Как делать домашние задания с первоклассником. Первоклассник не хочет делать уроки. Не подружился с одноклассниками

1 сентября ваш малыш стал первоклассником. Букеты хризантем, новая школьная форма - и новая взрослая жизнь.

Когда через 2-3 месяца оказывается, что ваш ребенок не хочет идти в школу 1 класс, плачет и отказывается делать домашнее задание, вас охватывает паника «Что делать?»

Почему первоклассник не хочет учиться:

  1. Не справляется со школьной программой
  2. Неинтересно учиться
  3. Не комфортно находиться в школе из-за одноклассников или учителя
  4. Личные комплексы

Ученик начальной школы не справляется с программой

По данным психологов, первоклассник в начале своей учебы имеет завышенную самооценку. Выйдя из ворот детского сада, где его «холили» и «лелеяли», он уверен, что школьная жизнь - это прекрасное продолжение детского сада с абстрактным понятием «учеба».

В реальности же получается, что ребенок фактически не готов впитывать знания и таким образом отстает от одноклассников. Это вызывает у него огорчение, стресс и ответную реакцию - он не хочет ходить в школу.

В этом случае родителям надо помочь начинающему ученику делать уроки. Важно ребенка не упрекать в неуспеваемости, не сравнивать с другими детьми, не ругать за ошибки.

В первом классе необходимо правильно выстроить дневной распорядок. Для рационального и гармоничного развития и учебы необходимо учесть следующее (советы психолога):

  1. После школы необходим отдых не менее 1,5-2 часов.
  2. Уроки следует начинать с того предмета, который наиболее интересен ребенку, далее перейти к более сложным предметам, закончить легким.
  3. Делать небольшие переменки, придерживаться «детского» темпа
  4. Хвалить ученика даже по мелочи. Вселять уверенность.
  5. Помогать не усердствуя. Подсказывать, направлять, наводить на мысль. Не делать вместо него.
  6. Вечером делать прогулки на свежем воздухе.
  7. Ложиться спать не позднее 21 часа.
  8. Перед сном исключить возбуждающие факторы: компьютерные игры, просмотр телевизора.
  9. Помочь медицинскими препаратами, снимающими стресс, улучшающие мозговую деятельность. Для этого обратитесь к неврологу в вашей поликлинике, он подскажет средство, наиболее подходящее вашему ребенку. Не забывайте про витамины, но не покупайте сами. Сдайте анализ на витамины, например, в «Инвитро», и с результатами анализа посетите с ребенком врача.

Ребенку неинтересно учиться

Это наиболее распространенная причина среди современных первоклассников. Многие из них пришли в школу прекрасно подготовленными, с программой справляются хорошо. Но - им неинтересно. У малыша отсутствует мотивация. Он не понимает, для чего все это нужно. Разговоры и запугивания родителей про то, что «если не будешь хорошо учиться, пойдешь работать дворником», не находят отклика в душе первоклашки.

Все эти перспективы «поступить в институт», «зарабатывать много денег», «стать успешным человеком» - для него пустой звук. Он не живет будущим, он живет настоящим. Игрушками, компьютерными играми, прогулками с друзьями.

Совет психолога - превратить процесс учебы в увлекательное занятие. В этом помогают игровые формы обучения. Каждый родитель может с этим справиться. А также существует много вспомогательных материалов. По многочисленным отзывам родителей, рекомендуем интерактивную игру «Письма из сказки». В игровой форме ребенок сам ведет уроки, сам объясняет, сам ставит оценки - это всё в детективной сказке!

Ребенку плохо в школе из-за одноклассников или учителя

Если вы выяснили, что причина нежелания пойти на занятия в том, что малыш еще не влился в коллектив, надо помочь с этим. Для этого необходим тесный контакт с учителем. Старайтесь принимать участие вместе с ребенком во внешкольной жизни детей. Войдите в контакт с другими родителями. Присмотритесь, к кому из ребят тянется ваш ребенок, помогите завести друзей.

К сожалению, случается, что маленький ученик не ладит с большим и умным учителем. Забота родителя это заметить и вмешаться. Учитель вполне может оказаться непрофессиональным, суровым, равнодушным.

Добрый, располагающий к себе учитель - один из важнейших факторов комфортабельной жизни младшеклассников. Ведь малыши только отошли от материнской опеки. Им важно также и в школе получать душевное тепло. Если учитель суров, жесток, прагматичен, «холоден» - задумайтесь о переходе в другой класс.

У некоторых родителей бытует такое мнение: «Учительница очень строгая, зато дает хорошие знания». У таких учительниц дети выдрессированы и послушны. Но «почему-то» потом ненавидят школу.

