Какие традиции на рождество. Рождество Христово: традиции и история праздника

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника




Рождество, так же как и Новый год - самые ожидаемые и радостные праздники не только для россиян, но и для всей планеты. Это логичное завершение определенного жизненного этапа, подведение итогов и, конечно, ожидание нового, неизвестного и, несомненно, лучшего. Пожалуй, это любимейший праздник детворы. Они уже догадываются, что Деда Мороза не существует, но все еще продолжают в него верить. Традиции и обычаи Рождества в России довольно интересны и разнообразны, давайте поговорим о них более подробно.

Подготовка к Рождеству в России

С 28 ноября 2014 года начинается рождественский пост – своеобразная подготовка к Великому торжеству. В это время рекомендуется воздержаться от тяжелой, жирной пищи, выпивки. Однако и служители церкви всячески это поддерживают, поститься следует только тем, кому это по силам. Если же нет полной уверенности в себе или отсутствие яиц и мяса вызывает негативную реакцию, если есть чувство раздражительности и обиды на весь мир – лучше перед началом поста посоветоваться со своим врачом или духовником. Как один из способов – можно попробовать соблюдать пост только по средам и пятницам, и в том случае, если все получится, переходить к следующему шагу.




Также одной из традиций Рождества в России является генеральная уборка: перестирывают занавески, вытирают пыль из труднодоступных мест, выметают грязь из углов, таким образом, очищая дом перед приходом нового и светлого. В старину и для мужской половины находилось вдоволь работы: починить воз, санки, подлатать крышу. На сегодняшний день мужчины вполне могут отремонтировать капающий кран или подклеить отвалившуюся плитку в ванной, а если и это не по силам – позвонить сантехнику.

В рождественскую подготовку входит и поездка на ярмарку (сейчас для этих целей подойдет обычный магазин одежды). Ведь для всех членов семьи надо приобрести обновки. Обновить следует и посуду, так как перед началом празднования, по обычаю, следует выбросить все треснутую и надколотую посуду. Нельзя забывать и про самых маленьких сладкоежек. Для детишек тоже приобретали подарки и сладости.




В подготовке к празднику должна принимать участие вся семья. «Кто перед Рождеством хлопочет сплоченно, тот весь следующий год будет жить в мире и согласии» - говорит народное поверье. Работа находилась и для молодого поколения. Парни и девушки, по рождественскому обычаю, помимо помощи взрослым, разучивали новые , шили костюмы для вертепа и мастерили на длинной палке Вифлеемскую звезду. Во время похода по дворам почетная миссия доставалась юноше, который нес звезду, поскольку именно он должен был первым войти во двор.

Категорически запрещается стирать, готовить, убирать, колоть дрова и заниматься другой тяжелой работой. Все это стоит делать заранее, а сам праздник должен оставаться чистым и светлым, не омраченным никакими заботами. Почему нельзя выносить мусор? Потому что считалось, что в углах и закоулках, где и скапливается в основном вся грязь, собираются души почивших родственников, которые пришли отпраздновать Рождество со своей семьей. После Крещения, они возвращались к себе, на небо – тогда и можно было убрать и вынести мусор.

Сочельник

На рождественский сочельник нельзя опаздывать, это последний день поста. Все члены семьи приходят в гости заблаговременно и сообща накрывают на стол. По рождественской традиции в этот день едят сочиво (отсюда и название Сочевник, которое позже трансформировалось в Сочельник). Сочиво – это размоченные зерна ржи, пшеницы или риса с добавлением фруктов и меда, в настоящее время именуемое кутьей.

Садиться за стол можно только после вечернего богослужения в храмах и появления на небе первой звезды, которая оповестила когда-то волхвов о рождении Христа-Спасителя.

Обязательным украшением стола считается пучок свежего сена, как память про ясли, в которых произошло рождение младенца. Праздничный стол накрывают белой скатертью и расставляют на нем дюжину блюд (в соответствии с количеством апостолов). На праздничном столе должны быть только . К обязательным блюдам в этот день относится печеная или отварная рыба, компот узвар (состоящий из спелых и сушеных фруктов) и варенье (клубничное, малиновое, земляничное, морошковое).




