Из чего алхимики делали золото. Алхимия и алхимики

Здесь начинается алхимическое откровение и наущение тайнам сего искусства

В этом месте я могу достоверно сказать, что вполне обучил тебя собирать многоразличные цветы, источающие благоухание, приносящие здравие и красоту, венчающие славу мира. Но среди прочих цветов есть один - наикрасивейший, благоухайнейший из всех. Это цветок цветов, роза роз, наибелейшая лилия долины. Возликуйте и возрадуйтесь, любезные чада мои, в невинной богоданной юности вашей собирающие сии божественные цветы. Я привел вас в сады Парадиза Срывайте цветы, выращенные в райском саду. Плетите из них венки. Венчайте ими чело ваше. Возликуйте и возрадуйтесь ликованием и радостью Божьего мира.

Я открыл перед вами, о дети мои, сокрытые смыслы. Пришла пора помочь вам сподобиться великих тайн нашего искусства, столь надолго сокрытых от взоров ваших, - вывести вас к свету.

Допрежь я научил вас, как изгонять порчу и собирать истинные цветы, доподлинные сущности тех субстанций, с коими вы имеете дело. Ныне же я выучу вас взращивать их для изобильного плодоношения. Но один из тех плодов вдруг окажется последним и венчальным из всех - плодом плодов ~~ навечно, навсегда. Я выучу вас также и тому, как закреплять возогнанные порошки, способные выдержать все, какие есть, испытания огнем, способные к смешению и единению с разными телами. Все это достоверно истинно и достоверно возможно. Есть два пути к сей цели. Их-то я вам укажу.

Здесь я научу тебя, как закреплять порошки, дабы их можно было бы смешивать с разными веществами.

Возьми порошка столько, сколько тебе заблагорассудится, например, фунт или два, помести в сосуд для закрепления и выложи отверстие доброй глиной толщиною в палец, не прибегая к покрытию глазурью. Замажь все трещины глиною же, не какой-нибудь обыкновенной, а глиной мудрецов. А сделавши это, затепли печь, предназначенную для возгонки. И пускай весь день живет огонь Твоей печи. Ежели дело происходит летом - к середине дня тепла столько, сколько потребно для возгонки ртути. В случае утренней возгонки перемешай раза два твое вещество, поменяв местами нижний и верхний слои. Затем вскрой сосуд и глянь, закрепился ли твой порошок. Помести самую малость порошка на уголья. Ежели улетит над угольями дымок, ежели порошок будет лежать на жару бездымным, закрепление совершилось. Это знак выявления субстанциального духовного принципа. В случае, ежели закрепление еще не достигнуто, возврати сосуд с порошком в печь, закупорив его, как прежде. Затепли огонь на пять дней или же нагревай до той поры, покуда не услышишь изнутри сосуда звуков, напоминающих стук падающих камней, как это часто случается, когда вещество излишне пересыхает. (Иные, правда, считают, что узнать о свершении закрепления можно и так нужно положить образчик порошка на раскаленную платину, и, если порошок расплавится или рассечется бездымным образом, значит, закрепление удалось.)

Есть еще один способ закреплять порошки, Он состоит в пропитке их маслом винного камня. Ты можешь его осуществить, скажем, таким образом. Возьми возогнанного мышьяка, возогнанной серы или возогнанного аурипигмента. Раскроши на каменной плите с маслом винного камня, покуда вся масса не размягчится. Помести полученное в стеклянную чашу, а чашу поставь в золу, но прежде просеянную сквозь тонкое сито. Поставь затем чашу, взяв ее вместе с золою, печь для перегонки. Дай совсем слабого огня, особенно сначала, и перемешивай содержимое. Следи, чтобы сосуд не лопнул. Как только стеклянная чаша прогреется, увеличь огонь. Высуши твое вещество в открытом сосуде, еcли захочешь. Но лучше все же сушить в сосуде закрытом. Установи сверху алембик, куда собирай отогнанную из твоего вещества воду. Этот дистиллят может еще тебе пригодиться. Когда вещество высохнет, сосуд следует разбить. Он может показаться тебе пустым, но это впечатление обманчиво. Ты обнаружишь на дне сосуда порошки, словно камень отвердевшие. Хорошенько измельчи отвердевшую субстанцию так же, как приходилось тебе делать это и прежде, размешав с перегнанным маслом винного камня. Повторив ту же самую процедуру, вновь разбей стеклянный сосуд. Извлеки вещество. Хорошенько разотри и помести в другой сосуд, имеющий форму ампулы. Зарой это в теплый навоз на семь дней, после чего содержимое должно размножиться. Затем помести сосуд в теплую золу и грей на медленном огне. Вот тогда-то субстанциальные духовные начала предстанут закрепленными. Цвет закрепленной субстанции будет прочным и на этот раз окончательным. Прибавь одну часть данного порошка к пятидесяти частям обожженного железа или же обожженной меди, и ты увидишь, сколь хороши сделаются эти металлы по всем свойствам своим, не говоря уже об их ковкости.

Как следует растворять в воде субстанциальные начала

Субстанциальные духовные начала можно растворить двумя способами. Одному из этих способов я тебя уже обучил - это способ с применением масла винного камня. После семикратного сгущения субстанциальные духовные начала должно поместить на покатый мраморный камень, а сам камень - в закрытое влажное помещение. Все это следует проделать таким образом, чтобы дать возможность веществу, растворяющемуся во влаге, равномерно стекать в стеклянный сосуд.

Субстанциальные духовные начала растворяются и в водном растворе нашатыря. Делается это так Возьми нашатыря или иной соли, какая тебе перелается. Положи ее на камень или же в углубление, предназначенное для растворения; или же в стеклянное хранилище. Положив, тут же и раствори. Измельченный возогнанный порошок раствори в этой жидкости. Заметь себе, что возогнанную ртуть ни в коем случае нельзя смешивать ни с какой иной жидкостью, а только с растворенными в воде универсальной солью, нашатырем или же маслом винного камня. Семикратно попеременно разотри порошок в жидкости и ровно столько же раз высуши. Потом помести на камень растертый порошок, который - не сомневайся! Быстро разжижится. Сохрани вещество для перегонки. Прокаленные тела растворяются точно таким же образом, что и субстанциальные духовные начала. Так, медный цвет и цвет атраментума следует точно также обработать, что и субстанциальные духовные начала. Потом каждый из них нужно перегнать.

Прибавления к только что сказанному. Запомни (здесь я отсылаю тебя к началу сей главы) - соль совершенно необходима во всех случаях, имеющих дело с растворением веществ.

Разес. Масло орла (oleum aguiale) приготовляют так. Возьми фунт нашатыря и приготовь из него пасту, растирая его на камне и смачивая достаточным количеством мочи. Затем, во-первых, положи на камень слой универсальной соли, во-вторых, слой нашатыря, в-третьих, слой окалины. Поверх соли положи немного прокаленной яичной скорлупы. Эту слоеную смесь нагревай на огне, покуда не расплавится. Когда же смесь твоя расплавится, сними ее с огня. Положи на камень и разжижай в масле четыре дня.

