Как избавить ребенка от воровства. Ребенок ворует деньги: советы психолога

Любой детский психолог прекрасно знает - практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.

В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.

Например, малыш даже не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты.

Дети дошкольного возраста в 5 - 6 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было очень заботиться о себе, чтобы выжить.

Около 6 - 8 лет начинают формироваться основы морали. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей.

Тем не менее, нормальный ребенок, а нередкко и подросток, довольно легко идет на кражу. Почему?

Причины детского воровства

1. Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

2. Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И - рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко - в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.

3. Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда...

Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.

4. Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе.
При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: - Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного - вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс.
А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

5. Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим - сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть - чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

5. Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?

Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.

Сначала несколько категорических: чего точно НЕ ДЕЛАТЬ.

1. Не угрожать!

Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.

Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.

Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».

2. Без ярлыков

«Ты - вор!», «Да тебе одна дорога - в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже - «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!»
Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство - безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.

З. Без сравнений!

С собой в детстве, с другими детьми и т.п.
Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый.
Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку. Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех - то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.

Вы же помните, наша цель - укрепить самооценку ребенка.

Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.

Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.

4. Не при свидетелях

Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних.
Дяди, тети, друзья, школьная учительница - не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала - прилюдно, выговор - наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.

5. Кто старое помянет...

Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.

Так как же на ребенка воздействовать?

1. Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует.
Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

2. Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.

3. Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон...) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс). Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.

4. Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 - летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.

11 - летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

Заключение

Пожалуйста, помните, даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый, раз он украл, значит не смог справиться со своими желаниями. У него возник какой-то дефицит. У него не хватило самоконтроля. Возможно, он был в стрессе. А значит, он также нуждается в вашей поддержке и помощи в исправлении ситуации, как если бы ему было 7 лет. Дети должны чувствовать, что мы всегда на их стороне, что мы их «адвокаты», а не «обвинители».

Решать эту задачу нужно с двух сторон. Ребенку помогут тренинги для детей и подростков , а Вы можете научиться мастерству воспитания на

Приблизительное время чтения: 7 минут

Что делать, если ребенок ворует? Такой вопрос с ужасом задают некоторые родители, сталкиваясь с этой проблемой впервые. Психологи и педагоги, часто контактирующие с большими группами детей, подтверждают тот факт, что практически каждый ребенок хотя бы однажды присвоил себе чужое. И даже, несмотря на это, большинство взрослых чересчур бурно реагируют на подобные поступки совсем маленьких детей. Многие даже не допускают такой мысли, что именно их малыш способен взять чужую вещь, соврать и не раскаяться в содеянном.

Почему ребенок ворует

Большое значение в проблеме присваивания себе чужих предметов играет возраст ребенка. Если подобные поступки совершает малыш, которому еще нет 4-5 лет, то эти деяния сложно отнести к понятию кражи. Так как дифференцировать содеянное такой маленький человек еще не в состоянии. В этом возрасте он не различает «свое» и «чужое», а просто хватает ручками, иной раз с жадностью, то, чего у него нет и что ему очень понравилось.

Трудно устоять перед красивой игрушкой или вкусной едой. Иногда достаточно обратить внимание на малышей в детских магазинах, со слезами требующих купить понравившуюся игрушку у своих родителей. Дети до трех лет имеют способность просто схватить ручкой понравившийся предмет и удерживать его до тех пор, пока взрослые не отберут его и не отдадут хозяину. Такие ситуации часто возникают на детских игровых площадках, где собирается большое количество ребят приблизительно одной возрастной группы.

Если ребенок ворует игрушки в саду, и что делать с этим, подскажет детский психолог. В детских учреждениях на сегодняшний день введена штатная единица психолога-консультанта, наблюдающего за детьми и вносящего коррективы в их поведение на ранних стадиях проявляющихся негативных отклонений.

Существует множество причин, по которым дети совершают кражу чужих вещей:

  • малыш может иметь сильную потребность обладать чем-то, о чем давно мечтал, но не получал; порой тяга к предмету бывает настолько сильной, что, даже понимая, что брать чужое нельзя, ребенок улавливает момент и прячет чужую игрушку в укромное место, а потом уносит её домой;
  • ребенок хочет сделать кому-то из своих родных красивый подарок, но, естественно, не имеет возможности купить его; он присматривает предмет одежды или игрушку, понравившуюся ему самому, и совершает так называемую кражу, совершенно исключая негативное понятие воровства;
  • многие дети убеждают себя в том, что находят красивые вещи, не принадлежащие им, оставляя их затем себе; обычно в таких случаях малыши выносят из садика чужие вещи открыто и демонстративно, показывая встречающим родителям и окружающим свое новое приобретение;
  • дети чуть постарше могут воровать, пытаясь привлечь к себе внимание; это касается деток, на самом деле испытывающих дефицит внимания со стороны взрослых и окружающих сверстников; становясь обладателем какой-то красивой вещи, ребенок думает, что заслужил уважение и повышенное внимание окружающих;
  • иногда дети проектируют в свою плоскость поведение взрослых; многие родители не скрывают дома тот факт, что часто что-то прихватывают с работы, еще и постоянно озвучивая это в домашней обстановке; это сложная ситуация, когда малыш воспринимает такое поведение в качестве нормы и без зазрений совести приносит воровство в свою жизнь;
  • частым спутником даже самых маленьких деток является всеразрушающее чувство элементарной зависти; оно гложет изнутри, постоянно привлекая внимание ребенка к чужим красивым вещам, карманным деньгам, что некоторые получают от своих пап и мам порой с избытком в зависимости от материального положения семьи; завистливый ребенок начинает идти на поводу у своих эмоций, постепенно привыкая к воровству;
  • опасность с раннего возраста несут дети, которые воруют для дальнейшего манипулирования и обретения власти и контроля над всеми и вся;
  • воровство в качестве наказания для кого-либо, кто, по мнению малыша, причинил ему серьезную обиду или опережает в лидерской гонке в большом коллективе; такие детки готовы забрать самую красивую игрушку у обидчика и даже испортить её.

