям.

© ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж»

1 раздел. «Педагогические ситуации на уроке» 6

2 раздел. «Педагогические ситуации вне урока» 10

3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные» 16

Список литературы 20

Пояснительная записка

О нравственности можно говорить только тогда, когда человек нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана образовательного учреждения составлен сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения младших школьников.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.

Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Благодаря работе с этическим поведение будут развиваться следующие ценностные ориентиры: эмоциональное отношение к доброте, злости, доброжелательность, конфликтность, вежливость.

Этическое поведение – составная часть нравственного воспитания детей, состоящая в воспитании культуры поведения дома, в школе, в общественных местах, на улице. Этическое воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков и умений нравственно-этических качеств личности. Проводя этическое воспитание, педагоги учат детей, как вести себя в самых различных условиях.

Исходя из данного понятия выделяют уровни этического поведения:

    Уровень дезадаптации;

    Уровень идентфикации;

    Уровень индивидуализации;

    Уровень социализации;

    Уровень интеграции.

Сборник заданий – это издание, содержащее различные произведения одного или нескольких авторов, а так же различные материалы.

Данное пособие адресовано учителям начальных классов. Данные педагогические ситуации в зависимости от целей воспитания учитель может использовать как на уроке так и вне урока.

Цель: подборка и систематизация педагогических ситуаций, направленных на формирование этического воспитания младшего школьника.

Данный сборник состоит из 3 разделов, которые можно использовать в любом порядке:

1 раздел «Педагогические ситуации на уроке», в котором 15 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.

2 раздел «Педагогические ситуации вне урока», в котором 15 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.

3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные», в котором 10 педагогических ситуаций. Данные педагогические ситуации могут выполняться как на уроке, так и вне урока. Задания могут выполняться не по порядку.

Всего в сборнике представлено …педагогических ситуаций.

Практическая значимость: студентам для формирования у младших школьников этического воспитания как во внеурочной деятельности, так и при проведении уроков. Учитель также использует материал для формирования этического поведения.

1 раздел. «Педагогические ситуации на уроке»

Ситуация 1. «Испорченная картина»

Что за шум? Говорят сразу:

– Он нарисовал на картине...

– Он испортил ее!..

Да, теперь вижу: мальчик у доски, у картины, которую мы только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:

– Я...Я не хотел, я нечаянно...

Мальчик громко заплакал...

Вопросы:

Ситуация 2.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж.

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каравай хлеба –

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба...

(В. Лившиц)

Вопросы :

    Почему на руки людей надо смотреть с уважением и надеждой?

    Можно ли оправдать тех людей, которые ломают, портят то, что упорным трудом создали другие?

    Как вы думаете, о чем думает тот, кто не бережет ни свое, ни чужое добро?

Ситуация 3.

ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили.

Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут,

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?.. Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, – ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой...

(Н. Некрасов)

Вопросы:

    Почему дедушке Мазаю «жалко до слез» зайцев?

    Как он относится к окружающей его природе?

Ситуация 4.

ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весь шелк искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.

Диву далась Куница. На фартук глядит – завидует:

– Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

– Бабушка меня шитью выучила.

– А как она учила тебя?

– Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

– Семь раз отмерь – один отрежь.

Вопросы:

    Почему у Синицы получился хороший фартук?

    Что означает пословица: «Семь раз отмерь – одни отрежь»?

Ситуация 5.

Учительница раздает детям буквари. Один ученик молча возвращает книгу учительнице. Учительница, показывая букварь детям, спрашивает:

– Почему Игорь вернул мне букварь?

– Он рваный.

– Что нужно сделать, чтобы букварь был приятен и им можно было опять пользоваться?

– Его надо отремонтировать и бережно с ним обращаться.

Вопросы:

    А кто думает по-другому?

    Кто посоветует Игорю, как надо было поступить?

Ситуация 10.

Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». . .

Так как это сказано на весь класс, необходимо пожертвовать временем от урока. Думаю, дети будут ждать, как отреагирует учитель, на это оскорбление, унижение, ненужность этого предмета. Продолжать урок бессмысленно, так как без ответа такие высказывания оставлять нельзя, потому что ситуация на этом уроке будет только ухудшаться.

Начинаем так:

Кто еще так думает?