Размоченные зерна пшеницы несут в себе символ начала новой жизни, созревшие плоды и фрукты – знак окончания жизненного пути. Что касается рыбы, то в ее греческом названии «ихтиос» закодировано имя Иисуса Христа. Таким образом, Сочельник – это своеобразный ритуал рождения Сына Божьего.

Одной из забавных традиций на Рождество в России считается рождественский пирог, в который подкладывали монетку. Кому она попадется, тому и прибудет счастье.

Святки

Святки начинаются 6 января и продолжаются две недели. Это один из самых радостных и оживленных праздников на Руси. В это время проводят знаменитые святочные гадания. Каждый день полон своих примет, обрядов и знамений. С особым вниманием относятся ко снам, почти все они считаются вещими. Судьбоносным считается сон в ночь на сочельник. Чтобы его запомнить под подушку клали сонник, а в изголовье кровати оставляли зажженную свечу.

Количеству гаданий, по которым можно узнать имя или увидеть во сне своего суженого вообще не имеет числа. Это и бросание левого башмачка через порог, и заглядывание в зеркало, и гадание на волосах, на кольцах, на рисе, на воске, на кофейной гуще, на цепочке и др.

Для привлечения жениха достаточно было взять заслонку из печи, насыпать на нее хлебных крошек и накормить петуха. Эта птица является символом мужского начала и нового дня, а зерна, олицетворяют плодородие и достаток (а посему и жених должен быть и сильным, и красивым, и богатым).




Петух, особенно если он был черный, активно использовался и в других обрядах. Например, насыпали в центре комнаты зерно, ставили емкость с водой и зеркало. К какому предмету петух первому подойдет – таким и будет будущий жених. Если к воде – пьяницей, если к зерну – богатым, а если к зеркалу – красивым.

Погодные приметы на Рождество

По народным приметам в Рождество судят о погоде, которая ожидает в Новом году:
- если метет метель в Сочельник – жди раннюю весну,
- если к утру на деревьях густой иней – к хорошему урожаю хлебов,
- если Рождество теплое – весна будет холодной,
- если 7 января выпадет снег – будет щедрый урожай.

Традиции и обычаи Рождества в России формировались многие века, поэтому нужно если и не соблюдать их, то хотя бы относиться с уважением.

А также вас наверняка будет интересно почитать об .

Рождество Христово 2019 – один из самых светлых и прекрасных дней в году. Пожалуй, такой богатой и загадочной истории нет ни у одного другого праздника. И, пожалуй, никакой другой праздник не объединяет так сильно между собой представителей разных вероисповеданий и национальностей. В 2019 году Великий церковный праздник приходится на воскресенье 7 января.

Истоки Рождества Христова скрываются в еще более древнем празднике, Богоявлении, который был посвящен рождению младенца Иисуса. День Богоявления начали праздновать во втором веке в Египте. К 4 веку традиция распространилась и на восточные страны, а еще спустя столетие пришла и на Запад. Любопытно то, что День Богоявления был посвящен трем событиям из жизни Иисуса: его рождению, явлению пред ним волхвов с дарами и крещению в реке Иордан.

Рождество Христово как отдельный праздник начали отмечать только в конце 5 века.

По григорианскому календарю Рождество выпадает на 25 декабря. Именно в этот день праздник отмечают представители римско-католической и протестантской церкви. Православная церковь григорианский календарь до сих пор не признает, поэтому Рождество Христово отмечается по новоюлианскому календарю, на две недели позже, в ночь с 6 на 7 января.

Традиции и обычаи Рождества в каждой семье передаются из поколения в поколение. С глубокой древности в любой православной семье ежегодно 7 января принято праздновать Рождество, величайший православный праздник. Традиции и обычаи празднования Рождества в разных странах могут существенно отличаться друг от друга, поэтому и подготовка к празднику у всех абсолютно разная.

Как же проводился праздник Рождества в старину и как его отмечают сегодня в России? Какие традиции и обряды проводятся в ночь перед Рождеством и что приготовить на праздничный стол?