Воровство и ложь

Что делать, если ребенок ворует и врет? Дети постарше могут умело скрывать свои пристрастия к завладению чужими предметами. Они делают это умышленно и готовы обманывать даже самых близких людей, выдавая желаемое за действительное.

Если ребенок уличен в краже и пытается выпутаться из неприятного положения при помощи обмана, то это рядовая ситуация, привнесенная в жизнь малыша из мира взрослых людей. Значит, он понимает, что сделал плохо и пытается обелить себя, отстранившись от негативного понятия совершенного поступка. Гораздо хуже, когда дети умышленно заранее продумывают заведомую ложь для объяснения своих девиантных действий.

В любых ситуациях взрослый человек, будь то мать, отец или воспитатель из садика, поймавший ребенка на воровстве, должен попытаться объяснить ребенку, что воровать нельзя. Как это сделать правильнее, следует решать на месте, исходя из сложившейся ситуации. Золотое правило этики воспитания никто не отменял: хвали прилюдно, карай уединенно.

Чего следует избегать при разрешении проблемы детского воровства

Безусловно, каждый случай детского воровства, особенно совмещенного с обманом, сугубо индивидуален. По мере развития событий взрослому, на долю которого пришлось разбираться с подобной ситуацией, следует соблюдать ряд простых правил, чтобы не усугубить положение вещей и не спровоцировать ответную негативную реакцию. А именно:

  • нельзя устраивать публичное судилище; если ситуация не слишком запущена, можно попытаться уговорить малыша отдать добровольно украденный предмет его владельцу;
  • не нужно навешивать ярлыки даже в приватной беседе с ребенком, называя его «вором» и пророча уголовное будущее, а также стыдить, унижая и подавляя его;
  • не стоит нарицательно говорить ребенку, что никогда не ожидали от него такого поступка, что это совершенно не характерно для членов вашей семьи и т.д.;
  • никогда не нужно сравнивать ребенка с другими детьми, как бы плохо он не поступил, а также приводить негативные примеры из близкого окружения или собирательных персонажей кинематографа;
  • не попрекать еще на протяжении длительного периода содеянным;
  • не отождествлять с новыми негативными поступками, которые по сути вещей, никакого отношения к прошлому не имеют;
  • не обсуждать проблему в присутствии посторонних или близких, описывая в мелких деталях совершенное ребенком зло, чтобы малыш при этом чувствовал себя виноватым и униженным.

Если правильно вести себя при разрешении подобных ситуаций, малыш начнет прислушиваться, сделает выводы, а взрослый, что помог решить эту проблему, лишь поднимет свой рейтинг в глазах ребенка.

Как отучить ребенка от воровства

Как отучить ребенка брать чужие вещи? Это сложный вопрос. Можно проводить разъяснительные беседы, которые будут длиться долгое время, и не иметь никакой положительной динамики. Если малыш замечен в краже впервые, следует объяснить, что нельзя воровать.

Ни в коем случае не следует давать обещания по типу таких, как: «Я тебе это обязательно куплю», «На будущее ты мне только скажи, что тебе хочется, но не бери чужого». Это на самом деле провокационные приемы, способные лишь усугубить положение вещей и подменить понятия ребенка в таком раннем возрасте, предопределив его дальнейшее построение отношений в социуме в качестве бескомпромиссного манипулятора и единоличника. В дальнейшем таким родителям не стоит удивляться, если ребенок берет чужие вещи и уверенно врет при этом. Он будет легко находить объяснения таким поступкам, пеняя на родителей, которые обещали, но не исполнили его пожеланий, и ему ничего не оставалось, как пойти и взять чужое.

Нередки случаи в нашем обществе, что дети, склонные к воровству, проживают в неблагополучных семьях. Тем более стоит учитывать это тем родителям, чьи дети являются пострадавшими от таких воришек. Есть риск, что ребенок выбирает себе жертву и причиняет ей постоянный дискомфорт своими поступками. На самом деле это защитная реакция на семейный негатив и равнодушие окружающего мира.

Не следует настраивать своего ребенка, страдающего от нападок таких сверстников, против них. Это тяжелая ситуация, когда может взыграть детская обида и дальнейшие реакции жертвы к своему обидчику прогнозировать достаточно сложно. В подобных ситуациях окажет незаменимую помощь детский психолог. Он сможет оценить уровень тревожности жертвы и девианта, а также разработать план действий.

Порой причина кроется в непоследовательности и несогласованности взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе в семейном кругу. Например, бабушка разрешает что-то делать, а мама готова наказать за это. Кто-то из родителей делает замечание по существу, а другой родитель вообще не реагирует на это, порой даже относится с налетом легкой иронии к происходящему. Такие принципы поведения взрослых культивируют личности с подмененными понятиями. Вырастая, такие дети ведут себя безответственно и легкомысленно.

Следует исключить из поведения взрослых, занимающихся воспитанием малыша понятия «двойной морали», когда внушения и требования родителей в корне противоречат их поступкам. К примеру, малышу говорят, что воровать плохо, а сами на глазах у ребенка совершают подобные девиации. Это очень хорошо прослеживается, когда взрослые в присутствии детей переходят дорогу на красный свет, если нет машин, или не компостируют билет в транспорте, где водитель громко объявляет о необходимости оплаты своего проезда. Малыш моментально делает соответствующие выводы, собирая такие факты в своей памяти. В дальнейшем, совершая кражу в детском саду или в магазине, он мысленно убеждает себя в правильности такого поступка. Часто дети и даже многие взрослые, чувствуя дилемму перед принятием какого-то сложного решения, задают себе мысленно вопрос: «А как бы поступила моя мама?». И в большинстве случаев получают утвердительный ответ, полностью развязывающий им руки.