Дети еще подняли руки.

А хотите с вами договоримся, если я вам сейчас ДОКАЖУ, что этот предмет Вам необходим, пусть по этому предмету и нет вступительных экзаменов, но он дает нечто большее чем просто необходимость изучать те предметы, которые считаются обязательными. То я больше не увижу тех, кто играет в «Морской бой» и не опаздывает из столовой. Ну, как Вам договор? Слушаю Вас, согласны?

Ситуация 11.

Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут.

Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»

Обучающиеся (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были»

Вопросы:

    Не стыдно ли вам отнимать время от урока?

    Правильно ли вы поступили? Почему?

    Как нужно поступить в данной ситуации?

Ситуация 12.

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». - Как следует на это отреагировать учителю?

Вопросы:

    Ты считаешь правильным ходить на уроки без тетради?

    Почему ты забыл тетрадь?

    Что следует делать, чтобы не забывать про тетради?

Ситуация 13.

Ученик пришел на урок и не поздоровавшись с учителем сел на свое место.

Вопросы:

    Ребята, правильно ли поступил ученик? Почему?

    Что нужно делать, когда приходишь в класс?

    Для чего мы это делаем?

Ситуация 14.

На уроке литературного чтения дети изучают произведение Ш. Перро «Кот в сапогах». После прочтения первой части произведения учитель вместе с детьми обсуждают.

Вопросы:

    Правильно ли, что младший сын недооценив своего кота? Почему?

    Какой вывод можно сделать?

    Нужно ли помогать своим товарищам, как это сделал кот? Почему?

Ситуация 15.

На уроке физкультуры дети выполняли прыжки в высоту. У одного ученика не получается выполнить это упражнение и поэтому другие ребята засмеялись над ним. Ребенок обиделся и сел на скамейку.

Вопросы:

    Ребята, можно ли смяться над этим? Почему?

    Что следовало бы сделать в этой ситуации?

    Будете ли вы так поступать в будущем? Почему?

2 раздел. «Педагогические ситуации вне урока»

Ситуация 1. «Это же нельзя!»

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!» Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели. На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец. После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Вопросы:


Ситуация 2. « Сломали»

Во дворе плачет семилетний Вадим.

–Ты о чем?

Растирая руками слезы, он рассказывает, что дал поиграть машинку мальчикам, а они ее сломали... Мама не сможет купить другую, у нее нет денег...

Вопросы:

    Хорошо ли поступили мальчики? Почему?

    Ребята, разве можно ломать чужие игрушки?

Ситуация 3. «Мне не жалко»

В семье, где растет Таня, трое детей. Мать воспитывает их одна. Девочка аккуратно относится к своим вещам, учебникам, тетрадям... Однажды она увидела, как одноклассник Петя вырывал из тетради чистые листы и делал из них самолетики.
– Ты что делаешь? Зачем рвать тетрадь, ведь она денег стоит?!
– У меня их много... Мне не жалко... Захочу – отец завтра еще купит...

Вопросы:

    Разве можно рвать тетради, ведь на них тратит деньги твой отец, а не ты?

    Как нужно относиться к своим вещам?

    Как нужно относиться к чужим вещам?

    Зачем нужно так делать?

Ситуация 4. «Нужно экономить бумагу!»

Дети подклеивают книги: один нарезает полоски бумаги, двое приклеивают их к обложкам. Вова, примерив полоску к книге, обнаружил, что она длиннее, чем нужно. Мальчик небрежно бросает книгу и полоску Маше, нарезавшей ее.

– Что ты бросаешь книгу, порвешь ведь! – возмущенно говорит Маша.

– А кто так отрезает? Бумагу не экономишь, дай мне ножницы, я сам отрежу!

Вопросы:

Ситуация 5.

На митинге 9 мая на почетном карауле возле памятника стояли 2 ученика 8 класса. Вдруг из толпы учеников выбегает ученик 2-3 класса, подбегает к караульным и начинает корчить рожицы.

    Зачем ученик так поступил? Правильно ли он сделал?

    Как следует вести себя на таких мероприятиях?

    Что следует посоветовать этому ученику?

Ситуация 6.

