Из чего состоит хрусталь. Что такое хрусталь и чем он отличается от стекла. В цехах по производству хрустальных изделий работают

Хрустальная посуда

Пример классической хрустальной люстры

Изготавливают сплавлением оксида свинца PbO с кремнезёмом , соединением натрия или калия (содой или поташем) и малыми добавками других оксидов . Свинцово-калиево-силикатные стекла дороже известковых стекол, однако они легче плавятся и проще в изготовлении. Это позволяет использовать высокие концентрации PbO и низкие - щелочного металла - без ущерба для легкоплавкости. Высокое содержание PbO дает высокие значения показателя преломления и дисперсии - двух параметров, весьма важных в некоторых оптических приложениях. Те же самые характеристики придают свинцовым стеклам сверкание и блеск, украшающие самые утонченные изделия столовой посуды и произведения искусства.

Хрустальное стекло

Хрустальное стекло - это свинцово-силикатное стекло, содержащее 13-23 % оксидов свинца и до 17 % оксидов калия. Из хрустального стекла производят высококачественную посуду и декоративные изделия. Оно обладает повышенными плотностью, прозрачностью, лучепреломляемостью и блеском, но меньшей термостойкостью по сравнению с другими видами стекол. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, изделия из хрусталя отличаются необыкновенно яркой, многоцветной игрой света. Обладают красивым звоном. Хрусталем называется также высококачественное венецианское и чешское стекло. Стиль художественного стекла (хрусталь) - торжественно-парадный, сувенирно-подарочный. Способы обработки изделий из хрусталя: гравировка , огранка , резьба , шлифовка .

Добавление оксида свинца к стеклянной массе практиковалось ещё на заре стеклоделия, в древнем Египте и Месопотамии . Тем не менее, хрусталь в более или менее современной форме был получен только в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом (George Ravenscroft).

Производители хрусталя

Действующие заводы в России

  • Дятьковский хрустальный завод , Дятьково
  • Гусевской хрустальный завод , Гусь-Хрустальный
  • Бахметьевский хрустальный завод, Никольск

Действующие заводы в Белоруссии

  • Стеклозавод «Неман» , Берёзовка

Закрытые заводы

  • Ленинградский завод художественного стекла ; производство закрыто 29 января 1997 года .
  • Завод «Красный Гигант» , Никольск ; производство закрыто с конца 2008 года .
  • Хрустальный участок Таганрогского металлургического завода , Таганрог ; производство закрыто в конце 2012 года .
  • Борисовский хрустальный завод им. Ф. Э. Дзержинского , Борисов закрыт

Бокалы из цветного хрусталя делают вручную.

Хрустальные бокалы ручной работы - кропотливый и трудоемкий процесс, а изготовление бокалов из цветного хрусталя и подавно. Многие, приходя в магазины, удивляются высоким ценам на цветной хрусталь ручной работы. Мы решили описать процесс изготовления бокалов из цветного хрусталя. Делаем это для того, чтобы потребитель знал насколько это тяжелый и творческий процесс, благодаря которому из рук мастеров выходят настоящие шедевры.

Начнем с того, что многие фабрики в 18 веке уже начали экспериментировать с различными добавками к бесцветному хрусталю. В то время они добивались различных оттенков, добавляя к сырью коллоидное золото или окись урана в разных пропорциях.

Сегодня технология производства бокалов из цветного хрусталя уже обкатана. Например, современные технологи знают, что добавление марганца дает фиолетовый цвет. А кобальт отвечает за синий. Добавление меди прибавляет изделию зеленые оттенки, кадмий позволяет получить ярко-красный цвет хрусталя, а кремний дает нежный розовый.

Производство цветного хрусталя

Производство хрусталя - трудоемкий процесс.

Теперь к производству. Смесь песка, поташа и оксида свинца называется «шихта». Перед ее выплавкой мастер тщательно проверяет пропорции всех составляющих, измеряет вес каждой добавки до миллиграмма, добавляет ингредиенты, отвечающие за цвет, а затем смешивает их.
Шихта плавится в печи при температуре 1500 градусов. Каждый мастер (а их несколько) отвечает за свой участок работы. Поскольку расплавленное сырье быстро остывает, вся команда должна действовать быстро и слаженно.

