Изучение отношения ребенка к труду. Воспитание положительного отношения к трудовым поручениям. Формы организации труда

Воспитание положительного отношения к трудовым поручениям.

В системе общественного воспитания маленьких детей посильный труд, связанный с жизнью ребенка в дошкольном учреждении и дома, с его интересами и потребностями, является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством. Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Воспитание у детей положительного отношения к труду в большей мере зависит от того, как этот труд организуется, и какие методы руководства при этом используются.

Ребенок пяти - семи лет стремиться к активному практическому действию, для него характерна повышенная эмоциональная чувствительность, подражательность, искреннее и безграничное доверие взрослому. Вместе с тем, у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желаниями трудиться и способностью принять участи в труде. Ведь у ребят еще слаба мускулатура тела, несовершенна координация движений, неустойчиво внимание, отсутствует самоконтроль, неразвита воля. Поэтому, организуя труд старших дошкольников, необходимо принимать во внимание факторы, позволяющие добиться успеха: посильность содержания труда, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление), правильное чередование труда и отдыха.

Кроме этого, взрослому, организующему трудовую" деятельность старших дошкольников, нужно позаботиться о создании таких условий, которые обеспечат воспитание стремления и умения трудиться постоянно, привычки к постоянному трудовому усилию. На воспитание положительного отношения к труду влияют различные факторы: формирование представлений о труде взрослых, осознание детьми значимости совершаемых действий, общественная мотивация труда, его результативность, усвоение определенных знаний и умений, эмоциональная окраска труда, физическая нагрузка. В семье в естественных условиях дети наблюдают разные виды труда и часто сами включаются в совместную работу с родителями.

Современные условия, особенно в городе, осложнили трудовое воспитание в семье. В наш быт все больше проникает техника, и круг домашних дел значительно сужается, однако в каждой семье можно подумать и предложить детям поручения, которые бы не только приобщали к труду детей, но и вызывали желание трудиться. Необходимо создавать такие условия, которые ставили бы детей перед необходимостью трудиться постоянно, повседневно, воспитывать уважение к труду окружающих, желание самим находить применение Своим силам и умениям, не дожидаясь просьбы или требования.

Очень важно на первых порах, когда идет обучение трудовому навыку или определенному виду труда, использовать конкретные трудовые задания, поручения, например, вымыть сапожки, полить грядку, почистить ботинки младшему братишке или сестренке и прочее. Такие конкретные задания даются до тех пор, пока дети не научатся выполнять их самостоятельно. В дальнейшем взрослый, учитывая знания, умения и опыт детей, побуждает их самих подумать и догадаться, что нужно сделать. Тем самым у детей воспитывается наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Ребята сами реализуют на практике свое желание трудиться.

Дети постоянно осознают процесс труда, его значение, пути преодоления трудностей. У них формируется положительное отношение к делу, к близким людям, к окружающим.

Руководство трудовой деятельностью детей не должно быть навязчивым или подчеркнутым. Это нужно для того, чтобы сохранить непринужденность поведения ребенка в процессе труда. Взрослый показывает пример отношения к труду, к людям, к вещам, вызывает у дошкольника при этом большое расположение и доверие к себе.

Например, мать учит дочку пришивать пуговицы. Сначала она объяснила и показала, как это нужно делать. «А теперь будем работать вместе, - говорит мать. - Я пришью пуговицу к пальто, а ты - к наволочке». Работая, мать следит за действиями девочки, помогая ей. Дочка старательно тянет нитку, но она спуталась в узелок и не проходит в отверстие пуговицы. Девочка заволновалась: « У меня не получается». Мать спокойно говорит: «Зачем же так волноваться? Не нужно тянуть с силой нитку, она порвется. Я сейчас попытаюсь развязать узелок. Вот видишь, все в порядке, работай дальше». Через некоторое время мать опять услышала радостный голос дочки: «Смотри, мама, получилось! Я сама пришила пуговицу! Я умею!» Мать смотрит на работу дочки и вместе с ней радуется ее успеху.