Весь 3 класс идет в столовую и перед едой дружно моют руки. Один ученик, не помыв руки, бегом садится за стол. Учитель спрашивает:

Петя, почему ты не помыл руки перед едой?

А я никогда не мою руки перед едой, - говорит Петя.

Почему?- спрашивает учитель.

А зачем? Они же все равно станут грязные, - сказал Петя.

Вопросы:

Ситуация 7.

Учитель, идя по коридору школы, заметил, как пара мальчишек из 3 класса отрывают у цветов листья, которые стоят на подоконнике.

Вопросы:

    Ребята, разве можно портить растения?

    Вы дома поступаете так же?

    Разве можно портить чужой труд?

    Как нужно относиться к красоте природы? Почему?

Ситуация 8.

Утром, придя в школу, на пороге у входа учительница столкнулась со своими учениками Сашей и Димой. Дима, быстро поздоровавшись, проскользнул вперед учительницы в дверь. Саша же наоборот, открыл перед учительницей дверь, поздоровался и пропустил вперед.

Вопросы:

    Кто из мальчиков поступил правильно и почему?

    Что соблюдал Дима?

    Какие правила этикета вы еще знаете?

    Соблюдаете ли вы их?

    Что можно посоветовать мальчикам?

Ситуация 9.

Во время перемены урока все дети играют в коридоре. Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к учителю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вопросы:

    Правильно, ли поступила Вика? Почему?

    Как нужно поступить в этой ситуации?

    Какие правила поведения вы еще знаете?

Ситуация 10.

– Как не стыдно! – корит классный руководитель четвероклассника, которого девочка ударила книжкой и который хотел ответить ей тем же, – ты же мужчина! – Пусть сама не задевает, – бурчит в ответ «провинившийся». – Это же некрасиво – драться с девочкой. – А что она первая лезет... – Опять он свое! – сокрушается учитель – Она ударила, а я что... – А ты отойди, будь рыцарем! – Еще чего! – поднимает мальчишка удивленные глаза на учителя, – она дерется, а я что... – Да пойми ты, наконец! – возмущается учитель... Мальчик уходит из учительской, так и не став «рыцарем» и не поняв, за что его ругал классный руководитель. – Пусть сама не лезет, – говорит он, открывая дверь и вытирая рукавом слезы.

Вопросы:

    Почему мальчик так и не стал «рыцарем»?

    Правильно ли он поступил и почему?

    Что следовало бы сделать мальчику? Девочке?

    Как нужно вести себя по отношению к девочкам и мальчикам?

Ситуация 11.

Весь 3 класс собирается в поход на целый день. Всю дорогу девочки усердно несут свои тяжелые сумки, а мальчики весело бегут рядом, даже не пытаясь помочь девочкам.

Вопросы:

    Правильно ли поступают мальчики?

    Что следовало бы сделать мальчикам и девочкам?

    Как нужно себя вести в походе? Почему?

Ситуация 12.

На секции по баскетболу проходят соревнования. В мальчика, который не попал в кольцо, в следствии чего команда проиграла, начинают кидать мячом и смеяться.

Вопросы:

    Ребята, разве можно так поступать?

    Что надо сделать в этой ситуации?

    Давайте назовем правила поведения с мячом?

Ситуация 13.

Однажды ребята 3 класса вместе со своей учительницей пошли на экскурсию в музей. Ребятам было очень интересно, и они внимательно слушали экскурсовода и смотрели экспонаты. Но пара мальчишек из их класса не стали слушать экскурсовода и бегали от одного экспоната к другому громко их обсуждая и смеясь.

Вопросы:

    Как поступили мальчики? Почему?

    Как нужно вести себя в музее? Почему?

    Какие правила поведения в общественных местах вы знаете?

Ситуация 14.

Дети 2 класса вместе со своей учительницей садили цветы на пришкольном участке. Как только начали прорастать цветы, девочки очень обрадовались, а затем мальчики пришли и потоптали их.

Вопросы:

    Правильно ли поступили мальчики?

    Можно ли портить цветы?

    Как нужно относиться к природе?

    Могут ли они помочь девочкам? Как?

Ситуация 15.

На кружке рисования детям нужно было нарисовать флаг России. Все ребята, которые ходят на кружок принялись за работу. Один из учеников нахмурившись сидел, не приступив к работе.

