Как задать правильный вопрос человеку? Как научиться задавать правильные вопросы? Как составить английское вопросительное предложение Как написать вопросы по английскому языку

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы .

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

«Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» - фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы вам не приходилось ее произносить, научитесь правильно задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Ведь порой, пренебрегая возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам, разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.

Кем бы вы небыли, руководителем или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы помогают:

  • Проявлять интерес к личности партнера и собеседника;
  • Обеспечить «взаимопроникновенность», т. е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему;
  • Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие, интересоваться сказанным, проявить снисхождение и показать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
  • Перехватить и удержать инициативу в общении;
  • Перевести разговор на другую тему;
  • Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.

Чтобы научиться правильно задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы самому себе) организует наше собственное мышления и помогает нам формулировать мысли . Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность большинства предпринимаемых нами действий.

Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что его цель это анализ какой-либо из проблем. Всесторонне разобрать любую проблему (ситуацию) поможет набор, соответствующих вопросов. Существует два варианта вопросов.

Первый вариант , это семь классических вопросов:

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?

Эти семь вопросов позволяют охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.

Второй вариант анализа ситуации это набор из шести вопросов:

  • Факты - Какие факты и события, относятся к рассматриваемой ситуации?
  • Чувства - Какие чувства в общем, я испытываю по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют другие?
  • Желания - Что я по-настоящему хочу? Чего хотят другие?
  • Препятствия - Что мне мешает? Что мешает другим?
  • Время - Что и когда надо делать?
  • Средства - Какими средствами я обладаю для того, чтобы решить эту проблему? Какими средствами обладают другие?

Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуацию с помощью вопросов самому себе, доведите свои мысли до ясности, и только после этого начинайте действовать.

Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА , заключается в правильных вопросах , которые куда лучше, чем монотонный монолог. Ведь тот, кто спрашивает, является лидером в разговоре. Также с помощью вопросов мы показываем собеседнику свою заинтересованность в беседе и в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним хорошие отношения. Но все это происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.

Поэтому перед тем как начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам темы). Так, вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Вопросы внешнего диалога могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:

Закрытые вопросы . Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.

Другое дело, когда вы намеренно задаете закрытый вопрос, на который сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?». Для чего это делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования ). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос , и часто слышите «нет» в ответ на наводящие вопросы вопросы, увеличивается вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с противоречий, тогда будет легче добиться желаемого результата.

Открытые вопросы . Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

Спрашивайте о фактах, которые помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.

Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения.

Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».

Предложите в форме вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом..?», «Почему бы нам не обратить внимание на такой-то вариант..?», при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».

Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».

Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».

Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,

Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему это нереально?».

Характерные особенности открытых вопросов:

  • Активизация собеседника, такие вопросы заставляют его думать над ответами и высказывать их;
  • Партнер по своему усмотрению выбирает, какую информацию и аргументы нам представить;
  • Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении;
  • Партнер становится источником информации, идей и предложений.

Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и второстепенные, уточняющие и наводящие вопросов.

Основные вопросы – планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

Второстепенные, или последующие вопросы - спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы.

Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы. Люди почти всегда с охотностью вникают в подробности и нюансы своих дел, так что проблемы тут не возникает. Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время как наши собеседники только и ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!

Наводящие вопросы это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

Для того чтобы знать как правильно задавать вопросы , надо иметь представление о всевозможных видах этих вопросов. Применение в деловой и личной беседе вопросов всех видов позволяет добиваться различных целей. Давайте рассмотрим основные виды вопросов:

Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать на нерешенные проблемы) и не требуют прямого ответа. Такие вопросы также усиливают характер и чувства в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее. Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».

Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и понимание здесь служит - тишина в ответ.

Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) бурю эмоций, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие , но и оно иногда необходимо для пользы дела. Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные. Ведь задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросает вызов.

Сбивающие вопросы переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло. Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.

Также сбивающие вопросы задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так делать), либо она неудобна.

Эстафетные вопросы - направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».