По прошествии этого времени собери жидкость в стеклянный сосуд и до поры сбереги. Есть мастера, которые делают пасту из нашатыря, яичного белка и окалины, скатывают эту пасту в шарик, обмазывают глиной, сушат и закрепляют на огне. Негашеная известь, однако, не растворяется ни в чем ином, как в доброй водной соли, сперва высушенной и измельченной, или же в водной щелочной соли. После этого ее точно так же семикратно обрабатывают. Наконец, то, что получится, должно оживить в теплой воде, а потом растворить в ней. Если ты не поступишь именно так, раствор твой окажется не плодоносным.

Разве, Возьми раствору нашатыря, трижды или четырежды возогнанного. Увлажни им возогнанную ртуть. Совсем немного пройдет времени, и вещества пропитают друг друга. Высуши на солнце и поставь на низкопламенный огонь. Хорошенько закрой отверстие сосуда и зарой сосуд в навоз на семь дней. Если к исходу семидневья твердое не растворится, обнови навоз и продолжу покуда жидкость не сделается ясной.

Масло для умягчения. Возьми нашатыря, столько же универсальной соли и две части негашеной извести с небольшим количеством свиного сала. Положи все это в стеклянный сосуд и перегоняй на медленном огне. По прекращении перегонки, трижды проделав все это, ты обнаружишь в сосуде белое масло. Оно-то и есть искомый эликсир для умягчения и услащения, а также для плавления окалин металлов. Но самое главное, эликсир этот незаменим как лучшее средство выбеливания веществ. Но об этом здесь говорить вряд ли стоит.

Жидкую ртуть приготовляют так . Берут унцию ртути и смешивают ее с удвоенным количеством крепкой воды. Крепкую же воду готовят смешиванием двух частей йеменских квасцов и одной части каменной соли. Но можно поступить и по-другому. Сгусти возогнанную ртуть, расплавляя ее семь или восемь раз и добавляя к ней кипящее олово. Всякий раз, когда будешь добавлять к ртути кипящее олово, закрывай тигель, дабы пары без толку не улетучивались. Такая процедура обратит твою субстанцию в черный, отливающий маслом цвет. Затем хорошо разотри на мраморе, смешав с небольшим количеством нашатыря, и закопай в навоз. По растворении вещество должно быть дистиллировано либо процеживанием через фильтр, либо перегонкой. Эта вода с серебряной окалиной, возогнанным мышьяком и белым маслом философов годится для приготовления эликсира.

Распускание серы . Возьми фунт очищенного возогнанного белого амизадира, некое количество перегнанного уксуса (пусть его будет в пять раз больше, нежели серы) и помести в баню, наполненную илом. Ил меняй раз в три дня.

Разве. В книге «О совершенном магистерии», в главе, повествующей об отделении серы, ты найдешь все, что касается нашего предмета. Измельчи, просей и помести в реторту одну часть амизадира, той части морской пены, две части соли и одну часть мочи, добавив достаточное количество живого серебра. Свободно подвесь все это над сильным пламенем. Когда жидкость высветлится, извлеки ее и сохрани, покуда не потребуется. Как я уже учил тебя, раз в четыре дня следует менять ил в бане, если тебе не покажется необходимым делать это чаще. Я думаю, Разес наставлял тебя, как растворять тела, потребные для более серьезных дел.

Заметь себе и это . Ртуть, дистиллированная двух- или трехкратно с помощью йеменских или горных квасцов, может быть растворена, если ее положить на мраморную плиту, а плиту поместить в сырое место. А еще лучше положить ее рядом с грубой, пористой, впитывающей влагу субстанцией.

Как субстанциальные начала можно обратить в жидкость красного цвета

А сейчас ты увидишь, как субстанциальные духовные начала принимают красный цвет. Возьми красную жидкость, отогнанную из атраментума, и с ее помощью поглоти, закрепи субстанциальные духовные начала, каковые ты хотел бы окрасить. Разотри вещество семь раз, поглощая и прокаливая. И затем положи на камень для растворения. Тогда и появится жидкость темно-красного цвета.

Прибавлю к этому . Красную жидкость, которую ты соберешь, не перегоняй, прежде чем не закрепишь цвет ее с помощью огня. Иначе в результате перегонки жидкость побелеет.

Как перегнать воду - Два способа

Перегонку осуществляют так . Помести в перегонный сосуд воду, которую ты хочешь перегнать. Сосуд же закопай в. золу почти доверху. Жар и сухость выступает в этом случае причиной перегонки. Ежели, однако, ты захочешь перегнать воду влажною теплотой, налей воды в сосуд, но прежде насыпь в него золы. Можешь, впрочем, налить воду и в котелок, помещенный над перегонной печью. Брось в перегоняемую жидкость сена, накрыв его сверху стеклом. Постарайся придать всему этому устойчивость, дабы не завалить содержимое сосуда на одну сторону. Следи за тем, чтобы сено, покрытое поверх стеклом, лежало ровно. Позаботься также о том, чтобы не опустить холодное стекло в горячую воду, или же наоборот. Ведь стекло может треснуть, что помешает твоей работе, и придется вернуться к началу. Заметь себе на всякий случай: и такое. Если ты захочешь снять сосуд с печи, охлади его прежде, но лишь тогда, когда перегонка уже завершится. Следи внимательно и за тем, чтобы перегоняемая жидкость беспрерывно, покуда длится перегонка, кипела. Перегнав, собери и сохрани полученную жидкость. Запомни и сбереги в памяти сей рецепт таким, каким я его тебе преподал.

Добавление . Растворение тел. Возьми жженое золото или жженое серебро и равное количество возогнанного нашатыря. Смешай и размельчи на камне. Затем возгони нашатырь из твердой прожженной массы всей смеси. Измельчая, возгоняй. И так семикратно. Что же дальше? Помести смесь на поверхность камня, чтобы чуть позднее растворить ее. Есть, однако, и такие, кои, прежде чем возогнать вещество, погружают его в водный раствор буры и лишь потом измельчают. И такую вот процедуру делают семь раз.

Как должно обжигать прочие металлы

Возьми пластины и нагрей их. Потом промой их, протирая соляной водою: ведь соль разъедает любые нечистые влажные вкрапления, пребывающие в телах. Выбери глиняный сосуд, особо приготовленный для данной цели. За-, ложи пластины в сосуд. Помести сосуд на треножник и - в печь для обжига. Засыпь под треножник уголья. Дай сильный огонь, а печь закрой. Когда пластины раскалятся, утишь огонь, дабы не расплавились. Но все же не сбивай всего пламени - пусть пластины обогреваются огнем, хотя и слегка успокоенным. Утром вынь пластины, поскобли их и сохрани. Ведь они уже обожжены. Если кое- какие еще не вполне обожжены, вновь увлажни их соляною водой и повтори всю процедуру, покуда и эти пластины не окажутся обожженными.

