Как правильно выбрать хороший детский сад для ребенка: критерии для частных и государственных садиков. Как выбрать детский сад для ребёнка? На что нужно обратить внимание Могу ли я выбрать детский сад

Сейчас для многих из нас становится актуальной тема выбора детского садика . Каждая хочет для своего малыша только самого лучшего. Но, садиков много, а информации о них почти нет. Как же выбрать детский сад? И вот, у активной мамы одного из наших чатов родилась идея — собрать отзывы и мнения по садикам и воспитателям.

Мамочки, которые уже водят малышей в детский садик или точно определились с выбором, поделились опытом. Опрос проводился анонимно, без указания личных данных участников опроса. В опросе приняло участие более 200 мам.

К сожалению, некоторые мамы не указали номер своего детского сада, поэтому в рейтинг детских садов их голоса мы не смогли включить. Но не переживайте, ваше мнение и рекомендации учитывались в подсчете главных критериев выбора детского сада, а также включены в разделы статьи: советы по подготовке ребенка к детскому саду и правильному выбору детского сада.

И вот что у нас получилось:

Разделы статьи:

  1. Главные критерии выбора детского сада
  2. Советы по правильному выбору детского сада
  3. Рейтинг детских садов
  4. Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду

В этой статье мы расскажем о критериях выбора садика и приведем советы опытных мамочек, на что обратить внимание.

Главные критерии выбора

Топ-5 критериев выбора детского сада оказались следующие (мамам предложено было отметить 3 главных критерия):

1 место: Удобное расположение детского сада важно для 82,9% ответивших мам

2 место: Есть воспитатель , который нравится – отметили 66,7% мам

3 место: Хорошее впечатление от посещения учреждения указали 48,6% респондентов

4 место: В здании хороший ремонт, детские площадки оборудованы, на территории порядок – эти качества отметили как самые важные 46,7% мам

5 место: Садик советуют знакомые, которые водят туда детей: 42,9% мам

Мнения родителей — как найти хороший детский сад

1 совет: Самое главное в саду — воспитатель и его отношение к детям

Главное — это воспитатель. Если он с детками играет, занимается, внимательно относится, умеет заинтересовать, отвлечь в той или иной ситуации, то и ребенок себя будет чувствовать спокойнее и заинтересованно.»

«Главное, чтобы воспитатель нашёл подход к ребёнку и тогда все будет хорошо»

«Хорошие воспитатели С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ, которые любят детей и работу»

«Идите не в сад…а к воспитателю»

«Какой бы сад не выбрали, помнить, что воспитатели и родители должны быть одной командой»

«Главное это хорошие воспитатели, которые к ребёнку нашли подход и с родителяли на одной волне»

«Наладить положительные взаимоотношения с воспитателями, ведь они воспитывают ваших деток. Уважать труд воспитателя и понимать, что это нелегко. А также понимать, что для комфорта вашего ребёнка государство недостаточно даёт денег, поэтому придётся и самим на что-то скидываться.»

«Хотя бы один из воспитателей в вашей группе должен иметь высшее образование»

«В первую очередь — воспитатели к которым попадет ребенок. Все остальное – второстепенно»

«Самое главное — воспитатель, который будет проводить с вашим ребенком больше времени иногда чем вы!»

«Прыходзьце самі сваімі дзеткамі ў садок падчас прагулкі, глядзіце, як стасуюцца выхавацелі з дзецьмі.»

«Собирайте информацию о воспитателях, помощниках воспитателя»

«Лучше в сад вообще не отдавать. Есть возможность, пусть будет дома. Обеспечить его общением со сверстниками, прогулками, посещать различные интересные места и мероприятия совместно — лучшее, что могут сделать родители. Воспитывать своего ребенка нужно родителям, а не доверять столь важный вопрос чужим тетям (даже очень хорошим). Если все-таки решили отдать в дет.сад, при выборе садика, погуляйте рядом, посмотрите, что происходит на прогулках, как ведут себя дети, воспитатели.»

«Спрашивайте у мам во дворе, как им садик»

«Поговорите с мамами, кто водит деток в сад, они расскажут все»

«Общайтесь с мамами, забирающими детей вечером»

«Размаўляйце з бацькамі, што водзяць сваіх дзетак у садок.»

«Читайте отзывы»

«Не постесняйтесь и поговорите вечером с родителями, которые забирают своих детей из садика. Лучше всего выбирайте детей постарше, т.к. вероятность того, что воспитатель именно из старшей группы в следующем году будет набирать младшую группу. В ясельную вообще не рекомендую отдавать детей, т.к. дважды происходит адаптация, т.к. в яслях и в младшей группе работают разные воспитатели. И помнить, что адаптация у детей проходит не 2-3 недели и даже не месяц, а пол года, а то и весь год. Желательно детям делать в среду выходной и оставлять дома.»

