История традиции наряжать елку на новый год. Откуда пришла новогодняя ёлка? Елочные украшения: тогда и сейчас

Приближается очередной Новый год, от этого светлого праздника нас отделяют считанные часы. Пришло время готовить торжественный обед и украшать свой дом! Но почему на Новый год наряжают елку, с чем связана эта традиция?

…Представьте себе, что вы находитесь в Вифлееме, около 2 000 лет назад. Ночную темноту рассеивает свет яркой звезды, внезапно загоревшейся на небосводе. Над землей слышатся дивные, ангельские голоса. Вдалеке показались три величавых волхва-мудреца, которые спешат принести свои дары некоему Младенцу…

Ему поклонятся даже деревья

Почему на Новый год наряжают елку - этот вопрос нередко задают не только дети, но и взрослые. Далеко не каждому известно, что традиция наряжать это дерево самым тесным образом связана с рождением Иисуса Христа.

Ёлка - главный атрибут новогоднего праздника

Согласно одному древнему преданию, приветствовать появившегося на свет Спасителя поспешили не только находившиеся неподалеку люди и животные, но даже деревья и другие растения. Они все пожелали принести Младенцу в дар свои плоды, цветы и тончайшие ароматы. С холодного севера прибыла Ель, но она скромно осталась в стороне, не пожелав войти в пещеру.

Все присутствующие недоумевали, почему Ель не хочет приблизиться к новорожденному Иисусу. Елка ответила, что у нее нет ничего, что можно преподнести малышу в дар, и что она опасается его напугать или поранить острой иглой. Тогда каждое из растений вручило Ели часть своих плодов, ярких цветов и орехов. Увидев добрую, нарядную Ель, младенец улыбнулся. В тот самый миг над макушкой дерева еще ярче воссияла Вифлеемская звезда.

Есть и другая версия этой сказки. В соответствии с ней, заносчивые Пальма и Маслина не пропустили Елку к Младенцу, посмеявшись над ее неказистым видом, липкой смолой и острыми иголками. Скромная Ель не стала возражать, она опечалилась, но осталась у входа в пещеру. Тогда над Елкой сжалились ангелы и украсили ее ветви небесными звездами. В таком наряде дереву было не стыдно показаться Спасителю!

Вера в духов леса

Наши предки обожествляли природу, они наделяли растения разумом и сверхъестественной силой. Считалось, что духи леса способны погубить человека, который им не по нраву. И, напротив, некоторых людей они награждали кладами за определенные заслуги.

Чтобы задобрить лесных духов, полагалось совершать и украшать всевозможными плодами и угощениями ель, которая с давних времен является символом жизни.

Новогодняя елка в России

Обычай устанавливать в доме наряженную елку происходит из Южной Германии. В России самую первую рождественскую ель нарядили и установили на Новый год по распоряжению Петра I (это произошло на 1 января 1700 года). Царь повелел «зажигать огни, пускать ракеты и оформить столицу ветвями хвойными - еловыми, сосновыми и можжевеловыми».

Большевики, которые пришли к власти после революции 1917 года, посчитали Новый год "пережитком буржуазного прошлого" и даже попытались запретить праздник. Однако торжество сильно полюбилось народу, так что в 1935 году праздник вернули. Считается, что реабилитация праздника и его атрибутов (ёлки) началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 г.

А еще это талисман!

Считается, что под Новый год сбываются самые сокровенные мечты и желания. Однако новогодняя ночь благоприятна не только для людей.

После полуночи нечистая сила появляется на земле, чтобы потешаться над людьми и чинить им всевозможные мелкие пакости. Нечисть может испортить хозяйке готовку, стянуть что-нибудь не особо ценное, но полезное.

Чтобы отвадить подобных нежелательных «гостей» от своего дома, положено было наряжать жилище яркими блестящими предметами, способными . Блестки, мишура и, конечно же, нарядная елка должны были удерживать нечистую силу на почтительном расстоянии от дома.

Надоела зима и вьюжный ветер за окном? В таком случае, рекомендуем ознакомиться со статьей " "! Она поможет вам вспомнить о том, что зимние холода не вечны, и рано или поздно они обязательно сменятся весенней капелью.

1700

Царь-елка

Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто.

Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.