Добавления . Обжиг золота и серебра ведут через амальгамирование одного из них равными частями ртути и универсальной соли на медленном огне и при продолжительном перемешивании, покуда не улетучится ртуть. Промой осадок чуть теплой водою и процеди через фильтр. Тогда-то ты и обнаружишь твое вещество, обращенное в окалину. Иной метод обжига золота и серебра, как, впрочем, и других веществ, можно найти у Аристотеля в его трактате «О совершенном магистерии».

Более того. Двойной обжиг золота и серебра описан в книге, названной «Метод составления медикаментов путем уравнивания элементов», в главе «Об обжиге тел». Там-то и рассматривается обжиг многоразличных тел. Это сочинение принадлежит брату Роджеру Бэкону.

Обжиг золота . Разжижи золото, расплавив его. Сделай из расплава тонкие пластины. Положи пластины в железный тигель. Закрой, прежде положив туда универсальной соли. Пусть плавится. А можно взять вместо универсальной соли составной медикамент, равно содержащий нашатырь и гранатовую кислоту (mali granati). Этот состав поможет размолоть твою субстанцию в порошок с помощью заостренностей, коими обладают и соль, и кислота. Затем помести все это в печь для выпечки хлеба на день и на ночь. Потом вынь. Вот тогда ты и узришь желто-красную окалину, коей нету и не было равных

Обжиг серебра . Расплавь его и сделай из расплава пластины. Положи их в железный тигель. Затем добавь в тигель универсальной соли. Слегка растолки ее. Закрой тигель. Начинай плавить. Вскорости благодаря соли пластины расплавятся. Все распадется, и это тоже благодаря соли. Положи подопытную субстанцию в печь для выпечки хлеба на день и на ночь. Потом вынь. Вот тогда взору твоему предстанет серебряная окалина, равной которой не бывало доселе.

Обжиг свинца . Расплавь свинец. Залей раствором универсальной соли и наикрепчайшим уксусом, дабы соль на какую-то часть растворилась. Затем погрузи расплавленный свинец в эту воду. Измельчи и помести в другой, грубо облицованный глиной кувшин. Высуши ею в хлебной печи, причем суши один день и одну ночь. Наутро можешь вынимать. Ты увидишь снегоподобную. Но тяжелую, как соль, окалину.

Обжиг олова . Растопи. Погружай десять раз в раствор универсальной соли. приготовленный растворением соли в наикрепчайшем белом уксусе, смешанном с двумя унциями пчелиною меда. Затем раскроши и помести в кувшин, а кувшин поставь в печь для выпечки хлеба на день и на ночь. Затем извлеки окалину олова.

Обжиг железа . Измельчи и пропитай раствором универсальной соли, рябиново-яблочным уксусом (aceto-sorbarum) и гранатовой кислотой. В уксусе и гранатовой кислоте растворится соль. Высуши на золе десятикратно. Потом восстанови, растерев в порошок с крепкой водой до толщины в пять пальцев. Затем закопай в навоз на десять дней. Между тем масса будет растворяться. Сгущай жидкость в течение дня. Сгустившееся вещество окрасится. Измельчи и помести в печь для выпечки хлеба на один день и на одну ночь. Тогда-то перед тобою предстанет окалина столь же красная, сколь красна кровь. Это и есть окалина Солнца - «золота», именуемая шафраном железным.

Обжиг меди. Изготовь медные пластины. Кувшин же закопай в навоз на десять дней. Вынь пластины и соскобли высажденный на них слой. Повторяй эту операцию, покуда не очистишь пластины. Промой «разъеденные пластины» уксусом, мягко протри, промокни фильтрующей тканью. Соскобленный и отмытый «шлам» выбрось. Очищенные пластины весьма заметно истончатся. Пусть «уксусная вода» постоит, отстоится. Тогда-то ты сподобишься узреть всю тонкость, всю нежность, всю изысканность зеленой меди.

Обжиг живого серебра . Этот метод должно отыскать в главе о возгонке.

Как обжечь медные пластины

Нарежь медных пластин, каждая толщиной с динарий, смочи их соляной водой и положи в рядок на дно тигля.

Дважды натри пластины с каждой стороны мышьяком, настоянным на уксусе. Расположи обработанные пластины одну над другой, насколько позволит пространство твоего сосуда. Замажь сосуд горшечной глиной, дабы не протекал. Пусть просушится. Просушивши, помести в печь для обжига И да стоит сосуд твой в печи полных четыре часа, покуда весь не раскалится. Однако будь внимателен и следи за тем, чтобы, упаси Боже, твоя медь не растеклась, расплавившись, как это часто случается. Потом охлади. Охладив и глянув, ты обнаружишь всеобщий распад и повсеместную гниль. Измельчи все это в ступке или же на камне. Разотри в порошок. Отставь его в сторонку. Хорошенько смешай еще не вполне обожженный остаток с порошком и продолжай обжигать.

Добавление. Красную медь очищают так. Как только ты прокалишь красную медь с аурипигментом, смешанным с нею глубинным образом, начни отмывать ее и отмывай до совершенной чистоты. Затем перегоняй, собирая отгон через отвод, покуда медь не выбелится, став подобной серебро. Измельчи да и пользуйся ею на славу. Если ты еще не достиг совершеннейшего из совершенств, не огорчайся: растирай, промывай и отмывай, перегоняй и очищай, покуда не достигнешь того, чего желаешь.

Как же укрепишь и отвердить окалины различных тел. Про это ты можешь узнать также и у Гебера

Чтобы привести окалины различных тел к твердой, чистой и крупной массе, поступай следующим образом. Возьми окалину того металла, какой тебе больше по душе, и хорошенько разотри на камне. Потом два-три раза промой теплой водой, слив помутневшие воды. Отмывши дочиста, остановись. Сухой остаток как следует измельчи. Прибавь к раствору йеменских квасцов, смешанных с водою, подсоленной универсальной солью. Энергично разотри все это. А растирая, многократно насыщай, как прежде, этой водою. Потом высуши смесь, покуда окалина не побелеет и не оживет. Таким образом ты сможешь удалить из твоей субстанции все проявления серы, которая и споспешествовала рыхлению твоей материи, обращая ее в землеподобное состояние. Затем растолки со щелочной водой. Пусть высохнет. Высушив, положи в небольшой сосуд - наподобие тигля - и хорошо замажь его горшечной глиной. Высверли совсем небольшое отверстие в твоем сосуде, чтобы, расплавившись, вещество смогло вытечь. Потом замажь его. Поставь сосуд в печь. Энергично раздувая жар, прибавь огня, дабы скорее растопить твое вещество. Когда же вещество расплавится, открой отверстие и вылей вещество в железный цилиндр, чтобы видеть твой материал. Очам твоим предстанет белая цельная и единая субстанция. Очи твои возгорятся, а душа возликует. Эта субстанция может быть белого или красного цвета, ибо она свободна от всяческих примесей, от всяческой порчи. Если тебе пожелается сделать твою субстанцию красной, залей окалины металлов красною водой от цветов, взращенных на мед и, либо из атраментума, либо же из свинцового сурика А потом поступай точь-в-точь так, как ты только что поступал. И наконец, обмой щелочной водой и слей мутные помылки. Одним словом, действуй так, как я тебя учил действовать в подобных случаях Тогда и предстанет пред тобою субстанция красного цвета, и ты возрадуешься.

