Как проплыть по-казачьи. Еще раз о "русском" и "казачьем" стилях кулачного боя

Тот или иной народ всегда узнают по национальному костюму. Одежда казачества, как и у любых народов, прошла долгий путь в развитии, во многом связана с историей, традициями и местными вкусами. В 16-17 веке костюм казаков формировался под влиянием нескольких культур, своего костюма у них долгое время не было. Наряд их состоял из элементов русской, татарской, турецкой и черкесской одежды, иногда очень странный по комбинации вещей и цветов. Отражением самобытности, культуры была одежда казаков, к ней относились с почтением, как ко второй коже. Поэтому нельзя было надевать чужую одежду, включая и убитого, без специальной церемонии очищения. Но к нашему времени женская одежда изменилась под влиянием европейской моды. Мужская же сменилась на обязательный военный костюм, который казаки должны были приобретать на свои деньги и после завершения службы ходили в ней дома.

В начале 16 века сформировался особый социальный слой – казачество. С каждым столетием одежда менялась, появлялись свои особенности:

  • 16 век – сорочка, штаны, кафтан, шапка, сапоги. Казаки любили показать себя с лучшей стороны, поэтому надевали бархатные кафтаны, опоясанные дорогими турецкими и персидскими кушаками и шалями. Развлекались казаки тем, что показывали одежду из своего гардероба;
  • Экипировка казаков 17 века и 18 – зипун, кафтан, рубашка, штаны, трухмянка (мужская одежда). Женщины носили: из нижней одежды – рубашку, шаровары, кубелёк, из верхней – овчинную шубу;
  • 19 век – рубашка, просторные брюки, лёгкая обувь, вязаные домашние носки, овчинный тулуп, фуражка. Женщины носили блузы, широкие холстяные юбки;
  • 20 век – защитная фуражка, гимнастёрка, мундир, шинель (одежда для мужчин). У женщин вошла в моду просторная кофта матине с застёжкой спереди. Девушки носили приталенную кофту на корсаже до бёдер;
  • 21 век – казачья форма одежды была вытеснена из быта, но ещё можно найти редкие образцы. Их отправляют в музеи как экспонаты.

Одни войска отличались от других определённым цветом формы. Мундиры, погоны, фуражки казаков, живших на Дону, были синие с красными полосами и ободом. Костюм казаков из Кубани состоял из черкески и штанов чёрного цвета, на штаны нашивались пурпурные полосы, на голову надевали папаху. Основу убранства терских казаков составлял чёрный мундир с голубыми погонами, фуражка также чёрная с голубым ободом. У казаков из Астрахани были синие мундиры с жёлтыми погонами, жёлтые полосы на штанах и синяя фуражка с жёлтым ободом. Костюм уральских казаков включал в себя синие мундиры с пурпурными погонами, фуражку синюю с пурпурным ободом, пурпурные полосы на штанах. Яицкий казак носил зелёный мундир (род чекменя) с голубыми погонами, серые штаны с голубыми полосами по бокам. Голову украшала зелёная фуражка с голубым ободом. Казаки из Сибири надевали зеленые мундиры и зеленую фуражку с красным ободом, а на брюки нашивали красные полосы.

Форма одежды казаков, проживающих на берегах Амура и на территории Забайкальского края, состояла из зелёного мундира, брюк с жёлтыми полосами по бокам, зелёной фуражки с жёлтым ободом. Волжские казаки носили синие мундиры, брюки с красными полосами, фуражку синюю с красным ободом. Основу убранства енисейских казаков составлял мундир зелёного цвета, на штаны нашивали красные полосы, зелёная фуражка с красным ободом. Костюм уссурийских казаков состоял из зелёного мундира с жёлтыми погонами, штанов с жёлтыми полосками. Голову украшала зелёная фуражка с жёлтым ободом.

Разновидности одежды:

  1. Торжественная – надевалась на парады, строевые смотры, церемонию военной присяги, в храмы, при погребении и возложении венков к памятникам и могилам. У кого-то выходной одеждой считался тонкий суконный халат. На голове носили шапки из мерлушки, на шее – платок из пуха или шерсти, на ногах – сапоги. Обязательная часть праздничного наряда – казакин, являющий собой короткий кафтан со стоячим воротничком;
  2. Полевая форма одежды казаков – гимнастёрка зелёного цвета, штаны с полосами по бокам, полевая фуражка. Надевалась на учения, спортивные состязания, на время уборки территорий храмов, кладбищ;
  3. Повседневная одежда – штаны без лампас, белая рубашка из холста, портки, военная фуражка. Надевалась в местах управления;
  4. Траурная – женщин хоронили в свадебных платьях или специальных юбке и кофте. Когда хоронили казаков, на них надевали бешмет, а черкеску отдавали близкому человеку.

Одежда для тёплого и холодного времени года также различались. Летняя казачья форма одежды включала в себя зелёную фуражку, куртку и штаны из камуфляжной ткани, ботинки, пояс для оружия. Зимняя одежда включала в себя папаху, куртку камуфляжную утеплённую, штаны утеплённые камуфлированные, ботинки, пояс для оружия. Торжественная
Полевая
Повседневная
Траурная

Мужская

В старинных источниках мы находим следующее описание одежды:

  • Зипун – кафтан без ворота, сделанный из домашнего сукна ярких оттенков. В 20 веке его заменила венцерада – длинный плащ-накидка с капюшоном;
  • Шаровары – необходимая часть казачьей формы одежды, которую подвязывали узким ремешком, а за ним пришивался кошелек. Отсутствие пояса считалось позором. В будние дни носили синие штаны, а по праздникам и в дни свадеб — красные штаны;
  • Рубахи двух видов – бешмет и русская. Бешметы запахивались наглухо и доходили до колен, застёгивались на крючки. Особенностью бешмета были свободные рукава. В противоположность русским рубахам их носили навыпуск. Изготовляли рубашки из холщовой и шёлковой материи. На свадьбу мужчина надевал красиво вышитую рубашку;
  • Балахон – шерстяная накидка с капюшоном. Она не пропускала воду и в крепкие морозы не трескалась, как вещи из кожи.
  • Чекмень – открытый верхний кафтан из сукна у донских казаков со свободными рукавами;
  • Керея – верхний кафтан из сукна запорожских казаков;
  • Архалук – верхняя казачья одежда, напоминающая стёганый татарский халат;
  • Чембары – штаны из кожи, надевавшиеся на рыбалку;
  • Вязанный из шерсти балахон с капюшоном, натягивался на тулуп зимой или в ненастье;
  • В морозы на оголённое тело надевали полушубки. Когда шерсть тёрлась о тело, из-за чего появлялось электрическое поле и человек согревался. Если человек вспотел, то овчина не давала одежде впитать пот, спасая от обледенения;
  • Бурка – войлочная накидка без рукавов белого, чёрного или бурого цвета. Она могла защитить в любую непогоду. Во время ночлега использовалась как подстилка и одеяло. Бурка, размещённая на жердях, становилась палаткой. А если её накинуть на плечи, то прятала оружие и защищала от дождя.

Казаки очень ценили нижние рубашки, которые им шили матери или жёны. Они считали, что те сохраняют их в бою. На крестины шилась специальная рубаха крёстной матерью, эту рубаху сохраняли всю жизнь. Когда казак умирал, то рубаху сжигали. Этот обряд дожил и до наших времён.