Самый цитируемый под Новый год исторический документ - петровский указ: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его "некоторые украшения от древ" не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: "щедруха" (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: "кесарийский" поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.

Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но скорее всего - лишь в домах проживающих в Москве иностранцев, прежде всего немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.

С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельмож была обязательной.

После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.

К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.

Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом.

Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) - со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.

К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка как-то не слишком ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.

Наконец, у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение "идти под елку" в те времена означал поход в питейное заведение.

1819

Второе пришествие

Второй "поход" новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз - более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.

В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.

В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.

"Под елочку", которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.

В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. "Елкой" стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.

При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних "корпоративах". Как правило, император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.

1915

Елка - враг государства

Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.

В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это "вопиющим фактом", журналистов поддер жали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

Вообще-то в этом запрете было что-то параноидальное. Ладно, если бы только вражеские солдаты веселились под елкой. Но ведь наши-то - тоже!

Вот записи из дневника Николая II: "Поехал в военный госпиталь на елку больным", "в новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков...".

Или вот распорядок дня Николая II 31 декабря 1913 года. В 15 часов царь поехал в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку... В 23 часа 30 мин. поехали в полковую церковь на новогодний молебен.

Ну и при чем тут "вражеская традиция"?! В принципе при таком раскладе царь и себя обязан был объявить врагом русского народа.

1919

Дед Мороз

без "браунинга"

После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.

Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево "буржуазным предрассудком". Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить "предрассудок", если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?

При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю "Бутырку". Ну и деньгами выкуп солидный.

Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. "Браунинг" Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.

Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:

Только тот, кто друг попов,

Елку праздновать готов.

Мы с тобой враги попам,

Рождества не надо нам!

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила "христианское" воскресение: страна перешла на "шестидневку", запрещено празднование Рождества.

Странно, что никому не пришло в голову, что подобные формулировки фактически объявляли Ленина злостным антисоветчиком, мракобесом и просто преступником.

1935

Привыкли руки к топорам

С чего это всего через восемь лет власть вдруг кардинально изменила отношение к елке - загадка. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев.

Неожиданно для всех Сталин согласился.

И хотя в "Правде" не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров - в смысле: рубить елки, - разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.

Судьбы сложились по-разному. У елки - хорошо, у Постышева - не очень. В конце 30-х его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал беспрецедентную кампанию арестов. Лично "разоблачил" большое количество врагов партии и народа, отправив в лагеря или на расстрел тысячи людей. Затем сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. В 1955-м реабилитирован.

Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис не бесспорный.

Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в "Правду", обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому - загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву: "Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим".

Что наводит на размышления. Во-первых, в партийной иерархии Постышев был, мягко говоря, не слишком значительной фигурой. Во-вторых, знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя.

1937

Звезда и шампанское

Постышев еще был жив, когда по стране начали зажигаться новогодние елки. Первая - в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем, кстати, связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют "Советского шампанского" состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское, заметим, у нас только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено. Ну разве что вместо звезды все чаще используют разнообразные политически нейтральные пикообразные верхушки. В основном китайского дизайна и изготовления.

В декабре мы автоматически покупаем елку, наряжаем ее, зажигаем и иногда отдаем на растерзание коту. При этом редко задумываясь, что это за традиция и зачем мы это делаем. SCAPP решил покопаться в истории вопроса и выяснить, кто придумал наряжать елку на Новый год.

Легенда

Существует древняя легенда, согласно которой елка получила свой статус, благодаря рождению Иисуса Христа. Если не вдаваться в детали предания, то можно схематично обрисовать взлет ели по карьерной лестнице деревьев: скромность, смирение и фрукты-овощи на ветвях. Как результат Вифлеемская звезда на макушке и должность главного дерева Рождества.

Древние германцы

Некоторые археологические находки позволяют утверждать, что германские племена отмечали в конце декабря праздник середины зимы. Символом праздника чаще всего была ель, так как только она оставалась зеленой в холодные времена. Позднее, когда языческие боги германцев стали вытесняться христианством, случилась история, связанная со святым Бонифацием. Стараясь показать бессильность языческих богов, Бонифаций срубил дуб, посвященный богу грома Тору. И тут случилось непредвиденное: срубленный дуб, падая, завалил все деревья вокруг, кроме ели. Но находчивый проповедник не растерялся и назвал хвойное дерево - «деревом Христа». Сами понимаете, после этого - елку «носили на руках».

