Какие игрушки нужны новорожденному в 1 месяц. Какие игрушки нужны детям до года по месяцам развития. Многофункциональный мобиль Tiny Love Бум-бокс

Хотя малыш еще совсем недавно появился на свет, игрушки для месячного ребенка нужны, ведь развитием стоит заниматься буквально с рождения . Сегодня мы хотим рассказать вам о том, какие именно игрушки для месячного ребенка могут помочь родителям крохи вырастить смышленого малыша. Среди лидеров игрушечного хит-парада: погремушки, игрушки на коляску, мобили, развивающие коврики, массажные кресла и качалки. Мы хотим рассказать о каждой поподробнее.

Погремушки

Покупая для малыша погремушки, выбирайте качественные и безопасные, изготовленные из экологически чистой пластмассы, из дерева или ткани, яркие, с чистыми цветами, звучание которых приятно на слух, а форма удобна для захватывания крошечной ладошкой.

Играя с ребенком, сначала покажите малышу погремушку, аккуратно потрясите ее. Чуть позже учите кроху следить глазами за двигающейся перед ним погремушкой, передвигая ее в разных направлениях - влево, вправо, вперед, вверх и вниз.

С возрастом малыш научиться искать погремушку глазами, ориентируясь на звук, тянуться к ней, захватывать ладонью, трясти и перекладывать из ручки в ручку.

Стоит учитывать, что ребенок достаточно быстро привыкает к игрушке и перестает обращать на знакомую вещь внимание. Детское восприятие требует новизны, поэтому желательно иметь достаточное количество разных погремушек и время от времени менять их.

Важный нюанс : для месячного малыша приобретайте те погремушки, на которых указан возраст 0+.

Игрушки на коляску

Игрушки на коляску могут быть или в виде небольшой подвески или гирлянды .

Подвеска крепится на капюшон коляски, с помощью большой удобной клипсы. В подвеске могут сочетаться разнообразные по текстуре материалы и элементы: пластиковые колечки, прорезыватели, пищалки, колокольчики, безопасное зеркальце, шелестящие вставки. Все это малыш сможет с увлечением рассматривать, пробовать дотянуться, подергать и даже, со временем, пожевать.

Гирлянду из игрушек можно повесить на удобном для малыша уровне прикрепив к бортикам коляски с помощью специальных креплений с двух концов. Игрушки в гирлянде могут быть пластиковыми или мягкими, своим ярким цветом или тарахтением они обязательно привлекут внимание крохи во время бодрствования на прогулке.

Также такие подвески и гирлянды кроме коляски можно вешать на кроватку или автокресло малыша. Они помогут ребенку развить координацию движений головы, рук, а также навыки фиксирование взгляда на движущихся предметах.

Мобили

Мобиль или мобайл, разные производители называют эту замечательную игрушку по-разному, также стоит приобрети ребенку буквально с рождения. На сегодняшний день на полках игрушечных магазинов есть немалое количество схожих моделей. На что же следует обратить внимание при покупке?

Основное различие между моделями заключается в таких факторах:

  • мобиль может быть механическим , то есть он проигрывает музыку, а его игрушки приходят в движение после того, как несколько раз вручную прокрутить специальный рычажок;
  • функционал мобиля включается специальной кнопкой, закрепленной на его стойке;
  • управлять мобилем можно с помощью дистанционного пульта.

Наиболее доступные модели - с механический ручным управлением, варианты с дистанционным пультом - самые дорогие в линейке мобилей.

Чаще всего мобили музыкальные , продолжительность мелодий, которые они могут проигрывать, варьируется от 2,5 до 40 минут. Нежные звуки природы, расслабляющее звучание классики, веселые песенки и колыбельные развлекут малыша во время бодрствования и помогут успокоиться перед сном. В некоторых моделях мобилей есть возможность регулирования громкости звука, а также функция, когда музыкальный блок можно отделить от карусели и использовать его как магнитофон.