Знаки отличия:

  1. Лампас – яркая полоска по бокам штанов, указывает, к какому войсковому сословию относится казак. Лампас для казаков – символ вольности, является необходимым элементом формы казака и в невоенное время;
  2. Знаки офицерских различий казаки носили всю жизнь;
  3. Серьги – указывали на место в роду. К примеру, если у женщины один сын, то он надевал серьгу в левое ухо, а если последний из детей, то надевал в правое ухо. Две серёжки говорили, что у родителей один ребёнок.

Лампасы – символ справедливости отношений у казаков. Позже они стали указывать, что человек освобождён от казённых податей. В Гражданскую войну казачья форма была упразднена. Из-за неудобства во время сражений казаки сменили обычную форму на военное обмундирование: гимнастёрку, шинель, фуражку. Старинный казачий костюм надевался лишь на парады.
Керея
Зипун Бешмет
Шаровары
Балахон
Чекмень
Архалук Мундир Бурка

Женская

Наряд казачек – это своеобразная стилизация одежды тюркского народа. В него входят:

  • Рубаха – основа женского наряда. Представляет собой длинное, почти до пят, одеяние, низ которого делался из грубого полотна, верх – из тонкого;
  • Кубелек – парадное платье казачек на Дону с V образным вырезом, на нём тесьмой выкладывали красивый узор;
  • Женщины, бывшие замужем, носили сукман (род сарафана), который изготовляли из четырёх полотен ткани. Он закрывал верхнюю часть тела – грудь и спину. Его характерной особенностью являлись достаточно короткие и узкие рукава. Понизу к сукману пришивали цветную шёлковую ленту, а по самому краю обшивали гарусском (род тесьмы, плетённый пальцами особым способом);
  • Кохта – верхняя казачья одежда для праздников;
  • Сарафан – платье на лямках, носился в паре с рубашкой. Их шили из холста или сукна домашней выделки, шёлка, парчи. Украшали лентами, полосами из ситца, бахромой. Донские казачки яркий сарафан из ситца называли кумашником;
  • Запон - белый передник. При уборке он не давал запачкаться одежде, на праздниках являлся дополнительным аксессуаром, который мог разнообразить и украсить костюм. Надевали его на рубаху или сарафан. Повседневный фартук делался из холста, а парадный – из богатой кружевной ткани;
  • Широкие или узкие шаровары. Шились они из хлопчатобумажной ткани, а видную нижнюю часть делали из шёлка для красоты и экономичности;
  • Жупейка – верхняя зимняя казачья одежда. Носили на Дону в 19-20 веке;
  • Кафтан – рубашка мужского фасона. Вне дома казачки носили каврак – кафтан, который застёгивался до пояса;
  • Длинная лисья шуба, без пуговиц, с продолговатыми рукавами, покрытая парчовой или атласной тканью;
  • Башлык - капюшон из сукна с двумя длинными концами, надеваемый поверх шапки. Женщины там даже детей носили;
  • Спидница – нижняя юбка, часто орнаментировалась вышивкой. В зимнее время года женщины надевали прошитые ватные юбки. Зажиточная казачка могла себе позволить надевать несколько юбок сразу;
  • Юбка-плахта служила хорошей защитой в студёную пору. Казачки из бедных семей надевали батистовые и ситцевые юбки.

Каждодневный наряд включал в себя рубаху с продолговатыми рукавами, кофты, ситцевой юбки. Парадный костюм – рубаха, кружевная юбка до пят, кираса – женская короткая кофточка. Необходимым элементом традиционной казачьей одежды был кружевной фартук с многочисленным оборками. Самой красивой считалась одежда из красной материи.

Лучшим по добротности ткани считался наряд девушек-невест. С 30 лет казачки носили более тёмную однотонную одежду простого покрова. Девочки носили одну рубаху, а пожилые надевали сверху юбку.

В конце 18 и начале 19 века на Нижнем Дону главной частью наряда являлось яркое платье – кубелёк. В 20 столетии на Дону часто стали надевать наряд из юбки и блузы, называемый «Парочка». В бедных семьях блуза с юбкой могла быть и свадебным костюмом.
Юбка-плахта
Шаровары Кубелек Башлык
Жулейка Спидница
Кубелек Сарафан Запон
Кафтан
Рубаха
Кохта

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
Кубанские
Донские

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык - накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие - с плоской верхушкой или высокие - с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор - колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Видео

Фото

Каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд. Знатность рода, семейное положение количество детей - все это отражалось в казачьем костюме. К сожалению, сегодня эта традиция по известным причинам во многом утрачена. Но и те наряды, что сохранились в старых сундуках, могут рассказать нам много интересного о своей истории.



Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе - широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике - узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан - казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми кичками, тюрбанами, «корабликами». Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже в деталях. Например, «знуздалка», или «замуздка», - платок, которым прикрывали часть лица.
«Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», - скажет, бывало, казачка. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», - мотивировались эти старинные способы повязывания платков.


Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид набедренной одежды) и передника-завески. Рубаха холстовая - домотканая, белая, с прямым воротом, невысоким стоячим воротником. Ворот застегивался на медных пуговицах или завязывался тесемками. Рукава, узкие от плеча, расширялись к концу и по краю обшивались в два ряда цветными лентами. Рукава, воротник и подол рубахи были «перетканы рядами, цвятками, как кому нравится». Перетканый холст часто заменялся цветным ситцем, обычно красным. Из ситца шились рукава и от плеча иногда украшались шитьем. Воротник обычно красный, выстроченный цветными нитками, назывался ажарёлок. Подпоясывались рубахи красным шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Девки носили такие холстовые рубахи в качестве верхней одежды «до венца». Замужние надевали поверх нее сарафан - сукман, или кубелек.





Кубелёк - распашное платье из крашеного холста, шелка, парчи, тафты. Кубелёк шили с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье застегивалось до талии на дорогие пуговицы и петли из золотного или серебряного шнура. Кубелёк обязательно подпоясывали бархатным поясом с золотной или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Костюм нередко дополняли широкие штаны из тонкой ткани. В станицах низовья Дона в ранние времена такой костюм носили с девичьими перевязками и рогатыми кичками или собольими шапками с бархатной тульей, украшенными по нижнему краю поднизями из речного жемчуга. С кички свисали над ушами до самых плеч чикилики - длинные нити, унизанные жемчугом, а на лоб - металлические украшения. По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами.


Портрет казачки в зеленом кубелеке.
Неизвестный художник начала XIX века.
Ростовский областной музей краеведения.
Находился в Новочеркасском атаманском дворце, Донском музее.
Неизвестная женщина - донская казачка, участница Отечественной войны 1812 го­да.

Зимой носили знаменитые донские шубы. Шуба шилась длиной до пят в виде «колокола». Шитая мехом вовнутрь, она покрывалась дорогой тканью и по краям обшивалась мехом выдры или ондатры. Стоившая очень дорого, к концу XIX века шуба стала обязательным предметом прида¬ного донской казачки.


Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки - оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую. У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить тем не менее продолжают с удовольствием.

