Как помочь ребенку подтянуть учебу. Как помочь ребенку в учебе

Когда речь заходит о школьном обучении детей, поведение большинства родителей колеблется между двумя крайностями: от жесткого контроля до полнейшей свободы действий. Как же помочь ребенку успешно учиться в школе? А вот что говорят специалисты:

1. Развивайте естественное желание учиться

В каждом ребенке с самого раннего возраста присутствует врожденное, природное любопытство: он искренне исследует, свое тело, потом окружающие предметы, среду обитания и так далее. Роль родителей поддерживать и поощрять это любопытство. Каждый вопрос ребенка должен сопровождаться полным и доброжелательным ответом с предоставлением дополнительной информацией по интересующему вопросу. Позже необходимо прививать ребенку любовь к искусству, наукам, и прочим интересным вещам посредством путешествий, поездок, посещения музеев, театров и т.д.

2. Не играйте в педагога

Изначально ребенку очень сложно отличить роль родителей от роли учителя и воспитателя. И одни и другие читают сказки, учат считать, рисовать, и прочим интересным вещам. Однако по мере взросления эти различия должны становится все существенней. Конечно же, родители могут продолжать обучать своих детей, однако не стоит превращать каждый разговор с ребенком в очередную лекцию. Есть риск перегрузить ребенка, и привить чувство отвращения к любой форме обучения.

3. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка

Ребенку очень важно знать, что его жизнью интересуются, и это не просто ежедневная проверка дневника и домашних заданий. Это здоровый, искрений интерес к его школьным товарищам, преподавателям, занятиям, трудностям, мечтам и желаниям.

4. Придайте смысл образовательному процессу

Чтобы повысить мотивацию и ответственность ребенка, необходимо донести до него очень простую, но важную мысль: он учиться не для своих родителей, а для себя. Необходимо создать мысленную связь между нынешним статусом школьника и будущим карьерным ростом и взрослой жизнью. И в зависимости от желаний ребенка направлять обучение в правильное русло: «Ты мечтаешь стать писателем? Обрати внимание на русский язык и литературу» и.т.д.

5. Научите ребенка распоряжаться своим временем

Многие дети, учатся хаотично, теряя массу драгоценного времени. Регулярность и систематичность обучения ключ к успеху в школе и освобождению времени для других интересных занятий. Постарайтесь установить точное время, для обучения исходя из пожеланий ребенка и других обязанностей и отдыха, например в виде игр с куклами Монстр Хай.

6. Создайте ребенку необходимые условия

Ребенок должен сам выбрать место для выполнения школьных заданий: кухня, гостиная, детская комната, в окружении семьи или, одиночестве. Некоторые дети нуждаются в присутствии и поддержке близких в процессе обучения, однако по мере взросления эта необходимость уменьшается, в пользу тишины и одиночества.

7. Контролируйте, но не критикуйте.

Ребенок должен сам выполнять свои домашние задания. Если постоянно вмешиваться и выполнять их за него, ребенок может потерять уверенность в собственных силах и не познать чувства ответственности за свои ошибки с вытекающими последствиями. Роль родителей проверять конечный результат, указывать ошибки и хвалить за проделанную работу.

8. Подчеркивайте и признавайте сильные стороны

Многие родители сосредотачиваются на плохих результатах школьника, забывая признавать его сильные стороны. Помните, все предметы важны, будь то языки, искусство, география или спорт. Определенные успехи могут сыграть ключевую роль в процессе выбора будущей профессии.

9. Попытайтесь понять, а не осуждать

Что не получилось? Что не понятно? Как помочь не повторить ошибок? Не откладывайте проблемы в долгий ящик, работайте вместе с ребенком над ошибками и не отмахивайтесь от него (Все равно не поймет!).

10. Будьте примером

Почему ребенок должен делать свою домашнюю работу после школы, когда родители смотрят телевизор? Почему дети должны учиться в школе, когда они постоянно слышат, как родители ругают свою работу? Почему ребенок должен читать, если родители этого не делают? Вы должны быть образцом для подражания!
__
Пост создан при поддержке http://www.skoro-ng.ru/catalog/sladkie_novogodnie_podarki_v_upakovke/, где можно заказать сладкие новогодние подарки вашим детям по самым вкусным ценам.

Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.
Возможные причины школьной неуспеваемости:
- у ребенка не сформирована мотивация к учению;
- он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
- у школьника не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
- преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Рекомендации родителям учащихся

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. для этого необходимо:
- уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
- задачи ставить ясно и четко;
- обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).
3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:
- иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
- повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
- способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
- относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
- постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.
Рекомендации родителям учащихся начальных классов
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?»,»Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.
4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.


Советы родителям «Психотерапия неуспеваемости»

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься … Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.


Далеко не всегда дети готовы понимать родительское «надо». От них можно услышать массу аргументов «против». Учеба, как и работа у взрослых, часто однообразный труд, и от альтернатив поиграть, посмотреть телевизор или зайти в соцсеть иногда невозможно отказаться, не приложив усилие.

Возможность вернуть ученика обратно в учебный строй приходится поискать. Кого-то можно вовлечь за компанию, вдохновить поощрениями, предоставленной свободой, кому-то поможет здоровое чувство честолюбия («ты не хуже других»), похвала, воспитательные беседы. Но есть и обязательные для всех пункты «программы по вовлечению».

Взрослые задачи

Задача № 1. Объяснить, зачем учиться. Развить интерес к той пользе, которую приносит изучение разных предметов и наук сейчас и к тому, как пригодятся знания в будущем. Мечтаешь стать известным хоккеистом мирового масштаба и учеба тебе не нужна? А как с иностранным тренером общаться, на зарубежные соревнования ездить? Нужен английский. Давать интервью - русский и литература, ведь быть спортсменом - не значит быть безграмотным.

Задача № 2. Избегать двойных стандартов. Если вы настаиваете, чтобы школьник уделял время чтению, но вас он никогда не видел с книгой, доказать ему важность литературы трудно. Противоречия между требованиями и реальной жизнью расхолаживают.

Задача № 3. Придерживаться золотой середины. Неблагодарное это дело - лепить из гуманитария технаря только потому, что он из семьи потомственных инженеров. Другая крайность - полностью перестать обращать внимание на те предметы, которые даются с трудом.

Задача № 4. Быть осторожнее с критикой. Под давлением школьник выполнит домашнее задание или напишет контрольную, но мало что усвоит, поскольку учеба все больше будет ассоциироваться с чем-то неинтересным и малоприятным. Страх заставляет сосредотачиваться на внутренних переживаниях, а большая часть информации просто пропускается.

У желания корпеть над трудным заданием могут быть и сторонние препятствия. Важно понять, что мешает в каждом отдельном случае. Если это не пробелы в знаниях, неусвоенный вовремя материал и отставание по программе, возможно, это и связанные с успеваемостью конфликты в классе, сложности с учителем, физическая или эмоциональная усталость.

Задача № 5. Создавайте приятные ассоциации, позитивную и комфортную атмосферу во время занятий. Постоянные неудачи в учебе рождают сопротивление и отвращение. Ребенок перестает ощущать контроль над ситуацией, теряет включенность, становится пассивным. Весь его опыт говорит: «Зачем стараться, если ничего не получается?».

«В отношении детей, еще не вступивших в подростковый возраст, лучшей формой обучения является игра и совмещение ее с традиционными формами подачи материала. Логическое мышление и способность прилагать волевые усилия формируются примерно к 12 годам.

Все призывы к сознательности, долженствованиям или «задуматься о своем будущем» раньше этого возраста малоэффективны, ребенок еще биологически не готов понять вас на этом уровне. Будьте проще, мотивируйте в игре и развлечениях. Проявите терпение, внимание, станьте сами отчасти ребенком и тогда вам проще будет понять его.