Дети обладают величайшей способностью радоваться и получают удовольствие от выполненной работы. Например, ребенок мастерит вертушку. Вначале, когда он берется за дело, то знает только, что вертушка должна вертеться и что ребята делают отличные вертушки. Он и сам не раз играл такой. Но как сделать прорези на бумаге, как завернуть уголок, как прикрепить вертушку к палке, чтобы она закружилась от ветра? Не мало потрачено бумаги, не мало погнулось гвоздей. Наконец вертушка сделана и она вертится. Сколько радости от достигнутого успеха! Успех, вызывая прилив энергии, влечет снова взяться за дело. Тот, кто постоянно испытывает радость успеха, стремиться к труду, чтобы вновь и вновь пережить это чувство.

Ребенок, преодолевая одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, на некотором этапе своего развития начинает чувствовать потребность в труде. Это важный переломный момент в жизни человека. Дошкольники, как правило, еще не достигают этого момента. Но, тем не менее, именно в дошкольном детстве закладывается этот фундамент, который обеспечит зарождение этой потребности. Она развивается из стремления к труду, желания трудиться, из любви к нему. Воспитание положительного отношения к труду требует от взрослого гибких методов стимулирования, и прежде всего таких видов поощрения, как одобрение, похвала, показ образцов труда ребенка близким, товарищам. Одобрение трудовой деятельности, ее признания, укрепляют веру ребенка в себя, создают устойчивую основу для положительного отношения к трудовым занятиям. Нужно всемерно поддерживать ребенка, давать ему возможность пережить чувство удовольствия от того, что он добился хорошего результата, вызывать желания повторять такие действия. А поддержка эта состоит в подбадривании, в разумной помощи, в совете. Если ребенок старается, а результаты его труда еще не удовлетворяют взрослого, все равно оценка работы, без захваливания должна быть положительной. Важно, чтобы радость или успех ребенка были замечены, чтобы он мог свой восторг разделить с окружающими. Детская радость и удовольствие от завершенного дела, оценка и самооценка - все это создает основу для возникновения желания трудиться. Если ребенок получил удовольствие от того, что быстро оделся (это его волевое усилие), надо сделать так, чтобы от этого удовольствия был перекинут мостик к другому усилию, ранее не практиковавшемуся,- убрал постель, хорошо умылся, причесался и т.д. Если ребенок помог маме почистить вареный картофель для винегрета, поменял в вазе с цветами воду и пережил подлинную радость, то пусть эта радость станет первым звеном в цепи других дел, которые он еще сможет сделать.

Обстановка в семье; сложившиеся взаимоотношения между родителями и детьми, так же имеют важное значение для формирования положительного отношения к труду. Это касается и требований, которые предъявляют члены семьи к труду ребенка, и методикой руководства трудовой деятельностью сына или дочери, и личного родителей к своему производительному труду, к домашним обязанностям. Случается, что родители наказывают детей трудом: «Ах, ты не вымыл посуду? Вымоешь ее, а в наказание подметешь еще пол».

Некоторые родители наказывают ребенка лишением труда, любимого ребенком. И та и другая мера не содействуют развитию желания трудиться, и является препятствием на пути воспитания положительного отношения к труду.

Для воспитания правильного отношения к труду большое значение имеет отношение взрослых к своим обязанностям по дому, и особенно к своей основной работе. Если отец и мать постоянно выражают недовольство организацией труда на производстве, рассказывают о трудностях, связанных с несением своих повседневных трудовых обязанностей, то дети накапливают отрицательный опыт. Они начинают бояться труда, отказываются от участия в нем, ибо труд, по словам родителей, не приносит радости.

Важно, чтобы родители показывали примеры коммунистического отношения к труду, вкладывали в свою работу всю душу.

Для воспитания у детей живого эмоционального отношения к труду необходимо обогащать их представления о разных видах труда взрослых, о его общественной направленности, о роли труда в жизни людей, об отношениях, которые складываются в процессе труда, о мотивах, которые движут людьми.

В процессе ознакомления с трудом взрослых дети проникаются чувством уважения к людям, стремятся подражать им, делать свою работу тщательно, добросовестно. У них формируется положительное отношение к труду.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к труду, воспитание стремления трудиться на общую пользу. Постепенно у дошкольников возникает определенное отношение к труду, в нем они проявляют свой характер: готовность к трудовой деятельности, стремление быть полезным близким, окружающим, добросовестность при выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых. Все это составляет основу положительного отношения к труду.