Первый мастер - стеклодув достает расплавленное сырье из печи, быстро выдувает из него нужную форму и снова отправляет в печь. Другой мастер (мастер - наборщик) набирает нужное количество сырья из печи и относит мастеру - прессовальщику, который, в свою очередь, с помощью шаблона придает будущему элементу изделия нужную форму.

После этого на выдувную форму наносится нужная фактура от мастера - прессовальщика и будущий бокал из цветного хрусталя снова отправляется в печь, но уже в другую. Эта печь предназначена для, так называемого, отжига. В течение полутора часов температура в печи постепенно опускается с 700 градусов до 40. Благодаря этому хрусталь приобретает прочность.

При помощи специальной горелки от будущего бокала срезается конец, где была трубка стеклодува.

На следующем этапе, при помощи специальной горелки, от будущего бокала срезается конец, где была трубка стеклодува, и изделие отправляется на контроль качества, где проверяется отсутствие пузырьков внутри хрусталя и правильность формы. Если изделие не проходит контроль, то его отправляют на бой с последующей переплавкой.

Затем бокал отправляется к мастеру - гравировщику для нанесения рисунка на грани хрусталя. Кстати, на этом этапе хрусталь еще не прозрачен, а имеет матовый цвет. Узор на него наносится с помощью маленьких абразивных кругов, а чтобы нагрев не превышал допустимых температур, весь процесс проходит под струей воды.

Далее следует несколько уровней шлифовки изделия. На первом этапе избавляются от лишних частей, заусениц, аккуратно шлифуются края бокала и ножка. И только после этого, с помощью специальных абразивных паст, бокалы из цветного хрусталя становятся прозрачными и искрящимися сказочными переливами.

Надеемся, что теперь, после прочтения донного материала, вас не будет удивлять высокая стоимость бокалов из цветного хрусталя. Теперь и вы по достоинству оцените труд художников и мастеров, которые вложили свою душу и труд в цветной хрусталь.

Хрусталь Хрусталь

(от греч. krystallos - кристалл, первоначально - лёд), особый вид стекла, в состав которого входит в значительном количестве окись свинца (или бария). Способы украшения изделий из хрусталя (посуда, осветительные приборы, фонтаны, архитектурные детали) - гравировка (неглубокий матовый рисунок), огранка (широкая полированная грань), резьба (глубокие борозды большей частью треугольного сечения; при частом пересечении борозд образуется сетка, носящая назв. "алмазная грань"), шлифовка. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, тщательной полировке хрусталь отражает и преломляет свет, придавая сверкание и многоцветную игру поверхности изделий (часто массивных толстостенных), обладает красивым звоном. Название "хрусталь" было дано по сходству с горным хрусталём. Наряду с преобладающим бесцветным хрусталём известен цветной хрусталь (синий, красный). Археологические находки свидетельствуют о том, что стекло, содержащее окись свинца, было известно уже в античном мире (Древний Рим), в Древней Руси XI-XII вв. и др. Изготовление посуды из собственно хрусталя (стекла с большим содержанием свинца, отделанного огранкой, резьбой - "алмазным гранением", шлифовкой) распространилось в Англии во второй половине XVII в. (Дж. Рейвенскрофт), получив мировую известность. Во Франции значительное производство хрусталя возникло в XVIII в. в г. Баккара на стекольной мануфактуре Сент-Анн (основана около 1766), где существует и поныне.