Отдельного внимания заслуживает снижение мотивации и слабый интерес к учебе со стороны ребенка на фоне сложной семейной ситуации (развод, скандалы и т.п.) Здесь ваша задача становится сложнее, глобально - это нормализация партнерских отношений (в большинстве таких случаев сложности в учебе пропадают). Может помочь совместный поход к семейному психологу (обязательно с папой), тогда психокоррекция поведения будет в разы успешнее»

Консультант психологического центра «Аржаан» Сергей Мостиков

Основные проблемы снижения успеваемости

1. Не усваивает конкретный предмет. Возможные причины: неинтересен предмет, отстал по программе и не понимает, о чем идет речь, учитель плохо объясняет и не уделяет внимания проверкам полученных знаний, конфликты в классе, сложности в общении с учителями.

2. Протест и желание самоутвердиться, показать свою самостоятельность. Возможные причины: общение с «плохой компанией», в классе негативное отношения к выскочкам и «ботаникам».

3. Психологический конфликт: разочарование в учебе, депрессия, непонятен смысл учебы для будущего. Возможные причины: конфликты в семье, нет примеров перед глазами, кому подражать и на кого равняться, сложности в общении с близкими, ошибки в воспитании, противоречивые послания от значимых лиц (например: отец требует дисциплины, а мать потакает каждому желанию). Гиперопекающие родители, которые все решают за ребенка, не дают ему расти и развиваться.

4. Физиологические проблемы: общая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на уроке. Возможные причины: большое количество секций и кружков выматывает ребенка в течение дня, поэтому времени и сил для выполнения домашних работ у него нет.

Как еще помочь ребенку

- культивируйте чувство ответственности , то есть умения присваивать и успехи и неудачи происходящего своей личности;

- удерживайтесь от сравнений, укрепляйте ощущение компетентности, уверенности в себе. Например, организуйте дома «стену почета», где будут развешаны материальные свидетельства достижений (грамоты, медали, успешные работы)

- вдохновляйте, поддерживайте увлечение всем, что может поддержать вовлеченность в учебный процесс;

- развивайте любознательность, предлагайте нестандартные формы обучения и подачи информации;

- играйте в игры, развивайте дух соперничества.

Ребенок потерял интерес к школе и всячески отлынивает от выполнения любых домашних заданий? Оценки стремительно ухудшаются, от учителей поступает все больше жалоб о плохом поведении, типичным состоянием стала апатия?

Нехочуха с большой буквы

Казалось бы, и к школе ребенок был готов, и всегда проявлял интерес к знаниям, но вдруг перегорел.

Внутренний протест

Современные дети болезненно реагируют на обезличивающую систему школьного образования. Настоящая драма разыгрывается в семье, где растут способные и любознательные малыши. Приходя в первый класс, полные энтузиазма, такие дети за считанные месяцы теряют любое желание заниматься школьными делами. Не помогают ни угрозы, ни наказания, ни сладкие обещания.

  • Сменить школу

Внутренний протест по отношению к учебе часто возникает у детей, которых заставляют 80% своего времени тратить на изучение предметов, которые изначально не вызывают особого интереса.


Ребенок - типичный гуманитарий, увлеченно сочиняющий сказки и слету заучивающий длиннейшие стихи? Тогда ему будет адски трудно учиться в математической школе. Нет смысла идти против природных талантов, лучше подыскать школу, имеющую соответствующий уклон.

  • Дополнительные курсы + меньшее давление

Если сменить школу невозможно, стоит избрать другую стратегию. Предоставьте ребенку достаточное количество внешкольных увлечений. Родителям стоит потратить время, чтобы выявить таланты и найти подходящие кружки или секции.


Естественно, дополнительная занятость будет забирать силы и время. Поэтому придется сразу продумать, каким школьным предметам можно уделять меньше внимания. Желательно, договориться с ребенком о том, что по определенным предметам он должен получать только пятерки, но некоторые (особо ненавистные ему) будет достаточно тянуть на четверку, а то и тройку. Согласитесь, лучше смириться с тем, что ребенок не будет отличником, чем выработать у него полное отвращение к самому учебному процессу!

Конфликтная атмосфера в школе

Плохие отношения с учителями или серьезный конфликт с одноклассниками часто приводят к открытому нежеланию идти. Ребенок использует любые предлоги, чтобы остаться дома: прикидывается больным, врет об отмене занятий, а то и тайком прогуливает уроки? Проблема не в потере интереса к знаниям, а в неблагоприятной обстановке.


