Как помочь стеснительному ребенку общаться с одноклассниками. Как наладить отношения с одноклассниками? В чужой монастырь со своим уставом не ходят

Общие особенности непопулярных в классе детей

По наблюдениям автора, отвергаемые дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок . Они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить, и т.д.

Отвергаемые дети не умеют управлять своими чувствами, сдерживать эмоции, неправильно оценивают мотивы и смысл поступков . Например, один мальчик сказал, что "мстительность - хорошее качество", расценивая ее как умение постоять за себя. Поведение другого мальчика вызвало у одноклассника удивление: "Почему он так странно себя ведет? Когда мы его обзываем, начинает размахивать руками и гоняться за нами с криками. Я бы просто в лоб дал, и все".

Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг "лучшего друга". Это довольно тяжелое бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в стан преследователей.

Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: "Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали". Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним .

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Ребенок:

Неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
- ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям . Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку "как у Ленки из 5 "Б"".

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения . Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации . Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте . В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками - не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Как научить ребенка заводить знакомства?

Вряд ли вы когда-нибудь видели ребенка, который при знакомстве с новыми людьми представляется как взрослый и пожимает другим руки. Дети знакомятся, присоединяясь к группе играющих детей. Некоторые дети не знают, как это делается, поэтому предпочитают играть одни . Другие предпринимают попытки вступить в игру, но делают это таким способом, что быстро начинают раздражать остальных детей. В этой статье вы найдете рекомендации, как помочь ребенку научиться знакомиться.

Правила этикета

Исследования показывают, что всех детей можно разбить на три группы по тому способу, который они используют, чтобы присоединиться к группе играющих сверстников.

Первая группа детей следует пяти правилам этикета и легко входит в игру. Вторая группа не знает этих правил и не делает попыток присоединиться к игре. Наконец, третья группа нарушает правила этикета.

В таблице ниже описаны эти три способа.

1-й способ
(следуют 5 правилам этикета)
2-й способ
(играют одни)
3-й способ
(нарушают правила этикета
1. Смотрит, как другие дети играют, показывая свою заинтересованность игрой. Старается определить правила игры и кто выигрывает, если игра носит соревновательный характер. Сопоставляет уровень развития детей со своим. Не наблюдает за игрой детей. Начинает играть, не разобравшись в правилах игры, пытается разрушить игру, или раздражает других детей вопросами о том, во что они играют.
2. Наблюдает за игрой молча или говорит что-то хорошее играющим детям. Типа: "отличный удар", "далеко бросил" и т.п. Критикует других детей.
3. Дожидается паузы в игре, чтобы обратиться с просьбой присоединиться. Не делает сам попыток присоединиться к игре. Ждет, когда его позовут. Вмешивается без спроса в игру.
4. Для мальчиков: просоединяется к той стороне, которая больше нуждается в помощи (к команде, которая проигрывает, или в которой меньше участников). Для девочек: спрашивает разрешения просоединиться к игре у хозяйки игрушки.
5. Принимает отказ без обид, после чего ищет другую компанию детей. Жалуется взрослым, если его не принимают в игру.

План действий

1. Найдите место (детскую площадку, школьный двор), где играют дети возраста как ваш ребенок или чуть младше. Более старших по возрасту детей выбирать не надо, т.к. они не будут относиться к вашему ребенку на равных.

2. Пусть ваш сын или дочь сначала на небольшом расстоянии наблюдает за игрой, чтобы определить нравится ли ему игра, выяснить правила игры, кто выигрывает/проигрывает в игре. Наблюдая за игрой, ваш ребенок также покажет другим детям свою заинтересованность. Иногда ребятишки сами приглашают новичка присоединиться к игре.

3. Следить за игрой следует молча. Допускается только высказывать комплименты играющим по поводу игры.

4. Объясните ребенку, что надо дождаться паузы в игре, прежде чем попросить разрешения присоединиться. Подскажите ему заранее слова, с которыми можно обратиться к детям.

