Как в православии относятся к бездетности. Бездетность: Наказание или промысл? Почему у одних пар дети есть, а у других нет

Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме - тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.

Бесплодие: медицинское толкование

Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье. Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.

В медицине насчитывается около 30 заболеваний, при которых возможно бесплодие

Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции , при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов. Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:

  • беседа с узкими специалистами;
  • клинические и лабораторные исследования;
  • терапевтическое или хирургическое лечение.
Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.

Отношение к бесплодию церкви

Испробовав все доступные медикаментозные методы лечения, отчаявшиеся супруги, обращаются за помощью к Святым Заступникам. Как относится церковь к бесплодию? В Ветхом Завете отсутствие у супругов детей считалось Божьей карой за совершенные ранее грехи или испытанием силы их веры в Его Промысел.

Духовные причины бездетности

Сегодня церковь говорит, что отсутствие у супругов в течение многих лет детей - не повод для отчаяния. Важно понять, что необходимо искать не только физиологические, но и духовные причины бездетности семьи.

Причин, по которым Господь не дарит супругам ребёнка, множество. Основные из них описал старец Паисий Святогорец в своём труде «Семейная жизнь»:


Кроме причин, описанных старцем Паисием, современные служители церкви называют следующие духовные предпосылки, ведущие к бездетности:

  1. Родовые проклятия , насланные на детей родителями. Они могут быть неосознанными, сказанными в порыве эмоций, но имеющими серьёзные последствия. Как правило, для преодоления последствий проклятия достаточно искреннего раскаяния родителей бездетного человека.
  2. Грехи, совершенные предками против Бога и людей. Зная о существовании в прошлом семьи недостойного деяния, следует признать его и исполнить наложенную духовником епитимью.
  3. Наказание за гордыню и зависть, которые в просторечье называют «порча» и «сглаз» . Нельзя насмехаться над чужим горем - отсутствием детей. Это может привести к потере уже имеющихся детей и невозможности рожать ещё малышей. Известны ситуации, когда красивая, молодая, успешная женщина, имеет крепкую, но бездетную семью. Это может объясняться «сглазом» - завистью окружающих. Поможет в этой ситуации сильная вера в силу и промысел Божьи.
  4. Во многих случаях бесплодие - испытание веры для христианской семьи. Если после применения всех возможных методов лечения у супругов не появился малыш, то им следует со смирением принять волю Божью и набраться терпения.

О деторождении:

Отношение церкви к современной репродуктологии

Возможности современной медицины дают надежду завести потомство многим бездетным парам. Православная церковь положительно относится только к одному виду искусственного оплодотворения. В основе этого метода лежит ввод мужского семени в матку при помощи медицинского инструмента. При этом материал должен быть получен естественным путем в процессе супружеской близости. Этот способ считается приемлемым, так как он максимально приближен к естественному и не подразумевает участия в нём третьей стороны.

Методы ЭКО не благословляются церковью, так как при этом используется генетически чужеродный материал

С точки зрения Церкви, недопустимым считаются следующие методы искусственного оплодотворения:

  1. Участие в процессе зачатия генетического материала третьей сторон. Священники считают, что этот процесс равноценен супружеской измене, несмотря на то, что не было факта физической измены.
  2. Суррогатное материнство разрушает таинство установления духовной связи матери и ребёнка во время беременности.
  3. Экстракорпоральное оплодотворение нарушает естественные отношения между супругами, так как процесс зачатия происходит вне человеческого тела. Священнослужители задаются вопросом, как на человека, появившегося в пробирки, будут действовать злые духи. Какими духовными качествами будет обладать малыш, зачатый вне тела матери. Также серьёзной моральной проблемой является наличие лишних оплодотворённых яйцеклеток, в которых уже зародилась жизнь. Их уничтожение фактически является убийством, за счёт которого рождается малыш. Этот грех тяжким бременем ложится на мать, принявшую это решение, и ребёнка, ради которого греховный акт был совершён.

Пути преодоления бесплодия

Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?

В нашей стране ежедневно людей умирает больше, чем рождается. Если эта тенденция сохранится, можно прогнозировать исчезновение нации. Государство ищет пути повышения рождаемости. В ход идет пропаганда многодетности, обещание больших денежных выплат за рождение второго ребенка… Одни предлагают ввести налог на бездетность, другие - отменить пенсии.

А что думают об этом сами жители России? Некоторые считают, что количество детей в семье стоит ограничивать, другие вообще не хотят «обзаводиться потомством», называя себя «childfree», третьи рожают столько детей, сколько Бог дает. Но есть люди, которые хотят детей, но по каким-либо причинам не могут их иметь.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, «…бесплодным считается брак, в котором по тем или иным причинам, происходящим в организме женщины или мужчины, либо обоих партнеров, беременность не наступает при регулярной половой жизни без применения каких-либо противозачаточных средств в течение 12 месяцев при условии детородного возраста супругов».