Мартин Лютер

Другая версия гласит, что в 1513 году, накануне Рождества, Мартин Лютер, залюбовавшись не то красотами зимнего леса, не то звездным небом, решил срубить одно из хвойных деревьев и устроить в своем доме фурор: украсив елку свечками и бантиками. Вживлению в массы новой рождественской традиции помогла известность Лютера и новизна задумки.

Традиция «одевать» елку

Историки утверждают, что елку начали украшать в XVI веке в городе Эльзас (современная Франция), используя для этого преимущественно фрукты. Сначала елку украшали только яблоками (символ райского дерева), но со временем начали добавлять другие украшения, которые символизировали Рождество. Например, яблоки означали плодородие, звезда на верхушке - Вифлеемскую звезду, колокольчики - символ пастухов, свечки и фонарики - звезды и костры, освещавших путь к младенцу Иисусу. Позднее украшения стали более изощренными и не столь религиозно-символичными.

История елки в России

Да, как можно догадаться, традиция использовать елки на Рождество пошла от Петра I. Один из новомодных указов гласил, что елки нужно выставлять возле «знатных домов».

По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых

Тем не менее елка не приживалась: ее ставили только богачи - беднякам было не до зеленых забав. Неприживаемость хвойного дерева также связана с тем, что на Руси еловые ветки укладывали на пути, по которому несли покойника на кладбище. В XIX века царская семья стала использовать ряженые елки у себя в резиденциях, что повысило популярность последней. В итоге к концу XIX века елка стала неизменным атрибутом Рождества, правда, ненадолго. После Октябрьской революции ель была запрещена, так как символизировала старые царские обычаи.

Из забытья хвойное дерево спасла газета «Правда» и знаменитая фраза Сталина: «Жить надо лучше, жить надо веселее». 28 декабря 1935 года газета «Правда» опубликовала материал с заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Вскоре вечнозеленая попала под амнистию и с тех пор стала символом Нового года в России.

Новогодние праздники у нас прочно ассоциируются с наряженной елкой, на которой сияют разноцветные огни, таинственно переливаются стеклянные шары, мерцают бусы и нити гирлянды. Нам кажется, что так было всегда. Но так ли это на самом деле?

Древние истоки обычая

Традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов. Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и темные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племен ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание.

Рождественская ель и Мартин Лютер

Прошло много лет, в Европе уже давно повсеместно было принято христианство. Но люди, как и в языческие времена, по-прежнему в рождественскую ночь уходили в лес, дабы украсить ели цветными лоскутками и плодами. Все это беспокоило священника и реформатора Мартина Лютера. Существует предание о том, что однажды в канун Рождества он шел по заснеженному лесу, печалясь такому поведению своей паствы. И тут он увидел высокую пушистую ель, на ветвях которой иней сверкал, подобно звездам на ночном небе. А самая яркая морозная звезда украшал верхушку, подобно Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к младенцу Иисусу. Лютеру понравилась такая аналогия - он нашел решение проблемы. Елку доставили в дом священника, и он украсил ее свечами, чтобы их огоньки напоминали мерцание звезд. Так и появилась эта традиция.

Новогодние елки в Европе и России

На самом деле, нельзя точно сказать, откуда пошла традиция наряжать елку. Хотя легенда и приписывает ее Мартину Лютеру, первые письменные упоминания о рождественских елях датированы 1605 годом. В те времена их украшали розами из цветной бумаги, яблоками, орехами и другими подобными вещами. И только в начале 19 века этот обычай распространился по всем европейским странам. А в Америке украшенные ели стали повсеместным атрибутом Рождества к середине 19 века.

Откуда взялась эта традиция в России?

Хотя Петр I повелел праздновать Новый год и ставить перед воротами украшения из еловых, сосновых и можжевеловых ветвей еще в 1700 г., по-настоящему обычай украшать домашнюю ель повсеместно распространился только в конце 1830-х годов. Первым рождественскую ель приказал украсить царь Николай I, а затем и вся знать последовала его примеру. В те времена в моду вошла немецкая романтическая литература, и это поспособствовало распространению традиции. Любопытно, что в это же время швейцарские и немецкие кондитеры в Петербурге стали предлагать своим клиентам готовые деревца, украшенные сладостями.