«Считаю важным разузнать у местных мам о садике»

«Чтоб был поближе к дому, утром ребёнок не особо хочет рано вставать»

«Не выбирать садик, находящийся далеко от дома или места работы, т.к. очень жалко детей, которым приходится очень рано вставать, а ещё хуже ехать на общественном транспорте, да ещё и в темноте в зимнее время»

«Прежде всего, маме (родителям) самой надо психологически настроиться и «отпустить» ребенка в сад. Не волноваться, поскольку дети все прекрасно чувствуют и понимают, они как губки все впитывают: и наше настроение, и наше состояние, и наши эмоции»

«Умение ребенка морально подготовить к садику, ну и самой держать хвост пистолетом. Ребенок же все чувствует»

«Готовность мамы разлучиться с ребёнком»

«Принять решение и не поддаваться сомнениям. Верьте — все плохое очень быстро исчезает из памяти!»

«Важна адекватность заведующей и ее замов»

«На мой взгляд очень многое зависит от заведующей! Пообщайтесь для начала с ней.»

«Обязательно сходить лично, посмотреть и поговорить с заведующей»

«Грамотная заведующая у которой дети и ее сотрудники на первом месте, а не ее занимаемая должность!»

«Умение руководства выслушать родителей и помочь в нужной ситуации.»

«Готовность ребёнка, отучение от памперса»

«Еще важна подготовка ребенка перед садом, нам очень помогла Мамина школа. Ребенок уже знал, видел и представлял что такое сад. Еще читали сказки про сад и играли в детский сад с ребенком»

«Чтобы лучше понять, стоит ли ребенка водить в предполагаемый садик, можно проводить его на развивашку туда же, если там такое есть. Тогда и мнение сложится и ребёнку в будущем легче будет адаптироваться.»

«Наличие кружков, бассейна»

«Наличие адаптационных групп (школа мам и т.п.), посильные «домашние задания», изучение белорусского языка»

«Узнавайте есть ли музруководитель и физкультура»

«Культура и режим питания»

«Так же в саду не должны заставлять есть, если ребенок не хочет и выходить на улицу в любую погоду (кроме ливня и -15)»

«Хорошо кормят»

«Количество деток в группах, интегрированные группы с особыми детками»

«Нет чрезмерных поборов денег»

«Важна обратная связь с ребенком. Общайтесь с малышом. Говорящий ребенок всегда расскажет о хорошем и плохом»

Продолжение читайте в следующих статьях.

В какой частный детский сад отдать ребенка, или Лучшее - детям!

Не секрет, что развитие ребенка в возрасте до семи лет - тот фундамент, на котором в дальнейшем формируется личность. Поэтому не следует воспринимать детский сад просто как место, где ребенок находится под присмотром, пока родители заняты. Именно в садике малыш получает первый опыт внесемейного взаимодействия с социумом, делает первые шаги к раскрытию своих творческих и интеллектуальных способностей.

Детские сады, как известно, бывают частные и муниципальные, и все больше родителей принимают решение переплатить, но отдать ребенка в коммерческий садик. Почему так происходит - мы попробуем ответить в этой статье.

Плюсы и минусы частных детских садов

На данный момент в Москве существует уже более 400 частных детских дошкольных учреждений, и эта цифра постоянно увеличивается. Причины просты: в муниципальных детских садах часто отсутствуют свободные места, записать в них ребенка достаточно сложно, условия пребывания и качество обучения в них, бывает, оставляют желать лучшего. Преимущества частного детского сада очевидны - малыш окружен заботой и комфортом, вкусно накормлен, в его воспитании принимают участие квалифицированные педагоги. Хотя, безусловно, у подобных учреждений есть и недостатки. Давайте подробно рассмотрим плюсы и минусы частных детских садов.

Плюсы

  • Небольшие группы. В отличие от государственных учреждений с их группами до 30–35 детей, в частных на одного воспитателя приходится не более 10–12 малышей - а значит, каждому гарантирован присмотр.
  • Вкусное и полезное питание. Многие родители сталкиваются с тем, что меню в обычных детсадах противоречит особенностям и пищевым привычкам ребенка. В частных учреждениях учитываются вкусы и потребности каждого малыша.
  • Много развивающих занятий. В частных заведениях больше внимания уделяется всестороннему развитию детей. Кроме того, с малышами общаются логопеды, психологи. Такие садики часто реализуют определенную программу обучения.
  • Доступность. В частные детские сады в Москве не нужно записываться сразу после рождения ребенка, в них нет очередей и ограничений по приему. Даже при отсутствии столичной прописки вашего малыша примут в группу.

Минусы

  • Расположение. Государственный детсад находится рядом с домом, а до подходящего частного может быть непросто добраться.
  • Стоимость пребывания ребенка в частном детском саду Москвы может быть достаточно высока.