Иногда в мобилях встроена функция ночничка , благодаря чему он может быть и приятной подсветкой пространства около кроватки новорожденного крохи. Чаще всего уровень подсветки можно регулировать.

У некоторых мобилей есть функция проекторов , когда на потолок над кроваткой проецируются различные рисунки, которые двигаются под музыку.

Игрушки на мобиле чаще всего вращаются все вместе на общем креплении, в некоторых моделях есть функция отдельного движения игрушек вокруг своей оси. Во многих мобилях игрушки снимаются, их можно менять и стирать по мере надобности, а когда малыш подрастет, он сможет играть ими отдельно.

Важная функция мобилей - развитие внимания и зрительной функции ребенка, умения сосредотачивать взгляд на неподвижном и двигающимся предмете.

Педиатр Ольга Качалова рассказывает : «Новорожденный малыш может сфокусировать зрение только на объекте, который расположен достаточно близко от него, не далее 30 см. Первые недели после родов он замечает цвет, движение и очертание предметов достаточно размыто. Спустя один-два месяца малыш научится фокусировать взгляд на статичном предмете и следить за движущимся объектом. Конечно будет лучше, если помогать ребенку пройти этот путь будут разнообразные погремушки и мобили».

Развивающие коврики

Отличной для месячного ребенка станут развивающие коврики - целое неизведанное поле для малыша. Конечно, кроха в возрасте 1 месяца вряд ли сразу по достоинству оценит весь функционал этой удивительной игрушки, для этого ему необходимо чуть-чуть подрасти. Сейчас он с радостью будет проводить время за рассматриванием ярких рисунков , нанесенных на коврик, любоваться собой в зеркале, наблюдать за крутящимися игрушками, а со временем пытаться дотянуться до них самостоятельно, ведь исследовать мир на ощупь так интересно.

Контрастные черно-белые или разноцветные картинки, музыкальные и вибрирующие элементы, вшитые погремушки, кусочки из тканей разных фактур, прорезыватели, игрушки с шелестящими частями и другие сюрпризы помогут в развитии зрения, мелкой и крупной моторики малыша, его сенсорного восприятия.

Если на коврике есть дуги , они дадут крохе ощущение надежности и защищенности, а подвешенные на них игрушки будут развивать его внимательность. В некоторых моделях развивающих ковриков высоту дуг можно регулировать, а края приподнимать и фиксировать кнопками или ремешками, обеспечивая ребенку дополнительную безопасность.

В случае загрязнения игрушки с дуг и сам коврик можно стирать в стиральной машине используя деликатный режим.

Наша мама- Lena_678 рассказывает : «Когда я первый раз положила дочь на коврик, она расплакалась и не захотела там оставаться. Я подумала, что может быть еще рано, и на время отложила это занятие. Через неделю я попробовала еще раз, только положила ее не по центру коврика, а немного ближе к краю, а сама присела рядом. Около малышки на коврике была прикреплена симпатичная мягкая лягушка, которая очень понравилась Софийке. Так и началась наша дружба с ковриком, пусть не сразу, но ничего страшного».

Массажные кресла

Массажное кресло удерживает малыша в физиологически правильной позе - полусидя, поэтому их можно использовать буквально с рождения. Отдельно хотелось бы отметить функцию режима вибрации - благодаря ей малыш сможет расслабиться и уснуть. Наклон креслица под углом 45 градусов является оптимальным для засыпания.

Если кроха не хочет спать - в креслах предусмотрена игровая панель с пластиковыми или мягкими игрушками, которые помогут в развитии зрения и хватательных рефлексов малыша. В некоторых моделях кресел предусмотрены музыкально-световые панели, но чаще всего игровые панели можно снимать, чтобы не потревожить сон малыша.

У массажных кресел устойчивый и металлический каркас, резиновые накладки на ножках и мягкое текстильное сидение. Не стоит переживать, что кроха может выпасть из креслица. Мягко, но надежно малыша удержит ограничительный трехточечный ремень.