Елка в Советском Союзе

Однако следует отметить, что наряженная елка была атрибутом Рождества, то есть религиозного праздника. И естественно, Октябрьская революция упразднила все − и Рождество, и празднование Нового года, и елку. В конце 1920-х годов все это было под запретом. Впрочем, в стране, разоренной революцией и Гражданской войной, и возможностей для всего этого не было. Но время шло, жизнь налаживалась, а праздники людям нужны всегда. И в 1936 году елка вернулась именно как атрибут новогодних праздников. Ее украшали гирляндами из цветной бумаги, флажками с советской символикой, яркими шарами. К счастью, идеологические мотивы вскоре были забыты, а у нас и сегодня есть возможность наряжать новогоднюю елку.

Можете ли вы представить теперь Новый год вообще без елки, без одной лесной красавицы? Наряд елки тоже символичен. Мы вешаем гирлянды, шары, игрушки в виде различных зверей, сладости, на макушку помешаем звезду, но почему так, а не иначе мы наряжаем елку, не задумываемся. А ведь все это имеет смысл.

Обычай наряжать елку и встречать около нее Новый год имеет языческие корни. Еще в Древней Греции и Риме дома украшали зелеными ветками, и делать это нужно было обязательно, так как считалось, что хвоя принесет здоровье и счастье в будущем году. Хвойные деревья же вечнозеленые, поэтому они стали символом вечной молодости, смелости, долголетия, достоинства, верности, огня жизни и восстановления здоровья.

Обычай украшать деревья существовал еще до наступления новой эры. В те времена считалось, что в их ветках живут могущественные духи (добрые и злые), и чтобы найти с ними общий язык и получить помощь, им подносили дары.

А традиция украшать елку имеет кельтские корни, потому что именно у кельтов Мировое Древо - важнейший элемент картины мира. Считалось, что Иггра-силь поддерживает небосвод, соединяет небо, землю и преисподнюю.

На площадях городов Европы хвойное дерево впервые появилось в XVI веке. В Англию обычай наряжать елку попал в середине XIX века, а в Россию он пришел при Петре Великом, который повелел «после благодарения Богу и молебного пения в церкви по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравля-ти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским U окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям кое нужно на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, напдлняя соломою или хворо* стом, зажигать, а перед бургомйстрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же». Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой взвиваясь в воздухе, возвестила народу о наступлении Нового года, а вслед за этим согласно царскому указу началась потеха и по всей Белокаменной... Правда, обычай этот на русской почве долго не мог прижиться, видимо, потому, что ель в славянской мифологии тесно связана с миром мертвых. Можно считать, что чужим он был вплоть до революции. Да и потом еще некоторое время (до 1935 года) елка, как принадлежность религиозного торжества, была запрещена.

На верхушке елки горит звезда , обозначающая вершину Мирового Древа, она является точкой соприкосновения миров: земного и небесного. И, в принципе, не важно, какая это звезда: восьмиконечная серебряная Рождества или красная кремлевская, которой до недавних пор мы украшали свои елочки (ведь она символизировала силу власти, а власть и была иным миром). Шарики - это современный вариант яблок и мандаринов, плодов, символизировавших плодородие, вечную молодость или хотя бы здоровье и долголетие. Стоит только вспомнить сказки о яблоках , о молодильных яблоках или мифы о яблоках Гесперид либо о яблоке раздора. Яйца символизировали гармонию и полное благополучие, развивающуюся жизнь, орехи - непостижимость божественного промысла. Различного рода фигурки, как елочные украшения, появились не так давно, но имеют они большое значение. В основном это изображения ангелов, сказочных персонажей или героев мультиков, но все они - образы иного мира. А это позволяет говорить о том, что именно эти игрушки соответствуют древним фигуркам добрых духов, от которых ожидали помощи в будущем году.

Сейчас ни одна елка не обходится без гирлянды лампочек и блесток, то есть без мерцающих огоньков. Именно так в мифологии представляется присутствие сойма духов. Еще одно украшение- серебряный «дождик », спускающийся от макушки до основания, символизирующий дождь, струящийся от вершины Мирового Древа к ее подножию. Под елочкой обязательно должна быть фигурка Деда Мороза (можно со Снегурочкой), туда же кладут и подарки.