В начальной школе в первую очередь важно следующее:

  1. Безболезненное взросление детей, переход в разряд «учеников».
  2. Социализация детей, гармоничное вливание во взрослое общество.
  3. Получение навыков получения знаний, самодисциплина, самоконтроль.

Ребенок комплексует

Если у малыша есть какие-то внешние особенности или он каким-то образом отличается от других ребят, у него могут возникнуть проблемы с одноклассниками. Он подвергается высмеиванию и нападкам. Это серьезная проблема, которую надо решать сообща с учителем, школьным психологом или даже с администрацией школы. Провести классный час, научить детей терпимо относиться к различиям всякого рода.

Если ситуация не изменится - не бойтесь менять класс или школу. Защищайте ребенка, несмотря ни на что. Не допускайте мысли: «Стерпится - слюбиться». Не нужно маленькому человеку с самого начала своей жизни привыкать к унижению и обиде.

Есть более простые причины закомплексованности - это внешний вид. Дети обращают на это большое внимание - неопрятная школьная форма, «немодный» фасон пиджака, «не та» прическа. Нам, взрослым, кажется, что это бытовые мелочи.

Но для первоклассника это может стать серьезной проблемой в общении со сверстниками. Он может чувствовать себя неполноценно, ущербно. Обратите на это внимание. У вашего ученика по возможности все должно быть как у всех.

Помогайте в меру

Подчас родители перегибают палку с желанием помочь ребенку в учебе. Процесс подготовки к урокам превращается в то, что уроки делает мама или папа, а первоклассник делает все механически, не вникая и не запоминая.

Далее родители не дают ребенку самому подготовить портфель. Таким образом, лишая возможности взрослеть и брать ответственность на себя. В данном случае хочется дать родителям совет: если вы переживаете о наличии всех необходимых учебников в портфеле, просто незаметно перепроверьте малыша. Ребенок не хочет учиться, потому что за него учатся родители.

Чаще хвалите

Похвала - одна из наилучших мотиваций. Дает возможность юному ученику поверить в свои силы, стать более смелым, спокойным и соответственно учиться лучше.

Не сравнивайте с другими детьми

Одна из наиболее плохих тактик родителей, которая убивает в ребенке всякую инициативу, вселяет неуверенность, награждает комплексами «я самый плохой». В этой тактике нет ни одного плюса. Родителям следует понять одно: в мире нет одинаковых детей. Умный учитель на вздохи родителей, что их «девочка в ноябре так и не умеет читать», ответит: «Ничего страшного, будет читать в декабре, или даже в марте. Вы видели где-нибудь человека, который не умеет читать?»

Рано или поздно это случится - не так важно. Но также важно, чтобы ребенку было в школе хорошо и спокойно.

Что главное для родителя - отличные успехи в учебе или счастье малыша?

Подумайте над ответом.

Если все-таки второе - не давите на своего сына или дочь. Сделайте так, чтобы им нравился процесс учебы, факт хождения в школу, подготовка домашнего задания в уютной семейной обстановке.

Найдите отдушину

Учеба - тяжелая штука, взрослые знают по себе. Семилетние дети из мира сказок и игр попадают в суровый новый мир, где главенствует слово «надо». Им тяжело как физически, так и психологически.

Облегчить такое положение поможет новое веселое увлечение - рисование, танцы, каратэ или что-то еще. Главное, чтобы это был не выбор родителя - а пожелание самого первоклассника. На таких дополнительных занятиях ребенок получает разрядку, сбрасывает напряжение.

А также важно сохранить в жизни ребенка все то, чем он особенно дорожил в своей прежней дошкольной жизни. Встречайтесь со старыми друзьями, играйте в любимые игры, гуляйте, прыгайте и балуйтесь. Ведь нашим ученикам - всего 7 лет, первый класс. И быть тихими, усидчивыми и послушными им просто невозможно, это против их природы. Не забывайте об этом!

Полезная литература на эту тему

По многочисленным положительным отзывам родителей рекомендуем:

Детский психолог и колумнист журнала «Сноб» Екатерина Мурашова, обладающая талантом поправлять семейное здоровье не только на консультации, но и с помощью печатного слова. Номинирована на премию шведской писательницы Астрид Линдгрен.

  • «Ваш непонятный ребёнок»
  • «Все мы родом из детства»
  • «Лечить или любить?»
  • «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы»
  • «Любить или воспитывать?»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, советский и российский психолог. Профессор МГУ.

В ее книгах рассматриваются вопросы: Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?