В некоторых станицах в середине XIX века получили распространение женские костюмы, состоящие из белой рубахи с узором, сарафана с небольшой грудкой, передника и сукмана - плечевой одежды с прямым разрезом ворота и короткими рукавами, сшитой из ткани темных цветов. Головным убором в таком наряде была шлычка - сшитая из ткани шапочка с очельем, покрываемая сзади платком.

К началу XX века почти повсеместно в моду стал входить костюм-парочка, состоящий из юбки и кофты, украшенных кружевами и лентами. Праздничные наряды шили из дорогих покупных тканей: кашемира, шелка, атласа, батиста, поплина. Наибольшее распространение на Дону получили блузы «кирасы» на подкладе, с баской по нижнему краю, с воротником стойкой и густо собранной головкой рукава, плотно облегающие и подчеркивающие таким образом природ¬ную стать казачки. Вторым излюбленным фасоном были кофточки «матинэ», на кокетке спереди и с пышными сборками на груди с длинным «об руку» рукавом с приподнятой головкой. Костюм-парочка, сшитый из светлой однотонной ткани, стал свадебным нарядом казачки.

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Замужние женщины носили «повойник». Головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений - волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Казачки также носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова <файн> - прекрасный), «наколки и ток». Носились они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) - «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.





Что касается украшений, бывших у девиц и женщин, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) - плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом (А Ригельман: «На руках, при самой ручной кисти, кольца нарочитой толщины золотые и серебряные».); серьги из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке - девушка на выданье, «хваленка». На правой - просватана. Кольцо с бирюзой - жених служит (бирюза-камень тоски). Золотое кольцо на правой руке - замужняя, на левой-разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки - вдова. Второе кольцо - умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали.Любили казачки в праздники надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки.



Вообще, жемчуг (зеньчуг (дон.)) был любимым украшением донских женщин. На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь казачки на широком Диком Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ:

«Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах.
Однажды, спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И, когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Ее и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания.
Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы, упала и скрылась глубоко под водой.
- Ах, сказала Она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.
- Как же они попали сюда? - воскликнула Она,- ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для Меня.
- Нет, Матушка,- сказал Ей Сын,- это не жемчуг, а слезы казачьих матерей, Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.
Вот почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами».

Были и другие украшения, нашивавшиеся на одежду, декоративные пуговицы из полудрагоценных камней.

Пояс так же был одним из украшений. Выше талии кубелёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток.

Одежда гребеничек

Лучший наряд молодой гребенички-девушки составляет канаусовая кpaсная рубашка, атласный бешмет или фуфайка и «ширинка» (шёлковый цветной большой платок), да янтари с припайками - вот её идеал, к которому она стремится с малолетства. Мать, пережившая уже в своё время эти стремленья, понимает их хорошо и старается по мерe возможности удовлетворить своё милое дитя.
И вот, в один из праздничных дней, она подводит дочку к разукрашенному сундуку, открывает его и достаёт свою былую гордость: сатиновый бешмет (атласный), канаусовую рубашку, ширинку и припайки с янтарями, и всё это примеряет на дочку, сама полная восторга, как и дочь. Что в пору и идёт к лицу, то сейчас же и даётся дочери, а что не в пору, то нетрудно где нужно поушить (убавить) и т.п.

Вообще же гребенички носят: кафтан (он же называется бешметом), фуфайку, которая отличается от бешмета тем, что рукава её делаются только по локоть, бешмет же имеет рукава длинные, по кисть, с отворотами. Дорогие бешметы (атласные и другие шёлковых материй) обшиваются узким галуном и серебряным с чёрными нитками снурком; ситцевые же носят без того и другого. На дорогих бешметах и фуфайках пришиваются вместо застёжек серебряные с чернью азиатские петли от 6 до 10 пар, которые бывают разной величины и формы. Петли нашиваются на бархат, плис или на красный козловый сафьян, обшитый кругом серебряным галуном. Цвет бешмета и фуфайки предпочитается ради прочности чёрный, но носят также голубого, коричневого и иногда зелёного цвета.
Казачка ст. Червленой(слева)

Шуба носится зимою и вообще в холодное время. Меха шубы преимущественно бельчатые и кошачьи, а также бараньих лапок (называемые лапчатыми), верх шубы атласный или шерстя-ной. Шуба опушается вокруг груди, подола и по рукавам мехом речной выдры шириною в полтора вершка. На шубах также носят серебряные петли. Вся верхняя одежда кроится в талию.

Рубашки шьются длинные, по самые щиколки с весьма широкими рукавами: будничные - ситцевые, а праздничные из персидского канауса, цвета кpаcногo, малинового или жёлтого. Чулки зимою предпочитаются шерстяные, синие с красными стрелками, а в прочее время - белые нитяные; черевики и ботинки носят местной работы из сафьяна, носят и привозные из Москвы прюнелевые.

Для украшенья головы женщины заплетают две косы, которые на темени свертываются в кружок, а на него накладывается «подкосок» (род кренделя, набитого ватой); на него надевается канаусовая или ситцевая «сорочка» (род чепца); на сорочку повязывают «стягаш» (шёлковый или ситцевый небольшой платок), концы которого завязываются на затылке. Затем на всё это сверху навязывается ширинка или большой батистовый платок с загибом на середине (загибка делается зубами или утюгом по середине свернутого угол на угол платка).

Девушки голову убирают гораздо проще: они плетут одну косу, которая спускается к талии, голову увязывают стягишником прямо на волосы, сверх которого повязывают ширинку или платок, как и женщины. На стягишник больше употребляют красный шёлковый платок. Сверх бешмета или фуфайки девушки носят серебряный галунный пояс. На шею вешают палевые янтари, крупные и мелкие, a также коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; носят также цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом.

В ушах носят серьги тоже старинные, большие серебряные с чернью, а также и более новой европейской работы. Фуфаек и бешметов бывает у каждой казачки шёлковых два, а ситцевых и других два и четыре, рубашек канаусовых одна, шуба всегда одна праздничная и одна рабочая, последняя овчинная.

Вообще гребенички любят одеваться, но зато и берегут свою одежду. Нередко можно встретить гребеничку, одетую в прабабушкину фуфайку, бешмет или шубу; разумеется, каждая успевает и сама выработать деньги на атласную фуфайку. Гребеничка желает нравиться, любит чистоплотность и хороший наряд, но это нисколько ей не мешает работать за двоих. Вот почему гребенички несравнимы с другими русскими рабочими женщинами - ни по развитию умственному, ни по своему труду.

Гребенская казачка. Конец XIX в.

Костюм терской казачки

Рассказ о костюме казачек был бы неполным без описания одежды некрасовских казачек.
В «Живой старине» за 1896 год есть подробное описание старинного некрасовского костюма: «…наряд был поистине оригинальным: на голове высокая кичка о двух рогах золотой парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов <…>, с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек <…>, на шее мониста, борта ватной кофты с корот¬кими рукавами обшиты тонкими серебряными монетами, с большими дутыми пуговицами посередине. Из-под коротких рукавов ватной кофты спадают непомерно длинные рукава нижней одежды, расширяющиеся на концах».


Рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки, начало 19 в

Костюмы, привезенные некрасовскими казачками в Россию в 1962 году, состояли из рубахи, балахона, завески и головного убора из нескольких элементов, в том числе урумовского платка, украшенного по краям кисточками из разноцветных нитей. Чаще всего платок украшали, прикалывая бисерные подвески булавочки. Прямые туникообразные рубахи были составными: верх рубахи назывался «шефлик» и делался из простой хлопчатобумажной ткани, так как был не виден под балахоном, надевавшимся сверху. Подол всегда шили из ярких тканей. Праздничные рубахи делали с шелковыми подолами и рукавами, низ будничной рубашки завершала кайма из красной хлопчатобумажной ткани.

Точно так же и уральские казаки долгое время сохраняли стиль одежд времен Ивана Грозного, что видно было, прежде всего, по женскому платью.

Казачки Уральского, Оренбургского и Сибирского войск носили вплоть до XX века старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, характерные для русских северных и центральных губерний России. Необыкновенной красоты были уральские праздничные наряды. Рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (виды шелковых тканей), бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлически¬ми филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотных и шелковых нитей.


Костюм уральской казачки праздничный: сарафан, «рукава», пояс, косынка. Уральск.Конец 19 - начало 20 вв.

Атлас, шелк, миткаль, галун, золоченая нить, бить, хрусталь, серебро, серебряная нить; вышивка.

Цитата
Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки.

Цитата
Серебряное колечко на левой руке - девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке - просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке - значит, суженый на службе.

Золотое кольцо на правой руке - замужем, на левой - разведенная (развод - «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки - вдова. Второе кольцо - умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил - носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях. Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь - мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского. Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.



Цитата
… после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» - юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»)…
… женщины следовали последним веяниям моды и, как правило, старались одеваться по-городскому.

Материал подготовлен на основании уставов, наставлений, и показывает особенность казачьего стиля езды, который по своей уникальности ничуть не отличается от стилей езды других народов, например ковбойского стиля "вестерн" или берберской езды. Пройдя через глубину веков, казаки сохранили особый тип конского снаряжения, который есть только у казаков, и особый стиль верховой езды, во многом недоступный представителям других народов в силу различия в антропологии и антропометрии. В наше время горько и забавно видеть реестровых казаков нелепо подпрыгивающих в спортивных седлах. Важно не только сохранять но пропагандировать казачий стиль верховой езды, собирая его поклонников не только у нас в стране но и за рубежом. Итак перейдем к основному материалу.

В то время как регулярная кавалерия переживала ряд переформирований и изменений в своем воспитании и обучении, казаки жили, обучались и действовали в бою и вообще на войне по старине, так, как обучали их отцы и деды, на рассказах и примерах которых вырастали молодые казаки, преемственно приобретая и хорошие и дурные черты, приемы и привычки в езде.
Для поднятия уровня обучения большую часть казачьих полков включили в кавалерийские дивизии, и обучение казаков с 1878 г. подчинили обязательному для них строевому уставу казачьей службы. Обучение казаков согласно этому уставу велось применительно к общей службе в кавалерии и к присущим казакам особенностям по их способу езды.
Само устройство кaзaчьих сёдел вызывает необходимость некоторых особенностей в посадке; в самой середине подушки казачьего седла проходит чересседельный трок; это место и является самой низкой частью сидения, тогда как в кавалерийском седле самая низкая часть находится ближе к задней луке.
Большое влияние на казачью посадку имеет то, как набита седельная подушка, ибо от этого зависит положение колен и самого седалища; необходимо, чтобы колено б. подано неск. назад, дабы на рыси иметь возм-сть немного больше, чем на шагу и на месте, передать груз свой на стремена. Если чрезмерно набита передняя часть подушки, то всадник садится на заднюю луку, и колено его уйдет вперед; при излишне набитой задней части подушки всадник будет сидеть на разрезе, корпус его будет валиться вперед, и такая посадка не будет крепкой; и то и другое положение вызывает напряженность посадки, a между тем только полное отсутствие напряжённости и может дать казаку желательную гибкость и свободу посадки, при коих он своевременным уклонением корпуса при неожиданных и порывистых движениях лошади сохраняет прочность в седле.
Посадка казака на месте и на шагу несколько отличаются от таковой же на рыси. На месте и на шагу казак должен иметь лишь слабый упор на стремена, сидением своим должен более прилегать к задней луке и сидеть на ягодицах, a не стоять на стременах. На рыси же для смягчения ударов седалищем по седлу всадник сильнее упирается на стремена, причем, дабы ноги его не ушли вперед и корпус не отваливался назад, всадник немного подается вперед грудью, сгибает ноги в коленах и при этом седалищем немного удаляется от задней луки; вследствие этого удары седалищем по седлу еще более смягчаются.
На обыкновенном намёте (галопе), когда лошадь идет плавными прыжками, надобности приподыматься на стременах не встречается, а, напротив, всадник на этом аллюре глубже садится в седло. Вследствие более приподнятого над спиной лошади положения и левая рука всадника будет высоко, a потому и напряжение поводьев таково, что удила действуют неизбежно на углы рта и почти только на них.
Особое устройство казачьего седла и посадки влекут и особенности в управлении лошадью, a также и то, что для управления конем казаки ничего, кроме уздечки, не признают.
Вследствие приподнятого положения всадника значение уклона корпуса увеличивается, а значение и сила шенкелей уменьшаются; кроме того:
низко поставленные путлища ограничивают свободу движения шенкелей,
они же делают то, что шенкеля постоянно лежат на боках лошадей, уменьшая этим их чувствительность.
Вследствие этого y казаков главным средствами управления лошадью являются уклоны корпуса и уздечки; шенкеля же в незначительной степени. Шенкель y казаков отчасти заменяется нагайкой, которая служит средством понуждения и наказания.
Уздечка, будучи проста по устройству и менее повелительна, чем другие приборы управления, вкладываемые в рот лошади, требует и большего искусства, ибо уздечке лошадь легче сопротивляется.
Главное искусство управления казака лошадью в том и заключается, чтобы, действуя поводом, заставить лошадь себе повиноваться, не причиняя ей боли давлением удил на челюсть, ибо это вызвало бы раздражение и сопротивление.

Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже, сколько у женщины детей...

Чем дальше в глубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Даже в фабричного пошива городских костюмах наших бабушек это можно прочитать. В средневековье костюм был открытой книгой.

Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе - широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике - узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан - казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»... Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например, "знуздалка", или "замуздка", - платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили "татарками".

Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян - крепостных донского дворянства. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелек (тюрк, мотылек), действительно напоминает силуэтом распахнутые крылья бабочки. Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки - оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую.

У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить, тем не менее, продолжают с удовольствием.

На смену старинному костюму пришла одежда, схожая с той, которую носили соседи казаков - русские, украинцы, жители Кавказа. Так, в костюме гребенской казачки неотъемлемой частью является башлык. Он приспособлен для повседневной жизни... Казачки в нем даже детей носили за спиной.

Во времена кровавых петровских реформ и еще раньше, во время церковной реформы Никона, на Дон и на Яик хлынул поток беженцев-старообрядцев. Они принесли старинный женский костюм из глубины России. Сохраняя его по религиозным мотивам, до самого недавнего времени казачки-старообрядки в повседневной жизни носили сарафаны и кафтаны покроя времен Ивана Грозного.