Добавлю к этому . Есть и такие, кои растворяют соль нитрум и квасцы в уксусе и этой смесью очищают окалину от порчи и прочих чернот.

Другие же учат очищать медь так Возьми щелочной солии соли нитрум. Раствори эти соли в моче мальчиков. Смачивая этой мочой, в коей растворены твои соли, медную окалину, приготовь пасту на медленном огне, покуда она слегка не подсохнет. Потом усиль огонь и грей до тех пор, пока твоя паста не съежится. И лишь тогда прокали, а прокалив, охлади в универсальном масле. Проделай это ровно четыре раза, и ты узришь медь, подобную закрепленной соли или же чистому серебру. Медную окалину готовят посредством крепления ее универсальной солью. Причем крепят ее до тех пор, покуда ее ещё можно измельчить и промыть.

Здесь начинается наипервейшая из операций

Возьми, во имя Господа нашего, по одной части белой ртути, серы и мышьяка. Все это смешай и прибавь полчасти жидкого серебра. Положи смесь в стеклянный сосуд и нагревай над добела раскаленным железом, покуда стекло не расплавится, а смесь не сгустится. А потом поместив золу над огнем. Пусть сгущается. Когда же сгущение завершится, загустевшая смесь примет прочный, ровно распространенный, глубокий коричневый цвет. Возьми далее одну часть твоей тинктуры на сто частей железной руды или же очищенной меди. Руда твоя или медь тотчас же обратится - нисколько не сомневайся! - в превосходный металл с прекрасной ковкостью и с иными металлическими качествами, явленными в высшей степени. Причем эти качества будут приданы твоей руде или же твоей меди навечно.

Прибавлю. Заметь, что тинкториальная субстанция прежде должна быть растворенной, а стало быть, обращенной, и лишь после смешанной с телами, предназначенными для обжига. Если жидкость смешать с водою, их невозможно будет отделить друг от друга, так же невозможно, как каплю красного вина отделить от огромного количества примешанной к ней воды. Но заметь, что эти ничтожные капельки обращают огромное количество бесцветной воды в столь же огромное количество воды красной.

Мне попадалось немало трактатов, в коих эта глава опускалась. Но здесь она нужна, ибо ее смысл очень даже пригодится нам в главе следующей.

Как же все-таки получить золото и серебро...

Как же все-таки получить золото и серебро, если поступать в согласии со всем тем, что я предписал тебе. Возьми по одной части возгнанной и закрепленной ртути, закрепленного мышьяка и серебряной окалины. Тщательно разотри в порошок составленную смесь на камне и насыть раствором нашатыря. Трижды, а то и четырежды повтори все это: измельчай и насыщай. Прокали. Потом попробуй растворить, а раствор сохрани. Если же смесь не растворится, еще раз хорошо измельчи и добавь немного нашатыря. Тогда-то уж обязательно растворится. Дождавшись растворения, помести в теплую воду для того, чтобы потом перегнать. А потом весь этот раствор перегони, как я тебя когда-то учил. Не вздумай поставить раствор для перегонки в золу! Почти все у тебя тогда затвердеет, и тебе опять придется отвердевшую смесь растворять, как уже только что приходилось. Когда же перегонка окажется вполне завершенной, помести твой материал в стеклянную реторту, сгусти, и ты увидишь белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу, разжижающуюся на огне, словно воск, всепроникающую и устойчивую. Возьми же только одну часть этой субстанции на сто частей любого очищенного и обожженного металла. Только попробуй, и ты на вечные времена улучшишь его - этого металла - природу. Боже упаси, не вздумай привести твою субстанцию в соприкосновение с неочищенным металлом! Металл твой немедля - после двух или трех проб - навсегда утратит свой цвет.

Прибавлю к этому. Аристотель в своей книге «О совершенном магистерии» сообщает о возогнанной и прокаленной ртути, под коей я понимаю ртуть закрепленную, ибо, если ртуть прежде не закрепить, едва ли возможно ее прокалить. А не прокаливши, и не растворишь ее ни за что. Обсуждая завершающий момент опыта, кое-кто говорит, что следует добавить белое - определенного сорта - масло философов для умягчения нашего медикамента. Если закрепленные субстанциальные духовные начала непригодны в качестве проникающей материи, прибавь к ним равновеликое количество незакрепленных тех же начал, раствори, а потом сгусти. Не сомневайся, что вот тогда ты достигнешь того, что субстанциальные духовные начала обретут всепроникающую способность и прочее. Точно так же, если какое-нибудь обожженное тело не поддается сжатию в твердое однородное состояние, прибавь к нему немного этого же вещества в расплавленном состоянии, и к Тебе тоже придет удача. Раздели яйцо философов на такие четыре части, чтобы каждая обладала самостоятельной природой. Возьми каждой природы равномерно и в равных пропорциях, смешай, но так, однако, чтобы не нарушить их природной несовместимости. Именно тогда ты достигнешь того, что вознамерился достичь, с Божьей помощью.

Это и есть универсальный метод. Однако я объясняю тебе его в форме особенных отдельных операций, коих число есть четыре. Две из них можно выполнить очень даже хорошо, без каких бы то ни было помех и осложнений. Когда же тебе удастся обладать водою из воздуха и воздухом из огня, ты сможешь получить и огонь из земли. Соотнеси воздушную и земляную субстанции с теплотою и влажностью, а потом приведи их в такое единство, которое будет слитным и неделимым и в котором бывшие составляющие этого единства явлены неразличимыми. Затем ты можешь прибавить к ним два действенных добродетельных начала, а именно воду и огонь. Это и есть тот предел, в коем алхимическое деяние свершится окончательно. Слушай и вникай! Ежели ты примешаешь к единству воздуха и земли только одну воду, тебе откроется серебро. А ежели огонь - твоя материя примет красный цвет...»

Алберт Великий

Выдающийся физик Исаак Ньютон, помимо своих работ в области теоретической физики, несколько десятков лет занимался алхимией. Более того, он был полностью уверен в ее возможностях и поэтому с другим физиком Робертом Бойлем внес на рассмотрение британского парламента интересный законопроект. В нем говорилось о запрете разглашения превращения металлов, например, того, как сделать золото из свинца, потому что это могло привести к падению цен на золото.

Философский камень и другие опыты алхимиков

В начале прошлого века в гробнице города Фив был найден папирус. В нем содержалось 111 рецептов, среди которых были и методы и серебра. Однако большинство из этих рецептов все же относились к методам создания подделок или покрытию ими другого металла. Тем не менее такой документ показывает, насколько уже тогда алхимия была распространена и захватывала умы жаждущих легкой наживы.

Исаак Ньютон

Произойдя от греков и египтян, она постепенно захватывала всю Европу. В Средневековье занимались алхимией не только некоторые ученые, но и особы наивысших государственных и церковных чинов. Практически при каждом императорском дворе трудились свои алхимики, намереваясь получить золото, чем улучшить состояние казны. Получить золото, по их мнению, возможно, нужно лишь каким-то образом найти или создать философский камень.