  • «Общаться с ребенком. Как?»
  • «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»
  • «Поведение ребенка в руках родителей»

Людмила Владимировна Петрановская, детский психолог, писатель, получившая известность после выхода книг, предлагающих младшему школьнику разнообразные советы в затруднительных ситуациях.

  • «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
  • «Если с ребенком трудно»
  • «Что делать, если…»

Когда ваш малыш пошел в 1-ый класс, беспечное время осталось позади для вас обоих, даже если вам оно совершенно не казалось беспечным. Впереди вас ожидает огромное количество всевозможных трудностей, преодолевать которые придется совместными усилиями. Вероятнее всего, в течение всего 1-го года обучения вам придется держать под пристальным контролем выполнение ребенком всех домашних заданий и делать уроки с первоклассником вместе. В противном случае, вы рискуете упустить момент, и вашему малышу крайне тяжело будет приспособиться к школьной программе и новому графику жизни. А между тем, 1-ый год обучения является базовым, именно сейчас закладываются азы, причем не только непосредственно образовательные, а и психологические, физиологические навыки ребенка к обучению в школе. Если пропустить их, сложно будет рассчитывать в дальнейшем на хорошую успеваемость.

Домашние задания первоклашки – извечная проблема родителей

Когда ребенок идет в школу, остро встает вопрос о выполнении домашних заданий. В «умных книжках» об этом все написано складно, да ладно: уроки на дом ребёнок должен делать самостоятельно. Родители помогают исключительно на начальном этапе, затем первоклассник одолевает школьные премудрости сам. И растёт тогда ваше чадо сознательным, ответственным и самостоятельным. Чудесная картинка! Однако увидеть такое воочию, мало кому удается, лично мне не встречались ни такие чудо-дети, ни их счастливые родители.

С девочками в младших классах, в некотором смысле как-то полегче. Они более старательные, внимательные и ответственные (хотя раз на раз, конечно не приходится). Что же касается мальчиков, то здесь картинка одинаковая практически у всех родителей. Перед дверями любой школы можно встретить озабоченных мамочек первоклашек, ведущих разговор примерно следующего формата: «Ну, просто ума не приложу, как делать уроки с ребенком, я уже всё перепробовала – все без толку. И время занятий мы меняли, начинали то со сложного, то с простого, в деталях всё обсудим, на черновике напишем, затем переписываем, и дополнительно по выходным занимаемся, и самостоятельно он прочтёт, и я затем ещё раз всё растолкую. Но все без толку, нет результата, только нервотрёпка одна, и у меня, и у него».

И мечутся бедные родители между двумя крайностями. Если позволяют ребёнку готовить домашние задания самостоятельно, то получают – натянутые троечки. Если делают домашние задания первоклашки вместе, получают более хорошие отметки, но лишая при этом ребёнка самостоятельности и ответственности за выполненные уроки на дом.

И как быть? Как готовить домашние задания с ребенком, как развить в нем эти самые ответственность и самостоятельность, как привить в нем навык делать уроки быстро, а не по 5 часов кряду, да «из-под палки», а что делать, если первоклассник не хочет делать уроки вообще?

Можно, конечно, сказать много умных, нравоучительных слов, порекомендовать пару научных трактатов в тему, но в конечном итоге именно вам придется решать эту проблему, учитывая индивидуальность и характер вашего ребенка. Мы лишь попробуем подсказать вам несколько верных направлений, способных сработать в вашем конкретном случае. А вы – крепитесь!

Нужно ли, и как делать уроки с первоклассником?

Безусловно, в этот период времени бросать выполнение домашних заданий на самотек нельзя категорически, даже если у вас сверхответственный ребенок, знакомый с программой 1-го класса не понаслышке. Вам обязательно нужно делать уроки с первоклассником вместе. Однако, есть и другая сторона медали – если ребенку не давать свободы действий, он очень скоро забудет, что такое самостоятельность. Примеров тому масса: пока вы сидите у него «над душой», ребенок старается, делает уроки на дом, и вы явно видите, что у него неплохо получается, и правила он помнит, и пользоваться ими умеет, но стоит вам только отойти – весь процесс останавливается, в тетради масса помарок и практически нулевой результат.

Поэтому вам нужно найти золотую середину. То есть, поразмыслите, какие именно задания малыш способен выполнить без вашей помощи, так чтобы вы только инспектировали его. К примеру, уроки на дом по рисованию ребенок вполне может выполнить и без вашего присутствия, и у него наверняка есть какие-то способности к еще нескольким более сложным предметам – просто понаблюдайте за ним. А вот арифметику, правописание и другие «сложные» задания нужно разбирать совместными усилиями. И ничего страшного, что ребенок перекладывает львиную долю ответственности на вас и без стеснения «пользуется» вашей помощью – не нужно требовать от него всего и сразу. К тому же, так он запомнит гораздо больше, чем смог бы самостоятельно.