После превращения казачества в сословие, а еще точнее, после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл "запаска" - юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от "запаса").

Может быть, потому, что мужчины-казаки были обязаны носить мундир и ничего, кроме него, строевым казакам носить не дозволялось, женщины следовали последним веяниям моды и, как правило, старались одеваться по-городскому.

Советник Константинопольского посольства Я. И.Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ватные кофты-бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые, но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз широкими углами. Наряд дополняли красные сапоги и пояса с серебряным набором.

Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе - широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике - узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан - казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, "корабликами". Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например, "знуздалка", или "замуздка", - платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили "татарками".

Верхнее платье казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. "Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной - по нынешнему обычно с обшивкой, как у мужчин, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой". Девушки "платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему - в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями». «На ногах носят чулочки или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы – черные".

В последней половине XVII, а в особенности в первой половине XVIII века, одежда достаточных и знатных казачек отличалась восточною пышностью и богатством. Главная часть женского платья, как тогда был, так и теперь есть кубелек, имеющий форму татарского кафтанчика. У богатых в старину кубелеки делались преимущественно из парчи; длина их была ниже колен, но высоко от пят; застегивались на груди рядом серебряных или вызолоченных пуговиц, от шеи до пояса, или лифа; полы разрезные и заходят одна на другую. Близь первого ряда пуговиц пришивается другой ряд пуговиц, гораздо больших величиною, золотых или низанных из жемчуга; их, как тогда, так и теперь, называют вислыми пуговицами. На лифе кубелека носили пояс, составленный из серебряных, вызолоченных и чеканных звеньев, или из цветного бархата, унизанного жемчугом различными фигурами.

Кубилек с отрезным лифом, в талию, с плотно прилегавшей цельной спинкой шили из синей или черной крашенины, синего, голубого, зеленого шелка. Лиф спереди до талии застегивался на мелкие пуговицы, На шее делался небольшой вырез, через который был виден ворот рубахи. Ниже талии кубилек был широкий, распашной; иногда правая пола его юбки заходила на левую. По разрезу кубилек обильно украшали галунами и золотым шитьем. Рукава были длинные, сборчатые у плеча, к концу широкие, так что был виден рукав рубахи. Неотъемлемой деталью кубилека был широкий пояс, богато украшенный, с массивной ажурной пряжкой, украшенной цветными стеклами или полудрагоценными камнями.

Под кубелеком была обыкновенно рубаха из тонкого полотна или шелковой материи, спускаясь до самых пят; ожерелок оной, выстроченный различными узорами, облегал плотно около шеи и спереди застегивался запонкою или лентою. Шароварцы были из тонкой шёлковой или бумажной материи.

У простых казачек обиходная одежда состояла из юбки, кофты и фартуха.

Девицы и женщины, вместо чулок носили ичитки, желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Вместо башмаков надевали на ичитки разных цветов сафьяновые туфли, на высоких каблуках. Вне дома, в летнее время, носили они сверх кубелека каврак (имевший форму халата), из шелковой или парчовой материи; зимою же надевали парчовую или шелковой материи различных цветов шубу, подбиваемую куньим, лисьим или каким либо другим мехом.

Простотой и незамысловатостью отличался костюм казачки, состоявший из рубашки - сорочки русского покроя (чаще всего с прямыми поликами), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Большим своеобразием отличался костюм гребенской казачки, по происхождению нередко из коренных жительниц. Например, на упомянутом выше рисунке начала XIX века изображена казачка - молодая женщина; хорошо виден горский стиль ее одежды. На ней длинное, до пят, платье типа архалука, но более просторное, с широкими рукавами, с металлическими нагрудными застежками, на голове «кавказская» шапочка (под ней спрятаны волосы), поверх - большой, спадающий на спину платок, на платье широкий фартук. В целом вся одежда более свободна, чем узкая, по фигуре, одежда горских женщин.

Так же как и мужчины, дамы носили домотканую рубаху. Правда, она была несколько длиннее мужской, да и понаряднее. Рукава, узкие от плеча и расширяющиеся книзу, обшивались в два-три ряда цветными лентами. Ворот и подол были "перетканы рядами, цвятками, как кому нравится". Девки, для которых такая рубаха до венца служила верхней одеждой, подпоясывали ее ярким шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах.

Рубаха холстовая "домотканая", белая, с прямым воротом, невысоким стоячим воротником. Ворот застегивался на медных пуговицах или завязывался тесемками. Рукава, узкие от плеча, расширялись к концу и по краю обшивались в два ряда цветными лентами. Рукава, воротник и подол рубахи были перетканы рядами, цвятками, как кому нравится. Перетканый холст часто заменялся цветным ситцем, обычно красным. Из ситца шились рукава и от плеча иногда украшались шитьем. Воротник обычно красный, выстроченный цветными нитками, назывался ажарёлок. Подпоясывались рубахи красным шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Девки носили такие холстовые рубахи в качестве верхней одежды «до венца». Замужние надевали поверх нее сарафан - сукман, или кубелек. Название это произошло от татарского кумж - рубаха.

Основной частью женского костюма, как и в Великороссии, была рубаха - туникообразная, с невысоким воротником-стойкой, прямыми поликами, сборенными у ворота и собранными на обшивку у запястья рукавами, а также рубаха на кокетке. Нередко для разных элементов рубахи использовались разные ткани.

Замужней женщине поверх рубахи полагалось носить сарафан - в разных станицах его называли кубелек или сукман. Этот самый кубелек, чисто восточная штучка, напоминавшая по покрою татарский камзол с очень короткими и узкими рукавами, шили из окрашенного в яркие цвета сукна, а кто побогаче - и из парчи. Лиф застегивался серебряными или позолоченными пуговицами. Параллельно им шел второй, декоративный ряд пуговиц - золотых или низанных из жемчуга. По подолу кубелек обшивали широкой шелковой лентой (обычно красной или синей), а по самому краю - ажурной тесьмой. Под грудью всю эту красоту перехватывали поясом из позолоченных серебряных звеньев, либо бархатным, шитым жемчугом.

Верхняя одежда весьма разнообразна. В XVIII веке доминировала одежда распашного покроя, в конце IXX веке прямоспинная, с боковыми клиньями.

В Терской области казачки нередко носили повседневные и праздничные кроеные, как и мужские, но длинные, бешметы из ситца, черного, голубого, коричневого, зеленого атласа с отделкой из узкого галуна. По примеру горянок казачки иногда накидывали его на голову. Замужние донские казачки носили сукман - глухую одежду с очень короткими и узкими рукавами, без воротника, с коротким прямым разрезом, отделанную на груди и по подолу лентами и плетеной тесьмой. Его подвязывали по талии плетеным шерстяным синим или красным кушаком с кистями.