Типы частных садиков: какой выбрать

Несмотря на то, что формат заведения один, типов детских садов - несколько. Например, садики могут отличаться:

…по времени пребывания:

  • Садики полного дня . Традиционный формат заведений с пребыванием малышей с 8.00 до 17.00.
  • Садики продленного дня . Такие учреждения работают с самого раннего утра и до позднего вечера. Существуют и круглосуточные детские сады, но встречаются они нечасто.
  • Частные центры развития ребенка , или детские сады неполного дня, в которые можно отдать малыша на несколько часов. Обычно они имеют абонементную систему оплаты.

…по направленности:

  • Общеразвивающие - схожие по подходу с государственным детсадами, они не акцентируют внимание на развитии определенных навыков. Ребенок учится и петь, и рисовать, и танцевать, и общаться со сверстниками, познает азы наук.
  • Узконаправленные имеют «уклон» - область, которой будет посвящена большая часть занятий. Так, популярны языковые детские сады, в том числе с общением только на иностранных языках, заведения с большим количеством творческих игр и уроков, сады, усиленно реализующие программу подготовки к школе.
  • Коррекционные садики и центры развития для детей, имеющих проблемы со здоровьем и различные особенности развития.
  • Комбинированные - объединяющие в своем составе группы разной направленности из вышеперечисленных.

…по типу организации:

  • Традиционная система . Детский сад представляет собой специализированное лицензированное заведение со своим зданием и прилегающей территорией.
  • Домашний детский сад располагается прямо в квартире или в частном доме. Иногда создатели арендуют площадь либо организуют учреждение на своей территории. Обычно такой садик состоит из двух–трех комнат (игровая и спальня, иногда кухня), включает в себя одного-двух педагогов, которые занимаются с 8–12 детишками.
  • Семейный детский сад не является в полной мере обычным частным детским садом, так как его создает многодетная семья, у которой тоже есть маленькие дети (3 или более). Няней-воспитателем в нем становится мама, причем необязательно в него будут принимать детей из других семей. Такой семейный детский сад - один из способов государственной поддержки многодетных родителей, официально он считается подразделением обычного районного детского учреждения, а родитель-воспитатель является сотрудником и получает зарплату.

…по методике воспитания:

  • Традиционный подход. Классическая общеразвивающая система, применяющаяся в большинстве государственных детских садов, актуальна и для частных. Основой ее является программный документ под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Воспитание и обучение в детском саду». Система использует проверенные методики для всестороннего развития малыша. Безусловным достоинством программы является ее хорошее сочетание с последующим школьным образованием.
  • Вальдорфская педагогика направлена на развитие творческого начала и трудолюбия у ребенка. Ее основные задачи - обучение детей взаимовыручке, воспитание младших через пример старших, организация здорового ритма жизни в разновозрастной группе. В группах старшие помогают в воспитании младших, а те в свою очередь со временем сами становятся юными воспитателями. Игры и занятия направлены на развитие креативности, воображения. Принцип обучения в Вальдорфской методике - познание мира через свободную игру, через творчество. При этом игры не сводятся к простому манипулированию: с помощью игрушек из природных материалов ребенок учится фантазировать, использовать одни и те же предметы различными способами. Развитие творческого мышления, гармоничность обучения, сближение с природой, отсутствие критики посредством оценивания - вот достоинства программы. Несмотря на то, что данная методика не ставит перед собой задачи скорейшего освоения счета, письма и чтения, дети легко адаптируются к школьным программам: обычным или специализированным.
  • Монтессори . Эта известная методика направлена на развитие у малыша самостоятельности. Девиз системы - «помоги мне это сделать самому». Ребенок в форме игры получает базовые знания об окружающем мире, изучает основы наук, а педагог лишь наблюдает, при необходимости корректирует, помогает в решении сложных задач. Это дает хорошие результаты: в пятилетнем возрасте дети уже владеют счетом и письмом, обучены дисциплине. Как и при Вальдорфской методике, в группах часто занимаются дети разного возраста. Уроки в традиционном понимании здесь отсутствуют: каждый ребенок сам выбирает, что в данный момент хочет изучить. При этом каждая игра и предмет в комнате является частью обучения.

Стоимость услуг частных садиков в Москве

Конечно, большинство родителей волнует и денежный вопрос - не каждая семья может позволить себе потратить сотни тысяч рублей в месяц на развитие малыша. На самом деле в Москве можно найти учреждение почти на любой бюджет: так, услуги частного детского сада экономкатегории будут стоить около 20–30 тысяч рублей в месяц. Заведения с расширенным «набором» занятий, продленным днем часто имеют расценки уже в 30–65 тысяч рублей в месяц. Учреждения категории «люкс» могут отличаться как спецификой преподавания - например, заниматься с детьми будут воспитатели-иностранцы, так и просто расположением в элитном районе Москвы. Цена на услуги таких частных детских садов начинается от 70 тысяч в месяц и более. Во многих учреждениях предусмотрены скидки при устройстве в сад второго ребенка.