Почему ты не приступил к работе?- спросил учитель.

Потому что мне не нравится наша страна, я хочу нарисовать флаг другой страны, - ответил ученик.

Вопросы:


3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные»

Ситуация 1.

Учитель просит заранее подготовленных учеников к доске и просит каждую из пар сделать кормушки для птиц. Первая пара ребят с удовольствием начинают делать кормушку, а вторая пара учеников говорят:

Вопросы:

    Правильно, что ребята отказались делать кормушки? Почему?

    Зачем нам нужно подкармливать птиц?

    Что еще мы можем сделать для птиц кроме кормушек?

Ситуация 2.

Заранее подготовленные ребята читают произведение «Федорино горе». Затем вместе с классом проходит обсуждение.

Вопросы:


Ситуация 3.

Во время эстафеты на уроке физкультуры один из учеников проиграл, вследствии чего он обиженный садится на лавку и сидит там до конца урока.

Учитель спрашивает: «Почему ты не продолжил играть с ребятами?

У меня не получается, я не буду заниматься спортом,- отвечает ученик.

Вопросы:

    Почему мальчик не хочет заниматься спортом?

    А нужно ли заниматься спортом? Почему?

    Что мы можем посоветовать мальчику, чтобы воспитать спортивный дух?

Ситуация 4.

Учитель на классном часу учитель спрашивает учеников, в какие года была Великая Отечественная Война. Большая часть класса поднимают руки и отвечают на вопрос, оставшиеся дети сидят не поднимая рук. Учитель спрашивает одного из них.

Вы разве не знаете, когда была война?

Нет, это было давно и мне это не интересно, - отвечает один из учеников.

Вопросы:

    Ребята, правильно ли, что мальчик не является патриотом страны? Почему?

    Что можно сделать, чтобы развивать чувство патриотичности?

    Что мы можем посоветовать мальчику?

    Нужно ли любить свою страну? Почему?

    Зачем нам быть патриотами?

Ситуация 5.

Пара учеников читают выразительно часть произведения и обсуждают его.

Посмотри-ка на свои руки, дружок... Погляди, дружок, на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Ведь всё, что окружает тебя, всё, что построено, возведено, добыто на свете, – и стол, за которым ты сидишь, и парта в классе, где ты учишься, и окошко, через которое ты смотришь на белый свет, и крыша над твоей головой, и всё, во что ты одет-обут, и страница, на которой напечатаны эти слова, и хлеб, без которого ты дня не проживешь, – всё, решительно всё сделали человеческие руки. Они управляются пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно положить кусочек сахара в твою чашку чая и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. И с погремушкой для малыша, и с винтовкой солдата умеют обращаться человеческие руки. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.

Вопросы:

    О чем здесь говорится?

    Важен ли труд для человека? Почему?

    Нужно ли беречь труд других?

    А вы любите трудиться? Как вы трудитесь?

Ситуация 6.

Ученик 4 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

Вопросы:

    Правильно ли ведет себя ученик? Почему?

    Почему, как вы думаете, он нарушает дисциплину снова?

    Как нужно вести себя в школе? Почему?

    Что нужно посоветовать мальчику?

Ситуация 7.

Однажды учитель пошел в поход с учащимися 4 класса. Учитель всё проверил как положено, но, пройдя 500 м, решил ещё раз проверить: у Оли. оказался тяжёлый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель мальчику, у которого был самый лёгкий рюкзак. Но этот мальчик – Вова, сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой. Мы взяли его рюкзак и пошли дальше. Отдыхали, веселились…

Вопросы:

    Правильно ли поступил Вова? Почему?

    Нужно ли помогать товарищам? Зачем?

    А вы любите помогать? Кому вы помогаете?

Ситуация 8.

Учитель просит каждого из учеников написать свои нравственные качества, перед эти объяснив, что такое нравственность и нравственные качества. Затем идет обсуждение.

Вопросы:


Ситуация 9.

На перемене две ученицы 3 класса решили почитать книжку со сказками. Первая взяла книгу Таня, Оле тоже хотелось почитать эту же книгу. Оля подошла к парте Тани:

Таня, дай мне эту книгу, - попросила Оля.

