Как научится жить в лесу. «Уйти в лес и не выходить. «На днях сельскохозяйственный прорыв случился»

Первыми уходить в поля да в леса, чтобы жить своим особым экоукладом, стали европейцы - еще в середине 90-х. В России же экопоселения начали появляться лет восемь-десять назад. Почему вполне успешные люди покидают города и осваивают необжитые земли, чтобы самим выращивать себе овощ насущный, выпекать хлеб и даже варить мыло, - специальный экорепортаж из Калужской области.

Во чисто поле добывать себе овощ насущный

Дачник и экопоселенец друг от друга отличаются, как молния в небе и та, что нарисована на электрощитке. Т.е - в корне. У экопоселенца есть идея, а не просто домик в деревне и примыкающие к нему пресловутые шесть соток. Идея - заложить в лесу или поле фундамент под будущее родовое поместье, чтобы и детям, и внукам, и правнукам было где жить.

Это если потомки, конечно, захотят вместо электричества использовать солнечные батареи, вместо кофе и чая пить травяные сборы, а вместо бифштекса есть пареную репу.

Экопоселения на российских географических широтах стали образовываться около десяти лет назад. Но о них по-прежнему мало что известно.

В экопоселении под Милёнками живет даже семья из Греции

Есть в Калужской области деревня Милёнки, это от Москвы 220 километров. Рядом с Милёнками национальный парк "Угра", а рядом с "Угрой" экопоселение.

В 2006 году администрация Дзержинского района области выделила экопоселенцам земли сельхозназначения. 150 гектаров. Земли, на которых до поселенцев давно никто ничего не сеял и не жал. Они плотно прилегают к лесу, так что живут экосемьи, считай, в лесу.

У каждой семьи по полтора-два гектара. Земля здесь в общей долевой собственности, никто не вправе ее продавать. Можно передавать в наследство.

Те, кто приезжают на поселение платят взнос, пять лет назад это было около 40 тысяч, теперь под 200. Но все равно для такой территории, которой ты теперь владеешь, и которую тебе предстоит обживать, это копейки. Тем более тех, кто сюда перебрался, нельзя назвать неудачниками.

Средний возраст поселенцев 30-35 лет. Люди все семейные. Здесь есть бизнесмены, которые в городе имели охрану, тут и продвинутые дизайнеры, врачи, учителя. Кто из Калуги, кто из Москвы, кто из Екатеринбурга, приехала даже семья из Греции, в которой, как известно, вроде бы "все есть".

Некоторые из поселенцев сдают свои городские квартиры в аренду - лишних денег не бывает. Некоторые продают собранные в экопоселении травы, грибы, ягоды, что тоже является финансовой поддержкой. Некоторые нашли работу внутри поселения: столярничают, плотничают...

Приехав сюда, еще вчерашние городские жители учатся рыть колодцы, строить дома и даже выпекать хлеб.

По приезде в поселение, это происходит, как правило, в начале лета люди поначалу живут в палатках, потом задумываются о постоянном жилище. Дома здесь могут быть из сруба, кстати, стройматериалы покупные, поскольку лес тут даже на дрова не рубят, и щепки не летят. Некоторые возводят глинобитные постройки. Даже юрта казахская в поселении имеется. В ней и собирается зимовать впервые семья Алексея и Екатерины Шолош. Сейчас они утепляют юрту - обкладывают ее мешками с соломой. В процессе утепления задействованы все: папа, мама, дочка Даниэля, которой девять лет и сын Кирсан, ему четыре года.

Алексей и Екатерина - москвичи. По образованию театральные художники, а потому по натуре своей люди творческие, что и подтверждает внутренняя обстановка их жилища. В нем и картины маслом, и поделки из дерева и камня.

А еще у Алексея есть небольшая кузница. Местные мальчишки из нее практически не вылезают. Алексей обучает их кузнечному делу, он вообще в поселении такой массовик-затейник на добровольной основе. То древней игре викингов поселенцев обучит, то еще что-нибудь придумает.