Большинство людей на земле до конца своей жизни верят в авторитет своих родителей, неуклонно следуя их примеру. Такие дети, становясь взрослыми и продолжая совершать подобные поступки, искренне не понимают, за что их ругают, если так делают их мамы и папы.

Если ребенок ворует и врет, значит, он прекрасно понимает суть совершаемого поступка. Что не имеет отношения к избалованным детям, получающим от жизни всё, что пожелается. Многим детям современные родители внушают чувство исключительности, причисляя их демонстративно к «высшей расе», показывая, что можно легко игнорировать потребности окружающих, если вопрос касается собственного комфорта и удовлетворения личных нужд. Попадая в коллектив, такие дети искренне удивляются неприятию их сверстниками, не замечая разительного отклонения в своем отношении к окружающим. Они пытаются получить обратную связь, порой решаясь на девиантные поступки, такие, как воровство и обман в отношении сверстников.

Самым неприятным в подобных историях становится вмешательство родителей «избранных деток» в воспитательный процесс и работу психолога, пытающегося разрешить проблемные ситуации, возникающие по вине этих детей.

Иногда провоцирует детей на совершение воровства тотальный контроль со стороны взрослых. Малыш пытается занять оборонительную позицию. Некоторые детки начинают действовать исподтишка, пытаясь «выживать» в подобных ситуациях, «уйдя в подполье». Безусловно, они продолжают делать мелкие пакости назло своим родителям и близким, когда выходят на короткое время из поля их зрения.

Если ребенок начал воровать, самый близкий человек, которому малыш безгранично доверяет, должен поговорить с ним об этом. Если факт воровства обнаружил кто-то из соседей, воспитателей садика, то не стоит моментально разносить эту информацию окружающим. Первым делом следует предупредить родителей. Если же адекватной реакции от родителей не последует, тогда в дело стоит подключать детского психолога или воспитателя группы.

Малышам довольно легко объяснить, что является хорошим поступком, а что – плохим. Конечно, беседа пойдет на пользу деткам постарше, в возрасте 4-5 лет. Совсем маленьким деткам следует почаще говорить, что нехорошо брать чужое, не спросив разрешения. Следует объяснять, что воровство может стать причиной потери друга в саду или утраты доверия в коллективе. Ребенок должен ощущать чувство вины после нехорошего поступка.

В тех случаях, если ребенок ворует и врет, следует дать ему понять, что со стороны взрослых будут применены решительные меры по выявлению таких фактов и определению наказаний за содеянное.

Если после кражи вещь была умышленно повреждена, нужно заплатить за неё хозяину или отдать взамен что-то такое, что представляет ценность для совершившего кражу малыша. Это послужит хорошим уроком проворовавшемуся и окружающим детям в коллективе.

Идеальным наказанием будет выполнение посильной работы для искупления своей вины перед пострадавшим. Например, взрослый предлагает малышу сделать какую-то несложную работу (вымыть посуду или сходить с бабушкой в магазин и помочь ей принести продукты, а иными словами просто составить ей компанию), за которую малыш получает деньги на приобретение новой игрушки для пострадавшего.

Ребенок должен иметь терпение и уметь отказываться от вещей, не являющихся предметами первой необходимости. Поэтому очень важно с ранних лет обучать малыша сдержанности и разумному расходу средств. Если уже есть большая мягкая игрушка, то не обязательно в ближайшее время покупать еще одну такую же.

Ребенок должен чувствовать защиту и трезвость принятых решений от взрослых, особенно в моменты наказаний его за недостойные поступки.

Почему воруют дети? Детское воровство – это болезнь? Почему один ребенок, украв однажды и раскаявшись, больше никогда этого не делает, а другой, не смотря ни на какие наказания, продолжает воровать систематически? В чем причина детского воровства? И «любимые» наши вопросы: кто виноват, и что делать? В своей статье я попробую на них ответить. Но для начала несколько историй из реальной жизни, из моей практики.

История первая

Мама и папа, кипящие от возмущения, гнева, недоумения и боли, привели на прием двенадцатилетнюю девочку. «Объясните нам, с ней все в порядке, она нормальная?!» После нескольких долгих и томительных минут они смогли рассказать, что же случилось. «Мы были в гостях у друзей, с которыми дружим уже много лет. После вечеринки друзья пошли нас провожать. В это время Аня (имя изменено) стала хвастать новыми украшениями. На вопросы о том, откуда они у нее, говорила, что подарила одноклассница. Как оказалось потом, эти украшения она украла у дочери друзей. Мы не знаем, как теперь смотреть в глаза этим людям, а ей хоть бы что. Конечно, на следующий день папа пошел с ней возвращать украденное. Мы ожидали, мы очень надеялись, что это станет для нее тяжелым испытанием, уроком на всю жизнь!.. Но понимаете, она не раскаивается, она ведет себя так, как будто ничего не случилось… Уже на обратной дороге, после того, как вернули украшения, Аня пыталась беззаботно заговаривать с папой о каких-то пустяках и, вообще, было видно, что ей не стыдно, что она не понимает, что сделала что-то ужасное. Мы просто потерялись после всего этого. Мы не знаем, как это понять и объяснить. Ведь она была всегда такой хорошей девочкой».

Все это рассказывала мама, возбужденная, возмущенная, переполненная гневом и стыдом. Папа в это время сидел отрешенный, глядя в одну точку. Было видно, что оба они страдают и потрясены тем, что сделала их дочь. Их дочь, которая, как выяснится позже, всегда была предметом гордости родителей и источником, питавшим их самолюбие.

