История празднования 8 марта. История возникновения праздника

В середине 19 века женщины как следует взялись за реализацию своих прав. В Америке того времени многие женщины тяжко работали на фабриках и заводах. Зарплату при этом они получали меньше мужской, так как считалось, что слабый пол подрабатывает и не вносит значимой лепты в семейный бюджет. 16-часовой рабочий день, маленькая зарплата, тяжелые условия труда заставили женщин выйти на улицы и потребовать соблюдения своих прав.

Знаковым стал день 8 марта 1857 года, когда работницы нью-йоркских обувных и швейных фабрик вышли на демонстрацию. Они выдвинули простые требования: предоставление сухих и чистых рабочих помещений, уравнивание заработной платы по гендерному признаку, сокращение рабочего времени до 10 часов в день. Промышленникам и политикам пришлось пойти навстречу дамам, и требования были удовлетворены. 8 марта стало знаковой датой для всех рабочих того времени: на предприятиях стали открываться профсоюзы, в том числе и женские.

Предложение Клары Цеткин

В 1910 году в Копенгагене состоялась конференция женщин-социалисток. В конференции приняли участие женщины из разных стран. Одной из делегаток была Клара Цеткин. Активистка призвала женщин взять свою судьбу в свои руки и добиваться от мужчин полного равноправия: избирательного права, уважения, труда на равных условиях. Клара Цеткин предложила установить 8 марта Международный женский день.

Уже в следующем 1911 году праздник 8 марта стал широко отмечаться во многих европейских государствах: Швейцарии, Германии, Дании. Миллионы людей вышли на улицы, требуя полного пересмотра гендерной политики: права избирать и быть избранными, равных возможностей, принятия законов о защите материнства.

8 марта в России

Впервые Международный женский день отмечался в России в 1913 году. В поданном на имя градоначальника Петербурга прошении был запрос на разрешение проведения диспута по женскому вопросу. Мероприятие состоялось 2 марта в помещении Калашниковской хлебной биржи. Собралось на диспут около полутора тысяч человек. В ходе обсуждений женщины потребовали предоставления им избирательных прав, обеспечения материнства на государственном уровне, обсудили существующие рыночные цены.

В революции 1917 года женщины приняли самое действенное участие. Устав от войны и голода, они выходили на улицы и требовали «хлеба и мира». Знаковым стал тот факт, что император Николай II отрекся от престола по старому или 8 марта 1917 года по новому календарю. В Советском Союзе 8 марта стал государственным праздником. После распада Союза этот день остался праздничным во многих образовавшихся государствах, в том числе в России, Грузии, Украине, Казахстане, Белоруссии.

«Ночь прошла, а день приблизился:
итак отвергнем дела тьмы и облечемся
в оружия света. Кто различает дни,
для Господа различает; и кто не
различает дней, для Господа не различает.»
(Рим.13.12,14.6)

Корни праздника 8 марта, столь любимого советским в прошлом народом, лежат в ветхозаветном еврейском празднике Пурим. (Подробнее смотри статью «Можно ли не праздновать 8 марта?» диакона Андрея Кураева в приложении). Пурим - праздник безнаказанного избиения евреями персов при персидском царе Артаксерксе, организованном женой царя Эсфирью, воспользовавшейся силой плотской связи с ним.
Благодаря силе своего влияния на царя, она развернула на 180 градусов намерение царя по избиению евреев, возникшее с подачи персидского военачальника Амана. В результате намерение убийств, исшедшее от персидского властителя, силою и властию плотской связи реализовалось на его собственном народе, ослабив «тело» его державы фактически подорвав его силу и власть как правителя – в этом урок этих событий. О нравственной стороне вопроса празднования 8_марта/Пурима непосвященными в его истинный смысл гражданами России, а особенно православными, я касаться не буду. Эта часть подробно изложена в статье А. Кураева.
Вывод статьи А.Кураева таков, что христианам отмечать праздник Пурим, пусть даже под другим названием, не приличствует - это праздник, желающий христианам уйти в прошлое. Это правильно.
С другой стороны смотреть как наши родные и близкие, в том числе и православные, мимозами и выпивкой, сами того не подозревая, поминают большую кровавую резню… Это больно.
Так можно ли не отдавать врагу силу уже укоренившейся народной традиции отметить этот праздник не погрешая против истины и нравственности?
Можно, если разобраться ЧТО отметить и КАК отметить?
Для этого прежде всего надо вспомнить, что отличает тех, кто ныне исповедует Иудаизм и ждет своего Мошиаха от тех кто исповедовал Единого Бога на протяжении веков до его явления во Плоти и продолжает исповедовать Его Триединого ныне в лоне созданной Им Единой Святой Соборной Апостольской Церкви.
Основное отличие в том, что вторые просвещены светом Святого Евангелия и всю священную историю с ее событиями воспринимают в евангельском ярком духовном свете.
Первые же отказались от этого Света и довольствуются светом памяти плоти и крови, который в сравнении со Светом Евангелия – тьма.
Итак, один из пастырей коммунизма - Клара Цеткин, знала ЧТО она отмечает, лукаво вовлекая в праздник слепое стадо.
Воспользуемся же уроками истории во благо и, будучи новым духовным Израилем, во свете Христовом рассмотрим и отметим этот день. Вспомним, что (по апостолу Павлу) наша брань не против крови и плоти, но против миродержителей и властей тьмы века сего.
Сделаем день 8 марта праздником победы обновленной плоти над врагами рода человеческого - духами злобы поднебесной, человекоубицами от начала.