Записи алхимиков того времени были туманны и трудно понимаемы. Вот, например, рецепт Луллия по получению такого камня.

Предлагалось взять меркурий философов и обжигать его до получения зеленого льва, а потом и красного. Его уже нужно было нагреть на песчаной бане вместе с кислым спиртом винограда. Полученную от выпаривания камедь необходимо было перегнать с помощью перегонного снаряда. В самом перегонном снаряде после этого останется истинный дракон, который растереть на камне и прикоснуться раскаленным углем. После чего опять перегнать, вследствие получается жгучая вода и кровь - это и есть эликсир.

Позже такой рецепт был расшифрован. Оказалось, что меркурий, - это свинец, зеленый лев - его окись, красный - сурик, а черный дракон - порошок свинца с углем. Получилась обычная химическая реакция - перегонка уксусно-свинцовой соли. Таким образом, получились продукты, способные восстанавливать золото из растворов его солей.

Алхимия процветала и в середине XVII века. Тогда было сложно сказать, с каким веществом алхимики имели дело, а высокопоставленными лицами такие увлечения поддерживались, что и стимулировало развитие. Многие короли и императоры и сами были алхимиками и, кстати сказать, многие проведенные ими превращения - не совсем обман. Просто, скорее всего, в исходном веществе уже содержалось золото в том или ином виде.

Со временем число людей, веривших в алхимию, становилось все меньше. Это было вызвано тем, что алхимики объявили философский камень средством от всех болезней. И когда это не оправдывалось на практике, люди начинали сомневаться в алхимии.

Однако некоторые превращения металлов тогда еще объяснить не могли. Опыты многих в итоге давали золото. Это было связано с тем, что некоторые из природных руд содержат в себе какое-то количество золота изначально. И путем разных химических реакций его удавалось очистить.

В 1709 году известный алхимик Гобмерг получил золото, расплавляя серебро с сурьмяной рудой. Золота на выходе оказалось совсем немного, но он был уверен, что нашел секрет превращения металлов. По прошествии времени, когда смогли провести точный анализ руды, оказалось, что определенный процент золота там содержался с самого начала.


Осаждение иодида свинца

В 1783 аптекарь Каппель смог превратить в золото серебро при помощи мышьяка. Секрет его опыта оказался подобным: золото содержалось в мышьяковистой руде.

Ядерные превращения.

После открытия атома и реакций по его превращению получением золота занялись физики-ядерщики. И в 1935 году физик Демпстеру изучал масс-спектографические данные золота и пришел к выводу, что существует только один стабильный изотоп этого металла, с массовым числом 197. Это означало, что нужно искать такую ядерную реакцию, которая даст на выходе именно этот изотоп.

В 1940 году многие лаборатории начали изучать этот вопрос более подробно. Они проводили опыты по бомбардировке быстрыми нейтронами соседних с золотом элементов в таблице Менделеева, платины и ртути. Через год американские физики Шерр и Бэйнбридж доложили об успешных результатах: бомбардируя атомы ртути быстрыми нейтронами, они получили золото.

Но изотопы имели массовые числа 198, 199 и 200. Таким образом, они не совсем добились результата, золото получили, но оно существовало короткий промежуток времени. Следовательно, современные приверженцы алхимии не имели повода ликовать, а эксперименты необходимо было продолжать.

Из опытов Шерра и Бейнбриджа сделали вывод, что изотопы золота были получены из атомов ртути с соответствующими атомными числами. И такое предположение казалось оправданным. Вероятность осуществления ядерной реакции определяется эффективным сечением захвата ядра по отношению к частице, которая его бомбардирует.

Таким образом, было показано, что атомы ртути с массовыми числами 196 и 199 имеют больше всего шансов превратиться в золото. И после проведения реакции они действительно его получили. 100 грамм ртути превратили в 35 мкг золота. В 1950 году французский журнал «Атомы» написал, что цена такого золота получилась намного выше рыночной из-за дороговизны ядерных превращений. Поэтому популярности оно не обрело.

Получение золота-197 (его стабильного изотопа) можно было бы теоретически осуществить путем превращений определенных изотопов соседних элементов. Согласно карте нуклидов, золото-197 можно получить из ртути с таким же массовым числом. А также можно было бы получить из таллия-201, если бы этот элемент имел альфа-распад, чего нет.

Остается изотоп ртути-197, которого в природе не существует. Его бы можно было получить из таллия-197 или свинца-197. Это была бы единственная возможная реакция превращения в свинец. Но тут возникает новая загвоздка. Дело в том, что такого изотопа нет, его нужно сначала также создать путем ядерных превращений.

Таким образом, чисто теоретически получить из свинца золото возможно. А на практике его можно получить превращениями ртути. Но такой процесс имеет слишком высокую стоимость, что делает полученный металл «бесценным».

Основной целью средневековых алхимиков было нахождение способа превращения недрагоценных металлов в драгоценные. Удалось ли им это сделать?

«Ответ современной науки категоричен – нет. Однако в средние века люди свято верили в возможность такого превращения, алхимией занимались многие – от монахов до дворян

В 1692 году был опубликован каталог врача и математика из Киля С.Рейхера «О различных монетах, из химического металла изготовленных». В нем подробно описывались все известные в то время медали и монеты, отчеканенные из золота или серебра алхимического происхождения, в том числе и находящиеся в это время в обращении. Значит, алхимики все-таки получали золото и серебро? Монеты из этого металла были в обороте, им верили, принимали в оплату, они использовались населением наравне с обычными монетами. Отличало их лишь одно – алхимические символы, изображенные на них. Дело в том, что алхимики всячески засекречивали свою деятельность, шифровали свои записи, а определенные составляющие рецептов обозначали символами. Такие символы находились и на монетах и обозначали, из какого металла было получено золото или серебро для этих монет.

«Такая символика имеется на золотых монетах английского короля Эдуарда III (1327-1377). Монета называлась «нобль» (благородный)

Символы серы и ртути обозначены на монетах XVII века города Эрфурт и курфюршества Майнц.

Несколько вещественных памятников алхимии оставил после себя шведский король Густав-Адольф (1594-1632 гг.). Сто фунтов золота, полученного из олова, ему преподнес некий купец из Любека. Из этого металла чеканились дукаты. Наверное, король щедро отблагодарил купца, поскольку после его смерти в его доме нашли 1,7 миллиона крон. Король и сам занимался алхимией вместе со своим монетным мастером Вейсмантелем. В память об этой деятельности в 1631-1632 годах были отчеканены серебряные медали со знаком ртути. В обращение тогда были выпущены серебряные двухталеровые и золотые двухдукатовые монеты с символами серы и ртути. Очевидно, купец передал им свой секрет, и король сам превращал эти химические элементы в золото и серебро, а затем чеканил из них эти монеты.