При ознакомлении с трудом взрослых (строителей, хлеборобов, животноводов, врачей и пр.) у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении. Осуществление этих желаний детей возможно лишь при непосредственном включении их в трудовую деятельность.

Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду.

Основными видами трудовой деятельности старших дошкольников являются самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в групповой комнате, дома и на участке); ручной труд, связанный с изготовлением игрушек-самоделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, и доступный труд по уходу за животными и растениями.

Большое значение для воспитания у детей положительного отношения к труду имеют методы руководства им и то, насколько систематически он организован.

Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей 5--7 лет желание трудиться. Это объясняется стремлением старших дошкольников к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.

Вместе с тем у детей этого возраста наблюдается несоответсвие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли - все это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения. А человек, который не испытывает радости успеха в труде, никогда не полюбит труд и будет стремиться избавиться от него.

При организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

Не менее важен характер самого труда, его особенности. Так, поделки игрушек из бумаги, приготовление печенья, сбор овощей и ягод - труд разнообразный и эпизодичный. В нем много новизны и эмоциональности. Труд по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой, напротив, однообразный, повторяющийся изо дня в день. Эти виды труда требуют от ребят большего терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что дети гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по самообслуживанию в детском саду и дома. Наводя порядок в своем игровом хозяйстве дома, убирая за собой кровать, приводя в надлежащий вид обувь, одежду, вытирая пыль с мебели и пр., они должны понимать необходимость этого труда.

Задача педагогов, родителей - воспитывать у них положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбие.

В связи с этим большое значение имеет формирование у детей одновременно трудовых умений и навыков, мотивов трудовой деятельности и правильного отношения к окружающим людям. Последние два момента наиболее значимы при воспитании у детей желания трудиться. Во-первых, потому, что ребенок, овладев навыками, может выполнить работу лишь из-за боязни наказания, под влиянием требований взрослого или из желания удовлетворить свой сиюминутный интерес; воспитательная ценность такого труда чрезвычайно низка. И во-вторых, отношение детей к труду зависит от моральных побуждений, которыми они руководствуются. На первый план здесь выступают не столько трудовые умения и навыки, сколько отношение к человеку, который дает поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, ради которого он трудится (общенародный праздник, награждение мамы почетной грамотой, возвращение в детский сад сверстника после болезни и т. д.). Таким образом, мотивы морального и общественного характера = труд на пользу окружающих людей, заботливое отношение к близким и незнакомым, взрослым и сверстникам -- очень важны для воспитания у детей положительно-эмоционального отношения к труду. Следовательно, дети прежде всего должны уяснить цель трудовой деятельности.

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых - раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга.

Поводится коллективная уборка участка детского сада. Группа разделена на два звена, и воспитатель предлагает им соревноваться: какое звено быстрее закончит работу, тому будет вручен флажок. Воспитателю кажется, что сделано все необходимое для активного включения ребят в труд. Однако из беседы с детьми выясняется, что цель деятельности для них заключается в том, чтобы быстрее закончить свою работу и получить флажок. Здесь флажок из стимула активизации трудовой деятельности превратился в самоцель. В результате - равнодушное отношение ребят к этому труду, споры из-за того, кто быстрее закончил работу, тому принадлежит флажок.

Кажется, дети выполняли полезное дело, но накопления нравственного опыта трудового поведения не произошло, поскольку была забыта общественно значимая цель труда, и в процессе труда, и по его окончании имели место отрицательные поступки детей (ссоры, нечестность в достижении результата).

На чтение 5 мин. Просмотров 3.7k.

Разновидность трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте: хозяйственно — бытовой труд, самообслуживание, трудовые поручения, труд детей в природе, в уголке природы, на огороде, в цветнике, художественный труд, работа с бумагой и картоном, работа с природным и искусственными материалами, декоративное плетение.