Злокозненные клеветнические планы нашего духовного врага, всеваемые в царя головы нашей - разум, могут вести к погибели род наш, ведь подобно евреям (душе и плоти) нам есть за что быть осужденными разумом (персами). Тем более если враг подаст уму нашему соответственно подобранную подборку негативных фактов о наших родных, наших близких, нашей Церкви (такая односторонняя подборка фактов беззаконий человека с утверждением что в этом и есть весь человек целиком - называется клеветой).
Воспользуемся духовно примером Эсфири.
Итак, в день 8 марта соединим себя, подобно Эсфири, Царю Царей Христу посредством плотской связи.
Что же это за плотская связь разрушающая силу диавольскую и промыслительно обращающая козни врага на его же главу и обессиливающая вражье войско?
Эта связь подается нам Церковью в таинстве Евхаристии – Святого Причастия Животворящей Плоти и Крови Христовых.
И подходя к Святой Чаше попросим Его, ЧТОБЫ ОБРАТИЛ ОН ВСЕ ВЛАСТИ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ В ПОДДЕРЖКУ НАМ ПРОТИВ ВОССТАЮЩИХ НА НАС ДУХОВ ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВА, ДУХОВ ОСУЖДЕНИЯ, НЕЧИСТЫХ СИЛ, ЖЕЛАЮЩИХ ПОГИБЕЛИ НАМ И РОДУ НАШЕМУ. И ВОЗБЛАГОДАРИМ НОВУЮ ЭСФИРЬ – ПРЕСВЯТУЮ ДЕВУ, ВЗБРАННУЮ ВОЕВОДУ – БОГОРОДИЦУ, ДАВШУЮ БЕЗНАЧАЛЬНОМУ БОГУ ПЛОТЬ, КО СПАСЕНИЮ ВСЯКОГО ВЕРУЮЩЕГО ЕМУ, В ЛОНЕ ЕГО ЕДИНОЙ СВЯТОЙ СОБОРНОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Так поступив в этот день мы тем самым и отметим духовный Пурим/8 марта – праздник победы нового Израиля, родного во Христе, над своим истинным врагом (врагом рода человеческого).

Приложение:

Кураев Андрей, диакон

В религиоведении и в культурологии есть такой жанр работы: мифологическая реконструкция. Как археолог по обломку колонны пытается восстановить вид храма, как палеозоолог по позвонку пробует восстановить облик динозавра, так историк религии по жесту, по обрывку, по глухому упоминанию пробует реконструировать то верование, которое некогда было живо и определяло судьбы людей, а затем захирело и ушло. Вот есть некий гимн, есть странное имя некоего духа или божества. Но что это за божество, почему именно к нему обратился именно в этой ситуации именно этот человек? Что для него означала эта молитва? Какой должна была быть его вселенная, чтобы в ней эти странные слова оказались бы исполнены смысла?
Таким осколочком, позвонком от динозавра дошло до наших дней празднование 8 марта. Что стоит за этой традицией? Почему она так живуча, несмотря на то, что родом она из той поры, которую сегодня принято ругать? Какие верования, ассоциации, мысли и надежды связывались с этой датой в те дни, когда празднование 8 марта было не традицией, а неслыханной новизной?
Много лет в приближении этой даты я начинал спрашивать всех встречных, включая историков и журналистов, изготовившихся писать праздничные очерки: "почему мы празднуем именно этот день?". Весну естественно было бы встречать 1 марта. Логично было бы ее чествовать 22 марта - в день весеннего равноденствия. День женщины можно было бы праздновать в любое из воскресений весны. Но почему же было выбрано именно 8 число марта? Нет-нет, пояснял я, я не против празднования женского дня, не против того, чтобы начало весны знаменовалось светским праздником, а не только церковной масленицей. Но почему именно 8 марта было избрано для такого праздника? Почему празднуется 7 ноября - понимаю. Почему день классовой солидарности трудящихся отмечается 1 мая - тоже всем известно (по крайней мере официальная версия уверяет, что это память о демонстрации рабочих в Чикаго). Но выбор 8 марта не был объяснен никак. Ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта, и оказалось столь значимо и памятно для пламенных революционеров, что они решили хранить в веках память об этом дне.
Но если люди празднуют день, о мотивах празднования которого им самим ничего не известно - не странно ли это? Не делает ли это возможной ситуацию, при которой одни люди (статисты, приглашенные на праздник) отмечают одно, а другие (организаторы) празднуют нечто совсем иное? Может быть, организаторы решили не разглашать тайну своей радости? Мол, радость у нас большая, и мы не против того, чтобы весь мир нас поздравлял с этим днем. Но у нас свой, очень частный и не всем понятный повод для праздника, а праздник мы хотим вселенский, и вот для того, чтобы весь мир искренне веселился и искренне нас поздравлял - мы дадим ему другое, профанно-экзотерическое толкование праздника.
Так что же может составлять тайное, эзотерическое содержание этого праздника?
Верно ли, что 8 марта - день Женщины? Ведь всем известно, что 8 марта - "Международный женский день". Также всем известно, что женщины живут во всех странах. Кроме того, почти всем за последние годы стало известно, что 8 марта отмечали только в СССР. Почему же женщины остальных стран его не отмечали? - Значит, это был не день женщины как женщины. В этот день надлежало прославлять женщин с определенными качествами. И эти качества почему-то не очень ценились в других странах.
Причина этой странности очевидна: 8 марта - не день женщины, а день женщины - революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось.
Понятна потребность революционного движения иметь свои праздники вместо традиционно-народных, церковных и государственных. Понятно желание дать повод к тому, чтобы еще раз приободрить и почествовать своих товарищей и соратников по борьбе. Весьма умна и эффективна была идея вовлечь в революционную борьбу не только рабочих мужчин, но и женщин, дав им свое движение, свои лозунги и свой праздник.
Но почему днем, когда революционерки должны были выходить на улицы и декларировать нынешнюю ущемленность прав, а также свое нерушимую убежденность в грядущей эмансипации, было определено именно 8 марта? Кого уволили с работы в этот день? Кого бросили в тюрьму? Кто из лидеров демдвижения родился в этот день? Ответа нет.
Значит, мотивы для такого решения были не социальными, не историческими, не публичными. Что-то личное ассоциировалось у творцов этого праздника с этой датой. Что? Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков?
Раз мотивы были личными - значит, надо присмотреться к личностям. А этот портретный ряд знаком нам с юности. Вот только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален. Что ж, сегодня это факт, без которого невозможен серьезный разговор об истории революционного движения в Европе рубежа XIX-XX веков. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья".
Вспомнив это обстоятельство, попробуем вжиться в мир этих людей. Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с "эксплуататорами". И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение?
Революция, как известно, живет религиозным пафосом, она сама есть миф, а для мифа характерно мышление прецедентами. Нынешнее действие должно воспроизводить некоторый образец, архетип, впервые явленный миру в мифологически насыщенное "время оно". Надо подражать образцу. И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: Были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха?
Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь.
Много веков назад она спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти также, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта.
Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого).
Этот замысел был бы всего лишь остроумен, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.
Это не религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием" (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).
Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой "тюрьмы народов" - России - при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения). У многих в столице мировой империи (каковым был тогда Вавилон) дела пошли совсем неплохо, и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи, торговые контаткты, терять устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситутациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются "силовые структуры". И вот подобно Крючкову, докладывавшему Горбачеву об "агентах влияния", персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями.
Как только что было отмечено, времена были еще далеко не евангельские, а нравы - отнюдь не христианские. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев...
В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих погромах: "напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем... И позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя - о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить" (Есф. 8,8-11)
И в течение двух дней "все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.
Я не пишу сейчас богословское исследование, не занимаюсь истолкованием и апологией Ветхого Завета. Я не скажу ни слова осуждения в адрес персонажей Священной Истории. Замечу лишь, что в еврейском тексте книги Эсфирь ни разу не упоминается слово Божие. Это историческое сказание, а не откровение Божие.
Мое недоумение о другом: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня... Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о "веселом празднике Пурим"?