Если верить статистике, невозможность зачатия ребенка волнует на сегодняшний день каждую шестую пару. Из 37,5 млн женщин, проживающих в РФ, в возрасте от 20 до 45 лет 5-6 млн не могут иметь детей. В последние годы диагноз «бесплодие» ставится врачами все чаще и чаще. Бытует мнение, что зарождение жизни в основном зависит от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано: из 100 бездетных пар около 40% не имеют детей по причине мужского бесплодия. Причин для этого много: инфекционные заболевания, неблагоприятная экологическая обстановка, бесконтрольное применение лекарственных средств, психологические проблемы. Сухая статистика, за которой - человеческие судьбы.

Почему женщина не может зачать или выносить ребенка? Бесплодие - трагедия и наказание или нужно благодарить за нее Бога? Можно ли усыновлять детей? На вопросы сайта Милосердие.ru отвечает священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

- Бездетность - это испытание, наказание, крест? Если в семье нет детей, как супругам относиться к этому?

К этому всегда нужно относиться с благодарностью, как к воле Божией. Но при этом надо иметь в виду, что очень часто причины бездетности при видимом желании иметь детей могут крыться в самой личности. И вот об этом нужно говорить, потому что это поправимые вещи. Вот один из случаев, который мне известен как пастырю. В хорошей семье, где супруги очень любят друг друга, все беременности заканчивалась выкидышами. Причем семья очень благополучна, с хорошим достатком. Швейцарские клиники, лучшие врачи, психологи - и все бесполезно. Причина была не медицинская, а духовная и психологическая.

Дело было в том, что, как известно, духовные и психологические состояния отражаются в телесных, соматических проявлениях. Если человек нервничает, у него сердце болит или поднимается давление. И здесь точно так же. Если женщина не любит мужа, скрывая это даже от себя, не хочет детей, бессознательно боится детей, или вообще испытывает какой-либо страх, все ее женское естество сжимается так же, как сжимаются сосуды при нервных нагрузках. И если с медицинской точки зрения все нормально, а она может не зачать. Организм может «слушается» ее подсознательной команды.

В случае, о котором я рассказываю, был страх оказаться несостоятельной перед мужем. Она боялась, что не выносит, неправильно воспитает, допустит какую-то оплошность. Этот страх вызывал серьезные физиологические нарушения в ее организме, и беременность все время срывалась. Но в других случаях могут быть и другие причины.

Супружеская пара не хотела признавать, что у них есть такие проблемы. Это часто бывает. Супруги играют роль приличной, благочестивой семьи, не желая признавать, что у них серьезные личностные и духовные проблемы. Могут быть и другие причины: заболевания, наследственность, психологическая травма, тяжелый труд, экология. Причин множество. В основе всех - человеческий грех, но далеко не всегда личный или грех семьи, часто - это грех всех нас, всего человечества.

- Как Вы относитесь к современным медицинским технологиям, помогающим бездетным парам обрести детей?

Лечиться или не лечиться - это вопрос не духовный. Если есть болезнь, надо лечиться. Нельзя презирать врачей и медицину как таковую. Другое дело, как и зачем использовать современные технологии. Не значит ли это реализовать свою страсть к детям, желание «заполучить» детей любой ценой. Мне известен случай, когда молодая женщина, прожив три года в браке, пришла на искусственное оплодотворение. Как врач ее ни убеждала подождать, ведь три года - это так мало, она все равно прошла эту процедуру трижды. Ничего не получилось, а на пятом году супружества она зачала естественным путем и благополучно родила.

Думаю, проблема в «голове», а не в теле. У меня как у антрополога и психолога есть серьезные основания полагать, что искусственное осеменение, и вообще любое искусственное вмешательство в зачатие неизбежно отразится на детях и на супругах.Во-первых, сама процедура ЭКО нарушает интимное пространство супругов.

Во-вторых, нельзя забывать о том, что современные методики не могут исключить множественное оплодотворение. Врачи потом производят редукцию, то есть уничтожают «лишних» детей. Это ужасная процедура. Недавно один доктор, проводящий ЭКО, сказала священнику в свое оправдание: «Я редукцией не занимаюсь! Я для этого другого доктора приглашаю». Ведь она понимает, что это зло, что это убийство и как церковь к этому относится, поэтому делает это чужими руками!

А каков процесс рождения и выхаживания детей у этих пар? Я присутствовал в отделении, где выхаживают недоношенных детей. Я крестил там четырех младенцев у супружеских пар, прошедших через ЭКО. Дети весом в четыреста граммов! А те, кто весит 800 г, считаются большими. Родителей рядом нет. Они, конечно, могут приходить, но сидеть там бесполезно. Это заводской цех. Трубки, провода, гудит что-то, дети в прозрачных кюветах накрыты пеленками, лежат там, как в норках, подключенные к приборам. Вот мое эмоциональное впечатление - это ад. Это «детский ад». Это мы его создали. Но люди, врачи и медсестры, работающие там - настоящие подвижники.