В России производство хрусталя достигло особого подъёма во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. на Петербургском стеклянном и зеркальном заводе, где стали изготовляться монументальные архитектурно- художественные изделия - большие вазы, осветительные приборы, фонтаны и архитектурные детали. К созданию их привлекались художники и архитекторы (В. В. Растрелли, Ч. Камерон, К. И. Росси, Ж. Тома де Томон, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов и др.). Хрустальная посуда выпускалась с XVIII в. также частными заводами (Мальцева в Гусь-Хрустальном, Бахметева в Николо-Пестровке). К конце XIX в. качество русской художественной стеклянной продукции, в том числе хрустальной, снижается. В советское время производство хрусталя стало вновь развиваться. Достижением восстановленного производства хрусталя в СССР было создание монументального фонтана для павильона СССР на Международной выставке 1939 в Нью-Йорке (1938, по проекту скульптора И. М. Майкова и инженера Ф. С. Энтелиса).

В 1950-70-х гг. производство хрусталя интенсивно развивается в Великобритании, Бельгии, ГДР, Польше, Чехословакии, ФРГ, Франции и др. Всемирную известность приобрели изделия так называемого скандинавского дизайна, основную роль в создании которого принадлежит финским дизайнерам Т. Вирккала и Т. Сарпанева. Лаконично чёткие по формам, эти изделия отличаются прозрачно-чистыми, лишёнными декора плоскостями. Наряду с такого рода хрусталём производится традиционный хрусталь с "алмазным гранением".

В СССР специализированное производство хрусталя организовано на Ленинградском заводе художественного стекла, цветной хрусталь выпускается на Гусевском хрустальном заводе; другие заводы (Киевский завод художественного стекла, белорусский стеклозавод "Неман", Дятьковский хрустальный завод и др.) производят изделия из хрусталя наряду с простым посудным стеклом. В Ленинграде, основном центре производства хрусталя, сложилась так называемая ленинградская школа советского художественного стекла (так называемый невский хрусталь), для которой характерен стиль торжественно-парадной, строгой, тактично украшенной посуды и сувенирно-подарочных изделий. Ряд уникальных образцов, определивших общее направление "ленинградской школы", выполнили в 40-70-х гг. В. И. Мухина, А. А. Успенский, Э. М. Кример, Б. А. Смирнов. Среди известных художников, работающих исключительно в хрустале, - А. А. Аствацатурьян, А. С. Курилов, В. С. Муратов. А. М. Остроумов, В. А. Филатов, Б. Фёдоров, Л. О. Юрген, Е. В. Яновская.

Название "хрусталь" применяется не только к свинцовому стеклу. Во второй половине XV в. в Венеции хрусталём ("кристалле") называлось высококачественное бесцветное стекло (без огранки), не содержащее свинца. С XVII в. в Чехии выпускаются толстостенные, украшенные глубокой гранью изделия из кальциево- известкового стекла, называющиеся хрустальными (так называемый богемский, или чешский, хрусталь; см. Чешское стекло).


Литература: Н. В. Воронов, Дубова М М., Невский хрусталь Очерки основных этапов развития, Л., 1984; Kдmpler F., Viertausend Jahre Glas, Dresden, 1966, Savage G., L"art du verre, P., 1968. Glassproblemer og problemglass, Oslo, 1971.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Хрусталь" в других словарях:

    Кристалл, хрусталь. Созвучие слов и морфологических элементов определяет пути «народной этимологии». Звуковое подобие часто является опорой переосмысления и морфологического переоформления чужого, этимологически неясного слова. Например, греческ … История слов

    - (от греч. krystallos). Обыкновенное стекло, в котором, вместо извести, употреблена окись свинца, гораздо плотнее и прозрачнее обыкновенного свинца. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРУСТАЛЬ… … Словарь иностранных слов русского языка

    ХРУСТАЛЬ, хрусталя, мн. нет, муж. (от греч. krystalios прозрачный камень, кристалл). 1. Стекло высокого сорта, обладающее особым блеском и способностью сильно преломлять свет. 2. Посуда из такого стекла. «Духи в граненом хрустале.» Пушкин. || То… … Толковый словарь Ушакова

    Жен., нем. чистое белое стекло, особ. граненое. Горный, самородный хрусталь, чистый, сквозистый кварц. льный, из хрусталя или к нему относящийся. Народ производит хрусталь от хрусткий, твердый и хрупкий. Хрусталик, внутренняя часть глаза, как бы… … Толковый словарь Даля