5. Научите ребенка без обид принимать отказ. Отказ - не повод огорчаться, это повод искать другую компанию детей.

6. Похвалите ребенка вне зависимости от того, увенчались его попытки присоединиться к игре успехом или нет.

Родители, время от времени узнавая подробности положения дел своего ребенка в школе, иногда становятся лицом к лицу с неприятным фактом - ребенок практически не общается со своими одноклассниками. Иногда он сам с обидой жалуется: «Одноклассники совсем не общаются со мной, что не так? ». Действительно, в чём тут дело - чрезмерная стеснительность, нервное расстройство, последствия плохого воспитания или особенность ребёнка? Попытаемся разобраться.

Почему ребенок трудно общается в школе

Психологам давно известно, что люди имеют разные темпераменты, разные характеры, привычки и склонности. Дети и подростки не исключение. Тем не менее человек - существо социальное, живет в обществе себе подобных, и потому задачей ведущих философов, педагогов и психологов последних нескольких веков было сгладить личностные противоречия между людьми, и позволить им конструктивно и продуктивно сосуществовать вместе на общее благо.

Школа в ее нынешнем виде была изобретена гуманистами девятнадцатого века, желавшими свести к минимуму классовые и национальные противоречия, существовавшие на тот момент, дать всем гражданам одинаковое базовое среднее образование.

В Российской Империи среднее образование было раздельным - мальчики и девочки не пересекались, наследники мещан и аристократов не пересекались с отпрысками крестьян и рабочих. Все могли жить отдельно в своих слабо пересекающихся мирах, и разница между уровнем образования детей была колоссальной.

С тех пор среднее образование прошло долгий путь к смешению, и нынче одноклассники вынуждены терпеть друг друга, дружить друг с другом, соперничать и конкурировать. Не каждый темперамент изначально настроен на столь постоянное и обильное общение с людьми, как того требует школа.

Все же, ходить в определенное здание пять-шесть дней в неделю и находится семь-восемь часов в контакте с людьми - утомительное занятие. Педагоги стараются повышать в детях усидчивость и способность к постоянному умственному и физическому труду, так как этого требует взрослая жизнь. Но не все к этому предрасположены, и потому в определенной степени многие дети в школе проходят через насильственную ломку своего характера.

Совместимость темпераментов в школе

Имея все это в виду, попробуем представить, как детская психика приспосабливается к этой обстановке. Очевидно, что наиболее приспособленными к таким условиям будут дети-экстраверты - общительные, активные, задиристые и физически развитые. Если при таких качествах у этих детей есть еще усидчивость и желание обрабатывать предлагаемый школой материал, они станут отличниками и хорошистами, будут неформальными лидерами в классе.

Если желания нет, и педагоги не смогут его привить, то такие ребята сбиваются в стайки троечников-хулиганов и сбрасывают излишек эмоций на более пассивных и спокойных ребят, часто негуманным образом.

Детям-интровертам - спокойным, неторопливым, малообщительным, необходимость постоянного хождения в школу может казаться мукой, даже если у них есть усидчивость и желание изучать науки.

Иногда родители устраивают таким детям обучение на дому, но в большинстве случаев для такого обучения нужна или подходящая медицинская справка, или материальная возможность оплачивать визиты репетиторов. Если же такой ребенок в учебное заведение все же ходит, то лучше бы ему быть физически развитым, иначе он рискует постоянно подвергаться нападкам и издевкам экстравертов.

Понятно, что общение у экстравертов складывается спонтанно, и часто носит иерархический характер. Мальчики-отличники чаще всего общаются с такими же, реже - с девочками-отличницами, еще реже - с хулиганами, и почти никогда со всеми остальными.

Мальчики-хулиганы - это наиболее общительная каста, т.к. им не только приходится постоянно поддерживать свой статус перед слабыми и замкнутыми мальчиками, как посредством тумаков и драк, так и показным ухаживанием за девочками, но и быть полезными для отличников в свете постоянно грядущих контрольных.