Так ли существенна разница в цене на услуги частных и муниципальных детских садов? Конечно, разница может достигать десятков раз. Но, как говорят родители, выбравшие муниципальные заведения, совокупные расходы в этом случае тоже существенны. Так, цены на занятия по лепке, танцам, пению доходят до 8–9 тысяч рублей в месяц. Добавьте к этому улучшенное питание - сумма может составить уже 14–15 тысяч. Не стоит забывать и о базовой плате за садик (1,5–2 тысячи по «бесплатной» программе и 7–8 тысяч - на платной основе), дополнительных сборах на ремонт и игрушки. Полученной в результате расчетов суммы вполне хватит на оплату услуг хорошего частного детского сада с индивидуальным подходом и маленькими группами.

Частных детских садов в Москве достаточно много, вот только выбрать тот, который устроит и ребенка, и родителей, - задача не из простых. Мы рекомендуем для начала определиться с требованиями к учреждению: ведь каждый малыш обладает своими особенностями, а родители - своим видением идеальных результатов от посещения группы. На что нужно обратить внимание, выбирая садик?

  • График работы. Не секрет, что частный детский сад чаще выбирают родители, много времени уделяющие работе. Важно подобрать учреждение таким образом, чтобы вы успевали отвести и забрать ребенка, не травмируя его психику и не портя отношения с работниками своими ежедневными опозданиями.
  • Методика воспитания. Помимо очевидных особенностей каждой программы, есть и те, о которых многие родители не задумываются. Например, некоторые мамы при наличии двух и более детей стремятся отдать их в одну группу - это и меньший стресс для каждого ребенка, и обучение их взаимовыручке. Но разновозрастные группы доступны лишь в садиках, реализующих Вальдорфскую методику, в редких случаях - систему Монтессори.

    Родителям с частичной занятостью или тем, чья работа имеет плавающий график, стоит отказаться от садиков с традиционным графиком работы: из-за нерегулярного посещения и раннего ухода у ребенка возникнут пробелы в знаниях.

    Учитывайте и подходы учреждения к подготовке ребенка к школе - некоторые детские сады ориентированы на государственные школьные программы, другие - на дальнейшее обучение малыша в частной школе.

  • Документы. Деятельность частных детских садов в обязательном порядке лицензируется, исключение составляют лишь домашние группы. Также стоит ознакомиться и с документами на занимаемую площадь. Помимо этого, с частным учреждением обычно заключается договор, в котором указан список и стоимость услуг, график работы, права и обязанности сторон. Внимательно изучите данный документ перед подписанием.
  • Отзывы. Можно поискать их в Интернете, но лучше всего лично пообщаться с персоналом, а также с родителями, уже выбравшими этот садик для своих малышей.
  • Близость к дому . Большинство родителей стремятся выбрать детский сад, расположенный в максимальной близости от места проживания. Безусловно, это правильно, ведь ребенку не придется вставать раньше, терять время на длительное ежедневное «путешествие». Но отдавать малыша в ближайшее заведение не глядя тоже не стоит.

При выборе частного детского сада родители склонны ориентироваться на собственное видение будущего своего чада и свои финансовые возможности. Но большую роль играет также комфорт малыша. Чтобы убедиться в том, что ребенку подходит выбранное учреждение, следует обращать внимание на психологическое состояние своего чада после посещения садика. Разумеется, при этом нужно учесть период адаптации - в это время жалобы могут быть вызваны стрессом от смены обстановки.

Частный, семейный или муниципальный детский сад…

На что нужно обращать внимание при выборе детского сада?

Частный, семейный или муниципальный детский сад?
Какой выбор сделать и что стоит учитывать

В жизни каждой мамы наступает пора, когда ребенок становится существом общественным: теперь он проходит свои «первые университеты» уже не в песочнице под вашим присмотром или под бдительным оком бабушки, а в одном из дошкольных образовательных учреждений, которые, кстати, бывают трех типов: государственные (ГОУ ), муниципальные (ДОУ или МОУ ) либо негосударственные, или частные (НОУ ). Бывают также семейные детские садики, имеющие двоякий статус - они открываются в целях поддержки многодетных семей и работают по месту ее, семьи, проживания, но при этом являются структурными подразделениями государственных садиков. В общем, есть из чего выбирать.

Первое и главное правило - не бояться доверять свою кровиночку чужим тетям из казенных учреждений или «жадным частникам». Налицо прекрасные результаты обучения и комфортные условия пребывания и в ГОУ и в НОХ а также отсутствие проблем с аттестацией и переходом в обычные школы из «частного сектора». Так что разумнее осуществлять выбор по принципу «где ребенку будет комфортнее».

Детский сад государственный из вашего детства

Если во дворе вашего дома расположен государственный садик с грибком-песочницей и трогательно-обшарпанным гномиком, знакомым вам с самого детства, вы счастливый человек. Вашему ребенку будет там хорошо уже потому, что туда можно добраться пешком, туда ходила «мама маленькая», к тому же малыш будет окружен друзьями, с которыми их рядком возили в колясках.