А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и "благословен Мордехай"" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664). Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" (Еврейская Энциклопедия. т. 13. стб. 126). Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?".
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" (там же, стб. 124).
Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?
У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам. Пурим - праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом "Диспуте Нахманида" иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих". Иудей соглашается, что речь идет о Мессии. И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его - они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию" (Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с. 48). Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы - враги евреев. События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом. Истории нет, прогресса нет. Роста духовного сознания и нравственности нет. Ветхозаветная кровожадность не преобразилась. Те нормы живы до сих пор. Архетип не отменен. Он продолжает расцениваться как образец, достойный воспроизведения (пока - ритуально-символического, при случае - реального)...
Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю - это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но - надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе.
Но это - миф. 23 февраля 1918 г. не было еще ни Красной Армии, и не было ее побед. Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводы первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 г. 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии". Однако, еще за год до 23 февраля 1918 г. "Правда" пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем: "Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника" (Великий день // Правда, 7 марта 1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к Международному женскому дню 23 февраля // Независимая газета, 22.2.1997).
Впрочем, придумать празднованию 23 февраля прикрытие надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917 г. началась "Февральская революция". Поскольку большевики не играли в ней ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои святцы, то надо было дню "свержения самодержавия" (сохранив его праздничность) дать иное название. Он стал "днем Красной армии".
Так традиция празднования Пурима привела к установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному дню были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23 февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало ("совпали") с разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. в России запахло погромом - погромом русской культуры... Так что советское поздравление с 8 марта (равно как и с 23 февраля) - это еще и поздравление с "избавлением" от "царизма". Православным же людям поздравлять друг друга с таким праздничком - это уже не смирение, а садомазохизм.
И еще: единственное военное событие, происшедшее 23.2.1918 - это решение ЦИК Совнаркома о принятии условий "Брестского мира". Это - день капитуляции России в Первой мировой войне. Капитуляции по воле Интернационала, превратившего "войну империалистическую (точнее - отечественную) в войну гражданскую". Трудно найти более позорный день в военной истории России (в том числе - Советской России). И то, что сегодня этот день называют "Днем защитника Отечества" - еще одна издевка.
Вообще очень занятно слушать намеки, которые "посвященные" в тайну Пурима произносят в присутствии людей, которых они считают непосвященными. Например, в 1994 г. в Москве открылся магазин кошерной пищи. Главный "антифашист" Москвы, депутат Московской городской думы Евгений Прошечкин, выступая на церемонии открытия этого магазинчика, "произнес тост за повышение роли торговых предприятий в развитии национально-политических отношений. Кстати, в свое время особую и весьма достойную роль в них сыграли масла, которыми натиралось тело библейской героини Эсфири, жены персидского царя Артаксеркса" (П. Эрлих. Москва кошерная. // Сегодня, 30.6.1994) Какой тонкий юмор! Оказывается, вырезать 75 тысяч человек - значит сыграть "достойную роль в развитии национальных отношений"! Поддерживая изящную шутку депутата, журналист продолжает: "Говорят, царь оставил немного для фирмы "Осем" и для нас с вами". Так что - владельцы и посетители кошерного магазина намерены воспроизвести в России сюжет книги Эсфирь? Кстати, по сообщению этого же журналиста, в меню презентации входило блюдо под именем "уши Амана"...
Понимаю, что от вышеприведенных рассуждений легче всего отмахнуться, навесив на них ярлык: "антисемитизм". Но это будет неправдой. Я не антисемит. И до сих пор я не отрекаюсь от своей статьи "Антисемитизм - это грех" (Еврейская газета. ј1, 1992). Грешна любая ненависть, в том числе и национальная. Но если Еврейский Национальный Конгресс и НТВ позволяют себе недобрым оком взирать на наше Евангелие (поистине - избави нас "от очес призора"), то и я счел допустимым посмотреть на историю Пурима взглядом, не сглаживающим острые углы. Так что эту мою статью можно считать ответом на "последние искушение" НТВ. Это просто напоминание: не бросайтесь камнями, живя в стеклянном доме. Но это - повод.
А причина моей неприязни к 8 марта гораздо более прозаична: просто я с детства терпеть не мог 8 марта. А став человеком церковным, я полюбил православный "женский день" - "неделю жен-мироносиц", празднуемую в третье воскресенье после Пасхи (в этом году - 3 мая). Так что эту статью я написал не для того, чтобы кто-то стал хуже относиться к Кларе Цеткин и к ее народу, а для того, чтобы вернулось уважение к нашим, православным традициям. Ради того, чтобы и в нашем, в русском доме был праздник.
P.S. Поскольку мне приходится часто полемизировать с оккультистами, то не могу не воспользоваться случаем и не указать на ниточку, которая связывает иудейский Пурим и оккультных чаятелей "Эры Водолея".
Здесь выстраивается такая перекличка: у астрологов нынешняя эпоха именуется "эрой Рыб". Она началась около Рождества Христова и заканчивается в самом начале XXI столетия. Рыба - раннехристианский символ (по гречески рыба - icquj - может быть расшифровано как сочетание первых букв выражения "Иисус Христос Сын Божий, Спаситель"). Поэтому "эпоха Рыб" толкуется оккультистами как время торжества христианства, и, соответственно, магического "невежества", как время, неблагоприятное для "эзотериков". С наступлением же "эры Водолея" связываются надежды на расцвет оккультно-магических способностей. Талмудическая литература солидарна с оккультистами в том, что знак Рыб неблагоприятен для иудеев. Она повествует, что Аман был астрологом, и выбирая время для преследования евреев, он обратился к астрологическим таблицам. "Однако каждый месяц оказывался благоприятным для евреев: так, Нисан был благоприятен для евреев из-за пасхального жертвоприношения; Ияр - из-за малой пасхи, Сиван - потому что в этом месяце была дарована Тора и т. д. Но когда Аман дошел до Адара, то нашел, что он находится под зодиакальным знаком Рыб, и сказал: "Теперь я буду в состоянии поглотить их, подобно рыбам, проглатывающим одна другую" (Еврейская Энциклопедия. т. 6, стб. 124). Этот талмудический рассказ складывается уже в христианскую эпоху, и в сознании его авторов и слушателей в течение веков он явственно ассоциировался с "временем Рыб", то есть с эпохой господства христиан. Вопроса о влиянии иудаизма на европейский оккультизм я касаться не буду. Но созвучность чувствований и идей все же несомненна. И там, и там есть ассоциация: рыбы-христиане-зло.
Так что христианам отмечать праздник Пурим, пусть даже под другим названием, не приличествует. Ведь это праздник, желающий нам уйти в прошлое.


