Как нарисовать прическу карандашом поэтапно. Как рисовать волосы карандашом поэтапно

Вы чувствуете неуверенность, когда рисуете волосы? Возможно, вам так кажется потому, что вы не знаете, с чего начать? Вероятно, от разнообразия причесок задача не кажется проще? Существует несколько основных факторов, на которые стоит обращать внимание при создании реалистичного портрета.

НАПРАВЛЕНИЕ И ОБЪЕМ

Обратите внимание на общее направление роста волос и на то, как они обрамляют лицо. Волосы лежат на голове почти как шапка. Не забывайте об этом уже на этапе рисования головы – общее деление головы на две половины (когда уровень глаз считается центром лица) не влияет на объем волос, который может быть разным у разных людей. Чем толще и кудрявее волосы, тем больший объем может быть у человека.

Эскизы выше передают разные особенности причесок; стрелочки указывают направления, в которых растут волосы и как они взаимодействуют с лицами.

Обратите внимание, что я полностью затемнила лишь самые темные участки, а блики оставила незакрашенными. Эта техника помогает добавить объем волосам.

ФОРМУЛА ПО РИСОВАНИЮ ВОЛОС

Когда вы рисуете форму, направление и объем волос, не забывайте, что они также состоят из отдельных прядей.

Рисунок ниже показывает саму суть структурирования и затемнения прядей.

Для прямых волос

Слева вы видите локон, который технически состоит из двух линий. Затем я прорисовала наиболее глубокие тени направленными штрихами мягкого графитного карандаша (4В). Присмотритесь к направлению локона. Не накладывайте тени плоскими прямыми линиями вокруг лица – весь рисунок моментально станет плоским.

Чтобы вытянуть блик из центра пряди, пользуйтесь ластиком-клячкой. Я дорисовала промежуточные тени твердым карандашом (В).

Для вьющихся волос

Справа на картинке я нарисовала вьющийся локон. Для начала я определила контуры изгиба и направление волос одной линией. Затем я добавила вторую линию, которая добавляет изгибы в логической прогрессии, когда она появляется с одной стороны и исчезает с другой. Стрелочки показывают их общее направление.

На последней картинке вы видите полностью закрашенный вьющийся локон. Он обязательно должен повторять формулу по затемнению прямых волос, где наиболее темные части расположены по бокам, а блик находится по центру каждого из изгибов.

В реальности волосы накладываются друг на друга, что кажется непосильной задачей для новичка. Однако, если разбить их на большие пряди и заполнить каждую из них, вы сможете нарисовать более детализированные пряди в каждом фрагменте.

КАК ИЗОБРАЗИТЬ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ

Теперь, когда вы ознакомились с основными принципами рисования волос, вы можете применить их к изображению любой прически. Для начала разберем пять обычных причесок.

Как нарисовать длинные волосы

Эта картинка поверяет ваше понимание предыдущего параграфа. Слева вы видите, что я сделала эскиз с акцентом на большие формы, без отведения роли деталям и мелким элементам, чтобы передать представление о прическе – ее направлении, объеме и степени волнистости. На второй картинке я добавила детали твердым карандашом.

ПОШАГОВОЕ РИСОВАНИЕ КОСИЧЕК

Для этой иллюстрации я выполняла те же самые шаги, что и раньше. Сначала я определила направление и уровень объема волос. Стрелочки указывают направление теней, переходящих в наиболее темные части.

На второй картинке я проложила тени широкими штрихами мягким карандашом для придания объема стрелкам-указателям.

На третьей картинке я поработала с переходами между тонами и отметила света ластиком. Здесь же я слежу за тем, чтобы переходы были плавными и не разделяли голову на полосы.

РИСУЕМ СТАНДАРТНУЮ МУЖСКУЮ СТРИЖКУ

Иллюстрация выше содержит те же шаги применимо к мужской прическе. Я нарисовала контуры, затемнила наиболее темные участки, которые обычно располагаются на висках, проборе и задней части головы, а затем вытянула света.

РИСУЕМ ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ У ЖЕНЩИНЫ (ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ИЛИ НАПОЛОВИНУ УБРАННЫЕ)

Стиль прически бохо или готический обычно состоит из двух частей. Первая – «шапка» — находится на самом верху, у нее собственный угол оборота и направление. Вторая часть – волнистые локоны, которые свободно ниспадают.