Помощь в построении гармоничных отношений

Если в школе ребенок чувствует постоянное психологическое давление, то учеба быстро становится ненавистной. Нужно обязательно расспросить малыша о подробностях его школьной жизни. Во время разговора ребенок должен чувствовать, что вы полностью на его стороне!

Поможет прояснить обстановку рассказ о собственном детстве. Подозреваете, что ребенка третирует какой-то учитель? Поведайте ему о похожей проблеме из вашего опыта, а потом позвольте ему выговориться.

Как помочь ребенку в учебе, если дело в конфликте с учителем? Иногда достаточно провести личную с педагогом, чтобы прояснить причину возникновения проблемы. Если педагог адекватен, то затем вы сможете совместными усилиями подобрать наилучшую стратегию ее решения. Однако бывают ситуации, когда потребуется смена педагога или школы.


В случае, если ребенок стал изгоем всего класса или поссорился с некоторыми учениками, потребуются индивидуальные советы психолога. Не стоит сразу же менять школу, лучше помочь наладить отношения с коллективом. Однако, если в течение года после обнаружения проблемы, отношение к нему ничуть не изменится, придется задуматься о его переходе в другую школу.

Освоение программы

В современной школе любят перегружать детей количеством уроков и сложным материалом. Часто интерес к учебе пропадает просто потому, что ребенок не успевает освоить материал в том жестком темпе, который от него требуют учителя.

Уделяйте больше вашего внимания подготовке домашних заданий, стараясь своевременно устранять "белые пятна" в познаниях. Если пробелы в знаниях крайне велики, стоит обратиться за помощью к репетитору.


Намного сложнее решить, как помочь ребенку хорошо учиться в школе, если корнем проблемы является задержка в развитии. Многие родители опасаются переводить детей в специализированные интернаты, поскольку боятся дальнейших проблем в социализации. В итоге, ребенок к подростковому возрасту совершенно перестает ориентироваться в школьной программе и у него вырабатывается масса комплексов.

Направьте ребенка на коррекционное обучение, но добавьте к его досугу получение дополнительных навыков. К примеру, отправьте в музыкальную школу, спортивную секцию, к репетитору по иностранному языку или на основы программирования (в зависимости от интересов малыша). Таким образом, вы сможете уравновесить недостаток общих знаний, глубокими познаниями в конкретной области - это станет отличным фундаментом для взрослой жизни.


Отсутствие мотивации

После перехода в среднюю школу, главной причиной падения успеваемости становится отсутствие мотивации. Ребенок перестает понимать, зачем ему тратить силы на учебу. Авторитет учителей быстро падает, наставления родителей пропускаются сквозь уши. Не паникуйте! Нужно лишь разобраться в том, как мотивировать ребенка к учебе.

Если в начальной школе еще можно было размышлять о том, как заставить ребенка учиться, то в средних и старших классах подобная стратегия не сработает. Наиболее разумным подходом считается постановка цели и демонстрация ребенку конкретных причин, зачем ему нужно тратить время на подготовку.


Донести до подростка важную мысль: скоро ему предстоит осваивать определенную профессию, а затем работать по специальности. Нужно узнать, какая сфера его интересует, чтобы четко объяснить, какие навыки и знания ему будут нужны для успешной реализации.

Закрепить результат можно экскурсией на предприятие, где он сможет наблюдать настоящий рабочий процесс. После такой работы над проблемой, ребенок осознает, зачем нужно уделять школе столько времени и сил.

Пресыщение знаниями

Сумасшедший ритм городской жизни добрался даже до маленьких детей. Уже в 2-х летнем возрасте многие малыши учатся считать и даже писать, впервые знакомятся с иностранными языками и культурой других стран. Родители буквально осаждают центры раннего развития и с упоением следят за каждым успехом своей крохи. К 5-ти годам ребятишки, помимо садика, посещают по 2-3 кружка и фактически теряют возможность просто играть.


Неудивительно, что в начальной школе, ребенок успевает устать от учебы! Дайте возможность ребенку вдоволь отдохнуть и окунуться в полноценное детство!

