История появления брюк. История создания: брюки

Текст: Данила Маслов
Иллюстрации: Степан Гилиев, Сергей Радионов


Штаны давно не являются символом мужественности: скоро сто лет как женщины отвоевали себе право носить сшитую между ног одежду. Но до сих пор в некоторых регионах принято ругать дам, посягнувших на эту святыню, - дескать, приличным девушкам должно быть стыдно.

Хотя, казалось бы, почему стыдно? Наоборот, в плане защиты девичьей чести штаны, как мы с тобой знаем, дадут сто очков вперед любому платью. Их не поднимет порыв ветра, они не подведут упавшую хозяйку неприличным задиранием, да и добраться до женского тела, облаченного в эту броню, куда затруднительнее. А обтягивающие джинсы так и вообще можно снять, только действуя с их обладательницей сообща, в четыре руки (к тому же не факт, что штаны капитулируют).

А все дело в том, что когда-то штаны было неприлично носить даже мужчинам. В нашей, так сказать, европейской культуре они сразу появились как постыдный предмет туалета - безбожный, нечестивый и порочный. И оставались такими вплоть до наших дней. Конечно, не все, а только некоторые виды.


Загадка стремени, времени и штанины


На самом деле никто не знает, когда именно человечество изобрело штаны. Что-то вроде меховых комбинезонов носили, видимо, некоторые северные племена глубокого прошлого, но их контакты с остальным миром были практически нулевыми. В мире же древних цивилизаций штанов не было в принципе. У месопотамцев на их барельефах встречаются сшитые снизу посередине юбки, индийцы еще несколько тысяч лет назад мудрили с набедренными повязками, так что порой получалось что-то штанообразное. Но в целом древние мужчины предпочитали ходить в платьицах, юбочках и фартучках. По той причине, что штаны им даром были не нужны: возни с пошивом масса, а функциональности - никакой.

А зачем настоящему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!

Вот представь: ты древний египтянин. Или иудей. Или грек. Зачем тебе штаны? Чтобы сиять голым, простите, задом, справляя нужду? Чтобы мучиться, изобретая пояса, завязки, пуговицы и ширинки? Чтобы дорогая материя неэкономно протиралась в, как раньше выражались, «стегнах и лядвиях»? Чтобы швы врезались куда не надо, когда наклоняешься, а в жаркий день ты обливался потом, лишенный доступа воздуха к телу? Чтобы не влезал в свои штаны, потолстевши, а после недорода они с тебя сваливались?


Вот женщины иногда что-то такое себе изобретали, дабы уберечься от наших нескромных поползновений. И вообще в гигиенических целях. Шароварчики восточные в гаремах себе шили. А зачем настоящему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!

Но за удобства приходится платить. Возможно, именно отсутствие штанов в гардеробе античного мужчины было причиной того, что невероятно поздно человечество полноценно освоило такую замечательную штуку, как верховая езда. Либо, наоборот, вялое использование верховой езды не располагало к изобретению нормальных крепких штанов.


Езда боком на осликах - пожалуйста. На лошадь можно сесть верхом, если не жалко своих будущих наследников, - но это дело для слуг и мальчишек. Еще у ассирийцев гонцы носились по дорогам верхом, подобрав юбки. Даже аналоги конского седла были некоторыми народами изобретены, хотя эти подушечки с ремешками мало смахивали на седло в нашем понимании. Но воин верхом на лошади - это нонсенс. Как он будет воевать, вцепившись в животное руками и ногами и испытывая невыносимые муки в области натертых гениталий?


Нет, настоящий воин должен быть пешим. Или на колеснице. Вот колесница - прекрасное изобретение: возничий управляет, лучник или копьеносец стоит сзади и бьет все, что шевелится. И настоящий воин, конечно, будет сражаться в настоящей мужской одежде - мини-юбке, обшитой металлическими пластинами. Да, на колеснице не везде поездишь, она подходит для равнинных полупустынь или специальных естественных арен для сражений. На вымощенных мостовых всяких Фив и Афин она очень эффективна, на римских дорогах. А по диким лесам и холмам грекам, китайцам, египтянам или римлянам носиться необязательно. Пусть в этой глуши жалкие варвары отсиживаются - все равно к городам сунуться не посмеют. Многие из них ездят верхом - дикий, варварский способ передвижения. Носят для этой цели кожаную позорную одежду, именуемую «штаны», но воевать они могут разве что с полудикими селянами. Прискачут в своих штанах, спрыгнут с коней, мечи из заплечных мешков вынут - и мародерствуют. До прихода регулярной армии, конечно, потому как они сброд необученный и одно у них спасение будет - прыгнуть на своих лошадей и удрать, теряя по пути добычу и ловя спинами стрелы лучников. Фу, позорище!*

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« На самом деле верховая езда иногда использовалась и в регулярных вой­сках, например у тех же греков, но значение тогдашней кавалерии было очень невелико. В основном лошади были нужны, чтобы донести воинов до врага, после чего те спешивались и дрались уже на земле »


Штаны варвары носили примерно такие, как на фото справа. Тем, что на снимке, около трех тысяч лет.