    Кристалл, пьезокварц Словарь русских синонимов. хрусталь кристалл (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    хрусталь - ХРУСТАЛЬ, я, м. 1. Пустые бутылки, стеклотара. 2. Любая емкость, сосуд для распития спиртного. Один хрусталь на всех. Операция « хрусталь» сдача пустой посуды, обычно после попойки … Словарь русского арго

    ХРУСТАЛЬ, я, муж. 1. Стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Ваза из хрусталя. 2. собир. Посуда и другие изделия из такого стекла. Коллекция хрусталя. Стол сервирован хрусталём. Горный хрусталь бесцветный прозрачный минерал,… … Толковый словарь Ожегова

    - (от греч. krystallos кристалл) особый вид стекла, в состав которого входит в значительных количествах оксид свинца (или бария). Название по аналогии с горным хрусталем. Изделия из хрусталя, украшенные гравировкой, огранкой, резьбой, отличаются… … Большой Энциклопедический словарь


Посуда из хрусталя была показателем роскоши во все предыдущие эпохи. Во времена Средневековья богатые люди украшали свои столы хрустальными кубками и чашами. В эпоху СССР все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Сейчас ситуация, конечно, сильно изменилась. Хрустальная посуда утратила былую значимость и почёт среди населения. Кроме того, у хрусталя появилось множество соперников из современных видов стекла. Но он всё ещё пользуется заслуженным признанием на торжественных приёмах и светских раутах, а наиболее искушённые персоны используют хрустальные бокалы у себя дома безо всяких поводов, когда им просто хочется создать атмосферу величественности и фееричности.

Хрустальная посуда имеет весомые эстетические преимущества даже перед современной посудой из самого необычного стекла. Хрусталь вот уже несколько столетий подряд завоёвывает сердца потребителей благодаря своей поразительной прозрачности, блестящей поверхности, способности преломлять свет и передавать мельчайшие оттенки цвета напитков. Красота хрустальной посуды позволяет ей оставаться востребованной и в XXI веке.

Свойства хрусталя

Хрусталь - это одна из разновидностей стекла, отличающаяся от других видов наличием в составе оксидов серебра, бария, цинка или свинца. Хрусталём считается белое стекло, содержащее не менее 16% окислов этих металлов. Если содержание бария, свинца, серебра не достигает этой нормы, стекло расценивается как кристалин.

Свойствами хрусталя, выделяющими его на фоне других видов стекла, являются повышенная плотность, тяжесть даже при наличии тонких стенок посуды, необыкновенная прозрачность, блеск, светопреломляемость с эффектом радуги, низкая термоустойчивость, яркий мелодичный звон, кажущаяся хрупкость и неповторимая красота.

Качество хрустальной посуды в обязательном порядке сверяется с требованиями ГОСТ 30407-96.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: НЕЛЬЗЯ ДОЛГО ХРАНИТЬ В ПОСУДЕ ИЗ ХРУСТАЛЯ ЕДУ И НАПИТКИ: ТЯЖЁЛЫЙ МЕТАЛЛ СВИНЕЦ МОЖЕТ ПРОНИКНУТЬ В ПРОДУКТЫ, А ЗАТЕМ И В ВАШ ОРГАНИЗМ!

Виды хрусталя

1. Процентное содержание оксида свинца влияет на качество хрусталя. Согласно Госстандарту (ГОСТ 24315-80), материал,

  • содержащий не менее 10% свинца, бария или цинка, признаётся хрустальным стеклом;
  • содержащий от 18 до 24% оксида свинца - именуется малосвинцовым хрусталём;
  • имеющий в своём составе от 24 до 30% окислов свинца - считается дорогим свинцовым хрусталём;
  • содержащий более 30% оксида металла - элитным высокосвинцовым хрусталём.

2. Согласно европейской классификации, материал,

  • содержащий от 1 до 15% оксида свинца, - это кристалин;
  • от 16 до 23% - хрусталь;
  • от 24 до 30% - свинцовый хрусталь.
  • горный хрусталь - кварц (природный хрусталь), не содержащий никаких примесей;
  • свинцовый хрусталь - содержащий оксид свинца;
  • бариевый хрусталь - включающий в свой состав окислы бария;
  • богемский хрусталь - имеющий в составе калиево-кальциевое стекло вместо оксидов свинца или бария.