Вопросы демонстрирующие свои знания . Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения. Задавая такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить дать подробный ответ, на ваш же вопрос.

Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте мне этого! », следует вопрос - «Не поручать вам? А разве есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться? »

Вопрос «Почему?», примененный в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог бы закончиться даже обвинениями и привести к конфликту. Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.

Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.

Вопрос, заполняющий молчание . Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.

Успокаивающие вопросы оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.

Предполагает соблюдение следующих правил:

Краткость сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. А ваш собеседник, в то время когда вы пять минут излагаете свой вопрос, ломает голову, о чем именно вы хотите его спросить. И может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым. Если уж вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

Чтобы у собеседника, после ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного выхода), звучать он должен в непринужденной форме. Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения - «Можно задать вам для уточнения несколько вопросов?»

Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника. Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.

Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что дал вам ответ нужно его заинтересовать, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы в его интересах.

Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?» или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему в утвердительной форме, а не в форме вопроса.

Итак, узнав как правильно задавать вопросы , вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Одно из важнейших правил английской грамматики – порядок слов в предложении . Освоив его, вы научитесь избегать большого количества ошибок.

В английском языке порядок слов в утвердительных и вопросительных предложениях различается.

Сегодня мы разберем порядок слов в вопросительных предложениях. Я поделюсь с вами простейшим алгоритмом составления вопросов на английском языке, познакомившись с которым вы сможете без труда преобразовывать английские утвердительные предложения в вопросительные.

Алгоритм составления английских вопросов

Алгоритм состоит всего из 3-х шагов и одного маленького, но важного примечания.

Самое чудесное – это то, что алгоритм работает независимо от того, в каком грамматическом времени стоит глагол в предложении, или какой залог используется (активный или пассивный)! Вы можете легко в этом убедиться, посмотрев на примеры в каждом шаге.

Если в предложении есть модальный глагол, для образования вопроса ставим его в начало предложения.

Напоминаю, к модальным глаголам относятся глаголы can, may, might, must, should, would.

  • He can walk. -> Can he walk?
  • She should have listened. -> Should she have listened?
  • They might have been invited to the party. -> Might they have been invited to the party?
  • He would like to come to the party. – Would he like to come to the party?

В предложениях, в составе которых есть вспомогательный глагол, переносим его в начало предложения, чтобы образовать получился вопрос.

  • Everybody is watching. -> Is everybody watching?
  • They have worked hard. -> Have they worked hard?
  • He has finished work. -> Has he finished work?
  • Everybody has been working hard. -> Has everybody been working hard?
  • He has been singing. –> Has he been singing?
  • English is spoken all over the world. -> Is English spoken all over the world?
  • The windows have been cleaned. -> Have the windows been cleaned?
  • They will have arrived by now. -> Will they have arrived by now?
  • The task will be accomplished soon. -> Will the task be accomplished soon?

Слегка иначе обстоит ситуация с предложениями, в которых глагол стоит в Present Indefinite или Past Indefinite. В этом случае в утвердительном предложении вспомогательный глагол не используется.

А вот для образования вопроса потребуется использовать вспомогательный глагол (Do или does ), и так же, как и в предыдущем шаге, поставить его в начало предложения.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ!

Если речь идет о глаголе To be , который в конкретной ситуации не является вспомогательным глаголом, а несет Смысловую нагрузку (в значении «быть, находиться»), - тогда для образования вопроса этот глагол просто переносится в начало предложения. Смысловой глагол «to be» не нуждается в поддержке вспомогательного глагола, поэтому его еще называют «сильным».

Например:

  • Her eyes are blue. -> Are her eyes blue?
  • He is from London. -> Is he from London?

Подробнее об образовании форм глагола To be , о построении утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений – в статье « ».

Тест на знание форм глагола to be - .

Образование специальных вопросов

Выше речь шла об образовании общих глаголов, то есть таких, на которые можно получить ответ «Да» или «Нет».