История Рождества Христова

События Рождества христианская церковь вспоминала 6 января, в день Богоявления – упоминания об этом были с конца II вплоть до IV веков. А в середине IV века Климент Александрийский отмечал о появлении Рождества как отдельного праздника, когда его стали праздновать 25 декабря.

Надо отметить, что когда-то именно 25 декабря в Римской империи широко отмечали культ Непобедимого Солнца. И считается, что православная церковь, вводя праздник Рождества, попыталась вытеснить языческий праздник.

Непосредственно рождение Иисуса Христа описывается у евангелистов Луки и Матфея. Там сказано, что Мария и Иосиф в Вифлеем пришли из-за переписи населения, проходимой в Римской империи. Именно в Вифлееме Мария родила своего Первенца, спеленала Сына и уложила Его в ясли.

Вначале поклониться Иисусу пришли пастухи, которым явился ангел и рассказал о чудесном событии рождения сына Божьего.

Волхвы (мудрецы) пришли с дарами поклониться младенцу, когда увидели на небе чудесную звезду, извещающую о рождении Иисуса.

Когда празднуется Рождество в России

25 декабря – это установленная дата празднования Рождества Римско-католической церковью, а также многими другими протестантскими церквями, которые ведут летоисчисление по григорианскому календарю.

25 декабря по ново-юлианскому календарю (совпадать с григорианским он будет до марта 2800 года) отмечать Рождество будут Антиохийская, Константинопольская (за исключением Афона), Кипрская, Александрийская, Румынская, Болгарская и Элладская церкви.

6 января Рождество отмечают в Армянской церкви – в тот же день, что и Крещение Господнее. Потому праздник идет под именем Богоявления.

7 января по современному григорианскому календарю (25 декабря по «старому стилю» юлианского календаря) Рождество отмечают Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, восточно-католические, древневосточные церкви, а также Афон.

Народные традиции Рождества

В старину место для празднования Рождества по обыкновению назначалось дома у какой-либо гостеприимной семьи. При этом хозяйка за некоторое время до праздника Рождества должна была лично обойти всех друзей и родственников и озвучить приглашение провести святой праздник в ее доме.

Пригласительная речь должна быть заранее заготовленная и достаточно почтительная, потому как ее слова услышавшие будут озвучивать следующему поколению.

На следующий день специально выбранная пожилая дама шла приглашать на праздник молодых девушек. В домах ее приветствовали всевозможными восклицаниями и уделяли почтительное внимание. Приглашая девушек, женщина называла всех по именам и указывала адрес, где их будут ожидать, а хозяйка дома, в который эта женщина зашла, должна предложить ей чарку вина.

Парень, который был выбран для определенной девушки, с этого дня назывался ее «суженым» и становился для нее более близким, нежели остальные молодые люди.

После того как пары были выбраны, парни и девушки должны беспрекословно выполнять все, что говорит им хозяйка дома. Иногда задания за молодых людей могли выполнять их родители, поэтому на празднике никто не оставался незамеченным.

Самый первый вечер праздника уделялся приему девушек. Они должны были в канун Рождества, после наступления темноты, прибыть к дому, в который были приглашены. Приезжать принято было вечером на санях, в компании своих матушек.

Желательно прихватить с собой приданое на случай успешного сватовства в рождественский вечер. За девичьими санями могут следовать родственники, друзья и знакомые.

Приехав к нужному дому, никто не торопился заходить. Обычай велит дожидаться, когда хозяева выйдут с приветствиями навстречу гостям. Только после этого все могли заходить в дом, где начинались женские посиделки.

Все приглашенные девушки называли друг друга подружками, даже если вовсе не были знакомы. Празднование Рождества Христово начинается на следующий после посиделок день, тогда и приглашаются все остальные.

Рождественские колядки и детские песни

Обряды на Рождество в современной России

Эти довольно интересные и забавные традиции и обычаи Рождества остались в далеком прошлом, во временах наших прабабушек. Немного позднее празднование Рождества было знаменито колядками и песнопениями. Многие празднующие стремились измениться до неузнаваемости, наряжались в костюмы и ходили по всем дворам, где пели специальные рождественские колядки, частушки и веселили хозяев домов.