Игрушки для месячного ребенка - необходимые покупки с первых дней жизни малыша. Надеемся, что наш материал поможет вам сделать правильный выбор и приобрести то, что поможет крохе вырасти, полноценно развиваясь и весело развлекаясь.

Приобрести как можно больше красивых и ярких вещей для новорожденного – большой соблазн для молодых родителей.

В первый месяц жизни новорожденному понадобится совсем немного игрушек, так как большую часть суток кроха будет проводить во сне. Проявлять интерес к игрушкам ребенок начнет чуть позже. Какой именно набор игрушек стоит купить для новорожденного?

Какие требования нужно предъявлять к качественным игрушкам?

Первые игрушки для новорожденного

Отсутствие потребности в большом количестве игрушек у ребенка возрастом 1-2 месяца объясняется также тем, что у новорожденных совсем слабо развито зрение. Из-за незрелого аппарата зрения ребенку пока еще сложно фокусировать взгляд на конкретных предметах, особенно находящихся дальше (и ближе) расстояния вытянутой руки.

Почти все, что окружает детей в первые недели жизни, видится им как расплывчатые пятна. Движущиеся предметы и вовсе ребенок пока не воспринимает.

Взять в ручки погремушку или кубик кроха также сможет еще нескоро, так что знакомиться со своими первыми игрушками малыш будет знакомиться только при участии взрослых. Да и знакомство это будет длиться не дольше 10-15 минут в день.

Игрушки для новорожденных в 1-2 месяца: погремушки и мобили

Самые первые и самые нужные игрушки для детей в 1-2 месяца – это погремушки. Они могут быть и традиционными, со звенящими шариками или колокольчиками, и электронными, с запрограммированными простыми мелодиями. Первые погремушки для детей выпускаются совсем небольшие, их диаметр составляет всего 6-8 см.

Также для малыша можно приобрести погремушку, выполненную в виде бус.

Целые гирлянды из разноцветных шариков крепятся к коляске или кроватке. Погремушки-подвески обычно крепятся на пластиковую дугу.

Чуть позже кронштейн с подвесками можно будет перевесить с кроватки на манеж.

Выбор родителей падает на такие гирлянды также благодаря их универсальности. С подвесок можно снять часть сегментов, чтобы в дальнейшем малыш пользовался ими как обычными погремушками.

Относительно новый вид игрушек для самых маленьких – мобили на кроватку. Они могут заводиться ключом или же работать от батареек.

Новорожденный пока не может оценить разнообразие цветов и форм сегментов гирлянды, но его будут успокаивать тихие мелодии, которые издает мобиль на кроватку. Некоторые модели таких погремушек могут воспроизводить звуки природы. Грудничкам это очень нравится: такие звуки можно сравнить с . Музыкальные карусели хорошо влияют на нервную систему крохи, а также позволяют развиваться его умению фокусировать зрение: услышав звук, малыш начинает искать глазками его источник.

Интересно! Прививки детям: календарь и противопоказания

Мама может и сама сшить гирлянду для кроватки и коляски. В качестве наполнителя для тканевых или вязаных погремушек мамы используют бусины, пуговицы, а иногда даже горох и рис – они дают более интересный глухой звук. Когда малыш станет чуть старше и сможет трогать карусель руками, тканевые погремушки помогут разнообразить его тактильные ощущения.

И музыкальные карусели, и гирлянды из погремушек подвешиваются на расстоянии 30 см над кроваткой.

Важно помнить, что новорожденным тоже необходимо разнообразие. Даже если ваш малыш прекрасно засыпает с музыкальной каруселью и каждый раз улыбается, видя ее, от такой погремушки крохе нужно давать отдых. Нужно не просто менять мелодию, а вешать на место музыкальной карусели более спокойную игрушку без мелодий.

Как выбрать мобиль на кроватку для новорожденного?