Для воспитания позитивного отношения к труду у детей дошкольного периода жизни необходимо следующее:

  • обучать детей простым трудовым действиям, поддерживать чистоту и порядок в комнате и групповом помещении, в других местах жизнедеятельности дошкольников; воспитывать самостоятельность в самообслуживании, развивать навыки личной опрятности, культуры питания;
  • выработать у дошкольников интерес и ценностное отношение к живой природе; развивать в детях умение и навыки по уходу за комнатными и садовыми растениями и животными, а также умения правильно пользоваться орудиями труда; развивать чувство удовлетворения от выполнения добрых дел в природе.
  • расширить знания детей об окружающем мире и вещах, созданных людьми в процессе труда; формировать морально-этические представления; развивать сенсорные способности, творческое воображение и ориентацию; совершенствовать навыки языковой культуры; производить трудовые умения; развивать творческие способности, наклонности и интересы.

Дети должны:

  • знать, какие бывают виды взрослого труда, понимать социальную значимость оного в обществе, интересоваться и уважать труд взрослых;
  • владеть навыками самообслуживания и личной гигиены, уметь одеваться и раздеваться, соблюдая при этом правильную последовательность действий;
  • самостоятельно исполнять обязанности дежурного по кухне, на занятиях, в живом уголке;
  • уметь применять знания и трудовые навыки в реальных жизненных ситуациях;
  • бережно относиться к вещам, игрушкам и принадлежностям;
  • иметь навыки работы на огородах и в цветниках;
  • владеть навыками изготовления изделий из природного, бытового материалов, бумаги и картона, уметь экономно и рационально расходовать материалы;
  • ответственно относиться к порученному делу,
  • стремиться доводить его до конца;
  • проявлять интерес к творческой работе, иметь желание изготавливать своими руками игрушки, сувениры, украшения.

Анализ отношения современных детей к труду

Как свидетельствуют результаты общения с детьми старшего, среднего и младшего дошкольного возраста, отношение к собственной работе у них не однозначное.

Младший возраст – позитивное отношение к собственной трудовой деятельности, стремятся помогать взрослым в простых хозяйственных делах, уходе за растениями. Это объясняется их стремлением к познанию, потребность в уважении, одобрении, признании.
Другой вид труда – самообслуживание – часто у этих детей вызывает отрицательные реакции (особенно то, что касается уборки вещей).

Причина, по моему мнению, заключается в недостаточной мотивации труда. Ребенок не понимает для чего складывать игрушки, когда их снова брать или мыть руки когда они и так чистые. Тут взрослому надо запастись терпением. Для ребенка младшего возраста важен в бытовой труда эстетический фактор. Поэтому чаще повторяйте «как хорошо мы убрали», «какой красивый, чистый, опрятный».

Старший возраст – положительно воспринимают трудовую деятельность при условии, что она обеспечивает дополнительную возможность общения со взрослым, который положительно ее оценивает.

В хозяйственно-бытовом труде дети уже делятся на относительно содержания труда на мальчиков и девочек.

Очень заметно, что у старших дошкольников по сравнению с младшими угасает интерес к хозяйственно-бытовому труду.

А вот труд детей в природе начинает интересовать больше. А если работа однообразная тогда интерес угасает. И еще один важный фактор о котором из моих наблюдений воспитатели часто забывают – это игра. Ведь если у ребенка во время труда отсутствуют элементы игры, то такая работа не удовлетворяет ребенка.

Труд глазами детей

Наибольшее удовлетворение для ребенка старшего возраста оказывает ручной труд, если рядом с ним работают близкие люди. Поэтому, уважаемые педагоги, консультируйте родителей по этому поводу. Ведь как всегда у родителей на трудовое воспитание не хватает времени.

Поэтому главным выступает детский сад, и родители на него рассчитывают.


Пообщавшись с детьми старшего возраста, можно отметить, что у них уже сформировано первое негативное отношение к труду (как общественного явления) и интерес к нему отсутствует.

Опрос детей 5-6 лет показал, что современные мальчики мечтают о таких профессиях, как бизнесмен, депутат, президент, банкир, охранник, милиционер, водитель такси. Именно к таким профессиям у детей более ценностное отношение.

Девочки – модели, невесты, певицами, ведущими шоу, в единичных случаях учителями, продавцами, воспитательницами.

Совсем не популярны профессии врача, портной, парикмахер, строитель, кондитер, пекарь, повар, хлебороб, садовод.

А такие профессии как каменщик, дворник, столяр, сантехник, инженер вызывают у детей единодушное НЕТ, когда я предлагала их представить в этой роли.