Физически слабые мальчики-троечники или хорошисты таким образом оказываются предоставлены сами себе, и если общаются, то преимущественно только с такими же. А так как по натуре они общаться не особо склонны, то нередки случаи полных одиночек в этой категории.

В женской части класса состязательность, как правило, не носит столь жесткого характера, как в мужской. И хотя известный советский фильм «Чучело » в героях имел девочку-изгоя, стать полным изгоем в классе девочке сложнее, чем мальчику, по той простой причине, что в среде девочек нет естественного слоя хулиганов, применяющих физическое насилие на регулярной основе.

Во многом это заслуга порицаемого сегодня «патриархального » мира, который порицает тягу к насилию в девочке намного сильнее, чем в мальчике. Педагоги советской закалки также не уделяли женским дракам много внимания, и относились к ним поверхностно.

В целом, расслоение в женской школьной среде основано либо на успеваемости, либо, после достижения полового созревания, на внешних данных. Последнее также является одним из факторов в степени общительности девочки. Начиная с седьмого-восьмого класса, подростки, сами считающие себя некрасивыми или признаваемые таковыми, реже ходят на школьные дискотеки и имеют ограниченный круг общения.

Как помочь своему школьнику стать увереннее в классе

Исходя как из своего личного опыта, так и из этого анализа, родители могут задуматься - как облегчить социализацию ребенка, упростить его пребывание в школе и соответственно повысить успеваемость в учебе. Прежде всего, надо четко определить тип своего ребенка, его темперамент.

Любящая семья часто склонна закрывать глаза на недостатки чада, смотреть на него сквозь розовые очки и считать самым лучшим несмотря ни на что. На самом деле, честное признание недостатков может помочь начать работу над их исправлением, и облегчит взаимодействие с одноклассниками.

Мы очертили круг школьников, который имеет проблемы в общении с одноклассниками:

  • физические слабые мальчики, троечники или хорошисты;
  • некрасивые девочки, или признаваемые таковыми другими детьми;
  • двоечники и двоечницы, дети со слабой успеваемостью;
  • ребята с природной склонностью к замкнутости и уединению, домоседы.

В каждом случае, или комбинации из них, можно дать разные советы.

Если мальчик не имеет медицинских противопоказаний и является физически слабым по причине недостаточной активности - его можно отдать в спортивную секцию. Вид спорта в этом случае нужно выбрать аккуратно, т.к. цель - увеличить мышечную массу, улучшить осанку и дыхание, повысить самооценку.

Очевидно, что боевые искусства здесь не подходят, т.к. там такой мальчик будет чувствовать себя неуспешным по сравнению с имеющими все это изначально хулиганами. Здесь подойдут более щадящие, менее соревновательные виды спорта.

По меньшей мере, раз в жизни тебе уже приходилось вливаться в новый коллектив. А скорее всего, что и не раз, а куда больше: детский сад, первый класс, тусовка во дворе, курсы при институте...

Тогда почему таким тревожным событием представляется переход в другую школу? Давай попробуем разобраться: как быстро и просто найти общий язык с новыми одноклассниками?

Встречают по одежке...

Хоть одежда — и не главное в человеке, а все же от внешнего вида во многом зависит первое впечатление о тебе.

Важно следовать одному правилу: если в своей старой компании ты могла появиться в разорванных на коленке джинсах и ботинках на гигантской платформе, то в твоем нынешнем положении «новенькой» это может явиться толчком для впечатления о тебе, как о девушке, которая не особенно заботится о своем внешнем виде. Либо выглядеть как заявление о том, что ты - отчаянная сорвиголова, которой море по колено. А это и в самом деле так?