Очень сильное впечатление на меня производил взгляд ее черных глубоких глаз: проникновенный и недетский, временами просто завораживающий.

Мама продолжала:

«Я понимаю, все дети воруют. И мы в детстве таскали яблоки из соседских садов. Но если бы я оказалась сейчас на ее месте, да я бы от стыда сгорела, я бы… не знаю… а ей хоть бы хны… как так можно?! Я уже не знаю, нормальная она или нет. Скажите, почему она так себя ведет?»

«Вы знаете, ведь у нее есть одна странность…» Он сделал паузу, встал и начал медленно расхаживать по кабинету. «Да, одна странность… Аня разговаривает со своими фантазиями… в любом месте… в любое время… Это пугает…»

На этом я прерву изложение этого случая. Но хочу заметить, что Аню консультировал детский психиатр, профессор из института Бехтерева и констатировал отсутствие каких-либо психических заболеваний. Да, у Ани есть проблемы, и она нуждается в помощи психолога, но она психически здорова.

История вторая

Мама пришла на прием с сыном десяти лет. Очень крупный для своих лет и упитанный, он сидел, лениво развалившись на диване, и, казалось, не проявлял никакого интереса к тому, что происходило в кабинете. Время от времени, не обращая внимания на то, что мама была занята разговором со мной, он наклонялся к матери и что-то шептал ей на ухо. Прийти на прием ко мне маму вынудила ситуация недельной давности.

«Я узнала, что Миша (имя изменено) подговорил своего приятеля, мальчика младше его, вытащить кошелек у мужчины, который спал пьяный на скамейке в парке. Он взял из кошелька деньги и велел приятелю вернуть его на место. Вы представляете? Я, конечно, пыталась выяснить, зачем он это сделал, но он молчит, он ничего не говорит, молчит и все. Либо у него начинается истерика, и мне становится страшно. И еще - он таскает деньги у меня из сумочки».

Мама выглядела подавленной. Ее голос, низкий, монотонный и усыпляющий, был голосом уставшей от жизни женщины, молодой еще женщины, уставшей от одиночества и бесконечной работы. Она рассказала также о том, как вымотана до последнего вздоха многолетней борьбой с этим трудно ей доставшимся ребенком, который с самого раннего детства был ее болью, счастьем и проклятием.

«Вы знаете, с ним вообще трудно о чем-либо говорить. Он сильнее меня. Я не могу ему отказывать. Он может часами плакать, когда его кто-нибудь обижает: я, или одноклассники, или папа, с которым мы в разводе. На улице он может убежать куда-нибудь, сломя голову, а дома закрывается в ванной и начинает кричать: «Убивают! Помогите, убивают!» Что делать? Я уже не знаю. Я что только ни пробовала, куда только ни обращалась».

История третья

И еще один пример. Мама одиннадцатилетней Оли (имя изменено) периодически проверяет портфель дочери и обнаруживает там кучу различных мелочей, которые Оля таскает из портфелей и карманов своих одноклассников. Не помогает ничего: ни задушевные разговоры, ни ремень. Оля плачет, говорит, что больше не будет, но через какое-то время в доме опять появляются чужие вещи.

На деньги, которые она крадет из карманов, Оля покупает всякую всячину, которая у нее и так есть: ластики, яркие тетрадки, линейки, блокнотики и т. д. А однажды Оля украла у матери большую сумму денег, купила Барби, дом для Барби и пыталась «подарить» все это однокласснице, с условием, что будет приходить к ней в гости и играть с этими игрушками.

Друзей у девочки нет, более того, она изгой в классе. Никто из одноклассников не пройдет мимо нее без того, чтобы не пнуть, не толкнуть ее или не сказать что-то обидное (классный руководитель подтверждает эту информацию). Конечно, в классе знают, что она воровка, из-за этого мама собирается менять школу. И, естественно, она очень опасается, что в новой школе будут те же проблемы. В общении со мной Оля либо тщательно избегает бесед на эту тему, либо формально соглашается с тем, что это плохо, это мешает ей и что она постарается больше так не делать.

Эта бледная, худенькая, почти прозрачная девочка с огромными голубыми глазами, наполовину закрытыми белокурыми локонами, умеет долго неподвижно сидеть, глядя поверх всех предметов. Оживляется она только тогда, когда говорит о животных и о своих фантазиях, где все безоблачно и просто.

Несмотря на усилия стильной мамы, она всегда выглядит небрежно одетой. Мама жалуется, что Оля до крайности ленива, рассеяна и забывчива: собираясь в школу, может забыть надеть нижнее белье, не делает уроки, не убирает в доме, «забывает» о своих обещаниях. «Временами меня от нее просто колотит, я готова ее убить», - говорит мама. Она никак не может наладить контакт с дочкой, мама, которая в детстве чуть не покончила жизнь самоубийством, страдая от непонимания собственной матери.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ

Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют . Нет, еще одна: они страдают . Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.

Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию - не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.

Иногда ребенок, поддавшись искушению, крадет что-то однажды, бывает разоблачен, испытывает мощное потрясение, и этого больше никогда не повторяется. В этом нет ничего необычного. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Также эти дети имеют способность контролировать свои импульсы, т. е. сильные позывы к каким-либо действиям.

В норме все это «добро» ребенок приобретает к 3-4 годам. Нужно помнить, что чем младше ребенок, тем больше вероятность частичной утраты этих качеств в периоды сильных стрессов. И, конечно же, чем более патологична или неадекватна среда, в которой развивается ребенок, тем больше вероятность того, что эти качества либо не сформируются вовсе, либо будут неустойчивыми.