РИСУЕМ ЧЕЛКИ

Рисование челки — достаточно несложный процесс, если изобразить волосы как цельное формообразование, огибающее лоб подобно куполу. Свет при таком расположении всегда по центру.

Перевод статьи с сайта www.craftsy.com

Добрый день, сегодня будем учиться как рисовать прически. Данный урок еще раз поможет вам развить свое мастерство в рисовании человека . А также сможет помочь потренироваться тому, кто профессионально занимается или моделированием причесок, парикмахерам и модельерам или планирует посвятить себя этой профессии.

В этом уроке мы постарались подробно изложить методы и способы моделирования причесок и способах переноса своих замыслов на бумагу. Расскажем, какие виды причесок бывают, про формы головы, а также виды и способы роста волос у человека. Удачи!

Учимся как рисовать прически

Шаг 1
Перед тем , необходимо нарисовать основание черепа. По логике, череп круглый.

Шаг 2
Стрелки на рисунке указывают впадину на шее и как волосы должны спадать на шею после выбора прически.

Шаг 3
Начните с прически, которая вам больше всего нравится. Помните, что волосы не должны прилипать к голове, если конечно вы не рисуете лысину. Рисуя волосы, используйте легкие штрихи. Это очень важно, если вы хотите, чтобы волосы выглядели как настоящие. Не нужно сосредотачиваться на мелких деталях.

Шаг 4
1. Начнем добавлять короткие пряди волос. 2. Здесь не должно быть четких контуров. Рисуя волосы, сводите волоски на нет к концу шеи. Этот принцип распространяется на все типы коротких стрижек.

Шаг 5
Здесь мы покажем, как рисовать пряди волос спереди. 1. Рисуем наружу небольшие пряди волос, а у основания, как видите, рисуем небольшой завиток, который превращается в прядь.

Шаг 6
1. Обратите внимание на точку, которая разделяет волосы на пробор. 2. Всегда помните, что у волос есть направление. Стрелки указывают направление прядей.

Шаг 7
Нарисуем пряди. Не забудьте отметить пробор. Используем здесь темные линии, так как у пробора волосы темнее.

Шаг 8
Давайте выберем самую простую женскую прическу. Направление легких, струящихся прядей очевидно. Не забываем, чтобы прическа была аккуратной, пряди должны идти от пробора.

Шаг 9
На данном рисунке челка покрывает пол лица. Чтобы создать интересный вид, тонкие пряди, отходя от пробора, расширяются.

Шаг 10
В остроконечных прическах используем легкие штрихи. Рисуя мех, применяем тот же метод.

Шаг 11
Прическа конский хвост очень популярна. Для начала необходимо наметить основание хвоста, который закреплен резинкой. Направление прядей в обе стороны идет от резинки.

Шаг 12
Начнем рисовать головы. Вы можете нарисовать только одну. После того, как определитесь, какую модель будете рисовать, рисуем круг и отмечаем направление лица.

Шаг 13
Можете начать набрасывать формы, как указано, на рисунке. Обратите внимание, что у некоторых моделей есть шеи и уши.

Шаг 14
Теперь самое интересное, начинаем рисовать прически. Здесь указано, как рисовать мужские, женские и детские прически. Две арки, которые мы нарисовали в левом углу, предназначены для конских хвостов. На остальных вариантах набрасываем челки и боковые пряди волос.

Шаг 15
Продолжаем учиться как рисовать прически. Как видите, здесь есть длинные, волнистые волосы. После того, как нарисованы общие контуры, рисуем направление волос. Сотрем вспомогательные линии, проведенные на начальном этапе.

Шаг 16
Вот, что у нас получилось. Надеемся, урок был полезен для вас, и вы весело провели время.

Наш урок как рисовать прически подошел к концу, теперь вы знаете методы и способы правильного изложения причесок на бумаге. Если понравился наш урок, то рекомендуем подписаться на новые уроки, которых у нас еще очень много в запасе на различные темы и под разный вкус. Удачи!

Добро пожаловать на мой урок «Как рисовать Волосы»! Меня постоянно спрашивают, как я так рисую волосы, и, не смотря на мои слова «вам не нужно рисовать как я!» (потому что, давайте быть честными, это колоссальная работа), я все же решила, что пришло время создать урок для тех, кто все еще горит желанием научиться всем «секретам» рисования волос. Итак, получайте.