С другой стороны, предстать перед новыми знакомыми этакой «пай-девочкой» в оборочках и взглядом в пол - значит, броситься в другую крайность. Естественность всегда была и будет главным козырем и самым верным способом завоевать расположение людей.

Под естественностью, конечно, подразумевается не только одежда, которую ты выберешь, но и твой макияж, и манеры, и стиль общения. Не стоит пытаться сразу же стать своей с помощью жаргонных словечек, слишком громкого смеха или стремления угодить всем подряд, решив на контрольной варианты заданий за себя и соседей по партам. Все равно не получится. А то, что ты чересчур заботишься о том, что о тебе подумают, будет видно сразу - и плюсов никак не прибавит.

Понаблюдай за поведением других: кто ведет себя свободно и раскованно (в разумных, разумеется, пределах), а кто притворяется и ненатурально пытается быть лучше, чем он есть на самом деле. Ты сама быстро поймешь, с кого стоит брать пример, а с кого - нет...

На вкус и цвет...

Может получиться так, что большинство ребят и девчонок в классе объединяет общее увлечение, которое тебе абсолютно чуждо. Например, они — поклонники отечественной поп-музыки, а твоему сердцу милее звуки русского рока. Или они не пропускают ни одного футбольного матча с участием городской команды, а тебе интересна художественная гимнастика... Неужели все потеряно? Вовсе нет!

Прежде всего, стоит попытаться разделить всеобщее увлечение. А что, если не такой уж и скучный этот футбол, как тебе всегда казалось? Это не значит, что нужно ломать себя и подстраиваться под большинство. Но попробовать вникнуть глубже в то, чем живет отныне близкое тебе окружение, все-таки стоит.

Если же ты поймешь, что попса и галдящая толпа на стадионе - ну совсем не твое, тоже не стоит отчаиваться. Возможно, ребята просто не знают, как может захватывать просмотр гимнастических пируэтов? Пригласи их на чай к себе домой и между делом включи трансляцию. Или агитируй посетить концерт группы, которая тебе нравится.

Даже ситуация, когда благодаря своим интересам ты выглядишь «белой вороной», не так уж страшна, как может показаться на первый взгляд. Наверняка понимающие и поддерживающие тебя люди рядом есть, а одноклассники могут оценить совсем другое — твое чувство юмора и отзывчивость.

Учитель всегда прав.

Если учитель не прав, читай сначала.

Как бы ни сложилось твое общение с одноклассниками, от отношения к тебе школьного «начальства» в лицах учителей зависит многое. Здесь, конечно, попроще: когда ты хорошо знаешь предмет, или, по крайней мере, пытаешься как можно лучше ориентироваться в теме урока, при этом ведешь себя вежливо и корректно, учитель, несомненно, оценит это и мысленно отметит тебя как старательную и способную ученицу.

Если в твоей старой школе вам преподавали по другой программе или же выяснилось, что ты немного отстала в знаниях, ни в коем случае не нужно этого скрывать. «Хвосты» так быстро затягивают, что не успеешь оглянуться, как окажешься в рядах отстающих. Подойди к учителю и напрямую скажи, в чем твоя проблема, не бойся этого. Может быть, тебе придется посетить факультатив или взять несколько индивидуальных занятий, а еще можно договориться, чтобы в ближайшую неделю тебя не вызывали к доске, дав возможность самостоятельно догнать класс.

В то же время, как бы хорошо ни приняли тебя преподаватели, при возникновении трений с кем-то из одноклассников не стоит сразу поднимать руку и жаловаться. Ябед не любит никто, даже те, кому ябедничают!

Говорят, что самых близких и верных друзей, остающихся рядом на долгие годы, люди приобретают во время учебы в школе и институте. ВУЗ у тебя пока впереди, а вот до окончания школы остается не так уж много времени. Поэтому прожить его нужно так, чтобы потом об этом беззаботном периоде остались только легкие и светлые воспоминания.