Алгоритм работает также и со специальными вопросами. Специальные вопросы начинаются с вопросительного слова (who, when, why, where, what, how ).

Единственное отличие специальных вопросов от общих - это то, что в самое начало предложения (перед глаголом) ставится вопросительное слово.

Where is he going?

What will they be doing in Florida?

When might he come back?

Надеюсь, что после прочтения этой статьи вам будет проще образовывать вопросительные предложения в английском языке.

Стало ли вам понятнее, как образуются вопросы в английском языке? Напишите, что вы думаете по этому поводу в комментариях.

Другие тесты на знание грамматики можно найти в « ».

Чтобы выразить свою мысль на любом языке, используются утверждение, отрицание, восклицание или вопрос. Последний вид предложений представляет собой особый интерес, так как interrogative sentences или вопросительные предложения делятся на пять типов вопросов. Эти типы вопросов в английском языке имеют большую важность, поэтому их незнание доставит немало проблем в попытках наладить контакт с носителем языка. Во избежание подобной проблемы, рассмотрим все типы вопросов в английском языке с использованием примеров.

Вопросительные предложения необходимы для получения нужной информации, которая может касаться как самого предмета или действия, так и дополнительных деталей об этом предмете (его характеристика) или действии (время, место, способ его совершения). Именно для всех этих целей существуют следующие 5 типов вопросов в английском языке.

General Question или Общий вопрос

General Question или Общий вопрос в английском –вопрос, ответить на который можно словами «да» или «нет». Общим подобный вопрос называется, потому что с помощью него невозможно получить какую-либо подробную информацию.

Общие вопросы в английском языке не нуждаются в использовании вопросительного слова, вопрос строится исключительно на вспомогательном глаголе, который может меняться в зависимости от времени и числа. Трудности с тем, как задать общий вопрос, возникают редко, потому что этот тип встречается постоянно. Строятся общие вопросы в английском языке по следующей схеме:

В роли вспомогательного глагола для общего вопроса выступает глагол do , который, как уже упоминалось ранее, имеет формы прошедшего и настоящего времени. Для образования такого типа вопроса с do нужно просто взять утвердительное предложение и поставить перед ним вспомогательный глагол.

Однако если в утвердительном предложении настоящего времени подлежащее подразумевает 3 лицо в единственном числе или выражается местоимениями it, she, he, а глагол имеет окончание -s, это окончание переходит к вспомогательному глаголу, превращая do в does .

Вспомогательный глагол может выражаться глаголом to be :

Модальные глаголы также могут использоваться в качестве вспомогательных глаголов. Вот некоторые из них:

Исключение составляют модальные глаголы have to, used to , need to. Для образования общих вопросов с ними требуется вспомогательный глагол do:

Для образования вопроса со временами Perfect глагол have выходит на первое место. Если в предложении два вспомогательных глагола, перед подлежащим для вопроса ставится только первый:

Ответов на тип вопроса General Question может быть два:

Из-за такого ограниченного выбора ответов этот тип вопросов также называют Yes / No Question. В отрицательных ответах вспомогательный глагол и частица, как правило, сливаются.

Еще пара примеров этого типа:

Alternative question или Альтернативный вопрос

Alternative question или Альтернативный вопрос – вопрос, который предлагает выбор (альтернативу) предметов / лиц / качеств / действий. Его основной особенностью является наличие союза or (или). Задать вопрос можно к любому члену предложения.

Если вы разобрались как задать общий вопрос в английском языке, не вызовет у вас трудностей, так как строится он аналогично, только в своем составе имеет варианты выбора с союзом.

Did Mary send me the message, or did Helen?

(Мэри или Хелен послала мне сообщение?)

Вопрос к подлежащему
Should they walk or run?

(Им нужно идти пешком или бежать?)

Вопрос к сказуемому
Do you prefer tea or coffee?

(Вы предпочитаете чай или кофе?)

Вопрос к дополнению
Do we have homework in Math or English?

(Нам задавали что-нибудь по математике или по английскому?)

Вопрос к дополнению
Are you sad or just tired?