"Люди сами виноваты во всех своих болезнях. Микробы тут ни при чем"

Есть в поселении свои учителя и врачи. Павел и Наталия Черепановы до жизни в лесу работали врачами на скорой помощи. Здесь они, в случае необходимости, и оказывают местному эконародонаселению первую медицинскую помощь.

Черепановы приехали два года назад с Урала. Сейчас глава семьи строит деревянный юртообразый дом.

"Мы переехали сюда в первую очередь ради детей, - говорит экопоселенец Павел. - Чем они дышали в городе? Автомобильными выхлопами, заводскими выбросами? А потом, мы с женой постоянно боялись, что за сына, что за дочь. В городе столько криминала. Столько сомнительных соблазнов. Подростки пьют, курят, колются. Здесь же живут такие же семьи, как и наша. Нам опасаться нечего".

Получается, что в лесу безопаснее, чем в городе. Впрочем, лес лесу - рознь. В этом лесу даже браниться запрещено, не то, что к никотину с младых ногтей привыкать или пивом баловаться. Здоровый образ жизни - здесь один из главных приоритетов.

"Мы с женой, конечно, убеждены, что люди сами виноваты во всех своих болезнях. Микробы тут почти ни при чем. Надо правильно питаться, дышать свежим воздухом, закаляться и отказаться от суеты. Тут нас всех лечит совсем другой ритм жизни", - говорит Павел Черепанов.

Наверное, городским жителям может показаться, что жизнь в экопоселении экстрим, а экопоселенцы, напротив, считают - жизнь в городе подходит лишь для тренированных спецназовцев - тяжелейший стресс. И организмы людские, особенно детские, не должны ему подвергаться.

Мультфильмы про Шрека и его команду в поселении не приветствуются

Роды в экопоселении мужья, как правило, у жен принимают сами. Но опять же, каждая семья делает для себя выбор сама. Можно рожать и в больнице, а можно и в поселении в присутствии врача.

Детям здесь простор и свобода - это с одной стороны. Кругом лес, а в нем не страшно.

С другой - взрослые, пока их чада растут, ограничивают их в выборе еды. Ведь в экопоселении принято есть правильные продукты: без консервантов, красителей, загустителей, заменителей и прочей химии.

"Когда ребенок тянется к печке, вы же предупреждаете его о том, что он может обжечься и говорите ему "нельзя". Так и мы с детства их учим, что все эти сделанные почти из синтетики конфеты - вредны для здоровья. Хочется сладкого, давай мед поедим или пчелиную пыльцу - обножку", - рассказывает экопоселенка, мать троих детей Мария Дьяченко.

Тут считают, когда дети вырастут, они, если захотят, смогут попробовать все, что пожелают. А пока их лучше ограничивать от ненатуральных продуктов.

Все местные экодети, как правило, дружат между собой. Вместе смотрят советские и российские мультики. Если говорить о детских художественных фильмах, то предпочтение отдается фильмам отечественного производства. Впрочем, киноисторию про Гарри Поттера экодети тоже знают хорошо.

24-летний москвич все бросил и уехал в лес, чтобы полностью повторить образ жизни предков из Древней Руси. Павел Сапожников живет 8 месяцев один в хуторе, пользуется лишь теми вещами и продуктами, которые, согласно историческим источникам, существовали в те времена. У него есть курицы, козы, были кошки и собака, но они убежали в первый же месяц.

Эксперимент запустился 14 сентября и должен завершится 22 марта 2014 года в день весеннего равноденствия. Ему запрещено общаться с людьми, лишь спустя 42 дня Medialeaks сумел поговорить с Павлом и узнать, как себя чувствует молодой москвич в условиях жизни X века.

Герой, действительно, выглядит как былинный русич, будто появившийся в Подмосковье из X века. В рубахе и штанах из домотканых материалов, крашенных натуральными красителями. На груди большой крест. К зиме он уже сделал себе шубу.

«На днях сельскохозяйственный прорыв случился»

Встаю, когда заря начинает появляться. Что я делаю когда на улице становится темно? Спать ложусь, делать совершенно больше нечего.