Для этого урока вам понадобится: 1) карандаш или 2) планшетная ручка. Я не советую работать мышкой – не получится так хорошо.

Первым делом нужно нарисовать голову. Я могла бы много говорить о пропорциях головы, но не будем вдаваться в подробности. Оставим это на потом для урока анатомии, а пока нужна только голова. Для этого урока я создала несколько голов с общими очертаниями: одна из них смотрит прямо, вторая развернута на ¾, и третья представлена сбоку. Вам, наверно, интересно, почему я потрудилась создать именно три головы. Ответ прост: под разными углами прически смотрятся по-разному. Одна из самых сложных проблем с волосами заключается в том, как изобразить конский хвост, косички, пучки и даже челку под разными углами. Они выглядят довольно просто, если смотреть на них прямо или сбоку, но иногда это не так, поэтому мы и будем рассматривать все три позиции головы. Итак, головы:

Вы, возможно, рассмеетесь над моими кривоватыми головами. Насмеялись? Отлично, тогда двигаемся дальше. Начнем с основ. Первое, что нужно запомнить о волосах: они только наполовину подчиняются гравитации. Вы теперь сидите и думаете «чего?...», потому что до сегодняшнего момента все говорили вам, что гравитация напрямую влияет на волосы – и это, в принципе, так. В некоторой степени. Волосы - очень легкий материал, поэтому да, когда в дело вступает гравитация, волосы практически без усилий могут игнорировать законы гравитации. Движение, ветер, даже гель для волос будут заставлять волосы полностью игнорировать гравитацию на какое-то время. Даже сама природа волос, – любовь к сохранению любой формы, которую им придали на определенный промежуток времени, - иногда заставляет делать их странные вещи. У вас когда-нибудь был «взрыв на макаронной фабрике» на голове?

Это нормально - иногда игнорировать гравитацию, чтобы создать более красивую форму волос, пока вы осознаете, что гравитация играет свою определенною роль при движении и потоке волос. Ее нельзя просто взять и выбросить в окно.

Итак, давайте взглянем на несколько «состояний» волос и рассмотрим, как на них могут повлиять различные обстоятельства.

ОБЪЕМ

Первое, на что нужно обратить внимание при рисовании волос, это объем. У всех людей разная толщина волоса, и существует множество факторов, которые влияют на объем волос конкретного человека. Генетика, чистота волос, степень повреждения плойкой… что угодно. В общем, здоровые волосы обладают большим объемом, чем нездоровые, и у детей обычно волосы тоньше, чем у взрослых (хотя, у мужчин волосы тоньше, чем у женщин…). Иногда, объем это только выбор стиля прически.

Если волосы тонкие, или объема у них очень мало, рисуются они близко к поверхности головы. Такие волосы иногда выглядят дряблыми или жидкими. Обычно так рисуются мокрые волосы.

Густые или очень здоровые волосы рисуются намного выше, чем линия черепа, что создает ощущение большой копны волос.

Теперь, когда с объемом мы разобрались, давайте перейдем к вопросу о гравитации. Чем волосы тяжелее, тем больше они будут подвластны гравитации. На мокрые волосы гравитация действует больше, чем на сухие, также как и на густые волосы, в отличие от тонких. Длинные волосы тяжелее коротких. Это нужно помнить всегда. Давайте рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих эти положения.

Вот хороший пример того, как гравитация оказывается под воздействием силы тяжести волос. Поехали дальше, разберем этот случай.

Крупные пряди волос больше подвержены действию гравитации, чем более мелкие пряди – это потому, что у них вес больше. Обратите внимание, как эти пряди волос падают практически прямо вниз под своей тяжестью.

Этот эффект можно увидеть даже на волосах, которые были собраны в неестественную для них форму. Обратите внимание на то, как волосы, собранные в хвостик, все еще свисают вниз возле самого хвостика.

С другой стороны, более короткие волосы, как челка на этом рисунке, имеют меньший вес и склонны слегка как бы игнорировать гравитацию. Обратите внимание, как челка приподнимается у корней, а не сразу опускается вниз. Также обратите внимание на то, как основание хвостика повторяет то же движение, и слегка приподнимается. Другим примером здесь могут служить тонкие пряди волос. Посмотрите, как они «выбиваются» из общей массы волос и приподнимаются у основания, прежде чем подвергнуться действию гравитации. Из-за того, что эти пучки очень маленькие и легкие, даже малейшее дуновение ветерка могут изменить их направление.