Сукман - верхняя одежда замужних казачек. Шился из домотканой крашеной синей (иногда и некрашеной) шерстяной материи. Сукман отличался очень короткими узкими рукавами. Спереди от ворота шел короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемых базка, и обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли образовывали цветной шнур, идущий по одному из краев пазухи и в соответственных местах не пришитый к нему. Вдоль подола сукман обшивался широкой шелковой лентой красной или синей, а по самому краю гарусском (род тесьмы, плетенной особым образом на пальцах). Во многих станицах сукман звался кубелек. Постепенно кубелек к 80-м годам XIX века сменился сарафаном, который шился из цветного ситца, с высоким цельным нагрудником, узкими проймами, которые, сходясь сзади, пришивались к сарафану на высоте талии. Сарафан шился без спинки, с короткой прорехой на пуговицах с левой стороны у основания нагрудника. Сзади сарафан представлял собой доходящую до талии юбку с проймами и заложенную по верхнему краю многочисленными частыми сборами. Чтобы судить о количестве и величине сборов, достаточно сказать, что материи шло втрое больше, чем на переднюю сторону сарафана (швы у сарафана идут по бокам). Ведь сарафан шился в 5 точей или в 4 точи. Точи - отдельный выкроенный цельный кусок материи. Украшался сарафан цветными лентами вдоль верхнего края нагрудника, сзади по сборам, внизу - вдоль нижнего края. Повязывался сарафан широким плисовым поясом, пониже талии, чтобы сзади сборы были видны и ленты.

Ситцевый сарафан, получив широкое распространение, вытеснил почти повсеместно домотканый кубелек и явился переходной ступенью к "французской моде".

Запон - короткий фартук из холста с пришитой небольшой "грудинкой". Под шов закладывались маленькие сборы, завязывался запон тесемками вокруг талии узлом наперед и вокруг шеи концами узкой цветной обшивки. С левой стороны пришивался карман.

Запоны различались праздничные и "расхожие". Праздничные, в отличие от повседневных, украшались ткаными узорами. Носились запоны исключительно на сарафанах и не надевались на сукман (кубелек).

Выходя из дому летом, женщина набрасывала на плечи каврак - халат из шелка или парчи.

Носили также понёвы. Само название панёва, понява, понька - общеславянское. Это полоса плотной материи, служившая казачкам в качестве юбки; от запаски отличалась только клетчатым рисунком яркой раскраски. Понева в русском народном костюме являлась обязательным элементом костюма замужних женщин. В отличие от некоторых других обрядовых элементов костюма, например головного убора, надеваемого после венца, понева являлась в большинстве случаев венчальным нарядом. Обряд надевания поневы на невесту означал собой как бы признание зрелости, совершеннолетия невесты ("загоняли в поньку").

Понёва прикрывает нижнюю часть тела замужней женщины, главным образом сзади. Все закрепляется на талии с помощью особого, специально для этого предназначенного пояса. Сделана из домотканой шерстяной материи. Преобладающий рисунок - крупная квадратная клетка. Понева в своей наиболее примитивной форме совсем не имеет швов.

Обычная южнорусская понева состояла из трех прямоугольных кусков клетчатой шерстяной материи, 90 см длины и 50-55 см ширины каждый. Материя сшивалась длинными сторонами в одно полотнище 160 см ширины и 90 см длины. Подвязанная на талии поясом, она закрывала нижнюю часть туловища женщины сзади, оставляя спереди просвет, который обычно прикрывали передником.

На фигуре понева своей длиной обычно достигала щиколотки, иногда была длиннее, но всегда короче рубашки.

Распашная понева без прошвы, т. е. оставляющая открытым перед, - древнейший вид поневы. Появление прошвы, т. е. вставки из другой, как правило, гладкой ткани характеризует дальнейшую стадию в развитии поневы (это понева с прошвой, или глухая понева) и сближает ее с юбкой. Когда прошва делается одного и того же цвета и из одной и той же ткани, что и понева, тогда уже получается юбка, которая и представляется ни чем иным, как простым развитием поневы. Время появления прошвы установить трудно, но, по-видимому, в ряде мест в XVIII в. она уже существовала.

По шву поневы шили преимущественно из синей китайки, иногда из кумача, а местами из белой льняной ткани. Внизу прошва имела подподольник - полосу из домотканной толстой узорчатой материи, сходной со всей тканью поневы. Молодые женщины вышивали белую прошву разноцветной шерстью, и эта вышивка отличалась от вышивки прошвы у понев старух. Имели место случаи одновременного бытования различного типа понев.

Семиречинские казачьи женские блузки плотно обтягивали тело, рукава были пышными. Блузку обшивали тюлью, кружевами. Носили казачки полушалки, а под ними околочники. Волосы заплетали, заворачивали вокруг головы, прятали под околочник. Последний шили из дорогой и красивой материи. Он был похож на берет. Казачки носили бусы, серьги, на ногах - сапожки. Порой казачки-модницы одевались в стиле, характеризуемом как "расфуфыривание" или "растопыривание" и уподоблялись по местному выражению "индюкам".

Зимним нарядом казачкам служила донская шуба. Она шилась на лисьем или куньем меху, до пят, без застежки, с удлиненными рукавами и покрывалась красивой дорогой тканью: парчой, атласом (зеленого или синего цвета с черными узорами), тисненой узорной шерстью. Её шили в виде широкого, запахивающегося халата, колоколом расходящегося книзу. Подбивали лисьим, беличьим и заячьим мехом, покрывали сверху сукном, шелком, штофом, атласом. Вся шуба вокруг подола, бортов и ворота, часто была оторочена порешней (мехом выдры, в старину из её черного блестящего меха делалась опушка на женских шубах, а также шились женские шапки с атласным верхом).

Для тех казачек, у которых были маленькие дети, крой был особый. Правая пола шилась длиннее, под полу клали младенца и закутывали ею ребенка. В рукава с оторочкой меха можно было прятать руки, чтобы согреть, и они создавали видимость муфты (широкие сверху рукава свисали намного ниже рук, а если поднимались выше кистей, то собирались наверху вроде буфов). По праздникам с шубой носили очень красивые шали, богатые казачки надевали собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом и жемчужными чикиликами.

Были и белые овчинные "накрытые" шубы, отороченные по краям рукавов, по полю и низу узкой полоской курпея, то есть шкурой молодого ягненка. Были овчинные шубы и без оторочки, «нагольные», то есть некрытые. Их носили казачки победнее, считалось, что они предназначены для зимних уличных хлопот по хозяйству.

Подпоясывали овчинную шубу вязаным шерстяным шарфом синего, зеленого или красного цвета.

Старинная донская шуба, несмотря на то, что в XIX веке широкое распространение получили пальто и различные шубки, была очень популярна, особенно у пожилых женщин.

Лишь старинная донская шуба, несмотря на то, что в XIX веке широкое распространение получили пальто и различные шубки, была очень популярна, особенно у пожилых женщин. Шубы казачки носили белые, овчинные, ровные, "как халат". По краям рукавов и по низу на два пальца "оторочены курбяем", т. е. шкуркой молодого ягненка.

Женские шубы запахивались правой полой на левую, но шились на волчьем меху того же фасона и покрывались толстым сукном.

Кроме шуб казачки носили дохи (яргак) - верхняя зимняя мужская и женская одежда, надевавшаяся поверх основной зимней одежды при дальних поездках в санях; изготавливалась из осенних шкур оленей, маралов, диких коз, собак и волков. Собачьи дохи считались особенно теплыми.