Если родители решили приобрести мобиль для новорожденного, им нужно будет обратить внимание на следующие факторы:

  • Цвет подвесок должен быть спокойным. Яркие игрушки новорожденному ни к чему;
  • Мелодия, которую издает мобиль, должна быть спокойной и тихой. Возможность регулировки звука – большой плюс;
  • Хорошо, если элементы гирлянды выполнены из разных материалов с разными фактурами – это полезно для моторики пальчиков малыша;
  • Если в сборку мобиля входит светильник-ночник, его свет должен быть мягким, хорошо рассевающимся.

Выбирая музыкальную карусель, осмотрите ее со всех сторон, в том числе и снизу – именно в таком положении за ней будет наблюдать ребенок.

Все фигурки и подвеске на мобиле должны быть не похожими друг на друга.

Если это сказочные персонажи, то все они должны быть разными. Это поможет разнообразить зрительные впечатления крохи. Стоимость мобилей для новорожденных немаленькая, а использоваться они будут только в первые месяцы жизни крохи.

Ничего не случится страшного, если вы подвесите над кроваткой малыша обычные гирлянды. Негромкое музыкальное сопровождение можно включить и на отдельном устройстве.

Игрушки для детей 3-4 месяцев

В этом возрасте дети уже начинают трогать игрушки руками и даже пытаться попробовать их на вкус. Теперь погремушки в арсенале малыша будут занимать уже не главенствующую позицию: к ним прибавятся «кусалки», «сжималки», «хваталки».

Интересно! Как приучить малыша к горшку?

Грудничкам в 2-3 месяца очень нравится играть с неваляшками. Малыши любят слушать звуки, которые издает кукла при покачивании.

Хорошая развивающаяся игрушка для ребенка до 4 месяцев – звенящая погремушка-браслет. Такие погремушки выполнены из ткани или очень мягкого силикона. Надевать браслеты можно и на ручки, и на ножки.

Погремушки-браслеты помогут малышу понять, что звук издается при движении.

Иногда дети пугаются таких погремушек: если вы заметили, что малыш реагирует на браслет с плачем, попробуйте показать игрушку ребенку через несколько недель.

Хватательные движения обычно развиваются у грудничков к 4 месяцу жизни. Неплохой вариант для такого возраста – погремушки с ручкой, которую кроха будет пытаться держать самостоятельно. Убедитесь в том, что на погремушке нет никаких мелких деталей, которые малыш мог бы оторвать: велика вероятность, что ребенку захочется их проглотить.

В 4-5 месяцев ребенку можно предложить поиграть с «пищалками» (игрушками из мягкой резины, издающими звук при надавливании).

Малыши в возрасте, приближающемся к половине года, любят перекладывать предметы с места на место, поэтому им непременно понравятся кубики или части от конструктора. Конечно же, они должны быть достаточно крупными.

Мы приготовили несколько советов по выбору и уходу за игрушками для самых маленьких:

1 Не покупайте погремушки из твердого пластика. Этот материал очень хрупкий и ломкий, при любом неосторожном движении от него может отколоться мелкий кусочек, что очень опасно для новорожденного.

2 Любые игрушки нужно периодически мыть. Если это карусель или гирлянда, их нужно протирать тряпочкой от пыли.

В первые месяцы жизни малыш стремительно обучается новым навыкам и познает мир. Поэтому игрушки для новорожденных – не просто развлечение, а дополнительный развивающий инструмент.

Но это не означает, что сразу после рождения крохи вам нужно приобрести их как можно больше. Всему свое время.

Главный вопрос, в котором стоит разобраться – когда новорожденному становятся интересны игрушки? Поскольку в первые недели после появления на свет зрение ребенка еще не адаптировалось должным образом и осознанно удерживать предметы он не может, потребность в них до месяца невелика.

Сейчас для малыша важнее тактильный контакт с близкими. Положительно влияет также речь и звуки, которые кроха слышит ежедневно. Игрушки стоит вводить с 3-4 недели жизни, до этого момента они едва ли его заинтересуют.

Игрушки для новорожденного

Развивающие игрушки для грудничков нужно выбирать соответственно возрасту и возможностям малыша. Иначе у вас может скопиться масса бесполезных на данный момент приобретений.