Мокрые волосы весят еще больше. Так давайте же обольем нашу голову ведром воды и посмотрим, что произойдет.

Обратите внимание на то, что стало с прической после небольшого (ну ладно, большого) количества воды. Из-за воды волосы стали тяжелее, поэтому гравитация в данном случае действует по максимуму. Естественный наклон волос соответствует источнику гравитации, за исключением случаев, когда волосы просто вынуждены не подчиняться законам гравитации (хвостик). И даже после этого хвостик провисает под весом волос.

Другой побочный эффект мокрых волос – это «прилипчивость». Мокрые волосы будут прилипать ко всему, к чему можно – коже, одежде, самим к себе. Обратите внимание, что на картинке выше из общей прически не торчат свободные волоски, как из сухих волос, и волосы приглажены к голове – они больше не приподнимаются у корней.

Теперь давайте посмотрим, что будет происходить, если добавить что-то, что идет против гравитации… например, ветер.

Ветер иногда заставляет волосы противостоять законам гравитации. Сила противостояния равна силе ветра. Чем сильнее ветер, тем больше волосы будут игнорировать гравитацию. Обратите внимание на картинку выше, где сильный ветер сдувает волосы на лицо в левую сторону.

Сильный ветер может привести волосы в абсолютно неестественную для них форму.

Но ветер не всегда идет прямыми потоками, и не всегда дует сильно. Важный элемент, который нужно запомнить о ветре, это то, что он дует ПОТОКАМИ.

Он может изменять направление как угодно, но меняется при этом не резкими рывками.

Обратите внимание, как поток ветра на этом рисунке закручивает волосы в спираль.

Другим источником анти-гравитации для волос является вода. Я не буду никого обливать ведром воды (как было в предыдущем примере), я говорю о полном погружении в воду, о подводном плавании в океане, например. Волосы достаточно легкие, намного легче, чем вода, и поэтому они игнорируют гравитацию при полном погружении под воду. Поток и форма волос в таком случае зависят от потока воды и движений персонажа.

Начнем, пожалуй, с движений.

Допустим, например, что ваш персонаж делает обороты под водой, как маленькая русалка. Обратите внимание на то, как волосы полностью повторяют движение тела. Они скручиваются в спираль, потому что тело совершает обороты на одном месте. Можно даже сказать, что крутится она в правую сторону, потому что волосы скручиваются в обратную сторону.

В этом примере можно сказать, что персонаж плывет по диагонали вниз, потому что волосы ее направлены назад и вверх.

А этот пример немного замысловат.

Когда персонаж некоторое время находится под водой в «плавучем» состоянии, волосы начинают принимать свободное положение. Волосы по-прежнему будут тянуться к точке исхода (в данном случае персонаж двигался в том же направлении, что и на предыдущем примере, но затем остановился, и оставался на одном и том же месте некоторое время). Волосы по-прежнему плывут позади нее потому, что она плыла вперед, а теперь волосы, ударившись о тело девушки, начали завиваться в произвольной форме и противоположном направлении. Если бы она ныряла вниз и потом резко остановилась, то ее волосы скрутились бы под большим углом, как на первом примере.

Такой же принцип движения применим и к волосам, не находящимся под властью водной стихии. У персонажа с сухими волосами, совершающего резкий рывок вверх, волосы будут «прилеплены» к голове, потому что, помимо движения здесь также действует гравитация, которая утяжеляет волосы. С другой стороны, у персонажа, падающего вниз на землю, волосы не будут так вздыматься, как ожидалось бы, потому что, несмотря на действие ветра и совершенное действие, которые должны были бы «приподнять» волосы, гравитация все-таки будет «тянуть» волосы вниз.

Обратите внимание на этих примерах на то, как при движении персонажа к источнику гравитации волосы склонны «погружаться» в это движение. Когда персонаж движется в противоположную от источника гравитации сторону, ее волосы выпрямляются под еще большей силой.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

В этом примере персонаж кружится (как на примере с погружением в воду), но из-за того, что гравитация здесь имеет определенное воздействие, удар гравитационного источника заставляет волосы терять свой импульс намного быстрее, образуя более свободную спираль из волос. Также заметьте, что некая сила заставляет волосы «наползать» на лицо, и кончик спирали тоже.