Нет, не дам, я же первая ее взяла, - ответила Таня.

Если не дашь книгу, я заберу твою ручку, - сказала Оля.

Вопросы:

    Ребята, что можно сказать про девочек?

    Хорошо ли быть жадными? Почему?

    Как должны были поступить каждая из девочек?

    А вы любите жадничать? Почему?

    Какими нужно быть по-отношению к друзьям? Взрослым?

Ситуация 10.

Учитель 3 класса со своими ученицами садили цветы на пришкольном участке.

После уроков один из учеников дарит учителю один из тех цветов, которые они сегодня садили.

Зачем ты сорвал цветы, которые сегодня садили девочки?- спросила учительница.

Я хотел сделать вам приятно, - виновато ответил ученик.

Спасибо, но больше так не делай, - ответила учительница.

Вопросы:


Список литературы

  1. Морозова И.О. Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников. Смоленск, 2001. URL: http://www.e-ng.ru/pedagogika/deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya_po.html
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.- 2009. - с.5

    Нравственное воспитание детей в современной начальной школе. URL: http://diplomba.ru/work/100466

    Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко; Л. Ц. Вовк, С. В. Омельяненко – М.: Просвещение, 1993.

    Тамбовкина Т.И. Педагогические ситуации // Начальная школа. 2006. № 16

    Годник С.М., Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л. и др. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА, КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

“ Жизнь - это череда выборов. ” Нострадамус

Возможность дать ребёнку БЫТЬ САМИМ СОБОЙ: свободный выбор; принятие решений; поддержка детской инициативы и самостоятельности

СОПРОВОЖДЕНИЕ

Результаты опроса: Создание ситуации выбора у родителей - Спонтанный Неосознанный способ развития детей ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ –выбор у 16% опрошенных

Ситуация выбора Псевдо-выбор Подкуп Шантаж Ультиматум Манипуляция

Ситуация выбора – ситуация, специально создаваемая педагогом или возникающая спонтанно, но сознательно используемая в целях воспитания. Каким образом?

РАДУГА НАСТРОЕНИЙ выбор зон деятельности разыгрывание проблемных ситуаций на создание ситуации выбора выбор партнёров по сюжетно-ролевым играм выбор материалов, образцов Игры и упражнения ТРИЗ

постепенно вводить ситуацию выбора и увеличивать количество вариантов для выбора; должна быть четко продумана степень свободы выбора в создаваемой ситуации; расширение свободы выбора должно сопровождаться формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной деятельностью; необходимо учить делать выбор в соответствии со своими возможностями; Важно учесть:

ВЫБОР - необходимое условие полноценного развития личности ребёнка

Любой ваш выбор – ВЕРНЫЙ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

(СЛАЙД 1)

Уважаемые коллеги, приветствую вас!

1 этап.

Тема моего сегодняшнего мастер-класса выбрана не случайно.

(СЛАЙД 2)

С 01 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, в фундамент которого положены современные подходы дошкольного образования, основанные на конструктивистском или социо-конструктивистском понимании образования.

(СЛАЙД 3)

Принципы индивидуализации образования красной нитью проходят через новый образовательный стандарт.

(СЛАЙД 4)

Есть замечательное определение слову СОПРОВОЖДЕНИЕ - это значит следовать рядом, вместе с кем-то. В нашем случае это РЕБЁНОК, воспитанник дошкольного учреждения.

(СЛАЙД 5)

Поскольку Родители, согласно новому стандарту образования, также являются участниками образовательного пространства, в нашем детском саду было проведено анкетирование родителей по вопросу предоставления выбора детям. В опросе приняли участие 43 родителя.

(СЛАЙД 6)

Примечателен тот факт, что ребёнку можно делать всё, что он пожелает у 16% наших мам и пап!

Поэтому, считаю необходимым проводить просветительскую деятельность в направлении повышения компетентности родителей по данному вопросу.

(СЛАЙД 7)

А между тем, создание ситуации выбора способствует развитию самовыражения ребёнка, переходу от первичного состояния к новому, более качественному.

Как создать ситуацию выбора, чтобы развить такие личностные качества, как самостоятельность и ответственность?

Что же такое ситуация выбора?