Еще один шведский король Карл XII (1697-1718 гг.) тоже оставил свой след в алхимии. Во время войны с Польшей в 1705 году под Варшавой им был пленен его бывший подданный генерал Отто Арнольд фон Пайкуль. Королевским судом тот был приговорен к смерти. Пайкуль попросил о помиловании, а взамен пообещал раскрыть Карлу секрет изготовления золота в больших количествах, чуть ли не на миллион талеров. В присутствии генерального оружейного мастера Гамильтона и адвоката Фегмана он из олова получил золото, из которого было отчеканено 147 дукатов с надписью: «Это золото химическим искусством выплавил в Стокгольме в 1706 году О.А.Пайкуль». Очевидно, золота оказалось мало, а предательство не прощалось никогда – генерал был казнен. В наше время дукаты проверили – действительно чистое золото 97-й пробы!

Несколько сот дукатов смог отчеканить из полученного золота посредством превращения олова Эрнст Людвиг Гессен-Дармштадтский (1688-1739 гг.).

«При благосклонном отношении и всяческом участии власть предержащих в средневековье блистала своими достижениями и другая плеяда алхимиков, оставившая следы своей деятельности в монетах и медалях. Один их них, Иоганн Конрад фон Рихтгаузен, однажды объявился в Вене у императора Фердинанда III. В 1648 году в Праге в присутствии императора и монетного мастера графа Рутца он получил из ртути 3 либры золота (либра – 327 грамм – прим.авт.) при помощи «философского камня». Камень он якобы взял у своего умершего приятеля Ла Бусарди в доме графа Мансфельда. Из этого металла была отчеканена медаль весом в триста дукатов (то есть более килограмма), которая, к сожалению, не сохранилась

«Помимо императора, этот алхимик, очевидно, работал и на курфюрста Майнца Иоганна Филиппа. Сам курфюрст полученное от фон Хаоса средство в виде шарика помещал в пламя свечи так, чтобы воск стекал в тигель, туда добавлял 4 унции ртути, ставил тигель на полчаса на угли, что и приводило к превращению ртути в золото. Полученное золото было таким высокопробным, что его приходилось легировать серебром. В 1658 году из него чеканились майнцские дукаты

«Еще одним знаменитым деятелем на ниве алхимии был Венцель Зайлер. Двадцативосьмилетний монах-августинец из Чехии при трансмутации (превращении) пользовался порошком пурпурного цвета, который он будто бы нашел в каком-то костеле в Праге. По другим данным, он увидел во сне место, где якобы закопал свой «камень мудрости» сам Парацельс. В присутствии императора Леопольда I (1640-1705 гг.) он превращал цинк в золото, из которого чеканились дукаты в 1675 году. На них было засвидетельствовано: «Силой порошка Венцеля Зайлера я из цинка стал золотым». В благодарность за это император возвел монаха в дворянское достоинство, и тот стал Венцелем фон Райнбургом. Через два года, в 1677 году, опять же в присутствии императора при помощи жидкой тинктуры он сделал серебряную медаль на треть золотой. Эта медаль сохранилась, и находится в Вене

Барон Пфеннигер, обергермейстер курфюрста Пафальцского, в присутствии короля Карла II превращал свинец в золото при помощи тинктуры, полученной им у умершего в 1665 году человека. По поводу этого события в 1716 году также была отчеканена медаль с соответствующей надписью.

Доктор И.Бехер (1635-1682 гг.) также занимался алхимией, и в 1675 году появилась медаль с надписью: «В месяц июль 1675 года я доктор И.И.Бехер получил эту унцию чистейшего серебра из свинца при помощи искусства алхимии».

Помимо королей и баронов, алхимией занимались даже люди низших сословий. Так, в 1710 году один провинциальный житель Прованса превращал железо в золото. Его привлекли к работе на Лионском монетном дворе. Это событие также было отмечено на специальной медали.

Чем же являются эти монеты и медали на самом деле? Подтверждением величайшего открытия в химии? Нет, скорее здесь дело в другом – в тщеславии монархов и их подручных алхимиков, в попытке выдать желаемое за действительное, в показном могуществе над силами природы (а значит, и над людьми), демонстрации своего богатства, и прочих, чисто земных и далеких от науки стремлений. Конечно же, они изготавливались из настоящего золота или серебра, и только выдавались за алхимические. Это повышало их авторитет, способствовало проявлению благосклонности со стороны сильных мира сего и доверия людей.

Иногда сама вера людей в алхимию превращала обычные монеты в алхимические. Так, монеты датского короля Христиана IV с изображением очков считали изготовленными из золота, которое для него превратил из железа его придворный алхимик Каспар Хербах в 1647 году. Однако это не так. В то время в Норвегии была найдена золотая руда, из нее-то и чеканились королевские дукаты. Очки изображались для неверящих в то, что у Христиана есть золото – смотри, мол. А Хербах попал в эту историю потому, что в своей лаборатории в замке Розенберг занимался своими исследованиями, но к железной руде отношения не имел. К тому же на этих монетах нет обязательных алхимических знаков.

Попадались среди алхимиков и откровенные мошенники. Христиан Вильгельм Кронеман в 1677 году явился ко двору маркграфа Баварии и заявил, что может закреплять ртуть. Это был способ превращения металлов без «философского камня». Сначала он якобы добыл серебро и из него стал чеканить памятные медали, в том числе и ко дню рождения маркграфа. За это он был пожалован во дворянство. Целых 9 лет он дурачил доверчивого маркграфа, пока не попался – предложил обучить искусству алхимии генерального суперинтенданта Каспара фон Лилиена «всего» за 10 000 гульденов. Это-то его и разоблачило как мошенника: суперинтендант оказался не дурак – ведь десять тысяч гульденов ничто, по сравнению с возможностью превращать в золото любое количество металла, да и алхимики своими тайнами не делились так просто. Кронеман пытался бежать, но был пойман и в 1686 году повешен.

Неудивительно, что вокруг тайной науки алхимии развелось множество мошенников. Напуская астрологического, мистического и религиозного тумана, они активно пытались получить свой кусок пирога, что дискредитировало науку в целом. Помимо вхождения в доверие, они еще и чеканили фальшивые монеты. С этим боролись, как могли. В 1449 году шотландский парламент издал эдикт, предусматривавший строгий контроль за монетой в портах, и особенно на границе с Англией, на территории которой активность алхимиков была очень высока, и ее плодом было фальшивомонетничество. И это несмотря на то, что в самой Англии деятельность алхимиков была запрещена королем еще в 1403-1404 годах.

Папа Иоанн XXII (1316-1334) в своей булле 1317 года проклинал алхимиков за фальшивомонетничество, предлагая штрафовать их на сумму, на которую они обманут. Одним из обычных мошенничеств было так называемое «сдвоение металлов», когда шло снижение пробы монетного металла подходящими по цвету примесями. В своем письме к маркграфу Бранденбургскому Альберту в 1464 году монетный мастер Шёнстайнер предупреждал о появлении людей, которые из 4 гульденов делают 5 без понижения веса, и при этом это нельзя было проверить на пробирном камне.