Современные исследования пренатальной психологии показывают, что дети запоминают все, даже в этом возрасте, хотя и на бессознательном уровне, в телесно-физиологической памяти. И этот период жизни не проходит бесследно: он проявляется впоследствии, иногда тяжелыми соматическими и психическими заболеваниями. Супружеские пары, которые устраивают такое своим детям, берут на себя ответственность за их души. Я не могу, как пастырь и психолог, им запретить это делать, но и советовать не стану.

- Может быть, люди просто хотят испробовать все возможности?

Нельзя хотеть детей любой ценой. Если супруги во что бы то ни стало хотят детей - это уже патология с точки зрения психолога. Это отклонение личности, это уже и грех, и страсть. Именно потому, что дети не являются смыслом брака и смыслом жизни человека. Смыслом жизни человека является он сам, его бессмертная душа. К сожалению, очень часто супруги хотят «детьми» закрыть брешь в своем супружеском существовании. Они хотят за счет рождения детей решить какую-то свою супружескую проблему. А этого никогда нельзя делать. Если супруги не любят друг друга, у них нет мира, они не могут дружить, они не умеют наладить отношения, то рождение детей ничего им не добавит, наоборот может усложнить, отдалить их друг от друга. Когда рождается ребенок, жена полностью переключается на ребенка. Муж начинает ревновать. Возникает причина для еще одного конфликта.

Вообще дети - это не способ решения семейных проблем. Очень часто женщины идут на рождение детей вне супружества вплоть до искусственного оплодотворения, потому что они хотят состояться как матери. Это ложь и обман, потому что они пытаются рождением ребенка разрешить свою внутреннюю пустоту и несостоятельность. Женщина реализуется как личность не как мать, а как жена. И только как жена может реализоваться как мать. Стать матерью, не став женой - ошибка. Этого нельзя делать. И вообще ребенок не игрушка, он рождается не для нас.

Дети - не вещь, которую «заводят», приобретают, как машину, как коттедж. Детей нельзя заводить, их можно только встретить. Рождение своего ребенка - это встреча с новой личностью, а не воспроизведение себе подобного.

Когда я вижу свою новорожденную дочь или сына, я встречаюсь с новым человеком. Он похож на меня, он впоследствии говорит как я, он делает те же самые глупости и грехи. Но он другой. Когда дети вырастают и уходят, супруги нередко впервые за 20-30 лет встречаются лицом к лицу. И тут начинается новый конфликт. Оказывается, что они потеряли любовь друг к другу, переругались, нажили себе массу всяких обид и проблем друг с другом. А ведь это - самое замечательное время супружества. Зрелое супружество должно включать в себя и нежность, и заботу, и дружбу, и аскезу, и духовную близость. Это золотая пора для супругов. Тем более что могут уже и внуки появиться. А внуки - это совсем иное. Внуки - это радость без ответственности и без страха. Чудесное изготовление бездетной парой или даже одиноким человеком себе ребенка - помощника в старости - частый сказочный сюжет. Увы, счастливая жизнь в такой семье тоже возможна чаще в сказке - или благодаря чуду.

- После многих попыток самостоятельно родить детей, многие супруги решаются на усыновление, возможен ли такой выход из сложившейся ситуации?

Вопрос усыновления не решает главную проблему. Если супруги хотят усыновить ребенка просто для того, чтобы у них были дети, во что бы то ни стало , - это страсть. Наша пастырская задача заключается в том, чтобы остановить таких супругов, сказать - что есть только одна причина, чтобы усыновить детей - избыток любви. Духовная, пастырская задача состоит в том, чтобы выяснить, зачем супруги берут детей. Часто говорят - вот дети в детдомах страдают, надо помочь. Всякий раз, когда говорят, что хотят спасти из детского дома детей безродных и голодающих, меня как психолога и пастыря это настораживает, потому что за этими красивыми словами чаще всего стоят человеческие страсти, среди которых главная - неудовлетворенность своей личной жизнью. Детям помогать надо, но только не так. Потому что усыновление - это вещь спорная. У каждого человека есть биологические родители. Они являются и онтологическими родителями. Их бытие основано на том, что у них есть мать и отец. И каждому человеку эти мать и отец необходимы так же, как вера в Бога, небо над головой, жизненное пространство.

Я служу в интернате, где очень много так называемых отказных детей. Я свидетельствую всем своим многолетним опытом, что все мало-мальски осознающие себя дети ищут своих настоящих родителей. Я раньше думал: зачем это нужно? Им не надо встречаться со своими родными родителями, они их не простят, будут их обвинять и прочее. Но нет. Они им нужны. Каждому человеку нужно знать, что у него есть мать и отец. Может быть, просто переписываться с ними, просто знать, как их зовут.

Одна девочка долго искала свою мать и говорила - я никогда ее не прощу за то, что она меня бросила. Сколько она проявила упорства, воли! Нашла, встретилась с ней и вернулась обратно в интернат. Теперь она спокойна. Она не хочет с ней жить, но она увидела ее и простила, она знает, что у нее есть мать, что она такой же человек, как и все. Когда супруги усыновляют чужих детей, то они очень часто хотят заменить им природных родителей. А этого делать нельзя.