Город в преддверии женского праздника охватила, без малого, чистейшая паника....Все парковки возле магазинов переполнены машинами. НА каждом углу толкают вялые тюльпаны, а в магазинах женских трусов дикий ажиотаж. А теперь вспомним что же это за праздник и откуда он появился:
8 марта в России традиционно с размахом отмечается международный женский день. Несмотря на свой высокий статус, корни праздника исходят из борьбы проституток за свои права.
В начале весны 1857 года на улицы Нью Йорка вышли толпы демонстранток. Принято считать, что это были текстильщицы, требовавшие повышения зарплаты, улучшения условий труда и равные права для женщин. На самом деле, с так называемым «Маршем Пустых Кастрюль» по Манхэттену прошлись нью-йоркские проститутки. Демонстрация была почти что благотворительная, ибо представительницы древнейшей профессии не просили ничего для себя, а требовали выдать зарплату морякам, которые им немало задолжали... Демонстрацию, естественно, разогнали, но шума она наделала изрядно. Это событие даже стали называть Женским днем.

Японские проститутки зазывают клиентов

Спустя полвека, в конце февраля 1908 года, проститутки вновь устроили демонстрацию на улицах Нью-Йорка. Демонстрация была приурочена к тому самому Женскому дню. История повторилась год спустя.

Парижские бордели напоминали светские салоны

Консервативная Европа знает несколько похожих историй -- в 1894 году парижские шлюхи устроили демонстрацию с требованием признать их права, учредить профсоюзы. Самая известная демонстрация была организована в 1910 году, когда уже знаменитые к тому времени германские революционерки Роза Люксембург и Клара Цеткин в день 8-го марта выводят на улицы немецких городов местных проституток с требованием прекратить произвол со стороны полиции и позволить им создать собственный профсоюз, уравняв их тем самым с остальными профессиями. Самое интересное, что их призывы были услышаны немецкими властями и требования демонстранток были удовлетворены. Лишь позднее, в советской истории -- демонстрацию проституток заменили на демонстрацию «трудящихся женщин».

Немецкие проститутки

Московская проститутка

Бордель в Амстердаме. Все окна зашторены -- девушки заняты работой.

Двери в рай подсвечены неоном

Такова современная история Международного Женского Дня 8 марта. На самом деле, праздник куда более древний. Существует информация о том, что ещё древнеримские матроны в этот день получали подарки от своих мужей и были удостоены особенного внимания. Сегодня об истории праздника мало кто вспоминает. Принято считать, что 8 марта - это праздник весны и восхищения женской красотой.

Проститутка в витрине амстердамского борделя

Без какого праздника трудно представить себе начало весны? Разумеется, без 8 Марта. История создания праздника 8 Марта многими из нас уже позабыта. Со временем он утратил социальное и политическое значение. Теперь этот день просто символизирует уважение, любовь и нежность, которых, бесспорно, заслуживают все представительницы прекрасного пола на планете: матери, бабушки, дочери, жены и сестры.

Происхождение праздника 8 Марта известно не всем. Большинство из нас знает только об официальной версии. Однако существует не одна история создания праздника 8 Марта. Причем у каждой из них есть право на существование. В какую из этих версий верить, каждый решает сам для себя.

Официальная версия

Согласно официальной версии СССР происхождение праздника 8 Марта связано с маршем протеста, который организовали работницы текстильной фабрики. Женщины вышли протестовать против жестких условий труда и невысоких зарплат.

Примечательно, что газеты тех лет не напечатали ни одной статьи о подобных забастовках. Позже историкам удалось выяснить, что в 1857 году 8 марта пришлось на воскресенье. Может показаться странным, что женщины вышли на забастовку в выходной день.

Существует еще одна история. 8 марта Клара Цеткин выступила на женском форуме в Копенгагене с призывом учредить Немецкая коммунистка подразумевала, что 8 марта женщины смогут устраивать шествия и митинги, обращая тем самым внимание общественности на собственные проблемы. Дата была подведена под забастовку тех самых текстильщиц, которой в действительности никогда не было.

В СССР этот праздник появился благодаря подруге Клары Цеткин, пламенной революционерке Александре Коллонтай. Так в 1921 году в нашей стране Женский день впервые стал официальным праздником.

Легенда об иудейской царице

Мнения историков о происхождении Клары Цеткин разделились. Точно никто не может сказать, была ли она еврейкой. В одних источниках сказано, что Клара родилась в еврейской семье. Другие утверждают, что ее отец был немцем.

Стремление Клары Цеткин связать праздник с датой 8 марта неоднозначно указывает на то, что она все же имела еврейские корни, поскольку 8 марта отмечают древний еврейский праздник - Пурим.

Какие еще есть версии создания праздника 8 Марта? История возникновения праздника может быть связана с историей иудейского народа. По легенде царица Эсфирь, которая была возлюбленной царя Ксеркса, избавила иудеев от истребления с помощью своих чар. Персидский царь намеревался убить всех евреев, но прекрасная Эсфирь смогла убедить его не убивать еврейский народ, а, наоборот, истребить всех врагов, включая персов.

Восхваляя царицу, евреи начали отмечать праздник Пурим. Дата торжества всегда была разной и приходилась на конец февраля - начало марта. Однако в 1910 году этот день выпал именно на 8 марта.