Как заинтересовать ребенка учебой после "перегорания"? Идеальным вариантом станет длительный отдых на природе - в санатории, возле моря или в деревне у любимой бабушки. В это время родители сознательно должны позволить ребенку ничего не делать, а просто резвиться на свободе. Обычно хватает месяца-двух для частичного восстановления.

Когда малыш снова начнет задавать вопросы об устройстве мира, вы сможете вздохнуть спокойно - любознательность вернулась. Затем можно возвращать малыша в школу, но при этом важно снизить количество внешкольных занятий и проследить, чтобы после школы ребенок не менее 1,5 часов проводил в активных играх и в сладком "ничегонеделаньи".


Проблемы с мелкой моторикой

Необычной, но распространенной причиной плохой успеваемости, является недостаточное развитие мелкой моторики или неумение правильно держать ручку в руках. Малышу трудно дается освоение письма, поэтому он не успевает выполнять домашние задания.

Мелкую моторику великолепно развивают всевозможные творческие занятия:

  • лепка
  • сборка конструктора
  • рисование
  • рукоделие
  • помощь с перебиранием гречки
  • пришивание пуговичек


Старайтесь чаще занимать ребенка ручной работой, которая будет восприниматься им, словно веселая игра.

Учеба - радость, а не гадость!

Детский ум отличается природной любознательностью. Если в окружающей обстановке достаточно ярких впечатлений и родители демонстрируют живой интерес к окружающему миру, то задачу: "" - можно решить своими силами.


Однако в случае, если интереса к знаниям не было изначально или причина его пропажи совершенно не ясна, потребуется помощь хорошего психолога.

Организуем пространство

Для школьника очень важно, где и как он делает уроки. Для правильной организации пространства дома необходимы: условия, атрибуты, среда. Условия - выделяем ребенку такое рабочее место, чтобы ему хотелось там находиться даже просто так. При этом стоит избегать мест с наличием магнитофона и/или телевизора.

Атрибуты - в начале года учитель, как правило, дает список необходимых вещей. К этому списку стоит отнестись со всей серьезностью. Обычная ситуация: учитель простит на следующий урок принести транспортир или нитки, а у вас дома старая деревянная линейка от дедушки и ржавая иголка. И все это выясняется поздно вечером, когда магазины уже закрыты. В результате ребенок придет на урок неподготовленным. Рекомендуется также пересмотреть домашнюю библиотеку и при необходимости пополнить ее последними изданиями.

Среда - в доме следует создать такую атмосферу, чтобы ребенок видел, что всякое умение и знание в почете. Если у родителей другое мнение, то и ребенок не будет тянуться выполнять уроки.

Организуем время

Научите ребенка планировать не только день, но и рабочую неделю. Объемную работу, пусть даже легкую, следует выполнять заранее. Постарайтесь приучить ребенка к этому. Ведь согласитесь, что нарисовать картину или раскрасить контурную карту можно в свободное время. Что касается письменных уроков, то тут мнения психологов расходятся: одни считают, что вначале нужно выполнять легкие предметы, а затем переходить к предметам, которые даются сложнее; другие полагают, что начинать нужно с головоломных задач, потом приступать к заданиям полегче. Но здесь следует ориентироваться на самого ребенка и поступать так, как ему удобнее и проще.

Организуем ребенка

Проверяя домашнее задание ребенка, при обнаружении ошибок не нужно указывать на то, что он сделал неправильно. К этому лучше подойти с другой стороны, сказав, что он допустил несколько ошибок. Также следует попросить его их найти. Подсказки допускаются в том случае, если школяр окончательно запутался.

Первое время лучше контролировать, как ребенок выполняет домашнее задание, особенно если ребенок учится в начальной школе. Не нужно бежать на кухню готовить ужин, лучше посидите рядом с ребенком, и тогда вы сможете не только помочь, когда он сделает помарку, но и подружиться с ним еще ближе.

Помогайте ребенку, особенно по тем предметам, которые ему не даются. Не можете сами научить, обратитесь по возможности за помощью репетитора. Очень важно научить ребенка не списывать у других, не пользоваться готовыми домашними работами.