(Ты грустный или просто уставший?)

Вопрос к определению
Is it warmer here or there?

(Теплее здесь или там?)

Вопрос к обстоятельству места
Does she have a birthday in June or July?

(У нее день рождения в июне или июле?)

Вопрос к обстоятельству времени

Если вопрос относится к подлежащему, то перед вторым подлежащим также ставится модальный глагол.

Ответить на такие вопросы простым «да» или «нет» не получится, поэтому ответ должен быть полным.

Special Question или Специальный вопрос

Special Question или Специальный вопрос в английском – вопрос, на который необходим развернутый ответ. Специальные вопросы в английском языке употребляются для получения дополнительной информации и всегда имеют в своем составе вопросительное слово.

Для построения специальных вопросительных предложений в английском языке используется следующая схема:

К вопросительным относятся такие слова как:

what — что What is love?

(Что такое любовь?)

why — почему Why do you always run away from problems?

(Почему ты всегда бежишь от проблем?)

where — где Where are you going to give the money?

(Куда ты собираешься отдать деньги?)

when — когда When will the number of votes be known?
how — как How are you going to justify yourself?

(Как вы собираетесь оправдываться?)

whose — чей Whose idea was this?

(Чья это была идея?)

whom – кому / с кем / кого Whom are you looking for?

(Кого вы ищете?)

which — какой Which toy do you want?

(Какую игрушку ты хочешь?)

Вопросительное слово who (кто) может употребляться в специальных вопросах для будущего времени или в пассивном залоге.

Вместо отдельных вопросительных слов могут использоваться вопросительные фразы . В английском языке их достаточно много, поэтому разберем, как составить предложения лишь с некоторыми из них:

Заметьте, что многие вопросительные слова начинаются с букв wh, поэтому этот тип предложений также известен как WH Questions .

В отличие от альтернативных вопросов, в которых уже спрятан ответ и остается лишь сделать выбор, тип специальных вопросов требует детального “самостоятельного” ответа.

Who Question или Вопрос к подлежащему

Who Question или Вопрос к подлежащему – вопрос, которому не требуется вспомогательный глагол. Образуется этот тип вопросительными словами who (кто) и what (что).

Составлять вопросы к подлежащему нужно по следующей схеме:

Чтобы было проще разобраться, как задавать этот вопрос, достаточно придумать утвердительное предложение и заменить в нем подлежащее на вопросительное слово. Так как вопросительные слова подразумевают 3 лицо, единственное число, не забывайте присоединять окончание -s к глаголам и использовать соответствующую форму глагола to be (is и was).

Disjunctive Question или Разделительный вопрос

Disjunctive Question или Разделительный вопрос – вопрос, который используется, чтобы проверить предположения, развеять сомнения или сыронизировать. Этот тип очень популярен, так как, используя его, говорящий не задает вопроса напрямую.

Если упомянутые выше 4 типа вопросов в английском языке начинались с вопросительного слова или вспомогательного глагола, этот начинается с подлежащего. Подобные вопросы состоят из двух частей, которые разделяются запятой, отсюда и название.

Первая часть вопроса состоит из утвердительного или отрицательного предложения. К предложению присоединяется вторая часть, состоящая из вспомогательного или модального глагола с местоимением. Соответственно, сам вопрос спрятан во второй части, который на русский манер можно перевести как «не правда ли?», «не так ли?», «ведь так?».

Такой краткий вопрос на английском языке называют «tag», а сам тип вопросов иногда именуют Tag Questions . Альтернативным названием этого типа является Tail Questions, в котором краткий ответ на конце сравнивают с хвостиком (tail –хвост).

Для построения подобных предложений применяется следующая таблица с двумя способами:

Важно отметить, что во второй части используется тот же глагол, что и в первой. В кратком отрицательном вопросе глагол и частица not сливаются.