И вот здесь-то мы и получаем широкий спектр вариантов детского воровства: от более типичного, когда дети воруют очень редко, по мелочам и не в любой ситуации, до крайнего варианта, когда дети, несмотря ни на что, воруют часто, много и в разнообразных ситуациях.

В первом случае есть вероятность, что при благоприятных обстоятельствах это явление сойдет на нет, а во втором мы можем ожидать, что такие дети станут асоциальными подростками и асоциальными взрослыми, склонными к совершению правонарушений.

Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить, у них проблемы во всем, где необходим волевой контроль: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), выдерживать ограничения во времени и пространстве, даже соблюдать правила в совместных играх этим детям нелегко.

Родители таких детей выполняют внешние волевые функции, которые в норме должны быть у детей внутри (разумеется, в зависимости от возраста, эти функции у ребенка присутствуют в большей или меньшей степени). Это функции самоконтроля и волевого самопринуждения.

Вот и получается: если у ребенка не сформированы эти качества как свои собственные, то сначала контролируют и принуждают родители, потом - школа, потом - милиция и закон. Взрослый человек, выросший из такого ребенка, все время нуждается во внешнем контроле и принуждении - своего-то внутри нет.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Отучить ребенка воровать не просто. Давайте пройдем этот путь вместе.

Если у вашего ребенка незначительные внутрипсихические нарушения, и сами вы достаточно адекватны, и ситуация вокруг ребенка более или менее дружественная и стабильная, то могут помочь такие рекомендации:

  • Станьте внимательнее к своему ребенку.
  • Проявляйте к нему больше любви и заботы.
  • Помогите ребенку разобраться в его бедах.
  • Разговаривайте с ним не только об уроках и уборке детской комнаты.

Быть внимательным к своему ребенку - это знать, о чем он мечтает, чем интересуется, как он себя чувствует, с кем дружит, чего боится, чего хочет от вас, от друзей, чем наполнена его жизнь в промежутках между учебой и принятием пищи.

Естественно, для этого необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время «просто так»: вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, словом общаться и получать удовольствие от этого. Понятно, что современные родители, вынужденные делать все на бегу, часто не могут выкроить время для общения с ребенком «просто так», а не для какой-нибудь цели.

Что же делать? На самом деле время найти можно. Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь машину, а ребенку на электричке даже интереснее). Хорошо бы при этом прихватить приятелей вашего ребенка. Этим самым вы убиваете двух зайцев: во-первых, в компании будет легче наладить общение с ребенком. А во-вторых, вы узнаете, с кем и как он общается, и сможете исподволь контролировать этот процесс.

Когда вы вместе с ребенком разжигаете костер или жарите на огне сосиски, то эти минуты могут стать минутами вашей душевной близости. Необязательно говорить сыну или дочери нравоучительные вещи, важнее просто быть с ними «вместе», и душой, и мыслями.

Важно поощрять присутствие друзей ребенка в вашем доме. Да, это хлопотно, но это еще и профилактика подросткового кризиса. Когда вы ведете ребенка в школу или забираете из школы, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ему о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах(о проблемах, конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке).

Почти в любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать. Можно обсуждать даже совместно просмотренные мультфильмы. Да, нам всем не хватает времени, но при желании всегда можно что-то придумать.

Можно договориться с другими членами семьи, как распределить время, чтобы его хватало на общение с ребенком, многие вещи можно просто делать вместе: вместе с девочкой шить платья для кукол и готовить, вместе с мальчиком клеить модельки и заниматься элементарным ремонтом. Сложнее договориться с самим собой, гораздо сложнее научиться получать удовольствие от общения с ребенком, когда ты устал и твое единственное желание – чтобы все от тебя отстали. Но это уже проблемы самих родителей, и тема для отдельного разговора.

Что значит, помогите ребенку разобраться в его бедах? Это совсем не значит, что нужно идти выяснять отношения с приятелями или с учителями. Хотя в исключительных случаях (ребенка часто бьют сверстники или учителя к нему очень несправедливы) это сделать необходимо, ведь кроме вас у ребенка нет другой защиты и опоры.

Здесь важно сформировать у ребенка привычку обсуждать с вами то, что его беспокоит. Для начала научить его просто разговаривать о неприятных вещах и событиях. И помочь пережить болезненные чувства, разделить их с ребенком. Главное в вашем общении с малышом или подростком - искренность. Если чадо почувствует, что вы им искренне интересуетесь, а не выполняете некие «рекомендации», то ребенок обязательно откликнется.

Все эти советы обязательно помогут, справиться с проблемой маленькому воришке в том случае, если он не страдает клептоманией.

А МОЖЕТ ОН БОЛЕН?

Если, не смотря на всю заботу, любовь и ласку, проявленную в общении с малышом, в вашем доме по-прежнему появляются безделушки неизвестного происхождения – это повод для беспокойства. Возможно, ребенок действительно страдает редким заболеванием – клептоманией. Но не спешите навешивать на него ярлык психического расстройства, лучше серьезно задумайтесь о профессиональной помощи психолога или психотерапевта.

Важно понять: при клептомании воровство - это следствие, вторичные проблемы по отношению к внутренним изъянам психики ребенка. У детей, страдающих клептоманией, просто нет способности контролировать свои импульсы и понимать свое поведение. Следовательно, чтобы ребенок с психическим расстройством перестал воровать, его нужно лечить. Но помните, столь серьезный диагноз, как клептомания, может поставить только профессиональный психотерапевт.