Делать уроки с первоклассником 6-летнего возраста вообще дома не следует. Как правила, таким деткам не задают домашние задания, а потому и вы не нагружайте его лишний раз никакими учебными занятиями! Это объясняется повышенной утомляемостью деток в этом возрасте. Если помимо школьных занятий у 6-летнего малыша будут еще и домашние задания, это грозит нервным переутомлением, которое серьезно вредит здоровью и резко снижает школьные успехи детей. С шестилетками дома нужно заниматься точно так же, как с малышами-дошкольниками: играть, лепить, рисовать, конструировать. А если хотите-таки внести образовательный момент – читайте с малышом перед сном детские энциклопедии, этого будет более чем достаточно.

Детская невнимательность и непослушание плохо сказываются на выполнениях домашних заданий. Как их побороть, или хотя бы свести до минимума? Попробуйте воспользоваться следующими советами:

  • Делу время – потехе час. Для начала возьмите за правило, заблаговременно согласовывать с малышом время, когда вы приступите к домашним занятиям. В дальнейшем день ото дня строго придерживайтесь графика, не откладывайте и не переносите время выполнения уроков. Так малыш сможет приучиться к планированию, будет более усидчивым и организованным.

Начинать делать уроки с первоклассником лучше часа через 1,5 после возвращения со школы – позже ему будет сложнее «воскресить» в памяти все выученное им за день, да и концентрация внимания может ослабнуть. Раньше тоже не стоит, поскольку его мозг и тело еще не привыкли к таким нагрузкам, и малыш не успеет отдохнуть, а значит, будет рассеянным и медлительным.

  • Боремся с невнимательностью. Внимание ребенка в этом возрасте еще нестойкое, его легко может отвлечь любая мелочь: яркий ластик на столе, вид из окна, звук телевизора…. Поэтому на время выполнения домашнего задания уберите с рабочего стола малыша абсолютно все лишние предметы и обеспечьте условия, не отвлекающие его внимание. На его рабочем месте должны быть исключительно те предметы, которые необходимы для конкретного задания. То есть, если он, к примеру, сел делать уроки по арифметике, на столе не должно быть цветных карандашей, альбома по рисованию и даже тетради по правописанию. И линейку тоже уберите, если ее использование не требуется в заданной задаче.
  • Чтобы делать уроки быстро. Лучший способ, хотя и не всегда работающий – это создать для ребенка верную мотивацию. Можно приступать готовить домашние задания за определенное время до начала излюбленного мультсериала. Таким образом, ребенок будет более мотивированным, чтобы постараться делать уроки быстро и качественно. Ведь, в случае неверного выполнения задания, ему доведется переписывать все заново, и он пропустит мультик.

С другой стороны, данный метод подходит далеко не всем деткам. Некоторые осваивать материал способны лишь равномерно, «мелкими порциями». Если ваш малыш относится к их числу, тогда вам больше подойдет способ делать уроки с первоклассником по 15 минут, затем устраивать перерыв, и вновь продолжать. Мультик в данном случае, в период отдыха, также может выступать мотивом, но для выполнения какого-то одного задания, а не всех уроков на дом.

  • Вдохновляем на подвиги. Для успешной учебы крайне важно, чтобы у ребенка была высокая самооценка. Поэтому не забывайте хвалить малыша даже за самые незначительные успехи. Делать уроки с ребенком, нужно периодически повторяя, что он молодец, все делает верно, старательно и быстро. Лучше лишний раз проигнорировать ошибку, подсказав верный ответ, но за правильность и аккуратность обязательно похвалить. Говорите, а иногда даже «удивляйтесь» вслух, какой он у вас умный и грамотный.

Делать уроки с первоклассником нужно в спокойной атмосфере. Помогая малышу с выполнением заданий, никогда не повышайте на него голоса, каким бы «бестолковым» он не казался вам в этот момент. Иначе, ваше чадо будет ассоциировать выполнение уроков с отрицательными эмоциями, и противиться этому всеми силами. Тогда у вас появится еще одна проблема – первоклассник не хочет делать уроки. Ваш голос должен всегда быть размеренным, ровным и подбадривающим.