Женщины древней профессии

Согласно третьей версии происхождение праздника 8 Марта является скандальным и неприятным для женщин, которые с нетерпением ждут этого дня.

По некоторым данным, в 1857 году женщины Нью-Йорка действительно организовали протест, но они были не текстильщицами, а представительницами древнейшей профессии, которые требовали выплатить заработную плату матросам, пользовавшимся их услугами, поскольку последние не могли их оплатить.

8 марта 1894 года женщины легкого поведения снова провели демонстрацию, но уже в Париже. Они требовали признания их прав наравне с другими труженицами, которые занимаются шитьем одежды и выпечкой хлеба, а также просили организовать для них профсоюзы. В следующем году митинги прошли в Чикаго и Нью-Йорке.

Примечательно, что Клара Цеткин сама участвовала в подобных акциях. К примеру, в 1910 году она и ее подруга, вывели на улицы Германии проституток с требованием остановить бесчинство полиции. В советском варианте публичных женщин пришлось заменить на "трудящихся".

Зачем было внедрять 8 Марта?

История международного женского дня в России имеет политический характер. 8 Марта по сути является обычной политической компанией, проводимой социал-демократами. В начале 20-го века активно протестовали, чтобы привлечь к себе внимание общественности. Для этого они выходили на улицы с плакатами, пропагандирующими социалистические призывы. Лидерам социал-демократической партии это было на руку, поскольку прогрессивные женщины были с партией солидарны.

Вероятно, поэтому Сталин распорядился о признании 8 Марта Женским днем. Потому как связать дату с историческими событиями было невозможно, пришлось немного скорректировать историю. Если вождь сказал - нужно было выполнять.

Женщины с Венеры

Традиции, связанные с Международным не менее интересны, чем происхождение праздника 8 Марта. Например, в этот день принято надевать фиолетовые ленты.

И это неудивительно, ведь этот цвет олицетворяет Венеру, которая считается покровительницей всех женщин. Именно поэтому все знаменитые дамы (политики, педагоги, медицинские работники, журналисты, актрисы и спортсменки) надевают ленты фиолетового цвета, когда принимают участие в мероприятиях 8 Марта. Как правило, они принимают участие в политических митингах, женских конференциях или театральных спектаклях, ярмарках и даже показах мод.

Значение праздника

Нет такого города, где не празднуют 8 Марта. История возникновения праздника для многих олицетворяет неукротимый дух женщин, борющихся за равноправие и свои Для других этот праздник уже давно утратил политическую подоплеку и стал прекрасным поводом для того, чтобы выразить любовь и уважение к прекрасному полу.

В день везде звучат слова-поздравления с 8 Марта. В любой организации, компании или учебном заведении чествуют сотрудниц, дарят им цветы и подарки. Наряду с этим в городах устраивают официальные мероприятия в день 8 Марта. В Москве в Кремле ежегодно проходит праздничный концерт.

Как отмечают 8 Марта в России?

В день 8 Марта все женщины забывают о домашних заботах. Вся работа по дому (уборка, готовка, стирка) откладывается. Нередко мужчины берут на себя все заботы, чтобы один раз в году почувствовать на себе всю сложность выполнения повседневных дел, с которыми справляются наши женщины. В этот день каждая представительница прекрасного пола должна услышать слова-поздравления с 8 Марта.

Этот праздник не перестает быть самым долгожданным для всех женщин. 8 Марта принято поздравлять не только близких людей, но также коллег, соседок, сотрудниц магазинов, врачей и преподавателей.

Не стоит скупиться на теплые слова в этот чудесный день. Ведь без женщин жизнь на Земле уже перестала бы существовать!