А примерно в IV веке нашей эры случилось непоправимое. Какие-то мерзавцы изобрели стремя. И это была революция, сравнимая с появлением атомной бомбы.

Отныне человек мог скакать на лошади и одновременно стрелять из лука, бить копьем или работать мечом. Всадник перестал быть беспомощной мишенью для пешего или колесничего, он сам превратился в грозную силу. А боевая лошадь стала важнейшим элементом армии. И вот тут со штанами случились интересные метаморфозы.

Нужно понимать, что к тому времени просвещенный китаец или почтенный римлянин относился к штанам так, как ты отнесся бы к юбке из пальмовых листьев. Это была одежда низших существ, полулюдей, всяких скифов и хунну - пожирателей конины. Приличным людям полагалось носить шелковые мантии, белоснежные тоги или гордо сверкать голыми коленями под короткими военными рубахами.

Поэтому еще лет этак пятьсот штаны всячески маскировались, особенно у европейцев. Их прятали под тогами, хламидами и халатами с разрезом. Они были совершенно недопустимы в светской одежде, их не носили правители и особенно священники.


Но и после того, как мужчины все-таки признали свой позор, одеяние их ног все равно притворялось чем угодно, только не варварскими грубыми портками. Сейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки.


Удушение шоссами


Примерно с XI века длинные подолы мужчин начинают подниматься, и мы видим красоту, которую доселе скрывали от мира. Французы называли это шоссами, итальянцы - кальцони: чулки из сукна или шелка, туго обтягивавшие ногу и прикрепленные по бокам веревочками к набедренной повязке - брэ. Чтобы шоссы сидели плотно, их полагалось надевать мокрыми. Сохранилась жалоба мальчика XIV века, который в письме матери скорбел о том, что «шоссы мучают его, ибо они куда теснее его кожи, ибо в коже он чувствует себя легко и свободно, а в шоссах испытывает истинные страдания». Сверху мужчина средневековья надевал короткое платье и короткий же плащ - такой наряд считался скромным и достойным. Правда, в этом наряде приходилось очень внимательно следить за тем, чтобы не наклониться, когда у тебя за спиной находится значительное лицо, церковь или священник: за оскорбление этих объектов видом твоего брэ полагалось платить штраф.


Сейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки

Чрезвычайно интересно читать в хронологическом порядке жалобы средневековых моралистов на упадок нравов, касавшихся штанов. Весь XI и XII век они сражались с разноцветными шоссами. Средневековые модники завели дурную привычку носить разные по цвету чулки: красный с синим, желтый с фиолетовым или белый с зеленым. Это считалось чрезвычайно порочным. Потом стали сражаться с юбочками, которые пришивались к шоссам. Потом - со штанишками-пуфиками. Штанишки росли в объемах, и это несомненно указывало на то, что все современное общество отправится в ад. Потом пошла борьба с гульфиками. Тексты с осуждениями этой пагубной детали туалета множились, так как гульфики становились все массивнее и под конец достигли полуметровой длины; их носили завитыми в спирали и использовали в качестве кошельков. Примерно в это же время инженерный гений человечества сообразил, что шоссы можно сшивать сверху. Так заново были изобретены штаны, точнее, что уж греха таить, колготки.

В это время папский престол неоднократно предавал анафеме очередное порочное увлечение - накладные икры. Одним гульфиком, как выяснилось, католических женщин не развратишь - приходилось подкладывать в колготки деревяшки, имитировавшие накачанные икроножные мышцы. Любимым сатирическим объектом поэзии XV века является «старик с крашеными волосами и накладными икрами, которые сбились и торчат сзади него, как колодки, которых он, несомненно, достоин за то, что смеет спешить на свидание к красотке».


И только с XV–XVI веков появляется новый вид штанов - что-то похожее на современные бриджи с отворотами. Их надевали под укороченное платье во время поездок в паломничество, например. Это была одежда грубая, почти крестьянская. Высокородные же господа по-прежнему экспериментировали с кружевом на колготках.


Бесштанные цареубийцы

Всемогущие короткие штаны

Но пришло время, и аристократы сообразили, что короткие штаны до колен, в меру обтягивающие либо расширенные по моде, - штука весьма удобная. Во Франции штаны получили название «кюлот» и были запрещены для всех классов, кроме дворянства. Не дворянам было приказано носить штаны длинные, до щиколотки. Во-первых, на расстоянии понятно, кто кому «ку» три раза делать должен, а во-вторых, шелка для чулок мало, дворянам самим не хватает, остальные пусть обмотки носят суконные. Весь XVII и весь XVIII век люди в длинных штанах сурово смотрели на то, как люди в коротких штанах душат их налогами, бьют плетьми, забривают в армию и вытаптывают их поля на псовой охоте. Настроение у людей в длинных штанах постепенно портилось.