Рассмотрим примеры:

1-ый способ
You like her, don’t you? Тебе она нравится, не так ли?
We will reach the goal, won’t we? Мы достигнем цели, не так ли?
Gagarin was the first human flew in space, wasn’t he? Гагарин был первым человеком, полетавшим в космос, не так ли?
I did a mistake that day, didn’t I? В тот день я совершил ошибку, не так ли?
You remember the main motions, don’t you? Вы помните основные движения, не так ли?
2-ой способ
I didn’t kiss her yesterday at the party, did I? Я не целовал ее вчера на вечеринке, не так ли?
You’re not going to get in my way, are you? Ты же не собираешься вставать у меня на пути?
You aren’t serious now, are you? Ты же сейчас не серьезно, ведь так?

Однако у этого типа вопросов есть свои подводные камни, которые нужно учитывать:

  • При образовании такого вопроса с местоимением I (я) краткий ответ будет подаваться общему правилу, в то время как краткий отрицательный ответ будет использовать глагол are с частицей not ;
  • При употреблении глагола have возможно два варианта в зависимости от того, какой язык вы предпочитаете: британский или американский английский;
  • Если в предложении два вспомогательных глагола, во второй части используется первый;
  • Если в основной части с глаголом без отрицания присутствуют слова, которые это отрицание подразумевают, вторая часть будет положительной. К таким словам относятся: nothing (ничего), no one (никто), nobody (никто), never (никогда), hardly (едва), barely (едва), rarely (редко), seldom (редко);
  • Если предложение в первой части начинается с Let’s (Let us), то во второй части необходимо поставить “shall we”;
  • Бывают случаи, когда разделительные вопросы могут употребляться и с предложениями в повелительном наклонении. В таких случаях для приказов и просьб во второй части используются can, can’t, will, would, а для приглашений – won’t;
  • Если вы уже окончательно запутались с этим видом предложения, существует один беспроигрышный вариант для глаголов to be и have в настоящем времени -“ain’t”. Это отрицание является универсальным, так как оно заменяет все другие возможные варианты. Сейчас это отрицание иногда встречается и с глаголом do.

Однако использовать такой способ нужно в меру, для проведения формальных встреч подобная конструкция не подойдет, для того чтобы написать сочинение тоже. Поэтому, если сложности все-таки возникают, попробуйте делать упражнения на разделительные вопросы и составлять свои собственные примеры.

Отвечать на разделительные вопросы нужно коротко:

Если же другие типы вопросов английского языка тоже находятся у вас на стадии освоения, вы можете пользоваться еще одним хитрым приемом – вопросительной интонацией. Даже если такой способ не является допустимым с грамматической точки зрения, вас поймут и вам ответят.

Это были все 5 типов вопросов в английском языке. Как видите, способов для их образования относительно много. Вы можете предпочитать и использовать какие-то конкретные виды чаще, так как, например, для ситуаций в повседневной жизни общие и специальные вопросы наиболее употребимы, однако знание всех возможных типов вам точно не помешает, в разы облегчив понимание языка. И последний совет на сегодня: не бойтесь задавать вопросы, потому что благодаря им начинается общение, а значит и практика.

Просмотры: 1 277

Важной составляющей общения и обучения является умение правильно задавать вопросы. Этому можно научиться. Необходимо верно выстраивать внутренний диалог и изучить основные виды вопросов во внешнем диалоге. Простые упражнения помогут отработать и закрепить этот важный навык.

Учиться задавать вопросы надо, чтобы:

  • перейти от монолога в общении к диалогу;
  • получить необходимую информацию;
  • перехватить инициативу в общении;
  • выказать внимание к собеседнику;
  • перевести разговор в нужное вам русло.

Классификация вопросов:

✔️ По структуре : простые и сложные/закрытые и открытые

Простой вопрос не может быть расчленен на элементарные вопросы.

Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?».

Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы.

Закрытые вопросы, целью которых является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет».

Например, такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»).

Одним из способ манипуляции собеседником является намеренное задавание закрытых вопросов. Чем больше человек с вами соглашается, то есть отвечает “да”, тем больше он вам доверяет.

Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа, а требуют от собеседника уточнить или пояснить информацию.

✔️ По способу запроса : уточняющие, восполняющие, перефразирование, резюмирование.

Уточняющие вопросы (или «ли» - вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д.

Например, «Верно ли, что Иванов успешно защитил дипломную работу?» и т.д.

Восполняющие вопросы предназначены для получения новой информации. Грамматический признак – вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п.

Например, «Как заключить договор на оказание юридических услуг?», «Когда было совершено это преступление?», «Что означает слово «брокер»?» и т.д.

Перефразирование – вопрос с повторением сказанного, но не дословным, а немного изменённым.

Например, «Другими словами, вы считаете, что…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь…», «Правильно ли я вас понял, что…», «Вы думаете, что…» и т.д..

Резюмирование – обобщение сказанного во всём разговоре или в его части.

Например, «Итак, можно сказать, что…», «Если подвести итог сказанного Вами, то…», «Насколько я понял, Ваша основная идея заключается в том, что…».

Провокационные - задаются с целью вывести собеседника из эмоционального равновесия, чтобы человек выдал ту информацию, которую тщательно скрывает.

Сбивающие вопросы - переводят внимание в русло интересов спрашивающего.

Правила постановки вопросов:

  • Вопросы необходимо ставить корректно (вежливо).
  • Вопрос формулируется кратко и ясно.
  • Вопрос должен быть простым, но не примитивным.
  • Должна быть логика постановки вопросов.
  • Необходимо внимательно слушать собеседника.
  • Старайтесь ставить цели урока в вопросительной форме. Сначала сами, потом передайте эту функцию обучающимся.
  • Создавайте искусственно ситуации, в которых необходимо, чтобы обучающиеся обратились к вам с вопросом.
  • Вместе со слушателями анализируйте ситуации, в которых уместно задавать вопросы.

Например, первым лучше задавать вопрос “Почему?”, потом уже “Зачем?” и “Как?”

Упражнения для отработки навыка постановки вопросов

№1. “Простые и сложные вопросы”.

Группа разбивается на пары.

На первом этапе работы один из участников задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе – не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.

На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор либо, прося пояснить, либо перефразируя. Через пять минут участники диалога меняются ролями.

Между двумя этапами работы надо предусмотреть время на то, чтобы ее участники могли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о возникших у них трудностях. По мере того как участники будут приобретать все большую способность и готовность к самораскрытию, они будут осваивать умение задавать вопросы, предусматривающие больше возможностей для ответов. Умение вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.

№2. “Обратная связь”.

Установите обратную связь (табл.1), проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов (по 2 варианта на каждый пункт).

Таблица 1. Исходные данные для выполнения упражнения

№3. “Выявление потребностей”.

Преподаватель берет лист бумаги и пишет на нем фразу. Любую.

Например:” Девочка пошла в школу в синем платье и с красным рюкзаком”, “Желая переубедить, начните не с разделяющих вас вопросов, а с того, в чем вы согласны с партнером”, “

Группе необходимо задавать вопросы, чтобы дословно отгадать фразу.
Показывает эффективность открытых вопросов.

№4. “Разведка”.

Делаем акцент на постановку разных типов вопросов.

Суть упражнения - выяснить у собеседника некую заранее заданную информацию (подготовьте листочки бумаги с написанными заданиями).

Например, один участник получает задание выяснить у другого какой зубной пастой тот пользуется, а тот в свою очередь должен выяснить есть ли у собеседника дома настенные часы, домашнее животное, огнетушитель. Каждый участник должен приложить максимум усилий, чтобы выяснить нужную информацию и не допустить, чтобы собеседник выяснил его задание.

Задание выполняется в тройках и в парах, а один всегда наблюдатель.

Добрый день, уважаемые читатели!
Вопросительные предложения относятся к базовым структурам английского языка. Без знания этой элементарной структуры нам не обойтись. При желании узнать что-либо нас интересующее или удостовериться в вероятном факте, мы можем оказаться бессильны, не владея искусством спрашивать. Поэтому не следует пренебрегать этой грамматической темой при изучении английского языка.