Когда дети вырастают, принимая своих приемных родителей за родных, у них оказываются некие тайные личностные проблемы. Они не знают и не могут знать истоки этих проблем, которые могут определять всю их дальнейшую жизнь.

Вот когда люди берут на усыновление детей, желая только предоставить им возможности лучшие, чем в детском доме или интернате, а не заменить им родных родителей, это - здоровая ситуация. Я думаю, дело идет к тому, что государство и общество налаживает серьезное отношение к усыновлению в виде специализированных школ. Но школа должна не только учить пеленать, она должна быть психологической школой. Прежде всего, надо выяснить духовные основания - зачем люди это делают, что это за люди, понимают ли они, что такое семья, супружество, детско-родительские отношения. Надо останавливать людей, хотящих усыновить детей, чтобы у них «были дети». Но есть другие ситуации, когда усыновление оказалось делом случая. Умерли родственники, кто-то подбросил им детей - тогда, конечно, надо брать. Но это уже совсем другое, это - Божий промысел.

- Как можно помочь бездетным супругам с духовной точки зрения?

Для этого нужно только одно - чтобы пастыри и богословы перестали повторять традиционную, но сомнительную фразу о том, что целью семьи являются дети. Это ложная установка, взятая еще из древнего, эллинистического, дохристианского мира. К сожалению, из Евангелия наше современное осмысление супружества взяло только одну фразу о том, что «жена чадородием да спасется». Но есть много других примеров. Множество библейских пар были бездетными или долгое время не имели детей. И не Господь их осуждал, а общество, народная молва. Вот если мы, как представители русского православия, откажемся от этой идеи, то, по крайней мере, люди верующие не будут так страдать от своей бездетности. Кстати, покровители супружества в русском православии - святые Петр и Феврония - бездетная пара. И это никого не смущает. Наоборот, они пример и образ именно супружеской, хотя и бесплодной (в смысле детей) любви.

Но тогда возникает сущностный вопрос - а в чем смысл семьи? Среди многих православных людей существует мнение, что смысл семьи - в рождении детей. И допустимость, как они говорят, сексуальных отношений основана только на зачатии. С их точки зрения, бездетные пары, вообще живут в блуде, потому что они детей не рожают, а сексуальную жизнь ведут. Едва ли это христианская позиция. Такой подход может завести многие пары в тупик, к духовным страданиям. Потому что супруги, чувствующие, что их супружество неполноценно - страдают. Нужно говорить, что дети являются следствием супружеских отношений, но не смыслом. Дети не только не единственный смысл семьи - это не смысл семьи вообще. Не смысл, а плод, плод любви.

С моей точки зрения, смысл семьи - это создание малой церкви, чтобы «двое стали как одна плоть». Вот это создание вышеличного союза и есть главный смысл супружества. «Нехорошо быть человеку одному» - эти библейские слова указывают путь каждому человеку.

Но и здесь мы должны оговориться. Множество современных молодых людей не вступают в брак не потому, что они не хотят, а потому, что не могут. Этих молодых людей нельзя осуждать как нарушающих заповеди, современное падшее человечество таково, что не только детей родить не может, а и брак создать не может по многим причинам - духовным, психологическим, семейным. Часто люди просто бывают так воспитаны в своих семьях, что они просто не могут вступить в брак. Поэтому мы не можем никого осуждать и критиковать.

Мы можем сказать: «Брак - это благодатный дар, Богом данный вышеличный союз, малая церковь, это творчество двух личностей». Однако не всем это дано. Да, разумеется, в браке раскрытие личности, ее реализация совершается в большей полноте. Возможен и монашеский, и безбрачный, и многодетный, и бездетный путь человека. Но брачный для всех предпочтительней, кроме тех избранных, что призваны к монашеству Христа ради.

Путь женской личности так же многообразен, как и всякий другой. Женщина - не домохозяйка, не фабрика по производству детей, это - личность у которой есть своя замечательная и таинственная жизнь. Главное для всякого человека - это он сам, это спасение его бессмертной и бесценной души. Это - союз души с Богом, богоподобие.

- Многие умом это понимают, но все равно страдают.

Да, женщины страдают очень тяжело, и часто это у них проявляется на соматическом уровне в виде сердечно-сосудистых и гинекологических заболеваний. Конечно, женщина, не имеющая в браке детей, будет страдать. Ей можно помочь, если она согласится признать, что смысл супружества не дети, а ее муж. И что главное - это любовь, а не зачатие.

И второе - мы должны проповедовать ипостасность нашего человеческого бытия. То есть личность человека превыше природы. Кстати этот же мотив, о личностности бытия, о значении собственной личности женщины, возникает совершенно в другой проблеме - это страдания женщины-матери, когда дети вырастают и уходят. И она оказывается покинутой, как иногда кажется матерям: «Я вас растила, а вы теперь забыли про мать?»