За это их благодарили традиционными рождественскими угощениями с праздничного стола и всегда предлагали выпить вина. Эти традиции наверняка помнят многие наши родители, в некоторых поселках до сих пор иногда можно встретить колядующих в Рождество.

Сегодня празднование светлого праздника Рождества уже не проходит так весело и с соблюдением каких-либо традиций, как раньше. Существуют, конечно, какие-то условности, однако, не все их соблюдают. Например, в этот день необходимо соблюдать Рождественский пост до первой звезды.

Также верующие люди в этот праздник посещают церковь, читают молитвы, ставят свечки и помогают обездоленным. Также перед праздником считается обязательным навести порядок в доме, хорошенько помыться в бане и непременно приготовить множество рождественских угощений, главным среди которых должно быть мясное блюдо из свинины.

Закупать мясо нужно в больших количествах, чтобы приготовить холодец, жаркое, пожарить поросенка и фаршировать свиную голову. Еду с праздничного стола на Рождество не убирают, а оставляют для угощения душ умерших родителей. Приготовленную рождественскую кутью, если она оставалась после застолья, необходимо раздавать беднякам, чтобы они тоже почтили святой праздник.

В праздник Рождества всегда выпивают. Шумное празднование, гулянье и веселые пляски, рождественские колядки не ограничиваются одним вечером и растягиваются на несколько беззаботных дней. Дети в это время радуются зимним забавам, катаются с горки и на санях, лепят снеговиков и гуляют.

Что приготовить на Рождество 2019

Праздничное мясо тушеное в вине

Это превосходное блюдо, подходит ко всем праздникам. Оно очень вкусное, мягкое и ароматное. Пряности для праздничного мяса можно использовать на свое усмотрение и вкус. Рецепт нежной телятины в вине поможет вам разнообразить Рождественский стол.

Необходимые продукты:

  • 1 кг. телятины
  • 2 головки чеснока
  • 8 столовых ложек острого томатного соуса
  • 750 мл. белого сухого вина
  • 2 столовых ложек хлебных крошек
  • Постного масла
  • 1 ветка тимьяна
  • 1 ветка майорана

Как приготовить нежную телятину в вине на сковороде:

Телятину нарезать на одинаковые куски, небольшого размера. Промыть и высушить. Раскалить сковороду, добавить масло и жарить мясо до румяной корочки. Чтобы телятина хорошо зажарилась, укладывать телятину в сковороду маленькими порциями.

Чеснок почистить и разрезать напополам. Добавить к мясу. Так же к содержимому присоединить хлебные крошки, соус, тимьян и майоран. Все хорошо перемешать и влить сухого вина, закрыть содержимое и тушить 90 мин.

По истечению 60 мин. надо попробовать блюдо на вкус, и исправить погрешности. И дольше продолжать тушить до конца. Тушеную телятину на рождественский стол подавать горячим с пюре из картофеля.

Рождественская утка с апельсиновым соусом

Для того чтобы приготовить шедевр кулинарии – нежную и мягкую утку с апельсинами понадобится немало времени провести на кухне. Но поверьте, это стоит того. Чтобы приготовить такую птицу, как утка нужно знать некие секреты.

Тонкости и секреты приготовления утки: Убрать лишний жир с утиного мяса можно предварительно проварив утку в кипятке.
Чтобы мясо утки было мягким, нежным и сочным не поливайте жиром во время приготовления. Лучше промариновать утку специями, а после уже выпекать.
Чтобы утка имела необыкновенно приятный вкус, ее стоит подавать с соусом. Рецепт нежного апельсинового соуса с киви и специями читайте ниже.

Для приготовления вкусного рождественского блюда вам понадобятся продукты:

  • Утка (небольшая тушка птицы, весом не более полутора килограмм)
  • 50 г муки;
  • 4 яйца;
  • 30 г твердого сыра;
  • апельсин, киви, — по одному;
  • тимьян;
  • кориандр;
  • мускатный орех;
  • вода – 50 мл;
  • соль, сахар – по вкусу;
  • Зелень базилика – по вкусу.