(СЛАЙД 8)

Основная идея моей работы - показать вам, как возможно постоянно создавать условия выбора для дошколят во время их нахождения в детском саду.

(СЛАЙД 9-10)

Предлагаю вам, коллеги, ознакомиться с системой мероприятий, основными приёмами работы, применяемыми мною на практике для достижения положительных результатов в создании ситуаций выбора в различных видах детской деятельности.

(СЛАЙД 11-12)

2 этап.

Имитационная игра «Ролевая Маска»

Коллеги, а сейчас я хочу поиграть с вами в игру РОЛЕВАЯ МАСКА. Прошу подняться на сцену.

У меня в руках 4 конверта с заданиями, выбирайте!

«Я-Ребёнок», «Я-Воспитатель», «Я-Родитель» и Я-РАЗРАБОТЧИК ☺ .

1. Задание для Ребёнка:

Конверт с загадкой: «Сидит девица в темнице, а коса на улице»

Что это?

А возможны ли еще варианты отгадок у этой загадки?

Нарисуйте тот вариант, который вам нравится больше всего.

Отгадку можно изобразить на листе любым способом /маркеры, цветные карандаши, фломастеры/ на выбор.

2. Задание для Воспитателя:

Читаем задание.

Р.Н.С. , в которых рассматриваются ситуации выбора.

Как вы думаете, что было бы, если герои поступили иначе и был бы у сказки другой конец?

Какую сказку можно исключить?

3.Задание для Родителя :

Выбрать варианты ситуаций выбора для ребёнка из предложенных.

Есть ли здесь выбор?

Почему вы так считаете?

Что же это?

Не один вариант не подходит.

Предлагаю составить свой.

4.Моделирование ситуации выбора по заданной блок-схеме.

Проблемную ситуацию на выбор из предложенных.

Работа по схеме.

Итог.

Спасибо за совместную работу! Выберите воздушный шар понравившегося цвета и изображения Ромашки с эмоцией, характеризующей своё впечатление по проведённому мастер-классу.

3 этап.

Рефлексия.

И напоследок, я хотела бы прочесть вам одну притчу:

Притча "Правильный выбор"

Ученик пришел к своему духовному наставнику и говорит:
- Учитель, помоги мне! Я хочу быть мудрым и успешным человеком. Но у меня ничего не получается!
- Почему ты так решил? - спросил учитель.
- Мне не хватает в жизни мудрости. Многие решения, которые я принимаю, к сожалению, оказываются не верными. Вот, например, месяц назад передо мной был выбор, куда поехать на отдых: в горы или к морю.
- И что же ты выбрал?
- Я поехал в горы. - Отличное решение, - сказал учитель. - Я тоже так думал, - вздохнул ученик. - Но весь месяц моего отдыха в горах шёл дождь. А мои друзья тем временем отлично отдохнули у моря. И почему я не поехал вместе с ними?
- И такие ситуации очень часто происходят в моей жизни, - продолжал ученик. - Учитель, подскажи, как мне стать мудрее?
Учитель подумал и ответил:
- Это очень легко: просто поверь в свой выбор! Любое решение, которое мы принимаем - правильное! Ты же не знаешь, что могло случиться с тобой у моря. Возможно, ты мог заболеть и пролежал бы весь отдых в постели. Всё относительно. В любом случае, главное всегда нужно принимать хоть какое-то решение. Любое решение лучше, чем отсутствие такового!
Мы никогда не узнаем, хороша ли та дорога, на которую мы не свернули.

Уважаемые коллеги, все вы сегодня стояли перед выбором, прийти сюда или остаться дома.

Вы могли расслабиться и отдохнуть после рабочего дня, посмотреть любимый фильм, прогуляться по магазинам. НО зато вы бы не узнали много новых идей для работы с детьми и родителями.

Придя же сюда, возможно вы потеряете три часа своего личного времени, у вас может подняться давление, замучает жажда, НО у вас появится уникальная возможность быть в курсе современных педагогических приёмов и форм работы.

И я хочу спросить вас, был ли Ваш выбор осознанным?

СПАСИБО!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Блок-схема последовательности создания ситуации выбора

Условные обозначения

Начало или завершение

Операция, действие, мероприятие

Ситуация выбора, принятие решения

Переход

К следующей странице блок-схемы

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.