Ты новенькая — но это ненадолго, и скоро ты окончательно освоишься в новом кругу, а вот незаменимый урок искусства дипломатии получишь, чему можно только порадоваться.

Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на собрании. Спасибо, что Вы нашли время прийти на нашу встречу. Начать собрание я бы хотела словами известного писателя А. де Сент-Экзюпери “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в классном коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. Что делать? Итак, сегодня мы будем говорить о том, как помочь Вашему ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками. Я приглашаю к разговору педагога-психолога кризисного центра.

– Существует множество высказываний о дружбе, как мыслителей античности, так и современности. Все они пытались понять, что такое дружба:

“Единственный способ иметь друга – самому быть им”. – Эмерсон .

“Без дружбы жизнь ничто”. – Цицерон .

“Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, что бы он не нуждался в друге”. – Сенека.

– Мы с ребятами на классном часе обсуждали серьезную интересную тему "Друг, дружба, законы дружбы". Детям предлагалось подумать над вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям?

– Уверена, вы, как родители, хотите, чтобы у ваших детей были надёжные, верные друзья. А задумывались ли вы над тем, что же такое настоящая дружба? Согласитесь, ведь дружба дружбе – рознь. Наверняка, если вы сейчас проведёте “ревизию” своих знакомых, то увидите, что не все они подойдут под определение ДРУГА. В большинстве своём это всего лишь приятели – с ними можно общаться, куда-то вместе ходить, устраивать праздники и т.д., но если дело коснётся чего-то серьезного, то вряд ли от них можно дождаться помощи.

– Так и у ваших детей. Происходит путаница понятий “друзья” и “приятели”. Те, кого они называют друзьями, по большому счёту таковыми не являются, т.к. в младших классах дружба нередко складывается по случайным мотивам (живут рядом, сидят за одной партой, родители дружат и т.д.). С приятелями встречаются для занятий спортом, игры, прогулки или учёбы. А с другом обычно делятся своими мечтами, чувствами, заботами, переживаниями. И хотя приятельские отношения до 10-летнего возраста не перерастают до высот дружбы, тем не менее, приятели, как правило, называют себя лучшими друзьями.

Учитель: накануне классного часа я попросила ребят написать сочинение на тему “Мой друг” .

– Ответы учащихся дадут вам представление о характере межличностных отношений ребят. Так, для одних школьников друг, прежде всего, – это защитник (“не оставит в беде”, “защитит, если тебя бьют”, “всегда заступится, вытащит из беды”); для других друг – это помощник (“помогает, когда трудно”, “всегда поддержит”, “поможет справиться с учебой”). Немало детей выделяют друга в качестве партнера по игре, конструктивному общению (“С другом всегда играем вместе”, “С ним мы никогда не ссоримся”, “С друзьями всегда можно найти общий язык, даже если у нас разные мнения”). Друг выступает как партнер по доверительному общению (“Лучшей подруге можно рассказать секрет сокровенный”, “Другу можно верить”, “Ему можно рассказать про свою любовь”). Друг для некоторых ребят – это понимающий родной человек (“Этот человек тебя понимает”, “Друг всегда понимает тебя и верит”, “Друг – это тот, с кем неразлучен”, “Это лучший человек, не считая родителей”). Партнер по свободному времяпровождению – это тоже друг (“С другом можно хорошо проводить время”, “С ним всегда не скучно гулять”, “С другом я люблю ходить по магазинам, в кино, в любые разные места”).

– Таким образом, ответы дают представления о ценностных ориентациях ребят в межличностных отношениях, раскрывают социально-психологические потребности (в безопасном диалоге, в психологической поддержке, в установлении доверительных отношений, в конструктивном общении и т.д.). У каждого ученика степень выраженности потребностей и ценностные ориентации свои.