День проходит по-разному, но схема в основном одинаковая. Я просыпаюсь, умываюсь, затем открываю дверь курам, чтобы они выходили. Затем одеваюсь, дою козу, выпускаю коз, кормлю всю живность, а потом начинаю заниматься чем-то. Тут уже деятельность абсолютно разная - это то, что занимает весь день до самого вечера, а потом я дою козу и всех закрываю. Дожидаюсь, пока курицы сбегаются в курятник, закрываю дверь и ложусь спать.

Из чего состоит рацион? В последнее время из молока, а также яиц. Но тут на днях у меня сельскохозяйственный прорыв, поскольку я научился наконец молоть муку, я сделал жернова и практически удачно. Я, правда, первую выпечку хлеба вчера угробил, потому что передержал в печке и у меня получилось очень много сухарей, но я их тоже с радостью ем. Сегодня с утра ими завтракал, мне очень нравится. Я бы даже сказал, что это лучшие сухари, которые я ел в своей жизни.

Питаюсь два раза в день: с утра и вечером. Когда коза доится. Вместе с молоком.

Бытовую химию заменяет зола. Кроме золы ничего. Мыло варить мне не из чего, потому что нужен жир в довольно большом количестве, но он весь ушел на светцы, и, собственно, уходит. Потому что у меня большие проблемы с освещением. Я в спешке подготовки не закупил масла никакого и жира тоже, у меня вообще с этим катастрофа.

У меня был травмирован большой палец на правой руке, и я не мог ничего держать: ни топор, ни иголку, вообще ничего. Из-за этого были проблемы, а сейчас все нормально. Практически зажил. Историчная обувь очень скользкая. У нее же кожаная подошва. Я поскользнулся, очень неудачно упал и приземлился на палец. Думаю, что я его вывихнул из сустава. Но тут без снимка не скажешь точнее. Если прошел, то нормально все. Изначально я думал, что это перелом.

Шум машин рядом очень мешает. Я бы даже сказал, что это основная проблема.

На рыбалку не ходил. Я питаю мало надежд по поводу эффективности рыбалки. К тому же мне нечем, у меня нет снастей.

«Собака ушла»

Грибной сезон прошел уже, грибников много ходило, я с ними часто встречался и они ко мне заходили. Рыбаки ходят. Один раз ко мне свадьба зашла: 50 пьяных человек. Но у меня, слава богу, была еще собака и они ее испугались.

Собака ушла. В смысле она здесь на поле, она от меня ушла. Мышей много очень. Я даже периодически кидаюсь в них чем-нибудь ночью. Коты тоже ушли. Это животные, они не такие выносливые, как люди. Самыми верными оказались козы. У них хоть и есть возможность уйти, они почему-то не уходят. Может быть это, конечно, говорит о том, что они непроходимо глупы.

В блоге проекта Павел заявил, что если собака вернется, он ее не примет: потому что для него важны преданность и честность, а пес его бросил.

Крыша в доме, слава богу, не протекает. По-крайней мере в жилой части, да и в других я не видел. В амбаре подкапывает, но там без разницы, там все равно так и так еще сыро.

Вода из коптильни не ушла, так и стоит. Но идею с копчением, как консервацией продуктов, задвинул. Не задалось. Солю все, в мед закладываю, можно валить в доме над печкой, сушить - резать как можно мельче, тонкими кусочками и вешать над печкой. Оно все усыхает даже быстрее.

«Топор, нож и еще один топор»

Вода в колодце прозрачная, но она у меня практически все время не прозрачная, потому что все ведра дубовые и вода очень быстро приобретает коричневатый оттенок.

Три самые главные полезные вещи? Топор, нож и… пусть будет еще один топор.

Ближайшие планы? Мне нужно закончить с шитьем. Я очень по поводу шитья опасаюсь, потому что сейчас еще тепло и можно шить при дневном свете, а когда будет холодно это будет невозможно, потому что руки будут мерзнуть. В доме шить невозможно, я считаю, потому что при одном светце горящем света очень мало. То есть можно, но недолго, а я очень не хочу посадить зрение, которое у меня идеальное.