Немаловажным преимуществом государственного детского садика, кстати, является график работы «вместе со всей страной». То есть в нем не объявят неожиданных каникул, не придется пристраивать ребенка в случае переноса рабочих и праздничных дней, обычно действует летняя группа. Хотя, если ваш рабочий график выходит за рамки стандартных с «9 до 18:30», расписание «как для всех» может обернуться сплошной головной болью: воспитательницы, как и большинство тех, кто получает фиксированную зарплату, дорожат своим правом уходить домой вовремя.

Кроме того, вам предстоит смириться с большим количеством детей в группе, стандартным набором развивающих занятий, а также не слишком разнообразным питанием. Государственные учреждения, как правило, работают по проверенным временем стандартам - строят обучение по программе М. А. Васильевой (куда входит подготовка к школе: развитие речи, арифметика, ручной труд, уроки пения), а питание - по методическим указаниям И. Я. Коня, то есть суп, второе (обычно котлеты и пюре), компот из сухофруктов. Все качественное, полезное, но без особых изысков.


Посмотрите, как персонал детского сада общается с детьми, насколько эти люди искренни!

Частный детский сад как альтернатива государственному

Если воспоминания, связанные с посещением детского сада, у вас не слишком приятные или вы убеждены, что у вашего ребенка все должно быть «по высшему разряду», попробуйте подобрать для него частное заведение. Здесь придется столкнуться с настоящей проблемой выбора: детские сады - НОУ - предлагают огромное многообразие возможностей.

С точки зрения режима посещения группы делятся на «первую половину дня» (подходит для неработающих или самозанятых мам), «группы полного дня» (предпочтительнее для мам, работающих по найму) и «группы круглосуточного пребывания» (необходимы для мам-руководительниц или хозяек собственного бизнеса).

Если частный садик занимает отдельное помещение, то, как правило, там работает свой повар, который будет готовить вкусно и разнообразно. Если же НОУ арендует помещение у государственного сада, то, скорее всего, питание будет организовано так: все, чем кормят в обычном саду, плюс овощи, фрукты и соки. Однако важны не калории и белки с жирами и углеводами, а сбалансированность и вкус. Хорошим можно назвать такое питание, которое любят дети. А еще лучше, если при правильном питании существует и приятная церемония приема пищи. Именно в ней, в церемонии, отражается дух заведения, если он есть.

Восточные единоборства, иностранные языки, услуги психолога - таков неполный перечень возможностей частного садика. Не покупайтесь на слова, посмотрите, как персонал общается с детьми, насколько они искренни.

Хорошо ли будет ребенку?

Не о чем беспокоиться, если:

  • ребенка уважают и не «дрессируют»;
  • персонал проявляет гибкость - профессионал не может быть категоричен;
  • воспитатели и педагоги увлечены своим делом, это не работа, а дело их жизни.

Поищите другой садик, если:

  • персонал жаден до денег;
  • администрация высокомерна по отношению к детям и родителям;
  • с порога вам начали рассказывать о том, как трудно попасть в данное заведение.

Главное в программе детского сада - всестороннее развитие психических и
физических качеств детей до семи лет в соответствии с индивидуальными особенностями

Чему учат в детском саду ребёнка

Детские сады, независимо от формы собственности, различаются и по образовательным программам, которых придерживаются педагоги. При выборе учреждения уделите этому вопросу особое внимание. Самыми распространенными в настоящее время являются «Программа М.А. Васильевой», «Радуга» и «Школа 2100».

Цель программы М. А. Васильевой, рекомендованной Министерством образования РФ для применения в ДОХ - всестороннее развитие психических и физических качеств детей до семи лет в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Программа пользуется заслуженным признанием, потому что предлагает ясные, апробированные практикой (с 1985 года) методики дошкольного обучения и воспитания.

«Радуга» - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, также рекомендованная Министерством образования и принятая во многих детских садах России. Важнейшими компонентами «Радуги» являются игры и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Очень популярна программа «Школа 2100», рассчитанная на обучение детей с трех лет до окончания средней школы.

Эта программа ставит во главу угла не само знание, а умение им пользоваться, она учит ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимую информацию, анализировать ее, систематизировать и применять на практике. НОУ расширяет круг занятий сверх обязательной для детского сада программы: плавание, восточные единоборства, теннис, музицирование, английский, массаж, контроль со стороны психолога - вот далеко не полный список возможностей. Но ключевым при принятии решения все равно будет пресловутый человеческий фактор: если воспитатель и нянечка в группе - люди на своем месте, то все остальное, по сути, неважно.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первой половине дня - до обеда и во второй половине - после дневного сна или перед уходом домой.

Наилучший же вариант, как показывает практика, - «золотая середина». Самый правильный подход заключается в том, чтобы владеть многими методиками, а в своей работе сочетать все лучшее из них.

Главное - не калории с жирами, белками и углеводами, а ритуал приема пищи. Именно это отображает дух заведения. Если он там. конечно, есть.

В заключение - цитата из закона об образовании, принятого в нашей стране еще в 1992 году. Статья 18-я этого закона гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ». А дошкольные учреждения действуют лишь «в помощь семье». И это, наверное, самое главное, что нужно знать при выборе детского сада.