В 1-2 месяца

Какие игрушки нужны ребенку в 1 месяц? Выбор здесь невелик. Традиционно, первая игрушка для новорожденных – мобиль или погремушка. Они стимулируют слух, внимание и зрение. В этом возрасте ребенку проще фокусироваться на отдаленных предметах, поэтому держите или подвешивайте их в 40-50 см от малыша.

В 2 месяца грудничок начинает различать лица и обращать внимание на их выражение. Поэтому к игрушкам для новорожденных девочек и мальчиков можно добавить мягких зверушек или сказочных персонажей с крупными мордочками (лицами). Также рекомендуется давать малышу щупать различные по фактуре предметы – шершавые, гладкие, мягкие, пушистые. Погремушки и музыкальные игрушки тоже остаются актуальными.

В 3-4 месяца

К 3 месяцам грудничок начинает держать игрушки. Малышу уже можно дать погремушку, скорее всего, он потянет ее в рот, попробует сжать или потрясти. Так происходит знакомство с окружающими предметами.

В этом возрасте дети интересуются яркими погремушками, различными шуршалками и пищалками. Для начала избегайте тяжелых или громоздких игрушек, а также предметов с мелкими деталями, велик риск, что ребенок ими травмируется.

Трехмесячные малыши могут увлеченно разглядывать развивающий коврик, поэтому, если вы планируете его приобрести – это подходящее время. Если ребенок уже уверенно держит голову, можно ввести занятия с гимнастическим мячом (фитболом). Они станут для него и зарядкой, и развлечением.

В 4 месяца кроха начнет брать предметы осознанно и манипулировать ими. Поэтому на первый план выходят различные предметы, побуждающие малыша к активным действиям – говорящие, издающие звуки или вибрирующие игрушки, мячики ярких расцветок, неваляшки.

Многие родители дают самодельные или покупные пластиковые кольца, с привязанными к ним лоскутами из различных тканей. Это помогает развить мелкую моторику.

В 5-6 месяцев

Игрушки для младенцев в 5 месяцев можно использовать те же, что и для 4-месячных. Но, поскольку координация малыша совершенствуется и интерес к самостоятельному хватанию предметов возрастает, есть смысл добавить удобные для детских ручек объекты. Это могут быть шарики, брусочки, кубики, фигурки. Лучше, если они будут сделаны из пластика или винила. Малыш может перекладывать их, бить друг о друга.

Нередко в этом возрасте кроху беспокоят режущиеся зубки, поэтому в ход идут мягкие погремушки-прорезыватели. Особенно хороши модели, наполненные водой. После нахождения в холодильнике они помогают унять боль и зуд.

У , вероятнее всего, уже есть любимая игрушка и свои предпочтения в выборе развлечений. В полгода малыши любят искать предметы по звуку, наблюдать за плавающими в воде игрушками (уточками, корабликами и т. д.), разглядывать себя в зеркале.

Можно рассматривать и листать с ребенком книжки для самых маленьких. Они изготавливаются из безопасных материалов – ткани, картона, дерева. Также предлагайте малышу собирать или хотя бы просто рассматривать простые сортеры и пирамидки, катать игрушки на колесиках, дергать за ниточку надувной шарик. Это развивает мышление.

После 6 месяцев

Для детей, старше 6 месяцев, игрушки должны быть разнообразнее, чем для новорожденных. Основные их функции – развивать новые навыки.