  • Учим читать быстро и с удовольствием. Домашнее чтение лучше проводить перед сном. Поэтому, если домашние задания первоклашки включают прочтение какого-то рассказа, не заставляйте малыша читать и пересказывать его при выполнении всех остальных заданий, а лучше оставьте на вечер. В это время, как ни странно, активируются соответствующие мозговые центры, позволяющие малышу научиться быстро и правильно читать. Почитайте перед сном, обсудите прочитанное – не требуйте пересказать то, что он прочел, а поговорите об этом. Пойдите на хитрость, сказав, что вы такого никогда не слышали или не поняли, о чем шла речь, вдохновите ребенка на то, чтобы он объяснил своей «невнимательной» маме, в чем дело.

Для того, чтобы первоклассник лучше научился осознавать прочитанное, старайтесь покупать ему книги, с множеством картинок и не большим количеством текста. Развить скорость чтения отлично посодействуют детские энциклопедии, а кроме того обучат малыша произношению сложных буквенных сочетаний и расширят словарный запас.

5 шагов, как готовить домашние задания успешно

Ваш малыш находится в самом начале долгого пути учебного года, ну и вы вместе с ним, естественно. Поэтому если относиться к выполнению домашних заданий первоклашки как к каторге, то ничем хорошим это не закончится. Если же воспринимать учебный процесс, как возможность познать что-то новое, научиться чему-то интересному, приобрести полезные навыки и привычки, то время, которое вы проведете с ребенком, за выполнением домашних заданий будет проходить быстро, незаметно и приносить удовольствие.

  • Шаг № 1. Правильно обустраиваем рабочее место первоклашки

– Во-первых, убедитесь, что рабочее место ребенка организовано правильно. Оно должно быть хорошо освещено. Нужно, чтобы источник света находился спереди и слева, тогда на тетрадь не будет падать тень от руки или от головы. Хорошо, если у вашего первоклашки есть свое собственное рабочее место, где ребенок всегда домашние задания – это помогает, после игры переключится на рабочий лад. У него должно бы комфортное место, чтобы не приходилось протискиваться между кроватью и шкафом ребенку, и чтобы вам было удобно подойти, сесть рядом и помочь при необходимости, а не нависать над ним грозовой тучей.

– В процессе приготовления уроков на дом на столе не должны находиться лишние предметы. Убираем все, что даже теоретически способно отвлечь. А все необходимое для успешного выполнения задания, все канцелярские, школьные принадлежности, должны обязательно быть расставлены аккуратно на своих местах. Иначе обычный поиск карандаша может превратиться в грандиозный розыск и занять массу времени.

  • Шаг № 2. Правильно организовываем учебный процесс дома

– Делать уроки первоклассник должен в одно и тоже время. Отложите один раз, значит, можно отложить снова и снова. Так в конечном итоге, уроки будут делаться в последний момент и кое-как, лишь бы сделать. Чтобы найти лучшее время, учтите характер малыша и внутрисемейный график (время прогулок, походов в гости, приема пищи, возвращения папы с работы, и т.п.). Ребенок не должен сидеть за уроками, когда в гости приходит бабушка или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь на детскую площадку.

– Приступать к выполнению задания лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но еще не перевозбудился и не устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Научные исследования свидетельствуют, что интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.

– Неправильно требовать от ребенка, чтобы он не поднимался из-за стола, пока не закончит делать уроки. Время непрерывной работы для 7-летнего ребеночка не может превышать 15-20 минут, ближе к концу начальной школы длительность этого времени может увеличиться до 30-40 минут.

– Длительными не должны быть и перерывы – достаточно 5 минут, в особенности, если они посвящены интенсивными физическими нагрузками. В течение этих 5 минут можно поиграть с малышом в мяч.

  • Шаг № 3. Стремитесь к самостоятельности

Безусловно, выполнение домашнего задания требует вашего участия и контроля. Но как понять, где грань между помощью и лишением самостоятельности? Для беспристрастной оценки уровня помощи, которая от вас действительно требуется, пообщайтесь с педагогом вашего первоклашки. Возможно, ваш малыш лучше усваивает материал при самостоятельном изучении и вам нужно только проверять итог и иногда разъяснить непонятные моменты. А возможно, малышу легче даются знания, когда он проговаривает с кем-то все свои действия, и тогда вам нужно делать уроки с ребенком вместе. Но только не делайте домашние задания первоклашки сами!

– Хорошо, если делать уроки с первоклассником вы будете в то время, когда другие детки заняты тем же самым. Если у вас несколько деток, им наверняка будет интереснее делать уроки вместе, а вы в это время сможете гладить / раскладывать белье или разбираться со своими платежами. Так вы и будете находиться рядом, контролировать процесс по необходимости, подсказывать иногда, и заниматься своими делами. Главное, чтобы ваши дела не отвлекали школьника и не были для него более привлекательными, чем его собственные занятия. Во время выполнения заданий ребенком не должны быть включены телевизор, компьютер, видеоигры и прочее.