Нажмите, чтобы прослушать

8 Марта: неженская история праздника. Привычно связывают празднование Международного женского дня с лидером (лидершей?) мирового коммунистического движения Кларой Цеткин, которая предложила ввести этот день в 1910 году. Случилось это на Второй Международной женской конференции в Копенгагене. . Но мало кто знает, что первоначально праздник отмечали 19 марта. И вообще в разных странах дата была «плавающая», в России, к примеру, в 1913-м ее отметили 2 марта. А вот начиная с 1914-го праздновали уже 8 марта повсеместно, потому как в год начала Первой мировой войны именно 8 марта выпало на воскресение, и дата закрепилась. Некоторые исследователи связывают сей праздник и с еврейским Пуримом, когда вспоминают царицу Эсфирь – жену Ксеркса, предотвратившую еврейские погромы в Персии. Дата этого праздника тоже плавающая – но в 1910 г. она пришлась на 8 марта. Некоторые при этом вспоминают и знаменитую Юдифь, и день сионских (вавилонских) блудниц… Другие говорят, что еще в 1848 г. король Пруссии (в результате восстания рабочих 8 марта!) в числе прочего пообещал женщинам избирательное право. И тут вспоминают другую социалистку – Елену Гринберг, которая предложила конкретную дату. Но, пожалуй, ближе всего к истине другое событие: 8 марта 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды Нью-Йорка, протестуя против низких заработков женщин и плохих условий труда, организовали марш по улицам Манхэттена. Напомню, что этим женщинам приходилось трудиться по 16 часов в день за копейки! Демократия как никак… А вот после этих протестов женщин «уравняли» в правах с мужчинами, и они получили 10-часовой рабочий день (как и мужчины!!!). 8 марта 1901 года в Чикаго прошел первый в истории марш-протест женщин-домохозяек - так называемый «кастрюльный бунт» или «марш пустых кастрюль». Используя данную посуду как барабаны, женщины добивались равных политических прав, возможности работать на производстве без ограничений и ущемлений, но самое интересное – права служить в армии и полиции. С тех пор все левые партии США стали применять эти требования в своих программах. Так что о дате праздника и его поводах можно долго дискутировать. Но главный факт – после победы большевиков в октябре 1917-го этот день в России стали отмечать ежегодно. На мировом уровне он был закреплен в 1921 г., когда 2-я Коммунистическая женская конференция окончательно утвердила в СССР 8 марта (23 февраля по старому стилю!!!) в качестве Международного женского дня. Почему отталкивались от 23 февраля, отчего все мужчины могут прийти в замешательство? Все просто – именно 23 февраля 1917 года тысячи женщин вышли на улицы Петрограда с требованием «хлеба и мира!». Так что впоследствии получилось уникальное совпадение Дня защитника Отечества и Международного женского дня с разницей в календарных стилях. Впрочем, как говорят умные люди, совпадений не бывает. И хотя 8 марта долгое время оставался рабочим днем, советское правительство всячески его «отмечало»: докладывало народу о своих достижениях в области прав женщин, а в 1925-м году, например, для женщин в магазинах СССР были объявлены скидки на калоши! Нерабочим праздничным днем в СССР 8 марта стало в 1966 году. Об этом объявили 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. А в 1977-м СССР убедил ООН объявить 8 марта именно Международным женским днем. Точнее – Международным днем борьбы за права женщин и международный мир. Правда, не секрет, что в Западном мире – во всяком случае на государственном уровне – этот праздник праздником не стал. Надо заметить, что в позднем СССР и современной России он перестал носить политическую окраску. Это день всеобщего мужского преклонения перед женщиной. Один мой товарищ из Германии в середине 90-х сказал мне, глядя, как раскупают букеты накануне 8 марта: – О, завтра у вас русский Валентинов день! На что я ему ответил, что у нас это никакой не Валентинов день, а мы просто себе напоминаем, что без женщин нам никуда, что на них все держится, что мужчины сильны в атаке, а женщины в постоянстве. И вообще, мы всегда любим женщин, а 8 марта – это у нас своеобразная кульминация, в которой нет никакой политической или какой-либо другой подоплеки. Кстати, многие иностранцы, а особенно иностранки из стран Западной Европы и США открыто завидовали нашим женщинам 8 марта. Журналисты писали о том, как в СССР проводится день женственности, и даже в школах мальчики раскладывают на парты своих одноклассниц букеты и открытки… Примечательно, что советский министр культуры Фурцева хотела даже отменить этот день (еще аж в 1961 г.!), считая его оскорбительным для советских женщин. Так или иначе – день женственности остался с нами. Остался он и на пространстве всего СССР в том или ином виде. Сегодня 8 марта официально отмечают в 31 стране мира. Но далеко не во всех странах 8 марта – Международный женский день. Этот день отмечается в следующих странах: Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Белоруссия, Болгария, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Израиль, Италия, Камбоджа, Казахстан, Киргизия, Кирибати, Китайская Народная Республика (но рабочий день), КНДР (Северная Корея), Конго («Праздник конголезских женщин»), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Македония, Молдавия, Монголия, Непал, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Узбекистан («День матери»), Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея. Отмечается по-разному… Например, в социалистическом, казалось бы, Китае 8 марта принято поздравлять только пожилых и заслуженных деятельниц партии и общественных деятельниц. Остальные женщины в этот день продолжают строить светлое будущее… А у нас в России – после перекосов Европы к однополым бракам и прочему «гендерному равенству», день 8 марта обрел еще и, как теперь говорят мужчины, «правильный» смысл. Это день любви к женщине… В один из таких дней я иронично написал: Когда-то вы нас увели из рая, На край земли, на самый-самый край… Зачем вы это сделали – не знаю, Наверно, чтоб любя и обольщая, Нас возвращать хоть ненадолго в рай… И как теперь Земле не крутануться, Без вас туда нам точно не вернуться!

Привычно связывают празднование Международного женского дня с лидером (лидершей?) мирового коммунистического движения Кларой Цеткин, которая предложила ввести этот день в 1910 году. Случилось это на Второй Международной женской конференции в Копенгагене.

Но мало кто знает, что первоначально праздник отмечали 19 марта. И вообще в разных странах дата была «плавающая», в России, к примеру, в 1913-м ее отметили 2 марта. А вот начиная с 1914-го праздновали уже 8 марта повсеместно, потому как в год начала Первой мировой войны именно 8 марта выпало на воскресение, и дата закрепилась.