Надо помнить, что смысл жизни женщины не в детях. Двадцать лет, пока дети растут, так быстро проходят, и в пятьдесят лет женщина думает - а что я теперь? Профессии нет, в семье пусто, дом никому не нужен, я готовлю борщ, а его никто не ест, я стираю, а никто не замечает, никто не скажет спасибо и прочее. И вот такой женщине надо напомнить, что смысл ее бытия не в детях, а в ней самой, как в личности. Это важно говорить и женщине, у которой дети выросли и ушли, или погибли. Сколько сейчас погибает детей! А что сказать в утешение матерям, чьи дети погибают в армии в мирное время?

Мужчины в меньшей степени страдают от бездетности, потому что принято считать, что это не их задача. А на самом деле совсем наоборот. Бесплодие очень часто бывает мужское, а не женское. И причины могут быть и психологические, и физиологические, и духовные. Мужчины страдают. Но, к сожалению, мужчины реже себе в этом признаются, не обращаются ни к священнику, ни к психологу. Чаще они идут просто к врачу. У мужчин есть миф, что они могут забыться в работе. Когда мужчина в 40-50 лет достигает успеха в своем деле, он оказывается, как и женщина, у разбитого корыта, потому что его все это не удовлетворяет. И он говорит себе - а кому я передам все это? Наследника нет. Отцовство для мужчины - такая же важная вещь, как и материнство для женщины, потому что рождение ребенка - это шанс встречи с самим собой в новых условиях.

Я убежден, рождение моих детей позволило мне себя узнать с другой стороны. У бездетных нет этой возможности. Далеко не все в нашей жизни получается так, как мы хотим. Бывает так, что Господь посылает детей, когда родители их уже не ждут. Это означает, что люди ничего не хотели приобрести. Если они этого пугаются и отказываются - это страшно. А когда они этому радуются и принимают, как дар Божий - это замечательно. Они будут награждены.

Я бы сказал - хотеть детей не надо. Нельзя от детей отказываться, это грех. Надо просто их ждать. Ждать, как ждут встречи с любимым человеком. Конечно, хочется, чтобы были дети. Но хотеть надо в смысле ждать, а не в смысле добиваться.

Демографические проблемы в нашей стране - лишь следствие затяжной болезни нашего общества. Болезнь эта - распад семьи и брака. Симптомы ее - утрата способности любить, привычка жить «в свое удовольствие», «брать от жизни все». Ее истоки - потеря смысла жизни, как личной, так и родовой, семейной. Пока не устраним причину этой болезни, все экономические и административные меры будут малоэффективны.

Вопрос не нов, однако снова и снова в СМИ и интернете разгораются споры о том, как относиться к бракам, в которых нет детей. Побеседовали об этом с протоиереем Вадимом Ильчуком, благочинным Иово-Почаевского в Константиновке и Торецкого округов, отцом четверых родных и восьмерых приёмных детей.

Прежде всего, надо разобраться, о каком именно бездетном браке идёт речь: супруги не хотят иметь детей - или не могут? Если не хотят и стремятся пожить для себя, это, конечно, греховно, потому что люди служат своей плоти, своим эгоистическим настроениям, желанию насытиться земной жизнью, плотью другого человека. Они воспитаны с представлением, что «живут один раз», и потому хотят максимально наполнить свою жизнь радостью и удовольствием. Конечно же, Церковь не разделяет такого отношения к жизни.

Осуждать мы никого не можем, но если такие люди попадаются на нашем священническом пути и есть возможность с ними пообщаться, то пытаемся их мягко убедить, что деторождение - это подвиг родителей, что дети - это плод любви. Стремимся, чтобы они изменили своё мнение. Приводим в пример те семьи, которые хотят иметь детей, но не могут, рассказываем, насколько им скорбно, на какие меры они готовы пойти ради рождения долгожданного ребёнка. Если получается переубедить таких людей, то это, конечно, большая радость для любого священника - и монашествующего, и семейного.

Я как священник никого никогда не осуждаю, но скорблю с теми, кто не может иметь детей, и печалюсь о тех, кто может, но не хочет. Для тех, кто не хочет иметь детей, мы можем быть только примером. Что мне остаётся? Махать руками, кричать: «Почему вы не хотите детей?» - бессмысленно. Мы с супругой решили на личном примере показывать, что дети - это замечательно, что надо жить в семье, что чем больше семья, тем больше радости. Конечно, трудности у нас тоже есть, но в какой семье их нет? А вместе преодолевать проблемы всегда легче.

Что касается тех, кто хочет, но не может иметь детей, то мы о них молимся и стараемся поддержать. Раз такова воля Господня, значит, надо её принять. У бездетных супругов всегда есть возможность помочь многодетным семьям, приютам или понести подвиг приёмного родительства. Мне известно множество случаев, когда бездетные супруги брали из детдома ребёнка, после чего Господь посылал им своих деток. Бог испытывал их: как они отнесутся к чужому горю? Таким родителям очень важно сделать всё, чтобы приёмный ребёнок не испытывал никакого ущерба, когда у них родится свой. Ради этого их Господь и наградил деторождением.