Дохи шились, так же как и тулуп, длинными, до самых пят, с широкими рукавами, большим отложным воротником, который в холода поднимался так, что закрывал всю голову. Спина дохи - широкая, прямая, иногда расширенная книзу. Две полы прямые, правая иногда расклешенная. Доха запахивалась справа налево и подпоясывалась кушаком "в два обмота". Кушак завязывался спереди, а концы подтыкались около бедер. Воротник у горла подвязывался платком или шарфом.

Термин доха был заимствован из языка казахов, кочевавших по Нижнему Поволжью и Южному Уралу. "Даха-яргак" у них - распашная халатообразного покроя одежда из шкурок двух-трехмесячных жеребят, сшитая шерстью наверх. "Даха" - это одежда из шкур взрослых лошадей. "Даха-яргак", хорошо защищавшая человека от ветра и дождя, не портящаяся от влажности, широко использовалась уральскими казаками.

Также по холоду носили тулупы, ватные пальто (плиски, жупейки) и кохты (ватянки, холодайки).

Тулупы на Дону носили "русского образца", в тулупах, крытых разными материями ходили все.

Жупейка - верхняя зимняя одежда. Представляла собой прямое пальто из сукна фабричного изготовления на вате с небольшим воротником и застежкой спереди. Жупейку носили донские казачки в XIX - начале XX века.

Кохта - верхняя женская праздничная одежда для весны и осени из тканей фабричного производства на вате, стеганной с подкладкой. Представляла собой распашную одежду с цельной, расширяющейся книзу спинкой, с широкими полами и боковыми клиньями. Ворот круглый, без воротника, рукава длинные, узкие. Её шили обычно до колен. Она застегивалась на одну пуговицу, пришитую у горла. Кроились она сильно расширяющимися книзу и застегивались у воротника-стойки на крючок или пуговицу. Повседневный вариант был короче, уже и застегивался на пуговицы. По верхней поле и рукавам кохты украшали плисом или нашивали поперек спины и полки ближе к подолу шелковую бахрому. Были распространены среди донских казачек в XIX - начале XX века.

Куфаенка - женская одежда, надевавшаяся в холодную погоду поверх комнатной одежды, изготавливалась из черной ткани на красной подкладке. Ее всегда шили распашной, длиной до пояса, с короткими рукавами, без воротника. Спинка выкраивалась прямой, полы - расширяющимися книзу. Одежда запахивалась справа налево без застежек. Куфаенка обычно была простегана вертикально расположенными стежками. Она была распространена в селах казаков-некрасовцев. Куфаенки женщины носили в XIX веке в Турции и в XX веке после возвращения в Россию. Сейчас их носят только пожилые женщины.

Плиска - верхняя женская одежда для зимы из плиса на вате с подкладкой, представляла собой пальто прямого покроя с круглым воротником, отделан¬ное на груди черными лентами и кружевом. В конце XIX - начале XX века была модной одеждой у донских казачек.

Грубые белые шерстяные чулки молодые казачки любили носить без подвязок. Особым щегольством считалось, если чулки собирались толстыми складками на узкой части ноги над щиколоткой.

Из обуви казачки носили:

Сапоги. Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком.

Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги. Или тоже с небольшим каблуком с завязками под коленом и вокруг голеностопа. Иногда носили татарские расшитые ичиги очень мягкие цветные из сафьяна, особенно любили их старики, они носили их с галошами или постолами, и, разуваясь им, не приходилось снимать ичиг.

Сапоги носили, как правило, татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого.

Девицы и женщины, вместо чулок носили ичиги , желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Надевали на ичиги сафьяновые туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы - черные.

В восемнадцатом веке на Дону женщины носили ичиги красной кожи с вышивками.

Ичиги (ичеги) - кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. Тюркское значение слова "вовнутрь".

Чевяки (чувяки, бахилки) - низкие сафьянные башмаки без твердого задника; с древних времен в обиходе у кавказцев, которые надевают их поверх ноговиц.

Чевяками же называли и обувь из грубой воловьей кожи высотой по щиколотку или немного выше, на небольшом каблучке или без оного.

Башмаки - кожаная обувь с ремнями, названная так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак - теленок). В верховых станицах летом носят башмаки из грубой кожи на толстой подошве и всегда шерстяные чулки собственного изготовления.

В верховых станицах летом носят башмаки из грубой кожи на толстой подошве иногда пришитой дополнительно в несколько слоев и всегда шерстяные чулки собственного изготовления.

Посталы (поршни) - наиболее примитивная кожаная обувь. Она была распространена еще у древних славян и у многих их соседей. Поршни служили рабочей обувью и были двух разновидностей:

1) более старая форма - из одного куска кожи, собиравшегося вокруг ноги при помощи ремешка или веревки, продетой в прорези;

2) из двух кусков кожи, с пришивной головкой.

Поршни были самодельными. Сшить их было совсем просто. В овальном куске сыромятной кожи вырезали угол, края которого сшивали. Таким образом, получался носок. По краям башмака пробивали отверстия, в которые продевали ремешок, выходивший концами в сторону пятки, и стягивали ремешок на ноге.

Носили и чедыги - сапоги астраханского фасона, остроносые, на высоком каблуке.

В конце XIX века пришла новая мода на обувь. Появились полусапожки с цветными гарусными чулками, башмаки с ушками, чирик (черевики), гусарики .Чирики - это туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары. Чирики делали на твердой подошве, с широким каблуком и тупым носком.

Чирики (черевички) - праздничные туфли-галоши с гладкой кожаной подошвой, вырезом сверху, с ушками и бантиком (обычно цветные, с острым и тупым носом, на каблуках), которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных карпеток (получулков).. Состоятельные казачки обувались в парадные, щегольские "кислиной наверстанные чирики" (кислина - белая, не вымоченная в дегте кожа), т. е. обшитые по краям ремешком из белой кожи (позже казачки стали носить уже праздничный "окаймёной", т. е. обшитый цветной тесемкой башмак). Носили их летом по сухой погоде. Надевали на шерстяной чулок.

Грубые белые шерстяные чулки молодые казачки любили носить без подвязок. Особым щегольством считалось, если чулки собирались толстыми складками на узкой части ноги над щиколоткой. Среди казаков было распространено поверье, что чулки из овечьей шерсти предохраняют от укуса тарантулов, которые боятся запаха овец, т. к. овцы едят тарантулов. Поэтому казаки и казачки даже летом охотно ходили в шерстяных чулках. Рукодельницами казачки были отменными. Собирались вечерами, пряли и вязали. Вязали чулки шерстяные на спицах из сученой шерсти - черные, белые или узорные: сверху белые, ниже - черными полосами и зигзагами. По сей день, сохранилась мода на обувь, вязанную крючком из сученой шерстяной пряжи без завязок. У многих казачек пожилого возраста можно их увидеть и сейчас.

С нарядной одеждой носили обувь европейского типа - кожаные ботинки на шнурках (гусарики ) и пуговках (гетры – высокие ботинки с застежкой на боку) и полуботинки на низком каблуке с узкими носами – баретки. Гусарики - праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей. Пожилые женщины ходили в ботинках с провками, в которых только задник, бока и носок отделаны кожей; носили их с галошами. А суровой зимой носили валенки мужчины и женщины только из зажиточных семей. Валенки с короткими голенищами называли валёнки, их надевали по дому, а с длинными - в дорогу.