Некоторые исследователи связывают сей праздник и с еврейским Пуримом, когда вспоминают царицу Эсфирь - жену Ксеркса, предотвратившую еврейские погромы в Персии. Дата этого праздника тоже плавающая - но в 1910 г. она пришлась на 8 марта. Некоторые при этом вспоминают и знаменитую Юдифь, и день сионских (вавилонских) блудниц… Другие говорят, что еще в 1848 г. король Пруссии (в результате восстания рабочих 8 марта!) в числе прочего пообещал женщинам избирательное право. И тут вспоминают другую социалистку - Елену Гринберг, которая предложила конкретную дату.

Но, пожалуй, ближе всего к истине другое событие: 8 марта 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды Нью-Йорка, протестуя против низких заработков женщин и плохих условий труда, организовали марш по улицам Манхэттена. Напомню, что этим женщинам приходилось трудиться по 16 часов в день за копейки! Демократия как никак… А вот после этих протестов женщин «уравняли» в правах с мужчинами, и они получили 10-часовой рабочий день (как и мужчины!!!).

8 марта 1901 года в Чикаго прошел первый в истории марш-протест женщин-домохозяек — так называемый «кастрюльный бунт» или «марш пустых кастрюль». Используя данную посуду как барабаны, женщины добивались равных политических прав, возможности работать на производстве без ограничений и ущемлений, но самое интересное - права служить в армии и полиции. С тех пор все левые партии США стали применять эти требования в своих программах.

Так что о дате праздника и его поводах можно долго дискутировать. Но главный факт - после победы большевиков в октябре 1917-го этот день в России стали отмечать ежегодно. На мировом уровне он был закреплен в 1921 г., когда 2-я Коммунистическая женская конференция окончательно утвердила в СССР 8 марта (23 февраля по старому стилю!!!) в качестве Международного женского дня. Почему отталкивались от 23 февраля, отчего все мужчины могут прийти в замешательство? Все просто - именно 23 февраля 1917 года тысячи женщин вышли на улицы Петрограда с требованием «хлеба и мира!». Так что впоследствии получилось уникальное совпадение Дня защитника Отечества и Международного женского дня с разницей в календарных стилях. Впрочем, как говорят умные люди, совпадений не бывает.

И хотя 8 марта долгое время оставался рабочим днем, советское правительство всячески его «отмечало»: докладывало народу о своих достижениях в области прав женщин, а в 1925-м году, например, для женщин в магазинах СССР были объявлены скидки на калоши! Нерабочим праздничным днем в СССР 8 марта стало в 1966 году. Об этом объявили 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. А в 1977-м СССР убедил ООН объявить 8 марта именно Международным женским днем. Точнее - Международным днем борьбы за права женщин и международный мир. Правда, не секрет, что в Западном мире - во всяком случае на государственном уровне - этот праздник праздником не стал.

Надо заметить, что в позднем СССР и современной России он перестал носить политическую окраску. Это день всеобщего мужского преклонения перед женщиной. Один мой товарищ из Германии в середине 90-х сказал мне, глядя, как раскупают букеты накануне 8 марта:

- О, завтра у вас русский Валентинов день!

На что я ему ответил, что у нас это никакой не Валентинов день, а мы просто себе напоминаем, что без женщин нам никуда, что на них все держится, что мужчины сильны в атаке, а женщины в постоянстве. И вообще, мы всегда любим женщин, а 8 марта - это у нас своеобразная кульминация, в которой нет никакой политической или какой-либо другой подоплеки.

Кстати, многие иностранцы, а особенно иностранки из стран Западной Европы и США открыто завидовали нашим женщинам 8 марта. Журналисты писали о том, как в СССР проводится день женственности, и даже в школах мальчики раскладывают на парты своих одноклассниц букеты и открытки… Примечательно, что советский министр культуры Фурцева хотела даже отменить этот день (еще аж в 1961 г.!), считая его оскорбительным для советских женщин.

Так или иначе - день женственности остался с нами. Остался он и на пространстве всего СССР в том или ином виде. Сегодня 8 марта официально отмечают в 31 стране мира. Но далеко не во всех странах 8 марта - Международный женский день. Этот день отмечается в следующих странах: Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Белоруссия, Болгария, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Израиль, Италия, Камбоджа, Казахстан, Киргизия, Кирибати, Китайская Народная Республика (но рабочий день), КНДР (Северная Корея), Конго («Праздник конголезских женщин»), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Македония, Молдавия, Монголия, Непал, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Узбекистан («День матери»), Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея. Отмечается по-разному… Например, в социалистическом, казалось бы, Китае 8 марта принято поздравлять только пожилых и заслуженных деятельниц партии и общественных деятельниц. Остальные женщины в этот день продолжают строить светлое будущее…

А у нас в России - после перекосов Европы к однополым бракам и прочему «гендерному равенству», день 8 марта обрел еще и, как теперь говорят мужчины, «правильный» смысл. Это день любви к женщине… В один из таких дней я иронично написал:

Когда-то вы нас увели из рая,

На край земли, на самый-самый край…

Зачем вы это сделали - не знаю, Наверно, чтоб любя и обольщая,

Нас возвращать хоть ненадолго в рай…

И как теперь Земле не крутануться,

Без вас туда нам точно не вернуться!