Алгоритм выбора детского сада для ребёнка

Этап 1. Определяем критерии поиска

Найдите в Интернете учреждения, которые вас интересуют с точки зрения доступности и стоимости.

Этап 2. Сужаем круг выбора

Включите «сарафанное радио»: обсудите выбранные садики с другими мамами. Постарайтесь быть объективной и принимать во внимание содержательные, а не эмоциональные оценки.

Этап 3. Формируем личное мнение

Посетите выбранные вами места. Заранее составьте список своих вопросов и попытайтесь найти на них ответы. Поговорите с директором и воспитателем. Почувствуйте, совпадают ли ваши ценности и взгляды на воспитание детей.

Этап 4. Пробуем вместе

Посетите садик вместе с ребенком. Поучаствуйте в занятиях, в играх, останьтесь на обед и на прогулку. Спросите и выслушайте мнение своего ребенка.

Этап 5. Принимаем решение

Если решение принято и формальности улажены, доверьтесь воспитателям и отпустите ситуацию. С вашим ребенком все будет в порядке!

По материалам журнала «Женские советы» (2011“04).

Как разобраться в многообразии детских дошкольных образовательных учреждений? Какие программы образования используют и условия пребывания. Как правильно выбрать детский сад?

Часть I.

● Что нужно знать перед тем, как начать выбирать детский сад

В последние годы в системе дошкольного образования произошли большие изменения.

Если раньше абсолютно все учреждения считались яслями-садами и с детьми работали по одной общей «Программе воспитания и обучения в детском саду», то сейчас рассказы двух соседей по детской площадке о детском саде могут различаться, как небо и земля.

И для того, чтобы ваш ребенок оказался в числе тех, кто идет в детский сад, как на праздник, вы должны позаботиться о том, чтобы выбрать самое лучшее и самое подходящее именно для него.

Редко бывает так, что городская семья может позволить себе роскошь домашнего воспитания ребенка до школы .

Как правило, если не через полтора, то через три года после родов мама выходит на работу. Осталось принять решение - кто будет находиться с малышом во время ее отсутствия, станет дарить ему любовь, учить его и всесторонне развивать.

Вариантов обычно бывает три: бабушка, няня и детский сад, при этом к последней социальной услуге прибегает большинство родителей.

Классификация детских садов по направленности - какие они бывают

Детский сад - наиболее распространённый вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей .

  • общеразвивающего вида;
  • центры развития детей;
  • сад компенсирующего вида;
  • детский сад комбинированного вида;
  • детский сад оздоровительного типа
  • детский сад присмотра и оздоровления;

По принадлежности и формам управления существуют четыре типа детских садов.

  • муниципальные,
  • ведомственные,
  • частные (коммерческие)
  • домашние (семейные).

В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже во многом психологическая атмосфера.

Муниципальные детские сады

Наиболее популярный вид детского сада.

Имеет небольшую месячную оплату и работает строго по разработанным образовательным методикам.

Очень многое в них зависит от заведующей или директора - при равных условиях некоторые детские сады известны во всей округе, и очередь туда родители стараются занять за несколько лет.

В государственном садике существуют «общеобразовательная программа», прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка и др.

Некоторые из них предоставляют платные дополнительные услуги, от которых вы имеете право отказаться, даже если все остальные родители в группе хотят ими пользоваться.

Плюсы муниципального детского сада:

  • маленькая стоимость. Она установлена законом и составляет 150 рублей в месяц. Существуют категории льготников, например, мамы-одиночки, многодетные мамы, вдовы и т.д.
  • близость к дому. Помимо того, что врачи не рекомендуют возить малыша в садик, если дорога занимает больше 20 минут, в близлежащем садике у ребенка появится возможность завести друзей, с которыми он сможет проводить свободное время и в выходные.

Минусы муниципального детского сада:

  • слишком большая наполненность групп. 25-30 человек для государственного детского сада - не редкость. В результате учить, допустим, чтению или письму все равно приходится дома, воспитательница не успевает объяснить непонятные моменты такому количеству подопечных.
  • низкое качество ухода и присмотра, единообразие в занятиях. Об индивидуальном подходе к каждому ребенку вопрос не ставится. Отчасти это также вызвано проблемой «перенаселенности».
  • отсутствие каких-либо деликатесов в питании. Если ребенок отказывается есть какие-либо блюда, ему придется оставаться голодным до следующей трапезы.

Ведомственные детские сады

Не контролируются напрямую Департаментом образования, их программы и порядки определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад . Такие детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.

Плюсы ведомственного детского сада:

  • сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальным) количество детей в группе,
  • лучшие условия пребывания детей (опять же по сравнению с муниципальными садами),
  • продуманное меню.

Минусы ведомственного сада:

  • довольно высокая оплата (до нескольких тысяч),
  • иногда бывают сложности с зачислением детей «со стороны».