Краткое описание игрушек, необходимых малышам от 7 месяцев до года:

  1. В 7 месяцев. Теперь, когда малыш уверенно сидит, полезны будут детские музыкальные инструменты, игрушки-вкладыши, простые конструкторы. Ребенку нравится подражать взрослым, поэтому можно купить игрушечную посуду и предложить «покормить» мишку или куклу. Кубики и книжки для малышей тоже не стоит исключать из повседневных развлечений.
  2. В 8 месяцев. Освоив перемещение по квартире на четвереньках, кроха все больше интереса проявляет к физическим занятиям. В этот период полезно учить его играть с мячиком, юлой, пользоваться игрушечным молоточком, делать сооружения из кубиков и конструктора. Хорошая игрушка для 8-месячного малыша – детский мобильный телефон или игровая панель.
  3. В 9 месяцев. В этом возрасте дети все больше интересуются игрушками-вкладышами – стаканчиками разного размера, матрешками, объемными пазлами. Надолго занять малыша можно заводными и катающимися игрушками. Развлечением может служить даже открывание и закрывание баночек, кастрюль, пластиковых контейнеров и т. д.
  4. В 10 месяцев. Наступает период развития логики. Поэтому лучшая игрушка для 10-месячного крохи – крупная мозаика, сортер, конструктор. Приходит пора и для освоения ролевой игры – качать куклу, жалеть, укладывать ее спать, гулять с ней. Даже если у вас подрастает мальчик, один пупс в доме нужен, чтобы отработать основные навыки и научить малыша показывать на нем части тела (ручки, глазки, носик и т. д.). Для активных игр подойдет большой грузовик, детская палатка или домик.
  5. В 11 месяцев. Развитие познавательных способностей продолжается и к игрушкам можно добавить конструктор-лабиринт, в котором перекатываются шарики, фигурки животных для изучения звукоподражательных слов, машинки, в которых малыш может ездить сам.
  6. В год. Обычно к году ребенок начинает осваивать ходьбу и актуальными становятся игрушки, помогающие в этом – каталка на палочке, кукольная коляска, машинка на веревочке. Не менее важно развивать мелкую моторику – «ловить» рыбок в тазу магнитной удочкой, играть с бизибордом, лепить фигурки из съедобного теста.

Какой должна быть идеальная игрушка для новорожденного или малыша постарше? Конечно, безопасной и соответствующей возрасту. Не стоит покупать их слишком много – гора игрушек только рассеивает внимание крохи. Лучше предлагать ему не более 3 предметов, заменяя их раз в 2-3 дня другими. «Старые» нужно припрятать, а потом преподнести заново. При таком круговороте игрушки наскучат малышу нескоро.

Когда малышу исполняется месяц, он уже начинает реагировать на погремушки с пищалками или следить глазками за . Только, желая порадовать кроху, не покупайте самые яркие или звонкие игрушки. Сделать правильный выбор вам помогут наши советы.

1. Безопасность

Присмотритесь внимательно к игрушке. В ней не должно быть деталей, которые грудничок может отгрызть и случайно проглотить, а также щелей, где застрянет детский пальчик. Длинные веревочки опасны тем, что они способны намотаться на шею. Оцените, безопасно ли брать игрушку в рот - не принесет ли это вреда здоровью? Не сломается ли погремушка, не просыпется ли ее содержимое наружу, если долго ей стучать? Не издает ли забавная резиновая лягушка резкий или неприятный запах? Стойкая ли краска - она не сдерется, если потереть пальцами? Если вы присматриваете мобиль или подвеску, убедитесь, что игрушка прочно крепится. Не испугает ли она кроху, если упадет посреди ночи? И главное - лучше приобретать детские товары известных производителей: им важно поддерживать хорошую репутацию, поэтому они тщательно следят за качеством материалов.

Обращайте внимание на маркировку понравившихся птичек, колокольчиков, резиновых лягушек. Отметки «0+», «6+», «для детей от 3 лет» - не простая формальность.

2. Гигиеничность

Для новорожденного стоит выбирать простые в уходе игрушке, которые легко мыть или можно стирать в машинке. Как минимум, протирать влажной тряпочкой.


3. Удобство

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Важно, чтобы младенец мог сам держать игрушку. К сожалению, даже известные фирмы выпускают тяжелые игрушки, которые выпадают из рук ребенка. Если хотите купить пищалку, выбирайте изделие из мягкой резины - у карапуза хватит сил на нее надавить, чтобы услышать звук.