– Было интересно, как “видят” друга девочки, а как – мальчики. Общее в ответах девочек и мальчиков: друг – это человек : которому можно доверять (“рассказать секреты”, “тайну раскрыть”); с которым можно организовать совместную деятельность (“вместе гулять”, “сходить в гости”); который поможет в трудную минуту (“подскажет, как быть”, “поддержит”).
Различия во взглядах проявляются преимущественно в разных формах отношений. Девочки

выделяют такие качества друга, как умение сочувствовать, доверительно общаться; друг для девочек – это очень близкий человек, как брат или сестра.
То есть для девочек более значим и ценен эмоциональный компонент межличностных отношений. Мальчики же больше выделяют деятельностные характеристики взаимоотношений: “Друг заступится, если кто-то обидит”, “С другом можно поиграть в подвижные игры”, “Ему можно дарить подарки”.

Один ученик написал, что общается с друзьями не потому, что у них дорогие телефоны, что отличники, а потому, что ему с ними интересно.

Особенности дружбы в младшем школьном возрасте:

  • Складывается по случайным мотивам .
  • Отношения непрочные
  • : наблюдается быстрая смена друзей, симпатий и антипатий, зависимость от стихийных детских норм.
  • Требования
  • , предъявляемые к другу, ребёнок не всегда относит к себе .
  • Потребительское отношение
  • к дружбе
    : дружат за то, что “друг” и во всём соглашается, всегда даст списать и выходит гулять по первому зову. Главное в этих отношениях то, что друг может дать лично тебе.

К концу 4-го класса многие дети созревают для прочных дружеских отношений, взаимоотношения со сверстниками становятся более значимыми , чем учёба.

Это проявляется:

– Почему же не у всех детей есть друзья? От чего зависит выбор? Вполне может быть, что ребёнок неправильно подходит к выбору друга.

Необходимой предпосылкой для прочной дружбы, скорее всего, служит личный выбор на основе трудно определяемой симпатии .

Возможно, что такая симпатия зависит от недостатков, которые ребёнок смутно находит сам у себя и не видит у избранного партнёра : избалованный выбирает самостоятельного, трусливый – храброго, глупый – умного, т.е. свою противоположность. Подобный выбор, скорее всего, не станет основой прочной дружбы.

совсем без недостатков ? Такого не бывает и быть не может. В этом случае результатом поиска может стать либо невозможность найти друга, либо разочарование в нём.

А, может быть, ребёнок ищет друга по образу и подобию своему , только ещё хуже? С таким человеком дружба долго не продлится, его глупость начнёт раздражать, и всё закончится ссорой.

– Но всё-таки, как доказано психологическими исследованиями, подлинная основа для дружбы зависит от сходных черт, совпадения интересов, образа мышления.

Для того чтобы найти себе друга по душе, необходимо, прежде всего, разобраться в себе, в своих предпочтениях и недостатках, в самом понятии дружбы.

– А теперь поговорим о том, что мешает дружбе. Возможно, неумение устанавливать дружеские отношения связано с застенчивостью, неумением общаться, незнанием элементарных правил поведения . Кстати, если ребёнок очень закрыт, то одноклассники могут инстинктивно провоцировать его на агрессию, чтобы посмотреть, что он сделает в ответ, и оценить – это опасно или нет?

Может быть, ребёнок почти всегда ходит, нахмурившись , редко улыбается ? Захочется ли вам налаживать отношения с человеком, у которого постоянно плохое настроение?

Может, плохо учится ? Для начальной школы это очень важный показатель.

Часто обижается ? Обида – тоже вид агрессии, способ манипуляции людьми, не каждому понравится, если им будут манипулировать.

А, может быть, он зануда и плакса , жалуется по поводу и без повода? Таких, точно. Не любит никто.

Или паникёр , подвержен постоянному беспричинному страху ? Через месяц общения с таким человеком очень сильно устанешь. Мрачное, пессимистичное отношение к жизни может отвернуть от ребёнка друзей.

А, может, он хвастун или всезнайка ? Согласитесь, человек, который постоянно всех поучает и говорит, что может сделать лучше и рассказывает всем обо всём, становится просто невыносим.