Не всякий ребенок, который хорошо поет, становится певцом, не каждый, кто быстрее всех бегал в классе завоевывает олимпийское золото, не все дети, которые крали у родителей деньги, связывают жизнь с воровским миром. Порой из тех, кто в детстве брал деньги у родителей без спросу, вырастают честные и добропорядочные люди. Поэтому к детским кражам нужно относиться, не как к преступлению, а как к сигналу о какой-то проблеме. Когда ребенок ворует деньги у родителей, советы психолога помогут разобраться, в чем причина и как решить эту проблему.

Объективные причины детских краж

Если спросить взрослого вора, зачем он ворует, то он ответит, что воровство - легкий способ заработать. Зачем целый месяц горбатится на чужого дядю, который заплатит копейки, проще рискнуть и получить в разы больше.
Дети вряд ли руководствуются этими мотивами, воровство происходит по следующим причинам:

  • Ребенку не хватает карманных денег либо их вовсе нет. Часто родители считают, что детям деньги не нужны, так как они их потратят «на ерунду», а все необходимое они им и так купят;
  • У ребенка вымогают деньги другие более авторитетные и наглые старшеклассники, и он боится признаться и рассказать о проблеме. Если ребенок был замечен в воровстве, и он не может ответить, куда потратил деньги, не исключено, что их у него кто-то периодически забирает;
  • Влияние дурной компании, новые «крутые» друзья могут рассказывать, как они воруют деньги у родителей и им за это ничего не бывает.

Психологические проблемы, толкающие на обман

За воровством могут стоять внутренние психологические проблемы:

  1. Способ самоутвердится : ребенок не может найти друзей, а деньги для него становятся способом завоевания внимания одноклассников. Покупая сладости и угощая ими других, он приобретает хотя бы не настоящих, но друзей;
  2. Низкая самооценка : в одном школьном классе могут учиться дети из разных по социальному статусу семей, когда ребенок видит, что у одноклассников есть мелкие деньги или какие-нибудь вещи, ценные в подростковом возрасте, он чувствует свою несостоятельность. Самое страшное в таком возрасте не бедность, а «быть хуже других», кроме того ситуация обостряется, если со стороны сверстников исходят насмешки и укоры;
  3. Нехватка любви и понимания. Деньги в таком случае совсем не нужны ребенку - он просто пытается завоевать внимание взрослых.

В данном видео психолог Александр Свиридов расскажет, почему ребенок ворует и не хочет учиться, как с этим бороться:

Детские кражи - как причина неправильного воспитания

Ребенок может без зазрения совести брать чужое, если не осознает, что такое поведение негативное.
Причиной того, что смывается грань между хорошим и плохим поведение часто становятся сами родители:

  • Если во взрослых разговорах обсуждаются темы о том, что в стране хорошо живут только те, кто ворует, у ребенка формируется определенная установка на будущее: чтобы хорошо жить - проще воровать;
  • Родители порой сами подают пример безнаказанности воровства: не отдали знакомому приглянувшуюся книгу, у соседа по огороду втайне нарвали груш, воруют электроэнергию или газ у государства и не расплачиваются по долгам. Неудивительно, что сын по примеру папы или мамы взял немного мелочи из кошелька;
  • Причиной воровства в обеспеченной семье может стать вседозволенность и распущенность, когда с ранних лет ребенок не был ни в чем ограничен;
  • Кражи в подростковом возрасте могут быть продолжением наивных детских шалостей, которые вытворял ребенок до 7 лет и которые вызывали у родителей лишь улыбку. О том, что чужое брать нельзя, нужно объяснять с ранних лет.

Ребенок ворует деньги и врет что делать?

Если родители застали своего ребенка на месте преступления или факт кражи подтвердился, прежде всего, нужно контролировать себя .

Конечно, горько и обидно осознавать, что сын или дочь, которых так любили и которым доверяли, обманывают их, но воспитание - это не только процесс радости и побед, порой приходится решать трудные проблемы. Ни в коем случае нельзя выяснять отношения при сверстниках, это только усугубит ситуацию.

Прежде чем наказать, нужно выяснить причину такого поведения, но дети в таких случаях начинают врать и доказывать, что пропажа денег, это вовсе не их вина. Самое простое и верное объяснение такой лжи - это страх расправы, особенно если родители строгие и властные.

Можно не церемониться, а просто наказать сына или дочь без разговоров, но проблема в корне так и останется нерешенной, а ребенок еще больше замкнется и уйдет в себя. Поэтому правильное решение - спокойно, без угроз и криков поговорить с ним и выяснить причину.

Как отучить ребенка воровать?

Давать ребенку хоть немного карманных денег нужно хотя бы для того, чтобы он учился распоряжаться своими средствами рационально. Часто дети, у которых в детстве не было своих сбережений, повзрослев, не могут правильно распоряжаться зарплатой, у них нет финансовой культуры.

Если карманных денег не хватает на все, чего хочется, объясните сыну или дочери, что нужно расставлять приоритеты и некоторым желаниям говорить «нет». В качестве примера пусть родители расскажут, что у них тоже нет многих вещей, которые бы им хотелось иметь: большой квартиры, дорогой машины и красивой одежды.

Важно научить ребенка осознавать, что за всеми не угонишься и порой с тем, что у одноклассника дорогая приставка, которой у него нет, нужно просто смириться.

Не всякая семья обеспечена таким образом, чтобы давать ребенку необходимое количество карманных денег. Но есть выход - можно найти ребенку несложную подработку. Деньги, заработанные своим трудом - более ценны.

Если причина воровства вымогательство - нужно немедленно расправиться с обидчиками, обратится в полицию или в школьный совет.

Что делать если ребенок ворует?

Если причина краж - низкая самооценка, желание угодить сверстникам или нехватка внимания, задача становится еще сложнее, ведь дело вовсе не в желании иметь какую-то вещь. Дело в желании быть кем-то.