Типичный санкюлот

Почуяв неладное, люди в коротких штанах разрешили тогдашнему ОМОНу, то есть всяким гвардиям, носить короткие штаны - правда, обязательно с застежками на пуговках, чтобы не путать с настоящими короткоштанными. Но было уже поздно.

Люди в длинных штанах, назвав себя санкюлотами (бескюлотниками), устроили массовое вытряхивание из кюлотов их обладателей и даже отрубили голову главному носителю коротких штанов - самому королю. После этого на тридцать лет Европа погрузилась в кровавый хаос, откуда вынырнула уже поумневшей - и по поводу налогов, и по поводу плетей, и по поводу штанов.

Ну, то есть на какое-то время.


Великие неназываемые

Как бы ни относились к Французской революции в прочем мире, но моды послереволюционной Франции стали всеобщими. Мужчины всех классов надели длинные штаны - по большому счету, впервые со времен гуннов. Священники, конечно, по-прежнему прятали порочные кальсоны и порты под сутанами и рясами, а гусары и драгуны еще долго носили обтягивающие белые колготки - рейтузы, потому что армейские моды вообще штука консервативная. Но, в общем, длинные штаны - брюки - отпраздновали абсолютную победу над христианской цивилизацией и даже стали ее неофициальным знаменем, хотя ее основатель, признаться, этой деталью гардероба пренебрегал. Черный костюм европейского мужчины стал на двести лет символом нашего мироустройства.


Правда, именно в это время само слово «штаны» воспринимается как совершенно неприличное в большинстве языков. В рекламах портных и магазинов штаны именовались «нижней частью костюма», «постаментом», «номером вторым». А в русском, немецком, английском и французском языках даже возник полушутливый термин «невыразимые» или «неназываемые» (inexpressibles).

«Выхожу - и вижу - за калиткой - человека дурно одетого с разодранными невыразимыми, а перед калиткой Пэгаза в позе победителя», - читаем в очерке И. Тургенева «Пэгаз».


Мальчики в платьях


Вплоть до XX века мальчиков в зажиточных семействах до 5–6 лет одевали исключительно в платьица. Отличить мальчика от девочки на картинах можно лишь по тому обстоятельству, что платьица на мальчиках обычно были более яркими, а декольте делалось более глубоким, чем у девочек. Покупка первых коротких штанишек была важным элементом инициации в мужскую жизнь, настоящие же длинные штаны обычно покупались в 11–13 лет. В России первыми длинными штанами обычно были брюки от гимназической формы, кадетской и т. п. Дети простонародья до 3–4 лет носили рубахи, а потом сразу получали длинные портки. Так что образ мальчика в коротких штанишках - балованного барчука - существует до сих пор. И короткие штаны, входившие в форму пионеров, скаутов и гитлерюгенда, были изначально выбраны как символ благополучия мальчиков, которые их носят. Привет кюлотам.

Ужас в коротких штанишках

Малоизвестный немец в шортах

В следующий раз темой коротких и длинных штанов занялся лично Гитлер. Нацистская идеологическая доктрина, любившая кивать на римлян по любому поводу, не могла пренебречь отвращением, которое римляне испытывали к длинным штанам. Было провозглашено, что особая крепость и морозостойкость ариев достигается за счет ношения шортов, которые являются их, ариев-германцев, национальной одеждой. В национальный костюм многих немцев, прежде всего тирольцев, действительно входили укороченные штаны, но не шорты, а похожие на кюлоты бриджи до колен. Древние же германцы как раз завоевывали Рим в длинных кожаных штанах. Но кого из идеологов когда-либо интересовала реальность?


Ношение коротких кожаных штанов было одним из способов выразить лояльность режиму

Сам фюрер любил попозировать в шортах, в шортики же зимой и летом обмундировывали гитлерюгенд, и вообще ношение кожаных коротких штанов было одним из способов выразить полную лояльность режиму. Неудивительно, что после войны еще лет тридцать шорты не были популярной одеждой у взрослых мужчин-европейцев, и лишь в конце шестидесятых им простили фашистское прошлое. Репутация же тирольского костюма до сих пор до конца не восстановлена.


Брючная идентификация

Брюки-клеш - хит 1970-х

Если кто-то думает, что околоштанные скандалы - дела давно минувшего прошлого, то ошибается. Их дедушки и папы могут поведать, как прятались от комсомольских патрулей, которые в шестидесятых годах отлавливали мужчин в узких брюках, стиляг, и распарывали нехорошие брюки по швам. В семидесятых ловили уже за широкие брюки - клеш (брюки, правда, не ушивали, но сообщали о нарушении по месту работы или учебы). В семидесятых же боролись с империалистическими джинсами, а восьмидесятые прошли под знаком яростного сражения с шортами на городских улицах, ибо строитель коммунизма не может сверкать голыми икрами.