«Берестяные стельки оказались очень удобными»

Я уже сшил шубу, здоровое одеяло из овчины, из старых обрезков рубах и штанов нашил новой одежды, потому что мне тоже часть одежды не успели передать к началу проекта. К примеру, когда проект начался у меня были всего одни драные штаны, теперь их уже трое и они даже не драные. Обувь будет зимой такая же, только чуть больше, чтобы туда можно было что-нибудь вставить, например вставочку из овчины. Собственно мне осталось сшить овчинные вставки в ботинки и рукавицы.

Сейчас берестяные стельки оказались очень удобными. Сено очень хорошо в обуви, особенно когда сыро и дождь. Потому что историчная обувь, как ни крути, промокает, даже в практически сухие дни, не знаю даже откуда. Носки шерстяные сохнут очень долго, поэтому я стараюсь рационально их использовать. А сено с утра набил, через некоторое время оно промокло, ты его вытащил, вставил новое. Это времени практически не занимает, а ноги все время сухие. А стелька берестяная очень гигиеничная из-за дегтя, во-вторых это вообще очень приятно, когда нога не на сене, а на берестяной стельке.

Праздники буду отмечать как-нибудь. Пока ничего не отмечал.

Я и сейчас болею. Я не знаю от чего какие травы, и, к тому же, никогда не лечился и до начала проекта. Я завариваю в разном порядке две-три травы вместе и пью горячее. Я себя психологически настраиваю, что помогает, конечно.

«Хотел уйти в лес и не выходить»

Сегодня ничем не получилось заниматься. Я хотел себя заставить что-то делать, но у меня не получалось. А потом я вообще ушел в лес. И мог даже не выйти, но я нашел в себе силы. Нет, серьезно, у меня были такие мысли.

Почему? Это довольно пугает, когда столько народу видишь после стольких дней одиночества. К тому же я думаю, что мне этот день ничего особо хорошего не принесет, скорее больше плохого, а с таким настроем так вообще. Ну а что хорошего мне ждать? Я боюсь, что отходняк после этого дня будет тяжелее, чем радость от встречи с родными.

Чего не хватает больше всего? Общения не хватает, алкоголя не хватает, информации не хватает. Я мировыми новостями не очень интересуюсь, информации просто в целом. У меня в последнее время очень мало мыслей в течение дня. Какой-то вакуум в голове, потому что нет информационного повода для размышлений. А самому придумывать их на самом деле очень сложно.

«Зачем голова козы на палке? Чтобы все знали!»

Совпали ли мои ожидания с реальностью? Больше чем наполовину.

Я много пил и курил. Теперь я вообще не пью и не курю. Мне хотелось курить первые два или три дня, а потом вообще как отрезало и не хочется совершенно. А пить очень хочется постоянно практически. Но у меня появились жернова несколько дней назад, и я уже намолол зерна, чтобы сварить пиво, которое я умею варить, потому что у меня еще есть мед, и все будет хорошо через некоторое время, я надеюсь.

Зачем повесил на палку отрубленную голову козы? На страх другим козам, чтобы все знали. Просто. Я, наверное, не совсем нормальный человек, поэтому так сделал. Мне очень нравится, что у меня гниющая голова торчит вот так.

Изменился ли я? Надеюсь, что пока нет. Или да. Я не знаю.

Воспринимаю хутор как дом. А я не могу воспринимать не как дом место, в котором я живу.

Я буду очень благодарен за какую-нибудь блестящую идею развлечений. Вырезать по дереву? Я считаю, что это тоже работа. Пою я много очень, практически постоянно. Я очень попрошу к следующему Дню открытых дверей нацарапать мне слова песенок всяких не бересте, потому что выяснилось, что я знаю мало песен. Ну, то есть, я знаю их много, но все равно не хватает. Если петь в течение всего дня, то они заканчиваются очень быстро. Я пою казачьи песни, попсу всякую, на английском, все что знаю, все подряд, но они все равно заканчиваются очень быстро.

Сны мне раньше не снились. Начали здесь сниться. Обычные, не историчные.

Большую часть времени в голове пустота. Ты вот что-то делаешь и в голове крутится, что ты делаешь. Вот я дою козу… ля ля ля… подоил.