В начале XX века пришла мода на резиновые галоши. Их также носили с белыми шерстяными чулками, и сейчас на станичных улицах приходится встречать отголоски этой старинной моды.

История костюма насчитывает множество веков. Сколько модификаций познали куски полотна, кости, кожа! Да и функции одежды изменялись со временем: сначала это была защита от неблагоприятных погодных условий, затем - индикатор положения человека в обществе… Причем прикрывали наготу в разных странах по-разному.

Да что там страны! Каждая область имеет характерные черты в одежде. Это зависит от разных факторов: географического положения, соседей, главного промысла, образа жизни… К примеру, индийское сари или ни с чем не спутать. Так же своеобразны бушменов, буров и других Интересна и и дирднли немцев, и кломпы нидерландцев. А вот запорожских казаков трудно не узнать по красным шароварам и вышиванке. Следует внимание обратить и на аксессуары, которые многое могут рассказать об обладателе, например, наличие боевого раскраса, множества браслетов или парика. И в каждом костюме отобразилась история страны или региона.

Одежда казаков - донских или кубанских - тоже представляет интерес, так же как интересна нам их история, быт, обычаи. Давайте же познакомимся с костюмом казаков, который встретишь сейчас разве что в фильмах.

Донской быт

О жизни этого слоя населения известно немало. И всем знакома эпопея Шолохова «Тихий Дон», в которой описывается быт этих людей. Историку, да и обывателю интересны традиции, обычаи. Все мелочи и составляют картину жизни казаков, о которых мы смотрим фильмы и читаем книги. Донские казаки свято верили в силы природы, и потому часто совершали разнообразные обряды, заговоры. Конечно, этим занимались в основном женщины. Гадания предопределяли судьбу, а потому противиться решению сапога, ленты, гула, лая, барана было бесполезно. Дом казаков совмещал в себе все необходимое для жизни и охранялся, по преданию, особой силой, заключенной в образе домового. Почтение родителей для казаков - святое. Так же они чтили и свою воинскую обязанность. Неслучайно казак сегодня - похвала, сравнение с настоящим мужчиной, воином.

Форма одежды казаков Дона

Вещи для казаков - не просто куски материи, скроенные особым образом. Это выражение их независимости и самобытности. О том, как выглядели казаки, можно узнать из фольклора - песни всегда точно отображали быт. Итак, как же выглядела одежда казаков? До того как обрести свой собственный стиль, казаки пестрили трофейными шароварами, куртками, рубашками, головными уборами, аксессуарами. Но потом черты жизни все больше стали отражаться на костюме.

Все знают, как называется одежда казаков, вернее, самый колоритный ее элемент. Это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. А вообще цвет различался и в зависимости от возраста.

Были чрезвычайно удобными для участия в боевых действиях и вообще езды на коне. Казак подпоясывался тонким гашником - незаметным ремешком, который, ко всему прочему, поддерживал и кошелек. Если штаны считались и нательными, и верхними, то с рубахой дело обстояло иначе. Она была выполнена из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Красная лента опоясывала подол. На талии завязывали поясок из шерсти. Рубашку не заправляли. Были также и нижние рубахи, которые, впрочем, тоже украшались вышивкой. Одежда донских казаков потеряла бы себя без бешмета. Сейчас этот элемент одежды назвали бы курткой, кафтаном, гимнастеркой… Его надевали на рубашку и носили как дома, так и на людях. Он отличался разнообразием формы (длинные и короткие полы) и цветов: голубой, зеленый, серый, белый, черный, коричневый, желтый… Как и любой другой элемент одежды, бешмет подпоясывался. На поясе висели украшения, цеплялось оружие. Дети обходились рубашечкой и брюками. Когда же мальчик подрастал и шел учиться ремеслу или боевому искусству, то его одежда все больше напоминала шаровары, рубаху и бешмет братьев, отца.

Что носили казачки? Одежда казака и казачки

Жена оберегала дом. Одежда казачек была поразнообразнее вещей, которые носили их мужья, сыновья. Основной вещью было платье - кубелек. Его могли себе позволить и бедные, и богачки, правда, платья различались тканью. Под носили рубашки, выглядывавшие спереди и из-под пышных рукавов.

Можно было носить и широкую юбку - теплую или легкую - с кофтой или рубашкой под горло. Однако такое одеяние могли себе позволить только старшие дочери, достигшие пятнадцатилетия. Девочки же ходили в полотняных длинных рубашках да сарафанах. Одежда казаков-мужчин была более суровой, одежда казачек же пестрила всевозможными вышивками, камнями, меховым и кружевным вставкам. Например, бешмет женский почти не отличался от мужского, единственное - он был женственнее, элегантнее, ярче. Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей по совести. Жена должна была также быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран, потому в ранних нарядах прослеживаются черты восточного костюма.

Знаки отличия

Казаки носили лампасы. Этот элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее казаки стояли на своем и не сдавались.

Жизнь на Кубани

Если донские казаки представлялись нам суровыми, то с кубанскими дело обстоит наоборот. Все знают казаки тяготели в основном к земледелию. Им дорог был домашний очаг, свое собственное жилище, семья. Чтили и память о различных событиях, поэтому фотографии в традиционных домах не являются редкостью. В целом, как и у всех казаков, у кубанских наблюдалось разделение труда между мужчиной и женщиной, что было заметно в большой семье. С детства мальчиков учили любить и оборонять родной край, а девочек - заниматься домом. Почитали казаки и день, когда запрещались все работы, - воскресенье. Тогда знакомые и друзья могли встретиться в церкви и на посиделках, обсудить ситуацию в стране, решить проблемы, а молодежь развлекалась танцами, песнями, играми, приглядывалась друг к другу.

Хорош казак!

Одежда кубанских казаков схожа с одеждой донских. Однако она больше переняла черты от кавказских нарядов, с носителями которых казаки жили по соседству и большую часть времени - в мире. Традиционной верхней одеждой считалась черкеска - вроде бешмета. Спереди она застегивалась на крючки, как можно богаче украшалась серебром. Рубаха составляла основу нижней одежды, могла носиться навыпуск и заправляться. Поражают разнообразием сапоги. Традиционная одежда оказалась непригодной на поле жестокого боя, поэтому казакам выдали обыкновенную военную форму. На парадах же им разрешали надевать народный костюм.

Хранительница очага

Кубанские казачки носили вышитые рубашки с круглым вырезом и обязательной вышивкой. Юбки были многослойными. Они также дополнялись фартуком. Лаковые сапожки были мечтой любой казачки. После замужества женщины обязательно носили головной убор, появление на людях без которого считалось позором.

Костюм сегодня

Одежда казаков, как, впрочем, и любая другая национальная одежда, подверглась ассимиляции. В нее проникли европейские течения. Сейчас мало кто ходит в казацкой одежде - разве что на фестивалях. Но одежда донских и кубанских казаков остается интересной и не теряет обаяния, самобытности, духа независимости. Казаки существуют и сегодня. Они еще чтят традиции и по праздникам надевают традиционную форму.