– Для того, чтобы ваш школьник совершенствовал навыки самостоятельной работы, учите его пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками. Стараясь справиться с заданием без посторонней помощи и отыскать ответы на все вопросы самостоятельно, малыш обучается мыслить разумно, вдумчиво. А, кроме того, усвоенная таким образом информация, запоминается гораздо лучше, чем предоставленные «на блюдечке» ответы.

  • Шаг № 4. Не зацикливайтесь на безупречности и безошибочности выполнения уроков

– Стремление ребенка сделать все правильно, уже достойно похвалы. Главное, не переусердствуйте, ведь делать все и всегда совершенно просто нереально, даже для вас, не то, что малыша. Поэтому, не заставляйте его раз за разом переписывать выполненное задание с помарками, пока он не сделает его идеально. Это пагубно для психики ребенка, он воспримет это как наказание. А наказание за старания – верный способ заставить ребенка ненавидеть учебу в принципе.

– Не нужно давать ребенку дополнительные домашние задания, в придачу к тем, которые задали в школе. Также не следует заставлять переделывать нехорошо выполненную классную работу. Вы можете предложить ее проверить и исправить ошибки, а вот переписывать точно не нужно. Выполнение повторно уже сделанного задания (пусть даже и с ошибками) ребенок воспринимает как скучное и бессмысленное дело. Такие задачи отбивают у ребенка охоту заниматься, лишают веры в собственные силы.

– Некоторые детки сами истязают себя самокритикой и переделыванием заданий по нескольку раз – это не должно радовать родителей. Старательность и стремление к совершенству – это конечно хорошо, но все хорошо в меру. Оговорите четко, сколько раз он может переделывать каждое задание максимум, сколько времени может потратить и когда следует остановиться. Такое патологическое стремление к идеальности должно заставить родителей задуматься, возможно, у малыша страдает самооценка и вам следует чаще его подбадривать, хвалить и поощрять. В случае необходимости, поговорите со школьником вместе с учителем, пусть он пояснит, что домашняя работа нужна, чтобы оттачивать способности, закреплять и повторять новые знания, а не для безупречного зазубривания. Нередко младшие школьники прислушиваются в большее мере к мнению учителя, чем родителей – в этом возрасте это нормально.

  • Шаг № 5. Если первоклассник не хочет делать уроки

Если, несмотря на все приложенные усилия, первоклассник не хочет делать уроки, упрямо отказывается выполнять домашние задания, первое что необходимо сделать – это узнать истинную причину такого поведения. Возможно, первоклассник не хочет делать уроки, просто потому, что не понимает заданный материал, или упустил предшествующий. Пообщайтесь с педагогом об успеваемости вашего школьника, о скорости, с которой он усваивает новый материал, о поведении на уроках.

Возможно, исправить ситуацию помогут дополнительные занятия, малыш разберется в учебном материале и перестанет капризничать. Может, достаточно будет просто разбивать домашнее задание на составляющие, на несколько более мелких, не таких «глобальных». Добившись в одной части положительного результата, ребенок вполне может вдохновиться успехами и захотеть продолжить.

Главное, не забывайте вашего школьника хвалить за хорошую работу, и обязательно делать это от души - детки очень чутко ощущают неискренность. Он в начале долгого и нелегкого пути, ему сейчас очень нужна ваша поддержка и ваша вера в него.

Еще немного о том, как готовить домашние задания с первоклассником:

Вместе с ребенком вы долго готовились к 1 сентября, выбирали школьный рюкзак, тетради и с нетерпением ждали знаменательного события. Однако позади уже целая четверть, а вы с тревогой замечаете, что ребенок все еще относится к школе без особого энтузиазма, не хочет посещать уроки, выполнять домашние задания, носить форму и общаться с одноклассниками. Как помочь малышу адаптироваться?

Делу время, потехе – час

Первая трудность, с которой сталкиваются и дети, и их родители – правильная организация времени ребенка, у которого теперь появились новые обязанности. И здесь, конечно же, никак не справиться без помощи взрослых. Малыш в силу своего возраста не может понять, сколько времени ему требуется на выполнение того или иного задания.

Поэтому вам предстоит взять ситуацию в свои руки и создать для ребенка подходящий распорядок дня, который учитывал бы его индивидуальные особенности, давал достаточно времени на подготовку к занятиям и, конечно, оставлял возможность для игр. Ведь нельзя забывать, что, хотя по статусу ваш ребенок уже школьник, на самом деле он не слишком отличается от того малыша, который еще несколько месяцев назад беззаботно играл на детской площадке.