История хрусталя


Хрусталь изобрёл англичанин Георг Равенскрофт в XVII веке. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, и лишь в 1976 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» - известный нам хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции - так появился хрусталь.

Своё окончательное название изобретённое англичанином стекло приобрело за удивительное сходство с кварцем (горным хрусталём).

Но активное производство «алмазного стекла» начала вовсе не Англия, а ценящая всё прекрасное Франция. Французская мануфактура «Вонеш-Баккара», сделавшая хрусталь достоянием всего мира, функционирует и в настоящее время.

В нашей стране наибольшей популярностью пользуются сувениры и посуда из хрусталя, выпускаемые в городе с говорящим названием Гусь-Хрустальный. Продукция не раз завоёвывала лидерские позиции и высшие награды на международных выставках. Еще среди известных производителей хрусталя в России назовем и »

Мирового признания добилась хрустальная посуда, выпускаемая Чехией, Германией, Румынией, Болгарией и Австрией. Кстати, в Болгарии производится модный сегодня гладкий негранёный хрусталь.

Производство хрустальной посуды


Посуда из хрусталя может производиться четырьмя методами: выдуванием, прессованием, прессовыдуванием или центробежным литьём. Выдувание - наиболее надёжный способ, так как в результате его формируется цельное, монолитное изделие, а не части, которые потом ещё надо будет соединять.

Выдувание тоже бывает разным: механизированным, вакуум-выдувным, ручным и свободным. Наиболее ценны сувениры и посуда из хрусталя, полученные ручным методом выдувания, то есть с помощью стеклодувной трубки. Свободный способ выдувания (гутенская техника) представляет собой создание хрустального изделия без отчётливой формы. Продукция, полученная таким методом, всегда уникальна.

Вся хрустальная посуда и сувениры, произведённые выдувным способом, характеризуются тонкостью стенок, особой прозрачностью, необычностью и неповторимостью форм.

Поскольку хрусталь - это изначально очень мягкий материал, вся хрустальная посуда, как правило, подвергается алмазной огранке. Сначала изделия обрабатываются посредством крутящихся кругов искусственного алмаза, затем полируются кислотами.

Известны четыре способа обработки хрустальных бокалов, ваз и сувениров: гравировка, огранка, шлифовка, резьба.


В наше время особым спросом пользуется цветной хрусталь. Для получения окрашенной хрустальной посуды во время её производства применяются разнообразные добавки: кадмий или соединения золота - для получения красного оттенка; кремний - для получения розового хрусталя; кобальт - для синего; окись медь - для приобретения хрусталём зелёного цвета; окислы марганца - для фиолетового.

Цветной хрусталь производится и российскими заводами, но они пока не могут составить достойную конкуренцию хрустальным мастерским города Севр во Франции. Там выпускается знаменитый жемчужно-серый, аметистовый и голубой хрусталь.

В настоящее время для украшения хрусталя начали применять особые виды декорирования . Самый распространенный из них - украшение золотом. Мастера для этого используют золотую фольгу, которая вплавляется внутрь стекла, либо покрывается снаружи. Другие мастера расписывают хрусталь вручную, это, кстати, и дешевле. Другой способ декорирования - это травление (сатинирование). Так называется техника обработки плавиковой кислотой, что позволяет сделать хрустать наиболее блестящим. Существует и противоположный способ декора - матирование, когда хрусталь обрабатывают острозернистым песком.

Ассортимент хрустальной посуды


Ассортимент посуды из хрусталя довольно разнообразен. Из этого материала в основном изготавливают всевозможные вазочки и розетки, кувшины с крышками, конфетницы и фруктовницы, вазы для пирожных и тортов, креманки на ножках, блюда, сахарницы, компотницы, селёдочницы, салатницы, приборы для специй, пепельницы, салфетницы и т.п.