Последнее, но не менее важное в Первой части данного урока, это «Внешняя Сила». Внешние силы иногда влияют на волосы. Таковыми могут быть конские хвосты, заколки, или если волосы зацепятся за что-то или даже если кто-то за них дергает. Эти внешние силы очень явно влияют на волосы. Приведем ниже несколько примеров.

Обратите внимание, что волосы сходятся в точке «стягивания» внешней силы (в данном случае это резинка и заколки).

По причине того, что эти внешние силы намного сильнее силы гравитации, волосы будут стремиться к точке стягивания, и обретут свою естественную форму только тогда, когда этот внешний фактор больше не будет действовать (обратите внимание, как волосы в хвосте начинают падать вниз сразу после точки стягивания резинкой).

Продолжение на следующей странице

С одной стороны очень сложно, с другой - не очень. Почему такая категоричность? Всё в дело в структуре волос. В отличие от других деталей головы, у волос нет большого набора индивидуальных признаков. Их отличает только цвет, объём и волнистость. Поэтому начнём учиться прорисовывать лицо именно с причёски.

Ещё немного о пластике

Для правильного построения формы волос на голове. Да, да, вы не ослышались! Волосы также, как и любую другую деталь портрета, прежде чем штриховать, надо построить. И здесь не обойтись без знания пластической анатомии черепа.

В предыдущем уроке мы говорили, что черепная коробка очень похожа на шар. Но если вы нарисуете причёску типа - пудель Артемон, то портрет будет больше похож на инопланетянина, чем на человека. Поэтому хорошие художники, а вы ведь из их категории, всегда помнят, что череп это не совсем шар.

Например, лоб больше похож на плоскую стену. Сразу от него к ушам идут височные кости, которые тоже ближе к плоскости, чем к сфере. И только теменная и затылочные кости имеют формы полусфер.

Всегда помните о форме головы, и, какой бы ни была причёска, под ней должен быть череп, а не ватный валик, который колышется под напором ветра.


Как правильно рисовать волосы

Итак, приступим к освоению прописных истин для рисовальщиков о волосах. Разделим их на несколько пунктов:

  • Не начинайте штриховку волос без построения основы, то есть черепа.
  • Старайтесь сразу разбивать причёску на основные части, лежащие по форме черепа. Определите их геометрическую конфигурацию. У вас должна быть височная или височные (если рисуете в фас), теменная, затылочная (на рисунках в профиль и в три четверти).
  • Особое внимание уделяйте построению локонов свисающих на лоб.



  • Помните, что волос отражает свет намного лучше, чем кожа. Учитывайте эту особенность при штриховке, делая более яркие блики и контрасты на передних местах.
  • Штриховать волос лучше всего по форме головы длинными аккуратными штрихами. Часто используют детали в виде отдельных волосков. Для этого надо иметь неплохие навыки владения карандашом.
  • Как и в любом другом рисунке не забываем о воздушной перспективе. Видимыми должны быть только волосы, которые ближе всего к зрителю. Те что на заднем плане обычно сливаются в единую массу. Этого легко достичь, если затереть штрихи кусочком бумаги.

Усвоив эти правила, можете смело начинать рисовать первую причёску.



Поэтапный рисунок карандашом

Самое время вернуться к нашему схематичному построению головы. Откроем страшную тайну! То, чему мы учили вас в предыдущем уроке, можно рисовать без натурщика. Все головы строятся по одним и тем же правилам.

А вот теперь, посадите перед собой кого-нибудь так, чтобы нарисованная схема совпала с тем, кто не побоялся обезобразится на бумаге. Мы приступаем к рисованию волос , стало быть, лысый ёжик нам не подойдёт:

  • Определяем на черепе лобные бугры. Обычно это пересечение верхней линии квадрата, в который мы вписывали лицо и вертикалей от краёв глаз, тех что ближе к ушам. Теперь у вас есть височные зоны (между глазами и ушами), лобная зона (от вертикали до вертикали и от глаз до линии квадрата) и теменная (всё что выше линии квадрата).