Приспущенные штаны - хит 2000-х

Нет-нет, не стоит обольщаться, штаны по-прежнему серьезнейшая проблема для немалой части человечества. Шорты и слишком обтягивающие штаны активно не приветствуются во многих исламских странах. А год назад в городе Уайлдвуд (Нью-Джерси, США) было запрещено показываться на улице в штанах, спущенных ниже пояса, - мэр города лично поклялся, что будет штрафовать и арестовывать всякого вислозадого бунтаря, который посмеет продемонстрировать миру резинку от трусов.

Так что, мы видим, в какой-то степени штаны стали краеугольной тряпкой нашей цивилизации, что много говорит об этой цивилизации, увы.

В ситуации, когда современные мужчины позволяют себе ослабить галстук, жители XIV века, оставшись в дружеской компании, позволяли себе ослабить шоссы - спустить их до колен и перехватить там веревочкой. В начале XIV века французское войско под предводительством Людовика Сварливого регулярно страдало во время походов от дизентерии. Личным указом короля всему войску было приказано сделать разрез на задней части набедренной повязки (брэ), дабы, заболев, воин не задерживал строй, а решал свои проблемы на ходу.

Вплоть до XVII века в Японии штаны хакама могли носить только священники, самураи и аристократы. Простолюдины (как женщины, так и мужчины) карались за штаноношение смертью. Но несколько раз в жизни они имели право их надевать. Например, на свадьбу - свою или своего ребенка.

Трудно себе представить, но всё же – раньше человечество не знало штанов. Древнейшие люди вообще обходились без одежды, для племён естественной представлялась набедренная повязка. Первой вещью стали обернутые вокруг талии куски материи или шкура зверя – самая что ни на есть юбка!
Достоверно известно, Родина брюк – Персия. Когда-то доблестные персы усовершенствовали неудобные юбки используя ремень. Они перетянули им подолы между ног. Скорее всего, это было сделано из-за неудобства в ношении юбок при верховой езде.
Спустя время этот вид одежды стали изготавливать специально оставляя для продевания ног незашитые места. После, верх и низ юбок научились подворачивать и подшивать в виде кулиски. В них вставляли веревки и затягивали получившуюся вещь на талии и щиколотках. Получались всем известные шаровары или юбка-брюки.
Интересно, что культурные народы в цивилизованные времена брюки игнорировали напрочь. Без них обходились древние египтяне, финикийцы, вавилоняне и ассирийцы. Однако, со временем, именно ассирийцы стали использовать брюки как своеобразную униформу ассирийских чиновников.
И всё же пришло время брюк.

Впервые штаны появились в Европе у скифов, сарматов, галлов, кельтов и других германских племен. Именно скифы еще за несколько сотен лет до наступления нашей эры носили кожаные штаны.
Германцы и галлы оказались первыми преемниками брюк. Через германцев об этом виде одежды узнали римляне, с эстетической точки зрения которых, любой мужчина в штанах выглядел ужасно. Любые попытки цивилизованного мужчины надеть варварское одеяние пресекались. Именно в то время развернулось первое сражение вокруг штанов. В 397 году императоры Аркадий и Гонорий официально запретили ношение брюк в Риме. Те, кто не подчинялся, наказывались конфискацией имущества и изгнанием. Но и это не помогло… Великая Империя пала. Римским солдатам понравились германские кожаные штаны до колен, и они взяли их на вооружение.
С тех пор каждая эпоха приобрела своё «брючное обличье». Ширина, длина брюк, способы сочетания с рубашкой или кафтаном у всех народов были разными. Древние сарматы и скифы носили длинные рубашки и длинные узкие или широкие штаны. Древние славяне носили штаны длинные и узкие, которые поддерживались ремешками на бедрах.
На протяжении веков брюки поражали разнообразием видом и причудливостью форм.
Одно время среди мужчин весьма популярны были шоссы. Эти брюки, обильно украшенные лентами, достигали середины икр.
В брючную моду внесла свою лепту и военная тематика. Так, длинные брюки, расширенные в бедрах и сильно облегающие голени, получили название по имени французского генерала – Галифе. Брюки Галифе стали элементом обмундирования кавалерийских частей.
В честь комедийного театрального героя Панталоне получили название другие штаны – длинные панталоны, полностью закрывавшие ноги. В моду их ввела Великая Французская революция. До этого переломного момента длинные брюки носили только трубочисты, моряки и крестьяне в качестве «профессиональной одежды».
Как верхняя поясная одежда, из штанин, со средним швом, боковыми и шаговыми швами, брюки вошли в моду лишь в конце XVIII века.

Впервые Англия продиктовала каким должен быть настоящий джентльмен – воспитанный, преуспевающий мужчина в смокинге, брюках, рубашке и желетке, галстуке, перчатках и цилиндре, а также с тростью в руке. Итак, Родиной современных брюк принято считать Англию. Типаж молодого человека, созданный в начале XIX века в этой стране, впоследствии стал авторитетом для всех западных мужчин.
В давние времена в России обязательная часть мужской одежды называлась «портки». Портки носили все мужчины, независимо от достатка и социального статуса. Они шились из двух кусков сукна или холста, в месте их соединения вставлялся ромбический кусок ткани – ширинка.
В Россию брюки пришли вместе с другими нововведениями Петра I. Брюки стали прототипом одежды голландских моряков. Указом 1700 года царь-реформатор запретил дворянам и горожанам носить старый русский костюм. Принудительно была введена европейская мода. С тех пор костюм дворянина состоял из кафтана, камзола, башмаков, чулок и кюлотов.
Ближе к концу XIX века брюки стали носить навыпуск, практически как в странах Европы. В современное время разновидность брючного ассортимента у каждого мужчины велика настолько, насколько это позволяет современная мода.