Настораживает и тот факт, что непопулярными стали даже так называемые «романтические» профессии, о которых раньше мечтали все дети: космонавт, пилот, капитан морского судна, моряк, ученый, полярник.

Что произошло?

Какие причины так повлияли на маленьких граждан нашей страны?

Возможно корни проблемы в семейном воспитании?

С психологической точки зрения феномен труда дети открывают для себя наблюдая за трудом взрослых и включаясь в их деятельность.

Овладевая под руководством взрослого трудовыми умениями и приобретая трудовые навыки, дети перенимают и настрой взрослого, их отношение к труду. Слова и суждения взрослого, личные впечатления от процесса и результата труда влияют на формирование системы ценностей детей.

Поэтому, дорогие взрослые, не откладывайте воспитывать в детях положительное отношение к трудовым обязанностям, не ждите, когда трудовое воспитание будет уже неэффективным.

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Ещё задолго до поступления в школу дети знакомятся с трудом взрослых, пытаются участвовать в окружающей их жизни. У ребят с младшего возраста надо развивать положительные отношения к труду: готовность к трудовому усилию, стремление быть полезным близким, окружающим вообще, добросовестность в выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых, стремление следить за чистотой и порядком в помещении, на улице. Всё это составляет основу положительного отношения к труду детей 5-6 лет.

Ознакомление ребят с трудом взрослых способствует формированию уважения к труженикам, бережного отношения к результатам их труда. У детей возникает желание подражать трудовым действиям взрослых и их взаимоотношениям. Однако важно, что положительное отношение ребёнка к труду сформируется лишь при условии непосредственного выполнения им разнообразной работы, дающей возможность на собственном опыте постичь радость труда.

Обычно взрослому без большого труда удаётся вызвать у ребёнка 5-7 лет желание потрудиться. Это обусловлено стремление к активному практическому действию, повышенная эмоциональность, подражательность, искреннее и безграничное доверие к взрослому. Знание этих факторов позволяет родителям использовать их в качестве условий стимулирования трудовой активности детей. Но трудится систематически, добросовестно и без напоминания выполнять свои трудовые обязанности ребёнок сможет лишь тогда, когда мать, отец, чётко определяют поручения или обязанности, контролируют, как они выполняют, оценивают качество работы.

Отношение детей к труду зависит от того, какими побуждениями они руководствуются, выполняя то или иное дело, для кого т.е. какова цель. Здесь выступают трудовые умения и навыки и отношение к человеку, который даёт поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, в связи с которым эта трудовая деятельность предпринимается (общенародный праздник, возвращение после болезни друга, долго непосещаемого детский сад).

Детский труд должен быть полон смысла, иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать выработке у них сознания и начального чувства долга.

Для воспитания у детей труда положительного отношения к труду важно учить их применять усвоенные трудовые навыки по своей инициативе, даже когда не просят что-то сделать, ставить их перед необходимостью трудиться повседневно.

Однако не следует забывать о том, что это ещё маленькие дети. У них не достаёт ни знаний, ни умений, а волевые качества ещё только формируются, поэтому очень важно общение ребёнка со взрослым в процессе совместной деятельности. Непринуждённое общение детей с матерью, отцом в процессе совместного труда (приготовление пирожков, мытьё посуды, склеивание книг, уборка квартиры) создаёт благоприятную обстановку для решения родителями многих трудных вопросов. Так взрослый привлекает внимание ребёнка к самому главному, к наиболее удачным приёмам своей работы к хорошим результатам труда ребёнка, а также к тому, что не получилось к недостаткам в работе.

Зоркий взгляд взрослого своевременно заметит ослабевающие усилия или старание ребёнка и создаст стимул для их восстановления, поможет довести дело до конца. Правильно поступают те родители, которые стремятся поддерживать в процессе труда бодрое настроение детей. Разговаривая с ним, выражая в репликах, замечаниях свои чувства, взрослый создаёт атмосферу радости уверенности в себе. И не нужны здесь ни специалисты беседы, ни разъяснения о необходимости трудиться. Сама обстановка, приподнятая радостная, активизирует ребят.