Первый камень преткновения в этой ситуации – утренний подъем. Многим детям тяжело просыпаться рано, особенно когда за окном еще совсем темно. Поэтому родители, желая дать малышу еще немного времени для сна, будят его на 10-15 минут позже запланированного. В итоге сборы проходят в спешке.

Не стоит потакать ребенку, который просит дать ему утром поспать подольше. Лучше следите, чтобы первоклассник вовремя ложился спать: тогда подъем будет даваться ему гораздо легче. Если вы замечаете, что утром малышу, который ложится достаточно рано, трудно сосредоточиться, постарайтесь разбудить его пораньше. Пусть ребенок собирается без лишней спешки, так он не упустит из виду ничего важного.

Начинать день нужно с улыбки и ласкового утреннего приветствия, которое создаст вашему сыну или дочке хорошее настроение на весь день.

Психологи утверждают, что обычно процесс адаптации к школе у детей занимает от 2 месяцев до полугода. Поэтому они рекомендуют в течение этого времени провожать и встречать ребенка из школы. При этом совсем не обязательно, чтобы это все время делала мама: другие члены семьи тоже могут предложить свою помощь. Ребенок оценит заботу близких и с удовольствием поделится с новым провожатым школьными новостями.

В первом классе малыша лучше не отдавать в группу продленного дня: у него и так много новых впечатлений от школы, поэтому по возможности стоит забирать его домой сразу после уроков. Тогда у него будет достаточно времени, чтобы пообедать, отдохнуть и поиграть, а затем приняться за выполнение домашнего задания.

Если позволяет погода, лучше провести послеобеденное время на улице: там малыш сможет подышать свежим воздухом, поиграть с друзьями и отвлечься от школьных забот. Затем можно приниматься за «домашку». Делать это лучше не позднее 16.00: к этому времени ребенок уже успеет отдохнуть, но у него еще останется достаточно сил и времени для домашней работы. Если же приступить к занятиям позже, то продуктивность школьника будет гораздо ниже.

Лучше, если домашнюю работу ребенок выполнит до шести часов вечера. В этом случае останется много свободного времени, которое можно провести с семьей: поговорить, посмотреть фильм, погулять, приготовить ужин.

И не забывайте про отдых! Первоклашки должны спать не менее 9 часов. Если ребенок просыпается в 7 утра, то ложиться спать он должен не позднее 22.00.

Позаботьтесь о том, чтобы придерживаться привычного распорядка дня и в выходные.

Даже если у малыша начало складываться не слишком позитивное отношение к школе, наверняка у него с ней связаны и приятные моменты. Обычно дети спешат на учебу, если в классе их ждут новые друзья. Постарайтесь стимулировать и поддерживать дружбу, возникшую между вашим ребенком и его одноклассниками. Предложите сыну или дочери пригласить друзей в гости или вместе пойти погулять после уроков. Можно вручить ребенку фрисби, мяч или другой спортивный снаряд, который подойдет для командной игры: так дети смогут хорошенько размяться после занятий и еще больше подружиться.

Первокласснику не нравится математика или правописание? Наверняка ему интересны уроки природоведения, рисования или пения. Развивайте это увлечение. Уделяйте подготовке домашних заданий по любимым предметам ребенка не меньше внимания, чем основным дисциплинам. Но распределяйте время так, чтобы сначала делать уроки по математике или письму. Это стимулирует ребенка быстрее справиться с неинтересными заданиями, и он будет более внимательным и усидчивым. Ну, а потом вы сможете вволю порисовать сказочных зверей или наклеить гербарий из ярких осенних листьев, которые вы собрали в выходные в парке.

Впрочем, не стоит оставлять надежду «подружить» малыша с нелюбимыми предметами. Часто неприязнь к определенной дисциплине возникает, когда у ребенка что-то не получается. Дайте ему понять, что это нормальная ситуация, и он все равно молодец – подчеркивайте его успехи, хвалите за правильно решенные примеры и красиво написанные буквы, ненавязчиво «подталкивайте» к правильным решениям, но ни в коем случае не выполняйте задания за ребенка. Ведь на этом этапе нужно, чтобы школьник почувствовал в себе силы справиться даже со сложным для него заданием, и ваша задача – создать и поддерживать в нем эту уверенность.

Однако не стоит давить на малыша, заставляя его быстрее рассказать все свои новости, чтобы осталось больше времени на «взрослые» дела. Нередко детям требуется время для того, чтобы решиться рассказать взрослым о своих проблемах и радостях.