Рената Бурнацева

История брюк началась... с юбки. Тысячи лет в одежде мужчин и женщин безраздельно господствовали юбки и фартуки. А шотландцы и греки, например, до недавнего времени носили юбку наравне с брюками.

Предполагают, что Европе штаны достались от скифов, кочевавших в причерноморских степях за 500 лет до нашей эры, они у них были кожаными. Возможно, германцы и галлы, которые были наездниками, оказались первыми преемниками этой одежды.

Ю.В Бромлей и Р.Г Подольный в книге "Создано человечеством" пишут о раскопках под Владимиром, во время которых были найдены останки людей в меховых штанах, живших 20 тысяч лет назад, то есть задолго до приручения лошади. Это вносит существенные коррективы в наши представления о происхождении штанов.

В Древнем Риме новая "варварская одежда" оказалась под запретом. Ослушавшимся грозили строгое наказание и конфискация имущества. Воинов, правда, запрет не касался, и полководцы на свой триумф надевали пурпурные штаны. Проходят столетия, и византийский император Мануил (1143-1180) кричит своим воинам: "Покажите же туркам, что вы носите штаны!"

С тех пор каждая эпоха имеет свое, так сказать, брючное обличье. В средние века мужчины носили штаны-чулки. Каждый "чулок" натягивался отдельно; в XII веке их привязывали к коротким штанишкам, а позднее к куртке. В XIV-XV веке считалось особенно модным, если левая и правая половины были разного цвета. Такая одежда называлась ми-парти (по-французски mi-parti - "разделенный пополам"). Ее цвета и рисунок указывали на социальное происхождение человека, степень знатности, принадлежность к тому или иному роду, городской общине и т. д.

В XVI веке по образцу испанских "кальсес" штаны знати уподобились подушкам. Их набивали паклей, мякиной, сеном, пером и конским волосом. А сверху еще натягивалась "наволочка" с разрезами, через которые виднелась дорогая ткань нижних штанов. Эта мода овладела Англией, причем подушки штанов увеличились здесь до невероятных размеров, и королева Елизавета распорядилась даже переделать скамьи в парламенте, чтобы удобно было заседать в таких штанах.

Немалый вклад в развитие брючной моды внесли немецкие наемные солдаты XVI века - ландскнехты. Жалованье этому беспокойному воинству платили не регулярно, одежда быстро ветшала. Кто-то догадался превратить лохмотья в ленты и перевязать их в нескольких местах, закрепив у пояса и у коленей. Получились оригинальные и причудливые шаровары - плюдерхозен (pluderhosen). У щеголей, которые носили такие шаровары отнюдь не от бедности, на изготовление их уходило до ста локтей материала. Этим не преминули воспользоваться контрабандисты для доставки через кордоны дорогих тканей.

Во Франции прототипом брюк стали шоссы (по-французски chausse - "штаны"). Они спускались до середины икр и обильно украшались лентами. В такие шоссы были одеты королевские мушкетеры - герои Александра Дюма.

В 1650-е годы брючным реформатором прослыл голландский посланник в Париже Ренграв (Rhingrave). Он попытался вернуть мужскую одежду к юбке, поверх штанов предложив надевать широкие трусы с оборками (ренгравы). По прихоти Людовика XIV эта мода продержалась сорок лет.

Но самая большая популярность в XVII, XVIII и даже XIX веках выпала на долю коротких поколенных штанов - кюлотов (по-французски - cullote). Их носили аристократы и простые горожане, солдаты и полководцы.

Буквально с первых дней XVIII века Петр I ввел в России новую одежду: отныне дворянам и горожанам следовало носить кафтан и камзол, кюлоты, чулки и башмаки с пряжками. Да и сам царь отдавал им предпочтение.

Бедняки и моряки носили длинные штаны. Во времена Великой французской революции аристократы обзывали бедняков-революционеров презрительной кличкой "санкюлоты", иначе-"безкюлотники".

Знаменитого полководца Веллингтона, одержавшего победу над Наполеоном, не пустили в клуб, когда однажды он явился туда в длинных штанах. А через пятнадцать - двадцать лет такие штаны - панталоны - стали нормой. Своим названием они обязаны герою итальянской комедии Панталоне (первая половина XVII века), неизменно появлявшемуся на сцене в длинных и широких штанах.