Частные детские сады

Идеальный вариант при отсутствии финансовых затруднений.

Они работают, как правило, до 20-00 или 21-00, или круглосуточно.

В частных детских садах очень интенсивная и насыщенная программа развития. Они, как правило, хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями, детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону.

Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования , аккредитации , сертификации программ и аттестации педагогов .

Лице́нзия (от лат. liсentia «право») - разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом.

Сертифика́ция (лат. certum - верно + лат. facere - делать) - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов.

Аттеста́ция - подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека - отзыв, характеристика. Полученный в результате аттестации документ называют аттестатом.

Плюсы частного детского сада:

  • маленькое количество детей в группе - около 10-12 человек, ребенок получает достаточно внимания
  • дети легче адаптируются к садику
  • разнообразное и вкусное питание, возможность угодить каждому малышу, индивидуальный подход к детям, который дает возможность максимально раскрыть свои способности. В каждой группе работают несколько воспитателей, за развитием детей наблюдают логопеды, психологи, педиатры, учителя-предметники.
  • родители имеют право влиять на учебный процесс - например, через попечительские советы. В частности, они могут инспектировать кухню, требовать отчета о финансовой деятельности, даже присутствовать на занятиях.
  • многие частные детские сады работают по системе «детский сад - школа».

Единственный минус частного детского сада - его стоимость.

Домашний детский сад (семейный детский сад)

Один из видов частного детского сада.

Обычно его содержит семейная пара в своей квартире , или основатели снимают помещение , в котором обустраивают спальню и игровую комнату.

Приглашают воспитательницу, няню и повара, для детишек постарше - преподавателей иностранного языка, музыки, рисования.

Плюсы домашнего детского сада

  • максимум заботы и внимания, отсутствие травматизма, условия, приближенные к домашним, к жизни большой семьи,
  • маленькое количество детей - 3-5 человек,
  • индивидуальный подход к питанию.

Минусы домашнего детского сада

  • очень высокая оплата,
  • возможные проблемы, связанные с недостатком оборудования или помещения.

Правила выбора садика такие же, как и в предыдущем случае.

По уровню образования дошкольные образовательные учреждение (ДОУ) делятся на категории:

Категория ДОУ присваиваются в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.

I категория - это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.

Самая большая группа детских садов - это ДОУ II категории:

Общеразвивающего вида;
- компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП);
- присмотра и оздоровления (для детей с ослабленным здоровьем);
- комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)

За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.

Продолжение на 2-й странице.

Если малышу в каком-то садике сразу не понравилось - делайте выводы. Ребенок, в отличие от взрослых, часто сразу чувствует общее настроение того или иного коллектива. Но имейте в виду, если у ребенка есть изначальная установка "в садик не хочу" - он будет отвергать любой детсад, даже самый лучший…

Одна мама устраивала свою дочку в садик, и начала, разумеется, с учреждения, которое слыло в районе образцово-показательным. Там, мол, и активное развитие, и плавание, и вкусная еда… Заведующая встретила посетителей не очень-то приветливо. Ничего вроде бы удивительного - глава детсадика, как правило, человек занятой. Но вот тон был не слишком гостеприимный… И самое главное - гуляя в ожидании по коридорчику, девочка заглянула в группу и увидела такую картину: детишки сидят чинно на стульчиках вдоль стенок, положив руки на колени. Это в самый активный период дня! Ребенок откровенно скривился, а когда их все же пригласили в кабинет и начали намекать, что просто так в это учреждение не попасть, трехлетняя девица без излишней дипломатии заявила: "Мама, пойдем в другой садик!" И потянула маму к двери. (Обратите внимание - не пойдем вообще домой, а поищем другой садик!)

В результате девочка "выбрала" обыкновенный рядовой детсад, ничем не примечательный, но при первом его посещении мама с дочкой увидели иную картину: воспитательница несет в группу обед, а следом в белых колпачках и фартучках гордо вышагивают два ребенка: один несет хлеб на подносе, а другой - салфетки. И еще: пока, как водится, ждали аудиенции у заведующей (которая самым доброжелательным тоном попросила их чуточку подождать), не раздалось ни одного воспитательского голоса из группы на сколько-нибудь повышенных тонах. То, что детей в этом саду воспитывают достаточно активно, не подавляя их личностей, понравилось и маме, и дочке. К слову сказать, садик в общем их ожиданий не обманул.

Определитесь с тем, что для вас важно

Для иных взрослых хороший садик - это тот, где помимо общего развития будут давать трехлетнему малышу кучу дополнительных предметов, нагрузят его до предела (за немалые деньги родителей), а в результате иногда получится, что ребенок общего-то развития и не получит. Будет уставать. И в результате разлюбит и садик, и занятия, и общение.