Каждому православному христианину понятно, что главное в жизни - исполнить волю Божию. Этому нас учит Евангелие. Мы должны принимать из Божьей десницы всё, и тогда Господь будет нести нас на руках. Если мы хотим иметь ребёнка, а у нас не получается - значит, это не просто так. Видимо, надо что-то исправить, потрудиться, понять, что такое быть матерью и отцом. Ведь некоторые супруги не задумываются об ответственности родительства, относятся к ребёнку как к игрушке. Мало родить детей, их надо воспитать. Сейчас сплошь и рядом дети с благословения родителей становятся эгоистами, вырастают мажорами, другие дети для них - как слуги, как материал для удовлетворения их потребностей. Всё это - результат отсутствия должного воспитания. Нельзя воспитывать детей вне духовности, не прививая им чувства ответственности за свои поступки.

Дети рождаются по воле Божьей и для Господа Бога. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Рожайте детей для Царствия Небесного». Если у мамы и папы будет цель родить ребёнка и воспитать его христианином, чтобы его главной целью было наследование Царствия Божия - замечательно. Думаю, Господь именно этого ждёт от многих супругов, и когда они будут полностью готовы, пошлёт им просимое.

Может быть и так, что люди всю жизнь проживут бездетными, потому что Господь призвал их к другому подвигу, к иному служению. Возможно, те, кому Бог не даёт детей, должны искать себя в сферах, где можно послужить обществу, народу, государству. Обременённые семьёй всегда пекутся о ней, их заботы в первую очередь будут о детях. Когда же человек свободен от этого, у него есть возможность служить другим с максимальной отдачей. Например, епископом может быть только человек монашествующий, потому что семейный не сможет всецело заботиться о своей епархии, но будет думать о семье.

Церковь относится к бездетным бракам так же, как и к бракам с детьми, никого не ставит выше или ниже. Мы живём не во времена Ветхого Завета, когда те, кто не имел продолжения рода, были унижены перед обществом. У нас, христиан, духовное родство. Супруги, дожившие до определённой точки духовной зрелости, могут стать монашествующими, принять постриг и достичь духовных высот как молитвенники, служители Церкви.

Думаю, каждый случай бездетности нужно рассматривать отдельно. Почему так произошло? Может, имела место ошибка молодости, в результате которой женщина стала бездетной, и её ситуация важна для назидания других? Так тоже бывает, но не нужно отчаиваться! Случалось, что таких, долго терпевших, осознавших свою ошибку, покаявшихся истово и искренне, Господь награждал за терпение детьми. Бывали случаи, когда бездетная женщина начинала трудиться в храме со смирением - и со временем становилась мамой. Сложно сказать, совпадение это или чудо.

Бывает, что женщины лёгкого поведения рожают без проблем и бросают ребёнка, а мама, которая хочет лелеять малыша, сталкивается с невероятными трудностями во время вынашивания, или её беременность прерывается. Почему так? - Господь даёт нам таких детей, чтобы в людях не умерло милосердие. В противоположном случае общество закоснело бы в эгоизме. Часто говорят: «зачем плодить нищету», «вы не сможете его выкормить». Это не аргумент: сейчас множество семей готовы брать брошенных детей, воспитывать их. Благодаря нашему владыке Митрофану, в каждом городе епархии священники ходят в абортарии, беседуют с женщинами, просят, чтобы они сохранили жизнь малышам, и помогают решать их житейские проблемы.

Церковь никого не осуждает. Даже если люди не хотят иметь детей, мы должны молиться о том, чтобы они изменили свой выбор. Можно подсказать, поговорить. Если нет возможности подсказать (некоторые нас не хотят даже слушать) - стараться, чтобы от нашего православного общества они могли взять хорошее. Надо показать, что мы друг друга поддерживаем, всем помогаем, ни от кого не отказываемся, никого не бросаем. Церковь - это организм, которому болезни и желания других людей не чужды. Мы можем понять, принять, помочь и поддержать - если требующееся от нас не расходится с учением Церкви и заповедями Божьими.

Записала Екатерина Щербакова

В календаре рядом стоят два праздника, очень любимых и почитаемых христианами: Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Каждый из этих светлых дней обращает нас к теме семьи. Празднуя рождество Иоанна Крестителя, невозможно не вспомнить трогательную историю его родителей, которые достигли старости, не имея детей. А святые Пётр и Феврония издавна почитаются как покровители супругов и помощники в семейной жизни. Именно поэтому мы решили поговорить с протоиереем Сергием Шутенко, клириком Иоанно-Богословского храма Шахтёрска, о том, что же такое христианский брак и как относиться к испытанию бездетностью.

В возлюбленных мы видим то, чего не видит никто другой

Брак, по слову святителя Иоанна Златоуста, - это таинство любви, вечное единение супругов друг с другом во Христе.