"В числе многих революций в Европе,- писал друг Пушкина поэт П. А. Вяземский о 1818-1819 годах, - совершалась революция в мужском туалете... введены в употребление и законно утверждены либеральные широкие панталоны с гульфиком впереди, сверх сапог или при башмаках на балах. Эта благодетельная реформа в то время еще не доходила до Москвы. Приезжий Н. Н. явился в таких невыразимых на бал к М. Н. Корсаковой. Офросимов, заметя его, подбежал к нему и сказал: "Что ты за шутку тут выкидываешь? Ведь тебя приглашали на бал танцевать, а не на мачту лазить, а ты задумал нарядиться матросом". К панталонам понадобились подтяжки, они были изобретены еще в начале XVIII века, первыми их стали носить рабочие.

Тем не менее, самым близким прототипом современных брюк надо считать штаны из датского матросского костюма 1780-х годов. Значит, уже миновал двухвековой юбилей мужских брюк. Отвороты на брюках - новшество первой половины XIX века, обязанное как будто бы прихоти принца Уэльского, большого модника. Его застал на улице дождь, и, чтобы не забрызгать брюки, он подвернул их. Складки на брюках появились в начале XX века. Нельзя умолчать об истории столь популярных в наше время джинсов. Она возвращает нас к средним векам, когда в Генуе (Genova) производили прочную ткань для парусов, по-английски названную jean. Эта версия корректируется другой: саму ткань вырабатывали во Франции, в городе Ним (de Nimes), Генуя же поставляла краситель - индиго. Отсюда и другое название джинсов, отражающее вклад французов и которым пользуются англичане, - деним (denim).

Дальше следы ведут в Калифорнию конца сороковых годов прошлого века, куда занесла эмигранта из Баварии Леви Страусса "золотая лихорадка". Здесь он попытался разбогатеть на изготовлении палаток из упомянутого французского полотна. Но предприимчивый делец быстро понял, что старатели еще больше нуждаются в рабочих брюках, шитье которых он вскоре и наладил из той же прочной синей ткани. Он усилил брюки двойной строчкой, а карманы укрепил кнопками. В 1873 году Страусе запатентовал брюки, получившие название "джинсы" (Jeans - по названию ткани jean).

Почти что ровесниками джинсов являются шорты (short - английское слово, означающее "короткий"). Их изобретателями считают английских студентов из Кембриджа, занимавшихся водным спортом.

К концу прошлого века кавалеристы обзавелись галифе; их, впрочем, охотно носили и штатские. Это особого покроя брюки - узкие, облегающие до колен и расширяющиеся кверху. Такова, так сказать, схема, каркас, который портные либо сами, либо по заказу изменяли настолько, что брюки порой принимали причудливый, даже вызывающий вид. Шили такие брюки и "комбинированными" - из ткани и кожи.

Наверное, мало кто знал, что назывались эти брюки по фамилии французского генерала-кавалериста Гастона Галифе, в 1871 году жестоко расправившегося с парижскими коммунарами.

Другая разновидность брюк для верховой езды - бриджи - была создана в Англии (от английского breeches).

Еще не так давно шла отчаянная борьба между штанами-"дудочками" и брюками-клеш, иногда достигавшими широчайших размеров. Между прочим, клеш - это транслитерация французского слова cloche - "колокол".

Мужская брючная монополия давно и методически подрывалась женщинами. Историки утверждают, что это началось с народной героини Франции Жанны Д"Арк (XV век), которая была, судя по всему, первой женщиной в Европе, осмелившейся надеть мужские штаны. Отправляя Орлеанскую деву на костер, церковники припомнили ей и эту дерзость.

Известен и такой факт: французская королева Мария-Антуанетта закончила свою жизнь на эшафоте во время Великой французской революции. А могла бы и не дожить до эшафота - задолго до революции она как-то показалась в брюках, и за это ее едва не растерзала возмущенная толпа.

Во Франции Жорж Санд (1804-1876) к своей литературной славе добавила известность неукротимой воительницы брючной моды: Жорж Санд то и дело облачалась в мужское платье.

Самым удобным поводом покуситься на мужскую одежду был спорт. После того как велосипед стал массовым, были изобретены и шаровары для езды на нем. В брюках стали ходить на лыжах, путешествовать, подниматься в горы.

Дальнейшую судьбу дамских брюк связывают с аргентинским танго, наводившим ужас на рядового обывателя начала XX века.

В 1911 году парижские дома моделей попробовали соблазнить женщин широкими и длинными юбками-брюками. Это чуть не привело к общественным беспорядкам. Но последующие двадцать лет не прошли даром: дамские брюки прорвались на пляжи, курорты; дома стали носить "ленивую пижаму" с брюками.

Вскоре на экранах мира появилась знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих в брюках, и это не могло не вызвать подражания.

С 1940-х годов в Лос-Анджелесе открывается эра дамских голубых джинсов, для мужчин наступившая за сто лет до этого. Но до окончательной их победы в женском гардеробе оставалось еще не меньше трех десятилетий. Фильмы, газеты, журналы, эстрадные шоу на Западе вели неустанную обработку потребителя, психологически подготавливая к восприятию женщины в джинсах. И когда на рубеже семидесятых годов в европейских странах рядом с мужчиной возник образ спутницы в джинсах, это уже не грозило взрывом и не сопровождалось скандалом.