Важно дождаться, когда малыш сам захочет поведать вам о чем-то, и только тогда осторожно задавать вопросы и утешать его. Впрочем, если вы видите, что ребенок уже несколько дней ведет себя замкнуто, чем-то огорчен, но не хочет ничего рассказывать, стоит поговорить с педагогом: возможно, проблема оказалась более серьезной, чем сиюминутный конфликт с одноклассниками, и для ее решения потребуется ваше участие.

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

Очень часто в детский психологический центр обращаются взволнованные родители первоклассников — ребёнок не хочет учиться, не слушается учителя, на уроках играет, все над ним смеются, домашнее задание выполняет со скандалами, в конце концов учитель предлагает перейти на домашнее обучение… При этом в детском саду ребёнок был успешным, посещал развивающие центры, читать и писать начал чуть ли не в 5 лет, прошёл предшкольную подготовку. Всё было хорошо, а в школе вдруг стало плохо.

Что же происходит, и почему учитель зачастую бессилен в таких ситуациях?

Если результаты диагностики и информация от родителей свидетельствуют о нормальном умственном развитии ребёнка, специалисты начинают поиск причины такого поведения.

Вариантов несколько:

  • У ребёнка не сформирована роль ученика, потому что не отработаны механизмы ролевого поведения (с учителем разговаривает на равных, не прислушивается и не выполняет требования учителей, делает на уроке, что хочет, встаёт, уходит, ползает по классу, дома сердится, плачет, капризничает при выполнении домашних заданий);
  • мотивационно-потребностная сфера не развита либо нуждается в психологической коррекции (играет во время уроков с игрушками, вовлекает в игру одноклассников, домашнее задание выполняет только с родителями и только после долгих уговоров, разговаривает с ровесниками только на темы игр, не любит рассказывать о школе, противится требованиям самостоятельного поведения в школьных вопросах);
  • не развита волевая саморегуляция первоклассника (всё начинает делать вместе со всеми, но бросает, не доделав, или делает как попало, из-за этого быстро перестаёт быть успешным, потому что не происходит научение новому и отработку умений и навыков; обещает, а выполнить не может; берётся сразу за несколько дел, потому что всё интересно; запоминает только то, что привлекает внимание; родителям приходится делать всё вместе с ребёнком и вместо него, в ответ на требования и критику ребёнок очень расстраивается, плачет; обычно такое поведение приводит к неврозу или болезни.

Именно эти проблемы делают ребёнка неуспешным в роли первоклассника, а его обучение — неэффективным в таких условиях: научить ребёнка учиться можно только, если он легко выполняет роль ученика, понимает, почему нужно учиться и это для него очень важно, значимо, прилагает волевые усилия для управления своими желаниями, эмоциями и своей учёбой.

Отметим, что родители играют главную роль в формировании учебной мотивации. Представьте картинку: ребёнку купили велосипед и отправили на соревнования, предлагают и заставляют на велосипеде ехать к финишу, ребёнок и сам хочет, а ногами крутить педали он не умеет, равновесие держать не может. Он ведь упадёт. Хорошо, если не разобьётся, но соревнования точно не выиграет. А потом его ещё и поругают за то, что ничего не получилось. Чтобы избежать этого, дети придумывают разные способы: кто-то бросает велосипед и бежит сам. Ему говорят: "Нет, правила и условия не выдержал!". Тогда ребёнок берёт велосипед и бежит вместе с ним. Но опять не получает требуемого результата. В лучшем случае ребёнок скажет: "Не умею, научите!" . Однако в большинстве случаев он сначала обидится, а потом перестанет стараться.

На примере нам понятно, что в первую очередь нужно научить ребёнка крутить педали. Вот и в учёбе — психологическая готовность ребёнка такая же важная составляющая успешности первоклассника.

Родители недоумевают: "Мы же везде ребёнка развивали, почему это произошло?". Скорее всего, причина в том, что происходило обучение ребёнка, а не развитие его личностных качеств и адаптационных механизмов.

Часто родители хотят получить консультацию психолога, а помогать ребёнку собираются сами. Но, к сожалению, у них ничего не получится самостоятельно. Ведь они уже воспитывали своего ребёнка до семи лет, а важные качества так и не сформировали. По разным причинам: кто-то недостаточно времени уделял ребёнку, кто-то просто не умеет воспитывать детей (умеет любить и баловать).

Но и без родителей не удастся добиться нужного результата. Только в тесном сотрудничестве психологи, родители и учитель помогут первокласснику заинтересоваться учёбой и стать успешным в школе.

Специалисты детского психологического центра "АРТ".