Говоря о браке, не лишним будет вспомнить слова дивного гимна любви из послания апостола Павла. Это слова, по которым нужно не пробежаться глазами (как мы привыкли просматривать новости в соцсетях - до очередной картинки или фотографии, остановив внимание на комментариях), но запечатлеть их в своём сердце:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

…Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:1-8).

Что делает любовь? Она соединяет два сердца, две души, мысли и устремления двоих в одно целое.

Брачная любовь - это великое благословение Божие. Через неё человек прикасается к вечности. Это видение в другом - возлюбленном - того, чего не видят остальные люди.

Читая слова апостола, можно проверить: что с моей любовью? Соответствует она вышесказанному или нет?

Проверили. Кажется, всё в порядке (особенно - если семья только сложилась, и ещё не прошел медовый месяц). Но проходит время - и появляется потребность в ком-то ещё. Не в чём-то, а именно в ком-то - в ребёнке.

Почему у одних пар дети есть, а у других нет?

Бывает, всё у людей есть: и положение в обществе, и в материальном плане вроде ничего, и удача крылом машет, и даже здоровье близко к здоровью космонавта, а вот радости - нет… И здесь опять можно вернуться к словам апостола Павла: «любовь долготерпит, не ищет своего».

Получая дар любви к другому, супруги не понимают ещё, Кто Податель этого дара. Важно осознать: не существует любовь сама по себе, как не бывает само по себе ничто доброе. И любовь, и добро имеют свою первопричину и источник - Бога. Когда уясним это, тогда и начнёт всё становиться на свои места. Вслед за этим приходят покаяние, молитва, попытка жизни по заповедям, обретение смирения. Без покаяния размышлять о причинах наших бед и страстей нет смысла.

Почему бывает так, что у одних пар дети есть, а у других нет? Я не решусь искать виновных, когда Сам Христос на вопрос учеников об одном больном человеке отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, но но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3).

А Промысл Божий, дела Божии, воля Божия? Это ведь не пустые слова. Ведь Его воля гораздо лучше, чем мы себе можем представить. «Да будет воля Твоя» - знакомые слова?

Тут можно и нужно вспомнить человека из земли Уц - Иова. И поучиться у него праведности, верности и вере. Да, обожгла жизнь, крах полнейший. Но попустил эти беды Создатель. И возместил затем всё утраченное.

Особенно важно это понять, если мы считаем себя людьми церковными. Понять - и начать что-то делать. Из тупика, в который мы себя завели, дорог несколько. Но верная только одна: к Богу. Многие ли обращаются с проблемами к Создателю, идут в храм или к священнику? Когда всё издержат - многие. Изначально, правда, забыв, что в радости тоже не мешало бы…

Что мы можем?

Есть семьи, которых Господь не благословил детьми. Немногие из них доходят до храма. Наверное, большинство остаются наедине с этой проблемой. Из своей практики скажу, что хватит пальцев на одной руке, чтобы посчитать обращающихся.

Что мы можем? Утешить? Не знаю. Вспоминаем и думаем вместе.

Приходят на ум имена святых: Авраам и Сарра, Захария и Елизавета, которые дождались, когда перестали ждать, когда страсти утихли. У них оставалась надежда. Дальше: Пётр и Феврония Муромские, Иоанн и Елизавета Сергиевы - разве были несчастливы? Нет, конечно! В другом счастье нашли.

Но если люди хотят ребёнка, если плохо без родительства, что делать?

Предложу банальное (на первый взгляд) и универсальное средство. Писание говорит о молитве. Священнику Захарии, отцу Иоанна Предтечи, возвестил ангел, что «услышана молитва». Так просил, значит! А нам как быть? Можем ли мы так молиться? - можем. Точно говорю! Церковная сердечная молитва очень важна. И домашняя молитва, и молитва у святых мощей и святынь, через которые Господь дает благодать. И ведь можно выпросить, вымолить…

И всё-таки есть одно «но». А будет ли полезно, будет ли по силам нам то, что вымаливаем? По Своей любви Бог может дать просящему всё. Но потянем ли? Может быть, да - с Божьей помощью. Но бывает и так, что не случайно Господь не даёт желаемого.

Не могу не сказать о возможности ещё одного подвига: жизни ради чужого, приёмного ребенка. Да, он становится твоим, иногда даже внешне очень похож. Иногда принявших в свою семью чужое чадо Господь благословляет и своим, родным.

Много лет назад я говорил людям, не имеющим своих деток, о возможности такого подвига. Но став чуточку старше, опасаюсь. Из трёх знакомых семей, усыновивших детей, две не стали счастливее. Даже церковные родители стали понимать неудобоносимость и непредсказуемость этой ноши. Иные говорят, что уже, наверное, привыкли жить сами, один для другого. И я не могу их судить, они правы по-своему - без всякого эгоизма, без предъявления прав друг на друга.