Как готовить утку с апельсиновым соусом:

Рецепт приготовления вкусной сочной и мягкой утки совсем простой. Первоначально стоит подготовить утку. Для этого закипятите воду в кастрюле. Хорошо зачищенную тушку птицы поместите в кастрюлю на две минуты. После, достаньте, остудите и обсушите.

В отдельной емкости смешайте смесь перцев и соль. Специями хорошо натрите утку и отставьте на полчаса мариноваться. Как только утка промаринуется, отправьте ее выпекаться при среднем температурном показателе на один час.

Как только час подойдет к концу, займитесь кляром. Для этого в отдельной емкости смешайте яйца, натертый сыр и муку. При помощи венчика хорошо вымешайте, прибавьте соль. Этой смесью хорошо промажьте утку, и уменьшите огонь до минимума. Выпекайте утку в течение 30-45 минут, в зависимости от вида утки.

Пока рождественская утка готовится в духовке, займитесь приготовлением кисло-сладкого соуса. Для этого нарубите мелко базилик.

Мякоть и сок фруктов перебейте в блендере. Поставьте нагреваться на огонь. Приправьте солью и сахаром. Как только специями растворятся, снимите с огня и дайте остыть.

На кончике ножа положите в соус тимьян, кориандр и мускатный орех. Добавьте базилик и хорошо перемешайте. Подавайте горячую рождественскую утку вместе с ароматным соусом к праздничному столу.

Праздничные креветки с рисом в остро-сладком соусе

Простой и вкусный салатик, который легко готовить украсит ваш праздничный стол. Удивите своих гостей на празднование Рождества вкуснейшим ресторанным блюдом, приготовленного в домашних условиях.

Для приготовления вам понадобятся, следующие ингредиенты.

  • Креветки крупные – 450 г;
  • Имбирный-чесночный соус – 2 ложки;
  • Соус чили – две ложки;
  • Соевый соус – половина стакана;
  • Кукурузный крахмал – одна ложка;
  • Арахисовое масло – по вкусу;
  • Яйца – 3 штуки;
  • Сельдерей – 1 стебель;
  • Кунжутное масло – две ложки;
  • Белый рис – 4 стакана (предварительно отваренный)
  • Зеленый горох и соевые бобы – по половине чашки;
  • Свежий ананас – 200 грамм;
  • Ростки фасоли – одна чашка;
  • Зеленый лук – несколько перьев.

Как приготовить праздничные креветки:

Крупные креветки нужно предварительно отварить, а после очистить. Подготовленные креветки выложите в глубокую посуду и перемешайте с соевым соусом. Добавьте к ингредиентам соусы чили и имбирный. Правьте небольшим количеством кукурузного крахмала.

Все перемешайте и отправьте, прохлаждаться на пятнадцать минут. Подготовьте яичные блины. Для этого взбейте яйца с ложкой воды и соевым соусом.

Промажьте сковороде арахисовым маслом и выпекайте блины на слабом огне до готовности. На один блин уходит не более 45 секунд вашего времени. После того, как блины будут готовы, их необходимо нарезать соломкой.

Для того чтобы приготовить рис подготовьте заранее чугунную кастрюлю. Промажьте дно емкости арахисовым маслом и выложите в нее охлажденные и промаринованные креветки. Готовьте на огне морепродукт в течение трех минут и сразу же снимите с огня.

Промажьте емкость маслом арахиса. Предварительно нарубите лук и сельдерей (как можно мельче). Добавьте в емкость овощи и имбирный-чесночный соус. Томите на сковороде не более трех минут и сразу же добавляйте рис.

Мешайте блюдо около двух минут, а после добавьте горох, ростки фасоли и предварительно нарезанный ананас. Томите блюдо на огне до окончательного приготовления риса. Праздничные креветки в остро-сладком соусе готовы!

На большое блюдо выложите посередине готовый рис. Полейте его соевым и чесночным соусом. По краям праздничного блюда выложите яичные блины и креветки. Украшайте блюдо перьями лука.

Рождественская кутья из пшеничной крупы

Рецепт праздничной кутьи с изюмом и сухофруктами.

Рождественская кутья из риса

Рецепт вкусной кутьи с орехами, курагой и черносливом.