«Были и мошенничества, так сказать, по заказу. В 1590 году в Женеве городская казна оказалась пуста. Ответственный за нее сенатор Михаил Розетт по секрету узнал о каком-то немце, который якобы мог превращать цинковые пластины в золотые. Однако ему не удалось привлечь алхимика на свою сторону. Чем закончилась эта история, мы не знаем. Очевидно, плачевно для сенатора, ведь мошенником оказался он, опустошив городскую казну

Сохранившиеся до настоящего времени монеты и медали алхимиков являются не более чем курьезами и как бы знаком того времени – верой человечества в науку. Но не все алхимики были мошенниками и шарлатанами, среди них было много больших специалистов, благодаря деятельности которых алхимия стала родоначальницей современной химии. Были среди них и просто заблуждающиеся люди, верившие в способность металлов к превращениям.

Но, скажите, когда не было желающих быстро и легко разбогатеть?

Алхимия, как внешняя, так и внутренняя, является сложной символической системой, где каждый металл связан с определенными образами, ассоциациями, которые зависимости от контекста, могут по-разному раскрывать смысл алхимического текста или действия. В этом кратком обзоре вы узнаете не только о символических значениях тех или иных металлов в алхимии, но и познакомитесь вообще с представлениями об иерархии металлов в алхимии.

Происхождение металлов (в рамках алхимических представлений)

Происхождение металлов всегда связывалось с землей. Считались, что они «растут» там, как плод в материнском чреве. Именно поэтому в алхимических трактатах и мифологической символике с ними ассоциируются хранители подземных сокровищ - гномы, альвы, цверги и так далее.

В древнем памятнике «Хуай Нань-цзы» (II в. до. н.э) сообщается, что «дыхание» центра Земли поднимается к «Пыльному Небу», там оно по прошествии 500 лет порождает желтую ртуть, которая через 500 лет превращается в золото, которое порождает по прошествии 500 лет Желтого Дракона, а Желтый Дракон проникает в самое сосредоточие Земли и там порождает подземное царство.

В некоторых странах считали, что один металл может порождать другой. Например, китайцы верили, что медь, по прошествии 700 лет превращается в киноварь, а серебро «происходит» из ртути.

Иерархия металлов в алхимии

Для алхимии характерно выстраивание металлов в некую эволюционную иерархическую цепочку в начале которой стоит железо, а в конце - золото. Это связано с тем, что для алхимиков металлы символизировали космическую энергию в застывшей форме. Поэтому извлечение их квинтэссенции рассматривалось как освобождение от иллюзий и получение Истины. Именно устранением всего «лишнего», алхимики пытались получить Философский камень.

Также некоторые алхимики считали, что даже драгоценные камни имеют металлические свойства. Например, Парацельс утверждал, что изумруд является медным камнем, карбункул и яшма - золотыми камнями, рубин и халцедон - серебряными. «Белый сапфир» - корунд, был камнем Юпитера, а гиацинт - камнем Меркурия.

Символическое значение золота в алхимии

Общие сведения: Золото, как во внешней, так и внутренней алхимии - это символ высшего совершенства, символ познания, мудрости, истинного человека, Философского камня, Эликсира бессмертия, Солнца и Бога. В христианстве золото - символ божественного духа, торжествующей веры, славы, любви.

Ассоциации с богами: Невозможно найти мифологию, в которой бы этот металл не был указанием на какого-нибудь бога - Адонис, Аполлон, Атон, Аттис, Атум, Гелиос, Дажьбог, Деметра, Дионис, Ишоко, Мардук, Митра, Осирис, Ра, Сварог, Сурья, Таммуз, Уту, Хепри, Хорс, Шамаш, Ярило и многие другие - все эти божества олицетворялись золотом.

Алхимическая аллегория: Алхимическая аллегория золота обычно представлена либо королем с короной на голове и скипетром в руке, либо солнечным диском с расходящимися лучами. По представлениям алхимиков, сплав золота (солнце, божественный дух) с серебром (луна, человеческий дух), так называемый aurum potabile, излечивает от многих болезней.

Символическое значение ртути в алхимии

Общие сведения: Ртуть занимает в алхимии особое место. Ее яркий блеск напоминал алхимикам о божественном свете, заключенном в материи. Она считалась духом всякой отдельной материальной формы. Недаром ее называли «жизненной силой всех металлов» (другое название ртути - «живое серебро»). Это объясняется тем, что она имеет жидкую форму, ассоциирующуюся у алхимиков с жидкостями, несущими жизни - дождевой водой, кровью, спермой и так далее.

Ртуть завораживала алхимиков, так как она могла вмещать в себя два полярных принципа. С одной стороны она металла, а с другой - жидкость, но при этом она все равно не смачивает поверхность. Это свойство послужило причиной того, что ртуть стала олицетворять собой Единство, как таковое. Иногда два противоположных принципа олицетворялись мужскими и женскими качествами, поэтому нередко можно встретить в алхимических трактатах символическое изображение ртути в виде гермафродита. Другими аллегорическими изображениями данного вещества были образы единорога, укрощаемого девственницей (символ примирения противоположностей) или льва, борющегося с единорогом (символ антагонизма противоположностей) и так далее.

Ассоциации с богами: Кроме того, ртуть отождествляли с Духом Божьим, носившимся над водой до сотворения мира.

Алхимическая аллегория: Согласно алхимическим концепциям, соль олицетворяла женское начало, а сера - мужское, но оба они примирялись в ртути, поэтому ей символизировали дух. У адептов внутренней алхимии, ртуть называлась «философской» субстанцией, а ее природная ипостась, считалась лишь несовершенным подобием истинной ртути.

Символическое значение серебра в алхимии

Общие сведения: Алхимики считали серебро металлом Луны. Оно символизировало девственность, женское начало, Царицу, мягкость, медлительность.

Ассоциации с богами: С серебром связаны практически все лунные боги и богини - Алфей, Анаит, Аретуза, Артемида, Геката, Гуаньинь, Диана, Иксчел, Иштар, Канон, Лусин, Майяуэль, Сарасвати, Селена, Сома, Тефнут, Тиннит, Хатор, Царпанниту, Цукуями, Чандра, Чан-э, Эндимион и прочие.

Алхимическая аллегория: Алхимическая аллегория серебра - женщина, стоящая на полумесяце в позе Мадонны.

Символическое значение свинца в алхимии

Общие сведения: Свинец в алхимии занимал важное место, так как олицетворял собой животную, «необработанную» душу человека, которую алхимик посредством духовной трансформации должен был превратить в золото, то есть сделать просветленной.

Ассоциации с богами: свинец, соотносимый с Сатурном, символизировал течение времени, недаром с ним связан греческий бог времени - Хронос.

Алхимическая аллегория: в алхимических трактатах свинец обычно аллегорически изображался в виде старика с посохом.