С раннего возраста нужно закладывать, что каждый человек - личность. Количество друзей, авторитет и хорошее отношение окружающих людей нельзя купить или заслужить подарками.

Важно интересоваться жизнью подростка, его переживаниями и проблемами. Может быть брюки в клеточку, которые достались по наследству от старшего брата, стали настоящим испытанием для ребенка, вызывая насмешки сверстников, а родители игнорируют эту проблему. Тогда нужно вместе найти решение: выделить из бюджета средства или предложить накопить на необходимую вещь.

Когда ребенок ворует деньги у родителей, советы психолога часто воспринимаются как глупое и ненужное руководство к действию. К чему все эти выяснения проблем и копания внутреннего мира, нужно просто задать хорошей трепки и запретить гулять на месяц, а лучше на два - так считают многие родители. Но они совсем забыли, что когда-то в детстве им тоже чего-то хотелось и чего-то так не хватало, и порой для настоящего детского счастья недоставало сущей мелочи.

Видео про воровство детей у родителей

В данном ролике известный психолог Станислав Лазарев расскажет о 10 основных причинах, побуждающих ребенка воровать у своих родителей деньги:

Сталкиваясь с детским воровством, родители теряются и паникуют. Они лихорадочно пытаются выяснить, что делать, если ребенок ворует, и насколько все серьезно. Свидетельствует ли склонность к кражам об испорченности отпрыска или о его психическом отклонении. Родителям непонятна мотивация их детей, у которых есть все необходимое. Они ищут причины в себе, считая себя плохими воспитателями. Широко распространено мнение, что детское воровство характерно только для неблагополучных семей. Однако очень часто кражу совершают дети интеллигентных и материально обеспеченных родителей.

Понятие о своем и чужом формируется у малыша после 3 лет. Никому не придет в голову сказать, что двухлетний ребенок украл игрушку у другого ребенка во время игры в песочнице. Но у некоторых детей моральное развитие задерживается. Известны случаи, когда дети 7-8 лет не осознают, что нарушают общепринятые нормы, присваивая чужую вещь.

Моральное развитие состоит в усвоении нравственных норм и становлении таких моральных эмоций, как стыд, чувство вины, эмпатия (способность поставить себя на место другого человека) и совесть. Психическая реакция на нарушение формируется под влиянием взрослых. Если родители вовремя не объяснили малышу разницу между понятиями свое и чужое, то он будет демонстрировать асоциальное поведение. Ему трудно будет посочувствовать другому человеку и понять его эмоциональное состояние. Такой дошкольник будет расти слабовольным и безответственным.

Отсутствие необходимого воспитания нередко наблюдается у детей из благополучных семей. Люди культурные и интеллигентные часто не успевают разъяснить простые истины своему отпрыску из-за сильной занятости. О детях забывают в семьях, в которых родители постоянно выясняют отношения. Когда ребенок ворует, что делать, они не знают. Взрослые не всегда связывают свое поведение с поступками детей.

Пытаясь восполнить пробел в воспитании, школьник ищет ответы на свои вопросы у посторонних. Он формирует психические реакции на основе опыта общения с ними. Если авторитетами для него становятся люди, не соблюдающие нравственные нормы, ребенок копирует их поведение и совершает асоциальные поступки сознательно.

Иногда взрослые, сами того не подозревая, подают пример своим отпрыскам. Если ребенок видит, что папа что-то принес с работы, вынес из магазина товар без оплаты или взял на память столовый предмет в доме отдыха, он справедливо решит, что в воровстве нет ничего плохого.

Что делать, если ребенок не считает кражу плохим поступком?

Если факт кражи не подтвержден, существует вероятность ошибки. Безосновательные обвинения могут нанести серьезный вред детской психике. Особенно, когда они сделаны прилюдно. Даже если позднее ошибка будет признана, и ребенка реабилитируют в глазах его ровесников, травма все равно останется. Пережитый позор малыш будет долго и болезненно вспоминать.

Если родители подозревают школьника в воровстве или о краже сообщила учительница, нужно спокойно поговорить с ним дома наедине. Желательно, чтобы разговор состоялся без участия других членов семьи.

Во время разговора надо тщательно подбирать слова, стараясь не унижать ребенка и не обвинять его голословно. Если он категорически отрицает факт кражи, существует высокая вероятность, что он прав. Нужно выслушать его, затем рассказать подробно, почему красть нехорошо. После инцидента стоит понаблюдать за отпрыском, особенно в таких ситуациях, в которых он, вероятно, совершил кражу.

Если ребенок ворует деньги у родителей и пойман за руку, надо удержаться от искушения выплеснуть все накопившиеся эмоции. Категорически запрещается оскорблять воришку, бить его, приговаривая, что раньше ворам руки отрубали, или грозить тюрьмой. Нужно удержаться от использования слов: кража, воровство или преступление. Агрессивное поведение взрослых ожесточит малыша. Он убедится в своей испорченности и решит, что ничего изменить нельзя. Озлобленный ребенок может впоследствии совершить другие кражи, чтобы отомстить.

Необходимо выразить свое огорчение и недоумение. Многие дети болезненно воспринимают печаль матери. Сочувствуя ей, они, скорее, осознают свою вину. Следует поговорить с воришкой и спросить, чем мотивирован его поступок. Если малыш не хочет рассказывать, не надо настаивать. Обязательно нужно объяснить ему, почему красть нельзя.

Если родители сами позволяли себе брать чужие вещи, им надо признать свою ошибку. Искреннее раскаяние взрослых станет образцом поведения для их детей. Первые и самые главные уроки нравственности они получают в семье, наблюдая за поведением близких.

Воровство как способ привлечь внимание

Чтобы разобраться, почему ребенок ворует деньги у родных и близких семьи, нужно проанализировать свою жизнь и поведение ребенка. Причиной детского воровства может быть желание привлечь внимание.