И все же далеко не сразу женщины утвердились в праве носить брюки. Сравнительно недавно, в 1960-х годах, в Кембриджском университете студентке нельзя было появиться на занятиях в брюках.

Зато брючный гардероб современной женщины может вызвать зависть любого мужчины. Тут прямые брюки и джинсы, гольфы, заправленные в сапоги казацкие шаровары, восточные шаровары, шорты, бананы и даже что-то вроде кюлотов XVIII века...

На Руси

В допетровской Руси штаны надевали поверх исподницы. Царю и боярам шили штаны из зарбафа, объяри, камки, атласа и тафты, "иногда с плящами вместо ушков". По описям XVI-XVII веков известны штаны "холодные, стеганые и теплые", то есть с меховым "исподом", который делали из черевин собольих, беличьих, песцовых (меха с брюшка). "Штаны с опушкою камки жаркой, камка серебряная, вызолочена; цена 2 р. с полтиною" (из старинной описи).

Но, по-видимому, более употребительным было в народе слово "порты" (имевшее также значение "одежды вообще"). Кстати, от слова "порты" произошло слово "портной" (из выражения "пъртной шъвъцть"). Порты были немудреным изделием из двух штанин (их называли "калоши" или "сопли"), между которыми вшивали клин - ширинку. Держались порты на гашнике, веревочке или шнурке; шить их полагалось из холста или пестряди; самыми модными считались синие порты в полоску или елочку.

Но со второй половины XIX века крестьянин сменил порты на штаны - они были на поясе и застегивались на пуговицы. Порты стали надевать на работу, большей же частью они служили исподней одеждой.

По праздникам мужики надевали плисовые шаровары (из хлопчатобумажного бархата, с карманами), заправляли их в сапоги. Черные, синие, красные шаровары оживляли деревенские гулянья и ярмарки.

В селах, живших ремеслом, к концу прошлого века по праздникам стали носить городские брюки. Деревенские штаны было принято шить не длинными - до щиколотки. Но страна была отсталой, и в Поволжье, например, деревенские подростки до четырнадцати-пятнадцати лет ходили без штанов, в одной рубахе, право на штаны у них появлялось только года за два перед женитьбой.

Теперь попробуем выяснить вопрос с исподними штанами. На Руси издавна штаны относили к предметам нижней одежды. И имели на то веские историко-лингвистические основания: ведь тюркское слово "иштон" (штаны) составлено из "иш" ("внутренний") и "тон" ("одежда"), иначе - нижняя одежда, кальсоны. Видимо, по этой причине правильнее было бы говорить и писать "штоны".

Одними из первых обладателями нижних штанов в Европе называют древних саксов и франков. Правда, строгого разграничения тогда не знали, и нижние штаны легко становились верхними или наоборот - в зависимости от времени года и погоды.

Это были льняные штаны, чуть пониже колен. В латинском языке таким штанам есть пренебрежительное название feminalia (по латыни femina - "женщина"), по-видимому, отказывающее в праве тем, кто такие штаны носил, называться мужчиной.

Предполагают, что кальсоны первыми надели французы в XVI веке. Само слово "кальсоны" французского происхождения (calecon); однако, в свою очередь, оно произошло от итальянского calzoni - "брюки", "штаны", производное от calza - "чулок", "мешок"; это наводит на мысль и том, что, вероятно, средневековые тканевые чулки, которые привязывали к поясу, были предками кальсон...

Следующее упоминание об интересующем нас предмете относится к XVII веку, когда знатные англичане надели длинные нижние панталоны, что, кстати говоря, было вполне уместным, если иметь в виду климат туманного Альбиона.

В России кальсоны, видимо, прописались со второй половины XIX века. Слово "кальсоны" бытует в русском языке примерно с конца прошлого века.

Бельем аналогичного назначения обзавелись и женщины - в Италии, Франции и других европейских странах. А в конце XVIII века в моду вошли прозрачные дамские туники античного образца, и нужда в этих предметах стала прямо-таки настоятельной.

Прежде чем стать знаковой вещью в модном женском гардеробе, брюкам пришлось пережить немало сложных, а порой комичных исторических приключений.

Историки моды до сих пор не сошлись во мнении – мужская это вещь или все-таки женская… В буквальном переводе с тюркских наречий слово «брюки» означает «двойная юбка». Но, тем не менее, мужчины испокон веков считают эту вещь исключительно своей.

Первой модницей, надевшей их как самостоятельную вещь почти 22 века назад, была вавилонская царица Семирамида. Она известна в мировой истории не только своими садами уникальной конструкции, но и тем, что принимала участие в войнах наравне со своим мужем. Именно этим был продиктован мужской характер её костюма и личный вклад в историю происхождения брюк.