Хорошая новость: гонения на хрусталь закончились. Когда-то Его сиятельство скоропалительно объявили безвкусным наследием советских сервантов, а теперь хрусталь - яркая звезда модного интерьера и сервировки. Ну а где мода, тренд и хайп, там и подделки, и имитация. Чтобы узнать, как делают правильный хрусталь, корреспонденты «ВВ» отправились на старейший отечественный хрустальный завод - в стекольную столицу России, в город Гусь-Хрустальный.

Город в городе

У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова - наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся ее профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом. Начинала у станка, потом получила специальность технолога - училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. Кажется, про секреты мастерства стеклоделия и историю «хрустального города в городе» она знает все. С легкой грустью вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.

А сейчас?

Да и сейчас есть чем похвастаться, - патриотично заявляет Галина Михайловна и ведет нас... в магазин.

Торговая точка при ГХЗ - небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах - изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут черно-белый графин и зеленые рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.

Эта работа не может стоить дешево, - уверяет Власова. - Вы сейчас сами увидите, какой это тяжелый труд - на каждом этапе производства. Хотя я не удивляюсь реакции. Мы всех гостей-туристов приводим в магазин. Сначала говорят: «Ой, как дорого!» - а после экскурсии уже считают, что и недорого вовсе. Ведь практически каждое изделие - эксклюзив, ручная работа. И специалисты у нас уникальные.

Один из таких уникальных специалистов - гравер Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».

На завод пришел подмастерьем - вырос в мастера. Азы гравировки осваивал под началом Владимира Анатольевича Митрофанова.

«Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравер нанесет тончайший рисунок и все - ручками-ручками.

По миллиметру Максим протравливает хрустальную поверхность оставленных пустыми линз-окон: скоро здесь вырастут деревья, на ветках угнездятся диковинные птицы...

Закладка - по «рецепту»

Переходы, лестницы, коридоры... И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты - работа архисложная, тяжелая.

На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса - основа будущих шедевров.

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. - Прим. авт. ) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре - 1450 градусов, а придают форму - при 1200 градусах.

Жаростойкие выдувальщики

Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься - весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.

Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении - четкость.

На одном конце трубки - медовая капля, на другом - резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина - помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

В новейшей истории завод сделал ставку на яркость - однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком - прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов - самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен - для красного, марганец - для фиолетового, медь - для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Колпак сними, стакан охлади

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.

Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки.

Для начала стаканы избавят от колпаков - верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим - на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.

Глаз - алмаз

На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом... Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.

На алмазном участке шумно - работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд - конвейер, на самом деле - индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд - любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру.

Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок - подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные - с учетом новых тенденций и спроса.

С нашими художниками не заскучаешь, - смеется Михаил. - Всегда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник - сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.

На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником - Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана - выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции. В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и... дары природы. Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя. Шедевр!

Последний штрих

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой - она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь-неудачник на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.

Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, - говорит Ирина Николаевна. - Все знают, что гусевской хрусталь - это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.

Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.

Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве... Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.

Это просто праздник какой-то!

В образцовой - образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.

Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году завод передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.

Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлеченные темы. Здесь же - выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почетном месте - заказные сувениры для корпораций, федераций и випов.

Вот, например, большая составная ваза фиолетового цвета с алмазной гранью и портретом патриарха Алексия II. Поодаль - хрустальный символ «Яндекса», призы для музыкантов и артистов, победителей фестивалей и конкурсов. Отдельный стенд - для спортивных наград: боксерские перчатки, баскетбольные мячи и массивный кубок футбольных чемпионов России из стекла высшей пробы. Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали тоже в Гусе.

Рассмотреть все экспонаты образцовой кладовой за раз невозможно. Щедрость алмазных граней, доведенных до совершенства, роспись, золочение, сочетание причудливых форм и ярких цветов. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева - мастерство. Побывать в образцовой Гусевского завода - это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь - это наше национальное достояние.

Заголовок в газете: Плюмбум в стакане