В сущности, что отличает вопросы от обычных предложений :

  1. порядок слов отличается в вопросительном предложении
  2. употребление вспомогательного глагола
  3. наличие вопросительного слова (не во всех видах предложений)

Если мы уж затронули вопросительные слова, наведем некоторые ориентиры на этот немаловажный подпункт.
Предлагаю таблицу вопросительных слов:

Таблица вопросительных слов

Типология английских вопросов

В английском языке есть несколько типов вопросов, зависящих от того, какую информацию мы желаем узнать или имеем мы понятие, каков будет ответ (например, мы даем альтернативу ответа в самом вопросе)

Виды вопросов в английской грамматике Вопрос к подлежащему

Его задаем при помощи вопросов: Who?(Кто?) и What? (Что?). Если речь о живом (одушевленном) субъекте, применяем Who , все остальное — предметы, события и явления, требуют использования слова What .

На заметку:
Неодушевлёнными в английском языке считаются и животные, однако, это не является строгим правилом, так как многие люди своих любимцев таковыми не считают и не говорят о них, как о предметах.

Так вот, вопросы к подлежащему, в них мы выражаем интерес к тому, кто выполняет действие.

  • — Who read this book? — Кто читал эту книгу?
  • — My sister read this book. — Моя сестра читала эту книгу.
  • -Who wathches the documentaries in your family?
  • -My father watches the documentaries.
  • -What is there on the wall? — Что находится там на стене?
  • -There is a beautiful photo. — Там (есть) прекрасное фото.

Он обычно не требует длинных ответов. На него зачастую бывает достаточно ответа: да/нет

  • -Do you read fiction (художественная литература)?
  • — Yes, I do. (Да)/ No, I didn’t. (Нет.)

На заметку:
Полный ответ на подобные вопросы, состоит из двух мини-частей. Сам ответ: «да» или «нет», а во второй части ответа: лицо, которое совершает действие (I, you, they ect.) + глагол с помощью которого строим вопросительную структуру (в положительной или отрицательной форме). Допустим: «yes, I you do"/ «no, they don’t».
Однако, вас поймут, даже если вы просто ответите: «yes"/ «no»

  • -Does she like this kind of roses?
  • -Yes, she does./ No, she doesn’t.

Общий вопрос нуждается во вспомогательном глаголе — to do , который не переводится на русский, так как просто помогает построить вопросительное предложение.

Если во временной форме, которую мы используем, спрашивая кого-либо, уже в наличии есть -to be или -to have, они же и будут вспомогательными глаголами в вопросе.

  • -I am preparing the breakfast now. — Я готовлю завтрак сейчас.

В этом случае to be помогает строить предложение. В вопросительном предложении он ставится в его начале:

  • -Am I preparing the breakfast now? — Готовлю ли я завтрак сейчас?
  • -Yes, I am. / No, I am not.
  • — I have been in the theatre. — Я был в театре.

Здесь имеем глагол to have, который и будет вспомогательным, —to be здесь не нужен.

  • — Have I been in the theatre? — Был ли я в театре?
  • -Yes, I have (I"ve) been. / No, I have not been.

1 часть : положительное повествовательное предложение — 2 часть : краткий вопрос отрицательный

  • He works in the office, doesn’t he? — Он работает в офисе, не так ли?

1 часть : Отрицательное повествовательное предложение — 2 часть : краткий вопрос положительный

  • He doesn’t work in the office, do he? — Он не работает в офисе, ведь так (да)?

Еще один пример:

  • He has worked, hasn’t he? — Он работал, не правда ли?
  • He has not worked, has he? — Он не работал, да?
  • He studied French, didn’t he? — Он учил французский, не так ли?
  • He didn’t study French, did he?- Он не учил французский, да?

Вот в принципе и все необходимое из грамматического материала, для того чтобы вы могли начать общаться с людьми, говорящими на английском, и расспросить их обо всем интересном.