4. Звуки и цвета

Груднички лучше реагируют на игрушки теплых насыщенных оттенков, а фаворитами среди них почему-то признаются желтые и оранжевые. Помните, что кислотные цвета, чрезмерная пестрота и резкие, громкие звуки могут перевозбудить малыша. Вначале ребенок будет казаться веселым, но позже заплачет и закапризничает. Поэтому лучше выбирать игрушку, которая издает мелодичный негромкий звон или постукивает. Мычание, мяуканье, электронный лай лучше оставить для малышей от 1 года. Если же вы подбираете мобиль, проверьте, чтобы громкость у приглянувшейся модели регулировалась.


5. Тактильные ощущения

Малышу должно быть приятно прикасаться к игрушке. Плюшевые и меховые изделия выбирать не стоит - кроха ведь все стремится попробовать, поэтому ворс может попасть в рот. Зато специальные игрушки для новорожденных изготавливаются из нескольких видов тканей, которые различаются на ощупь: трогать их и приятно, и полезно. Отличный вариант - игрушка-обнимашка, или комфортер. Это тканевая фигурка с туловищем в виде подушечки, которую маме нужно немного поносить на себе. На игрушке останется родной для младенца запах, поэтому, когда вы положите ее в кроватку, малыш почувствует себя защищенным.

Будьте осторожны с игрушками из дерева: пусть они и экологичные, но могут оставлять занозы.

Рассказываю и показываю, как мы играли с первыми игрушками (погремушки, неваляшка, мякиши, развивающий коврик и мобиль). Что действительно было полезным, а что может и не пригодиться в один два и три месяца малыша.

В первые 2-3 недели новорожденный практически не реагирует не только на игрушки, но и на свою маму. Он не радуется ее появлению, не смотрит ей в глаза, не ищет ее, когда она уходит. Но любящая мама, несмотря на такое невнимание, не только кормит и одевает, но и активно общается со своим драгоценным малышом. На первый взгляд все это может показаться бессмысленным - он же еще ничего не понимает. Но на самом деле такая материнская активность обладает глубоким созидательным смыслом. Именно благодаря ей где-то на третьей неделе жизни появляется сосредоточенный взгляд в глаза, а потом - широкая, во весь рот, улыбка. Эта улыбка явно адресована взрослому и выражает радость от присутствия родного человека. Со временем такая улыбка появляется все чаще, к ней присоединяются радостные хаотичные движения ручками и ножками и счастливое младенческое гуление.

Главная и единственная потребность младенца - это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, - это против своей "незамеченности". Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает по-своему - с помощью взглядов, улыбок, движений ручками и ножками.

В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослого. В первом полугодии кроха еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями.

Кукла как человек

Первое, что воспринимает и на что реагирует младенец, появившийся на свет, - это лицо человека. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с "заместителем" человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо, также вызывают живое внимание и удовольствие малыша. По возможности это лицо должно быть выразительным и привлекательным. Прежде всего, это лицо куклы.

Для младенцев, которые еше не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см). с отчетливыми чертами липа. Это могут быть:

  • Большая неваляшка . Это очень важная игрушка для младенца. У нее огромные выразительные глаза и веселая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, ее можно поставить в кроватку младенца, и его случайные движения будут приводить ее в движение и вызывать приятный перезвон.
  • Кукла-голыш . Всем своим обликом она напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку, малыш как бы узнает себя.
  • Тряпичные или пластиковые куклы . Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Все это радует и занимает младенца.
  • Фарфоровая кукла в одежде . Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Встречаясь взглядом с такой куклой, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу - они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой игрушкой.
  • Колобок - шарик с изображением . Это также очень хорошая игрушка для младенца. Ее можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребенок наблюдал за его движениями.
  • Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.) . Важно, чтобы у "зверя" было выразительное "лицо" с крупными глазами. Особенно интересно, если это будет игрушка со звуковым эффектом: неожиданное появление звука (конечно по возможности приятного и не слишком громкого) привлечет внимание малыша, удивит и обрадует его.