«Погода плохая - у Паши все плохо, день солнечный - у Паши все хорошо»

Стоимость проекта – 2 млн рублей. Самым дорогим составляющим этой суммы стала работа людей на строительстве хутора - его строили больше года. Финансируют проект агентство старинных развлечений «Ратоборцы». Владелец агентства и инициатор проекта Алексей Овчаренко рассказал о своих наблюдениях за Павлом.

Сейчас произошел определенный перелом. Если первые пару недель Паша находился в состоянии стресса, то сейчас он уже перешел от выживания к жизни.

Как минимум уже два раза менялось отношение Павла к использованию дров: сначала хворост ему понравился, потом он сказал, что хворост это не совсем то, что нужно, надо топить колотыми дровами, сейчас он снова вернулся к топке хворостом.

Человек в данном случае испытает стресс на клеточном уровне: это полностью измененная цепочка в питании, это другая вода, это другой режим жизни, одиночества. Представить это невозможно. Это стрессовая ситуация, из которой Паша не выходит, он может к ней только приспособиться.

Приспособляемость психологическая в таких условиях гораздо выше, чем в современных условиях, при которых люди бесконечно страдают от стрессов, выдуманных страхов и не совсем обоснованных вещей. Здесь, когда вещи обоснованные, это активизирует гораздо более глубинные процессы на наш взгляд.

День пасмурный и у Паши все плохо. День солнечный, хороший – у Паши все хорошо. Эта зависимость от природы современному человеку вообще не понятна. Погода плохая за окном? Взял зонтик, надел плащ, доехал на машине до работы, сидишь в теплом помещении. Здесь совсем по-другому, погода определяет твое настроение.

«Очень сильное желание быть здесь»

После двухчасового общения Павел попал в руки экспертов. Сначала с ним беседовал специалист по обработке кожи, который перед зимой учил его обращаться с этим материалом. Героя проекта в этот день осмотрел врач. Выводы: состояние здоровья - удовлетворительное, несмотря на кардинальную смену рациона и физнагрузки. Основные выявленные проблемы - это гигиена полости рта и повышенное артериальное давление. Долго беседовал с Павлом психолог Денис Зубатов.

«То, что я у него уловил, это очень сильное желание здесь быть. Желание именно что-то делать здесь. Для него это сейчас хорошее место»,- сказал психолог после встречи с Павлом.

Вас это может удивить, но в современном мире, в наше время, многие люди, преимущественно жители больших городов, предпочитают от нескольких недель до нескольких месяцев в году жить … в лесу! И это не религиозные фанатики и не аскеты-отшельники, а, в большинстве своём, вполне социализированные и адекватные члены общества. Как же это возможно и зачем это нужно? Попробуем разобраться.

Очевидным мотивом перебраться хотя бы временно в лоно природы является шум и суета больших городов, удушливый воздух и отравленная вода. Побег из города явно решает эти проблемы, однако возникает множество вопросов: куда ехать и где останавливаться? Могут ли возникнуть проблемы с властями или местными аборигенами? Комфортно ли жить вдали от мира в полном уединении?

Куда идти?

На самом деле «уйти в лес» сейчас это вовсе не значит остаться в одиночестве. Растёт и ширится число людей, по достоинству оценивших такой способ отдыха или образ жизни, а вместе с тем осваиваются и места, удобные и комфортные для «дикого» проживания.

Мне неизвестно, насколько такая практика распространена в центральной части России и в более холодных её областях, но на юге, в Краснодарском крае, и на Украине, существует уже много мест, где можно расположиться, не привлекая к себе повышенного внимания. Ежегодно проводятся фестивали различной тематики, которые длятся по нескольку дней или недель. На место их проведения люди съезжаются, как правило, заранее, а уезжают многие значительно позже. Одним из самых известных подобных фестивалей является «Восхождение», проводимый осенью в долине реки Жане.

В теплое время года проводится также довольно много различных бардовских фестивалей. Существуют также фестивали «реконструкторов», «ролевиков», «толкиенистов», затяжные религиозные семинары, а также слёты различных духовных практиков. Всё это позволяет плавно входить в «дикое» существование на природе в кругу своих единомышленников. На таких мероприятиях многие впервые пробуют жить в палатке, готовить на костре, мыться и стирать в реке. С другой стороны, организаторы стремятся обеспечить участникам хотя бы минимальный набор комфортных условий для существования. Правда и какая-то плата за это зачастую взымается.