  • Любая причёска имеет определённую высоту. Определите эту высоту и наметьте контуры каждой зоны с учётом добавившегося расстояния.
  • Прорисуйте детали локонов, свисающих в лобной зоне. Постройте их геометрическую форму.
  • Когда построения закончены, начинайте штриховать самые тёмные места (тени и падающие тени), потом полутени и свет.
  • Маленький секрет, как сделать тонкий блик на бумаге. Возьмите прямоугольный ластик и разрежьте его по диагонали. У вас теперь два замечательных ластика, которыми можно стирать очень тонкие линии и даже штриховать, как острозаточенным карандашом. Сделайте яркие тонкие блики на передних местах.
  • Выделите яркими, сочными штрихами отдельные волоски на переднем плане, а всё что не теменной плоскости растушуйте по краям.


Кто-то спросит и это всё? Да всё. А как женские причёски рисовать, развивающиеся на ветру локоны? Всё также, лишь то, что оторвалось от черепа рисуете, как отдельную деталь. Для этого разбейте её на геометрические формы и вперёд, и с песней!

К тому же в портретах волосы всегда имеют второстепенное значение, поэтому если что-то будет не так, заметят только отпетые буквоеды. Но вот если вы губы нарисуете неправильно или нос - последствия могут быть плачевными. Вспомните Незнайку из сказки Носова. Так что нас ждут более серьёзные вещи!



Умение рисовать всегда может выручить. А вот чтобы научиться красиво рисовать, нужно все лишь развить в себе некоторые навыки, поскольку существуют достаточно четкие алгоритмы поэтапного рисования людей, предметов, пейзажей. Такие советы очень пригодятся тем, у кого не особенно развита зрительная память. Важной деталью в изображении людей, сказочных персонажей или фантастических существ является то, как рисовать прически.

Основные правила

  • В первую очередь нужно помнить, что прическа в большой мере является выражением личности человека. Поэтому стоит особое внимание уделять этому процессу. Очень ярко это проявляется в прорисовывании мультипликационных героев, где прическа зачастую – это намек на характер персонажа.
  • Создавая такие прически, рисование их должно быть максимально приближено к реальности, чтобы избегать искусственности. Вполне естественными будут смотреться прически, нарисованные карандашом. Главное учитывать то, что натуральность изображению будут придавать отдельно прорисованные пряди волос и их пучки.
  • Контур волос можно слегка завить к низу изгибистой линией. Этот прием, когда нижняя граница более извилиста, чем верхняя, очень популярен в технике создания прически аниме, как рисовать которые мы сейчас разберемся. Чтобы получить красивую прическу в этом стиле, нужно освоить правильное рисование прядей и их объединений. В дальнейшем это станет основой для создания нужных вам форм причесок персонажей.

Способы прорисовки волос

Существуют различные способы прорисовок отдельных прядей, все будет зависеть от характера и особенностей вашего персонажа. После этого вы самостоятельно сможете собирать волосы анимешного героя в наиболее подходящем для этого жанра стиле. Можете еще раз пересмотреть любимые аниме, и почерпнуть оттуда какую-то идею. Чтобы волосы получались более объемными, стоит в каждой отдельной пряди одну из линий рисовать более извилистой, по отношению к предыдущей.

Рисовать прически карандашом в этом случае будет достаточно удобно, поскольку вы сможете прорисовать волосы настолько детальней, на сколько требует ваш персонаж с помощью хорошо и тонко заточенного карандаша. При этом стоит всего лишь добавить дополнительные пряди. Уделите внимание мелким деталям, ведь толщина прядей, их изгибы, длина, взъерошенность – вообще любые подобные характеристики – являются ключевыми для передачи индивидуальных особенностей вашего персонажа. И не стоит забывать, что большое количество отдельных прядей придают волосам более естественный вид. Так что на этот процесс нужно потратить достаточное количество времени.

Интересны будут эксперименты с перекручиванием локонов, либо попробовать прически с эффектом развевающихся волос. Это придаст живость персонажу. Если вы задаетесь вопросом как нарисовать красивую прическу, то обязательно нужно помнить о том, что волосы растут на всей задней части скальпа, а также со лба к задней части шеи. Этого факта нужно придерживаться и при рисовании, чтобы прическа получилась реалистичной.