Как можно видеть, уже в первые три месяца ребенку будут полезны разнообразные куклы и образные игрушки. Конечно, младенцы еще не играют в куклы в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их, и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие - они сосредоточиваются, улыбаются, оживляются, возбужденно гукают и гулят и пр. Все это, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.

Очень важно, чтобы сначала куклу, как, впрочем, и любую другую игрушку, показывал взрослый. Присутствие и участие взрослого придает кукле привлекательность, оживляет и одушевляет ее. Кукла как бы "впитывает" образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже стала значимой и настоящей, малыш будет с удовольствием рассматривать ее самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребенок испытывает бурную радость или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребенку в этой естественной потребности нельзя.

Игрушки для концентрации

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения "ребенок наблюдает, понимает, узнает" и пр. Однако по отношению к 2-3-месячному ребенку такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют кроху теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его восприятие носит еще не расчлененный характер: в нем трудно выделить отдельные стороны познания - такие, как внимание, восприятие или мышление. Воспринимаемый мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее интересными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух - звуки музыки, речь человека. Малыш радуется всему, что он воспринимает. Если, например, младенец в коляске видит над собой дерево с шевелящимися листиками, он будет с восторгом наблюдать их и требовать, чтобы ему еще и еще показали это захватывающее для него зрелище. В таком восторге проявляется познавательная активность младенца - предтеча всех умственных способностей человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, кроха будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным явлениям окружающего его пока что маленького мира, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования.

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка; младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки - словом, воспринимать окружающий мир. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.

Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни - научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребенку начиная с двух месяцев обязательно нужно давать "пищу" для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки - яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес.

В первые месяцы, когда малыш еще не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки. Среди них особенно хороши следующие:

  • Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками . Такую карусель закрепляют на кронштейне над или кроваткой ребенка так, чтобы он мог видеть все ее части. Ее вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение.
  • Колокольчики и бубенчики , которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.
  • "Турничок" с подвесными игрушками . Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.
  • Светящиеся или зеркальные игрушки . Они, несомненно, привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение.
    Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начнет тянуться к ним и вызывать их движение или звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется.
  • Погремушки . Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки. Погремушки - самые важные и традиционные игрушки для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребенку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за ее перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением погремушки. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который ее показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы малыш мог "греметь" ею, т.е. держать ее в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу.


Учимся хватать

Около трех месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы. Первыми такими предметами опять же являются игрушки.

Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны, ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой - складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия.

Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений.

Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или на ножку ребенка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками и будет самостоятельно "звенеть", что принесет ему огромное удовольствие.

Можно также привязать мягкой ленточкой одну из фигурок музыкальной карусели к ручке ребенка. Он сразу поймет, что, двигая рукой, он вызывает перемещение и грохот всей карусели, и будет с удовольствием пользоваться этим открытием.

Все эти простые занятия очень полезны, поскольку учат управлять своими движениями, владеть своим телом.

Одновременно нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к целенаправленному схватыванию предметов. Универсальным средством такой подготовки является самая традиционная младенческая игрушка - погремушка.

Уже в 2 месяца можно вкладывать погремушку в ручку ребенка - он будет махать ею, стучать, трясти. Для таких простых действий нужны очень легкие, удобные для захватывания и удержания погремушки - лучше всего в форме булавы или гантели. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш будет рассматривать ее, отодвигать и приближать и конечно тянуть в рот. Первые погремушки должны быть по возможности яркими и привлекательными. Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца зависит прежде всего от присутствия и действий близкого ему взрослого: ребенка больше всего привлекают те игрушки, которые показывает мама. В первом полугодии близкий взрослый остается для младенца центральной фигурой, которая открывает ему дорогу в широкий мир.

Елена Смирнова,
д-р психологических наук,
руководитель учебно-методического
Центра игры и игрушки Московского
городского психолого-педагогического университета
Статья предоставлена журналом "Беременность. От зачатия до родов" № 08 2007 год