Иным кажется наиболее привлекательным садик ближе к дому. Многие делают выбор исходя из внешнего и внутреннего "убранства" детсада - мол, есть ли там ковры, много ли игрушек, сделан ли ремонт…

Что ж, ваше право пользоваться любыми критериями. Но помните: в садик будете ходить не вы, а ребенок. Так что может быть, близость к дому оправдана в чем-то (если у вас нет машины). Ведь маленькому ребенку трудно проделывать на первых порах долгий путь пешком или в общественном транспорте. Но во всем прочем присматривайтесь к общему настроению коллектива, к духу, который витает в этом саду.

Познакомьтесь с заведующей садиком

Очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины). Вашему ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу предупрежу: сбалансированное сочетание этих качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону.

Вот один вариант: во главе садика - прекрасный педагог , любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах. В одном из таких садиков заведующая покоряла с первого взгляда: молодая, приветливая, второе образование - детский психолог, детишек любит и что называется, чувствует… Но при более близком знакомстве с садиком родители обнаружили, что в группе у их ребенка - откровенно бездарная воспитательница и нянечка-алкоголичка. Как ни грустно было, с садиком пришлось расстаться.

Второй вариант: заведующая - прирожденный администратор (это как раз то самое показательное учреждение, о котором мы говорили выше). Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика - на высшем уровне (а это тоже надо уметь организовать…) Но при этом - достаточно прохладное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках - не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать…) В результате общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу. И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени.

Третий вариант - счастливое сочетание администратора и педагога. Это тот садик, что выбрала трехлетняя девочка, которую мама "пристраивала" в детское учреждение. Да, здесь заведующая скорее всего не стремилась вывести свой сад в образцово-показательные, но скорее всего потому, что понимала - детям и персоналу на пользу это не пойдет. Зато можно избежать лишних проверок и позволить воспитателям не формализовать работу с детьми, а наоборот, сделать ее активной и приближенной к самим детям. С другой стороны, организация работы в садике не страдала: не было ни нянечек-пьяниц, ни воспитателей, орущих на детей; в садик периодически приезжали детские театры, организовывались в течение года различные праздники, в Новый год - непременная елка… Этого всего не было через край, но чувствовалось - работа в садике организована прежде всего с любовью к детям.

Что делать, если вас при поступлении в садик активно просят заплатить некое подобие взятки

Часто это оформляется словами: "Ну что ж, а чем вы можете нашему садику помочь?" Обычно предлагается перечень дорогостоящих покупок, которые необходимо сделать родителям для поступления их потомка в сад. Многие родители на это идут - мол, делать нечего… А другие спрашивают - платить или не платить? Ответ один - не платить, если вы устраиваетесь в обыкновенный муниципальный сад, в который вас просто обязаны взять бесплатно, если к тому же еще подошла для этого ваша "очередь".

Помните известный "закон взятки" - где с вас вымогали деньги однажды, там будут вымогать и дважды и трижды, а почему бы нет? Вы же один раз заплатили, и доказывайте потом, что это были ваши многолетние накопления и больше у вас таких денег нет!

Вообще в любом случае, когда вам предлагают платить, поинтересуйтесь - за что? Если вы надеетесь, что после вашей взятки к ребенку в садике будут относиться лучше - так скорее всего, там все дети поступили в сад на тех же основаниях, и ваш ребенок не будет исключением...

Разумеется, речь идет опять же о самом обычном садике. Если вы сами решили устроить ребенка в частный или специализированный платный сад - там взносы при поступлении оговорены изначально. Но это уже не взятка, а стоимость места. Там эта плата носит совсем другой характер, и вы решение об этой плате принимаете сами. По крайней мере, вы знаете, за что платите, и при этом получаете и право требовать предоставления оплаченных услуг. А в случае с несанкционированной "помощью садику" из кармана родителей - чего вы сможете потребовать?

Понятно, что наши муниципальные сады находятся в очень плачевном состоянии, и порой вынуждены идти на такие меры. Но помощь садику вполне может быть не только финансовая!

Во многих садиках родители сами клеят и моют окна, приносят по мере возможности цветы из дома, корм для птички и рыбок; папы занимаются починкой шкафчиков и детской мебели. А одной маме было откровенно некогда клеить окна, но имея дома компьютер и принтер, она набирала и распечатывала необходимую для садика документацию (поскольку в самом садике такой "роскоши" и в помине не было)… Вот такая помощь вполне закономерна, особенно если к ней не принуждают силой с угрозами отыграться на ребенке.

Познакомьтесь с воспитателями

Итак, если вы выбрали садик на уровне заведующей, познакомьтесь и с теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок.

Да, при том уровне зарплаты, которую получает сейчас работник обычного детского сада, как-то и язык не поворачивается требовать особого рвения в работе - хотя к чести воспитателей надо сказать, что большинство из них все же являются по-хорошему фанатиками своего дела. Хотя бывают и откровенные психологические садисты, которые готовы работать практически за бесплатно, но в качестве компенсации иметь возможность подавлять подчиненных им людей - пусть даже маленьких.

Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Нарицын Николай Николаевич, врач-психотерапевт, психоаналитик