В Европе вплоть до XX века модель считалась исключительно мужской, а строгие религиозные каноны запрещали женщинам использовать любые элементы мужской одежды. Тех, кто пренебрегал запретами, ждала суровая кара. Одна из самых ярких в мировой истории женщин - Жанна д’Арк предпочитала именно брюки, что стало, по мнению историков, одной из причин её казни.

Но мода XX века смешала все стили и отмела нелепые представления. Как и многие тенденции, которые сегодня лишь трактуются по-новому, задала Габриэль Шанель, она же и внесла свою лепту в историю создания женских брюк. Именно Коко ввела в моду обычай появляться в парижском свете в мужском наряде. Секрет Шанель, который до сих пор стараются разгадать лучшие дизайнеры – то, как ей удавалось адаптировать мужские фасоны и силуэты в самые женственные и очень сексапильные наряды.

История создания и происхождения женских брюк

Начальнику парижской полиции в 30-х годах прошлого века пришлось пойти на крайности. Отдельным приказом знаменитой кинодиве Марлен Дитрих было запрещено прогуливаться по набережным Сены … в брюках. Кинодива, кстати, высокомерно проигнорировала инициативу главного парижского полицейского.

Марлен Дитрих, задавшая новую высоту в мировом кинематографе, стала для своего времени настоящей иконой стиля и источником эпатажных провокаций. Только она имела смелость сделать типичные мужские вещи частью стильного женского гардероба. В истории появления брюк Дитрих даже оставила собственный фасон, который так и называется «марлен». Широкие, расклешенные от бедра и отлично посаженные по фигуре модели с манжетами из благородных костюмных тканей в истории моды носят именно её имя.

А тогда, в 30-40-х годах прошлого века, даму в брюках могли запросто не пустить в ресторан или театр – условия фейс-контроля были слишком суровы. Не могло быть и речи о том, чтобы появиться в них на улице, в магазине, а тем более – в офисе.

Но свою лепту в историю моды на брюки внесли 40-е годы и Лос-Анжелос, а точнее Голливуд и стиль военного времени. В Америке, так же как и в Европе, женщины были вынуждены начать работать там, где прежде работали только мужчины. Им потребовалась простая и удобная одежда, которая и была позаимствована из мужского гардероба. Самым строгим ревнителям морали осталось принять как данность эту историческую неизбежность.

Но именно Голливуд 40-х годов и дамы причастные к кино задали совершенно новую волну, с которой индустрии моды пришлось лишь смирится. Под её воздействием от мужского фасона осталось лишь лаконичное и строгое решение, но цвета, фасоны и манера сочетания моделей в образах буквально взорвали привычный повседневный стиль.

Брючный бум пришелся именно на это время, брюки начали носить буквально все – от кинозвезд до обычных домохозяек и, конечно, тренд подхватили подростки. Узкие укороченные модели так модные сегодня – очень стильная реплика стиля из той эпохи.

Это, пожалуй, единственный тот самый редкий в истории моды случай когда «улица» продиктовала стиль подиумам и высокой моде на десятилетия вперед.

Всего через 10 с небольшим лет эстафету подхватил Париж. Молодой и скандальный модельер Ив Сен-Лоран осенью 1962 года выпустил на подиум красивых и очень стройных девушек в брючных костюмах. Дизайнер без ложной скромности установил на модели баснословные цены – рисковать, так рисковать. Коллекция была раскуплена в течение недели… И, разумеется, растиражирована во всем мире.

История возникновения женских брюк и мода

Истинную моду задают не дизайнеры, а настоящие иконы стиля своего времени. Тотальному тренду на зауженные и укороченные до щиколотки модели мы обязаны бывшей первой леди США и законодательнице мод своего времени – Жаклин Кеннеди. Её гардероб продумывали и тщательно собирали звезды французского высокого стиля.

Знаменитые узкие брючки длиной «три четверти», элегантно открывающие щиколотку, специально для неё создал будущий мэтр мировой моды, а тогда просто талантливый дизайнер Юбер Де Дживанши. Жаклин, кстати обладала далеко не модельной внешностью и такая находка - достойный пример того, как именно создается высокая мода.

Сегодня представить стильный женский гардероб без брюк практически невозможно. Классические мужские модели, хулиганские чиносы и вызывающие неизменные споры «афгани»… Моделей, задающих тон и настроение в очень стильных образах - сегодня множество.

Дизайнерам практически ничего не пришлось выдумывать заново. Классические модели – только точная адаптация мужских фасонов и очень важный элемент в создании стильных сексуальных образов, построенных на игре .

В среде современных модниц даже утвердилась поговорка о том, что брюки – это лучшая юбка. Но каждый раз, надевая привычные и такие удобные брюки, вспомните историю моды. Она, совершив очередной виток, вернулась к очень стильному решению, с которым брюки вошли в тотальные . Утонченные дополнения сегодня, как и в эпоху Марлен Дитрих и Жаклин Кеннеди – лучшее и практически эталонное дополнение к моделям с богатой и сложной историей.