Когда эта стадия пройдена, а заодно появились друзья-единомышленники, возникает закономерный вопрос - а можно ли продлить это удовольствие. Конечно можно! Есть места, где люди постоянно живут в палатках или в домиках, самостоятельно построенных из подручных материалов, ничего никому за это не платя. В России наиболее известными являются такие «колонии» на Утрише и в долине вышеупомянутой реки Жане, на Украине есть «Лисья бухта», «Меганом» и «Шипот». И это только самые популярные места. Традиционно такие пристанища свободолюбивых и независимых людей располагаются в местах, с удивительно красивой природой, в горах или на берегу моря.

Что касается беспокойства за личную безопасность и сохранность вещей, то она практически на том же уровне, что и в городе, с небольшими нюансами. Если вы имеете голову на плечах, уважительно относитесь к окружающим и не злоупотребляете изменяющими сознание веществами, то бояться вам нечего. То же относится и к вопросу о полиции, лесниках или администрации. Представители этих органов довольно редко появляются в «заповедниках» дикарей, т. к. взять с них нечего, а добраться до них сложно.

Само по себе проживание в лесу или на пляже закон не нарушает. Где-то запрещено разводить костры или располагаться в близи туристических достопримечательностей, скорее всего запрещено пилить на дрова живые деревья, а также наверняка возникнут проблемы, если при вас или на вашей стоянке обнаружат наркотики. Если же правила, местные традиции и закон вы не нарушаете, то и опасаться вам совершенно нечего.

Что делать?

Есть и занятия, которыми так или иначе занимаются все: обустройство стоянки, заготовка дров, доставка провизии, стирка, организация банных процедур в том или ином виде. Со временем формируются необходимые навыки, нарабатывается практика, и вот уже даже выросшему в городе ребёнку каменных джунглей не составляет особого труда обеспечить себя всем необходимым.

Что нужно иметь?

Наличие и качество снаряжения определяет, насколько комфортно вам будет жить на природе и, в значительной мере, на сколько долго вы сможете в ней оставаться. Особенно это важно на начальном этапе, затем, с опытом, от чего-то можно будет отказаться, а что-то другое - приобрести. Самым базовым комплектом для обеспечения своей независимости и комфорта являются палатка, туристический коврик (иногда его также называют «пенка» или «каримат») и спальник.

Палатка должна иметь тент, иначе вам не избежать бесконечной возни с целлофаном, а скорее всего и намокания. Хорошая двухместная палатка с тентом в 2012 году в Декатлоне стоит 1000 руб., и она определённо стоит этих денег, даже при самом скудном бюджете. Коврик желательно иметь как минимум двухслойный, он прослужит дольше и даст гораздо больше комфорта. Тонкие коврики с фольгой для палаточной жизни не применимы. Спальник нужно выбирать исходя из того, где и сколько времени вы собираетесь жить. Средний по цене спальник, обеспечивающий комфорт при +5 - это вполне себе универсальный выбор. Всё это нужно в чём-то носить, значит нужен и рюкзак. Выбор рюкзака - это отдельная тема для большой статьи, поэтому не буду здесь её касаться. Скажу только, что удобство и объём рюкзака определят вашу мобильность и лёгкость на подъём.

Помимо этого туристического минимума, вам также скорее всего понадобится посуда, минимальный объём которой это кружка, миска, ложка и нож. Миску лучше брать металлическую - оптимальный выбор с точки зрения веса и прочности, остальное - на ваше усмотрение.