© Алексей Корнеев

Поделиться с друзьями: Обратимся к проблемам алхимии с помощью замечательных исследователей старины Александра Горбовского и Юлиана Семенова, изложивших результаты своих изысканий в книге «Закрытые страницы истории» (Москва, «Мысль», 1988).
Алхимия как искусство «творения» золота возникла в III-IV веках нашей эры, в Египте, но особенно широкое распространение она получила в Средние века в Европе. Главная цель алхимиков заключалась в поисках так называемого «философского камня», поскольку считалось, что если подмешать его к серебру или ртути и все это основательно нагреть, то полученная смесь превратится в чистое золото! В реальность алхимии верили даже такие выдающиеся ученые, как Авиценна, Фрэнсис Бэкон, Лейбниц, Спиноза.

Свидетельства
Известный врач и ученый XVII века Иоганн Фредерик Гельвеций утверждал, что в 1666 году его посетил некий незнакомец, обнаруживший невероятные познания во всех известных областях науки. Уходя, он оставил щепотку порошка, якобы осуществлявшего превращение металлов. На следующий день Гельвеций растопил немного олова и в присутствии жены и сына всыпал в него полученный порошок. «Когда состав остыл, - писал Гельвеций, - он сиял как золото! Мы немедленно отнесли его к ювелиру, который сразу сказал, что это "чистое золото самой высокой пробы!". Когда об этом узнал Барух Спиноза, он разыскал того ювелира, подтвердившего эту историю. «После этого, - писал Спиноза в одном из своих писем, - я отправился к самому Гельвецию, который показал мне полученное золото и плавильник, еще сохранивший внутри следы благородного металла!»

Иоганн Фредерик Гельвеций (1625-1709)

Памятные медали
Когда в 1648 году австрийский император Фердинанд III с помощью порошка алхимика Рихтгаузена самолично получил из ртути золото, он приказал в память об этом событии выбить медаль, на которой было выгравировано изображение Меркурия в качестве символа совершившегося превращения. Эта медаль еще в конце XVIII века хранилась в венском казначействе.
В 1705 году алхимик Пейкюль в присутствии ученого-химика Гирна и многих свидетелей тоже будто бы совершил несколько превращений неблагородных металлов в золото. В память о случившемся была выбита специальная медаль (из полученного золота).
История Николя Фламеля
Однажды в руки парижского переписчика книг Николя Фламеля попал какой-то древний фолиант, заполненный загадочными символами явно алхимического происхождения! Дело было в XIV веке. Переписчик более двадцати лет разбирался в изображениях символов, но результата не получил. В поисках ученого, способного расшифровать эти знаки, Фламель отправился в Испанию, где через два года все-таки нашел нужного человека.


Алхимические символы в книге Н. Фламеля

Призвав на помощь все, что ему удалось узнать у «консультанта», Фламель приступил к алхимическим опытам и 17 января 1382 года добился результата! В этот день ему якобы впервые удалось получить из ртути серебро, а потом и чистое золото! Так безвестный парижский переписчик книг стал одним из богатейших людей Франции!
Эдисон, Тесла и другие
Великий Эдисон и загадочный Никола Тесла тоже не избежали соблазна поисков «философского камня». Многие дни, уединившись в своей лаборатории, они предавались никому не известным занятиям. Дабы уберечься от досужего любопытства фанатиков, исследователи тщательно зашторивали окна лаборатории, а когда уходили, Эдисон самолично проверял замки на дверях. В надежде на ожидаемый результат они, в частности, облучали тонкие пластинки серебра при помощи рентгеновского аппарата с золотыми электродами.


Томас Эдисон (1847-1931)

Но удача пришла к профессиональному химику Стефену Эмменсу, кстати, автору изобретения взрывчатого вещества для мин - «эмменсита». Он сообщил представителям прессы, что открыл способ превращения серебра в некий металл, практически не отличимый от золота! Как ни странно, но три слитка этого металла после лабораторных проверок были куплены золотых дел мастерами по цене реального золота!
Последнее, что можно сказать о Стефене Эмменсе, это о его согласии выступить с публичной демонстрацией своих опытов на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Но он так и не появился там. и вообще исчез без следа! Подобная судьба постигла и немецкого профессора Адольфа Миетхе, объявившего в 1924 году об изобретении им метода превращения ртути в золото. Пользуясь этим методом, профессор якобы неоднократно получал в своей лаборатории чистое золото!

Никола Тесла (1856-1943)

Фальсификаторы
Всеобщее увлечение алхимией породило великое множество обманщиков. Для обмана использовались различные способы. Например, для демонстрации превращения свинца в золото брали золотой слиток, предварительно покрытый свинцом. При нагревании свинец расплавлялся и обнажал чистое золото! Иногда устраивали тигли с двойным дном. Или прятали кусочки золота в деревянные палочки, которыми помешивали расплавленный свинец или ртуть. Золото, появившееся в расплавах, доказывало факт превращения.
Алхимика, уличенного в обмане, обычно вешали как фальшивомонетчика - на позолоченной виселице и в балахоне, усыпанном блестками. Если же алхимик не был уличен в обмане, считалось, что он действительно обладает тайной «философского камня», и тогда его ожидал застенок. Это был замкнутый круг, из которого невозможно было выбраться живым. Поэтому для занятий алхимией требовалось немалое мужество.
Гипотезы
Известный шведский химик Й. Я. Берцелиус (1799-1848) выращивал салат на стеклянной крошке методом гидропоники, подавая на корни только дистиллированную воду. Когда он сжег растения и проанализировал химический состав оставшейся золы, содержание серы в ней оказалось в два раза больше, чем в семенах! Французский биолог Ц. Кервран, выращивая методом гидропоники овес, обнаружил, что через несколько недель содержание кальция в колосьях возросло в 4-7 раз, хотя в растворе или в воздухе такого количества кальция не могло быть!
Французский профессор Д. Бертран более двадцати лет посвятил аналогичным опытам и пришел к удивительному заключению: «Создается впечатление, что растениям известен древний секрет алхимиков. Они каждый день на наших глазах преобразуют элементы!». К этим словам можно добавить, что секрет алхимиков известен не только растениям.
В ходе опыта курам скармливали овес с определенным содержанием кальция. Так вот, скорлупа яиц, которые несли подопытные куры, содержала гораздо больше кальция, чем им скармливали! Даже цыплята, вылупившиеся из этих яиц, содержали повышенное содержание кальция!
Превращения в неживой природе
По убеждению геологов, превращение химических элементов совершается и в неживой природе! По словам уральского геолога П. А. Королькова, почти все рудные месторождения возникли в результате постоянного превращения элементов! В их число входят знаменитые месторождения золота в Южной Африке, которые уже более полувека дают 40 процентов мировой добычи!
«Золото растет под землей» - говорили древние. Некоторые старатели и сейчас верят в это. Они считают, что если через много лет спуститься в заброшенную шахту, где раньше добывали золото, в ней всегда можно снова найти благородный металл! Такое явление признавал и великий Леонардо да Винчи: «Внимательно посмотрите на ответвления из золота и вы увидите на их концах ростки новых ответвлений!».
Итак, если превращения элементов происходят в природе, то почему бы им не совершаться в лабораториях алхимиков? Во всяком случае, в знаменитых долгосрочных прогнозах писателя-фантаста Артура Кларка на разгадку этой вековой тайны отводится 2050 год!