Чаще всего такие кражи совершают младшие школьники и подростки. Но формируется подобное поведение обычно в раннем возрасте. Дети ощущают недостаток любви или полное равнодушие со стороны близких. Чтобы их заметили, они воруют вещи.

Первые кражи малыш осуществляет еще до поступления в школу. Они могут оставаться незамеченными или им не придают значения. По мере взросления ребенок ворует все чаще и делает это демонстративнее. Однако он настойчиво отказывается признавать свою вину и ведет себя так, как будто ничего плохого не произошло. Воришки не преследуют никаких целей, совершая кражу. Они делают это бессознательно и не могут объяснить мотивы своего поступка.

Такое поведение вызывает раздражение и гнев родных. Они готовы простить вора, если он раскается и попросит прощение. Но упорное отрицание отталкивает родителей от него. . Взрослые считают ребенка безнравственным чудовищем.

Дети, совершающие такое воровство, открыты и доброжелательны по отношению к окружающим. Они легко идут на контакт и делятся сокровенным. Это чуткие, уязвимые и неуверенные в себе подростки. Им нужна поддержка близких, которых они отталкивают своим поведением. Воровство — это крик о помощи, способ достучаться до взрослых.

Что делать, когда ребенок привлекает внимание воровством?

Необходимо припомнить, когда случаи воровства были замечены впервые. Возможно, в этот период семейная пара переживала период бурного выяснения отношений или . Наблюдая за разрушением отношений между родителями, кроха страдает и чувствует себя ненужным им. Даже если родители развелись спокойно, без ссор и оскорблений.

Сильный стресс иногда вызывает у малыша рождение брата или сестры. Неумелое поведение родителей, переключившихся на младенца и занятых им круглосуточно, разрывает первенцу сердце.

Усилить травму могла реакция на первую кражу. Если родители оскорбляли и унижали воришку, он мог укрепиться в своем мнении и озлобиться.

Чтобы исправить ситуацию, нужно дать ребенку то, чего он тщетно пытается добиться длительное время — внимание. Нужно всячески демонстрировать свою любовь, заботиться о нем, интересоваться его мнением, расспрашивать об отношениях в школе. Не следует его ругать за кражи и требовать признания вины. Надо создать комфортные для него условия, в которых он расслабится.

Если кражи не прекратятся или не станут реже, вероятно, процесс зашел далеко. В такой ситуации справиться с проблемой самостоятельно не удастся. Необходима помощь профессионала. Нужно посетить психолога вместе с ребенком. Если он категорически отказывается, надо проконсультироваться со специалистом без него. Советы психолога помогут выработать наиболее эффективную линию поведения в семье.

Кража как следствие недостаточного развития волевой сферы

Подавляющее большинство детей воруют чужие вещи в возрасте до 10 лет, осознавая свою вину. Причиной кражи является сильное желание завладеть понравившейся вещью вопреки укорам совести. Ребенок не может справиться с соблазном присвоить робота своего друга и совершает нехороший поступок. Однако он четко осознает, что робот украденный. Поэтому малыш обдумывает до мелочей, как скрыть кражу и куда спрятать робота. Такой поступок часто остается незамеченным.

Если воришка обнаружен, он находит различные оправдания своему поступку. Он рассуждает по принципу: «У Коли много таких вещей, поэтому ничего не случится, если заберу себе одну».

Неудержимое желание завладеть вещью может заставить малыша залезть в кошелек родителей. Такие поступки совершают дети, которых воспитывают в строгости. Некоторые взрослые сознательно не покупают сладости или игрушки, стараясь не идти на поводу у детей. Наблюдая, как его ровесники наслаждаются вещами, которых у него нет, малыш чувствует себя ущербным.

Дошкольники иногда могут брать чужую вещь, считая ее ничьей. Такое поведение может быть скопировано с действий родителей, присвоивших найденный в транспорте кошелек и радующихся своей находке.

Иногда ребенок ворует вещь товарища, чтобы отомстить ему за обиду. Плохой поступок может совершаться с целью доказать свое бесстрашие и самоутвердиться. В данном случае кража является проявлением воли. Воришка даже может демонстративно вернуть ворованный предмет хозяину.

Как правило, такие кражи являются единичными. Осознающий свою вину ребенок редко ворует повторно.

Что делать, если ребенок украл осознанно?

Надо попросить воришку поставить себя на место жертвы. Дети редко задумываются о том, какие эмоции вызывают у других их поступки. Пытаясь удовлетворить свои желания, они искренне радуются тому, что удалось сделать. Однако самому вору крайне неприятна мысль, что кто-то другой может покуситься на его собственность. В разговоре с ним нужно объяснить, как чувствует себя человек, у которого украли вещь. Надо спросить малыша, что он почувствовал бы, если бы у него пропала любимая игрушка. Обычно бывает достаточно одного такого разговора, чтобы в следующий раз малыш не поддался соблазну.

Если родители выяснили, что ребенок чувствует себя ущербным на фоне других, нужно чаще позволять ему покупать желаемое. Опасаясь избаловать детей, взрослые наносят им психологическую травму. Ее последствия могут проявиться во взрослой жизни человека и нанести ему больший вред, чем избалованность.

Родителям надо давать своим детям больше свободы. Не стоит бояться доверять им различные задания. Можно просить их делать домашнюю работу и готовить еду в присутствии взрослых. Если малыш не справится, он подумает, как сделать работу иначе. В случае успеха ребенок будет гордиться собой.

Нужно попросить малыша выбрать цель, поддержать его выбор и помочь ему составить план действий. Самостоятельность сделает детей более ответственными. Она приучит рассчитывать на себя и добиваться желаемого своими силами.