Родителей нередко огорчает, что ребёнок неохотно трудится, особенно если это повседневные дела. Приучать детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду по хозяйству и самообслуживанию надо путём повышения их заинтересованности, увлечённости трудом, используя для этого и игровые формы организации труда.

Можно видеть, с каким удовольствием работают дети в «мастерской» по ремонту книг и коробок для настольных игр, которая организуется в группе детского сада. Однако ребёнку нравится, когда обыгрывается действительно нужное, серьёзное дело, когда к этому серьёзно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде и игре ребёнка как исполнители или «заказчики».

Очень серьёзно нужно относиться к тону разговора с детьми 5-6 лет. Они даже обижаются, если взрослые начинают говорить с ними как с маленькими, снижают к ним требования, подчёркивают игровой характер труда. Дети быстро начинают чувствовать, что их труд рассматривается не как нужный, серьёзный, а как средство отвлечения их от шалости.

Нельзя не отметить большого внимания на отношение детей к труду организации материальной среды, условий труда, подбор орудий труда, выбор удобного места и др.

Непременное условие положительного отношения к труду – его посильность. Как перегрузка, так и недогрузка формирует в равной степени отрицательное отношение детей к труду.

ДОКЛАД

Тема: «Воспитание положительного

отношения к труду и творчеству у

обучающихся »

Воспитатель: ПОПОВА Е. И.

ГКООУ

«Санаторная школа – интернат № 4»

г. ОРЕНБУРГ.

"Труд – первое основное условие всей

человеческой жизни и притом в такой

степени, что мы в известном смысле должны

сказать: Труд создал самого человека ".

Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания об-ся срганизован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Очень важно развитие трудовых умений у об-ся, овладение

элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у об-ся

формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по

самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие

трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в

которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и

инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами,

осуществление действий в определенной последовательности, оценка

результатов труд.

Труд для об=ся имеет большое значение: в процессе знакомства с

назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов,

овладения действиями с ними, планирования последовательности операций

развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и

мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и

конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе

и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку

происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой

моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность.

Большое значение имеет формирование произвольности движений в

процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты

доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Главными задачами трудового воспитания об=с являются воспитание

трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической

готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой

деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи

старшим.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности

ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно

при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу

другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы,

здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное

развитие об-ся Он способствует формированию таких качеств, как

сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует

память, внимание, активизирует восприятие.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В

труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности,

самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать

трудности, формируются интерес к качественной работе.

Общественно-социальное значение труда об-ся связано с

воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение

сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и

доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление

помогать взрослым и детям.

В школе- интернате при работе с об-ся применяются различные виды трудовой деятельности.

Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной

деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было

выделено трудовое воспитание, которое проводится по трем направлениям.

Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены,

организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование

умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы,

как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила

личной гигиены юноши; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и

индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил

гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью

формирования фигуры т.д.). В процессе реализации выделенного

направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за

телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой;

умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой

проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по

самообслуживанию у об-ся постепенно начинают проявлять себя как

самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их

дальнейшей жизни.

Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует

отметить, что для повышения интереса у об-ся в процессе обучения

необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они

делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное

практическое и общественное значение. Хозяйственно-бытовой труд.

Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ:

формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья,

представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми

предметами для уборки помещений;

формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других

помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма

значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить,

как их много. Приучать об-ся к выполнению домашних дел необходимо не

только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной

жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы

воспитываем привычку у них трудиться, и заботиться друг о друге,

формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и

начинается трудовое воспитание. Об-ся с удовольствием берутся за любые

дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при

этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их

трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их

позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать об-ся

разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать

стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное

отношение к результатам деятельности. Вот почему мы воспитатели

должны стремиться, не просто привить об-ся трудовые навыки, но и помочь

им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех

стимулирует потребность в труде. Важно умело реализовать воспитательный

потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и

удовлетворение вследствие этого какой либо потребности влечет за собой

появление новой или новых потребностей.

Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по

уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание цветов.

Трудовые обязанности распределяются с учетом желания об-ся, а также их

возраста и имеющегося опыта.

Дети, проживая в условиях школы- интерната, обучаются трудовым навыкам и

умениям по всем трем направлениям. Дети выполняют обязанности

дежурного по графику, который был составлен по согласию детей.

Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их

так, чтоб следующий воспитанник не имел претензий. При этом воспитатель

всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности,

всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Об -ся

приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей

самостоятельной жизни. Учатся, как правильно выполнить всю работу по

дому, а также на территории интерната.

Работая по данному направлению с об-ся группы, мною проводились различные:

беседы, игры, практические занятия “Моя квартира, мое лицо; меблировка и

т.д.”. Выполняя трудовую работу по школе- интернату и по группе, об-ся соблюдают

график дежурства, который был ими согласован. Об-ся выполняют

обязанности дежурного по спальне, в классе и т..

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом

хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у об-ся умение

действовать сообща, в коллектив.

Воспитатели используют совместные

формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают

определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить

обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело

быстрее и лучше.

Важным направлением является ознакомление об-ся с трудом взрослых,

воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.

Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений

детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях,

занятиях, встречах. Дети знакомятся с такими профессиями, как каменщик,

маляр, повар, строитель, парикмахер и т. д. У об-ся формируются

представления о деятельности представителей разных профессий,

складывается интерес к ним. В процессе всей работы по ознакомлению с

трудом взрослых воспитатели акцентируют внимание на результатах труда, его

значимости для людей. Важно, чтобы система работы по трудовому

воспитанию об-ся формировала у детей желание помогать старшим,

выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать

радость от работы.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с

разными видами труда (самообслуживание и формирование

культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в

природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития об-ся,

позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Очень важно выпускников подготовить к тому, что любой труд достоин

уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и

стараться сделать её качественно, но для этого необходимо, чтобы

требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными

качествами и возможностями.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником

профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность,

испытывающая удовлетворение и получающая возможности для

самореализации.

Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего

места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей.

Поэтому важно в профессиональной деятельности

готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в

будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через

профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему

отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако

школа-интернат должна способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан

правильно.

И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания об -ся школы- интерната рассматриваются как социальная проблема, т.е. в

плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников

школ.

Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель -

формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание

необходимости трудовой деятельности.

А также задачи:

Развитие трудовых навыков;

Включение детей в посильную трудовую деятельность через

практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой

труд);

Воспитание положительного отношения к труду.

Цели и задачи трудового воспитания.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности.

Современная жизнь требует от школы - интерната эффективного

решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и

познавательный, должен представлять собой целенаправленную,

осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и

социальную направленность, учитывающую возрастные

психофизиологические особенности об-ся.

Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к

жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового

воспитания об-ся. Внедряются новые технологии трудового

воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования,

улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в

каждом из которых решаются задачи: 1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности; 3) формирование трудовых

умений и навыков через практические занятия.

Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и

навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а

средство для развития главной человеческой способности- способности к

труду.

Формы и методы трудового воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья

Включение об-ся в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии

детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Включаясь в труд, обучающиеся вступают в отношения с предметами,

средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения

с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений

формируются личностные качества.

В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу

труда формируется понятие о труде как единственном источнике

благосостояния общества и условии развития и становления личности.

Отношение об-ся к процессу труда имеет большое значение для

формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание,

внимательность, справедливость, добросовестность, организованность,

целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.

Формами трудового воспитания являются:

Индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

Коллективная (общественно полезный и производительный труд во

внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам

для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

Групповая (утренники, праздники на тему труда)

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого

занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач,

содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей

учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.

Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам,

например, правил поведения и последовательности выполнения различных

трудовых приёмов и операций.

Инструктаж- применяется для сообщения правил техники безопасности

перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж

необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом

работы.

Профориентационная беседа- наиболее распространённый метод трудового

воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна

быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений

о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о

мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между

получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по

профессии в будущем.

Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и

профессиональному просвещению учащихся является просмотр

и обсуждение кинофильмов и телевизионных

передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и

последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с

ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их

содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом

достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.

Наиболее благоприятной для трудового воспитания об-ся

является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым

смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к

труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь

воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт

возможность показать свои знания и умения другим людям.

Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью

повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях

использования своих склонностей и способностей.

Неделя труда, которая проходит ежегодно в нашей школе,

значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и

профориентации. Сюда включаются: встречи со специалистами той или иной

профессии; выпуск стенгазет; конкурс «Лучший по профессии»

(столяр-плотник, обувщик, швея и другие); тематические классные часы;

выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа

«Умелые руки», в кружках и факультативах.

Кружки и факультативы также способны оказать значительную

помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления об-ся

с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность

ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и

познавательной активности, самостоятельности.

В трудовом воспитании об-ся

большое место занимает хозяйственно-бытовой труд. Этот труд,

как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность,

желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.

У воспитанников школы - интерната, которые постоянно участвуют

в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное

отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в

дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Об-ся активно включаются в

различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно

распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы,

критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его

не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично

жизненные ситуации. При этом от об-сят при выполнении трудовых заданий

требуется слаженность действий, умение устраивать правильные деловые

отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное

выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность

принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания

помощи товарищу, воспитателю,) способствует

формированию таких качеств как трудолюбие, настойчивость, упорство,

доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых

мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал

личности.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда,

следует продумывать его организацию и приёмы, которые используются при

обучении об-ся.

Хозяйственно-бытовой об-ся через практические занятия

включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в спальных

комнатах, коридорах; во время дежурства по столовой воспитанники

развивают навыки сервировки столов, накрытия и уборки с них после приёма

пищи. Ребята принимают участие в трудовых десантах (н-р, операция

«Чистый двор», «Тепло»), развивают навыки самообслуживания во время

бытовых часов: посещение прачечной, «Час утюга и иголки». Также в нормы

самообслуживания входят санитарно-гигиенические навыки, которые

вырабатываются уже в начальных классах и доводятся до автоматизма

также через практические занятия.

По мере усвоения трудовых навыков об-ся приобретают

самостоятельность в выполнении действий, учатся выполнять задания

быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере

хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность,

инициативу действий в быту, включения в различные трудовые процессы.

Приведу примерное содержание хозяйственно-бытового труда детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Виды общественно полезного труда:

1. Самообслуживание (практические занятия):

Дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе;

дежурство по школе и столовой;

Уход за растениями в комнатах, коридорах;

Работа на пришкольном участке (занятия по учебному плану)

2. Работа для школы:

Участие в оформлении учебных кабинетов и жилых помещений;

Выполнение работ для школьной библиотеки («Книжкина

больница», переплетение книг и журналов);

Мелкий ремонт школьной мебели.

3. Участие в производительном труде:

Сельскохозяйственные работы по учебному плану;

Факультативные занятия.

4. Работа по благоустройству (практические занятия по учебному и

воспитательному плану):

Охрана зелёных насаждений, уход за ними;

Изготовление скворечников и кормушек для птиц;

Помощь в благоустройстве дворов, парков;

Выращивание рассады овощей и цветов;

Посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.

5. Сбор сырья:

Сбор макулатуры;

Сбор лекарственного сырья, плодов, ягод.

Вывод: только когда методика организации воспитания через практические

Занятия в школе - интернате будет соответствовать педагогическим

условиям, тогда и трудовое воспитание в целом об-ся

будет наиболее эффективным и полноценным.

Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает

учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному

самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной

жизни вне стен школы.

Заключение

В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма

заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового

воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт

целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно

слышать справедливые нарекания, что об-ся фактически ничего не умеют

делать собственными руками, не имеют представлений об истинной

стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.

Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у об-ся

активности, самостоятельности

Умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым

для жизни в современных условиях является адаптационные способности

личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия

требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу

деятельности, перестраиваться психологически.

Целесообразно ориентировать об-ся на включение в будущем в

честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как

конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики.

Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание

трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и

творческих способностей.

Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё

представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском

коллективе.

Главная развивающая функция труда- это переход от самооценки к

самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности,

умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды

мышления. Вследствие коллективного труда об-ся получает навыки

работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в

обществе.

Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое

обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение

широкого круга задач, главная из которых- формирование трудовых умений,

навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы

успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей

самостоятельной жизни.