Очень поможет тент, так что нужно брать при любой возможности. К нему желательно заранее обзавестись стропами или мотком бечевки. Чтобы готовить потребуется канн (котелок, кастрюлька). Из мелочей не следует забывать про пару источников огня (спички в пакете и зажигалка), пару источников света (фонарик на голову и брелок-фанарик), аптечка с нужными вам медикаментами, а также обеззараживающими, перевязочными материалами, активированным углём, презервативами. Небольшой топорик и пила могут помочь заготавливать дрова, но, вообще говоря, можно прекрасно обходиться и без них, собирая хворост. Желательно захватить средства личной гигиены, по возможности выбрать мыло и стиральный порошок безвредный для окружающей среды. Очень помогает и практически ничего не весит комплект ниток и иголок, причём в обязательном порядке содержащий толстую нейлоновую нить, а также иголку, в которую её возможно продеть, и наперсток. Такой запас позволит в пути ремонтировать одежду, обувь, а также снаряжение (палатку, рюкзак).

Всё остальное - факультативно. Чем меньше вы с собой наберете, тем легче будет перемещаться и больше мотивации общаться с «местным населением», налаживая хорошие отношения. С другой стороны, если в планах простоять весь сезон в одном месте, то можно запастись и всем необходимым.

Откуда деньги?

Уже проснулось желание перебираться в лес или на берег моря на всё лето, если не на всю оставшуюся жизнь, но появляется вопрос - а жить-то там на что? Зависит от конкретной ситуации. В городе вы живёте в квартире или комнате (если в частном доме - вообще замечательно). Пока вы в лесу - она остаётся пустой. Соответственно, если она принадлежит вам, её можно (и нужно) сдавать. Вырученные деньги скорее всего покроют ваши расходы на питание, перемещение и прочее, а может быть и позволят вам подкопить на комфортную зимовку. В диких условиях люди склонны пересматривать потребности в сторону их уменьшения. Начинаешь понимать, что по-настоящему важно, а что - наносное. В лесу нет телевизора и рекламных щитов, самое главное для жизни либо вообще бесплатно, либо стоит совсем немного. Если сдавать нечего, то следует обратить внимание на свои таланты, которые могут быть явными или скрытыми. Музыканты могут обеспечивать себя, устраивая уличные концерты в ближайших городах. Можно создавать из природных материалов (дерева, глины) поделки и сдавать их на местных ярмарках туристам. Можно научиться собирать травы, кору и коренья, съедобные или употребляемые в медицинских целях, и продавать их самому или сдавать на реализацию. В близлежащих посёлках наверняка нужна мужская помощь в строительно-отделочных работах, а если вы, в отличие от других селян, не уходите в запой после первой «получки», а способны довести до конца начатое дело, то 5-7 дней работы могут обеспечить вас средствами к существованию на месяц-полтора. Так или иначе, можно уже приехав на место и пообщавшись с людьми понять, как они решают свои материальные проблемы, и подобрать тот или иной способ для себя. Желательно раскрывающий творческое начало и приносящий радость.

Сухой остаток.

Опыт жизни отдельно от цивилизации способен изменить любого человека, укрепить уверенность в себе, расширить границы восприятия, помочь по-другому взглянуть на свою жизнь и привычные вещи. Сознание очищается от мусора, чужих внушений и установок, появляется вкус к жизни, тело набирается энергии, укрепляется в движении. Жизненные приоритеты выстраиваются гармоничным образом, пустые страхи уходят. Люди сильно меняются, это отражается даже во внешности, становясь более успешными и более счастливыми. Получение этого опыта всего в одном шаге от каждого от нас, нужно только сделать этот шаг.

Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли и многие от нее устали.

Семья староверов Лыковых отправилась жить в леса Хакасии в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также находили грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых было приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было.

Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе платья из конопли с помощью станка, который изготовили самостоятельно.

Хозяйство Лыковых было найдено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и остальной мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги.

В 1981 году три человека из семьи Лыковых - Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) - скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными.

В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.

ВИКТОР АНТИПИН

Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы.

В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника.

В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода).

Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появилось еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах.

Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей - они научили их писать, читать, рисовать и т. д.

Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.

ФИЛИППЫЧ

Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер.

Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село, женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись.

Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу. Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру.

Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят ему журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.

ЖИТОМИРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ

Житомирские отшельники - это семья из трех человек: Иван Сирык, его жена Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками.

Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо.

Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.

САМАРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ

Самарские отшельники - это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник.

Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет.

Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.