Рождественская кутья из пшеницы

Вкусный рецепт рождественской кутьи с медом, изюмом, грецкими орехами и маком.

Как бы ни изживали себя рождественские традиции и обычаи со временем, однако, этот праздник и в наше время остается чистым и светлым. Современные люди, конечно, не колядуют, редко посещают церковь и не собирают суженых в своем доме, но тем не менее в Рождество многие семьи собираются вместе со всеми родственниками и устраивают хороший праздничный ужин.

На сегодняшний день Рождество — это один из немногих православных праздников, который всем приятно и радостно встретить в теплом кругу семьи, независимо от обычаев и традиций.

Рождество у православных является одним из самых почитаемых после Пасхи. В отличие от католического (24 декабря), православное Рождество отмечается 7 января. Причиной такому расхождению дат послужило установление в Европе, жившей ранее по юлианскому календарю, григорианского календаря.

Православное Рождество, в отличие от католического, не так много значения уделяет атрибутике праздника. Основной целью всё же является духовное видение праздника и внутреннее умиротворение.

Обычаи на Рождество Христово

Считается, что в ночь перед Рождеством силы добра и зла набирают особую силу. И то, какими помыслами больше наполнен человек, имеет тесную связь с проявлением в его жизни той или иной силы — » Каждому воздастся по вере своей «. Именно поэтому великому празднику Рождеству Христову предшествует сорокодневный период поста. Пост призван для того, чтобы, помимо плоти, очистить и помыслы. В этот период все истинные верующие посещают церковные службы, молятся и каются за грехи свои, чтобы светлый праздник встретить с чистыми помыслами и наполненной Божественным светом душой.

Самым важным днём периода Рождественского поста является канун самого праздника — сочельник (6 января). В сочельник, который ещё называют Коляда, едят только кашу из зёрен (кутья). Традиционно в кашу добавляют мёд, орехи и ягодный отвар. По давней традиции, никакую другую пищу до появления на небе первой звезды принимать нельзя.

По преданию, звезда символизирует Вифлеемскую звезду, которая загорелась на небе в момент рождения Христа. Именно с сочива и начинается вечерняя трапеза. Вся семья собирается за столом, читает молитву и поздравляет друг друга, прощая все обиды.

По традиции, на стол выставляется 12 блюд, символизирующие 12 апостолов. Рождественское угощение на Руси всегда было щедрым. Поросёнок или утка в яблоках, борщ, рыба, пироги, каша в тыкве — всё самое лучшее. Всеношное бдение начинается в православных храмах великим повечерием, куда церковь вкладывает особенный духовный смысл и выражает радость рождения Христа пением «Яко с нами Бог».

На Руси не было праздника долгожданнее, чем Рождество. Ведь традиции и обычаи рождества очень веселые и своеобразные. Молодые люди устраивали раздольные веселья и забавы. Например, кто — то из парней надевал на себя шкурку животного, а остальные шли за ним по соседним домам. В каждом доме ряженый совершал ритуал изгнания недоброй силы, произнося слова: «Бог благослови дом и всё, что в нём». После этого хозяева дома щедро одаривали компанию за свою работу. Вечером по дворам начинали ходить колядовщики с кутьёй. По традиции, нужно было вознаградить ходящих, иначе можно было накликать беду на весь год. Старшее поколение устраивало «посиделки»: старики вспоминали истории из молодости и рассказывали про обычаи и традиции на Рождество, а бабы и девки гадали.

С Рождества начиналось самое чудесное на Руси время — Святки. Девушки гадали на женихов до самого Крещения. Очень почитался на Руси и обряд из соломы. Солома на Руси всегда считалась символом достатка и хорошего урожая.

Издревле перед Рождеством из соломы вязали небольшие снопы и устанавливали их в домах. Считалось, что такой обряд изгоняет недобрых духов из дома и привлекает удачу. Так же существует поверье, дошедшее и до нынешних времён, что любое озвученное в Рождественскую ночь благое желание или намерение обязательно исполнится.

Существует ещё одна добрая традиция на Рождество — кормить птиц зерном или хлебными крошками. Это приносит счастье и достаток в дом. Работать в этот праздник не принято. Напротив, нужно принимать гостей или самим идти в гости и разговляться.