Случается, что у человека нет чувства юмора . Это очень тяжело. В присутствии таких людей всегда напряжённая атмосфера. Окружающие боятся, как бы не обидеть такого человека случайной шуткой. Кстати, иметь чувство юмора – это не обязательно уметь веселить и веселиться. Это – прежде всего – способность противостоять жизненным трудностям, оптимизм, умение посмеяться, пошутить и над собой, адекватно принимая юмор и в свой адрес тоже.

А ещё не дружат с врунишками и злюками, грязнулями и жадинами, с завистниками и непорядочными людьми.

Что же нужно делать, чтобы найти друга?

Объяснить ребёнку, чтобы он:

  • не стеснялся быть добрым, чаще улыбался – к добрым и улыбчивым тянутся;
  • уважал и любил себя, тогда его полюбят и окружающие – если человек не любит себя, то кто его будет любить?;
  • был прост и естественен (в детской среде часто встречаются излишества).

Памятка для родителей

Со своей стороны вы, как родители, можете сделать следующее:

  • приглашайте в гости одноклассников вашего ребёнка, так вы лучше их узнаете и сможете контролировать и влиять на их взаимоотношения;
  • помогайте классному руководителю в проведении внешкольных мероприятий, это поможет сплотить класс и, кроме того, улучшат ваши с ребёнком взаимоотношения;
  • дайте ребёнку самостоятельность в выборе друзей и разрешении конфликтов, а если всё же вмешиваетесь, то выясняйте отношения не с обидчиком, а с его родителями, и не по телефону, а прилюдно – например, на родительском собрании;
  • учите не бояться ошибок, рассказывайте о своих проблемах в детстве, о том, как вы их переживали и как с ними справлялись, этим вы снизите излишнюю тревогу и напряжённость у вашего ребёнка, улучшите его поведение и привлекательность для сверстников;
  • разрешайте проявлять негативные эмоции, т.к. подобный запрет может вызвать сложности в установлении взаимоотношений с людьми (например, ребёнок будет избегать любых физических контактов, даже с целью защиты; на уроках физкультуры откажется играть в баскетбол; с опаской будет кидать “снежок”, сделанный из бумаги); человек, живущий полноценной жизнью, позволяет себе и радоваться, и гневаться; кстати, мальчишеские драки – это, в основном, результат потребности в тактильном контакте, т. к. удовлетворить эту потребность другим путём мальчики не могут;
  • подумайте, не являются ли ссоры ребёнка с друзьями следствием ваших ошибок в его воспитании: если дома он – центр вселенной, то ждёт такого же отношения со стороны других детей, добивается своего, провоцируя конфликты; если ребёнок заброшен, он испытывает обиду и злость – вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства; если часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи – начинают подражать их поведению;
  • обсуждайте с ребёнком причины конфликтов с друзьями, постарайтесь сами стать для него другом;
  • объясните, что такое “кодекс дружбы”.

“Кодекс дружбы”.

1. Делиться новостями.
2. Оказывать поддержку, добровольно помогать в случае необходимости.
3. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе.
4. Доверять.
5. Защищать друга в его отсутствие.
6. Не критиковать друга публично.
7. Не быть назойливым, не поучать.

– Это совсем не значит, что, придя домой, вы скажите своему чаду: “С тобой не дружат, потому что ты … . Сейчас я тебя буду учить”. Лучше всего сказать следующим образом: “Я тебя очень люблю. Ты у меня замечательный, но иногда ты поступаешь не совсем правильно: … Если хочешь иметь друзей, попробуй сделать следующее: … Возможно, что не всё получится сразу, будут ошибки. Но ведь ты только учишься дружить. Я уверена, что со временем у тебя всё получится”.

– Благодарим за внимание. Надеемся, что наши советы, окажутся вам полезны, в воспитании Ваших детей.

  • Разделы сайта