Что же остаётся супругам, не имеющим своих детей и не готовым по каким-либо причинам усыновить чужих? - жизнь друг для друга, жизнь для Бога, искание Царства Небесного, покаяние, Евхаристия. Воссоединение со Христом, подвиг Христа ради - это нормальное состояние человека и христианина. Теплохладность, стояние на одном месте, знания без воплощения их в дела, жизнь без любви и жертвенности - не христианство, не церковность. На самом деле, остаётся этим супругам очень много: жить, любить, благодарить за всё! Думаю, в этом правда.

Сотворилли Бог женщину неравной поотношению кмужчине? Осуждаетли Церковь феминисток иправдали, что бездетность- это наказание загрехи? Ответы нанесколько острых женских вопросов оцерковном учении читайте в этой статье.

Говорят, христианство учит, что Бог изначально сотворил женщину как низшую поотношению кмужчине. Такли это?

Насамом деле отношения подчиненности возникли лишь после грехопадения. Изначально жена была сотворена равной почести мужу исама отвечала завсе свои решения ипоступки. Иоанн Златоуст пишет обэтом так: « Вначале Я, говорит Господь, создал тебя равночестною мужу ихотел, чтобы ты, будучи одного сним достоинства, вовсем имела общение сним, икак мужу, так итебе вверил власть над всеми тварями. Ноиз-за того, что тыневоспользовалась равночестием как должно, заэто подчиняю тебя мужу» .

Вкусив запретный плод раньше мужа, непосоветовавшись сним иединолично приняв решение нарушить заповедь, жена первой попыталась нарушить это равенство чести первых людей, полученное ими при сотворении. Послову преподобного Ефрема Сирина, она « … из ревности недопустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адамуже предоставить вторую. Поскольку пожелала поработить себе мужа, тоГосподь обличил еетайны исказал ей: той тобою обладати будет» .

Однако эта подчиненность неявляется для мужей-христиан оправданием самодурству идомашней тирании. Ведь господство над женой, данное мужу после грехопадения, вовсе небыло наградой- нузачто можно награждать того, кто исам согрешил? Это, скорее- тяжкая обязанность, необходимость принимать всемье решения инести бремя ответственности нетолько засебя самого, ноизасвою любимую половинку, засвое прекрасное ребрышко, зату, которая- плоть отплоти твоей.

Правдали, что Церковь осуждает движение феминисток?

Насамом деле Церковь неосуждает тоили иное идеологическое или политическое движение. Церковь осуждает только грех. Иесли видеологической программе феминисток есть какие-либо призывы ксовершению греха, то, конечноже, Церковь относится кним негативно. Так, например, защита феминистками права женщины нааборт никогда неполучит церковного благословения, поскольку Церковь считает искусственное прерывание беременности грехом убийства. Втоже время, идею равных гражданских прав женщин имужчин всовременном мире Церковь приветствует, делая важное уточнение: « … Высоко оценивая общественную роль женщин иприветствуя ихполитическое, культурное исоциальное равноправие смужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции кумалению роли женщины как супруги иматери. Фундаментальное равенство достоинства полов неупраздняет ихестественного различия инеозначает тождества ихпризваний как всемье, так ивобществе. Представители некоторых общественных течений склонны принижать, аиногда ивовсе отрицать значение брака иинститута семьи, уделяя главное внимание общественно значимой деятельности женщин, втом числе несовместимой или мало совместимой сженской природой (например, работы, связанной стяжелым физическим трудом). Нередки призывы кискусственному уравниванию участия женщин имужчин вкаждой сфере человеческой деятельности. Церковьже усматривает назначение женщины невпростом подражании мужчине иневсоревновании сним, авразвитии всех дарованных ейотГоспода способностей, втом числе, присущих только ееестеству» (Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви).

Говорят, что бездетность- это наказание загрехи женщин. Церковь действительно так считает?

Насамом деле: сполной уверенностью утверждать подобное можно лишь, когда бездетность оказалась медицинским следствием сделанного когда-то аборта. Идаже вэтом случае источником такого наказания является самаже эта несчастная женщина, лишившая себя радости материнства.

Мысль отом, что бездетность является божественной карой загрехи родителей была присуща традиционным обществам, вкоторых продолжение рода было одним изглавных смыслов брака, даивсей человеческой жизни. Логика там была примерно следующая: человек согрешил- Бог решил прекратить его род, чтобы потомки грешника неумножали грех своих родителей. НовБиблии мывидим множество примеров, когда угрешников рождались дети. И, напротив- ублагочестивых иправедных родителей могло небыть детей доглубокой старости, как это случилось сродителями Пресвятой Богородицы иИоанна Крестителя.

Если убездетной женщины были вжизни какие-то тяжелые грехи, вних нужно покаяться наисповеди нескакой-то « практической» целью (например, чтобы родить ребенка), адля того, чтобы очистить свою душу, восстановить прерванную грехами связь соХристом. Адети- благословение Божие. Господь Сам призывает кбытию новую человеческую жизнь, родителиже являются лишь служителями этого чуда- рождения человека. Иникакая бездетность несможет стать препятствием, если Онрешит, что женщине пришла пора стать матерью.