Что дарили на Рождество

Дарили всё. Каких — либо особых норм не существовало. Так, например, царским дочкам в Рождество дарили по одной жемчужине и бриллианту. К совершеннолетию так собиралось колье. В конце 19 века (1897 г.) в России появились поздравительные открытки, а уже через некоторое время распространилась традиция дарить такие открытки на Рождество и Пасху.

История Рождества

Давным — давно в городе Назарете жила девушка Мария и была она обручена с Иосифом. Однажды к Марии спустился ангел Гавриил и сообщил ей, что скоро на неё сойдёт святой дух и ей предстоит родить святое дитя, которого мир будет называть спасителем, сыном Божьим.

В то время император Август проводил перепись населения и каждый житель должен был вернуться в то место, где родился. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому вместе с Марией они и отправились туда. Но, к сожалению, по прибытию в Вифлеем, они не нашли места для ночлега и им прищлось остановиться для отдыха в обычном хлеву.

Там и был рождён ночью Иисус Христос. В ту самую ночь по местным полям пасли свои стада пастухи, перед которыми явился Ангел и рассказал им о рождении Божественного ребёнка. Пастухи поспешили к месту рождения младенца. Путь им указала Вифлеемская звезда. Подойдя к хлеву, они увидели младенца в яслях, а рядом Марию и Иосифа.

Одним из самых любимых у славян был и остается великий и всесильный праздник Рождества. Долгие века православие смешивалось с языческой культурой с ее традициями и суевериями,поэтому многие обычаи на Рождество имеют языческие корни и никак не связаны с христианством. Языческую веру и ее символику представители церкви всегда старались искоренить из православия, но до конца этого сделать так и не удалось. На Руси в эти дни отмечали «Святки», поэтому Рождество проходило и проходит наряду со святочными гуляниями и связанными с ними приметами, традициями и суевериями. Многие народные приметы, суеверия и обычаи на Рождество Христово дошли и до наших дней. Игнорировать приметы и обычаи или же прислушиваться к ним, зависит от личного отношения человека. Но наиболее распространенные рождественские суеверия не помешает знать, ведь наши предки редко когда ошибались, так как были в более гармоничных отношениях с природой, чем современные люди. Поэтому можно с уверенностью сказать, что доля правды в каждой примете есть.

Основные приметы

В каждом регионе рождественские приметы и обычаи могли отличаться, так как любые народные приметы возникают из-за условий жизни, обычаев, устоев и привычек людей, населяющих данную местность. Празднику Рождества и Святкам придавали большое значение - все, что случалось примечательного в эти дни, потенциально могло стать приметой, а если случай повторялся их года в год, он определенно утверждался как примета и приживался на века.

Рождественские приметы на погоду

Хорошо, когда на Рождество идет снег или же лежит на земле - чем больше снега 7 января, тем благоприятнее будет год. Если в Рождество бушует сильная метель, значит, весна будет ранней, а деревья раньше времени покроются листвой.

Прекрасно когда в этот праздник на улице стоит снежная и морозная погода, тогда лето будет жаркое. Если же теплая погода, значит весной придется мерзнуть.

Если ударит мороз, то холодно будет и на Крещение.

Ясная погода и много звезд на небе в рождественскую ночь- означает урожайный год на бобовые культуры, гречку и хлеб.

Если на Рождество завывает метель, значит, будет много меда.

На прекрасный и богатый урожай хлеба в грядущем году указывают покрытые инеем ветки в Рождество.

Если праздник выпал на новолуние, то будет неурожайный год.

Примета есть даже на день недели, на который приходится Рождество:

  • понедельник – лето будет теплым и порадует большим урожаем грибов;
  • вторник – в этом году удачным заключение брака;
  • среда – будут успешными рыбалка и охота;
  • четверг – у незамужних девушек велика вероятность выйти замуж;
  • пятница – будет долгая зима, а лето – короткое;
  • суббота – теплый и дождливый конец зимы;
  • воскресенье – будет хороший и урожайный год, который принесёт людям много радостных событий.